cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Торкунов история – УМК История России под редакцией Торкунова А. В. (6-10)

Предметная линия учебников «История России» под редакцией А.Торкунова — История — Методические пособия — Гугл Диск

Рабочая программа и тематическое планирование курса_История России_6-9 класс. Данилов А.А._Просвещение 2016.

 

Пособие создано в соответствии с требованиями Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной

 

 истории и Историко-культурного стандарта, а также Федерального государственного образовательного стандарта 

 

основного общего образования. Оно ориентировано на работу с предметной линией учебников «История России» Н. М. 

 

Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы).

 

Издание адресовано учителям отечественной истории общеобразовательных организаций.

 

 

 

 

 

 

 


История России, 6 класс, Часть 1-2, Торкунов А.В., 2016. 

(Скачать электронный вариант учебники. Часть1. Часть2.)

   

Учебник освещает ключевые вопросы истории России с древнейших времён до начала XVI в. 

Он создан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и ФГОС основного 

общего образования. С учётом современных достижений отечественной и мировой исторической 

науки авторы излагают ключевые события отечественной истории.

Впервые в школьном учебнике даётся синхронизация исторического процесса. Значительное 

внимание уделено вопросам культуры и быта. Главным результатом изучения курса должно стать

 духовно-нравственное развитие школьников, формирование у учащихся российской гражданской

 идентичности и патриотизма.

Данный учебник состоит из двух частей и открывает линию учебников по отечественной истории.

 

 


История России, 7 класс, Часть 1-2, Торкунов А.В., 2016. 

 

 

 

Учебник создан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального

 

 

 государственного образовательного стандарта основного общего образования. В нём 

 

 

освещаются ключевые проблемы и основные события истории России с XVI до конца XVII в. С 

 

 

учётом современных научных исследований авторы показывают процесс перехода от 

 

 

раздробленных русских княжеств к единому и многонациональному Российскому государству. 

 

 

События российской истории освещены как часть мирового исторического процесса.

 


В основу методического аппарата учебника положен системно-деятельностный подход в обучении, направленный на формирование у 

 

школьников универсальных учебных действий. Этому способствуют разноуровневые вопросы и задания, отрывки из исторических источников, 

 

темы для проектов, исследований, творческих работ и т. п.

 

 

 


История России, 8 класс, Часть 1-2, Торкунов А.В., 2016. 

 

 

 

Учебник освещает ключевые вопросы истории России XVIII в. Он создан в соответствии с 

 

 

требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного 

 

 

образовательного стандарта основного общего образования. С учётом современного уровня 

 

 

исторической науки в учебнике на фоне всеобщей истории освещены ключевые события 

 

 

отечественной истории XVIII в. Значительное место уделено вопросам культуры и быта. Главным 

 

 

результатом изучения курса является формирование у учащихся российской гражданской 

 

 

идентичности и патриотизма.

 

 


История России, 9 класс, Часть 1-2, Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., Токарева А.Я., 2016.

 

 

 

Учебник продолжает линию учебников по отечественной истории, разработанных в соответствии с

 

 требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного 

 

образовательного стандарта основного общего образования. В учебнике освещаются ключевые 

 

вопросы и основные события истории России XIX—начала XX в. В основе методического аппарата 

 

учебника лежит системно-деятельностный подход в обучении, направленный на формирование у

 

 школьников универсальных учебных действий. Этому способствуют разноуровневые вопросы и 

 

задания, отрывки из исторических источников, темы для проектов, творческих работ и др.

 

 

 


История России, 10 класс, Часть 1-3, Торкунов А.В., Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., 2016.

 

 

  Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала 

 

XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного

 

 стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта.

 

  С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне 

 

мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. 

 

Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества,

 

 культуры и повседневности. Главным результатом изучения курса должно 

 

стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма. Данный учебник, выходящий в трёх частях, завершает 

 

линию учебников по отечественной истории.

vagu-m-v.narod.ru

Об УМК История России под редакцией Торкунова А. В. (6-10)

Данная линия учебников подготовлена коллективом авторов из 14 человек, представляющих научные учреждения Российской академии наук, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета, НИУ Высшая школа экономики, Главного архивного управления г. Москвы. Учебники написаны под научным руководством ректора МГИМО (Университета МИД России) академика РАН А.В. Торкунова. Она соответствует требованиям Концепции нового учебно-методического комплекта по отечественной истории и Историко-культурному стандарту, разработанным Российским историческим обществом в соответствии с поручением Президента России.

Авторы

В состав авторского коллектива вошли известные специалисты-историки, авторы известных учебников:

  • Арсентьев Н.М. — доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор Историко-социологического института Мордовского государственного университета, сопредседатель Научного совета РАН по проблемам российской и мировой экономической истории;
  • Горинов М.М. — кандидат исторических наук, Первый заместитель начальника Главного архивного управления города Москвы;
  • Данилов А.А. — доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАЕН, руководитель Центра гуманитарного образования АО «Издательство «Просвещение»;
  • Иванов А.В. — заместитель директора по координации образовательных программ Центра образования «Царицыно 548» г. Москвы;
  • Курукин И.В. — доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета;
  • Левандовский А.А. — кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Моруков М.Ю. — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН;
  • Семененко И.С. — доктор политических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН;
  • Стефанович П.С. — доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН;
  • Токарева А.Я. — методист;
  • Хаустов В.Н. — доктор исторических наук, профессор;
  • Хлевнюк О.В. — доктор исторических наук, профессор Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
  • Шестаков В.А. — доктор исторических наук, Ученый секретарь Института российской истории РАН.

«Работа над созданием этой линии учебников стала первым опытом достижения общественной консолидации вокруг исторического прошлого России. В современном российском обществе единая концепция исторического образования и созданные на ее основе учебники выступают в качестве общественного договора, призванного на основе научного анализа, новейших достижений исторической науки обеспечить согласованную позицию и поддержанный обществом взгляд на отечественную историю» —

отметил руководитель Центра гуманитарного образования Издательства Александр Данилов.

Всего издательство «Просвещение» подготовило в рамках этого проекта 11 книг для учащихся 6-10 классов общим объемом 1547 страниц. Учебники содержат 1048 иллюстраций, характеристику 842 персоналий отечественной и зарубежной истории, объяснение более 400 понятий, более 100 исторических карт и схем.

Кроме них, авторским коллективом были подготовлены также хрестоматия по отечественной истории, сборники рассказов по истории для каждого класса, две большие книги для чтения, 5 учебно—методических пособий для учителей с поурочными разработками, 5 комплектов исторических карт (всего около 200 карт), 5 тетрадей—тренажеров с контрольными и проверочными заданиями, сборник нормативных документов для учителей истории и директоров школ по структуре и содержанию современного школьного исторического образования.

В целом авторским коллективом создано около

40 новых, во многом инновационных учебных пособий, разработанных в соответствии с Концепцией нового УМК по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, которые были разработаны Российским историческим обществом.

prosv.ru

История МО, Торкунов А.В. 1 том

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

ИСТОРИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

В трех томах

Том I

От Вестфальского мира до окончания

Первой мировой войны

Под редакцией академика РАН А. В. Торкунова,

профессора М. М. Наринского

Рекомендовано Учебно-методическимобъединением вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений в качестве учебника

для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям) «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение»

УДК 327 ББК 66.4 И90

Издание подготовлено при поддержке ОАО «Уральская горно-металлургическаякомпания»,

Некоммерческой организации Фонд «Экономическое развитие высшей школы»

Редакционная коллегия

А.В. Торкунов (отв. редактор),

М.М. Наринский (зам. отв. редактора),

Ю.А. Дубинин, А. В. Мальгин, А. В. Ревякин, А. Ю. Сидоров

Редактор тома I

А. В. Ревякин

Авторский коллектив

проф., докт. ист. наук А. В. Ревякин; доц., канд. ист. наук Н. Ю. Васильева

История международных отношений: В трех томах: Учебник / Под ред. А. В. Торкунова,И90 М. М. Наринского. — М.: Аспект Пресс, 2012.

ISBN 978–5–7567–0670–3

Т. I: От Вестфальского мира до окончания Первой мировой войны / А. В. Ревякин, Н. Ю. Васильева. — 2012. — 400 с.

ISBN 978–5–7567–0671–0

Учебник охватывает основные события и проблемы истории международных отношений от становления Вестфальской системы до окончания Первой мировой войны. В книге характеризуются главные тенденции, принципы и обычаи международных отношений в это время, роль и значение международных конгрессов, конференций и договоров. История международных отношений вписана в широкий исторический контекст, показывается влияние на нее различных факторов общественного развития — идеологических, экономических, внутриполитических и др. Исторический подход к изложению эволюции международных отношений дополняется элементами политологического анализа. В основу периодизации истории международных отношений положены становление, эволюция и смена различных систем и подсистем международных отношений — европейских и периферийных. Выясняются их общие черты, свойственные международному порядку вообще, а также локальная и историческая специфика. Учебные тексты проиллюстрированы материалами исторических источников и историографии.

Для студентов высших учебных заведений.

 

 

УДК 327

 

 

ББК 66.4

ISBN 978–5–7567–0671–0(т. I)

©

МГИМО (У) МИД России, 2012

ISBN 978–5–7567–0670–3

©

Издательство «Аспект Пресс», 2012

Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru

К читателю

Перед вами — уникальное издание, подготовленное коллективом авторов МГИМО. В трех томах этого учебника заключен классический курс по истории международных отношений — от становления Вестфальской системы до распада Ялтинско-Потсдамской.Именно такой объем материала получают наши студенты на профильном, «классическом» факультете международных отношений МГИМО. Предтечей этого учебника можно считать несколько изданий советской «Истории дипломатии», а также трехтомник «История международных отношений и внешней политики СССР», подготовленный нашим вузом во второй половине1980-хгодов.1990-егоды отличались активным переосмыслением прошлого мировой политики и внешней политики нашей страны. Появилась целая серия учебников МГИМО как по отдельным периодам истории международных отношений XX в., так и посвященных XVII– XIX вв. Многие из этих учебников частично были использованы при подготовке настоящего издания, а их авторы приняли активное участие в написании настоящего трехтомника. Лакуны исторического знания по международной проблематике заполнялись академическими сборниками («Советская внешняя политика в годы холодной войны(1945–1985):Новое прочтение», под ред. Л. Нежинского), доступными для студентов по стилю изложения монографиями («История успехов и неудач советской дипломатии» Н. Загладина, «Германский вопрос: От раскола к объединению» А. Филитова). Многие из авторов этих книг совмещали исследования с работой в вузах. Новым явлением, так и не ставшим магистральным для исторического образования международника, стало появление интерактивных цифровых учебников. Известной популярностью пользовалось размещенное в Интернете пособие по ЯлтинскоПотсдамской системе. На определенном этапе свою роль сыграли тщательно отобранные и отредактированные российскими исследователями учебники зарубежных авторов, таких как П. Кальвокоресси, Э. ди Нольфо. Двухтомная история международных отношений последнего была переведена и издана в МГИМО. Студенты еще в прошлом десятилетии, гораздо менее «оцифрованном», активно использовали мемуарную литературу. Поистине бестселлерами были воспоминания А. Добрынина, М. Капицы, О. Трояновского, И. Максимычева и др. Успешными попытками панорамного изложения стал трехтомный труд, посвященный истории отечественной дипломатии и великим дипломатам, подготовленный профессором МГИМО Г. Кессельбренером, а потом продолженный исследователями более молодого поколения под руководством профессора А. Ревякина. В силу ограниченности тиража не нашел своего читателя многотомный труд «Очерки истории Министерства иностранных дел.1802–2002гг.», в работе над которым активное участие принимала

группа исследователей под руководством профессора МГИМО М. Наринского. Наоборот, крайне широкую аудиторию приобрела «Системная история международных отношений» под редакцией профессора А. Богатурова, охватившая большую часть XX в. и выдержавшая несколько изданий в различных версиях.

Двадцать лет изучения и преподавания истории без жесткого идеологического давления советского периода, с преодоленным либеральным романтизмом начала новой эпохи, с прагматическим и сбалансированным отношением к роли государства и негосударственных акторов политики и экономики дают возможность подготовить взвешенный, подробный и востребованный читателем учебник.

В отношении востребованности сомнений нет: все авторы этого учебника — практикующие лекторы и ведущие семинаров, при этом каждый из них «отвечает» в МГИМО именно за тот период, про который пишет. Другими словами, потребности студентов и требования преподавателей учтены максимально.

При том, что учебник трехтомный, он удобен для «пользователя». Материал разбит на тома таким образом, что каждый том охватывает материал одного учебного года или семестра (в зависимости от количества занятий). Первый том вводит читателя в проблематику истории международных отношений, дает краткий обзор ситуации в предвестфальской Европе, рассказывает о конфликтах периода Реформации и Тридцатилетней войны. Собственно, с Вестфальского мира и начинается подробное изложение материала, которое доводится до завершения Первой мировой войны. Значительный объем текста посвящен дипломатии XIX в. и становлению первой современной системы многосторонних отношений, сформированной решениями Венского конгресса.

Во втором томе подробно рассматриваются причины и логика формирования Версальской системы, ее эволюция, политика советского государства в межвоенный период. Значительная часть тома посвящена ситуации в Азиатско-Тихоокеанскомрегионе — авторы детально разбирают вопросы функционирования Вашингтонского порядка в регионе. В отличие от многих других изданий равно серьезное внимание уделяется международным отношениям на Ближнем и Среднем Востоке, в Латинской Америке. Второй том полностью охватывает и период Второй мировой войны.

Третий том, на который приходятся сорок пять лет Ялтинско-Потсдамскойсистемы, самый подробный с точки зрения подачи материала и, возможно, покажется наиболее традиционным в силу того, что послевоенный период подвергся в последние годы наиболее пристальному анализу. Отличительной чертой этого тома является внимание к региональным конфликтам и кризисам, к ситуации на мировой периферии.

Очевидно, что не во всех вузах, где ведется преподавание международных отношений, истории может быть отведена столь значительная роль, как в учебном плане профильного университета. Однако на фоне размывания традиций исторического образования можно предположить, что настоящее издание станет домашним чтением для студентов общественно-научныхи гуманитарных специальностей. Думаю, что своего читателя «История международных отно-

шений» найдет и среди школьников старших классов, выбирающих будущую профессию.

Как это ни самонадеянно прозвучит, но авторы надеются на еще более широкий круг читателей.

События последних двух десятилетий и задачи созидания новой России поставили наше общество перед необходимостью формирования новой российской идентичности в окружающем мире. История должна стать опорой этого процесса, способной постоянно напоминать о целостности и значении России как одной из определяющих сил мирового развития и международных отношений. Именно поэтому важно понимать суть международных процессов, их исторические корни, видеть причины эволюции и краха международных систем. Именно этому служит история международных отношений. Изучение теории или только современных аспектов мировой политики не сможет компенсировать недостатка исторического знания. Только путем самостоятельного осмысления фактов, ненавязчивого и профессионального разъяснения их сути можно сформировать собственную картину мира.

Определенный застой в развитии российского исторического знания является препятствием для понимания сущностного своеобразия нашей страны

иобъяснения этого внешнему миру. В огромной степени именно устаревшим методологическим аппаратом, штампами исторического сознания, невниманием к международному историческому дискурсу объясняется провал того, что мы называем «имидж России за рубежом». В идеале мы должны стремиться к созданию более достоверных, методологически и фактологически выверенных версий реконструкции истории в отношениях с важнейшими контрагентами современной России.

Международная субъектность нередко упускается из виду при создании национальной истории, что обедняет, а подчас и искажает ее. К сожалению, до сих пор для отечественной истории характерно тяготение к изоляционистским интерпретациям. История России нередко рассматривается вне мирового контекста, ограничиваясь локальными рамками.

Предлагаемый вниманию читателя трехтомник сознательно ориентирован на преодоление искусственного центрирования исторической картины вокруг России. Вместе с тем очевидно, что в целом ряде исторических сюжетов, а зачастую и отдельных периодов центр событий объективно смещался в сторону России. Несомненно, к этим периодам могут быть отнесены две мировые войны, войны 1812 г, биполярная конфронтация и ее преодоление. В становление

иразвитие Версальско-Вашингтонскойсистемы наша страна вносила свой огромный вклад, будучи носителем новой и стремившийся к экспансии идеологии. «Восточный вопрос», занимавший умы европейцев с середины XVIII в., также в значительной степени был вопросом, непосредственно связанным с международной позицией России.

Имеющиеся версии всемирной истории были написаны как истории преимущественно западных частей мира и таковыми остались. В то же время работы по истории Востока, в том числе вышедшие в России, при всей их важности, по сути написаны «вне мирового контекста». Образно говоря, оста-

ются ненаписанными «незападные части» свода всемирной истории как истории подлинно глобальной. Слом такой традиции начался еще с первого издания «Истории дипломатии» и, надеюсь, его продолжает нынешняя «История международных отношений». Действительно, линия поведения государств в европейских делах в XVII–XVIIIвв., да и в канун Вестфаля, диктовалась состоянием торговли в Новом свете. Египетский поход Наполеона подготовил его европейский триумф, соотношение колониального могущества государств определяло их место в мировой политике, а желание изменить это соотношение вело к конфликтам, в том числе к Первой мировой войне. Центральным элементом биполярнойЯлтинско-Потсдамскойсистемы стало соперничество за влияние и популярность в «третьем мире», а все более диверсифицированная «мировая периферия» помогла преодолеть блоковое противостояние. Самые многообещающие игроки современной мировой системы, Китай и Индия, — яркое проявление глобализации традиционного Востока.

История международных отношений, будучи наукой сравнительно молодой, является по существу, предтечей глобальной истории, дающей новое видение для национальных историй, современного состояния человечества и его перспектив.

Академик РАН А. В. Торкунов

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее издание не преследует цель полностью охватить события и проблемы истории международных отношений Нового времени, тем более систематически осветить внешнюю политику отдельных государств. Поэтому авторы заранее приносят извинения читателю, если он не найдет здесь интересующих его сведений по тем или иным конкретным вопросам истории. Отбирая материал для учебника, они руководствовались прежде всего дидактическими соображениями, целесообразностью его использования в учебном процессе. Наиболее полно и последовательно здесь изложены события и тенденции истории международных отношений XVII — начала ХХ в. (включая Первую мировую войну). Вместе с тем дается краткая характеристика ряда традиций и закономерностей в развитии международных отношений, сложившихся в более ранние периоды истории.

Главное, к чему стремились авторы, — представить международные отношения как особую политическую реальность, тесно связанную с другими сторонами общественной жизни и в то же время вполне автономную, развивающуюся по собственным законам, на собственной основе. Международные отношения Нового времени рассматриваются здесь как отношения преимущественно межгосударственные, поскольку этот период всемирной истории характеризовался возникновением и расцветом суверенных государств, во многом определявших облик Европы и других частей света. Ставится задача показать, что межгосударственные отношения несли печать воздействия различных общественных факторов — идеологических, экономических, внутриполитических и др. Они развивались и приобретали новые качества по мере прогресса и усложнения цивилизации, в частности, подъема мировой торговли, развития средств транспорта и связи, формирования и распространения концепций государственного интереса, естественных границ, национального суверенитета, прав национальностей и др.

Исторический подход к изложению самой эволюции международных отношений в Новое время дополнен элементами политологического анализа. Развитие международных отношений представлено в учебнике не только как преемственная цепь событий и тенденций, но и как переход из одного качественного состояния в другое. Анализируются различные системы международных отношений, сменявшиеся на протяжении XVII–XIXвв. вплоть до Первой мировой войны. Имеется в виду не просто курс внешней политики того или иного государства («семейная система» Наполеона, «система Бисмарка» и т.д.), но определенное устойчивое состояния самих межгосударственных отношений в широком международном, прежде всего, европейском масштабе (Вестфальская, Венская системы). В учебнике рассматриваются существенные

черты этих систем, в том числе и лежавшие в их основе общественные ценности, юридические и политические принципы (национальный суверенитет, легитимизм, национальный интерес и др.). Показаны также различия и эволюция самих систем международных отношений — от сравнительно простых по своей внутренней структуре к более сложным. Сочетание исторического подхода с политологическим должно способствовать приобщению студентов к навыкам междисциплинарного, многоаспектного анализа и оценки событий международной жизни.

Книга учитывает новейшие исследования отечественных и зарубежных историков, а также опыт преподавания в высших учебных заведениях. В ее основе — курс лекций по истории международных отношений Нового времени, который авторы в течение ряда лет читали — и продолжают читать в настоящее время — студентам МГИМО (У).

Главы 1–3и6–9,а также Предисловие и Заключение написаны А. В. Ревякиным, главы 4 и 5 — совместно А. В. Ревякиным и Н. Ю. Васильевой. Научносправочный аппарат учебника подготовлен обоими авторами также совместно.

Авторы придерживаются общепринятой в нашей литературе датировки истории международных отношений. События, касающиеся отношений России со странами Востока, приводятся по старому стилю (юлианскому календарю), который применялся в нашей стране до января 1918 г. События, относящиеся к истории Западной Европы и Америки, указаны по новому стилю (григорианскому календарю), принятому католическими странами еще в конце XVI в., а протестантскими — в XVII—XVIIIвв. Если речь идет о взаимоотношениях России со странами Запада, то обычно упомянуты две даты — по старому и новому (в скобках) стилям.

Отрывки из международных договоров цитируются по известным публикациям с сохранением их орфографии1.

1 Ключников Ю. В., Сабанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. I. От Французской революции до империалистической войны. М., 1925; они же. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. II. От империалистической войны до снятия блокады с Советской России. М., 1926;Мартенс Ф. Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами. В 15 т. СПб.,1874–1909;Сборник договоров России с другими государствами.1856–1917.М., 1952.

studfiles.net

Торкунов А.В. (ред.) История России. 10 класс. Часть 1 [PDF]

Учебник. — В 3-х частях. — М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков, И.С. Семененко, А.Я. Токарева, В.Н. Хаустов, О.В. Хлевнюк, В.А. Шестаков. — М.: Просвещение, 2016. — 175 с.: ил., карт. — ISBN 978-5-09-037950-2.Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности. Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма.
Данный учебник, выходящий в трёх частях, завершает линию учебников по отечественной истории.Как работать с учебником.
Введение.
Россия в годы «великих потрясений».
Россия и мир накануне Первой мировой войны.
Российская империя в Первой мировой войне.
Великая российская революция: Февраль 1917 г.
Великая российская революция: Октябрь 1917 г.
Первые революционные преобразования большевиков.
Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм.
Гражданская война.
Революция и Гражданская война на национальных окраинах. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Идеология и культура периода Гражданской войны.
Советский Союз в 1920—1930-х гг .
Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу.
Экономика нэпа.
Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.
Политическое развитие в 1920-е гг.
Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.
Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.
«Великий перелом». Индустриализация.
Коллективизация сельского хозяйства.
Политическая система СССР в 1930-е гг.
Советская национальная политика в 1930-е гг. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.
СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг.

www.twirpx.com

Обсудим учебники истории под редакцией Торкунова

Чему теперь учат на уроках истории?

Автор: Лебедев Игорь Вадимович, учитель истории и обществознания ГБОУ Школа 1515, Москва, кандидат исторических наук

В школы в этом учебном году поступили новые учебники истории России. Авторский коллектив под руководством Торкунова А.В., ректора МГИМО, кандидата исторических наук, известного корееведа и дипломата, сделал акцент на явно проевропейских оценках событий, деятелей и героев нашего государства. Если внимательно проанализировать текст учебника, становиться совершенно ясно, и это внушается ученикам с 6 класса, что деятели истории России и Российского государства в сравнении с Европой просто варвары, отсталые, властолюбивые и ограниченные люди.

Вот несколько примеров из учебника для 6 класса. Если просто просмотреть оглавление ученика, то становится понятно, что уровень компетенции авторов не слишком высок или оценочный подход редактуры вынуждает идти против исторической правды. В параграфе «Первые известия о Руси» первый раздел называется «Происхождение народа русь». До сего времени проблема народа русь не выяснена в науке, а авторы учебника прямо в заглавии утверждают, что могут изложить вопрос о происхождении этого народа, о котором фактически ничего не известно, кроме того, что он несколько раз упомянут в «Повести временных лет».

А в самом тексте параграфа вообще ставиться под сомнение вся антинорманнская теория, сформулированная еще М.В. Ломоносовым! Авторы пишут «Автор Повести временных лет жил спустя почти три столетия после описанных им событий. Поэтому некоторые историки считают рассказ о призвании варягов легендой»! Сами авторы учебника, видимо, придерживаются противоположной точки зрения. Они, конечно, не «некоторые историки», они уверены, что государственность славянам принесли варяги. Конечно, ведь варяги, хотя и примитивные варвары, не имевшие в IX веке собственной государственности, но все же представители Европы! Не славяне и финно-угры, а европейцы! Кому же еще, если не им нести свет государственности славянам? Следующий пассаж о «Бертинских анналах» вообще не выдерживает даже простейшей критики. Там под 839 годом упоминается о визите византийцев и росов, называвших своего правителя каганом, к королю франков Людовику Благочестивому, а в византийских источниках записано, что впервые русь появилась в Византии в 852 году (эта дата есть в документе, находящимся в хрестоматии к этому учебнику). Как русы или росы, появившиеся впервые в Византии в 852 году, могли в составе византийского посольства появиться у франков в 839 году? Кроме того, каган – глава Хазарского каганта, государства, не имеющего отношения ни к славянам, ни к русами, ни к варягам.

Авторы учебника договорились до того, что само называние Русь заимствовано славянами у финнов! Им, видимо, и в голову не приходит, что славяне воевали с варягами с переменным успехом, а в IX веке варяги одержали победу и создали свое государство, государство завоевателей с названием Русь. Они вплоть до середины XI века вынуждены были из года в год военной силой принуждать славян платить дань. Славяне много раз восставали против варягов, и в итоге как более развитый и сильный народ, ассимилировали их и полностью ославянили, о чем свидетельствует и изменение имен князей от Рюрика и Олега к Святославу, Владимиру, Ярославу. Авторам учебника этот анализ не нужен, он противоречит их проевропейской концепции. С их точки зрения Великий Новгород так же был основан норманнами, они даже пытаются утверждать, что знают время основания города. Интересно, почему Новгород получил славянское название «Новый Город», если его основали норманны?

В конце раздела приведен обзор мнений норманистов и антинорманистов, при этом авторы позволили себе уничижительно отозваться даже о М.В. Ломоносове, который «занимался и историей», именно потому что великий русский ученый-энциклопедист придерживался антинорманистской позиции.  Весь предыдущий текст параграфа свидетельствует о норманистской позиции авторов, что является прямой и недвусмысленной заявкой на идеологическую концепцию всей линейки учебников как проевропейской и антироссийской.

Итогом этого параграфа является следующий пассаж, который я приведу полностью, поскольку именно он и предназначен для непосредственного запоминания учащимися 6 класса: «В Восточной Европе образовалось более десятка славянских союзов племен, в каждом из которых были собственные князья. В течение IX-X столетий были объединены под главенством князей династии Рюриковичей. Сложилось государство, получившее название Русь. Происхождение династии из-за недостатка источников остается предметом споров». Вот так! Разрозненные славянские племена объединили Рюриковичи, скандинавы, европейцы, хотя само их происхождение остается предметом споров!

Анализировать так подробно параграф за параграфом можно еще долго, но, на мой взгляд, достаточно и приведенного анализа. Однако, если даже бегло просмотреть другие материалы учебника проевропейская и явно антироссийская позиция авторского коллектива под руководством Торкунова А.В. становиться еще более очевидной. Вот несколько сравнений исторических деятелей России и Европы, приведенных в учебнике 7 класса. Иван III – создатель централизованного русского государства сопоставлен с Леонардо да Винчи? Для чего это сделано? С одной стороны – политик, с другой —  ученый, художник, инженер…как можно их сравнить? Но в оценке Ивана III читаем «Великий князь московский, первый правитель, именовавший себя государем всея Руси…», а в оценке Леонардо да Винчи – «величайший деятель эпохи Возрождения» Как говорится: «почувствуйте разницу»…

В следующем параграфе того же учебника читаем сравнение Василия III и французского короля Франциска I.

 «Василий III Великий князь владимирский и московской (с 1505 г.). Государь всея Руси, при котором завершилось формирование единого Российского государства.

Франциск I Король Франции (с 1515 г.) покровительствовавший искусству и культуре. Именно во время его правления Возрождение во Франции достигло своего расцвета. Франциск был сторонним абсолютизма во Франции.» Нужны ли еще цитаты для доказательства вывода о явно проевропейском характере оценок и акцентов, сделанных авторским коллективом?

По-видимому, профессиональное сообщество учителей истории должно встать на защиту патриотической концепции учебников истории. Не должно быть сомнения в том, что история в школе – предмет формирующий мировоззрение учащихся, и это мировоззрение должно иметь своим стержнем любовь и уважение к своей Родине. Недопустимо внедрять в умы детей представление о второсортности, отсталости, неспособности к саморазвитию нашего государства и его многонационального народа!

Данная линейка учебников и УМК поступила в школы в обход мнения съезда учителей истории и обществознания, вопреки здравому смыслу и во вред задаче воспитания настоящих патриотов нашей великой Родине.

Несмотря на то, что эти учебники уже напечатаны и уже поступили в школы, их издание должно быть приостановлено, независимая и профессиональная экспертиза должна быть проведена вновь, а сам учебник переработан или изъят из школ.

nsportal.ru

История МО, Торкунов А.В. 1 том

Глава 2 . Вестфальская система международных отношений (XVII — первая половина XVIII в.)

ках Азов. Константинопольский мирный договор, заключенный 3 (13) июля 1700 г. с Османской империей в развитие этого перемирия, закрепил Азов и ряд новых крепостей (в том числе Таганрог) за Россией.

Одной из причин, побуждавших императора спешить с заключением Карловицкого мира, были противоречия, возникшие между крупнейшими государствами Западной Европы из-задележа испанского наследства.

Претенденты. На свою долю в нем могли претендовать сразу несколько человек.Во-первых,сын короля Франции Людовика XIV, так называемый «великий дофин». Его матерью (супругой Людовика XIV) былаМария-ТерезияИспанская (Австрийская), сводная сестра Карла II. Таким образом, великий дофин приходился испанскому королю племянником. Претендовал на испанское наследство также император Священной Римской империи Леопольд I. Его матерью была родная тетка Карла II (сестра испанского короля Филиппа IV, отца Карла), а женой — Маргарита Терезия, дочь короля Филиппа IV. Наконец, законным наследником смертельно больного испанского короля считал себя баварский курфюрст Максимилиан II Эмманюэль. Он был женат на Марии Антонии, дочери императора Леопольда I и испанской инфанты Маргариты Терезии. Выходя замуж за Максимилиана, она, правда, отказалась от всех прав по линии матери на наследство испанских королей. Но такими правами обладал ее сын,5-летнийкурпринц Иосиф Фердинанд.

Императора, у которого с баварским курфюрстом сложились добрые родственные отношения, вполне устроило бы избрание на испанский трон его внука Иосифа Фердинанда. Но для французов были нежелательны кандидатуры как самого императора, так и его внука. Два столетия они боролись за то, чтобы ослабить давление Габсбургов на свои границы, отвоевывая у них все новые территории, внося в их ряды раскол посредством так называемых испанских браков. А в итоге могли оказаться в том же положении, в котором находились в начале XVI в., если бы император, используя семейные связи Габсбургов, снова подчинил своему влиянию Испанию.

Чтобы минимизировать исходящую от Габсбургов угрозу, Франция нуждалась в поддержке влиятельных государств. Людовик XIV обратился за помощью к Вильгельму III Оранскому, королю Англии и статхаудеру Республики соединенных провинций, поскольку тот слыл наиболее последовательным сторонником сохранения баланса сил основных держав, хотя, возглавляя Аугсбургскую лигу, в минувшую войну и был противником Франции. Кроме того, король Англии располагал огромными военными и финансовыми ресурсами, которые могли послужить веским аргументом в любом международном споре,

втом числе и династическом.

Врезультате французско-английскихпереговоров, которые начались в конце 1697 г. в Версале, сразу отпала кандидатура великого дофина на испанский трон. Французы должны были обещать, что никогда французский принц не будет одновременно королем Франции и Испании. Рассматривалось несколько вариантов раздела испанского наследства. Согласно одному из них, испанские

studfiles.net

ГДЗ по истории России 6 кл. Арсентьев, Торкунов, Данилов.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄
ГДЗ по истории России 6 кл. Арсентьев

Ниже расположены параграфы-ссылки, при нажатии на них откроются готовые ответы на вопросы к параграфам.

Глава I. Народы и государства на территории нишей страны в древности

§ 1. Древние люди и их стоянки на территории современной России

  • ↑Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

§ 2. Образование первых государств

§ 3. Восточные славяне и их соседи

Глава II. Русь в IX — первой половине XII в

§ 4. Первые известия о Руси

§ 5. Становление Древнерусского государства

§ 6. Правление князя Владимира. Крещение Руси

§ 7. Русское государство при Ярославе Мудром

§ 8. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

§ 9. Общественный строй и церковная организация на Руси

§10. Культурное пространство Европы и культура Руси

§ 11. Повседневная жизнь населения

Глава III. Русь в середине XII — начале ХШ в

§ 12. Политическая раздробленность на Руси

§ 13. Владимиро-Суздальское княжество

§ 14. Новгородская республика

Глава IV. Русские земли в середине XIII — XIV в

§15. Монгольская империя и изменение политической карты мира

§ 16. Батыево нашествие на Русь

§ 17. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

§ 18. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

§ 19. Литовское государство и Русь

§ 20. Усиление Московского княжества

§ 21. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

§ 22. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII —XIV в

Глава V. Формирование единого Русского государства

§ 23. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

§ 24. Московское княжество в первой половине XV в.

§ 25. Распад Золотой Орды и его последствия

§ 26. Московское государство и его соседи во второй половине XV в

Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

§ 27. Формирование культурного пространства единого Российского государства

ГДЗ по истории России. Готовые ответы в сжатом, концентрированном виде к учебнику издательства “Просвещение”, авторы: Арсентьев, Данилоа, Торкунов , 6 класс. Учебник находится в Федеральном перечне рекомендованных Минобрнауки РФ.

Данное ГДЗ может значительно облегчить учебу и сэкономить время на подготовку домашнего задания. Оно также будет полезно и родителям для контроля знаний своих детей

ГДЗ по истории России 6 кл. Арсентьев, Торкунов, Данилов

litemove.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *