cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок по теме составное именное сказуемое 8 класс презентация – Презентация «Составное именное сказуемое» 8 класс

Содержание

Урок русского языка «Составное именное сказуемое»

Презентация к уроку русского языка в 8 классе , 15 слайдов.

Цели:закрепить сведения по синтаксису простого

и сложного предложений, о простом и составном глагольном сказуемом;

-познакомить с составным именным

сказуемым;

-формировать умение видеть в тексте разные

типы сказуемых,

сравнивать, анализировать похожие языковые

 явления;

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Составное именное сказуемое»»

Тема урока:

Составное именное сказуемое

Урок русского языка

8 класс

Учитель МОУ Лучинниковская оош Сминова Ольга Алексеевна

Цели:

  • закрепить сведения по синтаксису простого

и сложного предложений, о простом и составном глагольном сказуемом;

-познакомить с составным именным

сказуемым;

-формировать умение видеть в тексте разные

типы сказуемых,

сравнивать, анализировать похожие языковые

явления;

Давайте вспомним!

  • Грамматическая основа предложения – это …. и … .
  • По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .
  • Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .
  • Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … или … .
  • Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .
  • Сказуемое – это … член предложения, который обозначает… и отвечает на вопросы … .
  • Сказуемые бывают…, …, …, …. .

Собери сложное предложение и выполни синтаксический разбор.

  • Подлежащее из – Это был человек слова.
  • Сказуемое из – Каждый должен помнить правила поведения на воде.
  • Обстоятельства из – Лучшие воспоминания из детства.
  • Местоимение – На какой неделе приедут гости?
  • Обстоятельство места – Много интересных мест на земле.
  • Подлежащее- местоимение 3 лица, муж.р .
  • Сказуемое – Я родился на этой земле…

Человек должен помнить из детства, на какой земле он родился.

СОСТАВНОЕ

ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

ИМЕННОЕ

СКАЗУЕМОЕ

ГЛАГОЛ-СВЯЗКА

=

+

лексическое

грамматическое

значение

значение

Я был прав.

Я буду чемпионом.

Я хочу быть чемпионом.

Я чемпион.

Человек был смелый. Человек смелый. Человек хочет быть смелым.

О глаголе-связке БЫТЬ

  • Глагол связка быть выражает только грамматическое значение.
  • В н.вр.быть не употребляется, т.е. связка – нулевая.
  • Человек был смелый. Человек смелый.

Глаголы-связки:

  • Делаться
  • Стать
  • Являться
  • Считаться
  • Представляться
  • Казаться
  • Называться
  • Дворец казался островом печальным.
  • На улице в ноябре все делается темнее и темнее.
  • Совсем стал белым наш двор .

Глаголы со значением движения, положения в пространстве в роли связок :

  • Я сидел погруженный в глубокую задумчивость
  • Девушка пришла усталая.
  • Прийти
  • Приехать
  • Вернуться
  • Остаться и др.
  • Сидеть
  • Стоять и др.

Выражение именной части сказуемого

Часть речи

Примеры

  • Имя прилаг.
  • Имя сущ.
  • Он веселый . Он был веселый . Он весел . Он веселее , чем сестра.
  • Он весельчак . Он был весельчак . Он был с хитрецой . Весь сад в цвету .
  • Брови ее были сдвинуты . Хлеба обмолочены .
  • Два да три будет пять.
  • Вишневый сад теперь мой.
  • Ей туфли впору будут.
  • Он был высокого роста .
  • Варя была с заплаканными глазами.
  • Числит.
  • Местоим.
  • Наречие
  • Синт. Неделимое словосочет.

Примечание

  • В именную часть может входить сравнительный оборот с союзами как, будто, словно, точно: Строгое лицо ее было как из мрамора.

Определи: где простое глагольное сказуемое , где- составное именное?

1.Вдали показался дымок поезда.

2.Лодка показалась мне надежной.

3.Он явился без предупреждения.

4.Его приезд оказался для меня сюрпризом.

5.Сыр делается из молока.

6.От долгого хранения сыр делается ломким, сухим.

7. Ветер казался теплым.

8. Он мне казался порядочным человеком.

9. На дворе была метель.

10. Метель была страшная.

Определи, чем выражены составные именные сказуемые .

  • Улицы пусты…ы.
  • Фонари (не) зажже..ы.
  • Рассказы были очень ( не)интересны.
  • Работа ( не ) законче..а.
  • Она была (не )умна , а очень хитра.
  • Добрая работа- всему начало.
  • Вера была молодым врач..м.
  • Воздух становит..ся слаще.

Замени составное именное на простое глагольное и наоборот.

  • (Н..)сколько зданий было разруше..о ур..ганом.
  • Деревья были повале..ы бурей.
  • Дорога была занесена снегом.
  • Солдат назначили в к..р..ул.
  • Солнце осв…тило рощу.
  • Этот дом постро..л извес?ный ..рх..тектор.

На дом:

  • Опишите хорошо знакомого человека(8-10)предложений, используя обязательно все виды сказуемых.

multiurok.ru

Презентация «Сказуемое и способы его выражения»

Охмак М.В.,

учитель русского языка,

МБОУ «Северная ООШ»

Критерии оценивания

20 24 баллов « 5 »

14 19 баллов « 4 »

7 13 баллов « 3 »

0 6 балов « 2 »

Синтаксическая пятиминутка

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

А.С. Пушкин

  • Какие члены предложения составляют грамматическую основу?
  • Выделите грамматическую основу.

Что такое сказуемое?

— главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает признак предмета или действие.

Сказуемое отвечает на вопросы:

  • Что делает предмет?
  • Что с ним происходит?
  • Каков он?
  • Что он делает?
  • Кто он такой?

Цели на уроке:

  • Знать : характерные черты сказуемого и способы его выражения.
  • Уметь : находить и характеризовать сказуемое в предложениях.

Работа с учебником

  • Прочитайте § 14.
  • Составьте ОК.

Виды сказуемых

Составное

Простое

Составное именное

Глагольное

Составное глагольное

( СГС )

( ПГС )

( СИС )

Бережёного Бог бережёт .

Два друга – мороз и вьюга .

Стал он кликать золотую рыбку.

Простое глагольное сказуемое

  • Ум не замещает знания. (посл.)
  • Самые правила языка не изобретаются, а в нём уже существуют.
  • Роняет лес багряный свой убор. (Пушкин)
  • Ещё я долго буду петь. (Есенин)

Форма будущего времени глаголов несовершен-ного вида состоит из 2 знаменательных слов.

Составное глагольное сказуемое

вспомогательный

глагол

инфинитив

СГС

  • ГЛАГОЛЫ (НАЧАЛА, ПРОДОЛЖЕНИЯ, ЗАВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ, ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ, НЕОБХОДИМОСТИ)
  • КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (ДОЛЖЕН, РАД, ГОТОВ, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, ГОРАЗД, ВЫНУЖДЕН)
  • СЛОВА СОСТОЯНИЯ (МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО)

НАЙДИТЕ СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Девочка перестала плакать. (Короленко)

И точно, начал свет глупеть. (Грибоедов)

Молодой Дубровский хотел заняться делами.

(Пушкин)

Глаза ей портить не годится. (Грибоедов)

Никто не сможет нас согнуть в бараний рог.

(Паустовский)

Служить бы рад. (Грибоедов)

Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон.

(Горький)

1.  Самостоятельно определите вид сказуемого и заполните таблицу. Каждый правильный ответ — 1 балл (максим. 5 б.).

ПГС

1. Я буду долго смотреть телевизор.

СГС

2. Мама начала готовить ужин.

3. Мы не будем долго спать.

4. Гости должны были прийти вовремя.

5. Я поспешил отозвать пса.

Составное именное сказуемое

Глагол –

связка

СИС

Именная часть

  • Быть,
  • делаться,
  • являться,
  • стать,
  • становиться,
  • казаться,
  • считаться,
  • называться
  • имя (сущ., прил., числ.)
  • местоим.
  • причастие
  • наречие
  • цельное словосоч.
  • фразеологизм
  • глагол-связка быть в настоящем времени обычно отсутствует (нулевая связка)

Язык всем знаниям и всей природе ключ. (Державин)

2. Определите тип сказуемых и заполните таблицу: Каждый правильный ответ — 1 балл

1. Лейтенант был очень странным.

2. Дома новы, но предрассудки стары. (Грибоедов)

3. Вокруг меня цвёл божий сад. (Лермонтов)

4. И дым Отечества нам сладок и приятен. (Грибоедов)

5. Ему, наверное, хотелось улететь.

6. Когда-нибудь надо уйти.

7. Месяц будет белеть на тёмной лазури.

8. Бойцы вспоминают минувшие дни. (Пушкин)

9. В милицию надо позвонить.

ПГС

СГС

СИС

Материалы открытого банка заданий

ФИПИ — 2017г.

Каждый правильный ответ — 1 балл (максим. 10 б.).

3. Выпишите грамматическую основу предложения…

(14)Три окошка на девятом этаже над квартирой Хлопотовых неуютно темнели.

(9)Книга была дорогой.

–   (42)Тебе надо почитать Гоголя.

3. Выпишите грамматическую основу предложения…

(42)Ему хотелось плакать.

(2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.

(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём .

3. Выпишите грамматическую основу предложения…

(35)Это понимать надо!

(32)Всё было в порядке.

(41)Толику стало страшно.

( 8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?

Выставление оценок

20 24 баллов « 5 »

14 19 баллов « 4 »

7 13 баллов « 3 »

0 6 балов « 2 »

Задание

Количество баллов

1

2

3

Оценка

Итоги урока

Вам предлагается закончить фразы:

  • Я научилась (-ся)…
  • Я запомнил(а)…
  • Я рада (рад)…
  • Мне хочется сказать…
  • Теперь я знаю …

Домашнее задание

Выучить правило § 14, упр. 74

М о л о д ц ы !

Используемые материалы :

  • Русский язык. 8кл.: учебник/М.М. Разумовская и др.- М.:Дрофа, 2016г
  • Слайд 2,18,19 Картинки : Л.Гераскина. В стране невыученных уроков. М. –»РИПОЛ-КЛАССИК», 1997.
  • Картинка «Мудрая сова» http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/d/db/%D0%A3%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0.png ,
  • Картинка «Сова-магистр» http://s4.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/12/2bc99ae2c5dffc2499ec5462061874d6.jpg
  • картинка «Книги» http://tregion.ru/upload/picmagic/2013-04-21/691-506-46067_269.jpg;
  • материалы ОГЭ с сайта ФИПИ http://www.fipi.ru/
  • Картинка «Солнышко» http://media.ffclub.ru/up100289-9TbEGPuOWV8.jpg

videouroki.net

«Составное именное сказуемое». 8-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • закрепить сведения о простом глагольном и составном глагольном сказуемом; познакомить с составным именным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;
  • развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему.
  • прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать интерес к истории точных наук и учёным-физикам на материале биографии Абрама  Федоровича Иоффе.

Задачи:

  • активизировать творческий потенциал учеников;
  • развивать самостоятельность, активность;
  • продолжать расширение кругозора учащихся ;
  • воспитывать умение работать индивидуально и в коллективе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы (разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения): карточки-таблицы «Виды глаголов-связок»,  «Способы выражения именной части», карточки для групповой работы, презентация к уроку в формате Power Point.

Подготовительный период: подготовка одним учеником краткого сообщения об Абраме Фёдоровиче Иоффе

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

– Какие трудности возникли при выполнении домашнего упражнения?

III. Актуализация изученного материала

Эпиграфы к уроку (Слайд 2):

Разве ты не заметил2, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?

Платон

Следовать2 за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.

А.С.Пушкин

2 ученика у доски выполняют морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов: заметил2, следовать2

1. Словарная работа (Слайд 3)

– Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Из пропущенных букв составьте слово. (Элемент игры в Балду).

Д…ссертация, эф(ф)ективный, экспер…мент, часть гипоте(з,с), ак(к)уратно, (физик).

– Это слово получилось у нас неслучайно, т.к. для языкового материала урока подобраны предложения из области физики. Но прежде мы проведём теоретическую разминку.

2. Повторение сведений о предложении (Слайды 4-8)

Предложение.  Главные члены предложения.

  • Грамматическая основа предложения  – это … и …
  • По строению грамматической основы предложения делятся на … и ….
  • Грамматическая основа простых предложений состоит из ….
  • Грамматическая основа сложных предложений состоит из ….
  • Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из ….
  • Грамматическая основа односоставных предложений состоит из ….
  • Подлежащее –  это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или ….
  • Сказуемое  –  это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы …
  • Сказуемые бывают… и составные.
  • Составное глагольное сказуемое состоит из… и …
  • Грамматическое значение составного глагольного сказуемого выражается в …
  • Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключено в …
  • Чаще всего в качестве вспомогательных глаголов употребляются фазовые глаголы стать,
  • В роли вспомогательных глаголов могут выступать сочетания некоторых … и …в форме одного из …

IV. Постановка темы и цели  урока. (Слайд 9)

–  Для  решения задач урока, реализации его целей мы будем  использовать языковой материал об Абраме Фёдоровиче Иоффе.

1. Сообщение  ученика

Иоффе – ученик Рентгена. Выполнил ряд солидных научных работ. Измерил заряд электрона. Его интересовали вопросы физики диэлектриков, физики полупроводников, ядерной физики и др. Иоффе первым предложил метод уравновешивания заряженных частиц в электрическом поле конденсатора.
Абрам Иоффе – создатель отечественной физической школы. Он стал первым, благодаря кому начали появляться русские физики, поэтому его вклад в мировую науку бесценен.

– Мы сегодня говорим об  Иоффе А.Ф., знакомясь с темой “Составное именное. Способы его  выражения”.

V. Формирование новых понятий

1. Работа с учебником . § 21, с.53.
2. Работа с интерактивной таблицей. СИС = связка + именная часть (Слайд 10)
3. Работа с таблицей «Виды  глаголов-связок». (Приложение 1)
4. Работа с таблицей «Способы выражения именной части». (Приложение 2)

VI. Усвоение новых знаний

1. Записать  примеры предложений, проанализировать их. Обратить внимание на способ выражения сказуемого. (Слайд 11)

Иоффе А. Ф. родился в1880 г. на Полтавщине в семье интеллигентов. Абрам начал  читать уже в трехлетнем возрасте.
Иоффе был трудолюбивым.

2. Цифровой диктант с последующей самопроверкой. (Слайд 12) (Приложение 3)
Распределить сказуемые в соответствии с цифровыми обозначениями в три колонки: в первую – простое глагольное сказуемое, во вторую –  составное глагольное сказуемое, в третью – составное именное сказуемое. (ПГ, СГС, СИC):

Абрам в четыре года научился писать. (1) Познавать азы науки он стал(2) в реальном училище, где преподавание шло формально. (3) В 1897 году Иоффе начинает учиться(4) в Петербургском технологическом институте. Молодой Иоффе много читает.(5)В 18 лет  самостоятельно руководит (6) строительством железнодорожного моста на линии Полтава-Ростов. В конце 1902 года А.Ф.Иоффе продолжает учиться (7) в Германии.

VII. Закрепление новых знаний (Приложение 3)

1. Р.р Замените выделенные простые глагольные сказуемые  составными именными. (Слайд 13)

1. Иоффе учился в физической школе Рентгена.
2. Физик покорил научные вершины.

Примерные ответы: был учеником, покорены.

2. Р.р Замените простые глагольные сказуемые  составными глагольными сказуемыми. (Слайд 14)

Студент-Иоффе выдвинул идею магнитной фокусировки, которая сегодня нашла самое широкое применение в электронной оптике.

Примерные ответы: сумел выдвинуть, продолжает находить.

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Рентген был в…схищ…н успехами Иоффе. (Ученик выполняет задание на доске)

4. Выполните синтаксический разбор предложения:

Рентген и Иоффе  были увлечены работой над эл…ктрическими свойствами кристалл(л)ов  (в )течени… 10 лет. (Слайд 15)

5. Р.р. Подберите подходящее по смыслу составное именное сказуемое:

1. В годы учёбы Иоффе очень старался.
2. Физические опыты Иоффе в школе Рентгена удались. (Слайд 16)

VII. Проверка полученных знаний с последующей самопроверкой

Тест. Определите, чем выражено сказуемое. (Слайд 17) (Приложение 4)

1. В 1905 году Иоффе с «наивысшей похвалой» защитил в Мюнхенском университете докторскую диссертацию.
2. Действительно, сам Рентген предложил молодому ученому остаться в Мюнхене в должности профессора.
3. Иоффе считал, что гражданский долг не позволяет ему оставаться вне России.
4. Результаты опытов по измерению заряда  электрона Р.Милликена и Иоффе полностью совпадали.
5. Работа Р.Милликена была опубликована раньше.
6. По инициативе Иоффе в 1918 году  был открыт Государственный рентгенологический институт и радиологический институт, затем единственный в мире Агрофизический институт.

Взаимопроверка. (Слайд 18)

VIII. Рефлексия (Слайд 19)

Самоанализ деятельности на уроке.

1. Прочитайте цель урока:

– закрепить сведения о ПГС и СГС; познакомить с СИС; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;
– развивать умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему.
– воспитывать речевую культуру, формировать интерес к истории точных наук и учёным-физикам на материале биографии Абрама  Федоровича Иоффе.

2. Достигли ли вы целей урока?
3. В какой степени? Что помогло и что мешало вашей работе на уроке?
4. Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».

IX. Домашнее задание (размещено в электронном журнале школы). (Слайд 20)

Прочитаю по учебнику §21.
Тест «Составное глагольное сказуемое» (выполнение через использование ПК).
http://www.fcior.edu.ru/card/7940/skazuemoe-i-ego-tipy.html  – №1.
Повторить теорию через информационный ресурс: http://www.fcior.edu.ru/card/8617/sostavnoe-imennoe-skazuemoe.html   – №2.
Электронные упражнения.
http://www.fcior.edu.ru/card/4178/sostavnoe-imennoe-skazuemoe.html  – №3.

X. Релаксация (Слайд 22)

В.С.Высоцкий. Утренняя гимнастика

Литература:

  1. Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. М.: Вако, 2012.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2008.
  3. Энциклопедический словарь юного физика. Сост. В.А.Чуянов. М.: Педагогика, 1984.
  4. Материалы  сайта http://www.portal-slovo.ru/
  5. Материалы  сайта http://www.Razumniki.ru
  6. Материалы  сайта www.licey.ne
  7. Материалы  сайта www.gramota.ru
  8. Материалы  сайта www.school-collection.edu.ru
  9. Материалы  сайта www.ioffe.ru
  10. Материалы  сайта www.to-name.ru/biography/abram-ioffe.htm 
  11. Материалы  сайта www.dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/47487/Иоффе 
  12. Материалы  сайта www.prezentacia.ucoz.ru 
  13. Иллюстрация сайта www.andid.ucoz.ru
  14. Иллюстрация сайта www.forum.myjackson.ru

Приложение 5

4.02.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме: Презентация по русскому языку для 8 класса «Типы сказуемого»

Слайд 1

Сказуемое . Виды сказуемого. Урок с использованием базовых приёмов познавательной деятельности: сравнения, сериации , классификации и знаково-символических средств

Слайд 2

«Предложение – синтаксическая цепочка членов, построенная на основе подчинительной связи. Подлежащее – начальный член синтаксической цепочки, сказуемое…- главный распорядитель синтаксической цепочки». Е.И. Ширяева

Слайд 3

Сказуемое — это главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает признак предмета или действие. Сказуемое отвечает на вопросы: Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он делает? Кто он такой?

Слайд 4

Простое составное Сказуемое Мы сидели на берегу пруда. — простое Брат перестал заниматься учёбой.- составное

Слайд 5

Сказуемое Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое

Слайд 6

выражается в форме изъявительного, условного, повелительного наклонения а также может быть выражено 1 ) глаголом в форме сложного будущего времени: Я буду писать тебе часто . 2) глагольным фразеологизмом Природа так явно бросалась в глаза человеку. 3 ) усеченной формой глагола: А он прыг в воду и поплыл . 4) глагольно –именным описательным оборотом: Он принимал участие в соревновании. ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ — глаголом ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Слайд 7

Составное сказуемое Составное именное Составное глагольное

Слайд 8

Составное глагольное сказуемое Вспомогательное слово Неопределённая форма глагола Грамматическое значение Лексическое значение

Слайд 9

Основные вспомогательные слова Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Глагольно-именной описательный оборот начать стать закончить приняться продолжить прекратить уметь успеть желать мечтать хотеть стараться любить нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться рад должен готов обязан достоин иметь желание сделать усилие дать согласие

Слайд 10

Составное именное сказуемое Глагол-связка Именная часть 1.глагол-связка быть; 2. глаголы-связки делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться; 3. Глаголы со значением движения, положения в пространстве (прийти, приехать, вернуться) 1.имя прилагательное; 2.имя существительное; 3. причастие; 4. числительное; 5. местоимение 6. наречие 7. синтаксически неделимое словосочетание

Слайд 11

Часть речи примеры 1. Имя прилагательное Он весёлый . Он был весёлый . Он сегодня весел . 2. Имя существительное. Он весельчак . Он был весельчаком . Весь сад в цвету . 3. Причастие Брови её были сдвинуты . Вода в пустыне будет обнаружена . 4.Числительное Два да три будет пять . 5.Местоимение. Вишнёвый сад теперь мой. 6.Наречие Ей туфли будут впору . 7. Синтаксически неделимое словосочетание Он был высокого роста . Варя была с заплаканными глазами. Выражение именной части сказуемого

Слайд 12

Задание. — Обратите внимание на предложения, в которых представлена серия сказуемых, которые различны по свое структуре. — Определите вид сказуемого и заполните таблицу. — Сравните сказуемые; что общего и в чём их существенная разница? а) простое глагольное; б ) составное глагольное; в ) составное именное. простое глагольное составное глагольное составное именное 1 . Я буду долго гнать велосипед. буду гнать 2. Швецовы пришли в себя от неожиданности. пришли в себя 3. Всем хотелось принять участие в вечере. 4. Мы должны были пересечь равнину. 5. Сейте разумное, доброе, вечное.

Слайд 13

— Выделите в каждом предложении грамматическую основу и определите, чем выражено сказуемое: а) существительным; б) прилагательным; в) глаголом; г) глаголом + существительным; д ) глаголом + прилагательным; е) глаголом + глаголом ; ж) прилагательным + глаголом. — Сравните эти сказуемые и сформулируйте общее правило: Чем может быть выражено сказуемое в русском языке.

Слайд 14

Предложение Выражено… 1. Сегодня месяц как светлый серп. 2. Пять подбитых танков являются результатом боя. 3. Пойду погуляю в сад. Пойду погуляю – глагол + глагол 4. Он горел желанием поскорее уехать. 5. Ветер был встречный. 6. Девушка бродит такая унылая. 7. Жизнь прекрасна и удивительна. 8. Я слышу веселую речь. 9. К полночи Зарево погасло. 10. Я всегда готов вам помочь.

Слайд 15

— Определите вид сказуемого, составьте таблицу и запишите в колонки только грамматические основы предложений : 1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам. 2. Допевали петухи, ночь мешалась с днем. 3. Прошел час, другой, а мальчик все не возвращался. 4. Задул суховей и высушил землю. 5. Было знойное лето, пахло резедой. 6. Снегирь сидел на ветке, плавно качающейся на ветру. 7. Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела. 8. Ученые заинтересовались находкой, и начались рас­копки кургана. 9. Глеб, я это знал, учился в гимназии. 10. Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку. Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое 1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам. 2. 3. 4. 5.

Слайд 16

— Определите вид сказуемого и распределите предложения в три колонки, дополнив своими примерами: а) простое глагольное; б) составное глагольное; в) составное именное . 1. Вся комната янтарным блеском озарена. 2. Погода была не из приятных. 3. Раннюю песню запел жаворонок. 4. Брат стал студентом института. 5. Деревья продолжают желтеть. 6. Он хотел дышать чистым воздухом. 7. Я долго буду петь. 8. Не посеянные зерна не взойдут. 9. В зной рад бродить в березовой роще. 10. Он был мастером на все руки. Простое глагольное Составное глагольное Составное именное 1. Вся комната янтарным блеском озарена озарена 2.

Слайд 17

— Выделите в предложениях только сказуемые, сравните их, укажите, чем они выражены: а) существительным; б) прилагательным; в) глаголом; г) глаголом + существительным; д ) глаголом + прилагательным; е) глаголом + глаголом ; ж) прилагательным + глаголом; з ) фразеологизмом 1 . Мы сделали усилие продвинуться дальше. 2. Он отлично умеет плавать. 3. Я рад встретиться с вами. 4. Он казался болтливым. 5. Зинаида ходила по всем комнатам. 6. Ольга чувствовала приближение весны, 7. Пристально глядя в окно, он постучал. 8. Мы вам ничего не должны. 9. Расстояние не помеха для друзей. 10. С него все как с гуся вода.

Слайд 18

-Найдите в данном стихотворении сказуемые , определите их вид, ответы оформите в виде таблицы Я часто брёл по бездорожью, Но если, чистое тая, Хранил в ладонях искру божью, То это – Родина моя. На свете всё небесконечно – От океана до ручья, Но если что — то в мире вечно – То это – Родина моя. Меня не станет, солнце встанет, И будут люди и земля, И если кто меня вспомянет, То это – Родина моя . Е. Евтушенко Сказуемое Выражено…

Слайд 19

Спасибо за внимание!!!

nsportal.ru

Конспект урока + презентация по русскому языку на тему «Составное глагольное сказуемое» (8 класс)

Автор Данилова Наталья Владимировна

Место работы МБОУ «Горковская СОШ»

Должность учитель русского языка и литературы

Дополнительные сведения Урок русского языка в 8 классе по теме «Составное глагольное сказуемое»

Тема: СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цель: — закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений,

о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение видеть в тексте разные типы сказуемых, сравнивать, анализиро-вать похожие языковые явления;

— развивать логику, внимание, образное мышление, умение анализировать текст, строить связное устное высказывание;

— прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.

Задачи:

1. Образовательная – повторить способы связи слов в словосочетании, тему «Предложение»; дать понятие составного глагольного сказуемого, выяснить его лексическое и грамматическое значение, повторить разбор предложения.

2. Развивающая —  развитие логического мышления, внимания, умения обобщать, сравнивать, сопоставлять.

3. Воспитательная – воспитать любовь к слову, русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала.

Технологии: развивающее обучение, ИКТ (презентация).

Оборудование: учебник  «Русский язык 8 класс», тетради, компьютер, проектор.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. Мотивирование на учебную деятельность.

  2. Актуализация знаний. Повторение сведений о предложении.

  1. Восстановите определения(слайд 2)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

… и … — это грамматическая основа предложения.

По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .

Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … .

Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .

Сказуемое – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы … .

Сказуемые бывают… .

  1. Представленные предложения рассыпались на части. Соедините по смыслу части предложений, объясните орфограммы.(слайд 3)

Бе…честье с чес…ностью (не) дружит.

И она и?чезла навсегда.

Искру туши до пожара.

Красоту только тронь (не)брежной рукой.

А Беду отведи до удара.

(Не) правда с правдою (не) знает(?)ся.

— Каким знаком препинания мы соединяем эти предложения? Почему?

— Давайте вспомним виды сложных предложений. Какие сложные предложения у вас получились?

— Выделите грамматические основы, в составе которых есть простые глагольные сказуемые.

— В каком наклонении употреблены глаголы?

— Чем ещё может быть выражено простое глагольное сказуемое?

  1. Рассмотрите таблицу, вспомните, что вы знаете о простом глагольном сказуемом.( слайд 4)

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

выражается в форме

изъявительного,

условного,

повелительного наклонения

а также может быть выражено:

1) глаголом в форме сложного будущего времени:

Я буду писать тебе часто.

2) глагольным фразеологизмом

Природа так явно бросалась в глаза человеку.

3) усеченной формой глагола:

А он прыг в воду и поплыл.

4) глагольно–именным описательным оборотом:

Он принимал участие в соревновании.


ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ

ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ — глаголом

  1. Целеполагание. Постановка проблемы.

  1. Проблемная ситуация:

— Выпишите грамматическую основу из предложений, представленных на доске .Поставьте недостающие знаки препинания:

Наша жизнь тесно связана с природой. Природа дает нам пищу одежду жилище. Из земли мы добываем ископаемые, на полях выращиваем урожай. Природа украшает нашу жизнь. Она несет нам много радости. Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами.

Взаимопроверка. Оцените себя.

— Какой вид сказуемого встретился почти во всех предложениях?

Чем оно выражено?

Проблемный вопрос:

— Какое предложение здесь является лишним? Почему?

Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами

  1. Формулировка темы и целей урока.(слайд 5)

— С какой ситуацией столкнулись? (сказуемое выражено двумя глаголами)

— Что это может быть? (новый вид сказуемого)

— О чем сегодня будем говорить на уроке? (О новом виде сказуемого)

— Какую цель поставим на сегодняшний урок?(познакомимся с новым видом сказуемого, будем учиться находить и узнавать его в тексте)

Сейчас мы познакомимся с еще одним видом сказуемого – Составным глагольным. Записываем тему урока в тетради.

  1. Поиск путей решения проблемы

Где мы можем найти информацию о новом виде сказуемого?( в учебнике)

  1. Работаем с учебником.

Открываем с. 61, параграф 13.

Итак, рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

СОСТАВНОЕ

ГЛАГОЛЬНОЕ

СКАЗУЕМОЕ

=

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ

СЛОВО

грамматическое значение

(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)

+

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ

ФОРМА ГЛАГОЛА

лексическое значение

Запишите схему в тетрадь.

  1. Решение проблемы

1)Вернемся к нашему предложению, где испытали затруднения в определении сказуемого.

Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами.

— Используя полученные знания, определите сказуемое.

— Чем оно выражено?

2)Теперь обратимся к данному предложению.(слайды 6,7 )

Он начал писать сочинение.

Как вы думаете, какой из глаголов несёт основное лексическое значение, а какой – дополнительное?

— Какой глагол несёт грамматическое значение?

— Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.

— Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?

(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).

— Какой вывод можно сделать?(слайд 8)

Вывод: Если вспомогательный глагол можно заменить на другие, значит он может иметь не одно значение.

  1. Коррекция знаний. Дополнительная информация.

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений.( слайд 9)

Она дается вам как памятка. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

начать

стать

закончить

приняться

продолжить

прекратить

уметь

успеть

желать

мечтать

хотеть

стараться

любить

нравиться

надеяться

бояться стыдиться

готовиться

рад

должен

готов

обязан

достоин

иметь желание

сделать усилие

дать согласие

— Выпишите из таблицы по 2-3 примера вспомогательных слов разных значений.

— Запишите с новой строчки следующие глаголы:

Строить, расстаться, смотреть, приходить, учиться

  • Как вы думаете, если вставить их в предложения, какую роль они будут в нем играть?

  • Добавьте вспомогательные глаголы разных значений. Запишите получившиеся

составные глагольные сказуемые в тетрадь.

Составьте предложение, используя получившиеся сказуемые. Запись на доске с объяснением.

— Какую роль теперь играют эти глаголы в предложении?

— Сделайте вывод о роли данных глаголов в предложениях.( слайд 10)

Вывод: Если мы составим с этими глаголами предложения, то они будут выполнять функцию простых глагольных сказуемых. Если мы добавим к ним вспомогательный глагол – они станут составными глагольными сказуемыми.

  1. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

  1. Работа по учебнику.

1)Выполняем упражнение 131 устно (1-6) (инструктаж)

2) Выполняем упражнение 133 письменно у доски.

3)Выборочный диктант (слайд 11)

На другой стороне памятки находится замечательное стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Давайте прочитаем его. О чем это стихотворение? Найдите в данном тексте фразеологизмы. Как вы понимаете их значение?

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Н.Заболоцкий

— Попробуйте самостоятельно найти в отрывке из стихотворения Николая Заболоцкого составные глагольные сказуемые. Выпишите их в тетрадь.

— Проверьте себя. (слайд 12)

У кого все сказуемые выписаны правильно?

Обязана трудиться, вздумаешь дать поблажку).

(дать поблажку – уступить, ослабить, перестать контролировать)

— Назовите в каждом сказуемом глагол, который несёт основное лексическое значение.

— В каком наклонении стоят вспомогательные глаголы?

VIII. Систематизация знаний (слайд 13)

Какой вид сказуемого вы сегодня изучили?

Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

Какие значения может иметь вспомогательный глагол?

Какой компонент выражает лексическое значение сказуемого?

Какой компонент сказуемого выражает его грамматическое значение?

IX.Объяснение домашнего задания (слайд 14)

Повторить материал: с.61 параграф 13 или по памятке.

Выполнить упражнение 136, или, по желанию: написать небольшой текст с использованием СГС.

X. Рефлексия (слайд 15)

Если бы вам нужно было поставить знак препинания при оценке урока, что бы вы использовали и почему:

! – многое удивило и заинтересовало;

? – осталось много неясного;

… — было то, о чем следует поразмышлять, подумать.)

Благодарю вас за плодотворную работу на уроке.(слайд 16)

infourok.ru

Тема урока: «Виды сказуемых». 8-й класс

Разделы: Русский язык


Тип урока – урок изучения нового.

Вид урока – комбинированный.

Цели урока:

  • обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;
  • ознакомление с разными типами сказуемых;
  • формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, схемы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока

(приложение, слайд№2)

3. Проверка домашнего задания.

4. Словарная работа (слайд№3).

Не путайте слова:

режиссёр – продюсер;

трасса – терраса;

колосс – колос;

металл – алюминий;

финн – финский.

5. Составьте с одной из пар слов предложение и разберите это предложение по членам предложения на доске.

На основе записанного предложения ответьте на следующие вопросы

6. Повторение пройденного

(слайд№4):

Что такое предложение?

На какие группы делятся члены предложения?

Назовите главные члены предложения.

На какие вопросы отвечает подлежащее?

Чем может быть выражено подлежащее?

7. Предложения для анализа (слайд№5):

Урок должен начаться вовремя.

Начало урока – это активное повторение.

Трое учеников будут отвечать у доски.

Большинство учеников внимательно слушают учителя.

Подчеркните главные члены предложения.

8. Изучение нового материала.

Мы видим, что сказуемое может быть выражено как одним словом, так и несколькими.

Сегодня на уроке мы с вами ознакомимся с различными видами сказуемых (слайд№6)

Простое глагольное

Составное глагольное

Составное именное

Выражается глаголом в форме одного из наклонений Вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив Вспомогательный глагол + именная часть
Отвечает на вопрос

Что делает?
Что делал?
Что будет делать?

Отвечает на вопрос

Что делает?
Что делал?
Что будет делать?

Отвечает на вопрос

Что такое предмет?
Кто такой предмет?
Какой предмет?
Каков предмет?

9. Обратите внимание на вопросы.

Простое и составное глагольные сказуемые отвечают на глагольные вопросы, следовательно, выражены они глаголами. Обратите внимание на название: простое, значит, состоит из одного глагола, составное – из двух глаголов: вспомогательного и глагола в начальной форме.

Составное именное имеет в своём составе вспомогательный глагол и именную часть.

10. Ознакомьтесь с таблицей видов сказуемых (слайды№7-9)

1. Простое глагольное

2. Составное глагольное

3. Составное именное

выражается глаголом в форме одного из наклонений

Но могут быть и такие случаи…

  1. Оба глагола имеют одинаковую форму, но один указывает на форму, другой на действие (Пойду погуляю в саду).
  2. Глагол+ взять и (Он взял да и ушёл совсем).
  3. Усиление значения (Ждём не дождёмся весны).
  4. Неопределённая форма сочетается с личной того же глагола с частичкой не (Он сам работать не работает).
  5. Сожержит оборот для выражения длительности или интенсивности действия (Он только и делает, что читает).
  6. Повторение глагола для обозначения длительности действия (Еду, еду в чистом поле).
  7. Повторение глагола с частичкой так (Спел так спел).
  8. Глагол дополнен частичкой знай , знай себе (А он знай себе посмеивается).
  9. Глагол + частичка было (Он было задумался)
  10. Сложное будущее время глагола несов. вида (буду радоваться).
  11. Глагол с частичками ДА, НУ, ЖЕ. (Сделал же ты это).
  12. Фразеологический оборот (Он стоял столбом).

вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив

Вспомогательный глагол – выражает грамматическое значение сказуемого.

Неопределённая форма глагола – выражает основное смысловое значение глагола.

(1. Ученики хотят учиться.
2.Я буду рад встретить тебя)

вспомогательный глагол + именная часть

Именная часть может быть выражена:

  1. Существ., прилаг., числит., местоим., прич.
  2. Кратким прилаг ., и прич.
  3. Сравн. степенью прилаг.
  4. Наречием

Вспомогательные глаголы.

  1. Протекание действия: начал, стал, пустился, кончил, бросил, перестал, пытался, осмелился, посмел, умел, мог(Я начал спускаться).
  2. Желание, возможность: обещал, собирался, обязался, намеревался, желал, хотел, старался, стремился, решил, вздумал, продолжал, взялся (Он решил путешествовать)
  3. Фразеологический оборот не имею намерения вредить вам).
  1. Глагол со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть
    (Она сидела задумчивая).
  2. Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться
    (Девочка казалась весёлой).
  3. Вспомогательный глагол: быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр.
    (Молодой человек весёлый.
    Молодой человек был весел)
  4. Обороты типа:
    Хотел стать пожарным. Может быть мужем.
  5. Неделимое словосочетание (Море стало чернее ночи).

11. Рассмотрим алгоритм определения вида сказуемого (слайд№10).

1. Задать вопрос. Определить сказуемое.

а) Продюсер может не согласится с этим сценарием.

Продюсер может что сделать? –  может не согласится.

б) Режиссёр казался расстроенным.

Режиссёр что делал? –  казался расстроенным

2. Посмотреть на состав сказуемого

а) глагол + Н.Ф. глагола = С.Г.С.

б) глагол + причастие = С.И.С.

12. Попробуем определить вид сказуемого (слайд№11-12):

  1. Наступило новое утро.
  2. От скуки девочка начала придумывать разные истории.
  3. Гадкий утенок стал прекрасным лебедем.
  4. Щенок стал весело бегать за собственным хвостом.
  5. Пусть всегда будет солнце!
  6. Мама вернулась из поездки усталая.
  7. 13. Определим вместе третье лишнее предложение (слайд№13):

    1. Мартышка вздумала трудиться.
    2. Воздух, резко подувший с севера, становился чистым, морозным.
    3. Червонец был запачкан и в пыли.

    14. Ещё одна попытка (слайд№14):

    1. Шли два приятеля вечернею порой.
    2. Герои решили разобраться.
    3. Множество людей вышли было на улицу.

    15. Закрепление изученного.

    Самостоятельно определите лишнее предложение (слайд№15-17) :

    1. 1. Наш сосед по номеру оказался профессором.
    2. 2.Состав, загнанный в тупик, начали разгружать.
    3. 3. Улыбнувшись, она продолжила петь.
    1. Команда будет выступать на соседнем поле.
    2. Шестью восемь – сорок восемь.
    3. Солнце было красное и большое.
    1. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
    2. Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.
    3. Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.

    16. Проверим, правильно ли у вас получилось (слайд№18).

    1. Наш сосед по номеру оказался профессором.
    2. Команда будет выступать на соседнем поле.
    3. Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.

    17. Подведение итогов. Домашнее задание

    (слайд№19).

    Составить или найти в литературе примеры предложений с разными видами сказуемых.

    Приложение

    10.05.2012

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    «Способы выражения составного именного сказуемого». 8-й класс

    Разделы: Русский язык


    Цели урока:

    • Продолжить знакомство с составным именным сказуемым;
    • знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого;
    • формировать культурную компетентность.

    Задачи урока:

    1. Развивающие:

    • уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;
    • развивать устную речь учащихся;

    2. Образовательные:

    • формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;

    3. Воспитательные:

    • воспитание патриотизма, любви к русскому слову.

    Оборудование:

    • компьютер;
    • презентация по теме «Способы выражения составного именного сказуемого»;
    • проектор;
    • карточки по теме “Способы выражения составного именного сказуемого”;
    • Русский язык: учеб. для 8 кл. татр. сред. общеобразоват. шк/ Л.Д. Умарова, Н.Н.Фаттахова, Г.Хамзина, Н.А.Андромонова; Под. ред. Л.З.Шакирова. – . К.: Магариф, 2007.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Приветствие. Проверка домашнего задания. Постановка цели. Запись темы урока.

    – Добрый день! На прошлых занятиях мы начали изучать сказуемое и узнали, что способы выражения сказуемого в русском языке чрезвычайно разнообразны. Помимо спрягаемой формы глагола сказуемое может быть выражено инфинитивом, именем существительным, именем прилагательным, местоимением, причастием, наречием, словосочетанием, фразеологизмом и даже междометием.

    II. Актуализация знаний.

    – Какой член предложения называют сказуемым?
    – Сказуемое главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
    – В зависимости от формы выражения существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Какое сказуемое называют простым глагольным сказуемым?
    Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении.
    Какое сказуемое называют составным глагольным сказуемым?
    – Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

    1 ученик записывает формулу СГС на доске.

    – Молодцы!
    – Мы на прошлом занятии начали изучение составных именных сказуемых. Итак, какие сказуемые называются составными именными?
    – Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого и именной части, выражающей его основное лексическое значение.

    1 ученик записывает формулу СГС на доске.

    – Вспомните 3 группы глаголов-связок.
    – Глагол быть (есть, был, будет, был бы, будь).

    2) Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, считаться, называться, представляться.

    3) глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т.д.

    – Какая связка называется нулевой?
    – В форме настоящего времени связка быть обычно не употребляется. Такая связка называется нулевой связкой.

    III. Работа у доски.

    Подчеркните сказуемые.

    1. Вечером мороз начал усиливаться. 2. Я хочу переговорить с ним об этом. 3. Он собирается написать отцу. 4. Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон. 5. Девочка перестала плакать.

    IV. Изучение темы “Выражение именной части сказуемого”.

    – Откройте тетради, запишите дату, тему. Откройте 64-ую страницу учебника.

    Именная часть составного сказуемого выражается по-разному:
    именем прилагательным:
    Погода была хорошая;

    именем существительным:
    Книга — верный друг;

    сравнительной степенью имени прилагательного:
    У него характер твёрже стали;

    • Кратким оборотом страдательного причастия:
    Трава скошена;

    • Кратким прилагательным:
    Вечер тих;

    наречием:
    Ошибка была налицо;

    именем числительным:
    Дважды два — четыре;

    местоимением:
    Эта тетрадь моя;

    • Синтаксически цельным словосочетанием:
    Он сел в лужу.

    VI. Работа с учебником.

    После глагола-связки быть полное прилагательное и существительное могут стоять в именительном и творительном падеже. Например: 1. Самым потерянным и негодным человеком в городе был младший Маклаков. 2. Он был вечно угрюмый, точно постоянно сердился на что-то.

    После глагола-связки стать/становиться прилагательное и существительное чаще всего стоят в творительном падеже. Например: Разговор становился тяжёлым.

    После глаголов-связок являться, казаться, оказаться, называться полное прилагательное и существительное стоят в творительном падеже.

    После глаголов-связок со значением движения (идти, возвращаться, приходить, и др.) полные прилагательные употребляются чаще всего в именительном падеже.

    Запомните!

    Форма сложного будущего времени (буду писать; будут петь и др.) – это простое глагольное сказуемое.

    VII. Закрепление знаний и умений.

    1. Работа с учебником.

    Выполнение упр. 115.

    Прочитайте предложения, вставляя вместо точек окончания прилагательных. Найдите сказуемые, скажите, чем выражена именная часть.

    Выполнение упр. 120.

    Спишите предложения. Подчеркните сказуемые.

    2. Работа по карточкам.

    Подчеркните составное именное сказуемое.

    1. Семья была большая, рабочая. 2. Воздух тих, прозрачен и свеж. 3. Июньский день выдался жарким. 4. Ночь была чёрная, непроглядная. 5. Вся земля вокруг была изрыта дымящимися воронками.6. Тени под деревьями стали ещё гуще.

    VIII. Итоги урока.

    Оценки учащимся.

    IХ. Домашнее задание. Упр. 126, стр. 68.

    13.05.2014

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *