cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Создание условий для детей с овз в группе – . , — .

«Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении»

«Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции о правах ребёнка и направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Законом РФ «Об образовании  в Российской Федерации» установлено, что государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.       

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

 Своевременное оказание необходимой медико-психолого-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие, подготовить к обучению в массовой школе и, соответственно, обеспечить его социальную адаптацию.

Многие семьи узнают о том, что у их ребенка ОВЗ, только после того, как он начинает ходить в детский сад. До этого момента ребенок кажется спокойным, немного странным или чувствительным – просто немного другим. Но в детском саду обнаруживаются новые трудности. Новый режим дня, новые занятия, ролевые игры и необходимость использования речевых навыков – это тяжелое испытание для детей с ОВЗ. И если дома родители привыкают к 

«странностям» своего ребенка, то воспитателям трудно, а подчас и невозможно найти подход к такому ребенку в условиях массовой группы, поэтому часто ребенку самостоятельно приходится адаптироваться к новому окружению и условиям.

А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работа с родителями этой категории детей, выходит на первый план.

Необходимо познакомить их с особенностями развития детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его «сильные» и «слабые» стороны, педагог совместно с родителями (законными представителями) определяют уровень требований к нему, выбрав основные направления и формы работы

.

Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы необходимы в большой степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.

Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества: социального характера:

— развитие самостоятельности через предоставление помощи;

— обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

— формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

педагогического характера:

— рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)

;

— активизация когнитивного (такие процессы как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение) развития через коммуникацию и имитацию.

Данная проблема актуальна и для нашего образовательного учреждения. В настоящее время нашу группу посещают два ребенка, один ребенок с тяжёлыми нарушениями речи, и один с задержкой психического развития.

 Основополагающими задачами сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями мы считаем:

  1. Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-образовательного пространства  через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.

  2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными  потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.

  3. Укрепление  здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;

  4. Создание  условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.

Для решения данных задач психолого-педагогической поддержки детей необходима не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

В нашем образовательном учреждении психолого – педагогическое сопровождение рассматривается, как система деятельности всех специалистов, направленная на создание условий успешного развития каждого ребенка.

 Сопровождение детей осуществляют:

— Педагог-психолог  — психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

— Учитель-логопед — диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

— Музыкальный руководитель

,  реализацию используемой программы музыкального воспитания.

— Инструктор по физическому воспитанию разработку и реализацию  программы по физическому воспитанию, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, готовит  рекомендации для воспитателей.

— Воспитатель — обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы.

В рамках проводимой образовательной деятельности,  используются самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращается внимание на формирование умений у детей работать в макро и микро группе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку.

Педагогами ДОУ активно используются  в работе с детьми элементы здоровьесберегающих технологий, такие как подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика,  гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамическая минутка, корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика, гимнастика после сна, солевое закаливание, воздушные и солнечные ванны и др. Весь учебно-воспитательный процесс направлен на обеспечение физического, психологического, социального и эмоционального развития.  

Одним из факторов, влияющих на  успешность адаптации ребенка ОВЗ в ДОУ, является овладение им игровыми и коммуникативными навыками.  Работу по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляем по нескольким направлениям:

•         в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

•         в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

•         в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

•         в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Для создания благоприятных условий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство, наши педагоги создают ситуации успеха в различных видах детской деятельности, используют технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.

Предметно — пространственная  среда в группе организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Выделено пространство для удовлетворения потребности в активном движении детей. Для сенсорного развития изготовлены и подобраны различные пособия: для мелкой моторики с липучками, пуговицами, игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных ощущений. Используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.

Взаимодействие с детьми в организованной образовательной деятельности, носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: интегрированные занятия (индивидуальные, подгрупповыегрупповые, игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.). В рамках проводимой организованной образовательной деятельности, использую самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращаю внимание на формирование умений у детей работать в макро и микро группе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решается триединая 

задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей. Используя в работе с детьми элементы здоровье сберегающих технологий, весь учебно-воспитательный процесс направлен на обеспечение физического, психологического, социального и эмоционального развития. Важно вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. А в процессе осуществления психолого-педагогической поддержки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями мы используем различные формы работы.

Работа по формированию социально-коммуникативных умений повседневна и органично включается во все виды деятельности: быт, игру, обучение.

В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ создали условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формируя культурно-гигиенические навыки, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.

— Сказкотерапию — потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку ОВЗ развиваться в социуме как личности. Всё это способствует развитию произвольности, внимания, наглядно-образного мышления, становлению личности ребенка. — Творчество — работа с различными материалами и сюжетами дает возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.

— Взаимодействие (дружный круг) — хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива. Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка с ОВЗ к ДОУ, к социуму является комплексное сопровождение, поддержка. Правильно организованная система профессиональной деятельности, педагога группы, педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов, методы необходимой направленности воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяют ребенку научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, способствуют социализации.

infourok.ru

Сопровождение и создание условий для детей с ОВЗ

В ДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), являющиеся структурной единицей дошкольного образовательного учреждения.

Дети с ТНР речи относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье мы понимаем, как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

 

Зачисление и комплектация групп компенсинаторной направленности (логопедических групп) происходит на основании решения городской ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

Обучение и воспитание детей в данных группах базируется на основе обязательного минимального содержания для дошкольного образовательного учреждения с учетом дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией.

Соотносясь с образовательными требованиями в области дошкольного обучения и воспитания, реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями  состояния  речевой системы и психофизических процессов у детей с ОНР, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и подготовки к обучению в общеобразовательной школе.

Исходя из концепции специального образования, коррекционно-педагогическая работа занимает центральное положение в системе, так как именно она определяет всю направленность воспитательно-образовательного процесса в логопедических группах.

Помимо установления доминирования в логопедической работе потребностей, интересов и возможностей ребенка и определения роли логопеда, как организатора и координатора коррекционно-педагогических влияний, программой учтен потенциал других участников коррекционно-образовательного процесса – педагогического коллек­тива ДОУ, родителей и самого ребенка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы (рис. 1).

Линии 1 (логопед – ребенок с НР), 2 (воспитатели логопедической группы – ребенок с НР) и 3 (родители – ребенок с НР) предусматривают оказание собственно коррекционно-речевой помощи ребенку с ТНР. В рамках линий 4 — 9 осуществляется консультативно-методическое взаимодействие и содержательные контакты участников коррекционно-педагогического процесса.

[1] Взаимодействие в данном контексте рассматривается как процесс влияния людей на характер деятельности, поведения, отношения друг с другом в процессе достижения общей цели.

[2]Педагогический коллектив ДОУ представлен в коррекционно-образовательном процессе младшими  воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, старшим воспитателем, заведующим и другими специалистами.

Выделение основных линий взаимодействия способствует более четкому определению общих и частных задач участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи ориентируют в первую очередь на оказание своевременной и наиболее адекватной потребностям и возможностям ребенка с ТНР диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической помощи. Частные задачи достаточно специфичны для каждого из участников.

Логопедическая работа подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и может быть представлена в виде алгоритма (табл. 1)

Таблица 1

Алгоритм логопедической работы в группах для детей с нарушениями речи

Этапы

Основное содержание

Результат

1. Организационный

Стартовая логопедическая и психолого-педагогическая диагно­стика детей с нарушениями речи.

Формирование информационной готовности педагогов и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Конструирование индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с ТНР в ДОУ и семье.

Конструирование рабочей программы работы с детьми с ТНР.

Конструирование программы взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с ТНР.

2. Основной

Решение задач, заложенных в индивидуальных и рабочей коррекцион­ных программах.

Логопедический и психолого-педагогический мониторинг.

Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогиче­ского влияния участников коррекционно-образователь­ного процесса.

Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

3. Заключительный

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-рече­вой работы.

Определение дальнейших коррекционно-образователь­ных (образова­тельных) перспектив для выпускников  логопедических групп.

Решения о прекращении лого­педической работы с ребен­ком, изменения ее характера и направленности, корректи­ровка индивидуальных и рабо­чей программ и продолже­ние логопедической работы.

 

В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нару­шениями речи» в каждой группе работает логопед и два воспитателя.

Логопеды

КРИВАКОВА-ХАРИТОНОВА 

Наталья Владимировна

(учитель-логопед высшей категории)

СОБОЛЕВА

Людмила Михайловна

(учитель-логопед высшей категории)

Воспитатели

ХАЛИЛОВА

Людмила Викторовна

(воспитатель ДОУ высшей категории)

БУРЬЯНОВА

Ольга Васильевна

(воспитатель ДОУ высшей категории)

САНДИНА

Надежда Александровна

(воспитатель ДОУ первой категории)

ГРИНИНА

Антонина Семеновна

(воспитатель ДОУ первой категории)

Педагог-психолог

ДУРЯГИНА Ирина Александровна

(педагог-психолог высшей категории)

 

Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса

В число основных  документов, регламентирующих современные задачи, содержа­ние и формы организации коррекционно-педагогического процесса в группах для детей с ТНР, входят: Закон Российской Федерации «Об образовании», ФЗ «О специальном обра­зовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», Типовое положение о дошколь­ном образовательном учреждении, Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в разви­тии, Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и млад­шего школьного возраста и др.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Образователь­ной программой ДОУ, Программой логопедической работы по преодолению общего не­доразвития речи у детей. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина (Сборник программ ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушения речи» 3-е издание, Москва «Просвещение», 2010.) с вариативным парциальным использо­ванием  «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе дет­ского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» (автор Нищева  Н.В. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352 с.), программы «Учимся говорить правильно. Сис­тема коррекции ОНР у детей 5-6 лет» (автор Ткаченко Т.А. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112 с. – (Если дошкольник плохо говорит)), с учетом приоритетных направле­ний на 2015/16 учебный год и многолетнего опыта работы учителей-логопедов ДОУ.

Программа обучения детей с ТНР представляет собой коррекционно-развивающую  работу, обеспе­чивающую  полноценное овладение фонетической стороной речи, развитие фоне­матиче­ского восприятия, формирование и совершенствование лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи, что, в целом,  по­зволяет преодолеть общее недоразвитие речи у дошкольников в условиях группы компен­сирую­щего вида для детей с ТНР, являющейся структур­ной единицей дошкольного образовательного учреждения. Соотносясь с образо­ватель­ными требованиями в области дошкольного обучения и воспитания, реализация про­граммы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями  со­стояния  речевой системы и психофизических процессов у детей с ОНР, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуника­тивной функции языка и подготовки к обучению в общеобразовательной школе.

Программа обеспечивает  равноправное включение личности, развивающейся в ус­ло­виях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Программа предназначена для дошкольников старшей и подготовительной группы с ТНР. Она создана для дошкольников, имеющих ОНР (I, II, III уровень речевого разви­тия).

В программе учтены лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здо­ровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации раз­нообраз­ных видов детской творческой деятельности с учетом знаний в областях специ­альной пе­дагогики, дефектологии, психологии и исследований физиологических особен­ностей де­тей с ТНР.

Программа рассчитана на два года работы с детьми общего нарушения речи 5-7 лет. Является приложением к образова­тельной программе ДОУ.

Рабочая Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, инте­грацию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Цели, задачи и содержание программы определились с учетом  характера и струк­туры речевого нарушения, состоянием других высших психических функций, наличием определенных качеств личности, возрастными, сохранными и компенсаторными возмож­ностями детей посещающих логопедические группы ДОУ. Установление причин речевых нарушений, квалификациях их характера и степени выраженности позволили определить цель, а также задачи, содержание и формы логопедического воздействия. Соотнесение цели собственно логопедической работы с детьми и целей дошкольного образовательного процесса позволили установить их органическую связь и определенную иерархию, в кото­рой диагностика, коррекция и профилактика отклонений в речевом развитии выступают средством, способствующим полноценному формированию личности ребенка.

Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка с ТНР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности и пат­риотизма, подготовки к обучению в школе и к жизни в современном обществе, обеспече­ния безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подго­товка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же ви­дами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. В про­цессе овладения этими видами деятельности педагоги  учитывают индивидуально-типологические особенности детей с ТНР, способствуют развитию восприятия, мнестиче­ских процессов, мотивации, доступных форм мышления.В работе по развитию познавательных интересов детей учитывается своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складыва­ется у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Организация взаимодействия в работе логопеда и других педагогов-специалистов определяется тематическим планом, где указаны игры и упражнения, которые использу­ются на их занятиях в рамках изучаемой лексической темы и в организации, построении речевой среды взаимодействия.

Результаты освоения Программы

Компонент 

Ожидаемые результаты

Артикуляционная моторика

 

Точно и в полном объеме выполняет арти­куляционные упражнения (объем движе­ний, переключаемость и удерживание в за­данной позе)

Звукопроизношение и дифференциация звуков

 

1. Правильно, отчетливо произносит все звуки.

2. Различает на слух и в произношении: твердые и мягкие, глухие и звонкие соглас­ные, свистящие, шипящие, сонорные звуки.

Просодическая сторона речи

 

1. Имеет правильный длительный речевой выдох.

2. Отчетливо произносит слова и фразы с разной высотой, громкостью и интонацией.

Слоговая структура 

 

Произносит слова с 2, 3, 4 слогами со сте­чением согласных изолированно и во фразе.

Фонематический слух

 

1. Делит слова на слоги.

2. Выделяет слова с заданным звуком из фразы, стихотворения.

3. Различает гласные и согласные, твердые – мягкие звуки.

Звуковой анализ и синтез

 

1. Называет первый, последний звук, опре­деляет место звука в слове (начало, сере­дина, конец), определяет количество и по­следовательность звуков в слоге, в 3-4 зву­ковом слове, составляет графическую мо­дель.

Словарь 

 

Называет 5-6 предметов (по логическим группам). Выделяет и называть части пред­метов. Подбирает по 4-5 слов признаков и действий к предмету; предметы к признаку или действию. Употребляет обобщающие слова. Подбирает антонимы и синонимы к некоторым прилагательным и наречиям.

Грамматический

строй

 

Словообразование:

Образовывает существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, глаголы с помощью приставок. Образовы­вает некоторые относительные прилага­тельные.

Словоизменение:

Употребляет существительные в И.П. и Р.П. ед. и мн. числа и в других косвенных паде­жах. Употребляет глаголы в настоящем, прошедшем времени ед. и мн. числа.

Согласование:

Правильно согласовывает слова во фразе. Согласовывает прилагательные, местоиме­ния с существительными в роде, числе. Употребляет предложно-падежные конст­рукции.

Фразовая речь:

Употребляет простое предложение, слож­носочиненные (союзы и, а) и сложноподчи­ненные (союз потому что). Распространяет предложения второстепенными, однород­ными членами

Связная речь 

Вступает в диалог и умеет поддерживать его, объясняет правила игры; выражает свое мнение, отношение к чему-либо. Связно, последовательно, выразительно пересказы­вает небольшие рассказы и сказки. Расска­зывает по образцу, алгоритму: о предмете, по сюжетной картине, о событиях из лич­ного опыта.

 

 Условия обучения и воспитания детей с ОВЗ

Режим работы

Режим дня составлен на 10 часов пребывания ребенка в детском саду при пятидневной рабочей недели с 07.30 до 17.30. При осуществлении режимных моментов  учитываются  особенности ребенка и индивидуальный подход. По просьбам родителей существует гибкий график приема детей в утренние часы.

Работа по созданию комфортных условий пребывания в ДОУ и образовательной среды в группах

       Среда, в которой живет ребенок, включает помещения: группа, раздевальная и умывальная комнаты, предметы быта, игрушки, оказывает большое влияние на его развитие и формирование. Среда соответствует возрастным особенностям и возможностям детей, включает традиционные и инновационные компоненты:

  • эстетически оформленные;
  • содержательные;
  • информативные;
  • разнообразные;
  • динамичные;
  • способствуют формированию у детей эстетического отношения к окружающему, развитию интеллектуальных и художественно-творческих способностей.

Все базовые компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Эти компоненты обеспечивают возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам.

Одна из логопедических групп оборудована мультимедийным комплексом, включающим интерактивную доску, компьютер, директ-камеру, проектор, CD-проигрователь. Педагоги групп имеютсвободный доступ к интернетресурсам.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка

Цель: создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения:

  1. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.
  2. Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания.
  3. Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ.

Задачи:

  1. Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.
  2. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
  3. Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.
  4. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
  5. Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей представляет следующую деятельность:

  1. Организация работы

В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. При поступлении ребенка в МДОУ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.

  1. Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.
  2. Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.
  3. 4. Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ. При планировании индивидуальной работы определяется конкретная цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбираются адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребенка).

Ожидаемые результаты психолого-педагогического сопровождения:

  • развитие произвольности всех психических процессов в соответствии с возрастом
  • развитие коммуникативных навыков, а также навыков межличностного общения
  • формирование самосознания и адекватной самооценки
  • благополучная адаптация к условиям ДОУ
  • расширение кругозора у детей
  • формирование позитивной мотивации к школьному обучению

Модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления МДОУ.

ivant-dou12.edumsko.ru

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОО



В статье рассматривается процесс адаптации детей с ОВЗ при переходе из группы кратковременного пребывания в инклюзивную группу ДОО.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, адаптация, инклюзивная группа

Как известно, процесс адаптации детей дошкольного возраста к посещению детского сада протекает с теми или иными осложнениями, тем более данный процесс приспособления к новым условиям детского социума протекает сложней и гораздо проблематичней для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОО, что, в целом, неблагоприятно сказывается на всем его дальнейшем развитии

Если мы обратимся к ФГОС ДО, то увидим, что одной из основных задач является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Большинство исследователей (И. С. Ильина, И. А. Коробейников, Р. В. Тонкова-Ямпольская и др.) рассматривают адаптацию как процесс вхождения индивида в новые социальные условия и принятия новой социальной роли. Адаптация к изменившимся социальным условиям может протекать довольно сложно. Вхождение в коллектив часто сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, иногда нарушениями здоровья. Нередко человек не может адаптироваться к новым социальным условиям, что ведет к асоциальному поведению, невротическим реакциям и другим проявлениям состояния дезадаптации [1].

Несмотря на то, что дети переходят из группы кратковременного пребывания в общеобразовательную группу, имея уже определенные навыки общения со сверстниками, сформированные элементарные навыки самообслуживания, встречает очень много трудностей при адаптации в новом для него детском социуме.

Рассмотрим более подробно, как происходит данный процесс в нашем детском саду и какова роль воспитателя в процессе адаптации.

Сам процесс адаптации состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.

Подготовительный этап начинается с посещения ребенком группы кратковременного пребывания. Далее по решению комиссии ПМПк детского сада решается вопрос о переводе ребенка из группы кратковременного пребывания в инклюзивную группу. Как только получено положительное решение, начинается постепенное ознакомление ребенка с новой группой. Основной задачей данного этапа является формирование определенных устойчивых форм поведения ребенка, которые помогут ему без особых затруднений приобщиться к новым для него условиям детского социума. Для начала ребенок ходит «в гости» в новую группу, знакомится с детьми, начитает посещать основные режимные моменты, проводимые для детей данной группы развлечения и утренники.

Данный этап характерен тем, что начинается очень плотное взаимодействие с родителями ребенка. Обо всех имеющихся у ребенка особенностях развития и характерных его чертах поведения воспитатель узнает от родителей, что в свою очередь будет способствовать нахождению оптимальных подходов к ребенку, для формирования доверительных отношений между воспитателем и ребенком. Постепенно ребенок начинает привыкать к условиям новой группы.

Второй (основной) этап начинается при переходе ребенка из группы кратковременного пребывания в инклюзивную группу. Воспитателям необходимо заранее подготовиться к приему «нового» ребенка, продумать, где он будет раздеваться, где сидеть за столом. На данном этапе необходимо разговаривать с детьми о том, что мы принимаем в нашу группу нового ребенка, которому необходима наша забота и помощь.

Первые дни ребенок начинает посещать детский сад по 2–3 часа в день. Если он остается очень трудно, то первые дни родители (законные представители) могут совместно с ребенком посещать группу, находиться в поле его видимости. Постепенно увеличивается время пребывания ребенка в группе. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка и аппетит.

Основные методы, которые использует воспитатель на данном этапе адаптации, направлены на снижение уровня тревожности у ребенка, включении его в совместные действия со сверстниками (например «Подари улыбку» и т. д.)

Конкретных границ между этапами прохождения адаптационного периода не существует, переход от одного этапа к другому осуществляется плавно с сохранением преемственности.

На первый взгляд процесс адаптации ребенка с ОВЗ протекает точно так же, как у большинства обычных детей. Отличие в том, что он может длиться очень продолжительное время, это связано в первую очередь с тем, что у детей с ОВЗ встречаются сложности в общении со сверстниками. Именно у детей с ОВЗ со сверстниками, а не на оборот, что связано с нарушением у них коммуникативных навыков. И основная роль воспитателя найти оптимальные способы и средства для преодоления данной проблемы.

Рассмотрим некоторые методы и способы, которые применяются в нашем детском саду. Можно применить постепенный ввод ребенка с ОВЗ в сюжетно-ролевую игру. На первых порах воспитатель выступает как проводник и сам играет роль, это может быть мама с ребенком, пришедшие в магазин, либо в больницу на прием к врачу (все зависит от тематики сюжетно — ролевой игры), и буквально взяв за руку ребенка, мы начинаем играть, вводить его в новые партнерские отношения. Далее воспитатель постепенно отстраняется и дети сами уже играют и «впускают» в данную игру ребенка.

Результаты «вхождения» ребенка в группу будут видны ни через месяц и не через два, на это уходит очень долгое время. И здесь воспитателю необходимо изо дня в день, постоянно и систематически проводить данную работу.

В образовательной деятельности можно организовать взаимопомощь между детьми или наставничество. Если ребенку с ОВЗ трудно дается выполнение определенных заданий, но следует сразу уточнить, что в основном имеется в виду деятельность в художественно- эстетической области (выполнение каких — либо поделок, аппликации, рисунков), то наставничество и взаимопомощь (не выполнение за ребенка, а именно взаимопомощь), принесут положительный результат.

Именно в процессе взаимодействия с другими людьми ребенок усваивает механизмы и нормы социального поведения, общественные ценности, у него формируется социальные мотивы деятельности, определенные черты личности, которые в целом и обеспечивают успешность ребенка в обществе [3; 173].

Индивидуальная работа и использование репродуктивного метода также могут и дают свои результаты, но мы должны приучать ребенка к тому, что вокруг него есть люди, которые могут ему помочь в трудной ситуации. И тут возникает вопрос, а как же быть с самостоятельностью ребенка, если постоянно ему будут помогать. Сразу оговоримся, мы помогаем ребенку «вливаться» в коллектив, стать полноправным членом данного детского социума на равных условиях, поэтому в первую очередь необходимо учить ребенка общаться с другими и принимать от них посильную помощь.

Необходимым условием при адаптации ребенка с ОВЗ является комплексное психолого-педагогическое сопровождение, поддержка специалистами.

Деятельность специалистов сопровождения направлена, в том числе на консультирование воспитателей для работы как с детьми с ОВЗ, так и с группой их сверстников, включающей ребенка с ОВЗ, на формирование социального интереса к этим детям, на корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов [2].

Таким образом, от того, как воспитатель построит взаимоотношения между детьми, как будет организовано комплексное сопровождение и от того, как будет выстроена в целом работа детского сада, зависит прохождение процесса адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе.

Литература:

  1. Бучилова И. А., Лесиканич А. А. Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида // http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskoy-raboty-po-obespecheniyu-adaptatsii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-1 (дата обращения 7.03.2017 г.)
  2. Кустова Н. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания.// http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-ovz-v-usloviyah-inklyuzivnogo-integrativnogo-obrazovaniya-i (дата обращения 01.03.2017 г.)
  3. Симановский А. С., Воронина С. Н. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами мультипликационной анимации. //Ярославский педагогический вестник — 2014 — № 2 — Том II.
  4. http://sad37.edusev.ru/activity/fgosovz/articles/kak_pomoch__rebenku_s_ovz_uspeshno_adaptirovat_sya_v_dou (дата обращения 01.03.2017 г.)

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, кратковременное пребывание, инклюзивная группа, детский социум, группа, воспитатель, день, ограниченная возможность здоровья, процесс адаптации детей.

moluch.ru

Презентация «Создание условий для детей с ОВЗ в группе кратковременного пребывания»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Учитель –дефектолог Никифорова С.Ю. Создание условий для коррекции отклонений в развитии детей с особыми потребностями в группе кратковременного пребывания

2 слайд Описание слайда:

С целью обеспечения доступности пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ, на базе нашего детского сада функционируют 4 группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья

3 слайд Описание слайда:

Состав группы кратковременного пребывания Детский церебральный паралич – 79% Расстройства аутистического спектра– 17% Соматические нарушения – 4% Нарушения интеллекта Приближен к норме – 8% ЗПР — 12% Грубая задержка — 80% Нарушения зрения — 40% Нарушения слуха -10%

4 слайд Описание слайда:

Группы кратковременного пребывания позволяют создать благоприятные условия для социализации детей, оказания им коррекционной помощи

5 слайд Описание слайда:

консультативно-рекомендательная; лекционно-просветительская; практические занятия для родителей; организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; подгрупповые занятия. Психолого – педагогическая помощь родителям Цель — повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка Формы работы с родителями

6 слайд Описание слайда:

Предметно –развивающая среда

7 слайд Описание слайда:

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания имеет гибкое содержание и включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированноё развитие ребенка. При организации воспитательной работы предусматривается создание условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей

8 слайд Описание слайда:

Специальное оборудование ходунки коляски поручни вертикализатор

9 слайд Описание слайда:

Система организации сопровождения ребенка в образовательном учреждении Комплексная диагностика Педагогическое обследование (1 – 19 сентября) — выявление актуального состояния ребенка (соматическое и физическое состояние, познавательное и эмоционально-личностное развитие). Промежуточное обследование ( середина года) -выявление динамики развития ребенка. Корректировка индивидуальной программы. Итоговое обследование ( 15 – 30 апреля) Определение характера динамики развития, оценивание результативности сопровождения. Осуществление перехода ребенка на другую ступень обучения.

10 слайд Описание слайда:

Форма заполнения образовательного маршрута Задачи коррекционно-развивающей работы Динамика Учитель-дефектолог Учитель-логопед Инструктор по физическому воспитанию Педагог-психолог Музыкальныйруководитель Воспитатель

11 слайд Описание слайда:

принципы организации работы групп вариативность форм организации педагогического процесса; интегрированное сочетание различных видов деятельности; выбор приоритета того или иного специалиста в работе с каждым конкретным ребенком; создание условий, при которых ребенок может усваивать и активно применять знания и умения.

12 слайд Описание слайда:

Игровая комната

13 слайд Описание слайда:

познавательное развитие

14 слайд Описание слайда:

Развитие моторики

15 слайд Описание слайда:

сенсорно –перцептивное развитие

16 слайд Описание слайда:

речевое развитие

17 слайд Описание слайда:

Зал лечебной физкультуры

18 слайд Описание слайда:

Сенсорная комната

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-267044

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Группа детей с ОВЗ в детском саду: особенности воспитания

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание на детей и стали открываться группы для детей с ОВЗ в детских садах. Некоторые воспитатели не прошедшие курсы  (по организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья) обескуражены тем, что воспитатели таких групп получают более высокую зарплату и дополнительные дни к отпуску. Сегодня я попытаюсь доходчиво объяснить, что собой представляет работа с этим контингентом деток и за что педагогам, которые прошли специальное инклюзивное обучение, даются некоторые привилегии.

Содержание статьи:

Кто входит в группу ОВЗ?

Кстати, если кто хочет изучить нормативно-правовую базу по данному вопросу самостоятельно, могу порекомендовать пособие «Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные правовые акты», купить его можно на портале «Лабиринт.ру».

Итак, стоит отметить, что направление в группу для деток с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико-педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.

Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, которые свидетельствуют о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть детки, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.

Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректировать и забыть о них, но только при ранней диагностике.

Дети могут проходить обучение в коррекционной группе при наличии таких дефектов:

  • Нарушение слуха, зрения, речи;
  • Легкая задержка психического развития;
  • Негативные психические состояния;
  • Психопатоподобные формы поведения;
  • Педагогическая запущенность;
  • Легкая двигательная патология;
  • Сложные формы аллергии;
  • Часто повторяющиеся общие заболевания.

Стоит отметить, что перечисленные патологии должны быть в легкой форме, если же патология тяжелой формы, ребенок просто физически не сможет находиться вне дома и без родителей.

Особенности работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью

Нужно понимать, что независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет равные права на получение образования, как и другие ребята. Просто для деток с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка.

В помощь и себе, и всем коллегам, которые работают или планируют работать в коррекционной группе, я подобрала тематические книги в том же «Лабиринте»:

  • «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ» – это методическое пособие с рекомендациями по преодолению дефектов в развитии будет интересно всем заинтересованным лицам;
  • «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» – компакт-диск серии «Педагогическая видеомастерская» содержит материалы по созданию такой развивающей среды, которая максимально раскроет потенциал каждого ребенка.

Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого создаются специальные группы или такие детки интегрируются в обычную группу в так называемом массовом детском саду (в отличие от специализированного). Кстати, пребывание деток с ОВЗ в садиках бесплатное.

Мне очень нравится выражение: создание безбарьерного развивающего пространства. Это емкая фраза, не так ли, которая характеризует главную задачу педагога, который работает с этим контингентом деток. Мы должны сделать все, чтобы малыши с ограничениями по здоровью могли получить полноценное дошкольное воспитание и образование в условиях обычного детского сада.

Главной особенностью работы с детками, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с этими малышами заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.

Воспитатели одни не могут решить проблему коррекции физических или психологических проблем малышей. Только вместе мы все преодолеем, в том числе и с помощью родителей. И это не только моё мнение, так считают многие специалисты с которыми мы были на курсах.

Методическое подспорье для педагогов

Сегодня существуют разные формы самообразования, включая литературу, семинары, курсы и т.п. Как все успеть? Можно, не выходя из дому, пройти обучение онлайн и получить соответствующие сертификаты, которые не будут лишними в вашем портфолио.

Особенно выгодные предложения по семинарам я всегда нахожу в «УчМаге»:

  • «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования»;
  • «ФГОС НОО: коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»;
  • «Специальное образование детей с особыми образовательными потребностями»;
  • «Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ».

В чем трудности работы с не совсем здоровыми детками?

Дело в том, что для таких ребят характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движений, плохая работоспособность, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т.п.

Обычно адаптация такого ребенка проходит с большими трудностями, поскольку налицо заниженная самооценка, различные страхи. Но при этом, как утверждают специалисты, один дефект компенсируется завышенным положительным качеством у таких деток. Например, плохо слышащие малыши отличаются острым зрением и большим интересом к ИЗО. А слабовидящие детки имеют отлично развитое так называемое шестое чувство.

Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.

На каждого малыша с ОВЗ пишется характеристика каждым специалистом, который работает с ним. Проводится периодический мониторинг динамики развития ребенка, контроль здоровья, как физического, так и психологического.

Короче говоря, ведется очень трудная, но такая важная работа – коррекция дефектов здоровья ребенка.

Если говорить простым языком,то с детьми просто занимаются и учат не стесняться, а быть успешными в других видах деятельности среди сверстников. Воспитатель должен обращать внимание на способности ребёнка, воспитанникам группы.

Направления коррекционной работы с детками

С малышами, которые посещают коррекционную группу, занимаются по такому же принципу, что и с обычными детками, но с учетом особенностей данного контингента.

Так, большое внимание уделяется таким направлениям:

  • Развитие физического здоровья. Инструктор по физической культуре или по лечебной физкультуре разрабатывает на каждого малыша индивидуальную программу, которая предусматривает коррекцию тех или иных физических дефектов.

Воспитатель вместе с психологом использует физкультуру как инструмент по укреплению силы воли, активной жизненной позиции, мотивирует детей на самостоятельное принятие решения и воспитывает умение выходить из трудных ситуаций. Это укрепляет эмоциональное здоровье малыша и делает его сильнее во всех отношениях.

  • Развитие познавательных качеств. Используя принцип от простого к сложному, опираясь на принцип наглядности, другие методы и приемы, которые подходят каждому конкретному ребенку, обучают малышей навыкам самостоятельного исследования мира. Сложность в том, что у каждого ребенка своя особенность по здоровью и психосоматике, поэтому требуется тщательный подбор методического инструментария.
  • Развитие социально-коммуникативное. Это крайне важное направление именно для деток с ОВЗ. Они нуждаются в обучении самым элементарным бытовым вещам, которые облегчат их социализацию. Здоровые ребята обучаются навыкам самообслуживания и общения естественно, исподволь.

Малыши с ОВЗ испытывают трудности с самыми простыми действиями и часто имеют проблемы с речью. Логопед и воспитатель с двух фронтов решают эти проблемы, занимаясь индивидуально с каждым малышом. В организации коммуникативно-развивающей среды участвуют и педагоги, и родители деток с ОВЗ. Отдельным направлением является просветительная работа с мамами и папами.

Совместными усилиями идут обучения бытовым навыкам и коммуникативным.

  • Развитие художественно-эстетическое. Посредством занятий по музыке, рисованию, лепке и т.п. детки очень эффективно развивают мелкую моторику, осваивают навыки работы с разными материалами, учатся взаимодействовать с воспитателем и товарищами. Искусство очень важно для таких деток, они часто чрезвычайно восприимчивы к музыке, любят все красивое.

Вместо заключения…

Как вы понимаете, чтобы обеспечить выполнение таких непростых задач, которые стоят перед воспитателями специальных группы, необходимы знания, определённо — специальная подготовка и большое желание помочь малышам с ограниченными возможностями. Повышенная зарплата и увеличенный отпуск не будут радовать педагога, если он чувствует, что не дотягивает по своим профессиональным качествам, чтобы брать на себя такую ношу.

Надеюсь, я смогла объяснить, что представляет собой работа с детками с ОВЗ? Если так, просьба поделиться инфой с друзьями, кликнув по иконкам соцсетей. Плюс – приглашаю оформить подписку на новости. Надоедать не буду!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Опубликовано: 16.11.2016

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…

Опубликовано: 26.11.2016

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили…

Опубликовано: 17.01.2017

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,…

Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?

5 (100%) 1 vote[s]

metodbv.ru

Статья на тему: Представление опыта работы по теме «Организация образовательной деятельности с детьми ОВЗ в условиях комбинированной группы»

Организация образовательной деятельности с детьми ОВЗ

 в условиях комбинированной группы.

Слайд 2

Переориентация общества на развитие и формирование личностных качеств человека повлекло за собой изменение подходов к образованию. Актуальным на сегодняшний день является формирование системы инклюзивного образования. Ее смысл в том, что дети ОВЗ должны быть включены в образовательный процесс совместно с остальными детьми. При этом необходимо учитывать, что индивидуальные отличия и особенности детей ОВЗ требуют новых форм и способов организации образовательного процесса.

Одной из форм организации образовательного процесса в ДОУ являются группы комбинированной направленности. Группы комбинированной направленности детского сада — это группы, в которых организуется совместное образование и воспитание здоровых детей и детей ОВЗ. Работаю в комбинированной группе третий год. В моей группе  четыре ребёнка ОВЗ.  

Основанием для зачисления ребенка в такую группу является заключение ПМПК.

Обследованием этих детей занимаются специалисты (педагог–психолог, учитель-логопед), воспитатели группы составляют педагогическое заключение на основе педагогического наблюдения.

Слайд3

Для каждого ребёнка с учетом рекомендаций специалистов ПМПК разработаны Адаптированные образовательные программы. В них отражено содержание образовательной деятельности, материально-техническое обеспечение, режим дня, образовательная нагрузка, расписание занятий со специалистами ДОУ.

Слайд 4

Цель программы: содействие социализации ребёнка ОВЗ и максимального развития потенциала ребёнка.

Задачи программы формулируются в зависимости от образовательных потребностей ребенка. Например:

 —  развивать  мелкую моторику;                                  

 — проводить коррекцию компонентов речевой системы

  (грамматического  строя, фонематического слуха, связной речи),                              

 — развивать психические процессы;                              

 — развивать эмоционально-волевую и личностную  сферу.

 — формировать предпосылки к учебной деятельности                            

 -консультативно-методическая помощь родителям в                                                                                                                       воспитании и обучении ребёнка.

Слайд 4 переход к гиперссылке

В содержательный раздел АОП включены пять образовательных областей. Образовательный процесс осуществляется в совместной и самостоятельной деятельности детей.

 Коррекционную работу с детьми проводят педагог-психолог, учитель-логопед. Мы  в группе проводим  индивидуальную работу с детьми по рекомендациям специалистов.

Слайд 5

 Поэтому проблема  взаимодействия всех педагогов была одной из основных.

Решением этой проблемы стал «Журнал взаимодействия воспитателей и специалистов ДОУ», форма которого разработана педагогами.

В журнале отражаются задания, рекомендации для педагогов и родителей, уровень освоения материала каждым ребенком.

Фамилия, имя ребенка ________________________

Дата

Рекомендации

(содержание работ)

Примечания

(трудности в выполнении работы)

Слайд 6

  С целью фиксирования результатов освоения АОП,  динамики развития ребенка имеется «Карта  индивидуального развития». В карте отражен уровень сформированности  навыков и умений.  На основании данных карты возможна корректировка задач АОП, планирование образовательной деятельности с ребенком с ОВЗ.

Специалист

Формируемые навыки и умения

Результативность коррекционной работы

сентябрь

январь

май

Слайд 7

В группе созданы условия для работы с детьми ОВЗ. Имеется специальное место для индивидуальной работы,  в котором есть большое зеркало, настольные игры на развитие речи, внимания, памяти, воображения, тренажеры для выполнения дыхательных упражнений, развития мелкой моторики.

Слайд 8-9

В группе создан благоприятный микроклимат, дети с ОВЗ включены в жизнь группы (непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, мероприятиях и развлечениях, конкурсах).

Для родителей детей с ОВЗ регулярно проводятся консультации воспитателями и специалистами ДОУ, где даются рекомендации по выполнению заданий, упражнений в домашних условиях. Опыт показывает, что родители отмечают динамику в развитии своих детей, идут на контакт и принимают активное участие в образовательной деятельности.

Слайд 10

Результатом образовательной деятельности в условиях комбинированной группы можно считать следующие показатели:

  1. Дети с ОВЗ приняты детским  коллективом. У всех есть друзья, с которыми есть общие интересы, увлечения.
  2. Результаты диагностики.

2016г.

2017г.

ОНР 2 – 1 чел

ОНР 3 – 3 чел

ОНР 3 – 4 чел

Таким образом, эффективность образовательного процесса в группе комбинированной направленности зависит от согласованности действий всех участников (воспитателей, специалистов, родителей) по созданию условий для развития дошкольников.

Механизмом социальной адаптации, необходимым условием для ситуации успешности и эмоционального благополучия ребенка с ОВЗ служит Адаптированная образовательная программа, разработанная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

nsportal.ru

Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ

«Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ»

 

Дети с ОВЗ в ДОУ

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

  • Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?
  • Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?
  • Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

В материале эти вопросы рассматриваются со всех сторон. Особое внимание в статье уделено адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ, которые используются для группы детей, у которых есть то или иное нарушение здоровья.

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом или психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Рассмотрим пример. В дошкольную образовательную организацию приходит мама и говорит о том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья. Но подкрепляющий устные заявления документ из ПМПК семья предъявить не может.

В этом случае ребёнок не может быть определён в группу компенсирующей или комбинированной направленности.

Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК Следует отметить, что психолого-медико-педагогическая комиссия работает в двух направлениях:

  • обследует детей
  • даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях.

Сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной.

Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.

Обследование детей, в том числе обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляется по направлению образовательных организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

 

Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было.

В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях реализуется, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании.

В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад могут принять:

  • в группу в группу компенсирующей направленности
  • в группу комбинированной направленности.

В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?

 

Инклюзивное образование в ДОУ в группах комбинированной направленности.

Группы комбинированной направленности сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование в таких группах было и до принятия закона, когда в обычные детские коллективы включались дети с небольшими проблемами здоровья (пониженным зрением, лёгкой степенью глухоты и пр.).

Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом. В СанПиНах же указывается, сколько детей с ОВЗ может быть в такой группе. Как правило, программы, которые используют педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс, однако методы обучения детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою.

Одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений. Например, если два-три человека имеют одинаковую степень тугоухости, то адаптированная программа может быть единой. Если же в коллективе разные дети, особенно разные по видам нарушений, например, один ребёнок — с нарушением слуха, другой – с нарушением зрения, третий – с нарушением психического развития, тогда для каждого ребёнка в индивидуальном порядке прописывается адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование в группах компенсирующей направленности

Группы компенсирующей направленности — группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением. Например, группы для детей с нарушениями слуха, или группы для детей с нарушениями зрения, или группы для детей с нарушениями речи, и так далее. Закон «Об образовании» впервые ввёл в перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее в типовом положении. Такая группа детей с ОВЗ появилась впервые. К сожалению, в последние годы детей с ранним детским аутизмом действительно стало много, в новом тысячелетии медики стали активно диагностировать это заболевание. Дети-аутисты нуждаются в особых условиях получения образования, и именно поэтому они также подпадают под определение детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

Таблица определения количества детей в группах компенсирующей направленности

в зависимости от вида ОВЗ

 

Вид ОВЗ

Количество детей в группах компенсирующей направленности

до трёх лет

старше трёх лет

Дети с тяжелыми нарушениями речи

6

10

Дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи

12

Глухие дети

6

6

Слабослышащие дети

6

8

Слепые дети

6

6

Слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием

6

10

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

6

8

Дети с задержкой психического развития

6

10

Дети с умственной отсталостью легкой степени

6

10

Дети с умственной отсталостью умеренной, тяжелой

8

Дети с аутизмом

5

Дети со сложным дефектом (имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии)

5

5

Дети с иными ОВЗ

10

15

 

Исходя из особенностей воспитанников, группы компенсирующей направленности могут иметь 10 направленностей — в зависимости от категории детей.

В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа, единственная адаптированная основная образовательная программа. И это – одна из главных сложностей реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ в группах компенсирующей направленности. Дело в том, что примерных адаптированных основных образовательных программ, с учётом которых можно написать собственно адаптированную основную образовательную программу, пока на ФГОС-реестр не вывешено, к настоящему моменту они не разработаны. Есть только федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого они пишутся, но на основе этого документа дошкольным организациям достаточно сложно создавать адаптированные основные образовательные программы.

 

 

 

 

Подготовка детского сада к инклюзивному образованию

Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития все гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем. Безусловно, каждому ребёнку нужно попасть в нужное время и в нужное место, то есть в тот самый сад, где ему будет комфортно. В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья. Родителям не всегда удаётся получить путёвку в ту дошкольную организацию, где для такого ребёнка созданы условия. И если мама получает путёвку в общеразвивающую группу, а в образовательной организации нет нужного специалиста (психолога, логопеда, дефектолога), а ребёнку он категорически нужен по заключению ПМПК, то складывается двоякая ситуация. Со стороны кажется, что ребёнок охвачен дошкольным образованием. Но получает ли он именно то образование, которое ему необходимо? Отнюдь нет. Получает ли он именно тот набор условий, которые ему необходимы? Опять же нет. Как только в детском саду появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий.

А специальные образовательные условия — это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. К специальным образовательным условиям следует отнести:

  • повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ;
  • методическую составляющую;
  • изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование».

Таким образом, у дошкольной организации возникает довольно много серьёзных проблем, которые необходимо решать. Здесь следует напомнить, что подготовка педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения, – это прерогатива субъекта Российской Федерации. То есть орган государственной власти субъекта должен беспокоиться о подготовке данных педагогических работников, с одной стороны, и содействовать привлечению таких работников в организации, с другой стороны. Сегодня педагогические вузы в своих программах уделяют внимание образованию детей с ОВЗ, студентам предлагаются циклы лекций по этой теме.

Но времени в вузовской программе на изучение этой многогранной проблемы выделяется очень мало, глубина её проработки недостаточна для полноценной подготовки педагогов дошкольного образования к работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Будущим воспитателям даются только общие сведения о диагностике и какие-то отдельные отрывочные сведения о коррекции. Собственно методов работы с детьми с ОВЗ в ДОУ, приёмов работы, методик и технологий студенты и выпускники не изучают и навыков такой работы не получают. Поэтому воспитатель, который приходит в группу общеразвивающей направленности после педагогического колледжа, не готов, не владеет навыками, умениями, этими компетенциями, которые ему необходимы. Нельзя не сказать, что сегодня наше общество постоянно сталкивается с оптимизацией процессов и условий. Тяжёлой проблемой во многих регионах становится увольнение логопедов, психологов, дефектологов. Федеральные и региональные власти объясняют это снижением финансирования и оптимизацией расходов. Но отсутствие столь нужных специалистов в детских садах не позволяет в полной мере реализовывать образовательную программу для всех детей. Получается, что для одних категорий воспитанников она может быть реализована, а для других – нет. Однако при таком подходе становится невозможным исполнение закона «Об образовании» и федерального государственного образовательного стандарта. И, разумеется, никак не исполняется социальный запрос со стороны родителей, что немаловажно.

xn--d1abbusdciv.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *