Форма слова 2 класс – Форма слова в русском языке – что такое, примеры (2 класс)
Урок русского языка. 2 класс. Родственные слова и формы слова.
Русский язык. 2 класс.
Тема: «Различение родственных слов и форм слова».
Цель: содействовать формированию понятий «родственные слова» и «формы слова».
Задачи:
Предметные:
— закрепить представление о родственных словах;
— познакомить с понятием «формы слова»;
— учить различать эти понятия.
Метапредметные:
— учить принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— создать условия для формирования умения сравнивать, обобщать, классифицировать языковой материал;
— учить подводить под понятия на основе распознавания существенных признаков;
— развивать умение выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками.
Проверка готовности к уроку.
Минутка чистописания.
— Отгадайте загадку.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос, стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
— На минутке чистописания пишем букву, которая в этом слове обозначает согласный, твердый парный, глухой парный звук.
— Почему буква Б обозначает звук [т]?
— Подберите проверочное слово.
— Пишем заглавную и строчную букву П.
У каждого из нас есть родственники. Что общего у всех родственников?
— Как понимаете выражение «родственные души»?
— Вы знаете что есть родственные слова. С сегодняшнего дня начинаем изучать тему «Что такое родственные слова и формы слова».
— Может быть у вас появились какие-то вопросы?
— В течение изучения темы мы обязательно ответим на все ваши вопросы.
4. Актуализация знаний.
— Упражнение 83 (а). К каждому рисунку выбери подпись. Напиши их в столбик с соответствующей цифрой.
1.дуб
2.дубок
3.дубрава
Что общего у этих слов? (ед.число, что?, одинаковый корень, однокоренные).
Какие слова называем однокоренными или родственными?
Действительно ли эти слова похожи по смыслу. Определите лексическое значение каждого слова.
Сверяем толкование детей по словарю.
Выделите корень.
Докажите ещё раз что это родственные слова (спрашиваю слабого).
Уточните: однокоренные слова похожи по смыслу или обозначают одно и то же?
5. Открытие новых знаний и первичное закрепление.
— Упр. 83 (б) Рядом с первым столбиком слов напишите в столбик краткие ответы на вопросы:
— Что нарисовано под №1?
— К чему летит птичка?
— Вокруг чего ходит кот?
Прочтите слова: дуб, дубу, дуба.
Мне кажется, что мы записали еще одну группу родственных слов. Вы согласны со мной? Для доказательства вспомните существенные признаки однокоренных слов.
Правильно ли будет если я скажу, что здесь записаны названия одного и того же предмета? Доказывают. (Лексическое значение не меняется)
А что в них изменилось?
Если лексическое значение слова остается прежним, а меняется только окончание слова, то говорят, что меняется форма слова.
Значит во втором столбике записаны не родственные слова, а формы одного слова.
— Упр. 84. Устно дополни первое предложение. Выпиши родственные слова. Выдели в них корень. Рядом напиши оба слова в форме множественного числа. Сделай такую же запись с другими предложениями. Сравни смысл родственных слов и форм слова.
Человек, который служит на море. – это ____ . Человек, который ухаживает за садом, — это ____ . Человек, охраняющий лес, — это ____ . Инструмент для проведения прямой линии – это ____ .
— Физминутка.
Называю пары слов, если это родственные слова – хлопают, если формы слова – топают.
Например, стол – столик, стол – столу.
6. Первичная проверка.
Тетрадь № 2 упр. 1.
Взаимопроверка в парах с доказательством своего мнения.
7. Рефлексия.
— Смогли ли ответить на какие-то из возникших у вас в начале урока вопросов?
— Подведите итог работы по опоре (Мне было трудно… Теперь я знаю … Теперь я могу… В жизни мне пригодится…).
8. Домашнее задание.
Упр. 85. Прочитай отрывок из сказки. Выпиши полные имена Комара и его родственников. Сравни смысл родственных слов.
или
Подбери несколько загадок. Запиши их. К словам отгадкам подбери родственные слова и формы слова.
infourok.ru
«Слово и формы этого слова. Родственные слова» (2 класс)
Технологическая карта урока
Планируемые результаты:Предметные результаты
уметь различать разные формы одного слова, родственные, однокоренные слова;
понимать, что разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями и предлогами (словами-помощниками), а родственные слова отличаются основами.
развивать умения распознавать и подбирать формы слов, однокоренные слова и выделять в них корень;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: планирование результатов деятельности, оценивать результат своей работы на уроке; делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации при работе в группе, в паре.
Личностные результаты: определять и высказывать под руководством педагога простые правила поведения при сотрудничестве; определять личностные ценности, смысл, значение изучаемого материала.
Оборудование и материалы
Для педагога
Для учащихся
Учебник, тетрадь №1.
Учебник, тетрадь №1, простой карандаш.
Основные этапы и виды деятельности
— актуализация изученного материала.
Вот прозвенел звонок-
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Откройте учебник на стр.86, отметьте закладкой.
-Скажите, что называется окончанием?
— Какое окончание называется нулевым?
— Есть слова-названия предметов, у которых нет окончаний? Назовите.
— Что называется основой?
-Какие слова называются родственными?
Открывают учебник на стр.86
— Изменяемая часть слова – это его окончание.
— Окончание, которого мы не видим, называется нулевым окончанием и обозначается пустой клеткой.
-Есть слова, у которых нет окончаний. Нет окончания – значит, слово никак никогда не изменяется! Например: кино, кенгуру, пальто, метро, кафе, кофе, эскимо, зебу, эму, какаду.
— Часть слова без окончания называется его основой.
— Слова, имеющие общую часть, которая хранит их общий смысл, называются родственными. Например: лес, лесник, лесной.
К1, К2, Л1, Л2.
Актуализация опорных знаний и мотивация.
Работа по учебнику, постановка и решение проблемных ситуаций
— Я предлагаю вам работу в парах. Упражнение 56 . Прочитайте стихотворение и попытайтесь ответить на вопрос: это формы одного и того же слова или родственные слова? Какого же? Как об этом вы узнали? А что такое форма слова?
(На доске слова)
Листок
Листка
К листку
Листки
— Являются ли эти слова родственными? Или это формы одного и того же слова? Как об этом вы узнали?
Листок
Листочек
Лист
— Молодцы! А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите в тетради.
— В них есть общая часть, в которой заключён их общий смысл?
— Ребята, как вы считаете, научились ли вы отличать формы слов от родственных слов?
Работа в парах.
-Форма слова- это изменение окончания у одного и того же слова.
Эти слова не являются родственными, так как у них одинаковая основа. Это одно слово листок в разных формах.
— Это родственные слова, так как у них разные основы.
— Эти слова имеют общую основную часть.
Некоторые дети затрудняются ответить на вопрос, другие – высказывают своё мнение.
Л2, Л3, П1.1, П1.2, П1.3
К1, К2, К3, К4, П2.3.
Постановка учебной задачи
— создание условий для определения темы,
— формулирования цели и учебных задач урока
— Какова тема нашего урока?
— На какой вопрос нам предстоит ответить?
— Слово и формы этого слова. Родственные, однокоренные слова
— Учиться распознавать и подбирать формы слов, родственные слова, выделять корень.
К1, К2, К3, К4, П2.3.
Физминутка
Проводит учитель с дежурными.
Повторяют движения.
Поиск решения учебной задачи.
ТЕКСТ: Маша и Миша пошли в лес. Лесная дорожка привела их к домику лесника. За домиком лесника начинался молодой лесок.
-А кто такой лесник?
— Давайте убедимся и посмотрим в толковом словаре.
— Есть ли в этом тексте родственные, однокоренные слова?
— ВЫПИШИТЕ их в столбик и выделите корень.
— А есть ли в этом тексте формы одного и того же слова? А какого слова?
— Выпишите их рядом во 2 столбик. Подчеркни их на доске.
Высказывание детей.
— Лесник, -а. Лесной сторож. Например: лесник охраняет лес.
1 ученик на доске 2 ученик на доске
— лес,
лесника,
лесная,
лесок к домику,
за домиком
— домик
Л2, Л3, П1.1, П1.2.
Первичное закрепление.
Диагностические задания на осознание и понимание материала
— Посовещайтесь друг с другом и задайте вопросы по новой теме урока.
Упражнение 57. Запишите слова.
-Это разные слова?
В них есть общая часть, в которой заключён их общий смысл? Выдели её сверху дугой.
Это родственные слова?
-Прочитайте слова:
Снег, снеговик, снегом, снеговики.
— Выпишите на одной строчке родственные слова в начальной форме, а на другой – формы каждого слова (парами). В родственных словах выдели дугой сверху общую часть, в которой заключён общий смысл слов.
Анишит Йкоповна предложила сравнить слова в парах:
солдат и боец; храбрый и смелый; смотреть и глядеть
— Можно ли сказать, что слова в парах имеют сходное значение? – спросила Волшебница.
— Как вы ответите Анишит Йкоповне?
— А можно ли считать слова в парах – родственными? Как вы считаете? Кто сомневается можно воспользоваться подсказкой Летучей Мыши (стр.86)
Самостоятельно выполним задание в тетради на стр.29 упр.35.
1 ученик записывает на доске
Снег, снеговик, Снегурочка, снеговой.
Работа в парах. Задают друг другу вопросы по теме.
-Это разные слова.
-Снег
— Родственные слова – это слова, имеющие общую основную часть.
Снег — снеговик
Снег – снегом, снеговик – снеговики.
— Эти слова имеют общее значение в парах.
— Эти слова нельзя считать родственными.
Взаимопроверка
К1, К2, К3, К4, П2.3.
Итог урока.
Подведение итогов.
-Что вы знаете о корне слова?
— Какие слова называются родственными?
— А что такое форма слова?
— Форма слова — это изменение окончания у одного и того же слова
Р4, Р5, Р6
Домашнее задание
учебник (1), стр.88 упр.59
infourok.ru
Форма слова это 2 класс — Славянская культура
ГДЗ по русскому языку 2 класс рабочая тетрадь 2. Прочитайте объявление, которое Тревор мог выбрать, еще раз и составьте список полезных слов и фраз, чтобы обсудить это. Наиболее распространенные формы в виде палочек, шариков и спиралек. Форма существования художественное произведение, средством проявления. Многие сказки, которые ты читала, начинались со слов В некотором царстве, в некотором. Оборудование для учителя презентация по теме Слово и формы этого. Термин форма слова может употребляться как по отношению к конкретному слову словоформе, так и по отношению к классу. Подчеркнуть в разложении меньшего числа меньших чисел множители, которые не вошли в разложение большего числа в нашем примере это 2. Палочковидные бактерии называют бациллами. Принимает форму любого сосуда. Если же сравнить слова водный подводный подводник, то можно обнаружить некоторые различия в. Это означает, что можно ввести слово русского языка в любом числе, роде, падеже и любой другой форме. Перейдя к соответствующей теме, можно прочесть правила, а также выполнить. Открытый урок 2 класс Русский язык ПНШ Начальная форма словназваний действий предмета. Вам грамотно писать Также Вы узнаете, что тако. Удивительно оригинальные и без труда запоминающиеся. Материал по программе учебника Окружающий мир 2 класс Что такое явление природы? Является ли оно простым объеди нением людей или представляет собой сложную совокупность че ловеческих взаимоотношений и форм. Укажите адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях. В русском языке немало слов, правописание которых у многих вызывают некоторые трудности. Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на. Оборудование учебник Русский язык 2 класс, часть 3 Н. ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 КЛАСС. Перед изучением данной темы учащиеся 2 класса знакомятся с начальной формой слова. Слова, которые называют предметы, отвечают на вопросы Кто? Окружающий мир для 2 класса и обращают внимание на то, какие по. Чураковой, тетрадь для самостоятельной работы 2. Решебник и ГДЗ по Русскому языку для 4 класса, авторы учебника Каленчук М. Популярными списками являются слова из 25 слогов. ФОРМЫ ОДНОГО СЛОВАэто разные. Эссе Мама 1, 2, 3, 4 класс Мама это самый родной и близкий человек для всех людей.Выбрав предмет и класс в левом меню, вы попадаете на страницу со списком тем. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое. Как ты думаешь, можно ли информацию, представленную рисунком, выразить в другой форме текстом? Обязательно проверяй выбор буквы, изменяя форму слова или подбирая родственное слово так, чтобы. Форма слова это 2 класс. 2 АООП НОО обучающихся с ЗПР может быть реализован в разных формах как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах. Правила памятки по русскому языку 23 классы. До обеда Карл Иванович, как обычно, занимается с детьми немецким языком, историей и т
Следовательно, это формы одного и того же слова. Материальный носитель литературного вида искусства это слово, с помощью. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 2 классов начальной школы. Уши длинные не менее половины длины головы, имеют клиновидную форму. Хвост короткий, снаружи почти незаметен.
0 просмотров0 комментариев
slavyanskaya-kultura.ru
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по ПНШ «Начальная форма слова»
Автор: Пискунова Н.А.
Урок русского языка
Тема: Начальная форма слова.
Цели: показать, что слова-признаки изменяются по родам;
Объяснить, как определить начальную форму слов-признаков;
Учить сравнивать разные формы одного и того же слова;
Формировать умение определять начальную форму слов-признаков.
Тип урока: знакомство с новой темой.
Формируемые УУД:
Личностные:
— признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
— проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
Регулятивные:
— участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения,
— сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
— сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
— вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
Познавательные:
— делать выводы на основе обобщения;
— определять последовательность действий для решения предметной задачи.
Коммуникативные:
— подтверждать аргументы фактами;
— слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
— участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
Ход урока.
1.Этап самоопределения к деятельности
1.Организация детей к уроку.
— С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
2. Актуализация знаний.
-Откройте тетради и запишите число
— Узнайте, о какой части речи будем говорить.
Найди лишнее слово(слайд 1)
Дом, лист, красивый, дерево.
— Почему лишнее? (это слово-признак отвечает на вопрос (какой?), остальные слова – существительные)
-Для каждого слова назови форму множественного числа
Дом – дома, лист- листья, дерево – деревья. (запись в тетради)
-Назови слова-названия предметов в начальной форме
Дом, лист, дерево.
-Как определить начальную форму слов-предметов?
(Слова-предметы в ед. ч., отвечают на вопросы: кто? что?)
— Попробуй определить тему нашего урока.
(Начальная форма слова) (слайд 3)
Работа в парах .
— Вспомните, что знаете об имени существительном, и отметьте в тесте верный ответ.
Тест.
1. Что такое имя существительное?
2. Что обозначает имя существительное?
3. На какие вопросы отвечает имя существительное?
4. Перечисли несколько признаков имени существительного.
Проверка в парах (оценка в баллах на листках самооценки)
3. Обобщение о существительном.
— Расскажите, все, что знаете об имени существительном.
(Это часть речи;
— обозначает предмет;
— отвечает на вопросы кто? что?;
— в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом предложения.
— изменяется по числам
— может быть одушевленными или неодушевленными.)
4. Работа над темой
Работа в учебнике с. 74, упр 49
Спиши стихотворение, подчеркни орфограммы (трудные написания слов)
5. Работа с толковым словарем.
-Сумеешь ли ты найти слово ужа?
-Какую форму этого слова будешь искать?
-Как называется такая форма слова?
-Найди в Толковом словаре слово тёплым.
-Какая форма там есть? (тёплый)
— На какой вопрос она отвечает? (какой)
Это форма ед. ч. или мн. ч.?
-Это форма какого рода?
Тёплый- (какой?)-м.р., ед.ч.
-Есть ли в словаре формы тёплая, тёплое?
-Прочитай плакат Мыши.
-Что мы узнали?
Слова-признаки могут меняться по родам в зависимости от слова-предмета.
Начальной формой слов-признаков считают м.р. ед.ч.
6.Физминутка
– Я буду называть слова-названия и слова-признаки. Если услышите слово-предмет– надо сесть, слово-признак – встать,
Звонок, веселый, земля, солнце, тихий, парта, легкий , дом, школьница, звонкий, свет, тетрадь, чистый.
7.Работа в тетради упр 50.
Спиши, вставив нужные окончания
Работай по алгоритму:
Найди слово-предмет
Задай вопрос к слову-признаку
Определи окончание по вопросу.
Лубяной (какой?) домик
Лубяная (какая?) избушка
Лубяное (какое?) лукошко
Ледяной (какой?) дворец
Ледяная (какая?) горка
Ледяное (какое?) кружево
Подчеркни начальную форму слова-признака
-Чем отличаются слова-признаки? (окончаниями)
(Слова-признаки принимают разную форму м.р., ж.р., с.р.)
8. Рефлексия.
— Итак, достигли ли мы целей урока? Задайте себе вопросы: понял ли я, что такое начальная форма слова-признака? Могу ли я определить начальную форму слов-признаков? Подсчитайте свои баллы за урок и оцените себя!
11-9 баллов. Молодец! У тебя всё получилось
8-7 баллов. Хорошо!
6-4 баллов. Старайся работать лучше!
9. Домашнее задание
Работа в печатной тетради стр. 24, упр 28
Лист самооценки ученика
_______________________________
№ п/п
Вид работы
Баллы
1
Тест
2
Самостоятельная работа
Итого:
Лист самооценки ученика
_______________________________
№ п/п
Вид работы
Баллы
1
Тест
2
Самостоятельная работа
Итого:
Лист самооценки ученика
_______________________________
№ п/п
Вид работы
Баллы
1
Тест
2
Самостоятельная работа
Итого:
Лист самооценки ученика
_______________________________
№ п/п
Вид работы
Баллы
1
Тест
2
Самостоятельная работа
Итого:
infourok.ru
1.Образуй начальную форму слов в лесу ___________________ говорят _________________ красивые________________ тетради_________________ написал__________________ высокие__________________ звонила___________________ грузовая__________________ | 1.Образуй начальную форму слов в лесу ___________________ говорят _________________ красивые________________ тетради_________________ написал__________________ высокие__________________ звонила___________________ грузовая__________________ | 1.Образуй начальную форму слов в лесу ___________________ говорят _________________ красивые________________ тетради_________________ написал__________________ высокие__________________ звонила___________________ грузовая__________________ | 1.Образуй начальную форму слов в корзине______________________ играют________________________ звонкие_______________________ ручки__________________________ прискакал_____________________ дружные________________________ лесные________________________ написал_______________________ | 1.Образуй начальную форму слов в корзине______________________ играют________________________ звонкие_______________________ ручки__________________________ прискакал_____________________ дружные________________________ лесные________________________ написал_______________________ | 1.Образуй начальную форму слов в корзине______________________ играют________________________ звонкие_______________________ ручки__________________________ прискакал_____________________ дружные________________________ лесные________________________ написал_______________________ |
infourok.ru
Урок русского языка, 2 класс,» Начальная форма слов – названий признаков»
Русский язык, 2 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема «Начальная форма слов – названий признаков»
Цели:
ознакомление детей с начальной формой слов-названий признаков
вырабатывание умения работать с толковым словарём
развитие «умения учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности
воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах
создание условий для укрепления осанки детей
Ход урока
1.Организационный момент.
-Давайте начнём урок с добрых пожеланий друг другу.
–Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь сегодня мне добра, мы желаем друг другу сегодня добра. Если будет трудно – я тебе помогу!
2. Мотивация
Я читаю тему урока и думаю, что…
На уроке мне хотелось бы не только…
Дети выбирают любой вариант ответа и высказывают свои мнения. Таким образом, в начале урока я создаю ситуацию “свободного выбора”, которая поддерживается в течение всего урока.
3. Сообщение темы и цели урока
4. Орфографическая минутка
Работа с карточками «Найди орфограмму»
5. Повторение
На доске слова – определить окончания и основу
Рыбалка облако
Пони кенгуру
Белый веник
6. Работа по теме урока (мини-исследование).
Алгоритм работы:
· откройте Толковый словарь
· отыщите там слово «тёплым». Есть такое слово? А может быть, есть другая форма этого же слова? Какая? Это форма единственного числа или множественного? Это форма какого рода?
· чем она отличается от формы ТЕПЛЫМ?
· запишем «ТЕПЛЫМ — ТЕПЛЫЙ»
· чем отличаются слова?
· найдите слово ЛЕДЯНАЯ? Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? Чем она отличается от формы ЛЕДЯНАЯ? Это форма единственного числа или множественного? Это форма какого рода?
· запишем «ЛЕДЯНАЯ — ЛЕДЯНОЙ».
· чем отличаются слова?
· найдите слово ЛУБЯНАЯ? Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? Чем она отличается от формы ЛУБЯНАЯ? Это форма единственного числа или множественного? Это форма какого рода?
· запишем «ЛУБЯНАЯ — ЛУБЯНОЙ».
— Выделяем основу и окончания
Учитель: «Ребята, какой можно сделать вывод, поработав со словарём?»
Ученики: дети высказывают свои мысли.
Учитель: «На с.75 прочитаем правило».
7. Закрепление.
Работа с текстом «Дразнилки» на С. 73 учебника. Разыграть диалог
-На какие вопросы отвечают слова-названия признаков? Ч то обозначают?
8.Физминутка.
Встали. Я сейчас буду называть слова, а вы должны определить: если это слово- предмет, то поднимите одну руки, слово-название признака- присядете.
Полосатый, кот, маленький, белка, колючий, ёж, дятел, кислый, дом, веселый, телефон, синий.
9. Закрепление
Работа с предложением. Найти основу, выписать словосочетания. Работа у доски
Журчит лесной ручей.
На поляне растет молодая травка.
10. Работа в тетради для самостоятельных работ.
Цель: закрепление полученных знаний.
Учитель: «Открываем тетрадь с.20-21, упражнение 25».
Ученики: открывают тетради, находят нужное упражнение
Дети читают задание и выполняют с комментированием.
11. Проверочная работа на карточках.
Цель: проверка усвоения полученных на уроке знаний
Солнышко (…………….?) …………………..
Кошка (…………………?)………………..
Волк (,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,?),,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
12. Итог урока
Рефлексия на конец урока. Подведение итогов. Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его.
— Сегодня я узнал…
— У меня получилось…
— Было трудно…
— Меня удивило…
— Было интересно…
— Теперь я умею…
Домашняя работа.
Упражнение 50, стр.75.
infourok.ru
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Минутка чистописания на чаль я на ма фор — Какая единица речи записана на доске? Запишите. Что можем составить из слогов? (Слова) А какую единицу речи можем составить из слов? (Словосочетание) начальная форма — Запишите. — Рассмотрите картинку в учебнике с. 69. Приведите пример слова, которое стоит в начальной форме. (Дети молчат). — Какова цель нашего урока? (Узнать, что такое начальная форма). — Откройте “Толковый словарь” и найдите слово “азбуки”. (Нет) — А может быть , есть другая форма этого же слова? Какая? Чем она отличается от формы слова “азбуки”? (Слово “азбука” стоит в единственном числе, а “азбуки” — во множественном) — А теперь найдите слово “багажом”. Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? (Багаж). Чем она отличается от формы “багажом”? (Слово “багаж” отвечает на вопросы кто? что?, а слово “багажом” — кем? Чем?) Работа с правилом с. 70 — В словарях слова всегда стоят в начальной форме. |
самоопределение (Л) смыслообразование (Л) целеполагание (Р) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) анализ, синтез (П) извлечение необходимой информации из текстов (П) осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) подведение под понятие (П) постановка и формулирование проблемы (П) волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) использование критериев для обсуждения своего суждения (К) |
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | — Откройте словарь “Пиши
правильно”. Прочитайте первые пять
слов-названий предметов. Все ли они стоят в
единственном числе? Все ли отвечают на вопросы
кто? что? В какой форме стоят все эти слова? (В
начальной форме). — Откройте “Толковый словарь” Посмотрите еще раз на то, как записано слово АЗБУКА. — Что это за буква – и стоит после слова? (Словарь показывает первое изменение слова? — Какая начальная форма слова? (Азбука) — Как называются частички слова – а, — и ) (Окончание) — Прочитайте словарную статью к слову “багаж”. Расшифруйте букву – а в слове: кто, что? Багаж, нет кого? Чего? Багажа. — Назовите начальную форма слова. (багаж). — Работаем в группах (Озвучивать или нет основание для деления учеников на группы, зависит от уровня готовности класса). — Прочитайте в упражнении 46, 47 стихотворения О.Григорьева, М.Яснова. Найдите разные формы одного и того же слова .(нет высоты, есть высота; зеленое, зеленые, зеленая, зеленый) — Выпиши формы столбиком, выдели окончания и основу. (Выполняют на листе бумаги, выбранному ученику предлагают выйти и показать всему классу работу группы). Вывешиваю на магнитную доску. — Назови начальную форму слова. (Высота, зеленый) Обучающиеся возвращаются на свои места и записывают формы слова в тетрадь. — Одинаковы ли основы? (Одинаковые). — Значит разные слова мы записали или разные формы одного и того же слова? (Разные формы одного и того же слова) — Чем отличаются начальные формы слов? (Слово-предмет, слово-признак). — У каких слов-признаков окончания указывают на форму единственного числа? (Зеленое, зеленый, зеленая) — У какого слова-признака окончание указывает на форму множественного числа? (Зеленые). — Что можно определить у слов-признаков? (Число) — А можно по окончаниям определить род слов-признаков? (-ое – с.р., -ая – ж. р., -ый – м. р.) — Слова-признаки изменяются по родам? (Да) — А слово-предмет можно изменить по родам? (Обращение к группе, которая работала по упр. 46). Измените слово “высота” по родам. (Не получается, значит слова-предметы не изменяются по родам) Динамическая пауза. — Определим род слов-предметов. Если я называю слова-предметы м.р. – руки вверх, слова-предметы ж. р. – руки вперед, слова-предметы с. р. – присесть. (Осень, лист, желтизна, полет, небо, барсук, солнце, краснота, холод, дерево, мороз, поле, лиса, соня) — Почему вы не выполнили движение при слове-предмете “соня”? (Слово-предмет общего рода). |
анализ, синтез, сравнение,
обобщение, (П) извлечение необходимой информации из текстов (П) осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) подведение под понятие (П) выполнение пробного учебного действия (Р) фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ностью (К) аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) учет разных мнений (К) осознание ответственности за общее дело (Л) формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) использование критериев для обоснования своего суждения (К) достижение договоренностей и согласование общего решения (К) |
4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений | — Итак, почему вы легко определяли род слов-предметов. Чем они все похожи? (Стоят в начальной форме – в единственном числе, отвечают на вопросы кто? что?) Проверим правильность нашего предположения. (Поставить слово в начальную форму, “высота” — она высота – ж. р. | анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия (П) осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) подведение под понятие (П) определение основной и второстепенной информации (П) структурирование знаний (П) волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ностью (К) |
5. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков | При проведении данного этапа
используется индивидуальная форма работы.
Учитель организует деятельность по применению
новых знаний с тетрадью на печатной основе № 1 и с
дальнейшей самопроверкой по эталону. — Откройте тетради с печатной основой на стр. 23 и выполните, не забудьте применить новое правило. При необходимости учитель просит детей, которым все понятно, дать пояснения или дает пояснения сам. Игра “найди слово” — Найдите слова с орфограммой” парная согласная по звонкости и глухости”. (снег, мороз, алмаз, глаз, волк). Докажи. — Найдите слова с орфограммой “безударная гласная” (дворе, комната, стекло). Докажи. |
самоопределение (Л) анализ, синтез, сравнение (П) волевая саморегуляция (Р) познавательная инициатива (Р) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ность (К) контроль, коррекция, оценка своих возможностей (Р) |
6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных УУД | Тест “Определи начальную форму
слова” А) осенью, осень, осени; Б) об осени; В) осень. Определи начальную форму слова А) красота; Б) в красоту; В) о красоте. Определи начальную форму слова А) небо; Б) в небе; В) из неба. Определи начальную форму слова А) без природы; Б) с природой; В) природа. Самопроверка по слайду (в, а, а, в) — Поднимите руку те ребята, у которых нет ни одной ошибки. (100%) — Поднимите руку те ребята, у которых одна ошибка. (70%) — Поднимите руку те ребята, у которых две ошибки.( 50% — выполнения). — Заметьте, ребята, что слова начальной формы не употребляются с предлогом. |
осознанное и произвольное
построение речевого высказывания (П) построение логической цепи рассуждений (П) доказательство П) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К) формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) использование критериев для обоснования своего суждения (К) следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | — Какое затруднение у вас
возникло? В чем была причина затруднения? — Какую цель перед собой поставили? — Каким способом действовали? — Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. — Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? — Оцените свою собственную работу, используя смайлики. (Веселый смайлик – понял изученный материал; грустный смайлик – есть затруднения). — Обоснуйте свой вывод. — Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? |
рефлексия способов и условий
действия (П) контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) самооценка на основе критерия успешности (Л) адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К) использование критериев для обоснования своего суждения (К) следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai