cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сочинение на тему о жизненных испытаниях сергия радонежского – Путь к святости. Сочинение о жизни Сергия Радонежского

Сочинение-эссе по тексту ,,Жития Сергия Радонежского,, на…

Любовь к родителям — прекрасное и благодарное чувство, которое испытывает ребенок. Время летит незаметно, и эта любовь потихоньку вытесняется с переднего плана проблемами и другими чувствами. Уже повзрослевший человек, конечно, любит своих родителей, но эта любовь уже не та, что в детстве. В ней нет безмерной отдачи ребенка, его абсолютного восхищения родителями. Это все проходит, но остается благодарность и ответственность за тех людей, которые тебя вырастили. Следует заботиться о родителях и уделять им как можно больше внимания.
Именно эту проблему поднимает в своем тексте известный русский писатель А.Алексин.
Повзрослевшие и самостоятельные дети порой забывают о своих родителях, пренебрегают общением с ними.
Следует отметить, что данная проблема актуальна и в наше время. Порой дети уезжают от своих родителей в другой город или учиться, или работать. Меняется жизнь, круг общения, и многие из уехавших забывают об оставшихся родителях, которые, в свою очередь, скучают и ждут встреч. Конечно, не следует забывать, что есть и такие люди, которые стараются ухаживать за престарелыми родителями, уделяя как можно больше внимания и тепла им. Ведь любая приятная мелочь, адресованная пожилому человеку, поднимает его настроение и напоминает, что его ценят и любят. («Как жаль, что бабушку не видели в тот вечер ее дочери, жившие в других городах…Они бы поняли, как легко сделать ее счастливой»).

Автор описывает жизнь пожилой женщины, у которой четыре дочери, трое из которых живут в других городах, и одна «жила в одном городе с бабушкой, в трех шагах от ее дома».
А.Алексин жалеет пожилую женщину, и ему горько, что она не получает должного внимания и теплоты от «любящих дочек». Прочитав текст, я тоже почувствовал жалость к этой женщине. Ведь это, действительно, больно и печально, когда твои родные дети не ищут и не ждут с тобой встреч… А когда-то они были маленькие и «души не чаяли» в маме с папой. А теперь всё по-другому- теперь своя семья, свои проблемы и дела. Ничего не сделаешь, это закономерность жизни.
Так в романе известного русского писателя, Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», также поднимается проблема внимания к пожилым родителям. Ярким примером является нигилист Евгений Базаров. Он не навещал своих родителей подолгу. Они все старели и старели, а время утекло, как вода. Но Базаров не придавал этому большого значения. А зря! Умирая, он пожалел об упущенном времени, но было поздно.
И в современном мире много людей, которые ведут себя как Е.Базаров. Они делают проще — отправляют старых родителей в дома престарелых, надеясь, что государство позаботится о них. Я считаю, что это крайне безответственный шаг эгоиста. Ведь необходимо всегда помнить и чтить своих родителей, какими бы они не были. Как гласит народная мудрость, «родителей не выбирают», поэтому нужно заботиться о них и проявлять как можно больше внимания и тепла, ведь они родители и ближе них никого нет и не будет.
Человек на протяжении всей своей жизни должен быть ответственной личностью. В первую очередь помнить о своих обязанностях, а после о правах. Одна из обязанностей — забота о родителях. Не стоит о ней забывать.

Оцени ответ

napyaterku.com

Сочинение по литературе о преподобном Сергие Радонежском

Рассказ о жизни Преподобного Сергия Радонежского

ученика 6 класса 1-Гавриловского филиала МБОУ 2-Гавриловской СОШ

Породина Максима Михайловича

Руководитель – учитель русского языка и литературы

Породина Марина Викторовна

Жизнь во Христе

«Дивен Бог во святых Своих!

Прославляя Своих избранников,

он через них устраивает и наше

спасение…»

Архиепископ Никон.

«Житие Сергия Радонежского».

Одним из таких великих избранников Божиих был Преподобный Сергий Радонежский. Ему суждено было обновить дух подвижничества на земле Русской, зажечь благодатный огонек во многих отдаленных пределах Русской земли и чрез то сделаться духовным родоначальником бесчисленного лика монашествующих.

8 октября Православная церковь чтит память преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому православному человеку. Как при жизни святого по молитвам его, так и в наши дни многие получают от него исцеление – духовное и телесное.

Так что же мы знаем о жизни святого, и кем является Преподобный Сергий для нашей Русской Церкви, для Русского государства, для русского народа?

Верстах в четырех от славного в древности, но смиренного ныне Ростова Великого, на ровной открытой местности по пути в Ярославль уединенно расположилась небольшая обитель во имя Пресвятой Троицы – это благословенная родина великого печальника и заступника Русской земли, Преподобного Сергия, Игумена Радонежского и всея Руси Чудотворца. Здесь было поместье его родителей, благородных и знатных бояр Ростовских Кирилла и Марии. Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные.

Задолго до рождения святого младенца дивный Промысел Божий дал о нем знамение, что это будет великий избранник Божий. В один воскресный день во время Божественной литургии младенец вскрикнул во чреве матери три раза.

Благоговейный описатель жития Сергиева преподобный Епифаний сопровождает свое повествование об этом необыкновенном происшествии таким размышлением: «Достойно удивления, что младенец, будучи во чреве матери, не вскрикнул где-либо вне церкви, в уединенном месте, где никого не было, но именно при народе, как бы для того, чтобы многие его услышали и сделались достоверными свидетелями сего обстоятельства. … как бы давая понять, что по всей земле распространится слава о нем …, и сам он будет совершенной святыней Господа в страхе Божием.»

3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла была общая радость и веселье: Марии Бог дал сына. Во Святом Крещении нарекли младенцу имя Варфоломей. Это имя по своему значению — «сын радости». Мать, а потом и другие стали примечать в ребенке нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясною пищею, то младенец не брал сосцов ее, а по средам и пятницам вовсе оставался без пищи. Но на ребенке не было никаких признаков болезни. Блаженный Епифаний говорит: «…Будучи по естеству еще младенцем, он выше естества уже предначинал пощение.»

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте. Учение давалось ему с большим трудом, так что он далеко отставал даже от своего младшего брата. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою и часто горько плакал о своей неспособности и молился Господу Богу.

Однажды отец послал его в поле искать жеребят. Там на поле, под дубом, увидел Варфоломей незнакомого старца, приносящего молитвы Богу. Не желая прерывать беседы с Господом, Варфоломей дождался окончания молитвы и на вопрос старца: «Что тебе надобно, чадо?» попросил помолиться за него Богу об учении книжном. Молитва таинственного старца слилась с чистой детской молитвой блаженного Варфоломея и достигла Престола Всевышнего. Взяв благословение от старца, отрок начал читать Псалтирь. И сам он, и родители, и братья не могли надивиться, как хорошо он читает. А святой сказал родителям: «Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь!»

В душе Варфоломея, рано воспитанной примерами и уроками благочестия, раскрылось чувство любви к молитве и готовность к подвигам для угождения Богу. Он совершенно уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, питался только хлебом и водой, а по средам и пятницам постился. «Поступь его, — пишет блаженный Епифаний, — была полна скромности и целомудрия, лицо его чаще всего было задумчиво и серьезно, а на глазах нередко замечались слезы – свидетели его сердечного умиления. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался и от всех любовно принимал случайные неприятности. Ходил он в плохой одежде, а если встречал бедняка, то охотно отдавал ему свою одежду».

Благоговейное устроение юной души Варфоломея располагало его искать уединения, где бы наедине с Богом изливать слезные молитвы. Особенно любил он молиться по ночам, иногда совсем проводя ночи без сна. И так отрок становился юношей и, возрастая летами, возрастал и в благочестии.

В 1328 году отец Кирилл со своим семейством переселился в Радонеж, где Варфоломей продолжал свои подвиги. Варфоломей стал просить у своих родителей благословения на избрание пути иноческой жизни. Но отец сказал: «Проводи нас в могилу, тогда уже и исполни свое заветное желание». И благодатный сын прилагал все свои старания.

В 1329 году после смерти родителей, Варфоломей раздал большую часть своего имущества бедным и решился всецело посвятить себя Богу. Вместе со старшим братом Стефаном он нашел в десяти верстах от Хотьковского монастыря уединенное место, которое было очень удобно для отшельнической жизни. Так сделан был решительный шаг, и святой юноша на 21-м году жизни бодро вступил на новый путь, полный скорбей и лишений, и устремился к подвигам духовным. У Варфоломея было одно заветное желание: укрыться навсегда от мира в глубине непроходимой чащи лесной, укрыться так, чтоб мир никогда не нашел его и совсем позабыл отшельника.

На избранном месте отшельники устроили себе сначала шалаш из древесных ветвей, а потом убогую келийку; наконец подле келии поставили и малую церквушку. Все это сделали своими руками, потому что телесный труд был необходимым условием жизни подвижнической. Церковь по желанию братьев была освящена во Имя Пресвятой и Живоначальной Троицы. Так скромно было положено основание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, столь прославленной впоследствии именем Преподобного Сергия!

Стефан, не выдержав тяжелой жизни отшельника, короткое время спустя ушел в Москву. Варфоломей же остался тверд в своих замыслах. 7 октября 1342 года в убогой церквице пустынника совершилось пострижение двадцатитрехлетнего юноши. В сей день церковь празднует память святых мучеников Сергия и Вакха: по обычаю того времени Варфоломею и было дано имя Сергий.

Твердость его на избранном пути была удивительной. По словам Епифания, с принятием обета, он не только отложил власы со своей головы, но и отсек навсегда всякое свое хотение. Стужу, голод, жажду, изнурительную работу – неизменных спутников суровой отшельнической жизни – сносил он с неизменной твердостью и смирением. Особенно много скорбей и искушений претерпел он от бесов в начале своего пустынного подвига. Невидимые враги нередко принимали видимый образ страшных зверей и отвратительных гадов, чтобы устрашить подвижника. Но Господь хранил его Своею благодатью, а он день и ночь прославлял Господа.

Через два-три года в соседних селениях заговорили о молодом пустыннике. Один за другим стали приходить к нему, сначала ради душевной беседы и совета духовного, а потом нашлись желающие и жить близ него. Жаль было Сергию расставаться со своим уединением, но, видя их благое произволение и крепкую веру в Бога, решился принять. Когда построено было 12 келий, Преподобный обнес их высоким деревянным тыном от зверей. Тихо и безмятежно потекла жизнь пустынников. Сергий, по своему глубокому смиренномудрию, не хотел принять на себя ни игуменства, ни сана священного. Он управлял только посредством своего примера. Сам он работал больше всех: построил несколько келий, сам рубил и колол дрова, носил их к келиям, молол на ручных жерновах, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду и обувь, носил воду. «Однажды не случилось хорошего сукна в его обители; была одна лишь половинка, гнилая, какая-то пестрая и плохо сотканная. Никто из братии не хотел ею пользоваться. Но Сергий взял ее, скроил из нее рясу и надел, не хотел уже расставаться с нею, пока в продолжение одного года вся не распалась от гнилости.».

Когда число монахов умножилось, сложилось желание поставить на игуменство Сергия, но он об этом и слушать не хотел. В 1354 году все же принужден был принять священство и был поставлен в игумены. Но и после этого продолжал учить не столько словом, а сколько своим примером.

В последующие годы обитель приняла вид благоустроенного монастыря. Сергий решился ввести в своей обители общежитие, что было большим новшеством по тем временам. Монахам запрещалось иметь личную собственность, все должны были трудиться на благо монастыря. Монахи нуждались во многом, уделом иноков была самая суровая бедность.

В это время, по свидетельству сподвижников Сергия, его молитвами стали совершаться чудеса. Так, например, во время сильного голода к монастырским воротам кто-то привез хлеба, рыбы и других припасов, вблизи обители из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, от воды этой случилось несколько чудесных исцелений. Слава о Сергии стала греметь по всей округе. Епифаний рассказывает, как один человек принес ему тяжелобольного своего ребенка. Пока он просил Сергия помолиться за него и пока Преподобный готовился к молитве, ребенок умер. Отец впал в отчаяние и вышел, чтобы приготовить гробик. А когда вернулся, ребенок был жив. Епифаний передает еще о тяжелобольном, который три недели не мог спать и есть и которого исцелил святой Сергий, окропив святой водой.

Между тем известность распространилась далеко за пределы Радонежа. Теперь уже бояре и великие князья искали его советов и благословения. Собираясь в 1380 году в поход против татар, московский князь Дмитрий Донской посетил Троицкую обитель и принял напутствие от Сергия. Воодушевленное пророческими словами старца, войско одержало победу в Куликовской битве. Сам Сергий, как повествует его жизнеописание, телом стоял в храме, а духом был на поле боя. Он видел все, что там происходит, и как очевидец рассказывал братии о ходе сражения.

В 1385году, когда между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом разразилась война, Сергий принял роль миротворца. Он много беседовал с Олегом, и тот переменил свирепость свою на кротость и заключил с московским князем вечный мир.

Как корабль, обремененный множеством сокровищ, тихо приближается к доброму пристанищу, так богоносный Сергий приближался к исходу временной жизни. В последние годы жизни ему сообщились все дары Божии: дар чудотворения, дар пророчества, дар утешения и назидания. Однажды во время литургии Сергию прислуживал Ангел, в другой раз к нему явилась Богородица.

За полгода до кончины великий подвижник удостоился откровения о времени своего пришествия к Богу. Управление обителью передал своему ученику, преподобному Никону, а сам принял обет безмолвия. Перед самым исходом души своей старец пожелал в последний раз вкусить от Чаши Христовой и промолвил: «В руце Твои предаю дух мой, Господи!» Это было 25 сентября 1391 года. Похоронили его у правого клироса в церкви Пресвятой Троицы. В 1447 году преподобный Сергий Радонежский был канонизирован.

Своей жизнью, своими подвигами и своим непререкаемым авторитетом он оказал огромное влияние на духовную жизнь России. Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным «светильником» для современников и потомков – человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая «искуса судить и назидать», он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь «великого старца», как его называли, выглядит и парадоксальным – всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем. Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси.

infourok.ru

Сочинение «Сергий Радонежский. Жизнь — подвиг»

Сергий Радонежский. Жизнь – подвиг.

 Точная дата рождения Сергия неизвестна. Но можно смело сказать, что вся его сознательная жизнь пришлась на ту пору тяжёлого, грозного и великого в истории России XIV века, когда народ русский постепенно и трудно освобождался от столетнего страха перед татарским игом, начинал различать забрезживший свет освобождения и набирался сил для решительной битвы, а затем и одержал победу на Куликовом поле.

         Мальчика при рождении назвали Варфоломеем, а Сергием он стал много позже, при пострижении в монахи.

         Чудеса сопровождали рождение и младенчество святого. Когда Мария была в церкви, все услышали, как ребёнок в её утробе трижды закричал: это означало, что Бог отметил его как избранного. Явившись на свет, младенец не хотел брать грудь, если мать ела мясо, и принудил её поститься.

         Учение давалось отроку трудно – до того дня, когда он встретил святого старца под дубом, пожаловался ему, что грамота не идёт. Старец дал ему кусочек просфоры: отведав её, мальчик сразу же обрёл знание и стал читать книги и петь псалмы.

         В юности Варфоломей много молился, изнурял себя физически, чуждался забав. Ко всему прочему, он отличался кротостью, смирением, больше молчал, не смеялся и не обижался, ходил «как будто в печали», часто плакал. Он словно бы готовил себя к той жизни, которая началась по прошествии двадцати с лишним лет.

         Вместе со старшим братом Стефаном Варфоломей уходит из дома. Они несколько лет проводят в уединенном месте, построив деревянную келью и маленькую церковку во имя Святой Троицы. Позднее Стефан уехал и постригся в монахи в Богоявленском монастыре в Москве, а Варфоломей принял постриг под именем Сергия.

         Однако затем Сергий стал пустынножителем, то есть одиноким монахом. Это было недалеко от Москвы, в глухом необитаемом и непроходимом лесу. Подобно другим пустынножителям, Сергий искал полного уединения и тишины, отречения от мира. Его не пугало соседство с дикими зверями, отсутствие всего нужного для нормального существования. В этой обстановке безмолвия, холода и недоедания Сергию хорошо думалось. Созерцание Бога и углубление в самого себя, коленопреклоненные ночные молитвы, труд на маленьком огородике занимали все время его жизни на Маковце (так называлось возвышенное место, им выбранное). И длилось это несколько лет.

         А потом стали приходить люди и строить рядом кельи. Сергий не гнал их, но просил подумать, готовы ли они вытерпеть трудности.

         Когда пришлых стало двенадцать, пустыня превратилась в монастырь.

         После долгих отказов Сергий был рукоположен в священники и назначен игуменом нового Троице-Сергиева монастыря.

         Нищета была повсюду и во всем – не было пергамента для книг, воска для свечей, масла для кадил, пшеницы на просфоры…

         Всё это считалось не бедой, но испытанием. Переносить голод, терпеть жажду, есть всухомятку, спать на земле – означало вести жизнь добродетельную.

         Для Сергия не представляла ценности внешняя, парадная, торжественная сторона обрядов. Главное было в напряженной работе ума и сердца, в нравственной сосредоточенности молящихся. Монахи исполняли пять церковных служб в сутки, а в дополнение к ним молились еще по кельям.

         Молва о Сергии вышла за пределы монастыря, люди приходили увидеть его, получить благословение и совет. Вокруг личности Сергия создавалась атмосфера великого почитания, складывался образ подвижника, чудотворца, хотя сам Сергий запрещал рассказывать о творимых им чудесах.

         С увеличение числа монахов стало не хватать воды. Сергий нашел в лесу канаву с водой, стал молиться над ней – и внезапно забил источник.

         Много раз приходилось ему вести борьбу с бесами, искушавшими его самого и других. С помощью молитв он одерживал над ними победу. Кроме того, приходили Сергию чудесные видения. Однажды явилась ему Богородица в сопровождении Петра и Иоанна – в сиянии света, сильнее солнечного и промолвила: «Избранник мой, не пугайся, это я пришла к тебе, услышав молитву твою об учениках твоих».

         Был в жизни Сергия момент, когда он оставил свою обитель, почувствовав опасность разлада в ней. Он снова уединился в глухом месте, поставил келью, а вскоре выросла здесь церковь и возник монастырь. Сергия охватило желание создавать новые монастыри, возглавлять которые стали его ученики Андроник, Симон и другие.

         Для народа вовсе не было тайной, что именно Сергий стоял в центре этой громадной плодотворной работы. Легенды окружали имя Сергия на Руси, хотя он не был громким проповедником. Знавших его он поражал своей «тихостью». Он обладал редкой способностью убеждать в мирных беседах, предпочитал приводить живые примеры, рассказывать притчи.

         Будет уместным сказать об участии Сергия в политической жизни того времени. Он был далек от распрей, раздиравших семью русских князей, но иногда вмешивался в политику, когда это затрагивало широкие интересы. Он поддерживал князя Московского Дмитрия Ивановича в его деятельности по укреплению Москву и превращению ее в будущий центр Руси. Несколькими годами позже смирил Бориса, захватившего нижегородский престол. Особенно успешной была его миссия в Рязань, целью которой было установление между князем Рязанским Олегом и князем Московским Дмитрием вечного мира.

         И, конечно, главный след его деятельности был связан с битвой на Куликовом поле. Князь Дмитрий, оставив Москву в самом разгаре подготовки к походу против Мамая, отправился в Троицев монастырь получить благословение, укрепить дух свой и передать это настроение русскому воинству.

         Всю жизнь ратовавший за мирное решение проблем, отрицавший всякое насилие, готовый  всякому злу противостоять добрым делом, Сергий на этот раз без колебаний благословил Дмитрия на ратное выступление и сам как бы заявил об участии в нем: с князем отправились два инока – Пересвет и Ослябя.

         Весь день, пока шла битва и лилась кровь, Сергий не только молился о победе, но и произносил поименно молитвы за тех, кто в эти часы бился, а в соответствующий час возвестил о полном поражении Мамая: так ещё раз проявилась провидческая сила Сергия.

         Именно Сергий проводил в последний путь князя Дмитрия Ивановича.

         Умер Сергий Радонежский 25 сентября 1392 года, загодя предвидя кончину и успев вручить игуменский жезл любимому своему ученику.

         Уже ближайшие поколения русских людей оценили личность Сергия и его вклад в судьбоносные дела России.

         Сергий был причислен к лику святых, и благодаря этому созданы его биография-жизнеописание и образ его появился на иконах.

         Ежегодно 25 сентября (по старому стилю) Православная Церковь почитает память святого.

         Хочу закончить свой рассказ цитатой из труда историка В.О.Ключевского: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравов».

   

nsportal.ru

Конкурсные сочинения о преподобном Сергии Радонежском

Муниципальное казначейское общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа № 1

Подгоренского района Воронежской области.

Конкурсная работа

в номинации

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА, СОВРЕМЕННИКОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЛСЯ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ.

Выполнила: Гайворонская

Анастасия, ученица 8«А» класса.

Руководитель: учитель русского

языка и литературы высшей

квалификационной категории

Медкова Нина Игоревна

пгт Подгоренский.

2013 год.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА, СОВРЕМЕННИКОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЛСЯ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ.

При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда,

когда держится на силе нравственной.

В.0. Ключевский

Память Преподобного Сергия Радонежского православная церковь празднует 24 сентября по старому стилю. Его восхваляют как Святого, ведущего праведный образ жизни и сделавшего много для становления Русской Православной церкви. Но также очень велика роль Преподобного в укреплении Русского государства.

Сергий Радонежский жил на Руси в 14 веке. Он сыграл значительную роль в русской истории 14 века.

Что же мы знаем о Сергии Радонежском и о той эпохе, во время которой он жил? Чем же основатель Троице-Сергиевой лавры завоевал людское преклонение даже через сотни лет?

Русь 14 века — это прежде всего многочисленные княжества, некоторые из которых были объединены руководством князя и разделены на волости, другие же оставались независимыми, что отнюдь не делало их более свободными.

Русь уже на протяжении ста лет находилась под татаро-монгольским игом. Основной проблемой стало даже не порабощение русского народа, а утрата им веры в себя. Как известно, одной из причин, положившей начало ослаблению Руси и возникновению междоусобных неурядиц, послужило еще решение Ярослава Мудрого разделить свои владения между сыновьями. Несомненно, он поступил так из благих намерений, желая не давать им повода для взаимных недовольств. Первые несколько лет они правили сообща. Но события последующих лет заставили их союз распасться. С этого момента начинается раскол Руси на отдельные княжества.

Этот исторический период был наиболее труден для русского народа.

Порабощению Руси способствовала также и позиция князей, многие из которых даже извлекали из этого выгоду.

В наступивших после смерти Александра Невского распрях между его сыновьями и родственниками главным аргументом правоты стал суд хана. Князья доносили друг на друга в Орду и использовали ордынскую рать для взаимной борьбы. Складывалась довольно неприятная ситуация, русич оказывался зажатым в двойные клещи: с одной стороны — татары, с другой стороны — свои же родные братья, позабывшие о своих христианских заповедях и своих христианских корнях.

Русь потеряла лидера, на которого могла бы равняться — за которым могла бы пойти.

Но чтобы сбросить варварское иго, построить прочное независимое государство и ввести диких инородцев в ограду христианской церкви, для этого самому русскому народу необходимо было укрепить свои духовные силы.

Этому делу, духовному воспитанию народа, и посвятил свою жизнь Преподобный Сергий.

О времени появления на свет Варфоломея (от 1313 до 1322 г.) впоследствии принявшего монашество под именем Сергия Радонежского говорится по-разному в научной литературе. Точно так же указываются разные годы основания им Троицкого монастыря (от 1337 до 1345) и его смерти (от 1391 до 1397 г.). Несогласия в определенности периодов жизни и деятельности Сергия Радонежского объясняются бедностью имеющихся источников о его рождении и жизни. Зато о вкладе в русскую историю XIV века преподобного Сергия Радонежского сказано немало.

Как уже было сказано ранее, точной даты рождения преподобного Сергия мы не знаем. По одним данным, он родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом. По другим, это событие произошло в 1322 г, также есть данные, что год рождения чудотворца 1319.

Происходил он из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где отец его, боярин Кирилл, состоял на службе у князя. Это был период междоусобиц, войн за власть в стране, когда братья воевали друг с другом за земли. К тому же совершались постоянные набеги татар с целью разорения земель. Ростов в то время еще не был подвластен москвичам. После очередного татарского набега обескровленный Ростов был присоединен к Москве. Родители Варфоломея были вынуждены искать службу у московского князя. Кириллу определили место службы город Радонеж, на полпути от Ростова к Москве. Супруги строго соблюдали церковные обычаи, любили храм Божий, заботились о странниках и убогих. Бог даровал им трех сыновей: Стефана, Варфоломея (будущего Сергия) и Петра.

Братья Варфоломея женились, но он отказался от вступления в брак и просил родителей отпустить его на путь отшельничества. Те уговорили его остаться с ними до их смерти.

После смерти родителей Варфоломей принимает самое главное в своей жизни решение – он решает стать отшельником. Начинается следующий этап в его жизни.

Варфоломей отдал свою часть наследства женатому брату Петру, а сам решил стать монахом. Он отправился к Стефану и вместе с ним стал искать место, пригодное для строительства монастыря. Братья нашли «едино место вь чащах леса», где была вода, и приступили к возведению «пустыни». Сначала они поставили «одрину и хизину», т.е. нечто вроде сарая и летнего домика, а затем «келию едину създаста», т.е. срубили обычную избу, после же возвели и небольшую церковь.

Приехавшие из города священники от митрополита Феогноста освятили церковь. Основание Троицкого монастыря следует относить ко времени не ранее 1342 г.

Но Стефан не выдержал трудностей такого отшельничества и ушел в Москву в Богоявленский монастырь, а Варфоломей остался в одиночестве. Изредка его навещал и совершал богослужения некий игумен Митрофан. Этот же игумен Митрофан в 1337 постриг юного подвижника, которому было всего двадцать три года, в иноческий чин с наречением имени Сергия. Три года Сергий провел в полном одиночестве, преодолевая «непрестанною молитвою и трудами искушения и страхи от диких зверей».

Слух о его подвижнической жизни разошелся по окрестностям, и около него начали селиться любители уединения. И в 1342 г. к Сергию приходят первые ученики. Сперва это были искатели спасения из близ лежащих мест.

Постепенно создался поселок, где каждый отшельник жил в своей собственной келье, собираясь вместе только к богослужению. Преподобный Сергий, несмотря на просьбы братии, долго не хотел принимать по смирению ни сана священника, ни игуменства, и только угроза монахов монастыря, что, если он не согласится исполнить их желание, то они разойдутся, заставила его исполнить их просьбу. Это произошло почти через двадцать лет после того, как молодой Варфоломей начал свои уединенные подвиги. Так положено было начало Троицко-Cepгиевского монастыря.

О Сергии распространилось мнение, что он одарен свыше даром

пророчества. Несмотря на эту славу, Сергий продолжал вести прежний простой образ жизни и с равной любовью обращался как с князьями, которые обогащали монастырь, так и с бедняками, питавшимися от монастыря.

Уважение к Сергию побуждало великого князя Дмитрия несколько раз обращаться к нему. В 1365 году, по поводу спора Дмитрия Константиновича суздальского с его братом Борисом за Нижний Новгород, по повелению Дмитрия московского и митрополита Алексия, Сергий ездил в Нижний Новгород, затворил в нем все церкви и тем принудил Бориса уступить брату. В 1385 году Сергий, уже престарелый, устроил вечный мир между непримиримыми до того врагами: Дмитрием московским и Олегом рязанским.

Но самую громкую славу приобрело его отношение к Куликовской битве. Дмитрий, собираясь идти на Мамая, ездил к нему за благословением. Сергий предрек ему победу и возбуждал как великого князя, так и весь русский народ на священную брань за свободу Руси. Когда предсказание сбылось и русские победили, святость Сергия возвысилась еще более. Также сложилось предание, будто святой игумен благословил идти на брань двух иноков своей обители: Александра Пересвета, бывшего боярина, и Ослябя; и оба они пали в битве.

Преподобный Сергий скончался в 1392 году и был погребен в церкви Троицкого монастыря. Его тело находилось в земле около 30 лет, а затем, после видения одному из монахов, гроб был поднят из земли. Торжество открытия мощей состоялось 5 июля 1422 года. Еще через тридцать лет Сергий был причислен к лику всероссийских святых.

В течение почти пятисот лет люди шли ко гробу Преподобного в Троицком соборе лавры.

Говоря о значении Преподобного Сергия для общего дела возрождения Руси и русского народа, можно выделить несколько основных достижений.

Во-первых, Сергий не только благословил Куликовскую битву, он сделал гораздо большее – он поднял дух измученных татаро-монгольским игом людей. Сергий стал новым духовным лидером. Преподобный Сергий не только благословил Дмитрия Донского на решительную битву с татарами, но и помог своим непосредственным участием до конца побороть нетерпимое иго ислама. Недаром татары и после смерти Преподобного, взявши Москву, не считали еще законченным свое дело разорения Русского государства, но шли еще сжечь и Троицкую Лавру Преподобного.

Во-вторых, он способствовал прекращению усобиц и объединению русских княжеств под единодержавною властью Московского государя. Он сам ходил к мятежным князьям Нижнего Новгорода, Рязани, Твери и Ростова и всеми мерами склонил их помириться с Москвой и дружно стать на общую взаимную службу под единой державой великого князя Московского. Он сам утвердил, а может быть, и внушил духовную грамоту Дмитрия Ивановича, завещавшего престол своему старшему сыну Василию Дмитриевичу, и этим прекратил повод к усобицам, указав порядок передачи власти.

В-третьих, он многое сделал для укрепления позиций церкви, которая, по сути, и явилась организующим началом в сплочении Руси. Благодаря этому с 14 века монастыри и церковь, в общем, стали иметь все больше влияния на светскую власть.

Деятельность Сергия привела к тому, что Русь вновь поднялась как источник сильной христианской культуры.

Таким образом, Сергий Радонежский сыграл значительную роль в русской истории 14века. Не будет преувеличением сказать, что Сергий — один из тех, кто создал Россию и на ком она до сих пор держится.

Литература:

  1. Григорий Круг, инок. Мысли об иконе. – Париж, 1978 г.- с. 4.

  2. Сост. С. Снессорева. Земная жизнь Богородицы. – Ярославль: Норд, 2005. – с. 157 – 164.

  3. С. В. Перевезенцев. Россия. Великая судьба – М.: Белый город, 2005. – с 192 – 193.

  4. М. А. Ильин. Художественно-эстетическое описание иконы «Троица» — «Загорск. Троице-Сергиев монастырь» — Ленинград, 1971. – с. 26 – 27

5. Текст Библии, текст откровений Сергия Радонежского.

multiurok.ru

Эссе Сергий Радонежский — внеурочная работа, прочее

Эссе

«Сергий Радонежский»

Выполнила :ученица 6 Б класса МБОУ СОШ№36

Кодочигова Арина Вадимовна

Руководитель: Семина Ольга Николаевна

Нижегородская область

г.Дзержинск 2015

«Поистине Богу не важно, кто ты, дева (монахиня) или

супруга, монах или мирянин, но ему важно, какой ты и

желает ли твое сердце творить добрые дела».

(Училище благочестия СПб; 1891г. стр.160).

Земля русская богата не только своими полезными ископаемыми, огромными просторами, но и людьми. Ведь именно они и являются главным достоянием любой страны. А сколько святых породила Русская земля! Кто не знает Тихона Задонского, Серафима Саровского, Сергия Радонежского … Многие из них жили в глубокой древности: святые первоучители словенские Кирилл и Мефодий, святой равноапостольный великий князь Владимир, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий и Никон Радонежские. Другие — всего сто-двести лет тому назад: преподобный Серафим Саровский, святители Иннокентий Московский, Феофан Затворник. А некоторые жили среди наших отцов и дедов. С ними молились, беседовали, трудились, их учили: святой праведный Иоанн Кронштадтский, святейший Патриарх Тихон, святители митрополиты-мученики Владимир и Вениамин, миряне-мученики Юрий и Иоанн и многие другие. Среди русских святых — люди всех званий и состояний, разного возраста и пола, монахи и князья, ученые и нет. И каждый из нас может выбрать себе примеры для подражания. О русских святых написано множество статей, книг. Нам, живущим на русской земле, освященной их святыми мощами, созданными ими храмами и монастырями, надо знать и любить все то, что веками формировало духовный мир русского Православия.

Более 600 лет приходят люди поклониться игумену всея Руси святому преподобному Сергию Радонежскому («преподобные» — монахи, подобные ангелам). У каждого свои думы , мольбы, чаяния. Что уносят паломники с собой во все концы Русской земли? Какой подвиг совершил этот святой? Чтобы понять это, надо вспомнить время, когда в народе жил страх и ужас от татарского нашествия .Именно Сергий Радонежский поднял дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее. Свято преподобный считал, что именно сила духа, нравственность и совестливость народа России способны устроить достойную человека жизнь. Сергий совершенно искоренил в себе порочные качества: гордое властолюбие, удовольствие от власти над другими. Человек, обладающий властью, забывает, что он в первую очередь не повелитель и начальник, а слуга подчиненных ему людей. Став игуменом, Сергий ничем не отличался от простых иноков: ни одеждой, ни поведением, ни кельей, только трудился больше других, совершенствуя свою высокую нравственность. «Желаю лучше учиться, нежели учить», — говорил Сергий Радонежский ученикам.

А как преподобный стал таким? Из какого рода произошёл? Бояре Кирилл и Мария, жившие на территории княжества Ростовского, были родителями Сергия Радонежского .Семья отличалась благочестием. У Кирилла и Марии было трое детей – Стефан, Варфоломей, Петр. Когда Ростов был разорен, семья переехала в город Радонеж, находившийся под властью московского князя.

С малых лет Варфоломей слышал в церкви , дома молитвы и псалмы и запоминал их. Вот в каком благочестивом, дружном семействе посчастливилось расти мальчику. А вскоре его мать стала замечать, как не похож ее Варфуша на своих братьев и других детей. Он не любил шумных игр и детских забав, искал уединения и мог часами сидеть где-нибудь в саду, погруженный в глубокую задумчивость. Когда исполнилось Варфоломею семь лет, его, по обычаю, отдали в учение к дьячку. Вместе с ним учились и его братья — старший Стефан и младший Петр, которому не было еще и шести лет. Каково же было огорчение родителей, когда вскоре Стефан и Петр выучились грамоте, а Варфоломей не только не умел складывать буквы, но и не знал их. Учитель жаловался, что много раз повторял отроку одно и то же, но тот как будто не слышал и не понимал, о чем ему говорят, хотя мальчик старался и усердно молился.

Однажды Варфоломею явился инок, который благословил мальчика. С тех пор Варфоломей без труда усваивал все науки. Когда родители состарились, то они ушли в монастырь. После их смерти Варфоломей, оставил все завещанное родительское наследство Петру. Вместе со Стефаном решил принять монашеский постриг, к которому долго готовились . Братья срубили в Радонежском лесу келью, в которой горячо и усердно молились. Жили в постоянном труде и через некоторое время возвели маленький деревянный собор Святой Троицы. Но Стефану была в тягость уединенная жизнь. Он попрощался с Варфоломеем и ушел в Богоявленский монастырь.

Варфоломей решил продолжить уединенный образ жизни. Он преодолел страх перед дикими животными, жил в труде. Вскоре слава о Варфоломее разнеслась во все уголки земли русской. Митрополит московский Феогност приехал в лес, чтобы освятить храм, построенный Варфоломеем и Стефаном. Здесь же Варфоломей был пострижен митрополитом в монахи и стал Сергием. Различные чудеса приписывали Сергию, будто даже с медведем научился он ладить . Рассказывали, что большой дикий зверь лежал в ногах Сергия и слушался его, принимал еду с рук Святого.

Молва о Сергии Радонежском приводила в лес много самых разных людей. Кто-то приезжал сюда ненадолго в поисках уединения и покоя, кто-то хотел провести всю свою жизнь в трудах и молитвах. И через некоторое время вокруг Троицкого собора появилось много домиков, в которых жили монахи. Они носили воду, кололи дрова, возделывали землю, молились.

Спустя десять лет крестьяне окружили монастырь своими посёлками. Преподобный заботился о монастырских огородах и обсуждал содержание новых икон. Заботился о списывании книг и знал, что квас не должен слишком бродить. В каждом деле он видел движение жизни и проявление Бога, устремляя свой дух к постижению Его воли. Обитель росла. Вскоре Сергию Радонежскому предложили сан игумена. Монах отказался, посчитав себя недостойным, но обстоятельства все же заставили Сергия Радонежского стать игуменом своей обители.

Шли годы. Русь начала возвращать себе былое могущество. В эти тяжелые для государства годы примером для всех стал Сергий Радонежский .

Преподобный сыграл большую роль в морально-нравственном становлении общества : благословил приехавшего к нему перед Куликовской битвой князя Дмитрия Донского, отправил в ряды русского войска двух своих монахов, русских богатырей Пересвета и Осяблю. Войско Дмитрия разбило татар на Куликовом поле. Наверное, не последнюю роль сыграли в этой ратной битве благословление Сергия Радонежского и Божья помощь.

Вклад в дальнейшее развитие русского государства Сергия Радонежского огромен. Ему удалось сгладить непонимания князей, прекратить братоубийственные войны. Сергием Радонежским был разработан устав для монахов, который был принят с благословления митрополита Алексия. По этому уставу стали жить практически все монастыри России. Перед смертью Сергий Радонежский благословил на игуменство обители своего ученика Никона. На месте обители, построенной Сергием Радонежским и его братиями, сегодня находится Троице-Сергиева лавра – одно из самых благодатных мест на русской земле.

Сергий Радонежский по праву считается одним из величайших русских святых, канонизированных русской православной церковью. Московские князья и цари, правившие после Дмитрия Донского, считали Сергия Радонежского своим небесным покровителем. В 1392 году, 25 сентября, Сергий скончался. В 1452 году он был причислен к лику святых. Для русского человека имя Сергия Радонежского на многие века стало мерилом праведной жизни. Святой преподобный в своей жизни ежечасно совершал добрые дела, из которых можно выделить следующие: им созданы и широко распространены монастыри нового типа, где были справедливые порядки, царил дух трудолюбия и высокой нравственности. В течение четырёх десятилетий «печальник Земли Русской» настойчиво внушал людям идею освобождения Руси от татаро-монгольского ига , став главным вдохновителем Куликовской битвы. Благодаря Сергию Радонежскому на Руси распространилось вероучение о Святой Троице, был создан уникальный духовно-нравственный и культурный центр Руси, России — Троице-Сергиева лавра, ставшая мощным национальным духовным центром.

Скромному радонежскому игумену суждено было обрести бессмертие не только в памяти и делах своих учеников и последователей, но также и в истории Российского государства. Имя Сергия было и остаётся символом духовного богатства русского народа. Заветы его – христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравственному совершенству путём мужественного самоотречения – стали светлыми идеалами русской культуры. И сам Сергий – то явно, то сокровенно – живёт в ней и будет жить, «доколе стоит земля Русская».

Хотя Сергий Радонежский и не оставил после себя никаких писаний и будто бы ничему не учит, но его ученье дошло до нас благодаря ученикам. Епифаний Премудрый, написал «Житие Сергия Радонежского». Вот так безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере:

Вот Сергий – старец на исходе дней,

Остались в прошлом подвиги, затворы.

В нем ищут люди мудрости, опоры,

И жизнь его, окидывая взором,

Хотят постичь: что было главным в ней?

Упорный труд с зари и до зари,

Уклад простой, но чистый и суровый,

Он строил души и монастыри,

Чтоб на Руси звучало Божье слово.

Он веры протянул живую нить,

Чтоб примирить князей, объединить

Вокруг Москвы, и нанести удар,

И сбросить иго тяжкое татар…

Т.Шорыгина.

kopilkaurokov.ru

Решение Сочинение-эссе по тексту ,,Жития Сергия Радонежского,, на…

Любовь к родителям — прекрасное и благодарное чувство, которое испытывает ребенок. Время летит незаметно, и эта любовь потихоньку вытесняется с переднего плана проблемами и другими чувствами. Уже повзрослевший человек, конечно, любит своих родителей, но эта любовь уже не та, что в детстве. В ней нет безмерной отдачи ребенка, его абсолютного восхищения родителями. Это все проходит, но остается благодарность и ответственность за тех людей, которые тебя вырастили. Следует заботиться о родителях и уделять им как можно больше внимания.
Именно эту проблему поднимает в своем тексте известный русский писатель А.Алексин.
Повзрослевшие и самостоятельные дети порой забывают о своих родителях, пренебрегают общением с ними.
Следует отметить, что данная проблема актуальна и в наше время. Порой дети уезжают от своих родителей в другой город или учиться, или работать. Меняется жизнь, круг общения, и многие из уехавших забывают об оставшихся родителях, которые, в свою очередь, скучают и ждут встреч. Конечно, не следует забывать, что есть и такие люди, которые стараются ухаживать за престарелыми родителями, уделяя как можно больше внимания и тепла им. Ведь любая приятная мелочь, адресованная пожилому человеку, поднимает его настроение и напоминает, что его ценят и любят. («Как жаль, что бабушку не видели в тот вечер ее дочери, жившие в других городах…Они бы поняли, как легко сделать ее счастливой»).
Автор описывает жизнь пожилой женщины, у которой четыре дочери, трое из которых живут в других городах, и одна «жила в одном городе с бабушкой, в трех шагах от ее дома».
А.Алексин жалеет пожилую женщину, и ему горько, что она не получает должного внимания и теплоты от «любящих дочек». Прочитав текст, я тоже почувствовал жалость к этой женщине. Ведь это, действительно, больно и печально, когда твои родные дети не ищут и не ждут с тобой встреч… А когда-то они были маленькие и «души не чаяли» в маме с папой. А теперь всё по-другому- теперь своя семья, свои проблемы и дела. Ничего не сделаешь, это закономерность жизни.
Так в романе известного русского писателя, Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», также поднимается проблема внимания к пожилым родителям. Ярким примером является нигилист Евгений Базаров. Он не навещал своих родителей подолгу. Они все старели и старели, а время утекло, как вода. Но Базаров не придавал этому большого значения. А зря! Умирая, он пожалел об упущенном времени, но было поздно.
И в современном мире много людей, которые ведут себя как Е.Базаров. Они делают проще — отправляют старых родителей в дома престарелых, надеясь, что государство позаботится о них. Я считаю, что это крайне безответственный шаг эгоиста. Ведь необходимо всегда помнить и чтить своих родителей, какими бы они не были. Как гласит народная мудрость, «родителей не выбирают», поэтому нужно заботиться о них и проявлять как можно больше внимания и тепла, ведь они родители и ближе них никого нет и не будет.
Человек на протяжении всей своей жизни должен быть ответственной личностью. В первую очередь помнить о своих обязанностях, а после о правах. Одна из обязанностей — забота о родителях. Не стоит о ней забывать.

Оцени ответ

1000melocey.ru

Сочинение-эссе по тексту ,,Жития Сергия Радонежского,, на…

Любовь к родителям — прекрасное и благодарное чувство, которое испытывает ребенок. Время летит незаметно, и эта любовь потихоньку вытесняется с переднего плана проблемами и другими чувствами. Уже повзрослевший человек, конечно, любит своих родителей, но эта любовь уже не та, что в детстве. В ней нет безмерной отдачи ребенка, его абсолютного восхищения родителями. Это все проходит, но остается благодарность и ответственность за тех людей, которые тебя вырастили. Следует заботиться о родителях и уделять им как можно больше внимания.
Именно эту проблему поднимает в своем тексте известный русский писатель А.Алексин.
Повзрослевшие и самостоятельные дети порой забывают о своих родителях, пренебрегают общением с ними.
Следует отметить, что данная проблема актуальна и в наше время. Порой дети уезжают от своих родителей в другой город или учиться, или работать. Меняется жизнь, круг общения, и многие из уехавших забывают об оставшихся родителях, которые, в свою очередь, скучают и ждут встреч. Конечно, не следует забывать, что есть и такие люди, которые стараются ухаживать за престарелыми родителями, уделяя как можно больше внимания и тепла им. Ведь любая приятная мелочь, адресованная пожилому человеку, поднимает его настроение и напоминает, что его ценят и любят. («Как жаль, что бабушку не видели в тот вечер ее дочери, жившие в других городах…Они бы поняли, как легко сделать ее счастливой»).
Автор описывает жизнь пожилой женщины, у которой четыре дочери, трое из которых живут в других городах, и одна «жила в одном городе с бабушкой, в трех шагах от ее дома».
А.Алексин жалеет пожилую женщину, и ему горько, что она не получает должного внимания и теплоты от «любящих дочек». Прочитав текст, я тоже почувствовал жалость к этой женщине. Ведь это, действительно, больно и печально, когда твои родные дети не ищут и не ждут с тобой встреч… А когда-то они были маленькие и «души не чаяли» в маме с папой. А теперь всё по-другому- теперь своя семья, свои проблемы и дела. Ничего не сделаешь, это закономерность жизни.
Так в романе известного русского писателя, Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», также поднимается проблема внимания к пожилым родителям. Ярким примером является нигилист Евгений Базаров. Он не навещал своих родителей подолгу. Они все старели и старели, а время утекло, как вода. Но Базаров не придавал этому большого значения. А зря! Умирая, он пожалел об упущенном времени, но было поздно.
И в современном мире много людей, которые ведут себя как Е.Базаров. Они делают проще — отправляют старых родителей в дома престарелых, надеясь, что государство позаботится о них. Я считаю, что это крайне безответственный шаг эгоиста. Ведь необходимо всегда помнить и чтить своих родителей, какими бы они не были. Как гласит народная мудрость, «родителей не выбирают», поэтому нужно заботиться о них и проявлять как можно больше внимания и тепла, ведь они родители и ближе них никого нет и не будет.
Человек на протяжении всей своей жизни должен быть ответственной личностью. В первую очередь помнить о своих обязанностях, а после о правах. Одна из обязанностей — забота о родителях. Не стоит о ней забывать.

Оцени ответ

znanija.mobi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.