Соколова обучение грамоте – . , — .
Методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе (учебно-методический комплекс)
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
«Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие №6
Тема: «Гласные и согласные звуки»
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.
Задачи:
Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Формировать понятие «слог».
Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей.
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», разрезная азбука для демонстрации и для индивидуальной работы детей, презентация, карточки красного, синего и зеленого цвета, колокольчики, волшебный мешочек, предметные картинки, макет трехэтажного дома, зашифрованные слова, картинки-схемы, наклейки с изображением животных.
Ход занятия:
Воспитатель раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий согл., 1 глухой согласный.
Воспитатель:
- Что это? (Это буквы)
- А это что? Послушайте: [а],[о], [м], [с], [и], [г]»? (Это звуки)
- Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы)
- Найдите к каждой букве нужную звуковую карточку. (Дети кладут под гласной буквой красную карточку, под звонкой согласной — синюю с колокольчиком, под глухую – синий символ без колокольчика)
Воспитатель: Сегодня нас ждет новое путешествие по волшебной стране «Пиши-Читай» и наш путь лежит через лес. Но этот лес необычный, так же как и все в этой стране. (воспитатель обращает внимание детей на карту страны). Он называется «Фонетический». «Фонема» – в переводе на русский язык обозначает «звук». В этом «Фонетическом лесу» живут существа, которые напоминают гномиков, но это не совсем гномики, их зовут Звуковички.
Мы с вами уже многое знаем и про буквы и звуки, поэтому вы сегодня мои главные помощники в путешествии по лесу.
В группу входят воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо».
Воспитатель: Большое спасибо. (зачитывает письмо вслух…)
Письмо Пиши-Читая.
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Пиши-Читай. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Она пробралась в «Фонетический лес» и заколдовала его жителей, они совершенно забыли свои имена. Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь Звуковички никогда не смогут помочь детям научиться читать.
Дорогие ребята! Мне известно, что вы готовитесь стать школьниками и, уже знакомы с буквами и звуками. Помогите нам, пожалуйста! Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай.
Воспитатель: Бедные Звуковички, нужно им помочь! Вы, согласны, ребята? (Да). Не испугаетесь? (Нет). Тогда отправляемся в «Фонетический лес».
Воспитатель: Вот мы и в лесу, посмотрите ребята, как здесь красиво! (Слайд2) Смотрите, красный домик. (Слайд 3) В домике кто-то поет. Какие чудесные звуки! Как поют! Давайте постучим и войдем. (Слайд 4) Посмотрите это же Звуковички! Ребята, они хотят нам, что-то сказать, но не могут, потому, что забыли свои имена. Давайте поможем им вспомнить, как их зовут. Внимательно посмотрите на их губы и попробуйте догадаться, какой звук пытаются произнести Звуковички.
(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки; ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная буква.)
Воспитатель: Какие это звуки? (это гласные звуки). Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте!
Воспитатель: А нам пора отправляться дальше.
Физкультминутка.
Дети встали, закрыли глаза.
Открываем мы глаза,
Вдох — и долго тянем: «а — а- а — а..» (голос звучит тихо на одном уровне)
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: » о- о — О – О…»(звук голоса звучит с повышением)
Днем по горкам ездим мы: » Ы — Ы — Ы – Ы…».(звук голоса звучит громко на одном уровне)
Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем «У — У — у — у».(звук голоса звучит с понижением)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, синий домик. (Слайд 5) Песенку не слышно. Зато, слышные другие звуки, послушайте, в домике кто-то рычит (как? – р-р-р…дети определяют 1-й звук в слове «рычит») шипит (как?…), жужжит (как?), фыркает (как?..). . Как вы думаете, какие звуки мы там встретим? (мы встретим согласные звуки.)
Воспитатель: Давайте войдем и проверим. (Слайд 6) Действительно Звуковички одеты в синие костюмчики, значит это согласные звуки. Молодцы, ребята.
Но посмотрите, согласные звуки расстроены, Опечатка и здесь навредничала. Посмотрите, ребята, у некоторых Звуковичков на груди висят колокольчики, а других колокольчиков нет. Я поняла! Они забыли, кто из них звонкие согласные звуки, а кто глухие согласные звуки, и никак они не могут найти свои места. Надо им помочь. Как вы думаете, у каких звуков есть колокольчики? (у звонких согласных звуков, а у глухих согласных звуков колокольчиков нет)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что получится, если подружить гласные и согласные звуки? (дети высказывают свои предположения). Звуки объединяются и образуют слоги. А слоги образуют слова. (Слайд 7). Посмотрите, наши звуки подружились, потому что только вместе можно справиться со всеми трудностями. И никакая Опечатка не справится с дружными и неразлучными Звуковичками.
Давайте попробуем прочитать получившиеся слоги. Выложите у себя на столе слог «до». Какая буква будет первая? «д». Какой звук она обозначает? [д]. Какая буква будет второй? «а». Какой звук она обозначает? [а]. Давайте попробуем прочитать получившийся слог. (такая работа проводится и с другими слогами).
А теперь давайте превратим слоги в слова. («до» — м, получается дом, «ма» — к, получается мак и т.д.) К слогам добавляются буквы. (работа ведется и на доске и на местах)
Воспитатель: Мы с вами помогли Звуковичкам вспомнить, кто они такие. Даже подружили их. А это значит, они смогут и дальше помогать людям. В благодарность за нашу помощь Звуковички хотят с нами поиграть в интересные игры.
Игра «Хитрый гласный звук»
Воспитатель предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить, и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук. Звуки произносятся отчетливо и громко: [а], [о], [с], [у], [т], [к], [и], [ы], [п].
Игра «Ушки на макушке»
Воспитатель отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании:
ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.
Игра “Волшебный мешочек”
Воспитатель предлагает достать картинку из «Волшебного мешочка» и четко назвать, изображенный предмет. Ребенок громко называет предмет, изображенный на картинке. Педагог уточняет количество слогов в каждом из слов, предлагает выделить и определить позицию гласных звуков в названном слове. В зависимости от количества слогов в слове, дети распределяют картинки по домикам в 1,2 и 3 этажа, которые помогают наглядно дифференцировать слова с разным количеством слогов.
Физкультминутка
Игра: «Гласные звуки»
Дети повторяют движения и текст вслед за воспитателем:
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
[А] – на Астре расцветает,
[И] – на Иволге летает,
[О] – на Ослике сидит,
[У] – на Улицу глядит,
[Э] – на Эхо отозвался,
[ы] — во внутрь слов забрался,
СЫром тЫкву закусил
И добавки попросил!
Игра » Подскажи звук »
Воспитатель сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны подсказать дети.
Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили всё слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию. Дети должны быстро подсказывать последний звук, чтоб прозвучало всё слово целиком.
На солнышке грелся черноухий котёно… На него смотрел белоухий щено … Охотники развели в лесу костё… Ученик держал в руке каранда… Малыш попросил маму завязать красный шар… На лесную полянку выскочил зая… В зоопарке жили ено…, бегемо…, крокоди… По стволу стучал пёстрый дяте… Белочка спрятала орешки в дупл… По двору бродили петух…, куриц…, утк…
Воспитатель: А теперь, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Прочти слово».
Перед нами — «заштрихованное слово», и чтобы его прочесть, нужно знать правило: в каждой картинке-схеме нужно выделить первый звук и записать букву. Давайте попробуем: колобок, облако, тигр — получается слово «кот».
Дети читают слова по картинкам-схемам.
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие по «Фонетическому лесу»? (Да). А что больше всего вам понравилось? (ответы детей) Чем мы занимались в нашем путешествии? (ответы детей)
Вы молодцы, победили вредную Опечатку и помогли Звуковичкам. Они приготовили вам подарки. (наклейки с изображением животных)
Спасибо вам за вашу помощь, активность, за ваши знания. Наше путешествие закончилось.
nsportal.ru
Файлы — Бесплатные учебники
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
НеПроза Бесплатные учебники Главная >> Дошкольники >> Детские пособия >> Файлы-
>
Дошкольники
-
>
Детские пособия
- > Обучение грамоте и чтению
- > Развитие речи
- > Математика
- > Прописи, графические дорожки, узоры
- > Окружающий мир
- > Внимание, память, логика, мышление
- > Развитие мелкой моторики
- > Английский язык
- > Методические пособия
- > Книги для родителей
-
>
Логопедия, дефектология
- > Артикуляционная гимнастика
- > Постановка звуков
- > Книги детям и логопедам
-
>
Серия «Школа семи гномов»
- > 0-1
-
>
Детские пособия
-
>
Начальная школа
-
>
УМК «Школа России»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык (Канакина, Горецкий)
- > Русский язык (Зеленина, Хохлова)
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский язык (Верещагина)
- > Английский язык (Кузовлев)
- > Другие ин. языки
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Перспектива»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский Starlight
- > Английский Spotlight
- > Другие ин.языки
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Школа 2100″
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Риторика
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский язык
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Планета знаний»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
-
>
УМК «Школа России»
ne-proza.ru
Процесс обучения грамоте по учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская азбука» предполагает три этапа: подготовительный, основной, повторительно-обобщающий — Учебник
ВВЕДЕНИЕ
Процесс обучения грамоте по учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская азбука» предполагает три этапа: подготовительный, основной, повторительно-обобщающий.
Подготовительный этап делится на две ступени: вводную – безбуквенную и изучения пяти гласных букв и их звуков.
Основной этап посвящен изучению согласных звуков и их буквенных обозначений, оставшимся пяти гласным буквам и их звукам, знакомству с буквами ъ, ь.
Повторительно-обобщающий этап закрепляет изученные звуки и буквы, знакомит учащихся с детскими писателями и их произведениями.
Расположение звуков и букв основывается на принципе частотности употребления звуков (букв) в русском языке. Это позволяет значительно обогатить лексику и ускорить процесс развития техники чтения. Появляется возможность проводить целенаправленную работу по развитию речи и мышления первоклассников в связи с анализом содержания прочитанных текстов и по выполнению специальных упражнений над словом (логические упражнения, обобщения и классификации, наблюдения над омонимичностью, многозначностью слов, антонимами, словоизменением и словообразованием), над предложением (составление предложений по картинкам, по вопросам, по схемам, распространение предложений и другие), над связной речью (составление рассказов по серии картинок, по аналогии с прочитанным, на основе наблюдений, пересказ прочитанного по вопросам и другие).
Характер учебных материалов и процесс работы с ними определяются исходя из того, что чтение – это такой вид речевой деятельности, при котором происходит выявление и осознание смысловой, логической и образной информации на основе воспроизведения звуковой формы слова по определенным правилам. Они диктуются своеобразием графики данного языка и установлением смысловых и грамматических связей в словосочетаниях и тексте в целом.
Внимание детей привлекается в доступных для них пределах к различным сторонам родного языка – фонетической, графической, лексической, грамматико-орфографической, орфоэпической, стилистической.
Исходным моментом в обучении детей чтению является анализ звучащей речи. Поэтому с первого и до последнего урока обучения грамоте первоклассники учатся вычленять из речи предложения, делить их на слова, в словах определять количество слогов, особо выделяя ударный, устанавливать количество, последовательность звуков и характер их связи в слогах и слове в целом.
Урок 1. АЗБУКА – ПЕРВАЯ УЧЕБНАЯ КНИГА
Цели: познакомить учащихся с происхождением азбуки; развивать речь, логическое мышление.Оборудование: учебник В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина «Русская азбука»; славянский алфавит.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Слово учителя. У нас в стране и в других странах живет много разных народов, и каждый говорит на своем языке. Писать и читать учатся дети везде по специально составленному для этого учебнику. С самых далеких времен во многих языках каждая буква имела свое название. Так было и в нашем славянском языке. Названия нашим буквам дали Кирилл и Мефодий.
Дети рассматривают иллюстрацию на с. 3.
Учитель показывает славянский алфавит.
– Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Вот как назывались буквы:
Дети рассматривают первые страницы учебника.
Вопросы:
– Попробуйте назвать одну букву за другой. Что у вас получилось?
– Не напомнило ли это звучание какое-то хорошо всем известное слово?
Учитель. Правильно, азбука. Так в старину называли учебники по обучению грамоте. Была в те времена и пословица сочинена: «Сперва аз да буки, а там и науки». (Пословица написана печатными буквами на доске.)
Вопрос:
– В чем ее смысл?
Учитель. Наш учебник назван «Русская азбука» (это такая книга, по которой обучают именно русской грамоте).
Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы ее слова:
МАМА, ДОМ, СЕМЬЯ, ОТЕЦ,
НЕБО, СОЛНЫШКО, СКВОРЕЦ.
Это главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы РОДНУЮ РЕЧЬ
Изучать, любить, беречь!
Физкультминутка
III. Формирование практических навыков.
Работа по учебнику: с. 6.
Составление учащимися рассказа по картинке.
Вопросы:
– Что вы видите на картинке?
– Куда пришли дети?
– Почему вы так думаете?
– Зачем дети пришли в школу?
Физкультминутка
Работа по учебнику: с. 6.
Внизу страницы учебника даны рисунки.
Вопросы:
– Назовите каждый предмет. Для чего он предназначен?
– Каким одним словом можно назвать предметы слева? (Игрушки.)
– А справа? (Школьные принадлежности.)
– Какой другой предмет можно отнести к группе игрушек? (Машинка, домик, юла… .)
– А к группе школьных принадлежностей? (Ручка, линейка, ластик… .)
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали?
– Что особенно понравилось? Почему?
Спасибо за урок.
Урок 2. РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
Цели: дать учащимся понятия устной и письменной речи; развивать связную речь, память.
Оборудование: учебник; русские народные сказки «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка целей и задач урока.
Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей речи. Как вы думаете: что такое речь?
Варианты ответов детей.
– Все, что говорят люди – это речь. Она служит для выражения мыслей и чувств. Давным-давно, когда люди еще не умели записывать свои высказывания, они передавали разговором увиденное и услышанное, так появились рассказы, легенды, сказания. Губы раньше назывались устами. Поэтому такая речь получила название устной речи (то есть передаваемой из уст в уста).
– Расскажите о своих любимых занятиях, о любимом животном, о помощи в домашних делах и т. д.
Рассказы детей.
– Любой рассказ, выступление, разговор – все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильной и грамотной устной речи.
В азбуке, кроме рисунков, страницы заполнены значками (буквами). Ими записаны рассказы, стихи, сказки, вопросы, загадки. Это тоже речь, но не устная, а письменная.
Физкультминутка
III. Актуализация опорных знаний.
Работа по учебнику: с. 7.
Вопрос:
– Герои каких сказок изображены на странице? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению».)
■ Развитие связной речи учащихся.
– Вспомните содержание народной сказки «Гуси-лебеди».
Краткий пересказ сказки учащимися.
▲ Чтение учителем русской народной сказки «Гуси-лебеди».
ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
– Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, – братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.
– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
– Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше – стоит яблоня.
– Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Поешь моего лесного яблочка – скажу.
– У моего батюшки и садовые не едятся…
Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
– Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.
– У моего батюшки и сливочки не едятся…
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
– Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
– Садись покуда кудель прясть.
Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет – вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
– Баба Яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А Баба Яга подойдет к окошку и спрашивает:
– Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
– Пряду, бабушка…
Баба Яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба Яга закричала:
– Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гуси-лебеди.
– Речка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
– Яблоня, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
– Печка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем – в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
Физкультминутка
■ Развитие связной речи учащихся.
– Вспомните содержание народной сказки «По щучьему велению».
Краткий пересказ сказки учащимися.
▲ Чтение учителем русской народной сказки «По щучьему велению».
ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ
Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля.
Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
– Сходи, Емеля, за водой.
А он им с печки:
– Неохота…
– Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
– Ну ладно.
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
– Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
– Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеется:
– На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
– Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
– Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
– Емеля, Емеля, скажи – чего ты сейчас хочешь?
– Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась…
Щука ему говорит:
– Запомни мои слова: когда что тебе захочется – скажи только:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью.
Емеля и говорит:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
ступайте, ведра, сами домой…
Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.
Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается… Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.
Прошло много ли, мало ли времени – невестки говорят ему:
– Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.
– Неохота…
– Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
поди, топор, наколи дров, а дрова – сами в избу ступайте и в печь кладитесь…
Топор выскочил из-под лавки – и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.
Много ли, мало ли времени прошло – невестки опять говорят:
– Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.
А он им с печки:
– Да вы-то на что?
– Как мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?
– Мне неохота…
– Ну, не будет тебе подарков.
Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:
– Бабы, отворяйте ворота!
Невестки ему говорят:
– Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?
– Не надо мне лошади.
Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
ступайте, сани, в лес…
Сани сами и поехали в ворота, да так быстро – на лошади не догнать.
А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет. Приехал в лес:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь…
Топор начал рубить, колоть сухие дрова, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку – такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
поезжайте, сани, домой…
Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.
Видит он, что плохо дело, и потихоньку:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
ну-ка, дубинка, обломай им бока…
Дубинка выскочила – и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.
Долго ли, коротко ли – услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти и привезти во дворец.
Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:
– Ты – дурак Емеля?
А он с печки:
– А тебе на что?
– Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.
– А мне неохота…
Рассердился офицер и ударил его по щеке.
gigabaza.ru
Обучение грамоте, письмо — Бесплатные учебники
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
НеПроза Бесплатные учебники Главная >> Начальная школа >> УМК «Школа России» >> Обучение грамоте, письмо-
>
Дошкольники
-
>
Детские пособия
- > Обучение грамоте и чтению
- > Развитие речи
- > Математика
- > Прописи, графические дорожки, узоры
- > Окружающий мир
- > Внимание, память, логика, мышление
- > Развитие мелкой моторики
- > Английский язык
- > Методические пособия
- > Книги для родителей
-
>
Логопедия, дефектология
- > Артикуляционная гимнастика
- > Постановка звуков
- > Книги детям и логопедам
-
>
Серия «Школа семи гномов»
- > 0-1
-
>
Детские пособия
-
>
Начальная школа
-
>
УМК «Школа России»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык (Канакина, Горецкий)
- > Русский язык (Зеленина, Хохлова)
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский язык (Верещагина)
- > Английский язык (Кузовлев)
- > Другие ин. языки
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Перспектива»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский Starlight
- > Английский Spotlight
- > Другие ин.языки
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Школа 2100″
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Риторика
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский язык
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Планета знаний»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
-
>
УМК «Школа России»
ne-proza.ru
Обучение грамоте, письмо — Бесплатные учебники
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
НеПроза Бесплатные учебники Главная >> Начальная школа >> УМК «Школа 2100» >> Обучение грамоте, письмо-
>
Дошкольники
-
>
Детские пособия
- > Обучение грамоте и чтению
- > Развитие речи
- > Математика
- > Прописи, графические дорожки, узоры
- > Окружающий мир
- > Внимание, память, логика, мышление
- > Развитие мелкой моторики
- > Английский язык
- > Методические пособия
- > Книги для родителей
-
>
Логопедия, дефектология
- > Артикуляционная гимнастика
- > Постановка звуков
- > Книги детям и логопедам
-
>
Серия «Школа семи гномов»
- > 0-1
-
>
Детские пособия
-
>
Начальная школа
-
>
УМК «Школа России»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык (Канакина, Горецкий)
- > Русский язык (Зеленина, Хохлова)
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский язык (Верещагина)
- > Английский язык (Кузовлев)
- > Другие ин. языки
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Перспектива»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский Starlight
- > Английский Spotlight
- > Другие ин.языки
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Школа 2100″
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Риторика
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский язык
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Планета знаний»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
-
>
УМК «Школа России»
ne-proza.ru
Учебно-методическое пособие по чтению (1 класс) по теме: Мультимедийное пособие по обучению грамоте «Алфавит в картинках» для 1 класса
Мультимедийное пособие по обучению грамоте «Алфавит в картинках» для 1 класса. /Может использоваться при любом УМК/ В четырех частях.
Разработано учителем начальных классов I категории: Шалимовой Ольгой Вячеславовной
Цели:
Образовательная: формирование представлений у детей о буквах и звуках; расширять кругозор и представление об окружающем мире.
Развивающая: развивать речь детей, мышление, внимание, память.
Воспитательная: прививать интерес к чтению, к детской книге .
Продолжительность: по усмотрению учителя.
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Авторские комментарии:
Презентацию можно использовать для фронтальной работы со всем классом на уроке обучения грамоте или внеклассном мероприятии. Выбор языкового материала произвольный.
А Й
Вот два столба наискосок, Летает над калиткой птица,
А между ними — поясок. Но на калитку не садится.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Б К
Буква Б проснётся рано. К — одною лапкой машет,
Буква Б — бочонок с краном. А другою лапкой пляшет.
В И при этом буква К,
Палочка, рядом две ровные дужки — Будто усики жука.
Вот и готовы очки… для лягушки.
Г Л
Гусь гуляет по дорожке, Алфавит продолжит наш
Гусь играет на гармошке, Буква Л — лесной шалаш.
И гордится гармонист:
«Я га-га-га — голосист».
Д М
Вот стоит, дымок пуская, Вот качели — буква М!
Буква Д — труба печная. Здесь качаться можно всем!
Е Н
На дворе — такая жалость! — Там я букву Н найду,
Наша лесенка сломалась. Где гамак висит в саду.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Ё О
Е и Ё — родные сёстры, В старом дереве дупло,
Различить сестёр непросто. Ну совсем, как буква О.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Ж П
Эта буква широка Пойдём отсюда по тропе,
И похожа на жука. И мы дойдём до буквы П.
И при этом точно жук Подходящие ворота.
Издаёт жужжащий звук. Проходи, кому охота!
З Р
З не просто завитушка, — Дрожу от страха до сих пор! —
З — пружинка, крендель, стружка. Воскликнуло полено, —
И Похожа буква на топор!
На калитку посмотри: Расколет непременно!
Чем она не буква И? С
Между двух прямых досок Полумесяц в небе тёмном
Одна легла наискосок. Буквой С повис над домом.
Т Ь
Молоток стучит: «Тук-тук! Белка хвостик изогнула,
Букве Т — я лучший друг!» У пенёчка отдохнула.
У Распушила хвост, да так —
У — сучок. В любом лесу Стал похож на мягкий знак!
Ты увидишь букву У.
Ф Э
Филин в книжку залетев, Над лугами в синеве
Притворился буквой Ф. Пролетает буква Э.
Х Это ласточка весной
Х — забавная игрушка, Возвращается домой.
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка —
Ветру вольному подружка.
Ц Ю
Буква Ц — внизу крючок, Ходит пешком
Точно с краником бачок. Калач с посошком.
Ч Я
Стул чинил сегодня мастер. Буква Я шагает гордо,
Клеил он его и красил. Всем на свете буква Я
Мастер стул перевернул — Доложить готова:
Стал на Ч похожим стул. — А вы знаете, кто я?
Ш Я не только буква Я —
Шура сено ворошил, Буква, слог и слово!
Вилы в сене он забыл.
Щ
Хватать, глотать умеют щуки —
Другой не нужно им науки.
Ъ
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик — твёрдый знак,
Чтобы не облиться.
Ы
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы —
Все мы знать её должны.
Список использованного материала:
1.Мультимедийная презентация И. А. Галкиной «Алфавит загадок»
2.В. Волина. Занимательное азбуковедение. — М.: Просвещение. 1994.
3. С. Я. Маршак. Веселая азбука. – М.: Просвещение. 1986.
4. Г. Сниткина, Л. Климанова. Азбука для самых маленьких. — Тула. 1998.
nsportal.ru