cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сходство с живыми организмами вирусы – урок на тему «Вирусы»

урок на тему «Вирусы»

Вирусы

(урок в 9 классе).

Тема: Вирусы.

Цель урока: Сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности и размножения.

Оборудование: таблица «Вирусы».

Тип урока: урок изучения новых знаний (урок — лекция).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Объявление темы занятий, цели.

  1. Изучение нового материала.

План лекции:

  • История открытия вирусов.

  • Сходство вирусов с живыми организмами.

  • Отличие вирусов от живых организмов.

  • Специфические черты вирусов.

  • Строение вирусной частицы.

  • Формы вирусов.

  • Классификация вирусов.

  • Жизненный цикл вируса.

  • Способы передачи вирусов.

  • Эволюция вирусов.

  1. История открытия вирусов.

1892 год – Дмитрий Иосифович Ивановский изучал болезнь табака (мозаичная болезнь). Он выжал сок из пораженных листьев, пропустил этот сок через пористый фильтр из обожженной глины. Отверстия в фильтре были меньше бактерий , бактерии не проходили, однако этот сок не утратил заразных свойств.

Д.И. Ивановский назвал болезнетворное начало «фильтрующимся вирусом». Через 7 лет микробиолог Мартин Бейеринк ввёл этот термин в научный обиход.

От латинского «вирус» — яд. А вирус табачной мозаики сейчас один из самых изученных (ВТМ).

Вирусы входят в царство Vira.

  1. Сходство вирусов с живыми организмами.

  • Способность к размножению.

  • Наследственность.

  • Изменчивость.

  • Характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды.

  • Экологическая ниша в природе.

  1. Отличие вирусов от живых организмов.

  • Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого.

  • Не потребляют пищу.

  • Не вырабатывают энергию.

  • Не растут.

  • Нет обмена веществ.

  • Имеют неклеточное строение.

  1. Специфические черты вирусов.

  • Очень маленькие размеры.

  • Простота организации (нуклеиновая кислота + белки).

  • Занимают пограничное положение между неживой и живой материей.

  • Высокая скорость размножения.

  • Носитель наследственной информации или ДНК, или РНК.

  • Отсутствие рибосом.

  1. Строение вирусной частицы.

В клетке хозяина находятся в виде молекул нуклеиновой кислоты. В свободном состоянии – в форме вириона.

Вирион – свободноживущая форма вируса, которая состоит из молекулы нуклеокислоты и окружающей её оболочки (капсида), образованного из большого числа белковых молекул.

Строение ВТМ – стр.38 рис.16.

  1. Формы вирусов.

  • Палочковидные (ВТМ).

  • Пулевидные (вирус бешенства).

  • Сферические (полиомиелит, ВИЧ).

  • Нитевидные (филовирусы).

  • В виде многогранников.

  1. Классификация вирусов.

— Вирусы с оболочкой:

1. ДНК – двунитевые.

2. РНК – однонитевые.

— Вирусы без оболочки:

1. ДНК – содержащие

А) двунитевые.

Б) однонитевые.

2. РНК – содержащие

А) двунитевые.

Б) однонитевые.

8. Жизненный цикл вируса.

  • Внеклеточная или покоящаяся фаза (вирусные частицы или вирионы).

  • Внутриклеточная фаза (размножающаяся).

9.Способы передачи вирусов.

А) в клетках животных мембрана способна к пиноцитозу и фагоцитозу. Поэтому вирусы заглатываются вместе с питательными веществами.

Б) вирус бешенства путешествует по контактам, так как нервные клетки соединены друг с другом путём отростков.

В) вирус гриппа разжижает защитную слизь в дыхательных путях – отсюда насморк.

10.Эволюция вирусов.

Вирусы появились вместе и рядом с клеточной жизнью.

Эволюция вирусов полна загадок и парадоксов, которые могут поставить в тупик даже самого смелого фантаста.

  1. Закрепление изученного материала.

Ответьте на вопросы 1 3 , стр. 29 учебника.

  1. Домашнее задание: § 1.9, подготовиться к контрольной работе по теме «Молекулярный уровень жизни».

infourok.ru

Вирусы какие они? | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Работу выполнила: ученица 10 класса «А» ГБОУ СОШ №629 Гридина Дарья Руководитель: учитель биологии Агапова Ульяна Вячеславовна Вирусы

Слайд 2

Что такое вирусы? Вирус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов. Вирусы являются облигатными паразитами — они не способны размножаться вне клетки. В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий.

Слайд 3

Свойства вирусов Вирусы — мельчайшие живые организмы; Вирусы не имеют клеточного строения; Вирусы способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток; Большинство вирусов вызывают болезни; Вирусы устроены очень просто; Вирусы находятся на границе живого и неживого; Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток.

Слайд 4

Классификация вирусов

Слайд 6

Строение вируса Просто организованные вирусы состоят из нуклеиновой кислоты и нескольких белков, образующих вокруг неё оболочку — капсид . Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку — белковую или липопротеиновую; иногда в наружных оболочках сложных вирусов помимо белков содержатся углеводы. Их наружная оболочка — это фрагмент ядерной или цитоплазматической мембраны клетки-хозяина, из которой вирус выходит во внеклеточную среду.

Слайд 7

Характерные особенности вирусов Сходство с живыми организмами Отличия от живых организмов Специфические черты, характерные только для вирусов 1. способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться) 2. обладают наследственностью 3. изменчивость 4. приспосабливаются к изменяющимся условиям среды 1 . не проявляют свойства живого 2. не потребляют пищи 3. не вырабатывают энергию 4. не растут 5. нет обмена веществ 6. имеют форму кристаллов, не имеют клеточного строения, т.е. нет цитоплазматической мембраны и цитоплазмы с органоидами 1. очень маленькие размеры 2. простое строение нуклеиновая кислота (ДНК или РНК) заключенная в белковую оболочку – капсид 3. занимают пограничное положение между живой и неживой материей 4. высокая скорость размножения 5. Наследственная информация находится в ДНК или РНК 6. вирусы – обязательные паразиты, вне клеткихозяина существуют в виде вирусной частицы или вириона

Слайд 8

История открытия вирусов Впервые существование вируса (как нового типа возбудителя болезней) доказал в 1892 году русский учёный Д. И. Ивановский и др. После многолетних исследований заболеваний табачных растений. При изучении заболеваний крупного рогатого скота, а именно — ящура, был выделен аналогичный фильтрующийся микроорганизм. А в 1898 году, при воспроизведении опытов Д. Ивановского голландским ботаником М. Бейеринком , он назвал такие микроорганизмы «фильтрующимися вирусами». В сокращённом виде, это название и стало обозначать данную группу микроорганизмов. В 1901 году было обнаружено первое вирусное заболевание человека — жёлтая лихорадка. Это открытие было сделано американским военным хирургом У. Ридом и его коллегами. В 1911 году Фрэнсис Раус доказал вирусную природу рака — саркомы Рауса . В 2002 году в Нью-Йоркском университете был создан первый синтетический вирус (вирус полиомиелита).

Слайд 9

Многообразие строения вирусов Герпес Грипп Табачная мозаика Бактериофаг Полиомиелит Аденовирус

Слайд 10

Заражение и размножение вируса Проникая в клетку, вирус нарушает её генетический аппарат таким образом, что клетка начинает производить вирусную нуклеиновую кислоту и вирусные белки.

Слайд 11

Вирусные заболевания человека Натуральная оспа — острое вирусное заболевание, которое в типичных случаях характеризуется общей интоксикацией, лихорадкой, своеобразными высыпаниями на коже и слизистых оболочках, последовательно проходящими стадии пятна, пузырька, пустулы, корочки и рубца. Признаки : жар головная боль общая слабость появление оспин Оспа Способы передачи : воздушно-капельный или пылевой путь.

Слайд 12

Вирус гриппа Признаки: Лихорадка; Боль в горле; Кашель; Конъюнктивит; Ринит; Слезотечение; Тяжелая дыхательная недостаточность . Способы передачи: воздушно-капельный путь.

Слайд 13

ВИЧ и СПИД СПИД (ВИЧ) — синдром приобретенного иммунодефицита. Состояние глубочайшего иммунодефицита, развивающееся в результате действия на иммунную систему вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ поражает именно те клетки человеческого организма, которые призваны бороться с инфекцией — клетки иммунной системы.

Слайд 14

Многие путают два совершенно различных понятия — ВИЧ- инфицированный и больной СПИДом. Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих. Вирус иммунодефицита человека Смертельно опасный вирус СПИДа Трехмерное изображение вируса СПИДа

Слайд 16

http://images.yandex.ru/yandsearch?text http://medstream.ru/ http://ru.wikipedia.org/ http://dic.academic.ru/ http://www.tiensmed.ru/ Использованные источники информации

nsportal.ru

Вирусы — биология, уроки

Урок для учащихся девятого класса. Цель урока сформировать у учащихся знания о вирусах как внеклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности и размножения. Урок в форме лекции: история открытия, сходство и различия с живыми организмами, формы вирусов, классификация, эволюция вирусов.

Просмотр содержимого документа
«Вирусы »

Вирусы

(урок в 9 классе).

Тема: Вирусы.

Цель урока: Сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности и размножения.

Оборудование: таблица «Вирусы».

Тип урока: урок изучения новых знаний (урок — лекция).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Объявление темы занятий, цели.

  1. Изучение нового материала.

План лекции:

  • История открытия вирусов.

  • Сходство вирусов с живыми организмами.

  • Отличие вирусов от живых организмов.

  • Специфические черты вирусов.

  • Строение вирусной частицы.

  • Формы вирусов.

  • Классификация вирусов.

  • Жизненный цикл вируса.

  • Способы передачи вирусов.

  • Эволюция вирусов.

  1. История открытия вирусов.

1892 год – Дмитрий Иосифович Ивановский изучал болезнь табака (мозаичная болезнь). Он выжал сок из пораженных листьев, пропустил этот сок через пористый фильтр из обожженной глины. Отверстия в фильтре были меньше бактерий , бактерии не проходили, однако этот сок не утратил заразных свойств.

Д.И. Ивановский назвал болезнетворное начало «фильтрующимся вирусом». Через 7 лет микробиолог Мартин Бейеринк ввёл этот термин в научный обиход.

От латинского «вирус» — яд. А вирус табачной мозаики сейчас один из самых изученных (ВТМ).

Вирусы входят в царство Vira.

  1. Сходство вирусов с живыми организмами.

  • Способность к размножению.

  • Наследственность.

  • Изменчивость.

  • Характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды.

  • Экологическая ниша в природе.

  1. Отличие вирусов от живых организмов.

  • Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого.

  • Не потребляют пищу.

  • Не вырабатывают энергию.

  • Не растут.

  • Нет обмена веществ.

  • Имеют неклеточное строение.

  1. Специфические черты вирусов.

  • Очень маленькие размеры.

  • Простота организации (нуклеиновая кислота + белки).

  • Занимают пограничное положение между неживой и живой материей.

  • Высокая скорость размножения.

  • Носитель наследственной информации или ДНК, или РНК.

  • Отсутствие рибосом.

  1. Строение вирусной частицы.

В клетке хозяина находятся в виде молекул нуклеиновой кислоты. В свободном состоянии – в форме вириона.

Вирион – свободноживущая форма вируса, которая состоит из молекулы нуклеокислоты и окружающей её оболочки (капсида), образованного из большого числа белковых молекул.

Строение ВТМ – стр.38 рис.16.

  1. Формы вирусов.

  • Палочковидные (ВТМ).

  • Пулевидные (вирус бешенства).

  • Сферические (полиомиелит, ВИЧ).

  • Нитевидные (филовирусы).

  • В виде многогранников.

  1. Классификация вирусов.

— Вирусы с оболочкой:

1. ДНК – двунитевые.

2. РНК – однонитевые.

— Вирусы без оболочки:

1. ДНК – содержащие

А) двунитевые.

Б) однонитевые.

2. РНК – содержащие

А) двунитевые.

Б) однонитевые.

8. Жизненный цикл вируса.

  • Внеклеточная или покоящаяся фаза (вирусные частицы или вирионы).

  • Внутриклеточная фаза (размножающаяся).

9.Способы передачи вирусов.

А) в клетках животных мембрана способна к пиноцитозу и фагоцитозу. Поэтому вирусы заглатываются вместе с питательными веществами.

Б) вирус бешенства путешествует по контактам, так как нервные клетки соединены друг с другом путём отростков.

В) вирус гриппа разжижает защитную слизь в дыхательных путях – отсюда насморк.

10.Эволюция вирусов.

Вирусы появились вместе и рядом с клеточной жизнью.

Эволюция вирусов полна загадок и парадоксов, которые могут поставить в тупик даже самого смелого фантаста.

  1. Закрепление изученного материала.

Ответьте на вопросы 1 3 , стр. 29 учебника.

  1. Домашнее задание: § 1.9, подготовиться к контрольной работе по теме «Молекулярный уровень жизни».

kopilkaurokov.ru

на грани живой и неживой природы

Этиотропные препараты против вирусов — т.е. лекарства, убивающие сам вирус — сегодня фактически отсутствуют. Эффективность тех, которые существуют, подвергается сомнению. Зато существуют эффективные способы иммунопрофилактики (вакцинация) и иммунотерапии (введение уже инфицированному человеку готовых антител). Так что человек не беззащитен перед вирусными инфекциями.

КАК ДЕЙСТВУЕТ ВАКЦИНА ОТ ГРИППА:

1.
В организм вводится вакцина, содержащая безопасный вирусный материал — фрагменты умерщвлённых вирионов

2.
B-лимфоциты (клетки человека, ответственные за защиту организма
от болезней) реагируют на вакцину как
на вторжение настоящего вируса и начинают стремительно размножаться

3.
Потомство
B-лимфоцитов развивается в два типа клеток: клетки памяти
и плазматические клетки

3a.
Клетки памяти дремлют
в организме, сохраняя память
о полученном опыте борьбы
с вирусом

3b.
Плазматические клетки производят антитела, которые уже «обучены» прикрепляться
к данному штамму вируса и нейтра-
лизовать его

4.
Если происходит настоящее вторжение данного вируса, клетки памяти его распознают и начинают производство тех же плазменных клеток, которые некогда уже были выработаны при вакцинации. Плазменные клетки производят антитела, которые прикрепляются к вирусам
и нейтрализуют их

Также в лечении гриппа и других вирусных инфекций, объединяе-
мых в группу ОРВИ, большую роль играет симптоматическое лечение, то есть снятие или смягчение симптомов болезни.

Одно из лекарств этой группы – комплексное средство ТераФлю®. Обладает обезболивающим, жаропонижающим и противоаллергическим эффектом.*

*Инструкция по медицинскому применению препарата

П N012063/01 от 31.05.2011

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО
ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ

АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» РФ, 123317, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, +7 (495) 969-21-65
CHRUS/CHTHRFL/0006/16a

На правах рекламы

www.gazeta.ru

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык

resheba.me

Неклеточные формы жизни. Вирусы

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 10.

Цель урока: расширить представление о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания о строении и функционировании вирусов;
  • углубить знания о значении вирусов в эволюции, природе и жизни человека

Развивающие:

  • продолжить развитие познавательных процессов через работу с новыми понятиями;
  • умение работать в парах, анализировать, сравнивать, делать выводы, подводить итоги.

Воспитательные:

  • формировать патриотическое воспитание через гордость за отечественного ученого, сделавшего величайшее открытие в области вирусологии.
  • осуществлять санитарно-гигиенического воспитание.

Оборудование: персональный компьютер, проектор.

Средства: видеофильм презентация, «ВИЧ/СПИД».

Форма: индивидуальная, парная.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • рассказ с элементами беседы.

Результаты:

  • называть особенности строения вирусов;
  • определять их биолого-экологическое значение;
  • использовать знания для профилактики распространения вирусных заболеваний в частности СПИДа.

Ход урока

I. Организационный момент.

Готовность к уроку, инструктивные карты и рисунки на столах.

II. Актуализация темы. Постановка проблемного вопроса.

– Человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О вирусах)

Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из вас? Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «вирус»? (Ответы учащихся)

Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке? Слайд 2

– Строгого определения, что же такое жизнь не существует. Можно только перечислить и описать те признаки живой материи, которые отличают ее от неживой (ребята перечисляют) Слайд 3.

– А являются ли вирусы живыми? Постановка проблемного вопроса: «Вирус – кто или что?»

– У каждого из вас есть информационный лист, с которым вы будете работать в течение всего урока. Запишите тему, цель и проблемный вопрос в информационный лист. Приложение 1.

III. Изучение нового материала.

История открытия вирусов. (Сообщение учащегося). Слайд 6-7.

Вирусы были открыты в 1892 году русским ботаником Д.И.Ивановским при изучении мозаичной болезни табака (пятнистость листьев). Он обнаружил, что здоровое растение можно заразить соком пораженного даже после пропускания этого сока через тонкие фильтры, задерживающие все бактерии. Такие вирусы называют «фильтрующимися» вирусами. Вирусология — наука, изучающая вирусы. (Работа с терминами)

Общие сведения о вирусах. Слайд 8

– Вирус в переводе с латинского означает «яд»; такое название дал тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп «противнику» Луи Пастер.

– Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до 275 нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую

Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют вирионом.

Классификация вирусов. Слайд 9

В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащимиили РНК-содержащими Задание 1.

Химический состав и строение вирусов. Слайд 10

– Вирусная частица – это крупная частица нуклеопротеида, состоящая из сердцевины, в которой находится ДНК или РНК, окружена белковой оболочкой – капсидом.

–У вас в инструктивной карточке изображен вирус подпишите его строение. Приложение 1

– Теперь мы с вами знаем, из каких частей состоит вирус. Давайте сравним строение бактериальной клетки, растительной клетки и вируса табачной мозаики. Самостоятельная работа по рисункам. Приложение 2.

Учащиеся сравнивают строение бактериальной клетки, растительной клетки и вируса табачной мозаики. Все данные заносят в таблицу.Слайд 12 Информационный лист.Задание II.

Сравнить строение клетки бактерий, растительная клетка и вируса табачной мозаики.

Задание: сравнить и поставить знак «+», где есть данные органоиды.

Органоиды Клетка бактерий Клетка растительная Вирус табачной мозаики
Клеточная оболочка + +
Цитоплазма + +
Ядро +
Хлоропласты +

– Ответ учащихся (У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным.)

– Итак, вирусы – это неклеточная форма жизни.

– Готовы ли вы сейчас ответить на проблемный вопрос? Что еще необходимо для этого рассмотреть? (Ответы учащихся).

– Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вируса.

Размножение вируса. Слайд 13-14,15

– Размножение вирусов мы рассмотрим на примере бактериофага. Работа с учебником на странице 80 Информационный лист Задание III.

Этап 1. Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).

Этап 2. Проникновение вируса в клетку. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус работает как своеобразный генетический шприц.

Этап 3. Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро.

Этап 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. «Происходит смерть ради жизни» — при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

Этап 5. Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

– Вот так протекает инфекционный процесс. Таким образом, мы рассмотрели основные этапы жизнедеятельности вирусов. Какой вывод можно сделать? Вопрос. Почему же трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?

Вирус иммунодефицита человека. Слайд 15

– Что каждому из вас необходимо знать, для того чтобы обезопасить себя от ВИЧ инфекции?

Общие сведения о ВИЧ-инфекции. Слайд 16-19 Видео

Строение вируса Видео

– Какие вы знаете пути передачи ВИЧ инфекции? Работа с учебником стр. 54. выписывают в инструктивную карту.

Как передается ВИЧ? (работа с учебником на странице 84, 1-й абзац, Информационный лист. Задание IV. Слайд 20

  • Половой – при непостоянном половом партнере (пользоваться презервативами!) и гомосексуальных отношениях, при искусственном оплодотворении
  • При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем
  • От матери- ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении грудным молоком
  • Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.

ВИЧ не передается: видео Слайд 21

  • Через воздух
  • При разговоре, кашле.
  • При пользовании общей посудой
  • Через рукопожатие
  • Через поцелуй
  • Через пищу
  • При купании в бассейне, душе
  • Через спортивные предметы
  • Через домашних животных
  • Через укусы насекомых
  • При уходе за больными

Можно ли убить вирус? Слайд 22

Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным.

Половые контакты – наиболее распространенный путь перёдачи вируса. Поэтому надежный способ избежать заражения при случайных половых сношениях – использование презерватива. Применение презерватива практически исключает прямое попадание через слизистые оболочки половых органов зараженной спермы или вагинальной жидкости. Внутривенное употребление наркотиков не только вредно для здоровья, но и значительно повышает риск заражения ВИЧ. Часто лица, вводящие внутривенно наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации. Использование любого инструментария, (шприцы, системы для переливания крови и т. д.) как в медицинских учреждениях, так и в быту (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т. п.), где может содержаться кровь человека, зараженного вирусом, требует их стерилизации. Этот вирус нестойкий, гибнет при кипячении. Могут быть применены и специальные дезинфицирующие растворы хлорсодержащих веществ, перекись водорода. Не рекомендуется для этой дели спирт.

Другие вирусные заболевания. Слайд 23-26

Вирусы обладают высокой избирательностью. Они поражают или человека, или определённый вид птиц, животных, растений. При этом вирусы могут менять свойства, вызывая новые болезни. Слайд 27-28

Сходство с живыми организмами Отличие от живых организмов Специфические черты
  1. Способность к размножению.
  2. Наследственность.
  3. Изменчивость.
  4. Приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды.
  1. Во внешней среде не проявляют свойств живого и имеют форму кристаллов.
  2. Не потребляют пищи.
  3. Не вырабатывают энергию.
  4. Не растут.
  5. Нет обмена веществ.
  6. Имеют неклеточное строение.
  1. Очень маленькие размеры.
  2. Простота организации (нуклеиновая кислота и белки)
  3. Занимают пограничное положение между неживой и живой материей.

IV. Закрепление изученного.

Слайд 29

Закончите предложения, вставив пропущенные слова.

  1. Неклеточная форма жизни, паразит на генетическом уровне, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри нее называется — …
  2. Вирусы состоят из фрагментов генетического материала (либо ДНК, либо РНК), составляющей … вируса.
  3. Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется …
  4. Вирусы бактерий называются – …
  5. Один из путей передачи вирусной инфекции контагиозный, т. е. при непосредственном …
  6. Стандартные гигиенические приемы для защиты от … инфекции – правильное пользование носовыми платками и прове

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тема в и р у с ы в и р у с ы ч т о или к т о это ? живое или неживое ? попробуем выяснить это вместе

Урок для дистанционного изучения.

Учитель Никандрова Н.Н.

Школа №576 Василеостровского района.

Тема: В И Р У С Ы.

В И Р У С Ы —— Ч Т О или К Т О это ?

ЖИВОЕ или НЕЖИВОЕ ?

Попробуем выяснить это вместе.

Цель: Сформировать знания о вирусах: об особенностях строения и жизнедеятельности, отметить заболевания вызываемые вирусами, сообщить об опасности заражения вирусом СПИДа.

Вы должны знать:

  1. История открытия вирусов

  2. Строение вируса

  3. Особенности жизнедеятельности вирусов

  4. Отрицательное воздействие вирусов на живые организмы: заболевания, вызываемые вирусами.

  5. Что такое бактериофаг.

1. Немного истории

Ох уж эти болезни: грипп, корь, гепатит, оспа. Какие неведомые микроорганизмы вызывают эти заболевания? Как их остановить? Этот вопрос стоял перед учёными с давних времён.

1892 год. Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920) устанавливает: — возбудитель болезни табачной мозаики настолько мал,

что даже невиден в микроскоп при самом

большом увеличении. Это либо мельчайшая

бактерия, либо ядовитые вещества, которые

они выделяют. Но это оказалась не бактерия.

Позже учёным удалось установить, что по

химической структуре это нуклеопротеины

(нуклеиновые кислоты и белки).

Увидеть вирусы удалось в электронный

микроскоп спустя 50 лет после их открытия.

И именно вирус табачной мозаики был Растение, пораженное вирусом табачной

сфотографирован первым. А дал название мозаики.

«VIRUS» — яд – Луи Пастер.

2. Строение вируса

Структура вируса табачной мозаики,

вирусная частица изображена частично…

РНК

Белковая оболочка (капсид)

А теперь давайте и мы с вами побудем немного учёными и попробуем описать строение вируса.

Опишите строение вируса табачной мозаики.

Группы вирусов по строению

простые сложные

состоят из нуклеиновой кислоты — состоят из нуклеиновой кислоты —

ДНК или РНК и белковой оболочки ДНК или РНК, белковой оболочки,

(капсида) могут содержать липопротеидную

(вирус табачной мозаики) мембрану, углеводы и ферменты

(вирус гриппа, герпеса)

В состав вирусов входят двухцепочечные ДНК и одноцепочечные РНК, встречаются одноцепочечные ДНК и двухцепочечные РНК. Капсид защищает генетичесий материал вируса от действия ферментов и ультрафиолетового излучения.

3. Особенности жизнедеятельности вирусов

Работа с текстом. Прочтите текст и заполните таблицу.

Вирусы – это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют никаких свойств живого. Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов.

Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов.

Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю её деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков. До момента гибели в клетке успевает синтезироваться огромное число вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка её лопается и вирусы выходят из клетки хозяина.

Сравнение вирусов с живой и неживой природой

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

  1. Заболевания человека, животных и растений, вызываемые вирусами.

Болезни человека

Болезни животных

Болезни растений

  1. Грипп

  2. Оспа

  3. Корь

  4. Свинка

  5. Бешенство

  6. Полиомиелит

  7. Жёлтая лихорадка

  8. Гепатит

  9. Краснуха

  10. Некоторые злокачественные опухоли

  1. Ящур

  2. Рак

  3. Инфекционная анемия лошадей

  4. Чума свиней и птиц

1. Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов, карликовость, скручивание листьев, желтуха.

В последние годы обнаружен вирус ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, вызывающий заболевание СПИД – синдром приобретённого иммунодефицита.

При этом заболевании происходит повреждение системы клеточного иммунитета.

Вирус, вызывающий СПИД , содержит 2 молекулы РНК. Он специфически связывается с клетками крови, поражая Т-лимфоциты. Вследствие этого снижается их функциональная активность.

5. Бактериофаги.

Известны вирусы, которые поселяются в клетки бактерий. Они называются БАКТЕРИОФАГАМИ. Бактериофаги полностью разрушают бактериальные клетки.

Поэтому их используют для лечения бактериальных заболеваний таких как дизентерия, брюшной тиф, холера.

Строение бактериофага поселившегося в клетку кишечной палочки.

Тело бактериофага состоит из головки, хвостика и нескольких хвостовых отростков. Снаружи головка и хвостик покрыты белковой оболочкой. Внутри головки находится ДНК.

У кишечной палочки синтезируется ДНК бактериофага и в итоге бактерия погибает.

Итак: вирусы – это неклеточные формы жизни, которые являются облигатными(обязательными) внутриклеточными паразитами.

З А К Р Е П Л Е Н И Е И З У Ч Е Н О Г О М А Т Е Р И А Л А

1. Сравните вирусы с клеткой и ответьте на вопрос: в чём отличие вируса от клетки?

2. Выберите вариант правильного ответа:

1. Вирусами называют:

1. эукариоты

2. неклеточные формы жизни

3. прокариоты.

4. мельчайшие бактерии

2. Вирусы размножаются:

1. самостоятельно

2. только в бактериальной клетке

3. в клетке хозяина

4. не размножаются вовсе

3. В строение вирусов обязательно входит

1. ДНК, РНК

2. липиды

3. белки

4. углеводы

4. Бактериофагом называют:

1. Определённый вид вируса

2. Определённый вид бактерий

3. Вирусы, поселившиеся в клетку бактерий

4. Бактерию, поселившуюся в капсид вируса

5. Заболевание, вызываемое вирусом

1. Гепатит

2. Ангина

3. Дизентерия

4. Сколиоз

3. Вставьте пропущенные слова: Вирусы считают_________________ формами жизни.

Они не потребляют _______________, не вырабатывают ________________________, не растут, у них нет _____________________________________. Поселившийся вирус в бактериальную клетку называют _____________________________________.

Дополнительная литература для изучения данной темы.

  1. А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология» 10-11 классы п.20 с. 78.

  1. А.О.Рувинский «Общая биология» для учащихся 10-11 классов. П18, с. 106-112.

  1. Ю.И. Полянский «Общая биология» 10-11 классы. П. 36.с 144.

  2. Д.К.Беляев. Общая биология 10-11 классы. П.18.с.67.

  3. А.А. Каменский, Е,А. Криксунов, В.В.Пасечник «БИОЛОГИЯ. Введение в общую

Биологию и экологию» с 37-39.

Пояснительная записка.

Урок по теме «Вирусы» разработан как для учащихся 9 класса, так и для

учащихся 11 класса с учётом самостоятельного изучения. Материал

изучения отражает самые основные моменты открытия, строения,

жизнедеятельности, размножения вирусов,

строения бактериофага, перечислены заболевания передаваемые вирусами.

Информация изложена простым доступным для учащихся языком.

Информационный материал пересекается с предложением выполнить те или

иные задания, а в конце материала проверить знания изученной темы.

Для закрепления материала предложены задания разной формы: вопрос со

свободным ответом, вопросы в форме теста и биологического диктанта.

Материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ

Тема: вирусы

1. Задания части А, с выбором одного верного ответа.

1. Какой объект изображён на рисунке

1) вирус 2)бактерия 3)клетка гриба 4)органоид клетки

2. Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки хозяина осуществляют

1) бактериофаги 2) хемотрофы 3) автотрофы 4) цианобактерии

3. Не имеют клеточного строения

1) синезелёные 2) вирусы 3) бактерии 4) простейшие

4. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

1) вирусы 2) бактерии 3) лишайники 4) грибы

5. Попав в клетку живого организма, вирус изменяет её обмен веществ, поэтому его относят к

1) паразитам 2) автотрофам 3) сапротрофам 4) хемотрофам

6.Функционируют только в клетке другого организма, используют его аминокислоты, нуклеотиды, ферменты и энергию для синтеза нуклеиновых кислот и белков –

1) вирусы 2) бактерии 3) лишайники 4) грибы

7. Вирус нарушает функционирование клетки хозяина, так как

1) разрушает клеточную оболочку

2) клетка теряет способность к редупликации

3) разрушает митохондрии в клетке хозяина

4) его ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина и осуществляет синтез собственных молекул белка

8. К ДНК-содержащим вирусам относится возбудитель

1)гриппа 2)бешенства 3)полиомиелита 4)натуральной оспы

9. Наука, изучающая неклеточные формы жизни.

1) цитология 2) вирусология 3) паразитология 4) биология

10. Вирусы сходны с неживыми структурами тем, что:

1) способны размножаться 2) способны развиваться

3) обладают наследственностью и изменчивостью

4) не вырабатывают энергию

Ответы к заданию части А.

1. Задания части А, с выбором одного верного ответа.

1. Какой объект изображён на рисунке

1) вирус 2)бактерия 3)клетка гриба 4)органоид клетки

2. Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки хозяина осуществляют

1) бактериофаги 2) хемотрофы 3) автотрофы 4) цианобактерии

3. Не имеют клеточного строения

1) синезелёные 2) вирусы 3) бактерии 4) простейшие

4. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

1) вирусы 2) бактерии 3) лишайники 4) грибы

5. Попав в клетку живого организма, вирус изменяет её обмен веществ, поэтому его относят к

1) паразитам 2) автотрофам 3) сапротрофам 4) хемотрофам

6.Функционируют только в клетке другого организма, используют его аминокислоты, нуклеотиды, ферменты и энергию для синтеза нуклеиновых кислот и белков –

1) вирусы 2) бактерии 3) лишайники 4) грибы

7. Вирус нарушает функционирование клетки хозяина, так как

1) разрушает клеточную оболочку

2) клетка теряет способность к редупликации

3) разрушает митохондрии в клетке хозяина

4) его ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина и осуществляет синтез собственных молекул белка

8. К ДНК-содержащим вирусам относится возбудитель

1)гриппа 2)бешенства 3)полиомиелита 4)натуральной оспы

9. Наука, изучающая неклеточные формы жизни.

1) цитология 2) вирусология 3) паразитология 4) биология

10. Вирусы сходны с неживыми структурами тем, что:

1) способны размножаться 2) способны развиваться

3) обладают наследственностью и изменчивостью

4) не вырабатывают энергию

Задания части В.

Задания с выбором нескольких верных ответов.

1. Вирусы – это формы жизни, которые:

  1. являются облигатными внутриклеточными паразитами.

  2. могут функционировать как вне клетки, так и попав в клетку хозяина.

  3. состоят их отдельных вирусных частиц – вирионов.

  4. могут вызывать заболевания у растений, животных и человека.

  5. имеют ядро и органоиды

  6. вызывают заболевание – дизентерия.

2. Вирусы сходны с живыми организмами тем, что:

1. Не способны расти

2. Способны размножаться в клетке хозяина

3. Образуют кристаллическую форму существования

4. Обладают наследственностью и изменчивостью

5. Не способны расти

6. Синтезируют свои белки.

Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина.

А) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки.

Б) проникновение ДНК вируса в клетку

В) синтез вирусных белков

Г) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина

Д) формирование новых вирусов

Задание на установление соответствия

Установите соответствие между строением и функцией форм жизни и их представителей

Строение и функции форм жизни формы жизни

А) могут функционировать, только попав 1. Бактерии

в клетку организма 2. Вирусы

Б) встраивают своё ДНК в ДНК клетки хозяина

В) являются прокариотами

Г) имеют рибосомы

Д) генетический материал окружён капсидом

Е) вызывают заболевание туберкулёз

Ответы к заданиям части В.

Задания с выбором нескольких верных ответов.

Вирусы – это формы жизни, которые:

  1. являются облигатными внутриклеточными паразитами.

  2. могут функционировать как вне клетки, так и попав в клетку хозяина.

  3. состоят их отдельных вирусных частиц – вирионов.

  4. могут вызывать заболевания у растений, животных и человека.

  5. имеют ядро и органоиды

  6. вызывают заболевание – дизентерия.

2. Вирусы сходны с живыми организмами тем, что:

1. Не способны расти

2. Способны размножаться в клетке хозяина

3. Образуют кристаллическую форму существования

4. Обладают наследственностью и изменчивостью

5. Не способны расти

6. Синтезируют свои белки.

Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина.

А) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки.

Б) проникновение ДНК вируса в клетку

В) синтез вирусных белков

Г) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина

Д) формирование новых вирусов

Задание на установление соответствия

Установите соответствие между строением и функцией форм жизни и их представителей

Строение и функции форм жизни формы жизни

А) могут функционировать, только попав 1. Бактерии

в клетку организма 2. Вирусы

Б) встраивают свою ДНК в ДНК клетки хозяина

В) являются прокариотами

Г) имеют рибосомы

Д) генетический материал окружён капсидом

Е) вызывают заболевание туберкулёз

А

Б

В

Г

Д

Е

2

2

1

1

2

1

Задания части С со свободным развёрнутым ответом.

Задания со свободным ответом, контролирующие умения работать с текстом.

1. Найдите ошибки в приведённом тексте, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

  1. В 1892 году В.И.Вернадский описал свойства вирусов.

  2. Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному существованию.

  3. Отдельные вирусные частицы – вирионы представляют собой симметричные тела, состоящие из повторяющихся элементов.

  4. Внутри каждого вириона находится генетический материал, представленный молекулами белка.

  5. Генетический материал вируса окружён капсидом – липидной оболочкой.

  1. Какие признаки характерны для вирусов?

  1. Почему вирусы относят к внутриклеточным паразитам?

  1. Каково действие вируса СПИДа на организм?

Ответы к заданиям части С.

Задания со свободным ответом, контролирующие умения работать с текстом.

1. Найдите ошибки в приведённом тексте, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

  1. В 1892 году В.И.Вернадский описал свойства вирусов.

  2. Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному существованию.

  3. Отдельные вирусные частицы – вирионы представляют собой симметричные тела, состоящие из повторяющихся элементов.

  4. Внутри каждого вириона находится генетический материал, представленный молекулами белка.

  5. Генетический материал вируса окружён капсидом – липидной оболочкой.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются другие варианты ответа)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1 – В 1092 году описал свойства вирусов Д.И.Ивановский.

  2. 4 – Внутри каждого вириона находится генетический материал, представленный молекулами ДНК.

  3. 5 – Генетический материал вируса окружён капсидом – белковой оболочкой.

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

3

В ответе указаны и исправлены две ошибки, ИЛИ указаны три ошибки, но исправлены только две из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка, ИЛИ указаны 2 – 3 ошибки, но исправлена 1 из них

1

Ошибки не указаны, ИЛИ указаны 1 – 3 ошибки, но не исправлена ни одна из них

0

Максимальный балл

3

  1. Какие признаки характерны для вирусов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются другие формулировки ответа не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) неклеточные формы жизни;

2) генетический материал (ДНК или РНК) окружён белковой оболочкой;

3) внутриклеточные паразиты;

4) не имеют собственного обмена веществ (могут функционировать только в клетках хозяина)

Ответ включает 4 названных выше элемента и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2-3 названных выше элементов, не содержит биологических ошибок, ИЛИ включает 4 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов, не содержит биологических ошибок, ИЛИ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

3. Почему вирусы относят к внутриклеточным паразитам

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются другие варианты ответа, не искажающие его смысла )

Баллы

1. Вирусы обитают только в клетках.

2. Молекула ДНК вирусов или их геном может встраиваться в геном клетки хозяина.

3. Попав в клетку живого организма, вирус изменяет её обмен веществ, направляя всю её деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков.

4. Попав в клетку живого организма может существовать неопределённо долгое время.

Ответ включает 4 названных выше элемента и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2-3 названных выше элементов, не содержит биологических ошибок, ИЛИ включает 4 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов, не содержит биологических ошибок, ИЛИ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

  1. Каково действие вируса СПИДа на организм.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются другие варианты ответа, не искажающие его смысла )

Баллы

  1. Вирус СПИДа специфически связывается с клетками крови

  2. Вирус поражает Т-лимфоциты

  3. Снижается их функциональная активность Т-лимфоцитов.

  4. Происходит повреждение системы клеточного иммунитета.

Ответ включает 4 названных выше элемента и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2-3 названных выше элементов, не содержит биологических ошибок, ИЛИ включает 4 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов, не содержит биологических ошибок, ИЛИ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

gigabaza.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *