cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Театры народов мира – 10 самых знаменитых театров мира

Содержание

10 самых знаменитых театров мира

Автор: Наталья Сакович |

С самого начала человеческой цивилизации театр служил основным источником развлечений. В наши дни театральные и оперные постановки ничуть не утратили свою популярность и значимость, и тысячи людей по всему миру ежедневно посещают театры и наслаждаются этим прекрасным видом искусства.

Здание любого театра — это уникальный мир со своей историей, традициями и тайнами. Давайте поговорим о тех из них, которые известны всему миру.

1. Ла Скала

Миланский театр Ла Скала по праву является самым знаменитым театром мира. И больше всего его ассоциируют с оперой, хотя значимое место в репертуаре занимают также драматические спектакли и балет.

Ла Скала, фото Rudiger Wolk

Построен он был в 1778 году. Зал в форме подковы имеет пять ярусов лож. На сцене Ла Скала звучали произведения известнейших композиторов Беллини, Россини, Доницетти, Верди. Театр славится своей безукоризненной акустикой.

2. Сиднейский оперный театр

У многих людей Австралия ассоциируется именно со зданием оперного театра в Сиднее. Оно легко узнаваемо и входит в число главных достопримечательностей страны. Это, пожалуй, один из самых знаковых театров современности.

Сиднейский оперный театр, фото Shannon Hobbs

Открытие состоялось в 1973 году. При строительстве главный упор делался на акустику и обзорность. Именно поэтому каждый зритель театра чувствует себя так, как будто приобрел билет на лучшее место в зале.

Здание театра стало домом для Сиднейского Симфонического оркестра, Сиднейской Театральной Компании, Австралийского балета и Австралийской оперы. Более 1500 представлений проходят здесь ежегодно.

3. Большой театр

Большой театр в Москве — один из ведущих театров России и всего мира. Вместе с лучшим симфоническим оркестром он пережил пожар, войну и революцию.

Большой театр в Москве, фото jimmyweee

На входе посетителей встречает статуя Аполлона в колеснице, предвосхищая грандиозные представления, проходящие в театре. Большую известность имеет балетная труппа театра. Юрий Григорович ставил здесь легендарное «Лебединое озеро» и «Золотой век». Большой был открыт после масштабной реконструкции в 2011 году.

4. Венская государственная опера

Построенный в 1869 году, театр долгое время имел репутацию центра музыкальной жизни Вены и всей Австрии.

Венская государственная опера, фото JP

Во время Второй мировой войны здание подверглось бомбардировкам и было практически разрушено. Чудесным образом сохранилась лестница и еще некоторые части. Восстановили Венскую оперу лишь в 1955 году. Сегодня она продолжает быть одной из главных мировых оперных площадок. Под сводами Венской оперы ежегодно проводятся традиционные балы.

5. Palau de la Musica Catalana

Дворец Каталонской Музыки находится в Барселоне. Здание было официально открыто в 1908 году и практически сразу стало символом города. Великолепный стеклянный потолок, богатые росписи, витражи и скульптуры превратили его в настоящее произведение искусства. Это один из немногих театров, включенных в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Palau de la Musica Catalana, фото Jiuguang Wang

Дворец является одной из главных театральных и музыкальных площадок Барселоны, где выступают многие мировые знаменитости. Здесь также проводят важные международные встречи и конференции, а для туристов организуются экскурсии.

6. Les Celestins

Театр Les Celestins — главный центр искусства города Лион во Франции. Это оперный театр, который подходит для грандиозных представлений и может вместить более 1000 человек. Зал в виде подковы разделен на несколько уровней, поэтому даже сидящие далеко от сцены зрители все хорошо видят и слышат. Интерьер выполнен в королевском стиле с использованием красных и золотых тонов. Снаружи здание более строгое, украшено статуями.

Les Celestins в Лионе, фото Mirej

Вот уже более двух столетий на сцене Les Celestins ставят лучшие пьесы, оперы, драматические спектакли и концерты.

7. Королевский оперный театр Convent Garden

Лондонский театр Ковент-Гарден хорошо известен во всем мире. На его сцене проходят постановки Королевской Оперы и Королевского Балета. В этом величественном здании выступали звезды мировой классической музыки, начиная с 1858 года.

Королевский оперный театр Convent Garden, фото

 

Раньше в театр можно было попасть только перед началом представления при наличии билета. Сегодня же вы можете осмотреть его, совершив небольшую экскурсию.

8. The Metropolitan Opera House

Еще одной известнейшей мировой сценой является музыкальный театр Метрополитен-опера на Бродвее в Нью-Йорке. Это лучший театр США. Свои ведущие роли здесь исполняли такие знаменитости, как Энрико Карузо и Пласидо Доминго.

The Metropolitan Opera House, фото Blehgoaway

Ежегодно «Мет» дает более двухсот представлений. Время от времени ведутся их теле- и радиотрансляции.

9. Одеон Герода Аттика

Если вам захочется посетить театр, которому столько же лет, сколько самому искусству, отправляйтесь в Одеон Герода Аттика в Афинах. Это классический древний амфитеатр, построенный в 161 г. н. э. Изначально над ним была крыша, но она была разрушена.

Одеон Герода Аттика в Афинах, фото Юкатан

Театр вмещает 5000 человек, и на его сцене до сих пор проходят спектакли, балет и другие мероприятия. Даже Элтон Джон давал свой концерт в Одеоне.

10. Театр Чикаго

Чикагский театр был построен в 1921 году в так называемый «золотой век развлечений» и стал первым в своем роде роскошным театром для показа кино, мюзиклов и различных шоу. Постепенно он стал визитной карточкой Чикаго. Сегодня театр Чикаго — это смесь разных жанров и стилей, от спектаклей и комедий, до танцевальных шоу и поп-концертов.

The Chicago Theatre, фото Leandro Neumann Ciuffo

В мире есть еще огромное количество театров, каждый из которых достоин внимания. Во время своих путешествий по городам и странам обязательно посещайте театры, и не важно, знамениты они на весь мир, или известны только в маленьком городе. В любом случае вы получите уникальную возможность прикоснуться к прекрасному миру театрального искусства.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

travel.biletyplus.ru

План-конспект урока по МХК (8 класс) на тему: Театры народов мира

Тема: Театры народов мира.

Цели:сформировать представление о самых знаменитых театрах мира.

Оборудование: презентация «Театры народов мира»

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Закрепление пройденного материала.

1-3 слайд. Вопросы по теме «Музыка народов мира»

4 слайд. Кроссворд по теме «Музыка народов мира»

  1. Сообщение темы и целей урока. Слайд 5.
  2. Изучение нового материала.

Слайд 6. Теа́тр (греч. — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище,—           смотрю, вижу).

Театры народов мира

Теа́тр (греч. — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище,— смотрю, вижу). Теа́тр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись,кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности, является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром, не обязательно может быть живой человек. Это может быть кукла управляемая человеком, или же предмет, которым управляет человек. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения.

Слайд 7. Теа́тр — это синтез всех искусств, он

включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д.

        Основным средством выразительности, является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром, не обязательно может быть живой человек.

     — Кто может быть актером?

Слайд 8. Это может быть кукла управляемая человеком, или же предмет, которым управляет человек. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят

изменения.

Слайд 9. Фото Вид Римского театра.

Слайд 10. Видео.

Театр в Эфесе.

Театр Эфеса находится в конце Аркадианской улице, которая примыкает к горе Пион. Первоначально этот театр был построен греками, однако во 2 столетии он был существенно перестроен римлянами, и приспособлен для проведения в нем гладиаторских боев.

Трибуны театра Эфеса вмещали 25 000 зрителей. Это весьма значительная цифра для античного мира. В основном зрители собирались здесь во время театральных представлений, гладиаторских игр, а также на праздники в честь богини Артемиды.

Полукруглый оркестр театра Эфеса окружен каналами, используемыми для сбора дождевой воды в городе. При осмотре театра советуем обязательно подняться на верхние ряды, откуда открываются превосходные виды на город, а также находящееся вдали Средиземное море.

Слайд 11. Видео. Театр Ла Скала в Милане.

Театр был открыт 3 августа 1778 года постановкой оперы Антонио Сальери «Признанная Европа».

Здание театра было построено по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини в 1776—1778 гг. на месте церкви Санта-Мария делла Скала, откуда произошло и название самого театра.  

 Церковь, в свою очередь, получила название в 1381 году не от «лестницы» (scala), а от покровительницы — представительницы рода правителей Вероны по фамилии Скала (Скалигер) — Беатриче делла Скала (Regina della Scala).

В 2001 г. здание театра Ла-Скала было временно закрыто на реставрацию, в связи с чем все постановки были перенесены в специально сооружённое для этого здание театра Арчимбольди. С 2004 г. постановки возобновлены в старом здании, а Арчимбольди является самостоятельным театром, работающим в сотрудничестве с Ла Скала.

Слайд 12. Театр оперы в Сиднее (Австралия).

Сиднейский оперный театр (англ. Sydney Opera House) — музыкальный театр в Сиднее, одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом крупнейшего города Австралии и одной из главных достопримечательностей континента — парусообразные оболочки, образующие крышу, делают это здание непохожим ни на одно другое в мире.

Слайд 13-14 Фото театра в Сиднее.

Слайд 15.  

   Оперный театр признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры в мире  с 1973 года является визитной карточкой в Сиднее.

Слайд 16.  

Сиднейский оперный театр был открыт 20 октября 1973 года королевой Англии Елизаветой II

Слайд 17. Фото театра в Сиднее.

Слайд 18. Одесский национальный академический театр оперы и балета

Первый театр в Одессе и Новороссии по времени постройки, значению и известности. Первое здание было открыто в 1810 и сгорело в 1873 году.

Работы по последней переделке здания окончились 31 декабря 1872 года, а в ночь на 2 января 1873 театр полностью сгорел из-за возгорания газового рожка, освещающего часы в ночное время. В театре ночевали люди, но никто из них не пострадал.

Слайд 19. Современное здание построено в 1887 году архитекторами Фельнером и Гельмером в стиле венского барокко. Архитектура зрительного зала выдержана в стиле позднего французского рококо.

Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доносить даже шёпот со сцены в любой уголок зала. Полная реставрация здания театра была завершена в 2007 году.

Театральная Одесса ведёт свою историю практически с момента основания города. Театр оперы и балета по праву можно назвать старейшиной среди целого ряда его культурных учреждений. Одесса получила право строить театр в 1804 году (став третьим городом с театром в Российской империи), а в 1809 году он был уже возведён. Автором этого проекта был известный французский архитектор Тома де Томон, автор ряда зданий в Петербурге. Именно это здание посещал А. С. Пушкин во время своего пребывания в Одессе в 1823-24 годах.

10 февраля 1810 года состоялось торжественное открытие. Первым представлением были одноактная опера Фрелиха «Новое Семейство» и водевиль «Утешенная вдова» русской труппы П. Фортунатова.

Слайд 20. Современное здание построено в 1887 году архитекторами Фельнером и Гельмером в стиле венского барокко. Архитектура зрительного зала выдержана в стиле позднего французского рококо.

Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доносить даже шёпот со сцены в любой уголок зала. Полная реставрация здания театра была завершена в 2007 году.

Слайд 21.

В театре дирижировали П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, пели великие Энрико Карузо, Фёдор Шаляпин, Саломея Крушельницкая, Антонина Нежданова, Леонид Собинов, танцевали Анна Павлова и Айседора Дункан.

Среди самых удачных постановок труппы театра: «Кармен», «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Запорожец за Дунаем», «Чио-Чио-Сан», «Наталка-Полтавка», «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Александр Пушкин упоминает Одесский театр в романе «Евгений Онегин». К 120-летию театра Национальный банк выпустил юбилейные монеты, а почта Украины провела спецгашение конвертов, посвящённых юбилею. Журнал «Forbes» включил одесский театр в список самых необыкновенных достопримечательностей Восточной Европы.

Слайд 22.

Во время Великой Отечественной войны фашисты планировали взорвать здание театра при отступлении, но, к счастью, этого не произошло. Как свидетельствует надпись на мемориальной доске, именно на балконе театра 10 апреля 1944 г. было поднято знамя освобождения города Одессы от гитлеровских захватчиков.

Слайд 23. В 1926 году театру было присвоено звание «Академический». 31 августа 2007 года указом Президента Украины присвоен статус «Национального».

Слайд 24. Гранд – опера в Париже 
(опера в Париже, опера-гарнье)

Театр в Париже, один из самых известных и значимых театров оперы и балета мира.

Расположена во дворце Гарнье  в IX округе Парижа, в конце проспекта Оперы , около одноимённой станции метро. Здание считается эталоном эклектической архитектуры  и относится к эпохе крупных преобразований города, воплощённых Наполеоном III.

Долгое время здание театра именовалось Парижской оперой, но после открытия в 1989 году второй театральной площадки для Парижской национальной оперы — Оперы Бастилии, его стали называть именем архитектора Шарля Гарнье. Оба учреждения объединены в общественно-коммерческое предприятие «Парижская национальная опера».

Слайд 25. Часть верхнего фасада оперы.

Работы по возведению оперы длились 15 лет — с 1860 по 1875, с многочисленными перерывами из-за войны 1870 года, падения имперского режима, Парижской коммуны. Завершение работ к 30 декабря 1874 года вылилось в общую сумму расходов 36 миллионов франков золотом. Дворец Гарнье — тринадцатая по счёту парижская опера после официального признания этого вида искусства Людовиком XIV в 1669 году. После покушения на его жизнь 14 января 1858 года в здании старой оперы на улице Лё Пёлетье́ (Le Peletier) Наполеон III отказался его посещать и потребовал новое здание. Был объявлен конкурс на лучший проект здания, и победителем стал никому неизвестный тридцатипятилетний Шарль Гарнье.

Оставались недоделанные места, например Зеркальная ротонда и курительная галерея. Последняя так никогда и не была закончена. Впервые Гранд-опера́ открылась 15 января 1875 года.

В 2000 году главный фасад оперы был полностью восстановлен, он заново обрёл свою первоначальную многоцветность, а статуи позолоту.

Слайд 26. Парадная лестница , ведущая в зал.

Вестибюль главной лестницы — одно из самых знаменитых мест Оперы Гарнье. Выложенный мрамором разных цветов, он вмещает двойной пролёт лестницы, ведущей к театральным фойе и этажам театрального зала. Парадная лестница это тоже театр, та сцена, где во времена кринолинов дефилировала избранная публика. На четырёх частях расписанного потолка изображены различные музыкальные аллегории.

Внизу лестницы стоят два бронзовых торшера — женские фигуры, держащие букеты из света.

Слайд 27. Большое фойе.

Фойе — место прогулок зрителей во время антракта — просторны и богато украшены. Свод первого фойе покрыт прелестной мозаикой c золотым фоном. Отсюда прекрасный вид на всё пространство парадной лестницы.

Большое фойе было задумано Гарнье по образцу парадных галерей старых замков. Игра зеркал и окон визуально придает галерее еще больший простор. На великолепном, расписанном Полем Бодри потолке — сюжеты музыкальной истории, а главным декоративным элементом служит лира. Она повсюду в этом декоративном царстве — от сводов до решеток отопления и дверных ручек. В центре фойе, возле одного из тех окон, откуда открывается вид на Оперный проспект до самого Лувра, установлена копия бюста Шарля Гарнье скульптора Карпо.

В конце галереи с баром находится Зеркальный салон — чистая и светлая ротонда с хороводом вакханок и фавнов на потолке, расписанном Клэрэном (Clairin), с изображениями на стенах различных напитков (чай, кофе, оранжад, шампанское…), а также рыбной ловли и охоты. Завершенный уже после открытия Оперы, салон продолжает хранить дух 1900-го года.

Слайд 27. Зал театра выполнен в итальянском стиле. Красно-золотой зрительный зал в итальянском стиле выполнен в форме подковы.

Потолок расписан в 1964 году Марком Шагалом. Зал вмещает 1900 зрительских кресел, отделанных красным бархатом. Великолепный занавес из расписной ткани имитирует красную драпировку с золотыми галунами и кистями.

Слайд 28. Большое фойе.

Фойе — место прогулок зрителей во время антракта — просторны и богато украшены. Свод первого фойе покрыт прелестной мозаикой c золотым фоном. Отсюда прекрасный вид на всё пространство парадной лестницы.

Большое фойе было задумано Гарнье по образцу парадных галерей старых замков. Игра зеркал и окон визуально придает галерее еще больший простор. На великолепном, расписанном Полем Бодри потолке — сюжеты музыкальной истории, а главным декоративным элементом служит лира. Она повсюду в этом декоративном царстве — от сводов до решеток отопления и дверных ручек. В центре фойе, возле одного из тех окон, откуда открывается вид на Оперный проспект до самого Лувра, установлена копия бюста Шарля Гарнье скульптора Карпо.

В конце галереи с баром находится Зеркальный салон — чистая и светлая ротонда с хороводом вакханок и фавнов на потолке, расписанном Клэрэном (Clairin), с изображениями на стенах различных напитков (чай, кофе, оранжад, шампанское…), а также рыбной ловли и охоты. Завершенный уже после открытия Оперы, салон продолжает хранить дух 1900-го года.

Слайд 29.  В знаменитом романе Гастона Леру «Призрак Оперы» говорится о подземном озере. И на самом деле в подвальных помещениях есть резервуар с водой, он служит для большей устойчивости фундамента и как запас воды на случай пожара.

В конце 2000-х годов в Париже на крышах зданий установили около 300 ульев, также улей есть и на крыше театра.

Закрепление. Итог.

nsportal.ru

10 красивейших и необычных театров мира – Статьи – Арриво

Как писал Уильям Шекспир: «Весь мир – театр». Но мы все же выясним, какие театры в мире считаются самыми красивыми и важными для истории, на каких сценах мечтают выступать великие оперные певцы и театральные звезды, где всегда нет свободных мест и билеты нужно бронировать минимум за полгода.

Сиднейский оперный театр, Австралия

Сиднейская опера может похвастаться славой одного из пяти самых узнаваемых зданий в мире. Театр, по замыслу архитектора, представляет собой скульптурное изображение корабля с поднятыми парусами. Он входит в десятку выдающихся сооружений современной архитектуры и является визитной карточкой Сиднея. В гавани, где был построен театр, до этого располагалось трамвайное депо, а еще раньше – старинный форт.

Сиднейский оперный театр в 1973 году официально открыла британская королева Елизавета II. Ее Величество посетила театр пять раз.

В 2007 году Сиднейская опера была признана объектом ЮНЕСКО, в том же году она вошла в число двадцати финалистов проекта «Семь Новых Чудес Света». В репертуаре театра есть опера, посвященная ему самому, под названием «Восьмое Чудо». Театр открыт 363 дня в году, кроме католического Рождества и Страстной пятницы.

Парижская опера, Франция

Парижская опера, известная также как Гранд-опера и Опера Гарнье, ‒ один из самых известных и значимых театров мира. Он был построен в середине XIX века по приказу Наполеона III, который побрезговал ходить на спектакли в старое здание.

Именно Парижская опера вдохновила французского писателя Гастона Леру на написание одного из самых известных его романов – «Призрак оперы». При этом в театре действительно есть «подземное озеро», которое упоминается в книге. В подвальных помещениях здания хранится резервуар с водой, который служит для устойчивости фундамента.

Театр можно посетить ежедневно в рамках экскурсии, кроме трех праздничных дней – католического Рождества, Нового года и праздника трудящихся 1 мая.

Метрополитен-опера, Нью-Йорк, США

Метрополитен-опера, которую сокращенно называют Мет, была основана в 1880 году, но в своем нынешнем здании, Линкольн-центре, театр обосновался лишь в 1966 году. В здании также хранятся скульптуры Лембрука и Майоля, фрески Шагала, а также портреты выдающихся артистов.

На сцене театра в разное время выступали Мария Каллас, Леонард Уоррен, Федор Шаляпин, Дмитрий Хворостовский, Пласидо Доминго, Анна Нетребко и Рене Флеминг.

Театр работает с сентября по апрель, а с мая по июнь выезжает на гастроли. В июле Метрополитен устраивает бесплатные спектакли в парках Нью-Йорка, которые традиционно пользуются огромной популярностью.

Ла Скала, Милан, Италия

Ла Скала был открыт в 1778 году на месте церкви Санта-Мария-делла-Скала, откуда и пошло название самого театра. В своем первоначальном облике здание просуществовало до Второй мировой войны, когда театр был полностью разрушен.

Примечательно, что при раскопках площадки для строительства театра была найдена старинная мраморная глыба с изображением знаменитого древнеримского мима Пилада.

Ла Скала восстановили, и впоследствии не раз реставрировали. При этом на последнюю реставрацию длительностью в три года было потрачено более 60 млн евро. Первым музыкальным произведением, исполненным на обновленной сцене 7 декабря 2004 года, стала опера Сальери «Признанная Европа».

Озерная сцена Брегенцкого фестиваля, Австрия

Сцена Брегенцкого фестиваля построена на Констанцском озере на 200 сваях, а на берегу находятся места для более чем 6000 зрителей. Декорации к спектаклям на этой сцене являются самыми незаурядными и водонепроницаемыми в мире.

Каждые два года плавающую сцену полностью перестраивают. Начиная с 1946 года в июле-августе на площадке проходит знаменитый оперный фестиваль в Брегенце. В рамках фестиваля ставятся театральные представления различных музыкальных жанров.

Венская опера, Австрия

Крупнейший театр Австрии, Венская опера, открылся в мае 1869 года премьерным спектаклем «Дон Жуан» Моцарта. В оформлении фасада здания присутствуют фрагменты оперы «Волшебная флейта».

Сегодня репертуар Венской оперы составляют, в основном, произведения, исполняемые Венским филармоническим оркестром. Опера по праву считается хранительницей лучших традиций венской классической школы.

Зимой в здании Венской оперы проходит знаменитый Венский бал. Традиция ежегодных балов за время существования театра прерывалась лишь на 10 лет – после того, как здание театра было разрушено при бомбардировке в 1945 году.

Театр Эспланада, Сингапур

Театр Эспланада стал одним из самых амбициозных проектов Сингапура. Внутри расположены концертный зал на 1600 мест, театр на 2000 мест, несколько ресторанов, торговый центр и еще один театр под открытым небом. Над проектом Эспланады одновременно работали два архитектурных бюро.

Фантазия архитекторов была настолько богатой, что первоначальный проект в народе наградили прозвищем «совокупляющиеся муравьеды». В окончательный проект были внесены поправки, после чего жители Сингапура переименовали здание в «дуриан» ‒ экзотический фрукт, на который похожи купола комплекса. Однако, по замыслу архитекторов, купола имеют форму ракушек.

Эспланада работает круглый год. Здесь дают спектакли, а также проводят различные ежегодные фестивали. При этом некоторые представления бесплатны для всех желающих.

Арена ди Верона, Италия

Арена ди Верона, которая была построена примерно в 30 году нашей эры, может по праву претендовать на звание старейшего в мире действующего театра. Кроме того, амфитеатр поистине огромен – он может одновременно вместить до 16 000 зрителей, на что не способен ни один классический театр. Амфитеатр является третьим по величине и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Арена в разное время была площадкой для гладиаторских боев, морских сражений, цирковых представлений, турниров, боев с быками и сожжения еретиков. После землетрясения 1117 года, которое почти полностью разрушило внешнее кольцо амфитеатра, он использовался как источник камня для других построек. Сейчас он открыт с июня по август, когда в Верону приезжают лучшие оперные исполнители. Кроме того, театр можно посетить в рамках экскурсий ‒ со вторника по воскресенье.

 

Говорят, что именно в Вероне можно увидеть лучшие постановки бессмертного произведения Шекспира «Ромео и Джульетта», события которого развивались именно в этом городе.

Театр «Глобус», Лондон, Великобритания

Оригинальный театр «Глобус» был основан в 1599 году на средства труппы актеров Lord Chamberlain’s Men, к которой принадлежал Шекспир. Однако здание этого театра просуществовало недолго – оно сгорело при пожаре в 1613 году. За всю историю здание перестраивалось три раза. В 1997 году театр был восстановлен под названием «Шекспировский театр Глобус». При этом новое здание построено всего в 200 метрах от первоначального месторасположения.

Здание «Глобуса» было воссоздано максимально близко к оригиналу. Этому способствовали раскопки первоначального театра, которые повлияли и на окончательные планы о месте строительства.

Поскольку новое здание в соответствии с историческими реалиями построено без крыши, спектакли в нем проходят только с мая по октябрь. Однако экскурсии в старейшем лондонском театре проводятся круглый год. Рядом с «Глобусом» открыт тематический парк-музей, посвященный Шекспиру. Здесь можно лично поучаствовать в постановке одной из пьес классика.

Альберт-Холл, Лондон, Великобритания

Лондонский королевский зал искусств и наук имени Альберта, или Альберт-холл, ‒ самый престижный британский концертный зал. Он был построен в память о принце Альберте по распоряжению его вдовы – королевы Виктории.

В Альберт-холле в разные годы выступали The Beatles, Led Zeppelin, Deep Purple, Pink Floyd, ABBA, Depeche Mode. Здесь была снята кульминационная сцена фильма Альберта Хичкока «Человек, который слишком много знал». Первым российским музыкантом, выступившим в Альберт-холле, в 2007 году стал Борис Гребенщиков и его группа «Аквариум».

В наши дни зал по-прежнему используется для проведения концертов и других мероприятий. Альберт-холл также можно посетить в рамках туристической экскурсии.

Фото: thinkstockphotos.com, flickr.com

www.arrivo.ru

Кукольные театры народов мира

Для народного театра кукол характерен интерес к традиционным сюжетам. Идет ли речь о театре древней или средневековой Европы, о японском театре кукол, турецком Карагёзе или театре острова Ява, традиционность сюжетов была поддержана, подкреплена традиционностью и всех сценических выявлений. Этот театр всегда настаивал на закрепленности не только сюжетов, приемов исполнения, мизансценирования, но даже и на смене ритмов, комических элементов трагическими. Главное же заключается в том, что этот театр всегда был привержен к постоянным героям. Его не интересовали настроения героев, изменение их психологии, его вообще не интересовало какое-либо внутреннее их состояние. Этот театр оперировал, как правило, обобщенными образами.

Среди персонажей кукольных театров частенько можно встретить героев любимых сказок или  представителей народного эпоса, которые отличаются добрым и простодушным юмором и красочным колоритом языка.

Здесь были созданы выдающиеся персонажи, которые пережили века, вошли в сокровищницу мировой культуры. Кукольные герои, рожденные гением народа и воплощенные народными артистами – кукольниками, неоднократно вызывали восхищение писателей. Ф. М. Достоевский, высоко ценивший русского Петрушку, мечтал о том времени, когда этот образ займет свое место на лучшей драматической сцене страны, когда Петрушка взберется на Александринскую сцену, чтобы стать глашатаем великих нравственных идей русской литературы.

А. М. Горький, причислявший того же Петрушку к героям мирового эпоса, утверждал, что «наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа».

Гением народа Италии был создан и Пульчинелла, главенствующий в семье петрушек мира. Ученый Йорик справедливо пишет о нем: «Пульчинелла становится – в зависимости от обстоятельств – то хитрым, то безрассудным, воздержанным или жадным, болтливым или молчаливым, подвижным, веселым, саркастическим, злым на язык, смотря по надобности. Поезжайте вокруг света, и, где бы вы ни были, в Европе, Азии, Африке и Америке, вы повсюду найдете Пульчинеллу с суковатой палкой в руках, всегда готового пустить ее в ход и отколотить дьявола по рогам или полицейского комиссара по голове».

Народный театр был очень внимателен к характеру своего героя, но если его и интересовал характер, то прежде всего как данность, как некое обобщенное явление времени, как собрание каких-либо определенных, неизменяемых черт. Этот театр интересовали крупные события, значительные герои, решающие, глобальные проявления характеров и их взаимоотношений. Его зачастую волновали и философские проблемы – проблемы жизни и смерти, человека и бога, судьбы и личности. Только общее в наиболее общем проявлении. Его не интересовала психология минуты, психология данной среды или конкретного общества. Он мало интересовался конкретным человеком, его волновал человек в наиболее общем проявлении, скорее, как человек, противостоящий понятию «бог», как «человек вообще».

Именно поэтому кукольный театр надолго сохранял свои спектакли, куклы нередко жили в нем столетиями, а сюжеты, оттачиваясь и освобождаясь от всего временного, случайного, сохраняли свою первозданную свежесть и остроту. Пульчинелла, Петрушка, Фауст, Запорожец, Сун У Кун – вряд ли излюбленные этим театром кукол герои могли в какой-либо мере быть названы конкретными людьми. Образы-идеи, образы-обобщения, образы-символы – их в конечном счете можно пересчитать по пальцам. В течение тридцати шести веков этот театр создал едва ли более полусотни типов. Больше ему и не требовалось. Он никогда не ценил разнообразие, многоликость, многоплановость. Его удел – наисущественнейшее.

У многих народов, знавших народный театр кукол, сохранились литературные записи хотя бы одной-двух пьес (или сцен), описания кукол, устройства сцены, спектакля. Сохранилось немало и литературных источников–свидетельств выдающихся писателей, упоминавших о том или ином традиционном зрелище, сохранявшемся, как правило, в течение многих и многих веков. Эти многочисленные свидетельства убеждают нас, во-первых, в том, что драматургия зрелищ такого рода повсеместно, идет ли речь о Востоке или Западе, строилась, как правило, по законам пьес-обозрений; один и тот же герой демонстрировался в отношениях, сопоставлениях с другими персонажами, которые могли заменяться с течением времени, менять характер, манеру поведения. Но даже в тех странах, где почти ничего не известно о самих спектаклях, их направленности и вещественном антураже, мы обязательно наталкиваемся на одного-двух героев, которые сформировались как масочные персонажи, а потом, с течением времени, стали принадлежностью истории. Либо, изменяясь и уточняя свою социальную, национальную, эстетически-нравственную характеристику, становились подлинными театральными типами – «типами жизни», впитавшими в себя признаки народных героев, которые входили в круг представлений той или иной нации, исторической формации, социальных слоев в зависимости от того, кого представляли эти герои.

Нередко подлинную сохранность традиций ученые не без основания видят в сравнительной портативности кукольного театра. «Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков был в основном двух видов: театр актера и кукольный. Репертуар кукольного театра оказался исторически гораздо более устойчивым. Объясняется это, очевидно, тем, что театр актера строился на сравнительно большом исполнительском коллективе, который к тому же часто бывал переменным даже от представления к представлению, между тем как кукольный театр, наоборот, требовал не более двух участников, а чаще всего обходился одним, что обеспечивало большую сохранность традиций» (Всеволодский-Гернгросс В. Н. Русский театр от истоков до середины XVIII века.) Представляется, что портативность, так же как и долгая сохранность, всего вещественного антуража театра кукол (особенно если речь идет об установках для теневого или марионеточного театра, о громоздких вертепных ящиках) по-своему обусловливают его традиционность.

Далее → Пародия, как основа репертуара

Главная → Мода и история театра

maskball.ru

Театр народов мира Театр русской народной драмы



Театр народов мира


Театр русской народной драмы

  • Народная драма – интереснейшее и значительное явление русской культуры, воплотившее творческий опыт, накопленный десятками поколений различных слоев народа.

  • Чаще всего они устраивались на святки и масленицу. Эти 2 «театральных сезона» вмещали в себя драматические игры ряженных, посиделки молодежи, обряды встречи и проводов масленицы. В эти дни разыгрывались любимые в народе представления – «Лодка» и «Царь Максимилиан».



  • Пьеса «Лодка» была очень популярна и в крестьянской, и в солдатской среде, и в среде фабричных людей. Это объяснялось тем, что в ней затрагивались важные для широких народных масс вопросы. Ее наиболее частое название — «Лодка». Но она называлась и иначе: «Шлюпка», «Атаман», «Разбойники», «Шайка», «Шайка разбойников», «Ермак», «Стенька Разин». Сюжет пьесы прост. Шайка разбойников во главе с атаманом и есаулом плывет по Волге. Есаул в подзорную трубу оглядывает местность и докладывает атаману о том, что видит. Когда на берегу попадается большое село, разбойники высаживаются и нападают на помещичью усадьбу. Один из вариантов пьесы заканчивается восклицанием: «Эй, молодцы! жги, пали богатого помещика!». В некоторых вариантах вводится мотив любви атамана к дочери помещика или к персиянке. Но при этом сюжетная основа — угроза разбойников властям и помещикам — сохраняется. Это говорит о том, что идейная сущность пьесы состоит в выражении протеста народа против угнетающих порядков.





Источники «Лодки» сложны. Это и песни о разбойниках, в том числе о Разине, и лубочные картинки, и лубочные романы о разбойниках, и литературные песни. Это отразилось на сложной композиции пьесы: исполнители обычно помнили лишь основную схему сюжета, действовали же и говорили в порядке импровизации, пользуясь знакомым материалом.

  • Источники «Лодки» сложны. Это и песни о разбойниках, в том числе о Разине, и лубочные картинки, и лубочные романы о разбойниках, и литературные песни. Это отразилось на сложной композиции пьесы: исполнители обычно помнили лишь основную схему сюжета, действовали же и говорили в порядке импровизации, пользуясь знакомым материалом.



Пекинская музыкальная драма

  • Этот театр начал свою историю еще в 7 веке, прошел несколько этапов развития, и к настоящему времени стал ведущим театром Китая, воплотившим лучшие народные традиции. В одном древнем трактате написано: «Когда не хватает слов, начинают вздыхать, когда не хватает вздохов, начинают петь, когда не хватает песни, руки начинают бессознательно жестикулировать, а ноги – танцевать». Эти слова точно характеризуют искусство Пекинской музыкальной драмы.

  • Художественная культура Китая — это культура аллюзий и намека. В эпоху Тан возник особый метаязык, доступный лишь посвященному, — язык самого ядра китайской культуры. Понимая картину, поэзию или даже танец, изобилующий символами, человек как бы проверял свою принадлежность к традиции. Для зрителей, несведущих в тонкостях пекинской драмы, остаются непонятными многие, сугубо специфические атрибуты представления. Вопросы, возникающие при просмотре пекинской драмы, касаются знания истории, обычаев, культуры и общественных устоев Китая.



Театральной эстетике пекинской оперы отвечает парадность и пышность сценического костюма, особая манера сценической речи, основанная на модуляции слова и фразы, пронизывающие звуки фальцетного пения, громкое звучание оркестра, поражающий своей фантазией орнамент и интенсивность цвета актерского грима, символика предметов бутафории и сценичес-кого жеста. Актеру пекинской драмы необходимо знать основы национального актерского мастерства — это «четыре умения» (пение, декламирование, перевоплощение и пантомима) и «четыре приема» (игра руками, игра глазами, игра туловищем и шаги). Китайские театралы различают почти три десятка различных движений ногами и около сорока видов движений руками и рукавами.

  • Театральной эстетике пекинской оперы отвечает парадность и пышность сценического костюма, особая манера сценической речи, основанная на модуляции слова и фразы, пронизывающие звуки фальцетного пения, громкое звучание оркестра, поражающий своей фантазией орнамент и интенсивность цвета актерского грима, символика предметов бутафории и сценичес-кого жеста. Актеру пекинской драмы необходимо знать основы национального актерского мастерства — это «четыре умения» (пение, декламирование, перевоплощение и пантомима) и «четыре приема» (игра руками, игра глазами, игра туловищем и шаги). Китайские театралы различают почти три десятка различных движений ногами и около сорока видов движений руками и рукавами.



В Пекинской драме сохранилось деление персонажей на четыре основных амплуа. Они различаются по принципу пола, возраста, индивидуальных особенностей сценического персонажа.

  • В Пекинской драме сохранилось деление персонажей на четыре основных амплуа. Они различаются по принципу пола, возраста, индивидуальных особенностей сценического персонажа.

  • 1. Амплуа Шэн – мужские персонажи.













Искусство кукольного театра

  • Нечто напоминающее кукольное действо, описывал еще древнегреческий историк Геродот (490 – 425 гг до н.э.).В шумном празднике в честь бога Диониса участвовали ряженные с куклами – марионетками, а позднее в 1 веке до н.э. сложился театр, напоминающий музыкальную шкатулку, работающий при помощи простейшей механики.

  • Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные, кукла театра теней, маска. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров.

  • Различие в формах представлений обуславливается чаще всего национальными традициями страны, задачами которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.

  • Способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания, образная нарицательность характерные для искусства кукольного театра определяют в репертуаре театров кукол сатирических или героико-патетических представлений.





















Одной из наиболее интересных кукол в мировом театре является тростевая кукла. Происхождение этого вида куклы очень древнее, ей более трех тысяч лет. Возникновение первых тростевых кукол связывают в основном с островом Ява (Индонезия). Ареал ее распространения — страны юго-восточной и Центральной Азии (Иран, Турция, Афганистан), отдельные ее разновидности встречаются у многих тюркских народов. С XVI в. эта кукла имела широкое распространение во всех странах Европы. В профессиональном театре тростевая кукла впервые «выступала» в 1918 г. в России в руках Н.Я. и И.С. Ефимовых в спектакле «Басни Крылова». Но особую популярность она получила в репертуаре Центрального театра кукол С. Образцова. В техническом отношении эта кукла привлекает тем, что она более выразительная в своих жестах, более пластичная, чем перчаточная кукла.

  • Одной из наиболее интересных кукол в мировом театре является тростевая кукла. Происхождение этого вида куклы очень древнее, ей более трех тысяч лет. Возникновение первых тростевых кукол связывают в основном с островом Ява (Индонезия). Ареал ее распространения — страны юго-восточной и Центральной Азии (Иран, Турция, Афганистан), отдельные ее разновидности встречаются у многих тюркских народов. С XVI в. эта кукла имела широкое распространение во всех странах Европы. В профессиональном театре тростевая кукла впервые «выступала» в 1918 г. в России в руках Н.Я. и И.С. Ефимовых в спектакле «Басни Крылова». Но особую популярность она получила в репертуаре Центрального театра кукол С. Образцова. В техническом отношении эта кукла привлекает тем, что она более выразительная в своих жестах, более пластичная, чем перчаточная кукла.



Из марионетки в более позднее время родилась планшетная кукла. Внешне эти куклы напоминают «родителей», только они больше по размеру, и у них нет никаких нитей. Высота таких кукол зависит от роста кукловода и может быть от 1 до 1,7 м.

  • Из марионетки в более позднее время родилась планшетная кукла. Внешне эти куклы напоминают «родителей», только они больше по размеру, и у них нет никаких нитей. Высота таких кукол зависит от роста кукловода и может быть от 1 до 1,7 м.



Применение маски насчитывает тысячелетия. Маски существовали во многих театрах мира. В средневековой Европе они использовались гистрионами — бродячими актерами, в России — скоморохами. В период раннего Возрождения маска вошла полноправным творцом образа в искусство итальянского театра комедии дель-арте, использовалась маска и театром Масхара, завершившим свое формирование на территории Средней и Центральной Азии к XII в. Многие традиционные восточные театры — это театр масок. Широкое распространение маска получила в театре народов Азии, Индокитая. Есть маски, которые одеваются на пальцы или на руку. У каждого народа здесь есть свои традиции. Маска всегда означает постоянство, большое обобщение.

  • Применение маски насчитывает тысячелетия. Маски существовали во многих театрах мира. В средневековой Европе они использовались гистрионами — бродячими актерами, в России — скоморохами. В период раннего Возрождения маска вошла полноправным творцом образа в искусство итальянского театра комедии дель-арте, использовалась маска и театром Масхара, завершившим свое формирование на территории Средней и Центральной Азии к XII в. Многие традиционные восточные театры — это театр масок. Широкое распространение маска получила в театре народов Азии, Индокитая. Есть маски, которые одеваются на пальцы или на руку. У каждого народа здесь есть свои традиции. Маска всегда означает постоянство, большое обобщение.





Теневой театр появился несколько тысячелетий назад на Востоке — у народов Индии, Китая, Индонезии, Ирана, Турции. Точно не установлено, где раньше. Упоминание о театре кукол в Китае относится к I в. до н.э. Традиционное искусство театра кукол Индонезии также уходит в глубь веков, и здесь оно имеет свои разновидности, например, ваянг — кулит (теневой театр кожаных плоскостных фигур, прикрепленных к бамбуковой трости). Считается, что теневой театр — это древнейший прототип кино, а кино — усовершенствованный в XX в. тот же театр теней.

  • Теневой театр появился несколько тысячелетий назад на Востоке — у народов Индии, Китая, Индонезии, Ирана, Турции. Точно не установлено, где раньше. Упоминание о театре кукол в Китае относится к I в. до н.э. Традиционное искусство театра кукол Индонезии также уходит в глубь веков, и здесь оно имеет свои разновидности, например, ваянг — кулит (теневой театр кожаных плоскостных фигур, прикрепленных к бамбуковой трости). Считается, что теневой театр — это древнейший прототип кино, а кино — усовершенствованный в XX в. тот же театр теней.






rpp.nashaucheba.ru

Театральное искусство народов мира — online presentation

Работу выполнил Ученик 9А класса Захряпин Дмитрий Театр Ноо Ноо, или ноогаку, — строгая театральная классика Японии.

Это первая развитая форма традиционного театрального искусства Японии.

Кроме аристократического искусства бугаку в середине VIII века в Японию с материка было завезено и народное театральное искусство сангаку: комический миманс, комические сценки и рассказы, народные песни и танцы, акробатику, фокусы, жонглирование, кукольников и т.

д.

Из сангаку к концу XI века развилось искусство саругаку , участники которого были выходцами из низших слоев общества.

Свое искусство они демонстрировали во время религиозных праздников, когда толпы верующих стекались в храмы.

Искусство саругаку быстро стало популярным, и концу XII века появилось много профессиональных трупп саругаку, которым покровительствовали крупные храмы и монастыри, наиболее богатые из которых имели собственные актерские труппы саругаку, которые назывались «дза».

Полученная возможность объединения смогла обогатить искусство саругаку заимствованиями из придворных и сельских песен и танцев.

Возникла особая форма театрального искусства са-ругаку-но ноо, ставшая прототипом будущей драмы ноо, а комические элементы саругаку развились в кёгэн — народный комедийный драматический жанр.

Одновременно развивалось театральное искусство, основанное на песнях и танцах сельских местностей, — дэнгаку, дэнгаку-но ноо, которая к концу XIV века соединилась с саругаку-но ноо.

На их основе двумя выдающимися театральными деятелями Японии Канъами и Дзэами, был создан театр ноо.

Представления носили церемониальный характер и устраивались по особым случаям: приход к власти, бтракосочетание феодалов, назначения на высокий пост, рождение сыновей высокопоставленных лиц, их совершеннолетие.

На спектакль приглашали только знатных людей.

Спектакль шел несколько дней, попасть на них могли только до 5 тыс людей.

Приглашения получить было сложно, поэтому шла борьба среди влиятельных лиц.

Приглашенные получали на спектаклях подарки и угощения.

Представления проходили на деревянной сцене, над которой на деревянных столбах возвышалась крыша.

Сцена открыта с 3-х сторон, на задней стене на золотом фоне изображалась сосна – символ долголетия и благожелательный привет зрителям.

В начале зрители сидели на циновках на полу, сейчас ставят кресла.

Оркестр располагается за задней стеной, там же вместе с ними сидит КОКЭН – человек, помогающий актерам поправить маску, парик или платье.

Актеры одеты в традиционные японские одежды конца XV века.

На голове парики, а на лицах маски.

Маски делали из дерева и покрывали специальным лаком.

Маски разделялись на мужские и женские.

Мужские – старики, юноши, мальчики, благородные, простолюдины, добрые, злые, слепые, маски богов и приведений.

Женские – девушки, женщины средних лет, старухи, безумные, ревнивые, красивые, безобразные, приведения.

Оркестр играл на флейте (фуэ), барабанах (коцудзуми, оцудзуми, тайко) Театр Кабуки Традиционный театр в Японии.

Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы, исполнители используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.

Все роли исполняют женщины.

Изначально, кабуки представлял собой в большой степени грубые и неприличные постановки;

многие актрисы вели аморальный образ жизни.

Из-за этого для названия кабуки иногда называли «театр поющих и танцующих куртизанок».

Позже место женщин заняли юноши, которые были не менее доступны.

С 1653 г.

в театре разрешалось играть только мужчинам.

Актеров, исполняющих женские роли называют оннагата или ояма Театр катхакали Устраивали в честь больших празднеств представления.

Характер представлений строго определялся: перед обедом шли спектакли, прославляющие добродетель, после полудня – героические спектакли, вечером – любовные.

В это время наравне с классическим театром развивался и народный, где высмеивали все, что было близко зрителям.

Использовали «ругательный язык, поносящий индивидуумов и ситуации».

Театр катхакали использовал

en.ppt-online.org

Кукольные театры народов мира — Всемирное наследие литературы, истории, живописи

 

Кукольные театры народов мира

Для народного театра кукол характерен интерес к традиционным сюжетам. Идет ли речь о театре древней или средневековой Европы, о японском театре кукол, турецком Карагёзе или театре острова Ява, традиционность сюжетов была поддержана, подкреплена традиционностью и всех сценических выявлений. Этот театр всегда настаивал на закрепленности не только сюжетов, приемов исполнения, мизансценирования, но даже и на смене ритмов, комических элементов трагическими. Главное же заключается в том, что этот театр всегда был привержен к постоянным героям. Его не интересовали настроения героев, изменение их психологии, его вообще не интересовало какое-либо внутреннее их состояние. Этот театр оперировал, как правило, обобщенными образами.

Здесь были созданы выдающиеся персонажи, которые пережили века, вошли в сокровищницу мировой культуры. Кукольные герои, рожденные гением народа и воплощенные народными артистами — кукольниками, неоднократно вызывали восхищение писателей. Ф. М. Достоевский, высоко ценивший русского Петрушку, мечтал о том времени, когда этот образ займет свое место на лучшей драматической сцене страны, когда Петрушка взберется на Александринскую сцену, чтобы стать глашатаем великих нравственных идей русской литературы.
А. М. Горький, причислявший того же Петрушку к героям мирового эпоса, утверждал, что «наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа».

Гением народа Италии был создан и Пульчинелла, главенствующий в семье петрушек мира. Ученый Йорик справедливо пишет о нем: «Пульчинелла становится — в зависимости от обстоятельств — то хитрым, то безрассудным, воздержанным или жадным, болтливым или молчаливым, подвижным, веселым, саркастическим, злым на язык, смотря по надобности. Поезжайте вокруг света, и, где бы вы ни были, в Европе, Азии, Африке и Америке, вы повсюду найдете Пульчинеллу с суковатой палкой в руках, всегда готового пустить ее в ход и отколотить дьявола по рогам или полицейского комиссара по голове».

 

Народный театр был очень внимателен к характеру своего героя, но если его и интересовал характер, то прежде всего как данность, как некое обобщенное явление времени, как собрание каких-либо определенных, неизменяемых черт. Этот театр интересовали крупные события, значительные герои, решающие, глобальные проявления характеров и их взаимоотношений. Его зачастую волновали и философские проблемы — проблемы жизни и смерти, человека и бога, судьбы и личности. Только общее в наиболее общем проявлении. Его не интересовала психология минуты, психология данной среды или конкретного общества. Он мало интересовался конкретным человеком, его волновал человек в наиболее общем проявлении, скорее, как человек, противостоящий понятию «бог», как «человек вообще». Именно поэтому кукольный театр надолго сохранял свои спектакли, куклы нередко жили в нем столетиями, а сюжеты, оттачиваясь и освобождаясь от всего временного, случайного, сохраняли свою первозданную свежесть и остроту. Пульчинелла, Петрушка, Фауст, Запорожец, Сун У Кун — вряд ли излюбленные этим театром кукол герои могли в какой-либо мере быть названы конкретными людьми. Образы-идеи, образы-обобщения, образы-символы — их в конечном счете можно пересчитать по пальцам. В течение тридцати шести веков этот театр создал едва ли более полусотни типов. Больше ему и не требовалось. Он никогда не ценил разнообразие, многоликость, многоплановость. Его удел — наисущественнейшее.

У многих народов, знавших народный театр кукол, сохранились литературные записи хотя бы одной-двух пьес (или сцен), описания кукол, устройства сцены, спектакля. Сохранилось немало и литературных источников—свидетельств выдающихся писателей, упоминавших о том или ином традиционном зрелище, сохранявшемся, как правило, в течение многих и многих веков. Эти многочисленные свидетельства убеждают нас, во-первых, в том, что драматургия зрелищ такого рода повсеместно, идет ли речь о Востоке или Западе, строилась, как правило, по законам пьес-обозрений; один и тот же герой демонстрировался в отношениях, сопоставлениях с другими персонажами, которые могли заменяться с течением времени, менять характер, манеру поведения. Но даже в тех странах, где почти ничего не известно о самих спектаклях, их направленности и вещественном антураже, мы обязательно наталкиваемся на одного-двух героев, которые сформировались как масочные персонажи, а потом, с течением времени, стали принадлежностью истории. Либо, изменяясь и уточняя свою социальную, национальную, эстетически-нравственную характеристику, становились подлинными театральными типами — «типами жизни», впитавшими в себя признаки народных героев, которые входили в круг представлений той или иной нации, исторической формации, социальных слоев в зависимости от того, кого представляли эти герои.

Нередко подлинную сохранность традиций ученые не без основания видят в сравнительной портативности кукольного театра. «Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков был в основном двух видов: театр актера и кукольный. Репертуар кукольного театра оказался исторически гораздо более устойчивым. Объясняется это, очевидно, тем, что театр актера строился на сравнительно большом исполнительском коллективе, который к тому же часто бывал переменным даже от представления к представлению, между тем как кукольный театр, наоборот, требовал не более двух участников, а чаще всего обходился одним, что обеспечивало большую сохранность традиций» (Всеволодский-Гернгросс В. Н. Русский театр от истоков до середины XVIII века.) Представляется, что портативность, так же как и долгая сохранность, всего вещественного антуража театра кукол (особенно если речь идет об установках для теневого или марионеточного театра, о громоздких вертепных ящиках) по-своему обусловливают его традиционность.
Пародия, как основа репертуара


Среди персонажей кукольных театров частенько можно встретить героев любимых сказок или  представителей народного эпоса, которые отличаются добрым и простодушным юмором и красочным колоритом языка.

 

www.nitpa.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *