Социальный прогресс и развитие общества конспект – Урок по обществознанию на тему «Социальный прогресс и развитие общества» 8 класс
Урок по обществознанию на тему «Социальный прогресс и развитие общества» 8 класс
План – конспект урока по обществознанию в 8 Б классе по теме: «Социальный прогресс и развитие общества».
Урок разработан и проведен учителем истории и обществознания МБУ «Гимназии № 39» Сизовой С.Е.
Тип урока: лабораторное занятие.
Цели урока:
● Образовательная: ознакомить учащихся с основными тенденциями развития общества: законом ускорения истории и законом неравномерного развития народов, выявить, в чем сущность социального прогресса, каковы его виды и формы.
● Развивающая: уметь приводить конкретные примеры в качестве аргументов; использовать различные источники знаний; умение сравнивать и анализировать явления, излагать полученные результаты письменно и устно.
● Воспитательная: понимание, что реформа является наиболее приемлемой формой развития общества, нежели революция. Гуманный подход к решению проблем.
План урока
организационный момент – 1 мин.
Экспресс – опрос – 5 мин. (цель: проверка усвоения отличительных черт трех типов общества).
изучение нового материала – 30 мин.
Самоконтроль – 3 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
План изучения новой темы учитель прописывает на доске в классе:
1 основные закономерности развития человеческого общества:
а) закон ускорения истории;
б) закон неравномерного развития народов и наций мира;
2. что такое социальный прогресс? Виды социального прогресса;
3. формы социального прогресса: реформы и революции.
Ход урока
Организационный момент — приветствие учащихся – 1 мин.
(организационный момент проводится с целью подготовки полной готовности класса, быстрое включение в деловой ритм).
Вступительное слово учителя.
Изучая историю человеческого общества, сравнивая различные стадии, которые прошла человеческая цивилизация, ученые выяснили ряд закономерностей, которые присущи каждой исторической эпохе. Историческая эпоха – это определенный период в истории человечества.
Сегодня мы знакомимся с двумя тенденциями в развитии общества: законом ускорения истории и законом неравномерного развития различных народов и наций мира, выясним, в чем сущность социального прогресса, каковы его виды и формы.
Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку с заданием (приложение № 1). Учитель напоминает, что по ходу работы ученики в тетради делают соответствующие записи.
II. Социальный прогресс. Виды социального прогресса.
Группа 1.
Задание: сформулируйте закон ускорения истории. Приведите аргументы в его пользу. Социальный прогресс. Виды социального прогресса. При выполнении данного задания учащиеся усваивают, что в самый длительный по времени период – каменный век было совершено меньше открытий, чем в каждую последующую историческую эпоху.
Группа 2.
Задание: приведите из истории примеры, иллюстрирующие действие закона неравномерного развития народов. Как проявляется закон неравномерного развития народов в современном мире. Социальный прогресс. Виды социального прогресса. Учащиеся приводят примеры из истории стран Западной Европы и Латинской Америки, Африки – взаимоотношения между метрополией и колонией. Теория трех эшелонов развития современного общества – ведущие страны, догоняющие страны и страны третьего мира.
Группа 3.
Задание: Дайте определение понятиям «прогресс» и «регресс». Приведите из истории примеры прогресса. Сделать выводы по существу изученного вопроса. Социальный прогресс. Виды социального прогресса. Учащиеся указывают на то, что «прогресс» – это улучшение в процессе развития, а «регресс» — это упадок в развитии или движение назад. Называют примеры из мировой истории: переход к трехполью, отделение ремесла от сельского хозяйства, возникновение городов, выделение светского искусства, изобретение земледелия и скотоводства, добывание огня, промышленная революция. Делают вывод, что общество во все исторические эпохи шло по пути прогресса. Это глобальный процесс. Его стержнем является технический прогресс: каждой исторической эпохе соответствовали свои орудия труда. При из развитии изменялись общество в целом, мышление, образ жизни — наблюдалось продвижение вперед. В истории не наблюдалось регрессивных моментов общества, можно говорить о застое в развитии.
Три группы выделяют виды социального прогресса – экономический, технический, культурный, понятие социальный прогресс – глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от состояния дикости к цивилизации.
III. Формы социального прогресса: реформы и революции.
Группа 4.
Задание: используя понятия «реформа» и «революция» определите различие между этими формами социального прогресса. Ответ оформите в виде таблицы (таблица заполняется учащимися на доске)
Реформа
Революция
Частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни
Полное изменение во всех или в большинстве сфер жизни
Не затрагивает основ существующего социального строя
Затрагивает основы существующего социального строя
Проводится постепенно
Носит скачкообразный характер
Приводите примеры реформ, проведенных Александром I в первой четверти XIX века.
Учащиеся на основе изученного материала по истории России XIX век перечисляют:
прогрессивные реформы Александра I:
а) денежная реформа Е. Канкрина (экономическая сфера)
б) реформа образования (духовная сфера)
в) министерская реформа; предоставление конституции Польше (политическая сфера)
г) закон о вольных хлебопашцах (социальная сфера).
регрессивные реформы Александра I:
Создание военных поселений.
Учитель делает вывод по пройденному материалу.
Мы при изучении Всемирной истории познакомились с результатами войн и реформ. Таким образом, можем сделать вывод, что все социальные революции по своей сути гражданские войны, которые сопровождались насилием, поэтому разумная часть общества предпочитает путь реформ. Своевременно проведенные реформы помогают избежать народного бунта и недовольства- революции.
IV. Самоконтроль.
1. Установите соответствие:
Закон о материнском капитале
Экономическая реформа
Принятие налогового кодекса
Социальные реформы
Изменения формы голосования на выборах
Политические реформы
2.Соотнесите формы социальных изменений и их характерные черты:
Характерные черты
Формы
Быстрые, скачкообразные перемены
РеволюцияОрганичные сочетания нового с традиционным
Реформы
Постепенность изменений
Не затрагиваются основы существующего строя
Частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни
Происходят коренные изменения во всех сферах жизни
Учитель. Ребята урок подошел к концу. Исследуя тему «Социальный прогресс и развитие общества», вы научились различать понятия реформы и революция, познакомились с законами развития общества, выяснили, что суть социального прогресса состоит в продвижении общества вперед, конкретизировали проявления законов развития общества и прогресса на различных исторических примерах.
Активно и с интересом работая, вы все получили оценки за работу на уроке. Спасибо всем! (учитель выставляет и комментирует оценки)
V. Домашнее задание.
Учитель разбивает класс на три группы по рядам и дает задание:
1 ряд. Можно ли оценивать петровские реформы только как положительные? Если нет, выделите отрицательные стороны реформ I четверти XVIII века.
2 ряд. Подберите аргументы, доказывающие, что войны оказывали прогрессивное влияние.
3 ряд. Подберите аргументы, доказывающие, что войны оказывали регрессивное влияние.
Приложение № 1
Задание для групп
____________________________________________________________________
Группа 1.
Задание: сформулируйте закон ускорения истории. Приведите аргументы в его пользу. Социальный прогресс. Виды социального прогресса.
Группа 2.
Задание: приведите из истории примеры, иллюстрирующие действие закона неравномерного развития народов. Как проявляется закон неравномерного развития народов в современном мире. Социальный прогресс. Виды социального прогресса.
Группа 3.
Задание: Дайте определение понятиям «прогресс» и «регресс». Приведите из истории примеры прогресса. Сделать выводы по существу изученного вопроса. Социальный прогресс. Виды социального прогресса.
Группа 4.
Задание: используя понятия «реформа» и «революция» определите различие между этими формами социального прогресса. Ответ оформите в виде таблицы. Приводите примеры реформ, проведенных Александром I в первой четверти XIX века.
infourok.ru
План урока Развитие общества. Общественный прогресс
Цель урока: проанализировать основные понятия “общественный прогресс”, “регресс”, “критерии прогресса”.
Задачи урока: показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития; подчеркнуть противоречивость общественного прогресса; развивать у учащихся умения находить нужную информацию по теме, анализировать ее, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Образовательные ресурсы:
Учебники: Важенин А.Г. Обществознание. М., 2014. §1.5, с.28-33 §1.7, с.39-46; Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. М., 2014. §20, с.149-157
Техническое оснащение: компьютер, проектор.
Методы и приёмы работы: беседа с использованием презентации, работа с компьютерными программами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
Вопросы для фронтального и индивидуального опроса:
Что такое сфера общества? Какие сферы общества вы знаете?
Какие составляющие включает экономическая сфера общества? Как они возникли?
В каких условиях и почему появилась частная собственность?
Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались социальные отношений на протяжении истории?
Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от власти государства?
Какое устройство общества называется «военная демократия»? Как оно повлияло на становление государства?
В чем состоят особенности духовной сферы общества?
Охарактеризуйте понятие культуры. Каковы ее составляющие?
В чем заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они существовать независимо друг от друга? Обоснуйте свой ответ.
III. Изучение нового материала
План:
1. Развитие общества. Революция и реформа.
2. Прогресс и регресс.
3. Критерии общественного прогресса.
1. О чем мы сегодня будем говорить на уроке? – О развитии общества, т.е. будем анализировать ход исторического развития. Как развивается общество?
Этот вопрос интересовал человечество с древнейших времен:
Древнегреческий поэт Гесиод (VIII–VII вв. до н.э.) писал, что человечество от лучшего “золотого” века перешло сначала к веку “серебряному”, а затем к веку “железному”, который принес войны, где повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.
Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
Представителем оптимистического подхода был Демократ, который делил историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому, по его мнению, характеризуются ростом культуры и улучшением жизни людей.
Действительно, в истории существовали времена, когда разрушались империи, гибли цивилизации. Вместе с тем приводились аргументы, что истории локальных цивилизаций в какой-то степени повторяют друг друга. Согласны они и с т.зр. Демокрита, что с древнейших времен происходит развитие культуры, улучшаются условия жизни человека.
Как же нам разобраться в движении исторического процесса?
Для этого существует понятие “общественного прогресса”. Есть две формы социального прогресса — революция и реформа.
Революция — качественное, коренное изменение большинства сторон общественной жизни, скачкообразный переход от старого к новому. В зависимости от того, какой сферы или общественного института касаются эти изменения, определяется характер революции: политическая, научно-техническая, культурная и т. д.
Реформы — это частичное усовершенствование какой-либо сферы общественной жизни или какой-либо ее стороны; ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Реформы сверху проводят властные структуры по своей инициативе. Реформы снизу проводятся властью под давлением народных масс. Реформы могут быть важной составной частью революции, а могут быть попыткой предотвратить революцию. По своему содержанию реформы могут быть политические, экономические и социальные. Но все они связаны между собой. Учитель цитирует слова П. А. Столыпина, которые он произнес перед депутатами III Государственной думы (Столыпин обращался к социалистам): «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». На проведение своей аграрной реформы он отводил 20-25 лет, и за это время путем реформирования российское сельское хозяйство из феодального должно было перейти на капиталистический путь развития, от прусского пути перейти к американскому. Первая мировая война прервала процесс реформирования, а коллективизация надолго «убила» в советском крестьянине «крепкого хозяина». Несмотря на все реформы в постсоветской России, сельское хозяйство остается одним из самых проблемных и менее развитых секторов экономики.
2. Что вы знаете об общественном прогрессе?
Прогресс и регресс — противоположные процессы в общественном развитии.
Прогресс — движение вперед, от низшей ступени к высшей, регресс проявляется в деградации. Сосуществование этих тенденций есть доказательство действия одного из законов диалектики — закона единства и борьбы противоположностей. Например, отставание России в передовых технологиях потребовало найти решение проблемы: создание и внедрение нано технологий стало одной из приоритетных задач, которые обеспечиваются финансами государства. Смутное время (1598-1613) не только принесло экономическое разорение и политическую неустойчивость, которая угрожала суверенитету страны, но и способствовало консолидации политических сил вокруг новой династии и возвращению Российского государства в европейскую политику как субъекта политики.
Поступательное движение общества к более совершенному, от низшего к высшему, называется социальным прогрессом. Это сложный, противоречивый процесс.
(Учитель просит привести примеры из истории постсоветской России.)
Общественный прогресс – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному. И, наоборот, для регресса характерно движение вспять, возврат к изжившим себя формам и структурам, деградация. Далее ученики приводят примеры из истории. Они обращают внимание, что человечество изначально жило в первобытном обществе, затем постепенно образуются государства со своими законами, средневековье, Новое время и т.д. Получается, что человечество проходит одни и те же ступени развития и экономического, и социального, и культурного. Несмотря на различие народы едины в своем стремлении к счастью и лучшей доле. Только скорость развития у народов разная. Есть страны, которые вырвались вперед, а существуют отсталые страны, которые догоняют более развитые государства. История выступает как единый процесс непрерывного развитии. В этом сходстве прослеживается единство исторического процесса.
На доске изображаются разные схемы.
Вопросы к схемам.
Какие выводы вы сделали из работы над данными графиками?
Покажите на конкретных примерах плюсы и минусы общественного процесса.
Вы убедились, что общественный прогресс – это явление крайне сложное и противоречивое. Нетрудно заметить, что практически любое явление жизни общества имеет оборотную сторону и может быть неоднозначно оценено с позиций общественного прогресса.
Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом?
Для этого нужно установить, что является общим критерием общественного прогресса. Какие изменения в обществе следует считать прогрессивными, а какие – нет.
3. Вопрос о критериях прогресса занимал великие умы ученых и философов разных эпох.
А. Кондорсе и другие просветители критерием прогресса считали развитие разума человека.
Социалисты-утописты – принцип братства людей.
Ф.Шеллинг говорил о постепенном приближении человечества к правовому государственному устройству.
Г.Гегель критерием прогресса считал сознание свободы.
А.Вознесенский отмечал, что “все прогрессы реакционны, если рушится человек”.
Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения дает вам более надежный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.
В конечном итоге ученики приходят к выводу о том, что прогрессивным развитием можно считать такие условия жизни, которые создают как можно больше возможностей для развития самого человека: свободы, разума, нравственности, творчества.
Человек, его жизнь, свобода признаются высшей ценностью. В данном случае мы с вами говорим об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению человечности, гуманизма.
IV. Закрепление изученного
1. Какой смысл в понятиях «прогресс» и «регресс»?
2. Какие точки зрения по проблеме прогресса высказывались философами в прошлом и в наше время?
3. Как может выглядеть графическое изображение исторического развития общества с точки зрения соотношения прогресса и регресса?
4. В чем заключается противоречивый характер прогресса?
5. В чем состоит проблема цены прогресса?
6. Какие критерии общественного прогресса предлагались в прошлом? Почему они оказались недостаточными?
7. Какие универсальные критерии прогресса выдвигает философская мысль? В чем заключается их смысл?
8. Какое значение имеет гуманистический критерий общественного прогресса?
Задания.
Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 60–70 гг. XIX в. в России. Можно ли их назвать прогрессивными? А политику 80-х гг. ХХ в.? Аргументируйте свою позицию.
Подумайте, прогрессивна ли деятельность Петра I, Наполеона Бонапарта, П.А.Столыпина. Свою оценку аргументируйте.
К какой из представленных в документе точек зрения на прогресс относится позиция флорентийского историка Гвиччардини (1483–1540): “Дела прошлого освещают будущее, ибо мир был всегда один и тот же: все, что есть и будет, уже было в другое время, бывшее возвращается, только под другими названиями и в другой окраске; но узнает его не всякий, а лишь мудрый, который его тщательно наблюдает и обдумывает”?
Некоторые ученые, изучающие современное социальное развитие, обратили внимание на явления, которые они назвали “варваризацией” общества. К ним они отнесли снижение уровня культуры, в частности языка, ослабление моральных регуляторов, правовой нигилизм, рост преступности, наркомании и другие подобные процессы. Как бы вы оценили эти явления? Каково их влияние на общество? Определяют ли эти тенденции характер развития общества в обозримой перспективе? Свой ответ аргументируйте.
V. Домашнее задание:
Важенин А.Г. Обществознание. М., 2014. §1.5, с.28-33 §1.7, с.39-46
Написать сочинение на тему: «Закон ускорения истории — что нас ожидает в будущем».
infourok.ru
Конспект урока «Социальный прогресс и развитие общества» 1 фио (полностью)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА « Социальный прогресс и развитие общества»
1 | ФИО (полностью) | Салихьянова Ильзина Фаниловна |
2 | Место работы | МБОУ СОШ с.Старая Мушта |
3 | Должность | Учитель истории и обществознания |
4 | Предмет | Обществознание |
5 | Класс | 8 |
6 | Тема и номер урока в теме | «Общество и человек», урок 4 « Социальный прогресс и развитие общества» |
7 | Базовый учебник | Обществознание: учебник А.И. Кравченко |
8. Цель урока:
— познакомить учащихся с понятием « закон ускорения истории», раскрыть неоднозначность и противоречивость этого явления.
9.Задачи:
— обучающие — познакомить с особенностями общественного прогресса; показать многообразие и неравномерность общественного развития; подчеркнуть противоречивость общественного прогресса; объяснить понятия и термины «закон ускорения истории» «общественный прогресс», «регресс», « неолитическая революция», « промышленная революция»
-развивающие — развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск; систематизировать социальную информацию по теме; сравнивать, анализировать, делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные задания;
-воспитательные способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
10. Тип урока: изучение нового материала.
11.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
13.Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | Обозначение темы урока, основных вопросов темы, постановка проблемы | Участие в формулировке проблемы | 3 | |
2 | Изучение нового материала 1) Знакомство с понятиями «прогресс» и «регресс» | Прогресс общественный – ЭОР №1, Регресс общественный – ЭОР №2 дается определение понятий с наглядным изображением в виде схемы | Беседа с учащимися на усвоение понятий, демонстрация ЭОР | Сопоставление понятий, запись понятий в тетради | 5 |
2) Суть понимания прогресса и регресса мыслителями прошлого и настоящего | Теория общественного прогресса – ЭОР №3 | Объяснение проблемного задания на основе ЭОР, демонстрация ЭОР, беседа по итогам выполнения задания | Выполнение проблемного задания на основе ЭОР (классификация мыслителей по вопросу их отношения к прогрессу) | 8 | |
3)Противоречивость прогресса 4)Противоречивость прогресса – практическая часть | Проблемы критериев прогресса – ЭОР №4 (обоснование – решение проблемных задач дается в виде интерактивной схемы, что способствует лучшему усвоению материала) Противоречивость прогресса – ЭОР №5 (обоснование – наглядно представлена таблица, где есть часть столбцов заполнена, часть нет; экономит время, развивает мышление) | Деление учащихся на группы, формулировка заданий каждой группе, демонстрация ЭОР с обсуждением выполненного решения проблемных задач Демонстрация ЭОР для практической работы | Работа в группах по решению проблемных задач Работа в группах по заполнение таблицы на основе ЭОР | 12 | |
5) Виды общественного прогресса | Виды общественного прогресса – ЭОР №3 | Объяснение задания на основе ЭОР и материала учебника, демонстрация ЭОР, беседа по итогам выполнения задания | Составление таблицы на основе информации, полученной из ЭОР и учебника | 7 | |
3 | Закрепление изученного материала | Все ли научно-технические достижения являются прогрессом? – ЭОР №6,Н. А. Бердяев Критика идеи прогресса – ЭОР №7,В.В. Леонтьев | Проведение проблемной дискуссии на основе материалов ЭОР | Знакомство с текстами в группах, участие в проблемной дискуссии | 10 |
4 | Подведение итогов урока, домашнее задание | Формулировка итогов урока, домашнего задания | Запись в тетрадь | 3 |
«ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА» ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Закон ускорения истории | информационный | схема, текст | /dlrstore/b44ba633-d104-44fb-9de6-94dc1db5a77c/%5BCIVSal1011_10-03-15-U1%5D_%5BTD_148%5D.html |
2 | Прогресс общественный | информационный | схема, текст | /dlrstore/361f78fc-ea9c-4aaf-9a3e-f01cf42bcb56/%5BCIVSal1011_10-03-15-U1%5D_%5BTD_149%5D.html |
3 | Прогресс общественный | информационный | презентация, аудио лекция | /card/28359/teoriya-obshestvennogo-progressa-kriterii-razvitiya-chelovecheskogo-obshestva-i-dlya-uglublennogo-iz.html |
4 | Проблемы критериев прогресса | информационный | презентация | /dlrstore/9cef6ffe-1011-48d5-890d-9149fe384d88/START.swf |
5 | Виды социального прогресса | практический | таблица | /dlrstore/eb7df6f2-6401-4f08-af50-1b8048d72a18/70.html |
6 | Все ли научно-технические достижения являются прогрессом? | информационный | текст | /dlrstore/dd2d1c70-bf96-4d48-b52e-5e25234fe1f8/74.html |
7 | Н. А. Бердяев Критика идеи прогресса | информационный | текст | /dlrstore/5a39cd9c-78cf-4513-a373-cc96b0bc2981/71.html |
8 | В.В. Леонтьев Человек или машина? | информационный | текст | /dlrstore/0c42ec3a-7943-4812-913f-3a35c105a75e/14.html |
gigabaza.ru
урок «Социальный прогресс и развитие общества»
Предмет: обществознание
Класс: 8 класс
Тема урока: «Социальный прогресс и развитие общества»
Программно — методическое обеспечение:
— программа (базовый уровень)
— используемые учебники: А.И. Кравченко
Цель: Познакомить учащихся с тенденциями развития общества, в том числе законом ускорения истории, неравномерным развитием различных народов и наций, объяснить сущность социального прогресса и его видов.
После изучения темы учащиеся должны:
ü объяснять сущность закона ускорения истории, аргументировать свой ответ конкретными примерами;
ü знать о том, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью, уметь пояснить эту тенденцию на примере развития стран;
ü пояснить сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс;
ü уметь определять, в каких случаях общество развивается реформистским путём, а в каких — революционным;
ü знать определения следующих понятий: закон ускорения истории, прогресс, регресс, реформа, революция, историческая эпоха.
Форма урока: комбинированный урок
План урока:
1. Основные закономерности развития человеческого общества: почему ускоряется история?
2. Закон неравномерного развития народов и наций мира.
3. Всегда ли общество развивается прогрессивно. Что такое социальный прогресс?
4. Реформы и революции.
Ход урока
Класс делится на две группы.
А) пятиминутка (работа групп)
1. Приступая к рассмотрению первого вопроса, подчеркиваем, что, изучая эволюцию обществ, учёные пришли к выводу о существовании закономерностей в их развитии. На основании истории вспомним этапы развития общества. Пояснить, что каждую фазу эволюции человека называют исторической эпохой. (Определённый период развития человечества называют исторической эпохой)
Рассматриваем схему на доске «этапы развития человечества»
Задание1 группам: рассмотрите схему «Этапы развития человечества». Какую закономерность вы здесь наблюдаете? Разложите фотографии по историческим эпохам?
Рассмотрев хронологические рамки каждой исторической эпохи, ученики приходят к выводу об уплотнении исторического времени.
Работа с рисунком к параграфу «Закон ускорения исторического времени».
Задание 2.Рассмотрите рисунок (с. 33 учебника) и ответьте на вопросы:
Как соотносятся между собой уровень развития общества и историческое время?
(с каждым этапом развития время уменьшается)
Прочитайте текст «Ускорение истории» (с. 34 учебника) и заполните таблицы, также можно проанализировать фотографии над схемой. Ответьте на вопрос?
б) Почему эту взаимосвязь называют законом ускорения истории?
1 группа
Кол-во поколений |
Уровень жизни |
1200 |
пещера |
240 |
письменностью |
22 |
Напечатанная книга |
5 |
Электрическое освещение |
4 |
Автомобили, самолеты, кинематограф |
2,5 |
телевизор |
2 |
компьютер |
Вывод: что каждый последующий этап охватывает гораздо меньший промежуток времени, чем предыдущий (На основе таблицы видно, что кол-во поколений уменьшается)
2 группа Время между появлением изобретения и его практическим использованием
года |
изобретение |
1000 |
бумага |
80 |
Паровая машина |
50 |
телефон |
20 |
самолет |
3 |
Транзисторная техника |
6 месяцев |
лазеры |
3 месяца |
факсы |
Вывод: уровень развития общества, несмотря на уплотнение исторического времени, становится выше.
Обобщение материала:
Закон ускорения исторического времени: На каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Исследования социологов показывают, что каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 34 раза. Однако орудия труда, технологии усовершенствуются гораздо быстрее.
2. На предыдущем уроке ученики, выполняя задание по карточкам, узнали о том, что русский учёный Н.Н. Миклухо — Маклай изучал в XIX в. реликтовые общества папуасов, живущих на уровне первобытного общества.
Задание 3. Почему история «тормозит» эволюцию отдельных народов, людей?
Почему социальное время протекает не везде одинаково?
На доске записываются ответы учеников (изолированность, климат, потребность в выживании и т.д.)
Дополнительно: Ученикам предлагается подумать, можно ли рассматривать экспансию капиталистически развитых стран на территорию слабо развитых регионов как прогрессивное явление? (С одной стороны — искусственная попытка ускорить процесс развития народов (завоз техники и т. д.), с другой — разрушение самобытности).
Желательно, чтобы в процессе дискуссии ребята аргументировано доказали свою точку зрения. Для отслеживания разнополярных суждений к доске (к листу ватмана, прикреплённому на стене) следует пригласить одного ученика, который должен фиксировать эти позиции выступающих. (Да, это прогрессивно, так как…; Нет, это насилие и носит опасный характер, так как…)
Обобщение: Закон истории гласит «народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью»
- Работа с классом:
А) схема «Этапы развития общества»
Задание классу: Рассмотрите орудия труда. Какие изменения вы видите? (ответы учеников)
Обобщение ответов: Долгое время в качестве камень, служил основным материалом для изготовления орудий труда, но с открытием металлов развитие человечества ускорилось и привело к позитивным изменениям. Обществоведы называют такой процесс прогрессом.
А если бы изменения привели к негативным последствиям, то такой процесс называется регрессом. (запись в глоссарий)
Прогресс – развитие общества, в котором позитивные сдвиги перевешивают негативные.
Регресс – развитие общества, в котором негативные сдвиги перевешивают положительные.
Работа со схемой
А) экономический прогресс:
Рассмотрим средневековое общество: хозяйство –натуральное, урожаи низкие – 3 сам.
Индустриальное – урожаи 30ц/г
Постиндустриальное общество – 60ц/г.
Растет производительность труда, уменьшается занятость населения на производстве. Расширяются торговые и культурные связи, большую роль начинают играть города. С чем связаны такие изменения? С развитием науки и технического прогресса
Б) технический прогресс
лошадь– ДТ- «Кировец» — компьютерная пахота.
В) культурный прогресс:
народной культура – светская культура – массовая культура.
Проследить с детьми изменение образа жизни людей.
Задание3. Подумайте, может ли общество развиваться вспять, регрессивно?
Ответы групп.
Разъясняя эту проблему, учитель должен закрепить в понимании учащихся, что прогресс носит глобальный характер, а регресс — локальный и охватывает отдельные общества и промежутки времени.
Задание 4.Истории человечества известны многочисленные войны. В их состоянии оно находилось гораздо больший промежуток времени, чем в состоянии мира.
Подумайте, как влияли войны на развитие общества? Какую функцию они выполняли: прогрессивную или регрессивную?»
1 группа: прогрессивный характер
2 группа: регрессивный характер.
Дискуссия. Ученики доказывают предложенную позицию, полемизируя со своими противниками:
Да, войны оказывали прогрессивное влияние на развитие общества, так
как:
1. в период военных действий происходит быстрое усовершенствование техники, в том числе военной, развивается военно -промышленный комплекс страны.
2. Предприятия, фирмы по производству вооружения получают госзаказы, их прибыль быстро растет. Происходит обогащение многих структур.
3. В военное время в народе проявляются особые чувства патриотизма, единения, что способствует сплочению нации, росту её интеллектуальных возможностей.
4. В период войны появляется много уникальных талантливых произведений науки, искусства (песни, музыка, живопись…)
5. Война истребляет часть населения, тем самым, регулируя решение демографических проблем.
6. Война способствует новым открытиям в области медицины.
Нет, войны негативно влияют на общество, так как:
1. война — это многочисленные жертвы людей, горе и слезы.
2. В период войны уничтожаются многочисленные ценности культуры, в том числе здания, сооружения
3. Война приводит к колоссальным материальным потерям: разрушению и опустошению городов, деревень.
4. Стрессовое состояние людей приводит к нарушению психики, здоровья людей
5. Общество дестабилизируется, теряя трудоспособных граждан и увеличивая разряд тех, кто нуждается в социальной поддержке.
6. Происходит передел мира, порождаются новые конфликты.
Обобщение: Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом.
- Виды социального прогресса: реформаторский, революционный
Социальные реформы – преобразования в сферах жизни непосредственно связанны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, доступе к социальным благам.
(пенсионная реформа, реформы в здравоохранении, реформы в образовании, выплата детских пособий, пособий по безработице)
Экономические реформы –переход из одной экономической системы в другую. Из плановой (все решало государство) к рыночной (рынок, производитель и потребитель) совхоз – СПК, КФХ
Политические реформы – изменения статуса главы государства (Генеральный секретарь ЦК КПСС – Л.И. Брежнев, Президент РФ), изменение Конституции (депутатов Госдумы 5 созыва выбирали на 4 года, следующий созыв будет избираться на 5 лет).
Ученикам предлагается проанализировать нижеприведённые события и сгруппировать их в 2 колонки таблицы, объяснив устно:
а) Почему это событие можно отнести к данному виду социального прогресса?
б) Каким образом происходили изменения, кто стал инициатором и «проводником» перемен в жизни?
реформы |
революции |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Приватизация жилья, законодательно разрешённая в России.
2. Введение налоговых льгот отечественными предпринимателями.
3. Юридическая отмена крепостного права в 1861 г. в России.
4. изменение системы судопроизводства в 60-е гг. XIX в., в соответствии с которыми введён суд присяжных, состязательность процесса и проч.
5. События 1917 года в России, повлекшие за собой изменения политического строя (монархия — республика), ликвидация буржуазии, уничтожение частной собственности.
6. Технологический, промышленный подъём западноевропейских государств ХУ111-Х1Х вв., в результате которого машинное производство вытеснило старую мануфактуру.
Реформа — усовершенствование в определённой сфере жизни, которое носит постепенный характер, не затрагивающий основ существующего строя.
Революция — комплексное изменение большинства сторон жизни, выводящее на качественно новый уровень развития общество.
В конце изучения темы учитель может поработать с понятиями, рассмотренными на уроке. Для этого следует предложить выстроить на доске терминологическую модель их взаимосвязи Ии попросить разъяснить отдельные понятия устно.
Д/з: 4 параграф, выполнить задания и ответить на вопросы к параграфу. Отдельным группам ребят можно дать индивидуальные задания: подобрать из литературы, СМИ факты. Доказывающие закономерные тенденции в развитии общества.
multiurok.ru
Социальный прогресс и развитие общества
План – конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме: «Социальный прогресс и развитие общества».
Тип урока: лабораторное занятие.
Цели урока:
● Образовательная: ознакомить учащихся с основными тенденциями развития общества: законом ускорения истории и законом неравномерного развития народов, выявить, в чем сущность социального прогресса, каковы его виды и формы.
● Развивающая: уметь приводить конкретные примеры в качестве аргументов; использовать различные источники знаний; умение сравнивать и анализировать явления, излагать полученные результаты письменно и устно.
● Воспитательная: понимание, что реформа является наиболее приемлемой формой развития общества, нежели революция. Гуманный подход к решению проблем.
План урока
организационный момент – 1 мин.
Экспресс – опрос – 5 мин. (цель: проверка усвоения отличительных черт трех типов общества).
изучение нового материала – 30 мин.
Самоконтроль – 3 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
План изучения новой темы учитель прописывает на доске в классе:
1 основные закономерности развития человеческого общества:
а) закон ускорения истории;
б) закон неравномерного развития народов и наций мира;
2. что такое социальный прогресс? Виды социального прогресса;
3. формы социального прогресса: реформы и революции.
Ход урока
Организационный момент — приветствие учащихся – 1 мин.
(организационный момент проводится с целью подготовки полной готовности класса, быстрое включение в деловой ритм).
Вступительное слово учителя.
Изучая историю человеческого общества, сравнивая различные стадии, которые прошла человеческая цивилизация, ученые выяснили ряд закономерностей, которые присущи каждой исторической эпохе. Историческая эпоха – это определенный период в истории человечества.
Сегодня мы знакомимся с двумя тенденциями в развитии общества: законом ускорения истории и законом неравномерного развития различных народов и наций мира, выясним, в чем сущность социального прогресса, каковы его виды и формы.
Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку с заданием (приложение № 1). Учитель напоминает, что по ходу работы ученики в тетради делают соответствующие записи.
II. Социальный прогресс. Виды социального прогресса.
Группа 1.
Задание: сформулируйте закон ускорения истории. Приведите аргументы в его пользу. Социальный прогресс. Виды социального прогресса. При выполнении данного задания учащиеся усваивают, что в самый длительный по времени период – каменный век было совершено меньше открытий, чем в каждую последующую историческую эпоху.
Группа 2.
Задание: приведите из истории примеры, иллюстрирующие действие закона неравномерного развития народов. Как проявляется закон неравномерного развития народов в современном мире. Социальный прогресс. Виды социального прогресса. Учащиеся приводят примеры из истории стран Западной Европы и Латинской Америки, Африки – взаимоотношения между метрополией и колонией. Теория трех эшелонов развития современного общества – ведущие страны, догоняющие страны и страны третьего мира.
Группа 3.
Задание: Дайте определение понятиям «прогресс» и «регресс». Приведите из истории примеры прогресса. Сделать выводы по существу изученного вопроса. Социальный прогресс. Виды социального прогресса. Учащиеся указывают на то, что «прогресс» – это улучшение в процессе развития, а «регресс» — это упадок в развитии или движение назад. Называют примеры из мировой истории: переход к трехполью, отделение ремесла от сельского хозяйства, возникновение городов, выделение светского искусства, изобретение земледелия и скотоводства, добывание огня, промышленная революция. Делают вывод, что общество во все исторические эпохи шло по пути прогресса. Это глобальный процесс. Его стержнем является технический прогресс: каждой исторической эпохе соответствовали свои орудия труда. При из развитии изменялись общество в целом, мышление, образ жизни — наблюдалось продвижение вперед. В истории не наблюдалось регрессивных моментов общества, можно говорить о застое в развитии.
Три группы выделяют виды социального прогресса – экономический, технический, культурный, понятие социальный прогресс – глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от состояния дикости к цивилизации.
III. Формы социального прогресса: реформы и революции.
Группа 4.
Задание: используя понятия «реформа» и «революция» определите различие между этими формами социального прогресса. Ответ оформите в виде таблицы (таблица заполняется учащимися на доске)
Реформа
Революция
Частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни
Полное изменение во всех или в большинстве сфер жизни
Не затрагивает основ существующего социального строя
Затрагивает основы существующего социального строя
Проводится постепенно
Носит скачкообразный характер
Приводите примеры реформ, проведенных Александром I в первой четверти XIX века.
Учащиеся на основе изученного материала по истории России XIX век перечисляют:
прогрессивные реформы Александра I:
а) денежная реформа Е. Канкрина (экономическая сфера)
б) реформа образования (духовная сфера)
в) министерская реформа; предоставление конституции Польше (политическая сфера)
г) закон о вольных хлебопашцах (социальная сфера).
регрессивные реформы Александра I:
Создание военных поселений.
Учитель делает вывод по пройденному материалу.
Мы при изучении Всемирной истории познакомились с результатами войн и реформ. Таким образом, можем сделать вывод, что все социальные революции по своей сути гражданские войны, которые сопровождались насилием, поэтому разумная часть общества предпочитает путь реформ. Своевременно проведенные реформы помогают избежать народного бунта и недовольства- революции.
IV. Самоконтроль.
1. Установите соответствие:
Закон о материнском капитале
Экономическая реформа
Принятие налогового кодекса
Социальные реформы
Изменения формы голосования на выборах
Политические реформы
2.Соотнесите формы социальных изменений и их характерные черты:
Характерные черты
Формы
Быстрые, скачкообразные перемены
Революция
Органичные сочетания нового с традиционным
Реформы
Постепенность изменений
Не затрагиваются основы существующего строя
Частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни
Происходят коренные изменения во всех сферах жизни
Учитель. Ребята урок подошел к концу. Исследуя тему «Социальный прогресс и развитие общества», вы научились различать понятия реформы и революция, познакомились с законами развития общества, выяснили, что суть социального прогресса состоит в продвижении общества вперед, конкретизировали проявления законов развития общества и прогресса на различных исторических примерах.
Активно и с интересом работая, вы все получили оценки за работу на уроке. Спасибо всем! (учитель выставляет и комментирует оценки)
V. Домашнее задание.
Учитель разбивает класс на три группы по рядам и дает задание:
1 ряд. Можно ли оценивать петровские реформы только как положительные? Если нет, выделите отрицательные стороны реформ I четверти XVIII века.
2 ряд. Подберите аргументы, доказывающие, что войны оказывали прогрессивное влияние.
3 ряд. Подберите аргументы, доказывающие, что войны оказывали регрессивное влияние.
Приложение № 1
Задание для групп
____________________________________________________________________
Группа 1.
Задание: сформулируйте закон ускорения истории. Приведите аргументы в его пользу. Социальный прогресс. Виды социального прогресса.
Группа 2.
Задание: приведите из истории примеры, иллюстрирующие действие закона неравномерного развития народов. Как проявляется закон неравномерного развития народов в современном мире. Социальный прогресс. Виды социального прогресса.
Группа 3.
Задание: Дайте определение понятиям «прогресс» и «регресс». Приведите из истории примеры прогресса. Сделать выводы по существу изученного вопроса. Социальный прогресс. Виды социального прогресса.
Группа 4.
Задание: используя понятия «реформа» и «революция» определите различие между этими формами социального прогресса. Ответ оформите в виде таблицы. Приводите примеры реформ, проведенных Александром I в первой четверти XIX века.
infourok.ru
Социальный прогресс и развитие общества
Вопросы для повторения
? Приведите основные примеры типологии
общества.
? Сравните традиционное и индустриальное
общество.
? Чем постиндустриальное (информационное)
Общество отличается от индустриального?
Традиционное
Господствующее положение церкви
Активное внедрение науки и техники в производство
Преобладание промышленности в экономике
Решающее значение сферы услуг в экономике
Упрочилось преобладание сельского хозяйства
Ведущая компьютерных технологий в жизни общества
Сословное деление общества
Индустриальное
Индустриальное
Информационное
Традиционное
Информационное
Традиционное
Социальный прогресс и развитие общества
Урок 4.
Домашнее задание
- Учебник, § 4 читать;
- Выучить материал в тетрадях;
- Рабочие тетради, задания к § 4.
- Проблема, практикум после § 4.
- Подготовиться к тесту по §§ 1-4!
План
1. Основные закономерности развития человеческого общества. Почему ускоряется история?
2. Закон неравномерного развития народов и наций мира.
3. Социальный прогресс. Реформы и революции.
Развитие истории
Исторический процесс
Историческая эпоха –
определенный
этап в развитии человеческого
общества
Ф
О
Р
М
А
Ц
И
И
Капиталистическая
350 лет
Феодальная
1200 лет
Рабовладельческая
3500 лет
Первобытно — общинная
Несколько сот тысяч лет
Развитие истории
Ц
И
В
И
Л
И
З
А
Ц
И
И
Информационное
50 лет
Индустриальное
150 лет
Аграрное общество
1200 лет
Охотники и собиратели
Несколько сот тысяч лет
Закон ускорения истории
Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые
проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые
выяснили ряд закономерностей.
Одну из них можно назвать законом ускорения истории
На каждую последующую стадию уходит меньше,
времени, чем на предыдущую.
Закон ускорения истории
Технический и культурный прогресс постоянно ускорялись по
мере приближения к современному обществу.
Около 2 млн. лет назад
появились первые орудия
труда
Около 15 тыс. лет назад наши
предки стали практиковать
религиозные ритуалы и
рисовать на стенах пещеры
Около 6 тыс. лет назад
люди начали жить в городах,
250 лет назад произошла
индустриальная революция
Закон неравномерного развития народов и наций мира
Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью
Начало XXI века (ЯПОНИЯ, РОССИЯ, ЭФИОПИЯ)
3. Социальный прогресс. Реформы и революции
Проблема направленности совершающихся в обществе
изменений зародилась еще в древности и оставалась
достаточно дискуссионной.
Французские просветители — история непрерывное обновление,
совершенствование всех сторон жизни общества.
Религиозные течения — преобладание регресса во многих сферах
жизни общества.
Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби —
движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла,
т. е. теория исторического круговорота.
Современные исследователи — положительные изменения в
одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом
в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.
3. Социальный прогресс. Реформы и революции
РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
ПРОГРЕСС
РЕГРЕСС
— это направление
развития, для которого
характерен переход от
низшего к высшему, от
простого к более сложному,
движение вперед к более
совершенному.
- это такой тип развития, для
которого характерен переход
от высшего к низшему,
процессы деградации,
понижение уровня
организации, утраты
способности к выполнению
тех или иных функций.
3. Социальный прогресс. Реформы и революции
Прогресс
Противоречив
Относителен
Совершенствование в
одних областях
оборачивается потерями в
других.
Есть области, к которым
понятие прогресса не
применимо
Критерии общественного прогресса:
- Развитие человеческого разума;
- Совершенствование нравственности людей;
- Развитие производительных сил, включая самого человека;
- Прогресс науки и техники;
- Возрастание степени свободы, которую общество может
предоставлять человеку.
3. Социальный прогресс. Реформы и революции
Регресс
Локальный характер
Временный характер
Происходит не
повсеместно, а только в
определенных сферах
общественной жизни
Происходит не всегда,
а только в отдельные
периоды истории
Общественное
развитие
Социальный прогресс
РЕФОРМА
РЕВОЛЮЦИЯ
Это изменения в какой-либо
сфере общественной жизни,
проводимые одновременно,
через ряд постепенных
преобразований, не
затрагивающих
фундаментальные основы
(системы, явления, структуры)
Это коренное, качественное
изменение всех или
большинства сторон
общественной жизни,
затрагивающее основы
существующего социального
строя
- политические;
- социальные;
- экономические;
- образования и др.
- буржуазные;
- промышленные;
- научно-технические;
- информационные и др.
kopilkaurokov.ru
Конспект урока по обществознанию «Общественный прогресс»
ФИО Афанасьева Римма Ахатовна
Место работы МКОУ «Унъюганская СОШ №1» с. п. Унъюган
Учитель обществознания
Конспект урока по обществознанию в 6 классе
Тема: общественный прогресс
Цель: дать понятие «прогресс», исследовать формулу ускорения прогресса, выявить последствия прогресса на людей.
Задачи:
Учиться выделять главное, делать выводы
Применять полученные знания при выполнении практических заданий
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник А.Кравченко «Обществознание», 6 класс
ХОД УРОКА
№ | Название этапа урока | Содержание этапа | Вспомогательный материал |
1. | Организационный момент | Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте! | Слайд № 1 |
2 | Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока | Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока.
| Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд №4 |
2. |
|
Порхая возле окна, мотылёк увидел в комнате свет. — И когда только вы, мотыльки, зарубите себе на носу: пламя жжётся, оно гибельно! — пробурчал паук. — Вас огорчает наличие стекла. Но ведь именно стекло предохраняет вас от гибели! Мотылёк рассмеялся. — Дед, — сказал он, — мы, мотыльки нынешнего поколения, знаем больше, чем ты полагаешь. К счастью, я знаю, что этот восхитительный свет в комнате — холодный. Дело в том, что с твоего времени научное развитие ушло далеко вперёд. — О, я пролезу туда через эту щель и прильну к свету! C этими словами мотылёк протиснулся в комнату и запорхал вокруг холодного света в быстром танце. Но научный прогресс действительно ушёл далеко вперёд. Лампа была опрыскана жидкостью от насекомых… Какие проблемы поднимаются в данной притче? О чём мы будем сегодня рассуждать на уроке? А для чего нам это надо? А что мы сможем узнать ? 1.Объяснить связь технического прогресса с развитием общества 2.Привести примеры ускорения прогресса на современной стадии развития общества. 3. Назвать результаты прогресса. 4.Высказывать свое мнение о роли компьютерных технологий и информации в современном мире Действительно, сегодня мы будем рассуждать о прогрессе, его последствиях, желании развиваться, видеть новое. | Слайд № 5 |
3. | Работа с учебником Работа над новой темой | — Обратимся к словарю, что обозначает слово «прогресс» (читают по слайду, объясняют схему) -Прочитаем в книге определение общественного прогресса на стр.95 и запишите его в тетрадь. — У понятия «прогресс» есть антоним «регресс». Зная определение «прогресс», самостоятельно сформулируйте понятие «регресс» (по слайду проверим) Сравните данное вами определение с научным. Стр 95 Запишите в тетрадь. | Слайд № 6 СЛАЙД №7 |
4. | Физическая пауза | — Давайте наглядно продемонстрируем с вами сущность ЭТИХ понятий. Встаньте и сделайте шаг вперёд. Это и будет наглядным представлением понятия «прогресс». Но всегда ли мы делаем шаги только вперёд? Давайте попробуем отступить назад. Вот так и в истории человечества происходили такие шаги, которые отбрасывали назад целые страны, народы. — Как называется такой процесс? (регресс) | СЛАЙД №10 |
5. | Продолжение работы над новой темой Работа в учебниках и в тетрадях. | — Изобразите графически «прогресс» и «регресс» (В ТЕТРАДИ И НА ДОСКЕ) (проверка по слайду) -Почему вы так изобразили? — По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? Работа с учебником (прочитать о римской империи стр. 96) | СЛАЙД №9 |
6. | Работа над новой темой |
— Реформа и революция — Прочитаем на стр. 96 о революции — Что вы узнали? -Какие бывают революции? (неолитическая, глобальная, промышленная) (можно составить кластер на доске) | СЛАЙД №11 |
7 | Обобщение по новой теме |
| |
8 | Домашнее задание | §4 Ответить на вопросы. 1-3. Практикум под цифрой 1. | СЛАЙД №,12,13 |
10. | Итог урока Подведение итогов (рефлексия) | — Подведем итоги урока — Была ли вам интересна тема? | Запись домашнего задания в тетради и дневниках |
Используемая литература:
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебное пособие для 6 кл. – М.: Русское слово, 2009.
Поурочные разработки по обществознанию. 5класс. К УМК А.И. Кравченко. ФГОС» (Сорокина Е.Н.)
Тема: общественный прогресс
Цель: дать понятие «прогресс», исследовать формулу ускорения прогресса, выявить последствия прогресса на людей.
Задачи:
Формировать навыки работы с иллюстративным рядом
Учиться выделять главное, делать выводы
Применять полученные знания при выполнении практических заданий
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник А.Кравченко «Обществознание», 6 класс
Ход урока
Действительно, сегодня мы будем рассуждать о прогрессе, его последствиях, желании развиваться, видеть новое. Тема занятия «Развитие общества». На нем мы поговорим об изменчивости общества, рассмотрим пути его развития, выясним значение понятия глобализация и поговорим о проблемах, которые вызывает данное явление.
Что вы знаете о развитии общества? Выясним это в ходе анкетирования.
(Второй вариант начала урока)
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие “движение”?
Приведите примеры:
движение небесных тел,
движение частиц, перемещение ионов в электрическом поле,
течение реки,
движение поезда,
эволюция,
развитие науки и техники,
общественное движение,
смена общественно-экономических формаций,
развитие цивилизаций,
общественный прогресс.
Даем общее понятие: движение – это изменение чего-либо.
О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
– О движении.
О каком движении?
– О развитии общества, т.е. будем анализировать ход исторического развития.
Как развивается общество?
Во
— Этот вопрос интересовал человечество с древнейших времен.
Для анализа учитель предлагает взгляды некоторых древних мыслителей.
— Обратимся к словарю, что обозначает слово «прогресс»
(читают по слайду, объясняют схему)
-Прочитаем в книге определение общественного прогресса на стр.95 и запишите его в тетрадь.
— У понятия «прогресс» есть антоним «регресс».
Зная определение «прогресс», самостоятельно сформулируйте понятие «регресс». (по слайду проверим)
Сравните данное вами определение с научным. Стр 95
Запишите в тетрадь.
— Давайте наглядно продемонстрируем с вами сущность ЭТИХ понятий.
Встаньте и сделайте шаг вперёд. Это и будет наглядным представлением понятия «прогресс».
Но всегда ли мы делаем шаги только вперёд?
Давайте попробуем отступить назад. Вот так и в истории человечества происходили такие шаги, которые отбрасывали назад целые страны, народы.
— Как называется такой процесс? (регресс)
— Изобразите графически «прогресс» и «регресс» (В ТЕТРАДИ И НА ДОСКЕ)
(проверка по слайду)
-Почему вы так изобразили?
— По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса?
Работа с учебником (прочитать о римской империи стр. 96)
Пути общественного прогресса.
— Реформа и революция
— Прочитаем на стр 96 о революции
— Что вы узнали?
-Какие бывают революции? (неолитическая, глобальная, промышленная)
(можно составить кластер на доске)
Влияние технического прогресса на общество.
Итоги
videouroki.net