cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Система обучения по шаталову – Особенности системы обучения В. Ф. Шаталова

Методика Шаталова в начальной школе

Методика Шаталова, именитого педагога СССР, основывается на утверждении, что любой школьник обучаем, независимо от своих навыков и способностей. Участники учебного процесса равны и взаимодействуют между собой. Виктор Федорович кардинально пересмотрел отношения учителя к ученикам, систему оценивания знаний, домашние задания и структуру урока.

Кратко об авторе и его достижениях

В 2017 году Виктор Федорович отметил свой девяностый день рождения. Всю свою жизнь он посвятил преподавательской деятельности. Преподавая математику в школе, Виктор Федорович стремился максимально оптимизировать процесс обучения. Его педагогический стаж составляет шестьдесят три года, и пятьдесят из них он занимается исследованием и усовершенствованием преподавательской деятельности. Первый же эксперимент оказался удачным. Школьная программа была освоена учениками на два года раньше обычного курса.

Методика педагога Шаталова впервые была представлена широкой аудитории в ноябре 1971 года в «Комсомольской правде». Она имела огромный успех в учительской среде. Однако после развала Советского Союза эксперимент был закрыт.

В 2000 году в Москве начала работать школа по методике Шаталова, в которой и сегодня проходят обучение дети и взрослые из разных городов. Кроме того, Виктор Павлович является автором более полусотни книг, а его аудио- и видеокурсы пользуются огромным успехом как у педагогов, так и у учеников.

В настоящее время Виктор Павлович живет и работает в Донецке. Он ведет курс лекций по педагогическому мастерству. Самое большое распространение получила методика Шаталова на уроках математики, однако педагоги-новаторы успешно внедряют методику и для обучения другим дисциплинам. Особую пользу представляют уроки по методике Виктора Федоровича для учеников младших классов.

Суть методики

Суть методики Шаталова заключается в поэтапном управлении учебным процессом. Виктор Федорович создал определенный алгоритм, который успешно применим абсолютно для любого изучаемого предмета и не зависит от возрастной группы и уровня подготовки учеников.

Методика обучения Шаталова основана на нескольких принципах. Во-первых, Виктор Федорович утверждает, что все дети обучаемы. Не существует разделения на слабых и сильных, обучаемых и нет. Во-вторых, обязательным требованием к педагогу является уважительное и доброжелательное отношение к ученику. Согласно методике Шаталова, все ученики равны, хотя это не исключает индивидуального подхода к каждому.

Кроме того, Виктор Федорович пересмотрел систему выставления оценок. В его методической системе нет плохих отметок. Особо важен этот принцип методики Шаталова в начальной школе. Ребенок учится исправлять свои ошибки и контролировать свою успеваемость. А коллективное познание развивает у первоклассников такие важные качества, как коммуникабельность, отзывчивость и взаимопомощь.

В разработке своей методической системы Виктор Федорович делает упор на обучение детей младшего возраста, так как основное развитие человек получает именно в первые одиннадцать лет своей жизни.

Опорные сигналы

Основная отличительная черта методики Шаталова – применение опорных сигналов. В роли таких сигналов выступают различные символы, вызывающие ассоциации с изученным материалом. Отсюда следует, что основывается методика на развитии и активном использовании ассоциативного мышления и зрительной памяти. При создании опорных сигналов применяют следующие принципы:

1. Сигнал должен быть предельно лаконичен. Чем проще и понятнее сигнал, тем легче его запомнить и воспроизвести.

2. Структурирование сигнала помогает систематизировать материал и выделить главный элемент. Структуры можно добиться использованием символов: стрелок, блоков, линий.

3. Смысловые акценты. Важное выделяется цветом, шрифтом и другими способами.

4. Сигналы объединяются в автономные блоки.

5. Сигнал ассоциативен и способен вызывать понятные образы.

6. Сигнал прост, его легко воспроизвести.

7. Сигнал является наглядным, возможно цветовое выделение.

Для разработки группы сигналов необходимо тщательно изучить преподаваемый материал, выделить ключевые моменты, то есть избавиться от «воды». Ключевые моменты нужно законспектировать, соблюдая порядок и связи между ними. Далее следует преобразовать их в символы-сигналы, соблюдая вышеперечисленные требования. Сигналы объединяются в блоки, связи между ними указываются при помощи графических и цветовых приемов.

Опорные конспекты

После создания сигналов преподаватель разрабатывает опорный конспект. Опорные сигналы – это ключевые моменты изучаемой темы. Они формулируются в конспект, представляющий собой наглядную структурированную схему или модель.

Существуют подробные инструкции по созданию опорных сигналов и конспектов, использование которых помогает применять методику Шаталова на уроках русского языка и литературы, в творчестве и в естественных науках.

Конспект выступает в роли своеобразной «шпаргалки». На листе конспекта при помощи символов, аббревиатур, графических изображений и знаков представлен объемный материал. Логично предположить, что запоминание интересной красочной схемы проходит гораздо проще, чем запоминание целого учебника. Для преподавателя использование конспектов также является очень удобным. В проверку знаний входит повторение конспекта учеником. Причем учитель не исправляет найденные в конспекте ученика ошибки, а лишь проставляет оценку. В задачу ученика входит самому отыскать ошибку. В данном случае используется игровой аспект, что, несомненно, повышает интерес к учебе.

Объяснить и изложить

Это первые три этапа в методике преподавания Шаталова. Вначале преподаватель развернуто излагает тему. В задачу педагога входит не только подробно объяснить материал, но и заинтересовать учеников. То есть преподнести изучаемый материал требуется с использованием образов, вызывая эмоциональные ассоциации. Задача педагога на этом этапе — вызвать у учеников вопросы, помогающие раскрыть изучаемую тему.

На втором этапе изучаемый материал предлагается учащимся в виде конспекта. Для лучшего запоминания объемного материала преподаватель его сокращает до информационного плаката.

Плакат представляет собой опорный конспект, состоящий из структурированных опорных сигналов. Преподаватель разъясняет значение того или иного опорного сигнала и их связь между собой. В изучении и запоминании учениками опорных сигналов заключается третий этап методики Шаталова на уроках.

Следует в очередной раз отметить важность применения правильно сформулированных опорных сигналов. Практика показывает, что наиболее эффективными являются сигналы, разработанные преподавателем непосредственно для данной темы и для данной группы учеников, а не позаимствованные из прошлого опыта. Только так можно учесть индивидуальные особенности учащихся.

Для учеников начальных классов наиболее важными являются именно первые три этапа. На этих этапах преподавателем закладывается базис запоминания и усвоения темы. Поэтому так важно создать максимально запоминающиеся опорные сигналы. Чтобы их запомнить, ученик должен ими заинтересоваться.

Усвоение темы

На четвертом этапе ученики в домашних условиях самостоятельно исследуют конспект. Интересно, что для методики преподавания Шаталова в школе не характерен термин «домашнее задание». Преподаватель предлагает сделать ученику домашнюю работу. В этом есть принципиальная разница. Домашняя работа является набором определенных упражнений, которые необходимо самостоятельно сделать в течение изучения темы. Ученик сам решает, сделать ее в один день или растянуть на весь период изучения материала, начать ее в последний момент или сделать еще до начала урока. При использовании этого приема методики Шаталова в начальной школе у детей с раннего возраста развивается способность к самоорганизации.

После самостоятельного изучения материала ученик на следующем занятии воспроизводит опорный конспект и отвечает на вопросы учителя по опорным сигналам. Это пятый и шестой этапы и очередное существенное отличие школы по методике Шаталова. В данной ситуации у учеников нет страха перед неопределенностью: «Спросят, не спросят?». Каждый ученик на каждом занятии отвечает на вопросы по изученному материалу. И именно ученик определяет степень своей подготовки. Причем остальные учащиеся активно участвуют в этом процессе. Таким образом, ответ у доски превращается в коллективное обсуждение. Для ученика это снижает страх одному отвечать по изучаемой теме, так как он знает, что при необходимости ему помогут одноклассники. Но в то же время ученик пытается справиться с ответом у доски самостоятельно, не прибегая ни к чьей помощи.

Многократное повторение

В своей методической системе Шаталов активно использует всевозможные методы повторения на разных уровнях. Без многократного повторения невозможно добиться четкого понимания и усвоения изучаемого материала. Причем, как отмечает Виктор Павлович, обязательно нужно использовать различные техники повторения, чтобы избежать механического заучивания.

На уроках, проводимых по программе Шаталова, информация дается не параграфами, а большими блоками. Это позволяет экономить достаточно много времени. Значительная часть этого времени расходуется на повторение. На каждом занятии учитель предлагает ученикам вспомнить пройденный ранее материал. Это происходит с использованием творческих, продуктивных и репродуктивных видов учебной деятельности.

