cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Социально экономическое развитие в 20 50 годы 19 века – Социально-экономическое развитие России в 20 – 50-е годы XIX века

Урок по теме «Экономическое развитие России в 20-50-е годы 19 века»

Открытый урок

в 8 классе на тему «Социально – экономическое развитиеРоссии в 20-50 годы 19 века»

Цели урока: образовательная – создать условия для овладения учащимися знаниями о неэффективности крепостнической системы хозяйства в условиях начавшегося промышленного переворота и развития капиталистических отношений в промышленности и торговле;

развивающая – способствовать развитию у учащихся информационно-коммуникативных умений, навыков работы в группе, со справочной литературой, сопоставлять роль малого в большом.

воспитательная – воспитывать патриотизм, чувство гордости (за вклад чувашского края в экономику страны) через содержательный потенциал урока;

Форма урока: исследовательская, работа в группах.

Основной метод обучения: создание проблемных ситуаций и их решение.

Оборудование урока: наглядный материал «Дерево экономики», учебник «История России XIX век» (авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина).

Ход урока

Учитель: Итак, начинаем урок. У нас сегодня с вами урок истории. Вы знаете о том, что история – это наука, которая опирается на факты. Мне бы хотелось, чтобы вы на уроке открыли для себя что – то новое, возможно неизведанное, интересное, возможно узнаете о новых фактах, которые вас будут удивлять, потому что наш предмет богат такими фактами.

А сейчас давайте вспомним некоторые исторические термины. Я начинаю, вы продолжаете

Барщина – это

(При крепостном праве: даровой принудительный труд крестьян на помещичьей земле)

Оброк –это…

(одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами)

Мануфактура – это

(Мануфактура — большое предприятие, где в основном применялся ручной труд наёмных рабочих и широко использовалось разделение труда. ) (Промышленный переворот

( переход от мануфактурного производства к машинному производству)

Буржуазия — господствующий класс капиталистического общества

Пролетариат— наемные рабочие

Сословия -большие группы людей с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству

Классы— большие группы людей, отличающие по своему месту в производстве

Товар – вещь для продажи

Ребята, слова оброк, барщина, мануфактура, товар какую сферу жизни людей характеризуют?

( Экономическую сферу)

Значит, о чем мы будем говорить на уроке? (об экономике страны) Ребята, мы немножко усложним эту тему. Мы сегодня будем говорить о социально- экономическом развитии страны в 20-50-е годы 19 века. Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь. Мы докажем сегодня неэффективность крепостнической системы хозяйства в условиях начавшегося промышленного переворота и развития капиталистических отношений в промышленности и торговле.

А сейчас Ребята, представьте себе, Вы — Николай 1 Павлович. В 1840-е годы Реформа государственной деревни Киселева предполагала в дальнейшем отмену крепостного права. Правительство опасалась, что начнутся массовые волнения. Именно вы боялись больше всего, поэтому, выступая в 1842 году на заседании Государственного совета, вы сказали свое мнение по поводу отмены крепостного права. Что вы сказали по этому поводу ?( «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы еще гибельным?»

Вы назвали, что крепостное право – это «зло». А почему вы назвали его «злом?» А вот на этот вопрос вы ответите в конце урока.

Ребята, а сейчас я прочитаю вам отрывок из произведения русского писателя Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». На станции Любани Путешественник замечает крестьянина. « Я посмотрел на часы. Первого 40 минут. Сегодня праздник. Крестьянин пашет великим тщанием (старанием-устаревшее слово) Нива, конечно, не господская.

-Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенье не спускаешь (не отдыхаешь), да еще в самый жар?

— В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину…

Так ли ты работаешь на господина своего? Нет, барин, грешно было бы так же работать….Да хотя растянись (умри )на барской работе, то спасибо не скажут.

Разговор сего земледельца возбудил во мне множество мыслей… «А этот отрывок, у вас какие мысли возбудил? ( Ответы учащихся)

Как работает крестьянин на своем участке, хотя воскресенье, хотя праздник? (с усердием) А на помещика? Хоть умри на их земле, они тебе спасибо не скажут) Значит, крепостное право помогало развитию экономики или мешало? Конечно же, мешало.

Особенностью социально-экономического развития России данного периода является одновременное существование двух экономических укладов: господствующего феодально-крепостнического и активно развивавшегося капиталистического. Сам факт развития капитализма в России свидетельствовал о кризисе феодально-крепостнической системы. Давайте рассмотрим основные черты кризиса феодально-крепостнической системы. Обратите внимание на доску. Историки определяют 3 черты.

 феодально-крепостническая система переживала кризис.  Крепостнические порядки мешали развитию капитализма в России .

Учитель:

 Однако эти явления вовсе не означали экономического упадка или развала экономики страны. Наоборот, 30-50-ые годы были временем развития и промышленности, и сельского хозяйства. В это время в России начинается промышленный переворот. Появляются новые классы: буржуазия и пролетариат

Представьте себе экономику России в виде дерева. Назовем его «экономическое дерево». Условно оно делится на три главные отрасли: аграрный сектор, промышленность, торговля (причём «ствол» торговли делится на внутреннюю и внешнюю «ветки» на дереве.) Дерево — живой организм. Его жизнедеятельность осуществляется за счёт корневой системы. Если дерево молодое, здоровое и сильное, то листочки у него зелёного цвета. Если дерево слабое, больное или слабая корневая система, то листья жёлтые. Так и в экономике: есть отрасли молодые и сильные, а есть слабые и болезненные. Корнями экономического дерева является сословия, которые на данный момент существуют в стране и участвуют в экономической жизни. (

Учеников ещё до начала урока рекомендуется рассадить по группам. Для каждой группы приготовить задания по отраслям экономики. )

У дерева 3 ствола

1 группа читает «Начало промышленного переворота» и заполняет Промышленную отрасль экономики

Распределите процессы в промышленности на «зелёные» листочки – движение по капиталистическому пути, «жёлтые» — отмирание феодально-крепостнических процессов или торможение капиталистического уклада в промышленности.

  1. Преобладание мануфактур и заводов, основанных на использовании ручного труда крепостных крестьян.

  2. Появление заводов, основанных на машинном типе производства.

  3. Образование новых сословий — буржуазии и пролетариата.

  4. Промышленный переворот начался в условиях феодально-крепостнической системы.

  5. Появление паровых двигателей.

  6. Осуществлялись опыты по применению новых способов получения металла.

  7. Активно развивалось машиностроение.

  8. Строительство железных дорог.

  9. Строительство современных пароходов.

На листочках проставьте цифры перечисленных процессов в промышленности и, размещая листочки на «дереве», зачитать процесс и пояснить, почему вы его написали на «зелёном» или «жёлтом» листе.

Промышленность в чувашском крае в середине XIX в. (региональный компонент)

  1. Паровые двигатели почти не применялись.

  2. На некоторых предприятиях использовался вольнонаемный труд.

  3. Закрытие некоторых заводов.

  4. Техническая отсталость оборудования.

  5. В юго – западной части Чувашии промышленность получила заметное развитие.

2 группа читает раздел «Помещичье и крестьянское хозяйство» и заполняет Аграрную отрасль экономики.

Распределите процессы в сельском хозяйстве на «зелёные» листочки – движение по капиталистическому пути, «жёлтые» — отмирание феодально-крепостнической системы и торможение капиталистического уклада в сельском хозяйстве.

  1. Использование удобрений.

  2. Применение сельхоз.машин.

  3. Натуральный характер крестьянских хозяйств.

  4. Социальное расслоение крестьян, появление «капиталистых» крестьян

  5. Барщина.

  6. Оброк.

  7. Проникновение товарно – денежных отношений в сельское хозяйство

  8. Наёмные работники в деревне.

  9. Низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах.

На листочках проставьте цифры перечисленных процессов в торговле и, размещая листочки

на «дереве», зачитать процесс и пояснить, почему вы его написали на «зелёном» или «жёлтом» листе.

Сельское хозяйство в чувашском крае в середине XIX в. (региональный компонент)

  1. Новая техника не находила широкого применения.

  2. Расширение пашенных земель и новых посевных культур.

  3. Разведение пчеловодства .

  4. Низкая техническая оснащённость.

  5. Преобладающая часть продукции сельских промыслов поступало на местный рынок.

  6. Разорение крестьянских хозяйств.

«Красные» листочки разместите на «дереве» «носиком» вверх (красные»– положительные), отрицательные условия для развития сельского хозяйства «носиком» вниз (желтые)

3 группа Торговый сектор экономики.

Распределите процессы и новые явления в торговле на «зелёные» листочки – положительные процессы, и «жёлтые» листочки – отрицательные процессы в торговле. Распределите эти процессы на внутреннюю и внешнюю торговлю.

  1. Денежная реформа 1839-1843 гг.

  2. Политика протекционизма.

  3. Ярмарочная торговля

  4. Развитие постоянной торговли.

  5. Низкий спрос на продукцию промышленности.

  6. Трудности сбыта товаров внутри России.

  7. Сбыт товаров на окраинах страны.

  8. Сокращение вывоза льна и металла.

  9. Увеличение вывоза хлеба.

На листочках проставьте цифры перечисленных процессов в торговле и, размещая листочки на «дереве», зачитать процесс и пояснить, почему вы его написали на «зелёном» или «жёлтом» листе.

Торговля в чувашском крае («красные» листочки) (региональный компонент)

  1. Чувашия все шире втягивалась в рыночные связи.

  2. Вывоз товаров из Чувашии в несколько раз превышал ввоз.

  3. Значение городов все более росло, в них возникали новые торговые ряды и лавки.

— О чем говорит ваш рисунок?

— Почему одни «ветки» смотрят вверх, другие вниз?

— Почему «ветвь» аграрная толще «ветви» промышленной?( Ответы детей)

Давайте вернемся к вопросу , который прозвучал в начале урока- почему вы считаете крепостное право злом? (Приблизительные ответы учащихся( Крепостное право напоминало рабство , было безнравственно, крестьяне были недовольны существованием крепостного права и могли восстать и т.д.)

Учитель: Жизнь требовало скорейшей отмены крепостного права, оно лежало тяжелым камнем на экономике России.

Рефлексия:

Я понял (а), что…

Мне было интересно узнать, что…

Я узнал(а)…

Домашнее задание.

Социально-экономическое развитие России в начале XIX в.

Российская империя была страной, так как большую часть населения

составляли . В стране существовала сложившаяся ранее феодальной

крепостническая система землевладения. При которой собственниками земли являлись , о работали крестьяне, находившиеся в полной собственности . За пользование землей крестьяне несли повинности: платили — _______________ и отрабатывали__________________ .

В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне -______________________, временно уходившие на заработки в город или на

сельскохозяйственные работы. Отходничество было более развито в________ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был__________________.

В это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые___________________ крестьяне, которые занимались предпринимательством.

В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в стадию разложения, и появляются элементы капиталистической системы. _______________, ___________________, крестьянства свидетельствуют о разложении феодализма.

(Ответы: 1)сельскохозяйственной, 2)крестьяне, 3)помещики, 4)крепостные, 5)оброк, 6)барщину, 7)отходники, 8)нечерноземных, 9)оброк, 10)капиталистые, 11)отходничество, 12)расслоение.)

Социально-экономическое развитие России в начале XIX в.

Российская империя была страной, так как большую часть населения

составляли . В стране существовала сложившаяся ранее феодальной

крепостническая система землевладения. При которой собственниками земли являлись , о работали крестьяне, находившиеся в полной собственности . За пользование землей крестьяне несли повинности: платили — _______________ и отрабатывали__________________ .

В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне -______________________, временно уходившие на заработки в город или на

сельскохозяйственные работы. Отходничество было более развито в________ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был__________________.

В это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые___________________ крестьяне, которые занимались предпринимательством.

В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в стадию разложения, и появляются элементы капиталистической системы. _______________, ___________________, крестьянства свидетельствуют о разложении феодализма.

(Ответы: 1)сельскохозяйственной, 2)крестьяне, 3)помещики, 4)крепостные, 5)оброк, 6)барщину, 7)отходники, 8)нечерноземных, 9)оброк, 10)капиталистые, 11)отходничество, 12)расслоение.)

11редставьте себе экономику России в виде дерева2. У «экономическое,

infourok.ru

Социально-экономическое развитие в 20-50-е годы XIX века

Cоциально-экономическое

развитие в 20-50-е гг.

XIX в.

План:

1. Противоречия хозяйственного развития

2. Начало промышленного переворота

3. Развитие транспорта

4. Помещичье и крестьянское хозяйство

5. Итоги

ЦЕЛИ:

  • образовательная: формирование понимания учащимися кризиса феодально-крепостнической системы, убеждения в исторической необходимости падения крепостного права в России и смены отживавшего феодального строя более прогрессивным – капиталистическим;
  • развивающая: развивать умения учащихся классифицировать, анализировать источники, рассуждать, отвечать на проблемные вопросы;
  • воспитательная: продолжать развивать умения работать в группах.

Основные понятия: “промышленный переворот”, “капитализм”, “феодально-крепостническая система”.

Оборудование: мультимедийный проектор, схемы на доске, исторические источники.

В процессе урока заполняем таблицу:

Новые явления в экономике

Элементы, тормозящие её развитие

Государство с республиканской формой правления

Капитализм

общественный строй, при котором:

святой и неприкосновенной является

частная собственность на средства производства

граждане лично свободны , наделены всеми правами и свободами,

где в жизни людей наиважнейшую роль играют деньги

где основными классами общества являются капиталисты и наемные рабочие

где хорошо развиты промышленность и торговля

Монархия

Феодализм

общественный строй, при котором:

в жизни людей наиважнейшую роль играет собственность на землю.

господствует сословный строй и важную роль в жизни общества играет социальный статус

основными классами общества являются феодалы и крестьяне

существует крепостная зависимость

1. Противоречия хозяйственного развития

Экономические уклады

Феодально-крепостнический

Капиталистический

Противоречие

Особенностью социально-экономического развития России данного периода является одновременное существование двух экономических укладов: господствующего феодально-крепостнического и активно развивавшегося капиталистического.

Низкая эффективность крепостнической экономики

Кризис

феодально-крепостнической системы

Тормозящее развитие господствующего строя на развитие хозяйства страны в целом.

Быстрое развитие элементов капитализма в экономике

8

Низкоэффективная

экономика

Разорение мануфактур, основанных на подневольном труде

Ручной труд

Высокая степень эксплуатации крестьян

Господство помещичьего землевладения

Тормозили развитие страны

8

Быстрое развитие элементов капитализма в экономике

Усиление расслоения крестьянства

Увеличение количества капиталистических мануфактур

Рост внутренней торговли

Появление фабрик и заводов

Промышленный переворот

8

Тормозящее развитие существующего политического строя и экономического уклада

Негативные последствия вмешательства государства в экономику

Сдерживание роста численности наемных рабочих

Низкая покупательная способность крестьян

Господство дворянства в политической системе

Прогрессивное развитие общества

8

2. Начало промышленного переворота

В 30-50-х годах XIX века в России начался промышленный переворот.

Начался в условиях крепостничества

Проявлялся в основном в технической стороне

Начался позже, чем в развитых странах Западной Европы

Особенности

Низкими были темпы роста класса предпринимателей

Сдерживался медленными темпами формирования первоначального капитала

8

8

1825 год

415 городов и посадов

В городах проживало 2.3 млн чел.

8% населения

Петербург

438 тыс. жителей

241 тыс. жителей

Москва

Тула

38 тыс.

жителей

Многие небольшие города имели аграрный характер. Их жители пахали землю, держали скот. В среднерусских городах было развито садоводство.

Такие города, как Путивль, Ржев, буквально утопали в садах. Преобладала деревянная застройка. На каждую сотню деревянных домов приходилось по 2— каменных. Пожары, случалось, опустошали целые города.

8

3. Развитие транспорта

Царскосельская (1837)

Железные дороги

Варшавско-Венская (1839-1848),

Петербургско-Московская (1843-1851)

связавшая Волгу с Балтийским бассейном (Мариинская и Тихвинская системы)

Система каналов

Днепр через Огинский, Березинский, Днепровско-Бугский канал был связан с западными реками

Первый пароход был испытан на Неве в 1815г., а в 1860 г. по рекам, озерам и морям России плавало более 300 пароходов.

Водный

В предреформенвые годы было построено свыше 8 тыс. верст шоссейных дорог.

Шоссейный

8

Первой железной дорогой общественного пользования в России стала Царскосельская железная дорога. Ее строительство началось 1 мая 1836 года и проходило под руководством австрийского инженера Франца Герстнера.

В поезде было 8 вагонов.

Торжественное открытие Царскосельской дороги состоялось 30 октября 1837 года.

На следование от Петербурга до Царского Села было затрачено 35 минут, а на обратный путь – 27 минут.

В этот день из четырех паровозов, построенных в 1836 году и уже поступивших на дорогу, поезд вел управляемый Герстерном паровоз «Проворный».

Скорость движения доходила до 64 км/час.

Применять для тяги поездов только паровозы стали с 4 апреля 1838 года. 

8

4. Помещичье и крестьянское хозяйство

Использование наемной рабочей силы

Использование новых технологий

Элементы капиталистического уклада в сельском хозяйстве

Товарный характер хозяйства

Использование передовых орудий труда

Те, кто прибегал к капиталистическим приемам быстро поправляли свое положение , но повсеместное использование наемного труда сдерживалось отсутствием рынка свободной рабочей силы.

8

4. Помещичье и крестьянское хозяйство

Барщина и оброк

Отсталая система земледелия

Помещичье хозяйство приходило в упадок

Натуральная форма хозяйствования

Труд крепостных крестьян

Те, кто использовал в хозяйстве прежние методы, переживал процесс упадка.

8

5. Итоги

  • В первой половине XIX века наращивала темпы своего развития промышленность, Увеличивалось количество мануфактур, фабрик и заводов. Развивалась транспортная система, росло количество городов и городских жителей. В России начался промышленный переворот.
  • Сельское хозяйство отставало в своем развитии от промышленности. Активнее стали развиваться хозяйства, переходившие на использование элементов капиталистического хозяйства.
  • Развитие экономики мешали феодально-крепостнические пережитки: самодержавная форма правления, помещичье землевладение, крепостное право.

8

multiurok.ru

Социально – экономическое развитие в 20 – 50-е годы XIX века

Тема урока: «Социально – экономическое развитие в 20 – 50-е годы XIX века».

рабочий лист

Прочитайте материал §11 и выполните следующие задания.

Задание I.

Прочитайте раздел «Начало промышленного переворота» и выполните задание:

1) Дайте определение понятия «промышленный переворот».____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Запишите время начала промышленного переворота в России.______________________

3) Каковы особенности промышленного переворота в России, в отличие от стран Западной Европы?________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Продолжите предложение:

«Промышленный переворот начался в первую очередь в___________________. Железнодорожное строительство в России началось в_________ гг. Первая железная дорога была построена из _____________. Вторая железная дорога соединила_________________

Задание II.

Прочитайте раздел «Помещичье и крестьянское хозяйство» и заполните таблицу:

Таблица: «Противоречия в экономическом развитии помещичьих и крестьянских хозяйств»

в развитии крестьянского

хозяйства

в развитии помещичьего хозяйства

в развитии крестьянского

хозяйства

Задание III.

Прочитайте раздел «Финансовая политика Е. Ф Канкрина» и выполните задания:

1) Выделите черты внутренней политики министра финансов Е.Ф. Канкрина.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Продолжите предложения:

«Денежная реформа _________ годов была проведена с целью. В результате денежной реформы были введены___________________.

Задание IV.

Прочитайте раздел «Торговля» и выполните задания:

1) Назовите формы торговли:

а) временной________________

б) постоянной _______________

2) Каковы причины слабости внутренней торговли?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Какие изменения произошли во внешней торговле в России?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание VI.

Прочитайте раздел «Города» и выполните задания:

1) Каковы основные причины увеличения городов в Сибири?

_______________________________________________________________________________________

infourok.ru

Урок — конспект «Социально — экономическое развитие России в 20 — 50

Подготовительная часть

Титульный лист (общая информация)

1.Автор. Елеков Сергей Борисович.

2. Школа. МБОУ «Барагашская СОШ»

3. Класс. 8 класс

4. Предмет. История

Тема: «Социально – экономическое развитие в 20 – 50-е годы 19 в.»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: Формирование представления об экономическом и социальном развитии России в первой половине 19 века через групповую форму работы.

Задачи:

а) Личностные. Содействовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Родине через материал урока, Способствовать формированию готовности и способности к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

б) Предметные – Показать новые черты в развитии промышленности и сельского хозяйства. Объяснить, дать определение основным историческим понятиям: промышленный переворот, фабрика, товарно – денежные отношения.

в) Метапредметные – Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом, умению договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Научить аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Ожидаемые результаты: После проведения урока учащиеся смогут.1.Формулировать тему урока 2.Давать определения основным понятиям: промышленный переворот, фабрика, товарно — денежные отношения. 3.Называть новые черты в развитии промышленности и сельского хозяйства. 4. Выделять главное из рассказа учителя и текста учебника. 5.Устанавливать коммуникацию. Вырабатывать правила дискуссии и соблюдать их. 6.Проявлять интерес к изучению истории Отечества 7.Признавать право на несогласие, толерантно относиться к мнению других

Основные понятия: промышленный переворот, фабрика, товарно — денежные отношения.

План занятия:

  • Организационный блок

  • Мотивационный блок

  • Информационный блок

  • Аналитический блок

  • Физкультминутка

  • Оценочный блок

  • Рефлексивный блок

Ресурсное обеспечение занятия: учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России 19 век. – М.,2011., раздаточный материал, презентация, компьютеры, мультимедийный проектор, экран. ЭОР http://fcior.edu.ru/card/2910/praktika-politicheskoe-ustroystvo-i-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-v-pervoy-polovine-xix-veka.html

Организуемое пространство: организация классной комнаты для групповой работы

Технологическая карта урока.

Этапы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

1.Организационный

4

1. Приветствует учеников. Высказывает добрые пожелания детям

2. Проверяет готовность к уроку

3. Задает домашнее задание.

«Прежде чем начать изучение нового материала, запишите домашнее задание: Прочитать параграф 11 стр.70 — 76 на основе текста учебника приготовиться к тестированию с готовыми вариантами ответов.- Обязательный уровень. Повышенный уровень приготовить — ответы на вопросы № 1,3,6 и вопросы к документам.

Приветствуют учителя Настраиваются на урок

записывают

задание в дневник.

Л. формируют готовности и способности к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

2.Мотивационный

2

Подводит учащихся к теме урока. Учитель показывает составленный кластер из следующих слов: пароход, буржуазия, ярмарка, барщина, промышленный переворот, Петербург, 20-50гг., крестьяне.

Определяют самостоятельно тему урока.

«Социально-экономическое развитие в 20 -50 гг.19 в.»

Записывают в тетрадь тему урока

Р. Заинтересовать обучающихся самостоятельно формулировать тему урока

5

Подводит учащихся к определению цели и задач урока через прием «Верные или неверные суждения».

  • «проявлением кризиса феодально-крепостнической системы стало появление фабрик»

  • «Промышленный переворот это период перехода от мануфактуры к машинному производству »

  • «Фабрика является синонимом мануфактуры»

  • «В России промышленный переворот начался в тяжёлой промышленности»

  • «Повсеместно помещики стали прибегать к вольнонаёмному труду»

  • «Первая железная дорога в России была построена между Москвой и Петербургом»

Выслушивает ответы (но не поправляет ошибки предлагая, вернутся к суждениям в конце урока.)

Помогает ставить, формулировать задачи урока.

Дают свои варианты ответа, по возможности аргументируя их. Ставят цель и задачи урока.

Р. Заинтересовать обучающихся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи по теме урока.

3.Информационный блок

6

Рассказывает и показывает схему. Особенностью социально-экономического развития России данного периода является одновременное существование двух экономических укладов: господствующего феодально-крепостнического и активно развивавшегося капиталистического. Сам факт развития капитализма в России свидетельствовал о кризисе феодально-крепостнической системы. Давайте рассмотрим основные черты кризиса феодально-крепостнической системы. Историки определяют 3 черты.

Диктует

  • Неэффективность феодально – крепостнической экономики

  • Значительное и быстрое развитие новых, капиталистических черт в экономике и жизни общества

Даёт задание. Раздаёт карточки

Сейчас мы будем работать в группах. (3 группы) Каждой группе предлагаются карточки:

  • упадок многих помещичьих хозяйств

  • усиление эксплуатации крепостных крестьян

  • разорение крепостных мануфактур

  • появление фабрик

  • начало промышленного переворота

  • рост внутренней торговли

  • сдерживание роста численности наёмных рабочих

  • затруднения в развитии рынка сбыта товаров

  • пагубное вмешательство государства в экономику.

Ставит проблему.

Необходимо выбрать характеристики одной из предложенных черт.

Оценивает работу групп.

Слушают и рассматривают схему записывают главное

Записывают

Получают карточки

Ищут пути решения проблемы

Работают в группе. выбирают характеристики одной из предложенных черт. После выполнения задания в группах, представители каждой выполнят эту работу у доски.

Слушают

записывают главное.

Пред-е. Рассматривают основные черты кризиса феодально-крепостнической системы.

Л. Формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

К. Развивают умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

К. Развивают умение доносить свою позицию до других людей

10

Рассказывает Успехи в промышленности были достигнуты за счет развития капиталистического уклада. Сельское же хозяйство заметно отставало от промышленности в силу господства крепостничества .капиталистического уклада российской экономики

Эти явления вовсе не означали упадка или развала экономики страны наоборот 30 -50 гг. были временем поступательного развития .Однако хозяйственные успехи были достигнуты за счет развития лишь Чтобы рассмотреть состояние промышленности и начало промышленного переворота. Я предлагаю продолжить групповую работу воспользовавшись методом Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» (у нас их 4) каждая группа получает свою шляпу.

Даёт задание прочитать текст. выполняет задание в соответствии цвета шляпы. Использовать в выступлении понятия промышленный переворот…, …фабрика

Учитель контролирует и корректирует деятельность групп.

Учитель  выступает под Синей шляпой делает краткое обобщение и выводы.

Рассказывает

Успехи в промышленности были достигнуты за счет развития капиталистического уклада. Сельское же хозяйство заметно отставало от промышленности в силу господства крепостничества.

Ставит задачу

Сейчас группы будут работать по вопросу о состоянии сельского хозяйства. Ваша задача изучив текст учебника установить причинно – следственные связи

Задание для 1 группы установить причины следствий

  • Низкая доходность большинства помещичьих хозяйств

  • Разорение крестьянских хозяйств

  • Расслоение крестьянства

Задание для 2 группы установить следствия следующих причин

  • Увеличение барщины

  • Проникновение товарно – денежных отношений в сельское хозяйство

Господство крепостного труда и отсталой техники.

3 группа получает аналогичное задание

Слушают

записывают главное. Читают текст «Начало промышленного переворота» каждая группа выполняет задание в соответствии цвета шляпы.

1группа — под Белой шляпой — факты


2 группа под Желтой шляпой — плюсы, позитивные моменты

3группа под Черной шляпой  — трудности, недостатки

Выступление представителей групп

Слушают

Слушают

Знакомятся с задачей

Работают в группах Работают по проекту устанавливая причинно – следственную связь (Фишбоун )

П. Развивают навыки изучающего, усваивающего и поискового чтения

Пр. знакомятся с новыми понятиями, узнать особенности промышленного переворота

К. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

П. Учатся строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Пр. показывают неэффективность крепостнической экономики, рассмотреть новую черту в крестьянском хозяйстве.

Аналитический блок

6

Представление проекта

Физкультминутка

2-3

Оценочный блок

7

Даёт задание.

А теперь вернёмся к началу урока к заданию. «Верные или неверные суждения». Ответим на них опираясь на знания полученные вами во время урока.

  • «проявлением кризиса феодально-крепостнической системы стало появление фабрик»

  • «Промышленный переворот это период перехода от мануфактуры к машинному производству »

  • «Фабрика является синонимом мануфактуры»

  • «В России промышленный переворот начался в тяжёлой промышленности»

  • «Повсеместно помещики стали прибегать к вольнонаёмному труду»

  • «Первая железная дорога в России была построена между Москвой и Петербургом»

Работа с практическим модулем ЭОР «Политическое устройство и социально – экономическое развитие России в 20 – 30 гг. 19 века.» http://fcior.edu.ru/card/2910/praktika-politicheskoe-ustroystvo-i-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-v-pervoy-polovine-xix-veka.html

Даёт оценку групповой и индивидуальной работы

Отвечают на вопросы

Работают с модулем выполняя задание № 5

Р. Учатся оценивать свою работу

Повышают ИКТ компетенции учащихся

Рефлексия

3

Подумайте, каким учебным действиям вы научились, какие умения приобрели воспользуйтесь фразами: «Я приобрел …», «Я научился …», «Теперь я могу …», «На уроке … я буду использовать …».

Для оценки собственного участия в работе на уроке, предлагаю отнести себя к одной из предложенных групп. «Сегодня на уроке я был, скорее всего, …»

А) новобранец;

Б) бывалый солдат;

В) командир

Чтобы наметить дальнейшие цели деятельности, предлагаю дать ответы на вопросы: 1. Чего мне не хватило, что бы стать бывалым солдатом/командиром? 2. Чему мне надо научиться

Приложение №1

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР.

1

«Политическое устройство и социально – экономическое развитие России в 20 – 30 гг. 19 века.»

ЭОР Модуль практический

http://fcior.edu.ru/card/2910/praktika-politicheskoe-ustroystvo-i-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-v-pervoy-polovine-xix-veka.html

compedu.ru

Социально-экономическое развитие в 20-50-е годы XIX века

Cоциально-экономическое

развитие в 20-50-е гг.

XIX в.

План:

1. Противоречия хозяйственного развития

2. Начало промышленного переворота

3. Развитие транспорта

4. Помещичье и крестьянское хозяйство

5. Итоги

ЦЕЛИ:

  • образовательная: формирование понимания учащимися кризиса феодально-крепостнической системы, убеждения в исторической необходимости падения крепостного права в России и смены отживавшего феодального строя более прогрессивным – капиталистическим;
  • развивающая: развивать умения учащихся классифицировать, анализировать источники, рассуждать, отвечать на проблемные вопросы;
  • воспитательная: продолжать развивать умения работать в группах.

Основные понятия: “промышленный переворот”, “капитализм”, “феодально-крепостническая система”.

Оборудование: мультимедийный проектор, схемы на доске, исторические источники.

В процессе урока заполняем таблицу:

Новые явления в экономике

Элементы, тормозящие её развитие

Государство с республиканской формой правления

Капитализм

общественный строй, при котором:

святой и неприкосновенной является

частная собственность на средства производства

граждане лично свободны , наделены всеми правами и свободами,

где в жизни людей наиважнейшую роль играют деньги

где основными классами общества являются капиталисты и наемные рабочие

где хорошо развиты промышленность и торговля

Монархия

Феодализм

общественный строй, при котором:

в жизни людей наиважнейшую роль играет собственность на землю.

господствует сословный строй и важную роль в жизни общества играет социальный статус

основными классами общества являются феодалы и крестьяне

существует крепостная зависимость

1. Противоречия хозяйственного развития

Экономические уклады

Феодально-крепостнический

Капиталистический

Противоречие

Особенностью социально-экономического развития России данного периода является одновременное существование двух экономических укладов: господствующего феодально-крепостнического и активно развивавшегося капиталистического.

Низкая эффективность крепостнической экономики

Кризис

феодально-крепостнической системы

Тормозящее развитие господствующего строя на развитие хозяйства страны в целом.

Быстрое развитие элементов капитализма в экономике

8

Низкоэффективная

экономика

Разорение мануфактур, основанных на подневольном труде

Ручной труд

Высокая степень эксплуатации крестьян

Господство помещичьего землевладения

Тормозили развитие страны

8

Быстрое развитие элементов капитализма в экономике

Усиление расслоения крестьянства

Увеличение количества капиталистических мануфактур

Рост внутренней торговли

Появление фабрик и заводов

Промышленный переворот

8

Тормозящее развитие существующего политического строя и экономического уклада

Негативные последствия вмешательства государства в экономику

Сдерживание роста численности наемных рабочих

Низкая покупательная способность крестьян

Господство дворянства в политической системе

Прогрессивное развитие общества

8

2. Начало промышленного переворота

В 30-50-х годах XIX века в России начался промышленный переворот.

Начался в условиях крепостничества

Проявлялся в основном в технической стороне

Начался позже, чем в развитых странах Западной Европы

Особенности

Низкими были темпы роста класса предпринимателей

Сдерживался медленными темпами формирования первоначального капитала

8

8

1825 год

415 городов и посадов

В городах проживало 2.3 млн чел.

8% населения

Петербург

438 тыс. жителей

241 тыс. жителей

Москва

Тула

38 тыс.

жителей

Многие небольшие города имели аграрный характер. Их жители пахали землю, держали скот. В среднерусских городах было развито садоводство.

Такие города, как Путивль, Ржев, буквально утопали в садах. Преобладала деревянная застройка. На каждую сотню деревянных домов приходилось по 2— каменных. Пожары, случалось, опустошали целые города.

8

3. Развитие транспорта

Царскосельская (1837)

Железные дороги

Варшавско-Венская (1839-1848),

Петербургско-Московская (1843-1851)

связавшая Волгу с Балтийским бассейном (Мариинская и Тихвинская системы)

Система каналов

Днепр через Огинский, Березинский, Днепровско-Бугский канал был связан с западными реками

Первый пароход был испытан на Неве в 1815г., а в 1860 г. по рекам, озерам и морям России плавало более 300 пароходов.

Водный

В предреформенвые годы было построено свыше 8 тыс. верст шоссейных дорог.

Шоссейный

8

Первой железной дорогой общественного пользования в России стала Царскосельская железная дорога. Ее строительство началось 1 мая 1836 года и проходило под руководством австрийского инженера Франца Герстнера.

В поезде было 8 вагонов.

Торжественное открытие Царскосельской дороги состоялось 30 октября 1837 года.

На следование от Петербурга до Царского Села было затрачено 35 минут, а на обратный путь – 27 минут.

В этот день из четырех паровозов, построенных в 1836 году и уже поступивших на дорогу, поезд вел управляемый Герстерном паровоз «Проворный».

Скорость движения доходила до 64 км/час.

Применять для тяги поездов только паровозы стали с 4 апреля 1838 года. 

8

4. Помещичье и крестьянское хозяйство

Использование наемной рабочей силы

Использование новых технологий

Элементы капиталистического уклада в сельском хозяйстве

Товарный характер хозяйства

Использование передовых орудий труда

Те, кто прибегал к капиталистическим приемам быстро поправляли свое положение , но повсеместное использование наемного труда сдерживалось отсутствием рынка свободной рабочей силы.

8

4. Помещичье и крестьянское хозяйство

Барщина и оброк

Отсталая система земледелия

Помещичье хозяйство приходило в упадок

Натуральная форма хозяйствования

Труд крепостных крестьян

Те, кто использовал в хозяйстве прежние методы, переживал процесс упадка.

8

5. Итоги

  • В первой половине XIX века наращивала темпы своего развития промышленность, Увеличивалось количество мануфактур, фабрик и заводов. Развивалась транспортная система, росло количество городов и городских жителей. В России начался промышленный переворот.
  • Сельское хозяйство отставало в своем развитии от промышленности. Активнее стали развиваться хозяйства, переходившие на использование элементов капиталистического хозяйства.
  • Развитие экономики мешали феодально-крепостнические пережитки: самодержавная форма правления, помещичье землевладение, крепостное право.

8

multiurok.ru

Конспект урока по теме «Социально-экономическое развитие России в 20-50 года XIX века».

Объявляет тему урока.

Знакомит с планом урока.

План:

1. Противоречия хозяйственного развития.

2. Промышленный переворот в России.

3. Помещичье и крестьянское хозяйство.

4. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина.

5. Торговля. Города. Железные дороги.

6. Итоги социально-экономического развития.

Объяснение первого пункта.

Экономическое развитие России при Николае I свидетельствовало о дальнейшем кризисе феодально-крепостнической системы. Прочитайте 1й пункт параграфа и ответьте на вопросы 1, 2 после п.11.

Объяснение второго пункта.

Зародившиеся на рубеже XVIII-XIX вв. капиталистические отношения получили свое дальнейшее развитие в первой половине XIX в. и привели к началу промышленного переворота в России.

Промышленный переворот начинается в России в 30-40 гг. XIX в. Это переход от мануфактуры, основанной на ручном труде, к машинному производству (фабрикам и заводам). Промышленный переворот завершился в России только после отмены крепостного права

Промышленный переворот в России до отмены крепостного права проявлялся в основном лишь в технической стороне – переходе к машинному производству, а появление и рост буржуазии и пролетариата происходили преимущественно после отмены крепостного права. Своеобразие формирования пролетариата в 1-ой половине XIX в. заключается в том, что наемный рабочий из оброчных крестьян был в двойственном положении. Он сохранял свою крепостную и феодальную зависимость от помещиков или государства, но в то же время вступал в капиталистические отношения (отношения найма).

Работа с документом. В 1840-е гг. московские фабриканты писали в ходатайстве правительству: «…в условиях замены ручной потребности автоматическим действием механики от рабочего требуется не одна ручная ловкость, но и умственная способность, которые не проявляют обычные рабочие…»

Объяснение 3 пункта.

Прочитайте 3 пункт параграфа «Помещичье и крестьянское хозяйство» и ответьте на вопрос.

Рассмотрение 4 пункта.

Назначенный Николаем I министр финансов Е.Ф. Канкрин проводил политику поощрения развития отечественной промышленности и торговли, а также экономии средств казны. Подготовленная им финансовая реформа была проведена в 1839-1843 гг. Суть реформы: были введены бумажные ассигнации, которые обеспечивались серебряным рублем. Новые бумажные деньги можно было обменять на серебряные, что значительно повысило устойчивость и доверие к новым деньгам. Вследствие этого уменьшилась инфляция, бюджет стал бездефицитным (доходы его превышали расходы). Однако вскоре вновь началось печатание бумажных денег, не обеспеченных драгоценными металлами, инфляция вновь стала увеличиваться. Сильным ударом по неокрепшей российской финансовой системе стали огромные затраты на Крымскую войну.

Объяснение 5 пункта.

Развитие промышленности в России сопровождалось ростом городов. Крупнейшими городами были Санкт-Петербург и Москва.

Транспорт и система путей сообщения в России были слаборазвиты и к тому же носили сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой – санный.

С конца XVIII –начала XIX в. начинается рост постоянной магазинной торговли, что сокращает значение ярмарок (но не в хлебных районах). В середине XIX в. в России действовало до 4 тыс. ярмарок. Широкое распространение получила торговля в разнос. Во внешней торговле вывоз преобладал над ввозом. В основном это объяснялось протекционистской политикой государства. В экспорте большую роль играл вывоз хлеба; снижался ввоз промышленных товаров.

Почему развитие экономики России в первой половине XIX в. носило противоречивый характер?

С одной стороны, сохранение натурально-патриархального уклада, использование внеэкономического принуждения, рутинное состояние техники. С другой стороны, расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаемного труда, начало технического перевооружения промышленности. Применительно к новым условиям происходит и формирование социальной структуры общества.

Записывают название темы в тетрадь.

Учащиеся изучают1-й пункт параграфа и отвечают на вопросы 1, 2 после п.11

Учащиеся вспоминают, что такое промышленный переворот, где и когда он начался впервые.

Работа в тетради: записывают определение и хронологические рамки промышленного переворота в России. Отмечают особенности промышленного переворота в России.

Учащиеся вспоминают кто такие пролетарии и буржуазия.

Отвечают на вопрос: «Имело ли отмеченное фабрикантами обстоятельство какое-либо отношение к проблеме крепостничества? Какое?

Читают и отвечают на вопрос: «Какие новые черты появились в ведении помещичьего и крестьянского хозяйств?»

Работа в тетради: записывают дату проведения финансовой реформы.

Читают документ на стр. 77 «Описание современником Царскосельской железной дороги» и отвечают на 4-й вопрос после документа.

kopilkaurokov.ru

Вопрос: СРОЧНО ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА !!! Социально-экономическое развитие в 20-50 годы 19 века Кратко.

СРОЧНО ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА !!! Социально-экономическое развитие в 20-50 годы 19 века Кратко.

Ответы:

Завершение промышленного переворота связано с переходом от аграрного общества к индустриальному.В России промышленный переворот начался в 30— 40-е гг. XIX в. и имел ряд особенностей: К концу царствования Николая I в России насчитывалось уже более 14 тыс. промышленных предприятий, на которых работало более 800 тыс. рабочих.Промышленный переворот начался в первую очередь в хлопчатобумажной промышленности, где к концу 50-х гг. паровыми двигателями приводилось в действие уже более 1,6 млн веретен. В металлургии начали появляться прокатные станы. Осуществлялись первые опыты по применению новых способов получения металла. Развивалось машиностроение. На промышленных выставках в Петербурге и Москве в конце 20-х — начале 30-х гг. были представлены образцы продукции русского машиностроения: паровые машины, токарные станки, сеялки.С середины 30-х гг. началось железнодорожное строительство. Вслед за первой железной дорогой из Петербурга в Царское Село, построенной в 1837 г., были пущены Варшавско-Венская (1848) и Николаевская, соединившая Петербург с Москвой (1851).Развивалось пароходство на Волге, Каме, Днепре, Балтийском, Черном и Азовском морях. В 1839—1843 гг. он провел денежную реформу. Главным платежным средством стал серебряный рубль, на который можно было обменять бумажные ассигнации.Государственный бюджет впервые за долгие годы стал бездефицитным (его доходы превышали расходы). Реформа Канкрина укрепила денежную систему России, способствовала росту экономики. Но полностью преодолеть финансовый кризис не смогла и она. Позже вновь началось печатание бумажных денег, не обеспеченных драгоценными металлами. Егор Францевич Канкрин (1774—1845) внес крупный вклад в развитие экономики России. В 1812 г. он был ге- нерал-интендантом 1-й Западной армии, а с 1813 г. возглавлял интендантскую службу всей действующей армии. В 1818 г. по поручению Александра I Канкрин представил проект постепенной отмены крепостного права, рассчитанный на 30 лет. Канкрин участвовал в разработке таможенного устава 1822 г., а в 1823 г. был назначен министром финансов и оставался на этом посту почти до самой смерти. Он отличался решительностью в вопросах экономии государственных средств, слыл честным и неподкупным человеком, не боялся спорить с самим царем. В первой половине XIX в. число городов в России выросло с 630 до 1032, а численность их населения увеличилась с 2,8 до 5,7 млн человек. Крупнейшими городами империи были Петербург (число жителей увеличилось за это время с 336 тыс. до 540 тыс. человек) и Москва (с 275 тыс. до 462 тыс.).Новые города в основном создавались по периметру страны и на вновь присоединенных территориях. Это были поселения, главной задачей которых стало заселение и освоение огромных окраин империи. Так возникли Новочеркасск (1805), Нальчик (1817), Кисловодск (1830), Пятигорск (1830), Новороссийск (1838), Анапа (1846), Пет- ровск-Порт (Махачкала, 1857), Николаевск-на-Амуре (1850). Городами стали Петропавловск-Камчатский (1822), Кяхта (Троицко-Савск, 1851), Чита (1851) и др. В Сибири происходил переход населения из северных городов во вновь возникшие южные, которые были расположены в более благоприятных для жизни людей местах. К середине 50-х гг. промышленность России развивалась достаточно быстрыми темпами, все активнее внедрялись технические новшества. Сельское хозяйство заметно отставало от промышленности в применении новых форм и методов хозяйствования в силу господства крепостничества. Массовый перевод крепостных на оброк вел к значительному оттоку сельского населения в города и запустению огромных пространств земли. В свою очередь, это способствовало росту помещичьей задолженности (в 1844 г. дворяне заложили 54% своих хозяйств).

cwetochki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *