Таблица этапы первобытного общества – Основные периоды первобытной истории (Таблица)
Хронологические рамки периода | Род и вид человека | География расселения первобытного человека | Основные занятия человека | Основные орудия труда и оружие | Таехника изготовления основных орудий труд | Жилище | Средство передвижения по суше |
Ранний палеолит | |||||||
около 2,5 млн лет назад — 100,000 лет назад | Homo habilis, Homo erectus | обитали в саванне, расселялись по Евразии и Америке | охота, собира-тельство началось исполь-зование огня | колуны, сфероиды | Инструменты изготавли- вались из камня, рога, кости, зубов, обработка камня Олдувайская, Аббе- вильская культуры | Бродячий образ жизни, временные деревянные жилища, пещеры | перемещение по суше на двух задних конечностях |
Средний палеолит | |||||||
300 — 30 тыс. лет назад | Homo erectus | Африка, часть Азии и Европы | Охота, собира-тельство, рыболовство Зарождение религии и культуры | Копье, гарпун, пики, ловушки, скребки, резцы, буравчики | Мустьерская культура, Сангойская культура, Атерийская культура | пещеры, гроты, реже на открытых местах, скальные навесы | перемещение по суше на двух задних конечностях |
Поздний палеолит | |||||||
50 — 10 тыс. лет назад | Homme de Cro- Magnon, Homo erectus | Европа, Южная Франция, Северная Испания | Охота, ремесла, рыболовство, одома-шнивание животных. наскальная живопись. | Ножи, резцы, пилы, скребки, сверла, лезвия | Барадо-стская культура, Культура Шатель-перон, Бадегуль- ская культура | Пещеры с выстеленным ветками или шкурами полом, впервые стали образо-вываться поселения | Перемещение по суше на двух задних конечностях. Переме- щения по воде плоты, лодки |
Мезолит | |||||||
12-7 тыс. лет до н.э | Homo Erectus, Homo sapiens | Шотландия, Прибалтика, побережье Северного Ледовитого океана, Амери-канский материк | Приручение животных, охота, рыболовство, первые хирургические операции, земледелие, развитие искусства | Бумеранг, лук, стрелы, лезвие | Микроли-тическая техника | Хижины, пещеры | Салазки, сани, лыжи, лодки, каноэ |
Неолит | |||||||
7-4 тыс. лет до н.э | Homo sapiens | Ближний Восток, Китай, Центр. Европа | Земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, животно-водство, прядение, ткачество, горное дело | Топор, стамеска, тесла, рыболовные сети, долото | Докерамический неолит, керамический неолит | Оседлый образ жизни, хижины, пещеры | Салазки, сани, лыжи, лодки, каноэ |
Энеолит | |||||||
4-3 тыс. лет до н.э | Homo sapiens | Почти вся территория благо-приятной Земли | Изготовление медных оружий, земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, животно-водство, прядение, ткачество, горное дело, появление колеса | ножи, стрелы, скребки, вкладыши серпов и топоры, иглы, шилья, рыболовные крючки | Металлургия, холодная ковка | Палаточные структуры внутри пещер, хижины, дома | Салазки, сани, лыжи, лодки, каноэ |
infotables.ru
По способу изготовления орудий труда | По формам человеческого общежития | По физическому типу человека | По типу хозяйства | |
1.каменный век а) древний (палеолит) б) средний (мезолит) в) новый (неолит) 2. бронзовый век 3. железный век | 1. первобытное стадо; 2. первобытная родовая община 3. матриархат 4. патриархат 5. распад родовых связей; соседская община | 1. архантропы 2. палеоантропы, неандертальцы | 1. присваивающее хозяйство 2. производящее хозяйство (V-II тыс.до н.э.) | |
обезьяноподобные | Человекоподобные | |||
Примитивное строение черепа, недостаточная гибкость руки | Добывание огня, жареная пища, примитивные погребальные обряды | |||
3. неоантропы (ископ.современный человек): сложные орудия труда, одежда, жилище, успешная охота | ||||
Климат | Физ.тип человека | Период | Хозяйственная деятельность | Организация общественной жизни |
Пред ледниковый период | Архантропы (2-2,5 млн. лет назад) | Палеолит | Главное занятие – собирательство, изготовление и целенаправленное изготовление орудий труда | Первобытное стадо. |
Ледниковый период 200 – 35 тыс. лет до н.э. | Средний палеолит (400 – 35 тыс. лет назад) | Гл. занятие – коллективная охота. Использование огня, пещер, одежды. | Первобытная община. Появление разделения труда. Охота – мужчины, собирательство – женщины. Развитие речи. | |
Палеоантропы (неандертальцы) | | Примитивный погребальный обряд | | |
40-35 тыс.лет до н.э. | Неоантропы (40-35т.) | Верхний палеолит (35-10 тыс. лет до н.э.) — мезолит | Улучшилось оснащение охотников. Более разнообразное оружие. Искусственные жилища. Главную роль играют женщины (хранение очага, приготовление пищи, изготовление одежды). | Матриархальная родовая община (более прочная). Совместная деятельность и проживание. |
Потепление | Конец мезолита (10-8 тыс. лет до н.э.) Неолит (7-5 тыс. лет до н.э.) | Появление лука и стрел. Изменение характера деятельности, переход к производящему хозяйству. Появление земледелия и скотоводства. Камень точат, пилят, сверлят, шлифуют, изготавливают керамику, ткани. | | |
1 тыс.до н.э. (Закавказье) | Энеолит (4-3 тыс. до н.э.) Медно-бронзовый (3-2 тыс. до н.э.) Использование железа => революция | Использование меди и бронзы, отделение скотоводства от земледелия, совершенствование ремесла, появление искусства, мифологии и религии. Резкий рост производительности труда. Усиление специализации. Второе крупное разделение труда: отделение ремесла от с/х | Резко возрастает роль мужчин. Переход к патриархальной родовой общине. Распад родовых связей: Переход к соседской общине. Имущественное неравенство. Выделение знати. |
nashaucheba.ru
Климат | Физ.тип человека | Период | Хозяйственная деятельность | Организация общественной жизни |
Пред ледниковый период |
Архантропы (2,5 млн. лет назад) | Палеолит (2,5 млн – 400 тыс л.н.) | Главное занятие – собирательство, изготовление и целенаправленное изготовление орудий труда | Первобытное стадо. |
Ледниковый период 200 – 35 тыс. лет до н.э. | Средний палеолит (400 – 35 тыс. лет назад) | Гл. занятие – коллективная охота. Использование огня, пещер, одежды.
| Первобытная община. Появление разделения труда. Охота – мужчины, собирательство – женщины. Развитие речи. | |
Палеоантропы (неандертальцы) |
| Примитивный погребальный обряд |
| |
40-35 тыс.лет до н.э. |
Неоантропы (40-35т.) (кроманьонцы) | Верхний палеолит (35-10 тыс. лет до н.э.) — мезолит | Улучшилось оснащение охотников. Более разнообразное оружие. Искусственные жилища. Главную роль играют женщины (хранение очага, приготовление пищи, изготовление одежды). | Матриархальная родовая община (более прочная). Совместная деятельность и проживание. |
Потепление | Конец мезолита (10-8 тыс. лет до н.э.) Неолит (7-5 тыс. лет до н.э.) | Появление лука и стрел. Изменение характера деятельности, переход к производящему хозяйству. Появление земледелия и скотоводства. Камень точат, пилят, сверлят, шлифуют, изготавливают керамику, ткани. |
| |
1 тыс.до н.э. (Закавказье) | Энеолит (4-3 тыс. до н.э.) Медно-бронзовый (3-2 тыс. до н.э.)
Использование железа => революция
| Использование меди и бронзы, отделение скотоводства от земледелия, совершенствование ремесла, появление искусства, мифологии и религии.
Резкий рост производительности труда. Усиление специализации. Второе крупное разделение труда: отделение ремесла от с/х | Резко возрастает роль мужчин. Переход к патриархальной родовой общине.
Распад родовых связей: Переход к соседской общине. Имущественное неравенство. Выделение знати. |
nsportal.ru
Возникновение и этапы развития первобытного общества
Первобытнообщинный способ производства был первым в истории общественным способом производства, начальной формой человеческого общества. Первобытная экономика начала складываться и формироваться с возникновением человека и господствовала на земном шаре вплоть до пятого и четвёртого тысячелетия до нашей эры.
Особенности этой экономики состояли в том, что орудия труда были примитивными, недостаточно развитыми, труд людей носил коллективный характер, собственность выступала в форме общинной собственности, производство было по своему характеру и форме натуральным, господствовало уравнительное распределение продуктов, не существовало социального деления общества.
Первобытное общество прошло следующие этапы в своем развитии.
1. Первобытное стадо, или дородовое общество.
2. Родовой строй, или родовая община. В родовой общине в свою очередь выделяют два периода развития:
матриархат – материнский родовой строй, или материнская родовая община;
патриархат – патриархальный родовой строй, или патриархальная родовая община.
3. Сельская, или соседская, община.
Первобытное стадо как начальная форма экономических отношений между людьми состояло чаще всего из сравнительно небольшой группы людей, которые занимали определённую территорию. Это стадо представляло коллектив, где не знали никаких профессиональных или социальных различий, а труд осуществлялся в виде примитивной кооперации. Орудия труда изготовлялись от случая к случаю, по мере надобности. С течением времени по мере развития орудий труда и роста производства эта начальная форма экономических связей стала изживать себя. Постепенно возникает родовая община, в которой основную ячейку общества составлял род, он объединял группу людей, связанных кровным родством. Несколько родов составляли племя.
На начальном этапе развития родового строя ведущее положение в жизни родовой общины занимала женщина. Она собирала и приготовляла пищу, вела общее хозяйство, создавала и хранила «общественные запасы». Экономическая роль женщины ставила её во главе родовой общины. Это был матриархат, или материнский род, который сложился к 40-му тысячелетию до н.э. По мере дальнейшего развития производительных сил решающую роль в жизни общины стали играть скотоводство, в частности пастушество, и более развитое, чем прежде, пахотное земледелие. Эта деятельность была уделом мужчины, поэтому на смену материнскому роду пришёл отцовский род, или патриархат.
С патриархата начинается разложение первобытнообщинного строя. Большие родовые матриархальные семьи начали распадаться на более мелкие отдельные патриархальные семьи, которые оставались всё же ещё довольно значительными по своим размерам.
Характерные черты экономики первобытного общества:
коллективный труд людей и коллективная общинная собственность на средства производства;
господство уравнительного распределения производимого продукта;
натуральный характер производства.
Каждая община жила только за счёт того, что сама добывала. Продукты производились для непосредственного потребления. Общины представляли собой более или менее однородные, жившие замкнутой жизнью, обособленные хозяйства. Для самого труда членов первобытных общин была характерна естественная, половозрастная форма разделения труда.
Рост производительных сил общества, качественно новый этап в их развитии – всё это было обусловлено использованием металлических орудий. Последовало значительное повышение производительности труда во всех областях экономической деятельности первобытного общества – земледелии, охоте, рыболовстве, скотоводстве. Труд членов общин становился всё более специализированным. Разделение труда между людьми, носившее ранее натуральную форму, выходит за рамки первобытной общины, рода и племени. Возникает и складывается общественное разделение труда.
В процессе развития первобытнообщинного производства наряду с земледелием всё большее значение приобретало скотоводство. Постепенно скотоводство отделяется от земледелия как самостоятельная отрасль хозяйства. С выделением скотоводческих пастушеских племен из общей массы первобытных племён произошло первое крупное общественное разделение труда.
Распространение и улучшение изготовления орудий труда, оружия, посуды, украшений из металлов, изобретение ручного ткацкого станка для производства ткани и одежды приводит к дальнейшей специализации труда, повышению его производительной силы. В общинах стали выделяться люди, которые занимались преимущественно ремеслом, а их изделия всё чаще стали поступать в процесс обмена. Выделение ремесла представляло собой второе крупное общественное разделение труда.
Отделение ремесла от сельского хозяйства привело к тому, что появляется производство продуктов для обмена. Теперь обмен, носивший до сих пор в основном эпизодический характер, становится всё более регулярным. Первоначально он происходил между общинами на границах территории их проживания, в местах соприкосновения одной общины с другой или одного племени с другим.
studfiles.net
Основные этапы первобытного общества
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………….. 2
1. Периодизация первобытной истории…………………………………………………………………………………. 3
2. Антропогенез…………………………………………………………………………………………………………………….. 7
2.1. Австралопитековые……………………………………………………………………………………………………… 7
2.2. Питекантроп………………………………………………………………………………………………………………. 11
2.3. Неандерталец……………………………………………………………………………………………………………… 14
2.4. Кроманьонец………………………………………………………………………………………………………………. 17
2.5. Общие проблемы антропогенеза…………………………………………………………………………………. 18
3. Прародина и расселение человечества………………………………………………………………………………. 21
3.1. Расселение древних людей на территории бывшего СССР………………………………………….. 26
4. Эволюция человеческого сообщества……………………………………………………………………………….. 28
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………….. 30
Литература…………………………………………………………………………………………………………………………… 33
Введение.
Около 3 млн. лет тому назад человек отделился от животного мира. Ко времени 35 – 10 тысяч лет тому назад относится формирование современного человека. И только 5 – 1 тысяча лет тому назад в разных частях земного шара складываются классы и государства. Ученые подсчитали, что если всю историю человечества приравнять к одним суткам, то на время с момента образования классов до наших дней придется только 4 минуты.
Из всей истории человечества первобытнообщинный строй был самым длительным по времени – более миллиона лет. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5 – 1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые классовые общества и государства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н.э., в Америке – в 1 тысячелетии н.э., в других областях ойкумены – еще позднее.
История зарождения из животных существ человека – и поныне загадка природы. Где, когда и почему появился человек и человеческое сообщество – до сих пор единого мнения ученых нет. А вопрос весьма интересный, тем более, что памятников того времени – ни письменных, ни архитектурных – не существует. Остается лишь исследовать костные останки древнейших людей, раскапывать захоронения и обиталища людей – и на основе такого скудного материала делать обобщающие выводы, строить далеко идущие предположения, говорить об истоках современного человека и современных цивилизаций. В этом отношении более позднее время, медный или бронзовый и железный век, более “благодатная” почва для исторического исследования – памятников, в том числе и письменных и архитектурных, того времени все же сохранилось достаточно, а потому и загадок, порожденных тем этапом истории все же гораздо меньше. Именно поэтому цель данной работы – уделить больше внимания самому древнему прошлому человечества, тем боле, что последние десятилетия преподнесли множество сенсационных открытий, во многом переворачивающих наши представления о древнейшей истории человечества.
1. Периодизация первобытной истории.
Отметим сразу, что в настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием древнейшей истории человечества единого мнения о периодизации этой истории нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.
Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века – каменный, бронзовый (медный) и железный – получило научную разработку в XIX – начале XX в., когда были в основном типологизированы эпохи и стадии этих веков.
На заре культурного развития человечества выделяется период каменного века, по длительности в несколько сотен раз превышающий всю последующую историю человечества, а периодизация внутри этого периода осуществляется в соответствии с изменением и усложнением форм каменного инвентаря. Внутри палеолита, как уже говорилось, обычно выделяются эпохи нижнего, среднего и верхнего палеолита, характерный для австралопитеков олдувейский этап, как раз и представляет собою начало нижнепалеолитической эпохи. Именно эта эпоха соотносится в широких хронологических рамках со временем питекантропов, длительность ее громадна, и она сама по себе обнаруживает значительную динамику в формах поселений древнейших коллективов людей и типах изготовляемых ими каменных орудий.
Итак, каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас большинство ученых выделяет эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита.
Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют “послепалеолитом” (эпипалеолитом), или “преднеолитом” (протонеолитом), иногда же не выделяют вообще.
Заключительная эпоха каменного века – новокаменный век (неолит). В конце его появляются первые орудия из меди, что дает основание говорить об особой стадии энеолита, или халколита.
Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.
Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит – 45 — 40 тыс., верхний палеолит – 12 — 10 тыс., мезолит – не ранее 8 тыс. и неолит – не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда начался век железа.
Археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не дает полного представления о развитии производства в целом. В настоящее время археологическая периодизация превратилась из глобальной в совокупность региональных, но и в таком виде она сохраняет немалое значение.
Более ограничена по своим целям палеоантропологическая (палеантропологическая) периодизация первобытной истории, основанная на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа. Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминин, их родов и видов, а также их наименований, очень разнится у разных исследователей. Наиболее спорно периодизационное место так называемого человека умелого, в котором одни исследователи видят еще предчеловека, другие – уже человека. Тем не менее палеоантропологическая периодизация в своей наиболее устоявшейся части перекликается с археологической периодизацией первобытности.
Особый аспект периодизации первобытной истории состоит в подразделении ее на историю первобытных обществ, существовавших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовавших с этими и позднейшими цивилизациями. В западной литературе они различаются как, с одной стороны, преистория, с другой – прото-, пара- или этноистория, под которыми понимаются не только разделы науки, но и изучаемые ими эпохи. Но это – главным образом источниковедческое различение: преистория изучается преимущественно археологически, протоистория – также и с помощью письменных сведений соседствующих с первобытными обществами цивилизаций, т. е. собственно исторически. Между тем выделение тех и других обществ имеет и содержательно-историческое значение. И те и другие относятся к одной общественно-экономической формации, так как критерием принадлежности к формации является способ производства, а не эпоха его существования. Однако они не тождественны по степени самостоятельности своего развития: как правило, первые испытывали меньше сторонних влияний, чем вторые. Поэтому в последнее время многие исследователи различают их как апополитейные первобытные общества (АПО) и синполитейные первобытные общества (СПО).
При всей важности специальных периодизаций первобытной истории ни одна из них не в состоянии заменить обшей (исторической) периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведется уже более столетия, главным образом по этнографическим и археологическим данным.
Первая серьезная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнографом Л. Г. Морганом, близко подошедшим к историко-материалистическому пониманию первобытной истории. Использовав установившееся в XVIII в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил (“производства средств к жизни”), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя – с возникновения рыболовства и применения огня, высшая – с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней – освоением земледелия и скотоводства, к высшей – внедрением железа. С изобретением иероглифического или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации.
mirznanii.com
Хронология и периодизация первобытной истории. — КиберПедия
Хронология – это определение времени первобытной истории. Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Как остроумно выразился Л. Б. Вишняцкий, «если принять условно протяженность всего периода существования человека за сутки, то окажется, что цивилизация возникла лишь две-три минуты назад, тогда как предшествующая ей первобытная эпоха растянулась на многие часы» [4, c. 16]. Начало истории первобытного общества – это появление человека; согласно наиболее распространенной точке зрения, это произошло примерно 2,5 млн. лет назад.Конец истории первобытного общества – это появление первых классовых обществ и государств. Самыми древними считаются государства Египет в Африке и Шумер в Азии: они возникли на рубеже IV–III тыс. до н. э. В других регионах возникновение государств произошло позднее. Таким образом, установить жесткие и однозначные хронологические рамки истории первобытного общества невозможно.
Периодизация – это деление истории на отдельные, существенно отличающиеся друг от друга этапы. Существует несколько периодизаций первобытной истории, в зависимости от выбранного критерия. Для археологической периодизации критерием является материал и техника изготовления орудий труда; в соответствии с этим выделяются такие эпохи в развитии человечества, как каменный век, включающий палеолит, мезолит и неолит, меднокаменный век (энеолит), бронзовый век и железный век. Критерий геологической периодизации – это развитие Земли. Из всех геологических периодов в данном случае необходимо выделить антропоген (иначе – четвертичный период), поскольку именно на этом этапе появился человек. Антропоген, в свою очередь, делится на плейстоцен (ледниковый период) и голоцен (период таяния ледников и постледниковый период). Для палеоантропологической периодизации критерием служит биологическое развитие древнего человека. Принято выделять такие стадии развития предков человека, как архантропы («древнейшие люди»), палеоантропы («древние люди») и неоантропы («новые люди»). Все названные выше периодизации связаны с конкретными науками и поэтому являются узкоспециальными. В связи с этим была выработана также общеисторическая периодизация эпохи первобытности, критерием которой служит социально-экономическое развитие первобытного общества. В соответствии с этой периодизацией выделяются различные типы первобытных общин: праобщина, раннепервобытная (раннеродовая) община, позднепервобытная (позднеродовая) община и первобытная соседская община.Соотношение периодизаций показано в таблице.
Таблица 1. Периодизация истории первобытного общества
Общеисторическая периодизация | Археологическая периодизация | Геологическая периодизация | Палеоантропологическая периодизация |
1. Праобщина (первобытное человеческое стадо) | Нижний и средний палеолит | Плейстоцен | Архантропы и палеоантропы |
2. Раннепервобытная (раннеродовая) община | Верхний палеолит и мезолит | Плейстоцен и начало голоцена | Неоантропы |
3. Позднепервобытная (позднеродовая) община | Неолит | Голоцен | Неоантропы |
4. Первобытная соседская община | Поздний неолит, энеолит, бронзовый век, ранний железный век | Голоцен | Неоантропы |
Праобщина является наименее изученным этапом в развитии человечества, поскольку источники по этому периоду фактически отсутствуют. Началом праобщины считается возникновение целенаправленного изготовления орудий труда, а концом – переход к родовому строю. Праобщину иначе называют первобытное человеческое стадо: этот термин подчеркивает, что люди той эпохи не совсем еще вышли из животного состояния. Главными занятиями в период праобщины были охота и собирательство. Необходимость совместной охоты, изготовления орудий труда, защиты от диких зверей, поддержания огня способствовали развитию первобытного коллективизма. Что касается отношений между полами в праобщине, то здесь можно выделить две точки зрения: либо исследователи говорят о промискуитете, либо предполагают существование гаремных семей. Промискуитет – это неупорядоченные половые отношения. Гаремная семья – это группа из 15-20 особей во главе с вожаком-самцом, который вступает в половые отношения с самками. Помимо вожака, в гаремной семье есть еще и другие самцы, но они не выдерживают конкуренции с вожаком и не участвуют в размножении.
Раннепервобытная (раннеродовая) община датируется примерно 40-35 – 8 тыс. л. н. Это был тот период, когда сформировалась родовая организация. Именно род играл главную роль в жизни первобытных людей данного периода, поэтому в дальнейшем этот тип общины мы будем называть раннеродовой.
Позднепервобытная (позднеродовая) община датируется примерно 6–3 тыс. до н.э. Поскольку и в этот период главную роль в социальной жизни продолжал играть род, мы будем называть этот тип общины позднеродовой. (Переход от присваивающего типа хозяйства к Производительному)
Первобытная соседская община не поддается точной датировке, поскольку разные народы в разное время вступили в эту стадию и в разное время вышли из нее. Конец эпохи первобытной соседской общины совпадает со временем возникновения государств. Некоторые народы перешли к созданию государства еще в период меднокаменного века, другие – в период бронзового века, третьи – в период железного века. Данный тип общины называется соседской, или территориальной, поскольку родовые связи в общине постепенно вытесняются связями соседскими, связями по территории, близости проживания, а не кровного родства.
cyberpedia.su
Датировки и хронология истории первобытного общества — Мегаобучалка
История первобытного общества.
1. Периодизация истории первобытного общества.
1) Археологическая периодизация.
2) Периодизация Л.Г. Моргана.
3) Датировки и хронология истории первобытного общества.
2. Происхождение человека.
1) Антропогенез.
2) Древнейшие предки человека.
Периодизация истории первобытного общества.
Попытки обобщить имеющиеся сведения и факты делались с древности: Лукреций Кар «О природе вещей» предложил в качестве критерия использовать «изменение орудийного материала», т.е. смену каменных орудий медными, а медных железными.
Ж. Кондоросе (ХVIII в.) ввел деление истории первобытного общества на ступени хозяйствования: охота и рыболовство, скотоводство, земледелие. А. Фергюссон (ХVIII в.) в качестве критерия периодизации выдвинул «степень освоения культуры»: дикость, варварство, цивилизация.Позднее шведский ученый С. Нильсон несколько исправил и дополнил эту периодизацию, выделив 4 стадии: дикость, номадизм (греч. nomados – кочующий, кочевничество), земледелие и цивилизация.
Теории, так или иначе объясняющие историю первобытного общества, появились в ХIХ в.Объяснением этому факту может служить открытие и целенаправленное ипланомерное исследование реликтовых обществ. В 1861 г. И. Бахофен развил идею о матриархате. Причину развития первобытного общества он видел в смене религиозных представлений.
Диффузионизм – происхождение человека, техника обработки камня, окультуривание растений и др. зародились в одном месте, из которого распространились по все планете. Функционализм – обоснование прогрессивного, поступательного движения практической необходимостью и выгодой. (?)
В том же ХIХ в.началась классификация первобытных памятников материальной культуры, что, в конечном счете, привело к созданию научно обоснованной археологической периодизации, подтвердившей гипотезу Л. Кара. Датский ученый К. Томсен ввел понятие трех веков: каменного, медного и железного. Французский ученый Г. Мортилье создал периодизацию палеолита (древний каменный век), а шведский ученый-археолог О. Монтелиус – неолита (новый каменный век), бронзового и раннего железного века Европы.
Таблица «Археологическая периодизация»
КАМЕННЫЙ ВЕК | ПАЛЕОЛИТ (древний каменный век) | ранний (древний, нижний) | культуры: дошельская (олдувайская, галечная), шельская (г.Шелль), ашельская (Сент-Ашелль, предместье г. Амьена), мустьерская (пещера Ле Мустье) |
поздний (верхний) | ориньякская (пещера Ориньяк), солютрейская (стоянка Солютре), мадленская (пещера Ле Мадлен) | ||
МЕЗОЛИТ (средний каменный век) | азильская (пещера Мас д`Азиль), тарденуазская (Фер-ан-Тарденуа) | ||
НЕОЛИТ (новый каменный век) | бадарийская (с.Бадари), трипольская (с.Триполье) | ||
БРОНЗОВЫЙ ВЕК | |||
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК |
Но последовательность смены культур применима лишь к ограниченной территории (стоянки на территории Франции), к периодизации, например, палеолита Южной Африки, Индии может использоваться лишь частично, палеолит Америки, Австралии, Китая, Японии, Юго-Восточной Азии в эту схему не укладывается совсем. Археологическая периодизация ограничена, поскольку основным ее принципом является только характер используемого материала и не учитываются иные составляющие.
В 1877 г. Л. Морган в книге «Древнее общество» предложил теорию об универсальности родовой организации и едином пути развития первобытного общества, прогресс которого он объяснял успехами в развитии производства средств существования. Критерием периодизации служит уровень развития производительных сил. Морган повторил периодизацию А. Фергюсона, но выделил в каждой из этих эпох 3 стадии с учетом конкретных признаков развития хозяйства и материальной культуры (низшая, средняя, высшая).
Таблица «Периодизация первобытной истории Л.Г. Моргана»
Дикость. Присваивающие отрасли хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) | Низшая | Начало — появление древнейшего человека, возникновение членораздельной речи. |
Средняя | Возникновение рыболовства, появление огня. | |
Высшая | Изобретение лука и стрел. | |
Варварство.Производящие отрасли хозяйства (земледелие, скотоводств). | Низшая | С открытия гончарства и распространения керамики.. |
Средняя | Введение скотоводства и поливного земледелия. | |
Высшая | С появления железа. | |
Цивилизация. | Изобретение иероглифического и алфавитного письма. |
Марксистская теория развития первобытного общества изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Энгельс обобщил периодизацию Л. Моргана и ввел деление на время присваивающего и производящего хозяйства.
Большинство российских ученых в качестве критерия периодизации выделяют формы объединений и общественные отношения.
Таблица «Формы социальной организации и периодизация истории первобытного общества»
Праобщина (Первобытное человеческое стадо) | Праобщина | Эпоха антропосоциогенеза |
Раннепервобытная (ранняя родовая) община охотников, собирателей и рыболовов | Первобытная родовая община | Первобытная родовая община |
Позднепервобытная (позднеродовая, развитая) община земледельцев и скотоводов | ||
Первобытная соседская (протокрестьянская), распад родовой общины | Первобытная соседская община | Эпоха классообразования |
Американские ученые выделяют эгалитарные (равноправные, уравнительный), которые не знакомы с имущественным и социальным расслоением, ранжированные, с социальным расслоением, стратифицированные, уже затронутые имущественным расслоением и иерархические общества, которым присуще и имущественное и социальное расслоение. На сегодняшний день многие зарубежные ученые делят историю первобытного общества на: праисторию(эпоха палеолита), протоисторию (от эпохи мезолита до начальной стадии металлического века) и собственно историю, начинающуюся с появления государства и письменности.
Ни единой периодизации, ни единой теории о развитии первобытного общества нет и по сей день.
Датировки и хронология истории первобытного общества.
История первобытного общества не может быть хронизирована абсолютно, т.е. имеет место указание на тысячелетие, век, год, день, поэтому хронология — абсолютно-относительная (в пределах миллионов, тысячелетий, сотен лет, иногда точность до нескольких лет). Относительная хронология устанавливает последовательность событий путем сопоставления культур и археологических типов с изменениями в природной среде (на основе данных археологии, палеонтологии, геологии, палеоклиматологии).
Но существуют методики для определения абсолютной хронологии.
1. Радиоуглеродный метод. Анализу подвергаются органические остатки. В результате воздействия космических лучей на атомы азота непрерывно в земной атмосфере образуется радиоактивный изотоп углерода – карбон, поглощаемый из атмосферы растениями, а через них и животными. После гибели растения или животного карбон начинает распадаться, а поскольку скорость его распада постоянна, то, определив степень полураспада (период, в течение которого распадается половина первоначального количества С 14), можно проводить датировку.
2. Калий-аргоновый метод. Применим для археологических и антропологических памятников. Суть метода заключается в анализе соотношения калия и аргона, поскольку калий, распадаясь, превращается в аргон. Ограниченность этого метода состоит в его пригодности только для минералов и пород, содержащих калий.
3. Дендрохронологический, возраст находок определяется по годичным кольцам деревьев.
4. Археомагнитный метод предполагает датировку изделий из обожженной глины с точностью до плюс-минус 25 лет.
Изучение истории первобытного общества требует привлечения данных археологии, этнографии, лингвистики, палеозоологии, палеоботаники, их комплексное использование и синтез позволяют производить реконструкцию истории.
К археологическим источникам относятся орудия труда, предметы быта, украшения, остатки построек. К антропологическим — костные останки предков современного человека. Исследованием и изучением их занимается антропология, которая изучает физический тип человека, его динамику во времени и его вариации в пространстве, пытается вскрыть причины этих изменений.
Этнографические источники представляют собой наблюдения и зафиксированные описания жизни реликтовых обществ
megaobuchalka.ru