cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Третий в пятом ряду главная мысль – краткое содержание повести и анализ произведения

краткое содержание повести и анализ произведения

Анатолий Алексин – автор более сотни проникновенных и добрых произведений для детей и подростков. Одно из них – «Третий в пятом ряду». Краткое содержание повести представлено в статье.

План пересказа

Повествование в этом произведении ведется от первого лица. От лица женщины, которая тридцать пять лет проработала учителем русского языка и литературы. Когда же вышла на пенсию, однажды вспомнила об одном из своих учеников – Ване Белове. Вернее, об этом необычном и сложном подростке героиня произведения Алексина и не забывала. Однако в силу некоторых обстоятельств ей пришлось восстановить в памяти все, что было связано с Беловым, тем самым мальчиком, которого на групповой фотографии учеников 6-го класса легко отыскать: он третий в пятом ряду.

Краткое содержание повести стоит изложить по плану:

  1. Елизавета.
  2. Сын учительницы.
  3. Алена.
  4. Болезнь Лизы.
  5. Письмо.
  6. Судьба Вани Белова.

Елизавета

Важную роль в творчестве Алексина играет мотив справедливости, честности. На примерах историй из жизни подростков писатель стремится ответить на глубокие нравственные вопросы. Эту тему затронул прозаик и в произведении «Третий в пятом ряду». Краткое содержание повести следует все же начать с описания событий, которые произошли спустя двадцать лет, после того как для героя этой повести – Вани Белова – прозвенел последний звонок.

Вера Матвеевна (женщина, от лица которой ведется повествование), как уже было сказано, учительствовала более четверти века. Когда же родилась внучка, на семейном совете было принято решение именно ей доверить воспитание девочки. Во-первых, сын и невестка работали археологами и постоянно находились в разъездах. Во-вторых, кто лучше, нежели Вера Матвеевна, педагог с огромным стажем, справится с этой непростой задачей?

Елизавета – внучка главной героини – была девочкой необычной. Услышав однажды о своей тезке, императрице, она решила раз и навсегда не отзываться на уменьшительный вариант своего имени. Отныне, несмотря на весьма нежный возраст, ее стали величать Елизаветой.

Вера Матвеевна нередко рассказывала внучке о своем богатом педагогическом опыте. Однажды она рассказал девочке о Ване Белове. Этот подросток отличался от своих сверстников абсолютным нетерпением к малейшим проявлениям несправедливости.

Елизавета любила слушать истории о Ване. У Веры Матвеевны было всего одно фото с ним – черно-белый снимок, на котором были изображены ученика шестого класса. Школьники выстроились в пять рядов. В тот день, когда была сделана фотография, Ваня поспорил с друзьями, что сможет удержаться на сложной конструкции, состоящей из двух стульев. Спор он выиграл. Свидетельство тому – фото, на котором он третий в пятом ряду.

Краткое содержание повести следует продолжить рассказом о том, как в те далекие довоенные времена героиня произведения относилась к Белову.

Сын учительницы

События, о которых вспоминает Вера Матвеевна, происходили в тридцать седьмом году. Что заставило вернуться в прошлое героиню произведения «Третий в пятом ряду»? Содержание и смысл произведения изложить можно в нескольких словах: человек преклонного возраста осознаёт и признаёт ошибки, совершенные в молодости.

Вера Матвеевна всегда знала, как следует поступать в той или иной ситуации. И никогда не прислушивалась к чьему-либо мнению. Сын Володя учился в ее классе. Для того чтобы убедить себя и окружающих в своем беспристрастном профессиональном отношении, она занижала ему оценки, критиковала при всем классе его письменные работы.

Но был в классе ученик, который видел в этом несправедливость, а потому всячески протестовал. Однажды даже объявил голодовку. Этим правдолюбцем был Ваня. Именно он однажды решил отказаться от еды до тех пор, пока классный руководитель не исправит двойку Володе. Оценка, по мнению Белова, был поставлена несправедливо. Вере Матвеевне пришлось уступить.

Володя не любил математику. Более того, он панически боялся учителя, который вел этот предмет. Однажды, когда ученики должны были писать важную контрольную работу, математичку некто запер в учительской. Контрольная не состоялась. На следующий день Белов признался в том, что это он запер учительницу. Несложно было догадаться, что сделал он это ради Володи.

Алена

Так звали воспитательницу в детском саду, который посещала Елизавета. Алена была не только доброй, но красивой и неимоверно женственной. Ее любили не только дети. Алене симпатизировали также и отцы ее подопечных. Вскоре популярность молодой воспитательницы стала слишком заметна. Матери ополчились против Алены, вспомнили о том, что в детском саду она оказалась случайно, то есть не имела специального образования. Было составлено коллективное заявление с требованием поменять воспитательницу. И вдруг Елизавета вспомнила о Ване Белове и решила последовать его примеру. А именно – объявить голодовку.

Вера Матвеевна рассказывала внучке о конфликтном ученике, дабы та не повторяла его проделок. Но вышло иначе. Елизавета влюбилась в Ваню. Она стала подражать ему. И так же, как и Белову, девочке удалось добиться своего: Алена осталась при своей должности.

Болезнь Лизы

Девочка с тяжелым аллергическим приступом оказалась в больнице. Это событие является кульминационным в произведении «Третий в пятом ряду». Сюжет повести прост. Немолодая учительница вспоминает о подростке, который для нее когда-то был злым гением, сложной личностью, проблемным ребенком. И только в самые тяжелые моменты жизни она понимает, кем был этот пресловутый Ваня Белов.

Елизавету отвозят в реанимацию. Добрая медсестра врет женщине, уверяя, что с девочкой все хорошо. А в нескольких метрах от Веры Матвеевны за жизнь ребенка борются врачи. Главный из них – Иван Белов. Женщина решает, что это именно тот Ваня, о котором она не могла вспоминать без содрогания много лет. А еще она вдруг осознает, что только он сможет ей помочь. Лишь такой решительный, бескомпромиссный человек, как Белов, способен спасти жизнь…

Письмо

Все обошлось. Елизавету спасли. Врача, благодаря которому девочка осталась жива, действительно звали Иваном Беловым. Но это был не он.

Спустя несколько дней Вера Матвеевна написала письмо сыну, в котором напомнила ему о друге, который когда-то спас его от двойки по контрольной. И только тогда узнала правду. В учительской математичку запер вовсе не Ваня, а сын Веры Матвеевны. Белов же взял вину на себя. Героиня повести вдруг поняла, насколько несправедливо была по отношению к этому мальчику. Он не был сложным подростком. Он был человеком, который всего-навсего умел сопереживать, идти на жертву. И Вера Матвеевна решила, что пришло время встретиться и объясниться со своим бывшим учеником.

Судьба Вани Белова

Учительница нашла дом его родителей. Они не сразу ее узнали. Когда же Вера Матвеевна спросила о Ване, мать достала из ящика небольшой листок. Это было старое письмо, полученное в 1945 году. Иван Белов погиб в последний месяц войны, в бою под Пенцлау.

Какова главная мысль повести «Третий в пятом ряду»?

Анализ произведения

Ваня Белов с юных лет умел сострадать. Он всегда был готов пойти на жертву ради другого человека. Даже если такие действия заведомо влекли за собой неприятные последствия. Такие люди способны на настоящий подвиг. Но как ни странно, в мирной спокойной жизни подобные Белову раздражают, вызывают недоумение. Произведение «Третий в пятом ряду», анализ и содержание которого изложены в статье, – история о юном идеалисте, советском Дон Кихоте, который боролся бы с ветряными мельницами всю свою жизнь. Если бы не война…

fb.ru

«Третий в пятом ряду», какое краткое содержание, кто главные герои?

Вера Матвеевна — учительница русского языка и литературы, от лица которой идет повествование

Володя — сын Веры Матвеевны

Клава — жена Володи

Елизавета — дочь Володи и Клавы

Ваня Белов — ученик Веры Матвеевны, он был третьим слева в том самом пятом ряду на фотографии ее класса 6 «В»

Сеня Голубкин — тоже один из учеников Веры Матвеевны, он был из тех, которые болезненно переживают чужие успехи

Рассказ ведется от лица вышедшей на пенсию учительницы литературы. Ее сын и невестка часто бывают в командировках, поэтому воспитанием внучки Елизаветы занимается в основном бабушка. Девочка любит разглядывать фотографии классов, где работала героиня, особенно ее интересует снимок, на котором ученики расположились не в четыре ряда, как обычно, а в пять. Пятый ряд – три человека, поспорившие, что смогут удержаться на поставленных друг на друга стульях. Один из этих учеников – папа Елизаветы Володя, другой – его друг Ваня Белов.

Положение героини в классе, где учился ее собственный сын, всегда было сложным. Пытаясь следовать педагогической этике, она часто перегибала палку и придиралась к Володе. Замечающий это Ваня старался, как мог, исправить несправедливость. Однажды он объявил голодовку из-за двойки, которую поставили Володе, хотя часть материала тот знал.

По характеру Ваня – рыцарь, спасающий не только друзей, но и всех, кто, по его мнению, попал в беду. После одной подобной истории (запер математичку) терпению героини приходит конец: она переводится работать в другую школу и забирает с собой сына.

Действие возвращается в настоящее время. Елизавета – сильный аллергик, о чем не знала ее воспитательница в детском саду. Девочка попадает в больницу на операционный стол. Дежурного хирурга зовут Иван Белов, и лишь это немного успокаивает героиню. Пока идет операция, она вспоминает свою жизнь, распавшийся брак с отцом Володи, возможные промахи в воспитании сына. Ваня кажется ей защитником, его появление в такой сложный момент – настоящим чудом.

Операция закончена, Елизавета вне опасности. Хирург оказывается однофамильцем бывшего ученика героини, которая решает навестить родителей «настоящего» Вани и узнает, что тот погиб на Великой Отечественной войне.

Повесть учит ценить людей, пока они рядом.

www.bolshoyvopros.ru

Краткое содержание Третий в пятом ряду Алексина за 2 минуты пересказ сюжета

Пожилая учительница с тридцатипятилетним стажем работы, Вера Матвеевна, уже не работала в школе. Она присматривала за внучкой Елизаветой. Ее сын и невестка, археологи, были в экспедиции. Лиза любила слушать бабушкины истории о преподавательской жизни. Больше всего она прислушивалась, когда бабушка рассказывала про Ваню Белова.

Ваня был третьим в пятом ряду на общей фотографий класса. Он был храбрым, отчаянным и добрым. Однажды он по карнизу на третьем этаже перебрался из класса в учительскую, чтобы защитить одноклассника от наказания. Также Белов объявлял голодовку из-за незаслуженной по его мнению двойки, поставленной учительницей своему сыну. Елизавету покорил этот смелый мальчик и она стала подражать ему.

Все поступки Вани казались Вере Матвеевне баловством и безрассудством. Однако трагический случай заставил женщину переосмыслить его личность.

У Елизаветы была аллергия на лекарства. По незнанию в детском саду ей дали таблетку, и девочка попала на операционный стол. Вера Матвеевна узнала, что хирург – Иван Белов. После этого все проказы шестиклассника обернулись для нее поступками мудрого не годам мальчика. Бабушка верила, что ее ученик спасет внучку. Когда операция завершилась, врач вышел в коридор и стало понятно, что он просто однофамилец.

Елизавета пошла на поправку, а Вера Матвеевна не могла теперь забыть про Ваню. Она поняла, мальчик много сделал для нее и ее сына. Женщина спросила сына в письме, почему он потерял связь с другом. Тот ответил, что Ваня взял на себя вину за проступок Володи, потому они повздорили. А потом их разлучил переезд.

Вера Матвеевна решила найти Ваню. Она была воодушевлена и поехала к его родителям. Старики же сообщили, что их сын погиб на войне.

Рассказ учит тому, что иногда мы не в силах вовремя понять, с какими людьми мы находимся рядом. Некоторые играют в нашей жизни незаметную, но судьбоносную роль. Нужно ценить тех, кто добр по отношению к нам.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Алексин. Все произведения

Третий в пятом ряду. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание сказки Солдатская шинель

    Встречаются однажды в базарный день солдат, который желает продать свою шинель, и барин. Находчивый продавец рассказывает барину о преимуществах шинели, которая может служить и матрацем

  • Краткое содержание Довлатов Компромисс

    Основным персонажем является бывший репортер, который лишился должности. Он смотрит на свои вырезки из газет, которым 10 лет. Все эти годы, как он считал были годами притворства

  • Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе

    Князь Киева Владимир имел 12 детей от разных женщин. Сыновья Борис и Глеб были произведены на свет женой из Болгарии. Князь Владимир каждому из наследников выделил по княжеству в различных землях

  • Краткое содержание Андерсен Новое платье короля

    Одним королевством правил король, который очень любил новые модные наряды и не жалел денег на их приобретение. На каждое новое мероприятие он одевал новый наряд.

  • Краткое содержание Аблесимов Мельник — колдун, обманщик и сват

    Произведение относится к пасторальной комической опере, исполняемой в разные периоды с использованием различной музыки, чаще всего в народном авторском стиле Соколовского М.М.

2minutki.ru

Мир подростков в произведениях А.Г. Алексина «Третий в пятом ряду» и «Безумная Евдокия»

Слайд 1

Мир подростков в произведениях А.Г. Алексина «Третий в пятом ряду» и «Безумная Евдокия» Увлекательно, остроумно с логически оправданными и одновременно неожиданными сюжетными поворотами… Главная мысль: истинное добро бескорыстно! Анатолий Алексин восстает против душевной бестактности, против грубого вторжения во внутренний мир человека. Наталия САЦ, народная артистка СССР.

Слайд 2

Цели и задачи: Раскрыть образы подростков из произведений «Третий в пятом ряду» и «Безумная Евдокия» Проанализировать их поведение и поступки Выявить сходство и различие героев этих двух произведений Показать положительные и отрицательные стороны героев этого возраста

Слайд 3

Образ Вани Белова В характере Вани Белова присутствует нечто от романтических героев. Ваня так же любит свободу, он всегда делает то, что поможет другим, не задумываясь о себе и о своей дальнейшей судьбе .

Слайд 4

Имя Главного Героя Ваня Очень простое и легкое имя, которое отображает искренность, открытость и душевную его простоту. Но как мы знаем, «Ваня» это сокращенный вариант гордого, великого и твердого имени «Иван» Иван «Иван» — сильный, смелый и решительный в своих поступках. Имеют твердую силу воли, стальной характер и непоколебимую веру в собственные решения.

Слайд 5

Поступки Вани Белова История с забастовкой Помощь Сене Голубкину Закрыл учительницу математики в учительской Помещал отцу Владимира встретиться с ним.

Слайд 6

Речь Вани Белова Повесть Фильм . Яркая и четкая речь, которая всегда сохраняла некую смешинку. Со взрослыми Ваня всегда говорил очень вежливо и учтиво. Не использовал сильно заумных слов, но можно понять, что Иван – начитанный мальчик. Не могу не отметить того, что у актера, исполнявшего роль Вани были некоторые дефекты речи. Он «проглатывал» некоторые окончания слов, или же невнятно произносил некоторые предложения.

Слайд 7

Отношение других героев к Ване белову Недолюбливал Ваню из-за того, что он был хорошистом, а значит и учился лучше него. Даже после того, как Иван спас его в ситуации с тетрадями, он не высказал благодарности, а только сильнее разозлился. Владимир относился к Ване хорошо. Он знал, что Иван – надежный друг, который всегда поддержит и поймет. Елизавета так вообще влюбилась в Ваню по рассказам своей бабушки. Хотя в ее возрасте (6 лет) трудно назвать это любовью. Она скорее глубоко уважала и восхищалась таким человеком, как Ваня Белов. Благодаря Вере Матвеевне характер Вани раскрывается очень четко. В начале повести недолюбливала Ивана, но впоследствии изменила к нему свое отношение. Отношение автора к своему герою Анатолий Алексин вложил в этого героя всю душу. На примере Вани он показал, что бывают моменты, когда взрослые ошибаются, а дети наоборот, видят все так, как есть. Конечно же Анатолий Алексин любит и уважает такого персонажа, как Ваня Белов.

Слайд 8

Сюжет Автор Режиссер Забастовка Вани Белова Помощь Сене Голубкину Похищение тетрадей Контрольная по математике Забастовка Вани Белова Помощь Сене Голубкину Похищение тетрадей Контрольная по математике СХОДСТВА Отец Владимира ( Большое внимание) Фотография класса Уход Веры Матвеевны Отец Владимира ( Мало внимания) РАЗЛИЧИЯ

Слайд 9

Образ Ольги Оля – главная героиня повести «Безумная Евдокия» является полной противоположностью Ване Белову. В этот образ Анатолий Алексин включил некоторые пороки подростков: тщеславие, гордыня и умение сначала делать, а затем уже думать.

Слайд 10

Имя главной героини Оля Оля – священное дитя для своих родителей. Нежная, хрупкая, очень ранимая и тонко чувствующая девушка. Ольга Ольга – гордая, независимая девушка, имеющая бездонный талант к искусству. Ей не нужны друзья. Ольге гораздо проще одной.

Слайд 11

Поступки главной героини ОЛЯ Люся сильно восхищалась талантом Ольги, помогая ей во всем том, с чем сама Ольга справиться не могла. Но, по мнению Оли она не сделала ничего, чтобы заслужить элементарную благодарность. Борис всегда помогал и поддерживал Ольгу, хоть и делал это незаметно. Он полюбил ее с первого взгляда, но Оля это человек, которому никто не нужен. Ей гораздо проще одной. Из-за безответственного поступка Ольги случилось самое страшное: у ее мамы произошел нервный срыв. Оля предала чувства своего отца и можно сказать собственными руками посадила мать в психиатрическую больницу.

Слайд 12

Оля или Ольга? Оля Главная героиня все же Оля. Но не хрупкая и нежная, а испуганная, загнанная в угол своими проблемами девушка, которая одела на себя маску холода и презрения .

Слайд 13

Мир подростков Ваня Белов пусть и был еще не опытным человеком, но видел гораздо глубже и осознавал поступки намного осознаннее, чем другие. Иван – это олицетворение всего хорошего, что имеется в подростках. На примере Ольги я хотела отгородить Вас, да и себя тоже от всевозможных ошибок, совершенных по собственной глупости. Анатолий Алексин с помощью Ольги хотел научить всех нас сначала анализировать ситуацию, а не рубить с плеча.

Слайд 14

Ваня О ля Целеустремленность Доброта Сила воли и твердость Непоколебимость в характере Гордыня Тщеславие Эгоизм Самовлюбленность

Слайд 16

« Всякое В жизни Бывает !» А, может, я виноват?

Слайд 17

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Отзывы о книге Третий в пятом ряду (сборник)

Итак, очередная сложная житейская ситуация от Анатолия Алексина. Женщина с пороком сердца рискнула забеременеть и родить. и была за это достойно вознаграждена. В любящей семье растет дочка, умница, красавица, папина и мамина радость. Способная и умная девочка не разбрасывается своими дарованиями, а усердно посещает не только обычную, но и художественную школу, и при этом находит время для помощи по дому. Идиллию омрачает только навязчивость классной руководительницы, которая отказывается замечать в Оленьке тонкую и возвышенную натуру, в упор не видит ее достижений, а требует быть как все. Заставляет дежурить по школе, ходить на собрания, и вообще заниматься всякой коллективной ерундой вместо художественного творчества. Родители в лучших советских традициях выученной беспомощности даже не пытаются как-то поправить ситуацию, например, перевести дочь в другой класс или даже другую школу, а лишь уговаривают ее подчиниться грубой силе, не высовываться и отбывать номер. То есть Безумная Евдокия призывает посредственностью «быть, а не казаться», а папа с мамой убеждают, что казаться вполне достаточно, зато троллят бедную учительницу в узком семейном кругу. На первых страницах папа, от лица которого ведется повествование, демонстрирует типичное мировоззрение интеллигента с творческими задатками (он даже фантастические рассказы писал в молодости, а потом перестал. А жена перестала петь, и в конце этому находится остроумное объяснение). В общем, в глазах папы учительница — серая дура, одноклассники дочери тоже звезд с неба не хватают, зато доченька — отрада родительского сердца, бриллиант и идеал. Все резко меняется в одно прекрасное утро, когда учительница вламывается в дом и объявляет, что дочь пропала из похода. Почему-то классная руководительница, живущая исключительно интересами детей, и все знающая про вверенный контингент, не помнит, что у матери порок сердца, стало быть, волновать ее нельзя, и не обращается сначала к более крепкому папаше. Ну тогда не было бы такого трагического и поучительного финала, так что простим. В общем, начинаются поиски, звонки и прочая суета, а папа тем временем вспоминает зверства классной руководительницы и ее верных клевретов из числа ребят. Когда он заканчивает перебирать обидки, появляется живая и здоровая дочь, которая сбежала ночью из палатки, чтобы выиграть соревнование.
Она опаздывает всего на несколько минут — измученная неизвестностью мать сходит с ума, что подтверждает рояль в кустах — старенький невропатолог, появившийся на сцене аккурат для того, чтобы мгновенно диагностировать у женщины душевное расстройство и вызвать психиатрическую перевозку. Мать отправляется в дурдом, где и остается, видимо, навсегда. Советская психиатрия шутить не любит, работает быстро, точно и с гарантией. Кстати, непонятно, сознательно ли автор выбрал прозвище «безумная Евдокия», мол, вы так зло шутили над учительницей, а потом взяли и сами сошли с ума, или это случайность.
Тем временем папаша очень сильно прозревает. Он узнает, что все было не так, и гнобили дочь за дело, и вообще она эгоистичная сволочь, которой на всех плевать. Любовь любовью, талант — талантом, а прежде всего надо уметь считаться с другими людьми. Он понимает, что учительница — просто Сухомлинский в юбке (и в брюках), она гуманна и самоотверженна, а собственная доченька — дрянь конченная, да и только. И надо было слушать Евдокию Савельевну, а не стебаться над нею втихаря.
Вот такая незамысловатая история о том, как плохо быть эгоисткой.
И вроде бы все верно, но почему-то неубедительно. Долго я ломала голову, что же мне мешает согласиться с автором, и наконец догадалась.
Евдокия Савельевна конечно молодец, но в ее понимании человек может быть хорошим, только если он ничем не лучше других. В ней есть самая нехорошая черта обывателя — презрение к чужому таланту. Если бы Оля была изображена просто избалованной девочкой, дарования которой присутствуют только в воображении родителей, к повести возникло бы гораздо меньше вопросов. А тут объективно — девочка посещает художественную школу, выигрывает конкурсы, повышая этим, между прочим, престиж школы. Но пофигу. Главное, чтобы окна мыла. А то ишь какая, возомнила о себе.
Удивляет и душевная черствость папани. Дочь пропала, а он сохраняет полное хладнокровие, сыплет афоризмами, и задается главным вопросом русской интеллигенции: «кто виноват». «Что делать» ему не надо, все делают за него, что и приводит в итоге к сумасшествию жены. тут он тоже демонстрирует завидную выдержку. В психушку так в психушку. Все равно она больше не поет, а я фантастические рассказы не пишу, потому что мы так любили своего ребенка, что не могли заниматься ничем другим.
Главное все переосмыслить. Найти истоки, а лучше — виноватого. Учительница на эту роль больше не годится, поэтому выбор падает на собственную дочь. Мы ее так любили, а она взяла и выросла чудовищем. Плюс мгновенно меняется на минус, а такая полярность свидетельствует о полном равнодушии к человеку и собственной психологической незрелости.
Вообще произведения Алексина — Эльдорадо для психологов, превосходные клинические примеры, откуда что берется. Повести короткие, но неоднозначные, похоже на переливные календарики советской эпохи — так посмотришь, одна картинка, а этак — совсем другая.

www.livelib.ru

Краткое содержание Алексин Третий в пятом ряду для читательского дневника

Рассказ ведется от лица вышедшей на пенсию учительницы литературы. Ее сын и невестка часто бывают в командировках, поэтому воспитанием внучки Елизаветы занимается в основном бабушка. Девочка любит разглядывать фотографии классов, где работала героиня, особенно ее интересует снимок, на котором ученики расположились не в четыре ряда, как обычно, а в пять. Пятый ряд – три человека, поспорившие, что смогут удержаться на поставленных друг на друга стульях. Один из этих учеников – папа Елизаветы Володя, другой – его друг Ваня Белов.

Положение героини в классе, где учился ее собственный сын, всегда было сложным. Пытаясь следовать педагогической этике, она часто перегибала палку и придиралась к Володе. Замечающий это Ваня старался, как мог, исправить несправедливость. Однажды он объявил голодовку из-за двойки, которую поставили Володе, хотя часть материала тот знал.

По характеру Ваня – рыцарь, спасающий не только друзей, но и всех, кто, по его мнению, попал в беду. После одной подобной истории терпению героини приходит конец: она переводится работать в другую школу и забирает с собой сына.

Действие возвращается в настоящее время. Елизавета – сильный аллергик, о чем не знала ее воспитательница в детском саду. Девочка попадает в больницу на операционный стол. Дежурного хирурга зовут Иван Белов, и лишь это немного успокаивает героиню. Пока идет операция, она вспоминает свою жизнь, распавшийся брак с отцом Володи, возможные промахи в воспитании сына. Ваня кажется ей защитником, его появление в такой сложный момент – настоящим чудом.

Операция закончена, Елизавета вне опасности. Хирург оказывается однофамильцем бывшего ученика героини, которая решает навестить родителей «настоящего» Вани и узнает, что тот погиб на Великой Отечественной войне.

Повесть учит ценить людей, пока они рядом.

Оцените произведение: Голосов: 109

Читать краткое содержание Третий в пятом ряду. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Алексин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Третий в пятом ряду

Другие пересказы для читательского дневника

  • Житков
  • Краткое содержание Не все коту масленица Островского

    Ипполит, приказчик богатого купца Ахова тихонько ходит вокруг дома, заглядывая в окна. Агния, дочь обедневшей купчихи Кругловой нетерпеливо просит его войти. Ипполит оглядывается по сторонам, не услышит ли его мать Агнии, и признаётся девушке в любви.

  • Краткое содержание Быков Обелиск

    исторически бессмертная повесть В.Быкова.В произведении тронута глобальная тема преемственности поколений, верности традиций отца, деда.

  • Краткое содержание Крапивин Брат которому семь

    Алька – это мальчик, которому семь лет. Он – большой романтик, любит и верит в сказке. А также, он очень добрый, хотя это не мешает его старшей сестре по имени Марина часто ругать и наказывать его. Сам Алька имеет место

  • Краткое содержание Тайна заброшенного замка Волкова

    На землю летит странного вида звездолет, на котором, как после оказалось, находятся пришельцы. Эти пришельцы очень опасны, потому что они хотят завоевать территорию на Земле. Но они никак не могли подозревать, что на самом деле оказалось

chitatelskij-dnevnik.ru

Рецензии на книгу Третий в пятом ряду

Это не детская литература. Категорически! Эта повесть для взрослых людей, в первую очередь — для учителей и воспитателей. Особенно для тех, кто считает, что дети «обязаны», «должны» и так далее. Для тех, кто не понимает и не принимает индивидуальности ребенка.
Главная героиня — шестидесятитрехлетняя бывшая учительница, занимающаяся воспитанием внучки, вспоминает тридцать пять лет своего школьного стажа и на примере проделок одного мальчика «показывает» маленькой Елизавете как нельзя себя вести. Только девочка отчего-то не осуждает мальчишку из бабушкиного прошлого, а хохочет над проделками и даже повторяет их. Бабушка в тихом шоке — ведь она рассказывает о злом гении, а тут на тебе… И только когда на семью обрушивается беда, бабуля начинает понимать и того мальчишку, и его поступки, и их цену, и их причины. А самое главное — свои собственные недостатки.

Вообще главная героиня достаточно неприятная тетка, как по мне, хотя и не безнадежная. Правда, автор смотрит шире и со мной не согласен.

И в моем детстве были учительницы, считавшие, что главное «заставить» выучить от сих до сих за именно такое отведенное время. А иначе ай-я-яй будет. И им, и ученикам. И никак не могли взять в толк, почему другие учительницы добиваются намного больших результатов без криков, угроз и ругани. А все дело в том, что те, вторые, просто любили детей, а не учили и не воспитывали. Любой нормальный ребенок, которого любят и пытаются понять, раскроется и будет стараться изо всех сил, чтобы оправдать такое отношение.

Вообще, хорошая коротенькая повесть. Правда, нужно учесть когда она была написана и сделать поправочку на модные советские стилистические штампы. У Алексина есть такой грешок в большинстве произведений — строить предложения под копирку, по шаблону.. Но если абстрагироваться от этого, получится увидеть важную, я бы сказал, главнейшую суть взаимоотношений поколений, да и людей в целом.
#флешмоб_СССР

readly.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *