cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сопровождение детей инвалидов в школе – Программа психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов МКОУ «Волчихинская средняя школа №1».

Положен ли ребенку-инвалиду бесплатный сопровождающий в школе?

Здравствуйте, Кристина!

Согласно ч. 1-3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя (…) предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

Из данных норм следует вывод, что услуги ассистента могут предоставляться обучающемуся с ОВЗ или инвалиду не во всех и не в любых образовательных организациях, а только в тех, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. 

Ожидать или требовать, что школа возьмет на работу или орган соцзащиты пришлет в Вашу школу ассистента, который примется заниматься с Вашим ребенком, нет никаких оснований. Более того, для того, чтобы, предположим, Ваша школа смогла обучать по адаптированным программам, она должна пройти для этого аккредитацию. По всей видимости, школа, в которой учится Ваш ребенок, эту аккредитацию не проходила. В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. Как разъяснял на своем сайте Минобрнауки России, образовательная деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам будет подлежать государственной аккредитации со дня вступления в силу специальных Стандартов, а именно с 1 сентября 2016 года.

Поэтому Ваш вопрос решается совершенно иначе, а именно путем перевода Вашего ребенка в ту школу, которая обучает по адаптированным основным общеобразовательным программам в соответствии со специальными Стандартами.

Для этого Вам следует обратиться в министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края https://minobr.krasnodar.ru/.

А основание для такого обращения у Вас есть, так как в ИПРА Вашего ребенка указано, что он нуждается в рекомендациях по условиям организации обучения, и определен исполнитель этих рекомендаций — ОИВ субьекта РФ, к которому следует обратиться. 

Уточнять и переделывать ИПРА не нужно, так как в ИПРА указывается только Нуждается/Не нуждается, а конкретные рекомендации  по условиям организации обучения будет давать исполнитель — министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.

Причём нуждаемость в рекомендациях по условиям организации обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов определяется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах проведенного обследования ребенка (абзац третий пункта 6 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 486н). Поэтому запастись заключением ПМПК не будет лишним. Хотя в ИПРА имеется запись о нуждаемости, но при зачислении в школу, работающую по адаптированным программам, не исключено, что заключение ПМПК может понадобиться.

pravoved.ru

Рабочая программа на тему: ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Горьковская средняя общеобразовательная школа

Шипуновского района Алтайского края

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Составитель: Труфанова Ирина Юрьевна,

учитель начальных классов,

2 квалификационная категория.

Введение

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы психологического сопровождения.

Задачи маршрута сопровождения:

  • развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)
  • осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
  • проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
  • подготовка к школьному обучению
  • оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка

Однако проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей-инвалидов в частности в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема психологического сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).


1. Психологическое сопровождение детей – инвалидов

Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию — коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.

Образование — неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи…

Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.

Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.), можно.

Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов. Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда. Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения (как основного, так и дополнительного типа) для использования их потенциала.

Другим важным аспектом служит повышенная утомляемость детей с проблемами развития, что увеличивает временной объем на прохождение ими тематических разделов реализуемой в детском объединении программы, а также обуславливает степень усвоения пройденного материала. Для обеспечения эффективного педагогического и психологического сотрудничества педагогу необходимо использовать дополнительные стимулы и средства педагогического воздействия, что иногда порождает внутренние противоречия, в виду отсутствия специализированной подготовки.

Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.

Поэтому для педагога школы определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.

Создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;

уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;

чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;

владеть различными технологиями реабилитации;

формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.

2. Методы и методики работы с детьми – инвалидами

Реабилитация носит социальный характер, так как её реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности. Применительно к ребёнку-инвалиду его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребёнка.

Следует отметить, что использование искусства как реабилитационного метода наиболее доступно для социального педагога, поскольку специальных медицинских знаний при этом не требуется. Следовательно, и социальный педагог коррекционной школы также может использовать арттерапию в реабилитационной деятельности.

Термин “арттерапия” по определению Е. И. Холостовой – это способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности.

Основными видами арттерапии являются:

Музыкотерапия.

Куклотерапия.

Сказкотерапия

Фольклор. психологический сопровождение инвалидность дети

Для работы с родителями предлагаются следующие рекомендации:

Наряду с уже используемой анкетой, можно применять социальный паспорт, который, поможет специалисту более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации.

“Дни открытых дверей” – присутствие на занятиях, совместная работа по освоению каких-либо необходимых навыков на уроках с логопедами.

Родительские сообщения и доклады – они способствуют повышению грамотности в области и коррекционной педагогике, и психологии; пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома.

Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. Так как социальный педагог работает совместно с психологом, то обработать и предоставить результаты должен именно он. А уже по результатам исследования социальный педагога строит свою работу с родителями, в частности с матерью.

Для более тесного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами, социальным педагогом и другими специалистами, необходимо организовать концерты: “Алло, мы ищем таланты!”, где могли бы участвовать все.

Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т.к. только при взаимодействии с семьей, социальный педагог может помочь ребенку-инвалиду.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи — помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

• психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;

• консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации

3. Примерный план работы с обучающимися ограниченными возможностями здоровья

Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи
(направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,
мероприятия

Сроки

Ответстве
нные

Медицинская диагностика

 

Определить состояние физического и психического здоровья детей.

 

Выявление состояния физического и психического здоровья детей.

Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями,
наблюдение классного руководителя,
анализ работ обучающихся

 

 

 

сентябрь

 

 

Классный руководитель
Медицинский работник

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления группы «риска»

Создание банка данных  обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи

Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ

Наблюдение, психологическое обследование;
анкетирование  родителей, беседы с педагогами

 

 

 

сентябрь

 

Классный руководитель

Углубленная  диагностика детей с ЗПР, детей-инвалидов

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических «портретов» детей

Диагностирование.
Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования)

сентябрь

Классный руководитель

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.
Выявить резервные возможности

Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Разработка коррекционной программы

До 10.10

Классный руководитель

Социально – педагогическая диагностика

 

Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой  и личностной сферы; уровень знаний по предметам

 

 

 

Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.
Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

 

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

 

 

Сентябрь — октябрь

 

Классный руководитель
Учитель-предметник

Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

 Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Ответственные

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов

Планы, программы

Разработать индивидуальную программу по предмету.
Разработать воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей с ЗПР, детей-инвалидов.
Разработать план работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса.
Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

сентябрь

Заместитель
директора по УВР,
классный руководитель.

Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Формирование групп для коррекционной работы.
2.Составление расписания занятий.
3. Проведение коррекционных занятий.
4. Отслеживание динамики развития ребенка

В течение уч. года

Классный руководитель

Лечебно – профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР, детей-инвалидов

 

 

Разработка  рекомендаций для учителя, и родителей по работе с детьми — инвалидами.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Организация  и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование  навыков здорового и безопасного образа жизни.
Реализация профилактических образовательных программ

 

В течение года

Заместитель
директора по УВР
Классный руководитель

Консультативная работа

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Ответственные

Консультирование педагогических работников по  вопросам инклюзивного образования

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Заместитель директора
по УВР, классный руководитель

Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
2. Разработка плана консультативной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Заместитель директора
по УВР, классный руководитель

Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса


Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Ответственные

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Организация работы  семинаров, тренингов… по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

Заместитель директора
по УВР, классный руководитель

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

 

 

Заместитель директора
по УВР
классный руководитель

Работа с родителями обучающихся

Цель: повышения уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка. 

Взаимодействие с родителями.

        Активное сотрудничество с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Помощь  родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка.

       Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.

Для родителей проводятся консультации, которые оказывают помощь родителям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) школьного возраста.

Принципы работы

ДОБРОВОЛЬНОСТЬ  

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

СОБЛЮДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

Основные направления:

        


  1. Повышение педагогических знаний    
  2. Оказание содействия в социализации ребенка

В МБОУ в ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня, занятия в домашних условиях


Дата

Содержание  работы
с родителями  обучающегося

1 четверть

Мониторинг родителей на предмет родительско-детских отношений. Беседа на тему «Человек создан для радости»

Консультация родителей по поводу трудностей в адаптации.  Выработка общих путей решения проблемы.

Беседа на тему «Во всех нас нет совершенства»

Беседа по проблеме полной зависимости ребенка от мнения родителей.

2 четверть

Консультация родителей об итогах проделанной работы, познакомить с результатами повторного мониторинга.

Беседа с родителями по вопросу коррекции стиля родительско — детских отношений «Мы все нуждаемся в помощи друг друга».

3 четверть

Февраль (ежегодно)

Март.
(ежегодно)

Консультация родителей по поводу трудностей ученика в учебе, его психологической неготовности к обучению, поиск путей решения проблемы.

Родительское  кафе
Тема «Как выбрать кружок ребёнку?»

 

Тема «Трудности при переходе в основную школу.

4 четверть

Апрель
(ежегодно)

Знакомство родителей с итогами контрольного мониторинга.
Выявление положительной тенденции  в проделанной работе.

Родительское кафе

Список использованной литературы

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1991. – 88 с., ил.

2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997. — №1. – С. 3 -10.

3. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996. – 210 с.

nsportal.ru

Программа психологического сопровождения детей-инвалидов

Программа для учащихся со статусом «ребенок-инвалид»

в средней и старшей школе «Я это Я»

Пояснительная записка

Данная программа направлена на создание и развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида. Такие дети есть почти в каждой школе. Воспитание ребенка c ограниченными возможностями – одна из самых сложных и трудных задач. Очень важно дать понять ребенку, что он не инвалид, а просто «ребенок со специфическими нуждами». В настоящее время сложилась устойчивая тенденция иждивенчества. Бытует расхожая фраза, что инвалид должен быть равным среди равных, а иногда и превосходить здорового человека, поскольку на его долю выпали большие испытания и он должен с достоинством их преодолеть. И такого человека надо воспитывать с детства. Для этого необходимо применять различные формы реабилитации и разрабатывать специальные программы, тренинги, чтобы у родителей детей-инвалидов были знания, психологический настрой и оптимизм в дальнейшей судьбе ребенка. Инвалидами признаются дети, у которых имеется значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Показанием для определения инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных и приобретенных заболеваниях и после травм. Инвалидность ребенка означает необходимость представления ему социальной защиты или помощи, объем и структура которых определяются в виде индивидуальной программы реабилитации с учетом комплекса медицинских, личностно- психологических, социально- психологических факторов. При этом учитываются: характер заболевания, возраст, степень нарушения функций, составление компенсаторных механизмов, прогноз течения заболевания, возможность социальной адаптации и удовлетворения потребности в различных видах и формах социального обеспечения. Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание определяется исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся на основе рекомендаций ПМПК при необходимости написания индивидуальной адаптивной общеобразовательной программы.

Цель программы — формирование эффективной системы поддержки детей-инвалидов, включающей в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности в ОУ, позволяющей реализовать творческий потенциал ребенка.

Задачи:

— Выявление особых образовательных потребностей детей-инвалидов;

— Осуществление индивидуальной психолого-педагогической помощи детям-инвалидам;

— Помощь детям инвалидам в освоении образовательной программы среднего и основного общего образования и интеграции в образовательном учреждении;

 — Оказание методической, психологической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей-инвалидов.

Участники программы: учащиеся с особыми образовательными потребностями

Психологическое сопровождение детей-инвалидов включает в себя взаимосвязанные направления — модули. Данные модули отражают его основное содержание:

1.Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей-инвалидов, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

    1. Содержание работы: психологическая диагностика.

Цель:

выявление индивидуальных психологических особенностей детей-инвалидов и подготовка рекомендаций по психологическому сопровождению

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей-инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения.

2.1. Содержание работы: выбор и разработка оптимальных для развития ребенка-инвалида коррекционных программ в соответствии с его образовательными потребностями.

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей-инвалидов.

2.2. Содержание работы: организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения

Цель: реализация плана индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей-инвалидов.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей-инвалидов и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

3.1. Содержание работы: консультирование педагогов.
Цель:
дать рекомендации по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся имеющими статус инвалида.

3.2. Содержание работы: консультирование родителей (законных представителей)
Цель: дать рекомендации по выбору стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка-инвалида.

3.3.Содержание работы: консультирование обучающихся с инвалидностью.

Цель: Дать рекомендации по выбору стратегии обучения и поведения,
исходя из своих индивидуально-типологических особенностей.

4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
4.1. Содержание работы: тематические выступления для педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся.

Цель: Разъяснение индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей-инвалидов.

Общие принципы и правила психологического сопровождения детей-инвалидов:

  1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в
    центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи.

  2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе.

  3. Принцип комплексности–можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте администрации, педагога- психолога, социального педагога, логопеда, педагогами ОУ и родителями (законными представителями).

  4. Принцип деятельностного подхода — психологическая, логопедическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребенка. А также так же на тот вид
    деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

  5. Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с
    ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими

Формы обучения, обеспечивающие удовлетворение особых
образовательных потребностей детей-инвалидов, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими
общеобразовательных программ.

Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его
интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-
педагогическом консилиуме с учетом рекомендаций медицинских работников, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей).

Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная напостепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого.

Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно

используется на протяжении всего курса и позволяет каждому обучающемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.

Индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися.
В школе организуется индивидуальная и групповая коррекционная работа
с обучающимися, которая проводится учителем-логопедом, педагогом-
психологом, педагогами школы. Отбор в группы коррекционных занятий,
обучающихся для индивидуальных занятий проводится по итогам обследования и с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума.

Индивидуальное обучение

Воспитание и обучение детей-инвалидов на дому осуществляется вариативно:
— занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно,

когда часть занятий проводится на дому, часть в школе;
— занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе или
комбинированно, когда часть занятий проводится индивидуально в ОУ, часть
занятий проводится в классе.

Ожидаемый результат

Обеспечение высокого уровня качества образования для детей-инвалидов;

— Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка;

— Развитие познавательной деятельности учащихся со статусом «инвалид»;

— Адаптивность ребенка-инвалида в обществе.

Оценка эффективности:  программы осуществляется с помощью диагностических методик, наблюдения, собеседований с родителями и педагогами.

Методическое обеспечение:

1. Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения.», Ярославль: Академия
развития, 2001

2. Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности.», Ярославль,: Академия

развития, 2006

3. Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей», Екатеринбург: У
– Фактория, 2005

4. А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания», М., ТЦ Сфера, 2002

5. Л.Н. Копытова «Развитие пространственных представлений и образного мышления»,Екатеринбург, «Форум — книга», 2007

6. Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000 8.

План психологического сопровождения детей-инвалидов

в МОАУ «Гимназия №7» на 2016-201 учебный год

Цель

Ответственный

1

Составление банка данных детей-инвалидов

Первичный сбор данных о детях-инвалидах

Сентябрь

2

Разработка рекомендаций педагогам по работе с детьми инвалидами

Оказание психологической помощи педагогам по работе с детьми-инвалидами

Октябрь

3

Разработка психологических рекомендаций родителям, имеющим детей-инвалидов «Психологические особенности ребенка – инвалида. Как справиться с проблемой инвалидности»

Психологическое просвещение родителей, воспитывающих детей-инвалидов

Ноябрь

4

Изучение социально-психологического климата в классном коллективе, социального статуса ребёнка.

Изучение степени сплочённости в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Место ребёнка в коллективе (лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый или изолированный).

Ноябрь-декабрь

5

Наблюдение за учащимися на уроках

Изучение личностных особенностей и особенностей поведения учащихся.

Ноябрь-декабрь

6

Помощь в профессиональном самоопределении учащегося с ограниченными возможностями

Профессиональное самоопределение  включает в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии.

Декабрь — февраль

7

Исследование учащихся с помощью психологических методик

Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности учащихся. Анализ  негативных изменений поведенческих реакций, эмоциональной сферы; проблем в общении;  наличие страхов, комплексов,  модели поведения «жертва».

Ноябрь — апрель

8

Заполнение индивидуальных карт на детей инвалидов

Прослеживание динамики развития ребенка

В течение года

9

Профилактическая и психокоррекционная работа индивидуально или(и) в группе

Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков.

В течение года

10

Индивидуальное психологическое учащихся, родителей и учителей

Психологическая помощь учащимся, родителям, учителям имеющим ребенка с ограниченными физическими и умственными возможностями, контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.

Оказание психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю.

В течение года

infourok.ru

«Программа психолого- педагогического сопровождения детей

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Барановская школа-интернат»

Утверждено:

Согласовано Директор ОГКОУ

на педагогическом совете «Барановская школа-интернат»

протокол №__ __________ Е.В.Вирясов

от __________________ Приказ №____от_______

Программа

психолого-педагогического сопровождения

детей – инвалидов и их семей

с. Барановка

2016

Пояснительная записка

Инвалидность следует рассматривать не только как нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приведшее к ограничению жизнедеятельности, но и как психологический феномен. Инвалидность – психологическое образование личности, выраженное ее деформацией, тотально препятствующей эффективному социальному функционированию на фоне резко сниженной самооценки, непродуктивных контактов с окружающими.

Данное психологическое образование личности является следствием неадекватного понимания здоровыми людьми феномена «инвалидности», излишней изоляции и исключением инвалидов из полноценного участия в общественной жизни, игнорировании большинством их равных прав с другими гражданами страны, что является явной социально-психологической дискриминацией.

В развитии ребенка все взаимосвязано, взаимообусловлено. Специалистам необходимо определить его «точки роста», зону ближайшего развития, спрогнозировать его реальные перспективы, создать условия для самореализации во всех сферах деятельности. Цель образовательного учреждения – не только обучение, передача ребенку определенной суммы знаний, а, прежде всего – формирование личности человека. Таким образом, в модель психолого-педагогического сопровождения закладывается безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.

Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограни­ченными возможностями — это целенаправленная, организованная система деятельности психолога, педагогов и администрации школы по обеспе­чению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Эта система представляет собой совокупность структурных компонен­тов, органически связанных между собой.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей — создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися, а также создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.

К основным задачам психолого-педагогического сопровождения детей – инвалидов и их семей отно­сятся:

1.Проведение диагностики психофизиологического отклонения в развитии ребенка с целью оказания помощи родителям в прогнозировании путей дальнейшего развития ре­бенка с учетом возможных последствий.

2. Разработка технологий, методов, приемов и средств психолого-педагогического взаимодействия родителя и ребенка-инвалида с целью его личностного развития.

3.Оказание помощи семьям по предупреждению возникновения нарушений развития вторичных дефектов.

4.Определение   семьей и школой  общих     и     конкретных     задач психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.

5.Трансформирование психологической, педагогической и научной информации в целях эффективного психолого-педагогического сопровожде­ния.

6.Оказание помощи семьям по   целенаправленному   формированию положительной   мотивации участия в процессе психолого-педагогического сопровождения у детей с проблемами в развитии и воспитание у них оптимизма, видения жизненной перспективы, ощущения успеха.

Задачи психолого-педагогического сопровождения определяют взаи­мосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъектов этой сложной системы.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

  • психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельно­сти их ребенка;

  • консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности дейст­вий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у де­тей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации.

При рассмотрении вопроса о психолого-педагогическом сопровождении мы опираемся на понимание комплексности в его организации и осуществлении с включением, где есть в этом необходимость, оздоровительной, реабилитационной деятельности специалистов образовательного учреждения.

Программа предполагает ведение Карт психологического и Карт педагогического сопровождения детей-инвалидов. Данные карты сопровождения должны включать в себя годовой план индивидуальной работы с данной категорией детей, а так же в них необходимо отражать результаты проводимой работы.

Данная программа сопровождения может дублироваться на протяжении нескольких учебных лет, так как она включает в себя те мероприятия, которые требуют ежегодного повторения на протяжении всего обучения ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении.

Содержание программы

пп

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Ответственные

Психологическая поддержка развития и социальная адаптация детей – инвалидов и их семей

1.

Пополнение и корректировка банка данных о детях-инвалидах (ведение картотеки).

По мере поступления

Педагог-психолог, кл. рук.

2.

Дифференцированная индивидуальная и групповая психодиагностика

По мере необходимости

Педагог-психолог

3.

Индивидуальная консультационная помощь для родителей детей-инвалидов, педагогов, учащихся

Консультационные дни,

по запросу

Педагог-психолог, педагоги, кл. рук

4.

Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая и реабилитационная работа с детьми — инвалидами

По запросу родителей,

постоянно

Педагог-психолог, кл. рук

5.

Групповая просветительская работа для родителей детей – инвалидов, педагогов

По запросу

Педагог-психолог,

кл. рук

6.

Привлечение детей-инвалидов к участию в школьных мероприятиях.

Постоянно

Кл. рук.,

пед. орг.

7.

Посещение детей-инвалидов на дому одноклассниками.

Постоянно

Кл. рук.

8.

Психолого-медико-педагогический консилиум

Постоянно

Члены ПМПк,

кл. рук

9.

Обеспечение комфортности школьной среды.

Постоянно

Педагогический коллектив школы

10.

Групповые тренинги общения

По запросу

Педагог-психолог

11.

Коррекционно-развивающая работа с детьми-инвалидами по индивидуальному плану

По запросу

Педагог-психолог

Профессиональная ориентация детей-инвалидов

12.

Проведение индивидуальных консультаций и тестирования детей-инвалидов по вопросам профориентации.

По мере необходимости

Педагог-психолог,

кл. рук

13.

Индивидуальное консультирование родителей детей — инвалидов по вопросам профориентации.

По мере необходимости

Педагог-психолог,

кл. рук

Обеспечение разноуровневого обучения и воспитания детей – инвалидов, реализация интегрированного обучения

14.

Обеспечение обучения на дому детей-инвалидов по программе общеобразовательной школы.

Постоянно

Зам. директора по УВР

15.

Обеспечение условий для обучения детей-инвалидов в общеобразовательных классах.

Постоянно

Зам. директора по УВР

Физическая реабилитация детей-инвалидов

15.

Создание условий для занятий детей-инвалидов спортом в школе (при отсутствии противопоказаний).

Постоянно

Учителя физкультуры

Информационно-аналитическая работа

16.

Ведение Карт психологического и педагогического сопровождения ребенка-инвалида, содержащих сведения о состоянии его здоровья и развитии интеллектуальных возможностей растущего организма с целью определения условий для оптимальной работоспособности и жизнедеятельности.

Постоянно

Педагог-психолог,

кл. рук, зам. директора по ВР

Профилактическая работа

17.

Организация питания (достаточность, сбалансированность, правильность сочетания продуктов).

Постоянно

кл. рук, мед. работник

18.

Помощь в организации ежегодного отдыха в оздоровительных лагерях и санаториях, для детей имеющих проблемы со здоровьем.

Постоянно

кл. рук, зам. директора по ВР

19.

Разработка и внедрение в образовательный процесс технологий, укрепляющих и сохраняющих здоровье

Постоянно

зам. директора по ВР, педагоги школы

20.

Внедрение образовательных программ, учебных курсов воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни.

Постоянно

зам. директора по ВР, УВР

21.

Формирование систем непрерывного образования по здоровому образу жизни;

Постоянно

зам. директора по ВР

22.

Родительские лектории, с целью привлечения внимания родителей к проблеме здоровья.

По запросу

Педагог-психолог,

кл. рук, зам. директора по ВР

23.

Пропаганда ЗОЖ.

Постоянно

Педагоги школы,

кл. рук, зам. директора по ВР

Ожидаемые результаты данной программы

Процессы, подвергающиеся

воздействию

Ожидаемые результаты

1. Изменение (повышение) воспитательного потенциала семьи;

  • снижение общей неудовлетворенности при оценке состояния семьи;

  • снижение нервно-психического напряжения в семьях;

  • снижение показателя семейной тревожности;

  • повышение ориентации на кооперацию и партнерство как социально-желательные образы родительских отношений;

  • снижение показателей конфликтности и враждебности в семейных отношениях.

2.Развитие технологического обеспечения педагогического сопровождения семейного воспитания;

  • овладение диагностическим инструментарием в работе с родителями;

  • расширение арсенала педагогических приемов и техник в организации взаимодействия педагогов и родителей;

  • расширение форм взаимодействия ШКОЛЫ с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.

3.Динамика личностного развития ребенка-инвалида

  • снижение показателей тревожности и возбудимости;

  • повышение ресурсов адаптации;

  • развитие психических познавательных процессов;

  • развитие эмоционально-волевой сферы;

  • развитие саморегуляции и др.

4. Личностное развитие учащихся школы

Карта психологического сопровождения ребенка-инвалида

1. ФИО учащегося______________________________________________________

2.Дата рождения_____________

3. ФИО родителей______________________________________________________

4. Домашний адрес______________________________________________________

5. Заболевание __________________________________________________________

6. Возраст получения инвалидности__________________

7. Особые медицинские рекомендации______________________________________

8. Краткая характеристика ребенка_________________________________________

_______________________________________________________________________

Качества личности

Достаточная мотивация к учению

Эмоциональная устойчивость

Осознанное отношение к своему здоровью

Открытость, контактность в общении

Адекватная самооценка

Негативное отношение к школе

Агрессивность

Тревожность

Сформированности общеучебных навыков

Скрытость, замкнутость

9. Особенности семейного воспитания________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

10. Основные направления работы___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Дополнительные сведения______________________________________________

_______________________________________________________________________

infourok.ru

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов как важнейшая составляющая дистанционного образования

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Если каждый из нас сумеет сделать
счастливым другого человека — хотя бы одного,
на Земле все будут счастливы.
Ю.Никулин

Одним из важных аспектов при осуществлении работы с детьми-инвалидами является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. “Особым” воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.

Поэтому для меня как для педагога-психолога определяющим фактором в работе с такими детьми стало восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребенок, по моему мнению, должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий.

Хочу немного остановиться на проблеме наличия психологических трудностей у детей-инвалидов, обучающихся при помощи дистанционных технологий. Речь идет не только о том, что данная группа детей требует к себе особого внимания и общения, но и о работоспособности самих обучаемых, которым необходимо адаптироваться к образовательным нагрузкам. У большинства детей работоспособность снижена из-за долгого пребывания за компьютером, из-за повышенной отвлекаемости при обучении в домашних условиях на внешние раздражители (например, отвлекаемость на посторонние разговоры, телевизор и т.п.), из-за неспособности сосредоточить внимание на упражнении, выполнении какого-либо задания, что в свою очередь влияет на результат обучения. Отмечается повышенная утомляемость, нарушение сна, острые психозы, дети подвержены стрессам.

В условиях обучения с помощью дистанционных технологий невозможным является отслеживание эмоционально-волевой сферы ребенка, как ребенок реагирует на те или иные задания, выполняет ли он их легко или с большим трудом. Важным моментом является реакция ребенка на успех-неуспех в выполнении задания, критичен ли он к результатам своей деятельности — что с использованием дистанционных технологий не отследить. Дети, которые большую часть своего времени проводят за компьютером, подвержены стрессам, различным заболеваниям, психосоматическим расстройствам. Для каждого ребенка создана информационно - образовательная среда, но дети лишены самого главного — человеческого общения. Большая роль отводится самостоятельности детей, но детям с ОВЗ постоянно требуется помощь, однако данная форма обучения направлена на обособленность (удаленность) ребенка от преподавателя. Учащийся часто чувствует себя неуверенно из-за отсутствия рядом педагога и внятной оценки своих успехов или неудач в обучении из-за недостаточной обратной связи с учителем и, чаще всего, с другими учащимися. Таким детям живой посредник нужен не меньше, а больше, чем здоровым детям. Ведь социализация у них затруднена.

Кроме отрицательных моментов дистанционного обучения есть и положительные. По уровню своего интеллектуального развития, в том числе и по способности к освоению компьютерных технологий, дети с ОВЗ успешно усваивают знания, а иногда не только не уступают, но и даже превосходят своих сверстников. Как показывает практика, дистанционное обучение стимулирует интеллектуальную деятельность детей с ОВЗ, развивает пространственное мышление, память логику, внимание. Важно отметить, что дистанционное обучение, основанное на получении “знаний-умений-навыков” превратится в период обучения из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. В этих условиях важным является то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья находил оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Использование работы за компьютером не позволит ребенку с ОВЗ пойти привычным, для этой группы детей способом — списать у соседа, теперь ребенку необходимо работать самому, принимать решения самому и самому справляться с поставленными задачами. Это в свою очередь положительно влияет на мыслительные операции ребенка, он сам анализирует задания, свои подходы в решении задач, свои результаты, сравнивает их с правильными результатами.

Яркие, красочные презентации позволяют привлечь внимание детей. Также наглядное предъявление материала особенно важно для детей с ОВЗ, т.к. у данной категории детей зрительная память преобладает над слуховой. Работая с компьютером, дети могут сами моделировать изучаемые объекты при помощи компьютерных программ, теперь они осознают свою значимость, необходимость и они из пассивных переходят в разряд активных участников образовательного процесса.

Работа за персональным компьютером положительно сказывается на развитии у данной категории детей пространственной ориентации: работу с курсором, управление мышкой. Однако недостатки развития пространственной ориентации отрицательно сказываются на становлении навыков письма.

Поскольку обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует не только медицинского патронажа, но и психолого-педагогического сопровождения, в нашей школе создана необходимая служба для обеспечения развивающей и коррекционной работы, оказания помощи не только детям, но также родителям и педагогам. Кроме того, педагог-психолог, а также и социальный педагог школы налаживают тесное взаимодействие с обучающимися, их родителями, обеспечивают им морально-психологическую поддержку. Специалисты – выезжают в семьи детей, также осуществляются очные контакты с детьми и родителями, и тесное взаимодействие с учителями предметниками.

Целью психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся дистанционно в нашей школе, является обеспечение условий для оптимального развития и успешной интеграции его в социуме.

Педагогом-психологом разработан план сопровождения детей-инвалидов на каждый учебный год. В соответствии с ним будут проведены методические совещания и семинары по учебно-методическому и психолого-педагогическому сопровождению дистанционного образования. Кроме того, предусмотрена разработка методических рекомендаций для учителей-предметников, осуществляющих обучение детей-инвалидов, и для специалистов психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, в том числе обучающихся дистанционно.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:

1. Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения.

2. Конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.

3. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.

4. Аналитическая работа.

5. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса (проведение психолого-социально-педагогических консилиумов, семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

6. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

7. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

8. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

Отдельным направлением психологического сопровождения учебного процесса является работа с учителями. Основная работа педагогического коллектива заключается в том, чтобы оказывать качественные образовательные услуги. Специфика заключается в том, что эти услуги оказываются детям со специальными образовательными нуждами в разных видах учебного взаимодействия (очном и дистанционном). Учителя находят и накапливают свой профессиональный опыт в такой работе, постоянно находясь в творческой позиции. Этот персональный опыт требует обсуждения и верификации в профессиональном коллективе, поскольку индивидуальная работа в диаде “ученик – учитель”, тем более с детьми с ограниченными возможностями здоровья, не может быть проверен только в категориях формальной академической успешности, но включает в себя категорию качества жизни, развития творческого и технологического потенциала, психотерапевтический характер образования. Кроме того, сама форма обучения хоть и дистантна, но гораздо более диалогична (или несет в себе большой потенциал диалогичности), нежели в обычной школе. Следовательно, психолог должен постоянно обсуждать принципиальные проблемы, с которыми сталкивается учитель в таком необычном диалоге с учеником, искать эффективные стилевые характеристики учебного взаимодействия с детьми с разными типами нарушений в развитии, индивидуальные особенности и успехи каждого учителя. Характер такого само- и взаимообучения, очевидно, должен быть достаточно неформальным, чтобы своим опытом мог поделиться не только авторитетный педагог с большим стажем, но и молодой специалист, первичность ощущений которого иногда представляет большой практический интерес. Помимо этого, необходима постоянная методическая работа по специальной психологии и коррекционной педагогике, организация профессионального диалога между специалистами, владеющими специальными знаниями и педагогами, работающими с детьми с «особыми» потребностями. Индивидуальное консультирование по обсуждению сложных случаев профессиональной практики, микроконсилиумы по отдельному ребенку – всё это является опытной площадкой для понимания междисциплинарного диалога педагога и психолога.

На всех этапах дистанционного образования психологическое сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения.

Вот некоторые рекомендации, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком:

— создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;

— уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;

— чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;

— владеть различными технологиями реабилитации;

— формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.

Психологическое сопровождение родителей и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья — это особенная проблема, требующая разработки специальных программ. Семейное консультирование иногда становится единственным способом включения ребёнка в учебную деятельность, повышения его мотивации. Особенности работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья требует от психолога специальных знаний и профессиональных консультационных и терапевтических умений.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи — помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

— психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;

— консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации

В своей работе с родителями я использую анкету, направленную на совершенствование механизма реализации дистанционного образования, которая поможет в дальнейшем педагогам более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации.

Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. По результатам, которых педагог-психолог может выстраивать свою работу с родителями.

В нашей школе проводя мониторинг удовлетворённости обучением детей с ограниченными возможностями здоровья, мы отмечаем благодарность как со стороны детей так и их родителей всем преподавателям и администрации школы за правильный педагогический подход к детям.

Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог — психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с педагогами-предметниками, логопедом, дефектологом, медицинским работником и другими специалистами школы.

Итак, психолого-педагогическое сопровождение ребенка можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Благодарю за внимание!

3.07.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ

                                                                                       «Система психолого-педагогического  

                                                                                         сопровождения детей — инвалидов»

                                                                                         Вельмова С.П., педагог-психолог

Слайд №2

    Согласно Законам  «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и «О социальной защите инвалидов »: 

— ребенок с ограниченными возможностями (ОВЗ) — ребенок с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм;

— ребенок-инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.

Слайд №3

   Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

   Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Слайд №4

      Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:

— систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе обучения;

-создание социально-педагогических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения;

— обучение педагогов (родителей) психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.

Слайд №5

   Инвалидность — это специфическая ситуация развития и состояния личности, как правило сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных сферах.

Слайд №6

   Формирование личности у детей ОВЗ и детей-инвалидов, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. 

  Это вызывает у детей: неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. 

Слайд №7

   Целью реабилитации детей с ОВЗ и детей-инвалидов  является адаптация и интеграция их в общество.

Слайд №8

    Процесс реабилитации включает в себя широкий круг мер.

   «Реабилитация – это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности.      

    Целью реабилитации является восстановление социального статуса человека, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация».

    Основная задача сопровождения – создание специальных условий для полноценного развития, становления социально успешной личности, защиты прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями. 

Слайд №9

   Психолого-медико-педагогическая реабилитация предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, например, пространственных нарушений; подключение компенсаторных возможностей.

Слайд №10

    Работа  педагога-психолога  с детьми-инвалидами и детьми ОВЗ.

   Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию — коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.

      Психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая реабилитация — проводятся наряду с медицинской.

      Психолого-педагогическое сопровождение детей  осуществляют учитель-логопед, психолог, воспитатель и все службы сопровождения.

         В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению ребенка.

Слайд №11

         Психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.        

      Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог-психолог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.

Слайд №12

    При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую — проявлению девиантного поведения.          

         Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации ребенка к условиям жизнеобеспечения.

Слайд №13

       При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с детьми-инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и ребенка и его окружения — с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка к социальной среде.

     Лечение в данной ситуации — это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.

   

Слайд №14

   Суть психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ может состоять:

  • коррекции самооценки;
  • в снятии нервно-психического напряжения;
  • развитии психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания;
  • преодолении пассивности;
  • формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции;

     — преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

Слайд №15

    Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки.

Слайд №17

    Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда.    

       Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения (как основного, так и дополнительного типа) для использования их потенциала. 

Слайд №18

   А также при организации образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей – инвалидов, это обеспечение высококвалифицированными кадрами, повышение уровня их профессиональной компетенции при работе с «аномальными» воспитанниками.

Слайд №19

    Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении.

      Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.

Слайд №20

     Поэтому для педагога-психолога  определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта.

   Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

-игровые ситуации;
-дидактические игры;
-игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
-психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Слайд №21

    Коррекционно-развивающая работа  с детьми-инвалидами и детьми ОВЗ осуществляется посредством игр. Таким детям часто свойственна  эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистом сне и т.п. Но чтобы достичь  ожидаемого результата, надо точно определить возможности той или иной игры.

       В работе можно использовать 6 методов организации игровой деятельности, предложенные  С.А. Шмаковым в книге «Уроки детского досуга»

Слайд №22

1. метод игрового  тренинга ( например: «Съедобное – несъедобное», «Паровоз», «Ниточка – иголочка»)

2.метод театрализации;

3. метод состязательности;

4.метод равноправного духовного контакта;

5.метод воспитывающих ситуаций;

6.метод импровизации

Слайд №23

     Необходимо помнить, что игра должна исключать малейшую возможность угрозы здоровью детей.

nsportal.ru

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов как важнейшая составляющая дистанционного образования

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов как важнейшая составляющая дистанционного образования

Если каждый из нас сумеет сделать
счастливым другого человека — хотя бы одного,
 
на Земле все будут счастливы.
Ю.Никулин

Одним из важных аспектов при осуществлении работы с детьми-инвалидами является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. “Особым” воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.

Поэтому для меня как для педагога-психолога определяющим фактором в работе с такими детьми стало восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребенок, по моему мнению, должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий.

Хочу немного остановиться на проблеме наличия психологических трудностей у детей-инвалидов, обучающихся при помощи дистанционных технологий. Речь идет не только о том, что данная группа детей требует к себе особого внимания и общения, но и о работоспособности самих обучаемых, которым необходимо адаптироваться к образовательным нагрузкам. У большинства детей работоспособность снижена из-за долгого пребывания за компьютером, из-за повышенной отвлекаемости при обучении в домашних условиях на внешние раздражители (например, отвлекаемость на посторонние разговоры, телевизор и т.п.), из-за неспособности сосредоточить внимание на упражнении, выполнении какого-либо задания, что в свою очередь влияет на результат обучения. Отмечается повышенная утомляемость, нарушение сна, острые психозы, дети подвержены стрессам.

В условиях обучения с помощью дистанционных технологий невозможным является отслеживание эмоционально-волевой сферы ребенка, как ребенок реагирует на те или иные задания, выполняет ли он их легко или с большим трудом. Важным моментом является реакция ребенка на успех-неуспех в выполнении задания, критичен ли он к результатам своей деятельности — что с использованием дистанционных технологий не отследить. Дети, которые большую часть своего времени проводят за компьютером, подвержены стрессам, различным заболеваниям, психосоматическим расстройствам. Для каждого ребенка создана информационно — образовательная среда, но дети лишены самого главного — человеческого общения. Большая роль отводится самостоятельности детей, но детям с ОВЗ постоянно требуется помощь, однако данная форма обучения направлена на обособленность (удаленность) ребенка от преподавателя. Учащийся часто чувствует себя неуверенно из-за отсутствия рядом педагога и внятной оценки своих успехов или неудач в обучении из-за недостаточной обратной связи с учителем и, чаще всего, с другими учащимися. Таким детям живой посредник нужен не меньше, а больше, чем здоровым детям. Ведь социализация у них затруднена.

Кроме отрицательных моментов дистанционного обучения есть и положительные. По уровню своего интеллектуального развития, в том числе и по способности к освоению компьютерных технологий, дети с ОВЗ успешно усваивают знания, а иногда не только не уступают, но и даже превосходят своих сверстников. Как показывает практика, дистанционное обучение стимулирует интеллектуальную деятельность детей с ОВЗ, развивает пространственное мышление, память логику, внимание. Важно отметить, что дистанционное обучение, основанное на получении “знаний-умений-навыков” превратится в период обучения из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. В этих условиях важным является то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья находил оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Использование работы за компьютером не позволит ребенку с ОВЗ пойти привычным, для этой группы детей способом — списать у соседа, теперь ребенку необходимо работать самому, принимать решения самому и самому справляться с поставленными задачами. Это в свою очередь положительно влияет на мыслительные операции ребенка, он сам анализирует задания, свои подходы в решении задач, свои результаты, сравнивает их с правильными результатами.

Яркие, красочные презентации позволяют привлечь внимание детей. Также наглядное предъявление материала особенно важно для детей с ОВЗ, т.к. у данной категории детей зрительная память преобладает над слуховой. Работая с компьютером, дети могут сами моделировать изучаемые объекты при помощи компьютерных программ, теперь они осознают свою значимость, необходимость и они из пассивных переходят в разряд активных участников образовательного процесса.

Работа за персональным компьютером положительно сказывается на развитии у данной категории детей пространственной ориентации: работу с курсором, управление мышкой. Однако недостатки развития пространственной ориентации отрицательно сказываются на становлении навыков письма.

Поскольку обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует не только медицинского патронажа, но и психолого-педагогического сопровождения, в нашей школе создана необходимая служба для обеспечения развивающей и коррекционной работы, оказания помощи не только детям, но также родителям и педагогам. Кроме того, педагог-психолог, а также и социальный педагог школы налаживают тесное взаимодействие с обучающимися, их родителями, обеспечивают им морально-психологическую поддержку. Специалисты – выезжают в семьи детей, также осуществляются очные контакты с детьми и родителями, и тесное взаимодействие с учителями предметниками.

Целью психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся дистанционно в нашей школе, является обеспечение условий для оптимального развития и успешной интеграции его в социуме.

Педагогом-психологом разработан план сопровождения детей-инвалидов на каждый учебный год. В соответствии с ним будут проведены методические совещания и семинары по учебно-методическому и психолого-педагогическому сопровождению дистанционного образования. Кроме того, предусмотрена разработка методических рекомендаций для учителей-предметников, осуществляющих обучение детей-инвалидов, и для специалистов психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, в том числе обучающихся дистанционно.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:

1. Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения.

2. Конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.

3. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.

4. Аналитическая работа.

5. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса (проведение психолого-социально-педагогических консилиумов, семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

6. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

7. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

8. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

Отдельным направлением психологического сопровождения учебного процесса является работа с учителями. Основная работа педагогического коллектива заключается в том, чтобы оказывать качественные образовательные услуги. Специфика заключается в том, что эти услуги оказываются детям со специальными образовательными нуждами в разных видах учебного взаимодействия (очном и дистанционном). Учителя находят и накапливают свой профессиональный опыт в такой работе, постоянно находясь в творческой позиции. Этот персональный опыт требует обсуждения и верификации в профессиональном коллективе, поскольку индивидуальная работа в диаде “ученик – учитель”, тем более с детьми с ограниченными возможностями здоровья, не может быть проверен только в категориях формальной академической успешности, но включает в себя категорию качества жизни, развития творческого и технологического потенциала, психотерапевтический характер образования. Кроме того, сама форма обучения хоть и дистантна, но гораздо более диалогична (или несет в себе большой потенциал диалогичности), нежели в обычной школе. Следовательно, психолог должен постоянно обсуждать принципиальные проблемы, с которыми сталкивается учитель в таком необычном диалоге с учеником, искать эффективные стилевые характеристики учебного взаимодействия с детьми с разными типами нарушений в развитии, индивидуальные особенности и успехи каждого учителя. Характер такого само- и взаимообучения, очевидно, должен быть достаточно неформальным, чтобы своим опытом мог поделиться не только авторитетный педагог с большим стажем, но и молодой специалист, первичность ощущений которого иногда представляет большой практический интерес. Помимо этого, необходима постоянная методическая работа по специальной психологии и коррекционной педагогике, организация профессионального диалога между специалистами, владеющими специальными знаниями и педагогами, работающими с детьми с «особыми» потребностями. Индивидуальное консультирование по обсуждению сложных случаев профессиональной практики, микроконсилиумы по отдельному ребенку – всё это является опытной площадкой для понимания междисциплинарного диалога педагога и психолога.

На всех этапах дистанционного образования психологическое сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения.

Вот некоторые рекомендации, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком:

— создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;

— уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;

— чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;

— владеть различными технологиями реабилитации;

— формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.

Психологическое сопровождение родителей и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья — это особенная проблема, требующая разработки специальных программ. Семейное консультирование иногда становится единственным способом включения ребёнка в учебную деятельность, повышения его мотивации. Особенности работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья требует от психолога специальных знаний и профессиональных консультационных и терапевтических умений.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи — помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

— психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;

— консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации

В своей работе с родителями я использую анкету, направленную на совершенствование механизма реализации дистанционного образования, которая поможет в дальнейшем педагогам более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации.

Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. По результатам, которых педагог-психолог может выстраивать свою работу с родителями.

В нашей школе проводя мониторинг удовлетворённости обучением детей с ограниченными возможностями здоровья, мы отмечаем благодарность как со стороны детей так и их родителей всем преподавателям и администрации школы за правильный педагогический подход к детям.

Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог — психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с педагогами-предметниками, логопедом, дефектологом, медицинским работником и другими специалистами школы.

Итак, психолого-педагогическое сопровождение ребенка можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *