cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Точка прямая кривая отрезок луч – Разработка урока математики «Точка. Прямая линия. Кривая линия. отрезок. Луч.» (1 класс)

Разработка урока математики «Точка. Прямая линия. Кривая линия. отрезок. Луч.» (1 класс)

Тема урока: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч».

Цели: уточнить и обобщить геометрические представления детей, полученные ими в дошкольном возрасте; расширить геометрические представления школьников; сформировать представления о понятиях «прямая», «кривая», «отрезок», «луч»; развивать пространственное воображение; внимание учащихся, наблюдательность, стремление к точности и аккуратности.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: игровая, групповая, ИКТ технология, здоровьесберегающая.

Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, иметь элементарные представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике; осознавать собственную успешность при изучении темы; умение выслушивать своего товарища при работе в паре.

Метапредметные умения:

Познавательные: производить сравнение объектов с целью выделения их различных признаков (точка, прямая и кривая линии), и обосновывать своё мнение; сравнивать геометрические фигуры и различать существенные и несущественные признаки, обосновывать свое мнение; использовать приобретенные знания при выполнении учебной задачи.

Регулятивные: выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий, описывать их результаты, используя математическую терминологию; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, соотносить цель и результат произведённых учебных действий.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, используя математические термины, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные умения: различать понятия «линия», «точка», «прямая», «луч», «отрезок»; называть геометрическую фигуру; распознавать геометрическую фигуру на плоскости; выполнять построение геометрической фигуры: «точка», «кривая линия», «прямая линия», «луч», «отрезок».

Оборудование:

У учителя: счетный материал (жестяная баночка с пуговицами различной формы и размера», клубок с нитками, презентация к уроку.

У учащихся: листочек бумаги, карандаш для практической работы, кусочки ниток.

Ход урока.

Слайд 2.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по стране Геометрии. Но сначала нам нужно подготовиться, то есть вспомнить то, что мы уже знаем.

2. Актуализация знаний.

Устный счёт:

1) Счет предметов.

— Игра «Пуговицы»: с закрытыми глазами посчитать пуговицы в жестяной баночке;

Слайд 3.

2) Решение примеров.

Решив данные примеры и расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете, в чьё королевство мы сегодня отправимся за новыми знаниями.

2 + 2 = К 1 + 1 = О 2 – 1 = Т 3 + 2 = А 2 + 1 = Ч

Слайды 4-12.

3) Состав чисел 3 и 4 (Игра «Засели жильцов в дом»).

3. Самоопределение к деятельности.

— Назовите фигуры, которые вы увидели, когда заселяли жильцов в домики (прямоугольник, треугольник). Как их можно назвать их одним словом? (геометрические фигуры). Они живут в стране Геометрии.

— Сегодня ребята, у нас необычный урок: урок-путешествие в математическую страну. На этом уроке мы познакомимся и подружимся с другими жителями этой страны.

Слайд 13.

— А, отгадав загадку, вы узнаете, кто будет нам помогать в путешествии.

Я чёрный, красный, желтый, синий,
С начинкой твёрдой в середине,
Я с острым ножиком дружу
И, что хочу, изображу.
(Карандаш)

4. Работа по теме урока.

1)Практическая работа: Понятие «точка».

— У каждого из вас, на парте есть карандаш и листочек бумаги. Возьмите карандаш и поставьте его на лист (учитель то же самое выполняет на доске мелом).

— Что сделал карандаш? (оставил след).

Слайд 14.

— Этот след и есть точка – геометрическая фигура.

2) Сказка про Точку.

— А теперь послушайте сказку. В стране Геометрии жила-была Точка. Она была маленькой. Её оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто её не замечал. У точки был любимый Клубочек, и она всегда гуляла с ним вместе. А ходила она по стране Геометрии разными путями. Посмотрите, как.

а) Практическая демонстрация получения прямых и кривых линий: протянуть ниточку прямо и через руки нескольких учеников.

б) Практическая работа учащихся с нитками:

— Возьмите ниточку и бросьте её на парту. Какая линия получилась? Нарисуйте её на листе бумаги.

— А теперь возьмите эту ниточку и двумя руками натяните её за концы. Какая линия теперь получилась?

Слайд 15.

— На какие группы можно разделить эти линии?

-На что похожи прямые линии? (похожи на натянутые верёвочки)

-Сколько прямых линий? (4)

— На что похожи кривые линии? (которые не натянули, – это кривые линии)

— Сколько кривых? (2)

ВЫВОД: линии бывают прямые и кривые.

Увидев это, Точка поняла, что попала в гости к Линиям.

Задумалась однажды Точка: «Как же я смогу всё узнать, если буду сидеть на одном месте?» Решила Точка отправиться в путешествие. Вышла на прямую и пошла по этой линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?».

А прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня ни начала, ни конца! Я бесконечная!»

— Ребята, сможет ли Точка найти концы прямой? (Нет)

Действительно, у прямой нет ни начала, ни конца.

Без конца и края
Линия прямая!
Хоть сто лет по ней идти —
Не найти конца пути!

Слайд 17.

Опечалилась Точка.

— Что же, так мне и придется идти, идти и идти без конца? Она очень огорчилась и топнула ножкой по прямой линии. И вдруг исчезла прямая

линия. На её месте появился … (луч).

Слайд 18.

— А я знаю, почему он так называется. Воскликнула Точка. Он похож на солнечный лучик! Солнечный лучик начинается на солнце и идёт от солнца без конца и края.

Слайд 19.

Он тоже был длинный, но всё же не такой, как прямая линия. У него появилось начало.

Испугалась точка: «Что же я наделала!» Хотела она убежать, да как назло опять топнула ножкой по лучу. И на месте луча появился … (отрезок). Он не хвастался, какой он большой, потому что у него уже были и начало и конец.

Слайд 20.

Вот так одна маленькая точка смогла изменить жизнь больших линий.

Слайд 21.

ФИЗМИНУТКА «Зарядка с Солнышком».

На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем ручки мы по команде «раз»,
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем ручки мы по команде «два».
Пошагать придётся нам – выше голова!
Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».
Наблюдай за птичками головой верти.
Вот зарядка кончилась, сядь и отдохни.

3) Распознавание линий на практике.

Слайд 22.

— Давайте поиграем. Игра называется «Угадай, какая линия?» Сейчас я загадаю загадку, вы отгадаете и определите, из каких линий состоят предметы- отгадки.

  1. Цветное коромысло через реку повисло.

(Радуга, состоит из кривых линий).

  1. Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь, состоит из прямых линий).

  2. Висит сито – не людьми свито. (Паутина, кривые линии).

5. Первичное закрепление изученного материала.

Слайд 23.

1) На листе поставьте точку. Попробуйте провести через эту точку прямые. Сколько можно провести прямых через данную точку? Какой можно сделать вывод?

Вывод: через одну точку можно провести сколько угодно прямых.

Слайд 24.

2) Поставьте две точки на расстоянии друг от друга. Сколько можно провести прямых через эти две точки?

Вывод: через две точки можно провести только одну прямую.

6. Итог урока.

Слайд 25.

1. А теперь повторим: о каких геометрических фигурах мы узнали, благодаря нашей гостье Королеве — Точке?

Слайд 26.

2. Что вы узнали о каждой из этих фигур?

Прямая – не имеет ни начала, ни конца, начертить мы можем только часть прямой, так как её можно продолжить. Прямую принято обозначать одной буквой.

Луч – имеет начало, но не имеет конца, его можно продолжить только в одну сторону.

Отрезок – имеет начало и конец, его нельзя продолжить. Отрезок принято обозначать двумя буквами.

7. Рефлексия.

infourok.ru

Конспект урока по математике 1 класс на тему «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.»

Конспект урока математики 1 «Б» класс,

МОУ СОШ №41 г. о. Саранск

Осиповой Р. И

ТЕМА

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.

Цели урока:

  1. Познакомить детей с начальными геометрическими понятиями «точка», «кривая линия», « прямая», «отрезок». Подготовить к пониманию необходимости специальных приёмов действий для проведения прямой линии. Учить распознавать их.

  2. Развивать математическую речь, пространственное мышление, восприятие, зрительно- моторную координацию, умение строить рассуждения.

  3. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, положительное отношение к знаниям, добросовестное отношение к учебному труду.

Оборудование: учебник «Математика» 1 класс Моро М. И., С. И. Волкова,

С. В. Степанова; рабочая тетрадь, линейки, простые карандаши.

Вдохновение нужно в геометрии

не меньше, чем в поэзии.

/А.С. ПУШКИН/

Ход урока.

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки шире открываем,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2.Повторение изученного материала.

Разминка.

*Сколько шей у пяти журавлей?

*Какой первый день недели?

*Назовите осенние месяца.

*Назовите три математических знака( «+», «-», «=» )

Игра «Заселяем домики»

Выполняем Упражнение на дыхание « Свеча»

3.Работа над новой темой урока.

1 Сообщение темы, постановка целей.

(На доске изображены геометрические фигуры. )





.

Посмотрите на доску. Что на ней изображено? ( геометрические фигуры, линии , многоугольники, четырехугольники, точка и т.д.)

Все ли они одинаковые? ( нет)

Назовите и покажите те геометрические фигуры, которые вам знакомы.

Для того чтобы их изобразить, что рисовали? (линии и точки)

О чем же будем говорить на уроке? (о линиях)

Это и будет темой нашего урока.

Точка. Прямая и кривая линии. Луч. Отрезок.(тема записывается на доске)

Как вы думаете, что нам предстоит выяснить на уроке математики? (познакомиться подробнее и узнать как называются эти фигуры)

Какие ещё задачи мы можем решить на уроке? ( научимся их различать, чертить)
А кто уже сейчас может дать название этим линиям? ( кривые, прямые)

( на доске записаны опорные слова цели урока)

1)Познакомиться

2)Научиться

Это и есть план нашего урока. Давайте работать по нему для достижения целей.

Но сначала немного отдохнем.

Физкультурная минутка (У жирафа пятна….)

Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по стране Геометрии. А, отгадав загадку, вы узнаете, кто будет нам помогать в путешествии. (рисунок)

Я чёрный, красный, желтый, синий,

С начинкой твёрдой в середине,

Я с острым ножиком дружу

И что хочу – изображу. (Карандаш)

Правильно, вместе с нами будет путешествовать Карандаш. Это не простой Карандаш, а волшебный. Он знает много нового и интересного и познакомит нас с жителями страны Геометрии. Главные инструменты, которые нужны в этой стране это Линейка , угольник, цыркуль…..

  1. Точка. Прямая линия. Кривая.

Итак, наш волшебный Карандаш ткнул «носом» в лист бумаги.

— Что же получилось? (Точка)

— Поставьте и вы в тетрадях несколько точек. Дети выполняют.

— А теперь соедините две любые точки.

— Что у вас получилось? (Линия).

— А как вы думаете, можно ли нарисовать линию без точек? (Можно).

— Начертите и вы линию и отметьте на ней, сколько хотите, точек.

Дети выполняют.

— Сколько у вас получилось точек? (Множество).

— Какие линии у вас получились? (Кривые).

— Почему они называются кривыми? (Они неровные, проводятся от руки).

— Ровную линию провести очень трудно. Чтобы провести ровно, нужен инструмент. А как он называется, вы узнаете, отгадав загадку:

Я люблю прямоту, я сама прямая.

Сделать ровную черту всем я помогаю.

Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья, кто же я ?… (Линейка)

— Как пользоваться линейкой? ( Надо прижать её к бумаге и вести карандаш вдоль линейки.)

— Попробуйте сами начертить такую линию. (Дети чертят прямую линию)

— Как бы вы назвали эту линию? (Прямая)

Прямая линия у нас нарисовалась в первый раз!

— Почему вы назвали эту линию прямой? Чем она отличается от кривой линии?

— Отметьте на своей прямой какую-нибудь точку.

Дети выполняют.

— А вот задание трудное. Поставьте точку на листе бумаги и попробуйте провести через неё прямую линию.

Дети выполняют.

— Попробуйте провести ещё линию, ещё одну линию.

— Сколько у вас получилось линий? (Много)

— А теперь поставьте две точки и соедините их прямой линией. Сколько таких линий можно провести? (Одну).

— Какое важное открытие мы для себя сделали при помощи волшебного карандаша? (Через одну точку можно провести много линий, через две точки – только одну).

4. Физкультминутка.

  1. Отрезок.

    • А теперь я расскажу вам сказку, — сказал Карандаш.

    • Жила-была точка. Она была очень любопытная и хотела всё знать. Увидит любую линию и непременно спросит:

    • Какая это линия, длинная или короткая?

    • Подумала однажды точка: «Как же я всё смогу узнать, если всегда буду жить в одном месте?» И отправилась точка путешествовать по прямой линии.

Шла она шла. Долго шла. Устала и говорит:

Засмеялась прямая линия:

  • Эх ты, точка, разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?

  • Тогда я пойду назад, — сказала точка.

  • И в другую сторону не будет конца. У прямой вообще не бывает концов.

  • Что же мне делать, — задумалась точка, — Не могу же я вечно гулять по прямой.

  • А ты позови на помощь ножницы, — подсказала прямая.

Тут, откуда ни возьмись появились ножницы, щёлкнули раз, щёлкнули два, и разрезали прямую.

  • Как интересно, что же получилось из моей прямой?

  • Это отрезок, — сказали ножницы, теперь ты на отрезке прямой.

  • Отрезок прямой, отрезок прямой. – повторила точка.

  • И вы, ребята, повторите, что получилось из прямой.

Математику люблю.

Спину ровно я держу.

Вправо, влево наклоняюсь,

Как прямая, выправляюсь.

Руки в стороны раздвину,

Вверх ладошки подниму

И отрезок покажу.

Раз присядем, два присядем

И на место тихо сядем.

5.Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

  • Рассмотрите рисунок вверху на с. слева (с. 36).

  • Кто изображён на этом рисунке?

  • Какая линия у зайца?

  • Какая линия у волка?

  • Рассмотри чертёж под рисунком.

  • Какого цвета на рисунке прямые линии? Кривые линии? Назови отрезки.

  • Рассмотрите рисунки 1 и 2 внизу страницы.

  • Сколько кривых линий можно провести через одну точку?

  • Сколько прямых можно провести через одну точку?

  • Рассмотрите рисунок 3.

  • Сколько кривых можно провести через две точки?

  • Сколько прямых можно провести через две точки?

  • Рассмотрите рисунок на странице справа (с. 37).

  • Покажите на рисунке кривые линии; отрезки.

6.Итог урока, рефлексия.

— Что мы узнали на уроке?

— Что научились делать с помощью чертёжного инструмента?

— Приведите пример кривых линий вокруг нас.

— А прямых линий?

— Ребята, карандаш решил открыть вам тайну: идеальных прямых в природе нет.

Рефлексия.

«Красный карандаш» Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

«Зеленый карандаш» Вы считаете, что знаете отличие линий друг от друга, но вам ещё нужна помощь.

«Синий карандаш» Вы считаете, что было трудно на уроке.

infourok.ru

Тема: Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.

Цель: в ходе выполнения практических заданий и наблюдений научить различать разные виды линий.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную; пользоваться линейкой для черчения; соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; применять полученные ранее знания в измененных условиях; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель:

Математика зовёт

Первоклашек на урок,

Числа нас ведут вперёд

Будем знать всё «на зубок»

2.Актуализация знаний

—  К нам сегодня на урок пришел в гости кот Тишка с незнакомыми друзьями, а какие это друзья вы назовете их чуть позже

а) Прямой и обратный счёт в пределах 10.

— Покажем нашему котику, как мы умеем считать до 10.

Индивидуальный опрос.

— Теперь будем считать от 10 до 1.

б) Задачи в стихах:

Тишка – кот такой глупышка,

Очень рыбу любит Тишка.

На рыбалке побывал,

Два пескарика поймал,

Щуки две и два ерша.

Жизнь у Тишки хороша!

Кто быстрее сосчитал,

Сколько рыбок кот поймал? (6)

На забор взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов? (3)

По тропинке в лесок

Покатился колобок.

Встретил серого зайчишку,

Встретил волка, встретил мишку,

Да плутовку лису

Повстречал он в лесу

Отвечай поскорей

Сколько встретил колобок зверей. (4)

Игра «Молчанка»

(Учитель показывает пропуск, учащиеся соответствующую цифру на веере цыфр.)

4 — ? = 2      5 — ?= 2

4 — ? = 3       5 — 1 = ?

1 + 3 = ?        ?  —    3=1

? -4=1           1 + ? = 2

3. Физкультминутка

4. Самоопределение к деятельности

В стране Геометрии жила-была точка. Она была маленькой. Ее оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто ее не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям. (На доске рисунок.) (Математический планшет)

 

— Посмотрите, какие это были линии. (Прямые и кривые.)

Прямые линии похожи на натянутые веревочки, а веревочки,

которые не натянули, — это кривые линии.

— Сколько прямых линий? (2.)

— Сколько кривых? (3.)

Прямая линия начала хвастаться: « Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!»

 

Очень интересно стало точке посмотреть на нее. Сама-то точка малюсенькая. Вышла она да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На ее месте появился луч.

 

Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.

Испугалась точка: «Что же я наделала!» Хотела она убежать, да как назло наступила опять на луч.

И на месте луча появился отрезок. Он не хвастался, какой он большой, у него уже были и начало, и конец.

 

Вот так маленькая точка смогла изменить жизнь больших линий.

— Так кто догадался кто вместе с котиком пришел к нам в гости?( прямая линия, луч, отрезок и точка)

— Правильно вместе с котиком пришли  прямая линия, луч, отрезок и точка к нам на урок.

-Кто догадался, что мы будем делать на этом уроке? (Учиться распознавать и чертить прямую линию, луч, отрезок.)

5. Работа по теме урока

Практическая работа

— О каких линиях вы узнали? (О прямой, луче, отрезке.)

— Что узнали о прямой линии? (Она не имеет ни начала, ни конца. Она бесконечная.)

(Учитель берет две катушки ниток, натягивает их, изображая прямую линию, и разматывая то одну, то другую, демонстрирует, что прямую можно продолжать в оба конца до бесконечности.)

— Что узнали о луче? (У него есть начало, но нет конца.) (Учитель берет ножницы, разрезает нитку. Показывает, что теперь линию можно продолжать только в один конец.)

— Что узнали об отрезке? (Унего есть и начало, и конец.) (Учитель отрезает другой конец нитки и показывает, что нитка

не тянется. У нее есть и начало, и конец.)

6.Работа по учебнику

— Посмотрите на рисунок на с. 40. Расскажите, чем прямая линия отличается от кривой. (Прямая линия натянута, кривая — нет.)

— Что вы запомнили о прямой линии, луче, отрезке? (Ответы детей.)

— Как начертить прямую линию? (Провести по линейке линию.)

— Как начертить отрезок? (Поставить две точки и соединить их.)

7.Физкультминутка

В понедельник я купался,

(Движения руками, выполняемые при плавании.)

А во вторник рисовал,

(Изобразить рисование.)

В среду долго умывался,

(Изобразить умывание.)

А в четверг в футбол играл.

(Бег на месте.)

В пятницу я бегал, прыгал,

(Прыжки на месте.)

Очень долго танцевал.

(Покружиться.)

А в субботу, воскресенье

(Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал.

(Сесть на корточки, руки под щеку.)

8.Закрепление изученного материала

Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 15. Рассмотрите линии. На какие группы их можно разделить? (Прямые — 2,3, 5 и кривые —1,4.)

— Выполните следующее задание.

— Сколько прямых можно провести через две точки? (Одну.)

— Сколько кривых можно провести через две точки? (Много.)

— Прочитайте следующее задание.

— Раскрасьте рисунки самостоятельно.

9. Пальчиковая   гимнастика

Работа в тетради

Тишка хочет научиться изображать прямую, отрезок, луч.

А теперь начертите в тетради прямую, отрезок, луч и кривую линию, по которым побежит кот Тишка.

Обсудить в парах начерченные линии.

10.Работа по учебнику

— Прочитайте задание на полях на с. 40. Как узнать, какой отрезок самый длинный? (Посчитать, сколько клеточек составляет длина каждого отрезка.)

— Посчитайте и скажите, какой отрезок самый длинный. (Синий.)

— Какой отрезок самый короткий? (Красный.)

— Рассмотрите рисунок на с. 41. Расскажите соседу по парте, какие линии вы видете.

(Работа в парах.)

— Посмотрите на рисунки и записи, приведенные ниже.

— Какие записи подходят к рисункам?

Объясните их смысл.

 (4 + 1 = 5— к 4 цыплятам прибежал еще один.

Стало 5 цыплят. 5—2 = 3— плавали 5 утят, 2 утенка ушли.

Осталось 3утенка.

Записи 4— 1 = 3и 5- 1 = 4не подходят.)

11.Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке с помощью «Смайликов».

    урок понравился

          было трудно, но интересно

          урок не понравился

I.              Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о линиях?

— Где в жизни встречаются прямые линии? кривые линии?

— А, что могут означать для кота: точка, прямая, кривая линия?

(Точка похожа на клубок –он может поиграть, покатать;

Луч – попускать «зайчиков»

Прямая линия на дорогу –где нужно соблюдать правила ПДД;

Кривая линия – на извилистую тропинку, где он может поиграть в догонялки со своими друзьями)

Просмотр содержимого документа
«Тема: Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. »

Конспект урока по математике

в 1 классе.

Тема: Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.

Составила и провела

учитель 1 категории:

Бувайлова Елена Ивановна

2014г.

Тема: Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч

Цель: в ходе выполнения практических заданий и наблюдений научить различать разные виды линий.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную; пользоваться линейкой для черчения; соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; применять полученные ранее знания в измененных условиях; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель:

Математика зовёт

Первоклашек на урок,

Числа нас ведут вперёд

Будем знать всё «на зубок»

2.Актуализация знаний

— К нам сегодня на урок пришел в гости кот Тишка с незнакомыми друзьями, а какие это друзья вы назовете их чуть позже

а) Прямой и обратный счёт в пределах 10.

— Покажем нашему котику, как мы умеем считать до 10.

Индивидуальный опрос.

— Теперь будем считать от 10 до 1.

б) Задачи в стихах:

Тишка – кот такой глупышка,

Очень рыбу любит Тишка.

На рыбалке побывал,

Два пескарика поймал,

Щуки две и два ерша.

Жизнь у Тишки хороша!

Кто быстрее сосчитал,

Сколько рыбок кот поймал? (6)

На забор взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов? (3)

По тропинке в лесок

Покатился колобок.

Встретил серого зайчишку,

Встретил волка, встретил мишку,

Да плутовку лису

Повстречал он в лесу

Отвечай поскорей

Сколько встретил колобок зверей. (4)

Игра «Молчанка»

(Учитель показывает пропуск, учащиеся соответствующую цифру на веере цыфр.)

4 — □ = 2 5 — □= 2

4 — □ = 3 5 — 1 = □

1 + 3 = □ □ — 3=1

□ -4=1 1 + □ = 2

3. Физкультминутка

4. Самоопределение к деятельности

В стране Геометрии жила-была точка. Она была маленькой. Ее оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто ее не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям. (На доске рисунок.) (Математический планшет)



— Посмотрите, какие это были линии. (Прямые и кривые.)

Прямые линии похожи на натянутые веревочки, а веревочки,

которые не натянули, — это кривые линии.

— Сколько прямых линий? (2.)

— Сколько кривых? (3.)

Прямая линия начала хвастаться: « Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!»


Очень интересно стало точке посмотреть на нее. Сама-то точка малюсенькая. Вышла она да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На ее месте появился луч.


Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.

Испугалась точка: «Что же я наделала!» Хотела она убежать, да как назло наступила опять на луч.

И на месте луча появился отрезок. Он не хвастался, какой он большой, у него уже были и начало, и конец.


Вот так маленькая точка смогла изменить жизнь больших линий.

— Так кто догадался кто вместе с котиком пришел к нам в гости?( прямая линия, луч, отрезок и точка)

— Правильно вместе с котиком пришли прямая линия, луч, отрезок и точка к нам на урок.

-Кто догадался, что мы будем делать на этом уроке? (Учиться распознавать и чертить прямую линию, луч, отрезок.)

5. Работа по теме урока

Практическая работа

— О каких линиях вы узнали? (О прямой, луче, отрезке.)

— Что узнали о прямой линии? (Она не имеет ни начала, ни конца. Она бесконечная.)

(Учитель берет две катушки ниток, натягивает их, изображая прямую линию, и разматывая то одну, то другую, демонстрирует, что прямую можно продолжать в оба конца до бесконечности.)

— Что узнали о луче? (У него есть начало, но нет конца.) (Учитель берет ножницы, разрезает нитку. Показывает, что теперь линию можно продолжать только в один конец.)

— Что узнали об отрезке? (Унего есть и начало, и конец.) (Учитель отрезает другой конец нитки и показывает, что нитка

не тянется. У нее есть и начало, и конец.)

6.Работа по учебнику

— Посмотрите на рисунок на с. 40. Расскажите, чем прямая линия отличается от кривой. (Прямая линия натянута, кривая — нет.)

— Что вы запомнили о прямой линии, луче, отрезке? (Ответы детей.)

— Как начертить прямую линию? (Провести по линейке линию.)

— Как начертить отрезок? (Поставить две точки и соединить их.)

7.Физкультминутка

В понедельник я купался,

(Движения руками, выполняемые при плавании.)

А во вторник рисовал,

(Изобразить рисование.)

В среду долго умывался,

(Изобразить умывание.)

А в четверг в футбол играл.

(Бег на месте.)

В пятницу я бегал, прыгал,

(Прыжки на месте.)

Очень долго танцевал.

(Покружиться.)

А в субботу, воскресенье

(Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал.

(Сесть на корточки, руки под щеку.)

8.Закрепление изученного материала

Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 15. Рассмотрите линии. На какие группы их можно разделить? (Прямые — 2,3, 5 и кривые —1,4.)

— Выполните следующее задание.

— Сколько прямых можно провести через две точки? (Одну.)

— Сколько кривых можно провести через две точки? (Много.)

— Прочитайте следующее задание.

— Раскрасьте рисунки самостоятельно.

9. Пальчиковая гимнастика

Работа в тетради

Тишка хочет научиться изображать прямую, отрезок, луч.

А теперь начертите в тетради прямую, отрезок, луч и кривую линию, по которым побежит кот Тишка.

Обсудить в парах начерченные линии.

10.Работа по учебнику

— Прочитайте задание на полях на с. 40. Как узнать, какой отрезок самый длинный? (Посчитать, сколько клеточек составляет длина каждого отрезка.)

— Посчитайте и скажите, какой отрезок самый длинный. (Синий.)

— Какой отрезок самый короткий? (Красный.)

— Рассмотрите рисунок на с. 41. Расскажите соседу по парте, какие линии вы видете.

(Работа в парах.)

— Посмотрите на рисунки и записи, приведенные ниже.

— Какие записи подходят к рисункам?

Объясните их смысл.

(4 + 1 = 5— к 4 цыплятам прибежал еще один.

Стало 5 цыплят. 5—2 = 3— плавали 5 утят, 2 утенка ушли.

Осталось 3утенка.

Записи 4— 1 = 3и 5- 1 = 4не подходят.)

11.Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке с помощью «Смайликов».

урок понравился

было трудно, но интересно

урок не понравился

  1. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о линиях?

— Где в жизни встречаются прямые линии? кривые линии?

— А, что могут означать для кота: точка, прямая, кривая линия?

(Точка похожа на клубок –он может поиграть, покатать;

Луч – попускать «зайчиков»

Прямая линия на дорогу –где нужно соблюдать правила ПДД;

Кривая линия – на извилистую тропинку, где он может поиграть в догонялки со своими друзьями)

11

kopilkaurokov.ru

Точка. Линия. Луч. Отрезок. Кривая.

План урока

Предмет: Математика

Сквозная тема: «Моя школа»

Раздел3: Элементы геометрии

Подраздел 3.1.: Геометрические фигуры и их классификация

Класс: 1

Тема урока

Геометрические фигуры: Точка. Линия. Луч. Отрезок. Кривая.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

1.3.1.1 распознавать и называть геометрические фигуры: точка, прямая, кривая, замкнутая и незамкнутая линии, луч, отрезок, угол.

Цель урока

Учащиеся смогут распознавать точку, линии, прямую, отрезок , кривую, луч, угол;

выявлять различия геометрических фигур.

Критерии оценивания

Смогут определять, перечислять геометрические фигуры;

Выбирать данную геометрическую фигуру из всех фигур;

сравнивать фигуры, выделять основные признаки, классифицировать фигуры.

Языковые цели

Учащиеся могут:

обсуждать и объяснять геометрические фигуры в соответствии с их признаками, выделять ее среди других фигур

Предметная лексика . Ключевые слова и фразы: луч, прямая, точка, замкнутая, кривая, незамкнутая, ломаная, отрезок, начало, конец

Вопросы для обсуждения:

Обсуждение:

• Почему следует группировать их вместе?

• Какие общие признаки имеют эти фигуры?

• Где вы использовали подобные фигуры?

Можете ли вы сказать, почему…? Это линия называется замкнутой?

Воспитание ценностей

Воспитание коммуникативных возможностей (уважения, взаимопомощи, сотрудничества; труд и творчество воспитание осуществляется через все приемы и методы, используемые на уроке.

Межпредметные связи

Обучение грамоте, художественный труд, геометрия

Предыдущие

знания

перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют плоские геометрические фигуры.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на уроке

Ресурсы

Начало урока

1-9 мин.

  1. Создание коллаборативной среды. Метод «Четыре стихии»

2.1. Деление на группы

Дома заранее учащимся предлагалось разукрасить картинки. Если я скажу «солнце» — вы подтягиваетесь к солнышку . Если я скажу «радуга» — вы вытягиваете руки к друг другу и создаете радугу. Если скажу «ветер» — вы поднимаетесь на носочки и дуете вверх. Если я скажу «дождь» — вы вращаете руками топаете ногами. Далее распределяются по группам

1группа-солнце это будут названия групп

2группа-радуга

3группа-ветер

4 группа-дождь.

– формируются группы по 5 человека)

Эти знаки являются в каждой группе своим обозначением для ФО.

ФО добавляются условные обозначения на каждый правильный ответ. (В конце урока ведется подсчет каждой группы. Выигрывает группа, получившая большее количество знаков).

2.2 стратегия «Предположение»)

В группах на столах лежат конверты, в которых геометрические фигуры:

-Как вы думаете о чем будем говорить?

Выход на тему урока

2.3Прием «Что лишнее?» Д/О

( учащимся предлагаются предложения для ответов

………..является…………..в то время как……….., потому что…………. Все лишние фигуры по предложения детей вывешиваются на доску.

Ф/О-«»

Середина урока

35 мин

Ф.О. первая группа показывает прямые-остальные группы сверяются. Если правильно то берут условный знак.

2гр.кривые линии

3гр замкнутые

4гр лучи. Остается одна карточка с отрезком

Ф.О. за ответ на вопрос – условный знак

Критерии успеха

Проблемная ситуация. Учитель: Сегодня на уроке проведем исследование, совершим маленькие «открытия» и, надеюсь, по окончанию урока проверим наши ответы- предположения.

Пожелание успеха на уроке.

3.Стратения «Предположение»

Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке?

Выход на тему урока

Проблемная ситуация. Учитель: Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, совершим маленькие «открытия» и, надеюсь, ответим на многие ваши вопросы


  • Мы с вами отправимся в Шишкину школу. В гости к Шунечке

  • Просматривают мультфильм до момента (поселилась точка)

  • Работают индивидуально.

  • -Давайте вы тоже поселите себе точку на ламинированные листы. И мы нарисуете друзей своим точкам.(вр 2,35с)

  • Выполним просьбу точки, добавьте ей много, много друзей. (2,45сек). — Сколько у вас получилось точек? (Множество).

  • Подружите их между собой ( вр 3,54с)

— Какие линии у вас получились? (Кривые).

— Почему они называются кривыми?

(Они неровные, проводятся от руки).

— Ровную линию провести очень трудно. Какой инструмент понадобиться , чтобы провести прямую линию.

Я люблю прямоту, я сама прямая.

Сделать ровную черту всем я помогаю.

Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья, кто же я ?… (Линейка)

Исследование

  • А как мы с вами можем показать, что мы дружные?

  • В группе дети берутся за руки.

  • Постройте прямую. /дети выстраиваются в линии.

  • Сколько у нас получилось прямых?/4/

  • Предложите , каким образом мы можем превратиться в одну линию? / встать в одну линию/

  • Постараться построиться ровно, прямо (но в кабинете не хватит места и линия будет кривая) Дети в руках держат нить или веревку.

  • Наша линия соответствует выполненному заданию?/нет/ Почему? Как мы ее тогда можем назвать? Дети дают название – кривая.

  • Разыгрывает учитель. Где будет мое место?/ учитель встает либо с одного конца прямой, либо с другого конца прямой. Показывает начало отрезка. Кто назовет- что теперь у нас получилось?/луч/ Что же мне делать,- Не могу же я вечно гулять по прямой.

  • Кто догадался, каким способом нам вернуться на свои группы и превратиться обратно в отрезки./ разъединиться/ Позвать на помощь ножницы,

Тут, откуда ни возьмись появились ножницы, щёлкнули раз, щёлкнули два, и разрезали прямую.

Это отрезок, — сказали ножницы, теперь ты на отрезке прямой. Что необходимо для построения прямой? Чем нужно было пользоваться? Знакомство с линейкой.

Дети возвращаются на свои места и выполняют следующее задание, Как интересно, что же получилось из прямой, которую мы с вами построили?/луч, кривая, замкнутая, отрезок/

Вывод. Возвращаемся к началу нашего урока , когда мы выбирали геометрические фигуры. Проверим наши ответы. Дети делают выводы.

Стадия осмысления.

  • Формирвание новых знаний. Практическая работа 1. Прием «Шкатулка»

  • В группы предлагается детям продукты и предметы из повседневной жизни

  • ( трубочки, макароны, спагетти, гречка, горох, лапша, ватные палочки, пластилин, тесьма. Используя активный словарь, расположенным на классной доске. Распределить данный материал, по соответствующим группам.

2 . сквозная тема «Моя школа»

В классе, где мы можем наблюдать наши изученные геометрические фигуры?

З. межпредметная связь.

На уроке обучению грамоте?

Значок /сигнал светофор/

Стадия осмысления.

Формирвание новых знаний. Практическая работа.

— А в какую группу поместить оставшуюся карточку? Назовите ее отличия?

Кто знает как называется такая фигура?( отрезок)

Какой вывод можно сделать? Линии бывают прямые и кривые, замкнутые, незамкнутые, ломаные.

Ребята, посмотрите, как проведены линии? Прямые ли линии?(кривые) Почему не получились?

Рабочий лист 46 «Учись строить линии, лучи и точки», с. 48.

Предложите учащимся рассмотреть иллюстрацию в тетради, задание детям найти на рисунке точки, замкнутые и незамкнутые линии.

Ответы

Закрепите понятие о разных видах линий: прямых и кривых. Сделайте вывод о том, что для изображения прямых линий следует пользоваться линейкой и остро заточенным карандашом.

Физминутка

Точка-двигаются по одному

Луч- строят луч

Прямая линия – идут в колонне друг за другом

Кривая – извиваются змейкой и т.д.

Попробуй. Предложите школьникам выполнить задание в парах, используя ламинированные листы и маркеры. Предоставьте им возможность в парах построить две точки и провести через них линию. Обратите внимание на то, что линия должна быть прямая.

Реши. Задание направлено на отработку умения называть линии. Сообщите ребятам, что для обозначения линий в математике можно использовать строчные буквы латинского алфавита.

Стадия осмысления Работа в группе:

1.гр.: найди и назови геом. фигуры на картинке и при помощи пластилина раскатать различные виды линий

2гр.: Найдите подобные геометрические фигуры среди окружающих предметов в классе.

Преобразуйте лучи в отрезки, точки в лучи. Кто больше составит картинок из геом.фигур

3гр.: 1.Из окружающего нас мира приведите примеры какие предметы могут быть в виде прямой, отрезка, луча.

2.Как можно больше нарисовать предметов из геом.фигур

Оценивание группами: карточки с буквами Д, С (достиг, стремится)

Формативное оценивание учителем (похвала, у каждой группы условный знак за правильные ответы)

умеют распознавать геометрические фигуры: прямая линия, кривая линия, луч, различать прямые и кривые линии, чертить прямые линии при помощи линейки.

Ресурсы:Образов. сайт «Шишкина школа»

  • цветные фломастеры

  • маркерная доска или листы формата A3;

  • ламинированные дощечки для учащихся;

  • электронная

  • ;

Составляется активный словарь урока./ карточки с названием геометрических фигур/ постепенно вывешиваются на доску

Учебник:

Точка. Линия. Луч, с. 48—49.

На классной доске формируется словарь:

Точка.

луч.

прямая.

замкнутая.

кривая

Рабочая тетрадь:

Рабочий лист 45 «Точка. Линия. Луч», с. 47. Рабочий лист 46 «Учись строить линии, лучи и точки», с. 48.

Конец урока

10 мин.

Рефлексия (

прием-4 стихии)

Рисунки солнышек: солнышко улыбающееся – урок понравился, все понятно;

Солнышко слегка хмурое: есть затруднения, на уроке было интересно;

Солнышко закрыто тучками: ничего не понятно, урок не понравился.

Формативное оценивание учителем (похвала)

Самооценивание: подсчет значков у каждой группы

Задание

Соотнесите название с изображением фигуры (или укажите номер фигуры в

соответствии с названием

Дескриптор: Обучающийся

— определяет отрезок;

— определяет прямую линию;

— определяет ломаную линию;

— определяет луч;

— определяет угол;

— определяет замкнутую линию;

— определяет кривую незамкнутую линию.

infourok.ru

Конспект урока по математике в 1 классе «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч». УМК «Школа России».

Конспект урока по математике
в 1 классе
«Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч».

УМК «Школа России».

подготовила

учитель начальных классов

Волынкина Е.А.

ГБОУ СОШ с. Хилково

2015

Тема урока: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч».

Цели: уточнить и обобщить геометрические представления детей, полученные ими в дошкольном возрасте; расширить геометрические представления школьников; сформировать представления о понятиях «прямая», «кривая», «отрезок», «луч»; развивать пространственное воображение; внимание учащихся, наблюдательность, стремление к точности и аккуратности.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: игровая, групповая, ИКТ технология, здоровьесберегающая.

Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы; осознание собственной успешности при изучении темы; умение выслушивать своего товарища при работе в паре.

Метапредметные умения

Познавательные: определять геометрическую фигуру: точка, прямая и кривая линии и обосновывать своё мнение; сравнивать геометрические фигуры и обосновывать свое мнение; использовать приобретенные знания при выполнении заданий.

Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью; оценивать правильность выполнения действий; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога; оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности; умение работать в паре.

Предметные умения: называть геометрическую фигуру; распознавать геометрическую фигуру на плоскости; выполнять построение геометрической фигуры: точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, луч.

Оборудование: у учителя: счетный материал, клубок с нитками, презентация к уроку. У учащихся: листочек бумаги, карандаш для практической работы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний.

Устный счёт:

1) Счет предметов.

— Игра «Пуговицы»: с закрытыми глазами посчитать пуговицы в жестяной баночке;

— Игра «Курочка» Учитель читает стихотворение:

— Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать. А за ней ребятки, желтые цыплятки (ребенок с простым карандашом в руке стучит по столу …. раз в пределах 10. Дети отвечаю столько же раз: цып, цып, цып..) ;

— Молодцы! Умнички!

— Назовите правила счета.

2) — Посмотрите на рисунки и записи, приведённые ниже.

— Какие записи подходят к рисункам? ( 4+1=5 – к 4 цыплятам прибежал ещё один. Стало 5 цыплят. 5-2=3 – плавали 5 утят, 2 утёнка ушли. Осталось 3 утёнка.

-Проверим

3) — С какими числами мы уже познакомились?

Игра «Засели домики».

Вспомним состав числа 4 и5

5

4

4

3

2

1

2

1

3

— Для чего нужно знать состав числа?

(чтобы без ошибок решать примеры)

— Правильно! Решим примеры:

4)Решение примеров. (на доске)

Физминутка

3. Самоопределение к деятельности.

— Назовите фигуры, которые вы сейчас рассматривали? (круг, квадрат. треугольник). Как их можно сказать по другому?

— А где мы часто встречаемся с этими фигурами? ( в математике)

— Сегодня ребята, у нас необычный урок: урок-путешествие в математическую страну, название которой вы прочитаете на воротах этого города. (Слайд 2). – Кто может прочитать?

— Верно, это Геометрия, часть великой науки Математики. Посмотрите-ка, а кто живет в этой стране! Вы узнали их? Верно, это наши знакомые: круг, треугольник, квадрат. На этом уроке мы познакомимся и подружимся с другими жителями этой страны.

Практическая работа: Понятие «точка».

— У каждого из вас, на парте есть карандаш и листочек бумаги. Возьмите карандаш и поставьте его на лист (учитель то же самое выполняет на доске мелом).

— что сделал карандаш? (оставил след).

— Этот след и есть точка – геометрическая фигура. (Слайд 3)

— В стране Геометрии жила-была точка. Она была маленькой. Её оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто её не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям. (Слайд 3 по щелчку)




-Посмотрите, какие это были линии. (Прямые и кривые)

-На что похожи прямые линии? (похожи на натянутые верёвочки, а верёвочки)

-Сколько прямых линий? (2)

— На что похожи кривые линии? (которые не натянули, – это кривые линии)

— Сколько кривых? (3)

Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!» (Слайд 4 по щелчку)

-Очень интересно сталь точке посмотреть на неё. Сама-то точка малюсенькая. Вышла она, да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На её месте появился луч. (Слайд 4 по щелчку)

-Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.

-Испугалась точка: «Что же я наделала?» Хотела она убежать, да как назло наступила опять на луч. (Слайд 4 по щелчку)

на месте луча появился отрезок. Он не хвастался, какой он большой, у него уже были и начало, и конец.

-Вот так маленькая точка смогла изменить жизнь больших линий.

Ребята, какие же геометрические фигуры живут в стране геометрии? (точка, прямая линия, кривая линия, луч, отрезок) (Слайд 5 по щелчку)

Кто назовет тему урока?

— Кто догадался, чему мы будем учиться в стране Геометрии? ( учиться распознавать и чертить прямую линию, луч, отрезок)

4. Работа по теме урока.

1) Практическая работа2.

— Что вы узнали о прямой линии? (она не имеет ни начала , ни конца. Она бесконечная) (Слайд 6 по щелчку)

(Учитель берёт две катушки ниток, натягивает их, изображая прямую линию, и разматывает то одну, то другую, демонстрируя, что прямую можно продолжать в оба конца до бесконечности).

Без начала и без края
Линия прямая.
Хоть сто лет по ней иди,
Не найдёшь конца пути.

— Что узнали о луче? (у него есть начало, но нет конца). (Слайд 6 по щелчку)

(Учитель берёт ножницы, разрезает нитку. Показывает, что теперь можно продолжать только в один конец).

— Что узнали об отрезке? ( у него есть и начало, и конец) (Слайд 6 по щелчку)

(Учитель отрезает другой конец нитки и показывает, что нитка не тянется. У неё есть и начало, и конец).

2) Работа по учебнику.

— Откройте учебник:

— Посмотрите на рисунок на стр.40 . Расскажите, чем прямая линия отличается от кривой. (Прямая линия натянута, кривая – нет.)

-Что вы запомнили о прямой линии, луче, отрезке?

— Как начертить прямую линию? (провести по линейке линию) (Слайд 7 по щелчку )

— Как начертить отрезок? (поставить две точки и соединить их) (Слайд 8 по щелчку)

— Прочитайте задание на полях на стр.40. Как узнать, какой отрезок самый длинный. (Посчитать, сколько клеточек составляет длина каждого отрезка.)

— Посчитайте и скажите, какой отрезок самый длинный. (Синий)

— Какой отрезок самый короткий? (красный)

Работа в парах.

— Рассмотрите рисунок на стр.41. Расскажите соседу по парте, какие линии вы видите.

Физминутка.

5. Закрепление изученного материала.

1) Работа в тетради на печатной основе.

Работа в парах.

-Откройте тетрадь на стр.15. Рассмотрите линии. На какие группы их можно разделить, посоветуйтесь в парах. Запишите через клеточку номера прямых линий, а затем правее, номера кривых линий.

— Выполните следующее задание.

— Посоветуйтесь в парах и ответьте на вопрос: сколько прямых линий можно провести через две точки? (одну) (Слайд 9 по щелчку)

— Проведите линию с помощью карандаши и линейки.

— Посоветуйтесь в парах: сколько кривых линий можно провести через две точки? (Много)

6. Рефлексия.

Посмотрите на слайд. (Слайд 10) . Подумайте, на какие группы можно разделить данные геометрические фигуры. ( Лучи – 2,5; отрезки – 1,3,4)

— Что нового узнали о линиях?

— Где в жизни встречаются прямые линии? Кривые линии?

— Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора»:

зеленый – поняли новый материал, урок понравился;

желтый – поняли новый материал, но испытывали трудности;

красный – ничего не поняли.

7. Подведение итогов урока.

Жители страны Геометрии благодарят вас за дружбу с ними, за активную работу на уроке.

Список использованной литературы:

  1. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 1 класс. – М.: ВАКО, 2013г.

  2. Питер-мама.ру http://piter-mama.ru/forum/38-forum-dlya-rabotnikov-detskikh-uchrezhdenij/3693-v-pomoshch-vospitatelyu-fizkultminutki

  3. Пальчикова гимнастика.http://zrenielib.ru/docs/index-15812.html

infourok.ru

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия

Однажды дядюшка Филя подарил Любику интересную книгу.

— Любик, вот тебе книга, которая называется «Геометрия».

— Ого, какое слово незнакомое. Эта книга, наверное, для взрослых и мне очень тяжело будет её изучать.

— А ты попробуй, даже можешь на помощь кого-нибудь позвать. А потом мне придёшь и расскажешь, сложно тебе было или нет.

— Позвал Любик Белочку и Ежика и вместе с ними стал изучать книгу с загадочным названием «Геометрия».

— Смотрите, вот на первой странице что-то написано и нарисовано. Белочка, ну-ка прочитай.

— Жил-был карандаш. Однажды карандаш на листе бумаги решил поставить точку. А точка взяла да и ожила.

Захотела точка узнать, что интересного в мире творится и говорит карандашу:

— Нарисуй-ка ты мне дорожки, пойду я погуляю. Нарисовал карандаш прямую и кривую линии. Пошла точка сначала гулять по кривой линии.

Шла, шла. Тяжело её стало. Решила точка, что по прямой линии будет легче идти. Перепрыгнула она на прямую линию и пошла дальше.

 Шла долго ли коротко и совсем устала.

— Скоро ли будет конец у этой прямой линии, пойду-ка я в другую сторону,- думает точка. Только она хотела идти, вдруг выглянуло солнышко.

— Солнышко, а ты не знаешь, когда закончится эта прямая линия.

— Вот смешная. Прямая линия бесконечна. У неё нет ни конца ни края.

— Ой, а что же мне делать? Хотела точка заплакать, а солнышко погладило точку своими лучами. И точке стало тепло и хорошо.

— Хорошо тебе солнышко, у твоих лучей есть начало.

— Зато нет конца. Мои лучи длинные и бесконечные. И вообще, у любого луча есть начало, но нет конца. Точка, скоро дождь начнётся, видно и молния будет. Надо тебе куда то спрятаться.

— Вдруг откуда ни возьмись появились ножницы и обрезали прямую с двух концов, а карандаш на каждом конце нарисовал маленькие штрихи. Ножницы и карандаш из прямой линии сделали отрезок у которого есть начало и есть конец.

Обрадовалась точка и решила жить на этом отрезке. А карандаш нарисовал, в начале отрезка дом, а в конце деревья.

Вот теперь и гуляет точка по этому отрезку, и очень довольна, что у него есть начало и конец.

А ночью, когда точка заснула, в небе засверкала молния, прямо как ломаная линия. Только точка этого уже не видела, потому что крепко спала.

— Ого, какая интересная сказка.

— Подождите, это не все. Здесь еще есть интересные задания и картинки. Вот первое задание. Нарисуйте-ка на листе в клеточку, то что я вам сейчас буду говорить:

— Точку и кривую линию.

— Вот.

— А я тоже хочу нарисовать кривую линию. Вот.

— Теперь, Любик, нарисуй прямую  линию.

— А ты Ежик отрезок и луч.

— Вот прямая линия.

— Это отрезок, а чтобы нарисовать луч, я поставлю сначала точку, а потом от неё нарисую прямую. У нас получился луч, который имеет начало, но не имеет конца.

— Хорошо. Нарисуйте-ка еще и  ломаные линии.

— Молодцы. Вы внимательно слушали сказку. А теперь мы рассмотрим картинки и посмотрим, где же эти понятия встречаются в жизни.

Итак. Прямая линия идет бесконечно в одну сторону и в другую. Например, в небе летит по прямой линии самолёт.

Если посмотреть на листья, которые падают с дерева, то обычно они описывают кривые линии.

Теперь посмотрим, где же в жизни может встречаться луч. Луч можно увидеть в лучах солнца, либо в пламени свечки или в лампочках фонариков.

Как мы уже выяснили, если от прямой отрезать кусочек, и ограничить его с двух сторон, то получится отрезок.

Отрезки могут быть разные по длине: короткие и длинные.

— А теперь угадайте-ка, где можно увидеть ломаную линию.

— Я знаю. Молния на небе очень похожа на ломаную линию.

— Совершенно верно. Да. Интересную книгу нам дядя Филя дал. А пойдёмте к нему и расскажем, что мы нового узнали.

— Дядюшка Филя, спасибо. Геометрия оказалась очень интересная. Спасибо тебе большое.

— Ну раз вы хорошо потрудились и узнали много нового я вас сейчас чем-то вкусным угощу. Заходите ко мне в дом.

videouroki.net

«Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч». — me-po.ru

Конспект урока на тему: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч».

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить с точкой, кривой линией, отрезком, лучом.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС).

Понятия: Геометрические фигуры: точка, прямые, кривые линии, отрезки, лучи.

Предметные результаты.

Научатся:различать понятия «линия», «точка», «прямая», «отрезок», и умение находить на чертеже геометрические фигуры.

УУД.

Регулятивные: формировать умение работать в группе: конструирование моделей геометрических фигур по образцу, описанию, рисунку.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования математических объектов: распознавание, называние геометрических фигур, создание моделей.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи одноклассников, учителя, формулировать свои затруднения.

Личностные результаты: Мотивация учебной деятельности.

Оборудование: учебник, тетради, плакаты, мультимедийный проектор, ноутбук.

1.Ход урока. Вступление. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с Вами о линиях в нашей жизни. Но сначала повторим те цифры, которые уже изучили. На доске написаны стихи (озвучивает хорошо читающий ученик):

Красиво вышила Татьяна

2 лилии и 2 тюльпаны,

Какие чудные цветы!

А сколько их нам скажешь ты.

(2+2=4)

В кормушке сидели лишь 3 только птицы,

Но к ним прилетели еще 2 синицы.

Так сколько же птиц на кормушке у нас

Напишет сейчас пусть каждый из вас.

(2+3=5)

Молодцы, ребята. С этим заданием справились.

2. На доске начертили точку, кривую линию, прямую линию, отрезок, луч. Я предлагаю вам окунуться в сказочную атмосферу и послушать сказку о линиях.

-В стране Геометрии жила-была точка. (Показываю указкой на изображение точки на доске). Она была маленькой. Ее оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто ее не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям. (Линии на доске).

-Какие это линии? Ответы детей.

-Прямые линии, ребята, похожи на натянутые веревочки, а веревочки, которые не натянули – это кривые линии. Сколько прямых на доске? (2). Сколько кривых? (3).

-Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца. Я бесконечная!» (Показываю изображение прямой на доске).

-Очень интересно стало точке посмотреть. Сама-то точка малюсенькая. Вышла она, да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На ее месте появился луч (Показываю изображение луча).

Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало. Испугалась точка: «Что же я наделала!» Хотела она убежать, да как назло наступила опять на луч. И на месте луча появился отрезок. У него уже были начало и конец (Показываю изображение отрезка).

-Понравилась сказка? (Ответы детей). Что узнали о прямой линии? (Она бесконечная). Сейчас я возьму катушку ниток и размотаю ее. Посмотрите, это прямая? (Ответы детей).

-Что узнали о луче? ( У него есть начало, но нет конца). Я отрезаю кусок нитки. Теперь линию можно продолжить только в 1 конец.

-Что узнали об отрезке? (У него есть начало и конец). Попрошу одного из ребят отрезать еще кусочек нити.

А теперь отдохнем. Физминутка отображается через проектор. Поскольку первоклассники напрягали зрение, выбрана физминутка «Рыбки в аквариуме», следим за движением рыбок.

-А теперь сядем все правильно, спинку держимровно, откроем тетради под наклоном вправо, возьмем правильно карандаш, линейку в руки.
Начертите луч, отрезок, прямую. Не забывайте, ребята, что у луча должна быть точка в начале, а отрезок с двух сторон должен быть ограничен точками. Теперь он никуда не убежит.

Физминутка.

Хомка, Хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Шейку моет, щечки трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка сильным хочет стать.

Ребята, как Вы думаете, как можно определите длину прямых? (Ответы детей). Что значит определить «на глаз»? (Не измеряя). К доске выходят 1 девочка и1 мальчик. Измерим длину класса шагами. Посмотрите, количество шагов разное. Есть разные мерки. Здесь это — шаг. Для того, чтобы не было путаницы, люди придумали общую мерку – сантиметр. Проговорите это хором. Пишем (см), а читаем сантиметр. На следующем уроке мы продолжим эту тему и узнаем, как измерить и начертить отрезки с помощью линейки.

3. Итоги. Рефлексия. Вопросы по уроку.

Какую тему мы изучили сегодня? (Ответы детей). Оцените свою работу на уроке с помощью светофора (Зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – плохо).

Объявление домашнего задания: найти в комнате прямые линии, кривые линии, озвучить в классе.

me-po.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *