Рабочая программа по элективному курсу 8 класс – Рабочая программа по алгебре (8 класс): программа элективного курса 8 класс
Рабочая программа элективного курса по математике 8 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УСТЬ – БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
« Утверждаю»
Директор МБОУ УБСОШ
____________/Бирюкова Л.В./
Приказ от 31.08.2016г №123
Рабочая программа по элективному курсу «Избранные вопросы математики»
Уровень общего образования (класс): основное общее образование – 8 класс
Количество часов: 34ч
Учитель: Киселева Светлана Васильевна
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по математике;
Демонстрационных вариантов контрольных измерительных материалов ГИА 2015-2016 год
1.Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы Бурмистровой Т.А.
«Программы общеобразовательных учреждений, АЛГЕБРА 7-9 классы, — М.:
«Просвещение», 2008г. и на основе авторской программы по геометрии Бурмистровой Т.А. «Программа общеобразовательных учреждений, ГЕОМЕТРИЯ 7-9 классы, издательство «Просвещение», Москва, 2011 г. а также программы факультатива « Тестовая подготовка по математике», авторы Кулабухов С. Ю.; Лысенко Ф. Ф. Итоговый письменный экзамен ОГЭ по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов, поэтому необходимо начать подготовку учащихся как можно раньше. Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
Данный факультатив развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов, обеспечивает более широкие дифференцирующие возможности, ориентирован на современные требования к уровню подготовки учащихся.
Цели и задачи курса:
Цели:
развить интерес школьников к предмету,
познакомить их с новыми идеями и методами,
расширить представление об изучаемом в основном курсе материале
дать ученику возможность проанализировать свои способности,
начать подготовку к сдаче экзамена (ОГЭ) в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
Повторить и обобщить знания по основным темам математики (5-6 классов), алгебры и геометрии (7-8 классов)
Расширить знания по отдельным темам курса алгебры и геометрии;
Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
2. Результаты освоения учебного курса
учащиеся должны
знать/понимать:
существо понятия тестов; примеры решения тестовых заданий;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
уметь:
применять общие и универсальные приемы и подходы к решению заданий ОГЭ;
решать задания, по типу приближенных к заданиям ОГЭ;
осуществлять самоконтроль времени выполнения заданий;
давать оценку объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумно подходить к выбору этих заданий;
прикидывать границы результатов;
работать с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет
3.Содержание учебного курса
1. Проценты (2 часа)
Решение задач на проценты.
Цель: Овладение умениями решать задачи на проценты различных видов, различными способами.
2. Числа и выражения. Преобразование выражений (3 часа)
Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Цель: актуализация вычислительных навыков.
Развитие навыков тождественных преобразований.
3. Уравнения (2 часа)
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных ).
Цель: Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.
Цель: Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.
5. Неравенства (3 часа)
Способы решения различных неравенств (числовых, линейных).
Цель: Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.
6. Функции (3 часа)
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Цель: Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.
7. Текстовые задачи (3 часа)
.Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
Цель: Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов различными способами.
8. Уравнения и неравенства с модулем (3 часа)
Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.
Цель: Овладение умениями решать уравнения, содержащие знак модуля различных видов, различными способами.
9. Графики (3 часа)
Линейные графики .
Цель: Овладение умениями читать графики.
10. Геометрические задачи (4 часа)
Задачи геометрического содержания.
Цель: Овладение умениями решать Задачи геометрического содержания.
11. Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ОГЭ (5часов)
Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ОГЭ.
Цель: Умение работать с КИМами ОГЭ.
4. Календарно-тематическое планирование
п/пРаздел, тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Проценты
1
07.09
Решение задач на проценты.
1
14.09
Числа и выражения. Преобразование выражений
1
21.09
Числа и выражения. Преобразование выражений
1
28.09
Формулы сокращенного умножения
1
05.10
Уравнения.
112.10
Уравнения.
1
19.10
Системы уравнений.
1
26.10
Графический метод решения систем уравнений
1
09.11
Решение систем уравнений способом подстановки и способом сложения
1
16.11
Неравенства.
1
23.11
Решение числовых неравенств
1
30.11
Решение линейных неравенств
1
0712
Функции, их свойства и графики.
14.12
«Считывание» свойств функций по графику
1
21.12
Определение функции по формуле
1
28.12
Текстовые задачи на движение.
1
11.01
Текстовые задачи на смеси и сплавы.
1
18.01
Текстовые задачи на совместную работу.
1
25.01
Модуль числа.
1
01.02
Уравнения и неравенства с модулем.
1
08.02
Способы решения уравнений и неравенств со знаком модуля.
1
15.02
Графики
1
22.02
Чтение графиков
1
01.03
Чтение графиков
1
15.03
Геометрические задачи.
1
22.03
Прямоугольный треугольник.
1
05.04
Четырехугольники.
1
12.04
Подобие треугольников.
1
19.04
Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ОГЭ.
1
26.04
Решение заданий КИМов ОГЭ.
1
03.05
Решение заданий КИМов ОГЭ.
1
10.05
Решение заданий КИМов ОГЭ.
1
17.05
Решение заданий КИМов ОГЭ.
1
24.05
Итого
34
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО Заместитель директора по УР
Учителей естественно-математического цикла _________/Петренко Н.В./
МБОУ УБСОШ 30.08.2016г от 29 .08.2016г № 1
руководитель МО ______/Киселева С.В./
infourok.ru
Рабочая программа элективного курса, 8 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
на заседании НМСпротокол № 1 от 25 .08.2016 г.
руководитель МО ______
К.С.
Заместитель директора по УВР___________
/ Л.А.Ханзярова/
«30» августа 2016 г.
приказом от 31.08.2016 № _______
Директор__________________/В.А.Тихонов/
САЛМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛАРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета, курса элективного курса «Математика в жизни человека»
Класс 8 .
Уровень общего образования основное общее образование, базовый
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год
Рабочую программу составила____________ Карпова Э.В., учитель математики и информатики высшей кв. категории
подпись
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Математика в жизни человека», 8 класс составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования, примерной программы: Сборник программ курсов по выбору по математике и информатике для предпрофильной подготовки учащихся. – 2-е изд., стереотип. – Москва: Глобус, 2007. – 152 с.
Рабочая программа составлена в соответствии с Учебным планом МОУ Салмановской СШ на 2016-2017 учебный год. Элективный курс «Математика в жизни человека» изучается в 8 классе — 1 час в неделю, 35 часов в год.
Данный вариант рабочей программы обеспечен:
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.Элементы статистики и теории вероятностей.
Алгебра 7-9. М.: Просвещение, 2008 г.
Ткачев М.В. Элементы статистики и вероятность: Учебное пособие для 7-9 классов
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2005. -112 с.
Лебедев К.А., Теория вероятностей и математической статистики. Часть 1 (элементарное
введение ). Учебно – методическое пособие для школьников и студентов. Краснодар :Terra Print. 2010. – 69 с.
Математический Кенгуру клуб. Комбинаторика. Выпуск 18, 2010.
-электронными ресурсами:
http://combinatorica.ru/
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Предоставить ученику возможность утвердиться в желании избрать математический профиль.
Готовить учащихся к профильному обучению и выбору профильных курсов в старших классах;
Ориентировать на профессии, которые связаны с математикой
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной , точной или вероятностной информации
Умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки.
Предметные результаты:
Осознание значения математики для повседневной жизни человека;
Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
Развитие умений работать с учебным математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
Создавать условия для подготовки к экзаменам по математике по вероятному предмету будущего профилирования; предоставить ученику возможность утвердиться в желании избрать математический профиль.
Расширить представление учащихся о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
Формировать представление о математике как о части общечеловеческой культуры;
Убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для применения в в практической деятельности;
Расширить сферу применения математических знаний (фигуры на плоскости и в пространстве, приближенные вычисления, совершенствование измерительных умений, применение функций, векторов, и др.).
Учащийся научиться:
формировать навыки перевода прикладных задач на язык математики;
формировать представление учащихся об объективности математических отношений, проявляющихся во всех сферах деятельности человека, как форм отражения реальной действительности;
вычислять вероятности событий, пользуясь различными определениями вероятностями и формулами;
представить событие в виде комбинации нескольких элементарных событий;
использовать приближенные формулы для вычисления вероятностей;
различать дискретные и непрерывные случайные величины;
находить числовые характеристики случайных величин;
решать простейшие задачи математической статистики;
интерпретировать полученные результаты;
определить связать теории вероятностей с практическими потребностями.
Учащийся получит возможность:
видеть в конкретных научных, технических, житейских проблемах вопросы, задачи, допускающие решения методами теории вероятностей, уметь формулировать и решать такие задачи;
развивать мышление;
знать основные понятия теории вероятностей и математической статистики;
получать знания о комбинаторике и основных элементах теории вероятностей;
овладение умениями решать задачи, связанные с конкретной жизненной ситуацией.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Раздел I. Математика — царица наук (10 часов).
Рассматривается связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Показываются не только связи с родственными по содержанию дисциплинами, но и межцикловые связи. Обращается внимание на связи математики и предметов, рассматривающих одни и те же понятия, такие как функция, вектор, сила, симметрия, скорость, перемещение, проценты, масштаб, проектирование, фигуры на плоскости и в пространстве и другие. Показываются связи с такими науками, как экономика, биохимия, геодезия, сейсмология, метеорология, астрономия, как правило, не изучаемыми в школе. В разделе рассматриваются задачи с физическим, химическим, экономическим и другим содержанием. Они даются в виде упражнений как предметные и прикладные для показа практической значимости вводимых математических формул, понятий.
Раздел II. Математика и профессия (9 часов)
Раскрывается применение математических знаний в различной профессиональной деятельности человека. Показывается комплексный подход в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике, технологии, экономике, организации труда и других. Рассматриваются прикладные задачи с профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения доходов и убытков предприятий и др. Планируются экскурсии на предприятия города с целью усиления понимания необходимости математических знаний в профессиональной деятельности.
Раздел III. Домашняя математика (10 часов)
Показать роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой. Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путём самостоятельных измерений и дающие возможность вычислить искомую величину. Выполнение приближённых вычислений. Умение пользоваться таблицами и справочниками в домашней практике.
Раздел IV. Проведение экскурсий (4 часа)
Раздел V. Защита проектов, подготовленных учащимися (2 часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Примечание(коррекция)
по плану
факт
Математика – царица наук
10
1-2
Математика в физических явлениях.
2
8.09, 15.09
3-4
Математическая обработка химических и биологических процессов.
2
22.09, 29.09
5-7
Природные и исторические процессы с математической точки зрения.
3
6.10, 13.10, 20.10
8-10
Математика и астрономические прогнозы.
3
27.10, 10.11, 17.11
Математика и профессия.
9
11-12
Математика в политехническом образовании.
2
24.11, 1.12
13-14
Математика в лёгкой промышленности.
2
8.12, 15.12
15-17
Математика и сфера обслуживания.
3
22.12, 29.12, 12.01
18-19
Экономика – успех производства
2
19.01, 26.01
Домашняя математика
10
20-23
Марья – искусница.
4
2.02, 9.02, 9.02, 16.02
24-26
Здоровый образ жизни.
3
2.03, 9.03, 16.03
27-29
Сделай сам.
3
23.03, 6.04, 13.04
30-33
Проведение экскурсий
4
20.04, 27.04, 4.05, 11.05
34-35
Защита проектов, подготовленных учащимися
2
18.05, 25.05
infourok.ru
Рабочая программа по математике (8 класс) на тему: Рабочая программа по элективному курсу для 8-го класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Салабайкасинская основная общеобразовательная школа» Чебоксарского района Чувашской Республики
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __Гречко А.А..___________ /______________ / «____» ______________ 2017___ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор Директоров _А.П.____________/_______________/ Приказ от «___» ____________ 2017___г. № __ |
Рабочая программа
по элективному курсу для 8 класса
учителя Ермановой Ю.В.
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете протокол от « 28 « августа 2017 г. № 1 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Цели и задачи:
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь – умениия логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Эта программа для углубленного изучения математики, строится он по принципам модульного дополнения действующих учебников алгебры для 9 класса, естественным образом примыкает к курсу , углубляет и расширяет его , используется для индивидуальной работы с учащимися, проявляющими интерес к математике.
Данная программа рассчитана на 1 урок в неделю.
Цель: Усилить развивающие функции задач, развивать творческую активность учащихся, активизировать поисково –познавательную деятельность , используя творческие задания , задания практического характера.
Содержание: включены задачи физического характера, задачи из химии – на определение процентного содержания раствора , на концентрацию раствора.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике;
- примерной программы основного общего образования по математике;
- федерального перечня учебников на 2012-201 учебный год, рекомендованного Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Математика. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М. : Просвещение, 2011.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно Учебному плану МБОУ «Салабайкасинская ООШ» для изучения факультатива по математике в 9 классе отводится 34 часа в год, т.е. по 1 уроку в неделю в течение 34 учебных недель
В планировании предусмотрены различные виды обучающих работ работы.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
Коммуникативная методика обучения основана на утверждении о том, что для успешного овладения математикой должны знать не только математические знания, но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.
Основными формами работы являются: коллективная, групповые, индивидуальные.
Использование игровых технологий, технологий личностно-ориентированнного и дифференцированного обучения, информационно-коммункационных технологий способствует формированию основных компетенций учащихся, развитию их познавательной активности.
В основу педагогического процесса заложены следующие
— методы обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю.К.):
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
* перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств)
* словесные (беседа, рассказ и др.)
* наглядные (демонстрация, мультимедийная презентация, слайды, фотографии и др.)
* практические (упражнения, выполнение заданий и др.)
* логические (индукция, дедукция, аналогия и др.)
* гностические (репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, и др.)
* самоуправление учебными действиями (самост. работа с книгой, приборами и др.)
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
* методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, мозговой штурм, создание проблемных ситуаций и др.)
* методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.)
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
* устный контроль
* письменный контроль
— формы обучения:
- индивидуальные
- групповые
- фронтальные
- парные
- коллективные
- аудиторные и внеаудиторные
- классные и внеклассные
- школьные и внешкольные
— формы организации обучения (конструкции отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия)
- индивидуальные занятия ( консультация, самообучение)
- коллективно-групповые занятия (урок, лекция, семинар, учебная конференция, олимпиада, конкурс, экскурсия, деловая игра, учебная дискуссия, факультативное занятие, экзамен, лабораторно-практическое занятие, практикум и др.)
- индивидуально-коллективные (погружения, творческие недели, научные недели, проекты).
— технологии обучения (по преобладающему методу):
- обучение по алгоритму
- репродуктивные
- объяснительно – иллюстративные
- диалогические
- игровые
- проблемно-поисковые
- творческие
- информационные (компьютерные)
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету предусмотрены следующие виды контроля:
— предварительный контроль / диагностический контроль в начале учебного года или перед изучением новой темы
— текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;
— промежуточная (тематическая) проверка и оценка знаний, которая проводится по завершении цикла уроков;
— отсроченный контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, цикла (от 3 мес. до года)
— итоговая проверка и оценка знаний осуществляется в конце учебной четверти и года;
— промежуточная (по решению педагогического совета)
Методы и способы проверки и оценки знаний и умений учащихся:
— устный контроль (учебная дискуссия, беседа, опрос и др.)
— письменный контроль (упражнение, контрольная работа, тест, сочинение, отчет и др.)
— практический контроль
— компьютеризированный контроль
— самоконтроль
— комбинированный (уплотненный) контроль
Формы проверки и оценки результатов обучения:
— индивидуальный
— групповой
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Функции и графики.
Преобразование графиков функции-2 ч.
2.Линейная функция . Свойства этой функции, график .
Графики рациональных функций -4 ч .
3.Функции , графики которых переходят один в другой при параллельном переносе в направлении оси ОХ или ОУ -4 ч .
4.Функции , графики которых переходят один в другой при сжатии к осям ОХ или ОУ. Построение графиков функций -4 ч .
5 .Решение задач на движение – 4 ч .
6 .Решение задач на проценты – 4 ч .
7 . Решение задач на концентрацию растворов -4 ч .
8 . Уравнения и неравенства с двумя переменными – 5 ч .
9 . Арифметическая и геометрическая прогрессия -5 ч .
10 . Элементы комбинаторики и теории вероятностей .
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ П/П | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1. | Функции. | 4 |
2. | Графики функций | 8 |
3. | Решение задач на движение | 4 |
4. | Решение задач на проценты | 4 |
5. | Решение задач на концентрацию растворов | 4 |
6. | Уравнения и неравенства | 4 |
7. | Арифметическая и геометрическая прогрессия | 3 |
8. | Элементы комбинаторики | 4 |
№урока | Тема урока | Количество часов |
1. | Преобразование графиков функции | 1 |
2. | Преобразование графиков функции | 1 |
3. | Линейная функция .Свойства этой функции. | 1 |
4. | Линейная функция .Свойства этой Функции . | 1 |
5. | Графики рациональных функций. | 1 |
6. | Построение графиков рациональных функций | 1 |
7. | Функции , графики которых переходят один в другой при параллельном переносе в направлении оси ОХ или оси ОУ | 1 |
8. | Функции ,графики которых переходят один в другой при параллельном переносе в направлении оси ОХ или оси ОУ | 1 |
9. | Функции , графики которых переходят один в другой при параллельном переносе в направлении оси ОХ или оси ОУ | 1 |
10. | Функции ,графики переходят при сжатии к осям ОХ или ОУ | 1 |
11. | Функции , графики которых переходят один в другой при сжатии к осям ОХ или ОУ | 1 |
12. | Функции , графики переходят один в другой при сжатии к осям ОХ или ОУ | 1 |
13. | Решение задач на движение | 1 |
14. | Решение задач на движение | 1 |
15. | Решение задач на движение | 1 |
16. | Решение задач на движение | 1 |
17. | Решение задач на проценты | 1 |
18. | Решение задач на проценты | 1 |
19. | Решение задач на проценты | 1 |
20. | Решение задач на проценты | 1 |
21. | Решение задач на концентрацию растворов. | 1 |
22. | Решение задач на концентрацию растворов. | 1 |
23. | Решение задач на концентрацию растворов. | 1 |
24. | Решение задач на концентрацию растворов. | 1 |
25. | Уравнение и неравенства с двумя переменными. | 1 |
26. | Уравнение и неравенства с двумя переменными. | 1 |
27. | Уравнение и неравенства с двумя переменными. | 1 |
28. | Уравнение и неравенства двумя переменными. | 1 |
29. | Арифметическая и геометрическая прогрессии. | 1 |
30. | Арифметическая и геометрическая прогрессии. | 1 |
31. | Арифметическая и геометрическая прогрессии. | 1 |
32. | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 1 |
33. | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 1 |
34. | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 1 |
1
Литература
1.Дополнительные главы к школьному учебнику 9 класса. Авторы: Ю.Н.Макарычев ,Н.Г.Миндюк .Просвещение 2010.
2.Макарычев Ю.Н.Алгебра 7-9 кл.: элементы статистики и теории вероятностей: учеб. Пособие / Ю.Н.Макарычев .-Н.Г. Миндюк.-М.: Просвещение,2008
3. Макарычев Ю.Н. Алгебра : 7 кл./ Ю.Н.Макарычев , Н.Г. Миндюк , С.Б.Суворова, К. И. Нешков .- М.: Просвещение.
4. А.В.Деревянкин «Проценты» Методическая разработка для учащихся.
5.С.А.Беляев «Задачи с параметрами» Методическая разработка для учащихся.
6.Сборники для подготовки к ОГЭ.
Учитель Ю.В. Ерманова
nsportal.ru
Рабочая программа по элективному курсу «Модули» 8 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23» г.Рубцовска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО технического цикла Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ № 23»
Протокол № 1 от « 18 » августа2014 г. по учебной работе ______________ /О.Ф.Пикур/
Руководитель ______________________ /С.А.Депутат/ Приказ № _______
МО _______________ /_Ивасишина Т.Д./ « 27 » августа 2014 г. от « 29 » августа 2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективному курсу
«Модули»
8 «а», «б», «в» классов , II ступени обучения,
на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы
«Модули, параметры, многочлены», 8-9 классы
Смыкалова Е.В., Санкт-Петербург,СМИО Пресс, 2007
Составитель: Ивасишина Татьяна Дмитриевна,
математика, I квалификационная
категория
Рубцовск 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного (факультативного) курса для 8 «а», 8 «б», 8 «в» классов «Модули» разработана на основе:
— Программы элективного (факультативного) курса для 8 класса «Модули, параметры, многочлены» под редакцией Е.В. Смыкаловой. , Санкт-Петербург,СМИО Пресс, 2007
— Учебного плана МБОУ «СОШ № 23» 2014-2015 учебного года.
Предлагаемый курс «Модули, параметры, многочлены» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика. Данный факультативный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач, поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового уровня математики.Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, построение графиков функций и графиков уравнений с модулями совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит «нестандартные» методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий.
Наряду с основной задачей обучения математики — обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.
Цель курса
изучение различных методов решения уравнений и неравенств с модулями;
построение графиков функций и графиков уравнений с модулями;
восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса;
создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;
помочь осознать степень своего интереса к предмету;
формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для жизни в современном обществе.
Задачи курса:
— научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
— научить строить графики функций, содержащие модуль;
— научить строить графики уравнений, содержащие модуль;
— помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Учебно-методический комплекс состоит из:
Программы элективного (факультативного) курса для 8 класса «Модули, параметры, многочлены» под редакцией Е.В. Смыкаловой. ,
Санкт-Петербург,СМИО Пресс, 2007
Авторская программа элективного курса рассчитана на 12 часов, а рабочая программа на 17 часов, т.к. количество учебных недель в 5-8,10 классах-35; согласно учебного плана на 2014-2015 учебный года на занятие отведено – 0.5 часа;факультативный курс ведется в восьмых классах со 2 –го полугодия по 1 часу в неделю согласно школьного расписания..
Данный курс рассчитан предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу.
Основные формы организации учебных занятий: теоретическое занятие, практическая работа.
Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
В результате обучения учащийся должен
знать:
— определение модуля и его геометрический смысл;
— основные свойства модуля;
— различные методы решения уравнений и неравенств с модулями;
уметь:
— преобразовывать выражения содержащие модуль и квадратный корень;
— решать уравнения и неравенства с модулями;
— строить графики функций и уравнений с модулями.
Примерный тематический план рабочей программы учебного курса
(факультативного, элективного курсов, индивидуальных групповых занятий)
Номер темы и её название | Всего часов по плану | Из них: | Дата | |||||||||
теоретические занятия | практические занятия | по плану | По факту | |||||||||
Модули | 8а | 8б | 8в | 8а | 8б | 8в | ||||||
Тема 1. Определение модуля, его геометрический смысл | 2 | + | + | 17.01 24.01 | 14.01 21.01 | 15.01 22.01 | ||||||
Тема 2. Основные свойства модуля | 2 | + | + | 31.01 07.02 | 28.01 04.02 | 29.01 05.02 | ||||||
Тема 3. Решение уравнений с модулями | 4 | + | + | 14.02 21.02 28.02 07.03 | 11.02 18.02 25.02 04.03 | 12.02 19.02 26.02 05.03 | ||||||
Тема 4. Решение неравенств с модулями | 4 | + | + | 14.03 04.04 11.04 18.04 | 11.03 18.03 01.04 08.04 | 12.03 19.03 02.04 09.04 | ||||||
Тема 5. Построение графиков функций с модулями | 4 | + | + | 18.04 25.04 02.05 16.05 | 15.04 22.04 29.04 06.05 | 16.04 23.04 30.04 07.05 | ||||||
Тема 6. Построение графиков уравнений с модулями | 3 | + | + | 16.05 23.05 30.05 | 13.05 20.05 27.05 | 14.05 21.05 28.05 | ||||||
Итого: | 19 |
Учебно-методическое обеспечение:
Программ элективного (факультативного) курса для 8 класса «Модули, параметры, многочлены» под редакцией Е.В. Смыкаловой. ,
Санкт-Петербург,СМИО Пресс, 2007
Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно-методические материалы по математике. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002
В.В. Локоть. Задачи с параметрами. Учебное пособие.- М.:АРКТИ, 2003
Газета «Математика».
И.И. Гайдуков. Абсолютная величина — М.: Просвещение, 1968
multiurok.ru
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе
Муниципальное образовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»
- «РАССМОТРЕНО»
на кафедре филологии
Протокол №____
от «___» _________2017 г.
_____________________
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель руководителя по УВР
________
«____»_______________2017 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МОУ ОСОШ №1
«____»____________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 8 КЛАССЕ
на 2017-2018 учебный год
«НА ПУТИ К ГИА:
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА»
СОСТАВИЛА:
Бурмистрова О.В.
учитель русского языка и литературы
I квалификационная категория
с. Октябрьское
Пояснительная записка
Государственная итоговая аттестация по русскому языку, которая представляет собой важную ступеньку на пути к ЕГЭ, за годы проведения её в режиме эксперимента уже показала достаточную эффективность и как инструмент диагностики учебных достижений девятиклассников, и как средство прогнозирования приоритетов в обучении русскому языку в основной школе.
Анализ результатов экзамена выявил серьезные проблемы в обучении русскому литературному языку. Во-первых, это значительный разрыв между освоением теоретической базы и формированием практических навыков учащихся. Во-вторых, это недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие систематической практики в анализе языковых явлений речевого произведения. Во многих работах выпускников встречаются существенные нарушения логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Все эти проблемы представляют собой разные аспекты одного явления – недостаточного уровня развития речи выпускников основной школы.
Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, – одна из важнейших задач курса по выбору: «На пути к ГИА: информационная переработка текста».
Курс ориентирован на учеников 8 класса и рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю).
В основу отбора элементов содержания курса был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку; документы определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2017 года по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант), а также учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
— реализация практико-ориентированного подхода в обучении русскому языку, формирование умения владеть всеми видами речевой деятельности;
— подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:
— овладение умениями проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
— совершенствование практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем;
— овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Содержание курса (35 ч.)
Введение (1 ч.)
Цели и задачи курса.
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2018 году государственной итоговой аттестации.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Основные термины по разделу:
Контрольно-измерительные материалы. Демонстрационный вариант. Бланк ответов. Сжатое изложение. Задания с выбором ответа. Задания с кратким ответом. Сочинение-рассуждение на основе текста.
Обучение сжатому изложению (9 ч.)
Содержательные приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Свертывание исходной информации.
Языковые приемы компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение.
Речевое оформление изложения. Смысловая цельность, связность и последовательность.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
выполнять информационную обработку текста;
отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию.
Основные термины по разделу:
Сжатое изложение. Приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Микротемы. Абзацное членение. Критерии оценивания сжатого изложения.
Комплексный анализ текста (14 ч.)
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
Функционально-смысловые типы речи, их признаки.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения. Извлечение информации из различных источников.
Выразительность русской речи: выразительные средства фонетики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики.
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Лексический анализ слова.
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Морфологический анализ слова.
Правописание. Орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний. употребление ъ и ь. Слитное, раздельное и дефисное написание. Прописная и строчная буква.
Грамматика. Синтаксис.
Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение.
Правописание. Пунктуация.
Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Учащиеся должны знать:
основные признаки текста;
особенности основных функционально-смысловых типов речи;
основные признаки стилей речи;
основные изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные черты;
основные понятия и термины лексики и фразеологии;
названия и особенности основных морфем русского языка;
основные способы образования слов в русском языке;
предмет изучения орфографии и алгоритм применения орфографических правил;
синтаксические правила и пунктуационные нормы.
Учащиеся должны уметь:
определять функционально-смысловые типы речи;
определять стиль предложенного для анализа текста и аргументировать собственное мнение;
находить в тексте изобразительно-выразительные средства и объяснять их роль в создании художественного образа;
находить в предложенных текстах лексические понятия и определять их роль;
находить значимые части слова и выполнять морфологический разбор;
определять способ словообразования и выполнять словообразовательный разбор;
узнавать и осознавать в слове орфограмму, определять условия выбора верного написания и правильно писать слово;
объяснять общие случаи постановки знаков препинания;
анализировать строение и значение словосочетаний, выполнять разбор словосочетаний;
характеризовать предложение.
Основные термины по разделу:
Текст. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, комбинированный текст.
Стили русского языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
Изобразительно-выразительные средства языка (тропы): метафора, олицетворение, эпитет, фразеологизм, сравнение, гипербола, лексический повтор.
Слово. Лексическое значение. Прямое и переносное значение. Многозначность. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексика исконно русская и заимствованная. Диалектизмы. профессионализмы. Жаргонизмы.
Фразеология.
Морфемика. Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание, основа. Основные способы словообразования. Формообразование.
Орфография. Орфограммы.
Синтаксис. Словосочетание.
Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Типы предложений по количеству грамматических основ. Предложения распространенные и нераспространенные. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение. Знаки препинания: разделительные, выделительные и соединительные.
Создание текста на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи (9 ч)
Структура сочинения-рассуждения: тезис, доказательство, вывод. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Сочинение-рассуждение на основе текста.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Основные термины по разделу:
Сочинение-рассуждение. Тезис. Доказательство. Вывод. Критерии оценивания.
Подведение итогов (1 ч.)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
структуру и содержание контрольно-измерительных материалов;
технологию написания сжатого изложения, приемы компрессии текста;
функционально-смысловые типы речи и технологию извлечения информации из различных источников;
структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.
уметь
анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
осуществлять речевой самоконтроль.
Перечень учебно-методического обеспечения
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2017 году государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Егораева Г.Т. ОГЭ 2017. Практикум по русскому языку. Выполнение заданий части 3. Сочинение на лингвистическую тему. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 142 с.
Цыбулько И.П.ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 240 с.. – (ОГЭ. ФИПИ – школе)
ФИПИ http://www.fipi.ru/
Сайт Захарьиной Елены Алексеевны — http://www.saharina.ru/
Н.А.Сенина. Русский язык Подготовка к ОГЭ-2017. Ростов- на-Дону «Легион», 2016
ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2017.
3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2017.
Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru .
Словари и справочники.
1.Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста. М., 2005
2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
3. Русские словари
http://www.slovari.ru/
Тематическое планирование.
Наименованиеразделов и тем
Максималь-ная нагрузка учащегося, ч.
Из них
Теорети-ческое обучение, ч.
Практи-ческая работа,
ч.
Контрольная работа, ч.
Самостоя-тельная работа, ч.
1.
Введение.
1
1
2.
Обучение сжатому изложению.
9
7
1
1
3.
Комплексный анализ текста.
15
10
2
2
4.
Создание текста на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи.
9
4
2
3
5.
Подведение итогов.
1
1
Итого
35
23
5
3
3
Календарно-тематический план.
Дата проведениязанятия
Практическая
работа,
ч.
Контрольная
работа,
ч.
Самостоятельная
работа,
ч.
1.
Введение.
1
1.1
Цели и задачи курса .
1
2.
Обучение сжатому изложению.
9
1
1
2.1
Главная и второстепенная информация текста.
1
2.2
Главная и второстепенная информация текста.
1
0,5
2.3
Приемы содержательной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение.
1
2.4
Приемы содержательной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение.
1
2.5
Приемы содержательной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение.
1
0,5
2.6
Речевое оформление изложения.
1
2.7
Критерии оценивания сжатого изложения.
1
2.8
Практикум по написанию сжатого изложения.
1
2.9
Практикум по написанию сжатого изложения.
1
1
3
Комплексный анализ текста
15
2
3
3.1
Текст как продукт речевой деятельности.
1
3.2
Функционально-смысловые типы речи.
1
0,5
3.3
Извлечение информации из различных источников
1
3.4
Выразительные средства русской речи
1
3.5
Выразительные средства русской речи
1
1
3.6
Лексика и фразеология
1
3.7
Морфемика и словообразование
1
3.8
Правописание. Орфография
1
3.9
Правописание. Орфография
1
0,5
3.10
Грамматика. Синтаксис
1
3.11
Грамматика. Синтаксис
1
1
3.12
Правописание. Пунктуация
1
3.13
Правописание. Пунктуация
1
1
3.14
Синтаксический и пунктуационный анализ
1
1
4
Создание текста на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи
9
2
3
4.1
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1
4.2
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1
4.3
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1
1
4.4
Сочинение-рассуждение на основе текста
1
4.5
Сочинение-рассуждение на основе текста
1
4.6
Сочинение-рассуждение на основе текста
1
1
4.7
Контрольный тест по курсу
1
1
4.8
Контрольный тест по курсу
1
1
4.9
Контрольный тест по курсу
1
1
5
Подведение итогов
1
5.1
Итоговое занятие
1
Итого
35
5
3
3
infourok.ru
Элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему: Рабочая программа по элективному курсу «Сокровища текста»
«Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла» Руководитель МО ________/Марочкина Н. А./ Протокол № ___ от «__»__________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №1 г. Ртищево» _____________/Бакиева Г. А./ «__»____________20____г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №1 г. Ртищево» _____________/Васильева Г. Г./ Приказ № _____ от «__»__________20___г. |
Рабочая программа
Юдаевой Натальи Геннадьевны,
учителя высшей квалификационной категории
по элективному курсу в рамках предпрофильной подготовки учащихся «Сокровища текста»
для 8 класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______2015 г.
2015 — 2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Сокровища языка» является авторской, рассчитана на учащихся 8 класса, представлена в объеме 34 часа и направлена в основном на развитие языковых навыков обучающихся и подготовку к итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
Соответствие курса целям и задачам предпрофильной подготовки
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение.
В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.
Это решение, безусловно, одно из важнейших в жизни каждого человека, и наша задача – помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
Целесообразность, актуальность и новизна курса
Детей подросткового возраста (в эту категорию попадают учащиеся 8 класса) отличает повышенный интерес к различным видам деятельности, стремление что-то делать своими руками, повышенная любознательность и первые мечты о будущей профессии. Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах; их источниками могут стать учителя, родители, сверстники, другие люди более старшего возраста. Это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые подросток в основном включен.
Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков.
В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им.
Курс «Сокровища языка» создан в целях предпрофильной подготовки учащихся 8 класса и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
Данный курс должен помочь ученикам оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля, способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний.
В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс «Сокровища языка» актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении, так как систематическая работа по системному анализу языковых единиц языка, как правило, в школе на уроках проводится крайне редко по причине ограничения времени, выделяемого на эту работу, а данные знания востребованы как во взрослой жизни, так и при сдаче итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Поэтому серьезного представления об этом учащиеся не имеют.
Данный курс призван усилить внимание к проблеме языкового анализа текста, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни.
Цель и задачи курса
Цель: изучить единство содержания художественного текста и способов его языкового выражения.
Задачи:
1) в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения, для чего научить практическому применению художественного стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности.
2) в рамках языковой (лингвистической) компетенции выработать у учащихся свободные навыки анализа художественного произведения в единстве содержания и языкового воплощения, для чего:
— углубить знания о законах построения текста,
— систематизировать и углубить знания учащихся о синонимии, антонимии, омонимии слов русского языка,
— расширить знания учащихся о фразеологическом обороте,
— углубить уже существующие у учащихся представления об изобразительно-выразительных средствах языка (эпитете, сравнении),
— учить анализировать и использовать в своей речи стилистические фигуры.
3) в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры межличностного общения, для чего:
- сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;
- прививать любовь к красоте родного слова, его силе, величию;
- воспитывать общую речевую культуру.
Характеристика учебного материала, методы и формы обучения
Учебный материал курса «Сокровища языка» направлен на углубление изучения русского языка, позволяет обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по анализу текста.
Планирование занятий по данному курсу воспитывает стремление учащихся к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовать свои творческие возможности.
Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику построения художественного и публицистического текстов, основные признаки, роль выразительных средств языка в создании художественных и публицистических текстов.
Данный курс предполагает следующие формы работы:
- изучение различных видов синонимов, антонимов, омонимов, тропов;
- анализ особенностей построения словарей синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов;
- анализ текстов художественного и публицистического стиля;
- пробное написание собственных вариантов текстов художественного и публицистического стиля;
- проведение лингвистических экспериментов;
- работа с тестами по теме курса.
Основная модель построения занятий:
- лекции, практические занятия, индивидуальные задания, работа в группах, работа с тестами, выполнение творческих заданий различных видов.
Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:
- промежуточные — самостоятельные работы; письменный и устный анализ отрывков текстов художественного и публицистического стилей; практические работы; составление своих текстов определённого стиля, работы с тестами в форме ГИА и ЕГЭ;
- итоговые – анализ текста.
Ожидаемые результаты при изучении элективного курса:
- Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
- Приобретение учащимися навыков составления текстов художественного и публицистического стилей.
- Совершенствование навыков анализа текста.
- Приобретение навыков работы с заданиями по лексике, фразеологии, средствам языковой выразительности тестов ЕГЭ и ГИА.
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс 8
Учитель: Юдаева Н. Г.
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю — 1 час.
Плановых контрольных уроков — 1ч.
Планирование составлено на основе авторской программы элективного курса «Сокровища языка»
№ п/п урока | (тема раздела, урока) | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Вид контроля | Характерис-тика деятельнос-ти учащихся | ||
Использование ИКТ | Школа – ресурсный центр по духовно-нравственн. воспитанию участников образователь-ного процесса (направления: 1)духовно-нравственное, 2)патриотичес-кое, семейное, 4)здоровый образ жизни) | |||||||
I четверть | ||||||||
Вводный урок. Особенности курса «Сокровища текста». | 1 ч | 5.09.15 | Урок рефлексии | Опрос: «Что я знаю о тексте?» Практическая работа по определению типа и стиля предложенных текстов. | Презен-тация | Нравственное: справедливость | Ознакомле-ние учащихся с целями и задачами курса. | |
2, 3. | Текст. Секреты текста. | 2 ч | 12.09.15 19.09.15 | Урок рефлексии | Устное высказывание о тексте, о правилах составления текста и о требованиях к нему. | Презен-тация | Патриотичес-кое: учёные России. М. В. Ломоносов | Работа в динамичес-ких парах |
4, 5. | Синонимы. | 2 ч | 26.09.15 3.10.15 | Урок рефлексии | Работа со словарём. Преобразование текстовой информации в схему, составление текста. | Презен-тация | Работа со словарём синонимов | |
6,7. | Антонимы | 2 ч | 10.10.15 17.10.15 | Урок рефлексии | Работа со словарём. Составление блок-схемы. | Презен-тация | Патриотичес-кое: народная мудрость | Работа со словарём антонимов |
8, 9, 10. | Омонимы. Виды омонимов. | 3 ч | 24.10.15 30.10.15 14.11.15 | Урок рефлексии | Работа со словарём. Составление таблицы. | Презен-тация | Работа со словарём омонимов | |
11, 12 | Фразеологизмы русского языка. | 2 ч | 21.11.15 28.11.15 | Урок рефлексии | Практическая работа. Работа с фразеологическими словарями. | Презен-тация | Патриотичес-кое: образность народного языка | Работа со словарём фразеологизмов |
13, 14. | Употребление фразеологизмов в речи. | 2 ч | 5.12.15 12.12.15 | Урок рефлексии | Работа с тестом. Составление сборника фразеологизмов. | Презен-тация | Патриотичес-кое: образность народного языка | Работа со словарём фразеологизмов |
15. | Задания по лексике и фразеологии в текстах ЕГЭ и ГИА. Практическая работа. | 1 ч | 19.12.15 | Урок рефлексии | Работа с тестом. | Презен-тация | Работа с тестами | |
16, 17 | Эпитеты. | 2 ч | 26.12.15 16.01.16 | Урок рефлексии | Анализ текста, практическая работа, раскрашивание текста, лекция, работа в группах по составлению таблиц, схем. | Презен-тация | Духовное: Пасха | Введение понятия «цветовые эпитеты». |
18,19. | Звуковой символизм. | 2 ч | 23.01.16 30.0116 | Урок открытия нового знания | Анализ текста, практическая работа, раскрашивание текста. Лингвистичес-кий эксперимент. Написание сочинения-миниатюры. | Презен-тация | Патриотичес-кое: природа России | Знакомство с передачей звуком цвета. |
20, 21 | Звукопись. | 2 ч | 6.02.16 13.02.16 | Урок открытия нового знания | Анализ текста, практическая работа. Сообщение по тексту. | Презен-тация | Патриотичес-кое: природа России | Углубление знаний о звукоподражании, аллитерации и ассонансе. |
22, 23. | Сравнения. | 2 ч | 20.02.16 27.02.16 | Урок рефлексии | Составление тезисов. Анализ текста, практическая работа | Презен-тация | Патриотичес-кое: природа России | Наблюдение над ролью сравнений в тексте |
24, 25 | Метафора. Олицетворение. | 2 ч | 5.03.16 12.03.16 | Урок рефлексии | Практическая работа, работа с тестами | Презентация | Патриотичес-кое: музеи России | Углубление знаний о метафоре и олицетворении в тексте, о развёрнутой метафоре. |
26, 27 | Метонимия. Синекдоха. | 2 ч | 19.03.16 9.04.16 | Урок открытия нового знания | Анализ текста, практическая работа, работа с тестами. | Презен-тация | Отработка навыков различения метафоры и метонимии, метонимии и синекдохи. | |
28. | Анализ поэтического текста. | 1 ч | 16.04.16 | Урок развивающего контроля | Анализ текста. | Патриотическое: образ-ность народного языка | Работа над языковым анализом текста. | Урок развивающего контроля |
29, 30 | Перифраз, или перифраза. Гипербола и литота. | 2 ч | 23.04.16 30.04.16 | Урок открытия нового знания | Анализ текста, практическая работа, работа с тестами | Презен-тация | Обучение нахождению в тексте гиперболы и литоты, определение перефразы в тексте. | |
31, 32 | Аллегория. Ирония. | 2 ч | 7.05.16 14.05.16 | Урок открытия нового знания | Анализ текста, практическая работа, работа с тестами | Презен-тация | Отработка навыков нахождения аллегории и иронии в тексте. | |
33. | Зачётный урок. Анализ текста. | 1 ч | 21.05.16 | Урок развивающего контроля | Анализ текста. | Патриотичес-кое: образность народного языка | Работа над языковым анализом текста. | |
34. | Итоговый урок. Анализ итогов зачётной работы. | 1 ч | 28.05.16 | Урок рефлексии | Анализ текста. | Работа над языковым анализом текста. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Введение.
1.1. Вводный урок. Особенности курса «Сокровища текста».
Презентация курса. Назначение, цели и задачи курса. Опрос: «Что я знаю о тексте?». Повторение изученного ранее материала о стилях и типах речи. Практическая работа по определению типа и стиля предложенных текстов.
1.2. Текст. Секреты текста.
Текст как единица речи и единица языка. Признаки текста. Законы построения текста. Структурные единицы текста. Тема и идея текста. Сильные позиции текста.
Раздел 2. «Неспециальные» лексические средства языковой выразительности.
2.1. Синонимы.
Синонимы. Типы синонимов. Синонимический ряд. Словари синонимов. Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.
2.2. Антонимы.
Антонимы. Типы антонимов. Оксюморон. Контекстуальные антонимы. Использование антонимов в речи.
2.3. Омонимы. Омонимы. Омоформы. Омографы. Омофоны. Словари омонимов.
Раздел 3. Фразеологические средства языковой выразительности.
3.1. Фразеологизмы русского языка.
Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизмов. Фразеологические словари и справочники.
3.2. Употребление фразеологизмов в речи.
Образность фразеологизмов. Происхождение фразеологизмов русского языка. Использование фразеологизмов в речи.
Раздел 4. Цвета и звучность текстов.
4.1. Эпитеты. Виды эпитетов. Роль эпитетов в тексте. Цветовые эпитеты.
4.2. Звуковой символизм. Звук и цвет. Передача звуком цвета.
4.3. Звукопись.
Звукоподражания. Ассонанс. Аллитерация.
Раздел 5. Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы).
5.1. Сравнение.
Сравнение. Способы выражения сравнения. Прямое и отрицательное сравнение. Роль сравнений в тексте.
5.2. Метафора. Олицетворение.
Метафора. Виды метафор. Развёрнутая метафора. Олицетворение. Роль метафор и олицетворений в тексте.
5.3. Метонимия. Синекдоха.
Метонимия. Синекдоха. Роль метонимии и синекдохи в тексте.
5.4. Перифраз, или перифраза. Гипербола и литота.
Перифраз, или перифраза. Роль перифраз в тексте. Гипербола. Литота. Роль гиперболы и литоты в тексте.
5.5. Аллегория. Ирония.
Аллегория. Ирония. Роль аллегории в тексте. Роль иронии в тексте.
Раздел 6. Итоговое занятие. 6.1. Зачётный урок. Анализ текста.
Требования к умениям и навыкам
В ходе изучения данного элективного курса предполагается формирование у учащихся осознанного отношения к анализу текста, приобретение навыков работы с заданиями по лексике, фразеологии, средствам языковой выразительности.
Обучающиеся на занятиях в ходе учебной, исследовательской деятельности будут извлекать информацию из разных источников, перерабатывать и преобразовывать её из одной формы в другую (в схему, таблицу, тезисы), будут работать в группе и в парах (договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль, оценивать речевое высказывание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, сознательно овладевать нормами культуры речи. Каждый из учащихся проведёт свой лингвистический эксперимент, подготовит карточки или тесты с заданием по теме «Неспециальные» лексические средства языковой выразительности», оформит свою страницу в сборнике фразеологизмов, выполнит анализ текста.
Контроль деятельности осуществляется на каждом уроке после выполнения каждого вида работы (промежуточный контроль), а также при итоговом анализе текста (итоговый контроль).
Оценка итоговых достижений складывается из оценки степени активности и успешности учащихся на занятиях и оценки, полученной за выполнение итоговой работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учащихся.
- Альбеткова Р.И. Русская словесность 9. – М.: Дрофа, 2000.
- Вартаньян Э. А. Путешествие в слово: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1987.
- Введенская Л. А. и др. Русское слово. Факультативный курс «Лексика и фразеология рус. яз. (VII-VIII кл.) Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1978.
- Гвоздарёв Ю. А. Язык есть исповедь народа…: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
- Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. яз.: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1988.
- Журавлев А.П. Звук и смысл. М.,1994
- Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. М. 1990.
- Шанский Н. М. В мире слов. М., 1985.
- Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание / Сост. М.В. Панов, М., 1984.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М. Педагогика. – Пресс. 1998.
Литература для учителя.
- Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975.
- В е к ш и н Г. В. Очерк фоностилистики текста: звуковой повтор в перспективе смыслообразования: Монография. М.: МГУП, 2006.
- Вольф Е.М. Прилагательное в тексте. – В кн.: Лингвистика и поэтика. М., 1979
Веселовский А.Н. Из истории эпитета. – В кн.: Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. - Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.: Просвещение, 1988.
- Горшков А.И. Русская словесность 10-11. – М.: Дрофа, 2001.
- Коротченкова Л. В. ГИА по русскому языку. Тренировочные работы. – Саратов: Лицей, 2012. – 80 с.
- Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1985.
- Львова С.И. Уроки словесности 5-9 кл. – М.: Дрофа, 1996.
- Сидоренков В. А. Углубленное изучение русского языка. – М., 1987.
- Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. – М.: Дрофа, 2003.
- Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка. – М., 1983.
- Яньшин П.В. Психосемантика цвета. – М., 2006.
- Богданова Г. А. Повторяем тропы и фигуры речи: сравнение // Русский язык в школе. – 2010. — № 7. – стр.12-14.
- Ларионова Л. Г. Подготовка к экзаменам: Лексикология и фразеология. // Русский язык в школе. – 2009. — № 4. – стр.17 -21.
- Манина Р. И. Проверочная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка» // Русский язык в школе. – 2009. — № 1. – стр.25 -27.
- Меликян В. Ю. Синтаксические фразеологические единицы русского языка // Русский язык в школе. – 2010. — № 11. – стр.55 -60.
Интернет-ресурсы
- http://rus.1september.ru/article.php?ID=199903502
- http://kak.znate.ru/pars_docs/refs/3/2319/2319.pdf
- http://www.licey.net/russian/culture/7_2
- http://rusolimp.kopeisk.ru/leksik/?file=111
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7839d3c3-adef-b349-eb0f-62ab0964db9d/1006958A.htm
- http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103805
- http://festival.1september.ru/articles/610075/
- http://rus.1september.ru/article.php?ID=200502005
- http://www.classes.ru/grammar/169.Zhuravlev/source/worddocuments/_27.htm
- http://2003.vernadsky.info/works/g7/03330.html
- http://az.lib.ru/w/weselowskij_a_n/text_0050.shtml
- http://festival.1september.ru/articles/534611/
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/53c3883a-0054-4228-35e6-fc9fa7c16bf6/1007656A.htm
- http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/8.html
- http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/7.html
- http://pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/78-2012-09-18-07-01-43.html
- http://rus.1september.ru/article.php?ID=200701206
- http://www.e-reading-lib.org/chapter.php/34497/61/Litnevskaya_- _Russkiii_yazyk__kratkiii_teoreticheskiii_kurs.html
- http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/1.html
- http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/6.html
- http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/5.html
- http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/904-funktsionalni-vlastivosti-kontekstualnih-sinonimiv.html
http://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochki-zreniya-ikh-proiskhozhdeniya
Лист корректировки учебного материала
№ п/п | Тема урока | Дата проведения по плану | Причины изменения | Фактическая дата проведения | Согласовано с зам. директора по УВР |
nsportal.ru
Рабочая программа по элективному курсу «Модули» 8 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23» г.Рубцовска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО технического цикла Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ № 23»
Протокол № 1 от « 18 » августа2014 г. по учебной работе ______________ /О.Ф.Пикур/
Руководитель ______________________ /С.А.Депутат/ Приказ № _______
МО _______________ /_Ивасишина Т.Д./ « 27 » августа 2014 г. от « 29 » августа 2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективному курсу
«Модули»
8 «а», «б», «в» классов , II ступени обучения,
на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы
«Модули, параметры, многочлены», 8-9 классы
Смыкалова Е.В., Санкт-Петербург,СМИО Пресс, 2007
Составитель: Ивасишина Татьяна Дмитриевна,
математика, I квалификационная
категория
Рубцовск 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного (факультативного) курса для 8 «а», 8 «б», 8 «в» классов «Модули» разработана на основе:
— Программы элективного (факультативного) курса для 8 класса «Модули, параметры, многочлены» под редакцией Е.В. Смыкаловой. , Санкт-Петербург,СМИО Пресс, 2007
— Учебного плана МБОУ «СОШ № 23» 2014-2015 учебного года.
Предлагаемый курс «Модули, параметры, многочлены» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика. Данный факультативный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач, поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового уровня математики.Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, построение графиков функций и графиков уравнений с модулями совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит «нестандартные» методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий.
Наряду с основной задачей обучения математики — обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.
Цель курса
изучение различных методов решения уравнений и неравенств с модулями;
построение графиков функций и графиков уравнений с модулями;
восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса;
создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;
помочь осознать степень своего интереса к предмету;
формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для жизни в современном обществе.
Задачи курса:
— научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
— научить строить графики функций, содержащие модуль;
— научить строить графики уравнений, содержащие модуль;
— помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Учебно-методический комплекс состоит из:
Программы элективного (факультативного) курса для 8 класса «Модули, параметры, многочлены» под редакцией Е.В. Смыкаловой. ,
Санкт-Петербург,СМИО Пресс, 2007
Авторская программа элективного курса рассчитана на 12 часов, а рабочая программа на 17 часов, т.к. количество учебных недель в 5-8,10 классах-35; согласно учебного плана на 2014-2015 учебный года на занятие отведено – 0.5 часа;факультативный курс ведется в восьмых классах со 2 –го полугодия по 1 часу в неделю согласно школьного расписания..
Данный курс рассчитан предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу.
Основные формы организации учебных занятий: теоретическое занятие, практическая работа.
Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
В результате обучения учащийся должен
знать:
— определение модуля и его геометрический смысл;
— основные свойства модуля;
— различные методы решения уравнений и неравенств с модулями;
уметь:
— преобразовывать выражения содержащие модуль и квадратный корень;
— решать уравнения и неравенства с модулями;
— строить графики функций и уравнений с модулями.
Примерный тематический план рабочей программы учебного курса
(факультативного, элективного курсов, индивидуальных групповых занятий)
Номер темы и её название | Всего часов по плану | Из них: | Дата | |||||||||
теоретические занятия | практические занятия | по плану | По факту | |||||||||
Модули | 8а | 8б | 8в | 8а | 8б | 8в | ||||||
Тема 1. Определение модуля, его геометрический смысл | 2 | + | + | 17.01 24.01 | 14.01 21.01 | 15.01 22.01 | ||||||
Тема 2. Основные свойства модуля | 2 | + | + | 31.01 07.02 | 28.01 04.02 | 29.01 05.02 | ||||||
Тема 3. Решение уравнений с модулями | 4 | + | + | 14.02 21.02 28.02 07.03 | 11.02 18.02 25.02 04.03 | 12.02 19.02 26.02 05.03 | ||||||
Тема 4. Решение неравенств с модулями | 4 | + | + | 14.03 04.04 11.04 18.04 | 11.03 18.03 01.04 08.04 | 12.03 19.03 02.04 09.04 | ||||||
Тема 5. Построение графиков функций с модулями | 4 | + | + | 18.04 25.04 02.05 16.05 | 15.04 22.04 29.04 06.05 | 16.04 23.04 30.04 07.05 | ||||||
Тема 6. Построение графиков уравнений с модулями | 3 | + | + | 16.05 23.05 30.05 | 13.05 20.05 27.05 | 14.05 21.05 28.05 | ||||||
Итого: | 19 |
Учебно-методическое обеспечение:
Программ элективного (факультативного) курса для 8 класса «Модули, параметры, многочлены» под редакцией Е.В. Смыкаловой. ,
Санкт-Петербург,СМИО Пресс, 2007
Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно-методические материалы по математике. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002
В.В. Локоть. Задачи с параметрами. Учебное пособие.- М.:АРКТИ, 2003
Газета «Математика».
И.И. Гайдуков. Абсолютная величина — М.: Просвещение, 1968
multiurok.ru