Система учительского роста – Национальная система учительского роста — реформа системы образования
Национальная система учительского роста — реформа системы образования
В последние годы система образования в России претерпевает серьезные изменения, которые затронули все направления учебно-воспитательного процесса.
Одним из главных нововведений стала национальная система учительского роста (далее — НСУР) — усовершенствованная форма аттестации учителей, призванная:
- учредить новую парадигму педагогических должностей, отвечающих требованиям времени и в полной мере отражающих квалификационный уровень специалистов;
- обеспечить объективную систему оценки компетенций;
- упростить механизм проведения аттестационного оценивания.
ВНИМАНИЕ ДИРЕКТОРАМ ШКОЛ!
У вас есть возможность повышать квалификацию педагогов, чтобы на аттестации они показывали отличные результаты. При этом вы сэкономите деньги организации, время учителей и свои нервы. Ваш помощник –
Академия Ресурсы образования.
Это портал с онлайн-курсами повышения квалификации для корпоративного обучения педагогов. Получите к нему доступ, и проблема профобучения будет решена на целый год. Вам не придется платить за учебу каждого отдельного педагога. Достаточно выбрать нужный курс, отправить приглашения коллегам, и они начнут учиться. Узнать подробнее об Академии и получить доступ можно здесь.
Что такое национальная система учительского роста НСУР?
С целью выполнения президентской инициативы, озвученной по результатам заседания Госсовета 23.12.2015 г., и указа «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», предусматривающего осуществление ряда мер для вхождения нашей страны в десятку мировых лидеров по показателям образования, продолжается реализация проекта НСУР. В свете этого важно уточнить, что такое национальная система учительского роста
: это усовершенствованна форма аттестационного оценивания педагогов, внедрение которой призвано обеспечить точную дифференциацию качества образования и определить границы профессионализма для каждого специалиста, занятого в сфере педагогики.Чтобы обеспечить профессиональный рост, педагогам и руководителям ОО важно регулярно повышать квалификацию. Если есть компьютер или планшет, учиться можно без отрыва от работы. Например, в Школе Менеджера образования. На этом портале собраны онлайн-курсы повышения квалификации на любую интересующую тему. Выбрать подходящий курс и записаться на обучение можно здесь.
Следует отметить, что пока о данной инициативе, несмотря на проделанную работу, как о системе говорить преждевременно. Модель нового аттестационного комплекса продолжает дорабатываться, при этом для переходного периода характерны следующие показатели:
- Широко представлена концепция НСУР, в т.ч. и в документах, составленных на основании публичных докладов представителей Минобрнауки и Рособрнадзора.
- Содержание отдельных нормативных актов, в частности предусмотренных «дорожной картой» (приказ Минобрнауки № 703 от 26.07.2017), дополняется и меняется в соответствии с требованиями Общероссийского Профсоюза образования, что усложняет процесс трактовки нововведений.
Среди основных причин, определяющих необходимость внедрения НСУР, специалисты отмечают низкий показатель объективности актуального метода аттестационного оценивания учителей в общенациональном масштабе. Это не позволяет определить показатель качества образования по стране в целом, а значит — и выявить основные проблемы, чтобы наметить пути их решения.
Что касается концептуально значимых моментов, к особенностям национальной системы учительского роста, квалифицируемой как одно из приоритетных направлений в государственной стратегии развития, следует отнести следующие положения:
- В ходе аттестационного оценивания нового образца педагоги любого уровня смогут продемонстрировать не только соответствие квалификации, а актуальный уровень педагогического опыта и профессиональных знаний. Это значит, что молодые учителя, стремящиеся к стремительному карьерному росту, при наличии необходимых компетенций, подтвержденных в ходе оценивания, смогут быстро занять высокую квалификационную позицию независимо от стажа работы.
- Критерии аттестации будут сведены к единому знаменателю, что будет способствовать преодолению факта субъективности суждений при оценке профессионального уровня всех педагогов без исключения.
- Количество распорядительной и справочно-информационной документации для аттестации будет значительно уменьшено.
- НСУР предусматривает внедрение формулы стимулирования учителей к непрерывному повышению квалификационного уровня.
Иными словами, новая система оценивания позволит не просто констатировать профессиональную подготовленность педагога, а определить приоритетные пути его дальнейшего развития, способствовать широкому внедрению прогрессивных методов организации учебно-воспитательного процесса. Представители инициативной группы надеются, что благодаря этому основным образовательным фокусом снова станет личность учащихся, что гарантирует повышение эффективности учебной системы, а значит — и уровня образования в целом.
Национальная система учительского роста: презентация Минобрнауки
В официальной презентации национальной системы учительского роста, подготовленной представителями Департамента госполитики в сфере общего образования, указывается, что новая модель аттестационного оценивания будет выступать главной гарантией господдержки учителя, основным интегратором педагогической жизни страны, необходимым для создания единого продуктивного образовательного пространства.
Реализация модели НСУР позволит решить ряд проблем:
- Объективное дифференцирование квалификационных уровней педработников с учетом актуального уровня компетенций.
- Снижение профессиональной нагрузки учителей за счет упразднения части «бумажной» работы.
- Сохранение социальных гарантий для педагогов.
- Повышение уровня престижности педагогических профессий, снижение «социальной напряженности».
- Профессиональную поддержку молодых учителей и выпускников «советской школы», нуждающихся в помощи при переходе на новаторские педагогические методики (помимо реализации тьюторской модели сопровождения).
- Кадровое и методическое обеспечение системы дополнительного образования.
Согласно презентации национальной системы учительского роста, представленной Минобрнауки, государственная инициатива предусматривает введение профессионального уровневого стандарта, профессиональных конкурсов, наградной системы, возможность «вертикального» или «горизонтального» карьерного роста педагогических сотрудников, а главное — изменение процедуры аттестационного оценивания.
Изменение порядка аттестации педагогов согласно НСУР
Проведение аттестационной процедуры оценивания старого образца | Проведение аттестации педагогов согласно нормам НСУР |
Особенности:
|
Проведение аттестационной процедуры на выбор (согласно старому образцу или выставление Единой федеральной оценки — ЕФО). Для получения показателя ЕФО проводится объективная оценка компетенций педработника без необходимости предоставления бумаг. |
Оценивание педработников согласно модели НСУР будет проводиться в региональных центрах обработки информации по единым правилам. Учителям предложат выполнить ряд заданий, позволяющий оценить уровень профессиональной компетенции. Рекомендуемая частота квалификационного оценивания — один раз в 5 лет, но в случае получения низких результатов («двойки») необходимо пройти переаттестацию через год.
Единая федеральная оценка компетентности учителя будет формироваться по стобальной шкале. При этом при расчете конечного результата будет приниматься во внимание уровень знаний и умений по ряду направлений:
- Детская психофизиология (требуемый уровень компетенций определяется на уровне Федерации).
- Методика преподавания, требования к которой могут отличаться на региональном уровне. Данный этап тестирования предназначен для педработников первой и высшей категории.
- Знание предмета (актуально для педагогов высшей категории, требования разрабатываются на уровне региона). По данному пункту допускается учет мнения выпускников (оценивается согласно статистической выборке, максимально допустимый показатель — 10 баллов) при условии.
На основании результатов оценивания для учителей планируется составлять программы индивидуального профессионального развития с определением оптимальных способов и методов повышения педагогического мастерства, а также пересматривать актуальные ставки с целью реализации справедливой системы оплаты. Правовые механизмы регуляции качества труда педагогов пока останутся неизменными.
Введение должностей в национальной системе учительского роста
С целью установления актуальных уровней владения компетенциями сотрудников системы образования предусмотрена многокомпонентная система оценивания, определившая необходимость введения новых должностей в национальной системе учительского роста — «старший учитель» и «ведущий учитель». Разработчики проекта предлагают создать условия для двух направлений развития педработников — «горизонтального» и «вертикального», особенности реализации которых отражены в таблицах. Стоит отметить, что только «вертикальный» карьерный рост предусматривает возможность получения перехода на должностной уровень нового образца.
«Горизонтальная» модель градации учительских должностей согласно НСУР
Должность | Категория | Обобщенные трудовые функции |
Учитель | Выпускник педагогической программы | Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию детей школьного возраста согласно программным требованиям. |
Первая категория | ||
Высшая категория |
«Вертикальная» модель градации учительских должностей согласно НСУР
Должность | Категория | Обобщенные трудовые функции |
Ведущий учитель |
Высшая категория Первая категория |
Координация работы участников образовательных отношений — учителей и старших учителей. |
Старший учитель | Проектирование и внедрение образовательных программ. | |
Учитель | Осуществление профессиональной деятельности, направленной на обучение и воспитание школьников. |
Вместе с тем Общероссийский Профсоюз образования уже обратил внимание на высокие риски возникновения социальных издержек, которые могут иметь место при переходе на новую систему классификации должностей педработников. Принципиальной позицией представителей органа стало сохранение за педагогами, занывших должности старших и ведущих учителей, актуальных социальных гарантий, предоставляемых трудящимся отрасли, в том числе и право на досрочное назначение пенсионных выплат по старости. Также учительский состав обратил внимание разработчиков НСУР на необходимость создания прозрачной системы, обеспечивающей равные права всех заинтересованных специалистов на получение нового должностного уровня по результатам конкурсных или иных испытаний.
Еще одним важным вопросом, вызывающим повышенный интерес со стороны педагогов, остается круг должностных обязанностей старших и ведущих учителей, который пока скрыт за обтекаемыми формулировками. У многих педработников вызывает опасение тот факт, что если на старшего учителя будут возложены обязанности по проектированию программного содержания, а на ведущего — координация педагогического состава, это спровоцирует частичное пересечение полномочий сотрудников, занимающих высшие должности согласно НСУР, и представителей администрации школы, а также рост бюрократической нагрузки на учебно-воспитательный процесс в целом. При этом важно понимать, что данный вопрос пока остается на повестке дня, как и определение показателей аудиторной нагрузки, порядок определения уровня заработной платы старших и ведущих учителей.
www.menobr.ru
реформа системы образования продолжается, Познавательные статьи – “Навигатор Образования”
О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.
О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.
Основная проблема педагогических кадров сегодня заключается в том, что многим педагогам старшего поколения, получившим профессиональное образование в советской школе, приходится учиться практически заново, осваивая современные технологии обучения. В то же время молодые учителя испытывают определенные неудобства из-за нехватки практического опыта.
Чтобы максимально эффективно решить эту проблему была создана система роста профессионального уровня педагогов, которая до 2020 года будет постепенно внедряться на всей территории РФ.
Что такое национальная система учительского роста?
Прежде всего, следует отметить, что национальная система учительского роста (НСУР) – более усовершенствованная форма аттестации учителей, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг. Министр образования и науки РФ отмечает, что старые формы аттестации нуждаются в пересмотре, внедрении новых и обязательно единых федеральных требований к оценке профессионального уровня (ЕФОМ). Ранее работавшая система не имела единых критериев оценки, что, в итоге, не позволяло увидеть объективную картину, позволяющую судить о качестве преподавания.
Новая система предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога, которые будут отражены документально и в штатном расписании.
Основные задачи и цели НСУР
Надо отметить, что идея внедрения НСУР – задача, поставленная президентом В.В. Путиным перед профильным министерством еще в конце 2015 года, что подчеркивает ее особую значимость на самом высоком государственном уровне. Разработка системы находится под контролем президента РФ, так как повышение уровня образования и качества оказания услуг в этой сфере – стратегия развития государства.
Особенностью новой системы являются следующие составляющие:
- Аттестация, действовавшая ранее, позволяла лишь выявить уровень соответствия квалификации. Новый же метод позволит учителю любого уровня продемонстрировать свои знания и опыт. То есть, если специалист чувствует в себе силы и стремится к профессиональному и карьерному росту, то он может занять более высокую ступень вне зависимости от стажа работы;
- Второй, не менее значимый критерий – внедрение нормативно-правовой базы в систему учительского роста, что даст возможность упорядочить критерии оценки профессионализма, привести их к общему знаменателю;
- Наконец, третий важный момент – система учительского роста предусматривает использование различных методов стимулирования педагогов к повышению уровня квалификации.
С помощью новой системы можно будет не просто констатировать профессиональную подготовленность учителя. Благодаря специальным методическим разработкам, в ходе подтверждения своей квалификации преподаватели смогут осваивать новые методы воспитания и социализации учеников.
Другими словами, воспитание личности учащихся вновь возвращается в учебные заведения и займет главное место, наравне с образовательным процессом – и это также одна из задач, которую особенно подчеркнул В. Путин в данном им поручении.
Перспективы внедрения НСУР
Внедрение НСУР – не разовая акция, рассчитанная на популяризацию властей. Ее постепенное внедрение с 2017 по 2020 год, указывает на плановый характер и серьезный подход к выполнению задачи. Более того, на начальном этапе внедрения предстоит ее апробация сразу в тринадцати регионах Российской Федерации.
В настоящий момент утверждена «дорожная карта» по постепенному внедрению системы. Уже известны члены экспертной комиссии и списки участников – субъектов РФ. До 2020 года предстоит окончательно разработать новый набор оценочных требований, методических рекомендаций по повышению квалификационного уровня и т.д.
Не исключено, что в ходе внедрения национальной системы учительского роста придется вносить коррективы в уже существующие разработки. Как и в любом новом деле, новые горизонты открываются уже в пути. Но начало этого пути уже проложено, а это значит, что реформа образования вступила в самую активную фазу.
В плане разработанных мероприятий также стоит доклад министра образования и науки О. Ю. Васильевой о проделанной работе по разработке и внедрению НСУР президенту России, что еще раз подчеркивает особую важность развития и совершенствования системы образования.
Выбрав однажды профессию учителя, каждый педагог должен понимать – чтобы иметь право вести за собой учеников, он сам обязан постоянно учиться и стремиться к новым вершинам. Остается надеяться, что преобразования будут встречены с энтузиазмом рядовыми учителями, и особенно – молодыми педагогами, в руках которых – будущее страны.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.fulledu.ru
Статья на тему: Мой доклад «Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций»
Создание системы учительского роста
на основе независимой оценки профессиональных компетенций
Омарова А.С.,
заместитель директора
по УВР МКОУ СОШ№ 9
с. Родниковского
Школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно и творчески мыслить.
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности
Слайд 1. На заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования Президент РФ В. В. Путин отметил:
«Во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянного самосовершенствования, для повышения квалификации сегодня становятся ключевым фактором развития всей системы общего образования».
По итогам заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования Президентом РФ, Правительству был дан ряд поручений.
Одно из них, самый важный из них (на мой взгляд) — обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учёт мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов.
В этой связи на госсовете было предложено создать общенациональную систему профессионального роста учителей.
Направления:
Первое – это внедрение современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, которые соответствуют профессиональным требованиям стандарта;
Второе – это внедрение эффективного механизма материального и морального поощрения качественного, творческого учительского труда, создание стимулов к развитию, к непрерывному профессиональному росту.
Третье, о чем упомянул президент, касалось системы оценки квалификации, качества результатов работы учителя и его потенциала. По мнению Президента, систему нужно совершенствовать, делать её более объективной, менее бюрократической. Главной должна быть оценка не чиновника, а коллег и профессионального сообщества.
В рамках выполнения Поручений Президента, Министерство образования и науки работает над созданием системы профессионального роста учителей в России.
22 августа в рамках краевой августовской конференции в министерстве образования и молодежной политики Ставропольского края состоялась работа круглого стола «Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций».
В работе круглого стола приняли участие представители педагогического сообщества Ставропольского края. В рамках работы круглого стола, участники конференции обозначили проблемы создания общенациональной системы профессионального роста учителей, организации объективной оценки компетенций педагога на основе единых подходов и инструментов в условиях стандартизации образования, реализации новых подходов к аттестации руководящих и педагогических работников с учетом обновления технологий и содержания образования.
В современных условиях возросла роль учительского сообщества на уровне восприятия и реализации новаций, основанных на современных технологиях и методиках, поиске новых форм работы, позволяющих создать достойную мотивацию, консолидировать усилия педагогов, направить их на совершенствование профессиональной деятельности и развитие учащихся. В связи с этим важной задачей является проведение мониторинговых исследований, стандартизированных оценочных процедур (федерального, регионального, муниципального и внутришкольного уровней), направленных на выявление дефицитов педагогической деятельности и проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагога на основе непрерывного образования.
Модернизации системы современного образования ставит новые условия подтверждения профессиональной компетенции педагогов. Все активнее используются технологии независимого тестирования для проверки знаний педагога и его квалификации
На региональном уровне:
разработать комплекс мер, направленных на формирование системы учительского роста с учетом современных тенденций развития системы общего образования, обеспечить разработку и реализацию современных программ повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников на развитие профессиональных компетенций с учетом требований обновления технологий и содержания образования, способствовать выявлению и продвижению эффективных моделей педагогических практик, способствующих росту педагогических работников.
На муниципальном уровне:
Обеспечить организацию работы внутренней системы оценки качества образования, в том числе путем проведения независимой оценки профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников; совершенствовать работу методических служб, направленную на профессионально-личностное совершенствование педагога, в том числе посредством развития сетевых профессиональных сообществ.
На уровне образовательных организаций необходимо развивать механизмы материального и морального поощрения качественного, творческого учительского труда, стимулирующих развитие и непрерывный профессиональный рост педагогических работников, а также организовать по повышению профессиональной компетенции педагогов на основе выявленных затруднений в педагогической деятельности проектирования индивидуальной траектории профессионального роста педагога.
. На уровне учителей это означает, что должны произойти три вещи.
Учителя должны осознавать имеющиеся в их работе недостатки. В большинстве случаев это предполагает осознание не только своих методов работы, но и того, что лежит в их основе.
Каждый учитель должен овладеть пониманием передовых методик. Этого можно добиться только за счет наблюдения таких методик в действии в реальной обстановке.
Каждый учитель должен быть мотивирован к совершенствованию своей работы. Как правило, этого нельзя достичь только за счет материальных стимулов. Чтобы добиться реальных изменений, у учителей должны быть высокие ожидания, разделяемое всеми понимание цели и, главное, коллективная вера в их общую способность улучшить образование детей, которым они служат.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития учительского :
- Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).
- Инновационная деятельность педагога.
- Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
- Аттестация педагогов, повышение квалификации
- Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.
Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения, проблемные группы, служба информационного обеспечения школы, социально-психологическая служба.
Нормативно-правовой базой, обеспечивающей работу школьной методической службы, являются внутренние локальные акты школы.
Методический совет школы – коллективный общественный орган и координирует деятельность различных служб и подразделений образовательной организации, школьных методических объединений, проблемных групп, направленную на развитие и совершенствование образовательного пространства в школе.
Функции, которые выполняет методический совет, это:
- Аналитическая (состоит в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока, диагностике результатов деятельности педагога)
- Консультативная (состоит в оказании аналитической, практической, консультативной и иной помощи структурным подразделениям в разработке и внедрении инновационных форм работы; в обобщении опыта работы педагогов школы)
- Организационная (состоит в организации и проведение методических, предметных недель, в организации работы творческих и проблемных групп педагогов, в организации работы с молодыми педагогами)
Позволяют повысить качество
Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. До недавнего времени педагоги разрабатывали план работы над темой самообразования. Выбор темы основывался на оценке деятельности педагога, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность. Но план отражал лишь одну сторону работы учителя. Возникла необходимость в разработке индивидуального плана профессионального развития педагога, который имеет более широкую структуру
От качества работы учителя зависит и качество обучения учащихся. Анализ результатов образовательной деятельности непосредственно определяется уровнем профессионализма педагогов.
Учащиеся школы на протяжении многих лет показывают стабильные результаты учебной деятельности. Об этом свидетельствуют мониторинговые карты.
Качественные показатели:
Образовательный уровень: 95% педагогических работников имеют высшее образование.
Квалификационный уровень: высшая квалификационная категория – 45%, первая квалификационная категория – 20%
В 2015/2016 учебном году вырос процент успеваемости учащихся по I и II ступеням обучения, в целом по школе вырос на 0,5%, выросло качество знаний по I и II ступеням, и в целом по школе на 3,6%. Целевые показатели, определяемые школой, выполнены.
Выпускники 9. 11 классов сохранили по сравнению с прошлым годом стабильным качество знаний по обязательным предметам и предметам по выбору. Значительно выросла и доля учащихся, ставших призерами и победителями различных конкурсов, олимпиад, соревнований, научно-практических конференций.
ВПР, РПР……..
В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда России и призван: «определять необходимую квалификацию педагога; обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования»
ПОРТФОЛИО
Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Система учительского роста, дифференцирование учительских должностей в зависимости от уровня сложности и ответственности выполняемых трудовых функций, безусловно, должны коррелировать с профессиональными стандартами в сфере образования. На сегодняшний день известно, что Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев внес предложение Президенту Российской Федерации В.В.Путину определить срок вступления в силу профессионального стандарта «Педагог» с 01 сентября 20149 года и поручить Минобрнауки России разработать и представить дорожную карту по формированию и введению национальной системы учительского роста, включающую комплексную апробацию и внедрение ее базовых элементов: обновленного профессионального стандарта, системы должностей, системы оценки и аттестации, а также информационно-методическое сопровождение указанных мероприятий.
nsportal.ru
Национальная система учительского роста
Национальная система учительского роста
Учитель – это человек, который учится всю
жизнь, только в этом случае он обретает право учить.
В. М. Лизинский
Каждый из нас слышал словосочетания «компетентный учитель», «современный учитель». А кто же такой «компетентный и современный учитель»?
«Компетентный и современный» учитель — это творческая, независимая, конкурентоспособная, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность, человек, любящий свою работу и своих воспитанников.
Учитель является ключевой фигурой новой школы, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в ней учителей.
Поэтому учитель выбирает вектор своего дальнейшего личностного роста, что поможет ему увидеть и подсказать направление развития личности ребенка. Только тот, кто сам желает и способен познавать новое, способен дарить новое другим.
Из чего складывается профессиональный рост учителя?
Определены 4 ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.
Под педагогической умелостью следует понимать уровень профессионализма учителя:
а) знание своего учебного предмета;
б) владение психолого-педагогической теорией;
в) владение системой учебно-воспитательных умений и навыков;
г) иметь развитые профессионально-личностные свойства и качества
Педагогическое мастерство учителя есть не что иное как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно — воспитательного процесса.
Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.
Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Оно включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.
Чему надо учиться учителю?
Учителю как никогда необходимо сегодня не только по-новому учить, но и по-новому учиться. Главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится — умение учиться. Учиться новому педагогическому мышлению, учиться быть в постоянном творческом поиске подходов и приёмов, обеспечивающих соавторство, сотрудничество с учениками во всей работе.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям , ответственность и самостоятельность в принятии решений , все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Как и где учиться педагогам?
1. Учителя обязаны посещать курсы повышения квалификации.
Учитель обязан находиться в профессиональной учительской среде и постоянно искать: новое содержание, новые методы и практики, новые технологии, новое знание об учащихся. Учитель должен не только учить – но и постоянно учиться, иметь в себе эту способность. Те, кто не учатся – не способны учить других. Но, конечно, нужно искать настоящие, интересные курсы, в том числе те, которые проводят практикующие педагоги или ученые, крупные специалисты в своем предмете.
2. Учителя должны заниматься самообразованием. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя — это великолепный источник для безграничного творчества.
Каких знаний не хватает учителю?
— предметных: Многие учителя перестали читать! В том числе хорошую классическую литературу. Перестали интересоваться своим предметом, новинками. Пока учитель не будет знать свой предмет на уровне хотя бы российских стандартов, ничего не получится.
— психолого-педагогических : «Мам и пап» в нашем лице уже детям недостаточно. Психологии и педагогики на уровне прочтения книжки еще в вузе недостаточно. Коммуникация — основной принцип работы и не только в школе. А мы не умеем.
— работа с информацией: Современные технические средства и учебное оборудование, поступающее в школу требуют от учителя незамедлительного применения их в учебно-воспитательном процессе. И учителю не следует этого бояться, а нужно понять, что мир современного ученика ограничить пространством парты, доски и мела сегодня просто безнравственно! Усадить за компьютер, для прохождения какого либо теста, уже не актуально.
Придётся научиться строить жизнь в информационном пространстве. Боязнь признать, что учителя отстают от своих учеников во владении информационными технологиями, играет плохую роль. Процесс поглащения нас ИТ мы не остановим, просто сильно опоздаем.
3. Педагог должен принимать участие в декадах педагогического мастерства.
«Открытые уроки – это демонстрация учебной умелости учителя и успешности учащихся», целью которых является повышение уровня профессионального мастерства педагогических кадров, включения их в творческий педагогический поиск. Где, как не на открытых уроках и мероприятиях определить уровень владения педагогами новыми подходами к образованию, уровень педагогического и методического мастерства учителей. Во время методических декад и происходит выявление опыта работы педагогов, заслуживающего обобщения и распространения.
4. Обобщение и распространение опыта работы.
Для учителя- это возможность самореализации, источник самоудовлетворения и признания .
Педагогический опыт в широком смысле — это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности учителя. Педагогический опыт означает такую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности. Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации. Представляйте материалы по обобщению вашего педагогического опыта одновременно с заявлением в аттестационную комиссию.
5.Участие в вебинарах
Сейчас вебинар – это не только семинар онлайн, но и уроки онлайн, лекции онлайн, организованные при помощи web-технологий в режиме реального времени. Вебинар даёт возможность каждому педагогу повысить свою квалификацию, экономя время и деньги. Зайдя на сайт вебинаров каждый может найти для себя интересную тему. Для участия в вебинаре необходим только персональный компьютер. Вебинар -это доступно, удобно, интересно, познавательно!
6. Участие в семинарах
Учитель должен посещать семинары с целью повышения профессионализма, компетентности, обучения новым педагогическим технологиям. Необходимо периодически принимать участие в семинарах-практикумах, что позволяет подкрепить теоретический материал примерами из практики, наблюдать демонстрацию отдельных приёмов и способов работы, анализировать работу коллег, что в итоге позволяет выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
— работа в методических объединениях, творческих группах;
— исследовательская деятельность;
— самообразовательная деятельность;
— инновационная деятельность, освоение и использование новых педагогических технологий;
— трансляция собственного педагогического опыта и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Памятка для учителей.
Верьте в себя. Как Вы мыслите, так Вам и будет.
Не жалейте себя! Если Вы что-то решили, нужно идти до конца – ответственно и упорно.
Проявляйте силу воли: Я смогу, я сделаю, я добьюсь!
Держите себя в форме. Здоровье – это не состояние тела, а состояние души.
Не затягивайте дело: Если не сейчас, то когда же?!
Контролируйте себя: Самоконтроль помогает лучше понять других.
Управляйте собственным временем: Того, кто опаздывает, не успевает, наказывает жизнь…
Вознаграждайте себя: Сделай, добейся – достигнешь успеха!
infourok.ru
2018 — Национальная система учительского роста — НСУР
Что такое национальная система учительского роста НСУР?
http://nsur.apkpro.ru/
С целью выполнения президентской инициативы, озвученной по результатам заседания Госсовета 23.12.2015 г., и указа «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», предусматривающего осуществление ряда мер для вхождения нашей страны в десятку мировых лидеров по показателям образования, продолжается реализация проекта НСУР.
В свете этого важно уточнить, что такое национальная система учительского роста: это усовершенствованна форма аттестационного оценивания педагогов, внедрение которой призвано обеспечить точную дифференциацию качества образования и определить границы профессионализма для каждого специалиста, занятого в сфере педагогики.
Следует отметить, что пока о данной инициативе, несмотря на проделанную работу, как о системе говорить преждевременно. Модель нового аттестационного комплекса продолжает дорабатываться, при этом для переходного периода характерны следующие показатели:
1.Широко представлена концепция НСУР, в т.ч. и в документах, составленных на основании публичных докладов представителей Минобрнауки и Рособрнадзора.
2.Содержание отдельных нормативных актов, в частности предусмотренных «дорожной картой» (приказ Минобрнауки № 703 от 26.07.2017), дополняется и меняется в соответствии с требованиями Общероссийского Профсоюза образования, что усложняет процесс трактовки нововведений.
Среди основных причин, определяющих необходимость внедрения НСУР, специалисты отмечают низкий показатель объективности актуального метода аттестационного оценивания учителей в общенациональном масштабе. Это не позволяет определить показатель качества образования по стране в целом, а значит — и выявить основные проблемы, чтобы наметить пути их решения.
Что касается концептуально значимых моментов, к особенностям национальной системы учительского роста, квалифицируемой как одно из приоритетных направлений в государственной стратегии развития, следует отнести следующие положения:
1.В ходе аттестационного оценивания нового образца педагоги любого уровня смогут продемонстрировать не только соответствие квалификации, а актуальный уровень педагогического опыта и профессиональных знаний. Это значит, что молодые учителя, стремящиеся к стремительному карьерному росту, при наличии необходимых компетенций, подтвержденных в ходе оценивания, смогут быстро занять высокую квалификационную позицию независимо от стажа работы.
2.Критерии аттестации будут сведены к единому знаменателю, что будет способствовать преодолению факта субъективности суждений при оценке профессионального уровня всех педагогов без исключения.
3.Количество распорядительной и справочно-информационной документации для аттестации будет значительно уменьшено.
4.НСУР предусматривает внедрение формулы стимулирования учителей к непрерывному повышению квалификационного уровня.
Источник: https://www.menobr.ru/article/65440-qqq-18-m5-natsionalnaya-sistema-uchitelskogo-rosta?utm_source=letternews&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_menobr.ru_newsdaily_08122018&mailsys=ss&ustp=F
nsportal.ru
В УрГПУ обсудили возможности национальной системы учительского роста
20 декабря в пресс-центре Уральского государственного педагогического университета состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам развития в регионах национальной системы учительского роста «Национальная система учительского роста: проблемы и перспективы реализации всероссийского проекта для педагога».
Обсуждение прошло в рамках II субфорума «Школьно-университетское партнерство как ресурс профессионального роста педагога». Субфорум работает на базе УрГПУ 20-21 декабря.
– Национальная система учительского роста – это возможность профессионально поднимать свою квалификацию на протяжении всей своей карьеры, подтверждать это на определенных этапах, и получать при этом определенное повышение своей заработной платы, потому что заработная плата должна соответствовать уровню квалификации и показателям качества работы учителя. – Рассказала заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования министерства образования и науки РФ Ирина Мануйлова.
Сам проект родился в рамках «Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций», принятой правительством в 2014 году. Он включает четыре раздела. На двух из них спикер остановилась подробнее:
– Эти два направления – непосредственно модернизация педагогического образования как система подготовки педагогов и повышения квалификации и национальная система учительского роста – перекликаются друг с другом, потому что те изменения, которые прошли в системе подготовки будущих педагогов за четыре года, беспрецедентны. – Подчеркнула Ирина Викторовна.
– Стандарты школы требуют совершенно иного учителя. Поэтому система подготовки педагога должна была измениться. И мы меняем реальное содержание этой работы – разработаны новые ФГОСы, разработаны новые предметно-образовательные программы. В чем их отличие? Первое – структура программ сегодня стала модульной, эти модули позволяют обеспечить единство подготовки педагогов, независимо от того, в каком вузе их готовят. Мы говорим о едином образовательном пространстве нашей страны. Это модуль воспитательный, это модуль психолого-педагогический, это модуль методической работы, модуль предметно-содержательный. То есть гарантия того, что наши будущие учителя будут на высоком уровне владеть компетенциями по результатам освоения этих модулей.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования министерства образования и науки РФ также отметила необходимость увеличения времени на практическую подготовку педагогов.
– Если соотнести требования предыдущих стандартов и новых, в три раза увеличен объем времени, отводимого на практику. Это чрезвычайно важно! Практика сегодня для студентов педагогических вузов в обязательном порядке начинается со второго курса, что делает будущего педагога потенциально более самостоятельным и готовым к работе в школе.
Другой отличительной особенностью модернизации педагогического образования стало несколько экспериментальных направлений: увеличение двухпрофильного бакалавриата. За три года процент поступающих и обучающихся на двухпрофильном бакалавриате у нас вырос от 7,4% в 2014 года до 37,5% в 2017 году от числа поступивших
Ирина Викторовна отметила ,что процент целевиков, поступающих в педвузы, значительно вырос в последние годы.
– Процент целевиков достаточно низок по России, но три года назад это было 3%. В 2017 году это 8,8%. В каких-то вузах больше, в каких-то меньше. Поставлена задача – повысить средний балл этих ребят. Он должен быть максимально приближен к среднему баллу поступления на общих основаниях. Пока разрыв колеблется от 1-2 до 7-8 баллов в разных вузах.
Реализовать модель целевого обучения невозможно, если не предусмотреть со стороны региональных органов исполнительной власти мер поддержки для молодых педагогов. Это могут быть и дополнительные выплаты к заработной плате и нематериальная помощь, которая выражается в предоставлении служебного жилья, еще каких-то дополнительных мерах поддержки. В ином случае мы оставляем молодому педагогу только один выбор: если хочешь получить заработную плату, значит ты берешь бОльшую нагрузку. Но бОльшая нагрузка для молодого педагога однозначно приводит к понижению качества его работы. Вот эта поддержка как раз позволяет нивелировать эту тенденцию.
Ирина Мануйлова подчеркнула необходимость сопровождения выпускников педагогических вузов после завершения ими обучения:
– Наши студенты, когда уходят в самостоятельную педагогическую деятельность, к сожалению, сразу теряют возможность получать квалифицированную методическую помощь и поддержку со стороны своих руководителей – то, чем они успешно пользовались, когда проходили педагогическую практику.
Нередко те трудности, с которыми они сталкиваются, для них кажутся непреодолимыми. Человек уходит из профессии. Вот такое длительное сопровождение позволит оперативно реагировать на проблемы и вопросы, которые возникают у молодого педагога, разрешая сложные ситуации. Самое главное, что выстраивается его профессиональная карьера, потому что успешность – это главное условие сохранности педагога в своей работе.
Ирина Мануйлова: «Успешность – это главное условие сохранности педагога в своей работе!»
– Когда мы говорим о национальной системе учительского роста, мы понимаем, что для учителя должна быть возможность педагогической карьеры: учитель, учитель-наставник, учитель-методист. – Сообщила заместитель директора департамента Минобра РФ. – Три разные должности должны иметь разное финансовое обеспечение, в зависимости от того, какие трудовые функции они выполняют.
Введение этих должностей, по мнению Ирины Викторовны, поможет реализовать механизм наставничества в школе, методической поддержки работы всего педагогического коллектива.
– На мой взгляд, это станет реальным стимулом для того, чтобы учителя, которые приходят в школу, видели возможность своей будущей профессиональной карьеры.
Говоря об эффектах реализации программы за 4 года Ирина Мануйлова отмечает:
– Мы впервые получили серьезный конкурс в педагогические вузы. В 2017 году конкурс был более семи человек на место. Достаточно высокие баллы ЕГЭ, увеличилось число олимпиадников, которые имеют 100 баллов и пришли в педагогический вуз. В 2013 году таких не было вообще. В 2014 их было всего 16 человек, а в этом году их 195. Это заявка на серьезную подготовку. – Отметила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования министерства образования и науки РФ.
Продолжая тему педагогического наставничества, заместитель начальника отдела профессионального образования и государственного задания министерства общего и профессионального образования Свердловской области Михаил Корягин назвал цифры, подчеркнув, что в образовательных организациях за опытными учителями-наставниками сегодня закреплены 54 педагога, которые окончили педагогический университет
– В дальнейшем подобная работа будет продолжена на территории других муниципальных образований региона. – Заявил Михаил Геннадьевич.
Ректор Уральского государственного педагогического университета Алевтина Симонова рассказала о реализации в УрГПУ проекта создания Уральского педагогического кластера и участии вуза в проекте модернизации.
– На протяжении нескольких лет в УрГПУ реализуется проект создания Уральского педагогического кластера, в который входят образовательные учреждения самого разного уровня.
В истории педагогического образования были разные периоды, разным было и отношение, как со стороны общества, так и со стороны министерства образования и науки РФ. Проект модернизации педагогического образования все расставил по своим местам.
Педагогические вузы признаны вузами необходимыми для жизнедеятельности общества. УрГПУ всегда отличала активность: научная, педагогическая, активность в сотрудничестве с органами власти и школами. Участие в проекте модернизации позволило вывести нашу работу на новый уровень. Наши преподаватели ознакомились с самыми различными практиками, почувствовали уверенность в реализации новых подходов к обучению студентов, повышению собственной квалификации. Что позволило нам выйти на новый уровень развития. Мы благодарны учредителю за такую возможность.
Мы участвовали в апробации 13 основных образовательных программ, в проекте «целевое обучение», в апробации профессионального стандарта педагога.
Все аспекты, которые были представлены в проекте модернизации, мы апробировали. Поддерживаем развитие проекта и призываем не останавливаться на достигнутом. Для университетов всегда важно иметь зону ближайшего и зону дальнего развития, с тем, чтобы мы могли планировать свою деятельность и также работать с нашими преподавателями – молодыми и возрастными. Очень важно создавать для них эту нишу развития.
Думаю, что проект «национальная система учительского роста» жизнеспособен и в нашем регионе получит свою поддержку.
Пресс-служба УрГПУ
Текст: Юлия Афанасьева,
Фото: Василий Васильев
Видео: ТАСС
uspu.ru
№ | Новая модель аттестации педагогов в соответствии с НСУР | Идеи для организации системы методической работы с педагогами школы |
Образовательные программы (реализация – учитель; проектирование и реализация – старший учитель; управление проектированием и реализацией образовательных программ – ведущий учитель) | Анализ качества спроектированных педагогами школы программ по учебному предмету, курсу, модулю позволит провести внутреннюю дифференциацию и организовать систему наставничества и консультирования, систему постоянно действующих обучающих семинаров по проектированию образовательных программ. В то же время необходимо разработать внутреннюю систему оценки качества (ВСОКО) реализации образовательных программ, которая также позволит выявить лидеров в каждой предметной области, способных оказывать консультационную помощь менее опытным коллегам. | |
Вывод по п.1: НСУР позволит реанимировать систему наставничества, что положительно скажется на профессиональном развитии молодых педагогов и педагогов с небольшим стажем работы. | ||
Общественная оценка деятельности учителя, включая учет мнения родителей обучающихся и выпускников | При разработке и внедрении ВСОКО в школе всех участников образовательных отношений необходимо сделать субъектами оценки деятельности учителя, что позволит получить «взгляд со стороны» при оценке педагогической деятельности. Проблемой может стать психологическая неготовность педагога к учету мнения родителей и обучающихся, выпускников. Кроме того, мнение указанных участников образовательных отношений может быть некомпетентным. Соответственно, необходимо организовать следующую деятельность: — методическое обеспечение психолого-педагогической готовности учителя к общественной оценке; — создание инициативной группы общественности, которая будет входить в число участвующих во ВСОКО в школе; обеспечение системы обучения данной инициативной группы наряду с внутренними экспертами, занимающимися ВСОКО. Кроме того, при разработке критериев и показателей ВСОКО (в данном случае деятельности учителя) важно учесть мнение данной инициативной группы. | |
Вывод по п.2: НСУР позволит сделать мнение общественности о деятельности учителя официальным и компетентным; обесценить некомпетентные позиции о деятельности учителя, транслируемые в социальных сетях. Данный факт благоприятно отразится на социальном статусе педагога. | ||
Показатели внутреннего мониторинга | При подготовке педагога к аттестации большое значение имеет умение собирать и структурировать результаты своих педагогических достижений. Соответственно, необходимо запланировать такие формы методической работы, как портфолио, самопрезентация. Однако наиболее важным будет являться умение педагога вести самомониторинг. | |
Вывод по п.3: НСУР инициирует стабильное функционирование ВСОКО в школе, отражающей качество работы педагога. Важно обеспечить финансовую поддержку данному направлению, отразить в Положении о Системе оплаты труда критерии и показатели качества деятельности педагога. | ||
Профессиональные конкурсы | При разработке Программы профессионального развития педагогов необходимо определить перечень конкурсов 1 уровня, 2 уровня, 3 уровня (по нарастающей). При составлении индивидуальной карты профессионального развития каждый педагог определяет для себя, в каком конкурсе он будет участвовать в течение учебного года (уровень конкурса выбирается в зависимости от опыта и др. факторов). Обязательным является прохождение каждого из уровней. Участие в конкурсах одного и того же уровня возможно не более трех лет. | |
Вывод по п.4: НСУР инициирует педагогов к самопрезентации, к участию в конкурсах, что позволяет обеспечить постоянный профессиональный рост педагогов. | ||
Предметные компетенции | Развитие данных компетенций в школе возможно только через наставничество и самообразование, соответственно, в систему методической работы необходимо включить обязательное повышение предметной (не методической!) компетенции педагогов во внешней среде за счет участия в вебинарах, семинарах, мастер-классах, открытых уроках и т.п. Не реже одного раза в три года обеспечить прохождение педагогами курсов повышения квалификации именно предметного содержания. | |
Вывод по п.5: На данный момент большое внимание уделяется развитию методической компетентности педагогов. После окончания ВУЗа педагог имеет возможность развивать предметную компетенцию только самостоятельно или в рамках методического объединения (если таковое существует в школе. А как быть тем, кто является единственным предметником в школе?). Введение НСУР в тестирование педагогов вопросов предметного содержания позволит изменить данную ситуацию как внутри школы, так и во внешней среде (возможно, увеличится количество предметных курсов повышения квалификации). | ||
Методические компетенции | Данным компетенциям в системе методической работы школы всегда уделялось большое внимание. Однако необходимо акцентировать внимание на таких компетенциях, как «работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии», «работа в условиях реализации программ инклюзивного образования», «работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении». Указанные компетенции до сих пор являются проблемными для многих педагогов. | |
Вывод по п.6: Введение НСУР позволит расширить перечень методических компетенций педагогов, необходимых для организации эффективной деятельности на уроке. | ||
Психолого-педагогические компетенции | Данным компетенциям в системе методической работы уделялось недостаточно внимания в связи с отсутствием у администрации возможности создать условия для их развития. Один школьный психолог не в состоянии обеспечить методическое сопровождение развития психолого-педагогических компетенций педагогов. Самообразованием по данному направлению также занимались от случая к случаю. Соответственно, в Программе профессионального развития педагогов школы данному вопросу необходимо уделить особое внимание. Возможны такие формы работы, как индивидуальные и групповые тренинги, организованные приглашенными специалистами, разбор реальных психолого-педагогических ситуаций; курсы повышения квалификации и др. | |
Вывод по п.6: Введение НСУР позволит повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов, которая на данный момент является одной из важных составляющих успешной деятельности учителя. | ||
Коммуникативные, включая ИКТ-компетенции | На данный момент материально-техническая база МАОУ СОШ № 213 «Открытие» соответствует всем современным требованиям. Соответственно, оперативной целью методической работы является обеспечение эффективного применения МТБ в учебном процессе. Такие формы работы, как практикумы для педагогов, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации позволят обеспечить применение компьютерной, периферийной и иной базы в полном объеме. Коммуникативные компетенции на данный момент невозможны без общения внутри групп, сетей, электронного документооборота. Данная работа также должна быть оперативно организована, проведено обучение и консультирование как педагогов, так и детей и их родителей. | |
Вывод по п.8: Введение НСУР инициирует всех участников образовательных отношений к построению системы оперативного обмена информацией, что возможно только с применением ИКТ-технологий. |
io.nios.ru