Сопровождение детей инвалидов в школе – Программа психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов МКОУ «Волчихинская средняя школа №1».
Положен ли ребенку-инвалиду бесплатный сопровождающий в школе?
Здравствуйте, Кристина!
Согласно ч. 1-3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя (…) предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
Из данных норм следует вывод, что услуги ассистента могут предоставляться обучающемуся с ОВЗ или инвалиду не во всех и не в любых образовательных организациях, а только в тех, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Ожидать или требовать, что школа возьмет на работу или орган соцзащиты пришлет в Вашу школу ассистента, который примется заниматься с Вашим ребенком, нет никаких оснований. Более того, для того, чтобы, предположим, Ваша школа смогла обучать по адаптированным программам, она должна пройти для этого аккредитацию. По всей видимости, школа, в которой учится Ваш ребенок, эту аккредитацию не проходила. В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. Как разъяснял на своем сайте Минобрнауки России, образовательная деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам будет подлежать государственной аккредитации со дня вступления в силу специальных Стандартов, а именно с 1 сентября 2016 года.
Поэтому Ваш вопрос решается совершенно иначе, а именно путем перевода Вашего ребенка в ту школу, которая обучает по адаптированным основным общеобразовательным программам в соответствии со специальными Стандартами.
Для этого Вам следует обратиться в министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края https://minobr.krasnodar.ru/.
А основание для такого обращения у Вас есть, так как в ИПРА Вашего ребенка указано, что он нуждается в рекомендациях по условиям организации обучения, и определен исполнитель этих рекомендаций — ОИВ субьекта РФ, к которому следует обратиться.
Уточнять и переделывать ИПРА не нужно, так как в ИПРА указывается только Нуждается/Не нуждается, а конкретные рекомендации по условиям организации обучения будет давать исполнитель — министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
Причём нуждаемость в рекомендациях по условиям организации обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов определяется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах проведенного обследования ребенка (абзац третий пункта 6 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 486н). Поэтому запастись заключением ПМПК не будет лишним. Хотя в ИПРА имеется запись о нуждаемости, но при зачислении в школу, работающую по адаптированным программам, не исключено, что заключение ПМПК может понадобиться.
pravoved.ru
Рабочая программа на тему: ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Горьковская средняя общеобразовательная школа
Шипуновского района Алтайского края
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Составитель: Труфанова Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов,
2 квалификационная категория.
Введение
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы психологического сопровождения.
Задачи маршрута сопровождения:
- развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)
- осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
- проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
- подготовка к школьному обучению
- оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка
Однако проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей-инвалидов в частности в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема психологического сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).
1. Психологическое сопровождение детей – инвалидов
Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию — коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.
Образование — неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи…
Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.
Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.), можно.
Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.
Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов. Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда. Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения (как основного, так и дополнительного типа) для использования их потенциала.
Другим важным аспектом служит повышенная утомляемость детей с проблемами развития, что увеличивает временной объем на прохождение ими тематических разделов реализуемой в детском объединении программы, а также обуславливает степень усвоения пройденного материала. Для обеспечения эффективного педагогического и психологического сотрудничества педагогу необходимо использовать дополнительные стимулы и средства педагогического воздействия, что иногда порождает внутренние противоречия, в виду отсутствия специализированной подготовки.
Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.
Поэтому для педагога школы определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.
Создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;
уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;
чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;
владеть различными технологиями реабилитации;
формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.
2. Методы и методики работы с детьми – инвалидами
Реабилитация носит социальный характер, так как её реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности. Применительно к ребёнку-инвалиду его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребёнка.
Следует отметить, что использование искусства как реабилитационного метода наиболее доступно для социального педагога, поскольку специальных медицинских знаний при этом не требуется. Следовательно, и социальный педагог коррекционной школы также может использовать арттерапию в реабилитационной деятельности.
Термин “арттерапия” по определению Е. И. Холостовой – это способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности.
Основными видами арттерапии являются:
Музыкотерапия.
Куклотерапия.
Сказкотерапия
Фольклор. психологический сопровождение инвалидность дети
Для работы с родителями предлагаются следующие рекомендации:
Наряду с уже используемой анкетой, можно применять социальный паспорт, который, поможет специалисту более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации.
“Дни открытых дверей” – присутствие на занятиях, совместная работа по освоению каких-либо необходимых навыков на уроках с логопедами.
Родительские сообщения и доклады – они способствуют повышению грамотности в области и коррекционной педагогике, и психологии; пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома.
Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. Так как социальный педагог работает совместно с психологом, то обработать и предоставить результаты должен именно он. А уже по результатам исследования социальный педагога строит свою работу с родителями, в частности с матерью.
Для более тесного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами, социальным педагогом и другими специалистами, необходимо организовать концерты: “Алло, мы ищем таланты!”, где могли бы участвовать все.
Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т.к. только при взаимодействии с семьей, социальный педагог может помочь ребенку-инвалиду.
Цель психолого-педагогического сопровождения семьи — помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.
Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:
• психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;
• консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации
3. Примерный план работы с обучающимися ограниченными возможностями здоровья
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, | Сроки | Ответстве |
Медицинская диагностика | ||||
Определить состояние физического и психического здоровья детей. |
Выявление состояния физического и психического здоровья детей. | Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, |
сентябрь |
Классный руководитель |
Психолого-педагогическая диагностика | ||||
Первичная диагностика для выявления группы «риска» | Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ | Наблюдение, психологическое обследование; |
сентябрь |
Классный руководитель |
Углубленная диагностика детей с ЗПР, детей-инвалидов | Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических «портретов» детей | Диагностирование. | сентябрь | Классный руководитель |
Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении. | Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося | Разработка коррекционной программы | До 10.10 | Классный руководитель |
Социально – педагогическая диагностика | ||||
Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам
|
Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. |
Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. |
Сентябрь — октябрь |
Классный руководитель |
Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки | Ответственные |
Психолого-педагогическая работа | ||||
Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов | Планы, программы | Разработать индивидуальную программу по предмету. | сентябрь | Заместитель |
Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов | Позитивная динамика развиваемых параметров | 1.Формирование групп для коррекционной работы. | В течение уч. года | Классный руководитель |
Лечебно – профилактическая работа | ||||
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР, детей-инвалидов
|
| Разработка рекомендаций для учителя, и родителей по работе с детьми — инвалидами. |
В течение года | Заместитель |
Консультативная работа
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки | Ответственные |
Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования | 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику | Заместитель директора |
Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей | 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику | Заместитель директора |
Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса
| Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки | Ответственные |
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам | Организация работы семинаров, тренингов… по вопросам инклюзивного образования | Информационные мероприятия | По отдельному плану-графику | Заместитель директора |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей | Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования | Информационные мероприятия | По отдельному плану-графику
| Заместитель директора |
Работа с родителями обучающихся
Цель: повышения уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Взаимодействие с родителями.
Активное сотрудничество с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Помощь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка.
Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.
Для родителей проводятся консультации, которые оказывают помощь родителям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) школьного возраста.
Принципы работы
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
СОБЛЮДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Основные направления:
- Повышение педагогических знаний
- Оказание содействия в социализации ребенка
В МБОУ в ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня, занятия в домашних условиях
| Содержание работы |
1 четверть | Мониторинг родителей на предмет родительско-детских отношений. Беседа на тему «Человек создан для радости» |
Консультация родителей по поводу трудностей в адаптации. Выработка общих путей решения проблемы. Беседа на тему «Во всех нас нет совершенства» | |
Беседа по проблеме полной зависимости ребенка от мнения родителей. | |
2 четверть | Консультация родителей об итогах проделанной работы, познакомить с результатами повторного мониторинга. |
Беседа с родителями по вопросу коррекции стиля родительско — детских отношений «Мы все нуждаемся в помощи друг друга». | |
3 четверть Февраль (ежегодно) Март. | Консультация родителей по поводу трудностей ученика в учебе, его психологической неготовности к обучению, поиск путей решения проблемы. Родительское кафе
Тема «Трудности при переходе в основную школу. |
4 четверть Апрель | Знакомство родителей с итогами контрольного мониторинга. Родительское кафе |
Список использованной литературы
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1991. – 88 с., ил.
2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997. — №1. – С. 3 -10.
3. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996. – 210 с.
nsportal.ru
Программа психологического сопровождения детей-инвалидов
Программа для учащихся со статусом «ребенок-инвалид»
в средней и старшей школе «Я это Я»
Пояснительная записка
Данная программа направлена на создание и развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида. Такие дети есть почти в каждой школе. Воспитание ребенка c ограниченными возможностями – одна из самых сложных и трудных задач. Очень важно дать понять ребенку, что он не инвалид, а просто «ребенок со специфическими нуждами». В настоящее время сложилась устойчивая тенденция иждивенчества. Бытует расхожая фраза, что инвалид должен быть равным среди равных, а иногда и превосходить здорового человека, поскольку на его долю выпали большие испытания и он должен с достоинством их преодолеть. И такого человека надо воспитывать с детства. Для этого необходимо применять различные формы реабилитации и разрабатывать специальные программы, тренинги, чтобы у родителей детей-инвалидов были знания, психологический настрой и оптимизм в дальнейшей судьбе ребенка. Инвалидами признаются дети, у которых имеется значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Показанием для определения инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных и приобретенных заболеваниях и после травм. Инвалидность ребенка означает необходимость представления ему социальной защиты или помощи, объем и структура которых определяются в виде индивидуальной программы реабилитации с учетом комплекса медицинских, личностно- психологических, социально- психологических факторов. При этом учитываются: характер заболевания, возраст, степень нарушения функций, составление компенсаторных механизмов, прогноз течения заболевания, возможность социальной адаптации и удовлетворения потребности в различных видах и формах социального обеспечения. Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание определяется исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся на основе рекомендаций ПМПК при необходимости написания индивидуальной адаптивной общеобразовательной программы.
Цель программы — формирование эффективной системы поддержки детей-инвалидов, включающей в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности в ОУ, позволяющей реализовать творческий потенциал ребенка.
Задачи:
— Выявление особых образовательных потребностей детей-инвалидов;
— Осуществление индивидуальной психолого-педагогической помощи детям-инвалидам;
— Оказание методической, психологической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей-инвалидов.
Участники программы: учащиеся с особыми образовательными потребностями
Психологическое сопровождение детей-инвалидов включает в себя взаимосвязанные направления — модули. Данные модули отражают его основное содержание:
1.Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей-инвалидов, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
Содержание работы: психологическая диагностика.
Цель:
выявление индивидуальных психологических особенностей детей-инвалидов и подготовка рекомендаций по психологическому сопровождению2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей-инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения.
2.1. Содержание работы: выбор и разработка оптимальных для развития ребенка-инвалида коррекционных программ в соответствии с его образовательными потребностями.
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей-инвалидов.
2.2. Содержание работы: организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей-инвалидов и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
3.1. Содержание работы: консультирование педагогов.
Цель: дать рекомендации по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся имеющими статус инвалида.
3.2. Содержание работы: консультирование родителей (законных представителей)
Цель: дать рекомендации по выбору стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка-инвалида.
3.3.Содержание работы: консультирование обучающихся с инвалидностью.
Цель: Дать рекомендации по выбору стратегии обучения и поведения,
исходя из своих индивидуально-типологических особенностей.
4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
4.1. Содержание работы: тематические выступления для педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся.
Цель: Разъяснение индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей-инвалидов.
Общие принципы и правила психологического сопровождения детей-инвалидов:
Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в
центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи.Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе.
Принцип комплексности–можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте администрации, педагога- психолога, социального педагога, логопеда, педагогами ОУ и родителями (законными представителями).
Принцип деятельностного подхода — психологическая, логопедическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребенка. А также так же на тот вид
деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с
ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими
образовательных потребностей детей-инвалидов, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими
общеобразовательных программ.
Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его
интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-
педагогическом консилиуме с учетом рекомендаций медицинских работников, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей).
Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная напостепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого.
Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно
Индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися.
В школе организуется индивидуальная и групповая коррекционная работа
с обучающимися, которая проводится учителем-логопедом, педагогом-
психологом, педагогами школы. Отбор в группы коррекционных занятий,
обучающихся для индивидуальных занятий проводится по итогам обследования и с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума.
Индивидуальное обучение
Воспитание и обучение детей-инвалидов на дому осуществляется вариативно:
— занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно,
— занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе или
комбинированно, когда часть занятий проводится индивидуально в ОУ, часть
занятий проводится в классе.
Ожидаемый результат
— Обеспечение высокого уровня качества образования для детей-инвалидов;
— Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка;
— Развитие познавательной деятельности учащихся со статусом «инвалид»;
— Адаптивность ребенка-инвалида в обществе.
Оценка эффективности: программы осуществляется с помощью диагностических методик, наблюдения, собеседований с родителями и педагогами.
Методическое обеспечение:
1. Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения.», Ярославль: Академия
развития, 2001
2. Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности.», Ярославль,: Академия
3. Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей», Екатеринбург: У
– Фактория, 2005
4. А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания», М., ТЦ Сфера, 2002
5. Л.Н. Копытова «Развитие пространственных представлений и образного мышления»,Екатеринбург, «Форум — книга», 2007
6. Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000 8.
План психологического сопровождения детей-инвалидов
в МОАУ «Гимназия №7» на 2016-201 учебный год
ЦельОтветственный
1
Составление банка данных детей-инвалидов
Первичный сбор данных о детях-инвалидах
Сентябрь
2
Разработка рекомендаций педагогам по работе с детьми инвалидами
Оказание психологической помощи педагогам по работе с детьми-инвалидами
Октябрь
3
Разработка психологических рекомендаций родителям, имеющим детей-инвалидов «Психологические особенности ребенка – инвалида. Как справиться с проблемой инвалидности»
Психологическое просвещение родителей, воспитывающих детей-инвалидов
Ноябрь
4
Изучение социально-психологического климата в классном коллективе, социального статуса ребёнка.
Изучение степени сплочённости в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Место ребёнка в коллективе (лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый или изолированный).
Ноябрь-декабрь
5
Наблюдение за учащимися на уроках
Изучение личностных особенностей и особенностей поведения учащихся.
Ноябрь-декабрь
6
Помощь в профессиональном самоопределении учащегося с ограниченными возможностями
Профессиональное самоопределение включает в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии.
Декабрь — февраль
7
Исследование учащихся с помощью психологических методик
Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности учащихся. Анализ негативных изменений поведенческих реакций, эмоциональной сферы; проблем в общении; наличие страхов, комплексов, модели поведения «жертва».
Ноябрь — апрель
8
Заполнение индивидуальных карт на детей инвалидов
Прослеживание динамики развития ребенка
В течение года
9
Профилактическая и психокоррекционная работа индивидуально или(и) в группе
Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков.
В течение года
10
Индивидуальное психологическое учащихся, родителей и учителей
Психологическая помощь учащимся, родителям, учителям имеющим ребенка с ограниченными физическими и умственными возможностями, контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.
Оказание психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю.
В течение года
infourok.ru
«Программа психолого- педагогического сопровождения детей
Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Барановская школа-интернат»
Утверждено:
Согласовано Директор ОГКОУ
на педагогическом совете «Барановская школа-интернат»
протокол №__ __________ Е.В.Вирясов
от __________________ Приказ №____от_______
Программа
психолого-педагогического сопровождения
детей – инвалидов и их семей
с. Барановка
2016
Пояснительная записка
Инвалидность следует рассматривать не только как нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приведшее к ограничению жизнедеятельности, но и как психологический феномен. Инвалидность – психологическое образование личности, выраженное ее деформацией, тотально препятствующей эффективному социальному функционированию на фоне резко сниженной самооценки, непродуктивных контактов с окружающими.
Данное психологическое образование личности является следствием неадекватного понимания здоровыми людьми феномена «инвалидности», излишней изоляции и исключением инвалидов из полноценного участия в общественной жизни, игнорировании большинством их равных прав с другими гражданами страны, что является явной социально-психологической дискриминацией.
В развитии ребенка все взаимосвязано, взаимообусловлено. Специалистам необходимо определить его «точки роста», зону ближайшего развития, спрогнозировать его реальные перспективы, создать условия для самореализации во всех сферах деятельности. Цель образовательного учреждения – не только обучение, передача ребенку определенной суммы знаний, а, прежде всего – формирование личности человека. Таким образом, в модель психолого-педагогического сопровождения закладывается безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.
Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями — это целенаправленная, организованная система деятельности психолога, педагогов и администрации школы по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Эта система представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей — создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися, а также создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
К основным задачам психолого-педагогического сопровождения детей – инвалидов и их семей относятся:
1.Проведение диагностики психофизиологического отклонения в развитии ребенка с целью оказания помощи родителям в прогнозировании путей дальнейшего развития ребенка с учетом возможных последствий.
2. Разработка технологий, методов, приемов и средств психолого-педагогического взаимодействия родителя и ребенка-инвалида с целью его личностного развития.
3.Оказание помощи семьям по предупреждению возникновения нарушений развития вторичных дефектов.
4.Определение семьей и школой общих и конкретных задач психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.
5.Трансформирование психологической, педагогической и научной информации в целях эффективного психолого-педагогического сопровождения.
6.Оказание помощи семьям по целенаправленному формированию положительной мотивации участия в процессе психолого-педагогического сопровождения у детей с проблемами в развитии и воспитание у них оптимизма, видения жизненной перспективы, ощущения успеха.
Задачи психолого-педагогического сопровождения определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъектов этой сложной системы.
Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:
психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;
консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации.
При рассмотрении вопроса о психолого-педагогическом сопровождении мы опираемся на понимание комплексности в его организации и осуществлении с включением, где есть в этом необходимость, оздоровительной, реабилитационной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Программа предполагает ведение Карт психологического и Карт педагогического сопровождения детей-инвалидов. Данные карты сопровождения должны включать в себя годовой план индивидуальной работы с данной категорией детей, а так же в них необходимо отражать результаты проводимой работы.
Данная программа сопровождения может дублироваться на протяжении нескольких учебных лет, так как она включает в себя те мероприятия, которые требуют ежегодного повторения на протяжении всего обучения ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении.
Содержание программы
№ пп
Наименование мероприятий
Сроки реализации
Ответственные
Психологическая поддержка развития и социальная адаптация детей – инвалидов и их семей
1.
Пополнение и корректировка банка данных о детях-инвалидах (ведение картотеки).
По мере поступления
Педагог-психолог, кл. рук.
2.
Дифференцированная индивидуальная и групповая психодиагностика
По мере необходимости
Педагог-психолог
3.
Индивидуальная консультационная помощь для родителей детей-инвалидов, педагогов, учащихся
Консультационные дни,
по запросу
Педагог-психолог, педагоги, кл. рук
4.
Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая и реабилитационная работа с детьми — инвалидами
По запросу родителей,
постоянно
Педагог-психолог, кл. рук
5.
Групповая просветительская работа для родителей детей – инвалидов, педагогов
По запросу
Педагог-психолог,
кл. рук
6.
Привлечение детей-инвалидов к участию в школьных мероприятиях.
Постоянно
Кл. рук.,
пед. орг.
7.
Посещение детей-инвалидов на дому одноклассниками.
Постоянно
Кл. рук.
8.
Психолого-медико-педагогический консилиум
Постоянно
Члены ПМПк,
кл. рук
9.
Обеспечение комфортности школьной среды.
Постоянно
Педагогический коллектив школы
10.
Групповые тренинги общения
По запросу
Педагог-психолог
11.
Коррекционно-развивающая работа с детьми-инвалидами по индивидуальному плану
По запросу
Педагог-психолог
Профессиональная ориентация детей-инвалидов
12.
Проведение индивидуальных консультаций и тестирования детей-инвалидов по вопросам профориентации.
По мере необходимости
Педагог-психолог,
кл. рук
13.
Индивидуальное консультирование родителей детей — инвалидов по вопросам профориентации.
По мере необходимости
Педагог-психолог,
кл. рук
Обеспечение разноуровневого обучения и воспитания детей – инвалидов, реализация интегрированного обучения
14.
Обеспечение обучения на дому детей-инвалидов по программе общеобразовательной школы.
Постоянно
Зам. директора по УВР
15.
Обеспечение условий для обучения детей-инвалидов в общеобразовательных классах.
Постоянно
Зам. директора по УВР
Физическая реабилитация детей-инвалидов
15.
Создание условий для занятий детей-инвалидов спортом в школе (при отсутствии противопоказаний).
Постоянно
Учителя физкультуры
Информационно-аналитическая работа
16.
Ведение Карт психологического и педагогического сопровождения ребенка-инвалида, содержащих сведения о состоянии его здоровья и развитии интеллектуальных возможностей растущего организма с целью определения условий для оптимальной работоспособности и жизнедеятельности.
Постоянно
Педагог-психолог,
кл. рук, зам. директора по ВР
Профилактическая работа
17.
Организация питания (достаточность, сбалансированность, правильность сочетания продуктов).
Постоянно
кл. рук, мед. работник
18.
Помощь в организации ежегодного отдыха в оздоровительных лагерях и санаториях, для детей имеющих проблемы со здоровьем.
Постоянно
кл. рук, зам. директора по ВР
19.
Разработка и внедрение в образовательный процесс технологий, укрепляющих и сохраняющих здоровье
Постоянно
зам. директора по ВР, педагоги школы
20.
Внедрение образовательных программ, учебных курсов воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни.
Постоянно
зам. директора по ВР, УВР
21.
Формирование систем непрерывного образования по здоровому образу жизни;
Постоянно
зам. директора по ВР
22.
Родительские лектории, с целью привлечения внимания родителей к проблеме здоровья.
По запросу
Педагог-психолог,
кл. рук, зам. директора по ВР
23.
Пропаганда ЗОЖ.
Постоянно
Педагоги школы,
кл. рук, зам. директора по ВР
Ожидаемые результаты данной программы
Процессы, подвергающиеся
воздействию
Ожидаемые результаты
1. Изменение (повышение) воспитательного потенциала семьи;
снижение общей неудовлетворенности при оценке состояния семьи;
снижение нервно-психического напряжения в семьях;
снижение показателя семейной тревожности;
повышение ориентации на кооперацию и партнерство как социально-желательные образы родительских отношений;
снижение показателей конфликтности и враждебности в семейных отношениях.
2.Развитие технологического обеспечения педагогического сопровождения семейного воспитания;
овладение диагностическим инструментарием в работе с родителями;
расширение арсенала педагогических приемов и техник в организации взаимодействия педагогов и родителей;
расширение форм взаимодействия ШКОЛЫ с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.
3.Динамика личностного развития ребенка-инвалида
снижение показателей тревожности и возбудимости;
повышение ресурсов адаптации;
развитие психических познавательных процессов;
развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие саморегуляции и др.
4. Личностное развитие учащихся школы
Карта психологического сопровождения ребенка-инвалида
1. ФИО учащегося______________________________________________________
2.Дата рождения_____________
3. ФИО родителей______________________________________________________
4. Домашний адрес______________________________________________________
5. Заболевание __________________________________________________________
6. Возраст получения инвалидности__________________
7. Особые медицинские рекомендации______________________________________
8. Краткая характеристика ребенка_________________________________________
_______________________________________________________________________
Качества личности
Достаточная мотивация к учению
Эмоциональная устойчивость
Осознанное отношение к своему здоровью
Открытость, контактность в общении
Адекватная самооценка
Негативное отношение к школе
Агрессивность
Тревожность
Сформированности общеучебных навыков
Скрытость, замкнутость
9. Особенности семейного воспитания________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
10. Основные направления работы___________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Дополнительные сведения______________________________________________
_______________________________________________________________________
infourok.ru
Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов как важнейшая составляющая дистанционного образования
Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика
Если каждый из нас сумеет сделать
счастливым другого человека — хотя бы одного,
на Земле все будут счастливы.
Ю.Никулин
Одним из важных аспектов при осуществлении работы с детьми-инвалидами является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. “Особым” воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.
Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.
Поэтому для меня как для педагога-психолога определяющим фактором в работе с такими детьми стало восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребенок, по моему мнению, должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий.
Хочу немного остановиться на проблеме наличия психологических трудностей у детей-инвалидов, обучающихся при помощи дистанционных технологий. Речь идет не только о том, что данная группа детей требует к себе особого внимания и общения, но и о работоспособности самих обучаемых, которым необходимо адаптироваться к образовательным нагрузкам. У большинства детей работоспособность снижена из-за долгого пребывания за компьютером, из-за повышенной отвлекаемости при обучении в домашних условиях на внешние раздражители (например, отвлекаемость на посторонние разговоры, телевизор и т.п.), из-за неспособности сосредоточить внимание на упражнении, выполнении какого-либо задания, что в свою очередь влияет на результат обучения. Отмечается повышенная утомляемость, нарушение сна, острые психозы, дети подвержены стрессам.
В условиях обучения с помощью дистанционных технологий невозможным является отслеживание эмоционально-волевой сферы ребенка, как ребенок реагирует на те или иные задания, выполняет ли он их легко или с большим трудом. Важным моментом является реакция ребенка на успех-неуспех в выполнении задания, критичен ли он к результатам своей деятельности — что с использованием дистанционных технологий не отследить. Дети, которые большую часть своего времени проводят за компьютером, подвержены стрессам, различным заболеваниям, психосоматическим расстройствам. Для каждого ребенка создана информационно - образовательная среда, но дети лишены самого главного — человеческого общения. Большая роль отводится самостоятельности детей, но детям с ОВЗ постоянно требуется помощь, однако данная форма обучения направлена на обособленность (удаленность) ребенка от преподавателя. Учащийся часто чувствует себя неуверенно из-за отсутствия рядом педагога и внятной оценки своих успехов или неудач в обучении из-за недостаточной обратной связи с учителем и, чаще всего, с другими учащимися. Таким детям живой посредник нужен не меньше, а больше, чем здоровым детям. Ведь социализация у них затруднена.
Кроме отрицательных моментов дистанционного обучения есть и положительные. По уровню своего интеллектуального развития, в том числе и по способности к освоению компьютерных технологий, дети с ОВЗ успешно усваивают знания, а иногда не только не уступают, но и даже превосходят своих сверстников. Как показывает практика, дистанционное обучение стимулирует интеллектуальную деятельность детей с ОВЗ, развивает пространственное мышление, память логику, внимание. Важно отметить, что дистанционное обучение, основанное на получении “знаний-умений-навыков” превратится в период обучения из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. В этих условиях важным является то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья находил оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Использование работы за компьютером не позволит ребенку с ОВЗ пойти привычным, для этой группы детей способом — списать у соседа, теперь ребенку необходимо работать самому, принимать решения самому и самому справляться с поставленными задачами. Это в свою очередь положительно влияет на мыслительные операции ребенка, он сам анализирует задания, свои подходы в решении задач, свои результаты, сравнивает их с правильными результатами.
Яркие, красочные презентации позволяют привлечь внимание детей. Также наглядное предъявление материала особенно важно для детей с ОВЗ, т.к. у данной категории детей зрительная память преобладает над слуховой. Работая с компьютером, дети могут сами моделировать изучаемые объекты при помощи компьютерных программ, теперь они осознают свою значимость, необходимость и они из пассивных переходят в разряд активных участников образовательного процесса.
Работа за персональным компьютером положительно сказывается на развитии у данной категории детей пространственной ориентации: работу с курсором, управление мышкой. Однако недостатки развития пространственной ориентации отрицательно сказываются на становлении навыков письма.
Поскольку обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует не только медицинского патронажа, но и психолого-педагогического сопровождения, в нашей школе создана необходимая служба для обеспечения развивающей и коррекционной работы, оказания помощи не только детям, но также родителям и педагогам. Кроме того, педагог-психолог, а также и социальный педагог школы налаживают тесное взаимодействие с обучающимися, их родителями, обеспечивают им морально-психологическую поддержку. Специалисты – выезжают в семьи детей, также осуществляются очные контакты с детьми и родителями, и тесное взаимодействие с учителями предметниками.
Целью психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся дистанционно в нашей школе, является обеспечение условий для оптимального развития и успешной интеграции его в социуме.
Педагогом-психологом разработан план сопровождения детей-инвалидов на каждый учебный год. В соответствии с ним будут проведены методические совещания и семинары по учебно-методическому и психолого-педагогическому сопровождению дистанционного образования. Кроме того, предусмотрена разработка методических рекомендаций для учителей-предметников, осуществляющих обучение детей-инвалидов, и для специалистов психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, в том числе обучающихся дистанционно.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:
1. Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения.
2. Конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.
3. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
4. Аналитическая работа.
5. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса (проведение психолого-социально-педагогических консилиумов, семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
6. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
7. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
8. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Отдельным направлением психологического сопровождения учебного процесса является работа с учителями. Основная работа педагогического коллектива заключается в том, чтобы оказывать качественные образовательные услуги. Специфика заключается в том, что эти услуги оказываются детям со специальными образовательными нуждами в разных видах учебного взаимодействия (очном и дистанционном). Учителя находят и накапливают свой профессиональный опыт в такой работе, постоянно находясь в творческой позиции. Этот персональный опыт требует обсуждения и верификации в профессиональном коллективе, поскольку индивидуальная работа в диаде “ученик – учитель”, тем более с детьми с ограниченными возможностями здоровья, не может быть проверен только в категориях формальной академической успешности, но включает в себя категорию качества жизни, развития творческого и технологического потенциала, психотерапевтический характер образования. Кроме того, сама форма обучения хоть и дистантна, но гораздо более диалогична (или несет в себе большой потенциал диалогичности), нежели в обычной школе. Следовательно, психолог должен постоянно обсуждать принципиальные проблемы, с которыми сталкивается учитель в таком необычном диалоге с учеником, искать эффективные стилевые характеристики учебного взаимодействия с детьми с разными типами нарушений в развитии, индивидуальные особенности и успехи каждого учителя. Характер такого само- и взаимообучения, очевидно, должен быть достаточно неформальным, чтобы своим опытом мог поделиться не только авторитетный педагог с большим стажем, но и молодой специалист, первичность ощущений которого иногда представляет большой практический интерес. Помимо этого, необходима постоянная методическая работа по специальной психологии и коррекционной педагогике, организация профессионального диалога между специалистами, владеющими специальными знаниями и педагогами, работающими с детьми с «особыми» потребностями. Индивидуальное консультирование по обсуждению сложных случаев профессиональной практики, микроконсилиумы по отдельному ребенку – всё это является опытной площадкой для понимания междисциплинарного диалога педагога и психолога.
На всех этапах дистанционного образования психологическое сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения.
Вот некоторые рекомендации, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком:
— создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;
— уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;
— чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;
— владеть различными технологиями реабилитации;
— формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.
Психологическое сопровождение родителей и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья — это особенная проблема, требующая разработки специальных программ. Семейное консультирование иногда становится единственным способом включения ребёнка в учебную деятельность, повышения его мотивации. Особенности работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья требует от психолога специальных знаний и профессиональных консультационных и терапевтических умений.
Цель психолого-педагогического сопровождения семьи — помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.
Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:
— психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;
— консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации
В своей работе с родителями я использую анкету, направленную на совершенствование механизма реализации дистанционного образования, которая поможет в дальнейшем педагогам более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации.
Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. По результатам, которых педагог-психолог может выстраивать свою работу с родителями.
В нашей школе проводя мониторинг удовлетворённости обучением детей с ограниченными возможностями здоровья, мы отмечаем благодарность как со стороны детей так и их родителей всем преподавателям и администрации школы за правильный педагогический подход к детям.
Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог — психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с педагогами-предметниками, логопедом, дефектологом, медицинским работником и другими специалистами школы.
Итак, психолого-педагогическое сопровождение ребенка можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Благодарю за внимание!
3.07.2014
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ
«Система психолого-педагогического
сопровождения детей — инвалидов»
Вельмова С.П., педагог-психолог
Слайд №2
Согласно Законам «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и «О социальной защите инвалидов »:
— ребенок с ограниченными возможностями (ОВЗ) — ребенок с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм;
— ребенок-инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.
Слайд №3
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Слайд №4
Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:
— систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе обучения;
-создание социально-педагогических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения;
— обучение педагогов (родителей) психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.
Слайд №5
Инвалидность — это специфическая ситуация развития и состояния личности, как правило сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных сферах.
Слайд №6
Формирование личности у детей ОВЗ и детей-инвалидов, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании.
Это вызывает у детей: неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма.
Слайд №7
Целью реабилитации детей с ОВЗ и детей-инвалидов является адаптация и интеграция их в общество.
Слайд №8
Процесс реабилитации включает в себя широкий круг мер.
«Реабилитация – это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности.
Целью реабилитации является восстановление социального статуса человека, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация».
Основная задача сопровождения – создание специальных условий для полноценного развития, становления социально успешной личности, защиты прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями.
Слайд №9
Психолого-медико-педагогическая реабилитация предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, например, пространственных нарушений; подключение компенсаторных возможностей.
Слайд №10
Работа педагога-психолога с детьми-инвалидами и детьми ОВЗ.
Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию — коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.
Психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая реабилитация — проводятся наряду с медицинской.
Психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляют учитель-логопед, психолог, воспитатель и все службы сопровождения.
В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению ребенка.
Слайд №11
Психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.
Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог-психолог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.
Слайд №12
При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую — проявлению девиантного поведения.
Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации ребенка к условиям жизнеобеспечения.
Слайд №13
При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с детьми-инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и ребенка и его окружения — с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка к социальной среде.
Лечение в данной ситуации — это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.
Слайд №14
Суть психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ может состоять:
- коррекции самооценки;
- в снятии нервно-психического напряжения;
- развитии психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания;
- преодолении пассивности;
- формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции;
— преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
Слайд №15
Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки.
Слайд №17
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда.
Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения (как основного, так и дополнительного типа) для использования их потенциала.
Слайд №18
А также при организации образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей – инвалидов, это обеспечение высококвалифицированными кадрами, повышение уровня их профессиональной компетенции при работе с «аномальными» воспитанниками.
Слайд №19
Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении.
Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.
Слайд №20
Поэтому для педагога-психолога определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
-игровые ситуации;
-дидактические игры;
-игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
-психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Слайд №21
Коррекционно-развивающая работа с детьми-инвалидами и детьми ОВЗ осуществляется посредством игр. Таким детям часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистом сне и т.п. Но чтобы достичь ожидаемого результата, надо точно определить возможности той или иной игры.
В работе можно использовать 6 методов организации игровой деятельности, предложенные С.А. Шмаковым в книге «Уроки детского досуга»
Слайд №22
1. метод игрового тренинга ( например: «Съедобное – несъедобное», «Паровоз», «Ниточка – иголочка»)
2.метод театрализации;
3. метод состязательности;
4.метод равноправного духовного контакта;
5.метод воспитывающих ситуаций;
6.метод импровизации
Слайд №23
Необходимо помнить, что игра должна исключать малейшую возможность угрозы здоровью детей.
nsportal.ru
Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов как важнейшая составляющая дистанционного образования
Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов как важнейшая составляющая дистанционного образования
Если каждый из нас сумеет сделать
счастливым другого человека — хотя бы одного,
на Земле все будут счастливы.
Ю.Никулин
Одним из важных аспектов при осуществлении работы с детьми-инвалидами является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. “Особым” воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.
Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.
Поэтому для меня как для педагога-психолога определяющим фактором в работе с такими детьми стало восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребенок, по моему мнению, должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий.
Хочу немного остановиться на проблеме наличия психологических трудностей у детей-инвалидов, обучающихся при помощи дистанционных технологий. Речь идет не только о том, что данная группа детей требует к себе особого внимания и общения, но и о работоспособности самих обучаемых, которым необходимо адаптироваться к образовательным нагрузкам. У большинства детей работоспособность снижена из-за долгого пребывания за компьютером, из-за повышенной отвлекаемости при обучении в домашних условиях на внешние раздражители (например, отвлекаемость на посторонние разговоры, телевизор и т.п.), из-за неспособности сосредоточить внимание на упражнении, выполнении какого-либо задания, что в свою очередь влияет на результат обучения. Отмечается повышенная утомляемость, нарушение сна, острые психозы, дети подвержены стрессам.
В условиях обучения с помощью дистанционных технологий невозможным является отслеживание эмоционально-волевой сферы ребенка, как ребенок реагирует на те или иные задания, выполняет ли он их легко или с большим трудом. Важным моментом является реакция ребенка на успех-неуспех в выполнении задания, критичен ли он к результатам своей деятельности — что с использованием дистанционных технологий не отследить. Дети, которые большую часть своего времени проводят за компьютером, подвержены стрессам, различным заболеваниям, психосоматическим расстройствам. Для каждого ребенка создана информационно — образовательная среда, но дети лишены самого главного — человеческого общения. Большая роль отводится самостоятельности детей, но детям с ОВЗ постоянно требуется помощь, однако данная форма обучения направлена на обособленность (удаленность) ребенка от преподавателя. Учащийся часто чувствует себя неуверенно из-за отсутствия рядом педагога и внятной оценки своих успехов или неудач в обучении из-за недостаточной обратной связи с учителем и, чаще всего, с другими учащимися. Таким детям живой посредник нужен не меньше, а больше, чем здоровым детям. Ведь социализация у них затруднена.
Кроме отрицательных моментов дистанционного обучения есть и положительные. По уровню своего интеллектуального развития, в том числе и по способности к освоению компьютерных технологий, дети с ОВЗ успешно усваивают знания, а иногда не только не уступают, но и даже превосходят своих сверстников. Как показывает практика, дистанционное обучение стимулирует интеллектуальную деятельность детей с ОВЗ, развивает пространственное мышление, память логику, внимание. Важно отметить, что дистанционное обучение, основанное на получении “знаний-умений-навыков” превратится в период обучения из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. В этих условиях важным является то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья находил оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Использование работы за компьютером не позволит ребенку с ОВЗ пойти привычным, для этой группы детей способом — списать у соседа, теперь ребенку необходимо работать самому, принимать решения самому и самому справляться с поставленными задачами. Это в свою очередь положительно влияет на мыслительные операции ребенка, он сам анализирует задания, свои подходы в решении задач, свои результаты, сравнивает их с правильными результатами.
Яркие, красочные презентации позволяют привлечь внимание детей. Также наглядное предъявление материала особенно важно для детей с ОВЗ, т.к. у данной категории детей зрительная память преобладает над слуховой. Работая с компьютером, дети могут сами моделировать изучаемые объекты при помощи компьютерных программ, теперь они осознают свою значимость, необходимость и они из пассивных переходят в разряд активных участников образовательного процесса.
Работа за персональным компьютером положительно сказывается на развитии у данной категории детей пространственной ориентации: работу с курсором, управление мышкой. Однако недостатки развития пространственной ориентации отрицательно сказываются на становлении навыков письма.
Поскольку обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует не только медицинского патронажа, но и психолого-педагогического сопровождения, в нашей школе создана необходимая служба для обеспечения развивающей и коррекционной работы, оказания помощи не только детям, но также родителям и педагогам. Кроме того, педагог-психолог, а также и социальный педагог школы налаживают тесное взаимодействие с обучающимися, их родителями, обеспечивают им морально-психологическую поддержку. Специалисты – выезжают в семьи детей, также осуществляются очные контакты с детьми и родителями, и тесное взаимодействие с учителями предметниками.
Целью психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся дистанционно в нашей школе, является обеспечение условий для оптимального развития и успешной интеграции его в социуме.
Педагогом-психологом разработан план сопровождения детей-инвалидов на каждый учебный год. В соответствии с ним будут проведены методические совещания и семинары по учебно-методическому и психолого-педагогическому сопровождению дистанционного образования. Кроме того, предусмотрена разработка методических рекомендаций для учителей-предметников, осуществляющих обучение детей-инвалидов, и для специалистов психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, в том числе обучающихся дистанционно.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:
1. Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения.
2. Конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.
3. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
4. Аналитическая работа.
5. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса (проведение психолого-социально-педагогических консилиумов, семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
6. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
7. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
8. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Отдельным направлением психологического сопровождения учебного процесса является работа с учителями. Основная работа педагогического коллектива заключается в том, чтобы оказывать качественные образовательные услуги. Специфика заключается в том, что эти услуги оказываются детям со специальными образовательными нуждами в разных видах учебного взаимодействия (очном и дистанционном). Учителя находят и накапливают свой профессиональный опыт в такой работе, постоянно находясь в творческой позиции. Этот персональный опыт требует обсуждения и верификации в профессиональном коллективе, поскольку индивидуальная работа в диаде “ученик – учитель”, тем более с детьми с ограниченными возможностями здоровья, не может быть проверен только в категориях формальной академической успешности, но включает в себя категорию качества жизни, развития творческого и технологического потенциала, психотерапевтический характер образования. Кроме того, сама форма обучения хоть и дистантна, но гораздо более диалогична (или несет в себе большой потенциал диалогичности), нежели в обычной школе. Следовательно, психолог должен постоянно обсуждать принципиальные проблемы, с которыми сталкивается учитель в таком необычном диалоге с учеником, искать эффективные стилевые характеристики учебного взаимодействия с детьми с разными типами нарушений в развитии, индивидуальные особенности и успехи каждого учителя. Характер такого само- и взаимообучения, очевидно, должен быть достаточно неформальным, чтобы своим опытом мог поделиться не только авторитетный педагог с большим стажем, но и молодой специалист, первичность ощущений которого иногда представляет большой практический интерес. Помимо этого, необходима постоянная методическая работа по специальной психологии и коррекционной педагогике, организация профессионального диалога между специалистами, владеющими специальными знаниями и педагогами, работающими с детьми с «особыми» потребностями. Индивидуальное консультирование по обсуждению сложных случаев профессиональной практики, микроконсилиумы по отдельному ребенку – всё это является опытной площадкой для понимания междисциплинарного диалога педагога и психолога.
На всех этапах дистанционного образования психологическое сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения.
Вот некоторые рекомендации, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком:
— создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;
— уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;
— чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;
— владеть различными технологиями реабилитации;
— формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.
Психологическое сопровождение родителей и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья — это особенная проблема, требующая разработки специальных программ. Семейное консультирование иногда становится единственным способом включения ребёнка в учебную деятельность, повышения его мотивации. Особенности работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья требует от психолога специальных знаний и профессиональных консультационных и терапевтических умений.
Цель психолого-педагогического сопровождения семьи — помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.
Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:
— психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;
— консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации
В своей работе с родителями я использую анкету, направленную на совершенствование механизма реализации дистанционного образования, которая поможет в дальнейшем педагогам более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации.
Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. По результатам, которых педагог-психолог может выстраивать свою работу с родителями.
В нашей школе проводя мониторинг удовлетворённости обучением детей с ограниченными возможностями здоровья, мы отмечаем благодарность как со стороны детей так и их родителей всем преподавателям и администрации школы за правильный педагогический подход к детям.
Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог — психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с педагогами-предметниками, логопедом, дефектологом, медицинским работником и другими специалистами школы.
Итак, психолого-педагогическое сопровождение ребенка можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
infourok.ru