cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Слуховой диктант – Методика проведения слуховых диктантов

Методика проведения слуховых диктантов

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЛУХОВЫХ ДИКТАНТОВ 

Цели данного вида работ: 
1) развивать слуховое восприятие и память; 
2) учить умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать ее соответствующей буквой путем соотнесения речи звучащей и письменной, а также с помощью решения орфографических задач; 
3) направлять учащихся на увеличение объема их слуховой памяти от месяца к месяцу.

В начале каждого месяца ребятам дается установка на запоминание и написание предложений с определенным объемом, т. е. количеством слов. Объем предложений может быть досрочно увеличен в зависимости от реальных достижений каждого ученика и класса в целом.

Вот приблизительный объем предложений: 
сентябрь — из 4—5 слов; 
октябрь — из 5 слов; 
ноябрь из 5—6 слов; 
декабрь — из 6 слов; 
январь— из 6—7 слов; 

февраль — из 7 слов; 
март — из 7 слов; 
апрель — из 7—8 слов; 
май — из 7—8 слов. 

Алгоритм проведения слухового диктанта

1) Дается установка на запоминание первого предложения с одного раза.

Учитель читает предложение, четко проговаривая незнакомые орфограммы. Их должно быть в предложении не более двух (во избежание перегрузки запоминания). Остальное произносится в соответствии с орфоэпической нормой.

2) Учащиеся сразу же повторяют предложение про себя. (Как и в случае со зрительным запоминанием, именно первые мгновения обеспечивают предельную точность запечатления.)

При повторении про себя ребята должны приучиться копировать не только порядок слов в предложении, но и интонацию, и четкий выговор учителем отдельных слов — это развивает, помимо объема, еще и качество слуховой памяти.

3) Учащиеся записывают предложение в тетрадь по памяти.

4) То же самое со вторым предложением и т. д.

5) Проверка под руководством учителя.

Варианты слуховых диктантов с предварительной подготовкой

Изложенный выше «Алгоритм…» соответствует основному варианту слухового диктанта, который проводится без подготовки к нему.


Учитель может давать слуховые диктанты и с предварительной подготовкой: когда диктанту предшествуют зрительное восприятие всего текста или отдельных слов, в него входящих, и работа по предупреждению ошибок. 
Вариант 1. С полной подготовкой. 
Материал, предназначенный для слухового диктанта, учитель пишет на доске и предъявляет учащимся для знакомства и объяснения ошибкоопасных мест (они подчеркнуты). Далее запись закрывают. 
Диктант проводится согласно алгоритму слухового диктанта, приведенному выше. По окончании диктанта текст на доске вновь открывают — теперь уже для проверки. 

Вариант 2. С выборочной подготовкой. 
Весь диктант записан учителем на доске и закрыт. В другой части доски из этого текста выписаны отдельные слова, в которых подчеркнуты орфограммы, — над ними и ведется предварительная работа. Учитель предупреждает учащихся, что эти слова им встретятся в диктанте. Ребята объясняют написание слов, после чего слова с доски стираются. Следующий этап — проведение всего слухового диктанта по обычной форме. Для проверки учитель открывает на доске полный текст диктанта. 
Вариант3. «Для красного карандаша». 
Текст диктанта записан на доске с ошибками. 
Учащиеся получают задания: 
1) отыскать ошибки и доказать правомерность их 
исправления; 
2) подготовиться к записи «чистого» текста под диктовку.

Ребята поочередно выходят к доске, исправляют ошибки, объясняют орфограммы. Когда все ошибки найдены, текст закрывается, ученики пишут его под диктовку.

Вариант 4. Самодиктант. 

На доске записан текст. Учащиеся читают каждое предложение один раз, повторяют его про себя (уже не глядя на доску), пишут в тетрадь по памяти, делают самопроверку написанного по доске. 
Если предложение трудно для запоминания целиком, то допускается деление его на удобные части, и записывается по памяти сначала первая часть, затем вторая. 

План самодиктанта для учащихся. 
1) Читаю предложение. 
2) Закрыв глаза, повторяю про себя. 
3) Пишу по памяти. 
4) Проверяю. 

Варианты проверки слуховых диктантов 

Проверка идет под девизом «Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху!»

Для проверки слухового диктанта учитель обязательно пишет текст на доске заранее. Во время диктанта запись закрыта, а по окончании — открывается. 

Вариант 1. Проверка объема и качества слуховой памяти. 
Ребята сами проверяют по тексту на доске, совпадают ли количество и порядок слов в предложении, верно ли ими «услышаны» незнакомые орфограммы (они подчеркнуты учителем заранее). 

Если ошибки есть, учащиеся исправляют их в своей тетради. Отсутствие ошибок — показатель отличного качества слуховой памяти. 

Вариант 2. Орфографическая проверка. 
а) В классе с сильным составом учеников. 
В ходе проверки учитель дает учащимся задание: 
найти в тексте ошибкоопасные места, подчеркнуть их на доске и в тетрадях, объяснить написание. 
б) При слабой подготовке учащихся. 
Учитель сам подчеркивает на доске буквы в слабой позиции. Учащиеся выделяют в своих тетрадях те же орфограммы, попутно исправляя ошибки, и доказывают правомерность своего написания. 

Вариант 3. Самопроверка учащимися диктанта с доски. 

Вариант 4. Взаимопроверка. 
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант по записи на доске. Ошибки в тетради товарища исправляют карандашом. 

videouroki.net

Конспект урока для индивидуально — групповой работы «Слуховой диктант. Слушай

Урок – практикум по русскому языку во 2 классе

Тема: Слуховые диктанты «Слушай – пиши». Диктант- слово.

Цели
1) развивать слуховое восприятие и память;
2) учить умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать ее соответствующей буквой путем соотнесения речи звучащей и письменной, а также с помощью решения орфографических задач;
ход урока

1.Орг. момент

2. Проверка д \з – просмотр выполнения заданий.

3.Открытие новых знаний

Сегодня мы познакомимся с одним из эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. Это слуховой диктант. Такой вид диктанта поможет развить слуховое восприятие и память; научит умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать ее соответствующей буквой путем соотнесения речи звучащей и письменной, а также с помощью решения орфографических задач;

4. Алгоритм проведения слухового диктанта

1. Дается установка на запоминание первого предложения с одного раза. Учитель читает предложение, четко проговаривая незнакомые орфограммы. Их должно быть в предложении не более двух (во избежание перегрузки запоминания). Остальное произносится в соответствии с орфоэпической нормой.

2. Учащиеся сразу же повторяют предложение про себя (как и в случаях со зрительным запоминанием, именно первые мгновения обеспечивают предельную точность запечатления).

При повторении про себя ребята должны приучиться копировать не только порядок слов в предложении, но и интонацию, и четкий выговор учителем отдельных слов — это развивает, помимо объема, еще и качество слуховой памяти.

3. Учащиеся записывают предложение в тетрадь по памяти.

4. То же самое со вторым предложением и т. д.

5. Проверка под руководством учителя.

5. Запись диктанта Задержали снег.

В воскресенье школьники села Раменки собрались около школы. Все были с лыжами. Вчера выпало много снега. Резкий ветер гнал его над землей. Поля оголились. Снег нужно было задержать в полях. Без снега земля промерзнет, не будет влаги.

Ребята побежали на лыжах. Они подъехали к полю и разбились на группы. Ученики стали лопатами сгребать снег в большие кучи. Работа шла дружно.

Весной земля получит много влаги. Будет богатый урожай.

6. Проверка слухового диктанта

Проверка идет под девизом «Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху!»
Для проверки слухового диктанта учитель обязательно пишет текст на доске заранее. Во время диктанта запись закрыта, а по окончании — открывается.

Учитель сам подчеркивает на доске буквы в слабой позиции. Учащиеся выделяют в своих тетрадях те же орфограммы, попутно исправляя ошибки, и доказывают правомерность своего написания.

7.Итог урока.

Приложение:

Практический материал к урокам русского языка.

Слуховые диктанты.

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. Беспроверочные написания — самый трудный раздел методики обучения орфографии. Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связана с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом. Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты. Слуховые диктанты, можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами. Текстовый материал для диктантов – это рассказы и сказки Н.Сладкова, М.Пришвина, К.Ушинского, И.С. Соколова – Микитова. В. Бианки.

Загадка.

Стоял теплый апрельский день. Мы подъехали к опушке леса. Журчали весенние ручьи. Мы медленно шли по тропинке. Прошмыгнула мышь. Наше внимание привлекли лягушки. По одной и группами они прыгали по снегу, преодолевали потоки воды. Мы двинулись за ними и заметили маленький водоем. Там кишели лягушки. Что их манило туда? Для нас это осталось загадкой?

Свет осени.

Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клена. Рябина вся в красных бусах. У листьев ясеня спокойный желтый цвет. Королевой осеннего леса становится осина. Летом на её ствол, листья, ветви мы не обращаем внимания. Осенью осина превращается в красавицу. Листья желтые, малиновые, пурпурные. Хорошо смотреть на осенние деревья при закате. Лес весь лучится,

сверкает, светится.

Жаворонок.

В поле между комьями холодной земли проснулся жаворонок. Он вскочил на ножки, встряхнулся, огляделся и полетел вверх.

Полетел и запел. Радостно и звонко лилась его песня.

Все казалось ему замечательным, красивым и милым. Ведь это была его Родина. Он долго, очень долго её не видел!

Первые дни он отдыхал. Сегодня принялся за свою работу. А работа его была – петь.

Ягодные адреса.

Адрес земляники у лесных пней спрашивай. Земляника растет там, где светло: по лесным опушкам, пригоркам и вырубкам. Поспевает земляника в июне.

Адрес черники узнай у лохматых елей. Черника – ягода елового бора. Растет черника и в сосновых лесах. Куст черники может жить 300 лет. Поэтому не вырывай с корнем кустики.

Малина обильно заселяет лесные опушки, вырубки, овраги. Поспевает малина в июле.

Адрес клюквы – болото, где хозяином – зеленый мох. Когда клюква созреет, кажется, что это рассыпаны красные бусы по зеленому бархату.

Пусть птица выводит птенцов.

Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.

Хорошо в эту пору в лесу! Весенний лес кажется прозрачным. Он умылся вешней водой. Ветки осины украсились зелеными сережками. Молодые березки весело шумят. Скоро они распустят свои зеленые шелковые косы.

В библиотеке.

Костя сидел над тетрадью. В руке он держал карандаш. В школе шумела большая перемена. Ребята бегали по коридору, боролись, пели, смеялись. Костя сидел в библиотеке, он готовил доклад для кружка юннатов. Костя морщил брови, ерошил свои короткие волосы, начинал писать и зачеркивал. Он в раздумье подошел к окну. Морозные узоры застилали стекла. Высокая вершина горы, седая от снега, глядела в окно.

Задержали снег.

В воскресенье школьники села Раменки собрались около школы. Все были с лыжами. Вчера выпало много снега. Резкий ветер гнал его над землей. Поля оголились. Снег нужно было задержать в полях. Без снега земля промерзнет, не будет влаги.

Ребята побежали на лыжах. Они подъехали к полю и разбились на группы. Ученики стали лопатами сгребать снег в большие кучи. Работа шла дружно.

Весной земля получит много влаги. Будет богатый урожай.

Кто как зиму встретил.

Летучие мыши забрались в дупла деревьев и на чердаки домов. Еж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь отъелся за лето и осень и спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку, починила гнездо. Лиса в норе из листьев теплую постель сделала себе. Только бездомный волк бродит злой и голодный.

infourok.ru

Слуховые диктанты — Начальные классы

СЛУХОВЫЕ ДИКТАНТЫ

Цели данного вида работ:
1) развивать слуховое восприятие и память;
2) учить умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать ее соответствующей буквой путем соотнесения речи звучащей и письменной, а также с помощью решения орфографических задач;
3) направлять учащихся на увеличение объема их слуховой памяти от месяца к месяцу.

В начале каждого месяца ребятам дается установка на запоминание и написание предложений с определенным объемом, т. е. количеством слов. Объем предложений может быть досрочно увеличен в зависимости от реальных достижений каждого ученика и класса в целом.

Вот приблизительный объем предложений:
сентябрь — из 4—5 слов;
октябрь — из 5 слов;
ноябрь из 5—6 слов;
декабрь — из 6 слов;
январь— из 6—7 слов;
февраль — из 7 слов;
март — из 7 слов;
апрель — из 7—8 слов;
май — из 7—8 слов.

Алгоритм проведения слухового диктанта

1) Дается установка на запоминание первого предложения с одного раза.
Учитель читает предложение, четко проговаривая незнакомые орфограммы. Их должно быть в предложении не более двух (во избежание перегрузки запоминания). Остальное произносится в соответствии с орфоэпической нормой.

2) Учащиеся сразу же повторяют предложение про себя. (Как и в случае со зрительным запоминанием, именно первые мгновения обеспечивают предельную точность запечатления.)
При повторении про себя ребята должны приучиться копировать не только порядок слов в предложении, но и интонацию, и четкий выговор учителем отдельных слов — это развивает, помимо объема, еще и качество слуховой памяти.

3) Учащиеся записывают предложение в тетрадь по памяти.

4) То же самое со вторым предложением и т. д.

5) Проверка под руководством учителя.

Варианты слуховых диктантов с предварительной подготовкой

Изложенный выше «Алгоритм…» соответствует основному варианту слухового диктанта, который проводится без подготовки к нему.
Учитель может давать слуховые диктанты и с предварительной подготовкой: когда диктанту предшествуют зрительное восприятие всего текста или отдельных слов, в него входящих, и работа по предупреждению ошибок.

Вариант 1. С полной подготовкой.
Материал, предназначенный для слухового диктанта, учитель пишет на доске и предъявляет учащимся для знакомства и объяснения ошибкоопасных мест (они подчеркнуты). Далее запись закрывают.
Диктант проводится согласно алгоритму слухового диктанта, приведенному выше. По окончании диктанта текст на доске вновь открывают — теперь уже для проверки.

Вариант 2. С выборочной подготовкой.
Весь диктант записан учителем на доске и закрыт. В другой части доски из этого текста выписаны отдельные слова, в которых подчеркнуты орфограммы, — над ними и ведется предварительная работа. Учитель предупреждает учащихся, что эти слова им встретятся в диктанте. Ребята объясняют написание слов, после чего слова с доски стираются. Следующий этап — проведение всего слухового диктанта по обычной форме. Для проверки учитель открывает на доске полный текст диктанта.

Вариант3. «Для красного карандаша».
Текст диктанта записан на доске с ошибками.
Учащиеся получают задания:
1) отыскать ошибки и доказать правомерность их
исправления;
2) подготовиться к записи «чистого» текста под диктовку.

Ребята поочередно выходят к доске, исправляют ошибки, объясняют орфограммы. Когда все ошибки найдены, текст закрывается, ученики пишут его под диктовку.

Вариант 4. Самодиктант.
На доске записан текст. Учащиеся читают каждое предложение один раз, повторяют его про себя (уже не глядя на доску), пишут в тетрадь по памяти, делают самопроверку написанного по доске.
Если предложение трудно для запоминания целиком, то допускается деление его на удобные части, и записывается по памяти сначала первая часть, затем вторая.

План самодиктанта для учащихся.
1) Читаю предложение.
2) Закрыв глаза, повторяю про себя.
3) Пишу по памяти.
4) Проверяю.

Варианты проверки слуховых диктантов


Проверка идет под девизом «Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху!»
Для проверки слухового диктанта учитель обязательно пишет текст на доске заранее. Во время диктанта запись закрыта, а по окончании — открывается.

Вариант 1. Проверка объема и качества слуховой памяти.
Ребята сами проверяют по тексту на доске, совпадают ли количество и порядок слов в предложении, верно ли ими «услышаны» незнакомые орфограммы (они подчеркнуты учителем заранее).
Если ошибки есть, учащиеся исправляют их в своей тетради. Отсутствие ошибок — показатель отличного качества слуховой памяти.

Вариант 2. Орфографическая проверка.
а) В классе с сильным составом учеников.
В ходе проверки учитель дает учащимся задание:
найти в тексте ошибкоопасные места, подчеркнуть их на доске и в тетрадях, объяснить написание.
б) При слабой подготовке учащихся.
Учитель сам подчеркивает на доске буквы в слабой позиции. Учащиеся выделяют в своих тетрадях те же орфограммы, попутно исправляя ошибки, и доказывают правомерность своего написания.

Вариант 3. Самопроверка учащимися диктанта с доски.

Вариант 4. Взаимопроверка.
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант по записи на доске. Ошибки в тетради товарища исправляют карандашом.

multiurok.ru

Слуховые диктанты — Начальные классы

СЛУХОВЫЕ ДИКТАНТЫ

Цели данного вида работ:
1) развивать слуховое восприятие и память;
2) учить умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать ее соответствующей буквой путем соотнесения речи звучащей и письменной, а также с помощью решения орфографических задач;
3) направлять учащихся на увеличение объема их слуховой памяти от месяца к месяцу.

В начале каждого месяца ребятам дается установка на запоминание и написание предложений с определенным объемом, т. е. количеством слов. Объем предложений может быть досрочно увеличен в зависимости от реальных достижений каждого ученика и класса в целом.

Вот приблизительный объем предложений:
сентябрь — из 4—5 слов;
октябрь — из 5 слов;
ноябрь из 5—6 слов;
декабрь — из 6 слов;
январь— из 6—7 слов;
февраль — из 7 слов;
март — из 7 слов;
апрель — из 7—8 слов;
май — из 7—8 слов.

Алгоритм проведения слухового диктанта

1) Дается установка на запоминание первого предложения с одного раза.
Учитель читает предложение, четко проговаривая незнакомые орфограммы. Их должно быть в предложении не более двух (во избежание перегрузки запоминания). Остальное произносится в соответствии с орфоэпической нормой.

2) Учащиеся сразу же повторяют предложение про себя. (Как и в случае со зрительным запоминанием, именно первые мгновения обеспечивают предельную точность запечатления.)
При повторении про себя ребята должны приучиться копировать не только порядок слов в предложении, но и интонацию, и четкий выговор учителем отдельных слов — это развивает, помимо объема, еще и качество слуховой памяти.

3) Учащиеся записывают предложение в тетрадь по памяти.

4) То же самое со вторым предложением и т. д.

5) Проверка под руководством учителя.

Варианты слуховых диктантов с предварительной подготовкой

Изложенный выше «Алгоритм…» соответствует основному варианту слухового диктанта, который проводится без подготовки к нему.
Учитель может давать слуховые диктанты и с предварительной подготовкой: когда диктанту предшествуют зрительное восприятие всего текста или отдельных слов, в него входящих, и работа по предупреждению ошибок.

Вариант 1. С полной подготовкой.
Материал, предназначенный для слухового диктанта, учитель пишет на доске и предъявляет учащимся для знакомства и объяснения ошибкоопасных мест (они подчеркнуты). Далее запись закрывают.
Диктант проводится согласно алгоритму слухового диктанта, приведенному выше. По окончании диктанта текст на доске вновь открывают — теперь уже для проверки.

Вариант 2. С выборочной подготовкой.
Весь диктант записан учителем на доске и закрыт. В другой части доски из этого текста выписаны отдельные слова, в которых подчеркнуты орфограммы, — над ними и ведется предварительная работа. Учитель предупреждает учащихся, что эти слова им встретятся в диктанте. Ребята объясняют написание слов, после чего слова с доски стираются. Следующий этап — проведение всего слухового диктанта по обычной форме. Для проверки учитель открывает на доске полный текст диктанта.

Вариант3. «Для красного карандаша».
Текст диктанта записан на доске с ошибками.
Учащиеся получают задания:
1) отыскать ошибки и доказать правомерность их
исправления;
2) подготовиться к записи «чистого» текста под диктовку.

Ребята поочередно выходят к доске, исправляют ошибки, объясняют орфограммы. Когда все ошибки найдены, текст закрывается, ученики пишут его под диктовку.

Вариант 4. Самодиктант.
На доске записан текст. Учащиеся читают каждое предложение один раз, повторяют его про себя (уже не глядя на доску), пишут в тетрадь по памяти, делают самопроверку написанного по доске.
Если предложение трудно для запоминания целиком, то допускается деление его на удобные части, и записывается по памяти сначала первая часть, затем вторая.

План самодиктанта для учащихся.
1) Читаю предложение.
2) Закрыв глаза, повторяю про себя.
3) Пишу по памяти.
4) Проверяю.

Варианты проверки слуховых диктантов


Проверка идет под девизом «Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху!»
Для проверки слухового диктанта учитель обязательно пишет текст на доске заранее. Во время диктанта запись закрыта, а по окончании — открывается.

Вариант 1. Проверка объема и качества слуховой памяти.
Ребята сами проверяют по тексту на доске, совпадают ли количество и порядок слов в предложении, верно ли ими «услышаны» незнакомые орфограммы (они подчеркнуты учителем заранее).
Если ошибки есть, учащиеся исправляют их в своей тетради. Отсутствие ошибок — показатель отличного качества слуховой памяти.

Вариант 2. Орфографическая проверка.
а) В классе с сильным составом учеников.
В ходе проверки учитель дает учащимся задание:
найти в тексте ошибкоопасные места, подчеркнуть их на доске и в тетрадях, объяснить написание.
б) При слабой подготовке учащихся.
Учитель сам подчеркивает на доске буквы в слабой позиции. Учащиеся выделяют в своих тетрадях те же орфограммы, попутно исправляя ошибки, и доказывают правомерность своего написания.

Вариант 3. Самопроверка учащимися диктанта с доски.

Вариант 4. Взаимопроверка.
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант по записи на доске. Ошибки в тетради товарища исправляют карандашом.

multiurok.ru

Учебно-методический материал по теме: Методика проведения слуховых и зрительных диктантов

О МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ

СЛУХОВЫХ И ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ

Проведение слуховых и зрительных диктантов необходимо для поэтапного увеличения объема запоминаемого материала и развития точности памяти.

Методика проведения зрительных диктантов.

Цель данного вида работ — развивать точность зрительного восприятия. Зрительные диктанты также направлены на тренировку внимания, активизацию мышления и способствуют осознанному запоминанию правильного написания.

Текст для диктанта пишется на доске заранее. По усмотрению учителя берутся 1, 2, 3 предложения. Для лучшего восприятия текста учащимися каждое предложение начинается с новой строки. По ходу работы запись закрывается, но не стирается, так как она понадобится учащимся для самоконтроля и анализа.

Алгоритм проведения зрительного диктанта.

  1. Даётся установка на зрительное запоминание первого предложения. (Запись предлагается для восприятия из расчета 1 секунда на 1 слово.)
  2. Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно. (Этот момент очень важен, т. к. в первые секунды увиденное воспроизводится в памяти максимально точно.)
  3. Предложение записывается в тетрадь по памяти.
  1. То же со вторым предложением и т. д.
  2. Проверка под руководством учителя.

Зрительные диктанты проводятся ежедневно и параллельно со слуховыми диктантами. На уроке зрительный диктант предшествует слуховому. Зрительные и слуховые диктанты должны быть разработаны поурочно, их содержание тесно связано с проходимыми программными темами и словарной работой.

Методика проведения слуховых диктантов.

Цель данного вида работ:

  1. развивать слуховое восприятие и память;
  2. учить умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать её соответствующей буквой путём соотнесения речи звучащей и письменной, а также с помощью решения орфографических задач;
  3. направлять учащихся на увеличение объёма их слуховой памяти от месяца к месяцу. В начале каждого месяца ребятам даётся установка на запоминание и написание предложений с определённым объёмом (количеством слов). Объём предложений может быть увеличен в зависимости от реальных достижений каждого ученика и класса в целом.

            Вот приблизительный объём предложений:

сентябрь

— из 4—5 слов

октябрь

— из 5 слов;

ноябрь

— из 5—6 слов;

декабрь

— из 6 слов;

январь

— из 6—7 слов

февраль

— из 7 слов;

март

— из 7 слов;

апрель

— из 7—8 слов;

май

— из 7—8 слов.

Алгоритм проведения слухового диктанта.

  1. Даётся установка на запоминание первого предложения с одного раза. Учитель читает предложение, чётко проговаривая незнакомые орфограммы. Их должно быть в предложении не более двух (во избежание перегрузки запоминания). Остальное произносится в соответствии с орфоэпической нормой.
  2. Учащиеся сразу же повторяют предложение про себя. (Как и в случаях со зрительным запоминанием, именно первые мгновения обеспечивают предельную точность запечатления.) При повторении про себя ребята должны приучиться копировать не только порядок слов в предложении, но и интонацию, и чёткий выговор учителем отдельных слов — это развивает, помимо объёма, ещё и качество слуховой памяти.
  3. Учащиеся записывают предложение в тетрадь по памяти.
  4. То же самое со вторым предложением и т. д.
  5. Проверка под руководством учителя.

Алгоритм проведения списывания

(по П.С. Жедек)

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
  3. Выдели орфограммы в тексте.
  4. Прочитай предложение орфографически, проговори так, как будешь писать его во время записи.
  5. Повтори предложение орфографически.
  6. Пиши, диктуя себе орфографически.
  7. Проверь себя. Читай то, что написал в тетради, подчеркивая орфограммы в написанном и сверяя  их в написании.

Тематические разноуровневые самостоятельные, контрольные и тестовые работы по русскому языку.

 1 класс.

ТЕМА: Предложение. Слово

Самостоятельная работа № 1

        1.   Списать текст, в конце предложений ставить нужные знаки.

Пришла зима выпал снег белочка насушила грибов медведь спит в берлоге.

        2.   Добавить слоги до слов. Записать получившиеся слова:

Са.., вол.., сли.., ко.. .

Самостоятельная работа № 2

1.

1.  Выписать слова, к которым подходят схемы (схемы записаны на доске): зонт, сова, пила, лист, дом, кино, дупло.

2.  Выписать слова, отвечающие на вопрос кто?
Ребята, лес, грибы, ёж, цветы, соловьи, стол, дятел.

2.

1.          Выписать слова, к которым подходят схемы (схемы записаны на доске): мост, рука, белка, вишня, лук, рыба, книга.

2.                    Выписать слова, отвечающие на вопрос что?
Краски, лента, лось, кот, стул, мальчик, лампа, учитель.

3.

1.  Выписать слова, к которым подходят схемы (схемы записаны на доске): доска, школа, дети, пенал, пила, астра, гуси.

2.  Выписать слова, отвечающие на вопрос кто? в левый столбик,    

   а на вопрос что? — в правый столбик:

Девочка, класс, карандаш, дежурный, пенал, тетрадь, ученик, экран, учитель, портфель, ребята.

ТЕМА: Предложение. Слово

Проверочное списывание

Списать, подчеркнуть изученные орфограммы.

1. В САДУ

        У дома садик. Даша и Лена рвали сливы. Три сливы упали в траву.

2. КРОЛИКИ

         У Алёши и Димы были кролики. Всё лето мальчики ухаживали за ними. Они чистили клетки, носили корм.

3. КОТ

        На крыльце сидит пушистый кот. Тёплые лучи согрели котика. Он заснул. Во сне он видит мышку.

4. ИГРУШКИ

        Мы делали игрушки. Серёжа лепит мышку. Коля лепит кота. Андрей и Оля лепят деда и бабу.

5*.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом.


ТЕМА: Предложение. Слово

Диктанты

1. Мальчики

Все дети любят рисовать. Оля принесла краски. Даша взяла кисти. Она налила в банку воду. Мама дала бумагу. Девочки стали красить цветы. Какие яркие цветы! (26 сл.)

2. Игра

Дети были дома. Они играли в школу. Катя учила ребят. У Пети была азбука. Он читал слова. Маша писала буквы. Саша читал стихи. (24 сл.)

3. На лугу

Марина была на лугу. Кругом высокая трава. На белую кашку сел шмель. Он грозно гудел. Девочка не испугалась его. (21 сл.)

4. Тайна

Я иду по лесу. В лесу много тайн и чудес. Вот мелькнул пушистый хвост. Кто это был? Это прыгала белка. (21 сл.)

5. Зимой*.

Настала зима. Пушистый снег укрыл землю. На окнах красивые узоры. Вот розы и пальмы. В саду столик для птиц. Ира сыпала корм. Птицы клюют зёрна. (26 сл.)


ТЕМА:  Большая буква в начале предложения,

именах людей, кличках животных

Выборочные диктанты

выписать слова, которые пишутся с большой буквы.

1.

Разведчиками космоса были собаки. Первой полетела в ракете Лайка. В космосе побывали Белянка, Пёстрая, Белка, Стрелка, Чернушка, Звёздочка.

2.

Я ученица первого класса Маша Перекатьева. У меня есть брат Андрей. Мою учительницу зовут Евгения Викторовна Генералова. Мне нравится ходить в школу.

3.

У нас живут собака Жучка и кошка Мурка. У коровы Зорьки родился телёнок Буран. У лошади Герды есть жеребёнок Гордый.

4.

Однажды девочка Ира нашла щенка. Она называла его Тузик. Мама Елена Владимировна разрешила Тузику пожить дома. А когда найдётся хозяин, мы вернём щенка.

5.

      У Серёжи котёнок Пушок. У Лёши собака Лайка. Корова Зорька даёт молоко.

ТЕМА:  Большая буква в начале предложения,

именах людей, кличках животных

Зрительные диктанты

1.

        Антонина Ивановна Патяшина живет в городе Ростове. Город стоит на реке Дон. Она получила письмо от внука Андрея. Он жив и здоров. Какая радость! (24 сл.)

2. ПУШКИН

Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт. Он родился в Москве. Пушкин написал много чудесных стихов. Мы любим читать и слушать сказки Пушкина. (22 cл.)

3. НАШЕ СЕЛО*

Наше село — Круглово. Тут кругом лес. За лесом деревня Веснянка. На дороге пыль. Это стадо коз идёт в деревню. Тут и наша коза Чернушка. Собаки Шарик и Барбос охраняют стадо. (32 cл.)

   4. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Вот стадо. Там есть корова Бурёнка. Есть там Милка. Бурёнка и Милка дают много молока. У Сергея есть собака Мухтар. У Иры есть кот Барсик. Мы любим животных. (30 cл.)

  1. УРОК ЧТЕНИЯ

Наш учитель Владимир Григорьевич заболел. Нас учил Иван Егорович. Был урок чтения. Мы читали сказку. Все читали хорошо. (20 cл.)

ТЕМА:  Большая буква в начале предложения,

именах людей, кличках животных

Проверочное списывание

Списать, начало предложения писать с большой буквы, а в конце ставить точку. Исправить ошибки, выделить орфограммы.

1. ***

была осень лил дождь Елена и Витя сидели дома Елена писала письмо брату он живёт в Москве (17 cл.)

2. КОТ ВАСЬКА

У Игоря жил кот Васька кот любил играть в кустах Игорь долго искал кота Васька сидел на крыльце (20 cл.)

        

        3.        В ЛЕСУ

Дети идут в лес Гена и Лида ищут грибы Саша и люда рвут малину (16 cл.)

4.        УРОКИ

Вова сел за стол он учит уроки Даша взяла книгу там есть картинки дети старательно делают уроки (18 сл.)

5. В ЛЕСУ*

Дети были в лесу Лида нашла белый гриб Настя нашла много маслят мама Ирина Николаевна дома жарит грибы (20 cл.)

        


ТЕМА:  Большая буква в начале предложения,

именах людей, кличках животных

Предупредительные (объяснительные) диктанты

1. НАШ ТУЗИК

Было жарко. Катя и Оля пили сок. Пёс Тузик пил воду. Катя кинула палку. Палка у Тузика. (19 сл.)

2. КЛЮЧ

Алёша и Коля шли в рощу. Было жарко. А вот и ключ. Он чист. Алёша пил воду. (18 cл.)

 

3. ***

 Бабушка Тоня вяжет внукам тёплые вещи. Вот носки для Андрея и Олега. Рядом сидит кошка Мурка. Она смотрит на клубок с нитками. (22 cл.)

4. ДЕЖУРНЫЕ

Сегодня мы дежурим. Аня Щеглакова и Алина Семикина будут поливать цветы. Паша Левченко принесёт чистую воду. Для всех найдём работу. (21 cл.)

5. ЛОРА И ФРЕД*

Лора и Фред — собаки. Лора рыжая, лохматая, как медведь. А Фред белый и пушистый, как заяц. Лора и Фред охраняют наш дом. (25 cл.)


ТЕМА:  Большая буква в начале предложения,

именах людей, кличках животных

Контрольные диктанты

1. ПОПУГАЙ ГОША

У Яши живёт попугай Гоша. Гоша — волнистый попугайчик. Он говорит много слов. Гоша зовёт Ирину Владимировну, Сергея Николаевича и Яшу обедать. (23 cл.)

2. НАШ КЛАСС

Наш класс очень дружный. Учительница Ольга Владимировна добрая и справедливая. Мальчики Денис и Игорь следят за порядком. Девочки Аня и Катя следят за чистотой. (26 cл.)

3.        РЕЧКА*

Лето. Жарко. Мальчишки бегут на речку. Там весело. Дима учит плавать Серёжу. Ваня и Вася строят плот. Игорь и Коля играют в песке. (24 сл.)

4.        КУКЛА

Была у Даши кукла. Её звали Катя. Даша пела ей песни, шила ей одежду. Папа Николай Иванович подарил Даше домик для Кати. (23 cл.)

5. ЗИМА

 Зима. Юра и Никита идут на горку. Юра надел лыжи. У Никиты санки. Дети рады зиме. (17 cл.)


ТЕМА:  Большая буква в начале предложения,

именах людей, кличках животных

Словарные диктанты 

1.

а)        Собака Жучка, корова Зорька, кот Барсик, попугай Гоша.

б)        Учительница Татьяна Владимировна, директор
Галина Николаевна, поэт Александр Сергеевич
Пушкин.

в)        Город Москва, город Киев, улица Российская,
река Дон.

2.

Придумать и записать:

названия городов, улиц, клички животных.

Собака …;      кот …;        попугай …;       поэт …;

город …;     город …;      улица …;        река …;

мама…;       папа…;     бабушка…;    дедушка…  .

3.

Придумай предложения со словосочетаниями:

 мальчик Серёжа; девочка Маша; кот Пушок; собака Тайфун; город Сочи;

улица Мира; бабушка Даша; папа Игорь Николаевич.


ТЕМА: Мягкий знак на конце и в середине слова

                

Выборочные диктанты

1.

а) Выпиши слова с ь знаком и раздели их для переноса:

школа, школьный, пальто, галка, галька, огонь, апрельский.

б) Придумай 3 слова с ь знаком в середине слова.

2.

а) Выпиши слова с ь знаком и раздели их для переноса:

учительница, проверьте,  конь, ртуть, кино, Васька, ель.

б) Придумай 2—3 слова с ь знаком в середине слова.

3.

а) Выпиши слова с ь знаком в середине слова и раздели их для  

переноса:

огоньки, галька, Зорька, полька, рыбка, лесок, делать.

б) Придумай 3 слова с ь знаком в середине слова.

4.

а) Выпиши слова с ь знаком в середине слова: 

   схватить, шить, ручка, письмо, Илья, Алла Васильевна, бельё

б) Придумай 2—3 слова с ь знаком в середине слова.

5.

а) Выпиши слова с ь знаком в середине слова:

принять, вьюга, лошадь, показать, солнце, большой.

б) Придумай 3 слова с ь знаком в середине слова.

6.

а) Выпиши слова с ь знаком на конце слова:

пень, конь, речка, редька, ель, рот, кот, осень.

б) Придумай 3—4 слова с ь знаком на конце слова.

7.

а) Выпиши слова с ь знаком на конце слова:

день, ночь, дочка, дочь, певец, редька, мать.

б) Придумай и запиши 3 слова с ь знаком на конце  слова.

8.

а) Выпиши слова с ь знаком на конце слова:

петь, печка, речь, речка, бельё, дерево, деревья, пень, лень.

б) Придумай и запиши 3—4 слова с ь знаком на конце слова.

9.

а) Выпиши слова с ь знаком на конце слова:

     луч, мель, пальто, школьница, правильно, лещ, день, тень,  верь.

б) Придумай и запиши 3 слова с ь знаком на конце слова.

10.

а) Выпиши слова с ь знаком на конце слова:

        цепь, цель, цирк, пруд, осенний, осень, сеть, луга, вьюжный.

б) Придумай и запиши 3 слова с ь знаком на конце слова.


11.

Выпиши слова с ь знаком и запиши их в два столбика:

в один — с ь знаком на конце слова,

а в другой — с ь знаком в середине слова.

а)        Наступила осень. Дети были в лесу. Мальчики сели под ель. Там тень весь день. Илья сел на
пень. Всем было весело.

б)        Ясный день. Дети взяли коньки и лыжи. Они
идут гулять. А Илья сидит дома. Он больной. Мальчик смотрит в окно. На крыльце кот Васька.

в)        Осенью роща опустела. С деревьев опадают
листья. Часто льёт дождь. Птицы улетают на юг.

г)        Ольга шла по улице и упала. Девочка сильно
ушибла ногу. Ей очень больно. Идёт кровь. Ольга
идёт в больницу.

д)         Саша получил новый букварь.
        Больной журавль отстал от стаи.
        Весной зацветает степь.

         Всю зиму окунь спит на дне.

         Большая машина остановилась около дома.


       ТЕМА: Мягкий знак на конце и в середине слова

Предупредительные (объяснительные) диктанты

1.

На дворе сильный мороз. Метёт метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Кот Васька лёг спать в уголке. (19 cл.)

2.

Внучка Ольга чинила сеть. Дед Илья идёт удить рыбу. Собака Булька тоже идёт на рыбалку. Лида дала ей кость.  

(19 cл.)

3.УРОК

 В школе мы учимся читать, писать, считать. Мы любим петь, рисовать. Мы очень дружные ребята. (16 cл.)

4.ОСЕНЬ*

Осень стал коротким. Часто идёт дождь. На улицах грязь и лужи. Трава стала вянуть. Птицы улетают в тёплые края.

(20 сл.)

5.ЗИМА

Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Дети гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. (20 сл.)

6.ЛОСЬ*

Лось — лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна соль. Лось приходит лизать соль. (16 сл.)


7.

 Кузьма живёт в деревне. Игорь живёт в городе. Игорь пишет брату письмо. (12 сл.)

8.

ЗВЕРИ Лиса — дикий зверь. Медведь любит мёд. Лось любит соль. Олень ест мох. (13 сл.)

9. ЗАГАДКА

Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл. (9 сл.)

10.

У нас в саду есть клумба. Мы сажали цветы. Цветы нужно полить. Лей воду на мальву и тюльпаны. (18 сл.)

11.

Ученье — путь к уменью. Ученье — свет, а неученье — тьма. Друзья познаются в беде. (13 сл.)

12.        ВРЕМЕНА ГОДА

Первый месяц в году — январь. Летние месяцы — июнь, июль, август. После лета наступает дождливая осень. (17 сл.)

13.        БРАТ И СЕСТРА

Илья и Ольга — брат и сестра. Ольга маленькая. Илья большой. Он школьник. Илья учит Ольгу писать, читать, решать. (21 сл.)

14.

 Мама варит кисель. Мальчики Игорь и Олег будут пить кисель из чашки. Ольга любит есть кисель с молоком. (18 сл.)


ТЕМА: Мягкий знак на конце и в середине слова

Проверочное списывание

Списать, подчеркнуть ь знak.

1.

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень,

Сели звери на плетень,

 Похвалялися весь день.

2.

Поспешишь — людей насмешишь. Под лежачий камень вода не течёт. Делаешь наспех — сделаешь на смех.

3.

Делаешь для меня, а учишься для себя.  Живи и учись. Не пренебрегай ученьем с молоду.

4*.

Не учись разрушать, а учись строить. Повторенье — мать ученья. Учиться никогда не поздно.

5.

Ремеслу учиться — старости нет. Учись смолоду — под старость не будешь знать голоду. Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

6.

Чему смолоду не научился, того и под старость знать не будешь. Без терпенья нет ученья.


7.

К большому терпенью придёт и уменье. Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.

8.

Начнёшь в ученье с малого, постигнешь и большое. Не помучаешься — не научишься.

9.

Учась, узнаешь, как мало знаешь. Не стыдись спрашивать. Не знать — не страшно, страшно — не узнать.

10.

Ум украшается памятью, а труд — аккуратностью. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. Родина — мать, умей за неё постоять.

11.

Мороз невелик, да стоять не велит. Декабрь год кончает, а зиму начинает.

12.

Что шумишь, качаясь, Тонкая рябина, Низко наклоняясь. Головою к тыну?..

13.

Солнышко-вёдрышко.

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!


14.

Ребята с первых школьных дней

Должны учиться лучше

На радость Родине своей,

Прекрасной и могучей.

15.

Во дворе громко лает собака Булька.  На небе загорелась зорька. Хорь — вредный зверь. В лесу растёт пушистая ель.

16.

Наступила осень. Часто идёт дождь. Дети сидят дома. Они стали играть в школу. Света стала рисовать. Денис стал писать.

17.

… Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь

18.

… Соскочил щенок с дивана,

Стал по комнате ходить,

Прыгать, лаять, всех будить…

ТЕМА: Мягкий знак на конце и в середине слова

 

Зрительные диктанты

      1. ЦВЕТЫ

Мы посадили цветы. Их нужно поливать и рыхлить землю. Прекрасны на клумбах тюльпаны. (14 сл.)

2. СНЕГИРЬ

 Вот ель. На ветку сел снегирь. Посыпалась снежная пыль.

(10 сл.)

3. КОНЬ

 Это красивый и добрый конь. Его кличка Буян. Дядя Кузьма даёт ему корм. (14 сл.)

4. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Стоял зимний день. Мальчики стали строить крепость. Дети играли в снежки. (13 сл.)

5.

Стояли жаркие деньки. Мальчики гуляли на улице. Илья и Игорь рвут васильки. Олег рвал фиалки. (15 сл.)

6.

Папа Саша купил сыну коньки. Коньки были очень хорошие. Андрей надел их кататься по льду. (15 сл.)

7.

В лесу живут дикие звери. Лиса и медведь — дикие звери. Лось тоже живёт в лесу. Он дикий зверь. (18 сл.)


8.

На ветке кормушка. Голубь клюёт корм. Он ручной. Голубь сел на крыльцо. Он ест корм с руки. (17 сл.)

9.

Я учусь в первом классе. Я школьник. На уроках я стараюсь. Мне очень нравится учиться. (15 сл.)

10*.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом. (20 сл.)

11.

Оленька и Сашенька — подруги. Они школьницы. Девочки любят петь, плясать и рисовать. (12 сл.)

12.

Был солнечный день. Мальчики были в лесу. Там есть ольха и ясень. На ольхе дети нашли гнездо. (17 сл.)

13*.

 Был ясный день. С крыш капала капель. Наденька и Оленька шли из школы. Тётя Ира купила девочкам шарики. Дети рады. (20 сл.)

14.  КЕМ БЫТЬ?

 Ольга будет учить детей. Игорь будет строить дома. Маша любят шить. Кем она будет? (16 сл.)

15.

 Стоят тёплые деньки. Ребята убрали коньки. Теперь мальчики и девочки играют в прятки. (13 сл.)


16.

Дядя Илья — наш гость. Бабушка Настя ставит на стол чайник и чашки. Мы будем пить чай. (16 сл.)

17. ВО ДВОРЕ

Был тёплый день. Во дворе гуляли куры. У крыльца спал кот Васька. Петух Петька стал громко петь. (19 сл.)

18. ЖУЛЬКА

У Настеньки живёт собака Жулька. Она спит на крыльце. Жулька устала. Всю ночь она сторожила дом. (17 сл.)

19.

Осень. Дождь бил по стёклам. Кот Федька забился под стол. Ему страшно. (12 сл.)

20. БРАТЬЯ

Илья и Коля — братья. Они друзья. Мальчики вместе ходят в один класс. Илья умеет читать. А Коля только учится. (20 сл.)

21. ЗИМОЙ

Зимний день. Дети вышли гулять на улицу. Ольга строит горку. Илья взял коньки. Дети рады зиме. (17 сл.)

22. ВЬЮГА*

Наступила зима. Дул сильный ветер. Выла вьюга. Кот Васька испугался. Он спрятался под печку. Собака Жулька спряталась в будку. (20 сл.)

23.

… Нитки есть и есть лопата —

Можно шить и можно рыть!

Уважайте труд, ребята!

Приучайтесь труд любить! (16 сл.)


ТЕМА: Мягкий знак на конце и в середине слова

Контрольные диктанты

1. ВЕСНОЙ В ЛЕСУ*

 Вот и весенние деньки. Дети сняли пальто и шапки. Они убрали коньки и санки. Ребята гурьбой бегут в лес. Хорошо весной в лесу! (26 сл.)

2. ДРУЗЬЯ

Льёт сильный дождь. Бурьян лежит под крыльцом. Илья завязал ему больную лапку. Илья и Бурьян — большие друзья. (18 сл.)

3.

У Владимира Григорьевича есть внук. Внуку пять лет. Мальчик скоро пойдёт в школу. Дедушка купил Илье букварь и альбом. (19 сл.)

4.

День был тёплый. Катя и Ольга гуляли в роще. Там росли деревья. Дети сели в тень. (16 сл.)

5.

Лето. Стоит сильная жара. Ярко светит солнце. На дорогах пыль. Петя и Илья идут на пруд. Мальчики будут плавать. (19 сл.)

6.

 Наступила осень. Звери готовятся к зиме. Белка сушит грибы. Медведь накопил много жира. Теперь он будет крепко спать всю зиму. (20 сл.)

7.

Урок труда. Мальчики лепят фигурки животных. Девочки — фигурки птиц. Дети очень стараются. Учительница Ольга Григорьевна похвалила ребят. (17 сл.)


8.

Стоит тёплый летний день. По небу плывёт большая туча. Ударил сильный гром. Полил частый дождик. (15 сл.)

9.

 Илья сел за стол. Он учит уроки. Мальчик взял книгу. Он стал её читать. (14 сл.)

10. В ОГОРОДЕ

Школьники работали в огороде. Девочки поливали овощи. А мальчики носили им воду. Осенью собрали большой урожай. (18 сл.)

11. ДИКИЕ ЗВЕРИ

 Волк — дикий зверь. Медведь любит есть мёд. Лось любит соль. Олень ест мох. (15 сл.) 

12. МОЙ ГОРОД

Утро. Улицы города чистые. Сильная струя воды смыла грязь и пыль. Люди идут на работу. Я люблю свой город. (21 сл.)

13.ЯНВАРЬ

Наступил январь. За окном метель и вьюга. Очень холодно. Дети не пошли гулять. Они стали читать книгу. (18 сл.)

14.ВАСЬКА

У Ильи живёт кот Васька. Он весь белый. На лапах рыжие пятна. Хвост большой и пушистый. Васька любит играть. (20 сл.)

15. ЗИМА*

Пришла зима. Кругом много снега. У крыльца играют дети. Мальчики лепят снеговика. У детей замёрзли пальцы. Дружно играют дети. (20 сл.)


ТЕМА: Мягкий знак на конце и в середине слова

Словарные диктанты (мягкий знак)

Напишите, где нужно, ь знак:

  1. Жизн(?), пен(?), ноч(?)ка, доч(?)ка, реч(?)ка, мал(?)чик, заяц(?), вит(?) гнездо, лепит(?).
  1. Ден(?), лен(?), печ(?)ка, медвед(?), показалис(?), зор(?)ка, кон(?), ел(?)ник, мел(?)ник, лес(?) ной.
  1. Ест(?), лист(?)я, кружилис(?), сол(?), журавл(?), дожд(?), кот Вас(?)ка, цветоч(?)ки, грузд(?), пёс(?), б(?)ёт.

 4. Пыл(?)ная дорога, пищат(?), снегир(?), кон(?)ки, летние ден(?)ки, собака Бул(?)ка, бул(?)ка хлеба, гулят(?).

 5.        Мален(?)кая девоч(?)ка, тёплое пал(?)то, новое пис(?)мо, сил(?)ный мороз, алая кров(?), олен(?) и рога, дикий звер(?).

6.         Рыбац(?)кая сет(?), пит(?) чай, верхушки деревьев, бол(?)ной ребёнок, бол(?)шая рыба, чистит(?) обув(?).

      7. На крыл(?)це дома, купит(?) лыжи, тен(?) дерева, скрипнула двер(?), вкусный кисел(?), кот Вас(?)ка.

      8. Школ(?)ник, Игор(?), красивые тюл(?)паны, сил(?)ная метел(?), голубые васил(?)ки, полит(?) цветы, руч(?)ная белка.

      9. Летние ден(?)ки, высокая ел(?), ел(?) суп, идёт гулят(?), писат(?) без ошибок, удит(?) рыбу, пришит(?) пуговицу, выручат(?) из беды.


  1.  Учис(?) слушат(?), разрушат(?) замок, терпет(?) бол(?), копот(?) от лампы, много знат(?), белит(?) потолок.
  1.  Работат(?) на совест(?), сел на мел(?), жит(?) в лесу, шест(?) лет, красивая степ(?), похолодало осен(?)ю.
  1.  Руч(?)ной голуб(?), зелёный щавел(?), строгий учител(?), девоч(?)ка Ол(?)га, рыт(?) яму, новый буквар(?).
  1.  Рыжий кон(?), чистая тетрад(?), читат(?) и писат(?), туч(?)ный человек, бол(?)шая машина, ноч(?)ное небо.
  1.  Трудный ден(?), сливовое варен(?)е, внуч(?)ка Лена, сил(?)ный человек, выпит(?) сок, налит(?) воды.
  1.  Играт(?) в шахматы, птич(?)и голоса, муч(?)ные изделия, громко кричат(?), пет(?) песни, быстро бежат(?), жил(?)цы дома.
  1.  Варит(?) бул(?)он, жирный окун(?), белый лебед(?), хитрая рыс(?), белый гус(?), вкусный карас(?), вежливый гост(?).
  1.  Вечерний звон(?), стучат(?) по крыше, сем(?) лет, лохматый звер(?), решат(?) задачу, вышиват(?) крестиком, веселит(?) друга.

ТЕМА: Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Выборочное списывание

Выпиши слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Придумай и запиши 3—4 слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу:

1) Над водной гладью кружилась белоснежная  чайка. К ужину мы ждали гостей. Шила в мешке не утаить.

2) У малыша разболелся живот. В июне зацвёл шиповник.
Мы пришли в рощу. Туча закрыла небо

nsportal.ru

Слуховые диктанты — 2—3 КЛАССЫ

Страница 2 из 4

2—3 КЛАССЫ

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Осень (Проверочный в начале учебного года)
Быстро летит время. Уже пожелтели березки. Вода в реке потемнела. Ветер оборвал листья и унес их. Солнце мало греет. Небо покрылось темными облаками. Часто моросит дождь. На юг улетели перелетные птицы. (32 слова)

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Твердые и мягкие согласные звуки
Звери и птицы в лесу (Мягкий знак в конце слова)
На ель сел дятел. Волк — опасный зверь. Медведь любит мед. На сосне сидит рысь. По кустам бродит лось. На пень сел поползень. На болоте скрипит коростель. По ночам жутко кричит выпь. (36 слов)

Пузырь, Соломинка и Лапоть (Мягкий знак в конце слова)
Пузырь, Соломинка и Лапоть очень дружили. Пошли они гулять. Дошли до речки. Протянулась Соломинка с берега на берег. Пошел по ней Лапоть, а Соломинка сломалась. Упал Лапоть в воду и утонул. Стал Пузырь хохотать, да и лопнул. (41 слово)

На катке (Мягкий знак в середине слова)
Утром зазвонил будильник. Коля встал и вышел на крыльцо. Какой сильный мороз! Каток замерз. Коля взял коньки и пошел на каток. Там уже были мальчики и девочки. На льду было очень скользко. У малыша замерзли пальцы. (39 слов)

На елке (Мягкий знак в середине слова)
В школе елка. На елке огоньки. Дети танцуют польку. Мальчики и девочки в масках водят хоровод вокруг елки. Дед Мороз и Снегурочка раздают кульки с подарками. В кульках большие апельсины, печенье, конфеты. (34 слова)

Ребята играли (А—Я)
Вася читал сказку. Ваня играл с мячиком. Варя и Катя играли в прятки. Надя взяла санки и пошла гулять. Таня катала в коляске куклу. Валя в парке каталась на лыжах. (32 слова)

Во дворе (О—Ё)
Во дворе дома много народа. Коля ждет Сережу. Володя поет веселую песню. Во двор вышел Алеша. У Алеши новые галоши. На веревке висят мокрые пеленки. Стоит воз дров. Его привез дядя Леня. (34 слова)

Тетерка (О—Ё)
По поляне бежал зверек, похожий на кошку. Это был хорек. Вдруг хорек заметил тетерку. Тетерка тоже увидела врага. Она захлопала крыльями и побежала. Так она от¬водила хорька от своих птенцов. Хорек бросился за ней. Но тетерка улетела. Хорек злобно посмотрел ей вслед. (43 слова)

Жеребенок (О—Ё)
Девочки побежали на конюшню смотреть маленько¬го жеребеночка. Лошадей в конюшне не было. Только в одном стойле стояла Зорька, а возле Зорьки маленький жеребенок. Жеребенок с белой звездочкой на лбу косил¬ся на девочек и прижимался к матери. А хвост у него пушистый, кудрявый и совсем маленький. (46 слов)

Как устраивают гнезда (У—Ю)
Дикая утка и гусь никогда не приносят в клюве ветку или соломинку для постройки гнезда. Они ищут готовую кучу камыша или хвороста недалеко от воды. Найдут та~ кую кучку, вытопчут ямку и покроют ее своим пухом. Этим же пуховым одеялом утка закрывает яйца, если ей надо уйти с гнезда попить или поесть. (56 слов)

Зимой (Твердые и мягкие согласные звуки)
Наступили морозные деньки. Речка замерзла. Дети не боятся холода. Петя и Вася бегут на лед. В руках у мальчиков коньки. Коньки скользят по льду. Лед крепкий. Дети рады.
На дворе ледяная горка. Люся и Луша едут с горки на санках. Весело зимой! (43 слова)

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ
Глухие и звонкие согласные
Булька (П—Б)
У меня была собака Булька. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые.
Булька был очень сильный. Один раз его пускали на медведя. Он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, но Булька держался, пока его не отлили холодной водой. (48 слов)

Родник (Т—Д, сильная позиция)
День был теплый. Ярко светило солнце. Дима и Володя гуляли около дачи. Мальчики подошли к высокому дереву. У дерева они увидели родник. Дима и Володя по¬дошли к роднику. Они наклонились и стали ладонями пить воду. Вода в роднике была холодная, как лед. (43 слова)

Отдых (Т—Д)
Выдался на редкость хороший денек. Мы отправились за город. Старый дед дал нам лодку. Мы переехали на другой берег реки. Там росли крупные незабудки. Ребята за¬брались на душистый стог сена. Алла и Римма спустились в овраг и нарвали диких роз. (41 слово)

Зима в лесу (С—3, сильная позиция, П—Б, сильная позиция, оглушение)
Голый и холодный шумит лес. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам. Сквозь деревья далеко видна зимняя за¬ячья шубка.
Пушистым снегом покрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую шубку. Весело резвятся они в зимнем лесу. (44 слова)

Гроза (С—3)
После дождей наступила засуха. Река мелела с каждым днем. Наконец пришла сильная гроза. Все небо за¬тянулось тучами. Замолчали лягушки и птицы. Через лес прокатился первый гром. Заскрипели старые березы. Раздался страшный треск. За первыми каплями дождя хлынул ливень. (40 слов)

Была зима (С—3)
На улице мороз, а Наташе в доме тепло. Весело си¬деть у окна и смотреть па узоры. За ночь мороз расписал на стеклах разные узоры. Тут и звездочки, и кружочки, и завитки. Посмотрела Наташа в окно. На дворе от снега все бело. (43 слова)

Весна-красна (С—3)
Наступила радостная весна. Целый день светит яркое солнце. Деревья проснулись от зимнего сна. Появились почки и нежные зеленые листочки. Скоро зацветут в плодовых садах деревья. На лугах запестреет много ранних цветов. Какое это прекрасное время года! (38 слов)

Плохой поступок (С—3)
Из деревни до леса дорога шла через поле. У дороги росла зеленая береза. В жару многие отдыхали под березой.
Однажды осенью мальчишки уселись под березой, развели костер и стали печь картошку.
Пришла весна. Все кругом зацвело, зазеленело. И только одна береза не покрылась зеленой листвой. (47 слов)

Весной (С—3, сильная позиция, оглушение)
Наступил март. Морозы утихли. Старые сугробы осе¬ли и стали плотными. По таким сугробам легко ходить.
С каждым днем весеннее солнце ярче светит. Его ласковые лучи согревают землю. Ива распустила свои на¬рядные барашки. Гибкие веточки берез покрылись смолистыми почками. Весело бежит ветерок по лесу.
Прилетели грачи — вестники весны. Они начали строить гнезда. Скоро в лесу все зазеленеет, зацветет, за¬звенит. (59 слов)

Коршун (К—Г, сильная позиция, оглушение)
Круги коршуна в воздухе стали меньше, ближе к земле. Вот птица ринулась вниз, схватила когтями грызуна.
Многие хищники питаются мышами и сусликами. Когда грызуны замечают коршуна, они сразу прячутся. Тогда коршун сядет возле норы и ждет добычу. Коршуна нужно считать полезной птицей. (43 слова)

Испугались волка (К—Г)
Ходили дети по лесу за грибами. Они набрали полные корзины грибов. Вышли дети на поляну, сели у копны и стали считать грибы. В лесу кто-то завыл. Дети забыли про грибы. Они бросили свои грибы у копны и убежали домой. (43 слова)

Первый космонавт (К—Г)
Человек полетел в космос и вернулся на родную землю. Этот подвиг совершил русский человек — Юрий Гагарин. Чудесная весть облетела все страны. Народы мира гордятся славным подвигом русского пилота. Ликует и радуется вся наша страна.
Честь и слава первому космонавту Юрию Гагарину! (43 слова)

Пришла весна (Ш—Ж)
К нам воротилась весна. Солнце льет с небес золотыми лучами. Зажурчали по камешкам веселые ручьи. За¬цвели цветы по лугам. Одуванчик поднял свою желтую головку. Расцвели в лесу подснежники. (30 слов)

Зима (Ш—Ж)
Долго стояла хмурая дождливая осень. Неожиданно выпал первый снег. За одну ночь снег покрыл пушистым ковром всю землю. Мороз сковал льдом речку. Первыми высыпали на двор ребятишки. Хорошо покататься на лыжах и санках с горы. (36 слов)

Варежки (Ш—Ж)
Шла жестокая война. Дети помогали взрослым на фронте. Женя связала пушистые варежки. Мать послала их на фронт. Достались варежки бойцу Жукову. Командир послал отважного бойца в разведку. Был мороз, шел снег. Боец полз по снегу. Варежки грели руки. Жуков хорошо выполнил задание. (42 слова)

Тетя Шура (Ш—Ж)
Из ворот выкатился мяч. Следом выбежала девочка лет шести. Она кинулась на мостовую прямо под колеса машины. В ту же секунду пожилая женщина метнулась к девочке и выхватила шалунью из-под колес. Девочку спасла тетя Шура. Так ласково называют Александру Ивановну Шилову. (43 слова)

Еж (Ш—Ж, сильная позиция, оглушение)
У меня в доме жил еж. Сначала он мирно пил молоко вместе с котом Данилом из одного блюдца. Но потом стал тихонечко теснить кота. Тогда я решил проучить ежа. Я поставил блюдце Данилы на небольшое возвышение. Данила мог легко пить молоко, а ежу никак не дотянуться. Еж бегал вокруг, а Данила спокойно пил молоко. Он не обращал внимания на злого ежа. (62 слова)

На пруду (Глухие и звонкие согласные, оглушение)
Летом мы поехали за город на пруд. Пруд был широк и глубок. Низко над водой склонилась гибкая ива. На берегу рос высокий могучий дуб. Около пруда низкая беседка. Вдали был глубокий овраг. К нему вела узкая дорожка. За оврагом рос редкий лес. Там были дубки; березки, липки. (49 слов)

На озере (Оглушение)
Вокруг озера растут березки и низкие кусты. Вода в пруду чистая и гладкая. У берега к дереву привязана лодка. В лодке сидит мальчик. Он ловит рыбку удочкой. Мальчик ловко закинул в воду гибкую удочку. Но робкие рыбки не подплывают близко. (42 слова)

Зима (Оглушение)
На дворе сильный мороз. Петя надел теплую шубку, шапку и варежки. Он вышел в сад. В саду на дорожках лежит снег. У беседки намело сугроб. На пруду блестит гладкий лед. По льду мальчики катаются на коньках. Сел Петя в салазки и съехал с горки. Хорошо, что зима при¬шла. (49 слов)

Зимой (Оглушение)
На дворе сильный мороз. На полях и лугах лежит белый снег. У дома намело большой сугроб. На пруду скользкий лед. Залег в берлогу медведь. Спит в норе колючий еж. Птицы давно улетели на юг. (35 слов)

ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Свистящие и шипящие, аффрикаты
Зима в шкафу (С—Ш)
В углу коридора стоит белый шкаф. Откроешь дверцу, а внутри мороз. Это холодильник.
В тепле молоко, сливки, мясо быстро портятся. А в холодильнике продукты хорошо сохраняются. Приятно в жару выпить стакан холодного кваса, намазать хлеб свежим душистым маслом. (4t слово)

Была трава (С—Ш)
Росла, росла трава и выросла Насте по пояс. Дедушка взял косу и пошел траву косить. Была трава — стало сено. Настя тоже пошла косить, но дедушка дал внучке грабли и показал, как лучше сено ворошить. А когда сено подсохло, дедушка сметал стожок. (43 слова)

Птицы зимой (С—Ш)
Холодно на дворе. Снег покрыл землю и крыши домов. Мороз разрисовал белыми узорами стекла. Снежные шапки повисли на соснах и елях. Прыгают по веткам клесты, шелушат шишки. Нахохлились от холода, распушились воробьи и синицы. Подбирают они крошки в кормушках. Холодно и голодно птицам зимой. (46 слов)

Первый снег (С—Ш)
Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чашу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там! (44 слова)

На заводе (С—Ш)
У Саши отец рабочий. Завод, где работает отец Саши, очень большой. На заводе делают разные машины: грузовики, самосвалы и сильные вездеходы. Каждый рабочий на заводе делает свою работу. Отец Саши собирает моторы. Моторы нужны машинам. Без мотора машина не работает. (42 слова)

На лугу (С—Ц)
Как пышно цветет и зеленеет луг! Он похож на пестрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Вот дикий овес золотится на солнце. Из земли выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цветами резвые бабочки. (49 слов)

Птицы (С—Ц)
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай. (34 слова)

Скворцы (С—Ц)
Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди.
Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад прилетят скворцы. Скворцы — милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. (40 слов)

Весна (Ц—Ч)
Вот и зиме пришел конец. Как-то сразу все измени¬лось. Ветер пригнал низкие тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый дождь. А потом тучи разошлись, показалось солнце, пригрело землю.
Раньше других отметили начало весны синицы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков. (52 слова)

Птицы (Ц—Ч)
В одной деревне было много садов. В них звонко пели птицы. Осенью в садах было много яблок.
Но вот однажды озорники мальчишки разорили гнезда у птиц. И улетели птички.
Пришла весна. В саду было тихо без птиц. Вредные черви развелись и объели цветы и листья. Осенью не стало в садах яблок. (52 слова)

Находчивость (Ц—Ч)
Однажды пастух пас большое стадо овец в горах. Про¬изошел обвал и перегородил путь овцам. Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой. Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь. Овцы были спасены.
Правильно говорят, что собака — друг человека. (44 слова)

Злая мачеха (Ц—Ч)
Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело много. Деревья в лесу стояли по пояс в сугробах. Люди сидели в домах и топили печи.
В такую пору, под вечер, злая мачеха приказала падчерице сходить в лес за подснежниками. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес. (49 слов)

Насекомые (Ц—Ч)
Мухи, жуки, стрекозы и бабочки — насекомые. Бабочка кладет яички. Из яичка выходит гусеница. Гусеница превратится в куколку, а куколка — в бабочку.
Бабочки красивы, но гусеницы их вредны. Гусеницы объедают листья и почки на деревьях. (35 слов)

Новый город Чулак (Ц—Ч)
Кругом лежала безводная степь. Редко встречались в ней колодцы с горькой водой. Такую воду не пьют даже овцы.
Но вот пришли в этот край строители. Из глубин земли добыли прозрачную вкусную воду и стали строить дома. Закипела в Чулаке большая работа. Сейчас улицы в городе прямые, широкие. А по берегам речек — зеленый шум деревьев. (56 слов)

Весной в роще (Ч—1Д)
Был теплый солнечный денек. Ребятишки пошли в березовую рощу. Девочки ищут ландыши и щавель. Мальчики нашли в кустах ежика. Долго бродили ребята в лесу. Они возвращались домой поздно вечером. (32 слова)

Летнее утро (Свистящие — шипящие)
Наступило чудесное утро. Дул теплый весенний ветерок. В овраге журчал чистый быстрый ручеек. Ласточки гонялись за насекомыми. Слышалась звонкая песня жаворонка. По небу поднималось яркое солнышко. (28 слов)

Сонорные согласные звуки
Черепаха и орел (Р—Л)
Черепаха просила орла научить ее летать. Не советовал орел черепахе учиться. Она продолжала его просить. Взял тогда орел черепаху в когти, поднял вверх и бросил. Черепаха упала на камни и разбилась. (34 слова)

Лен (Р—Л)
Раньше люди тратили много времени и сил, чтобы вы¬растить лен и наткать холста. Прежде все делали руками. Теперь работают машинами. Особые машины отсекают головки льна от стебля, очищают льняное семя от сорняков. Для обработки стебля есть другие машины.
С помощью машин можно собирать богатые урожаи льна. (47 слов)


galchonok-logoped.ru

Проведение слуховых и зрительных диктантов — Мои статьи — Каталог статей

Проведение слуховых и зрительных диктантов на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи.

 

 

           В педагогической практике последних десятилетий работа по развитию слуха детей чаще всего называется коротко – «слуховая работа». Специфика слуховой работы – это не сообщение ученикам новых знаний, а развитие определённых способностей, навыков, которыми школьниками смогут воспользоваться в определённых условиях. Раздел работы по развитию слухового восприятия следует рассматривать в контексте общей системы развивающего обучения детей. Специфика работы на индивидуальном занятии требует необходимых условий:

— использования определённого типа электроакустической аппаратуры;

— дозированного усложнения предъявляемого речевого материала;

— определённого речевого оформления реакции ученика.

          Однако все эти ограничения не должны уводить учителя от творческого построения занятия. Успех в работе зависит от мастерства учителя. Каждый учитель уникален и неповторим. Он владеет собственной методической системой. Поэтому каждый учитель должен стремиться к достижению вершины мастерства, знать психологические, индивидуальные особенности детей, владеть предметной технологией обучения, знать содержание обучения. На индивидуальных занятиях для активизации деятельности уч-ся используются различные виды деятельности : выполнение поручений, составление аппликации, работа с фигурками, макетом, картинками, рассыпным текстом, слуховой диктант.

         Для увеличения объёма запоминаемого материала и развития точности памяти, для совершенствования умений и навыков техники письма и орфографии  применяются слуховые и зрительные диктанты.

          Слуховой диктант как форма развития речевого слуха у уч-ся с недостатками слуха относится к числу сложных видов слуховой работы.

Для проведения этого вида работы учителю нужно правильно определить возможности учащихся, владеть методическими приёмами формирования речевого слуха. Слуховые диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат умению распознавать фонему и обозначать её соответствующей буквой путём соотнесения речи звучащей на увеличение объёма их слуховой памяти.

Проведение слухового диктанта в школе для детей с нарушенным слухом имеет цель как проверку уровня восприятия на слух речевого материала с индивидуальными слуховыми аппаратами или звукоусиливающей аппаратурой, так и совершенствование слухового восприятия.

           Глухой ребёнок в начале слуховой тренировки воспринимает речевой материал нерасчлененно. Основными дифференциальными признаками глобального восприятия являются длительность и интенсивность речевого сигнала. Но даже эти признаки он не может выделять самостоятельно. Поэтому предлагается первоначально обучение восприятию речи на слух на ограниченном речевом материале (2-3 слова), в процессе восприятия ребёнок сравнивает услышанное с образцом. В зависимости от степени развития у учащихся речевого слуха и конкретной цели занятия слуховой диктант может иметь разные формы:

            1. отдельные отработанные на слух слова, задаваемые в определённом   

               порядке;

            2. введение в состав известных слов новых, уже знакомых детям, но не  

                отработанные для восприятия на слух;

            3. словосочетания из известных слов;

            4. словосочетания из известных слов с введением новых;

            5. короткие предложения из знакомых слов и словосочетаний;

            6. распространённые предложения из знакомых слов и

                словосочетаний;

           7. распространённые предложения из знакомых и незнакомых слов.

                     При проведении слухового диктанта каждое слово, словосочетание или предложение учитель предъявляет по 2-3 раза за экраном, при этом  должен быть чёткий выговор учителем слов, правильная интонация. Ученик записывает слова. Может произойти такая ситуация: ученик не воспринимает на слух слова. Учитель должен предъявить слова слухозрительно, а затем снова на слух. Для некоторых детей возможен и такой вариант: прочитать все слова (словосочетания, предложения), а затем предъявление на слух. После того, как ученик запишет все слова, необходимо проверить записанный им материал. Проверка идёт под девизом «Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху!» Для проверки слухового диктанта учитель пишет весь материал на табличках или на доске заранее. Во время диктанта запись на доске закрыта.

                 Варианты проверки слухового диктанта:

— учитель повторяет слова (словосочетания, предложения) без экрана, ученик проверяет и сообщает учителю, сколько слов записал правильно, какие ошибки допустил при восприятии, какие слова не расслышал вообще;

 

— ученик сам проверяет по тексту на доске или на табличках количество и порядок слов в предложении, верно ли услышаны слова. Если ошибки есть, исправляет их. Отсутствие ошибок – показатель отличного качества слухового восприятия и слуховой памяти.

 

               Работу необходимо строить, следуя принципу концентричности обучения. Сначала диктанты проводятся на отработанном материале, затем можно вводить в диктант вместе с ранее изученными новые слова, известные ученикам по значению, но не отработанные для восприятия на слух. На следующем этапе можно дать для восприятия на слух новые слова и словосочетания. В дальнейшем можно предложить слуховой диктант из слов и связного текста с этими словами.

При изучении темы «Зима» :

1 этап – предъявляются слова: «зима», «снег», «мороз» и т.д.

2 этап – предъявляются словосочетания: «холодная зима», «пушистый снег», «сильный мороз» и т.д.

 

3 этап – устные и письменные ответы на вопросы:

— Какое время года наступило?

— Что делает снег?

— На улице тепло или холодно? и т.д.

 

4 этап – связный текст ( для более слабых учеников не трудные в восприятии на слух).

 

           Цель зрительного диктанта: развивать точность зрительного восприятия материала. Зрительные диктанты направлены на тренировку внимания, активизацию мышления и осознанному запоминанию правильного запоминания. Зрительный диктант предшествует слуховому. Их содержание тесно связано с проходимыми программными темами. 

           При проведении зрительного диктанта ученику даётся установка на зрительное запоминание слов (словосочетаний, предложений), по ходу работы запись закрывается, но не стирается, так как она понадобится для самоконтроля и анализа. Ученик записывает в тетрадь по памяти.

           Данные виды работ служат одной основной задаче – развитию слухового восприятия и формированию устной речи учащихся.  

         

                        Список литературы

 

1.Белущенко В.А., Наумова А.Е., Седова М.Ю. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха. Методическое пособие для учителя-дефектолога. Под редакцией О.А.Красильниковой. С-Петербург, 2006.

 

2. Актуальные вопросы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями слуха. Под редакцией А.Н.Солодовниковой. Новокузнецк, 2007.

 

3.Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. Межвузовский сборник научных трудов. С-Петербург, 1997.

pskovschool5.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.