Для репродуктивного повторения характерна актуализация теоретических знаний. При продуктивном повторении происходит обобщение изученного материала. Творческие уроки – это уроки открытых мыслей, которые подразумевают творческое осмысление пройденного материала. Повторение основано на опорных конспектах. Преподаватель ведет учет по повторенным темам, таким образом систематизируя этот процесс.

«Куда и как исчезли тройки»

За свою педагогическую и научную деятельность Виктор Федорович написал более шестидесяти книг. Одна из них – книга «Куда и как исчезли двойки». В ней рассматриваются вопросы оптимизации времени урока, взаимоотношений между учителем и учеником, контроля знаний. Система оценки знаний по методике Шаталова кардинальным образом отличается от привычной школьной системы. Самый важный принцип его системы – открытая перспектива. Это значит, что ученик всегда может исправить свою плохую отметку. Двойки, считает Шаталов, не мотивируют, а наоборот угнетают ученика, лишая его желания учиться. Эту аксиому лучше всего понимают учителя младших классов. Они имеют дело с тонкой детской психикой, которую легко могут ранить плохие оценки. Ребенок должен не бояться делать ошибки и всегда иметь возможность их исправить.

Учет знаний ведется посредством открытой ведомости. Это большой лист, к которому имеет свободный доступ каждый ученик. Низкие оценки проставляются карандашом. Когда ученик исправляет свои ошибки, повышает уровень знаний, повышается и его отметка в ведомости. Это важнейший фактор в методике Шаталова. Когда ученик получил двойку или тройку, и учитель отметил это в журнале и дневнике, ученик расстроен и угнетен, но не может ничего исправить. Полученная отметка – свершившийся факт. Это существенно снижает стремление к знаниям.

«Учиться победно!»

В 1956 году прошли первые практические исследования методики Шаталова на уроках математики, физики и астрономии. С тех пор методика совершенствовалась и развивалась. Но основные принципы обучения по Шаталову остались незыблемы. Главный из них – открытость. Преподаватель открыто и уважительно общается с учениками, их отношения можно сравнить с отношениями между коллегами. Учитель начальных классов является для ученика одновременно и покровителем, и другом. Ученик в данном случае чувствует себя спокойно и уверенно. Он не боится совершить ошибку, не боится показаться глупым.

Равные отношения складываются и между учениками. Нет отличников и двоечников. Каждый способен получать только хорошие отметки. У учеников формируется чувство товарищества. В учебном процессе постоянно задействованы все ученики. Когда один из них отвечает, другие слушают и готовы помочь своему товарищу в случае необходимости. Кроме того, учитель создает атмосферу дружелюбия. Между учениками не существует конкурентности. Проведя в такой атмосфере первые свои учебные годы, ребенок не станет в будущем зазнайкой или эгоистом.

Родители также участвуют в процессе обучения. Учитель должен донести до родителей важность создания дома благоприятной и спокойной обстановки. Родители не ругают за плохую оценку, они подбадривают и поддерживают ребенка, мотивируя на получение более высокого балла. Ребенку доверяют, верят в его способности, что повышает у него уровень самооценки и уверенности в собственных силах.

Преимущества использования методики

Очевидно, что методика Шаталова, применяемая как в начальной школе, так и в старших классах, имеет ряд преимуществ. Во-первых, это существенная экономия времени. За счет использования конспектов большой объем информации возможно изучить за меньший промежуток времени. Причем качество полученных знаний от этого сокращения абсолютно не страдает.

Во-вторых, новая система оценивания знаний позволяет ученику самостоятельно контролировать свою успеваемость, развивая самостоятельность. А благоприятная обстановка дома и в школе значительно способствует росту интереса к учебе. Использование опорных сигналов и конспектов облегчает процесс обучения для ученика и учителя.

fb.ru

Основные принципы методики | Учебный центр «Мегамозг»

В 70-х годах прошлого века учитель математики из Донецка, Виктор Федорович Шаталов, обнародовал авторскую методику обучения. По причине авторитарности и некоторой косности советской школы система эта (пусть и широко освещенная в СМИ, педагогической литературе, на различных съездах, собраниях) централизованно внедрена не была и стала достоянием избранных. Потенциал ее тем не менее огромен. А в Москве и по сей день работает единственная школа-студия Шаталова, демонстрирующая невероятные результаты обучения и каждый раз собирающая детей и их родителей со всех уголков мира.

«Необучаемых детей не бывает, бывают непрофессиональные педагоги».

 

В.Ф.Шаталов

Уникальность методики Шаталова заключается, прежде всего, в том, что в результате ее применения даже слабый ученик блестяще усваивает учебный материал и успешно использует его на практике через значительный промежуток времени.

Этот педагог к каждому ученику подходит с оптимистической гипотезой, верит в его учебные способности и не делит учеников на сильных и слабых. Разделение и внешняя оценка «ты умница, а ты — тупой» отсутствует, преподаватель работает так, чтобы у всех все получалось, все добивались успеха. К слову, в последние годы своей работы Шаталов уже брал не просто отстающие классы «Г» и «Д», но занимался подвижничеством, работая в колониях. Однажды преподал годовой курс геометрии в детской колонии (дер. Б.Поля, Ленинградской обл.) за неделю, продемонстрировав высокие и абсолютно не ожидаемые экзаменаторами результаты.

«Отличников учить легко. А ты попробуй заинтересовать ребят, на которых все махнули рукой».

 

В.Ф.Шаталов

Разберемся же, в чем секрет методики Шаталова и как она построена.

7 ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ обучающей методики В.Ф.Шаталова: 

1. Обучение на высоком уровне сложности.

2. Бесконфликтность.
3. Быстрое движение вперед.
4. Открытые перспективы.
5. Сверхмногократное повторение.
6. Ведущая роль теоретических знаний.
7. Гласность.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ УРОКА ОТ ШАТАЛОВА:

• ПРАКТИКОВАТЬ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАССМОТРЕНИЕ ТЕОРИИ.
По В.Ф. Шаталову сначала изучается теоретический материал, а затем уже практический. Опытным путем он пришел к той же мысли, что и В.В. Давыдов — в теории развивающего обучения.

• ОБУЧАТЬ КРУПНЫМ БЛОКОМ, ЗА 1 УРОК ОБЪЯСНЯЯ НЕ 1 ПРАВИЛО ИЛИ ТЕОРЕМУ, НО НЕСКОЛЬКО ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ТЕМ.
Главное отличие обучения Шаталова от других экспериментальных методик — это получение знаний от общего к частному. Виктор Федорович по-новому подошел к подаче знаний. Он принципиально отказался от традиционного линейного обучения, когда темы идут строго одна за другой, но вместо того брал самый сложный раздел учебника и начинал с него. Вокруг этого центра строил все остальное.

Учёбу можно сравнить с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное восприятие изображения. Но именно так обычно преподают в школе. А если вначале дать представление о целом, то кусочки легко встанут на свои места, и мозаика сложится.
Например, сам Шаталов за один урок давал следующие темы: «Бесконечные прогрессии», «Предел», «Вывод формулы суммы членов бесконечно убывающей прогрессии», «Основные теоремы о пределах». Шел от целого к части и достигал наилучших результатов, так как именно дробление материала на 5 уроков (как это предусматривала программа тех лет) затрудняло восприятие, разрывало целое на отдельные фрагменты, мешало увидеть их взаимосвязь.
При этом каждой теме В.Ф. Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. В дальнейшем педагог строго следовал заявленному порядку, предсказуемость этапов изучения новой темы помогала школьникам видеть их логику.
Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и требует большого труда. В результате образовательных экспериментов Шаталов обосновал следующее: Учение с большим трудом повышает увлечение. Чем больше труда, тем больше успеха; успех же, в свою очередь, рождает увлечение и подвигает на новый труд.

• ПЕРЕДАВАТЬ УЧАЩИМСЯ САМУЮ СУТЬ, ЧТОБЫ ВНИМАНИЕ НЕ РАССЕИВАЛОСЬ НА ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ДЕТАЛИ.
Чтобы осилить сегодняшние школьные программы, нужно иметь богатырское здоровье. Но сегодня в школу приходит изначально больное поколение. Пренебрежение мерой в дозировании учебного материала ведёт к тому, что «в одно ухо влетает, а из другого вылетает». И министерские реформаторы видят единственный выход в упрощении программ.
Шаталов же пошел по иному пути: он «минимизировал» учебники, «выжал из них всю воду», оставил лишь суть. Именно поэтому его книги выгодно отличаются от школьных талмудов и в несколько раз тоньше их.

К примеру, в учебном материале по математике изучаются основные понятия и связи между ними. Второстепенный материал не дается. Довод: практически ученикам знать доказательства не обязательно, тем более, что одна и та же теорема, вывод одной и той же формулы имеют множество вариантов.
В результате удается сократить время, необходимое для изучения и усвоения программного учебного предмета, которое используется для опережающего обучения. На занятиях по какой-либо теме заглядывают в темы предстоящие. Курс, рассчитанный на 3 учебных года, учащиеся с успехом усваивают за 2.
Концентрированно изложенный материал хорошо понимается и запоминается на 70%. Работает логическая память, а она эффективнее механической. Опираться не на зубрёжку, а на понимание — вот основа методики Шаталова.

• ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРЕДЛАГАТЬ В ВИДЕ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ ИЛИ БЛОК-СХЕМ. СОСТАВЛЯТЬ ИХ ЯРКИМИ И НЕОБЫЧНЫМИ, ЧТОБЫ АКТИВИРОВАТЬ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ.


За один учебный день на голову учащегося обрушивается новый материал в таком объёме, который при любых способностях не может быть усвоен в 100%-ом объеме. Учитель при воспроизведении заглянет в поурочный план или же учебник. А куда может заглянуть ученик, «вытянутый» к доске?
Шаталов разработал систему опорных сигналов (ОС) и опорных конспектов (ОК), служащих ученику своеобразными «маячками» для запоминания и стимулами для разворачивания полноценного ответа. К слову, именно благодаря системе ОС методика Шаталова и стала так широко известна, и именно ОС послужили основой для распространения известных сегодня карт памяти (mind maps). В ОК изображаются тезисы занятия – в виде некой графической схемы из элементов, связанных между собой. При этом число тезисов не должно превышать 7 ± 2 (таково, по мнению психологов, число смысловых элементов, с которыми наше сознание может эффективно оперировать одновременно). ОК короток, прост, впечатляюще оформлен (в отличие от т.н. «нормального конспекта», который чаще всего бывает длинен и непрактичен).
ОК – единая для всех, перенесённая на бумагу, свёрнутая логическая цепь, которая, однако, разворачивается по-разному, в соответствии со способностями и фантазией ученика. Кто хорошо запомнил его, понял все внутренние связи и продумал варианты ответа, тому не нужно заглядывать в запись. Исчезает необходимость в списывании и шпаргалках. Выучить – быстрее.
Схема облегчает запоминание, повторение материалов, структуризацию и приумножение знаний. Ученики Шаталова способны за 15 минут повторить, пробежав глазами опорные сигналы, годовой курс по любому предмету. Особенно ОК необходим в интенсивные дни, когда много ответственных уроков или в период подготовки к экзамену.
На занятиях в школе Шаталова в Москве ученикам раздаются уже готовые и тщательно проработанные ОК. Однако на следующих этапах обучения и, скажем, студентам вузов рекомендуется составлять ОК самим – это не только повышает эффективность запоминания, но и развивает критическое мышление. Подробнее о составлении ОК читайте здесь.

• ПОВТОРЯТЬ ОДНО И ТО ЖЕ 3-4 РАЗА, ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ ПРИ МЕНЬШЕЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ УЧАЩЕГОСЯ.
Сколько раз надо повторить материал, прежде чем ребёнок сможет его понять, воспроизвести? Шаталов рассказывает столько, сколько нужно, и в разных вариантах. Он впервые в мировой практике обучения создал систему, эффективно обеспечивающую работу «механизма» понимания текста, получив при этом огромный выигрыш и во времени, и в качестве усвоения учебного материала.
Помимо повторения на этапе запоминания также необходимо использовать закономерность повторения контроля. Больше всего забывается информации в первые три дня (30 — 40%). Поэтому сначала важно контролировать ежедневно, а примерно через месяц процесс забывания идет медленнее, и организуется отсроченный контроль.
Вот почему со стороны учителя необходимы умелое структурирование материала, наращивание информации в оптимальном темпе и её многократное повторение с постоянным возвращением к главному фрагменту.

• НЕ РАЗРЕШАТЬ ОДНОВРЕМЕННО СЛУШАТЬ И ЗАПИСЫВАТЬ. СНАЧАЛА УЧЕНИКИ СЛУШАЮТ, ПОСЛЕ – ЗАПИСЫВАЮТ ЛИБО ПОВТОРЯЮТ ВСЛУХ.
Шаталов разделяет два процесса, т. е. использует закономерность: распределять внимание на письмо и понимание, так как выполнение двух действий одновременно всегда приводит к снижению их качества. Обыкновенно, записывая что-то за учителем, школьники теряют нить рассуждений, пропускают отдельные важные моменты и потому не получают единой целостной картины.
Вот почему в школе Шаталова во время объяснения ученик слушает учителя, отвечает на его вопросы, думает, разбирается в материале, но никаких записей не делает. В конце же занятия (реже – в начале) каждому ученику выдается опорный конспект, где в свернутом виде изложена вся информация.

• КОНТРОЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО БЛОК-СХЕМАМ. КОНСПЕКТЫ ЛЕГКО ВОСПРОИЗВОДЯТСЯ И ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ САМОКОНТРОЛЯ, ВЗАИМОКОНТРОЛЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ И СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ.
Неукоснительный принцип, которому следуют в школе Шаталова – сначала научить, потом спрашивать. И в то же время контроль за знаниями учеников также важен, как и сам процесс обучения. На учителя возлагается огромная ответственность: надо исключать первые же пробелы в знаниях, пока они еще незначительны, чтобы впоследствии не возникло «запущенной» ситуации.
Контроль должен быть доброжелательным, соответствующим силам ученика.
В школе Шаталова контроль осуществляется на основании опорного конспекта: учащийся должен по памяти воспроизвести ОС и по нему восстановить содержание учебного материала. Таким образом, учитель имеет возможность проверить усвоение материала всех 20 или 30 человек в классе.
Помимо проверки ОС учителем есть альтернативные варианты:

а) самоконтроль – важен как дома при подготовке к занятию, так и собственно на уроке, т.к. уважение и гуманное отношение к каждому ученики – важный принцип методики Шаталова.
б) листки взаимоконтроля – они представляют собой собрание вопросов, отражающих изученный материал. Предварительно учитель сам объясняет ответы на все вопросы, содержащиеся в листках – это облегчает подготовку. На следующем занятии ученики разделяются на группы, где в первом потоке отвечают более сильные ученики, и это улучшает подготовку остальных в группе.
Опрос должен проходить в ускоренном темпе. Учителю не обязательно опрашивать всех по всем вопросам, достаточно задать определенное минимальное количество вопросов, чтобы понять какой % из них не подготовлен. Несколько раз прослушав ответ на один и тот же вопрос (сначала учителя, затем одноклассника), трудно не суметь ответить самому. Если же такое происходит, к неподготовленному сразу прикрепляется помощник из группы: ему поручается сначала объяснить непонятное, а затем провести итоговый опрос. Без привилегий такие консультанты не остаются: они освобождаются от следующего цикла опроса. Подготовка к опросам также проходит при активном общении и взаимопомощи.
г) контроль со стороны родителей
Методика Шаталова работает эффективней, если ученика поддерживают и контролируют дома. Важно привлечь к контролю знаний родителей. Даже не зная и не особенно понимая, что учит их ребенок, они, проверив воспроизведенный опорный конспект, могут увидеть, готов ли школьник к уроку.
Со временем, однако, когда возникает стойкая мотивация, помощь родителей не просто не нужна, но запрещена. А вот доброжелательное отношение, интерес и поддержка мотивации со стороны родителей должны быть постоянными.

• СОЧЕТАТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ОБРАЗЦУ С ПРОДУКТИВНЫМ МЫШЛЕНИЕМ.
Пусть точность воспроизведения ОС неадекватно отражает глубину понимания материала – это учитель выяснит уже иными способами. После воспроизведения материала следует ряд типовых задач (прорешать их необходимо как в классе, так и дома), после чего – творческие задания на самостоятельный поиск решения. При этом действует дифференцированный подход к распределению задач: ученики, легко справляющиеся с решением типовых задач, получают задание на развитие продуктивного мышления.

• СЛЕДОВАТЬ ПРИНЦИПУ ПОУРОЧНОГО БАЛЛА, Т.Е. СПРАШИВАТЬ КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ НА КАЖДОМ УРОКЕ.
В книге «Куда и как исчезли тройки» В.Ф. Шаталов справедливо говорит, что большая часть учеников в школе нередко за целый учебный день рта не открывает, чтобы показать свои знания. И сидят эти «отщепенцы» на уроке, не подавая признаков существ мыслящих.
Если учитель не успеет опросить всех, итоговая оценка будет выведена, по существу, произвольно. Обыкновенно школьников возмущает такая явная ложь. Но дело даже не в этом, сколько в том, что каждый из них имеет право (и должен) высказаться на каждом уроке – письменно или устно. Иначе редкость и случайность опроса создает стрессовые ситуации и превращает обучение в игру, где одному везет, а другой в проигрыше. Так, ежеурочный опрос напрашивается как необходимое следствие, как принцип дидактики. И в своих книгах Шаталов подробно излагает и делится филигранной техникой контроля знаний учащихся.
Преподаватель расчерчивает табель, который затем повесит на двери и будет ежедневно вносить отметки. Табель висит у всех на виду и побуждает к получению лучших отметок, чтобы не было неудобно перед классом.

• ДАТЬ КАЖДОМУ УЧАЩЕМУСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ УЛУЧШИТЬ СВОЙ БАЛЛ. ЭТОТ ПРИНЦИП НАЗЫВАЕТСЯ «ОТКРЫТЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ».
Вместо оценок=баллов Шаталов рекомендует использовать систему условных отметок. И ежедневно эти отметки, какими бы они ни были, вносятся в общий табель успеваемости, но записываются карандашом – и любую неудовлетворяющую ребенка отметку он вправе исправить. Причем не тогда, когда того потребует преподаватель, а когда сам учащийся почувствует, что он знает материал уже лучше и может повысить свой уровень.

• ПОДДЕРЖИВАТЬ В КЛАССЕ АТМОСФЕРУ, В КОТОРОЙ КАЖДЫЙ УЧЕНИК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СПОКОЙНО И УВЕРЕННО.
Психологический комфорт является главной предпосылкой для творческой и деятельностной атмосферы, помогающей развитию способностей и интереса учащихся.

• ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ЕЖЕДНЕВНО.
В нашем организме все взаимосвязано, и физическая нагрузка стимулирует мозговую деятельность, повышая эффективность процессов запоминания и воспроизведения изученного. Сам Шаталов ежедневно проводил со школьниками уроки физкультуры. Его последователи рекомендуют регулярно организовывать паузы для пальчиковой гимнастики и уверяют, что упражнения по развитию мелкой моторики являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

• ГУМАННО ОТНОСИТЬСЯ К УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ.
Методика Шаталова по праву входит в щадящую педагогику и подразумевает, что учитель ни в коем случае не принижает достоинство тех учеников, которые в каком-то смысле отстают от своих сверстников, не ограничивает их возможности показать себя и не позволяет делать это его одноклассникам. Каждый ребенок индивидуален, и нельзя здесь подгонять всех под единый стандарт. Унижение ребенка, недопонявшего что-то или не сумевшего правильно ответить на вопрос – под запретом. Если же позволить слабым ученикам ошибаться, высказывать свое мнение и предположения наряду с отличниками, если каждую идею, будь даже она ущербна в какой-то степени, подкреплять одобрением, то тем самым преподаватель даст стимул для дальнейшей работы и представление: «все могут, и я могу тоже». «Ты можешь!» — должен напоминать учитель ученику постоянно.
Сюда тесно примыкает система оценивания детей, которая зачастую оказывается несправедливой. Можно вспомнить множество примеров, когда учитель по каким-то совершенно непонятным субъективным причинам за безукоризненно выполненную работу ставит не наивысшую оценку. Что в корне неправильно. Стимулом к достижению высших результатов это не послужит, напротив, породит в сознании ученика идею, что дальнейшие старания тщетны. Поэтому необходимо поощрять каждое стремление и проявление способностей.
Еще небольшой пример: часто в семье бывают конфликты у родителей с детьми из-за того, что в дневнике не записано домашнее задание. У Шаталова такого быть не могло, он давал учащимся на уроке от двух минут до двух секунд, чтобы они провели взаимоконтроль правильности записи домашнего задания в дневнике. Такой простой профилактический прием бережет нервы учащихся и их родителей.

Мнение преподавателя о методике:

Формула успеха обучения по Шаталову:

«Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять».
В.Ф. Шаталов

В целом суть педагогической системы В. Ф. Шаталова заключается в том, чтобы учащийся представлял, понимал, помнил и применял (4 П) свои знания в нестандартных условиях. Хороший принцип, не правда ли?

megabrain.by

Педагогическая система В. Ф. Шаталова

В. Ф. Шаталов, учитель-новатор, разработал в 70-х годах свою стройную педагогическую систему обучения, называемую среди педагогов школ и вузов «методом Шаталова». Педагогическая система В. Ф. Шаталова долгие годы пробивала себе путь, резко критиковалась рядом представителей АПН СССР, но широко изучалась и поддерживалась учителями-практиками школ, техникумов и вузов. И только после «окрика» на пленуме ЦК КПСС в докладе Е. К. Лигачева «О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению» (Правда от 18.02.1988) В. Ф. Шаталов получил возможность спокойно продолжать свой эксперимент /101/. В докладе было сказано: «Путь к цели — предоставить школе право на творчество, на выбор методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса, на отработку новаторских идей воспитания. Не вытравливать, а всячески лелеять ростки появившихся у нас школ, облик которых определяется деятельностью талантливых, нешаблонно мыслящих и преданных делу педагогов».

В. Ф. Шаталов, по его словам, не открыл ничего нового, просто взял на вооружение рациональные идеи из педагогики и психологии. Основное в его технологии обучения: организация сложной познавательной деятельности учащихся в условиях группового обучения (класс). Всеми возможными средствами он заинтересовывает учащихся, развивает их активность, вносит элемент соревновательности. Работает так, чтобы у всех все получалось, все добивались успеха. А успех порождает уверенность в себе и соответственно следующий успех. Ученику становится интересно, когда у него начинает получаться.

Основные постулаты педагогической системы В. Ф. Шаталова: 1. Объяснять материал предельно понятно, даже упрощенно, для чего следует:
♦ снимать лишние нагрузки на внимание ребят, повторяя одно и то же 3—4 раза разными словами;
♦ давать за один урок не одну теорему, а обучать крупным блоком, в котором «темы взаимосвязаны». Так, он дает за один урок следующие темы: «Бесконечные прогрессии», «Предел», «Вывод формулы суммы членов бесконечно убывающей прогрессии», «Основные теоремы о пределах», И достигает лучших результатов, ибо «именно дробление материала на 5 уроков, как это предусматривала программа тех лет, затрудняло восприятие, разрывало целое на отдельные фрагменты, мешало увидеть их взаимосвязанность»;
♦ передавать учащимся самую суть, тогда уменьшается объем запоминания. В результате материал хорошо понимается и запоминается на 70%. Работает логическая память, а она эффективнее механической.
2. Не разрешать, чтобы учащиеся одновременно слушали и записывали. Он разрывает эти два процесса, т. е. использует закономерность: распределять внимание на письмо и понимание, так как аудирование развито не у всех одинаково. Сначала учащиеся слушают, потом они либо записывают, либо Шаталов дает им возможность повторить.
3. Осуществлять опережающее рассмотрение теории, закреплять ее в блок-схемах или опорных конспектах, в которых сжато отражается логическая последовательность материала. Изображать красочно, ярко, необычно, использовать закономерность зрительного анализатора. Повышается эффективность работы памяти, когда учащийся сам составляет логический план или опорный конспект. Все это облегчает им запоминание. Опорные конспекты дают возможность самоконтроля, взаимоконтроля и контроля со стороны родителей.
4. Вести контроль знаний учащихся по этим блок-схемам. Учащийся должен по памяти нарисовать этот опорный конспект и по нему восстановить содержание учебного материала. Использовать закономерность повторения контроля. Больше всего забывается информации в первые три дня (« 40, 30%). Поэтому сначала надо контролировать ежедневно, а примерно через месяц процесс забывания идет медленнее (и 27%) и можно проводить отсроченный контроль.
5. Проводить занятия в пределах традиционного обучения с опорой на школу памяти, но не исключая и мышление учащихся.
6. Создавать в классе такую атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно. Это является главной предпосылкой для творческой и деятельностной атмосферы, помогающей развитию способностей и интереса учащихся.
7. Применять принцип поурочного балла, т. е. спрашивать каждого учащегося на каждом уроке. В организации разнообразного контроля и опроса учащихся, несомненно, сказывается талант самого В. Ф. Шаталова.
8. Дать каждому учащемуся возможность улуч-шить свой балл. Этот принцип называется «открытые перспективы». Причем не тогда, когда того вызовет преподаватель, а когда сам учащийся почувствует, что он знает материал уже лучше и может повысить свою отметку.
9. Гуманное отношение к учащимся и родителям. Вот небольшой пример: часто в семье бывают конфликты у родителей с детьми из-за того, что в дневнике не записано домашнее задание. У Шаталова такого быть не могло, он давал учащимся на уроке от двух минут до двух секунд, чтобы они провели взаимоконтроль правильности записи домашнего задания в дневнике. Такой простом профилактический прием бережет нервы учащихся и их родителей. И подобных приемов у В. Ф. Шаталова много, особенно это касается его умения «беречь двойку», т. е. проводить профилактику, чтобы ее не было.

В целом суть педагогической системы В. Ф. Шаталова выражается в тем, чтобы учащийся представлял, понимал, помнил и применял (4 П) свои знания в нестандартных условиях. Хороший принцип, не правда ли? Не удивительно, что у него есть последователи и среди педагогов высшей школы.

psyera.ru

Система Шаталова в современной школе

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В.Ф.ШАТАЛОВА И СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА

Власенко Игорь Александрович, ГПОУ «Шахтерский педагогический колледж», преподаватель

Виктор Федорович Шаталов родился в 1927 г., ученый, педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы. С 1987 г. заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Практическая деятельность основана на педагогике сотрудничества. Проживает в Донецке. Его педагогический стаж — 53 года. Из них 40 лет — исследования и эксперименты. Издано более 30 книг, многие переведены на 17 языков. Заслуженный учитель Украины, кавалер ордена «Николая Чудотворца» за приумножение добра на Земле.

На едином дыхании читаются последние работы В. Шаталова «Трудных детей не бывает», «Сквозь призму времени», «Соцветие талантов».

В предисловии к недавно вышедшей его книге «Приглашение к поиску» есть примечательные слова, которые звучат не просто как дань уважения знаменитому учителю, но как четкое определение его места в развитии науки — читателю предлагается «новый труд великого педагога современности».

Его методическая система годится не только для школы, ее охотно применяют преподаватели техникумов, вузов, военных академий. В любой заинтересованной аудитории Шаталов — желанный гость. Слушать его — истинное удовольствие. Его лекции длятся по 4—5 часов и больше, но аудитория как завороженная внимает каждому слову.

В чем же особенности шаталовского метода обучения детей? Он не делит учеников на сильных и слабых, у него все равны. Это изначальный постулат, укрепляющий достоинство его воспитанников. При этом все оказываются в одинаковом положении: более способные с опережением осваивают школьную программу, малоспособные не отстают от них благодаря тому, что учитель вызывает у них интерес к учению, они стремятся добиться успеха.

На уроках Шаталова все необычно: дети работают самостоятельно, они не боятся трудных задач, загодя зная, что они им под силу. Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей. Сейчас трудно представить, что законы и правила составления опорных сигналов, разработанные Шаталовым, прежде неведомы были школе. Примечательно, что система обучения Шаталова без оговорок нравится его ученикам: они работают творчески, с увлечением, никто не шалит на уроках, дисциплине в классе может позавидовать любой педагог.

Все отвечают по опорным сигналам и получают непременно высокие оценки на каждом уроке. Уроки Шаталова дают многое. Они развивают и укрепляют память, волю. И не только обучают, но и воспитывают учеников. Вот что отвечает педагог-новатор Шаталов на вопрос «От чего зависит успеваемость ребенка в школе?»:«А вы вспомните: в начальной школе ведь успевают почти все: у всех отличные оценки и похвальные грамоты. Почему? Потому что родители малышам уделяют больше внимания и могут помочь в учебе. Я уверен в том, что ребенок должен находиться под опекой родителей до десятого класса. Если чересчур занятые работой родители нанимают своему ребенку гувернера, а потом репетитора, это тоже неплохо. Да, чужой человек при индивидуальных занятиях может заменить маму с папой, но все-таки необходимое ребенку тепло он дать не сможет. Еще успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы. Нельзя заставлять учиться. Вот, например, однажды дети из отсталого класса, в котором мне предстояло преподавать, испугались: по школе пошли слухи, что у меня очень высокие требования к ученикам. «Не хочу математику!» — прятался от меня один мальчик. Я предложил ему поучиться у меня две недели и обещал, что если ему не понравится, то отпущу к другому преподавателю. Такой эксперимент ему показался забавным. А потом он увлекся — это ведь был его выбор».

В начале урока Шаталов дает материал в целом. Он сравнивает учебу с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное представление об изображении. Но именно так сегодня преподают в школе. А если вначале дать «общую картину», то кусочки легко встанут на свои места.

Свою уникальную методику Виктор Федорович создал не сразу. Пятьдесят лет назад он начал карьеру учителя в родном Донецке. Через несколько лет молодой математик задумался: почему ребята буквально «вымучивают» алгебру, физику? И сделал вывод: дело не в тупости учеников, а в несовершенстве преподавания. Ученикам вдалбливают в головы сложнейшие правила и формулы и не учат мыслить логически. А ведь математика построена на логике.

Шаталов по-новому подошел к подаче знаний. Он принципиально отказался от традиционного линейного обучения, когда темы идут строго одна за другой. Виктор Федорович брал самый сложный раздел учебника и начинал с него. Вокруг этого центра строил все остальное. Шаталов «минимизировал» учебники — «выжал из них всю воду», оставил лишь существенное. Поэтому его книги выгодно отличаются от школьных талмудов — они в несколько раз тоньше.

Для проверки результатов метода педагог брал самых безнадежных двоечников. Объяснял просто: «Отличников учить легко. А ты попробуй заинтересовать ребят, на которых все махнули рукой». Новации учителя приняли далеко не все — чиновники отнеслись к ним весьма прохладно. Им проще и привычнее было идти по проторенному пути. Но главными противниками педагога были… школьные учителя. Когда он просил класс для эксперимента, даже самые продвинутые из них отвечали отказом. «Шаталов научит моих ребят за месяц, — разоткровенничалась одна учительница, — а что мне потом с ними делать?» Зато сами школьники быстро убедились: учиться «по Шаталову» намного легче и интереснее, чем по старым учебникам. Вместо «двоек» у ребят стали появляться «пятерки», уменьшились прогулы.

Методика В. Ф. Шаталова — принципиальный вклад в педагогическую науку и практику. Она отражает мировые тенденции развития дидактики. Можно утверждать, что без реализации отдельных положений этой методики (как бы они ни назывались в других педагогических технологиях) невозможно совершенствовать урок как форму совместной деятельности учителя и учащихся.

Необходимо выделить следующие этапы внедрения шаталовской методики. Перво-наперво требуется научно-дидактическое осмысление педагогической технологии. Во-вторых, важную роль играет общая дидактическая подготовка того, кто внедряет данную методику. От него требуется не только теоретическое изучение предмета внедрения, но и его адаптация до уровня собственной методики.

Только осознав предмет внедрения как нечто объективно необходимое и понятное для самого себя, учитель может изучить и успешно использовать новую педагогическую технологию. Внедряет ту или иную технологию обычно учитель-практик. Достигая значительных результатов в обучении, он зачастую не может все это научно обосновать, выразить в законе, закономерности, алгоритме. Так, один из стержней шаталовской методики — опорная схема (далее — ОС) — рассматривается как частный метод, а это — дидактический принцип. Сравним его с традиционной системой обучения. На обычном уроке действует следующая взаимосвязь учителя и школьников: Учитель (У) — Слово (С) — Школьник (III). Между тем общеизвестно, что информация (знания) воспринимается мозгом человека в виде образов, символов, знаков, кодов. Слово — ассоциативный раздражитель. В системе взаимодействия «учитель — школьник» должно быть еще одно звено трансформации слова учителя в форму, максимально адаптированную для восприятия учащимися. Наиболее оптимальная форма, а потому получившая наибольшее распространение, — опорная схема. Это закодированная в виде знаков, символов, образов, понятий, определений новая информация урока (ее основное содержание, причинно-следственные и ценностно-ориентированные связи), представленная на бланке, выполняющем специфические дидактические задачи. Причем в ОС может выражаться любая новая информация каждого учебного предмета. Массовое распространение шаталовской методики наиболее ярко показало недостатки традиционной системы внедрения. Изучался личный педагогический опыт В. Ф. Шаталова, частные приемы и структуры его уроков. Между тем реализация нового дидактического принципа невозможна, если учитель не повышает свой научно-педагогический уровень. Практика показывает, что полное понимание сути ОС наступает только после изучения проблемного способа обучения, организации обучения блоками, научных основ целеполагания урока, педагогических технологий. Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. Понятно, что столь сложное многофункциональное явление требует серьезной научно-практической подготовки учителя. Поэтому необходим лекционно-семинарский курс (не менее 50—60 часов), чтобы познакомить его со всеми функциями.

Разрабатывая или адаптируя ОС, учитель детально планирует содержание и методы урока и составляет его технологическую карту. Таким образом, заполняется вакуум после фактической отмены плана-конспекта урока. Не имея какой-либо формализованной схемы будущего урока, учитель не в состоянии провести его на высоком уровне. Одним из основных недостатков внедрения шаталовской методики была ориентация на использование учителем ОС, данных ему в готовом виде. Учителю указывалось, сколько минут и что именно он должен делать на уроке. Такая жесткая регламентация вошла в противоречие с тенденцией усиления творческого начала и самостоятельности в деятельности учителя.

Литература

  • Шаталов В. Ф. Путь поиска. — СПб.: «Лань», 1996. — 62 с. 

  • Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. — Донецк: «Сталкер», 1998. — 396 с. 

  • Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. Из опыта работы школ Донецка. — М.: «Педагогика», 1980. — 94 с.

infourok.ru

Шаталов Виктор Федорович: биография, фото, методика

Сегодня мы поговорим о Шаталове Викторе – известном российском и украинском педагоге, который предложил свою авторскую методику преподавания. Мы узнаем о биографии талантливого человека, а также подробно рассмотрим его новаторство. Несмотря на то что биография педагога довольно скудна, некоторые сведения удалось узнать.

Биографические сведения

Герой нашей статьи появился на свет в 1927 году, 30 апреля в городе Сталино (ныне Донецк). О детских годах и юности Виктора Федоровича практически ничего не известно. Мальчик рос спокойным и сосредоточенным, любил читать, часто предавался своим мыслям. Есть данные, что с 1951 года он преподавал в школе математику, а позже занял пост директора школы. Известно, что экспериментальную деятельность с учениками он начал в 1956 году. Именно она послужила в будущем созданию его уникальной методики.

Шаталов Виктор Федорович — участник Великой Отечественной войны, имеет военные награды.

Карьера

В 1987 году Виктор Федорович занимает новую должность – становится заведующим лаборатории по проблемам интенсификации учебного и воспитательного процессов в НИИ. Одновременно с этим становится членом Академии Педагогических наук СССР в Донецке.

Шаталов Виктор Федорович, биографию которого мы изучаем, стал автором уникальной педагогической методики, целью которой является эффективное обучение. Метод основывается на педагогике сотрудничества, на создание окончательного варианта ушло целых 13 лет.

В 1992 году Шаталов стал доцентом Института последипломного образования.

За свою плодотворную жизнь педагог написал более 60 книг, которые были опубликованы и имели успех. Самые известные из них: «Куда и как исчезли тройки», «Точка опоры», «Педагогическая проза».

На данный момент Виктор Федорович проживает в Донецке и является профессором Донецкого института социального образования.

Начало работы над новой методикой

Учитель Шаталов Виктор Федорович в 1956 году создал несколько экспериментальных классов в родном городе. С этого момента начался сложный процесс работы над совершенствованием методики. Для начала он решил использовать её на практике всего пару раз в неделю.

Первый класс, на котором учитель опробовал экспериментальную программу, состоял из 33 человек. Интересно то, что ученики закончили изучение полного курса школы на 2 года раньше, показав при этом большие успехи. В высшие учебные заведения поступили абсолютно все ученики, более половины из них во время учебы получали повышенную стипендию.

Все следующие годы талантливый педагог посвятил углублению своих знаний. Он писал книги, проводил семинары и рассказывал свои идеи. В период перестройки активного учителя, желающего реформировать систему преподавания, заметили. Он получил орден Знак Почета, награды Заслуженный учитель и Народный учитель.

Со временем об учениках в экспериментальных классах забыли, но Шаталов продолжал авторское преподавание. Он регулярно устраивал в Москве недельные ежегодные курсы по математике и физике. На данный момент с авторскими курсами Виктор Федорович в Москву не приезжает из-за состояния здоровья.

Как все начиналось

В 1971 году появилась небольшая статья С. Соловейчика в газете «Комсомольская Правда» под названием «Метод Шаталова». Эта статья стала движущей силой, которая обратила внимание всего педагогического сообщества на педагогику сотрудничества. Чуть позже автор методики публично представил на широкое обозрение дидактическую систему, следуя которой каждый учитель мог обучить любого ребенка всем предметам школьного курса. При этом уровень подготовки ребенка и материальные возможности родителей роли не играли.

Основные постулаты

Система Шаталова Виктора Федоровича, разработанная для интенсивного обучения, состояла из множества постулатов, которые предлагали по-новому посмотреть на процесс обучения. Рассмотрим самые основные из них.

Он предлагал перейти к авторским учебным пособиями, которые бы представляли материал в вербально-графических формах. Доказано, что так информация воспринимается и запоминается гораздо легче. Также Шаталов предложил использовать принцип открытых перспектив, который стимулирует у учеников творческое независимое мышление. Суть этого принципа в том, чтобы ребенок сам искал пути решения проблемы, а не действовал по определенному алгоритму или так, как от него ожидают. Виктор Федорович внедрил принцип систематической обратной связи: при помощи разнообразных форм контроля и учета каждый ученик отдельно проверяется на уровень знаний. Это позволяет избавиться от обычных школьных дневников и журналов.

Шаталов Виктор Фёдорович методику предлагал такую: давать детям нетрадиционные домашние задания, так называемые предложения совершенно разного уровня сложности. При этом должны учитываться индивидуальные особенности каждого ученика, то есть здесь использовался дифференцированный подход. По мере приближения к окончанию курса сложность заданий достигает олимпиадного уровня, и дети легко с ней справляются.

В целях развития у детей продуктивного мышления и сокращения времени на выполнение задач особой сложности педагог предложил ввести систему взаимопроверки учащихся.

Экзамены

Шаталов Виктор Федорович, фото которого мы видим в статье, предложил одну серьезную идею относительно реформирования самого понятия «экзамен». Вместо традиционной проверки знаний он предложил использовать листы группового контроля. Они позволяли бы ученикам самостоятельно оценивать свой уровень знаний и контролировать успехи на каждом этапе обучения.

Эмоциональная атмосфера

Большое внимание педагог уделял вопросу эмоциональной атмосферы в коллективе. Чтобы обучение было продуктивным, в классе должны царить спокойствие и бесконфликтность. Спорные ситуации возникать могут, но решать их надо головой, а не эмоциями. Для закрепления этого принципа Шаталовым были введены игровые формы обучения.

Базовые принципы методики Шаталова используют не только школьные учителя, но и преподаватели вузов, которые хотят донести сложное простым языком.

Школа Шаталова

В Москве в 2000 году открылось учебное заведения дополнительного образования, которое через время стало называться «Школой-студией Шаталова». Занимательно, что здесь работают бывшие ученики и последователи Виктора Федоровича. Руководителем школы является Сергей Виноградов.

Обучение здесь ведется во время каникул и по выходным. Средняя продолжительность курса – 7 дней. Обучение полностью открыто – родители могут дистанционно наблюдать за процессом. Курсы разработаны с учетом всех возрастных групп, то есть обучаться здесь могут как дошкольники, так и одиннадцатиклассники.

По всем предметам общеобразовательной школы выпускаются авторские материалы в виде видеозаписей с участием С. Лысенковой, Ш. Амонашвили и В. Шаталова. Школа выпускает свою литературу и учебные пособия.

Награды

Шаталов Виктор Федорович обладает множеством наград. Он прожил насыщенную жизнь, поэтому перечисление всех его званий и наград заняло бы всю статью. Мы упомянем только самые значимые из них. На Украине Шаталова награждали орденом «За мужество» III степени, юбилейной медалью «60 лет освобождения Украины от фашистских захватчиков», медалью «Защитнику Отчизны». В России Виктор получил медаль Жукова, орден Дружбы, три юбилейных медали в честь Победы в Великой Отечественной войне.

Виктор Фёдорович имеет орден Отечественной войны II степени и множество медалей СССР («Ветеран труда», «За победу над Японией», Юбилейные медали Вооружённых Сил СССР, Советской армии и флота, медаль Макаренко, медаль Н. Крупской).

Итак, мы узнали, кто такой Шаталов Виктор Федорович. Биография (краткая, но насыщенная) доказала нам, что он человек ответственный и талантливый. Методика его обучения заставляет под другим углом посмотреть на процесс обучения, а потрясающие результаты впечатляют. Несмотря на то что метод очень необычен, его восприняли с большим интересом. По сей день многие следуют его советам — и не только учителя, но и ученики, которые желают более продуктивно получать и использовать знания.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что Виктор Федорович заслужил уважение и почет. Он создал уникальную методику, которая, к сожалению, не стала настолько распространённой, как хотелось бы. При этом педагог сделал вклад, который, возможно, положит начало серьезным реформам в сфере обучения. Чем большее количество людей узнает о его системе обучения, тем больший будет отклик, многие педагоги и ученики заинтересуются системой и будут использовать ее.

fb.ru

Методика СВЕРХэффективного и быстрого обучения, используя опорные сигналы по Шаталову В.Ф.

Методика переработки теоретического материала и создания специальных обучающих пособий – опорных сигналов по Шаталову В.Ф. для сверхэффективного и быстрого обучения.

В силу своей профессии (преподаватель вуза) и сферой научных интересов (эффективные образовательные технологии) я владею можно так сказать советской Супер-технологией обучения. Наткнулся на них когда писал диссертацию.

В СССР такие были. Педагогики-новаторы разработали ряд технологий обучения сильно увеличивающих эффектность занятий. Одна из таких — технология «Опорных сигналов» Шаталова В.Ф. Была придумана ещё в 60-е, на неё были переведены сотни (а может и тысячи) экспериментальных школ. Ученики этой системы в 4-ом классе соревновались со студентами на олимпиадах и выигрывали! Обучение всё школьной программы завершалось к 8, 9 классу. Любой школьник, обучавшийся по системе был просто вундеркиндом по сравнению с обычным учеником советской школы.

В 90-е широкое использование системы постепенно на сошло на нет. Однажды в качестве эксперимента было проведено занятие в колонии для несовершеннолетних. По этой методике за 4 дня был дан годовой курс геометрии. Потом был сдан экзамен. Экзамен принимала комиссия министерства образования СССР из Москвы. Когда экзамен закончился пятерками, учителя из комиссии залились слезами, потому что ничего подобного они не слышали от своих благополучных учеников. Такими грамотными и точными были ответы малолетних преступников, подготовленными по этой методике.


Я сам освоил эту методику и уже 2 года веду по ней занятия в вузе. Личный опыт внедрения данной методики преподавания в ПГФА на предметах «Правовоедение», «Управление и экономика фармации» на 3,4,5 курсах показал, что опорные сигналы позволяют обучаемому, практически не напрягаясь, досконально за 35-40 минут выучить большой объём материала (10-15 страниц текста). Выученные с помощью метода знания остаются в памяти обучаемого на очень длительное время (многие годы по опыту Шаталова В.Ф. и др. преподавателей). Для восстановления в памяти знаний достаточного простого упражнения в течение максимум одной минуты – проговорить теорию по опорному сигналу.

Чрезвычайно, в кратчайшие сроки развиваются ораторские способности — можно практически как Кургинян часами рассказывать материал — ярко, эмоционально, ничего не забывая из фактов, которые нужно привести.
Если перевести нужные нам материалы на опорные сигналы, то их можно преподавать в кратчайшие сроки (можно и без преподавателя — есть и компьютерный дистанционный способ) — очень быстро готовить участников клуба к агитационной, популяризаторской деятельности, аналитическим дискуссиям — т.к. они наиболее плодотворны, когда участники на очень хорошем уровне владеют необходимым материалом. Помнят, что откуда берётся.

А теперь собственно методика.

Опорные сигналы. Методика создания
Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.

Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки.
Т.е. есть если нарисовать графический знак и объяснить почему он должен ассоциативно связываться с определённым материалом, то автоматическим запомнится как знак, так и сам материала. Задача объяснения и запоминания теоретического материала таким образом сводится созданию для каждого фрагмента теоретического материала своего значка — опорного сигнала. Вместе, увязанные и обозначенные на рисунке причинноследственными связями, они образуют единую систему объяснения теоретического материала. Далее необходимо объяснить суть ассоциаций сигналов c теорией — и материал будет усвоен.
Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.

Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:

Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.

Перечисление этапов работы по созданию опорного сигнала по Шаталову В.Ф.


  • Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

  • Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.

  • Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

  • Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.

  • Объедините сигналы в блоки.

  • Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.

  • Выделите значимые элементы цветом.
  • Лично я действую пожалуй немного по другому – читаю текст и последовательно для каждого его фрагмента придумываю опорный сигнал. Перехожу у другому фрагменту – рисую сигнал для него, показываю взаимосвязь одного сигнала с другим.

    Опорные сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальные, не повторять друг друга. Однако личный опыт преподавания по методике и создания опорных сигналов показал, что определённый набор стандартных знаков облегчает процесс создания сигналов и отчасти их воспроизведение обучаемыми.
    Опорные сигналы можно создавать предварительно на черновике, затем перерисовывать их на плакатах, бумаге формата A4 (лучше рисовать их яркими гелевыми ручками и фломастерами) (затем их ксерокопировать, сканировать для обучаемых, а при рассказе теоретического материала демонстрировать их через систему проектор-компьютер-документоскоп). Отсканированное изображение опорного сигнала для презентации обучаемым через проектор нужно будет сохранить в виде графического файла JPG, а затем поместить его в презентацию PowerPoint.
    Однако наиболее удобным вариантом по моему мнению является создание опорных сигналов в графическом редакторе. Затем полученный сигнал сохраняется (экспортируется) в графический файл JPG, а после также помещается в презентацию PowerPoint.

    Пример опорного сигнала

    Приведу пример опорного сигнала, подготовленного мной по фрагменту материала Суть времени-9.
    В этом видео Вы увидите саму схему-опорный сигнал и услышите голос С.Е. Кургияна рассказывающий материал, закодированный в этом опорном сигнале. Ваша задача запоминать ассоциацию показываемого фрагмента сигнала с излагаемым материалом. Показывать на конкретный фрагмент сигнала, о котором идёи речь Вам будет бегающий по экрану курсор.

    А это изображение опорного сигнала – более чёткое чем в видео.

    Изложение теоретического материала с помощью опорных сигналов преподавателем

    Изложение теоретического материала по опорным сигналам проходит следующим образом.
    Преподаватель через систему ноутбук-проектор запускает файл с презентацией PowerPoint с опорными сигналами (как альтернативу можно использовать большой плакат или доску с нарисованными опорными сигналами). Преподаватель последовательно излагает теоретический материал, указывая на соответствующие его словам опорные знаки. Наиболее удобно указывать на опорные сигналы лазерной указкой. При использовании документоскопа можно указывать на сигналы, изображенные на листе бумаге обычной ручкой. Излагая материал, преподаватель объясняет, почему тот или иной знак ассоциируется с тем, о чём он говорит. При этом материал необходимо изложить несколько раз – минимум три. Перечислю их:

    1. Наиболее полно изложить один логический фрагмент материала (соответствует обычно 1-2 абзацам текста), объясняя ассоциацию с опорным сигналом.

    При этом рассказывать можно подробно, обращаться к обучаемым, приглашать их к дискуссии. Подавляющее количество высказанной информации благодаря связи с опорным сигналом также запомнится. Шаталов, характеризуя манеру изложения материал преподавателем высказывается следующим образом: «Искусство владения словом — величайшее искусство педагога-воспитателя! Речь учителя должна быть такой, чтобы словам в ней было тесно, а мыслям — просторно».

    Как вариант можно рассказывать и одновременно рисовать опорный конспект на доске. Но в таком случае время рассказа заметно увеличивается. Лучше показывать опорные сигналы со слайдов через проектор. Иногда полезно на доске дорисовывать опорные сигналы, отражая ряд забавных или запоминающихся перипетий занятия. Отдельные штрихи, цифры и записи откликнутся в памяти обучаемых и интонацией, и жестами, и мимикой преподавателя. Листы с итоговыми сигналами будут источать шутки, гнев, недоумение, озарения открытий — все страсти, бушевавшие на занятии.

    Технически это можно сделать посредством инструментов «ручка», «фломастер» при показе слайдов презентации (нижний левый угол экрана), нарисовав знак мышкой или специальной ручкой прямо на доске, если доска интерактивная. Если презентации идёт через документоскоп, то дополнительные записи можно нанести ручкой непосредственно на лист с сигналами.

    2. Повторить сказанное ещё раз, но уже можно быстрее.
    Можно во второй (или если рассказываемый фрагмент один из наиболее важных во всей лекции — третий или четвёртый) раз уже не пояснять логику ассоциации опорного сигнала с теорией. Трудный поворот мысли можно объясняет по два, три, четыре раза подряд: «Внимание, еще раз… Еще раз… Все поняли? Еще раз…» Без всякого стеснения можно повторять одно и то же, пока все обучаемые не увидят кристально ясно логическую схему вопроса.

    3. После изложения все листа (одного экрана презентации) опорных сигналов необходимо также быстро снова повторить весь рассказ.

    В течение 3-5 минут необходимо выдать квинтэссенцию всего, о чем шел рассказ в течение 15-20 минут. Если при первом изложении обучаемые, как правило, внимательно слушают преподавателя, то при повторном изложении это внимание ещё более усиливается. Обучаемые проверяют, насколько хорошо они запомнили материал и ассоциации сигналов.

    4. По завершению всей лекции можно с самого начала ещё раз пройтись по узловым моментам лекции, демонстрируя опорные сигналы.

    Если работать с подготовленной серьёзной внимательной аудиторией слушателей, то и количество повторений можно сократить до двух.

    Чрезмерного увеличение времени изложения материала при переходе на рассказ по опорным сигналам с трёх и более кратном повторении материала не произойдёт. Поскольку записывать обучаемым ничего не надо будет. Они только слушают преподавателя, отвечают на его вопросы, сами дополняют и рассказывают истории из практики.

    Говорить вполне можно быстро, но чётко – это будет усваиваться также как и медленная речь. Возрастание скорости речи учителя и учащихся на занятиях (это кажется в некотором роде неожиданностью) никоим образом не отражается на восприятии учебного материала. Этому есть две причины:


    1. Значительная экономия времени, получаемая в результате некоторого увеличения скорости речи, позволяет проводить трехкратное (и более) изложение нового материала. Уровень же восприятия, и это давно уже доказано психологами [2], в основном зависит от числа повторов и возвратов к одному и тому же материалу.

    2. В Мичиганском университете провели любопытные исследования. Одна и та же лекция была прочитана двум однородным по составу группам слушателей. Чтение первой лекции вел в обычном размеренном темпе преподаватель. Вторая же группа прослушала магнитофонную запись этой лекции при увеличении скорости движения пленки почти в 4 раза! Первая группа слушала лекцию 45 минут, вторая — 12. Качество звучания динамика было предельно высоким. После этого в каждой из групп провели без предупреждения и подготовки экзамены. Уровень восприятия учебного материала слушателями обеих групп оказался совершенно одинаковым.


    Как должны вести себя обучаемые (слушатели)

    Очень важно объяснить обучаемым особенно тем, кто в первый раз столкнулся с такой методикой, что им не надо ничего записывать, а только слушать и запоминать ассоциации. Очень многие по началу будут не доверять. Их личный опыт будет говорить, что, невозможно просто прослушав материал, не делая записей, всё подробнейшим образом запомнить. Кто-то попытается записывать, а делать этого как раз не надо. Как правило, те, кто что-то записывают, отвлекаясь на записи, не могут запомнить материал, рассказанный по опорным сигналам и далее подробно воспроизвести. Невозможно с равной эффективностью делать 2 дела: слушать преподавателя, запоминая ассоциации и записывать. Если вы заметили таких записывающих – расскажите им, почему этого делать не надо.

    Очень интересные соображения по этому вопросу выказывает великий немецкий философ, психолог и психоаналитик Эрих Фромм в своей знаменитой книге «Иметь или быть»:
    «Записи представляют собой еще одну форму отчужденной памяти. Записывая то, что я хочу запомнить, я приобретаю уверенность в том, что владею информацией, и потому не стараюсь удержать ее в своей голове. Я уверен в своей собственности — ибо, только потеряв записи, я теряю также и память об этой информации. Я утрачиваю свою способность к запоминанию, ибо мой банк памяти превратился в экстернализованную в виде записей часть меня самого.

    Учитывая, какую массу сведений приходится держать в памяти людям, живущим в современном обществе, хранение некоторой части этой информации в виде заметок, записей и книг неизбежно. Наблюдая за собой, можно легко убедиться в том, что при ведении всякого рода записей снижается способность к запоминанию, однако здесь могут оказаться полезными несколько типичных примеров.
    Один из таких примеров можно каждый день наблюдать в магазинах. Сегодня продавец лишь в редких случаях станет выполнять элементарное сложение двух-трех чисел в уме, вместо этого он немедленно потянется к счетной машине.
    Другой пример относится к учебной деятельности. Преподавателям хорошо известно, что те студенты, которые на лекции тщательно записывают каждое предложение, по всей вероятности, поймут и запомнят меньше, чем те, кто полагается на свою способность понять и, значит, запомнить хотя бы самое существенное.
    Далее, музыканты знают, что тем, кто очень легко читает ноты с листа, труднее запомнить музыкальный текст без партитуры [Этой информацией я обязан д-ру Моше Будмору]. (Тосканини, который, как известно, обладал феноменальной памятью, служит прекрасным примером музыканта, ориентированного на способ бытия.) И наконец, последний пример: работая в Мексике, я заметил, что память людей неграмотных или редко прибегающих к письму намного превосходит память хорошо образованных жителей развитых стран. Помимо всего прочего, этот факт позволяет предположить, что грамотность отнюдь не является тем благом, которым ее представляют, особенно если люди используют ее только для того, чтобы поглощать информацию, обедняющую их воображение и способность к переживанию.»

    Упражнение по закреплению материала

    После рассказа темы преподавателем надо дать обучаемым отдохнуть 5-10 минут, выдать им распечатки опорных сигналов и попросить их попарно рассказать друг другу материал по опорным сигналам. В парах один обучаемый рассказывает первую половину лекции, второй его слушает и поправляет, подсказывает если это нужно. Вторую часть рассказывает уже второй обучаемый, а поправляет его первый. Всего на упражнение закрепления теоретического материала должно уйти 10-15 минут.
    Если Вы один – проговорите материал сами – устно или про себя.
    Итого на процесс теоретического изложения материала объёмом 10-15 страниц уйдёт около часа: 40-45 минут на рассказ преподавателя и 10-15 минут на упражнение по закреплению материала. При этом по окончанию часа все обучаемые будут досконально и подробнейшим образом помнить весь изложенный материал. Никакой зубрежки, никакого сверх напряжения! А материал тем менее удивительным образом будет изучен.
    Для того, чтобы материал запомнился теперь с очень высокой степенью надёжности (годы если Вы даже не будете к нему больше обращаться) Вам надо написать опорные сигналы по памяти.
    Вызубрить опорные сигналы практически невозможно, не понимая их смысл, и напротив, понимая, что они обозначают, это не составляет никакого труда. Сначала попытайтесь на листе воспроизвести сигналы, если что-то будете забывать, то можно немного подсматривать. В следующее тренировочное воспроизведение подсматривать скорее всего уже не придётся. Итого мы имеем не более 2-х тренировочных воспроизведений.

    В качестве дополнительной литературы, где более полно изложена методика, могу предложить книгу самого Шаталова В.Ф. «Эксперимент продолжается».

    Ссылка на школу Шаталова

    raul-safa.livejournal.com

    Система Шаталова | Воспитать человека

    Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка
    и при малейшей возможности давать ему высказаться,
    чтобы над ним не висел страх оценки,
    страх отчуждения и осуждения.
    А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять

     Виктор Фёдорович Шаталов

     

     

    Система обучения точным наукам с использованием опорных сигналов разработана Виктором Федоровичем Шаталовым.

    Главный принцип — сделать ребёнка раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного человека. По мнению Шаталова, все дети могут учиться успешно, однако учитель должен иметь большое терпение.

    Суть системы в том, чтобы на первом занятии дать ученикам сразу все формулы, законы и понятия в данном предмете. Это и есть точка опоры – «опорные сигналы». Это даёт ученику основные инструменты и уверенность в их использовании. Уверенность в своей способности освоить материал ведёт к тому, что дети САМИ хотят учиться.

    На следующих уроках ученики решают задачи любой сложности, отвечают на вопросы.

    Вместо домашних заданий дети получают большие “предложения” — им дают задание для самостоятельной работы сразу на полгода, чтобы каждый работал в удобном ему темпе.

    Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся. Широко используются игровые формы учебных занятий. Уроки физического воспитания проводятся ежедневно.

    В школе Шаталова на каждом уроке каждый ученик получает пятерку. А если что-то недопонял или недоучил, любой имеет возможность исправить оценку, пересдавая именно эту тему, а не закрывая ее хорошо выученной следующей. Любую нежелательную для ученика оценку он имеет право исправить в любой день.

    Шаталов считает, что за 8 часов можно дать знания в объеме годовой программы по геометрии, физике, тригонометрии.

    «Шаталов давал открытые уроки, и я сама видела, как вчерашние двоечники словно семечки щелкали сложные задачки, которые за несколько дней до того были для них неподъемными».

    По мнению Шаталова, математически бездарных учеников не существует в природе.

    Внешние ссылки:

     

     

     

    vp-ch.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *