Тест легкое дыхание – Бунин “Легкое дыхание” тест (11 класс) по литературе с ответам
Тесты на знание содержания рассказов И.Бунина
Разделы: Литература
Тест на знание содержания рассказа Бунина И.А. “Чистый понедельник”
Вариант – 1
1. Место и время действия
а) Тверь; осень
б) Петербург; зима
в) Москва; зима
г) Тверь; зима
2. Она была
а) красива, легкомысленна, загадочна, привязана к нему
б) проста, разговорчива, привлекательна, любила его
в) загадочна, непонятна для него, странны были отношения с ним
3. Он
а) был счастлив каждым часом, проведенным возле неё, очень красив, с живым добрым характером, склонен к болтливости
б) богат, вздорен, много курил, красив; был счастлив, что его любят
в) со сложным характером, но весёлый, добрый; любил её, скромен
4. Описание её квартиры
а) две комнаты на 5 этаже, просторные, хорошо обставленные; широкий диван, дорогое пианино
б) три комнаты, богато обставленные, рояль, софа, дорогое трюмо
в) три комнаты, шикарная кровать, кресла, обитые дорогой тканью
5. Её слабости
а) конфеты, книги, статуэтки, дорогая одежда
б) яркая одежда, туфли на высоких каблуках, шляпы, дорогой мех
в) хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех
6. Герои
а) богаты, здоровы, молоды, красивы, любили друг друга
б) были богаты, здоровы, молоды, хороши собой
в) вели разгульную жизнь, были всегда вместе, хорошо понимали друг друга
7. Познакомились
а) в театре познакомил приятель героя
б) на лекции Андрея Белого в декабре
в) у знакомых на приёме в честь актера Качалова
8. Герои поехали накануне Чистого понедельника
а) в Новодевичий монастырь
б) в Марфо-Мариинскую обитель
в) в Тверской монастырь
9. Героиня решила
а) в Москву не возвращаться, уйти в монастырь
б) расстаться с любимым на год
в) выйти замуж за него
10. Произведение заканчивается
а) неожиданной встречей героев в Марфо-Мариинской обители в 14 году под Новый год
б) встречей в Новодевичьем монастыре в 17 году под Новый год
в) смертью героини
Тест на знание содержания рассказа Бунина И.А. “Чистый понедельник”
Вариант – 2
1. Место и время действия
а) Москва; зима
б) Тверь; осень
в) Тверь; зима
г) Петербург; зима
2. Он
а) богат, вздорен, много курил, красив; был счастлив, что его любят
б) был счастлив каждым часом, проведенным возле неё, очень красив, с живым добрым характером, склонен к болтливости
в) со сложным характером, но весёлый, добрый; любил её, скромен
3. Она была
а) проста, разговорчива, привлекательна, любила его
б) загадочна, непонятна для него, странны были отношения с ним
в) красива, легкомысленна, загадочна, привязана к нему
4. Её слабости
а) конфеты, книги, статуэтки, дорогая одежда
б) хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех
в) яркая одежда, туфли на высоких каблуках, шляпы, дорогой мех
5. Описание её квартиры
а) три комнаты, богато обставленные, рояль, софа, дорогое трюмо
б) три комнаты, шикарная кровать, кресла, обитые дорогой тканью
в) две комнаты на 5 этаже, просторные, хорошо обставленные; широкий диван, дорогое пианино
6. Познакомились
а) на лекции Андрея Белого в декабре
б) в театре познакомил приятель героя в январе
в) у знакомых на приёме в честь актера Качалова
7. Герои
а) богаты, здоровы, молоды, красивы, любили друг друга
б) вели разгульную жизнь, были всегда вместе, хорошо понимали друг друга
8. Герои поехали накануне Чистого понедельника
а) в Тверской монастырь
б) в Новодевичий монастырь
в) в Марфо-Мариинскую обитель
9. Героиня решила
а) расстаться с любимым на год
б) в Москву не возвращаться, уйти в монастырь
в) выйти замуж за него
10. Произведение заканчивается
а) смертью героини
б) неожиданной встречей героев в Марфо-Мариинской обители в 14 году под Новый год
в) встречей в Новодевичьем монастыре в 17 году под Новый год
Тест на знание содержания рассказа Бунина “ Господин из Сан-Франциско”
Вариант — 2
1. Господин из Сан-Франциско ехал
а) на три года с женой в Чикаго по делуб) на 2 года с женой и дочерью в Европу ради развлечения в конце ноября
в) с женой и дочерью на Капри на время отпуска ради развлечения летом
2. Господин из Сан-Франциско
а) был богат; ему 58 лет, но он только начинал жить
б) 40 лет; богат; постоянно путешествовал
в) 45-50 лет; не очень богат; до поездки жил, ни в чём себе не отказывая
3. Пароход назывался
а) “Титаник”
б) “Америка”
в) “Атлантида”
4. Портретные черты господина
а) бледный старик; маленького роста; с брюшком; лысоват; блестел золотыми пломбами
б) высокий, статный мужчина; с крашеными волосами; с серебряными усами; здоровыми зубами; с гордо посаженной головой
в) сухой; невысокий; желтоватое лицо; с серебряными усами; с золотыми пломбами; крепкая лысая голова
5. Описание публики на пароходе
а) был среди этой блестящей толпы богач, длинноволосый, среднего роста; был знаменитый французский композитор; была изящная пара молодожёнов, оказавшаяся любовниками, даже негр с выпуклыми глазами
б) был среди этой блестящей толпы богач, бритый, длинный; был знаменитый испанский писатель; была изящная влюблённая пара, нанятая играть в любовь за хорошие деньги; наследный принц азиатского государства
в) был среди этой блестящей толпы миллиардер, свысока глядевший на всех, был знаменитый испанский принц; была изящная влюблённая парочка, оказавшаяся мужем и женой, но нанятая за хорошие деньги играть роль любовников
6. Отношение к господину из Сан-Франциско в отеле на острове Капри
а) приставили самую красивую и умелую горничную; метрдотель поддакивал господину из Сан-Франциско , как бы говоря, что нет и не может быть сомнения в правоте желаний господина из Сан-Франциско и что всё будет исполнено в точности
б) выделили лучшие апартаменты; старались угождать любым прихотям, и господин из Сан-Франциско был очень доволен, давал щедрые чаевые
в) оказывали всяческое почтение, но при этом кривили губы в усмешке, как бы говоря: “Знаем мы вас, богачей!”
7. Находясь при смерти господин из Сан-Франциско
а) лежал в своём номере под пышным балдахином; вокруг него суетились служащие отеля; жена и дочь украдкой вытирали слёзы б) лежал один в номере; с потолка светила яркая хрустальная люстра; лицо покрывала смертельная бледность, губы подёргивались; за дверью ждала прислуга
в) лежал на дешёвой железной кровати; под грубыми одеялами; с потолка светил один рожок; уважение к нему было окончательно потеряно
Тест на знание содержания рассказа Бунина “ Господин из Сан-Франциско”
Вариант — 1
1. Господин из Сан-Франциско ехал
а) с женой и дочерью на Капри на время отпуска ради развлечения летом
б) на три года с женой в Чикаго по делу
в) на 2 года с женой и дочерью в Европу ради развлечения в конце ноября
2. Господин из Сан-Франциско
а) был богат; ему 58 лет, но он только начинал жить
б) 40 лет; богат; постоянно путешествовал
в) 45-50 лет; не очень богат; до поездки жил, ни в чём себе не отказывая
3. Пароход назывался
а) “Титаник”
б) “Атлантида”в) “Америка”
4. Портретные черты господина
а) высокий, статный мужчина; с крашеными волосами; с серебряными усами; здоровыми зубами; с гордо посаженной головой
б) сухой; невысокий; желтоватое лицо; с серебряными усами; с золотыми пломбами; крепкая лысая голова
в) бледный старик; маленького роста; с брюшком; лысоват; блестел золотыми пломбами
5. Описание публики на пароходе
а) был среди этой блестящей толпы богач, бритый, длинный; был знаменитый испанский писатель; была изящная влюблённая пара, нанятая играть в любовь за хорошие деньги; наследный принц азиатского государства
б) был среди этой блестящей толпы богач, длинноволосый, среднего роста; был знаменитый французский композитор; была изящная пара молодожёнов, оказавшаяся любовниками, даже негр с выпуклыми глазами
в) был среди этой блестящей толпы миллиардер, свысока глядевший на всех, был знаменитый испанский принц; была изящная влюблённая парочка, оказавшаяся мужем и женой, но нанятая за хорошие деньги играть роль любовников
6. Отношение к господину из Сан-Франциско в отеле на острове Капри
а) выделили лучшие апартаменты; старались угождать любым прихотям, и господин из Сан-Франциско был очень доволен, давал щедрые чаевые
б) оказывали всяческое почтение, но при этом кривили губы в усмешке, как бы говоря: “Знаем мы вас, богачей!”
в) приставили самую красивую и умелую горничную; метрдотель поддакивал господину из Сан-Франциско , как бы говоря, что нет и не может быть сомнения в правоте желаний господина из Сан-Франциско и что всё будет исполнено в точности
7. Находясь при смерти господин из Сан-Франциско
а) лежал на дешёвой железной кровати; под грубыми одеялами; с потолка светил один рожок; уважение к нему было окончательно потеряно
б) лежал в своём номере под пышным балдахином; вокруг него суетились служащие отеля; жена и дочь украдкой вытирали слёзы в) лежал один в номере; с потолка светила яркая хрустальная люстра; лицо покрывала смертельная бледность, губы подёргивались; за дверью ждала прислуга.
Тест на знание содержания рассказа Бунина И.А. “Лёгкое дыхание”
Вариант – 1
1. Произведение начинается
а) с описания гимназии, где училась Оля Мещерская
б) с портрета героини
в) с описания кладбища и могилы
г) с рассуждения о лёгком дыхании
д) с дневниковой записи
2. Характеристика Оли Мещерской:
а) богатая, симпатичная, скромная, усидчивая
б) богатая, хорошенькая, шаловливая, ветреная, её любили младшие классы
в) шаловливая, отличница, её любили старшие классы
г) хорошенькая, двадцатилетняя, скромная, богатая
3. Отношение начальницы к Оле М.
а) ненавидела, придиралась к ней
б) очень любила ученицу
в) делала замечания по поведению
4. Оля умерла
а) её застрелил казачий офицер
б) она отравилась
в) по случайности
5. На могилу Оли М. ходит
а) Алексей Михайлович Малютин
б) классная дама Оли
в) казачий офицер
г) никто не приходит
Дополнительное задание
— Как вы понимаете название рассказа?
Тест на знание содержания рассказа Бунина И.А. “Лёгкое дыхание”
Вариант – 2
1. Произведение заканчивается
а) описанием гимназии, где училась Оля Мещерская
б) портретом героини
в) описанием кладбища и могилы
г) рассуждением о лёгком дыхании
д) дневниковой записью
2. Характеристика Оли Мещерской:
а) богатая, симпатичная, скромная, усидчивая
б) шаловливая, отличница, её любили старшие классы
в) богатая, хорошенькая, шаловливая, ветреная, её любили младшие классы
г) хорошенькая, двадцатилетняя, скромная, богатая
3. Отношение начальницы к Оле М.
а) делала замечания по поведению
б) ненавидела, придиралась к ней
в) очень любила ученицу
4. Оля умерла
а) она отравилась
б) её застрелил казачий офицер
в) по случайности
5. На могилу Оли М. ходит
а) Алексей Михайлович Малютин
б) казачий офицер
в) никто не приходит
г) классная дама Оли
Дополнительное задание
— Какой композиционный приём использует Бунин?
28.12.2006
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: Интегрированное занятие по рассказу И.А Бунина «Легкое дыхание»
Интегрированное занятие по рассказу И.А Бунина «Легкое дыхание»
Урок по рассказу И.А.Бунина « Легкое дыхание» (Учитель Стеблева Р.И).
Тема: Ответственность человека за то, как складывается его жизнь ( по рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание»).
Рассказом И. А.Бунина « Легкое дыхание» завершаем изучение творчества писателя. Героиня – ровесница одиннадцатиклассников, поэтому судьба ее им очень интересна.
Тема трагической ранней смерти молодой девушки волновала Бунина на протяжении всего его творчества. Кажется, писатель всю жизнь не мог примириться с такой жестокостью судьбы, когда гибнет то, что всем своим существом олицетворяет жизнь, молодость, радость. Бунину помогли осознать свои чувства, сформулировать свои жизненные принципы, взгляды на мир, людей философские сентенции римского стоика Марка Аврелия. Наиболее важной представлялась идея круговорота бытия, внутри которого рождение и смерть оказывались равноправными.
Индивидуальное домашнее задание.
1группа – выразительное чтение и анализ стихотворения Бунина «Эпитафия». 2группа – « Портрет».
Ученик и делятся впечатлениями об услышанных стихах.
Индивидуальное задание. Краткое сообщение об истории создания рассказа.
Работа с текстом.
— Какие чувства возникают у вас с первых строк рассказа? Поразило место действия – кладбище. Тягостное впечатление оставляет «новый крест, крепкий, тяжелый, гладкий». Увидели, что не случайно и время действия, когда « дни серые». Отметили, что использование автором контраста (живые глаза и дубовый крест на могиле) сильно воздействует на чувства.
— Сформулируйте и запишите вопросы, которые хотелось бы обсудить. (Такое задание было дано заранее.)
Цель: выявление проблем, волнующих учащихся, готовности вступить в диалог с художественным текстом.
Видим, что вопросы, поставленные одиннадцатиклассниками, находились в центре внимания самого автора и обсуждение их в классе вполне естественно.
— Запись на доске этих проблемных вопросов:
1.Почему рассказ называется « Легкое дыхание?»
2.Что хотел сказать автор читателям своим рассказом?
3.Как относится Бунин к героине рассказа – Оле Мещерской.
4.Что в ней главное: безмятежность и чистота юности или бездумность и легкомыслие?
На первом этапе урока обращаемся к эпиграфам (записаны на доске) :
« Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни…» ( И.Бунин.)
«Все из века равно самому себе, пребывая в круговороте…» ( М.Аврелий.)
-Прокомментируйте эпиграфы, выделите в каждом из них ключевые слова.
-Обратимся к словосочетанию « легкое дыхание». Назовите слова-ассоциации, слова-ощущения. Цель: погружение в подсознание, выявление личностно значимых слов, которые « станут симптомами смысла».В результате коллективных творческих усилий появляется запись: «Легкое дыхание- это чистота, свежесть, беззаботность, недумание, беспечность.»
-Стихотворение А..Фета « Бабочка» расширит смысл словосочетания «легкое дыхание. »
Вопросы к стихотворению.
1.Чем мила бабочка? В чем ее особенность?
2.Что символизирует бабочка в системе эстетических ценностей А.Фета? (Символ красоты, легкости, беззаботности, скоротечности и мимолетности жизни.)
На втором этапе урока идет погружение в словесную ткань произведения
Класс делится на группы.
1 группа выписывает из текста слова и словосочетания, определяющие характер поведения Оли Мещерской, ее внутреннее состояние и отвечают на вопрос: « что общего между героиней рассказа и бабочкой А.Фета?» («Беспечна к наставлениям», «сошла с ума от веселья», « ничего не боялась», « самая беззаботная», «никогда не думала любить его»,» все разговоры о браке – одно издевательство», « я не понимаю, как это могло случиться».)
2 группа отвечает на вопрос: «Как в тексте решается важная для писателя философская проблема жизни и смерти?», выявляя эпизоды, в которых звучат эти мотивы.
3 группа обдумывает вопросы о роли образа классной дамы и холодного весеннего ветра в рассказе.
Такой методический прием, как ассоциативный, способствует развитию читательского восприятия, языкового чутья, ассоциативного мышления, совершенствованию аналитических способностей учащихся.
На заключительном этапе урока ученики подводят итоги работы, отвечают на вопросы.
-Оля Мещерская беспечна, кокетлива, изящна, грациозна. Как бабочка , выпархивает из норм поведения, из возраста, из жизни. Она не слушает наставлений начальницы, преждевременно превращается из девочки в девушку, из девушки в женщину и умирает преждевременно. Во всех ее мыслях, чувствах, действиях легкость легкокрылого существа, пришедшего в этот мир на мгновение.
-Какова логика поведения героини? (Это странная логика. Кружение по жизни: на балах, на катке, вихревой бег по гимназии, стремительность перемен, неожиданные поступки. О ней говорят: «она совсем сошла с ума». «Я совсем сошла с ума»,- говорит героиня.
-Что рушит гармонию в душе Оли Мещерской? ( Появление на даче Малютина, перед домогательствами которого оказалась беззащитной.)
-Какие чувства испытывает героиня к Малютину? ( Страшно то, что никаких, То, что нравилось ей в нем, было малозначительно.) Работа с текстом.
-Замечает ли героиня свое беззаботное легкомысленное поведение, может, раскаивается? ( На первых порах Оля была потрясена тем, что произошло с ней: «Я не понимаю, как это могло случиться…я никогда не думала, что я такая!» Боль раскаяния не была продолжительной. Героиня стремится заглушить ее буйным весельем.
-Какую вторую ошибку повлекла за собой непоправимая первая? ( Анализ эпизода связи с казачьим офицером.)
Это уже нельзя назвать шалостью. Эта легкомысленность ведет к опасной бессознательной ветрености, когда человек становится игрушкой в чужих руках.
-Каковы же причины этой трагедии?
-Где Оля Мещерская познакомилась с « кодексом женской красоты», слагаемым которой стало «легкое дыхание»? ( Оля познакомились при чтении книг отца.) Они-то и оказали отрицательное воздействие на неокрепшую душу. ( Работа с текстом.)
-В этом бульварном кодексе женской красоты говорится лишь о внешности, причем утрированно, вульгарно. И ничего — о духовности, нравственных качествах.
— Как Бунин показывает отсутствие такой черты у героини, как душевная тонкость? ( Все, что она сообщила о женской красоте, подчеркивало некрасивость подруги ее, Субботиной.)
Семнадцатилетняя гимназистка не могла не прочесть отдельные произведения Пушкина, Тургенева, Толстого. Эти произведения были включены в гимназическую программу по литературе. К сожалению, не они оставили след в ее душе. Как подсказывает автор, в семейных книжных шкафах было место лишь для бульварной беллетристики.
-Писатель показал причины несостоявшейся жизни Мещерской.
Это – бездуховность. Оля ни разу не задумалась над тем, что волнует девушку ее возраста, — о любви, о своей будущности.
-Каждый эпизод — этап в жизни героини , ее взросление, нравственное падение и гибель..
-Каково же отношение Бунина к героине рассказа? ( Бунин испытывает двойственное чувство: восторженное и горестное.)
-Какой композиционный принцип рассказа является основным? ( Контраст.) Почему? ( С его помощью создается образ главной героини, выражается авторская позиция. )
Грустные строки начала рассказа предваряют и завершают читательское восприятие и служат своеобразной эпитафией ускользающей красоте, безвременно оборвавшейся жизни.
-Какие понятия могли бы стать символами судьбы Оли Мещерской? ((Смерть и жизнь, печаль и радость и есть символы ее судьбы.)
-Образ легкого дыхания. Это не просто образ, это образ-символ в рассказе. Какие ассоциации он вызывает у вас? ( Множество ассоциаций: радостное восприятие жизни, мира, незатейливость, простота, красота, беззаботность. )
-«Легкое дыхание» в одноименном рассказе – символ беспечной радости жизни во всей полноте ее ощущений, символ жизни ради жизни – без рефлексий и каких бы то ни было сомнений.
— Для Бунина слова «легкое дыхание» олицетворяют юность, буйство жизненных сил, но и в то же время легкомыслие и бездумье: «Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть «легкое дыхание», недумание».
-Как вы воспринимаете рассказчика? ( Чувствуем глубокое сожаление человека, сказавшего свое слово о неразвернувшихся возможностях девушки.)
Высказывания учащихся.
— Мечты, планы, стремления оборвались. Прервалась жизнь, остался лишь «звон ветра в Фарфоровом венке». Оля действительно обладала легким, естественным дыханием – жаждой жизни, какой-то особенной, неповторимой судьбы. Об этой ее заветной мечты сказано лишь под конец. Автор раскрывает нам не только красоту девушки,( конечно, не ее опыт) , а лишь не развившиеся прекрасные возможности.
-Какова роль образа классной дамы в рассказе? ( С образами классной дамы и холодного весеннего ветра связано возвращение легкого дыхания Оли Мещерской миру, людям. По мнению автора, не может исчезнуть тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству.)
-Чем явился для вас этот рассказ?
Если бы не бездумное порхание по жизни героини, не примитивное представление о счастье, ее жизнь могла сложиться совсем иначе.
Рассказ звучит как предостережение. Ведь самое опасное – это легкомыслие. Оля оступилась однажды, но цена этой ошибки – жизнь.
Итоги урока.
Жизнь и смерть, разлука и любовь, красота – вечные темы в литературе.
Но есть в рассказе и другой глубинный смысл. Взрослый мир может быть чужд и враждебен красоте, а еще он может ломать судьбы и губить неокрепшие души. Человек ответственен за то, как складывается его жизнь. Он во многом творец своей судьбы.
Заполнение Листа обратной связи.
Психологический тренинг (педагог-психолог)
«Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой (Сократ)»
(по рассказу И.А. Бунина «Лёгкое дыхание»)
Цели урока:
- Рассмотреть мотивы, которые движут поступками героев: классной дамы и Оленьки.
- Сопоставить внутренний мир героев с внешними проявлениями.
Задачи: - Дать понятие о защитных механизмах личности.
Ход занятия
Вводная часть
Как уже было сказано, легкое дыхание — символ беспечной радости, жизни без рефлексии и сомнений.
— Что такое рефлексия?
Рефлексия (от лат. гейехо — «обращение назад») — самопознание внутренних психических актов, чувств, ощущений, а также анализ своих поступков.
- Нужны ли нам в жизни сомнения и анализ своих действий, чувств?
- Что дает человеку жизнь без сомнений? (Дискуссия.)
- Это отсутствие ответственности за свои действия.
- Это детскость, наивность, так же беспечно живут дети. Они непосредственны. Любое их
чувство имеет место только в это самое мгновение. Дети полны жизни и радости. Каждый
день для них — открытие нового. - Это легкое отношение к жизни, ничего не принимаешь близко к сердцу.
- А что есть легкость жизни для Бунина? (Жить настоящим моментом, во имя чувств и
ощущений.) - Откуда у Оли Мещерской такое отношение к жизни? (С детства беспечна, беззаботна, —
Бунин неоднократно это подчеркивает — счастлива, любила придуманный ею образ, который
вычитала в книге…) - Чем детство отличается от других периодов жизни? (Дискуссия о роли детства в
формировании личности.)
Основная часть.
«Классная дама — немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительность».
- Какую роль играют фантазии в жизни человека? Какие это могут быть фантазии, в чем
они выражаются? - Что заставляет человека уйти в выдуманный виртуальный мир? Как этот уход
отражается на реальной жизни, реальных отношениях с людьми? - Осознает ли человек, живущий в ирреальности, что он не живет настоящей жизнью?
Или это защитная реакция психики? А ему нужно это осознавание? (Рассказ о защитных
механизмах психики: отрицание, проекция, рационализация, компенсация, обращение к
собственному опыту учащихся.)
Люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Одни подавляют свои склонности, отрицая их существование. Другие «забывают» о травмирующем их событии. Третьи ищут выход в самооправдании и снисхождении к своим слабостям. А четвертые стараются исказить реальность и занимаются самообманом. И все это так искренне: искренне «не видят» проблему, искренне «забывают» о причинах… Но к какому бы способу ни прибегали люди, защищая свою психику от болезненного напряжения, помогают им в этом защитные механизмы.
Что же такое защитные механизмы?
Впервые этот термин появился в 1894 г. в работе психоаналитика 3. Фрейда «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы эго против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Механизм психологической защиты направлен на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты. Так, например, Лиса из известной басни, которая не могла достать виноград, объявила его незрелым, потому что не хотела признаться (даже себе) в своей несостоятельности — неспособности его достать.
Таким образом, можно сказать, что защитные механизмы — система регуляторных механизмов, которые служат для устранения или сведения до минимума негативных, травмирующих личность переживаний. Эти переживания в основном сопряжены с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Ситуации, порождающие психологическую защиту, характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. Эта субъективная угроза может, в свою очередь, порождаться конфликтом противоречивых тенденций внутри личности либо несоответствием поступающей извне информации сложившемуся у личности образу мира и образу Я.
Механизмы защиты направлены, в конечном счете, на сохранение стабильности. Защитных механизмов много. Я расскажу лишь о некоторых из них:
Отрицание—это попытка не принимать за реальные нежелательные для себя события. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях пережитые неприятные события, заменяя их вымыслом. Как защитный механизм, отрицание состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.
Проекция— подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Этому механизму соответствует поговорка: «В чужом глазу соринку замечаешь, в своем — и бревна не заметишь».
Рационализация— это построение разумных объяснений причин для тревожащих человека неприемлемых желаний, мыслей, поступков или ситуаций, с которыми человек не справился. Развернутое самооправдание. Естественно, что эти «оправдательные» объяснения своих мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы. Таким образом, рационализация направлена на сохранение статус-кво жизненной ситуации и работает на сокрытие истинной мотивации. Классический пример — «Лиса и виноград».
Компенсация— это механизм, который помогает преодолеть чувство неполноценности. Человек под воздействием этого защитного механизма склонен идентифицировать себя с конкретным или абстрактным идеалом, получая от этого удовлетворение. Он реализует комплекс несостоятельности в мечтах о славе, силе и богатстве. Испытывает сверкомпенсаторное желание доказать всем свою значительность в определенном виде деятельности.
- Что есть эта «страшная мечта» для классной дамы? Чего она
страшится?(Нереализованности себя как женщины.) - А какой защитный механизм ей в этом помогает? Нужно ли «разоблачать» классную
даму?
Заключительная часть
Инсценировка двух сценок (спонтанно, без подготовки), максимально опираясь на текст:
- Разговор классной дамы с Оленькой Мещерской.
- Разговор подруг о легком дыхании (а классная дама слушает его случайно).
После каждой сценки психолог задает вопросы о чувствах героев. Учащиеся, которые играют, отвечают от имени персонажей, не выходя из роли. Потом продолжается разговор с ними же об их ощущениях (изменились ли они по отношению к герою, которого они играли), после выхода из роли.
Задание . Разделиться на 2 группы. 3 минуты подготовки. Одна группа выступит с тезисами в защиту «легкого порхания по жизни», другая — против этого.
Зачитываются ответы. Организация дискуссии. Обратная связь
«Поделитесь своими впечатлениями о том, что происходило на уроке. «Что забираете с собой?»
nsportal.ru
Тест на состояние дыхательной системы — 03info.com
Тест №1
Состояние легких — по продолжительности дыхания на вдохе
Посидите спокойно минут 5. Затем сделайте максимальный вдох, полный выдох, спокойный вдох и задержите дыхание. Зажмите нос пальцами. Нормальная продолжительность задержки дыхания на вдохе – 40-45 сек.
Тест №2
Состояние легких — по продолжительности дыхания на выдохе
Сделайте глубокий вдох. Затем выдох. Еще один вдох. Спокойно выдохните и задержите дыхание, зажав пальцами нос.
Задержка дыхания на выдохе |
Оценка |
меньше 34 сек. |
состояние неудовлетворительное |
35-39 сек. |
состояние удовлетворительное |
больше 40 сек. |
состояние хорошее |
Тест №3
Состояние легких — по расстоянию, с которого удается задуть свечу
Возраст |
Расстояние от свечи, см |
20 лет |
100 |
40 лет |
70-80 |
60 лет |
50-60 |
Если не удаётся задуть свечку на расстоянии вытянутой руки — это может быть признаком хронической обструктивной болезни легких. В таком случае нужно обратиться к врачу и проверить легкие.
www.03info.com
Урок по рассказу И.Бунина «Легкое дыхание»
Конспект урока
«Любовь и смерть»
(по рассказу И.А.Бунина «Лёгкое дыхание»).
Цель :
1. совершенствование умения ставить проблемный вопрос,
2. развитие умения работать в группе,
3. развитие коммуникативных умений.
Ход урока.
1. Слово учителя.
А).История создания сборника «Темные аллеи», особенности бунинского восприятия любви .
*Любовь, по Бунину, — трагический поединок. Смерть и любовь, по мысли Бунина, всегда идут рядом).
Б). Вспомните, какие произведения Бунина вам известны? В каком возрасте вы с ними познакомились?
* Для многих родителей становится открытием, что произведения Бунина о любви изучаются в школе. И многие дети с удовольствием читают после изучения программных произведений другие бунинские книги.
Чтение рассказа учителем.
Создание проблемной ситуации :
— какие вопросы возникли у вас после чтения рассказа? (Вопросы предлагаются группами, самые удачные записываются).
Работа в группах
1 группа. История гимназической жизни Оли Мещерской.
2 группа. История Оли и Малютина.
3 группа. Трагическая смерть героини.
5.Обобщение полученных знаний.
— Почему Оля рассказала историю своей связи с Малютиным директрисе гимназии?
— Почему свою историю героиня доверила только дневнику, а не матери, например?
— Почему девушка дала прочесть свой дневник казачьему офицеру?
— Как избежать подобных ситуаций в жизни7
— Чему учит учителей, юношей и девушек, родителей рассказ Бунина?
— Можно ли считать рассказ Бунина актуальным в наше время?
Вывод.
Рассказы Бунина, многим из здесь присутствующих, к сожалению, неизвестные, по-прежнему остаются одними из лучших образцов произведений о любви. Именно И.А.Бунин одним из первых в русской литературе заговорил о многообразии любви, о странном порой сочетании любви духовной и физической, которая очень часто не совпадает. Именно Бунин сумел впервые заговорил о любви как о стихии, не всегда подвластной человеческому разуму. Именно Бунин впервые внес в литературу элементы эротические, не пошлое изображение физиологии, а красоту столь разнообразных человеческих отношений. И именно поэтому столь велик оказывается интерес молодого читателя к творчеству великого русского писателя. Ведь это замечательно, когда ответы на многие волнующи вопросы наши юные получают из уст истинного мастера, человека, умеющего любить и рассказывать о великой любви.
infourok.ru
Вопросы-суждения по рассказу И.А.Бунина «Лёгкое дыхание»
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса»
Технология «Способ диалектического обучения»
Вопросы-суждения по рассказу И.А.Бунина «Лёгкое дыхание» для 2 курса (11 класса)
подготовила
Азарова Светлана Васильевна,
преподаватель русского языка и литературы
г.Зеленогорск
2016
1.Чем объяснить, что в последнюю зиму своей жизни Оля Мещерская была особенна весела?
2.Как доказать, что Оля Мещерская была яркой, ни на кого не похожей девушкой?
3.Когда Оля Мещерская лишилась своего «лёгкого дыхания»?
4.В каком случае Оля противоречит начальнице гимназии?
5.Каким образом погибла Оля Мещерская?
6.Вследствие чего погибла Оля Мещерская?
7.Почему Оля дала прочесть казачьему офицеру свой дневник?
Ответы:
1. «Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья… онаказалась самой беззаботной, самой счастливой». Весёлость Оли кажущаяся, за ней скрывается боль и растерянность. «Я никогда не думала, что я такая… не могу пережить этого», — вот что мучит девушку после того, как она утратила своё «лёгкое дыхание», свою чистоту.
2.Оле присущи были «изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз…Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней…никого не любили так младшие классы, как ее».
3.Когда родственники уехали в город, Олю соблазнил Малютин.
4.Оля противоречит начальнице гимназии в тот момент, когда та привычно отчитывает девушку. Оля делает ошеломившее начальницу признание, что она уже женщина и что соблазнителем является брат начальницы Малютин.
5. «Казачий офицер, некрасивый и плебейского вида… застрелил её на платформе вокзала».
6.Как возможный вариант ответа: после соблазнения Оли Мещерской старым развратником Малютиным девушка «не может пережить этого» и ищет способ уйти из жизни, в которой она утратила своё «лёгкое дыхание», свою чистоту. По этой причине она специально выбирает исполнителя – казачьего офицера, человека, который не принадлежал к её кругу, провоцирует его.
7.Давая казачьему офицеру прочитать страничку своего дневника с интимными подробностями своей связи с Малютиным, Оля добилась ожидаемой реакции мужчины – он застрелил её.
Список использованной литературы
1.Бунин И.А.Тёмные аллеи. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1983, с.353-358.
www.prodlenka.org
Тесты функции лёгких
Обзор тестов
Тесты функции легких проверяют, насколько хорошо ваши легкие работают. Тесты могут выявить проблемы с легкими, определить, насколько они серьезны, и проверить, насколько хорошо работает лечение болезни легких.
Тесты смотрят:
- Сколько воздуха ваши легкие могут держать.
- Как быстро вы можете перемещать воздух в легкие и выдыхать его.
- Насколько хорошо ваши легкие усваивают кислород и удаляют углекислый газ из вашей крови .
Типы тестов функции легких включают:
Вы также можете услышать тесты, называемые легочными функциональными тестами, или PFT.
Ни один тест не может определить точно состояние легких, поэтому может быть проведено несколько тестов. Некоторые из тестов могут быть повторены после того, как вы вдыхаете лекарство, которое увеличивает ваши дыхательные пути ( бронходилататор ).
Спирометрия
Спирометрия — наиболее распространенный тест функции легких. Он измеряет, насколько и как быстро вы можете перемещать воздух в легких. Вы дышите в мундштук, прикрепленный к аппарату, называемым спирометром. Он записывает ваши результаты.
Спирометрия может измерять разные вещи. Сколько воздуха вы можете выдохнуть, сколько воздуха вы можете выдохахнуть и выдохнуть через 1 минуту и какое количество воздуха остается в легких после нормального выдоха.
Диффузия газа
Тесты на диффузию газа измеряют количество кислорода и других газов, которые перемещаются через воздушные мешочки ( альвеолы ) легких в минуту. Эти тесты позволяют вам узнать, насколько хорошо поглощаются ваши кровяные газы в ваших легких. Испытания на диффузию газа включают:
- Газы артериальной крови. Этот тест показывает количество кислорода и углекислого газа в вашем кровотоке.
- Диффузионная способность окиси углерода(также называемая DLCO). Этот тест измеряет, насколько хорошо ваши легкие переносят небольшое количество окиси углерода (CO) в кровь. Для этого теста используются два разных метода.
- Метод с одним дыханием: вы принимаете воздух из контейнера. Воздух содержит очень небольшое количество окиси углерода. Измерения принимаются при вдыхании.
- Стабильный метод: вы делаете то же самое, но измерения принимаются, когда вы выдыхаете.
Плетизмография тела
Плетизмография тела может использоваться для измерения:
- Общего объема легких (ТСХ). Это общее количество воздуха, которое могут держать ваши легкие. Для этого теста вы сидите в маленькой воздухонепроницаемой комнате. Вы дышите через мундштук, в то время как измерения давления и расхода воздуха собираются.
- Остаточный объем (RV). Это количество воздуха, которое остается в ваших легких после того, когда вы выдохнете столько, сколько сможете. Для этого теста вы сидите внутри кабины и дышите, пока давление в кабине контролируется. Возможно, вам придется дышать через мундштук, пока вы находитесь в кабине.
Тесты на ингаляцию
Тесты на ингаляцию проводятся для измерения того, как ваши дыхательные пути реагируют на вещества, которые могут вызывать астму или свистящее дыхание. Эти тесты также называются исследованиями провокацией.
Во время теста вы вдыхаете увеличивающееся количество вещества через распылитель. Это устройство, которое использует маску для лица или мундштук для доставки вещества в тонкий аэрозоль. Спирометрия используется для оценки функции легких до, во время и после вдыхания вещества.
Тренировочные стресс-тесты
Тренировочные стресс-тесты показывает, как упражнения влияют на ваши легкие. Показания спирометрии выполняются после тренировки, а затем снова в состоянии покоя.
Тест на размытие
Тест на вымывание с множественным выдохом проводится для проверки людей с кистозным фиброзом. Для этого теста вы дышите через трубку. Сначала вы вдыхаете воздух, содержащий газовый индикатор. Затем вы дышите обычным воздухом, в то время как контролируется количество выделяемого газа. Результаты испытаний сообщают как индекс легкого (LCI). Высокое значение LCI означает, что легкие плохо работают.
Зачем тесты нужны?
Тесты функции легких выполняются чтобы:
- Найти причину проблем с дыханием .
- Найти определенные заболевания легких, такие как астма или хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) .
- Перед операцией проверить состояние легкого человека.
- Проверить легкие того, кто регулярно подвергается воздействию химических веществ или других вещей, которые могут повредить легкие.
- Проверить, как хорошо лечатся легочные заболевания.
Как приготовиться
Сообщите своему врачу, если вы:
- Испытали недавние боли в груди или сердечный приступ.
- Употребляли лекарства для лечения легких. Возможно, вам придется прекратить принимать некоторые лекарства перед тестированием.
- Имеете аллергию на любые лекарства.
- Сделали недавнюю операцию на ваши глаза, грудь или живот.
Не ешьте тяжелую пищу перед этими тестом. Полный желудок может сдержать ваши легкие от полного расширения. Вы не должны курить или выполнять интенсивные упражнения в течение 6 часов до начала теста.
Для теста надевайте свободную одежду, которая никоим образом не ограничивает ваше дыхание.
Избегайте еды или напитков с кофеином. Кофеин может привести к тому, что ваши дыхательные пути расслабятся и дадут больше воздуха, чем обычно.
Если у вас есть протезы, носите их во время теста. Они помогают сформировать плотное уплотнение вокруг мундштука машины.
Как это сделать
Функциональные тесты легких обычно выполняются в специальных помещениях, в которых есть все необходимое оборудование. Тест обычно проводится специально обученным респираторным терапевтомили специалистом.
Для большинства тестов вы будете надевать клип на нос, чтобы воздух не просачивался через него. Затем вы вдыхаете мундштук, подключенный к записывающему устройству.
Точные шаги зависят от того, какой у вас тест. Например, вас могут попросить как можно глубже вдыхать, а затем выдохнуть так быстро, насколько это возможно. Вас также могут попросить выдохнуть и вдохнуть так же глубоко и быстро, как вы можете, в течение 15 секунд.
Некоторые тесты могут повторяться после того, как вы использовали спрей, содержащий лекарство, которое расширяет дыхательные пути в легких. Вас могут попросить выдохнуть специальную смесь газов, например, 100% кислорода, смесь гелия и воздуха или смесь окиси углерода и воздуха.
Иногда образец крови может быть взят из артерии в запястье для измерения газов крови.
Если у вас есть плетизмография тела, вас попросят сесть в маленькое помещение. Оно похоже на телефонную будку с окнами, которые позволяют вам видеть. Кабина измеряет небольшие изменения давления, которые возникают, когда вы дышите.
Точность тестов зависит от того, насколько хорошо вы можете следовать всем инструкциям. Терапевт может попросить вас глубоко дышать во время некоторых тестов, чтобы получить наилучшие результаты.
Тестирование может занять от 5 до 30 минут. Это зависит от того, сколько тестов сделано.
Как это ощущается
Если у вас есть тест на артериальную кровь, вы можете почувствовать некоторую боль от иглы, используемой для сбора крови. Другие тесты функции легких обычно безболезненны. Некоторые из тестов могут быть утомительными для людей с заболеваниями легких.
Вы можете кашлять или чувствовать головокружение после быстрого или медленного вдыхания, но у вас будет возможность отдохнуть между испытаниями. Возможно, неудобно носить носовой клип или дышать через мундштук.
Если у вас есть плетизмография тела, вы можете почувствовать дискомфорт в воздухонепроницаемой кабине. Но терапевт будет рядом, чтобы открыть дверь, если вы чувствуете себя слишком неудобно.
Если вам дается дыхательное лекарство, это может привести к потере или увеличению частоты сердечных сокращений. Если вы почувствуете боль в груди или дискомфорт, немедленно сообщите об этом терапевту.
Риски
Для здорового человека риск сдачи этих тестов невелик или вообще отсутствует. Если у вас тяжелое состояние сердца или легкого, обсудите свои риски с врачом.
Результаты
Тесты функции легких проверяют, насколько хорошо ваши легкие работают. Тесты могут выявить проблемы с легкими, определить, насколько они серьезны, и проверить, насколько хорошо работает лечение болезни легких.
Большинство результатов теста доступны сразу.
Нормальный
Результаты находятся в нормальном диапазоне для человека со здоровыми легкими .
Ненормальный
Результаты испытаний находятся вне нормального диапазона для человека со здоровыми легкими. Это может быть признаком какого-либо заболевания легких. Существуют два основных типа заболеваний легких, которые можно обнаружить с помощью тестов функции легких: обструктивные и рестриктивные.
Обструктивные состояния легких
Обструктивные состояния легких заставляют дыхательные пути становиться более узкими.
Примеры включают эмфизему, бронхит, астму и инфекцию, которая вызывает воспаление .
Испытание функции легких | Какие контрольные меры | Результат, предсказанный по возрасту, росту, полу , весу или расе |
---|---|---|
Принудительная жизненная емкость (FVC) | Сколько воздуха вы можете выдохнуть силой после того, как вы вдохнете как можно глубже. | Нормальный или ниже прогнозируемого значения |
Принудительный объем выдоха(FEV1) | Сколько воздуха вы можете выдохнуть силой на одном дыхании. | ниже |
FEV1, деленный на FVC | См. Первые два теста выше. | ниже |
Принудительный выдыхаемый поток от 25% до 75% | Сколько воздуха вы можете выдохнуть на полпути через выдох. | ниже |
Пиковый экспираторный поток (PEF) | Сколько воздуха вы можете выдохнуть, когда пытаетесь изо всех сил. | ниже |
Максимальная добровольная вентиляция (MVV) | Наибольшее количество воздуха вы можете вдыхать и выходить в течение 1 минуты. | ниже |
Медленная жизненная емкость (SVC) | Сколько воздуха вы можете медленно выдохнуть после того, как вы вдыхаете настолько глубоко, насколько это возможно. | Нормальный или нижний |
Общая объем легких (ТСХ) (V Т) | Количество воздуха в легких после вдоха как можно глубже. | Нормальный или выше |
Функциональная остаточная мощность (FRC) | Количество воздуха в легких в конце нормального выдыхаемого дыхания. | выше |
Остаточный объем (RV) | Количество воздуха в легких после полного выдоха. | выше |
Объем запаса выдоха (ERV) | Разница между количеством воздуха в легких после нормального выдоха (FRC) и количеством после выдоха с силой (RV). | Нормальный или нижний |
RV, деленное на коэффициент ТСХ | См. Тест выше. | выше |
Ограничительное состояние легких
Ограничительные состояния легких вызывают потерю ткани легких, уменьшение способности легких расширяться или уменьшение того, насколько хорошо легкие могут переносить кислород или углекислый газ в кровь или из нее.
Примеры включают склеродермию, легочный фиброз и саркоидоз. Другие ограничительные условия включают некоторые травмы грудной клетки, имеющие очень избыточный вес ( ожирение ), беременность или потерю легочной ткани из-за операции.
Испытание функции легких | Какие контрольные меры | Результат, предсказанный по возрасту, росту, полу , весу или расе |
---|---|---|
Принудительная жизненная емкость (FVC) | Сколько воздуха вы можете выдохнуть силой после того, как вы вдохнете как можно глубже. | Ниже прогнозируемого значения |
Принудительный объем выдоха(FEV1) | Сколько воздуха вы можете выдохнуть силой на одном дыхании. | Нормальный или нижний |
FEV1, деленный на FVC | См. Первые два теста выше. | Нормальный или выше |
Принудительный выдыхаемый поток от 25% до 75% | Сколько воздуха вы можете выдохнуть на полпути через выдох. | Нормальный или нижний |
Пиковый экспираторный поток (PEF) | Сколько воздуха вы можете выдохнуть, когда пытаетесь изо всех сил. | Нормальный или нижний |
Максимальная добровольная вентиляция (MVV) | Наибольшее количество воздуха вы можете вдыхать и выходить в течение 1 минуты. | Нормальный или нижний |
Медленная жизненная емкость (SVC) | Сколько воздуха вы можете медленно выдохнуть после того, как вы вдыхаете настолько глубоко, насколько это возможно. | ниже |
Общая объем легких (ТСХ) (V Т) | Количество воздуха в легких после вдоха как можно глубже. | ниже |
Функциональная остаточная мощность (FRC) | Количество воздуха в легких в конце нормального выдыхаемого дыхания. | Нормальный или нижний |
Остаточный объем (RV) | Количество воздуха в легких после полного выдоха. | Нормальный, ниже или выше |
Объем запаса выдоха (ERV) | Разница между количеством воздуха в легких после нормального выдоха (FRC) и количеством после выдоха с силой (RV). | Нормальный или нижний |
RV, деленное на коэффициент ТСХ | См. Тест выше. | Нормальный или выше |
Что влияет на тест
Возможно, вы не сможете пройти тест, или результаты могут оказаться нецелесообразными, если:
- Вы используете лекарство, которое расширяет дыхательные пути легких (например, альбутерол ) в течение 4 часов после теста.
- Перед тестированием вы используете успокаивающие средства .
- Вы едите или пьете что-то, что содержит кофеин перед испытанием.
- Вы не можете нормально дышать из-за боли.
- Вы беременны, с избыточным весом или с увеличенным желудком (например, после большой еды).
- Вы не можете следовать инструкциям или прилагать усилия во время тестов.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
www.md-help.ru
Истолкование рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание»
- Подробности
- Категория: Статьи Автор: Андрей Георгиевич Нарушевич
- Опубликовано: 23 августа 2016
Рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание» принадлежит к кругу произведений, требующих особо внимательного чтения. Сжатость текста обусловливает смысловое углубление художественной детали.
Сложная композиция, обилие многоточий, фигура умолчания заставляют остановиться для раздумья в моменты неожиданных «изгибов» сюжета. Содержание рассказа столь многопланово, что он вполне мог бы стать основой целого романа. Действительно, каждый из нас, размышляя над очередным многоточием, как бы дополняет, «дописывает» текст в соответствии со своим восприятием. Может быть, именно в этом кроется загадка бунинского рассказа: писатель как будто призывает нас к сотворчеству, и читатель невольно становится соавтором.
Анализ этого произведения принято начинать с разговора о композиции. В чем необычность построения рассказа? Как правило, ученики сразу отмечают особенности композиции: нарушение хронологии событий. Если выделить смысловые части текста, то обнаружится, что каждая часть обрывается в момент наивысшего эмоционального напряжения. Какая идея воплощена в такой сложной художественной форме? Для ответа на этот вопрос внимательно вчитываемся в содержание каждого абзаца.
В начале произведения следует отметить сплетение контрастных мотивов жизни и смерти. Описание городского кладбища, монотонный звон фарфорового венка создают печальное настроение. На этом фоне особенно выразителен портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами (словосочетанием поразительно живые сам автор подчеркивает этот контраст).
Почему следующее предложение (Это Оля Мещерская) выделено в отдельный абзац? Возможно, в большом произведении это предложение предваряло бы подробное описание героини, ее портрета, характера, привычек. В рассказе Бунина названное имя еще ни о чем не говорит, однако мы уже вовлечены в действие, заинтригованы. Возникает множество вопросов: «Кто эта девушка? Какова причина ее ранней смерти?..» Читатель уже готов к разворачиванию мелодраматического сюжета, но автор сознательно медлит с ответом, поддерживая напряженность восприятия.
В чем необычность портретной характеристики героини? В описании гимназистки Мещерской есть недоговоренность: отсутствует развернутый портрет, образ едва намечен отдельными штрихами. Случайно ли это? Несомненно нет. Ведь у каждого свое представление о привлекательности, молодости, красоте… Сравнение с подругами выделяет идейную основу образа — простоту и естественность: Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за ее сдержанными движениями! А она ничего не боялась<…> Без всяких забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз… Создание целостного облика героини – дело нашего воображения.
Настораживающе звучит упоминание о том, что Оля очень беспечна, ветрена, едва не довела до самоубийства гимназиста Шеншина… Однако многоточие, прием умолчания, обрывает сюжетную линию, которой хватило бы на отдельный рассказ.
В следующем абзаце слова последняя зима вновь напоминают о трагической развязке. Есть что-то болезненное в неуемном радостном возбуждении Мещерской (совсем сошла с ума от веселья). К тому же автор подсказывает нам, что она только к а з а л а с ь самой беззаботной и счастливой (разрядка наша – А.Н., И.Н.). Пока это едва намеченный внутренний диссонанс, но вскоре героиня, не теряя простоты и спокойствия, расскажет раздраженной начальнице о своей связи с 56-летним Малютиным: Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом – знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне… Мы в недоумении: что это – ранняя испорченность? цинизм?
Едва контраст между внешним обликом и душевным состоянием героини выходит на поверхность, автор вновь прерывает повествование, оставляя читателя в раздумье, заставляет вернуться назад в поисках ответа на вопрос: «Что за человек Оля Мещерская? Беспечная ветреница или глубокая, противоречивая личность?» Должно быть, ответ спрятан где-то в этом абзаце. Перечитываем его и останавливаемся на многозначительном «казалась», за которым, возможно, и скрывается разгадка: может быть, эта беспечность и легкость лишь попытка цельной натуры спрятать душевную боль, личную трагедию?.
Далее следует отстраненный, избегающий ложного пафоса «протокольный» рассказ о смерти Оли. Казачий офицер, застреливший Мещерскую, изображен подчеркнуто непривлекательно: некрасивый, плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская… Почему же героиня встречалась с этим человеком? Кем он был для нее? Ответ попробуем найти в дневнике девушки.
Дневниковые записи – важный момент в раскрытии характера. Впервые мы остаемся с Олей один на один, становимся свидетелями настоящей исповеди: Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… После этих слов новым смыслом наполняется трагическая сцена гибели Мещерской. Героиня рассказа, представлявшаяся нам привлекательной, но чересчур легкомысленной, оказывается душевно надломленным человеком, пережившим глубокое разочарование. Упоминанием о Фаусте и Маргарите Бунин проводит аналогию между несчастной судьбой Гретхен и растоптанной жизнью Оли.
Итак, всему виной глубокая душевная рана. Может быть, Оля сама спровоцировала убийство, зло посмеявшись над офицером, чужими руками совершила самоубийство?..
Замкнутая композиция возвращает нас к началу рассказа. Напряженный эмоциональный тон исповеди сменяется картиной города, кладбищенского покоя. Теперь наше внимание сосредоточено на образе классной дамы, которому, на первый взгляд, автор уделяет неоправданно много внимания. Женщина эта – классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь. Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, – она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она – идейная труженица… Персонаж, безусловно, малопривлекательный. Какова его роль? Может быть, он должен оттенить все лучшее в облике главной героини?
Сопоставляя образы Мещерской и ее классной дамы, приходим к выводу, что это два «смысловых полюса» рассказа. Сравнение показывает не только различие, но и определенное сходство. Оля, юная женщина, с головой окунулась в жизнь, блеснула и погасла, как яркая вспышка; классная дама, немолодая девушка, прячется от жизни, тлеет, как догорающая лучина. Главное, что ни одна из героинь не смогла найти себя, обе – каждая по-своему – растратили все лучшее, что было дано им изначально, с чем они пришли в этот мир.
Финал произведения возвращает нас к заглавию. Не случайно ведь рассказ назван не «Оля Мещерская», а «Легкое дыхание». Что же это такое – легкое дыхание? Образ сложный, многогранный и несомненно символичный. Сама героиня дает буквальное его толкование: Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю… Но каждый из нас понимает этот образ по-своему. Наверное, в нем слиты естественность, чистота души, вера в светлое начало бытия, жажда жизни, без которых немыслим Человек. Все это было в Оле Мещерской, а теперь это легкое дыханье с н о в а рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре (разрядка наша – А.Н., И.Н.). Выделенное слово подчеркивает цикличность происходящего: «легкое дыхание» снова и снова обретает земные формы. Может быть, сейчас оно воплощено в ком-то из нас? Как видим, в финале повествование приобретает всемирное, всечеловеческое значение.
Перечитывая рассказ, мы вновь и вновь восхищаемся мастерством Бунина, который незаметно руководит восприятием читателя, направляет мысль к глубинным причинам происходящего, сознательно не давая увлечься занимательностью интриги. Воссоздавая облик героев, восстанавливая опущенные звенья сюжета, каждый из нас становится творцом, словно пишет собственный рассказ о смысле человеческой жизни, о любви и разочаровании, о вечных вопросах человеческого бытия.
Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С.
Истолкование рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание // «Русская словесность. – 2002. – № 4. – С. 25-27.
slovesnik.org