cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Средства выразительности искусства – ,

Средства художественной выразительности

тропы – эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола, литота, олицетворения, метонимия, синекдоха, перифраза, ирония, аллегория, символ.

стилистические фигуры (фигуры речи) – анафора, антитеза, бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос (восклицание, обращение), умолчание, эллипсис, эпифора, оксюморон, повтор, рефрен, парцелляция, именительный представления.

фонетические средства выразительности – аллитерация, ассонанс, звукопись.

• ритм (стиха и прозы), рифма, интонация.

Основные элементы структуры художественного произведения:

• идейный замысел;

• сюжет;

• композиция;

• система образов;

• пейзаж;

• язык.

Художественная речь определяется как «искусство пластического изображения посредством слова» (М. Горький),как «живопись словом» (С. Сергеев-Ценский). Это возможно лишь при особом отборе слов, талантливом их сочетании. В художественной речи широко употребляется образная (живописующая), экспрессивная (выразительная) и эмоциональная лексика и фразеология.

Задания

1. Проанализируйте письменно одно из изучаемых произведений по любой из предложенных тем:

а) раскройте идейно-тематическое содержание произведения;

б) расскажите о его сюжете и композиции;

в) как автор раскрывает образы в произведении;

г) роль пейзажа в произведении;

д) язык произведения (язык авторского повествования и язык действующих лиц).

2. Проанализируйте стихотворение любого поэта по плану:

1) Выразительное чтение текста 2) Характеристика лирического героя, его внутреннего мира (мысли, чувства, переживания)

3) Художественное своеобразие поэтического текста, использование изобразительно-выразительных средств языка (лексические и грамматические , тропы, стилистические фигуры, их роль в раскрытии образов)

4) Особенности построения (композиции) текста

5) Ритмическая организация стихотворения, стихотворный размер, интонация, смысловые и ритмические паузы, логические и фразовые ударения, диктуемый стихотворным размером темп.

6) Рифма. Звуковая инструментовка (звукопись)

7) Единство и взаимодействие всех компонентов поэтического текста.

8) При анализе лирических отступлений (если они есть) определяются их роль и место в композиции произведения, выражении его идейного замысла, позиции автора, на их основе характеризуется образ автора.

3. Любовь, смерть и подвиг в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». В чем вы видите романтизм рассказа? Как это находит отражение в языке повествования? Напишите сочинение-миниатюру.

ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ (6 часов)

Тема 29. Формулирование главной мысли. Тема, идея, проблема, отраженные в тексте.

Сочинениеписьменная работа, упражнение в правильном, литературном изложении своих мыслей, рассуждений на заданную тему.

Текстсамая крупная единица синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности.

Текстсочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Предложения в составе текста располагаются в логически стройной последовательности.

Важнейшие качества текста – цельность и связность. Цельность – смысловое внутреннее единство текста, а связность – наличие формальных (грамматических) и смысловых связей предложений в тексте. Цельность и связность создают целостное впечатление о тексте, которое обусловлено единством темы.

Тема текстаэто то, о чем (о ком) в нем говорится.

Тема — круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности).

Тема – «положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют». В.И. Даль

Тема текста определяет все его характеристики:

• способы выражения темы;

• типы речи;

• синтаксис текста;

• способы и средства связи частей текста и т. д.

При создании текста нужно хорошо осмыслить его тему. Текст должен быть информативным, т. е. содержать актуальное сообщение, интересное для адресата.

Адресат – это лицо (лица), для которого предназначен текст.

Создатель текста должен учитывать ситуацию общения, характер адресата речи и ряд других факторов.

Тема текста определяет не только тип речи и строение текста, но и процесс «одевания» мысли словом: стиль изложения, выбор способов воздействия на адресата и т. д.

studfiles.net

Средства художественной выразительности — Мегаобучалка

Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.

Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.

Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.

Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.

Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.

Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

Изобразительные виды искусства.Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.

Конструктивные виды искусства.Архитектура идизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.

Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.

Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн, арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.

Декоративно-прикладные виды искусства.Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и егопроисхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.



Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография.Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.

Музыка

Музыка как вид искусства.Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия.Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации.Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.

Технология

Содержание курса «Технология» определяется образовательным учреждением с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения, а также использования следующих направлений и разделов курса:

megaobuchalka.ru

Цвет, как средство художественной выразительности.


⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 14Следующая ⇒

2Цвет (в искусстве)

Цвет в искусстве, художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всём богатстве красок. Ц. выступает в связи с такими элементами художественной формы, как композиция, пространство, фактура, колорит, пронизывая всю сферу материального воплощения произведений искусства (см. Полихромия). Ц. может характеризовать степень отдалённости объекта в картинном пространстве (цветовая перспектива), его связь с др. объектами и окружающей средой (см. Синтез искусств), материальные свойства отдельного объекта или его частей, общий эмоциональный строй художественного образа. Ц. может образовывать условные системы, имеющие символическое значение (особенно на ранних ступенях развития культуры или в средневековье, см., например, Иконопись). В отдельные эпохи в развитии мирового искусства складываются свои, характерные для этой эпохи, представления об использовании Ц., связанные с понятиями стиля, направления, творческого метода.

Основное выразительное средство живописи это цвет. Способность цвета, вызывать различные чувственные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. Колорит обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности. Цветовая композиция влияет на ход восприятия зрителем единства художественного произведения. Его ритмически организованное пространство является конструктивно построенной формой, позволяющее обобщить или детально воспроизвести очертание предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

В современном искусстве цвет играет не маловажную роль, живопись одно из таких проявлений. Современные художники не только используют знакомые цветовые решения, но и экспериментируют в живописи. Кроме физического воздействия, цвет проявляется на эмоциональном, психологическом уровне восприятия, где созерцатель не произвольно считывает информацию. Такая живопись может, как притягивать, так и отталкивать, успокаивать и возбуждать, побуждать к действию и останавливать, предупреждать, вызывать приятные и радостные ассоциации или повергать зрителя в грусть. Живопись в умелых руках художника может быть сильным оружием, поэтому важно правильно пользоваться им.

При работе с цветом цель художника – создание гармонии, где согласованность цветовой гаммы между собой в результате найденной пропорциональности площадей, пятен, их равновесие и созвучие, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Однако следует помнить, что в создании цветовой гармонии большое значение имеют не только сами цвета, но и конфигурация пятен, размер площадей сопоставляемых цветовых тонов. Между различными цветовыми пятнами любой композиции существует очевидная взаимосвязь, каждый цвет уравновешивает или выявляет другой, а два цвета вместе влияют на третий и т.д. Такая гармония должна вызывать у зрителя определенные положительные чувства и ощущения.

Белые, серые и черные цвета называются АХРОМАТИЧЕСКИМИ, а те которые имеют цветовой оттенок, называют ХРОМАТИЧЕСКИМИ. Все хроматические мы можем различать по трем признакам. Такими признаками считаются ЦВЕТОВОЙ ТОН (оттенок цвета), СВЕТЛОТА и НАСЫЩЕННОСТЬ (интенсивность или сила цвета).

Художественное проектирование интерьеров

Психология дизайна интерьера

Интерьер играет большую роль в нашей жизни. Вспомните, сколько времени мы проводим на улице, а, сколько в помещении. Большая часть нашей жизни проходит в замкнутом пространстве зданий. Поэтому очень важно, в каком пространстве мы работаем и отдыхаем. Иногда мы недооцениваем, как влияет дизайн интерьера на нашу собственную жизнь. Психология говорит о том, что, неправильно организовав пространство, мы тем самым способствуем болезням, депрессии или появлению негативного внутреннего климата в семье.

Парадокс в том, что люди, с одной стороны, не могут существовать без общества других людей, а с другой стороны, хотят иметь возможность в любой момент уединиться. Каждый человек индивидуален – это всегда нужно учитывать, проектируя дизайн интерьера для семьи из нескольких человек. При начальном проектировании дизайна интерьера все жилое пространство делится на зоны по количеству проживающих людей.

Зонирование интерьера

В интерьере квартиры выделяется зона общего пользования (гостиная, кухня-столовая), где встречается вся семья, и происходит общение. Конечно, каждому хорошо бы иметь персональную комнату, особенно в случаях когда требуется уход за больными. Но, к сожалению в реальности так обычно не получается, поэтому чаще пространство делится на зоны по другому – мобильными перегородками, ширмами, подиумами. Также применяется разное освещение или визуальное зонирование, создаваемое цветом и фактурой материалов. Задача при этом одна: у каждого члена семьи должно быть собственное пространство, для работы и отдыха.

 

Занимаясь зонированием в новой квартире в первую очередь нужно подумать о самых юных и о самых взрослых членах семьи. Им больше других нужны отдельные помещения. Психика детей еще не устойчива, а психика самого старшего поколения не терпит вмешательства в личную жизнь и для них очень важно наличие звуковой и визуальной изоляции.

 

Цветовое решение дизайна интерьера

Сегодня почти каждый знает, что цвет действует на сознание человека не хуже гипноза. В цветовых решениях дизайна интерьера важно учитывать возраст.

 

Например, дизайн интерьера детской комнаты бесполезно оформлять в мягких пастельных тонах, так как восприятие оттенков и их полутонов формируется у детей к 10-12 годам. Поэтому при цветовом решении интерьера комнаты для ребенка правильнее использовать открытые и чистые цвета. А в интерьере комнаты дедушки мягкие полутона будут в самый раз. Также их можно использовать и в интерьере гостиной, где собираются все поколения. К примеру, бежевые тона в дизайне интерьера оптимальны для разрешения классического конфликта «отцов и детей» при продумывании отделки квартиры.

 

Дизайн-проект интерьера

При моделировании пространства интерьера для жизни и работы важно учитывать множество факторов. Ведь помимо зонирования пространства существует еще и эргономичное решение интерьера, т.е. рациональное размещение предметов мебели, стеллажей, установка лазерного копира для заправки картриджа или уничтожителя бумаги, монтаж электрооборудования и т.п. И, конечно же, важна эстетическая сторона, т. е. стиль интерьера. Ведь как бы ни было хорошо продумано и организовано пространство вашего дома, важно, чтобы в нем было приятно находиться. Все это объединяет в себе дизайн-проект интерьера.

 

 

Билет 10

Современное искусство.

 

2. •Краткая история современного искусства. Современное искусство (англ. contemporary art, иногда в качестве синонима используют определение актуальное искусство), — искусство, созданное в недавнем прошлом и в настоящее время. С течением времени современное когда-то искусство становится достоянием истории. На данный момент времени современным искусством считают произведения, созданные в период с 1970-х по нынешний день. В России 90-х использовался также термин «актуальное искусство», (Александр Харитонов. Воскресение)который во многом схож, но не тождественен термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевали новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств).

3. Историю развития новых направлений искусства ХХ столетия можно разделить условно на два больших этапа: модернизм modern art) — искусство от эпохи импрессионизма (начиная приблизительно с 1880 года) до 1960-1970-х годов и современное искусство — от 70-х прошлого века до настоящего времени. Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70х годов, когда родились термины «постмодерн» и «постмодернизм». В эту пору активно постмодерн постмодернизм развивались концептуальное искусство и минимализм. Основными темами были феминизм, а также активность этнических и социальных меньшинств.

4. •Краткая история современного искусства. В начале 80-х снова начал расти интерес к изобразительности, цвету и фигуративности. К середине столетия расцветают кэмпизм, искусство ист-виллиджа(В середине восьмидесятых, ненадолго казалось, что искусство Ист-Виллиджа сулит полное поражение истовой модернистской серьезности с ее акцентом на мужской составляющей и патологическим страхом перед шутливостью или китчем.), нео-поп . На этот же период приходится расцвет фотографии в искусстве. В конце 90-х появились аудио- и видео-технологии, что также сказалось на арт — процессе. Появились новые технические средства для художественных практик. Ряд художников 2000-х возвращается к модернизму, желая его подстроить под 21-й век. За границей эпохи модернизма художественные движения потеряли чёткие границы, классифицировать направления становится всё сложнее и сложнее. Это — одна из особенностей искусства последних 30-ти лет. Другой особенностью является его социальная ориентированность, гораздо более ярко выраженная, чем во все предыдущие эпохи.

5. •Течения и направления в искусстве Нового времени Постмодернизм — эстетический переворот, который произошел в Европе в 60-70 годы. Его главная характерная черта – эклектика (соединение различных элементов — Восток, Запад, Африка, европейская культура). Постмодернизм основывается на конкретном опыте, всегда принимая во внимание, что результаты личного опыта могут быть субъективны и ошибочны. (Ансельм Кифер Пески Бранденбургской земли 1982г ) (Георг Базелиц)

6. •Течения и направления в искусстве Нового времени Гиперреализм —направление в живописи и скульптуре,возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов XX в. Цель гиперреалистов- изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже,сверхреально. •Nigel Cox • П. Кампос

7. •Течения и направления в искусстве Нового времени Безобразный реализм — направление в живописи, которое реализм сочетает четкое вычерчивание и прорисовку с образами, считавшимися безобразными. Эти образы передавались с пугающей фотографической четкостью с целью подчеркнуть отвратительную жестокость и уродливость современного мира.• PETER SORGE •ULRICH BAEHR

8. •Течения и направления в искусстве Нового времени Юньнаньская школа. В последние 10-20 лет современные китайские художники из южной провинции Юньн ань получили широкую известность, главным образом за художественную печать. На их картинах элегантные линии и богатые краски переплетаются, создавая фантастические образы. • Shi Yi Winter Moon

9. •Течения и направления в искусстве Нового времени Неоконцептуализм — направление, представляющее собой современный этап развития концептуализма 60-70-х годов. В концептуализме мастерство художника не имеет большого значения. Оно вторично. Художники работают исключительно над своими идеями и образами по конкретному проекту.• Портрет доктора Р. М. Дюшамп • Р. Принс «Canal Zone»

10. •Течения и направления в искусстве Нового времени Неоэкспрессионизм -направление в современной живописи, которое возникло в конце 1970-х. Неоэкспрессионисты вернулись к образности, фигуративности, живой и эмоциональной манере, ярким насыщенным цветам.• David Salle | Girl Still Reading

11. •Течения и направления в искусстве Нового времени Плохая живопись Плохая живопись — стиль грубой и фигуральной живописи. «Плохие» художники критикуют живопись изнутри. Они критикуют как каноны традиционализма и догматические правила, так и идеи авангарда.• Тайна Пространства. Поэт Тайны — Рене Магритт •Н. ДженниПеснь любви Друг

12. •Течения и направления в искусстве Нового времени Новая образная живопись. Художники этого движения отражали повседневные объекты в отрыве от фона или окружения в упрощенном изобразительном стиле, часто используя карикатурную образность. • С. Ротенберг

13. •Течения и направления в искусстве Нового времени Nuovi-Nuovi концентрируется на теоретических и формальных элементах, позаимствованных из прошлого и основывается на таком понятии, как «разное повторение» или переработка, которая может осуществляться различными способами Luigi Mainolfi

14. •Течения и направления в искусстве Нового времени Поп-арт — направление в живописи, распространившееся в США и Англии в 1950-е гг. Характерны использование и переработка образов массовой культуры. Ознаменовал отказ от абстракционизма и переход к концепциям нового авангардизма. Художники показывали новый механизированный мир, представляя вещи как нечто прекрасное. Я • Э. Уорхол Портрет Мэрилин Монро

15. •Течения и направления в искусстве Нового времени Superflat «Суперплоскость» — термин, придуманный современным японским художником Такаси Мураками. Термин создан для того, чтобы объяснить новый визуальный язык 2D-формы, сродни плоскому визуальному языку современной анимации и комиксов. На данный момент это самый передовой вид искусства. Кадр из Скульптурааниме-фильма персонажа из «Мой сосед аниме-сериала Тоторо» «One piece»

16. •Течения и направления в искусстве Нового времени Граффити К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен: от простых написанных слов до изысканных рисунков. Считается, что граффити тесно связано с хип-хоп культурой. Граффити сегодня – одна из самых актуальных форм художественного самовыражения. •Бэнкси

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Средства выразительности театрального искусства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психолого-педагогический

Кафедра методик начального обучения

Контрольная работа

По дисциплине

Хореографическое, сценическое и экранное искусство с методикой преподавания

Тема

Средства выразительности театрального искусства

Студентки Микульските С.И.

г. Симферополь

2007 – 2008 уч. год.

План

1. Понятие о декорационном искусстве как средстве выразительности театрального искусства

2. Основные средства выразительности театрального искусства

Декорация

Костюм театральный

Шумовое оформление

Свет на сцене

Эффекты сценические

Грим

Маска

Литература

1. Понятие о декорационном искусстве как средстве выразительности театрального искусства

Декорационное искусство — является одним из важнейших средств выразительности театрального искусства, это искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Все эти изобразительные средства воздействия являются органическими компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определенное эмоциональное звучание. Развитие декорационного искусства тесно связано с развитием театра и драматургии.

В древнейших народных обрядах и играх присутствовали элементы декорационного искусства (костюмы, маски, декоративные занавеси). В древнегреческом театре уже в 5 в. до н. э., помимо здания скены, служившего архитектурным фоном для игры актеров, существовали объемные декорации, а затем были введены и живописные. Принципы греческого декорационного искусства были усвоены театром Древнего Рима, где впервые применен занавес.

В период средневековья первоначально роль декоративного фона играла внутренность церкви, где разыгрывалась литургическая драма. Уже здесь применяется основной, характерный для средневекового театра принцип симультанной декорации, когда все места действия показываются одновременно. Этот принцип получает дальнейшее развитие в основном жанре средневекового театра — мистерии. Наибольшее внимание во всех видах мистериальной сцены уделялось декорации «рая», изображавшегося в виде беседки, украшенной зеленью, цветами и плодами, и «ада» в виде раскрывающейся пасти дракона. Наряду с объемными декорациями использовались и живописные (изображение звездного неба). К оформлению привлекались искусные ремесленники — живописцы резчики, позолотчики; первыми театр. Машинистами были часовщики. Старинные миниатюры, гравюры и рисунки дают представление о различных типах и приемах постановки мистерий. В Англии получили наибольшее распространение постановки на педжентах, представлявших собой передвижной двухэтажный балаган, установленный на телеге. В верхнем этаже разыгрывалось представление, а нижний служил актерам для переодевания. Подобный круговой или кольцевой тип устройства сценической площадки позволял использовать для постановки мистерий сохранившиеся от антической эпохи амфитеатры. Третьим типом оформления мистерий являлась так называемая система беседок (мистериальные представления 16 в. в Люцерне, Швейцария, и Донауэшингене, Германия) — разбросанных по площади открытых домиков, в которых развертывалось действие эпизодов мистерии. В школьном театре 16 в. Впервые встречается расположение мест действия не по одной линии, а параллельно трем сторонам сцены.

Культовая основа театральных представлений Азии обусловила господство в течение ряда веков условного оформления сцены, когда отдельные символические детали обозначали места действия. Отсутствие декораций восполнялось наличием в отдельных случаях декоративного фона, богатством и разнообразием костюмов, гримов-масок, цвет которых имел символическое значение. В феодально-аристократическом музыкальном театре масок, сложившемся в Японии в 14 в., был создан канонический тип оформления: на задней стенке сцены, на отвлеченном золотом фоне изображалась сосна — символ долголетия; перед балюстрадой крытого мостика, расположенного в глубине площадки слева и предназначавшегося для выхода актеров и музыкантов на сцену, помещались изображения трех небольших сосен

В 15 — нач. 16 вв. в Италии появляется новый тип театрального здания и сцены. В оформлении театральных постановок принимали участие крупнейшие художники и архитекторы – Леонардо да Винчи, Рафаэль, А. Мантенья, Ф. Брунеллескии др. Перспективные декорации, изобретение которых приписывается (не позднее 1505) Браманте, были впервые использованы в Ферраре художником Пеллегрино да Удине, а в Риме — Б. Перуцци. Декорации, изображавшие вид уходящей в глубину улицы, писались на холстах, натянутых на рамы, и состояли из задника и трех боковых планов с каждой стороны сцены; отдельные части декораций выполнялись из дерева (кровли домов, балконы, балюстрады и т. д.). Необходимое перспективное сокращение достигалось с помощью крутого подъема планшета. Вместо симультанных декораций на ренессансной сцене воспроизводилось одно общее и неизменное место действия для спектаклей определенных жанров. Крупнейший итальянский театральный архитектор и декоратор С. Серлио выработал 3 типа декораций: храмы, дворцы, арки — для трагедий; городская площадь с частными домами, лавками, гостиницами — для комедий; лесной пейзаж — для пасторалей.

Художники Ренессанса рассматривали сцену и зрительный зал как единое целое. Это проявилось в создании театра «Олимпико» в Виченце, построенного по проекту А. Палладио в 1584; в этом т-ре В. Скамоцци соорудил пышную постоянную декорацию, изображавшую «идеальный город» и предназначенную для постановки трагедий.

Аристократизация театра в период кризиса итальянского Возрождения привела к преобладанию в театральных постановках внешней эффектности. Рельефная декорация С. Серлио сменилась живописной декорацией в стиле барокко. Феерический характер придворного оперно-балетного спектакля в конце 16 и в 17 вв. обусловил широкое использование театральных механизмов. Изобретение телариев — трехгранных вращающихся призм, обтянутых разрисованным холстом, приписываемое художнику Буонталенти, позволило осуществлять перемены декораций на глазах у публики. Описание устройства таких подвижных перспективных декораций имеется в трудах немецкого архитектора И. Фуртенбаха, работавшего в Италии и насаждавшего в Германии технику итальянского театра, а также у архитектора Н. Саббатини в трактате «Об искусстве строить сцены и машины» (1638). Усовершенствование техники перспективной живописи дало возможность декораторам создавать впечатление глубины без крутого подъема планшета. Актеры могли полностью использовать пространство сцены. В нач. 17 в. появились кулисные декорации, изобретенные Дж. Алеотти. Были введены технические приспособления для полетов, система люков, а также боковые портальные щиты и портальная арка. Все это привело к созданию сцены-коробки.

Итальянская система кулисных декораций получила распространение во всех странах Европы. В сер. 17 в. в придворном венском театре барочные кулисные декорации были введены итальянским театральным архитектором Л. Бурначини, во Франции известный итальянский театральный архитектор, декоратор и машинист Дж. Торелли с изобретательностью применил достижения перспективной кулисной сцены в придворных постановках оперно-балетного типа. Испанский театр, сохранявший еще в 16 в. примитивную ярмарочную сцену, усваивает итальянскую систему через итальянского худ. К. Лотти, работавшего в придворном испанском театре (1631). Городские публичные театры Лондона сохраняли долгое время условную сценическую площадку шекспировской эпохи с делением на верхнюю, нижнюю и заднюю сцены, с выдающимся в зрительный зал просцениумом и скудным декоративным оформлением. Сцена английского театра давала возможность быстро осуществлять смену мест действия в их последовательности. Перспективная декорация итальянского типа была введена в Англии в 1-й четв. 17 в. театральным архитектором И. Джонсом в постановке придворных спектаклей. В России кулисные перспективные декорации применялись в 1672 в представлениях при дворе царя Алексея Михайловича.

В эпоху классицизма драматургический канон, требовавший единства места и времени, утвердил постоянную и несменяемую декорацию, лишенную конкретно-исторической характеристики (тронный зал или вестибюль дворца для трагедии, городская площадь или комната для комедии). Все разнообразие декоративно-постановочных эффектов сосредоточивалось в 17 в. в пределах оперно-балетного жанра, а драматические спектакли отличались строгостью и скупостью оформления. В театрах Франции и Англии присутствие на сцене аристократических зрителей, располагавшихся по бокам авансцены, ограничивало возможности декорационного оформления спектаклей. Дальнейшее развитие оперного искусства привело к реформе оперной. Отказ от симметрии, введение угловой перспективы помогали создать средствами живописи иллюзию большой глубины сцены. Динамичность и эмоциональная выразительность декорации достигались игрой светотени, ритмическим разнообразием в разработке архитектурных мотивов (бесконечные анфилады барочных зал, украшенных лепным орнаментом, с повторяющимися рядами колонн, лестниц, арок, статуй), с помощью которых создавалось впечатление грандиозности архитектурных сооружений.

Обострение идеологической борьбы в эпоху Просвещения нашло выражение в борьбе различных стилей и в декорационном искусстве. Наряду с усилением зрелищной пышности барочной декорации и появлением декораций, исполненных в стиле рококо, характерных для феодально-аристократического направления, в декорационном искусстве этого периода шла борьба за реформу театра, за освобождение от абстрактной пышности придворного искусства, за более точную национальную и историческую характеристику места действия. В этой борьбе просветительский театр обращался к героическим образам античности, что нашло выражение в создании декораций классицистического стиля. Особое развитие это направление получило во Франции в творчестве декораторов Дж. Сервандони, Г. Дюмона, П.А. Брюнетти, воспроизводивших на сцене здания античной архитектуры. В 1759 Вольтер добился изгнания зрителей со сценических подмостков, освободив дополнительное, место для декораций. В Италии переход от барокко к классицизму нашел выражение в творчестве Дж. Пиранези.

mirznanii.com

Стилеобразующие средства художественной выразительности

Стиль художественной литературы имеет свою специфику. Он обслуживает эмоционально-эстетическую область деятельности личности. Основными свойствами художественного стиля являются:

а) эстетическое;

б) воздействие на эмоции: при помощи художественных образов оказывается воздействие на чувства и мыслей читателей;

в) коммуникативное: способность вызывать отклик в сознании читателя, благодаря чему передаются мысли от одного человека к другому.

Стилеобразующими элементами в литературных произведениях часто выступают средства художественной выразительности. Их много и они разнообразны. Часто они служат для усиления выразительности и образности текста.

Средства художественной выразительности делятся на лексические или общие средства, на тропы и на синтаксические построения или фигуры речи.

К лексическим или общим средствам относятся: антонимы, синонимы, омонимы, паронимы. Отличить один стиль художественной литературы от другого невозможно без таких лексических элементов, как диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Активно участвуют в создании стилей также неологизмы и архаизмы, заимствования и фразеологизмы, книжная, просторечная и экспрессивно-эмоциональная лексика.

Тропы – слова и лексические конструкции, которые для достижения художественного эффекта и создания образа употребляются в переносном смысле. Механизм воздействия тропов основан на соотнесении двух понятий, имеющих разные семантические планы. Два значения обретают новую реализацию, например, буквальное значение сопоставляется с иносказательным, ситуативным, относящимся только к данной ситуации. Образ создается путем сдвига в значении слова — от общеязыкового (прямого) к переносному, образному значению, что позволяет повышать значимость, усиливать выразительность и изобразительность текста.

Другими словами, тропы – средства художественной выразительности, способные усилить изобразительные свойства образа. Они позволяют ярко передавать наглядность, изображая предмет или явление, и тем самым воздействуют на чувства, вызывая эмоции. При этом неизбежно появляется вопрос: все ли слова могут быть тропами? Любые слова, обладающие такими качествами, как образность, двузначность или двуплановость и экспрессивность, могут выступить как тропы.

Сколько тропов должно быть в художественном тексте? Считается, что художественный текст, в котором отсутствуют тропы (его называют автологическим), противопоставлен тексту, который насыщен ими (металогическому).

К тропам относятся сравнения, метафоры и метонимии, а также олицетворения, синекдохи, перифразы, эпитеты, гиперболы и оксюморон. Авторы используют также гротеск, пафос, иронию, парадокс и литоту.

Синтаксическими фигурами авторы пользуются, когда хотят выделить, подчеркнуть, противопоставить или усилить впечатление. К ним относятся: антитеза, градация, повтор, период, анафора, эпифора и гипофора, а также риторические конструкции: восклицание, вопрос и обращение. Кроме этого, средства художественной выразительности включают аллегорию и парцелляцию, полисиндетон и асиндетон, эллипсис и умолчание, гротеск и пафос.

Что касается стилеобразующих черт художественного стиля, то к ним относится образное изображение реальности, художественная конкретика авторского замысла, выраженная через систему образов, экспрессивность, эмоциональность и оценочность. Обязателен также индивидуальный авторский почерк и речевые характеристики персонажей.

Следует обратить внимание на то, что тема художественного произведения диктует и ограничивает использование языковых средств, подчиняя их выбор замыслу автора и включая их в систему образов.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *