Корни с чередованием лаг лож рос раст ращ рос – §24. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ, лаг//лож, скак//скоч / Русский на 5
Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -лаг- , -лож-, -раст-(-ращ-), -рос, 5-й класс
Разделы: Русский язык
Цели урока :
- 1.Закрепить правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- -лож- раст-(- ращ-) -рос-;
- 2. Сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне ;
- 3. Уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.
Оборудование : карточки
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Ребята , сегодня на уроке мы должны с вами повторить правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-,- раст-(- ращ-) ,-рос-;
2.Синтаксическая пятиминутка
Запишите предложение и найдите главные члены предложения
Туристический лагерь располагался в прекрасном лесу.
Разберите слово располагался по составу
Измените слово так , чтобы корень был -лож- (расположился)
3. Работа со словами
От данных глаголов с помощью суффикса –ени- образуйте новое слово , какой частью речи оно будут являться
- Излагать — изложение
- Предлагать — предложение
- Располагать — расположение
- Слагать — сложение
- Прилагать — приложение
Давайте сделаем вывод , когда в корне пишется а , когда о
Составьте с любым словом предложение.
4. Тренировочные упражнения
Детям раздаются карточки , 2 ученика работают у доски.
1 вариант
- Предл…гать ничью
- Прил…жение к журналу
- популярное изл…жение
- густо р…сти
- маленький р…сток
- перспективная отр…сль
- разл…жить р…стения
- молодая пор…сль
- р…стительная пища
- дубы разр…слись
- ул…житься в секунды
- пол…гаться на коллектив
2 вариант
- Петров Р…стислав
- возл…жить ответственность
- распол…гать данными
- семена прор…сли
- изл…гать программу
- зар…сли тростника
- отл…жить визит
- прил…гать усилия
- произр…стать на севере
- пол…жение дел
- подр…стающее поколение
- Жители Р…стова -на Дону
5. Игра “Составь слово ”
- Предутренний — приставка
- Поговорить – приставка
- Слагаемое – корень
- Решать — суффикс
- Писал — суффикс прошедшего времени глагола
- Собирала – окончание
Получилось слово : предполагала
Разберите слово по составу
6. Четвёртое лишнее
Сложение , положение, отложить , ложный
Растение , росток , отрасль, ростральные колонны
Ростральные колонны ( памятник архитектуры , один из символов Санкт-Петербурга , ростры-носы кораблей , которыми украшены колонны)
7. Работа с текстом
Спишите предложения , вставьте пропущенные буквы , объясните правописание слов
- Без удобрений не будет р…стений.
- Душу и сердце в работу вл…жи , каждой минутой труда дорожи.
- Трудно и дереву одинокому р…сти.
- Изл…жите содержание параграфа учебника
- Мы предл…жили провести слёт туристов на берегу реки.
- Рис р…стёт на болотистых местах
- Берег моря покрыт водор…слями.
- Эти места удивляют богатой р…стительностью.
8 .Подведение итогов урока
Сегодня мы с вами повторили правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- -лож-,- раст-,(- ращ-), -рос-;
Давайте подведём урок с помощью сигнальных карточек.
Какую букву надо писать в корне -лаг- | а |
Какую букву надо писать в корне -лож- | о |
Какая буква пишется в корне перед буквой с | о |
Назовите слова исключения | отрасль |
Какая буква пишется в корне перед — |
а |
Назовите слова исключения | Росток Ростислав Ростов ростовщик |
9. Домашнее задание
4.02.2008
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
Цифровые словарные диктанты. Корни с чередованием -раст- (-рос-), -лаг- (-лож-), -скак- (-скоч-); корни с чередованием Е, И.
Цифровой диктант направлен на формирование орфографической зоркости учащихся, умения вычленять морфему, содержащую указанную орфограмму, и применять правило написания. Подобная работа экономит время на уроке, т.к. в карту ответов записывается лишь выбранная орфограмма. Диктант может выполняться самостоятельно с печатного, электронного носителя или может быть записан со слов учителя. Контроль осуществляется не только учителем, но и учащимися самостоятельно по карте ответов, а также это может быть взаимопроверка при работе в парах.
Правописание корня с чередованием –раст-, -ращ-, -рос-.
1 вариант.
1.р…стения, 2.пор…сль, 3.р…сток, 4.разр…статься, 5.отр…сль, 6.имя Р…стислав, 7.водор…сли, 8.выр…щенный, 9.город Р…стов, 10.зар…слИ, 11.р…стовщик. 12.р…стение, 13.выр…сли, 14.разр…стается, 15.отр..сль, 16.р…стущий, 17.подр…сли, 18.отр…сли, 19.дор…сти, 20.зАр…сли, 21.р…сток, 22.перер…сли, 23.выр…щенный, 24.зар…сти, 25.ср…щение.
Карта ответов.
1-а 2-о 3-о 4-а 5-а 6-о 7-о 8-а 9-о 10-о 11-о 12-а 13-о 14-а 15-а 16-а 17-о 18-о 19-а 20-о 21-о 22-о 23-а 24-а 25-а
2 вариант.
1. р…стительность, 2. взр…щенный, 3. выр…сла, 4. подр…стает, 5. зар…стает, 6. вр…сли, 7. прор…сти, 8. пор…сль, 9. р…сточек, 10. выр…стим, 11.прор..стет, 12.взр..стили, 13.подр..сли, 14.отр..слевой, 15.взр..щённый, 16.разр..статься, 17.пор..сль, 18.вр..сли, 19.р…стовщический, 20.р…стём, 21.прир…сти, 22.зар…слИ, 23.ср…статься, 24.произр…стать, 25ср…слись.
Карта ответов.
1-а 2-а 3-о 4-а 5-а 6-о 7-а 8-о 9-о 10-а 11-а 12-а 13-о 14-а 15-а 16-а 17-о 18-о 19-о 20-а 21-а 22-о 23-а 24-а
25-о
Правописание корня с чередованием –лаг-, -лож-.
1.прил..гать, 2.перел..жить, 3.сл..гаемое, 4.прол..гать, 5.обл..жили, 6.нал..гать, 7.дол..жить, 8.отл..жить, 9.предл..гать, 10.сл..жить, 11.прил..гательное, 12. изл..гать, 13.ул..житься, 14.предпол..жение, 15.распол..гать, 16.разл..жить, 17.пол..жение, 18.распол..житься, 19.ул..жение, 20.распол..гайтесь, 21.изл..гать, 22.сл..гаемое, 23.ул..житься, 24.безотл..гательный, 25.предл..жение.
1-а 2-о 3-а 4-а 5-о 6-а 7-о 8-о 9-а 10-о 11-а 12-а 13-о 14-о 15-а 16-о 17-о 18-о 19-о 20-а 21-а 22-а 23-о 24-а 25-о
Правописание корня с чередованием –скак-, -скоч-.
1.выск..чить, 2.ск..калка, 3.проск…чить, 4.ск..куны, 5.ск..чок, 6.ск..ковой, 7.заск..чить,8.подск..чить, 9.ск..чок, 10.проск..кать, 11.ск..чу, 12.уск..кать, 13.отск..чить, 14.заск..чить, 15.доск..кать, 16.раск..чать, 17.выск…чка, 18.проск..чу сто вёрст, 19.проск..чу незаметно, 20.проск..чи на одной ноге, 21.проск..чил перед носом.
Карта ответов.
1-о 2-а 3-о 4-а 5-а 6-а 7-о 8-о 9-а 10-а 11-а 12-а 13-о 14-о 15-а 16-а 17-о 18-а 19-о 20-а 21-о
Корни с чередованием –Е-, -И-.
1 вариант
1.Соб_раться, 2.бл_стеть, 3.заб_рать, 4.зам_реть, 5.зам_рать, 6.расст_лать, 7.расст_лить, 8.выж_гать, 9.бл_стящий, 10.заж_гательный, 11.ст_реть, 12.бл_стать, 13.прот_реть, 14.выт_рать, 15.прин_мать, 16.заж_гать, 17.выч_тАть, 18.выж_мать, 19.прич_тать, 20.забл_стать, 21.выт_рали, 22.выд_раю, 23.заб_раю, 24.прот_реть, 25.соб_рающий.
Карта ответов.
1-и 2-е 3-и 4-е 5-и 6-и 7-е 8-и 9-е 10-и 11-е 12-и 13-е 14-и 15-и 16-и 17-и 18-и 19-и 20-и 21-и 22-и 23-и 24-е 25-и
2 вариант
1.выч_сть, 2.выч_тать, 3.расст_лить, 4.расст_латься, 5.зап_реть, 6.зап_рать, 7.приб_рать, 8.изб_ратели, 9.соч_тать, 10.соч_тание, 11.бл_стательный, 12.бл_снет, 13.приб_рет, 14.оп_реться, 15.выб_рать, 16.заст_лить, 17.зам_рло, 18.зам_рало, 19. раст_рать, 20.заж_гательный, 21.перен_мать, 22.предприн_матель, 23.забл_стеть, 24.раст_рающий, 25.соб_рать.
Карта ответов.
1-е 2-и 3-е 4-и 5-е 6-и 7-и 8-и 9-е 10-е 11-и 12-е 13-е 14-е 15-и 16-е 17-е 18-и 20-и 21-и 22-и 23-е 24-и 25-и
infourok.ru
Правописание корней -лаг-, -лож-, раст-, -ращ-, -рос-
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
КГУ школа — гимназия № 103
Открытый урок
по русскому языку
в 5 классе
на тему:
«Правописание чередующихся гласных О-А
в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
школы- гимназии № 103
Дорофейчик О.И.
Алматы 2015.
Цели урока :
1.Познакомить учащихся с правописание чередующихся гласных А//О в корнях –лаг- -лож- раст-(- ращ-) -рос-;
2. Сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне
3. Уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.
Оборудование : карточки
Ход урока
Перед началом урока учащиеся делятся на две группы, в каждой группе выбирается координатор.
Оценки учащимся выставляются после выполнения каждого задания в виде лепестка ромашки: 5 — красный, 4- желтый, 3 — зеленый. В конце урока подводятся итоги. Какого цвета больше, ту оценку и получает команда.
Вступительное слово учителя.
Словарно — орфографическая работа: «Угадай словечко»
В…т…ран, в…трина, те…итория, ми…ион, здра…твуйте, в…н…грет, профе…ия, р…машка, п…стух.
2.Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание .
Б…гровый Уд…вительный
С…реневый Пр…лестный
К…бинет Увл…кательный
В…лшебник Ед…ница
Л…ловый Зап…х
По какому принципу слова распределены в две колонки?
3. Работа с таблицей
Ребята, какие виды корней с безударной гласной вы знаете. Заполните таблицу.
Запишите предложение и найдите главные члены предложения
Туристический лагерь располагался в прекрасном лесу.
Найдите в предложении слово с чередующейся гласной ( располагался)
Разберите слово располагался по составу
Измените слово так , чтобы корень был -лож- (расположился)
О чем мы будем разговаривать сегодня на уроке?
4.Наблюдаем: от чего зависит написание ?(работа по группам)
Предлагать – предложить расти – выращивать
Слагаемое – сложить растение – заросли
Прилагательное –приложение вырасти – вырос
Учащиеся вместе с учителем формулируют правило.
После чего координаторы каждой группы переходят в другую группу и объясняют правило.
5. Применение. Формирование умений и навыков.
(Работа проводится в группах)
Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.
1 группа:
Изл…гать план,
Прол…гать путь,
Написать изл…жение,
Обл…жка тетради,
Прил…гать усилия
Простое предл…жение,
Возл…жить цветы.
2 группа:
Подросли, заросли,
вырастить, зарастать,
водоросли, растить,
пророс, растение,
подрастают, выращенный.
Перепишите текст. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.
Лет до ста р…сти нам без старости. 2.Тени л…жились по пыльной дороге. 3. Перед сном пол…гается чистить зубы. 4. Носильщики предл…гали свои услуги пассажирам. 5. Выр…сла я, липка, тоненькой и гибкой. 6. В садах и огородах выр…щивают культурные р…стения. 7. Изл…гайте свои мысли чётко и внятно.
6. Итог урока:
1. Расскажите о правописании безударных гласных в корне слова. На какие группы делятся?
2. Расскажите о правописании безударных проверяемых гласных в корне слова.
3. Расскажите о правописании безударных непроверяемых гласных в корне слова.
4. Расскажите о правописании безударных чередующихся гласных в корне слова:
— Правописание ЛАГ – ЛОЖ.
— Правописание РАСТ – РАЩ – РОС.
Выставление оценок командам.
7. Этап рефлексии
Ребята, а сейчас я попрошу вас создать «ромашку настроения». Если у вас отличное настроение и вам очень понравился урок, то прикрепите зеленый лепесток, если настроение не изменилось в течение этого времени то прикрепите синий лепесток, если настроение стало хуже , то красный, а если вы затрудняетесь то тогда белый.
Спасибо за урок.
infourok.ru
Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание чередующихся гласных о-а в корнях – лаг- |-лож-, — раст-, -ращ-,
ТЕМА: «Правописание чередующихся гласных о-а в корнях – лаг- |-лож-, — раст-, -ращ-, — рос-. Закрепление».
Цели: сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне с чередующейся гласной; научить умению определять написание О-А в корне с чередованием; познакомить с явлением омонимии.
продолжить работу по развитию речи учащихся: учить анализировать текст, находить изобразительные выразительные средства языка, учить видеть их роль и применять в собственной речи;
учить бережно и внимательно относиться к языку, речи; воспитывать в учащихся стремление помогать друг другу.
Ход урока:
Организационный момент.
-Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что этот позитив мы с вами сохраним на протяжении всего урока.
Работа над темой урока.
Актуализация знаний учащихся.
Посмотрите на слайд, здесь записаны слова, ваша задача заключается в следующем: прочитайте, вставьте пропущенные буквы, из вставленных букв составьте слово, дайте лексическое значение получившемуся слову. Зар…сли, тер…аса, суф..икс, пол..жение, мя…кий, тер…итория, предл…гать, килогра…, изл…гать. (слово орфограмма)
-Что такое орфограмма?
— Какие орфограммы вам встретились при выполнении данного задания?
— Напомните, пожалуйста алгоритм определения правописания чередующихся гласных в корне -лаг-/ -лож-; — раст-, -ращ-, — рос-
В безударном положение в корне –лаг- пишется а, в корне –лож- о: излагать, изложение.
В безударном положении в корне –раст-/-рос- перед ст и щ пишестя а: растение, выращу, росли.
Запомни! Искл.: Росток (росточек), ростовщик, Ростов, Ростислав; отрасль, полог
—Объясните лексическое значение слов: полог, ростовщик, отрасль.
Какое еще значение, кроме лексического, имеют слова? Определите грамматическое значение слова полог (Грамматическое значение — сущ. мужского рода, 2 скл., в ед.ч., в им. пад.).
Работа с текстом
Р_сти, р_сти, яблонька, подр_стай.
Цв_ти, цв_ти, яблонька,ра_цв_тай!
З_л_тое2 солнышко, жарче грей!
Выр_стайте,яблоки,1 поск_рей!
Р_сла, р_сла яблонька, подр_сла.
Цв_ла, цв_ла яблонька, отцв_ла2.
Отряхнула яблонька свой наряд,
И поспели яблоки для ребят4.
Вставьте пропущенные буквы, выделите корни с чередованием.
Слово яблоки зантраскрибирорвать.
Каким способом образовано слово отцвела?
Выполнить синтаксический разбор предложения: Поспели яблоки для ребят.
Физминутка.
Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.
1. Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+
2. Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+
3. Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+
4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-
5. Если в предложении Учитель проверил изложение, встречается слово с чередующейся гласной в корне слова, то сели.+
Работа с учебником.
Упр.312(выборочно, возле доски)
Выписать слова с чередующими гласными в корне слова
Заросла, зарастающий, расположилась.
Какой вывод можно сделать?
Работа в парах.
Перед вами письмо, которое написано почтальоном Печкиным Дяде Федору. Но в письме допущены ошибки, мы должны помочь Печкину. Найдите ошибки и исправьте их.
«Дорогой Дядя Федор! У нас проблемы!Шарик с Матроскиным поругались,не хотят работать в огороде. А в огороде вырасли помидоры. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина и водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин на печи лежит да песни предлогаетслогать. Шарик не хочет свои лапы к делу прилажить. Пропадет урожай! Приезжай поскорее!»
Самостоятельная работа учащихся
1) Изл..гать, 2) пол…гать, 3) сл…гаемое, 4) предл…гать, 5) возл…гать, 6) изл…жение, 7) возл…жить, 8) пол…г, 9) перел…жить, 10) распол…гать, 11) сл…гать, 12) предпол…гать, 13) прил…гательное, 14) р…стение, 15) прор…сти, 16) отр…сль, 17) р…стовщик, 18) р…сток, 19), подр…сли, 20) прор…сти, 21) выр…щенный, 22) дор…сти, 23) р…стительность, 24) возр…ст, 25) прир…сти.
Работа с перфокартой.
Подпишите свои листочки. Поставьте крестик в соответствующую строчку.
Излагать, Ростов, положить, изложение, прилагательный, отрасль, зарасти, расположение, предположить, предлагать.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А
Х
Х
Х
Х
Х
О
Х
Х
Х
Х
Х
-Оцените свою работу.
Критерии оценивания:
10 – “5”
8-9 – “4”
5-7 – “3”
0-4 – “2”
Творческая работа.
К сочетаниям слов подобрать и записать синонимы.
Добавление к чему-нибудь, например, к журналу (приложение).
То, что предложено, предлагается (предложение).
Частый кустарник, которым заросло какое-либо место (заросли).
Догадка, предварительная мысль (предположение).
Устроиться где-нибудь на отдых (расположиться).
Несколько вырасти, стать старше (подрасти).
Сообщать свои мысли (излагать).
Отдельная область деятельности науки, производства (отрасль).
Рефлексия
– О чем мы с вами говорили сегодня на уроке?
— Какая цель стояла перед нами? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ ( излагали, предполагали, проложили и т.д.).
Домашнее задание : параграф 38, р.т. стр. 72-73 и дополнительно карточку
Используя слова, составьте текст.
Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.
infourok.ru
Буквы О-А в корнях ЛОЖ-ЛАГ, РОС-РАСТ(РАЩ)
Буквы А – О в корнях -ЛАГ- – — ЛОЖ-, -РАСТ- (-РАЩ-) – -РОС-
5 класс
Буквы А – О в корнях -ЛАГ- – — ЛОЖ-
В корне -лаг- – -лож- в безударном положении пишется буква а , если за корнем стоит суффикс -а- :
при л а г а тельное
из л а г а ть
с л а г а ть
Буква о пишется, если за корнем нет суффикса а :
из л о ж ение
при л о ж ить
по л о ж ение
Буквы А – О в корнях -РАСТ-(-РАЩ-) – — РОС-
В корне -раст- (-ращ-) – -рос- буква а пишется перед ст , щ :
воз р а ст
р а ст ительность
вы р а щ ивать
Буква о пишется перед с :
вы р о с ший
за р о с ли
по р о с ли
Слова-исключения!
р о ст ок
р о ст овщик
Р о ст ов
Р о ст ислав
от р а с ль
Запомните!
Чередующуюся гласную в корне нельзя
проверять ударением ! Здесь применяем правило:
В слове выр о с в корне пишем гласную о ,
потому что в корне с чередующейся
гласной буква о пишется перед
согласной с .
Запомните!
Нужно отличать корень -рос- с чередующейся гласной о от омонимичного корня -рос- с безударной гласной, проверяемой ударением .
Слова с чередующейся гласной в корне:
за р о с ший, вы р о с .
Слова с безударной гласной, проверяемой ударением:
р о с а ( ро ʹ с ы), р о с инка ( ро ʹ с ы).
проверьте себя
Вставьте пропущенные буквы
Изл..гать, изл..жить, предпол..гать, предл..жение, прил..гательное, р..сток,
выр..сший, выр..щивать, отр..сль.
Из л а г ать, из л о ж ить, предпо л а г ать, пред л о ж ение, при л а г ательное, р о ст ок,
вы р о с ший, вы р а щ ивать, от р а с ль.
Распределите слова на две группы: 1) корни с чередующейся гласной; 2) корни с безударной гласной, проверяемой ударением
Поросший, росток, росинка, выросли,
росистый, поросль, роса, заросли.
Корни с безударной гласной. проверяемой ударением:
Корни с чередующейся гласной :
Рос инка, рос истый, рос а.
По рос ший, рост ок, вы рос ли, по рос ль,
за рос ли.
Найдите «лишнее» слово в каждом ряду
Изложение, прилагать, полагать, положить, растительность.
Изложение, прилагать, полагать, положить, растительность .
Положение, росток, выросли, положение,
излагать, проросший, возраст.
Положение, росток , выросли, положение,
излагать, проросший, возраст.
intolimp.org
Тест по русскому языку «Корни с чередованием -раст(-ращ-) — -рос, -лаг-
- Тест по русскому языку на тему «Правописание корней -раст- (-ращ-) – -рос и -лаг- -лож-«для 5 класса.
1. От чего зависит правописание безударных гласных в корнях с чередованием -раст- (-ращ-) – -рос?
а) от ударения в слове
б) от наличия суффикса -а-
в) от согласной после гласной в корне
г) другое__________
2. От чего зависит правописание безударных гласных в корнях с чередованием -лаг- — -лож- ?
а) от ударения в слове
б) от наличия суффикса -а-
в) от согласной после гласной в корне
г) другое__________
3. Укажите правильное объяснение написания слова ПОЛАГАТЬ
а) в корне пишется гласная А, так как это слово-исключение
б) в корне пишется гласная О, так как это словарное слово-исключение
в) в корне пишется гласная А, потому что перед Г и за корнем есть суффикс -А-
г) другое ________
4. Укажите строчку, в которой во всех словосочетаниях на месте пропуска следует написать гласную А:
а) изл..гать мысли, прил..гать усилие
б) пол..житься на товарища, пол..гаться на самого себя
в) распол..житься на ночлег, распол..гаться у костра
г) перел..жить книгу, возл..гать надежду
5. Укажите правильное объяснение написания слова РОСТОК
а) в корне пишется гласная А, так как это слово-исключение
б) в корне пишется гласная О, так как это словарное слово-исключение
в) в корне пишется гласная А, потому что перед СТ
г) другое ________
6. Укажите строчку, в которой во словах на месте пропуска следует написать гласную О:
а) вырос, отр..сль
б) произр..стать, выр..щенный
в) р..стение, отр..слевой
г) р..сток, р..сти
7. Укажите слово-исключение:
а) отр..сти
б) р..сти
в) отр..сль
г) р..сток
8. Что объединяет слова «прил..гать, р..сти, выр..щенный»?
а) в корне «о»;
б)в корне «а»;
в) слова-исключения;
г) слова одной части речи.
Комментарий: тест предназначен для обобщения по теме «Корни с чередованием -раст- — -рос-, -лаг- — -лож-, рассчитан для проведения после повторения материала. Количество верных ответов в вопросах — 1-2 Рекомендуемое время проведения 15-20 минут.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
«Чередование гласных О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РОС-РАСТ-РАЩ» (6 КЛАСС).
Чередование гласных О-А в корнях
-ЛОЖ-, -ЛАГ-, -РОС-, -РАСТ-, -РАЩ-.
_______________________________________________________________________
Разминка.
Сколько в минуте секунд – 10 или 100?
В одном цветочном горшочке 8 маленьких фиалок. Сколько нужно докупить горшочков, чтобы в каждом из них оказалось по 2 фиалки?
Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке рубль да пятак… Сколько всего?
Представьте дом. В доме 9 этажей. На первом этаже живет 2 человека, на втором 4, на третьем 8, и так далее до девятого этажа. В доме есть лифт. Какая кнопка лифта нажимается чаще всего?
Кто быстрее плавает утенок или цыпленок?
У кого уши на ногах?
Кто рождается с бородой?
расти, выращенный, заросли
Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль
— лаг – лож—
слагаемое, сложение
Вставь пропущенные буквы.
Предл…гать ничью
Прил…жение к журналу
популярное изл…жение
густо р…сти
маленький р…сток
перспективная отр…сль
разл…жить р…стения
молодая пор…сль
р…стительная пища
дубы разр…слись
ул…житься в секунды
пол…гаться на коллектив
Петров Р…стислав
возл…жить ответственность
распол…гать данными
семена прор…сли
изл…гать программу
зар…сли тростника
отл…жить визит
прил…гать усилия
произр…стать на севере
пол…жение дел
подр…стающее поколение
Жители Р…стова -на Дону
Игра “Составь слово ”
Предутренний — приставка
Поговорить – приставка
Слагаемое – корень
Решать — суффикс
Писал — суффикс прошедшего времени глагола
Собирала – окончание
Получилось слово:____________________
Четвёртое лишнее.
Сложение, положение, отложить, ложный.
Растение, росток, ростральные колонны, отрасль.
Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, объясни правописание слов
Без удобрений не будет р…стений.
Душу и сердце в работу вл…жи, каждой минутой труда дорожи.
Трудно и дереву одинокому р…сти.
Изл…жите содержание параграфа учебника
Мы предл…жили провести слёт туристов на берегу реки.
Рис р…стёт на болотистых местах
Берег моря покрыт водор…слями.
Эти места удивляют богатой р…стительностью.
Поставь знак «+» около тех словосочетаний, в которых глагол сложить употреблен в прямом значении.
сложить дрова в поленницу
сложить с себя полномочия
сложить газету пополам
сложить оружие
сидеть сложа руки
сложить два числа
сложить чемодан в дорогу.
«Письмо с ошибками!» Все вы помните персонажей знаменитого мультфильма «Трое из Простоквашино». Так вот… Почтальон Печкин написал Дяде Фёдору тревожное письмо. Но в былые годы Печкин смог получить только начальное образование … Давайте попытаемся найти эти ошибки, исправить их. Иначе письмо до адресата не дойдет.
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
Перерисуй по клеточкам цветок.
12. Впиши вместо знака вопроса номер нужной фигурки.
Перерисуй по клеточкам цветок.
Перерисуй по клеточкам цветок.
Перерисуй по клеточкам цветок.
infourok.ru