cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Тематика бесед с родителями неблагополучных семей – Примерная тематика индивидуальных бесед с родителями из семей СОП

Примерная тематика индивидуальных бесед с родителями из семей СОП

Примерная тематика индивидуальных бесед с родителями

1,2 класс

«Детская психика»

« Внутренний мир ребенка»

« Созидательная сила любви»

« Здоровье ребенка»

« Взаимоотношения в семье»

« Индивидуальная работа дома, выполнение домашних заданий»

« Взаимоотношения в семье»

« Поведение в школе»

« Детская психика»

« Внутренний мир подростка»

« Созидательная сила любви»

« Речевое общение дома»

3, 4 класс

« Здоровье ребят и закаливание»

« Культура поведения в общественных местах»

« Оформление класса к празднику»

« Зимние прогулки с родителями»

« ПДД и их выполнение по дороге домой»

« Летний отдых детей»

Темы бесед с родителями, из семей СОП

5, 6 класс

« Обогащение словаря подростка в быту»

«Внимание к внутреннему миру подростка»

« Культура общения»

« Роль родителей в самовоспитании»

« Созидательная сила любви»

« Антиалкогольное воспитание детей»

« Психотехника общения»

« Воспитание читателя – забота общая»

« Личность и семья»

« Воспитание элементов экономической культуры»

7, 8 класс

« Взаимоотношения в семье»

« Родительский авторитет»

« Роль семьи в проявлении детской агрессивности»

« Трудный возраст и физическое состояние учащихся –подростков»

« Половое воспитание в семье. Атмосфера доверия и деликатности»

« Общение с детьми речью и жестами»

« Об уважительном отношении к старшим»

« Совместный отдых в каникулы и выходные дни»

« Культурное воспитание в семье»

« Развитие творческих способностей в семье»

«Родительский авторитет»

« Половое воспитание в семье»

« Общение с детьми»

9 класс

« Личность и семья»

«Родительский авторитет»

« Культура поведения»

« Трудовое воспитание в семье»

« Антиалкогольное воспитание»

« Подросток и деньги»

« Трудовое воспитание в семье»

«Личный пример родителей – основа нравственного воспитания в семье»

« Влияние физических упражнений на развитие детей и их здоровье»

« Дети и семейный конфликт»

« Антиалкогольное воспитание в семье»

« Авторитет родителей»

« Внимание к внутреннему миру подростка»

« Воспитание девочки-подростка в семье»

« Подросток и деньги»

« Непослушный ребенок»

« Переживания подростков»

« Личный пример родителей»

« Трудовое воспитание в семье»

« Преодоление трудностей в юношеском возрасте»

« Внешний вид учащихся»

« Пропуски уроков, причины их»

« Здоровье подростка»

« Взаимоотношения мальчиков и девочек »

« Выполнение режима дня»

« Вредные привычки, борьба с ними »

« Индивидуальное развитие и взросление »

« Планы на будущее».

infourok.ru

План работы с неблагополучными семьями

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Могоеновская средняя общеобразовательная школа

____________ Юрганова Е.Е.

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

1

Диагностика, выявление неблагополучных семей

Сентябрь, по необходимости в теч. года

Классные руководители, педагог-психолог

2

Составление карты неблагополучных семей.

Сентябрь, октябрь

Классные руководители, педагог-психолог

3

Индивидуальная работа: посещение, составление акта

Постоянно

Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог

4

Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей

Постоянно

Классные руководители, педагог-психолог

5

Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы:

— вредные привычки детей и родителей;

— совместное проведение свободного времени;

— личный пример родителей;

— профилактика правонарушений;

 

1 раз в четверть

Классные руководители, педагог-психолог

6.

Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей:

— рейды по неблагополучным семьям.

Постоянно

Классные руководители, педагог-психолог

7

Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями:

— анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;

— тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семье;

— тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации.

Постоянно

Классные руководители, педагог-психолог

8

Подготовка волонтеров из числа учащихся для работы с детьми из неблагополучных семей

Постоянно

Педагог — психолог

9

Привлечение родителей для организации мероприятий «Родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей.

Постоянно

Классные руководители

10

Анализ работы за год

Педагог — психолог

multiurok.ru

Тематика бесед с родителями. ГУО «Можейковский учебно-педагогический комплекс детский сад

Примерная тематика бесед с родителями 

  1. Какой спорт полезен ребенку.
  2. О вредных привычках.
  3. Закаливание организма ребенка.
  4. Значение профилактических прививок.
  5. Распорядок дня в школе и дома.
  6. Роль родителей в воспитании и развитии ребенка.
  7. Характер питания Вашего ребенка.
  8. Здоровье будущего школьника.
  9. Если Ваш ребенок застенчив …
  10. Как справиться с капризами ребенка.
  11. Правильное питание – залог здоровья.
  12. Проблемы адаптации ребенка к школе.
  13. Как предупредить проявление агрессии в поведении ребенка.
  14. Игрушки в жизни ребенка.
  15. Дети и жестокость.
  16. Книга – наш лучший друг.
  17. Прогулка и её роль в развитии ребенка.
  18. Одежда и обувь школьника.
  19. Развитие у ребенка внимания, памяти.
  20. Как отвечать на детские вопросы?
  21.   О безопасности жизнедеятельности детей в летний период.
  22.   Ребёнок и компьютер.
  23.   Правильное питание ребёнка в летний период.
  24.   Как развивать речь ребенка во время прогулок.
  25.   Воспитание самостоятельности у детей.
  26.   Первые трудовые поручения детям.
  27. Наши девочки: какие они?
  28. Особенности воспитания ребенка в неполной семье.
  29. Роль отца в воспитании дочери.
  30. Отличия мальчиков и девочек.
  31. Мальчики и девочки – такие разные.
  32. Духовно-нравственное воспитание школьников.
  33. Роль семьи в физическом воспитании ребенка.
  34. Воспитание ответственности у детей школьного возраста.
  35. Как провести выходной день с детьми.
  36. Игры, которые можно провести дома.
  37. Подготовка детей к поступлению …….
  38. Правильное питание детей школьного возраста.
  39. Отец как воспитатель.
  40. Сотрудничество с родителями как одно из условий успешной адаптации детей в школе.
  41. Успех профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми.
  42. Дисциплина на улице – залог безопасности.
  43. Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях.
  44. Гиперактивный ребёнок
  45. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?
  46. Не отрываясь от дел.
  47. Детское упрямство.
  48. Питьевая вода и здоровье ребенка.
  49. Отцовская забастовка или почему папы равнодушны к собственным детям.
  50. Поговори со мною, мама.
  51. Семья и семейные ценности.
  52. Как преодолеть рассеянность у ребенка?
  53. Баю-баюшки-баю, или как уложить ребенка спать.
  54. Формирование у детей интереса к людям разных профессий.
  55. Особенности общения детей со сверстниками.
  56. Взаимодействие детей в разновозрастной группе.
  57. В семье появился ещё один ребенок.
  58. Как научить ребенка справляться с гневом.
  59. Искусство хвалить ребенка.
  60. У Вас растет сын (дочь).

Воспитатель  ГПД

         Занятие 1. «Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»

    Цель: создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимодоверия, умения оказывать поддержку.

        Занятие 2.  «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»

     Цель: ознакомить родителей с конкретными типами воспитания, определить возможные причины отклонения в семейном воспитании, нормализовать стиль родительского отношения к детям.

        Занятие3. «Как развивать ответственность в наших детях»

     Цель: дать понятие «внутренней мотивации», представление о чувстве ответственности, возможности его развития у детей, различия между послушанием и ответственностью».

        Занятие 4. «Помощь родителей при выполнении ребенком домашнего задания – какой она должна быть? Пути к бесконфликтной дисциплине».

       Цель: выработка умения грамотно взаимодействовать с ребенком дома, наладить дисциплину, установить семейные правила.

         Занятие 5.  «Мотивы плохого поведения детей. Причины стойкого непослушания».

      Цель: способствовать пониманию внутренних мотивов ребенка в случае непослушания, конструированию нормальных отношений с ребенком.

         Занятие 6. «Правила выражения чувств. Виды поощрения»

      Цель: выработка умения строить «я — высказывания», признавать чужие чувства, овладение способами поощрения хорошего поведения, нахождения вариантов действенной похвалы.   

                                       БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ

    1.Готовность ребенка к письму.

    2.Роь и значение развлечений в жизни детей.

     3.Гиперактивный ребенок.

    4.О воспитании любви к природе.

    5.Почему дети не читают?

    6.Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.

    7.Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?

    8.Ребенок идет в школу. Проблема переходного периода от дошкольного к статусу ученика.

    9.Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся.

   10.Отметка в жизни ребенка.

   11.Домашние задания.

   13.Как поощрять ребенка в семье.

   14.Советы родителям первоклассников.

   15.Эстетическое воспитание младших школьников.

   16.Семейный конфликт и дети

   17.Почему дети лгут? Проблемы нравственности.

   18.Ваш ребенок и его друзья.

   19.Что делать, если… ( вам не хочется отрывать ребенка от занятий, но вам нужна его помощь; ребенок выполнил ваше поручение; ваш ребенок стал молчаливым и замкнутым; у вашего ребенка нет друзей; что делать если ваш ребенок начал вдруг дерзить; ваш ребенок неуверен в себе; ваш ребенок ведет себя возмутительно; вы к несчастью разводитесь.)

mozheykovo.schools.by

Примерная тематика бесед и лекций для родителей

Примерная тематика бесед и лекций для родителей

Совместная работа школы и семьи по воспитанию детей.

Об ответственности родителей за воспитание детей.

Трудовое воспитание детей в семье.

Приучение детей к бережливости.

Развитие у детей интереса к науке и технике.

Как помогать детям в приготовлении домашних заданий.

Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению.

Воспитание у детей самостоятельности и настойчивости в учебной работе.

Воспитание прилежания у детей в семье.

Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье.

О мерах поощрения и наказания детей в семье.

Воспитание вежливости и предупредительности у детей.

Приучение детей к скромности.

Воспитание уважения к старшим.

Значение режима дня в воспитании детей в семье.

Роль семьи в нравственном воспитании детей.

Воспитание у детей честности и правдивости.

Развитие у детей чувства коллективизма.

Воспитание дружбы и товарищества у детей.

Воспитание характера у детей.

Воспитание навыков и привычек культурного поведения.

О половом воспитании детей в семье.

Здоровый быт — необходимое условие успешного воспитания детей в семье.

Как руководить внеклассным чтением детей в семье.

Закаливание организма ребенка.

Роль семьи в развитии детского спорта.

Эстетическое воспитание детей в семье.

Как развивать у детей творческие дарования. 
Как развивать у детей интерес и любовь к труду.

Организация рабочего уголка школьника в семье.

Как помочь школьникам выбрать профессию.

Состояние современного рынка труда и образовательных услуг.

Правила и ошибки выбора профессии.

Особенности профессионального самоопределения подростков с трудностями социальной адаптации.

Социальные и профессиональные ориентации молодежи.

Положение молодежи на современном рынке труда.

Востребованность профессий на рынке труда.

Требования работодателя к молодым специалистам.

Учебные заведения г. Кемерово и области.

Особенности выбора профессии детей с заболеваниями внутренних органов.

Объективные условия выбора профессии.

Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении.

Профилактика и разрешение конфликтов в семье.

Трудный подросток. Кто он?

Профилактика нарко- и алкогольной зависимости.

Формирование мотивации достижения.

Формирование мотивации обучения.

Психология общения.

Психофизиологические особенности подросткового и юношеского возраста.

Психосексуальное развитие подростков.

Психологические особенности подростков.

Психологические особенности детей разного возраста.

 

Тематика бесед с родителями Роль семьи в развитии способностей ребенка.

Как организовать досуговую деятельность детей

Возможности дополнительного образования вашего ребенка

Проблемы общения детей. Выражение нецензурной бранью.

Влияние алкоголя на общение в семье

Психофизическая готовность ребёнка к школьному обучению

Формирование у ребенка уверенности в себе

Трудные подростки

Система поощрений и наказаний в родительской педагогике

Проблемы внимания

Как помочь ребенку в учебе

Анонимные консультации Почта Доверия

Особенности воспитания ребенка мамой и папой

Правильная мотивация в учебе

Надо ли учить ребенка вежливости?

Как научить ребенка беречь деньги?

Родительское программирование на неудачу

Помощь ребенку в подготовке домашних заданий.

Ребенок и телевизор.

Что делать, когда ребенку скучно.

Как учить детей разного возраста обращаться с деньгами

Помогите ребенку победить страх!

Поможем ребенку сосредоточиться

Компьютер и дети: будьте осторожны!

Как помочь   ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?

Как воспитывать ребенка без наказания.

Искусство наказывать и поощрять.

Как избежать школьных неудач

Если ребенок ворует

Воспитание — процесс творческий. Практические рекомендации.

Первая трудовая практика и особенности трудового воспитания 

подростка

Как помочь ребенку учиться

Особенности адаптации учащихся к условиям обучения в средней школе

Учим ребенка общаться

Наказания и поощрения

Роль школьной оценки в воспитании младшего школьника

Физическое воспитание и его роль в развитии младшего школьника

Как приучить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание

Возрастные особенности пятиклассника

infourok.ru

Тематика бесед психолога с родителями

Работа с родителями — Беседы, консультации для родителей

Психолого – педагогическое консультирование родителей

  1. Роль семьи в развитии способностей ребенка.
  2. Как организовать досуговую деятельность детей
  3. Возможности дополнительного образования вашего ребенка
  4. Проблемы общения детей. Выражение нецензурной бранью. Влияние алкоголя на общение в семье
  5. Психофизическая готовность ребёнка к школьному обучению
  6. Эмоциональный компонент отношения матери к ребенку.
  7. Школьная тревожность
  8. Формирование у ребенка уверенности в себе
  9. Трудные подростки
  10. Система поощрений и наказаний в родительской педагогике
  11. Проблемы внимания
  12. Как помочь ребенку в учебе
  13. Переход из начальной школы в среднюю
  14. Особенности воспитания ребенка мамой и папой
  15. Анонимные консультации Почта Доверия
  16. Особенности воспитания ребенка мамой и папой
  17. Правильная мотивация в учебе
  18. Маленькому ученику так трудно!
  19. Как помочь ребенку адаптироваться?
  20. Надо ли учить ребенка вежливости?
  21. Как научить ребенка беречь деньги?
  22. Родительское программирование на неудачу
  23. Помощь ребенку в подготовке домашних заданий.
  24. Ребенок и телевизор.
  25. Что делать, когда ребенку скучно.
  26. Как учить детей разного возраста обращаться с деньгами
  27. Помогите ребенку победить страх!
  28. Поможем ребенку сосредоточиться
  29. Компьютер и дети: будьте осторожны!
  30. Как помочь   ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?
  31. Как воспитывать ребенка без наказания.
  32. Искусство наказывать и поощрять.
  33. Как избежать школьных неудач
  34. Если ребенок ворует
  35. Воспитание — процесс творческий. Практические рекомендации.
  36. Первая трудовая практика и особенности трудового воспитания  подростка
  37. Как помочь ребенку учиться
  38. Особенности адаптации учащихся к условиям обучения в средней школе
  39. Учим ребенка общаться
  40. Наказания и поощрения
  41. Особенности развития третьеклассника
  42. Роль школьной оценки в воспитании младшего школьника
  43. Физическое воспитание и его роль в развитии младшего школьника
  44. Как приучить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание
  45. Возрастные особенности второклассника
  46. Школьная тревожность и ее преодоление
  47. Особенности формирования навыка чтения у детей
  48. Особенности адаптации ребенка к условиям обучения в школе
  49. Возрастные особенности первоклассника.
  50. Отличие школьника от дошкольника

www.vashpsixolog.ru

План работы с неблагополучной семьей.

План индивидуальной профилактической работы с неблагополучной семьей Байрамовой А.М. и ребенком Байрамовой Ангелиной

на 2014-2015 уч.г.

по МКОУ «Теленгит-Сортогойская СОШ»

Задачи:
— оказание помощи неблагополучной семье;
— оказание консультативной помощи специалистами школы родителю;
— вовлечение родителя во внеурочную деятельность;

Продолжительность реализации плана – 1 год.

В  работе  с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги.

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Составление карты неблагополучной семьи. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.

сентябрь.

Классный руководитель.

2.

Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.

сентябрь.

Классный руководитель, соц. работник, психолог.

3.

Изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.

сентябрь.

Классный руководитель, психолог.

4.

Знакомство родителя с Уставом ОУ, Правилами поведения учащихся, единым требованиям в школе

октябрь

Классный руководитель

5.

Посещение семьи учащейся с целью изучения характера

взаимоотношений, особенностей семейного воспитания,

эмоциональной атмосферы в семье.

Изучение личностных особенностей членов семьи.

октябрь

Классный руководитель, психолог

6.

Изучение обращений семей за помощью.

ноябрь

Классный руководитель

7.

Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.

постоянно

Классный руководитель.

8.

Индивидуальное консультирование родителей и ребёнка из неблагополучной семьи.

постоянно

Классный руководитель, психолог.

9.

Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы:  

— вредные привычки  ребёнка и родителей;

— совместное проведение свободного времени;

— личный пример родителей;

-профилактика правонарушений;

1 раз в месяц

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Классный руководитель, участк. Инспектор, психолог.

10.

Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями:

— анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;

1 раз в месяц

Классный руководитель

11.

Тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных  явлений в семье;

1 раз в четверть

Классный руководитель, психолог.

12.

Привлечение родителей для организации мероприятий

постоянно

Классный руководитель

13.

Своевременное информирование родителей, администрации школы,

органов опеки, правоохранительных органов о возникающих

проблемах.

В течение года

Классный руководитель

14.

Предоставлять администрации сведения об анализе причин

непосещения школы учащейся и о принятых мерах.

Ежедневно

Классный руководитель.

15.

Информирование

родителя об его правах и обязанностях.

В течение года

Классный руководитель

16.

Делать  выводы о результатах работы с неблагополучной семьей, работать над реализацией рекомендаций.

постоянно

Классный руководитель

Классный руководитель (__________) Л.Д.Монголова

План индивидуальной профилактической работы

с Байрамовой Ангелиной

на 2014-2015 уч.г.

по МКОУ «Теленгит-Сортогойская СОШ»

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Установить строгий контроль над посещаемостью занятий учащейся.

Ежедневно

Классный руководитель

2.

Выяснять причину отсутствия учащихся в школе, своевременно устранять причины пропусков.

Ежедневно

Классный руководитель

3.

Предоставлять администрации сведения об анализе причин

непосещения школы учащейся и о принятых мерах

Ежедневно

Классный руководитель

4.

Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыков.

Определение системы дополнительных занятий, помощи и

Консультировании.

В течение года.

Классный руководитель

5.

Контроль за выполнением домашнего задания.

В течение года.

Классный руководитель

6.

Разработка плана психолого-

педагогической помощи ребенку,

находящемуся в социально-опасном

положении.

В течение года.

Классный руководитель, психолог.

7.

Оказание всех видов психологической помощи (психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция)

В течение года

В течение года

Психолог

8.

Проведение тренингов, направленных на развитие навыков позитивного общения, способностей к самостоятельному решению жизненных трудностей; укрепление взаимопривязанности детей и родителей.

В течение года.

Классный руководитель, психолог.

9.

Консультации с ребенком, оказавшемуся в трудной жизненной

ситуации, по предупреждению случаев детского суицида

В течение года.

Классный руководитель, психолог.

10.

Организация циклов бесед (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-

гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, профилактика

наркомании, курения, алкоголизма)

В течение года

Классный руководитель, психолог.

11.

Индивидуальные консультации с учащейся (анализ собственного

поведения, законопослушное поведение)

В течение года

Классный руководитель, психолог.

12.

Информирование ребенка

об его правах и обязанностях

2 четверть

Классный руководитель, психолог.

13.

Защита прав и интересов детей, находящихся в социально-

Опасном положении

В течение года

Классный руководитель, психолог.

14.

Изучение интересов и склонностей учащеся через тестирование,

анкетирование и наблюдение

Согласно плану

Классный руководитель, психолог.

15.

Предоставление адресной помощи ребенку из социально-тревожных,

малообеспеченных семей (на приобретение школьных

принадлежностей, вещей и обуви)

1 раз в год

Классный руководитель, соц. работник, психолог.

16.

Привлечение ребенка к занятиям в спортивных секциях и кружках по интересам

Классный руководитель

17.

Организация летнего отдыха (а также осенних и весенних каникул)

В течение года

Классный руководитель, соц. работник

Классный руководитель (__________) Л.Д.Монголова

infourok.ru

Организация работы с родителями. Выявление неблагополучия в семье. Работа с неблагополучными семьями

Тема: «Организация работы с родителями. Выявление неблагополучия в семье. Работа с неблагополучными семьями».

“Дети – это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

А. С. Макаренко

     Сегодня мы бы хотели поговорить о том, как правильно организовать работу с родителями, как в процессе этой работы выявить неблагополучие в семье и, наконец о том, как работать с выявленным неблагополучием и такими семьями.

Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями.

     Основная задача классного руководителя (общая с родителями) – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья учеников и сделать все возможное, чтобы и родители и ученики не боялись рассказывать о своих проблемах.

На первое место в работе педагога выносятся проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребенка зависят успехи в учебе и уровень его развития.

Для обеспечения нормального физического здоровья школьников классный руководитель работает по следующим направлениям:

1. Привлечение детей по программе «Здоровье».

2. Привлечение к этой деятельности преподавателей физической культуры, родителей.

3. Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самоценности здоровья.

4. Информирование родителей о специфике физического развития, вынесение вопросов  сохранения физического здоровья на родительские собрания, привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями и самими учениками.

Второе направление деятельности классного руководителя-общение.

Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это, прежде всего эстетическое воздействие, направленное на формирование общепризнанных ценностей. Успеху работы классного руководителя способствует три личностных образования: интерес к жизни, интерес к  человеку, интерес к культуре.

Третье направление деятельности классного руководителя – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита учеников в этой области означает разъяснение всем учителям – предметникам индивидуальных особенностей школьника. Классный руководитель при этом защищает не ученика, а человека в нем, подходя к каждому ребенку с «оптимистической» позиции (А.С.Макаренко).

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:

— на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;

— на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;

— на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса;

— на организацию классных часов по совершенствованию у  учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию. 

Четвертое направление деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

1.   Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.

3.   Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.

4.   Защита интересов  и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

  Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методах воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношении в группе, о выявленных способностях в текущих делах и т.п.) и  корректировка семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, что обеспечивает и коррекцию личности родителей.

Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Традиционные формы работы с родителями.

1.   Родительские собрания.

2.   Общешкольные и общественные конференции.

3.   Индивидуальные консультации педагога.

4.   Посещение на дому.

Рекомендации по проведению родительских собраний.

1.   Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2.   Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4.   Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.

Родительские конференции.

Имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети.

Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, и силами не только классных руководителей, а с участием администрации школы и узких специалистов, которые работают в школе.

В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а так же знакомство учеников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференции выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по намеченной проблеме.

Индивидуальные консультации.

  Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

  Готовясь к консультации необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.

  Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителем и учителем. Учитель должен дать родителем возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить  необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

1. Особенности здоровья  ребенка.

2. Его увлечения, интересы.

3. Предпочтения в общении в семье.

4. Поведенческие реакции.

5. Особенности характера.

6. Мотивация учения.

7. Моральные ценности семьи.

  В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется совместно с родителем:

1.  Когда он родился, то…

2.  Самым интересным в первые годы жизни в нем было…

3.  О здоровье можно сказать следующее…

4.  Его отношение к школе было…  и т.д.

Беседа.

  Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

  Посещение ученика на дому.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода учителя в семью.

Нетрадиционные формы работы с родителями.

1.   Тематические консультации.

2.   Родительские чтения.

3.   Родительские вечера.

Тематические консультации.

 В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решить лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

 Для того, чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т.д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам,  которые их волнуют.

Примерная тематика консультаций для родителей.

1.   Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2.   Плохая память ребенка. Как ее развить?

3.   Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4.   Наказания детей. Какими им быть?

5.   Тревожность детей. К чему она может привести?

6.   Застенчивый ребенок. Пути преодоления.

7.   Грубость и непонимание в семье.

8.   Талантливый ребенок в семье.

9.   Друзья детей – друзья дома или враги?

10.   Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

 Родительские чтения.

  Это очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменению подходов к его решению после прочтения этой книги.

Родительские вечера.

  Это форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.

  Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей (можно с детьми).

  Темы родительских вечеров могут быть самыми разными. Главное, они должны учить слушать и слышать  друг друга, самого себя.

  Примерные темы родительских вечеров: «Первые книжки ребенка», «Друзья моего ребенка», «Праздники нашей семьи», «Песни которые пели мы и поют наши дети» и др.

Методы изучения семьи ученика.

Наблюдение. Учитель наблюдает за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. Наблюдение за детьми может дать дополнительный материал для характеристики семьи.  Например, учитель заметил, что ученик сторонится коллективных дел, не ходит с ребятами на мероприятия, отказывается от общественных поручений. Такое поведение ученика насторожит учителя и заставит его познакомиться с семьей. Можно использовать метод включенного наблюдения, когда факты, добытые учителем дополняются сведениями, полученными активом родителей или учителями других классов.

Беседа. Этот метод поможет учителю уточнить отдельные положения, выяснить обстоятельства, разъясняющие или обосновывающие поведение ребенка. Беседа помогает проникнуть вглубь явления, обнажить основу поступка, выяснить его мотивы.

  Коллективная беседа на классном собрание при решении педагогических задач помогает учителю выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания.

  Интервью. Применяется учителем тогда, когда нужно провести изучение мнения нескольких родителей по одному или нескольким вопросам одновременно. Например, при подготовке конференции родителей по режиму дня учителю надо знать, сколько в среднем потребуется времени для приучения младших школьников к самостоятельному контролю за распределением времени на основные виды деятельности. С  этой целью учитель берет интервью у родителей из различных семей, которые требуют от своих детей четкого выполнения режима дня.

Анкетирование. Это метод исследования позволяет учителю одновременно получить массовую информацию. Анализируя анкеты, обобщая их, учитель может сделать вывод о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравнить полученные данные предыдущих лет, увидеть тенденцию развития.

  Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов, так как не всегда родители в анкете дают истинный  ответ. Иногда эти ответы требуют уточнения, тогда учитель дает одновременно анкету для заполнения родителям и детям.

Сочинения. Этот метод изучения учитель применяет в том случае, когда желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы. Например, на одном из классных собраний можно попросить родителей написать сочинение на определенную тему. («Каким бы я хотел видеть своего ребенка после окончания школы», «Как мы отдыхаем в выходные дни», и др.).

 Метод обобщения независимых характеристик. Метод используется учителем тогда, когда необходимо получить наиболее полные знания о семье, уровне ее духовного развития. Для этого учитель беседует с родителями, с соседями по квартире, с представителями общественных организаций, с членами родительского комитета класса. Обобщенные сведения помогут учителю более обстоятельно оценить уровень духовного развития семьи и ее влияние на воспитание школьника. Но этим методом надо пользоваться очень тактично.

Дневник наблюдений. Для выявления тенденции в развитии отдельных качеств личности ребенка можно договориться с родителями о ведении дневника наблюдений за ребенком. Этот дневник родители ведут на протяжении продолжительного времени, при встрече с учителем обсуждают результаты наблюдений, намечают новые перспективы и конкретные задачи на ближайшее время.

     В процессе всей этой работы выявляются так называемые неблагополучные семьи.

    ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?

Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:

*Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие.

*Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонного к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты.

*Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка

*Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.

ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.

 1. . Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей — коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если
родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности по разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи может привести к таким последствиям как: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей; торможение их психического и физического развития; появление эксплуатации детей в качестве добытчиков материальных благ. допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.

4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить маску феминизации мальчиков и девочек.

5. Семья со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.

6. Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из под влияния семьи и школы.

7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.

8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их неуживчивость со сверстниками и педагогами.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

  • Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а
    не сотрудничающих друге другом.
  • Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
  • Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.

Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи — только отношение к ребенку.

Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье

  • детская безнадзорность и беспризорность.
  • побеги из дома.
  • половая распущенность.
  • правонарушения и преступная деятельность.
  • алкоголизм.

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.

1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники).

2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании).

3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)

5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают).

Задача всего педагогического коллектива работающего с детьми, воспитывающимися в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии: сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов. 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *