cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Тема синичкин календарь – Энциклопедия сказочных героев: «Синичкин календарь»

Энциклопедия сказочных героев: «Синичкин календарь»


Бианки В., сказка «Синичкин календарь»

Жанр: литературная сказка о животных

Главные герои сказки «Синичкин календарь» и их характеристика

  1. Зинька. Молодая, бойкая, веселая и любознательная синица.
  2. Зинзивер. Друг Зиньки, тоже синица. Был ранен охотником, но быстро поправился.
  3. Старый воробей. Умный, наблюдательный, все знает.
  4. Манюня. Маленькая девочка, которая раньше всех ходила в лес за грибами. Любит птиц и животных и заботится о них.
  5. Отец Манюни. Охотник. Но человек добрый.

Кратчайшее содержание сказки «Синичкин календарь» для читательского дневника в 6 предложений
  1. Синичка Зинька узнает от старого воробья о существовании календаря и решает узнать, что происходит в каждый месяц года.
  2. Она летает в лес и на речку, заводит новых друзей, следит как тает снег и пробуждается природа.
  3. Летом Зинька летает в лес и на поля, гуляет с ребятами и спасает медведя от Манюни.
  4. Зинька знакомится с Зинзивером, которого едва не убил отец Манюни, когда стрелял куропаток.
  5. Зинька и Зинзивер живут вместе в лесу и страшно боятся невидимого убийцу.
  6. Синички перебираются в город, живут в дуплянке, которую сделала Манюня, и наконец видят убийцу-невидимку — белую полярную сову.

Главная мысль сказки «Синичкин календарь»
Любое время года, любой месяц прекрасен по-своему. У природы нет плохих времен года.

Чему учит сказка «Синичкин календарь»
Сказка учит любить природу, бережно относится к птицам и зверям, к растениям и грибам. Учит быть внимательным и наблюдательным. Учит любоваться красотами живой природы. Учит приметам,особенностям каждого времени года.

Отзыв на сказку «Синичкин календарь»
Мне очень понравился «Синичкин календарь». Маленькая Зинька хорошо трудилась целый год, составляя свой календарь и он получился интересным и увлекательным. Я много нового узнала о том, как живут звери и птицы в лесах и полях в разное время года. Узнала какие опасности их подстерегают, и как они выводят птенцов. Я очень рада, что Зинька нашла себе верного друга.

Пословицы к сказке «Синичкин календарь»
Не велика синичка, а тоже птичка.
Дважды лета в году не бывает.
Будет зима, будет и лето.
Нет зимы, которая бы не кончалась.
Осенью и у воробья пир.


Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Синичкин календарь»
Январь.
Зинька была совсем молодой синичкой, родившейся летом и еще не имевшей своего гнезда. Весь день она летала повсюду, а ночью устраивалась где придется.
И вот однажды устроилась она ночь в воробьином гнезде над оконницей дома. А ночью проснулась от громкого шума и криков. Зинька заглянула в окно и увидела что люди, взрослые и дети, пляшут вокруг нарядной елки.
Утром расшумелись воробьи и Зинька спросила, почему все шумят, люди ночью, воробьи днем. Старый и мудрый Воробей объяснил ей, что сегодня первый день нового года, начался месяц январь. Зинька не знала что такое календарь и сколько в нем месяцев и Воробей все рассказал ей. И посоветовал летать целый месяц и все подмечать, а как услышит, что месяц кончается, лететь прямиком к нему и все ему рассказать. А уж он скажет Зиньке, что это за месяц и как он называется.

Послушалась Зинька Воробья, целый месяц летала, а когда вернулась Воробей объяснил ей, что это был месяц Январь. В котором день уже пребывает, но мороз еще крепчает. А когда проглядывает солнце, то синички радуются и поют.
Февраль.
Пришел февраль и закапало с крыш. Зинька обрадовалась, решила, что пришла весна, но Старый воробей разочаровал ее, сказав, что еще много морозов будет.
Полетела Зинька в лес, насекомых из-под коры доставать. Познакомилась с мышкой, которая ей про берлогу и медвежат рассказала, с дятлом подружилась. Дятел синичку к себе в дупло пустил, когда вдруг пурга началась.
Утром вылетела Зинька из дупла и лес не узнала, все снегом облеплено. А тут и заяц беляк. Оказывается он на земле живет и снегу радуется, потому что снег его следы прячет.
Вернулась к Старому воробью Зинька, а тот велит ей запоминать, что февраль месяц вьюг, а у медведицы медвежата рождаются.
Март.
Полетела Зинька в поле, там с куропатками познакомилась. Куропатки предложили ей под снегом заночевать, но не понравился такой ночлег Зиньке. Нашла она брошенную корзинку, в ней переночевала.
А утром мороз ударил, поле настом, ледяной коркой покрылось. Попали куропатки в беду. Но продолбила им Зинька дырку острым клювом. Выбрались куропатки и Зиньку благодарили.
Осталась Зинька с куропатками. А солнце все ярче светит, вот уже и земля показалась. А там грачи прилетели, по черной земле вышагивают.
Старый воробей Зиньке так и сказал — в марте весна начинается и грачи прилетают.
Апрель.
Полетела Зинька на речку. А там лед посинел, поднимается, вода из-под льда на берег наступает. В речку бегут ручьи веселые и что ни день, то их больше становится.
Прилетела к речке маленькая птичка, стала хвостиком махать. Это ледоломка, раскачала хвостиком и как треснет об лед. Лед и лопнул. Это его вода снизу подперла.
Тут же налетели птицы большие и малые, радуются. Кто рыбу ловит, кто мушек возле берега. А вода идет, никто не остановит.
Старый воробей сказал, что в апреле весна на реки приходит.

Май.
Полетела Зинька в лес. А там снег еще под деревьями лежит, но тепло и солнце все раньше встает, всем греет, всех согревает. И вот однажды увидела Зинька первые листочки и пошел настоящий лесной праздник.
Все цветет и благоухает, птички радуются, веселые песни поют. Дятел хоть петь не умеет, зато весело барабанит.
А однажды услышала Зинька громкий звук и полетела посмотреть, кто это так кричит. Прилетела на болото, а там птицы огромные, с длинными шеями и на длинных ногах, Кричат, танцуют.
Старый воробей сказал, что это журавли и что в мае лес одевается и цветы цветут.
Июнь.
Решила Зинька своих старых друзей проведать. Полетела к дятлу, а дятел на нее ругается, прочь гонит. Обиделась Зинька, полетела к куропаткам.
Но и куропатки ее гонят. Пыталась их Зинька усовестить, напомнила как им жизнь спасла, и вроде стыдно стало куропаткам, но говорят, время другое, сейчас им драться хочется.
Летит Зинька, видит серый зверь, ей улыбается. Оказалось то старый ее знакомый — заяц беляк, только шкурки цвет поменял.
Сказал Старый воробей, что в июне у птиц лет, они за гнездами следят, да яички свои берегут, потому и не подпускают никого. И только зайцу раздолье, он зайчат выпустил и забыл. Зайчатам только первые два-три дня зайчиха нужна, а потом они сами травку ищут.
Июль.
Захотелось Зиньке свое гнездо найти, остепениться, да только куда не сунется, все гнезда и дупла заняты, везде птенчики пищат.
Хотела Зинька кормить птенцов помочь, поймала бабочку, ищет кому бы отдать. Нашла гнездо с щеглятами. Дала одному бабочку, а та велика птенчику. Давится, проглотить не может. Хорошо мама прилетела, отобрала бабочку и Зиньку отчитала, что целиком насекомое маленькому птенчику дала.
А потом стала Зинька с ребятами за ягодами и грибами ходить. Вроде и не понимают ее ребята, а с ними веселее.
И вот как-то увидела Зинька в малиннике медведя. А рядом девочка малину собирала. Решила Зиньку спасти девочку, закричала, но девочка ее не поняла. А вот медведь понял, услышал про девочку, привстал, осмотрелся и наутек кинулся.
Посмеялась Зинька, думала девочку от медведя спасти, а оказалось надо было медведя от девочки спасать.
А та девочка всегда раньше других детей в лес приходила и с полным лукошком уходила.
Август.
Сказал старый воробей, что август последний месяц лета и решила Зинька, снова в лес слетать. А там все ей рады, все в гости зовут. Птенцы уже выросли, летать научились и в каждом гнезде Зиньке рады.
Пожила Зинька у одних, потом у других. Увидела как Белочка грибы на сучки накалывает, запасы на зиму делает. Пригляделась, оказывается многие птицы и животные точно также поступают.
Решила Зинька тоже запасов наделать. Принялась семечки припрятывать. А соловей увидел это смеется, говорит, что тогда Зиньке надо нору делать.
Спросила Зинька, а что сам соловей зимой делать будет, а тот говорит, что в теплые края улетит.
Но Зинька никуда улетать не собиралась, где родилась, там и жить будет.
Сентябрь.
Сентябрь — первый месяц осени, объявил Старый воробей.
Зинька полетела на поля и увидела как люди убирают хлеб, а поля становятся совсем пустыми. Над полями летели прозрачные паутинки с паучками и Зинька скушала одного — вкусно. Так паучата себе новое место ищут.
Потом птицы стали собираться в стаи и улетать. Несколько раз Зинька видела уток и других больших перелетных птиц.
А однажды встретила стайку похожих на нее синиц, которые от рощицы к рощице перелетали. Только собралась с ними Зинька познакомится, как взлетели две куропатки, раздался гром и куропатки упали на землю, а рядом одна синичка.
Подошел человек и подобрал куропаток, позвал Манюню. Прибежала та самая девочка, что всегда больше всех грибов находила. Увидела упавшую синичку, подняла, обогрела и отпустила. А синичка взлетела на куст рядом с Зинькой.

Октябрь.
Нового товарища Зиньки звали Зинзивер. В него угодила одна дробинка и крылышки еще плохо ему повиновались.
Зинька нашла для Зинзивера дупло и носила ему туда еду. Зинзиверу было два года, он был на год старше Зиньки.
Вскоре он поправился и они сильно подружились.
А в лесу сперва все стало золотым, но потом подули ветра и унесли листья с деревьев. С севера прибывали все новые перелетные птицы, ведь там вовсю шла зима. Еще кое-где были грузди и маслята.
Однажды у большого гриба Зинька испугалась серого с белыми пятнами зверя. Но это оказался заяц, у которого уже начала появляться зимняя шкурка. Он сидел и дрожал от страха, потому что стал хорошо виден хищникам.
Ноябрь.
В ноябре в лесу появился страшный враг. Вдруг стали пропадать маленькие птички и звери. Причем врага этого никто не видел, словно он был невидимкой. Все сильно боялись неведомого врага.
Однажды выпал первый снег и утром нашли растерзанного зайчонка, возле которого видны были следы огромных когтей. Зинька предложила Зинзиверу улететь, и они решили перебраться на реку. Там место открытое и никакой враг не подкрадется незаметно.
Снег шел все чаще, а на реке начал образовываться ледок. Здесь остались только утки, и вот однажды одна из них пропала. Снова показал себя невидимый враг.
Зинзивер решил выследить врага и караулил целыми днями, но ничего подозрительного не увидел.
А Зинька предложила лететь в город, тем более, что ей все равно нужно было к Старому воробью.
Декабрь.

Старый воробей сам не знал, что за страшный враг убивает птичек в лесу. Но сказал, что в городе синичкам боятся нечего. И жить здесь, рядом с людьми, проще. Всегда можно еду найти.
И Зинька уговорила Зинзивера остаться в городе. Потому что приближался Новый год, которому все будут радоваться. А Зинзиверу она предложила спеть первую песню солнцу в новом году.
Стали Зинька и Зинзивер искать дом для себя, но все места были заняты. Хорошо, что Старый воробей направил их к одному домику с красной крышей. Он видел как девочка мастерила там дуплянку для птиц.
Прилетев туда синички сразу увидели того самого бородатого охотника, который убил куропаток. Он вешал на дерево дуплянку и советовался с девочкой Манюней, правильно ли, высоко ли.
Новый домик очень понравился Зиньке и Зинзиверу и они остались в нем жить.
Уже ближе к новому году, отец Манюни принес из леса огромную белую птицу — полярную сову. Он объяснил девочке, что это редкий и страшный гость в их лесах. Летает сова бесшумно, а заметить ее невозможно.
Зинька и Зинзивер не поняли объяснений охотника, но поняли, что это и был тот самый убийца-невидимка. Они позвали всех птиц в округе, чтобы посмотреть на страшную птицу.
А вечером у Манюни была елка, дети кричали и шумели. Но синички на них нисколько не сердились. Они знали, что следом за Новым годом возвращается солнце. Рисунки и иллюстрации к сказке «Синичкин календарь»


santyaguarundito.blogspot.com

Литературное чтение Тема: В. Бианки «Синичкин календарь»

Класс. 3-А

Урок. Чтение

Тема: В. Бианки «Синичкин календарь»
Цель: познакомить учащихся с рассказом В. Бианки; закрепить умения работать с текстом, развивать навык выразительного чтения, осознанного чтения, умение выражать свои мысли, развивать связную речь; обогащать словарный запас; воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная доска, карточки.

Ход урока:

  1. Организация класса

Громко прозвенел звонок

Начинаем мы урок

На уроке не зевать

А работать и читать

  1. Мотивация учебной деятельности:

1.Загадка

Кто знает верную примету
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, снег и тьма.
И солнце низко, то …..

2.Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»
— О зиме много сложено стихов , написано картин, а вот композитор П. И. Чайковский попытался передать особенности этого времени года в музыке. Послушайте, как кружат в воздухе снежинки и тихо опускаются на землю.

3.Ассоциативный куст
-А с чем у вас ассоциируется зима?

  1. — Итак, мы нарисовали свои снежинки. У каждого из нас есть свое, запоминающееся представление о зиме, мы их собрали воедино, и у нас получилась зима яркая, блестящая, приносящая радость.

    1. -Зима приходит не сразу, а постепенно, по своим законам. По — разному встречают зиму и птицы. Большинство из них собираются в стаи и улетают в теплые края. А некоторые птицы остаются у нас зимовать.
      -Каких зимующих птиц родного края вы знаете?
      -Всех этих птиц можно встретить не только за окнами домов, но и на страницах книг известного детского писателя В. Бианки.

    2. А что вы можете сказать об авторе?

Он с детства полюбил природу, много путешествовал и в своих произведениях он передает молодому читателю всю красоту окружающего мира.

  1. Сообщение темы урока
    — И сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой В. Бианки; будем читать ее по ролям, совершенствовать технику ..Вы должны учиться выразительно читать, правильно строить предложения. В конце урока вы можете заработать наивысший бал за активную работу на уроке. А чтобы успешно справиться с поставленными целями и задачами урока нам необходимо провести подготовительную работу по чтению.

  1. Слоговички

  1. Изучение нового материала.

– Вы слышите (звуки пения птицы), поет птичка. Эту любознательную синичку зовут Зинька. Ее пение созвучно с именем. Именно она будет являться одной из главных героев сказки «Синичкин календарь».

1.Метод «Помощь»
– Что вы знаете о синичке?
— Мне бы хотелось расширить знание об этой птице. Я предлагаю вам послушать сообщение о синице.

Синица — птица оседлая. Встречается в лиственных лесах, парках и садах.

Длина ее тела —14 см Питается лесными и садовыми насекомыми- вредителями и их личинками, семенами растений. Черный цвет головы и шеи, зеленовато- голубоватая спинка и желтая расцветка брюшка и груди — самые характерные признаки этого вида синиц.

Очень плодовита — в кладке 18—20 яиц. Своих птенцов выводит, когда еще холодно, потому гнезда делает очень теплыми, а впервые дни подолгу обогревает малышей, почти не покидая гнезда. Корм приносит самец. Потом малышей кормят оба родителя, прилетая к гнезду до 400 раз в день. Кочуют небольшими стайками.

Зимой часть птиц прилетают к жилью человека. Здесь легче прокормиться. Из десяти синиц до весны доживают одна-две. Гибнут птицы не от холода, а от голод.

— Какая информация была вам знакома?
— Что нового узнали ?
— А что вы делаете для того чтобы помочь птицам не погибнуть от голода зимой?

2.Словарная работа.
— Для того чтобы вы хорошо поняли содержание прочитанного, я предлагаю объяснить вам значение некоторых слов.

Посчастливилось – повезло.

Перина – мягкая подстилка.

Больно мудрено – непонятно, очень сложно.

3.Метод «Нарушение последовательности» (предположить расположение фраз из сказки в нужной последовательности)

— Я предлагаю прочитать 6 фраз, которые я выбрала из сказки.
— Зинька была молоденькой синичкой и своего гнезда у нее не было.
— … в первый раз Зинька заснула в тепле …
— … утром Зиньку разбудил крик воробьев.
— Ведь сегодня новый год.
— Сегодня первый день января.
— Где же сразу столько запомнить!

4.Чтение сказки учащимся (слушание в мр3 записи)рассказа Синичкин календарь Январь
— Автор будет читать текст, а вы внимательно слушайте и проверяйте, последовательно ли эти фразы размещены на доске.

5.Деление текста на части в соответствии с планом.
— Я эту сказку разделила на 3 части и составила план. Предлагаю вам прочитать сказку, самостоятельно разделить ее в соответствии с планом.

План

  1. Зиньке посчастливилось найти гнездо.

  2. Зуньку разбудил шум в доме.

  3. Зиньку разбудил веселый звонкий крик воробьев

VI.ФИЗМИНУТКА

6.Метод взаимных вопросов (чтение сказки по частям)

  • 1-я часть (дети читают вместе с учителем вслух и задают вопросы учителю.)

  • 2-я часть (работа в парах по вариантам)

  • 3-я часть (чтение по ролям, учитель задает вопросы)

    • Кто разбудил Зиньку утром?

    • Чему радовались люди и птицы?

    • Почему воробьи назвали синичку желторотой?

    • Прочитайте слова из текста, которые подтверждают, что Зинька была любознательной.

    • Как птички объясняли синичке что такое календарь?

7.Восстановить поговорки .
— Необходимо восстановить поговорки. Для этого необходимо вспомнить зимние месяцы.

… год кончает, а зиму начинает.

… года начало, а зимы середина
— Как воробьи называют декабрь? Почему?
— Почему синичка сразу не смогла запомнить все месяцы?

8.Выборочное чтение (совершенствование выразительности чтения)
— К нам на урок пришли два человека и каждый со своим настроением.
— Какой отрывок из рассказа мог бы прочитать этот человек?

  1. Обобщение знаний

1.Синквейн
-Давайте на мгновение станем поэтами.
Выразить свое отношение к главному герою в синквейне.

Шустрые синички, 
Птички-невелички, 
Прилетают в города 
На зиму, где есть еда. 
А весеннею порой 
Улетают в лес родной.

Весёлая синица 
Морозов не боится. 
Даже в минус двадцать пять 
Любит песни распевать! 

9.Тест

1Что разбудило синичку утром?

а. яркий свет

б. сильный шум

в. крик воробьев

2. Как зовут синичку в сказке «Синичкин календарь»?

а. Зинка

б. Сонька

в. Зинька

3. Что увидела синичка, в светящемся окне?

а. стайку воробьев

б. елку

4. Что разбудило синичку ночью, когда она сладко спала

в воробьином гнезде?

а. пение птиц

б. смех детей

в. сильный шум

5. Когда Зиньке посчастливилось найти свободное воробьиное гнездо?

а. среди зимы

б. осенью

в. в ноябре

6. Что пообещала Зинька старому воробью?

а. прилетать каждый месяц к старому воробью

б. летать по садам и полям

в. громко петь

7. Чему радовались люди и птицы?

а. первому снегу приходу Нового года

б. приходу весны

в. приходу Нового года

Работа с пословицами

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Не велика синичка, а тоже птичка.

Мала синичка, да коготок востёр.

Хоть тресни синица, а не быть журавлём.

  1. Итог урока

Что нового узнали на уроке?

  • Чему научились на уроке?

  • Можно ли сказку «Синичкин календарь» назвать зимней и почему?

  1. Комментирование оценок.

  2. Домашнее задание.

Прочитать рассказ, нарисовать рисунок к рассказу ( создать образ февраля), найти народные приметы, загадки, пословицы и поговорки о феврале.

10.Рефлексия.

На ваших столах лежат  снежинки. Если вам все понятно и понравился урок, то выберите снежинку голубого цвета. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите снежинку красного цвета . (Размещение на доске снежинки). Наша снежинка готова , если остались какие-то вопросы, мы их разрешим на следующем уроке.

Закончить урок я хотела бы словами из песни

« У природы нет плохой погоды,

Каждая погода – благодать.

Снег ли, дождь – любое время года…

Надо благодарно принимать…»

— Спасибо всем за урок.

Карточка личных достижений учащегося на уроке

______________________________ Ф И

Вид работы

бал

Мой бал

1

Игра «Шифровальщики»

1б.

2

Прослушивание сказки «Январь»

Метод «Нарушение

последовательности»

1б.

3

Деление текста на части

Работа в парах

(постановка вопроса, ответ)

Самостоятельное чтение сказки

1б.

4

Чтение по ролям

5

Рабата в группах

1б.

Общий бал

5 б.

infourok.ru

Конспект урока чтения на тему: В. Бианки «Синичкин календарь»

Класс. 3-А

Урок. Чтение (критическое мышление)

Учитель. Пархоменко Анна Арсеновна

Тема: В. Бианки «Синичкин календарь»
Цель: познакомить учащихся с рассказом В. Бианки; закрепить умения работать с текстом, развивать навык выразительного чтения, осознанного чтения, умение выражать свои мысли, развивать связную речь; обогащать словарный запас; воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная доска, карточки.

Ход урока:

  1. Организация класса

Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели.
На меня все посмотрели

  1. Мотивация учебной деятельности:

    1. Загадка

Кто знает верную примету
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, снег и тьма.
И солнце низко, то …..

    1. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»
      — О зиме много сложено стихов , написано картин, а вот композитор П. И. Чайковский попытался передать особенности этого времени года в музыке. Послушайте, как кружат в воздухе снежинки и тихо опускаются на землю.

    2. Ассоциативный куст
      -А с чем у вас ассоциируется зима?
      -Зима приходит не сразу, а постепенно, по своим законам. По разному встречают зима и птицы. Большинство из них собираются в стаи и улетают в теплые края. А некоторые птицы остаются у нас зимовать.
      -Каких зимующих птиц Крыма вы знаете?
      -Всех этих птиц можно встретить не только за окнами домов, но и на страницах книг известного детского писателя В. Бианки. Он с детства полюбил природу, много путешествовал и в своих произведениях он передает молодому читателю всю красоту окружающего мира.

  1. Сообщение темы урока
    — И сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой В. Бианки; будем читать ее по ролям, совершенствовать технику ..Вы должны учиться выразительно читать, правильно строить предложения. В конце урока вы можете заработать наивысший балл за активную работу на уроке. А чтобы успешно справиться с поставленными целями и задачами урока нам необходимо провести подготовительную работу по чтению.

  1. ра ра ра ра ра

  2. ты ты ты ты

  3. ла ли ла?

ны ни ны!

  1. Слоговички

  1. Изучение нового материала.


    1. – Вы слышите (звуки пения птицы), поет птичка. Эту любознательную синичку зовут Зинька. Ее пение созвучно с именем. Именно она будет являться одной из главных героев сказки «Синичкин календарь».

    2. Метод «Помощь»
      – Что вы знаете о синичке?
      — Мне бы хотелось расширить знание об этой птице . Я предлагаю вам прочитать сообщение о синице. Если вы встретите в тексте знакомую информацию «+». Если вы прочитаете незнакомую информацию, «-».
      — Какая информация была вам знакома?
      — Что нового узнали из статьи?
      -А что вы делаете для того чтобы помочь птицам не погибнуть от голода зимой?

    3. Словарная работа.
      -Для того чтобы вы хорошо поняли содержание прочитанного, я предлагаю объяснить вам значение некоторых слов.

Посчастливилось – повезло.

Перина – мягкая подстилка.

Больно мудрено – непонятно, очень сложно.

    1. Метод «Нарушение последовательности» (предположить расположение фраз из сказки в нужной последовательности)

— Я предлагаю прочитать 6 фраз, которые я выбрала из сказки.
— Зинька была молоденькой синичкой и своего гнезда у нее не было.
— … в первый раз Зинька заснула в тепле …
— … утром Зиньку разбудил крик воробьев.
— Ведь сегодня новый год.
— Сегодня первый день января.
— Где же сразу столько запомнить!

    1. Чтение сказки учащимся
      — Дети будут читать текст, а вы внимательно слушайте и проверяйте, последовательно ли эти фразы размещены на доске.

    2. Деление текста на части в соответствии с планом.
      — Я эту сказку разделила на 3 части и составила план. Предлагаю вам прочитать сказку, самостоятельно разделить ее в соответствии с планом.

План

  1. Зиньке посчастливилось найти гнездо.

  2. Зиньку разбудил шум в доме.

  3. Зиньку разбудил веселый звонкий крик воробьев

ФИЗМИНУТКА

  1. Метод взаимных вопросов (чтение сказки по частям)

    • 1-я часть (дети читают вместе с учителем вслух и задают вопросы учителю.)

    • 2-я часть (работа в парах по вариантам)

    • 3-я часть (чтение по ролям, учитель задает вопросы)

      • Кто разбудил Зиньку утром?

      • Чему радовались люди и птицы?

      • Почему воробьи назвали синичку желторотой?

      • Прочитайте слова из текста, которые подтверждают, что Зинька была любознательной.

      • Как птички объясняли синичке что такое календарь?

  1. Восстановить поговорки .
    — Необходимо восстановить поговорки. Для этого необходимо вспомнить зимние месяцы.

… год кончает, а зиму начинает.

… года начало, а зимы середина
— Как воробьи называют декабрь? Почему?
— Почему синичка сразу не смогла запомнить все месяцы?

  1. Выборочное чтение (совершенствование выразительности чтения)
    — К нам на урок пришли два человека и каждый со своим настроением.
    — Какой отрывок из рассказа мог бы прочитать этот человек?

  1. Обобщение знаний

    1. Синквейн
      -Давайте на мгновение станем поэтами.
      Выразить свое отношение к главному герою в синквейне.

    2. Тест

  2. Итог урока

  • Что нового узнали на уроке?

  • Чему научились на уроке?

  • Можно ли сказку «Синичкин календарь» назвать зимней и почему?

Оценивание.

  1. Домашнее задание (дифференцированное)

Урок №31

Тема: В. Бианки «Синичкин календарь»

Цель: познакомить учащихся с рассказом В. Бианки; закрепить умения работать с текстом,развивать навык выразительного чтения, осознанного чтения, умение выражать свои мысли, развивать связную речь; обогащать словарный запас; воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: урок – практикум

Форма работы: работа в парах

Методы: частично-поисковый, обьяснительно-иллюстративный

Современные технологии: элементы критического мышления, элементы личностно ориентированного обучения.

Оборудование: мультимедийная доска, карточки.

infourok.ru

Синичкин календарь — Вытворяндия

Изменение природы вызывает новый поток вопросов у любознательных малышей. И такие поворотные моменты могут послужить толчком к серии игр и тематических занятий. И вовсе необязательно скачивать очередной сборник о временах года из интернета. Даже если наборы лабиринтиков, проводилок, прописей и цифр для вас привычны, всегда можно проявить творческий подход и немного изменить ход игры.

Тематические плакаты

Мне понравилась идея «обучающих стен», и поняла я ее буквально: решила создавать тематические плакаты на ватмане и вешать их на стены. Начинала работу обычно самостоятельно, обозначив тему и наклеив часть картинок, и, как правило, делала это вечером, когда ребенок спит. Утром, обнаружив сюрприз, он с удовольствием включался в работу.

Особенность наших настенных пособий в том, что процесс их создания постепенен. В течение недели, время от времени, малыш возвращается к плакату, повторяет что-то, задает вопросы, доклеивает материал, которого, по его мнению, не хватает по конкретному вопросу. Когда тема исчерпана и обыграна, плакат снимается и заменяется новым.

Идея для плаката

Мне казалось, что до книги с рассказами и сказками Бианки «Синичкин календарь» мы еще не доросли, но сын в нее просто влюбился. Особенно ему приглянулась главная героиня – синичка Зинька, которая училась у старого воробья определять времена года и месяцы. Так нашлось применение тематическим раскраскам «Птицы», которые давно пылились на полке. Ее герои поменяли место жительства, облюбовав очередной лист ватмана. Рядом появилась небольшая коробочка – домик старого воробья. Его и синичку Зиньку я сделала «способными передвигаться», прикрепив на картонку.

Ребенок их сразу узнал, и мы обыграли сценку с любознательной синичкой. Она прилетела к воробью и рассказала ему, что происходит с природой в марте (рассказывать пытался сын). Заодно запомнили внешний вид некоторых птиц (по картинкам). Малыш еще и посчитал их – самостоятельно, без моей просьбы.

Потом на нашем плакате появились солнышко и облака, подснежник и мать-и-мачеха, сделанные малышом. Творческий плакат приобретал законченный вид.

А синичка Зинька принесла еще и рассказ – на журнальных листах. Он был о ласточках и обрывался на самом интересном месте (продолжение должно было быть в следующем номере, которого у нас нет). Вот и еще одна задачка – уже интеллектуальная – попытаться закончить повествование.

Придумываем продолжение сказки

Моему сыну очень трудно даются задачи с вариантами развития событий, хотя с воображением у него все в порядке, и собственные сценарии он переигрывает и переиначивает по несколько раз на день. И, бывает, доходит до смешного: создаем новую версию просмотренного мультика, и стоит задать вопрос, как сын сразу останавливается и требует: «Ты скажи!». И даже не всегда помогает моя искренняя заинтересованность услышать мнение ребенка по данному вопросу. Он все равно стоит на своем. Приходится заходить издалека, вдохновлять своим примером и рассказывать возможные варианты ответов, размышлять вслух, и потом плавно переходить к другому вопросу. Поэтому пока нельзя сказать, что мы достигли особых успехов в выполнении подобных заданий.

И новой такой ТРИЗ-задачей на развитие воображения и стал незаконченный рассказ о ласточках. Если коротко, то его суть следующая. У птиц кто-то воровал яйца в гнездах. И когда выяснилось, что это сорока, да еще и случай представился проучить обидчицу, несколько ласточек смело ринулись в бой. Но она улетела в лес, заманивая за собой птичек, где тех ждала засада. Бой ласточки проигрывали, но одной птичке удалось вырваться. Но что же ей делать? У береговушек закон – тех, кто бросил своих в беде, стая изгоняет. И птичка никак не может вернуться к своим одна, но если она не позовет на помощь, остальные погибнут.

Распереживавшись, малыш чуть не расплакался, но все-таки нашел свое решение. Он сказал: «Надо позвать синичку Зиньку и старого Воробья. Они соберут драчливых воробьев, и все вместе смогут отпугнуть сорок. А еще можно позвать дятла-красношапочника – у него клюв сильный». И, как водится, в завершение задачи у нас снова началась игра – на этот раз продолжили развивать сценарий по спасению ласточек.

Простые выводы

Это замечательно, когда мама развивается и растет вместе с ребенком. Стоит радоваться и небольшим педагогическим победам, тем более, когда понимаешь, что малыш еще не готов к большой «порции» творческих задач, и новое стоит вводить дозировано и постепенно. А для начала можно научиться рассматривать любую книгу в качестве источника идей для занятий и игр.

Но самое главное при таком подходе – это преобразование обычной среды в творческую. Ребенок видит, как мама из привычных вещей создает «театр действий», где оживают любимые сказки и рассказы. И таким образом учится сам подходить к решению задач не только интеллектуально, но и творчески.

Татьяна Страхова

Вам также может быть интересно::

vytvoryandia.ru

Пархоменко Анна Арсеновна Тема: В. Бианки «Синичкин календарь» Цель: познакомить учащихся с рассказ


Класс. 3-А

Урок. Чтение (критическое мышление)

Учитель. Пархоменко Анна Арсеновна

Тема: В. Бианки «Синичкин календарь»
Цель: познакомить учащихся с рассказом В. Бианки; закрепить умения работать с текстом, развивать навык выразительного чтения, осознанного чтения, умение выражать свои мысли, развивать связную речь; обогащать словарный запас; воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная доска, карточки.

^


  1. Организация класса

Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели.
На меня все посмотрели

  1. Мотивация учебной деятельности:

    1. Загадка

Кто знает верную примету
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, снег и тьма.
И солнце низко, то …..

    1. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»
      — О зиме много сложено стихов , написано картин, а вот композитор П. И. Чайковский попытался передать особенности этого времени года в музыке. Послушайте, как кружат в воздухе снежинки и тихо опускаются на землю.

    2. Ассоциативный куст
      -А с чем у вас ассоциируется зима?
      -Зима приходит не сразу, а постепенно, по своим законам. По разному встречают зима и птицы. Большинство из них собираются в стаи и улетают в теплые края. А некоторые птицы остаются у нас зимовать.
      -Каких зимующих птиц Крыма вы знаете?
      -Всех этих птиц можно встретить не только за окнами домов, но и на страницах книг известного детского писателя В. Бианки. Он с детства полюбил природу, много путешествовал и в своих произведениях он передает молодому читателю всю красоту окружающего мира.

  1. Сообщение темы урока
    — И сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой В. Бианки; будем читать ее по ролям, совершенствовать технику ..Вы должны учиться выразительно читать, правильно строить предложения. В конце урока вы можете заработать наивысший балл за активную работу на уроке. А чтобы успешно справиться с поставленными целями и задачами урока нам необходимо провести подготовительную работу по чтению.

  1. ра ра ра ра ра

  2. ты ты ты ты

  3. ла ли ла?

ны ни ны!

  1. Слоговички

  1. Изучение нового материала.
    1. – Вы слышите (звуки пения птицы), поет птичка. Эту любознательную синичку зовут Зинька. Ее пение созвучно с именем. Именно она будет являться одной из главных героев сказки «Синичкин календарь».


    2. Метод «Помощь»
      – Что вы знаете о синичке?
      — Мне бы хотелось расширить знание об этой птице. Я предлагаю вам прочитать сообщение о синице. Если вы встретите в тексте знакомую информацию «+». Если вы прочитаете незнакомую информацию, «-».

Синица — птица оседлая. Она живет в лесах, по берегам водоемов. Зимой часть птиц прилетают к жилью человека. Здесь легче прокормиться.

Из десяти синиц до весны доживают одна-две. Гибнут птицы не от холода, а от голода.
— Какая информация была вам знакома?
— Что нового узнали из статьи?
— А что вы делаете для того чтобы помочь птицам не погибнуть от голода зимой?


    1. Словарная работа.
      — Для того чтобы вы хорошо поняли содержание прочитанного, я предлагаю объяснить вам значение некоторых слов.

Посчастливилось – повезло.

Перина – мягкая подстилка.

Больно мудрено – непонятно, очень сложно.


    1. Метод «Нарушение последовательности» (предположить расположение фраз из сказки в нужной последовательности)

— Я предлагаю прочитать 6 фраз, которые я выбрала из сказки.
— Зинька была молоденькой синичкой и своего гнезда у нее не было.
— … в первый раз Зинька заснула в тепле …
— … утром Зиньку разбудил крик воробьев.
— Ведь сегодня новый год.
— Сегодня первый день января.
— Где же сразу столько запомнить!

    1. Чтение сказки учащимся
      — Дети будут читать текст, а вы внимательно слушайте и проверяйте, последовательно ли эти фразы размещены на доске.

    2. Деление текста на части в соответствии с планом.
      — Я эту сказку разделила на 3 части и составила план. Предлагаю вам прочитать сказку, самостоятельно разделить ее в соответствии с планом.

План

  1. Зиньке посчастливилось найти гнездо.

  2. Зуньку разбудил шум в доме.

  3. Зиньку разбудил веселый звонкий крик воробьев

ФИЗМИНУТКА

  1. Метод взаимных вопросов (чтение сказки по частям)

      • 1-я часть (дети читают вместе с учителем вслух и задают вопросы учителю.)

      • 2-я часть (работа в парах по вариантам)

      • 3-я часть (чтение по ролям, учитель задает вопросы)

        • Кто разбудил Зиньку утром?

        • Чему радовались люди и птицы?

        • Почему воробьи назвали синичку желторотой?

        • Прочитайте слова из текста, которые подтверждают, что Зинька была любознательной.

        • Как птички объясняли синичке что такое календарь?

    1. Восстановить поговорки .
      — Необходимо восстановить поговорки. Для этого необходимо вспомнить зимние месяцы.

    … год кончает, а зиму начинает.

    … года начало, а зимы середина
    — Как воробьи называют декабрь? Почему?
    — Почему синичка сразу не смогла запомнить все месяцы?


    1. Выборочное чтение (совершенствование выразительности чтения)
      — К нам на урок пришли два человека и каждый со своим настроением.
      — Какой отрывок из рассказа мог бы прочитать этот человек?

    1. Обобщение знаний

      1. Синквейн
        -Давайте на мгновение станем поэтами.
        Выразить свое отношение к главному герою в синквейне.

      2. Тест

    2. Итог урока

      • Что нового узнали на уроке?

      • Чему научились на уроке?

      • Можно ли сказку «Синичкин календарь» назвать зимней и почему?

      Оценивание.

      1. Домашнее задание (дифференцированное)

      Урок №31

      Тема: В. Бианки «Синичкин календарь»

      Цель: познакомить учащихся с рассказом В. Бианки; закрепить умения работать с текстом, развивать навык выразительного чтения, осознанного чтения, умение выражать свои мысли, развивать связную речь; обогащать словарный запас; воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.
      Тип урока: изучение нового материала

      Форма проведения: урок – практикум

      Форма работы: работа в парах

      Методы: частично-поисковый, обьяснительно-иллюстративный

      Современные технологии: элементы критического мышления, элементы личностно ориентированного обучения.

      Оборудование: мультимедийная доска, карточки.

lib2.znaimo.com.ua

Синичкин календарь: nuzhno_detyam

И в возрасте детского сада, и в начальной школе детки изучают времена года, названия месяцев, их очерёдность и особенности явлений природы, погоды. Есть много способов рассказать ребяткам о временах года, познакомить с календарём. В прошлом году в сборнике «Внеклассное чтение – Рассказы и стихи о природе, 1-4 класс» я прочитала рассказ, который мне очень понравился, и с помощью которого можно не просто схематично познакомить ребят с календарём, но при этом и рассказать им много интересного о временах года, о природе и жизни животных. Это рассказ Виталия Бианки «Синичкин календарь».

Очень не хочется чтобы ознакомление деток с временами года свелось к: «В году 4 времени года…, в каждом времени года по три месяца…, всего в году 12 месяцев. Зимой холодно и снег, весной теплеет, снег тает и вырастает трава, летом тепло и жарко, растут цветы и ягоды, осенью становится холодно, деревья сбрасывают листву и снова выпадает снег».

И совсем иное дело передавать детям знания об окружающем мире через контакт с этим самым окружающим миром, хотя бы посредством художественной литературы, стихотворений, музыки, изобразительного искусства!

Мне так понравился рассказ, что я кратко изложила его ниже, в качестве примера, хотя этого можно было и не делать. В середине и в конце статьи Вы также сможете прочитать о том, как можно организовать обучающую, творческую и игровую деятельность с детьми по мотивам этого рассказа.

Январь (носик года)

Молодая синичка Зинька, у которой пока нет своего гнёзда, встречает Новый год в найденном ею над окном одного дома свободном воробьином гнёздышке. На следующий день ещё не знающая жизни Зинька узнает от воробьёв о том, что такое календарь, «расписание работы солнышка на весь год». Старый воробей хочет помочь юной синичке познавать календарь года, он даёт ей советы, и с этого начинаются её замечательные приключения, полные открытий.

Февраль

Зинька летит в лес, где очень красиво, ей там всё очень нравится: такое множество деревьев, на широких лапах ёлок навалены целые сугробики снега, прыгнешь на ветку – снег так и сыпется и сверкает разноцветными красками. Зинька тюкает носиком в трещинки в коре деревьев и вытаскивает оттуда «какого-нибудь насекомыша-букарашку» и таким образом находит себе пропитание. Она знакомится с лесной мышкой, дружится с дятлом, потом переживает страшную пургу в лесу, после которой встречается со странным зверем: сам весь белый, уши торчком, сидит столбиком, глаза на Зиньку выпучил. Он рассказывает ей о волках, которые его не нашли, потому что пурга все следы замела. Зинька возвращается к старому воробью, он даёт ей объяснения о жизни в феврале месяце и отправляет её лететь в поле.

Март

Полетела синичка в поле и стала жить там с куропатками (красивыми полевыми курочками с шоколадной подковкой на груди). А солнце день ото дня всё ярче и жарче. Тает в поле снег, на пригорках показалась земля, прилетели чёрные с белыми носами грачи. «Здравствуйте! С прибытием!» Зинька радуется вместе со всеми весне и с весёлой песенкой снова летит к старому воробью. Он ей говорит: «Да. Это месяц март. Прилетели грачи, значит, правда весна началась. Весна начинается в поле. Теперь лети на реку».

Апрель

Летит синичка над полем, над лугом, слышит: ручьи поют, бегут, к реке собираются. Лёд над рекой посинел, у берегов вода выступает. Зинька знакомится с птичкой ледоломкой… Ручьи набежали в реку, поднатужились, нажали снизу, лёд лопнул, треснул, и река пошла, закачались на ней льдины, плывут, друг друга кружат. Налетели всякие водяные птицы, все пищат, кричат, веселятся! Зинька возвращается к старому воробью, и он объясняет ей, что это апрель месяц, что после поля весна приходит на реку. После знакомства с весной в поле и на реке по совету старого воробья Зинька снова отправляется в лес.

Май

А в лесу всё ещё полно снегу! Он спрятался под кустами и деревьями, и солнцу трудно достать его там. Но много разных птиц уже порхают между деревьев. Жить стало легко, и птичкам можно больше не заботиться о ночлеге, можно переночевать просто где-нибудь на ветке… На берёзах показались маленькие зелёные пальчики, тут и начался лесной праздник, засвистал соловей, заурчали в лужах лягушки, загудели майские жуки, зацвели ландыши, друг Зиньки дятел лихо барабанит по сухим сучкам, дикие голуби веселятся-кружат над лесом. На болоте синичка видит дивных птиц-великанов и летит с рассказами и вопросами к старому воробью, он объясняет ей, что эти большие птицы – журавли.

Организация изучения Синичкиного календаря

Естественно педагог (родитель) может наполнить свой рассказ сколь угодно более разнообразными примерами и описательными подробностями данного времени года, месяца и его особенностей… Можно растянуть изучение календаря по этому рассказу на двенадцать занятий, по количеству месяцев года, и затем возвращаться к прочитанному в течение года, по мере того, как сезоны сменяют друг друга. В начале очередного занятия-беседы вспоминаем с ребятками о том, что происходило в предыдущем месяце: где побывала Зинька, с кем познакомилась, что наблюдала и пережила. Затем переходим к рассказу о следующем месяце. Желательно подкрепить рассказ иллюстрациями, фотографиями с изображением упоминаемых в рассказе животных, птиц, растений, леса, реки, времён года. Сейчас с помощью интернета можно найти и подобрать любые необходимые иллюстрации и фото, можно использовать книги, художественные альбомы. Например, в месте, где рассказывается про прилёт грачей, показать ребятам репродукцию картины Саврасова «Грачи прилетели» и т.п.

Синичкин альбом

Во время или после прочтения рассказа можно организовать ведение альбома, назвать его «Синичкин календарь»: в нём каждому месяцу посвятить свою страничку, разместить на ней иллюстрации, рисунки, фотографии, связанные с жизнью синички и природы в этом месяце. Можно делать вместе с детьми свой фоторепортаж, если есть возможность выезжать на природу, или наблюдать в городе за сменой природных и погодных явлений (ведь синички живут и в городе), и потом использовать сделанные фото в своём календарном альбоме. А можно вести «Воробьиный или голубиный календарь»!

Июнь

Зинька решает облететь своих старых друзей. Многим из её пернатых друзей теперь не до общения, они очень заняты чем-то и поэтому стали не очень-то приветливы к Зиньке. Встретившись со своим знакомым зайцем, Зинька не узнаёт его, ведь теперь он не белый, как был зимой, а серый. Заяц рассказывает ей, как он меняет свою шубку. А старый воробей потом объясняет синичке, что птицы в этом месяце заняты заботой о драгоценных яичках и птенчиках, и рассказывает о том, как воспитываются зайчатки.


Июль

Самый хороший месяц и для птенцов, и для зверят, потому что кругом всего очень много: и солнечного света, и тепла, и разной вкусной еды. Зинька решила остепениться, занять свободное дупло в лесу и зажить в нём своим домиком. Но, оказалось, все дупла заняты птичьими гнёздами с птенцами. Заскучала Зинька, стало ей одиноко. Стала она вертеться около весёлых ребят, приходивших с корзиночками в лес за малинкой. Пребывание деток в лесу не обошлось без приключений, в которых поучаствовала и Зинька. (Я совсем без подробностей пересказываю, очень кратенько.)


Август

Третий и последний месяц лета. Смотрит Зинька: все гнёзда стали пусты, все дупла свободные, птенцы выросли и научились летать. Дети и родители все вместе живут, выводками летают, а гнёзда им больше не нужны. …Как-то раз Зинька подглядела, как белочка грибки собирает, но не ест их, а на сучках сушит. Белочка ей объяснила, что делает запасы на зиму. Смотрит Зинька: многие зверушки запасы себе собирают. Начала и синичка кое-что припрятывать на чёрный день. А соловей ей рассказывает, что ему запасы не нужны, что он скоро улетит отсюда туда, где и зимой тепло и розы цветут! А Зинька ему: «А я синичка. Я где родилась, там всю жизнь и проживу». И подумала: «Пора мне о своём домке подумать». Лето кончается.


Сентябрь

Первый месяц осени. Первым делом осень пришла в поле, Зинька видела, как люди свозили хлеб с поля. Потом поле опустело, серебряные нити-паутинки тихонько летели над ним. Покинув свои летательные паутинки, паучки попрятались в укрытия до весны. В лесу начал краснеть, желтеть и буреть лист. Птичьи семьи стали собираться в стайки, а стайки – в стаи: готовились в отлёт. Раз Зинька повстречала в поле стайку таких же, как она сама, синичек. Не успела она познакомиться с ними, как вдруг раздался короткий страшный гром – это бородатый охотник подстрелил двух куропаток и сбил дробинкой сидевшую рядом с Зинькой синичку. Зинька очень испугалась и сидела ни жива ни мертва. Опомнившись, она увидела маленькую девочку (её звали Манюня), которая подошла с корзинкой грибов к позвавшему её охотнику. Подходя, девочка приметила на земле упавшую с ветки синичку, взяла её в руки, пожалела, спрыснула водой из фляжки и оживила её.


Октябрь

Быстренько слетав к старому воробью и узнав у него название наступающего месяца, Зинька торопилась возвратиться к своему больному товарищу. Его звали Зензивер. После удара дробинкой крылышки и лапки ещё плохо повиновались ему. Через несколько дней он поправился. Зензивер остался жить с Зинькой, они очень подружились. А осень пришла уже и в лес, он раскрасился в яркие цвета и был очень красив! Потом подули сердитые ветры, полили дожди, лес стал терять листья и редеть. Но выдавались и погожие, сухие и ясные дни. Солнышко приветливо светило, прощаясь с засыпающим лесом. Синички повстречали зайца, который поведал им, как нелегко ему живётся осенью. Хорошая девочка Манюня больше не приходила в лес.


Ноябрь

В этом месяце в лесу появился страшный враг-невидимка. Стали пропадать птички, мыши и зайцы. Выпал первый снег. Зинька очень боялась разбойника-невидимки, и они с Зензивером полетели из леса на реку. Речка ещё бежала, но по утрам на ней был ледок и с каждым морозцем он рос. Снег сначала выпадал и тут же таял, а потом уже падал и падал и больше не таял. В последний день месяца лёд покрыл реку. Утки улетели ещё ночью. Синички полетели в город, чтобы узнать у старого воробья название следующего месяца.


Декабрь (хвостик года)

Воробей посоветовал им остаться жить зимой в городе. Зензивер сначала не хотел, но Зинька уговорила его: «Скоро будет Новый год. Солнышко опять начнёт выглядывать, а спеть ему весеннюю песенку в городе некому: воробьи умеют только чирикать, вороны только каркают, а галки галдят, и только синичка может спеть солнышку весеннюю песенку». Зензивер согласился. Стали они искать себе домик. Но все дупла, скворешни и щели в городе были заняты. В том гнёздышке, где Зинька встретила ёлку в прошлом году, теперь жило семейство молодых воробьёв. Как-то возле домика с красной крышей синички увидели того страшного бородатого охотника, который чуть не застрелил Зензивера. Он прилаживал дуплянку к дереву, а рядом стояла девочка Манюня. Когда охотник закончил работу, синички заглянули в дуплянку и поняли, что лучшей квартиры они никогда не видели! Это Манюня выдолбила в полене уютное глубокое дуплишко и положила туда мягкого, тёплого пера, пуха и шерсти. Каждое утро Манюня приносила синичкам еду на столик, специально приделанный к ветке дерева. Потом у Манюни дома была ёлка, дети кричали и топали, но Зинька и Зензивер на них за это не сердились. Теперь они знали, что с ёлкой, украшенной огнями и игрушками, приходит Новый год, а с Новым годом к нам возвращается солнце и приносит нам много-много радостей!

Беседа и Игровая деятельность

Когда мы, взрослые, читаем детям книги, мы не должны забывать о том, что в рассказах деткам встречается много новых и непонятных слов. Поэтому когда дети задают нам вопросы: «а что это такое, а почему?» и т.д., мы должны быть полны энтузиазма рассказать им на простом понятном языке про всё для них новое, непонятное и интересное. Например, про то, что такое дупло, дуплянка, что значит «люди увозили с поля хлеб» и мн.др. Ещё очень здорово делать паузы во время чтения и задавать деткам вопросы, о том, как они поняли такое-то место в рассказе, пообсуждать это вместе. Ещё хорошо останавливаться в таких местах, когда рассказывается, например, «вороны каркали» и спросить ребят, а как они каркали, и покаркать вместе с детками. Или спросить, как прибивали дуплянку к дереву: знающие детки с удовольствием покажут жестами, как это делается, не знающим можно это показать. Самое замечательное дело – после прочтения главы организовать сюжетно-ролевую игру по мотивам прочитанного, когда ещё свежи воспоминания и впечатления! Детки будут превращаться в синичку, потом в её друзей, будут проживать их жизнь: летать, вить гнёзда, кормить птенцов, делать, как белочка, запасы на зиму, кружиться на реке весенними льдинами, сидеть, как мишка, в кусту малины и лакомиться сладкими ягодками, и многое-многое другое! Можно включить диск со звуками леса, пением птиц и играть в игру под сопровождение этой музыки, можно использовать подходящую классическую музыку.

Процесс познания мира бывает полноценным только тогда, когда душа поёт, чувства живут и сердце любит тот мир, который оно познаёт.

Зинна.

nuzhno-detyam.livejournal.com

Изучаем времена года: Синичкин календарь

Изучать времена года с детьми нужно незаметно : в игре и беседах, на прогулках, во время творчества. Такое обучение дает хорошие результаты и учит ребенка наблюдательности. Наша дочка сама во время прогулок рассказывает мне об изменениях в природе. Очень хорошо у нас усваивается информация из сказок и рассказов.

Сегодня я хочу рассказать вам о книге, в которой очень хорошо показаны изменения в природе по месяцам. И не просто показаны, а представлены виде увлекательного рассказа о жизни маленькой синички Зиньки.

Книгу «Синичкин календарь» В. Бианки  я уже упоминала в обзоре книг для детей 2-3 лет.

Что мне понравилось в сказке «Синичкин календарь»?

1. Это познавательная сказка о жизни птиц и зверей (в основном птиц), написанная легко и непринужденно.

2. В книге месяц за месяцем (начиная с января) синичка наблюдает за изменениями в природе, ребенок постепенно запоминает название месяцев и времен года, узнает о повадках птиц и зверей.

3. Бианки интересно показывает, как наступает весна в природе: сначала в поле (тает первый снег), затем на реке (лед идет), и в последнюю очередь в лесу (листочки на деревьях появляются).

4. В конце каждого месяца старый воробей подводит итог: что произошло, что изменилось, отвечает на вопросы синички.

5. Книга учит дружбе, взаимопомощи, внимательности.

Очень рекомендую прочитать эту книгу своим деткам,

особенно если они любят рассказы о животных.

www.prostomama.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *