cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Слова парные звонкие и глухие согласные слова – Звонкие и глухие согласные звуки парные: шпаргалка, онлайн-тест

Содержание

Звонкие и глухие согласные звуки парные: шпаргалка, онлайн-тест

Что такое звонкие и глухие согласные звуки? Как они делятся? По какому правилу их выбирать? Ответы на эти вопросы в нашей публикации.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Согласные, которые произносятся  с шумом и голосом — звонкие согласные звуки. Согласные, которые произносятся только с шумом, — глухие согласные звуки.

Звонкие и глухие согласные звуки могут образовывать пары. В русском языке таких пар одиннадцать:

  • [б] — [п], [б`] — [п`],
  • [в] — [ф], [в`] — [ф`],
  • [г] — [к], [г`] — [к`],
  • [д] — [т], [д`] — [т`],
  • [з] — [с], [з`] — [с`],
  • [ж] — [ш]

Звонкие и глухие согласные звуки и их правописание

Парные согласные в конце слов — это орфограмма. Такие слова надо проверять, потому что их произношение и написание могут не совпадать.

Для проверки парных по звонкости — глухости согласных в конце слова надо изменить слово так, чтобы после согласного звука шёл гласный: снег — снега, урок — уроки.

Тест — звонкие и глухие согласные (2 класс)

А теперь потренироваться подбирать проверочные слова для проверки парных согласных и предлагаем пройти онлайн-тест.

Какую букву нужно написать в конце каждого слова? Подбери проверочные слова и выбери правильный ответ.

зу...

Правильно!

Неправильно!

-

стол...

Правильно!

Неправильно!

-

тулу...

Правильно!

Неправильно!

-

рука...

Правильно!

Неправильно!

-

шка...

Правильно!

Неправильно!

-

жира...

Правильно!

Неправильно!

-

кру...

Правильно!

Неправильно!

-

утю...

Правильно!

Неправильно!

-

рюкза...

Правильно!

Неправильно!

-

заво...

Правильно!

Неправильно!

-

наро...

Правильно!

Неправильно!

-

самолё...

Правильно!

Неправильно!

-

эта...

Правильно!

Неправильно!

-

шала...

Правильно!

Неправильно!

-

мор...

Правильно!

Неправильно!

-

гла...

Правильно!

Неправильно!

-

арбу...

Правильно!

Неправильно!

-

коко...

Правильно!

Неправильно!

-

ё...

Правильно!

Неправильно!

-

у...

Правильно!

Неправильно!

-

много подру...

Правильно!

Неправильно!

-

Куст ро...

Правильно!

Неправильно!

-

Шесть бере...

Правильно!

Неправильно!

-

Медве...ь

Правильно!

Неправильно!

-

Лебе...ь

Правильно!

Неправильно!

-

Ле...

Правильно!

Неправильно!

-

Сапо...

Правильно!

Неправильно!

-

Стри...

Правильно!

Неправильно!

-

Нажмите "Поделиться", чтобы увидеть ваши результаты!


Глухие и звонкие согласные звуки (тест для 2 класса) %%score%% из %%total%% правильно

Поделитесь своими результатами



shkolnaiapora.ru

«Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тема «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

  1. Познакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и составить алгоритм проверки написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов.

  2. Развивать логическое мышление, зрительную память, речь.

  3. Воспитывать умение преодолевать трудности и умение договариваться, работая в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронное пособие «Русский язык. 1 класс», презентация, карточки с буквами и словами, светофор, смайлики

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова и составлять алгоритм проверки написания парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель: создать положительную мотивацию и обозначить область изучаемого материала.

Учитель: Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел Яша погулять.

Тут ему навстречу буквы

И давай ему читать:

«Ты уж, Яша, не спеши,

Нас ты, Яша, заучи,

И тогда ты уже точно

Знания усвоишь прочно»

Учитель: К нашему Яше сегодня пришли звонкие и глухие согласные. Но они пришли не все. А вот какие буквы пришли к Яше вы хотите узнать?

Дети: Да.

Учитель: Тогда отправляемся в путь

  1. Актуализация знаний.

Цели: повторить знания о звонких и глухих согласных, необходимые для открытия нового, выявить затруднение в индивидуальной деятельности.

Учитель: Посмотрите, какие буквы пришли к Яше. Знаете ли вы эти буквы и что о них вы можете сказать. (Слайд 2)

Дети: П, б, в, ф, г, к, д, т ,з, с, ж, ш. Буква п обозначает глухие согласные звуки [п], [п‘], буква б, обозначает звонкие согласные звуки [б], [б‘] и т.д. А еще они образуют пары по звонкости и глухости.

Учитель: Сейчас посмотрим, как вы хорошо знаете эти пары. Мы с вами будем работать в парах. Перед вами на партах карточки с буквами. Один из вас берет карточку со звонким согласным, а второй находит ему пару – карточку с глухим согласным. Пара, первой выполнившая работу поднимает руки.

(Карточки с буквами п, б, в, ф, г, к, д, т ,з, с, ж, ш разложены на парты до начала урока. )

Учитель: Мы с вами, сейчас проверим, правильно ли вы справились с заданием. (Слайд 3). Та пара, которая правильно справилась с заданием, поднимает зеленый смайлик.

(За выполнение задания дети получают смайлики.)

Учитель: А теперь обратите внимание на ленту букв. Что вы можете о ней сказать.

Дети: Лента букв разделена на три поля разного цвета. На красном поле расположены буквы обозначающие гласные звуки: в верхнем ряду – буквы, обозначающие один звук, а в нижнем ряду - буквы, которые обозначают два звука. На поле синего цвета расположены буквы, которые обозначают согласные звуки: в верхнем ряду – буквы, обозначающие звонкий согласный, в нижнем – глухой согласный звук. Две буквы звука не имеют, это ъ и ь знаки. Минутка чистописания.

Учитель: Теперь вы выполните следующее задание. В своих тетрадях на одной строчке вы напишите звонкие согласные, на другой – глухие согласные. Сейчас мы увидим, как каждый из вас красиво может писать буквы. Приступаем к работе.

( На работу отводится 1 – 2 минуты вместе с проверкой задания)

Учитель: Все уже написали. Взяли в руки простой карандаш и проверяем. Если вы написали лишнюю букву на сточке, зачеркните её, если буквы нет, запишите её карандашом. Кто правильно справился с заданием, поднимите зелёный смайлик, кто не справился – красный.

(Учащиеся получают смайлики)

Учитель: Вы такие у меня умные. Поэтому я считаю, что поможете Яше выполнить еще одно задание. Посмотрите на карточки со словами. Вам нужно составить пары слов и объяснить по какому признаку вы их соединили. Какая пара сделает работу, поднимает руки.

(Карточки со словами: зайка, сайка, Дима, Тима, жили, шили, вата, фата, гости, кости, бочка, почка, луг, лук

разложены на парты до начала урока.)

Учитель: Давайте проверим, правильно ли вы помогли Яше. (Слайд 4)

( Учащиеся о правильности задания сигнализируют светофором.)

Учитель: По какому признаку вы объединили слова в пары?

Дети: В парах слов есть пара звонких и глухих согласных звуков.

Учитель: Где они стоят?

Дети: Они стоят в начале слова.

Учитель: Что же еще вы заметили?

Дети: Одна пара луг-лук не совсем похожа на остальные. В ней также есть пара согласных звуков, но они стоят на конце слова.

Учитель: Молодцы! Вы все правильно заметили. И именно эти слова я предлагаю вам запомнить. Они помогут нам познакомиться с темой урока и со своими друзьями словами. А вы хотите с ними познакомиться?

Дети: Да.

  1. Мотивация учебной деятельности (постановка проблемы)

Цели: Создать ситуацию, когда дети осознают, что их знаний недостаточно для того чтобы написать правильно парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Наши слова принесли нам сказку о своих братьях. Послушайте.


Учитель: Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

Дети: Написание парных звонких и глухих согласных в конце слов.

Учитель: Перед вами наши слова лу.. – лу… Как же их правильно написать? Вы знаете? (Слайд 5,)

Дети: Нет.

IV.Открытие новых знаний.

Цель: составить алгоритм написания парных звонких и глухих согласных в конце слова.

Учитель: Для того, чтобы определить какой парный звонкий или глухой согласный надо написать на конце слов, нам с вами надо правило. Вы его знаете?

Дети: Нет.

Учитель: Тогда нам надо провести исследование. А помогут нам в этом слова «много» и «один». (Слайд 5)

Учитель: Один луг. Какой звук вы слышите на конце слова лук?

Дети: Мы слышим на конце слова звук [г].

Учитель: Какую букву мне слове написать к или г?

Дети: Надо изменить слово, а это поможет сделать слово «много»

Учитель: Давайте попробуем изменить слово. Какое слово мы получим?

Дети: Много лука. Получили слово «лука».

Учитель: Что вы увидели, когда мы изменили слова?

Дети: Перед гласной а в слове мы слышим звук [к] и пишется буква к, потому что в слове лук нужно писать букву к.

Учитель: Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните в них букву к.

Учитель: Ребята, а зачем мы с вами проводили исследование?

Дети: Мы выполняли исследование для того, чтобы знать, как писать парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Можете ли вы сделать вывод о том, как надо писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце?

Дети: Изменить слово так, чтобы наш звук слышался отчетливо, а затем записать само слово.

Учитель: А как мы можем назвать эти два слова?

Дети: Слово, при написании которого мы сомневаемся, называются проверяемыми, а слова, которые мы находим, чтобы проверить эти слова называются проверочными.

Учитель: А сейчас мы с вами узнаем, какие слова считают проверочными и проверяемыми, авторы учебника. Давайте обратим внимание на страницу 98.

(Дети читают текст про себя, затем вслух) (Слайд 6)

Учитель: Какие слова называются проверяемыми и где на картинке проверяемое слово?

Дети: Слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук на конце слова. Луг

Учитель: Какие слова называются проверочными и где он на картинке?

Дети: Слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком. Луга

Учитель: А вот перед вами алгоритм правописания слов с парными звонкими и глухими согласными. (Слайд 7)

V.Первичное закрепление.

Цели: Проговаривание нового знания, и упражнение в работе по алгоритму.

Учитель: А сейчас мы будем работать над данным правилом. Откройте учебник на странице 96 , упражнение 8.

- Прочитайте пары слов.

- Как произносятся согласные звуки на конце слов в этих парах? (Одинаково)

- Можно ли на слух определить, какой буквой нужно обозначать парный согласный? (Нет)

- Почему? ( Потому что мы не точно слышим конец слова.)

- Как можно обозначить парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова? ( Разными буквами.)

- Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце? (Проверять.)

Учитель: Переходим к упражнению 9.

- Найдите пары слов и прочитайте. Сравните.

- Когда написание расходится с произношением? (На конце слова.)

- В каких словах нужно проверять написание? (Гриб, глаз, рог, чиж, сад, лев)

- А какие слова будут проверочными? (Грибы, глаза, рога, чижи, сады, львы.)

- Какой вывод можно сделать? (Чтобы проверить написание слова с парным звонким или глухим согласным на конце слова, надо изменить слов, чтобы парный звук слышался отчетливо)

- Прочитайте последнее задание в упражнении. Выполните упражнение по образцу. Кто закончит первым поднимет руку. К доске вы будете выходить по цепочке.

(После проверки упражнения, учащиеся получают смайлики)

Учитель: Прочитаем правило в учебнике про себя. (Один учащийся читает вслух)

Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?

Дети: Изменить слово так, чтобы после согласного стол гласный.

VI. Физкультминутка

VII. Самостоятельная работа.

Цель: проверить применение правила и алгоритма записи.

Учитель: Вы немного отдохнули. (Слайд 8)

Дополнительные задания для сильных учащихся. Они выполняют работу на карточках.

Учитель: Как проверить парный звонкий или глухой согласный на конце слова.

Учитель: К нам в гости пришло еще одно слово. Посмотрите. Словарная работа

(Отрывок из электронного пособия «Русский язык. 1 класс» словарное слово тетрадь)

Учитель: Какую букву надо запомнить в слове тетрадь. Запишите слово и подчеркните эту букву.

Учитель: Давайте выполним задание с данным словом. (Задание из электронного пособия выполняется устно.

Учитель: А какое еще правило есть в этом слове?

Дети: Правило о парной звонкой и глухой согласной.

Учитель: В этом слове, ребята, два правила. Первое о непроверяемой гласной, а второе о парной звонкой и глухой согласной.

VII. Рефлексия

Цели: осознание нового знания и самооценка своей деятельности.

Учитель: Чему новому научились сегодня на уроке?

Дети: правильно писать парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Как проверить парный звонкий и глухой согласный на конце слова?

Дети: Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

Учитель: Про наше правило есть стихотворение.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Учитель: Какие слова называются проверяемыми?

Дети: Это такие слова, в которых проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук.

Учитель: Какие слова называются проверяемыми?

Дети: Это такие слова, в которых проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук на конце слова.

Учитель: Какие слова называются проверочными?

Дети: Это такие слова, в которых проверяемая буква находится перед гласным звуком.

Учитель: А теперь посмотрите на смайлики и оцените свою работу.

(Дети, поднимают над головой те смайлики, которых у них больше)

Домашнее задание

infourok.ru

Тест по русскому языку по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

Тест по теме

«Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

1.Прочитай слова. Подчеркни буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.

Разорвать, папа, барабан, рисунок, чемодан.

2.Соедини линиями парные согласные.

С Б

К Г

Ш З

П В

Ф Д

Т Ж

3.Дополни правило.

Чтобы правильно написать слово с парным звонким и глухим согласным на конце или в середине слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы:

1)после согласного стоял парный согласный

2)перед согласным стоял гласный

3)после согласного стоял гласный или «н».

4.Подчеркни слова, которые являются проверочными к слову близкий.

Близко, близенький, близок, вблизи, близость.

5.Выбери нужную букву. Запиши слова правильно. Рядом напиши проверочное слово, обозначь орфограмму.

Огоро(д,т), подру(ж,ш)ка, коро(в,ф)ка, берё(з,с)ка, пиро(г,к).

_______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

6.Прочитай слова, исправь ошибки, если они есть.

Резкий, крофь, площатка, паровоз, голупка.

Тест по теме

«Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

1.Прочитай слова. Подчеркни буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.

Коза, бабочка, суп, красивый, сиреневый.

2. Соедини линиями парные согласные.

Б Т

Г Ф

З П

В Ш

Д К

Ж С

3.Дополни правило.

Чтобы правильно написать слово с парным звонким и глухим согласным на конце или в середине слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы:

1)после согласного стоял парный согласный

2)перед согласным стоял гласный

3)после согласного стоял гласный или «н».

4.Подчеркни слова, которые являются проверочными к слову низкий.

Низко, низенький, низок, внизу, низ.

5.Выбери нужную букву. Запиши слова правильно. Рядом напиши проверочное слово, обозначь орфограмму.

Сторо(ж,ш), сла(д,т)кий, шар(в,ф), скре(б,п)ка, расска(з,с).

______________________________________________________________

________________________________________________________________

____________________________________________________________

6. Прочитай слова, исправь ошибки, если они есть.

Малыж, столб, сосетка, повяска, жидкий.

infourok.ru

УМК по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова"

2 класс

Н. В.Шальнова

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. 2 класс

Пояснительная записка к учебно-методическому комплексу

Данный УМК построен как органическая часть общего курса.

УМК ориентирован на формирование у школьников приёмов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся, к чувству языка свойственного детям, а также направлен на развитие взаимосвязи языка и зрительной сенсорной системы.

Технология «Достижения прогнозируемых результатов» предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным развитием у детей сенсорных систем, позволяющих им эффективно воспринимать и перерабатывать информацию и познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (картой темы, таблицами, схемами, алгоритмическими предписаниями), способности к самоопределению, самооценке и самоконтролю. Под планированием понимается не частно-методический приём, а общий способ учебной деятельности: осознание ребёнком цели выполняемой работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее достижения, установление последовательности и распределение в определённом объёме времени учебной работы. Самоопределение, самооценка и самоконтроль тесно связаны с умением самостоятельно планировать учебную деятельность, и предполагают готовности обучающегося к сложным видам интеллектуальной деятельности. Он должен обладать способностью, соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми располагает, определять для себя – возможно ли восстановить разрыв в знании (по карте темы, по алгоритмическим предписаниям) или необходимо узнать, что-то новое для успешного выполнения задания. Опыт показывает, что развитие этих способностей требует постоянного внимания учителя в течение всех лет начального обучения.

Особое значение в данной технологии играет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в учебную деятельность, предупреждать перегрузки. Сотрудничество учителя и учащихся не только способствует более эффективному достижению прогнозируемых результатов, но и создаёт благоприятные условия для решения таких важных задач, как активное усвоение терминологии и понятий, стоящих за ними, образцов и планов решения тех или иных учебных задач, логики рассуждения и доказательства. Кроме того, особые формы работы позволяют целенаправленно развивать способности воображения и контролируемого внимания, усиливают способность непроизвольного внимания, обогащают ребенка внутренним инструментом работы с памятью, вооружают его способом сворачивания действий. Так в разделе алгоритмы УМК показан управляемый процесс сворачивания действия определения парной согласной в корне слова.

Как показывает опыт применения данной технологии, работа с учащимися строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников и направлена на развитие их субъектного опыта. В сравнении с традиционным подходом она отличается большим набором представленных в системе образовательных инструментов, которые позволяют раскрывать изучаемую информацию в целостной доступной форме. Ориентация на двухполушарное ее восприятие дает возможность учащимся наиболее эффективным способом усваивать учебный материал. Поэтапное формирование умений на основе разработанных процедур действий, управление процессом их сворачивания во внутреннем опыте учащихся позволяют быстро и прочно развивать деятельность школьников.

Основные обобщенные, прогнозируемые результаты изучения темы:

  1. Дети знают два способа проверки написания парной согласной в корне слова

  2. Умеют проверять написание парных согласных путем подбора однокоренных слов или путем изменения формы слова

  3. Умеют составлять предложения

Количество уроков по плану: 4

Количество срезовых работ: 3

Карта темы

Алгоритмы
Итоговая работа

Задания второго уровня

Задания третьего уровня, творческого

  1. Напиши слова по образцу:

А ) найди парную согласную,

подчеркни её.

Шуба-шубка трава-

Репа- стена

Яма- шкафы

Гряда глаза

Нора ложечка

Б) Вставь пропущенные буквы.

Молодые ли…ки очень ги…кие.

Остались от козлика ро..ки да но…ки.

Друг-это бли…кий тебе человек.

В зимний холо…всякий моло….

Ласковое солнце осветило золотой лу…

На гря…ке выросла сочная морко…ка.

  1. Определи правильно написано слово или нет. Докажи.

Морковка

Яготка

Коропка

Легкий

Крушка

Березка

Верхушка

Близкий

Фуражка

  1. Придумай и запиши три слова с парными согласными в корне слова.

Составь и запиши предложение с одним из этих слов.

Например: липка

Таблица взаимосвязи прогнозированных результатов учения школьников
заданий итоговой работы

Уроки по теме

I - уровень

II - уровень

III - уровень

1

2

3

а б

1. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

11

12

13

2. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова

21

22

23

3. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова

31

32

33

4.

Урок № 1

Тема «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

Срезовые работы

1

2

3

4

Знают звонкие и глухие согласные

Умеют находить в словах парные звонкие и глухие согласные по заданному образцу.

Умеют писать слова с парной звонкой и глухой со-

гласной в корне слова с использованием развёрнутой схемы алгоритма.

1. Напиши слова по образцу. Найди парную согласную. Подчеркни её.

Выдели корень

Лапка-лапа, кашка-…,глазки-…

2. Вставь пропущенные буквы.

Ветер качал стройные берёз/с.ки

Молодые дуб/п.ки посадили ученики нашего класса.

из слов.

Упражнения второго уровня

Коллективная работа:

1. гряд/тка, трав/фка, шкав/фчик

2. В зимний холод/т всякий молод/т.

Дул рез/ский ветер.

Фляж/ка

Полусамостоятельная работа:

1. короб/пка, морков/фка, кноб/пка

2. Левый берег/к реки отражался в воде.

Орла кормят клюв/ф да ког/кти.

Коро/пка

Самостоятельная работа:

1. чаж/шка, слив/фка, кож/шка

2. Друг/к- это близ/ский тебе человек.

Дети надели шуб/пки да шаб/пки.

кнобка

Урок № 2

Тема «Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова»

Срезовые работы

1

2

3

4

Дети знают алгоритм действия по определению правильного написания парной согласной в корне слова

Умеют правильно писать пропущенную парную согласную в корне слова с использованием промежуточной схемы алгоритма.

Составляют предложения

Вставь пропущенные буквы пользуясь заданным алгоритмом

Ле б/п…ка сли в/ф…ка гру д/т…ка

Кра з/с…ка ка ж/ш…ка

Составь и запиши предложение с одним из слов

Упражнения второго уровня

Упражнения третьего уровня, творческого

Коллективная работа: сказ/ска, зуб/пки, лев/ф

Помоги Незнайке.

По реке плывёт деревянный плод.

Составление и запись

предложения с одним

из слов.

Полусамостоятельная работа:голуб/пка,

шев/фская ( работа), нож/шка

Спелый плот упал на землю.

Составление

предложений (устно).

Самостоятельная работа:голов/фка, дуб/пки, рез/ский

Заяц ест сочную морковку.

Составление и запись предложения с одним

из слов.

Урок № 3

Тема «Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова»

Срезовые работы

1

2

3

Знают свернутый способ проверки написания парной согласной в корне слова

Умеют проверять написание парных согласных путем использования алгоритма в свернутом виде

Умеют составлять предложения с одним из данных слов

Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы.

Ле б/пка груд/тка бег/клое (чтение)

Слив/фка рез/ский каж/шка

Составь и запиши предложение с одним из слов

Упражнения третьего уровня, творческого

Коллективная работа:

Бров/фки груд/тка миг/кнул алмаз/сная чаж/шка

Составление и запись

предложения с одним

из слов.

Полусамостоятельная работа:

Желез/ска буд/тка щеб/пка банг/к книж/шка грав/фская (усадьба)

Составление

предложений (устно).

Самостоятельная работа:

Арбуз/сная шаж/шка боб/п газед/тка берег/к архив/фная

Составление и запись предложения с одним

из слов.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

-проверка готовности учащихся к уроку

2.Повторение ранее изученного.

Учитель: -назови парные согласные

Ученик: б в г д з ж

п ф к т с ш

Учитель:- Что такое корень?

Ученик: - Корень- это общая часть родственных слов.

Учитель: - Какие слова являются родственными?

Ученик: Родственные слова близки по смыслу и имеют общий корень.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы правильно написать парную согласную в корне слова?

Ученик: Перечисляет шаги частично свернутой процедуры (алгоритм 2)

3.Сообщение цели урока.

Учитель: К концу урока мы должны с вами:

  • узнать свернутый способ проверки написания парной согласной в корне слова;

  • уметь проверять написание парных согласных путем использования алгоритма в свернутом виде;

  • уметь составлять предложения с одним из данных слов

4. Коллективная работа в тетрадях и на доске.

Алгоритм действия находится на доске

ОБРАЗЕЦ:

дуб/пки

дубок, дубовая, дубы

дубки

По данному алгоритму и образцу объясняются и записываются слова:

Бров/фки груд/тка миг/кнул алмаз/сная чаж/шка

Учитель: - Сделаем вывод – как проверить написание парной согласной в корне слова?

Ученик:

ВЫВОД: Проговариваются шаги алгоритма.

Учитель: - составьте с одним из слов предложение (устно)

5. Минутка отдыха «Поймай пчелку»

6.Полусамостоятельная работа.

Работа выполняется с использованием (можно подсматривать) данного алгоритма.

Желез/ска буд/тка щеб/пка банг/к книж/шка грав/фская (усадьба)

Проверка.

Дети устно составляют предложения с одним из слов.

7. Взаимопроверка знания алгоритма (один рассказывает на ушко алгоритм, второй проверяет по записи, уточняют если нужно и меняются ролями)

8. Самостоятельная работа.

Работа выполняется по заданному алгоритму (алгоритм закрыт).

Арбуз/сная шаж/шка боб/п газед/тка берег/к архив/фная

Проверка.

8. Физическая минутка.

«Хлопки руками».

Составление предложений с одним из слов (устно).

10. Срезовая работа.

Помоги Незнайке. Вставь пропущенные буквы.

Леб/пка слив/фка каж/шка рез/ский бег/клое (чтение) груд/тка

Составь и запиши предложение с одним из слов.

«4»-11

«5»-14

11. Подведение итогов. Выставление оценок.

Выводы

Изучение данной темы по предложенной технологии способствовало достижению лучших результатов по сравнению с традиционным способом обучения.

Повысилось качество обученности. Итоговая работа написана только на «4» и «5». Дети с удовольствием работают по предложенным алгоритмам и используют их в изучении новых тем.

Ежедневные срезовые работы дали высокий результат усвоения темы и положительную мотивацию в изучении русского языка.

Благодаря данной технологии повысился интерес у учащихся к изучению русского языка. Исчезла боязнь получить неудовлетворительную оценку.

infourok.ru

Тема «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тема «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

  1. Познакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и составить алгоритм проверки написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов.

  2. Развивать логическое мышление, зрительную память, речь.

  3. Воспитывать умение преодолевать трудности и умение договариваться, работая в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронное пособие «Русский язык. 1 класс», презентация, карточки с буквами и словами, светофор, смайлики

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова и составлять алгоритм проверки написания парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель: создать положительную мотивацию и обозначить область изучаемого материала.

Учитель: Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел Яша погулять.

Тут ему навстречу буквы

И давай ему читать:

«Ты уж, Яша, не спеши,

Нас ты, Яша, заучи,

И тогда ты уже точно

Знания усвоишь прочно»

Учитель: К нашему Яше сегодня пришли звонкие и глухие согласные. Но они пришли не все. А вот какие буквы пришли к Яше вы хотите узнать?

Дети: Да.

Учитель: Тогда отправляемся в путь

  1. Актуализация знаний.

Цели: повторить знания о звонких и глухих согласных, необходимые для открытия нового, выявить затруднение в индивидуальной деятельности.

Учитель: Посмотрите, какие буквы пришли к Яше. Знаете ли вы эти буквы и что оних вы можете сказать. (Слайд 2)

Дети: П, б, в, ф, г, к, д, т ,з, с, ж, ш. Буква п обозначает глухие согласные звуки [п], [п‘], буква б, обозначает звонкие согласные звуки [б], [б‘] и т.д. А еще они образуют пары по звонкости и глухости.

Учитель: Сейчас посмотрим, как вы хорошо знаете эти пары. Мы с вами будем работать в парах. Перед вами на партах карточки с буквами. Один из вас берет карточку со звонким согласным, а второй находит ему пару – карточку с глухим согласным. Пара, первой выполнившая работу поднимает руки.

(Карточки с буквами п, б, в, ф, г, к, д, т ,з, с, ж, ш разложены на парты до начала урока. )

Учитель: Мы с вами, сейчас проверим, правильно ли вы справились с заданием. (Слайд 3). Та пара, которая правильно справилась с заданием, поднимает зеленый светофор.

(За выполнение задания дети получают смайлики.)

Учитель: А теперь обратите внимание на ленту букв. Что вы можете о ней сказать.

Дети: Лента букв разделена на три поля разного цвета. На красном поле расположены буквы обозначающие гласные звуки: в верхнем ряду – буквы, обозначающие один звук, а в нижнем ряду - буквы, которые обозначают два звука. На поле синего цвета расположены буквы, которые обозначают согласные звуки: в верхнем ряду – буквы, обозначающие звонкий согласный, в нижнем – глухой согласный звук. Две буквы звука не имеют, это ъ и ь знаки. Минутка чистописания.

Учитель: А теперь я закрою ленту букв, а вы выполните следующее задание. В своих тетрадях на одной строчке вы напишите звонкие согласные, на другой – глухие согласные. Сейчас мы увидим, как каждый из вас красиво может писать буквы. Приступаем к работе.

( На работу отводится 1 – 2 минуты вместе с проверкой задания)

Учитель: Все уже написали. Взяли в руки простой карандаш и проверяем. Если вы написали лишнюю букву на сточке, зачеркните её, если буквы нет, запишите её карандашом. Кто правильно справился с заданием, поднимите зелёный светофор, кто не справился – красный.

(Учащиеся получают смайлики)

Учитель: Вы такие у меня умные. Поэтому я считаю, что поможете Яше выполнить еще одно задание. Посмотрите на карточки со словами. Вам нужно составить пары слов и объяснить по какому признаку вы их соединили. Какая пара сделает работу, поднимает руки.

(Карточки со словами: зайка, сайка, Дима, Тима, жили, шили, вата, фата, гости, кости, бочка, почка, луг, лук разложены на парты до начала урока.)

Учитель: Давайте проверим, правильно ли вы помогли Яше. (Слайд 4)

( Учащиеся о правильности задания сигнализируют светофором.)

Учитель: По какому признаку вы объединили слова в пары?

Дети: В парах слов есть пара звонких и глухих согласных звуков.

Учитель: Где они стоят?

Дети: Они стоят в начале слова.

Учитель: Что же еще вы заметили?

Дети: Одна пара луг-лук не совсем похожа на остальные. В ней также есть пара согласных звуков, но они стоят на конце слова.

Учитель: Молодцы! Вы все правильно заметили. И именно эти слова я предлагаю вам запомнить. Они помогут нам познакомиться с темой урока и со своими друзьями словами. А вы хотите с ними познакомиться?

Дети: Да.

  1. Мотивация учебной деятельности (постановка проблемы)

Цели: Создать ситуацию, когда дети осознают, что их знаний недостаточно для того чтобы написать правильно парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Наши слова принесли нам сказку о своих братьях. Послушайте.


Учитель: Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

Дети: Написание парных звонких и глухих согласных в конце слов.

Учитель: Перед вами наши слова лу.. – лу… Как же их правильно написать? Вы знаете? (Слайд 5,)

Дети: Нет.

IV.Открытие новых знаний.

Цель: составить алгоритм написания парных звонких и глухих согласных в конце слова.

Учитель: Для того, чтобы определить какой парный звонкий или глухой согласный надо написать на конце слов, нам с вами надо правило. Вы его знаете?

Дети: Нет.

Учитель: Тогда нам надо провести исследование. А помогут нам в этом слова «много» и «один». (Слайд 5)

Учитель: Один луг. Какой звук вы слышите на конце слова лук?

Дети: Мы слышим на конце слова звук [г].

Учитель: Какую букву мне слове написать к или г?

Дети: Надо изменить слово, а это поможет сделать слово «много»

Учитель: Давайте попробуем изменить слово. Какое слово мы получим?

Дети: Много лука. Получили слово «лука».

Учитель: Что вы увидели, когда мы изменили слова?

Дети: Перед гласной а в слове мы слышим звук [к] и пишется буква к, потому что в слове лук нужно писать букву к.

Учитель: Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните в них букву к.

Учитель: Ребята, а зачем мы с вами проводили исследование?

Дети: Мы выполняли исследование для того, чтобы знать, как писать парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Можете ли вы сделать вывод о том, как надо писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце?

Дети: Изменить слово так, чтобы наш звук слышался отчетливо, а затем записать само слово.

Учитель: А как мы можем назвать эти два слова?

Дети: Слово, при написании которого мы сомневаемся, называются проверяемыми, а слова, которые мы находим, чтобы проверить эти слова называются проверочными.

Учитель: А сейчас мы с вами узнаем, какие слова считают проверочными и проверяемыми, авторы учебника. Давайте обратим внимание на страницу 98.

(Дети читают текст про себя, затем вслух) (Слайд 6)

Учитель: Какие слова называются проверяемыми и где на картинке проверяемое слово?

Дети: Слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук на конце слова. Луг

Учитель: Какие слова называются проверочными и где он на картинке?

Дети: Слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком. Луга

Учитель: А вот перед вами алгоритм правописания слов с парными звонкими и глухими согласными. (Слайд 7)

V.Первичное закрепление.

Цели: Проговаривание нового знания, и упражнение в работе по алгоритму.

Учитель: А сейчас мы будем работать над данным правилом. Откройте учебник на странице 96 , упражнение 8.

- Прочитайте пары слов.

- Как произносятся согласные звуки на конце слов в этих парах? (Одинаково)

- Можно ли на слух определить, какой буквой нужно обозначать парный согласный? (Нет)

- Почему? ( Потому что мы не точно слышим конец слова.)

- Как можно обозначить парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова? ( Разными буквами.)

- Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце? (Проверять.)

Учитель: Переходим к упражнению 9.

- Найдите пары слов и прочитайте. Сравните.

- Когда написание расходится с произношением? (На конце слова.)

- В каких словах нужно проверять написание? (Гриб, глаз, рог, чиж, сад, лев)

- А какие слова будут проверочными? (Грибы, глаза, рога, чижи, сады, львы.)

- Какой вывод можно сделать? (Чтобы проверить написание слова с парным звонким или глухим согласным на конце слова, надо изменить слов, чтобы парный звук слышался отчетливо)

- Прочитайте последнее задание в упражнении. Выполните упражнение по образцу. Кто закончит первым поднимет руку. К доске вы будете выходить по цепочке.

(После проверки упражнения, учащиеся получают смайлики)

Учитель: Прочитаем правило в учебнике про себя. (Один учащийся читает вслух)

Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?

Дети: Изменить слово так, чтобы после согласного стол гласный.

VI. Физкультминутка

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл,

В пятницу я бегал, прыгал

И немножко танцевал,

А в субботу, в воскресенье

Целый день я отдыхал.

VII. Самостоятельная работа.

Цель: проверить применение правила и алгоритма записи.

Учитель: Вы немного отдохнули и вспомнили дни недели. (Слайд 8)

Учитель: В каких названиях дней недели встречается наше правило.

Дети: Понедельник, вторник, четверг.

Учитель: А кто из вас может подобрать проверочные слова к этим словам?

(Дети говорят несколько вариантов слов, каждый вариант проговаривается, например: понедельники, понедельника, понедельников и т.д.)

Учитель: А в каких случаях мы можем сказать слово «понедельники», «понедельника», «понедельников»?

Дети: Много понедельников прошло после каникул. После понедельника идет вторник. В понедельники трудно вставать в школу.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Что каждое из этих слов может быть проверочным, потому что в них после парного согласного стоит гласный.

Учитель: Давайте запишем эти слова вместе с проверочными словами.

(Задание учитель проверяет и дает ребенку смайлик.)

Учитель: мы работаем с учебниками на странице 98, упражнение 10. Прочитайте задание про себя. Читаем вслух.

- Прочитайте слова.

- Разделите слова на две группы.

- Назовите проверочные слова.

- Назовите проверяемые слова.

- Написание каких букв надо проверить в этих словах?

- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

(Учащиеся, после проверки задания, получают смайлик.)

Дополнительные задания для сильных учащихся. Они выполняют работу на карточках.

Вставьте букву «б» или «п».

Прору…ь, ду…, хле…, сру…, сте…ь, гри…, зу…, лесору…, сно…, стол…, кра… .

Вставьте букву «д» или «т».

Обе…, гроз…ь, приве…, снегопа…, гра…, мё…, тру…, кист…ь, зу…, огоро…,

Учитель: Как проверить парный звонкий или глухой согласный на конце слова.

Учитель: К нам в гости пришло еще одно слово. Посмотрите. Словарная работа

(Отрывок из электронного пособия «Русский язык. 1 класс» словарное слово тетрадь)

Учитель: Какую букву надо запомнить в слове тетрадь. Запишите слово и подчеркните эту букву.

Учитель: Давайте выполним задание с данным словом. (Задание из электронного пособия выполняется устно.

Учитель: А какое еще правило есть в этом слове?

Дети: Правило о парной звонкой и глухой согласной.

Учитель: В этом слове, ребята, два правила. Первое о непроверяемой гласной, а второе о парной звонкой и глухой согласной.

VII. Включение нового правила в систему знаний.

Цель: дифференцировать задания от типа полученных знаний.

Учитель: У вас на партах слова. Работая в парах, вам необходимо разложить эти слова на группы и объяснить по какому признаку вы их объединили.

(Слова: рыбак, камыш, ёрш, учитель, класс, дежурный, коза, овца, цветы)

Учитель: Давайте проверим, что же у вас получилось?

(Учащиеся читают группы слов и объясняют, почему именно так они подели на группы данные слова.)

Учитель: А посмотрите, как наш знакомый Яша записал эти слова (Слайд 9)

Как вы думаете, а он, по какому признаку разделил эти слова?

Дети: В первом столбике словарные слова, во втором слова с безударной гласной в корне, в третьем – слова с парными звонкими и глухими согласными.

Учитель: А как вы думаете, есть ли слова, в которых мы можем встретить сразу два правила?

Дети: Да

Учитель: Назовите хотя бы одно такое слово.

(Если дети внимательны, то они назовут слово тетрадь.)

Учитель: Таких слов много. И я предлагаю сейчас вам записать три слова и вставить буквы, а вот какие вам надо подумать.

(Слова: ленив, старик, лежит.) Учащиеся работают самостоятельно, а затем проверяют слова. Для проверки учащимся раздаются листочки со словами.

Учитель: Эти слова отвечают на разные вопросы, обозначают и предмет, и действие, и признак, а правила имеют одинаковые.

IX. Рефлексия

Цели: осознание нового знания и самооценка своей деятельности.

Учитель: Чему новому научились сегодня на уроке?

Дети: правильно писать парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Учитель: Как проверить парный звонкий и глухой согласный на конце слова?

Дети: Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

Учитель: Про наше правило есть стихотворение.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Учитель: Какие слова называются проверяемыми?

Дети: Это такие слова, в которых проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук.

Учитель: Какие слова называются проверяемыми?

Дети: Это такие слова, в которых проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук на конце слова.

Учитель: Какие слова называются проверочными?

Дети: Это такие слова, в которых проверяемая буква находится перед гласным звуком.

Учитель: А теперь посмотрите на смайлики и оцените свою работу.

(Дети, поднимают над головой те смайлики, которых у них больше)

Учитель: Яша просит вас помочь ему выполнить домашнее задание

С данными словами составить три предложения, но так чтобы в одном предложении было по три слова. Слова: рыбак, камыш, ёрш, учитель, класс, дежурный, коза, овца, цветы.

infourok.ru

Звонкие и глухие согласные на конце слова

Дата: 01.09.2012 Автор: Dictread Тема: Диктанты 3 класс

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

Слова.

Дуб, герб, голубь, гриб, зуб, клуб, лоб, столб, сугроб, хлеб, суп, серп, тулуп, цепь, укроп.

Бровь, клюв, кровь, лев, морковь, обрыв, обувь, остров, сев, рев, рукав, улов, хлев, шарф, шкаф, штраф.

Берег, враг, друг, круг, луг, овраг, пирог, снег, сапог, слог, стог, рог, творог, утюг, флаг, шаг, юг, бак, бок, бык, волк, галстук, гудок, дневник, звук, жук, крик, крюк, лак, лук, мак, молоток, охотник, песок, рак, рыбак, парк, сок, урок, танк, фартук, язык.

Год, гвоздь, город, дед, дождь, доклад, дрозд, завод, мед, лошадь, медведь, лед, народ, наряд, огород, обед, отряд, парад, плод, площадь, поход, поезд, пруд, рад, ряд, сад, след, склад, тетрадь, труд, холод, хоровод, бант, бинт, брат, буфет, винт, гость, букет, кость, кисть, кит, кот, крот, куст, балет, лифт, молот, мост, плот, прут, рост, рот, салат, салют, свет, свист, самолет, сеть, флот, фронт, халат, хвост.

Арбуз, воз, груз, глаз, грязь, колхоз, мороз, низ, приз, рассказ, совхоз, таз, вальс, вкус, вес, голос, гусь, колос, лес, лось, матрос, нос, овес, пес, час.

Багаж, гараж, еж, нож, пляж, стриж, сторож, уж, чиж, стаж, ерш, камыш, карандаш, ландыш, марш, шалаш.

1. Вот тебе прут. Гони гусей на пруд. 2. В огороде вырос лук. Луг покрылся сочной травой.

1. По реке плывет плот. С дерева упал спелый плод. 2. У отца в руках молот. В зимний холод мы кормили птиц.

1. За домом рос старый дуб. 2. Лена терла морковь для салата. 3. Рак жил под камнем. 4. Мы идем на балет.

1. Я люблю арбуз, а брат — дыню. 2. В вагоны грузили багаж. 3. У дедушки лисий тулуп. 4. Мама свяжет брату шарф.

1. Собака — верный друг. 2. Начался учебный год. 3. Зазвучал школьный вальс. 4. В лесу рос душистый ландыш.

1. На окно сел голубь. 2. Дети встали в круг. 3. Гриб рос под елкой. 4. Это шкаф для книг.

1. Налей воду в таз. 2. Брат ставит машину в гараж. 3. В суп положили укроп. 4. Учитель ставит в дневник оценки.

1. Тетрадь стоит две копейки. 2. Мороз сковал реки льдом. 3. Охотник набрел на большой шалаш. 4. На лугу стоял стог сена.

1. Обрыв зарос густым ельником. 2. В слове «конь» один слог. 3. Наш герб — серп и молот. 4. Отлично служит матрос Орлов.

1. Утром купили свежий хлеб. 2. Надо детям купить обувь.

3. На первый ряд сели наши гости. 4. В лесу много берез.

1. Учитель делал доклад. 2. Один рог у быка сломан. 3. У берега рос камыш. 4. У Веры в клетке жил чиж.

1. Наш народ строит новую жизнь. 2. Наш отряд идет на парад. 3. Город Москва очень большой.

1. Возьми нож и вилку. 2. В траве полз уж. 3. Собака напала на след. 4. Дрозд клюет ягоды.

1. Я получил первый приз. 2. На обед дали пирог с капустой. 3. У Вали сильный голос. 4. За лесом большой луг.

Игра.

Дети встали в круг. Они играют. Миша — волк. Волк ловит гусей. Один гусь у волка. Миша рад.

Ваня.

Ваня нес хлеб. Он устал. Сел Ваня под куст и уснул. А Рекс тут как тут. Ест пес хлеб и рычит. Проснулся Ваня. Нет хлеба. Плачет Ваня. А Рекс скулит. Жалко Ваню.

Зимой.

Был мороз. Выпал пушистый снег. Дети взяли коньки и лыжи. Они вышли в парк. Там горка и пруд. Легко бегут коньки по льду. Быстро едут лыжи с горки. Хорошо зимой!

 

Выборочные диктанты.

На парад

Идет отряд.

Барабанщик

Очень рад.

(А. Барто.)

 

За оградой виден сад —

Молодые яблони.

Там работает отряд

С тачками и граблями.

(А. Барто.)

 

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

(С. Михалков.)

 

Год прошел, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют — двенадцать раз.

(С. Маршак.)

 

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку…

(Г. Ладонщиков.)

 

Снег расстроился до слез:

Дом сосульками оброс.

(Л. Зубкова.)

 

Говорят прохожие:

— Вот весна идет!

А это я работаю,

Разбиваю лед.

(А. Барто.)

 

Флот плывет к большой земле;

Флаг на каждом корабле.

(С. Маршак.)

 

Мед медведь в лесу нашел —

Мало меду, много пчел.

(С. Маршак.)

 

Вот какой у нас арбуз

Замечательный на вкус!

Даже нос и щеки

Все в арбузном соке.

(3. Александрова.)

 

На иглу нацепит ежик

Грушу, сливу — всякий плод,

Что под деревом найдет.

(П. Воронько.)

 

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

(М. Познанская.)

 

Самодиктанты.

Светофор мигнул и — раз!

Вдруг открыл зеленый… (глаз).

 

Замечательный на вкус!

Алый, сахарный … (арбуз).

 

Дружно выстроившись в ряд,

Дети вышли на … (парад).

 

Береги нос

В сильный … (мороз).

 

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский… (сад).

 

Всякий молод

В зимний… (холод).

 

Пришел домой художник наш,

Он взял тетрадь и … (карандаш).

 

Это в небо голубое

В честь победы пушки бьют,

И звучит над всей страною

Майский, праздничный… (салют).

 

Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю.

 

Кто найдет мой длинный ход,

Сразу скажет — это … (крот).

 

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? … (тетрадь)

 

Солнце жарче припечет,

С неба дождь на нас польет.

Зацветет, зазеленеет

Наш веселый … (огород).

 

Комментированное письмо.

1. Берег речки крутой. 2. У дома рос дуб. 3. В парке много берез. 4. Рыбак закинул сеть.

1. В октябре часто идет дождь. 2. На лето мальчики уехали в колхоз. 3. У нас строят большой клуб. 4. Надо вбить гвоздь. Дай мне молоток.

1. Столб врыли рабочие. 2. Ровно в шесть часов гудит гудок. 3. Отец и дед идут на завод. 4. Лев — сильный зверь.

1. У грача клюв острый. 2. У дома целый сугроб снега. 3. Мой брат нес флаг. 4. Из чащи леса раздался рев. Это медведь.

1. Еж колкий, и ерш тоже. 2. В сумке тетрадь и карандаш. 3. Вася чистил лук. 4. Морковь и салат — овощи.

Прогулка.

Миша и Глеб пришли в лес. На поляне рос дуб. Он был очень старый. Под дубом они нашли много ягод. Нашли и гриб.

В деревне.

Летом я был у бабушки. Окна дома выходят на берег реки. Около дома огород. На огороде росли лук, морковь, укроп. Рядом с домом клуб. Я и Вова часто ходили туда.

Медведь.

Медведь нашел под елкой яму. Он устроил там берлогу. Подул ветер. Выпал снег. Спит медведь под снегом.

 

Творческие диктанты.

Гриб. Суп.

Обувь. Шарф.

Флаг. Галстук.

Народ. Салют.

Нож. Карандаш.

 

Контрольные диктанты.

Петин брат.

У Пети есть брат. Брат работает в Москве. Петя знает Москву. Это большой город. Петя был у брата. Он видел завод. Брат — мастер цеха. (24 слова.)

Зимой.

Был зимний день. Ваня вышел в парк. Ветер качал ветки берез и лип. Ваня побежал на пруд. На пруду был крепкий лед. (22 слова.)

Сад.

Вот школьный сад. В ряд стоят яблони и груши. Радуют глаз спелые плоды. Много здесь и ягод. Пионерский отряд работает в саду. Школьники собрали хороший урожай. (26 слов.)

Зима пришла.

Наступила зима. Выпал пушистый снег. Ударил сильный мороз. Ребята вышли в парк. Там пруд. На пруду лед. У Коли коньки. У Нины лыжи. Оля возит Лену на санках. Весело ребятам. (30 слов.)

Осень.

Осень. Уже октябрь. Идет дождь. На улице грязь. Кругом большие лужи. Коров загнали в хлев. Мне купили новую обувь и зонт. Я иду гулять. (24 слова.)

Летом.

Ребята пошли в лес. Там пруд. Тихо шуршит камыш. Мальчики нашли плот. Они уплыли на другой берег. Там пляж. Ребята купались.

Ноябрь.

Ноябрь. Сад пуст. Наступил холод. Выпал первый снег. В воздухе кружились пушистые снежинки. Они тихо падали на землю. Стали белыми крыши, сад, луг, огород. (24 слова.)

За грибами.

Вот овраг. Дальше лес. Ребята зашли в чащу. Они набрали грибов. Игорь нашел пять белых. Вкусен пирог с грибами. Хорош и грибной суп. (23 слова.)

dictations.ru

Звонкие и глухие согласные звуки

Ответы к стр. 10 - 18

Упражнение 17, с. 10

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую - буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

 Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

 

Звонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

  • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

ч - [ч’]        м - [м], [м’],      й - [й’]      т - [т], [т’]

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Такой на улице мороз -
Я, как сосулька, весь промёрз.

Л. Яковлев

  • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса.

Упражнение 20, с. 11

20. Впишите в "домик" пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

лоб, хлеб
зов, клюв
дог, снег
обед, холод
гараж, стриж
мороз, рассказ
б - п
в - ф
г - к
д - т
ж - ш
з - с
сноп, коп
шарф, жираф
ток, лук
кот, пилот
малыш, карандаш
кокос, страус
  • Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

Упражнение 21, с. 11

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Алфавит, вдруг, город, завод, карандаш, класс, молоток, мороз, народ, обед, платок, рисунок, ученик, язык.

Упражнение 22, с. 12

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Парные согласные - самые опасные!
В корне ты их проверяй -
Рядом гласный подставляй!

Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы "опасными", потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это "ошибкоопасные" места, или орфограмма.

Упражнение 23, с. 12

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хлеб, будет и обед. 2. Был бы пирог, найдётся и едок. 3. Кто ленив, тот и сонлив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медведь неуклюж, да дюж.

  • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медведь (медведи), неуклюж (неуклюжий).

Упражнение 24, с. 12

24. Прочитайте.

Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.

Г. Волжина

  • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

Мороз, снег, вяз, озяб, дуб, замёрз, насквозь.

Упражнение 25, с. 13

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог по кличке Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком,
А пёс бульдог по кличке Дог -
В ней рядом за столом.

  • Как вы думаете, что в этих строках правда?

Правда:
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты...
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком...
Строчки про бульдога - небылица.

  • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

Упражнение 26, с. 13

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

чá[ш]ка - чáшка           укá[с]ка - укáзка
лó[ш]ка - лóжка            кá[с]ка - кáска
лá[ф]ка - лáвка             лó[к]ти - лóкти
кó[ф]та - кóфта             кó[к]ти - кóгти
шá[п]ка - шáпка            лó[т]ка - лóдка
шý[п]ка - шýбка            щё[т]ка - щётка

  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Чашка (чашечка), ложка (ложечка), лавка (лавочка), кофта - словарное слово, надо запомнить, шапка (шапочка), шубка (шубы), указка (указочка), каска (касочка), локти (локотки), когти (коготки), лодка (лодочка), щётка (щёточка). 

Упражнение 27, с. 14

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Нóгти, загáдка, скóльзкий, моркóвный, моркóвка, рóбкий, сторóжка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

  • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Рóбок) рóбкий, (сторожи́ть) сторóжка, (загáдывать) загáдка, (нóготь) нóгти, (скользи́ть) скóльзкий, (моркóвный) моркóвка.

Упражнение 28, с. 14

28. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Золушка, убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. Белоснежка очень подружилась с семью гномами.

  • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Упражнение 29, с. 15

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Дубки́ - дубы́, я́годка - я́годы.
Лóвкий - лóвок, бли́зкий - бли́зок.
Лóжка - лóжечка, булáвка - булáвочка.
Прóсьба - проси́ть, сторóжка - сторожи́ть.
Вéжлив - вéжливый, хорóш - хорóший.

  • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Упражнение 30, с. 15

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я гладкий
И на вкус приятно сладкий.
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня арбуз.        

    

Упражнение 31, с. 15

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́вки, голубцы́, пирожки́, водолáз.
2. Вдруг, блýзка, сапóжки, рубáшка.

Лишние слова -  водолаз, вдруг, так как орфограмма на конце слова, а в остальных - в корне слова.

  • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Упражнение 32, с. 16

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?
Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.
Г? К?
Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.
В? Ф?
Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.
Д? Т?
Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.
Ж? Ш?
Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.
З? С?
Груз, соус, салазки, маска, сказка.

Упражнение 33, с. 16

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.
2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пруд.
3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лук.
4. На клумбе рос куст алых роз.

  • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Упражнение 34, с. 17

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

Произношу! Проверяю! Записываю!
ястре[п]
д[и]ревья
заво[т]
м[а]ряк
сапо[к]
д[а]лёкий
ре[т]кий
ястребá
дéрево
завóды
мóре
сапоги́
даль
рéдок
ястреб
деревья
завод
моряк
сапог
далёкий
редкий
  • Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

Упражнение 35, с. 17

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1.  Сам худ, голова с пуд, как ударит - крепко станет. (М о л о т о к)
2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (И н е й)

  • Подчеркните в словах орфограммы.

Упражнение 36, с. 18

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Январь

Я люблю тебя, Январь!
Для меня ты месяц лучший -
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтáрь!
Солнце, снег, огонь, мороз -
Пламя белое берёз!

С. Козлов

  • Согласны ли вы с мнением автора?  Что означает слово янтарь?

Янтарь - окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

  • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

Упражнение 37, с. 18

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистые снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.

  • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

  • Составьте устно текст на эту тему.

На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.
Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.
Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Звонкие и глухие согласные звуки

4.7 (94%) от 10 голосующих

razviwaika.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *