Тематическая проверка по патриотическому воспитанию в доу – — . , — .
Методическая разработка (подготовительная группа) по теме: тематическая проверка «Патриотическое воспитание дошкольников»
Анкета для родителей.
«Патриотическое воспитание ребенка»
Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей — педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей
«Патриотическое воспитание ребенка»
Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.
- Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
- Да.
- Нет.
- Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?
- Да.
- Нет.
- Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
- В школе.
- В семье.
- В детском саду.
- Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
- Да.
- Нет.
- Иногда.
- Рассказываете ли вы своему ребенку о Железнодорожном, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
- Да.
- Нет.
- Иногда.
- В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим Вас!
nsportal.ru
Справка по тематическому контролю «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
Справка по тематическому контролю «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
В соответствии с годовым планом работы МАДОУ Д/с «Солнышко» на 2018-2019 учебный год проводился тематический контроль по теме «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» с 09 по 24 января 2019 г.
Проверку осуществляли:
- старший воспитатель первой категории Алексеева Л.Ф.,
- воспитатели высшей категории: Ямалеева З. А., Ахметдинова Э. З., Карачурина Л.Р.,
- воспитатель первой категории Камаева Р.З.
Цель тематического контроля: определить уровень качества организации воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников, выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.
Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.
Проверяемые: старшие, подготовительные группы.
Контроль осуществлялся по следующим направлениям:
- Оценка профессионального мастерства педагогов.
- Анкетирование педагогов по данной теме.
- Выявление уровня знаний детей.
- Анализ планирования работы по нравственно- патриотическому воспитанию.
- Анализ организации ПРС группы.
- Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме.
В анкетировании принимало участие 19 педагогов.
В результате проверки было выявлено следующее:
1). С целью оценки профессионального мастерства педагогов были просмотрены занятия в группах: №2 «Радуга» (Давлетова В.В.) тема ООД «Ознакомление с природой родного края»; №3 «Зайчата» (Шамсутдинова А.Г.) тема ООД «Путешествие по родному краю»; №4 «Землянички» (Асадуллина Г.Р.) тема ООД «Путешествие в зимний лес»; №5 «Цветочки» тема ООД «Путешествие по Родине»; №6 «Радость» (Миннигулова Р.А.) тема ООД «Мой край Башкортостан»; №9 «Гномики» (Яметова О.Н.) тема ООД «Природа родного края»; №10 «Звездочки» (Ахметдинова Э.З.) «Наша Родина»; №11 «Капитошка» (Муллаянова Л.А.) тема «В мире животных»
Педагоги тщательно продумали свои занятия, была проведена большая предварительная работа. Все педагоги использовали ИКТ в их проведении. Можно сделать вывод, что педагоги владеют методикой проведения занятий, используют различные методы и приемы для обобщения знаний о своей Родине, поддерживают интерес к событиям, происходящим в стране, воспитывают чувство гордости за ее достижения.
2). Анкетирование педагогов по теме: «Нравственно- патриотическое образование дошкольников». Первый вопрос звучал так:
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин», «гражданское воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему?
На вопрос «кто такой гражданин», педагоги ответили по разному, но суть одна –это человек с активной жизненной позицией, любящий свою семью, свой родной край, страну, преданный своему Отечеству.
Все педагоги согласны с тем, что начинать гражданское воспитание необходимо с дошкольного возраста, т. к. в этом возрасте формируются базовые основы личности, ребенок начинает получать социо-культурный опыт.
2. «Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания»?
«Да», ответили все педагоги.
3. Педагоги легко единогласно определились с целями патриотического воспитания перед современными педагогами.
4. «Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру»?
На данный вопрос 70 %-педагогов ответили, что «частично», 24 %- утверждают, что достаточно хорошо знают культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру, 6% — ответили
5. «Какими способами вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного посёлка, края»?
Ответы: чтение литературы, использование интернет- ресурсов.
6. «Считаете ли вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к историческому наследию своего народа? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить».
Все педагоги согласны с тем, что необходимо знакомить детей к истокам региональной культуры.
Пути решения:
- посещение музеев и памятников
- организация экскурсий
- ознакомление с декоративно- прикладным искусством
- проведение фольклорных досугов
- беседы
- проектная деятельность
- использование устного народного творчества
- использование народных игр и игрушек
- чтение художественной литературы
— рассматривание картин, открыток.
7. Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?
Вопрос вызвал недоумение, много пустых ответов. Пустые ответы можно трактовать, как незнание методик и технологий.
Анкета
«Формирование представлений детей
о родном посёлке, районе, республике, стране»
1. Довольны ли вы своей подготовкой по данному вопросу?
Да -14 (74%); частично- 3 (16%), нет-2 (10 %).
1. Какие вопросы вызывают у вас затруднение?
методическая подготовка, знание исторических дат, памятные места, известные люди, историческое наследие, недостаточно методической литературы, демонстрационного материала, нет возможности проводить целевые прогулки,
3. В каком направлении Вы хотели бы усовершенствовать свои знания?
Методическая подготовка – 15 (79%).
Теоретическая подготовка -7
4. Каким формам повышения квалификации Вы отдали бы предпочтение?
Самообразование – 7 (37%).
Консультация -10 (53%).
Семинар -12 (63%).
5. Если бы представилась возможность выбора тематики исследовательско- экспериментальной деятельности, то в каком из них Вы приняли бы участие?
Методика ознакомления с историей города (разработка конспектов ООД, по алгаритму – все возрастные группы) – 10 (53%).
Разработка новых дидактических игр – 5 (26%).
Создание предметно- развивающей среды – 9 (47%).
В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующие выводы: нравственно-патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому воспитатели групп будут продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные формы работы с детьми с родителями по данному вопросу. Для усовершенствования знаний педагогов в данном направлении необходима методическая подготовка, а именно консультация либо семинар. Среди педагогов востребована методика ознакомления с историей города (разработка конспектов ООД, по алгаритму – все возрастные группы), работа по созданию предметно- развивающей среды ДОУ.
3). Опрос среди детей старших и подготовительных групп дошкольного возраста №3 «Зайчата», №6 «Радость» №5 «Цветочки» и №8 «Солнечные зайчики» в количестве 73 человека по теме «Нравственно-патриотическое воспитание».
В старшей группе №3 были обследованы 20 детей и выявлены следующие результаты:
Высокий уровень: 15 детей- 75%
Средний уровень: 5 детей- 25%
Низкий уровень: 0%
В старшей группе №6 были обследованы 21 детей выявлены следующие результаты:
Высокий уровень: 15 детей- 71%
Средний уровень: 6 детей- 29%
Низкий уровень: 0%
В подготовительной группе №5 были обследованы 17 детей и выявлены следующие результаты:
Высокий уровень: 12 детей- 71%
Средний уровень: 6 детей- 29%
Низкий уровень: 0%
В подготовительной группе №8 были обследованы 15 детей и выявлены следующие результаты:
Высокий уровень: 6 детей — 47%
Средний уровень: 7 детей — 47%
Низкий уровень: 1ребенок — 6%
Опрос показал, что практически все дети знают название страны, государственные символы и президента нашей страны, народные и государственные праздники. К сожалению, не все дети знают свой домашний адрес. В связи с отдаленностью от столицы РБ, дети мало знают названий улиц и площадей города, его достопримечательности. Практически все дети знают и называют народные игры и игрушки. Такие нравственные качества как дружелюбие, забота, умение договориться, умение уступить, готовность прийти на помощь понимают большинство опрошенных.
4). Анализ планирования показал, что во всех группах ведется работа по нравственно- патриотическому воспитанию.
А). ООД
В группах раннего возраста №1 «Бегемотики» воспитателями Ямалеевой З.А. и Яметовой О.Н.; №7 «Пчелка» воспитателями Самигуллиной Э.Т. и Низамутдиновой Э.М.; №12 «Колобок» Юнусовой А.Р. были проведены следующие ООД «Папа, мама, я- дружная семья», «Петушок с семьей», «Матрешки идут на праздник», «Разукрасим матрешку».
В группах младшего возраста №4 «Землянички» воспитателями Асадуллиной Г.Р. и Карачуриной Л.Р.; №10 «Звездочки» воспитателями Ахметдиновой Э.З. и Исхаковой Д.Р. были проведены следующие ООД «Дом для куклы»
В группах среднего возраста №2 «Радуга» воспитателями Давлетовой В.В. и Шиябовой С.Р., №9 «Гномики» воспитателем Галлямовой З.Н.; воспитателем группы №11 Муллаяновой Л.А. были проведены следующие ООД «Знакомство с декоративными птицами», «Нарисуй флаг», «Моя семья», «Наша улица».
В группах старшего возраста №3 «Зайчата» воспитателем Шамсутдиновой А.Г.; №6 «Радость» воспитателем Миннигуловой Р.А. были проведены следующие ООД «Герб нашего города», чтение татарской народной сказки «Три дочери», «Роспись национального фартука», «Салават Юлаев- наш герой», «Футляр для курая».
В подготовительных группах №5 «Цветочки» воспитателями Давлетовой О.В. и Камаевой Р.З.; №8 «Солнечные зайчики» Милушевой А.Ф. и Яхиной Г.К. были проведены следующие ООД «Уфа- столица РБ», «Башкортостан- мой край родной», «Россия- щедрая душа», «Флаг РБ», «Волшебница вода», «А горы все выше», «Путешествие по родному краю», «Береза- символ России», «Хохломская тарелка» и др.
Б). ЧХЛ РНС, потешки, поговорки.
В группах раннего возраста №1 «Бегемотики» воспитателями Ямалеевой З.А. и Яметовой О.Н.; №7 «Пчелка» воспитателями Самигуллиной Э.Т. и Низамутдиновой Э.М.; №12 «Колобок» Юнусовой А.Р. были прочитаны РНС «Теремок», «Колобок». Ознакомлены с произведениями русских писателей А.Барто «Помощница», «Петушок и его семья», «Большая кукла», заучивание потешек «Водичка, водичка», «Зайка беленький».
В группах младшего возраста №4 «Землянички» воспитателями Асадуллиной Г.Р. и Карачуриной Л.Р.; №10 «Звездочки» воспитателями Ахметдиновой Э.З. и Исхаковой Д.Р. были прочитаны РНС «Гуси- лебеди», «Три медведя», «Колобок», «Теремок». Заучивание потешек, «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса», «Ай-лю-ли», закличек о зиме.
В средних группах №2 «Радуга» воспитатели Давлетова В.В. и Шиябова С.Р., №9 «Гномики» воспитатель Галлямова З.Н.; воспитатель группы №11 Муллаянова Л.А. ознакомили детей со следующими произведениями «Лиса- сирота», «Лиса и петух», «Рассказывание сказки «Ленивый сын», «Гуси- лебеди», «Мамина дочка», «Старый дед и внучек», «Сказка об умном мышонке».
В старших группах №3 «Зайчата» воспитатель Шамсутдинова А.Г.; №6 «Радость» воспитатель Миннигулова Р.А. прочли БНС «Клубок», «Страна, где мы живем», «Старая мать», «Три дочери».
В подготовительных группах ДОУ №5 «Цветочки» воспитателями Давлетовой О.В. и Камаевой Р.З.; №8 «Солнечные зайчики» Милушевой А.Ф. и Яхиной Г.К. были прочитаны произведения «Удивительные животные нашей страны», «Гульгизар», чтение РНС, БНР и других народов мира.
В). С/Р игра.
«Семья», «Детский сад», «Дочки- матери», «Магазин», «Автобус», «Почта», «Пасека».
Г). Д/Игра.
«Найди матрешку», «Чей малыш», «Подбери по цвету», «Нарядим кукол», «Чья мама?», «Чей домик?», «Сложи узор», «Животные и их детеныши», «Вежливые слова», «Магазин игрушек», «Что лишнее?», «Собери флаг», «Какого народа костюм», лото, домино, «Русские узоры», «Составь башкирский узор», «Запомни узоры на башкирском ковре», «Кому, что надо для работы», «Что растет в родном краю», «Из чего изготовлено?», «Угадай, что звучит?»
Д). Беседы.
«Вежливые слова», «Моя семья», «Кто с нами живет», «Наша группа», «Как я играю с друзьями», «Будем вежливы», «Что такое хорошо и что такое плохо», «О семье», «Мы- друзья природы», «Мой любимый детский сад», «Как мы отдыхаем в выходные», «Мы стали на год старше», «Что такое дружба?», «Как я помогаю?», «Мое имя», «Об этикете и культуре», «Салават Юлаев наш герой», «О башкирских и русских пословицах», «»Кто живет в России», «Знакомство с природой РБ», «О трудолюбивых», «Я люблю тебя, Россия» «Лекарственные растения нашего края».
Е). Рассматривание иллюстраций.
«Моя семья», фотографий «Моя семья», «Достопримечательности нашего поселка», рассматривание сюжетных картин,
«Народные игрушки», рассматривание фотоальбома «Мой поселок», рассматривание альбома «Сундучок сказок», «Достопримечательности Чишмов», «Уфа», «Моя семья», «Моя мама», «Мое домашнее животное», рассматривание кукол в национальных костюмах, иллюстрации «Растения Башкортостана», «Кто живет в лесу Башкортостана», «Страна, в которой я живу», рассматривание альбома «Башкирский национальный орнамент».
Ж). Составление рассказов, разучивание стихотворений. Разучивание потешек.
«О семье», «О природе», заучивание стихотворений о маме, разучивание песни «Матрешки», «Говорят, что 10тыс лет назад…», чтение стихотворения «Я, как мама не люблю в доме беспорядка», «Летний отдых», «Что мы делали на выходных», «Мое имя», чтение пословиц и поговорок о родной земле и о семье, «Как я помогаю», прослушивание песенок о родном крае, разучивание К. Даяна «Моя кукла», пение колыбельных, заучивание стихотворения М. Карима «Березовый листок», составление рассказов по теме «Страна, в которой я живу», «Башкортостан».
5). Ранее проведенный анализ предметно-развивающей среды в группах показал, что во всех группах имеются уголки по нравственно –патриотическому воспитанию, совмещенные с уголками регионального компонента.
В младших группах имеются альбомы «Моя семья», «Как мы в садике живем», «Мы по городу идем», имеются открытки с достопримечательностями города. Также имеются изображения флага и герба России, плакаты к 23 февраля, 8 Марта. В группе есть предметы декоративно- прикладного искусства: матрешки, макеты национальной избы. Много художественной литературы по фольклору: потешки, сказки, песенки, поговорки.
В среднем дошкольном возрасте работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, приобщение к истокам русской культуры. В группах имеются материалы по социально- нравственному воспитанию детей: подбор иллюстраций и игр по теме «семья», «профессии», «дом, в котором ты живешь». В разделе «знакомство с малой родиной» в группах имеются «Альбом Чишмы», альбом «Уфа», альбом «Москва», собраны детские рисунки о поселке. Созданы альбомы о животных и птицах нашего края. В группе имеются куклы в национальных костюмах. Так же имеется художественная литература по фольклору: сказки, песенки, поговорки, пословицы, материал о защитниках Отечества, элементы государственной символики: флаг, герб.
В старшем дошкольном возрасте работа ведется по направлениям: –краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.
В группах представлены макеты «генеалогических деревьев». Имеется альбом о родном поселке и его достопримечательностях, карта Республики. Представлена символика нашей страны, портрет президента. Имеется материал о Москве. Создан альбом «Великая Отечественная война». Также есть художественная литература по фольклору: сказки, предания, былины о богатырях; литература, рассказывающая о великих соотечественниках. Имеется глобус Земли, «Я познаю мир» и др. Есть дидактический материал по народным костюмам и росписям.
В подготовительных к школе группах представлены семейные фотоальбомы, макеты «генеалогического дерева», о родном поселке имеются фотоматериалы, символика поселка. Есть материал по столице нашей Республики, достопримечательности города Уфа. Оформлена папка «Россия-моя страна», представлена символика нашей страны. Имеются иллюстрации занятий по ознакомлению детей с Россией. Сделана подборка книг «Богатыри», «Сказки народов мира», «Русские народные сказки». В группе есть атласы России, мира, карта мира. В группе есть макет планеты Земля- глобус.
Имеются иллюстрации о ВОВ. В группе имеются народные игрушки: матрешки, берестяные изделия, дидактический материал по ознакомлению детей с росписями.
Можно сделать вывод, что педагоги стремятся пополнять практический материал по нравственно- патриотическому воспитанию с целью расширения представлений детей о родном крае и своей стране.
6). Анализ работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию
показал следующее:
В группе раннего возраста №1 «Бегемотики» оформлены консультации: «Воспитание юного патриота в семье», «Патриот воспитывается с детства», Папка-передвижка «Достопримечательности нашего поселка», выставка семейных фото «Моя дружная семья», оформление мини-музея «Чудеса из дерева».
В группе №2 «Радуга» были проведены беседы с родителями «Роль матери и отца в воспитании ребенка», «Ребенок и домашнее животное», беседа «Организация совместных прогулок», «Трудовое воспитание», консультация «Единство воспитателей и семьи в духовно- нравственном воспитании дошкольников», выставка поделок «Моя семья».
В группе №3 «Зайчата» были подготовлены консультация «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях» и буклет «Воспитываем патриотов своей страны».
В группе №4 «Землянички» были подготовлена информация в родительском уголке «Единство воспитателей и семьи в духовно- нравственном воспитании дошкольников», папка-передвижка «Как воспитать маленького патриота», оформление мини-музея «Чудеса из дерева».
В группе №5 «Цветочки» была оформлена выставка поделок «Дружная семья», изготовление генеалогического дерева, консультация «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях», «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Единство воспитателей и семьи в духовно- нравственном воспитании дошкольников», «Приобщение детей к народным традициям». Оформление мини-музея.
В группе №6 «Радость» выставка поделок «Тряпичная кукла», оформление рисунков «Мой город», консультация «Роль семьи в нравственно- патриотическом воспитании ребенка», «Гражданин воспитывается с детства», «Что такое Родина».
В группе №7 «Пчелка» консультации «Единство воспитателей и семьи в духовно- нравственном воспитании дошкольников», «Семья глазами ребенка».
В группе №8 «Солнечные зайчики» было проведено совместное мероприятие «С чего начинается Родина?», «Мамин день».
В группе №9 «Гномики» оформлена консультация «Рекомендации ди по гендерному воспитанию», «Знает правила семья, значит, знаю их и я», изготовление плаката с фотографиями семьи «Моя семья, мое богатство».
В группе №10 «Звездочки» была проведена консультация для родителей «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях», «Рекомендации ди по гендерному воспитанию», «Знает правила семья, значит, знаю их и я», «Единство воспитателей и семьи в духовно- нравственном воспитании дошкольников», «Семья глазами ребенка». Оформление фото-выставки «Моя семья», оформление мини- музея «Мое семейное дерево». Оформление папки-передвижки «Я с мамой», поделки на тему «Семья», оформление мини-музея «Чудеса из дерева».
В группе №11 «Капитошки» была проведена консультация «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях», «Единство воспитателей и семьи в духовно- нравственном воспитании дошкольников», «Что воспитывает детский сад», памятка «Если ребенок…», папка-передвижка «моя семья», «День матери», изготовление газеты «Моя семья», выставка «Русские узоры».
В группе №12 «Колобок» была оформлена выставка семейных фото «Моя дружная семья», «Семья глазами ребенка», «Патриот воспитывается с детства».
Анализ анкетирования родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье»
Цель: изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ.
В анкетировании приняло участие 100% (147) родителей, дети, которых посещают в МДОУ Д/с «Солнышко»
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
88ч. — 60 % — воспитание уважения к старшему поколению;
46ч. -31% — воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
50ч. -34% — знание истории своей страны.
2. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
А) Да -112ч. -76%;
Б) Нет -30ч. -24%.
3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств?
А) Да 125 ч.-85%;
Б) Нет 20 ч.-15%.
4. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
А) Да-103ч. -70%;
Б) Нет-16ч. -11%.
В) Затрудняюсь ответить -39ч. -19%
5. Актуальна ли для вашей семьи тема ознакомления детей с родословной семьи?
А) Да 125ч. -85%;
Б) Нет 17ч. -15%.
6. К каким семейным традициям Вы приобщаете своих детей?
А) уважение к старшим и родителям-30ч. -88%;
Б) рассказы о своих предках и их достижениях- 44ч. -30%;
В) изучение происхождения фамилии, своего рода- 21ч. -14%;
Г) совместные семейные праздники- 69ч. -47%.
7. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному поселку?
А) поход в музей, беседы о родном поселке, экскурсии по поселку- 61ч. -41%
Б) ничего 87ч. -59%
Анкетирование показало, что практически все родители считают нравственно-патриотическое воспитание детей как одну из важнейших сторон общего развития ребенка. Главным, по мнению родителей, является формирование у детей гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа. Многие родители считают, что необходимо детей знакомить со своей родословной. Ответственность за патриотическое воспитание детей родители возлагают как на себя, так и на педагогов.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа педагогического коллектива по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Задачей педагогов и родителей остается, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к семье, детскому саду, родной улице, городу, сформировать чувство гордости за достижения страны, уважение к армии, гордость за мужественных воинов, развивать интересы ребенка к доступным явлениям общественной жизни.
Рекомендации:
1. Воспитателям всех возрастных групп продолжать работу по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
Дата: постоянно Ответственные: воспитатели групп.
2. Продолжать пополнять предметно- развивающую среду в группах по нравственно-патриотическому воспитанию.
Дата: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.
3. Использовать разнообразные формы работы с родителями по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Дата: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.
4. Развивать в себе такие личностные качества, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма и гражданственности у детей?
Дата: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.
5. Организовать семинар с воспитателями по методике ознакомления с родным краем (разработка конспектов ООД, по алгаритму – все возрастные группы), созданию предметно- развивающей среды в ДОУ.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
doshkolnik.ru
Методическая разработка на тему: Тематическая проверка «Организация работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей в процессе приобщения их к русской народной культуре»
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №1 «Золотой ключик»
(наименование организации)
Номер документа | Дата составления |
№ 69 | 08.11.2018г. |
Приказ
О проведении тематической проверки по теме: «Организация работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей в процессе приобщения их русской народной культуре».
На основании выполнения годового плана на 2018-2019 учебный год
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести тематическую проверку по теме
2. Сроки проведения: 12.11– 23.11.2018г. «Организация работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей в процессе приобщения их русской народной культуре».
3. Объект исследования: выполнение программных требований.
4.Предмет контроля: педагогическая деятельность и её результат.
5. Для эффективности проведения тематического контроля используются следующие методы контроля:
- наблюдения за педагогическим процессом;
- посещение НОД в группах;
- собеседование с педагогами;
- анализ предметно-развивающей среды;
- изучение документации педагогов (рабочих программ, календарного планирования, картотек игр по данной теме).
- анализ взаимодействия с родителями по данному вопросу;
- анализ имеющихся пособий и методических материалов по данному разделу программы.
6. Поручить изучение работы по данному вопросу:
Шишиной Т.А. – старшему воспитателю согласно плану тематической проверки и плану-графику (приложение №1,№2, №3)
7. Контроль за исполнением приказа возложить на старшего воспитателя
Шишину Т.А.
Заведующий: Дорофеева Т.А.
С приказом ознакомлена: Шишина Т.А
Приложение№1
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
_______________ Дорофеева Т.А.
Тематическая проверка
Тема: «Организация работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей в процессе приобщения их русской народной культуре».
Сроки проведения: 12.11. – 23.11. 2017г.
Цель: изучение состояния работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их русской народной культуре.
Основная задача контроля: Оценить деятельность педагогического коллектива поданному вопросу.
Объект контроля: система воспитательно-образовательного работы в ДОУ.
Предмет контроля: педагогическая деятельность и её результат.
Методы контроля:
- наблюдения за педагогическим процессом;
- посещение НОД в группах;
- собеседование с педагогами;
- анализ предметно-развивающей среды;
- изучение документации педагогов (рабочих программ, календарного планирования, картотек игр по данной теме).
- анализ взаимодействия с родителями по данному вопросу;
- анализ имеющихся пособий и методических материалов по данному разделу программы.
Приложение №2
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
_______________ Дорофеева Т.А.
План тематической проверки
«Организация работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей в процессе приобщения их русской народной культуре».
№ | Содержание контроля | Направление контроля | Рабочие материалы | Ответственный | Сроки исполнения |
1 | Оценка деятельности педагогов. | Наблюдение и анализ образовательного процесса (просмотр и посещение НОД, режимных моментов, собеседование с педагогами.) | Карты анализа, наблюдений. | Старший воспитатель | 12.11 – 23.11. 2018г. |
2 | Оценка программно-методического комплекса. | анализ имеющихся пособий и методических материалов по данному разделу программы. | Оценочный лист | Старший воспитатель | 14.11. – 16.11. 2018г. |
3 | Оценка создания условий для реализации ООП. | Анализ предметно-развивающей среды | Оценочный лист | Старший воспитатель | 19-20.11.2018г. |
4 | Оценка ведения документации | Анализ документации педагогов (рабочих программ, календарного — тематического планирования, картотек игр по данному вопросу). | Карта проверки документации | Старший воспитатель | 20-21.11.2018г. |
5 | Оценка работы с родителями. | Анализ взаимодействия с родителями по данному вопросу. | Оценочный лист | Старший воспитатель | 15-19.11.2018г. |
Приложение №3
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
_______________ Дорофеева Т.А.
План – график к тематической проверке
«Организация работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей в процессе приобщения их русской народной культуре».
Группы | Дата | Время | Содержание контроля | Кто проводит |
Средняя группа | 13.11.2018г. 22.11.2018г. | 9.00.-9.20. 9.00.-9.20. | Наблюдение и анализ образовательного процесса (просмотр и посещение НОД, режимных моментов) | Старший воспитатель |
Старшая группа | 12.11.2018г. 22.11.2018г. | 9.00.-9.25. 9.35.- 10.00. | ||
Подготовительная к школе группа | 14.11.2018г. 19.11.2018г. | 9.35.-10.00. 9.00. – 9.25 | ||
Разновозрастная группа №2 | 16.11.2018г. | 9.25. – 9.50. | ||
Возрастные группы старшего дошкольного возраста | 14-16.11.2018г. | В течение рабочего дня. | Анализ пособий, методических материалов по данному разделу программы. | Старший воспитатель |
19-20.11.2018г. | В течение рабочего дня. | Анализ предметно-развивающей среды | Старший воспитатель | |
Возрастные группы старшего дошкольного возраста | 20-21.11.2018г. | В течение рабочего дня. | Анализ документации педагогов (рабочих программ, календарного — тематического планирования, картотек игр по данному вопросу). | Старший воспитатель |
Все возрастные группы | 15.11. – 19.11.2018г. | Анализ взаимодействия с родителями по данному вопросу. | Старший воспитатель |
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №1 «Золотой ключик»
(наименование организации)
Номер документа | Дата составления |
№ 73 | 26.11.2018г. |
Приказ
О результатах тематической проверки по теме: «Организация работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей в процессе приобщения их русской народной культуре».
По итогам проведения тематической проверки
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. В новом учебном году планировать работу по патриотическому воспитанию и приобщению детей к русской народной культуре в полном объёме.
Срок: постоянно.
Ответственные: воспитатели групп.
2. Педагогам в календарных планах планировать работу по театрализованной и досуговой деятельности, а так же планировать в полном объёме экскурсии, целевые прогулки.
Срок: постоянно.
Ответственные: воспитатели групп.
3. Воспитателям старших возрастных групп систематически пополнять наглядный и раздаточный материал по данной теме;
-в каждой возрастной группе работать над созданием тематических альбомов «Моя семья», «Мой край», и т.д. и привлекать к их оформлению родителей;
— в старшей и средней группах пополнить атрибуты в уголках театрализованной деятельности;
во всех возрастных группах пополнить картотеки народных игр.
Сроки: до01.03.2019г.
Ответственные: воспитатели групп
4. Пособия и методические материалы по нравственному воспитанию, приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре систематически пополнять. Оказать помощь педагогам в подборе методической литературы по патриотическому воспитанию.
Сроки: в течение учебного года.
Ответственный – Шишина Т.А. – старший воспитатель.
5. Педагогам планировать работу с родителями по данному вопросу, используя разнообразные формы: индивидуальные консультации, беседы, родительские собрания, анкетирования и т.д.
Сроки: постоянно.
Ответственные: воспитатели групп.
6.Контроль за исполнением приказа возложить на старшего воспитателя
Шишину Т.А.
Заведующий: ________________Дорофеева Т.А.
С приказом ознакомлена: _______ Шишина Т.А.
nsportal.ru
Аналитическая справка по тематическому контролыу состояние работы в доу по патриотическому воспитанию
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАпо результатам тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по патриотическому воспитанию»
Согласно годового плана работы МБДОУ д/с № 25 «Колосок» на 2014 — 2015 учебный год в период с 18.05.2015 г. по 19.05.2015 г. комиссией в составе 2-х человек:
— Сидоркова Н.В.– заведующий, председатель комиссии;
— Маленькая Н.А. – старший воспитатель, член комиссии;
-Мосиенко Н.А.- инструктор по физической культуре, член комиссии.
был проведен тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по патриотическому воспитанию».
Цель: Определение уровня воспитательно — образовательной работы по организации деятельности по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Содержание контроля:
тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям:
наблюдение педагогического процесса;
оценка профессиональных умений воспитателя;
анализ средовых условий в группе;
наличие перспективного планирования работы;
оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.
Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа непосредственно- образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, беседы с воспитателями, обследования материальной базы и развивающей среды в группе.
Проверка показала:
1. Наблюдение педагогического процесса.
В ходе тематической проверки были просмотрены занятия воспитателей Аверьяновой Т.В. (старшая группа) тема « Конкурс знатоков родной станицы», Шкода С.Н. (младшая группа), тема «Мой дом – моя семья». Просмотренные занятия были направлены на знакомство с новым и закрепление пройденных тем.
Воспитатель Аверьяновой Т.В. показала интегрированное занятие (познавательная деятельность и художественное творчество). Педагог использовала разнообразные игровые приёмы, проблемные ситуации, дети в конце занятия подготовили подарки для гостя – Лунтика. В ходе занятия Татьяна Викторовна предусмотрела разнообразную деятельность по интересам детей.
Воспитатель Шкода С.Н. построила своё занятие с учётом возрастных особенностей детей, разучила с детьми стихотворения, пословицы соответствующие теме занятия. Дети младшей группы подготовили к занятию небольшой материал (рассказ о своей станице) и поделились информацией со своими свер
educontest.net
Педсовет «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Педагогический совет
Тема: «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Форма проведения: деловая игра.
Участники: педагоги ДОУ.
Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по
нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Закрепить знания воспитателей о современных подходах к организации работы по формированию у детей эмоционально окрашенного чувства причастности, к истории малой Родины, её природе;
2. Расширять представление о многообразии природы родного края;
3. Развивать познавательный интерес к своей «малой родине»;
4. Воспитывать патриотизм, любовь к родному краю.
Предварительная работа.
Оформление информационного листа о планируемом педсовете для воспитателей.
Проведение тематического контроля «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
Оформление тематической выставки в методическом кабинете «Нравственно-патриотическое воспитание» (литература, опыт, методические разработки, пособия).
Проведение консультации для воспитателей: «Нравственно-патриотическое образование дошкольников».
Проведение анкетирования педагогов по теме «Нравственно-патриотическое образование дошкольников».
Проведение экспресс-опроса воспитателей «Формирование представлений детей о родном посёлке, районе, республике, стране».
Проведение анкетирования родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».
Повестка дня:
Выполнение решений предыдущего педагогического совета — старший воспитатель.
Подведение итогов конкурса плакатов по ПДД. Награждение – заведующий.
Вступительное слово заведующего, актуальность темы педсовета.
Итоги тематической проверки на тему «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»- старший воспитатель Алексеева Л.Ф.
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников. Обзор методических разработок, литературы по данной теме — старший воспитатель Алексеева Л.Ф.
«Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» — воспитатель Давлетова В.В.
«Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» — воспитатель Исхакова Д.Р.
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» — воспитатель Давлетова О.В.
Практическая часть: — Деловая игра «Знатоки родного края». — Рефлексия: презентация «Мой край» — старший воспитатель Алексеева Л.Ф..
Отчёт по итогам мероприятий в «Год добровольца и волонтёра» и «Год семьи»- старший воспитатель Алексеева Л.Ф.
Выдвижение педагогов на награждение: «Почётной грамотой» МКУ Управление образования Чишминского района РБ, «Почётной грамотой» Администрации Муниципального района Чишминский район РБ, «Грамотой Министерства Образования РБ», Нагрудным знаком «Отличник Образования Республики Башкортостан».
Подведение итогов и решения педагогического совета.
Разное.
1. Сообщение о выполнении решений предыдущего педагогического совета, аннотацией темы. Выступила старший воспитатель.
Второй педагогический совет «Мальчики и девочки – два разных мира, два полюса», был посвящен современным проблемам гендерного воспитания дошкольников. Было вынесено решение педагогического совета, назначены ответственные и даты выполнения. По решению педагогического совета: педагоги продолжают внедрять современные методы, подходы и приёмы в работе с детьми противоположного пола, которые способствуют дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками; продолжают осуществлять целенаправленную, систематическую, плановую работу с родителями по гендерному воспитанию детей, учитывая особенности семьи. Осуществляют работу по созданию полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающую мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети).
Таким образом, решение предыдущего педсовета систематически выполняется.
2. Подведение итогов конкурса плакатов по ПДД. Награждение.
3. Вступительное слово заведующего, актуальность темы педсовета.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из годовых задач ДОУ. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Система работы по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ включает несколько основных направлений: экологическое, эстетическое, историко-краеведческое, культурное, физическое и трудовое.
Мы с вами знаем, что важным фак тором в экологическом воспитании патриотизма является природа, поэтому мы учим детей заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Изучая историко-краеведческое направление, наша задача заключается в знакомстве детей с историей родного края, страны, её традициями, достопримечательностями, великими людьми.
Культурное направление заключается в знакомстве детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями разных народов.
Физическое направление направлено на укрепление здоровья ребенка, на формирование у детей основ здорового образа жизни.
Трудовое воспитание – направлено на формирование положительного отношения к трудовой деятельности.
Несколько месяцев мы с вами работали по второй годовой задаче: формировали у детей нравственно-патриотические чувства через различные образовательные области.
4. Итоги тематической проверки «Организация работы воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ» — (ст. воспитатель).
5. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» — (ст. воспитатель)
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Стандарт дошкольного образования требует от педагога глава 1, пункт 1.6 объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
Уважения к людям труда;
Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
Элементарных знаний о правах человека;
Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
Расширение представлений о России, ее столице;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т.д. Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников
Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:
— Конституция Российской Федерации.
— Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
— Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
— Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.
— Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 5 апреля 2013 г.
— Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
— Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.
Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»
Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина»
«Мой родной дом» под редакцией Оверчук Т. И.
Новицкая М.Ю. «Наследие».
«Я познаю Башкортостан» Агишева Р.Л. стр.96
«Земля отцов» Р.Х.Гасанова
«Мой край Башкортостан» Ф.Н.Фазлыева
«Синтез искусств» Гасанова Р.Х. стр. 5
«Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» — Давлетова В.В.
«Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» — воспитатель Исхакова Д.Р.
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» — воспитатель Давлетова О.В.
Практическая часть: — Деловая игра «Знатоки родного края». — Рефлексия: презентация «Мой край».
Откуда родом ты?” –
Меня спросили.
И я ответил гордо:
«Из России,
А если говорить точней –
С Урала я.
Там родина – Башкирия моя”
Уважаемые коллеги, а сейчас проведем деловую игру «Знатоки родного края». посредством которой определим ваше педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма… Нам нужно разделиться на три команды. Названия команд выберем жеребьёвкой: «Чишмы», «Башкортостан», «Россия».
Блиц –опрос проводится поочерёдно (один вопрос команде).
1 задание блиц-опрос «Чишминский район»
1. В каком году образовался наш посёлок? Какое важное мероприятие предшествовало образованию посёлка?
Первое упоминание о поселке датируется 1888 годом, когда было завершено строительство станций Чишмы, Алкино и открыта Волго-Бугульминская железная дорога, соединившая Европейскую часть России с Азиатской. В последствии она получила название Самарской.
2. Назовите «Семь чудес Чишминского района»?
Кэшэнэ Турахана
Мавзолей Хусейн-бека
Мечеть деревни Барсуанбашево 1724 года постройки
Присказка «Деньги есть – Уфа гуляем, денег нет — Чишма сидим»
Литературное наследие народного поэта РБ Мустая Карима
Катык
Комплекс защитных насаждении возле с. Калмашево.
3. Назовите известных писателей, поэтов родившихся и прославивших Чишминский район.
Мустай Карим — башкирский советский поэт, писатель и драматург. Cборники стихов и поэм: «Чёрные воды», «Возвращение», «Европа-Азия», «Времена»; пьесы: «Страна Айгуль», «Похищение девушки», «В ночь лунного затмения», «Салават. Семь сновидений сквозь явь», и др. Повести: «Радость нашего дома», «Таганок», «Помилование», «Долгое-долгое детство».
Кудаш Сайфи Фаттахович — (1894 г.р.) с.Кляшево- башкирский советский поэт и писатель. Член Союза советских писателей. Народный поэт Башкирской АССР, в 1985 году за книгу «Стихи и поэмы» он был удостоен премии имени Салавата Юлаева. Написал более 80 книг. Многие из них переведены на другие языки. Стихи С. Кудаш писал на башкирском, а также татарском и русском языках.
Гали Муса — (псевд., наст. ф.и.о. Галеев Габдрахман Галеевич), (1923 г.р.), д.Старомусино ныне Чишминского р-на РБ- башкирский поэт. Заслуженный работник культуры РСФСР (1982). Лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1979). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1973), Дружбы народов (1993), Великой Отечественной войны 2-й степ. (1985). Издал более 40 книг. Автор сборников стихов и поэм «Разговор через моря»(1960), «Солнечный ветер» 1970).
Рахим Саттар- (псевд., наст. ф.и.о.Абдулсаттаров Абдрахим Сулейманович) 1912 г.р. село Нижнехозятово Чишминского района РБ. Писать стихи начал в школьные годы. Участвовал в Советско — Финляндской войне. Бывшая военнопленная Равиля Агеева сохранила и передала в Союз писателей РТ записную книжку со стихами поэта, написанными им на фронте и в плену. Всего в записной книжке 24 стихотворения, написанных в 1942—1943 годах.
4. Назовите известную певицу, родившуюся и прославившую Чишминский район?
Фарида Кудашева (1920 г.р.) д. Кляшево, ныне Чишминского р-на РБ.
Советская башкирская и татарская эстрадная певица. Заслуженная артистка Башкирской АССР (1956). Народная артистка Башкирской АССР (1968).
Заслуженная артистка РСФСР (1972). Народная артистка Республики Татарстан (1990).
5. Назовите героя Советского Союза который прославился своим героизмом в ВОВ? (Абдулла Гизатуллин).
6. Сколько озёр насчитывается в Чишминском районе? (около 250 с общей площадью 1 000 га).
7. Какие полезные ископаемые добывают в нашем районе?
(месторождениями нефти, попутного газа, песчано-гравийной смеси, агрономические руды)
Задание блиц-опрос «Республика Башкортостан»
1.Столица Башкортостана? Год основания?
В 1574 году на месте будущего города высадился отряд Ивана Нагого, к 1586 году была построена крепость и часовня, а затем Уфимский острог. Поэтому годом основания Уфы считают и 1574, и 1586 год.
2. Сколько городов в Республике Башкортостан? (21)
3 Что является символом Башкортостана? (Курай)
4. Эта пещера славится далеко за пределами Республики Башкортостан. Находится она в Бурзянском районе. Как она называется, и чем она прославилась? (Капова пещера, знаменитость пещере принесли открытые внутри древние наскальные рисунки).
5. Самое глубокое озеро в Башкирии? (Самое глубокое озеро в Башкирии — это Яктыкул или Банное. Средняя глубина примерно 10,5 м. А самое глубокая часть 28 м. Площадь, которого 44 квадратных метра).
6. Cамое большое озеро в республике. (Асылыкуль).
7. Самый большой водопад в Башкирии, высота которого составляет около пятнадцати метров. Расположен неподалеку от Сибая. (Гадельша).
8. Уникальный памятник природы — остатками древних рифов, образовавшихся в теплом море девонского периода (горы Шиханы).
9. Самая длинная река в Башкортостане? Река Белая, приток Камы, — самая длинная река в Башкортостане. Ее протяженность составляет около 1500 км, площадь более 140 тысяч кв.км.
Задание блиц-опрос «РФ»
1. Древнее название России? (Русь.)
2. Какая страна занимает самую большую площадь? (Россия).
3. Главный город России? В каком году образовалась Москва? 1147 году
4. Самое глубокое озеро в мире и России (Байкал)
4. Самый большой остров в России (Сахалин)
5.Самая высокая гора в России (Эльбрус)
6. Северная столица России (г. Санкт- Петербург).
7. Один из полуостровов нашей страны назван страной вулканов. Множество огнедышащих гор протянулись на сотни километров с сз на юв. У подножий вулканов бьют сотни горячих источников. Какой это полуостров? (Пов Камчатка).
Вопрос педагогам: Что такое государственный флаг? Государственный флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства. Власти.
3 задание задаётся одновременно трём командам. Время обсуждения 3 минуты. Подготовить педагога, который расскажет о значении цветов и символов флага.
Вопрос: Что означают цвета государственного флага Чишминского района, Республики Башкортостан, России.
Государственный флаг Чишминского района.
Лазоревый (синий) цвет символизирует высокую духовность народа, его богатую историю и сегодняшний созидательный труд. Лазоревый цвет символизирует также красоту и величие чишминской земли.
Над головой журавля изображён золотой диск солнца, освещающего и согревающего все живое на земле. Золотой цвет означает богатство и знатность, справедливость и милосердие.
Зелёный цвет и три серебряные волнистые линии, разделяющие синюю и зелёную полосы, переданы природные богатства края: Шингак-Кульский степной дендропарк, озёра Акманай, Шингак-Куль, Коряжное, красавица река Дёма, а также изобилие, плодородие полей.
Серебряный (белый) цвет — символ веры, благородства, чистоты намерений и помыслов.
Главной фигурой флага является устремлённый ввысь журавль, олицетворяющий движение вперёд. Расправленные крылья обозначают уверенность, свободолюбие, независимость, а также радушие и гостеприимство. Острый, направленный вверх клюв говорит о способности постоять за себя и за тех, кого он защищает.
Государственный флаг Республики Башкортостан.
Синий цвет – честность и ясность.
Белый цвет – мир, дружелюбность и открытость.
Зеленый цвет – жизненный расцвет и возрождение.
Соцветие курая олицетворяет единство народов Республики, а лепестки соответствуют числу исторических родов, проживавших на территории Башкортостана. Золотой цвет кольца и цветка символизирует изобилие, богатство и достоинство.
Государственный флаг Российской Федерации.
Красный – отвага, мужество, храбрость, а так же символизирует красоту.
Синий цвет символизировал небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Синий (голубой) считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению ей.
Белый цвет обозначал мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие. Он являлся символом свободы и величия.
Вопрос: Кто определил именно такое расположение цветных полос?
Интересно: Петр I определил точное расположение цветных горизонтальных полос, которое совпало с древним пониманием строения мира: внизу-физический, плотский (красный), выше-небесный (синий), еще выше- божественный(белый).
3 задание командам: «Собери пословицы и поговорки (“рассыпались” на слова) и объясните их
— Золоту – старости нет, Родине – цены нет.
— Всякому мила своя сторона.
— Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
— Родина – мать, умей за нее постоять.
— Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
— Человек без Родины – что соловей без песни.
— Нет милее дружка, чем родная матушка.
— Вся семья вместе, так и душа на месте.
— Когда в семье лад, не нужен и клад.
— Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Вопрос педагогом: Что означает слово «герб»? (в переводе с немецкого – «наследство»)
Герб – это отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. В нём отражены особенности политического развития, история, религиозные верования, а иногда даже и географическое положение, климатические и природные условия страны.
4 задание (трём командам). Время обсуждения 3 минуты. Выбрать одного педагога, который расскажет о значении герба.
Перечислите основные элементы герба Чишминского района. Что они означают?
Герб района олицетворяет преемственность поколений, уважение к историческому и культурному наследию, заботу о сохранении природных богатств и разумном их использовании.
Главной фигурой герба является устремленный ввысь журавль, символизирующий движение вперед. Расправленные крылья обозначают уверенность, свободолюбие, независимость, а также радушие и гостеприимство. Острый, направленный вверх клюв говорит о способности постоять за себя и за тех, кого он защищает.
Основные цвета герба – голубой, зеленый и белый являются цветами Государственного флага Республики Башкортостан, что подчеркивает территориальную принадлежность Чишминского района к Республике Башкортостан.
Перечислите основные элементы герба Республики Башкортостан. Что они означают?
На гербе Республики Башкортостан изображен памятник темно-золотистого цвета великому воину, сыну башкирского народа Салавату Юлаеву. Этот памятник установлен в столице республике городе Уфе и считается самым крупным конным памятников в Европе. На гербе памятник показан на фоне восходящего лучистого солнца светло-золотистого цвета, и окантован национальным башкирским орнаментом. На постаменте памятника размещен зеленый цветок курая, с торчащими вверх 7-ю соцветиями, что символизирует единение семи древних родов, проживавших на территории нынешнего Башкортостана. В самой нижней части герба находится стилизованная под цвета флага Башкирии лента, на белом фоне которой имеется надпись «Башкортостан» на башкирском языке.
Салават Юлаев — башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских батыров, родную природу, его творчество проникнуто духом борьбы против всякого гнёта, передавалось из уст в уста. Однако на гербе изображена не конкретная личность. Памятник Салавату Юлаеву — обобщённый образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.
Интересно: примечательна история принятия герба Башкортостана. Всего на суд комиссии было подано сорок вариантов проектов по новому гербу. Был выбран один из них и выставлен на рассмотрение Верховного Совета. На нем был изображен крылатый конь Толпар и вертикально расположенный Государственный Флаг Республики Башкортостан. На них было обрамление в виде национального орнамента и надпись «Башкортостан». Верховный Совет уже принял его к рассмотрению, но преподаватель поселка Красноусольский внес другой проект, принявший одобрение у многих депутатов. Но этот вариант не принял Президиум. А в октябре 1993 года был вынесен на рассмотрение нынешний вариант, который был утвержден 12 октября 1993г.
Перечислите основные элементы герба России. Что они означают?
Двуглавый орел – символ власти, верховенства, силы, мудрости.
Всадник олицетворяет святого воина и предстает в образе Георгия – змееборца ( святого Георгия Победоносца). Это символ — борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества, готовности народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.
Сейчас двуглавый орел — символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации, а три короны можно трактовать как символы трех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной.
Скипетр в наше время он символизирует защиту суверенитета, как всего Российского государства, так и его отдельных территорий, республик. Держава, введенная в царский обиход Борисом Годуновым, является символом единства, целостности государства.
Что символизируют цвета и на гербе?
Красный (пурпурный) цвет считался царским. Он символизировал энергию, силу. Слово «красный» означало и «красивый», и «торжественный». Золотой цвет – неизменный символ вечности, постоянства.
3 задание: «Угадай по описанию»
Наш край — край древних легенд и уникальных памятников истории. На территории района находятся редчайшие памятники архитектуры Башкортостана, единственные в своем роде.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так и педагог должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине» —
Этими замечательными словами В.А. Сухомлинского я хочу завершить блиц-опрос и выразить вам своё удовлетворение по поводу услышанного. Вы достаточно компетентны по всем направлениям нравственно-патриотического воспитания, ваше педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма на хорошем уровне…
Решения педагогического совета:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета считать удовлетворительными. 2. Итоги конкурса плакатов по ПДД. принять к сведению. Объявить благодарность воспитателям групп.
3. Принять к сведению выступление заведующего по теме педсовета.
4. Принять к сведению результаты тематической проверки «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» и рекомендации данные старшим воспитателем, приступить к реализации поставленных рекомендаций.
Ответственные – воспитатели групп. Срок – постоянно.
5. Выступление старшего воспитателя Алексеевой Л.Ф. принять к сведению и продолжить систематическую работу по нравственно-патриотическому воспитанию воспитанников в ДОУ.
— Организовать мастер-класс по разработке конспектов Оод по алгаритму – все возрастные группы (по ознакомлению с историей, посёлка), по созданию предметно — развивающей среды групп.
Ответственный – старший воспитатель. Срок – февраль 2019 г.
— Организовать конкурс конспектов ООД по ознакомлению с родным краем.
Ответственный – старший воспитатель. Срок – март 2019 г.
6. Принять к сведению выступление воспитателя Давлетовой В.В. и продолжать работу по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Продолжать систематическую, планомерную работу в данном направлении с родителями воспитанников.
Ответственные: воспитатели всех групп. Срок – постоянно.
— Провести общее родительское собрание с обобщением опыта работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей.
Ответственный – старший воспитатель. Срок – май 2019 г.
7. Принять к сведению выступление воспитателя Исхакова Д.Р. и продолжать внедрять современные технологии в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Ответственные – воспитатели групп; Срок – постоянно.
— Запланировать и реализовать проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей. Материалы проекта предоставить в педагогический кабинет.
Ответственные: воспитатели средних, старших, подготовительных групп. Срок – 15 мая 2019 г.
8. Принять к сведению выступление воспитателя Давлетова О.В.. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.
9. Повышать профессиональную компетентность через самообразование по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей, природой родного края.
Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.
10.Принять к сведению отчёт по итогам мероприятий по Году добровольца и волонтёра и Году семьи.
11. Выдвинуть кандидатуру учителя – логопеда Полюдову О.Ю. – на награждение Нагрудным знаком «Отличник Образования Республики Башкортостан».
— Выдвинуть кандидатуру старшего воспитателя Алексееву Л.Ф. на награждение «Грамотой Министерства Образования РБ».
— Выдвинуть кандидатуру Давлетовой О.В. на награждение «Почётной грамотой» Администрации Муниципального района Чишминский район РБ.
— Выдвинуть кандидатуру младшего воспитателя Мукминой Е.С. на награждение «Почётной грамотой» МКУ Управление образования Чишминского района РБ.
infourok.ru
Методическая разработка (подготовительная группа) по теме: Справка тематической проверки по нравственно-патриотическому воспитанию
Справка
о результатах тематической проверки « Организация работы ДОУ по формированию у дошкольников нравственно- патриотических чувств».
С 20.11.13 по 27.11.2013 г. заведующей МДОУ. старшим воспитателем и учителем- логопедом в дошкольных группах была проведена тематическая проверка, ставящая своей целью оценить состояние воспитательно-образовательной работы по теме «Формирование у детей нравственно- патриотических качеств личности».
Уровень знаний и умений воспитанников МДОУ детский сад №1 по указанному вопросу приведён в следующей таблице:
Оценка уровня знаний и умений % | старшая а | старшая б | подготовительная а | подготовительная б |
Высокий | 35 | 35 | 40 | 45 |
Средний | 65 | 65 | 60 | 55 |
низкий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Как видно из таблицы, в результате систематической работы в направлении формирования нравственно-патриотических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста сложились предпосылки к вхождению в широкий социум: приобретён опыт общения со взрослыми и сверстниками, усвоены основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений; у детей воспитанники нацелены на достижение положительных результатов в новой социальной роли- учеников, дети с удовольствием рассказывают о себе, семье, своем поселке, называют домашний адрес, имеют представление о флаге, гимне, гербе РФ.
Одной из основных задач МДОУ детский сад №1 на 2013-2014 учебный год стала задача «Совершенствование работы по нравственно- патриотическому воспитанию, развитие у детей познавательной активности, любознательности, с использованием практических методов».
В целях реализации указанной задачи в МДОУ проводится систематическая работа разнонаправленного характера, как то : совместная с воспитанниками деятельность в первую и вторую половину дня (НОД, беседы, игры, досуговые мероприятия, наблюдения, приобщение к произведениям художественной литературы, рассматривание картин и рисунков соответствующего содержания: Особо показательными в вопросе формирования у детей нравственно-патриотических качеств личности стали мероприятия образовательной направленности педагогов Хохловой Р.А.. Неделяевой Л.Н., .осуществляющих проект «Нет роднее дружка, чем родная матушка» НОД упомянутых воспитателей ориентирована на формирование социально адаптированной личности, организована с учётом разных приёмов привлечения и сосредоточения внимания, приёмов обеспечения эмоционального интереса, активизации самостоятельного мышления воспитанников, подачи нового материала с опорой на имеющиеся у детей знания. И, главное, НОД педагогов Хохловой Р.А. и Неделяевой Л.Н. построена с учётом интеграции образовательных областей. Как следствие- устойчивое владение детьми знаниями, умениями и навыками по вопросу формирование нравственно-патриотических качеств личности».
Кроме того, система работы в процессе НОД строится воспитателями с учётом индивидуальной и самостоятельной работы.
Результатами системности НОД по нравственно- патриотическому воспитанию во всех группах старшего дошкольного возраста стали следующие знания, умения и навыки, реализующиеся воспитанниками в повседневной жизни:
-соблюдение правил культуры поведения по отношению к близким и незнакомым людям;
-знание стихов, пословиц и поговорок, в которых отражены забота о семье, любовь к близким;
-проявление интереса к прошлому, настоящему и будущему людей на Земле, жизни народов мира;
-умение вступать в сотрудничество со взрослыми и сверстниками;
-осознание собственной социальной значимости и ответственность за людей, нуждающихся в заботе и внимании;
-умение осмысливать и словесно выражать свои переживания, чувства, настроение;
-обретение представления о большой и малой Родине, проявление патриотических чувств по отношению к ней;
-проявление интереса к своему прошлому и будущему.
Такого рода показатели, свидетельствующие о системности работы по формированию нравственных качеств личности детей дошкольного возраста, достигнуты педагогами и благодаря регулярному пополнению( обновлению) предметно-развивающей среды.
Всеми педагогами создана богатая развивающая среда в группах: патриотические уголки, дидактический и наглядный материал, атрибуты для народных игр.
В подготовительной группе Б и старшей группе А, воспитатели Поныровская И.В., Коноваленко Е.Н., Касаткина Л.Н., Чумак Л.К., во второй младшей группе, воспитатели Ободенко О.В.,Шевцова О.И. имеется картотека народных, подвижных, дидактических игр, потешки и пословицы русского народа.
В остальных группах картотеки находятся в стадии разработки.
Анализируя итоги работы в группах старшего дошкольного возраста по результатам НОД, следует отметить: владение детьми ЗУН по вышеозначенному вопросу- в соответствии с требованиями программы; использование воспитанниками ЗУН по вопросу формирования нравственно-патриотических качеств личности»-на достаточном уровне
Всеми педагогами ДОУ созданы условия, способствующие наиболее глубокому и полноценному восприятию материала дошкольниками по социально-нравственному воспитанию: в наличии качественные современные наглядные пособия ; ведётся разработка системы развивающих заданий для воспитанников ( в том числе и инновационного содержания, творческого характера Нельзя не упомянуть и о результативности работы с родителями по проблеме
-систематически обновляется наглядная агитация;
-проводятся различные формы совместной работы, предполагающие оказать влияние на формирование нравственной личности дошкольника; родительская общественность регулярно принимает участие в совместных досуговых мероприятиях «День Матери», «День пожилых людей ( проведенный на высоком уровне в подготовительной группе «а») « День защитника Отечества», Международный женский день « 8 Марта»; иные формы работы с родительской общественностью нравственного содержания отображены в планах воспитательно- образовательной работы педагогов в разделах « Работа с родителями»).
В МДОУ ежеквартально выпускается журнал «Мир детства», два выпуска журнала посвящены нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников. Родители приняли самое активное участие в выпуске журналов.
Однако, в результате тематической проверки были выявлены следующие недостатки:
Ни в одной группе не имеются портреты выдающихся людей нашей малой родины, России (портреты полководцев, видных деятелей, детских писателей и т.д.)
В средних и старшей группе «Б» не до конца оформлены картотеки народных, дидактических и подвижных игр.
Во время бесед воспитатели не использовали имеющийся наглядный материал виде презентаций.
В планах работы не прослеживается тематичность и интеграция с другими образовательными областями (музыка, художественное творчество и т.д.)
В планах работы не отражено взаимодействие со специалистами.
Выводы по тематическому контролю.
Проведённый тематический контроль продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы в МДОУ детский сад №1 по вопросу «Совершенствование работы по нравственно- патриотическому воспитанию, развитие у детей познавательной активности, любознательности, с использованием практических методов».
В образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему нравственно-патриотического воспитания детей в целом. Дети старшего дошкольного возраста на достаточном уровне владеют нравственными знаниями, в процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о нормах и правилах поведения, развитии нравственных чувств и эмоций, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.
Рекомендации:
1. В целях повышения профессионального мастерства педагогов и формирования нравственно полноценной личности дошкольника рекомендовать мероприятия образовательной направленности воспитателей сопровождать имеющимися в МДОУ презентациями нравственно- патриотической направленности
2.Формировать накопительный материал по нравственно-патриотическому воспитанию (картотеки, портреты выдающихся людей)
3.Инициировать нетрадиционные формы работы с родителями, направленные на становление социально-адаптированной личности воспитанника.
Старший воспитатель Решетникова Е.М.
Ознакомлены:
Поныровская И.В. Нарижняя Л.П.
Коноваленко Е.Н. Красникова Т.А.
Неделяева Л.Н. Ободенко О.В.
Хохлова Р.А. Шевцова О.И.
Касаткина Л.Н.
Чумак Л.К.
Кубрак Н.П.
Геккель И.М.
Resource id #4976nsportal.ru
«Формирование у дошкольников представлений о малой родине»
Тематический контроль
Тема: «Формирование у дошкольников представлений о малой родине»
Цель: Определение уровня воспитательно — образовательной работы по организации деятельности по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Сроки проведения: 23.11.2016г. – 28.11.2016г.
Объект контроля: группы № 1,2,5,7,8,9,10,11,12,13,14.
Состав комиссии: ФИО
№ | Разделы плана | Предлагаемые рабочие материалы |
1 | Наблюдение педагогического процесса | Карта оценки эффективности занятия |
2 | Оценка профессиональных умений воспитателя | Собеседование с педагогами |
3 | Анализ средовых условий в группе | Оценочный лист «Создание уголков по нравственно-патриотическому воспитанию» |
4 | Наличие перспективного планирования работы | Анализ планирования деятельности |
5 | Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме | Карта анализа наглядной информации для родителей по данному вопросу Родительские собрания Анкетирование родителей |
Карта анализа
наглядной информации для родителей в группах ДОУ
№ | Критерии анализа | Группы | ||||||||||
1 | 2 | 5 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||
1. | Конкретность информации | 3 | 5 | 1 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 5 | 1 |
2. | Доступность предлагаемого материала | 3 | 5 | 1 | 5 | 5 | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 1 |
3. | Краткость материала | 2 | 5 | 1 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 1 |
4. | Эстетичность оформления наглядного материала | 2 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 |
5. | Педагогическая целесообразность предлагаемого материала | 3 | 5 | 2 | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 1 |
6. | Форма подачи материала: — папки-передвижки; — стенды; — памятки для родителей. | папки | папки | папки | папки | папки | папки | папки | папки | папки | папки | папки |
Анкеты для педагогов
Готовность к работе по патриотическому воспитанию
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин», «гражданское воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему? ______________
2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? ______________________________________________________
3. Какими способами вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного города, края? ____________________
4. Считаете ли вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам региональной культуры? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить? __________________________________
5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, края?
__________________________________________________________
6. Знаете ли вы, что и как рассказывать детям о родном городе?
__________________________________________________________
7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей? Назовите известные вам источники. _________________________________________________
www.prodlenka.org