Старшая группа музыкальные игры – Картотека по музыке (старшая группа) на тему: Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы. | скачать бесплатно
Картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Картотека музыкально — дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей
Картотека
музыкально-дидактических игр
(младший и средний дошкольный возраст)
Вилкова С.Д
Три цветка
Дидактическая игра на определение характера музыки.
Игровой материал
Демонстрационный : три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано «лицо»-
Спящее, плачущее или весёлое), изображающих три типа характера музыки:
1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
2. Грустная, жалобная.
3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д.
Раздаточный: у каждого ребёнка- один цветок, отражающий характер музыки.
ХОД ИГРЫ
1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение.
Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.
2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
День рождения
Дидактическая игра, на определение характера музыки.
Игровой материал
Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика.
ХОД ИГРЫ
Муз. Рук.: Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол игрушечную посуду. Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто0то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь. Кто же первый идёт?
Муз. Руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.
После этого появляется игрушка- «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры муз. Руководитель спрашивает детей. Что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.
Весёлая гимнастика
«Дождик :кап!»
Ритмическая речевая игра для
развитие чувства ритма
Дети сидят на стульчиках и чётко произносят текст с ритмичным движением рук и ног.
1.Птица: кар. Кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! ( дети ритмично хлопают в ладоши)
Дождик кап, кап. Кап1 (хлопают ладонями по коленям)
Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топают попеременно ногами)
2.Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Мама: ах, ах, ах! ( качают головой, держась за неё руками)
Дождик кап, кап, кап, (хлопают ладонями по коленям)
Туча: бах. Бах, бах! (топают ногами)
Сороконожка
Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.
Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.
Выполняется без музыки.
1.Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
2.Вдруг закапал дождик: кап!
-Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)
3.Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)
4.грязи в дом не принесу
Каждой лапкой потрясу (останавливаются. Трясут одной ногой0
5.И потопаю потом
Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.
Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.
— Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.
Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.
Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно.
Игровая цель: Угадать первым.
В ЛЕСУ
Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.
В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.
-Как по лесу у нас У него соседи- А на ветке птичка,
Зайка прыгает сейчас. Бурые медведи. Птичка – невеличка!
Программное содержание: ( Для старшей группы) Развивать ритмическую память учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому восприятию, развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие, расширять представления детей об изобразительных возможностях музыки.
Программное содержание: (Для средней группы) Развивать ритмическую память, учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому восприятию, развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие.
Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не мешать отвечать другим и не подсказывать,
Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента.
Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть соответствующую картинку.
ЗАЙЦЫ.
Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.
Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.
Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки.
Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.
Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.
Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.
КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК ?
Программное содержание: Развивать у детей представление о регистрах ( высоком, среднем, низком ).
Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей ( волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку
Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей .узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию.
Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.
Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.
Игровая цель: Угадать первым.
КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?
Программное содержание: Учить детей различать высокие и низкие звуки, узнавать знакомые мелодии.
Ход игры: Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком ), например, «Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодию «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее изображение, и т.д.
Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, по слуховому и зрительному восприятию соотносить музыкальный и художественный образы. Развивать звуковысотное восприятие музыки – умение различать высокие и низкие звуки.
Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.
Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.
Игровая цель: Угадать первым.
МОРЕ.
Программное содержание: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отражать явления окружающей природы.
Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы.
Программное содержание: Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо(р), громко ( ), не слишком громко ( ), очень громко ( ) и т.д. Через умение соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью средств музыкальной выразительности.
Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.
Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.
Игровая цель: Угадать первым.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ
Программное содержание: Учить детей различать изменение темпа в музыке.
Ход игры: Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т.д.
— Еле, еле, еле-еле (дети начинают движение)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (бегут)
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)
Карусель остановите! (останавливаются).
Программное содержание: Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями.
Игровые правила: Внимательно слушать мелодию, не мешать другим.
Игровые действия: Движения в хороводе с изменением темпа.
Игровая цель: Принять участие в хороводе.
НАЙДИ И ПОКАЖИ.
Программное содержание: Упражнять детей в различии звуков по высоте (ре – ля).
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания, обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка:
•- Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!
А утята ей отвечают:
•- Кря-кря, мы здесь!
Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и т.д.
Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре-ля).
Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом.
Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.
Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков.
НАЙДИ МАМУ.
Программное содержание: Развивать звуковысотное восприятие у детей: учить различать звуки в пределах октавы (ре1 – ре2).
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, говорит, что у куклы Маши есть птички: курочка, уточка и т. д., они поют низкими голосами. И есть птенчики: цыплята, утята и т.д., они поют высокими, тоненькими голосами. Птенчики весь день играли во дворе и проголодались, и стали искать свою маму, чтобы она их покормила:
•- Пи, пи, пи! Это я! Где же мама моя? – запели цыплята тоненьким голоском. А мама курочка им отвечает:
•- Все ко мне. Цыплятки, милые ребятки!
И все остальные птенчики стали звать своих мам.
В ходе игры дети могут поочередно исполнять роль как птиц, так и птенчиков, используя при этом картинки с их изображением.
Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре – ля).
Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте напевом.
Игровые действия: Пропевать звукоподражания за педагогом.
Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков
ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ.
Программное содержание: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка.
Ход игры: Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку.
Рекомендуемые попевки:
«Петушок» рус.н.м. «Мы идем с флажками» «Дождик»
Петушок, петушок, Е.Тиличеевой рус.н.м.
Золотой гребешок! Мы идем с флажками, Дождик, дождик!
Что ты рано встаешь, Красными шарами. Веселей!
Деткам спать не даешь? Капай, капай,
Не жалей !
В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники – длинные звуки.
Программное содержание: Прослушивать попевку до конца, не мешать, отвечать другим.
Игровые действия: Угадывать знакомые попевки, выбирать соответствующие им графические изображения, прохлопывать ритм попевки.
Игровая цель: Угадывать первым.
СОЛНЫШКО И ТУЧКА.
Программное содержание: Развивать у детей представление о различном характере музыки ( веселая, спокойная, грустная).
Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии.
Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.
Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.
Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения.
Игровая цель: Угадать первым.
ТИХО – ГРОМКО.
Программное содержание: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо (р), громко ( ), не слишком громко ( ).
Ход игры: Детям раздают игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, объясняя, что голубой цвет соответствует тихой музыке, темно-синий – громкой, синий – не слишком громкой. Далее педагог исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки.
Рекомендуемые цветовые сочетания:
Для старших групп: для младших групп:
Голубой – синий — темно-синий голубой – синий
Розовый – красный – бордовый розовый – красный
Бледно-желтый – оранжевый – коричневый желтый – коричневый
•- По-разному музыка может звучать.
Оттенки ее научись различать.
Громко и тихо я буду напевать,
Слушать внимательно, чтоб отгадать.
Программное содержание: Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение детей в различении оттенков музыки : тихо (р), громко ( ), не слишком громко ( ).
Программное содержание: Прослушивать мелодию, не мешать другим, не подсказывать.
Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон.
Игровая цель: Угадать первым.
УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ.
Программное содержание: Учить детей воспринимать и различать на слух различные звукоподражания.
Ход игры: Педагог показывает детям картинки, на которых нарисованы животные: кошка, собачка, курочка, корова, петушок и т.д. и говорит о том, что все они говорят разными голосами. Например, кошка поет «Мяу», собачка – «Гав», курочка – «Ко-ко-ко» и т.д. Когда дети это усвоят, педагог предлагает им поиграть. Он говорит о том, что у куклы Маши много разных животных: и кошка, и собачка и т.д. Их всех пора кормить, но они разбежались. Послушайте, кого зовет Маша:
-Ко-ко-ко!
Дети повторяют за педагогом повторяющиеся звукоподражания, называют животное и выбирают соответствующую картинку, пока не соберут все.
Программное содержание: Развивать элементарную музыкально-аналитическую деятельность детей – учить различать простейшие звукоподражания по слуховому восприятию и соотносить музыкальный образ с изображением на картинке.
Игровые правила: Сначала слушать звукоподражания, затем повторить их за педагогом.
Игровые действия: Выбирать картинки, соответствующие звукоподражаниям.
Игровая цель: Собрать все картинки.
УЗНАЙ, КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ЗВУЧИТ.
Программное содержание: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.
Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать песенку:
-Музыкальных инструментов Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, три. Знаем мы, ребята, пять.
А какой сейчас сыграет, А какой сейчас сыграет,
Ну-ка быстро говори. Ты попробуй отгадай.
Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, семь.
А какой сейчас сыграет
Отгадаем дружно все.
Программное содержание: Развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей различать по слуховому восприятию тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.
Игровые правила: Слушать внимательно звучание инструментов, не мешать отвечать друг другу.
Игровые действия: Выбрать картинки с соответствующими инструментами.
Игровая цель: Первым собрать всех музыкантов.
Дидактическая игра «Музыкальные домики» (для детей дошкольного возраста от 3-7лет)
Описание дидактической игры: картонные домики, на окнах которого изображены скрипичный и басовый ключи. За домиком спрятаны игрушки (мишка, зайчик). Данная игра может использоваться для детей дошкольников всех возрастных категорий, как на музыкальных занятиях, так и в свободной игровой деятельности; как со всей группой или подгруппой детей, так и индивидуально.
Цель: развитие слухового внимания, умения различать звуки по высоте, расширение музыкально-слухового багажа, тренировка памяти.
Описание игры: дети сидят полукругом перед столом, на котором стоят два домика. Педагог говорит детям, что в домиках кто-то живёт. В домике со скрипичным ключом живёт обитатель с высоким голосом, а в домике с басовым ключом — с низким. Но чтобы узнать, кто в каком домике живёт, необходимо послушать музыкальные произведения и узнать их. Педагог проигрывает музыкальные произведения «Медведь», «Заяц», «Дед Мороз», «Гномик», Петушок», «Цыплята» и т.д., дети узнают музыку, открывают дверь домика и показывают игрушку.
Музыкально-дидактическая игра «Кто в домике живёт?»»
Цель: расширение музыкально-слухового багажа, совершенствование умения воспроизводить звукоподражания птиц и животных.
Описание игры: дети сидят полукругом перед столом, на котором стоит домик. Педагог начинает рассказ: «В одном домике жили курица с цыплятами, кошка с котятами, уточка с утятами, собака со щенятами, гусь с гусятами и т.д. Однажды мамы пошли по своим делам, а дети спрятались. Первой пришла мама курица и стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята?» (поёт на «до» первой октавы) . Ребёнок, у которого на карточке изображён цыплёнок, поёт : «Пи-пи-пи, я здесь» («до» второй октавы), вставляет карточку в окошко домика. Затем так же остальные мамы зовут своих детей, а дети, у которых соответствующая карточка, отвечает: «Кря-кря», «Га-га», «Тяф-тяф», «Мяу-мяу» и т.д.
Содержание:
- Три цветка
- День рождения
- Веселая гимнастика «Дождик: кап!»
- Сороконожка
- Большие и маленькие
- В лесу
- Зайцы
- Кого встретил колобок?
- Кто в домике живет?
- Море
- Музыкальная карусель
- Найди и покажи
- Найди маму
- Определи по ритму
- Солнышко и тучка
- Тихо – громко
- Узнай по голосу
- Узнай, какой инструмент звучит
- Музыкальные домики
- Кто в домике живет?
nsportal.ru
«СОЛНЫШКО» Задачи: Закрепить навыки выполнения одновременно «пружинок» и хлопков, прыжков и хлопков. Ход игры: \ Солнышко, \ солнышко, / Выгляни в \окошко: \Твои детки \ плачут, / По камушкам \ скачут. Ход игры На 1-ю и 2-ю строчки теста взрослый вместе с детьми выполняет частые полуприседания — «пружинки» — и одновременно хлопает в ладоши. Под текст 3-й и 4-й строчек выполняются прыжки с одновременными хлопками в ладоши. Методические рекомендации Текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений. Нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю: \ Солнышко,\ солнышко, / Выгляни в \ окошко и т.д. | «ПОСКОК» Задачи: развивать выразительность выполнения легких прыжков, мягкого пружинного шага. Скок, скок — поскок продвигаются вперед Молодой дроздок, прыжками По водичку пошел, идут мягким пружинным Молодичку нашел. шагом Молодиченька, сужают круг Невеличенька, / Сама с вершок, присаживаются Голова с горшок. прикладывают ладони к щека покачивают головой. Ход игры Дети стоят по кругу, согнув руки в локтях, кулачки прижаты к плечам — имитируют крылышки. В центре круга -птичка (игрушка) Методические рекомендации Текст игры произноситься не спеша, ритмично. На слова «сама с вершок» — интонация голоса повышается и делается небольшая пауза. Последняя строка произносится чуть быстрее предыдущих. |
«ХЛОПЫ — ШЛЕПЫ» СЛ.НАРОДНЫЕ Задачи: развитие чувства ритма, координации движений в соответствии темпом музыки. Ход игры: исходное положение — широко расставив ноги, дети сидят на полу. / Хлоп \ раз, хлопок на слово «хлоп» / Еще \ раз удар ладошек по коленям на слово «раз» / Мы пох \ лопаем \ сейчас повтор движений
А потом скорей, скорей ритмичные удары ладошек об Шлепай, шлепай веселей. пол Методические рекомендации Первые три строчки произносятся с ярко выраженной ритмической пульсацией, нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю. Последние две строчки приговариваются в ускоренном темпе | «ХЛОПНИ В ЛАДОШИ» Задачи: Развитие чувства ритма, координации, умения согласовывать движения с текстом. Ход игры: Тень-\тень, поте \ тень. Ритмичные хлопки по Села \ кошка под пле \ тень. коленям Налетели воробьи, Взмахивают кистями рук «крылышки» \ Хлопни им в \ ладошки. хлопки Улетайте воробьи! Грозят пальчиком Берегитесь кошки! |
«КИСКА, БРЫСЬ!» СЛ. НАРОДНЫЕ Задачи: Совершенствовать навык ходьбы на месте, навык заканчивать движение с окончанием текста. Ход игры: Киска, киска, киска, брысь! дети грозят пальчиком На дорожку не садись: Наша деточка пойдет, шагают на месте Через киску упадет! Бах! приседают Методические рекомендации. При ходьбе следует обращать внимание на осанку детей, для улучшения которой необходимо поставить руки на пояс. Окончание произнесения текста должно быть четко зафиксировано — дети приседают. | «ТРА-ТА-ТА» РУСС. НАРОДНАЯ ПОТЕШКА Задачи: Развитие крупной моторики, координации движений. Тра-та-та!Тра-та-та! Дети хлопают в ладоши Вышла кошка за кота! За кота Котовича, делают шлепки по коленям двумя руками одновременно За кота Петровича! Делают шлепки по коленям двумя двумя руками поочередно Методические рекомендации Текст произносится медленно ритмично, на распев. В первой строке хлопки в ладоши приходятся на каждую сильную долю: \тра — та- \та и т.д |
«ОГУРЕЧИК» Задачи: Закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага и легкого стремительного бега. Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик, Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызёт. Для игры выбирается «ловишка». Им может быть кто — либо из взрослых или ребенок. «Ловишка» уходит в другой конец зала. Руки у играющих находятся на поясе. Ход игры «Ловишка садиться на стул у одной из стен комнаты, дети собираются стайкой у другой стены. На текст 1-й и 2-й строки дети продвигаются в направлении «ловишки». Под текст 3-й строки дети продолжают движение мягким пружинный шагом, грозя пальчиком «ловишке». Последняя фраза произноситься детьми. Стоящими на месте, и является сигналом к бегу. «Ловишка» догоняет убегающих от него детей. Методические рекомендации Текст произноситься выразительно, нараспев, в конце 3-й строки должна быть небольшая пауза, голос при этом «забирается вверх»: там мышка жи / вет. Последняя строчка произноситься скороговоркой. | «ПАРОВОЗ» Задачи: закрепить навык дробного шага с продвиженим вперед. Развитие воображения и творческие способности детей Чух, чух, пыхчу, Пыхчу, ворчу. Стоять на месте Не хочу. Колесами стучу, верчу, Садитесь скорее, Прокачу: чух, чух! Ход игры: Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуты в коленях. Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры. Методические рекомендации. Текст произноситься очень легко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а так же следить. Чтобы шаг был коротким, не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагонов и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту! |
Пальчиковая игра «КОТ НА ПЕЧИ» М.Ю.Картуштна Задачи: Развитие мелкой моторики, чувства ритма. Кот на печи стучат кулачком о кулачок Сухари толчет Кошка на лавке показывают как шьют иголкой Рубашку шьет. Малые котята поднимают согнутые в локтях На печке сидят руки на уровне груди, опустив На печке сидят качают головой кисти вниз, и вправо-влево Да, на котика глядят приставляют к глазам указат. Все на котика глядят и большие пальцы («очки») Да, сухарики едят. Щелкают зубками Методические рекомендации Текст произносится на распев На 1-е две строчки движения ритмичные. На 2-е две строки — движения плавные «тянем ниточку». Слова «малые котята на печке сидят» следует произносить в ускоренном темпе. | «БУБЕН» М.Ю.Картушина (на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот») Задачи: Развитие чувства ритма. Эмоциональной отзывчивости на музыку. Бубен, бубен, позвени. Ведущий ходит перед Ребятишек весели детьми, встряхивает бубен Деточки играют В бубен ударяют. Хлопай — раз и держит бубен перед хлопай — два! ребенком, малыш Интересная игра. ударяет ладошкой. Танечка (Ванечка,…) играет, В бубен ударяет. Игра повторяется с другим участником |
«СОЛНЫШКО и ДОЖДИК» М.Ю.Картушина Задачи: Развивать выразительность движений, совершенствовать навык легкого бега (на носочках), умения согласовывать движения с текстом песни. Ход игры: Светит солнышко с утра, вращают руками Значит нам гулять пора. «фонарики» Хорошо под солнышком бегают в рассыпную Бегать и играть, по залу Хорошо под солнышком Во дворе гулять. Кап-кап-кап! — по дорожке стучат пальчиком по ладошке | КОТ И МЫШИ» М.Ю.Картушина (на русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде») Задачи: Формировать навык движения по кругу, умения согласовывать движения с текстом. Развивать координацию и быстроту реакции. Воспитывать выдержку. Ход игры Дети образуют круг, взявшись за руки. В центре круга кот. Мыши водят хоровод. дети идут по кругу вокруг кота На лежанке дремлет кот -Тише, мыши, не шумите Грозят друг другу пальчиком Кота Ваську не будите. Как проснется Васька-кот- вытягивают вперед Разобьет весь хоровод. Руки ладонями вверх Шевельнул ушами кот- прикладывают ладошки к голове — «уши» И исчез весь хоровод. убегают на места Методические рекомендации Текст поется в размеренном темпе, предпоследняя фраза — в замедленном, растягивая слова. А последняя скороговоркой. Необходимо. Чтобы дети разбегались на окончание последней фразы. |
«АИСТ И ЛЯГУШАТА» (На мотив белорусской народной польки «Янка») Задачи: Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед. Ход игры: Скачут, скачут лягушата- дети -лягушата прыгают Скок-поскок, скок-поскок. на двух ногах в произвольном направлении Скачут бойкие ребята- Прыг на кочку, под листок. Аист вышел на болото «лягушата» выполняют «пружинки», аист ходит Погулять, погулять. вокруг Прячьтесь живо, лягушата, лягушата приседают и не шевелятся Чтоб не смог вас отыскать!, аист ходит между ними, задевая рукой пошевелившихся Методические рекомендации На слова «…погулять, погулять / » должна быть небольшая пауза (остановка), голос при этом забирается вверх. Последняя фраза произноситься четко, с акцентом на каждое слово. | «МЯЧИК» \ Вот какой, \ вот какой дети сидят на местах \ Мячик пестрый, \ озорной. и смотрят, как ведущий \ Никогда не \ плачет, под песню ударяет мячом \ По дорожке \ скачет. об пол и ловит его. Мяч в руках я подержу. держит мяч и ходит перед И ребяткам покажу. детьми, показывая его малышам Кому дать? Кому дать? Кто же будет мяч кидать? Мячик Коленьке я дам. дает мяч ребенку Мячик Коля бросит сам. ребенок кидает мяч обратно ведущему Методические рекомендации Удар мячика приходиться на каждую сильную долю. Ребенок возвращает мяч после слов «бросит сам…» |
«ЛЯГУШАТА И РЕБЯТА» Задача: развитие чувства ритма. Ход игры: Лягушата все по лужам Шлеп-шлеп-шлеп, дети делают шлепки шлеп-шлеп-шлеп! по коленям А ребята по дорожке- То-топ-топ, топ-топ-топ! Перетопы ногами. Рядом весело идут, Вместе песенку поют: Ля-ля-ля, ля-ля-ля! Хлопают в ладоши | Речевые упражнения «ВЕСЕЛЫЙ ДОЖДИК» Задача: Развитие чувства ритма. Дети берут инструменты (колокольчик, палочки и др.) и ритмично отмечают ритмическую пульсацию. Дождик капнул на ладошку- Кап-кап, кап-кап-кап! На цветок и на дорожку- Кап-кап, кап-кап-кап! Застучал по крыше он- Кап-кап, кап-кап-кап! И раздался чистый звон- Кап-кап, кап-кап-кап! -А какая это шишка? протягивают ладошки вперед -Я не знаю, — шепчет мишка. пожимают плечами Научим мишку мы считать: Один, два, три, четыре, пять. дети загибают пальчики и считают их |
«МИШКА УЧИТЬСЯ СЧИТАТЬ» Задача: Развитие эмоций, выразительности движений, мелкой моторики. Ход игры: Мишка по лесу гуляет, дети топают ногами, В корзину шишки собирает. переваливаясь с боку на бок -Шишка раз, шишка два- одной рукой собирают Положу я их сюда. Складывают в ладонь другой | «ЕЖИК» Задача: Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания. Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежи сидит в центре круга. Жил в лесу колючий ежик, да, да, да. идут по кругу Был клубочком и без ножек, да, да, да. Не умел он хлопать — качают головой Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопки. Не умел он топать- качают головой топ-топ-топ. притопы Не умел он прыгать качают головой Прыг- прыг-прыг. прыжки на двух ногах Только носом шмыгал- качают головой Шмыг-шмыг-шмыг. показать пальчиком нос В лес ребята приходили, да, да ,да. те же движения И ежа плясать учили, да, да, да. Научили хлопать — хлоп, хлоп ,хлоп. Научили топать — топ, топ, топ. Научили прыгать — прыг, прыг, прыг А он их.. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг. |
«ДОЖДИК, ЛЕЙ!» (русс народ. закличка) Задача: развитие эмоциональной сферы, координации движений. Дождик, лей, лей, лей. Помахивают кистями рук На меня и на людей. Руки к груди и разводят в стороны На людей по ложке, ладошки сложены в «ложки»- углубления На меня по крошке, руки к груди и пальцы сложены в щепотку А на б-а-бу Ягу Руками схватиться за голову, покачать головой Лей по целому \ ведру. Руки бросить вниз с наклоном туловища | «ЗАВОДИТЕ ХОРОВОД» Задачи: Воспитывать чувство ритма, закрепления навыка движения по кругу. Ход игры: Заводите хоровод В центре круга — ребенок, играющий Вокруг гармошки — на гармошке. Дети, взявшись за руки идут вокруг него Выше ручки, останавливаются, поднимают руки вверх Хлоп в ладошки, один раз хлопают в ладоши. Топ — топ, ножки! 4 раза топают ногами. Упражнения повторяются, на гармошке играет другой ребенок. |
nsportal.ru
Картотека по музыке (средняя, старшая группа) на тему: Музыкальные игры для дошкольников
Музыкальные игры для дошкольников
Лесная тропинка
Возраст: 3-4 года.
Цель игры: научить улавливать особенности образного характера музыки и передавать его в движении.
Необходимое оборудование: музыкальные записи — русская народная мелодия «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова; «Медведь» В. Ребикова (или музыкальная пьеса Г. Галынина с тем же названием).
Ход игры. Взрослый приглашает детей на прогулку в воображаемый лес. Показывает им тропинку, по которой за день пробегает много разных зверей. Звучит пьеса. Дети должны изобразить того зверя, которого подсказала им музыка. Прослушав русскую народную мелодию в обработке Н. Римского-Корсакова «Заинька», они изображают прыгающего по тропинке зайчонка и т. п.
Примечание. Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей, не только в помещении, но и на свежем воздухе.
Зайчик
Возраст: 3-4 года.
Цель игры: научить детей слушать и понимать смысл песен, улавливать смену настроений в музыкальных пьесах.
Необходимое оборудование: игрушка, выполняющая роль «капустного кочана», и другие «овощи», музыкальная запись «Зайчик» — венгерская народная песня.
Ход игры. При помощи считалочки выбирается зайчонок.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем зайца выбирать.
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Зайцем, верно,
Станешь ты!
Выбранный таким образом «зайчонок» начинает «безутешно плакать». Его задача: создать согласно песне образ грустного и печального зайчонка.
Остальные дети его утешают и озабоченно поют:
— Зайчик, зайчик,
Что ты грустный?
На что «зайчик» отвечает с обидой (поет):
— Не найду кочан капустный.
Дети вновь его спрашивают:
— А какой?
«Зайчик», показывая руками, поет:
— Вот такой, круглый, белый
Да большой…
Дети угощают «зайца» «овощами»: капустой и морковкой, приговаривая при этом:
— Кушай, зайчик, не стесняйся,
Овощами угощайся.
Ты, зайчонок, не грусти,
Ты нам, заюшка, спляши!..
«Заяц» принимает «гостинцы» и в знак благодарности кланяется детям до земли русским поклоном. Потом складывает на пол «овощи» и начинает приплясывать. Дети хлопают в ладоши.
Примечание. По желанию детей игра повторяется.
Музыкальная гостиная
Возраст: 4 — 5 лет.
Цель игры: данная игра ориентирована на развитие музыкальной памяти.
Необходимое оборудование: для игры понадобятся мягкие или надевающиеся на руку игрушки: медвежонок, птичка, зайчик, кошечка, — а также музыкальная запись (например, песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко).
Ход игры. Воспитатель с таинственным видом сообщает детям, что сегодня у них необычные гости. Он указывает на стульчики, на которых «сидят» игрушки, и спрашивает детей, узнают ли они их. (Дети отвечают.) «Верно, к нам в гости пришли наши старые друзья, с которыми мы подружились, разучивая песенки про них. (Воспитатель берет в руки медвежонка.) Давайте, ребята, вспомним одну из таких песенок. Она о бедном медвежонке, которого уронили на пол и оторвали лапу. Теперь мишка совершенно здоров. Лапку ему пришили, и он даже может ею двигать (показывает. Подносит мишку к уху, что-то шепчет.) Мишутка просит спеть для него ту самую песенку, уж очень ему хочется еще раз послушать ее в вашем исполнении».
Исполняется песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко. «Игрушка» благодарит ребят за их песенку и «садится» на свое место. Воспитатель берет следующую игрушку, и игра продолжается. Дети подбирают песенки про известных им персонажей и исполняют их. Задача, стоящая перед игроками: вспомнить и напеть мотив песенок. «Игрушки», в свою очередь, приглашают ребят поиграть в игры с их участием.
Примечание. Далее воспитатель предлагает выбрать ребятам любую знакомую им игру, связанную с пришедшими к ним в гости игрушками (например, «У медведя во бору»). После игры дети, попрощавшись с игрушками, уходят.
Внимательные ребята
Возраст: 3-4 года.
Цель игры: научить детей улавливать характерные изменения музыки и передавать их в движении.
Необходимое оборудование: музыкальные записи разного ритма и характера.
Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает ребятам образовать круг. Игроки, расположившись по кругу, слушают небольшое музыкальное произведение. Их задача: вовремя заметить смену характера музыки и показать это своими движениями. Звучит быстрая мелодия — дети легко бегут по кругу. В музыке происходят изменения, она становится ритмичной и быстрой — и дети ей в такт начинают двигаться иначе, скачками и прыжками, поставив руки на пояс, по кругу. Под звуки спокойной мелодии, произвольно опустив руки, игроки спокойно идут, и т. п.
Примечание. Перед игрой, в качестве маленькой разминки, детям предлагается хлопками обозначить смену ритма мелодии.
Танец-импровизация
Возраст: 4-7 лет.
Цель игры: развитие творческих способностей ребенка и его импровизационных навыков.
Необходимое оборудование: запись веселой и ритмичной музыки, например, «Танца маленьких утят».
Ход игры. В ней может принимать участие неограниченное количество игроков. Под музыку (в живом исполнении или в записи) ребята должны изобразить самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру и т. д.
Примечание. Игра может проводиться не только в помещении, но и на открытом воздухе. В этой игре нет победителей и побежденных, приветствуются оригинальность и яркость в раскрытии образа того или иного животного.
Музыкальная мозаика
Возраст: 4-5 лет.
Цель игры: активизировать у детей творческие ассоциативные способности, вызвать в них интерес к музыке, развить мелкую моторику рук.
Необходимое оборудование: комплект цветной мозаики (на каждого игрока по комплекту), музыкальные записи.
Ход игры. Взрослый говорит о том, что музыку можно не только исполнять, слушать, но и рисовать и даже выкладывать при помощи мозаики, чем сейчас и займутся игроки. Дети устраиваются каждый за своим столом или располагаются на ковре — кому как удобно. Каждый из них получает по комплекту обычной игровой мозаики. После ознакомления с условиями дети приступают к игре. Перед игроками ставится задача: в течение того времени, пока звучит музыкальное произведение, выложить мозаикой любые фигуры, используя те цвета, которые «подсказаны» музыкой.
Примечание. В качестве музыкального репертуара рекомендуется использовать произведения П. Чайковского (из «Детского альбома»), С. Прокофьева, Д. Кабалевского и других композиторов. Произведения могут звучать в записи или в живом исполнении.
Концерт для клоуна
Возраст: 4-5 лет.
Цель игры: развить у детей чувство ритма, стимулировать их интерес к исполнительскому искусству, развить навыки коллективного музыкального творчества.
Необходимое оборудование: заводная игрушка — клоун, запись музыки Д. И. Кабалевского «Клоуны».
Ход игры. В руках у воспитателя игрушка. От ее имени воспитатель приветствует детей и предлагает поиграть с клоуном в игру. Дети садятся на ковер в круг. Воспитатель заводит игрушку и ставит ее в середину круга.
Звучит музыка Д. И. Кабалевского «Клоуны». Ребята хлопают на сильную долю, клоун медленно двигается по кругу. Музыка звучит до тех пор, пока заводу игрушки не закончится и она не остановится. Ребенок, напротив которого замерла в неподвижности игрушка, исполняет знакомую ему припевку или песенку. После исполнения своего музыкального номера он кланяется, дети аплодируют юному артисту. По желанию детей игра повторяется.
Примечание. Если под рукой нет клоуна, можно использовать любую другую механическую игрушку: цыпленка, птичку, собачку и т. п.
Удивительный концерт
Возраст: 4-5 лет.
Цель игры: игра направлена на выявление и развитие творческих задатков у детей пятилетнего возраста.
Необходимое оборудование: магнитофон, музыкальная фонограмма с записью скрипичного концерта или рапсодии, пляски «Казачок», танца «Канкан», вокального дуэта.
Ход игры. Ребятам представляется возможность попробовать свои силы в качестве артистов театра. Перед игроками ставится следующая задача: мимикой, жестами озвучить стихотворение, которое читает воспитатель. Возможны вставки небольших самодеятельных номеров. Например, у аиста есть маленькая реплика; ребенок, озвучивший носорога, может прочесть известное ему стихотворение, а две девочки — «приятельницы лягушки» — исполнить для детей свои любимые частушки, и т. п.
Воспитатель объясняет детям правила игры, после чего зачитывается стихотворение и распределяются роли. Игра проводится без предварительной репетиции, все построено на импровизации.
Воспитатель (читает).
Однажды на лесной опушке
Концерт затеяли зверюшки.
Кузнец-скрипач рапсодию играл…
На импровизированную сцену выходит ребенок- «кузнечик». На воображаемой скрипке под фонограмму «исполняет» рапсодию. После выступления кланяется и садится на свое место.
Воспитатель (продолжает).
Аплодисментов вызвал шквал.
Сплясали пляску «Казачок»
Красотка-муха и сверчок.
Девочка-«муха» и мальчик-«сверчок» исполняют свой веселый танец.
Воспитатель.
Застенчивый угрюмый носорог,
Вдруг осмелев, прочел свой монолог.
Мальчик-«носорог» выразительно читает любое известное ему четверостишие или стихотворение.
Воспитатель.
Две симпатичные лягушки
Исполнили для всех частушки.
Выбегают девочки- «лягушки» и с пояснительными движениями исполняют задорные частушки.
Воспитатель.
Развеселил зверей и таракан,
С собратьями исполнил он «Канкан».
Импровизированный танец мальчиков-«тараканов» под музыку «Канкана».
Воспитатель.
Ужасно толстый бегемот
От смеха чуть не надорвал себе живот.
Мальчик, сидящий на своем месте, пантомимой изображает хохочущего бегемота.
Воспитатель.
А аист даже прослезился:
«Давно я так не веселился!..»
Другой мальчик изображает хохочущего аиста.
После этого звучат заключительные слова воспитателя.
Расходилась публика с концерта
Под звуки комариного дуэта.
Примечание. Ребята сами выбирают те роли, которые им нравятся. При желании «концертную программу» можно повторить перед родителями или детьми других групп (имеется в виду детский сад).
Музыкальные картинки
Возраст: 4-5 лет.
Цель игры: познакомить детей с творчеством П. Чайковского, пробудить у них эмоциональный отклик на классическое произведение.
Необходимое оборудование: большой лист ватмана, краски, кисточки, небольшая емкость с водой, магнитофон и кассета с записью «Вальс цветов» П. Чайковского из балета «Щелкунчик».
Ход игры. На полу закрепляется лист ватмана с трафаретным изображением полевых цветов. Краски и емкость с водой располагаются таким образом, чтобы не мешали детям, но в то же время были под рукой. Взрослый объясняет ребятам условие игры: прослушать музыку П. Чайковского и попытаться «раскрасить» ее в разные цвета. Дети слушают в записи «Вальс цветов» и, исходя из собственного «цветоощущения» и впечатления от звучащей музыки, раскрашивают цветы. Задача игроков: уловить «цветонастроение» музыки и перенести его на бумагу. Игра стимулирует коллективное творчество.
Примечание. После игры ватман прикрепляется к стене для того, чтобы дети имели возможность полюбоваться своей творческой работой.
Игры с бубном
Возраст: 4-5 лет.
Цель игры: развить чувства ритма; познакомить с приемами игры на бубне.
Необходимое оборудование: бубен.
Ход игры. Воспитатель нараспев декламирует стихи, показывая детям кивком головы или взмахом руки, когда необходимо играть на бубне. Известно, что стихам, как и музыке, присущи определенный ритм и своеобразная мелодия. Воспитатель голосом интонационно выделяет сильные доли, одновременно указывая ребенку жестом, где ему следует вступать с бубном.
♦ Ну-ка, детки, все ко мне,
Да не стойте в стороне!
Расскажу я вам потешки
Со стихами вперемешку.
♦ Как у наших у ворот
Удивляется народ:
Комар в бубен бьет,
С комарихою поет.
♦ Тут такие чудеса —
С решетом пришла лиса.
Стала воду носить,
Хвостом тесто месить.
♦ А за нею — серый волк,
В пирогах он знает толк.
Волк лисичке помогает,
Тесто в решете мешает.
♦ Из лесу медведь ревет,
Кадку меда он несет:
«Заходи, народ честной,
Будет пир у нас горой!»
♦ Я на том пиру была,
Мед из кадки пила.
Песни пела,
Пироги ела.
До ночи плясала,
Пока не устала.
Как луна взошла,
Я домой пошла.
Задача игроков: начинать и заканчивать игру по знаку воспитателя (музыкального руководителя).
Примечание. В процессе игры ребята узнают историю происхождения бубна, учатся приемам владения этим ударным инструментом. Полученные знания дети тут же закрепляют, озвучивая при помощи бубна стихи.
Игра с дождём
Возраст: 4-5 лет.
Цель игры: развить импровизационные навыки у детей; поощрить наблюдательность и воображение.
Необходимое оборудование: музыкальное произведение С. Майкапара «Дождик».
Ход игры. Воспитатель знакомит ребят с музыкальным произведением. Задача игроков — хлопками попытаться с максимальной точностью повторить ритмический рисунок пьесы. После прослушивания и анализа музыкального произведения руководитель предлагает ребятам повторить пьесу следующим образом: напевая «про себя» мелодию, простучать ее ритмический рисунок. В игре побеждает тот, кто наиболее точно сумеет это сделать.
Примечание. Можно предложить ребятам коллективно сочинить слова, по смыслу и по ритму подходящие к музыке. Во время исполнения пьесы эти слова пропеваются детьми. Например, слова могут быть примерно такого содержания:
Как, кап, кап,
Буль, буль, буль —
Капают дождинки.
Кап, кап, кап,
Буль, буль, буль —
Словно серебринки.
Мячики
Возраст: 4-5 лет.
Цель игры: развить чувство ритма и координацию движений, научить согласовывать свои движения с коллективом.
Необходимое оборудование: музыкальная запись.
Ход игры. Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Число игроков не ограничено. Дети располагаются по кругу, поставив руки на пояс. Под легкую подвижную музыку игроки бегут по часовой стрелке, изображая катящиеся мячики (первый, третий, пятый и седьмой такты). Их задача: точно выполнять правила игры — чередовать бег с подпрыгиванием вверх.
На музыку второго, четвертого, шестого и восьмого тактов дети подпрыгивают на двух ногах вверх. С окончанием музыки дети-«мячики» «раскатываются» в разные стороны, то есть разбегаются и присаживаются, отдыхая. С началом музыки движения повторяются.
Примечание. В этой игре нет соперничества, присущего подвижным играм. Ребят, точно выполняющих правила игры, нужно словесно поощрить, а тех, у кого не совсем получается, — подбодрить.
Эхо
Возраст: 4-5 лет.
Цель игры: развить музыкальный слух и чувство ритма у детей.
Необходимое оборудование: набор карандашей.
Ход игры. Ребята располагаются за столами. У каждого в руке карандаш. Воспитатель спрашивает у ребят, знают ли они, что такое эхо и где оно может быть. В доступной форме объясняет природу возникновения этого природного явления, после чего знакомит детей с условием игры: необходимо с наибольшей точностью повторить прослушанный ритмический рисунок, то есть обратным концом карандаша простучать его по поверхности стола. Воспитатель показывает детям, как это делается: кончиком карандаша выстукивает простой ритм, и ребята должны тут же по очереди все повторить.
Выигрывает тот, кто успешно справится со всеми предложенными заданиями. Победитель получает звание самого музыкального ребенка группы.
Примечание. При повторении игры задание может быть несколько изменено: за стол воспитателя садится ребенок и задает остальным детям свои ритмические рисунки, которые тоже должны быть точно повторены игроками.
Игра с зайкой
Возраст: 4-5 лет.
Цель игры: развить сложные умения музыкального характера (узнавать сильные доли такта, воспроизводить их при помощи музыкального инструмента).
Необходимое оборудование: бубны (по количеству игроков) и мягкая игрушка — заяц.
Ход игры. Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с целой группой.
Воспитатель, показывая игрушку, нараспев приговаривает.
Зайка-зайчик,
Серенький кафтанчик.
Розовенький носик,
Коротенький хвостик.
Любит заинька плясать,
Мы же любим поиграть…
Приглашает ребят взять в руки бубны и показать свою игру. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети сопровождают мелодию игрой на бубнах. Затем воспитатель вновь напевает, играя с зайчонком.
Ну-ка, зайка, попляши, попляши,
Свою удаль покажи, покажи.
Лапками прыг-прыг,
Ушками дрыг-дрыг.
В бубны весело мы бьем,
Зайке песенку поем…
Воспитатель кивает детям головой, те вновь играют на бубнах. В конце игры зайчик кланяется. Игра заканчивается такими словами.
Вот и пляске конец.
Ай да зайка! Молодец!
Перед детьми ставится задача: ударять в бубен на сильную долю такта. В музыкальном сопровождении намеренно акцентируется сильная доля, на нее-то и должен ориентироваться ребенок во время игры на инструменте.
Угадай, кто идет
Возраст: 4-5 лет.
Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Необходимое оборудование: музыкальный инструмент или запись музыки Б. Кравченко «Шаги».
Ход игры. «Обладая острым слухом и умением слушать и слышать, можно определить по шагам человека его возраст и даже настроение», — объясняет воспитатель. И тут же предлагает ребятам проверить у себя наличие этих качеств: в его исполнении звучит музыка Б. Кравченко «Шаги». По размеренной и неторопливой музыке дети определяют, что так идти может пожилой человек. Быстрыми и энергичными шагами на работу идет папа (музыка Б. Кравченко исполняется в более оживленном темпе). У ученика, торопящегося в школу, шаги торопливые и быстрые, и т. п. Игрокам предлагается свободно расположиться в зале и, слушая музыку, движениями подчеркивать происходящие в ней изменения. Их задача: вовремя заметить смену ритмического рисунка в музыке и попытаться передать их пластикой.
nsportal.ru
№ п/п | Тема | Программное содержание | Оборудование | Дата | |
Сентябрь | 1 | Ступеньки. | Развивать звуковысотный слух детей. | Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка). | 02.09.16 |
2 | Звенящие колокольчики. | Развивать звуковысотный слух детей. | Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай». | 09.09.16 | |
3 | Определи по ритму. | Развивать чувство ритма детей. | Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки. | 16.09.16 | |
4 | Веселые подружки | Развивать чувство ритма детей. | плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д. | 23.09.16 | |
Октябрь | 5 | Осенние листочки | Почувствовать и воспроизвести в движении ритм качания, заложенный в стихе. | 30.09.16 | |
6 | Музыкальные загадки. | Развивать тембровое чувство детей. | металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы. | 07.10.16 | |
7 | Громко-тихо запоем. | Развивать диатонический слух детей | любая игрушка. | 14.10.16 | |
8 | Колобок. | Развивать диатонический слух детей. | игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке. | 21.10.16 | |
Ноябрь | 9 | Песня, танец, марш. | Дать представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях. | 28.10.16 | |
10 | Слушаем музыку. | Развивать музыкальную память, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки. | 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы). | 11.11.16 | |
11 | Какая музыка? | Развивать умение слушать музыку, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки. | проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку. | 18.11.16 | |
12 | Поскок | Развивать выразительность выполнения легких прыжков, мягкого пружинного шага. | Игрушкам — птичка | 25.11.16 | |
Декабрь | 13 | Хлопни в ладоши | Развитие чувства ритма, координации, умения согласовывать движения с текстом. | 02.12.16 | |
14 | Снежинка | Развитие внимания, координации слова и движения. Тренировка плавного длительного выдоха. | 09.12.16 | ||
15 | Маленький композитор | Развивать песенное импровизационное творчество | карточки с картинкой и небольшим стишком, набор музыкальных инструментов | 16.12.16 | |
16 | Песня, танец, марш. | Дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров. | 23.12.16 | ||
17 | Музыкальная карусель | Учить детей различать изменение темпа в музыке. | 30.12.16 | ||
Январь | 18 | Маляр | Развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи. | 13.01.17 | |
19 | Тук-тук | Развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках. | 20.01.17 | ||
20 | До, ре, ми | Учить детей различать образный характер музыки, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности. | Картинки, соответствующие образу песни | 27.01.17 | |
Февраль | 21 | Как на горке снег | Развивать внимание, чувство ритма, координацию. | 03.02.17 | |
22 | Волк | Читать текст в ритме, сопровождая движением. | 10.02.17 | ||
23 | Ты, мороз! | Развитие слухового внимания, ритмичности. | 17.02.17 | ||
24 | Выложи мелодию | Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии. | Условные обозначения из кругов и квадратов | 24.02.17 | |
Март | 25 | «Яблонька». | Декламация текста с движением. Развитие внимания, координации, выразительности и ритмичности движений | 03.03.17 | |
26 | Хлопы — шлепы | Развитие чувства ритма, координации движений в соответствии темпом музыки | 10.03.17 | ||
27 | На чем играю? | Развивать тембровое чувство детей. | карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты. | 17.03.17 | |
28 | Определи жанр музыки | Развивать умение различать жанры музыки; находить основные признаки каждого жанра; развивать словарный запас | карточки с изображениями поющих, танцующих и марширующих детей | 24.03.17 | |
29 | Чья музыка? | Развивать музыкально-аналитическое мышление: умение по слуховому восприятию сравнивать и сопоставлять произведения с различными музыкальными оттенками, придающими музыке определенный национальный характер, национальные особенности. Закреплять умение сопоставлять слуховой образ со зрительным (детали национального костюма). | картинки, изображающие детей в национальных костюмах | 31.03.17 | |
Апрель | 30 | Три поросёнка | Учить детей различать по высоте звуки мажорного трезвучия (до-ля-фа). | Картинки трех поросят | 07.04.17 |
31 | Узнай, какой инструмент звучит | Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов. | Ширма, детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д. | 14.04.17 | |
32 | Узнай бубенчик | Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия) до-ля-фа. | карточки с изображением трех разных бубенчиков: верхний бубенчик желтого цвета – Динь, средний бубенчик зеленого цвета – Дан и нижний бубенчик красного цвета – Дон | 21.04.17 | |
33 | Лесенка | Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки. | лесенка из 5 ступенек, герои | 28.04.17 | |
Май | 34 | Слушай внимательно | Проводить музыкальный анализ основных жанров музыки по слуховому восприятию, развивать музыкальную память, способность различать песню, танец, марш,развивать песенное и танцевальное творчество по жанрам музыки. | 12.05.17 | |
35 | Музыкальное лото | Учить детей различать форму музыкального произведения (запев и припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения. | Условные обозначения из кругов и квадратов | 19.05.17 | |
36 | Тихо-громко | Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко , не слишком громко | игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона — голубой , темно-синий, синий | 27.05.17 |
nsportal.ru