cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Схемы соподчинения ролей в сюжетно ролевой игре – — . , — .

Мастер-класс по руководству сюжетно-ролевой игрой в ДОУ

МАСТЕР-КЛАСС

ПО РУКОВОДСТВУ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

СЛАЙД 1

Ведущий: Я рада приветствовать в этом уютном зале вас, уважаемые педагоги, — людей, убежденных в том, что детство – один из лучших периодов человеческой жизни. «Детство – это игра, игра – это детство».

СЛАЙД 2

Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В.А. Сухомлинский

“Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития ребенка. Игра – это огромное

светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В.А. Сухомлинский.

 Ведущий: «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила  во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и  для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития. Право на игру признается, но не обеспечивается педагогами и родителями в полной мере.

СЛАЙД 3Причины непонимания важности игры для дошкольников:

Ведущий: Существуем много причин, которые стоят на пути понимания важности игры 1) непонимание этого самими взрослыми; 2) отсутствие безопасного пространства для игры детей ; 3) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру: 4) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 5) жесткое программирование свободного времени детей; 7) технологизация и коммерциализация детской игры.

СЛАЙД 4

 Ведущий:Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире

СЛАЙД 5«Игра в жизни ребенка дошкольника»

Анкета «Игра в жизни ребенка»

Ведущий:Так как же создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников?  Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня в детском саду и дома.

Мы провели свое исследование среди родителей наших воспитанников. …..

СЛАЙД 6 Диаграмма

…..гистограмма…показала ….

СЛАЙД 7 Сюжетно-ролевая игра

СЛАЙД 8 Виды игры

Ведущий:Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее реальные возможности.

Виды игры.

Кратковременные Длительные

(по воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функции упражнений при воспитании у дошкольников положительных черт поведения)

Элементы игры, игровая форма при их длительном применении выполняют функции упражнений в организации коллективной деятельности детей. Например, игра «Мойдодыр» постоянно требует от ребят чистоты и опрятности; игра «Самоделкин» позволяет постоянно следить за сохранностью кукольной мебели и группового имущества.

СЛАЙД 9

Педагогическая разработка плана игры.

Начальный этап педагогического конструирования

 (длительной игры — наметки ее сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием)

Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

(План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий)

Создание воображаемой ситуации.

(Дошкольники всегда начинают сюжетноролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья поезд, кустарники граница, бревно корабль и т. Создание воображаемой ситуации — важнейшая основа начала творческой сюжетно-ролевой игры. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным)

Распределение ролей.

При распределении ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель стремится удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания роле, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

Начало игры.

(чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация)

Сохранение игровой ситуации.

В развернутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами играющие дети.

Завершение игры.

Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку.Во всех случаях необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

СЛАЙД 10 Условия сохранения у детей стойкого интереса к игре

Соблюдение этих условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.

  1. Взрослый организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию

(в военизированных играх четкость и лаконизм команд, требовать ответное:«Есть, товарищ командир!», рапорт о выполненном поручении). Если педагог в длительной игре будет обращаться к детям обычно, называя их по фамилии, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию, а с ней и игру.

2) Для того, чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело

детского коллектива.

3) Все меры педагогического воздействия на детей — требования, поощрения, наказания педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

4) В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами.

Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.

5) В процессе длительной сюжетно-ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.

Соревнование не только выполняет роль дополнительного стимула, но во многом способствует более эмоциональному протеканию самой игры. Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации.

Ведущий:Для повышения воспитательной эффективности сюжетноролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.

СЛАЙД 11Задачи сюжетно-ролевой игры

СЛАЙД 12 Виды игры:

СЛАЙД 13 Педагогическая разработка плана игры

СЛАЙД 14 Условия сохранения у детей стойкого внимания

СЛАЙД 15 Педагогическая позиция

СЛАЙД 16 «Не рядом, не над, а вместе»

СЛАЙД 17 Принципы поддержки

СЛАЙД 18 Компоненты С/Р игры

СЛАЙД 19 Творческая С/Р игра

СЛАЙД 20-25 Фотографии С/Р игр детей подготовительной к школе группы

(комментирование фотографий игровой деятельности детей)

Ведущий: Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, заместители игрушек,а старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться с ролью.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре главное-это мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Ведущий: Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть»

Планируя свою работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, в первую очередь необходимо пересматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.

Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Ведущий:А сейчас мы с вами немного поиграем.

Ведущий:Все ли оказались на своих местах? Давайте уточним.

Команды: «___________»-капитан ……….

и «____________»- капитан …………

Ведущий:Жюри соревнования:………………………………

СЛАЙД 26 Конкурс «Знатоки игры» Объявляю открытым.

Ведущий:А сейчас я объявлю правила конкурса

За каждый правильно данный ответ на вопрос ведущего команда получают 1 балл.

Очередность ответов определяется путем нажатия кнопки.

Вопросы будут задаваться по очереди. В случае затруднения в ответе, право ответить на вопрос переходит команде соперника.

Жюри объявляет оценки по окончании каждого конкурса.

«Экспресс опрос»

Ведущий:

1. Творческий характер игры определяется наличием …? (замысла)

2. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)

1. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

2.Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру(оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)

1.Назовите сюжетно — ролевые игры спроизводственным сюжетом («магазин», «поликлиника», «кафе», «школа», «парикмахерская», «автосервис» и т.д.)

2.Назовите сюжетно — ролевые игры собщественно-политическим сюжетом («в войну», «в индейцев», «в митинг», «в выборы», «в спасателей» и т.д.)

1. Один из принципов организации сюжетно — ролевой игры – это ….. (наличие атрибутов)

2. Назовите гигиенические условия организации сюжетно — ролевой игры  (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)

СЛАЙД 27Определить на скорость

Ведущий:  на каком возрастном этапе развития игры находятся дети:

   — Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом друг с другом.

— Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.

СЛАЙД 28 Определить на скорость

на каком этапе развития игры находятся дети:

— Ссорятся из-за  игрушки, каждый тянет ее к себе.

— С увлечением играют в путешествия

СЛАЙД 29Задание на карточках

У каждой команды на карточках представлены вопросы и ответы по сюжетно-ролевойигре.(раздают карточки с заданием) Ответы в карточках перемешались. Вам необходимо определить правильность ответов. Время выполнения-2 минуты. Время пошло.

Перечислите предпосылки с/р игры

(внимание, память, мышление)

Назовите этапы становления с/р игры

(сюжет, содержание, роль)

Назовите наиболее известных авторов — ученых, занимающихся проблемами изучения игры 

(Д.Б.Эльконину)

Кому принадлежит данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль» 

(Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)

Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? 

(ознакомительная, отобразительная, сюжетно-отобразительная)

Назовите компоненты с/р игры 

(воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение)

СЛАЙД 30 Правильность ответов

Перечислите предпосылки с/р игры(ознакомительная, отобразительная, сюжетно-отобразительная)

Назовите этапы становления с/р игры (воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение)

Назовите наиболее известных авторов — ученых, занимающихся проблемами изучения игры (Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)

Кому принадлежит данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль» (Д.Б.Эльконину)

Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? (внимание, память, мышление)

Назовите компоненты с/р игры (сюжет, содержание, роль)

СЛАЙД 31 Решение педагогических задач

1)      Максим (4 года)катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы  при этом решили задачи педагогического руководства?

Вариант ответа:

Воспитатель: Как ты интересно придумал! Получилась настоящая снегоуборочная машина. Такая машина все дороги легко расчистит от снега. По дороге машины будут ездить. Людям по тротуарам приятно будет ходить.

Задача педагогического руководства: поощрить ребенка за оригинальную игровую задачу и использование предмета-заместителя.

2)      Илья (5лет) повесил через плечо сумку и подошел к воспитателю: «Я вас сфотографирую».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

Вариант ответа:

Воспитатель: Спасибо. Я сейчас схожу за своей дочкой. Подождете меня?(берет куклу, специально подходит ближе к играющим девочкам, чтобы они слышали разговор.)

 — Дочка, нас сейчас фотограф сфотографирует. Давай я тебя причешу. (Обращается к Илье) А вы спросите, пока я дочку причесываю, может еще кто-то хочет сфотографироваться.

СЛАЙД 32 Видео вопрос от родителей

Ведущий:А сейчас мы хотим попросить вас, уважаемые коллеги ответить на вопросы наших родителей:

Ведущий:Задача педагогического руководства: привлечь к совместной игре других детей; продемонстрировать ролевое высказывания, обращенные к игрушке-партнеру.

Ведущий:Молодцы, справились с вопросами. Ну что, ж, идем дальше.

СЛАЙД 33 Музыкально-ритмическая пауза

Все участники команд засиделись. А воспитатель-это и художник, и поэт, и артист, он должен уметь поддержать игру ребенка в любом виде творчества. Предлагаю выйти всем из-за столов, распределиться по залу и попробовать как можно точнее повторить движения танца, показанные на экране под музыку.

СЛАЙД 34 Разгадывание кроссвордов

Ведущий:А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда под названием: «И все-таки игра! »

Кроссворд будете разгадывать всей командой.

Чья команда раньше справится с заданием, получит балл за победу в этом конкурсе.

(Включается музыка)

Вопросы для кроссворда команде «______________».

По вертикали:

1. Необходимый компонент игры – без чего не начнешь игру? (замысел)

3. Современный легкий детский конструктор. (лего)

5. Спутник жизни детей. (игрушка)

7. Любимая самостоятельная деятельность детей. (игра)

По горизонтали:

2. Первая игрушка малыша. (погремушка)

4. Место покупок в быту и в игре. (магазин)

6. Что распределяют между собой участники игры? (роль)

8. Пособия для организации сюжетно-ролевой игры. (атрибуты) .

Вопросы для кроссворда команде «______________».

По вертикали: …..

По горизонтали:….

Ведущий:А пока работают команды, я поиграю с вами (обращается к зрителям). Сейчас мы с вами определим составляющие сюжетно-ролевой игры. Я задаю вопрос – вы отвечаете.

Вопросы для аудитории:

— Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер? (это умение ребенка действовать в воображаемом плане, что ведет к построению воображаемой ситуации; это умение ребенка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры)

— Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры? (соответствующая предметно-развивающая предметно-игровая среда; определенные знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности; совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога; создание игровой ситуации) .

— Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть дети младшего и среднего возраста? (В младшей группе дети играют в: «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Магазин», «Автобус», «Пароход», в средней группе добавляются «Кукольный театр», «Столовая».)

. Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? («Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Библиотека», «Мы строители», «Космонавты», «Военные»)

На какие группы делятся приемы руководства сюжетно-ролевой игрой? (прямые и косвенные)

— Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры? (соответствующая предметно-развивающая предметно-игровая среда; определенные знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности; совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога; создание игровой ситуации) .

СЛАЙД 35 Игра «Аэропорт»

Ведущий:Многие из нас вместе с детьми, хотя бы раз, но бывали в дальних поездках в другие города и даже страны. Одни на отдых, другие к родным и близким родственникам, поэтому у детей старшего дошкольного возраста, в последнее время, игра «Аэропорт» присутствует в игровой деятельности.

Ведущий:И сейчас мы убедимся в том, что мы умеем и любим играть в сюжетно-ролевые игры.

Капитаны команд распределяют роли участников игры по своему усмотрению и после небольших приготовлений мы хотим увидеть игру «Аэропорт» в вашем исполнении.На столах есть все необходимое. Пять минут на подготовку и приступайте.

Ведущий объявляет цель и поясняет методику проведения игры на тот период, пока участники готовятся:Цель: расширить представление детей  о профессиях в аэропорту, о профессии полицейского, таможенника, оператора АЗС, стюардессы их значимости в работе аэропорта.  Способствовать развитию умения детей применять полученные знания в игре. Обогащать содержание игр детей, развивать самостоятельность в игре.

Ведущий:При организации игры в старшем дошкольном возрасте к «большой игре» подходим постепенно, в несколько этапов. И формы работы определяются степенью готовности детей к тому или иному сюжету игры. В одном случае — это уточнение уже знакомых ролей, в другом случае это предварительная беседа или чтение сказки, а может быть обыгрывание небольшой ситуации, для дальнейшего включения этого момента в игру. Так игра «Аэропорт» начинается с игры «Туристическое агентство», затем «Таможня», «Лётчики» и только после всех проигранных игр воспитатель создаёт ситуацию для игры «Аэропорт», которая включает все эти сюжетные линии.

(Обыгрывание сюжетно-ролевой игры «Аэропорт» командами)

Ведущий: Итог обсуждения: люди играют в любом возрасте. Для дошкольника (отчасти младшего школьника) игра — это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Играющие дети предпочитают не допускать (или допускать с оговорками и ограничениями) «посторонних» в свой мир. Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и многим другим важным умениям.

СЛАЙД 38 В воспитании всё дело в том, кто воспитатель!Д. Писарев

Ведущий: Я благодарю всех за участие в работе, и примите от меня эти памятки по руководству сюжетно-ролевой игрой в детском саду. Спасибо всем за внимание!

 

      

Профессии

Ролевые действия

Оборудование

ПАССАЖИР

ПОКУПАЕТ БИЛЕТЫ,

СОБЛЮДАЕТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ, ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА

БИЛЕТЫ

БАГАЖ

ДЕНЬГИ

РЕГИСТРАТОР-ДИСПЕТЧЕР

ОБЪЯВЛЯЕТ РЕЙСЫ,РЕГИСТРИРУЕТ ПАССАЖИРОВ,

ПРОВЕРЯЯДОКУМЕНТЫ

МИКРОФОН

ТАБЛО РЕГИСТРАЦИИ

КОМПЬЮТЕР

ТУР. АГЕНТ-КАССИР

ПРЕДЛАГАЕТ,РАССКАЗЫВАЕТ,ПОКАЗЫВАЕТ,ПРОДАЕТ ТУРЫ,

БИЛЕТЫ

БИЛЕТЫЖУРНАЛ С

ТУР. ПОЕЗДКАМИКОМПЬЮТЕР

ДЕНЬГИ

ПОЛИЦЕЙСКИЙ

ОКАЗЫВАЕТПОМОЩЬ,СЛЕДИТ ЗА ОБЩЕСТВЕННЫМ

ПОРЯДКОМ,ЕЛАЕТ ЗАМЕЧАНИЯ,ПРОВЕРЯЕТ

ДОКУМЕНТЫ, СОДЕРЖИМОЕБОЛЬШИХ СУМОК

РАЦИЯ

НАРУЧНИКИ

ТАМОЖЕННИК

ДОСМАТРИВАЕТ СУМКИ, ЧЕМОДАНЫ,

ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

КОМПЬЮТЕР

СПЕЦ. ПУЛЬТ

КОМАНДИР-ПИЛОТ

КОМАНДИР ЭКИПАЖА УПРАВЛЯЕТ САМОЛЕТОМВО ВРЕМЯ ПОЛЁТА,РУКОВОДИТ ДЕЙСТВИЯМИ  ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА

САМОЛЕТ

ШТУРВАЛТАБЛО С ПРИБОРАМИФУРАЖКА

ШТУРМАН

СЛЕДИТ ЗА НАВИГАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКОЙ,

РАБОТАЕТ С КАРТОЙ

КАРТЫ

ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ

СТЮАРДЕССА

ОБСЛУЖИВАЕТ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖ(ПОДАЕТ ВОДУ, ЧАЙ, КОФЕ)

СЛЕДИТ ЗА СОСТОЯНИЕМ

ПАССАЖИРОВ

ПИЛОТКА

СТОЛ-КАТАЛКА

ПРОДУКТЫ

ПОСУДА

ОПЕРАТОР АЗС

ЗАПРАВЛЯЕТ САМОЛЕТ

БЕНЗОМАШИНА

САМОЛЕТ

ПОВАР

ОФИЦИАНТ

ПОЛУЧАЕТ,ВЫПОЛНЯЕТ ЗАКАЗ

ПРИНИМАЕТ ЗАКАЗ У КЛИЕНТА,ПРИНОСИТ ЗАКАЗ

ОБОРУДОВАНИЕ

КАФЕ

ВРАЧ,

МЕД. СЕСТРА

ВЫСЛУШИВАЕТ ЖАЛОБЫ, ОКАЗЫВАЕТ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ,

СЛУШАЕТ ДЫХАНИЕ, СЕРДЦЕ,

ВЫПИСЫВАЕТ РЕЦЕПТЫ,

ВЫЗЫВАЕТ СКОРУЮ ПОМОЩЬ, ГОСПИТАЛИЗИРУЕТ

ВЫПОЛНЯЕТ УКАЗАНИЯ, НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА
ПОМОГАЕТ ВРАЧУ,СТАВИТ УКОЛЫ,

ОБРАБАТЫВАЕТ РАНКИ

ОБОРУДОВАНИЕ

МЕД. ПУНКТА

Вопрос с вариантами ответов.

Можно воспользоваться подсказками: 50*50, звонок другу, помощь зала.

 Приём Диаманты: 
Давайте разберёмся, Что же представляет собой игра? Любое понятие можно рассматривать с двух сторон. 
Выразите сущность сюжетно-ролевой игры одним словом. 
1) Игра – это… (интерес, развитие, познание, творчество, радость, социализация, гармония…).  
7) Антитема (противоположность развитию в игре): изолированность, торможение,неудовлетворённость…
2) Дать определение (прилагательные) «Развитие в игре какое?» (активное, длительное, ускоренное, деятельное, результативное, творческое, нравственное, умственное, социальное…)
6) «Торможение какое?» (умственное, аварийное, предельное, замедленное,пугающее…)
3) Действие выразить с помощью причастий:«Игра – это развитие что делающее?» (опережающее, улучшающее, обучающееактивизирующее, растущее…) 
5) Торможение (разрушающее, уничтожающее, задерживающее…)
4) Ассоциации:«Развитие в игре…» (уверенность, прогресс, признание, общение, динамика, непосредственность…)
«Торможение» (беда, авария, тупость, отсутствие…). 
Выбор. Что же мы выбираем?  Дать возможность ребёнку развиваться в игре или тормозить его развитие? 
Таким образом, игра – это развитие…

«НАЙДИ РЕШЕНИЕ»

ЦЕЛЬ: закрепить умение находить верное решение в сложившейся ситуации.

ОРГАНИЗАЦИЯ: предлагается решить педагогические задачи.

СОДЕРЖАНИЕ:

«Чур, я капитан корабля», — говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», — запротестовали Маша и Кирилл

Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

  • Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», — сказали ребята.

— Как поступить воспитателю в данной ситуации?

      — Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

Какова должна быть реакция педагога?

  • Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.

Как поступить воспитателю?

  • Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну».

Как должен поступить педагог?

Как должен отреагировать на это воспитатель?

Как отреагировать в этом случае воспитателю?

Реакция воспитателя.

infourok.ru

Тематика сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах

Тематика сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах

II младшая группа

  • Игры: «Готовим мишке обед», «Купаем куклу», «Лечим зайчика», «Принимаем гостей», «Посещаем парикмахерскую», «Детский сад», «Моряки».
  • Совместные игры, использование игрушек, предметов-заместителей
  • Интегрируется со всеми образовательными областями
  • Развивать диалог, использовать детали костюмов
  • Играть со взрослым, парами, малыми группами
  • Режиссерские игры по сказкам, стихам с использованием игрушек, затем исполняют простейшие роли сами в сказках, играх
  • Используют строительные игры, потом их обыгрывают: построили дом, поселили туда игрушки, разыграли несложный сюжет.

Средняя группа

  • Игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Моряки» и др.
  • Инсценирование сказок, мультфильмов.
  • Вести ролевой диалог, объединение в одной ролевой игре несколько сюжетов других игр.
  • Беседа об играх вначале: «Во что будете играть?», «Что произойдёт?», распределить роли до начала игры, что понадобится для игры, в том числе предметы-заместители, другой материал. Воспитатель провоцирует «проблему»: — корабль сбился с курса, — у парикмахера нет расчёски, — на обед нет хлеба, — не на чем отвезти больного в больницу, — на улице заболел человек.
  • Воспитатель участвует, но во II полугодии больше следит за игрой.
  • Режиссерская игра: сюжеты сказок, рассказов, полностью или часть сюжета, используются предметы, игрушки.
  • Театрализованные игры: дети сами действуют.

Старшая группа (5-6 лет)

  • Тематика игр связана больше с социальной деятельностью (в которые играли и раньше), но учитывать реалии сегодняшнего дня (магазин – супермаркет, парикмахерская – салон красоты, автостоянка и др.).
  • Новые игры: «Музей», «Библиотека», «Турагентство», «Милиция-полиция», «Служба спасения» — вместо служб 101, 102, 103, 104.
  • Практикуется изготовление игрушек для игры.
  • Практикуется игра одна и та же с расширением сюжета в течение нескольких дней, отображаются как бытовые, литературные, так и фантастические события.
  • Подготовка к играм: чтение, придумывание ситуаций, творческое создание обстановки для игр, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий.
  • Режиссерские игры: как с воспитателем, так и самостоятельно, ребёнок может управлять 1 – 2 игрушками.
  • Театральные игры: ширма, сцена, декорации, выразительное исполнение.

Старшая группа (6-7 лет)

  • То же, но игры более разнообразные по содержанию.
  • Придумывать сюжет до игры.
  • Продуктивная деятельность по созданию необходимых атрибутов для игры сегодня, а завтра играть.
  • Умение распределять роли, договариваться (использовать считалки, жеребьёвки, договор по желанию).
  • Режиссерские игры: управлять 1 – 2 игрушками, согласовывать свои действия с действиями сверстников, выразительно интонировать, комментировать события.
  • Игра-фантазирование (когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось…).
  • Подготовка: чтение, рисунки, картинки, экскурсии, используется замена места действия, сюжета
  • Продуктивная деятельность в процесс игр: рекламные плакаты, рисунки, карта сказочной страны, деньги, чеки.
  • Проявление типов детей в игре: дети-сочинители, дети-исполнители, актёры, дети-режиссеры, дети-практики.

sad-leskovka.schools.by

Методическая разработка (старшая группа) на тему: схемы сюжетно-ролевых игр

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; …

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить…

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить…

Методический материал старшая группа. Картотека подвижных, сюжетно-ролевых, театрализованных игр.

Картотека подвижных игр.Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно — ролевых игр с приложением.Перспективное планирование сюжетно — ролевых и театрализованных игр….

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр…

План – схема сюжетно – ролевой игры в средней группе «День рождения»

Развитие самостоятельной игровой деятельности в коллективе сверстников….

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников «,рассч…

nsportal.ru

Структура сюжетно-ролевой игры дошкольника

Поиск Лекций

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение сюжетно-ролевой игры и ее специфические особенности

Значение сюжетно-ролевой игры определяют ее особенности как деятельности, как средства воспитания и как приема обучения.

Определяя значение сюжетно-ролевой игры как деятельности, Л.А. Венгер исходил из положения о том, что каждая конкретная деятельность требует определенных специфических для неё способностей и создает условия для их развития. Игра предъявляет к ребенку следующие требования:

умение действовать во внутреннем воображаемом плане, т. е. создавать воображаемую или мнимую ситуацию;

ориентироваться в системе человеческих отношений, так как игра направлена на их воспроизведение;

согласовывать свои действия с другими людьми.

Для проявления и формирования этих умений или способностей сюжетно-ролевая игра создает все необходимые условия.

1. Характерной особенностью игры является использование в ней внешних действий замещения, выступающих в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннего плана. В игре ребенок принимает на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. При этом действия изображаемых персонажей он воспроизводит через игровые действия, реальные предметы замещает игрушками и другими предметами (использует предметы-заместители).

2. Игра создает внешнюю модель социальных отношений, которые, воссоздаются детьми. Основное содержание этих взаимоотношений состоит в различных комбинациях соподчинения ролей.

3. Помимо ролевых, в игре возникают реальные отношения детей. Совместная игра не возможна без согласования действий. Первоначально такое согласование устанавливается в самом процессе игры и носит характер внешнего взаимодействия. Оно становиться исходной формой для развития у детей «качеств общественности» (А.П. Усова), которые обеспечивают высокий уровень общения дошкольников.

Названные особенности определяют значение, которое имеет сама сюжетно-ролевая игра и ее компоненты. Л.А. Венгер назвал его специфическим развивающим значением. Оно проявляется только в ситуациях, когда игра выступает как самостоятельная деятельность. Поэтому имеет наибольшую ценность, и должно максимально быть использовано в педагогических целях. При этом, специфическое значение игры реализуется не автоматически, а под влиянием руководства взрослого, которое должно носить особый, косвенный характер.

Когда игра выступает как средство воспитания, то развивающий эффект достигается за счет конкретного содержания, которое специально вносится в детские игры. В этом случае функции организации и регулирования ее хода в значительной мере осуществляются взрослым.

Особое значение имеет игра как прием обучения: сюжетное содержание вносится в формулировку учебных заданий, предусматриваются возможности выигрыша, выполнение заданий организуется в игровой форме. Это способствует усвоению программного материала, формированию у детей психических качеств. Однако в подобных ситуациях, по мнению Л.А. Венгера, имеет место не сама игра, а отдельные её компоненты (сюжет, правила, мотив). Значение, которое имеет игра как средство воспитания и прием обучения, Л.А.Венгер назвал неспецифическим. В этих случаях педагог влияет на развитие ребенка через игру и с помощью игровых приемов.

Источники детских игр

Игры детей возникают под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений и знаний, которые они получают из самых разных источников: каждодневного опыта и специально организованного ознакомления с явлениями окружающей действительности. Детям читают книги, показывают диафильмы, водят на экскурсии, обращая внимание на то, как трудятся люди в разных сферах культурно-бытового обслуживания (магазине, библиотеке, аптеке), на производстве (строительстве, ателье и т. п.). Чем ярче впечатления, богаче знания, тем содержательнее сюжеты детских игр и сильнее воспитательное воздействие на ребенка (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая).

В последнее время в психолого-педагогических работах отечественных и зарубежных исследователей отмечается снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников (). Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более однообразны и примитивны. Данный факт объясняется отдалением ребенка от родителей, отсутствием возможности непосредственно наблюдать труд взрослого человека и, соответственно, непониманием его деятельности, незнанием трудовых и личных отношений. Получается, что при наличии большого количества разнообразных игрушек, у детей отсутствует содержание для игр. Современные дошкольники много времени проводят у телевизоров, осваивают компьютерные программы и игры. Это сокращает число совместных детских игр и приводит к существенным изменениям в их содержании. Дети воспроизводят в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, берут на себя не производственные или профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев. Таким образом каждодневный жизненный опыт чаще определяет содержание игр, чем влияние специальных мероприятий, проводимых воспитателями детских садов для обогащения содержания сюжетов. Данный факт был еще установлен в работах Д.В. Менджерицкой.

В исследованиях Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой сделан вывод о том, что глубина впечатлений и знаний ребенка в большей степени зависит от того места, которое отводится ему в деятельности окружающих взрослых. Были выделены три типа ситуаций, отличающиеся по степени активности и включенности в них ребенка дошкольного возраста:

1. Ситуации, в которой ребенок активно действует наравне со взрослым (моет посуду, убирает игрушки).

2. Ситуации, в которые ребенок непосредственно включен в деятельность, но он является объектом направленных на него действий (его лечат, везут на машине, ведут в музей).

3. Ситуации, в которых дети не являются участниками деятельности, а только наблюдают её (строители возводят дом, водитель управляет автобусом), либо узнают о ней из рассказов, сказок, диафильмов, телепередач.

Сюжеты детских игр отражают все три названные ситуации. Однако большая часть сюжетов, по мнению исследователей, связана с воссозданием содержания ситуаций второго типа. В них наиболее ярко проявляется противоречие между желаниями и возможностями ребенка. С одной стороны, ситуации непосредственно представлены ребенку в плане как действий, так и отношений между людьми, а с другой — действия взрослого в них реально недоступны ребенку. Это противоречие и находит свое разрешение в игре (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Структура сюжетно-ролевой игры дошкольника

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей и в специально создаваемых самими детьми игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетно-ролевую игру отличает от других видов игр прежде всего наличие сюжета. Сюжет игры — эта та область действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты детских игр чрезвычайно разнообразны и зависят от условий, в которых живут дети (с. 111).

Исследования Е.А. Аркина, Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина показывают, что содержание сюжетов детских игр изменяется с возрастом. Дети 2-4 лет преимущественно отображают жизнь семьи, детского сада, старшие дошкольники -профессиональную деятельность взрослых, их отношения друг с другом и общественные события. По мнению Д.В. Менджерицкой, деление игр на бытовые, производственные и общественные достаточно условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни.

Сюжеты детских игр отличаются не только по тематике, но и по структуре. Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой были выделены следующие элементы сюжета игры: действие, предметная ситуация, персонаж. В зависимости от количества элементов и типа связи между ними различают следующие структуры сюжетов:

1. Сюжеты, включающие в себя один персонаж и одно действие в одной предметной ситуации

2. Сюжеты, включающие в себя несколько персонажей с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации.

3. Сюжеты, включающие два взаимодополняющих персонажа, действующих в одной предметной ситуации.

4. Сюжеты, в которых заданы не только функциональные взаимодействия персонажей, но и отношения между ними.

Выделение структуры сюжетов игры позволяет характеризовать сложность игры детей не только с точки зрения тематики, но и с точки зрения структуры сюжета.

Кроме сюжета в каждой игре присутствует содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослого. Содержание детских игр прямо зависит от глубины познания ребенком деятельности взрослого. Дети могут воспроизводить предметную сторону труда взрослого, отношения между людьми, смысл человеческой деятельности. При этом содержание детских игр будет различаться. В первом случае деятельность ребенка будет заключаться в манипулировании орудиями труда, во втором — передаче характера отношений со своими партнерами по игре, выполняющими различные роли, в третьем —

Таким образом, одна и та же по своему сюжету игра может иметь различное содержание:

Центральным элементом сюжетно — ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. Важен тот факт, что дети не только называют себя именем соответствующего взрослого человека ( «Я — мама», «Я — моряк», «Я — врач»), но и действуют как взрослые люди, роли которых они на себя взяли. Действуя, как взрослые, дети отождествляют себя с ними. Таким образом, роль является связующим звеном между ребенком и деятельностью взрослого. По данным А.П. Усовой, роли могут осуществляться в простом движении, мимике, речи или разговоре без всякого сопровождения действием или в действии с речевыми высказываниями. Роль может выполняться ребенком «за себя», «за куклу» или одновременно «за себя и игрушку». Дети могут брать на себя роли сказочных персонажей («Я — Золушка», «Принцесса на горошине», «Страшила»), животных (черепаха Тортилла, серый волк), а могут изображать себя как действующее лицо какого-нибудь события (). По характеру взаимосвязи выделяют два типа ролей: взаимодополнительные, требующие взаимодействия с другой ролью (мама — дочка; капитан — матрос; библиотекарь — читатель) и независимые, имеющие опосредованную связь с другими ролями (водитель, строитель, космонавт).

Роль выполняется ребенком посредством игровых действий с предметами и партнерами по игре. Игровые действия существенно отличаются от предметных. Основное отличие состоит в том, что они носят обобщенный и свернутый характер. Эта особенность игровых действий позволяет ребенку сосредоточить свое внимание на передаче характера отношений между людьми. Обобщению и сокращению действий в игре способствует слово, которым ребенок поясняет свои действия: «приехали», «уже поспали». Именно роль и органически связанные с нею действия Д.Б. Эльконин назвал основной единицей игры.

Детские игры побуждаются различными мотивами. В психолого-педагогических исследованиях Т.В. Антоновой, О.М. Гостюхиной, Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина выявлены следующие мотивы: воссоздание эмоционально значимых реальных событий; воссоздание действий эмоционально значимого взрослого, сверстника, старшего ребенка; общение со сверстником; фантазирование, придумывание, создание в игре особой действительности. Наиболее характерным мотивом детских игр, по мнению Н.Я. Михайленко, является, фантазирование. В нем реализуется одна из основных особенностей детской игры –относительная независимость от внешних обстоятельств, возможность комбинировать события, менять места и отношения действующих персонажей.


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Сюжетно-ролевые игры в старшей группе ДОУ

«Школа» — детская игрушечная мебель, парты, доска, мелки, тетради, азбука букв, цифр, пенал с письменными принадлежностями, ранец, звонок, указка, журнал посещаемости, дневник.

«Ателье» — вырезанные из картона большие и маленькие куклы, цветные ленты разной ширины и длины, ножницы, наперстки, цветные мелки, карандаши, швейные машинки, выставка образцов тканей, журналы мод, образцы швов, пуговицы, нашитые на картон, вешалки с кукольной одеждой, выкройки, утюги, нитки, примерочная кабина.

«Почта» — конверты, открытки, марки, посылки, почтовый ящик, газеты, журналы, книжки, береты с эмблемами, сумки для почтальонов, секционные сетки с ячейками для раскладывания корреспонденции по адресам, телефон, телеграфные бланки, бандероли, посылки, почтовые переводы, штемпель, машина (почта).

«Магазин» — разнообразный ассортимент товаров (промышленные и продовольственные: кондитерские изделия, овощи, фрукты, выпечка, крупы, крупы, образцы готовой одежды), весы, касса, деньги, чеки, ценники, витрина, полочки для товаров, корзинки, халаты.

«Поликлиника» — халаты, шапочки, сумка, термометры, фонендоскоп, шприцы, емкости, пинцеты, мензурки, бинты, зубные пасты, регистрационный журнал, рецепты, талоны, бланки на анализы, кушетка, добавляется оборудование для лорврача, окулиста, схемы соподчинения ролей.

«Аптека» — халат, касса, лекарства, рецепты.

«Парикмахерская» — расчески, ножницы, бигуди, щипцы, зеркала, флаконы, коробки из-под косметики, тюбики из под помады, кремов, халаты, пелеринки, модели причесок (журнал), касса, шампуни, пластмассовые принадлежности для маникюрного кабинета, салфетки, мужской, женский зал.

«Семья» — куклы разных размеров (голыши, девочки, мальчики), наборы для кухни, спальни, столовой, комплекты из одежды разного сезона, обуви, постельные принадлежности, наборы посуды, стиральная машина, утюг, доска для глажки белья, коляски для кукол, пылесос, схемы приготовления пищи.

«Библиотека» — книги, альбомы, абонементы, стеллажи, клей, кисти для ремонта книг.

«Моряки» — бескозырки, штурвал, пароход (из конструкторов или готовый), рупор, подзорная труба, спасательный круг, морские флажки, якорь, матросские воротники, бинокли.

«Космонавты» — ракета, пульт управления, рация, карта, скафандр.

«Завод» — грузовые машины, подъемный кран, защитные очки, каски, защитные рукавицы, пропуска, трубы завода (из бумаги), альбомы с фотографиями, схемы изготовления предмета.

«Ферма» — игрушечные животные, самодельные заборчики для устройства загона, «пастбище», стойки для коров, емкости для молока, куклы в профессиональной одежде, халаты, косынки, доильные аппараты, ведра, сельскохозяйственная техника.

vscolu.ru

СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Поделись с друзьями

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: мотив, тема, игровой замысел, сюжет, роль.

Мотив: Первоначально в этом качестве выступает ролевое действие, возникающее по мере овладения ребенком предметным миром. В процессе развития сюжетно-ролевой игры он меняется. Постепенно мотивом сюжетно-ролевой игры становиться возможность взаимодействия – игрового, невербального, вербального – с другими участниками игры.

Тема: представляет собой ту область социальной действительности, которая содержится в игре. Тематика сюжетно-ролевых игр меняется в соответствии с возрастом играющих детей, а так же с содержанием программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Игровой замысел: это общее определение темы игры, определение, во что и как будут играть дети.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) — одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т.д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет.

Роль: это средство реализации сюжета через ролевое действие, ролевой диалог, ролевые действия и ролевую речь.

Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках.

Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное

Ролевая речь: это те слова словосочетания, предложения, монологи и диалоги, которые ребенок использует для обозначения своей роли и при ролевом взаимодействии с партнерами по игре.

Игровые действия: это те действия, которые ребенок выполняет в соответствии с взятой ролью и по ходу (логике) сюжета.

—          Отобразительными  —  копирует  действия     реальной   жизни.

—          Изобразительными    —    действия более свернутые, используются слова как будто.

Игровой материал: та предметно-игровая среда, которая помогает ребенку реализовать игровой замысел.

students-library.com

Структура сюжетно-ролевой игры. Характеристика структурных элементов.

Игра – вид детской деятельности и, как всякая деятельность, имеет свою структуру. Ей присущи все компоненты структуры деятельности: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, результат. Сюжетно-ролевая игра, являясь творческой, накладывает свою специфику на структурные компоненты.

Т.А.Куликова в сюжетно-ролевой игре выделяет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия.

Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр разнообразны: бытовые игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей, игры в больницу, магазин и т. д., общественные игры в празднование дня рождения города и т. п.

Одними из основных средств реализации сюжета являются игровые действия. В. И. Логинова, П. Г. Саморукова выделяют два вида игровых действий: оперативные и изобразительные – «как будто».

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. В. Менджерицкой, П. Г. Саморуковой и Д. Б. Эльконина) показали, что основным содержанием сюжетно-ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общение людей в быту, труде и т. д.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, соответствующим образом используя те или иные предметы, вступая в разнообразные отношения с други­ми играющими.

Проблемами развития роли в игре занимался Д. Б. Эльконин. На основе исследований он сделал вывод о том, что центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком. В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли, появляется критическое отношение к проигрыва­нию этой роли или исполнению ролей товарищами по игре, изменяется содержание роли – от отображения действий к изображению отношений между людьми.

В. И.Ядэшко, В. Я. Сохин выделяют еще такие компоненты сюжетно-ролевой игры: игровой замысел, правила.

Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети: в магазин, в детский сад и т. д.

Правила в процессе игры устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх – взрослыми, они призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих. Они придают игре организованность, устойчивость, закрепляют содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение от­ношений и взаимоотношений.

Анализ различных литературных источников по проблеме позволяет выделить в сюжетно-ролевых играх следующие структурные компоненты: игровой замысел, сюжет, содержание, роли, игровые действия, правила. Эти компоненты, их разворачивание детьми в совместной деятельности со взрос­лыми и другими детьми образуют многообразные сюжетно-ролевые игры, занимающие значительное место в жизни детей на всех этапах дошкольного детства.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *