Тема синичкин календарь – Энциклопедия сказочных героев: «Синичкин календарь»
Энциклопедия сказочных героев: «Синичкин календарь»
Бианки В., сказка «Синичкин календарь»
Жанр: литературная сказка о животных
Главные герои сказки «Синичкин календарь» и их характеристика
- Зинька. Молодая, бойкая, веселая и любознательная синица.
- Зинзивер. Друг Зиньки, тоже синица. Был ранен охотником, но быстро поправился.
- Старый воробей. Умный, наблюдательный, все знает.
- Манюня. Маленькая девочка, которая раньше всех ходила в лес за грибами. Любит птиц и животных и заботится о них.
- Отец Манюни. Охотник. Но человек добрый.
Кратчайшее содержание сказки «Синичкин календарь» для читательского дневника в 6 предложений
- Синичка Зинька узнает от старого воробья о существовании календаря и решает узнать, что происходит в каждый месяц года.
- Она летает в лес и на речку, заводит новых друзей, следит как тает снег и пробуждается природа.
- Летом Зинька летает в лес и на поля, гуляет с ребятами и спасает медведя от Манюни.
- Зинька знакомится с Зинзивером, которого едва не убил отец Манюни, когда стрелял куропаток.
- Зинька и Зинзивер живут вместе в лесу и страшно боятся невидимого убийцу.
- Синички перебираются в город, живут в дуплянке, которую сделала Манюня, и наконец видят убийцу-невидимку — белую полярную сову.
Главная мысль сказки «Синичкин календарь»
Любое время года, любой месяц прекрасен по-своему. У природы нет плохих времен года.
Чему учит сказка «Синичкин календарь»
Сказка учит любить природу, бережно относится к птицам и зверям, к растениям и грибам. Учит быть внимательным и наблюдательным. Учит любоваться красотами живой природы. Учит приметам,особенностям каждого времени года.
Отзыв на сказку «Синичкин календарь»
Мне очень понравился «Синичкин календарь». Маленькая Зинька хорошо трудилась целый год, составляя свой календарь и он получился интересным и увлекательным. Я много нового узнала о том, как живут звери и птицы в лесах и полях в разное время года. Узнала какие опасности их подстерегают, и как они выводят птенцов. Я очень рада, что Зинька нашла себе верного друга.
Пословицы к сказке «Синичкин календарь»
Не велика синичка, а тоже птичка.
Дважды лета в году не бывает.
Будет зима, будет и лето.
Нет зимы, которая бы не кончалась.
Осенью и у воробья пир.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Синичкин календарь»
Январь.
Зинька была совсем молодой синичкой, родившейся летом и еще не имевшей своего гнезда. Весь день она летала повсюду, а ночью устраивалась где придется.
И вот однажды устроилась она ночь в воробьином гнезде над оконницей дома. А ночью проснулась от громкого шума и криков. Зинька заглянула в окно и увидела что люди, взрослые и дети, пляшут вокруг нарядной елки.
Утром расшумелись воробьи и Зинька спросила, почему все шумят, люди ночью, воробьи днем. Старый и мудрый Воробей объяснил ей, что сегодня первый день нового года, начался месяц январь. Зинька не знала что такое календарь и сколько в нем месяцев и Воробей все рассказал ей. И посоветовал летать целый месяц и все подмечать, а как услышит, что месяц кончается, лететь прямиком к нему и все ему рассказать. А уж он скажет Зиньке, что это за месяц и как он называется.
Февраль.
Пришел февраль и закапало с крыш. Зинька обрадовалась, решила, что пришла весна, но Старый воробей разочаровал ее, сказав, что еще много морозов будет.
Полетела Зинька в лес, насекомых из-под коры доставать. Познакомилась с мышкой, которая ей про берлогу и медвежат рассказала, с дятлом подружилась. Дятел синичку к себе в дупло пустил, когда вдруг пурга началась.
Утром вылетела Зинька из дупла и лес не узнала, все снегом облеплено. А тут и заяц беляк. Оказывается он на земле живет и снегу радуется, потому что снег его следы прячет.
Вернулась к Старому воробью Зинька, а тот велит ей запоминать, что февраль месяц вьюг, а у медведицы медвежата рождаются.
Март.
Полетела Зинька в поле, там с куропатками познакомилась. Куропатки предложили ей под снегом заночевать, но не понравился такой ночлег Зиньке. Нашла она брошенную корзинку, в ней переночевала.
А утром мороз ударил, поле настом, ледяной коркой покрылось. Попали куропатки в беду. Но продолбила им Зинька дырку острым клювом. Выбрались куропатки и Зиньку благодарили.
Осталась Зинька с куропатками. А солнце все ярче светит, вот уже и земля показалась. А там грачи прилетели, по черной земле вышагивают.
Старый воробей Зиньке так и сказал — в марте весна начинается и грачи прилетают.
Апрель.
Полетела Зинька на речку. А там лед посинел, поднимается, вода из-под льда на берег наступает. В речку бегут ручьи веселые и что ни день, то их больше становится.
Тут же налетели птицы большие и малые, радуются. Кто рыбу ловит, кто мушек возле берега. А вода идет, никто не остановит.
Старый воробей сказал, что в апреле весна на реки приходит.
Май.
Полетела Зинька в лес. А там снег еще под деревьями лежит, но тепло и солнце все раньше встает, всем греет, всех согревает. И вот однажды увидела Зинька первые листочки и пошел настоящий лесной праздник.
Все цветет и благоухает, птички радуются, веселые песни поют. Дятел хоть петь не умеет, зато весело барабанит.
А однажды услышала Зинька громкий звук и полетела посмотреть, кто это так кричит. Прилетела на болото, а там птицы огромные, с длинными шеями и на длинных ногах, Кричат, танцуют.
Старый воробей сказал, что это журавли и что в мае лес одевается и цветы цветут.
Июнь.
Решила Зинька своих старых друзей проведать. Полетела к дятлу, а дятел на нее ругается, прочь гонит. Обиделась Зинька, полетела к куропаткам.
Но и куропатки ее гонят. Пыталась их Зинька усовестить, напомнила как им жизнь спасла, и вроде стыдно стало куропаткам, но говорят, время другое, сейчас им драться хочется.
Летит Зинька, видит серый зверь, ей улыбается. Оказалось то старый ее знакомый — заяц беляк, только шкурки цвет поменял.
Сказал Старый воробей, что в июне у птиц лет, они за гнездами следят, да яички свои берегут, потому и не подпускают никого. И только зайцу раздолье, он зайчат выпустил и забыл. Зайчатам только первые два-три дня зайчиха нужна, а потом они сами травку ищут.
Июль.
Захотелось Зиньке свое гнездо найти, остепениться, да только куда не сунется, все гнезда и дупла заняты, везде птенчики пищат.
А потом стала Зинька с ребятами за ягодами и грибами ходить. Вроде и не понимают ее ребята, а с ними веселее.
И вот как-то увидела Зинька в малиннике медведя. А рядом девочка малину собирала. Решила Зиньку спасти девочку, закричала, но девочка ее не поняла. А вот медведь понял, услышал про девочку, привстал, осмотрелся и наутек кинулся.
Посмеялась Зинька, думала девочку от медведя спасти, а оказалось надо было медведя от девочки спасать.
А та девочка всегда раньше других детей в лес приходила и с полным лукошком уходила.
Август.
Сказал старый воробей, что август последний месяц лета и решила Зинька, снова в лес слетать. А там все ей рады, все в гости зовут. Птенцы уже выросли, летать научились и в каждом гнезде Зиньке рады.
Пожила Зинька у одних, потом у других. Увидела как Белочка грибы на сучки накалывает, запасы на зиму делает. Пригляделась, оказывается многие птицы и животные точно также поступают.
Решила Зинька тоже запасов наделать. Принялась семечки припрятывать. А соловей увидел это смеется, говорит, что тогда Зиньке надо нору делать.
Спросила Зинька, а что сам соловей зимой делать будет, а тот говорит, что в теплые края улетит.
Но Зинька никуда улетать не собиралась, где родилась, там и жить будет.
Сентябрь.
Сентябрь — первый месяц осени, объявил Старый воробей.
Зинька полетела на поля и увидела как люди убирают хлеб, а поля становятся совсем пустыми. Над полями летели прозрачные паутинки с паучками и Зинька скушала одного — вкусно. Так паучата себе новое место ищут.
Потом птицы стали собираться в стаи и улетать. Несколько раз Зинька видела уток и других больших перелетных птиц.
А однажды встретила стайку похожих на нее синиц, которые от рощицы к рощице перелетали. Только собралась с ними Зинька познакомится, как взлетели две куропатки, раздался гром и куропатки упали на землю, а рядом одна синичка.
Октябрь.
Нового товарища Зиньки звали Зинзивер. В него угодила одна дробинка и крылышки еще плохо ему повиновались.
Зинька нашла для Зинзивера дупло и носила ему туда еду. Зинзиверу было два года, он был на год старше Зиньки.
Вскоре он поправился и они сильно подружились.
А в лесу сперва все стало золотым, но потом подули ветра и унесли листья с деревьев. С севера прибывали все новые перелетные птицы, ведь там вовсю шла зима. Еще кое-где были грузди и маслята.
Однажды у большого гриба Зинька испугалась серого с белыми пятнами зверя. Но это оказался заяц, у которого уже начала появляться зимняя шкурка. Он сидел и дрожал от страха, потому что стал хорошо виден хищникам.
Ноябрь.
В ноябре в лесу появился страшный враг. Вдруг стали пропадать маленькие птички и звери. Причем врага этого никто не видел, словно он был невидимкой. Все сильно боялись неведомого врага.
Однажды выпал первый снег и утром нашли растерзанного зайчонка, возле которого видны были следы огромных когтей. Зинька предложила Зинзиверу улететь, и они решили перебраться на реку. Там место открытое и никакой враг не подкрадется незаметно.
Снег шел все чаще, а на реке начал образовываться ледок. Здесь остались только утки, и вот однажды одна из них пропала. Снова показал себя невидимый враг.
Зинзивер решил выследить врага и караулил целыми днями, но ничего подозрительного не увидел.
А Зинька предложила лететь в город, тем более, что ей все равно нужно было к Старому воробью.
Декабрь.
Старый воробей сам не знал, что за страшный враг убивает птичек в лесу. Но сказал, что в городе синичкам боятся нечего. И жить здесь, рядом с людьми, проще. Всегда можно еду найти.
И Зинька уговорила Зинзивера остаться в городе. Потому что приближался Новый год, которому все будут радоваться. А Зинзиверу она предложила спеть первую песню солнцу в новом году.
Стали Зинька и Зинзивер искать дом для себя, но все места были заняты. Хорошо, что Старый воробей направил их к одному домику с красной крышей. Он видел как девочка мастерила там дуплянку для птиц.
Прилетев туда синички сразу увидели того самого бородатого охотника, который убил куропаток. Он вешал на дерево дуплянку и советовался с девочкой Манюней, правильно ли, высоко ли.
Новый домик очень понравился Зиньке и Зинзиверу и они остались в нем жить.
Уже ближе к новому году, отец Манюни принес из леса огромную белую птицу — полярную сову. Он объяснил девочке, что это редкий и страшный гость в их лесах. Летает сова бесшумно, а заметить ее невозможно.
Зинька и Зинзивер не поняли объяснений охотника, но поняли, что это и был тот самый убийца-невидимка. Они позвали всех птиц в округе, чтобы посмотреть на страшную птицу.
А вечером у Манюни была елка, дети кричали и шумели. Но синички на них нисколько не сердились. Они знали, что следом за Новым годом возвращается солнце. Рисунки и иллюстрации к сказке «Синичкин календарь»
santyaguarundito.blogspot.com
Литературное чтение Тема: В. Бианки «Синичкин календарь»
Класс. 3-А
Урок. Чтение
Тема: В. Бианки «Синичкин календарь»
Цель: познакомить учащихся с рассказом В. Бианки; закрепить умения работать с текстом, развивать навык выразительного чтения, осознанного чтения, умение выражать свои мысли, развивать связную речь; обогащать словарный запас; воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная доска, карточки.
Ход урока:
Организация класса
Громко прозвенел звонок
Начинаем мы урок
На уроке не зевать
А работать и читать
Мотивация учебной деятельности:
1.Загадка
Кто знает верную примету
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, снег и тьма.
И солнце низко, то …..
2.Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»
— О зиме много сложено стихов , написано картин, а вот композитор П. И. Чайковский попытался передать особенности этого времени года в музыке. Послушайте, как кружат в воздухе снежинки и тихо опускаются на землю.
3.Ассоциативный куст
-А с чем у вас ассоциируется зима?
— Итак, мы нарисовали свои снежинки. У каждого из нас есть свое, запоминающееся представление о зиме, мы их собрали воедино, и у нас получилась зима яркая, блестящая, приносящая радость.
-Зима приходит не сразу, а постепенно, по своим законам. По — разному встречают зиму и птицы. Большинство из них собираются в стаи и улетают в теплые края. А некоторые птицы остаются у нас зимовать.
-Каких зимующих птиц родного края вы знаете?
-Всех этих птиц можно встретить не только за окнами домов, но и на страницах книг известного детского писателя В. Бианки.А что вы можете сказать об авторе?
Он с детства полюбил природу, много путешествовал и в своих произведениях он передает молодому читателю всю красоту окружающего мира.
Сообщение темы урока
— И сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой В. Бианки; будем читать ее по ролям, совершенствовать технику ..Вы должны учиться выразительно читать, правильно строить предложения. В конце урока вы можете заработать наивысший бал за активную работу на уроке. А чтобы успешно справиться с поставленными целями и задачами урока нам необходимо провести подготовительную работу по чтению.
Слоговички
Изучение нового материала.
– Вы слышите (звуки пения птицы), поет птичка. Эту любознательную синичку зовут Зинька. Ее пение созвучно с именем. Именно она будет являться одной из главных героев сказки «Синичкин календарь».
1.Метод «Помощь»
– Что вы знаете о синичке?
— Мне бы хотелось расширить знание об этой птице. Я предлагаю вам послушать сообщение о синице.
Синица — птица оседлая. Встречается в лиственных лесах, парках и садах.
Длина ее тела —14 см Питается лесными и садовыми насекомыми- вредителями и их личинками, семенами растений. Черный цвет головы и шеи, зеленовато- голубоватая спинка и желтая расцветка брюшка и груди — самые характерные признаки этого вида синиц.
Очень плодовита — в кладке 18—20 яиц. Своих птенцов выводит, когда еще холодно, потому гнезда делает очень теплыми, а впервые дни подолгу обогревает малышей, почти не покидая гнезда. Корм приносит самец. Потом малышей кормят оба родителя, прилетая к гнезду до 400 раз в день. Кочуют небольшими стайками.
Зимой часть птиц прилетают к жилью человека. Здесь легче прокормиться. Из десяти синиц до весны доживают одна-две. Гибнут птицы не от холода, а от голод.
— Какая информация была вам знакома?
— Что нового узнали ?
— А что вы делаете для того чтобы помочь птицам не погибнуть от голода зимой?
2.Словарная работа.
— Для того чтобы вы хорошо поняли содержание прочитанного, я предлагаю объяснить вам значение некоторых слов.
Посчастливилось – повезло.
Перина – мягкая подстилка.
Больно мудрено – непонятно, очень сложно.
3.Метод «Нарушение последовательности» (предположить расположение фраз из сказки в нужной последовательности)
— Я предлагаю прочитать 6 фраз, которые я выбрала из сказки.
— Зинька была молоденькой синичкой и своего гнезда у нее не было.
— … в первый раз Зинька заснула в тепле …
— … утром Зиньку разбудил крик воробьев.
— Ведь сегодня новый год.
— Сегодня первый день января.
— Где же сразу столько запомнить!
4.Чтение сказки учащимся (слушание в мр3 записи)рассказа Синичкин календарь Январь
— Автор будет читать текст, а вы внимательно слушайте и проверяйте, последовательно ли эти фразы размещены на доске.
5.Деление текста на части в соответствии с планом.
— Я эту сказку разделила на 3 части и составила план. Предлагаю вам прочитать сказку, самостоятельно разделить ее в соответствии с планом.
План
Зиньке посчастливилось найти гнездо.
Зуньку разбудил шум в доме.
Зиньку разбудил веселый звонкий крик воробьев
VI.ФИЗМИНУТКА
6.Метод взаимных вопросов (чтение сказки по частям)
1-я часть (дети читают вместе с учителем вслух и задают вопросы учителю.)
2-я часть (работа в парах по вариантам)
3-я часть (чтение по ролям, учитель задает вопросы)
Кто разбудил Зиньку утром?
Чему радовались люди и птицы?
Почему воробьи назвали синичку желторотой?
Прочитайте слова из текста, которые подтверждают, что Зинька была любознательной.
Как птички объясняли синичке что такое календарь?
7.Восстановить поговорки .
— Необходимо восстановить поговорки. Для этого необходимо вспомнить зимние месяцы.
… год кончает, а зиму начинает.
… года начало, а зимы середина
— Как воробьи называют декабрь? Почему?
— Почему синичка сразу не смогла запомнить все месяцы?
8.Выборочное чтение (совершенствование выразительности чтения)
— К нам на урок пришли два человека и каждый со своим настроением.
— Какой отрывок из рассказа мог бы прочитать этот человек?
Обобщение знаний
1.Синквейн
-Давайте на мгновение станем поэтами.
Выразить свое отношение к главному герою в синквейне.
Шустрые синички,
Птички-невелички,
Прилетают в города
На зиму, где есть еда.
А весеннею порой
Улетают в лес родной.
Весёлая синица
Морозов не боится.
Даже в минус двадцать пять
Любит песни распевать!
9.Тест
1Что разбудило синичку утром?
а. яркий свет
б. сильный шум
в. крик воробьев
2. Как зовут синичку в сказке «Синичкин календарь»?
а. Зинка
б. Сонька
в. Зинька
3. Что увидела синичка, в светящемся окне?
а. стайку воробьев
б. елку
4. Что разбудило синичку ночью, когда она сладко спала
в воробьином гнезде?
а. пение птиц
б. смех детей
в. сильный шум
5. Когда Зиньке посчастливилось найти свободное воробьиное гнездо?
а. среди зимы
б. осенью
в. в ноябре
6. Что пообещала Зинька старому воробью?
а. прилетать каждый месяц к старому воробью
б. летать по садам и полям
в. громко петь
7. Чему радовались люди и птицы?
а. первому снегу приходу Нового года
б. приходу весны
в. приходу Нового года
Работа с пословицами
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Не велика синичка, а тоже птичка.
Мала синичка, да коготок востёр.
Хоть тресни синица, а не быть журавлём.
Итог урока
Что нового узнали на уроке?
Чему научились на уроке?
Можно ли сказку «Синичкин календарь» назвать зимней и почему?
Комментирование оценок.
Домашнее задание.
Прочитать рассказ, нарисовать рисунок к рассказу ( создать образ февраля), найти народные приметы, загадки, пословицы и поговорки о феврале.
10.Рефлексия.
На ваших столах лежат снежинки. Если вам все понятно и понравился урок, то выберите снежинку голубого цвета. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите снежинку красного цвета . (Размещение на доске снежинки). Наша снежинка готова , если остались какие-то вопросы, мы их разрешим на следующем уроке.
Закончить урок я хотела бы словами из песни
« У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать.
Снег ли, дождь – любое время года…
Надо благодарно принимать…»
— Спасибо всем за урок.
Карточка личных достижений учащегося на уроке
______________________________ Ф И
№
Вид работы
бал
Мой бал
1
Игра «Шифровальщики»
1б.
2
Прослушивание сказки «Январь»
Метод «Нарушение
последовательности»
1б.
3
Деление текста на части
Работа в парах
(постановка вопроса, ответ)
Самостоятельное чтение сказки
1б.
4
Чтение по ролям
1б
5
Рабата в группах
1б.
Общий бал
5 б.
infourok.ru
Конспект урока чтения на тему: В. Бианки «Синичкин календарь»
Класс. 3-А
Урок. Чтение (критическое мышление)
Учитель. Пархоменко Анна Арсеновна
Тема: В. Бианки «Синичкин календарь»
Цель: познакомить учащихся с рассказом В. Бианки; закрепить умения работать с текстом, развивать навык выразительного чтения, осознанного чтения, умение выражать свои мысли, развивать связную речь; обогащать словарный запас; воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная доска, карточки.
Ход урока:
Организация класса
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели.
На меня все посмотрели
Мотивация учебной деятельности:
Загадка
Кто знает верную примету
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, снег и тьма.
И солнце низко, то …..
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»
— О зиме много сложено стихов , написано картин, а вот композитор П. И. Чайковский попытался передать особенности этого времени года в музыке. Послушайте, как кружат в воздухе снежинки и тихо опускаются на землю.Ассоциативный куст
-А с чем у вас ассоциируется зима?
-Зима приходит не сразу, а постепенно, по своим законам. По разному встречают зима и птицы. Большинство из них собираются в стаи и улетают в теплые края. А некоторые птицы остаются у нас зимовать.
-Каких зимующих птиц Крыма вы знаете?
-Всех этих птиц можно встретить не только за окнами домов, но и на страницах книг известного детского писателя В. Бианки. Он с детства полюбил природу, много путешествовал и в своих произведениях он передает молодому читателю всю красоту окружающего мира.
Сообщение темы урока
— И сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой В. Бианки; будем читать ее по ролям, совершенствовать технику ..Вы должны учиться выразительно читать, правильно строить предложения. В конце урока вы можете заработать наивысший балл за активную работу на уроке. А чтобы успешно справиться с поставленными целями и задачами урока нам необходимо провести подготовительную работу по чтению.
ра ра ра ра ра
ты ты ты ты
ла ли ла?
ны ни ны!
Слоговички
Изучение нового материала.
– Вы слышите (звуки пения птицы), поет птичка. Эту любознательную синичку зовут Зинька. Ее пение созвучно с именем. Именно она будет являться одной из главных героев сказки «Синичкин календарь».Метод «Помощь»
– Что вы знаете о синичке?
— Мне бы хотелось расширить знание об этой птице . Я предлагаю вам прочитать сообщение о синице. Если вы встретите в тексте знакомую информацию «+». Если вы прочитаете незнакомую информацию, «-».
— Какая информация была вам знакома?
— Что нового узнали из статьи?
-А что вы делаете для того чтобы помочь птицам не погибнуть от голода зимой?Словарная работа.
-Для того чтобы вы хорошо поняли содержание прочитанного, я предлагаю объяснить вам значение некоторых слов.
Посчастливилось – повезло.
Перина – мягкая подстилка.
Больно мудрено – непонятно, очень сложно.
Метод «Нарушение последовательности» (предположить расположение фраз из сказки в нужной последовательности)
— Я предлагаю прочитать 6 фраз, которые я выбрала из сказки.
— Зинька была молоденькой синичкой и своего гнезда у нее не было.
— … в первый раз Зинька заснула в тепле …
— … утром Зиньку разбудил крик воробьев.
— Ведь сегодня новый год.
— Сегодня первый день января.
— Где же сразу столько запомнить!
Чтение сказки учащимся
— Дети будут читать текст, а вы внимательно слушайте и проверяйте, последовательно ли эти фразы размещены на доске.Деление текста на части в соответствии с планом.
— Я эту сказку разделила на 3 части и составила план. Предлагаю вам прочитать сказку, самостоятельно разделить ее в соответствии с планом.
План
Зиньке посчастливилось найти гнездо.
Зиньку разбудил шум в доме.
Зиньку разбудил веселый звонкий крик воробьев
ФИЗМИНУТКА
Метод взаимных вопросов (чтение сказки по частям)
1-я часть (дети читают вместе с учителем вслух и задают вопросы учителю.)
2-я часть (работа в парах по вариантам)
3-я часть (чтение по ролям, учитель задает вопросы)
Кто разбудил Зиньку утром?
Чему радовались люди и птицы?
Почему воробьи назвали синичку желторотой?
Прочитайте слова из текста, которые подтверждают, что Зинька была любознательной.
Как птички объясняли синичке что такое календарь?
Восстановить поговорки .
— Необходимо восстановить поговорки. Для этого необходимо вспомнить зимние месяцы.
… год кончает, а зиму начинает.
… года начало, а зимы середина
— Как воробьи называют декабрь? Почему?
— Почему синичка сразу не смогла запомнить все месяцы?
Выборочное чтение (совершенствование выразительности чтения)
— К нам на урок пришли два человека и каждый со своим настроением.
— Какой отрывок из рассказа мог бы прочитать этот человек?
Обобщение знаний
Синквейн
-Давайте на мгновение станем поэтами.
Выразить свое отношение к главному герою в синквейне.Тест
Итог урока
Что нового узнали на уроке?
Чему научились на уроке?
Можно ли сказку «Синичкин календарь» назвать зимней и почему?
Оценивание.
Домашнее задание (дифференцированное)
Урок №31
Тема: В. Бианки «Синичкин календарь»
Цель: познакомить учащихся с рассказом В. Бианки; закрепить умения работать с текстом,развивать навык выразительного чтения, осознанного чтения, умение выражать свои мысли, развивать связную речь; обогащать словарный запас; воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: урок – практикум
Форма работы: работа в парах
Методы: частично-поисковый, обьяснительно-иллюстративный
Современные технологии: элементы критического мышления, элементы личностно ориентированного обучения.
Оборудование: мультимедийная доска, карточки.
infourok.ru
Синичкин календарь — Вытворяндия
Изменение природы вызывает новый поток вопросов у любознательных малышей. И такие поворотные моменты могут послужить толчком к серии игр и тематических занятий. И вовсе необязательно скачивать очередной сборник о временах года из интернета. Даже если наборы лабиринтиков, проводилок, прописей и цифр для вас привычны, всегда можно проявить творческий подход и немного изменить ход игры.
Тематические плакаты
Мне понравилась идея «обучающих стен», и поняла я ее буквально: решила создавать тематические плакаты на ватмане и вешать их на стены. Начинала работу обычно самостоятельно, обозначив тему и наклеив часть картинок, и, как правило, делала это вечером, когда ребенок спит. Утром, обнаружив сюрприз, он с удовольствием включался в работу.
Особенность наших настенных пособий в том, что процесс их создания постепенен. В течение недели, время от времени, малыш возвращается к плакату, повторяет что-то, задает вопросы, доклеивает материал, которого, по его мнению, не хватает по конкретному вопросу. Когда тема исчерпана и обыграна, плакат снимается и заменяется новым.
Идея для плаката
Мне казалось, что до книги с рассказами и сказками Бианки «Синичкин календарь» мы еще не доросли, но сын в нее просто влюбился. Особенно ему приглянулась главная героиня – синичка Зинька, которая училась у старого воробья определять времена года и месяцы. Так нашлось применение тематическим раскраскам «Птицы», которые давно пылились на полке. Ее герои поменяли место жительства, облюбовав очередной лист ватмана. Рядом появилась небольшая коробочка – домик старого воробья. Его и синичку Зиньку я сделала «способными передвигаться», прикрепив на картонку.
Ребенок их сразу узнал, и мы обыграли сценку с любознательной синичкой. Она прилетела к воробью и рассказала ему, что происходит с природой в марте (рассказывать пытался сын). Заодно запомнили внешний вид некоторых птиц (по картинкам). Малыш еще и посчитал их – самостоятельно, без моей просьбы.
Потом на нашем плакате появились солнышко и облака, подснежник и мать-и-мачеха, сделанные малышом. Творческий плакат приобретал законченный вид.
А синичка Зинька принесла еще и рассказ – на журнальных листах. Он был о ласточках и обрывался на самом интересном месте (продолжение должно было быть в следующем номере, которого у нас нет). Вот и еще одна задачка – уже интеллектуальная – попытаться закончить повествование.
Придумываем продолжение сказки
Моему сыну очень трудно даются задачи с вариантами развития событий, хотя с воображением у него все в порядке, и собственные сценарии он переигрывает и переиначивает по несколько раз на день. И, бывает, доходит до смешного: создаем новую версию просмотренного мультика, и стоит задать вопрос, как сын сразу останавливается и требует: «Ты скажи!». И даже не всегда помогает моя искренняя заинтересованность услышать мнение ребенка по данному вопросу. Он все равно стоит на своем. Приходится заходить издалека, вдохновлять своим примером и рассказывать возможные варианты ответов, размышлять вслух, и потом плавно переходить к другому вопросу. Поэтому пока нельзя сказать, что мы достигли особых успехов в выполнении подобных заданий.
И новой такой ТРИЗ-задачей на развитие воображения и стал незаконченный рассказ о ласточках. Если коротко, то его суть следующая. У птиц кто-то воровал яйца в гнездах. И когда выяснилось, что это сорока, да еще и случай представился проучить обидчицу, несколько ласточек смело ринулись в бой. Но она улетела в лес, заманивая за собой птичек, где тех ждала засада. Бой ласточки проигрывали, но одной птичке удалось вырваться. Но что же ей делать? У береговушек закон – тех, кто бросил своих в беде, стая изгоняет. И птичка никак не может вернуться к своим одна, но если она не позовет на помощь, остальные погибнут.
Распереживавшись, малыш чуть не расплакался, но все-таки нашел свое решение. Он сказал: «Надо позвать синичку Зиньку и старого Воробья. Они соберут драчливых воробьев, и все вместе смогут отпугнуть сорок. А еще можно позвать дятла-красношапочника – у него клюв сильный». И, как водится, в завершение задачи у нас снова началась игра – на этот раз продолжили развивать сценарий по спасению ласточек.
Простые выводы
Это замечательно, когда мама развивается и растет вместе с ребенком. Стоит радоваться и небольшим педагогическим победам, тем более, когда понимаешь, что малыш еще не готов к большой «порции» творческих задач, и новое стоит вводить дозировано и постепенно. А для начала можно научиться рассматривать любую книгу в качестве источника идей для занятий и игр.
Но самое главное при таком подходе – это преобразование обычной среды в творческую. Ребенок видит, как мама из привычных вещей создает «театр действий», где оживают любимые сказки и рассказы. И таким образом учится сам подходить к решению задач не только интеллектуально, но и творчески.
Татьяна Страхова
Вам также может быть интересно::
vytvoryandia.ru
Класс. 3-А Урок. Чтение (критическое мышление) Учитель. Пархоменко Анна Арсеновна Тема: В. Бианки «Синичкин календарь» ^
Прозвенел звонок и смолк Начинается урок. Вы за парты тихо сели. На меня все посмотрели
Кто знает верную примету Высоко солнце, значит лето. А если холод, снег и тьма. И солнце низко, то …..
ны ни ны!
Синица — птица оседлая. Она живет в лесах, по берегам водоемов. Зимой часть птиц прилетают к жилью человека. Здесь легче прокормиться. Из десяти синиц до весны доживают одна-две. Гибнут птицы не от холода, а от голода.
Посчастливилось – повезло. Перина – мягкая подстилка. Больно мудрено – непонятно, очень сложно.
— Я предлагаю прочитать 6 фраз, которые я выбрала из сказки. — Зинька была молоденькой синичкой и своего гнезда у нее не было. — … в первый раз Зинька заснула в тепле … — … утром Зиньку разбудил крик воробьев. — Ведь сегодня новый год. — Сегодня первый день января. — Где же сразу столько запомнить!
План
ФИЗМИНУТКА
… год кончает, а зиму начинает. … года начало, а зимы середина
Оценивание.
Урок №31 Тема: В. Бианки «Синичкин календарь» Цель: познакомить учащихся с рассказом В. Бианки; закрепить умения работать с текстом, развивать навык выразительного чтения, осознанного чтения, умение выражать свои мысли, развивать связную речь; обогащать словарный запас; воспитывать бережное и чуткое отношение к природе. Форма проведения: урок – практикум Форма работы: работа в парах Методы: частично-поисковый, обьяснительно-иллюстративный Современные технологии: элементы критического мышления, элементы личностно ориентированного обучения. Оборудование: мультимедийная доска, карточки. |
lib2.znaimo.com.ua
Синичкин календарь: nuzhno_detyam
И в возрасте детского сада, и в начальной школе детки изучают времена года, названия месяцев, их очерёдность и особенности явлений природы, погоды. Есть много способов рассказать ребяткам о временах года, познакомить с календарём. В прошлом году в сборнике «Внеклассное чтение – Рассказы и стихи о природе, 1-4 класс» я прочитала рассказ, который мне очень понравился, и с помощью которого можно не просто схематично познакомить ребят с календарём, но при этом и рассказать им много интересного о временах года, о природе и жизни животных. Это рассказ Виталия Бианки «Синичкин календарь».
Очень не хочется чтобы ознакомление деток с временами года свелось к: «В году 4 времени года…, в каждом времени года по три месяца…, всего в году 12 месяцев. Зимой холодно и снег, весной теплеет, снег тает и вырастает трава, летом тепло и жарко, растут цветы и ягоды, осенью становится холодно, деревья сбрасывают листву и снова выпадает снег».
И совсем иное дело передавать детям знания об окружающем мире через контакт с этим самым окружающим миром, хотя бы посредством художественной литературы, стихотворений, музыки, изобразительного искусства!
Мне так понравился рассказ, что я кратко изложила его ниже, в качестве примера, хотя этого можно было и не делать. В середине и в конце статьи Вы также сможете прочитать о том, как можно организовать обучающую, творческую и игровую деятельность с детьми по мотивам этого рассказа.
Январь (носик года)
Молодая синичка Зинька, у которой пока нет своего гнёзда, встречает Новый год в найденном ею над окном одного дома свободном воробьином гнёздышке. На следующий день ещё не знающая жизни Зинька узнает от воробьёв о том, что такое календарь, «расписание работы солнышка на весь год». Старый воробей хочет помочь юной синичке познавать календарь года, он даёт ей советы, и с этого начинаются её замечательные приключения, полные открытий.
Февраль
Зинька летит в лес, где очень красиво, ей там всё очень нравится: такое множество деревьев, на широких лапах ёлок навалены целые сугробики снега, прыгнешь на ветку – снег так и сыпется и сверкает разноцветными красками. Зинька тюкает носиком в трещинки в коре деревьев и вытаскивает оттуда «какого-нибудь насекомыша-букарашку» и таким образом находит себе пропитание. Она знакомится с лесной мышкой, дружится с дятлом, потом переживает страшную пургу в лесу, после которой встречается со странным зверем: сам весь белый, уши торчком, сидит столбиком, глаза на Зиньку выпучил. Он рассказывает ей о волках, которые его не нашли, потому что пурга все следы замела. Зинька возвращается к старому воробью, он даёт ей объяснения о жизни в феврале месяце и отправляет её лететь в поле.
Март
Полетела синичка в поле и стала жить там с куропатками (красивыми полевыми курочками с шоколадной подковкой на груди). А солнце день ото дня всё ярче и жарче. Тает в поле снег, на пригорках показалась земля, прилетели чёрные с белыми носами грачи. «Здравствуйте! С прибытием!» Зинька радуется вместе со всеми весне и с весёлой песенкой снова летит к старому воробью. Он ей говорит: «Да. Это месяц март. Прилетели грачи, значит, правда весна началась. Весна начинается в поле. Теперь лети на реку».
Апрель
Летит синичка над полем, над лугом, слышит: ручьи поют, бегут, к реке собираются. Лёд над рекой посинел, у берегов вода выступает. Зинька знакомится с птичкой ледоломкой… Ручьи набежали в реку, поднатужились, нажали снизу, лёд лопнул, треснул, и река пошла, закачались на ней льдины, плывут, друг друга кружат. Налетели всякие водяные птицы, все пищат, кричат, веселятся! Зинька возвращается к старому воробью, и он объясняет ей, что это апрель месяц, что после поля весна приходит на реку. После знакомства с весной в поле и на реке по совету старого воробья Зинька снова отправляется в лес.
Май
А в лесу всё ещё полно снегу! Он спрятался под кустами и деревьями, и солнцу трудно достать его там. Но много разных птиц уже порхают между деревьев. Жить стало легко, и птичкам можно больше не заботиться о ночлеге, можно переночевать просто где-нибудь на ветке… На берёзах показались маленькие зелёные пальчики, тут и начался лесной праздник, засвистал соловей, заурчали в лужах лягушки, загудели майские жуки, зацвели ландыши, друг Зиньки дятел лихо барабанит по сухим сучкам, дикие голуби веселятся-кружат над лесом. На болоте синичка видит дивных птиц-великанов и летит с рассказами и вопросами к старому воробью, он объясняет ей, что эти большие птицы – журавли.
Организация изучения Синичкиного календаря
Естественно педагог (родитель) может наполнить свой рассказ сколь угодно более разнообразными примерами и описательными подробностями данного времени года, месяца и его особенностей… Можно растянуть изучение календаря по этому рассказу на двенадцать занятий, по количеству месяцев года, и затем возвращаться к прочитанному в течение года, по мере того, как сезоны сменяют друг друга. В начале очередного занятия-беседы вспоминаем с ребятками о том, что происходило в предыдущем месяце: где побывала Зинька, с кем познакомилась, что наблюдала и пережила. Затем переходим к рассказу о следующем месяце. Желательно подкрепить рассказ иллюстрациями, фотографиями с изображением упоминаемых в рассказе животных, птиц, растений, леса, реки, времён года. Сейчас с помощью интернета можно найти и подобрать любые необходимые иллюстрации и фото, можно использовать книги, художественные альбомы. Например, в месте, где рассказывается про прилёт грачей, показать ребятам репродукцию картины Саврасова «Грачи прилетели» и т.п.
Синичкин альбом
Во время или после прочтения рассказа можно организовать ведение альбома, назвать его «Синичкин календарь»: в нём каждому месяцу посвятить свою страничку, разместить на ней иллюстрации, рисунки, фотографии, связанные с жизнью синички и природы в этом месяце. Можно делать вместе с детьми свой фоторепортаж, если есть возможность выезжать на природу, или наблюдать в городе за сменой природных и погодных явлений (ведь синички живут и в городе), и потом использовать сделанные фото в своём календарном альбоме. А можно вести «Воробьиный или голубиный календарь»!
Июнь
Зинька решает облететь своих старых друзей. Многим из её пернатых друзей теперь не до общения, они очень заняты чем-то и поэтому стали не очень-то приветливы к Зиньке. Встретившись со своим знакомым зайцем, Зинька не узнаёт его, ведь теперь он не белый, как был зимой, а серый. Заяц рассказывает ей, как он меняет свою шубку. А старый воробей потом объясняет синичке, что птицы в этом месяце заняты заботой о драгоценных яичках и птенчиках, и рассказывает о том, как воспитываются зайчатки.
Июль
Самый хороший месяц и для птенцов, и для зверят, потому что кругом всего очень много: и солнечного света, и тепла, и разной вкусной еды. Зинька решила остепениться, занять свободное дупло в лесу и зажить в нём своим домиком. Но, оказалось, все дупла заняты птичьими гнёздами с птенцами. Заскучала Зинька, стало ей одиноко. Стала она вертеться около весёлых ребят, приходивших с корзиночками в лес за малинкой. Пребывание деток в лесу не обошлось без приключений, в которых поучаствовала и Зинька. (Я совсем без подробностей пересказываю, очень кратенько.)
Август
Третий и последний месяц лета. Смотрит Зинька: все гнёзда стали пусты, все дупла свободные, птенцы выросли и научились летать. Дети и родители все вместе живут, выводками летают, а гнёзда им больше не нужны. …Как-то раз Зинька подглядела, как белочка грибки собирает, но не ест их, а на сучках сушит. Белочка ей объяснила, что делает запасы на зиму. Смотрит Зинька: многие зверушки запасы себе собирают. Начала и синичка кое-что припрятывать на чёрный день. А соловей ей рассказывает, что ему запасы не нужны, что он скоро улетит отсюда туда, где и зимой тепло и розы цветут! А Зинька ему: «А я синичка. Я где родилась, там всю жизнь и проживу». И подумала: «Пора мне о своём домке подумать». Лето кончается.
Сентябрь
Первый месяц осени. Первым делом осень пришла в поле, Зинька видела, как люди свозили хлеб с поля. Потом поле опустело, серебряные нити-паутинки тихонько летели над ним. Покинув свои летательные паутинки, паучки попрятались в укрытия до весны. В лесу начал краснеть, желтеть и буреть лист. Птичьи семьи стали собираться в стайки, а стайки – в стаи: готовились в отлёт. Раз Зинька повстречала в поле стайку таких же, как она сама, синичек. Не успела она познакомиться с ними, как вдруг раздался короткий страшный гром – это бородатый охотник подстрелил двух куропаток и сбил дробинкой сидевшую рядом с Зинькой синичку. Зинька очень испугалась и сидела ни жива ни мертва. Опомнившись, она увидела маленькую девочку (её звали Манюня), которая подошла с корзинкой грибов к позвавшему её охотнику. Подходя, девочка приметила на земле упавшую с ветки синичку, взяла её в руки, пожалела, спрыснула водой из фляжки и оживила её.
Октябрь
Быстренько слетав к старому воробью и узнав у него название наступающего месяца, Зинька торопилась возвратиться к своему больному товарищу. Его звали Зензивер. После удара дробинкой крылышки и лапки ещё плохо повиновались ему. Через несколько дней он поправился. Зензивер остался жить с Зинькой, они очень подружились. А осень пришла уже и в лес, он раскрасился в яркие цвета и был очень красив! Потом подули сердитые ветры, полили дожди, лес стал терять листья и редеть. Но выдавались и погожие, сухие и ясные дни. Солнышко приветливо светило, прощаясь с засыпающим лесом. Синички повстречали зайца, который поведал им, как нелегко ему живётся осенью. Хорошая девочка Манюня больше не приходила в лес.
Ноябрь
В этом месяце в лесу появился страшный враг-невидимка. Стали пропадать птички, мыши и зайцы. Выпал первый снег. Зинька очень боялась разбойника-невидимки, и они с Зензивером полетели из леса на реку. Речка ещё бежала, но по утрам на ней был ледок и с каждым морозцем он рос. Снег сначала выпадал и тут же таял, а потом уже падал и падал и больше не таял. В последний день месяца лёд покрыл реку. Утки улетели ещё ночью. Синички полетели в город, чтобы узнать у старого воробья название следующего месяца.
Декабрь (хвостик года)
Воробей посоветовал им остаться жить зимой в городе. Зензивер сначала не хотел, но Зинька уговорила его: «Скоро будет Новый год. Солнышко опять начнёт выглядывать, а спеть ему весеннюю песенку в городе некому: воробьи умеют только чирикать, вороны только каркают, а галки галдят, и только синичка может спеть солнышку весеннюю песенку». Зензивер согласился. Стали они искать себе домик. Но все дупла, скворешни и щели в городе были заняты. В том гнёздышке, где Зинька встретила ёлку в прошлом году, теперь жило семейство молодых воробьёв. Как-то возле домика с красной крышей синички увидели того страшного бородатого охотника, который чуть не застрелил Зензивера. Он прилаживал дуплянку к дереву, а рядом стояла девочка Манюня. Когда охотник закончил работу, синички заглянули в дуплянку и поняли, что лучшей квартиры они никогда не видели! Это Манюня выдолбила в полене уютное глубокое дуплишко и положила туда мягкого, тёплого пера, пуха и шерсти. Каждое утро Манюня приносила синичкам еду на столик, специально приделанный к ветке дерева. Потом у Манюни дома была ёлка, дети кричали и топали, но Зинька и Зензивер на них за это не сердились. Теперь они знали, что с ёлкой, украшенной огнями и игрушками, приходит Новый год, а с Новым годом к нам возвращается солнце и приносит нам много-много радостей!
Беседа и Игровая деятельность
Когда мы, взрослые, читаем детям книги, мы не должны забывать о том, что в рассказах деткам встречается много новых и непонятных слов. Поэтому когда дети задают нам вопросы: «а что это такое, а почему?» и т.д., мы должны быть полны энтузиазма рассказать им на простом понятном языке про всё для них новое, непонятное и интересное. Например, про то, что такое дупло, дуплянка, что значит «люди увозили с поля хлеб» и мн.др. Ещё очень здорово делать паузы во время чтения и задавать деткам вопросы, о том, как они поняли такое-то место в рассказе, пообсуждать это вместе. Ещё хорошо останавливаться в таких местах, когда рассказывается, например, «вороны каркали» и спросить ребят, а как они каркали, и покаркать вместе с детками. Или спросить, как прибивали дуплянку к дереву: знающие детки с удовольствием покажут жестами, как это делается, не знающим можно это показать. Самое замечательное дело – после прочтения главы организовать сюжетно-ролевую игру по мотивам прочитанного, когда ещё свежи воспоминания и впечатления! Детки будут превращаться в синичку, потом в её друзей, будут проживать их жизнь: летать, вить гнёзда, кормить птенцов, делать, как белочка, запасы на зиму, кружиться на реке весенними льдинами, сидеть, как мишка, в кусту малины и лакомиться сладкими ягодками, и многое-многое другое! Можно включить диск со звуками леса, пением птиц и играть в игру под сопровождение этой музыки, можно использовать подходящую классическую музыку.
Процесс познания мира бывает полноценным только тогда, когда душа поёт, чувства живут и сердце любит тот мир, который оно познаёт.
Зинна.
nuzhno-detyam.livejournal.com
Изучаем времена года: Синичкин календарь
Изучать времена года с детьми нужно незаметно : в игре и беседах, на прогулках, во время творчества. Такое обучение дает хорошие результаты и учит ребенка наблюдательности. Наша дочка сама во время прогулок рассказывает мне об изменениях в природе. Очень хорошо у нас усваивается информация из сказок и рассказов.
Сегодня я хочу рассказать вам о книге, в которой очень хорошо показаны изменения в природе по месяцам. И не просто показаны, а представлены виде увлекательного рассказа о жизни маленькой синички Зиньки.
Книгу «Синичкин календарь» В. Бианки я уже упоминала в обзоре книг для детей 2-3 лет.
Что мне понравилось в сказке «Синичкин календарь»?
1. Это познавательная сказка о жизни птиц и зверей (в основном птиц), написанная легко и непринужденно.
2. В книге месяц за месяцем (начиная с января) синичка наблюдает за изменениями в природе, ребенок постепенно запоминает название месяцев и времен года, узнает о повадках птиц и зверей.
3. Бианки интересно показывает, как наступает весна в природе: сначала в поле (тает первый снег), затем на реке (лед идет), и в последнюю очередь в лесу (листочки на деревьях появляются).
4. В конце каждого месяца старый воробей подводит итог: что произошло, что изменилось, отвечает на вопросы синички.
5. Книга учит дружбе, взаимопомощи, внимательности.
Очень рекомендую прочитать эту книгу своим деткам,
особенно если они любят рассказы о животных.
www.prostomama.com