cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Симфоническая сказка прокофьева петя и волк инструменты – Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Во всё мире и взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац. Тогда текст читала сама Наталия Сац.

В своей автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному  и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.

Петя

Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов — скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.

Птичка

Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.

Утка

В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.

Кошка

Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.

Дедушка

Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.

Волк

Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.

Охотники

Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.

Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.

Прослушав сказку, мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. «Петя и волк» — одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.

Вопросы и задания:

  1. С какой целью Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк»?
  2. Какие инструменты исполняют тему Пети? Каков характер этой темы, её музыкальный язык?
  3. Объясните, почему Прокофьев избрал именно такую последовательность появления персонажей: Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, охотники.
  4. Какие медные духовые инструменты исполняют тему Волка? Чем тема Волка отличается от тем других персонажей?
  5. В какие моменты сказки и как появляются темы Утки, Кошки, Пети?
  6. Как звучит музыка Птички вначале сказки? Что появилось нового в музыке Птички в споре с Уткой; при появлении Кошки; в самом конце сказки?
  7. Сравни звучание музыки кошки при погоне за Птичкой и при появлении Волка?
  8. Чем отличается марш охотников от заключительного марша всей сказки?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Фрагменты из симфонической сказки «Петя и Волк»:
        Тема Пети, mp3;
        Тема Птички, mp3;
        Тема Утки, mp3;
        Тема Кошки, mp3;
        Тема Дедушки, mp3;
        Тема Волка, mp3;
        Тема охотников, mp3;
    Прокофьев. «Петя и Волк» (полная версия, читает Николай Литвинов), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

music-fantasy.ru

Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Разделы: Музыка


Тип урока:

Изучение нового материала.

Задачи урока:

  • Обучающие
    : научить различать музыкальные инструменты зрительно и на слух.
  • Развивающие: развивать музыкальный слух и память учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний

Учитель:

С музыкой какого композитора мы познакомились на прошлом уроке?

Дети:

С музыкой русского композитора С.С.Прокофьева.

Приложение 1 Слайд 1

На экране — портрет С.С.Прокофьева.

У:

Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?

Д:

«Вальс» из балета «Золушка», песня «Болтунья». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу «Великан» написал в 9 лет.

Проверка домашних заданий.

Рисунки к балету «Золушка» (оформляется выставка на доске).

3. Содержание и организация учебного занятия

Приложение 1  Слайд 2

У:

Найдите на слайде название нового произведения С.С.Прокофьева.

Д:

«Петя и волк».

Слайд 3  (На экране — название сказки)

Приложение 1  Слайд 4

У:

 Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?

Д:

Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.

У:

Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям понять симфоническую музыку. Даже взрослым людям симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить детей с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Приложение 1  Слайд 5

Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк».

Приложение 1  Слайд 6

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом».

У:

На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.

Приложение 1  Слайд 7

Чему будем учиться на уроке?

Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать музыкальные инструменты по голосу, по внешнему виду,  определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.

Приложение 1  Слайд 8

У:

 Петя — главный герой сказки. Это мальчик вашего возраста. Какую мелодию вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? Попробуйте исполнить свою мелодию голосом.

Полина Б.:

«Я сочинила бы мелодию радостную, веселую» (Исполняет мелодию).

Данил М.:

«Мне кажется Петя — озорной мальчик, я хочу в своей мелодии показать Петю таким:» (Поет мелодию).

Никита Б.:

 «Я сочинил бы для него серьезную мелодию» (Исполняет мелодию).

У:

 Спасибо! Слушаем тему Пети  С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?

Дети:

Петя веселый, радостный, мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия  плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть танцует.

У:

В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).

Приложение 1  Слайд 9

У:

Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).

У:

Вы показали скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Приложение 1  Слайд 10

У:

Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране — Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?

Д:

Добрую, веселую, сердитую, нежную. Дети исполняют свои мелодии.

У:

Какой инструмент вы подобрали бы для дедушки, если бы были композиторами? (Ответы детей)

У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).

Полина Б.:

«Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю.

У:

Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «:Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

Приложение 1  Слайд 11

У:

Инструмент, исполняющий тему Дедушки - фагот. Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?

Д:

Сердитый, ворчливый, низкий

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Приложение 1  Слайд 12

На экране — Кошка, Утка, Птичка.

У:

Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).

Д:

Это — птичка. Мелодия звучала быстро, весело. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крыльями.

У:

Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

Приложение 1  Слайд 13

Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на инструменте).

Приложение 1 Слайд 14

У: Какой инструмент может изображать птичку? (Ответы)

Приложение 1  Слайд 14

У: Инструмент, исполняющий тему птички - флейта. Как играют на флейте?

(Ответы)

У: Флейта — деревянный духовой инструмент.

У:

 Какое настроение у Птички?

Д:

Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

Приложение 1 Слайд 15

На экране — Петя, Кошка, Дедушка, Волк.

У:

Кому из героев сказки принадлежит эта музыка? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).

У: Почему вы решили, что это кошка?

Д: Мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется.

Приложение 1 Слайд 16

У:

Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой «голос» у кларнета?

Д:

Низкий, мягкий, спокойный.

У: Кларнет — деревянный духовой инструмент. Послушайте музыку и посмотрите, как играют на кларнете.

Приложение 1  Слайд 17

На экране — Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

У:

Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).

Д:

Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку, крякает.

Приложение 1  Слайд 18

У:

Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой «голос» у гобоя?

Д: Спокойный, тихий, крякающий.

У:

Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов. Посмотрите и послушайте тему Утки

4. Обобщение

Приложение 1  Слайд 19

(гиперссылка — Игра «Узнай инструмент»)

У:

Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки  и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране.  Дети устно отвечают на вопросы.

5.

Закрепление. (Объяснение порядка практической работы).

Приложение 2 (на компьютерах).

У:

Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева «Петя и волк». Пришло время проверить себя. Выполните тест «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева «Петя и волк» (Работа в парах за компьютерами).

6. Итог урока.

Приложение 1  Слайд 20

На экране появляются все герои сказки.

У:

Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.

Д:

Волк, Охотники.

Приложение 1  Слайд 21

На экране остаются  Волк, Охотники.

У:

На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.

Приложение 1 Слайд 22

У: Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились на уроке?

7. Домашнее задание (Приглашения на сказку).

Подпишите свои приглашения и выполните задание.

(Приложение 3 Песня «Сказка гуляет по свету»)

8. Музыкальное прощание.

Приложение 4

Музыкальное сопровождение к уроку

6.07.2012

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

история создания и судьба музыкального произведения Прокофьева.

10 фактов о музыкальном произведении и его создателе собрала Наталья Летникова.


1. Музыкальная история появилась с легкой руки Натальи Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст — тоже авторства Сергея Прокофьева.

2. Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку — флейту, утку — гобой, кошку — кларнет, волка — три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Гениальное просто. Животные разговаривают музыкальными голосами.

3. «Увлекательное содержание и неожиданные события». От замысла до воплощения — работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить.

«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

4. Первое мультвоплощение. «Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен прокофьевским творением, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии.

5. «Оскар»! В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила приз Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов — только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.

6. Петей, уткой, кошкой и другими персонажами симфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

7. Петя и волк на пуантах. Одноактный балет по произведению Прокофьева ставили в середине ХХ века в филиале Большого театра — нынешнем Театре оперетты. Спектакль не прижился — прошел всего девять раз. Одной из самых известных зарубежных постановок стал спектакль британской Королевской балетной школы. Главные партии танцевали дети.

8. Рок-версией отметили 40-летие симфонической сказки. Известные рок-музыканты, в числе которых вокалист группы Genesis Фил Коллинз и отец эмбиента Брайан Ино, организовали постановку рок-оперы «Петя и волк» в Великобритании. В проекте участвовали гитарист-виртуоз Гэри Мур и джазовый скрипач Стефан Граппелли.

9. Закадровый голос «Пети и волка». Только узнаваемые тембры: первой исполнительницей стала первая в мире женщина — оперный режиссер Наталия Сац. В списке — оскароносные английские актеры рыцарского звания: Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов и Бен Кингсли. Выступала от автора и голливудская кинодива Шэрон Стоун.

«Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я — словами, он — музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой — познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом: а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента».

10. 2004 год — премия «Грэмми» в номинации «Детский альбом в разговорном жанре». Высшую американскую музыкальную награду взяли политики двух супердержав — экс-президенты СССР Михаил Горбачев и США Билл Клинтон, а также звезда итальянского кино Софи Лорен. Второй сказкой диска стала работа французского композитора Жана Паскаля Бейнтуса. Классика и современность. Задача, как и десятилетия назад, — сделать музыку понятной для детей.

www.culture.ru

Презентация к уроку по музыке на тему: Симфоническая сказка «Петя и волк»

Слайд 1

Аннотация к презентации урока во 2 классе по теме симфоническая сказка «Петя и волк» Данная презентация знакомит детей с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра; с лейтмативами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»; развивает звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкальных образов симфонической сказки. Данный материал можно использовать на уроках по темам: «Портрет в музыке», «Музыкальные инструменты».

Слайд 2

С.С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»

Слайд 3

Прокофьев Сергей Сергеевич Родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии 23 апреля 1891 года в семье агронома. С 5 лет обучался игре на фортепиано под руководством матери, с 6 лет начал сочинять музыку. Уже в это время проявлял выдающиеся музыкальные способности. К десяти годам он уже написал несколько произведений, среди которых была и опера «Гигант». В возрасте 12 лет Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, где проучился 10 лет. Окончил ее в 1909 году по классу композиции, в 1914 – по классам фортепиано и дирижирования .

Слайд 4

Симфонические сказки уже встречались в русской классической музыке, но сказка Прокофьева кардинально отличалась от других. Композитор не стал обращаться к фольклорным истокам, а сочинил сюжет сказки сам. И её главный герой – вполне современный мальчик Петя. Это непросто музыка для симфонического оркестра. Это музыка с текстом. Музыка и декламация здесь действуют переменно: сначала артист читает текст, а потом звучит музыка. Сказка Прокофьева- это своего рода увлекательный путеводитель по симфоническому оркестру. Каждое действующее лицо этой сказки изображено в оркестре своим инструментом.

Слайд 5

Первое исполнение этой сказки состоялось на праздничном дневном концерте для детей, устроенным Московской филармонией 2 мая 1936 года , оркестром дирижировал автор. Симфоническая сказка «Петя и волк» стала необыкновенно популярной во всём мире. Сюжет и музыка сказки по сей день вдохновляют мультипликаторов, танцовщиков, театральных режиссёров, цирковых артистов

Слайд 6

Первым «Петю и Волка» (1946) экранизировал Уолт Дисней, которому С. Прокофьев во время личной встречи в США подарил партитуру ещё неопубликованного произведения. В 2006г. в Польше была создана новая мультипликационная версия «Пети и волка». Балетное искусство тоже не стоит в стороне от сюжета «Пети и волка». На сегодняшний момент имеются несколько балетных интерпретаций этой сказки, как русских, так и иностранных. Оригинальная постановка Королевской Балетной школы Великобритании ( Royal Ballet School ) на музыку Сергея Прокофьева интересна тем, что главные роли в ней исполняют дети (в роли Пети — юный Дэвид Джонсон).

Слайд 7

Сюжет: Ранним утром пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем. Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает. Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже. Из леса выходят Охотники. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи.

Слайд 8

Герои сказки дедушка утка волк птичка охотники кошка Петя

Слайд 9

струнный квартет- две скрипки, альт и виолончель Петя

Слайд 10

Птичка ДЕРЕВЯННЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ Флейта

Слайд 11

Утка ДЕРЕВЯННЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ Гобой

Слайд 12

Кошка ДЕРЕВЯННЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ КЛАРНЕТ

Слайд 13

Дедушка ДЕРЕВЯНЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ ФАГОТ

Слайд 14

Волк Три валторны

Слайд 15

Охотники Литавры и большой барабан

Слайд 17

Проверь себя: Какой композитор сочинил симфоническую сказку «Петя и волк»? Назовите героев этой сказки. Какие инструменты симфонического оркестра изображают пионера Петю? Тему какого героя изображает кларнет? Литавры и большой барабан изображает. Какой инструмент высвистывает птичку? Какой инструмент передает ворчливые интонации дедушки?

Слайд 18

Проверь себя Петя Птичка Утка Кошка Дедушка Волк Охотники Кларнет Гобой Струнный квартет Флейта Три валторны Литавры и барабан Фагот

Слайд 19

Презентацию подготовила учитель МОУ «Гимназия № 34» Красильникова И.Ю. г.Саратов

nsportal.ru

Урок по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева во втором классе

Урок по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева во втором классе

Программное содержание:

1. Воспитывать в детях интерес к миру музыки.

2. Способствовать повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности детей.

3. Развивать образное мышление, комплексное восприятие художественных образов.

4. Развивать музыкальную память (темы героев сказки).

5. Поощрять проявление творческой активности детей.

6. Развивать умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

7. Повышать заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка.

8. Обобщать знания по теме симфоническая сказка «Петя и волк».

План урока:

1. Закрепление изученного материала по творчеству композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.

2. Физкультминутка.

3. Сюжетно-ролевая игра «Петя и его друзья» по симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк»?

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

Музыкальный руководитель: Сергей Сергеевич Прокофьев — великий советский композитор. В образном мире С. С. Прокофьева легко и гармонично уживаются резкий, суровый скиф, весёлый балагур, шут, нежный лирик, страстный романтический бунтарь, строгий классик. В исполнении матери он  с рождения слышал классические сочинения – сонаты Бетховена, прелюдии и мазурки Шопена, произведения Листа,  Чайковского. Поэтому Прокофьев уже с детских лет начал заниматься сочинением музыки, а в 5 лет сочинил фортепианную пьеску под названием «Индийский галоп».

С. С. Прокофьев написал много прекрасных сочинений для детей:  фортепианные пьесы  для начинающих пианистов, сборник под названием  «Детская музыка», песни на слова Л. Квитко  и А. Барто, а также симфоническую сказку «Петя и волк» на собственный текст. Он посвятил большое количество произведений детям, так как очень их любил.

Музыкальный руководитель: Теперь представим, что мы в концертном зале. Слушаем сказку С.С. Прокофьева «Петя и Волк» для чтеца и симфонического оркестра, слова композитора читает Наталья Ильинична Сац-основатель первого в мире Детского музыкального театра. Дирижер оркестра-Евгений Светланов.

О чем рассказывается в симфонической сказке «Петя и волк»?

Ученица Света К. В симфонической сказке «Петя и волк» рассказывается о смелом мальчике (пионере) Пете, который победил волка и спас маленькую птичку и утку.

Ученик Руслан А. В симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» музыкальные темы героев исполняют инструменты симфонического оркестра, сюжет рассказывает слушателям – повествователь (слова композитора читает Наталья Ильинична Сац), а музыкальные характеристики играют разные музыкальные инструменты оркестра.

Музыкальный руководитель: Какие же инструменты выбрал композитор для музыкальных тем своих красочных персонажей? (Слушаем музыку).  Симфонический оркестр делится на группы инструментов (смычковые, деревянные духовые, медные, ударные).

Ученица Настя Т. С. С. Прокофьев использовал в сказке инструменты деревянной духовой группы (флейта, гобой, кларнет, фагот) и инструменты медной духовой группы (валторна). Каждый музыкальный инструмент симфонического оркестра, благодаря своему тембру (окраске звука), изображает своего героя. Об этом рассказывает следующее стихотворение:

С болотца, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла

Певучая добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому, под ёлки,

Тропинка тебя приведёт

Расскажут о Пете и волке

Квартет и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса.

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчища

Валторны заменят собой.

Однако, к чему торопиться,

Твоя эта сказка — бери!

Волшебные двери – страницы

В неё поскорей отвори.

Композитор заставил «говорить» героев сказки языком разных музыкальных инструментов. Ведь каждый инструмент имеет свой голос-тембр.

Ученик Руслан А. С. С. Прокофьев «очеловечивает» зверей в своей сказке: они «по – человечески» разговаривают с Петей и друг  с другом, поэтому в их музыке всегда есть и выразительные интонации, словно это люди; и интонации изобразительные: птичка — чирикает, её роль исполняет флейта. Почему композитор избрал флейту для роли птички? По тембру! Птичка маленькая и лёгкая, характеризуется высокими «чирикающими» звуками флейты.

Ученица Катя Г. Кошка-хитрая  и осмотрительная, крадущаяся на мягких лапках, её изображают отрывистые звуки кларнета.

Ученик Рома В. Волк — лязгает зубами, характер страшного волка изображают три валторны. (В переводе с немецкого — лесной рог). Резкие звуки характеризуют хищника.

Ученица Алина В. Утка — крякает, её неторопливую поступь  вперевалочку лучше всего характеризует «гнусавый» гобой.

Ученица Гузель Б. Дедушка — его ворчливого сердитого, характеризуют низкие звуки фагота.

Ученик Эмиль Ф. Охотники — их осторожные шаги (не вспугнуть бы Волка!) передают четыре инструмента: флейта, кларнет, гобой, фагот. А выстрелы воинствующих охотников-тарелки и большой барабан.

Ученица Элина Ж. Петя-главный герой сказки. Его музыкальная тема напоминает и песню, и танец, и марш. Это не случайно. Ведь Петя — мальчик, такой же, как все дети, играет, веселится, танцует и поёт. Мелодия Пети исполняет две скрипки, скрипка-альт и виолончель. В «заключительном шествии» в конце сказки, становится понятно, что Петя-герой, он со своими друзьями поймал злого волка: музыка звучит торжественно, в темпе марша.

Музыкальный руководитель. Музыка помогает нам понять действия героев сказки, почувствовать добро и зло в их поступках. Сам Прокофьев шутил, что если послушать музыку внимательно, то можно услышать, как в животе у Волка крякала Утка, потому что Волк так торопился, что проглотил её живьём.

Физкультминутка – игра «да, нет»

Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой, если нет – присядьте.

— Я мусорю на улице

— Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет

— Я берегу воду и закрываю кран

— Бабочку я отпускаю на волю

— Бумагу трачу попусту

— Овраги это хорошо

— Охрана природы приносит пользу

— Я люблю нюхать выхлопные газы

— Планета Земля наш общий дом

СЮЖЕТНО — РОЛЕВАЯ ИГРА «ПЕТЯ И ЕГО ДРУЗЬЯ»

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами будем рассказывать сказку. Сказку не простую – симфоническую, музыкальную. Поможет нам в этом музыка и симфонические инструменты. Поэтому сначала давайте представим себя музыкантами симфонического оркестра.

Физкультминутка «Музыканты».

Мы сегодня музыканты (поклоны головой)

Мы сегодня оркестранты (поправить бабочку, поворачивая голову)

Сейчас пальцы разомнем (разминаем пальцы)

Дружно мы играть начнем (потираем ладони)

Пианино зазвучало (показываем пальцами игру на пианино со стороны в сторону)

Барабаны застучали (имитируем игру на барабане)

Скрипка – слева (игра на скрипке на левой руке)

Скрипка – справа (игра на скрипке на правой руке)

Зал захлопал (хлопаем)

Крикнул «Браво!» (поднять руки над головой)

Музыкальный руководитель: Итак, мы начинаем.

У  каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом».

У каждого героя сказки есть «лейтмотив», мелодия, которая выражает его характер, походку, голосовые интонации.

С их помощью мы будем играть сказку, воплощать ее героев, рассказывать эту музыкальную историю.

Петя — главный герой сказки. Слушаем тему Пети.

Вопросы:

Какой  характер у Пети? Что изображает музыка? Какие интонации мы услышали в этой мелодии? Какие инструменты исполняют тему главного героя?

Ответы: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. У него хорошее настроение, может быть, он даже что-то напевает. И шагает Петя бодро, уверенно.

Эта тема написана в жанре марша. Основную тему ведут скрипки, у них звонкое, высокое, светлое звучание, оно передает и настроение, и характер главного героя – уверенный и смелый. Ну а помогают скрипкам альты, виолончели и контрабас, все струнные смычковые инструменты, которые составляют самую главную группу инструментов симфонического оркестра.

Музыкальный руководитель предлагает мальчикам изобразить Петю, передать характер и настроение главного героя сказки.

Музыкальный руководитель: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Давайте вспомним тему Дедушки. Он сердитый, строгий. В мелодии слышно как он  ходит и ругает Петю. Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации. И тембр фагота – низкий, ворчливый, хрипловатый — очень точно передает эти интонации и настроение Дедушки.

Музыкальный руководитель предлагает мальчикам изобразить Дедушку.

Можно предложить детям определить – кому из мальчиков удалось наиболее точно воплотить музыкальный образ.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание темы птички).

Это – птичка. Её тему исполняет флейта. Мелодия звучит в высоком регистре, в ней много трелей, она быстрая и прихотливая. Можно представить, как птичка летает, порхает, машет крылышками, поет свои песенки.

Вопросы: Какое настроение у Птички? К какой группе инструментов относится флейта?

Танцевальное творчество детей.

Ну а сейчас в нашем зале появилась подружка птички – утка. Она важная и глупая, ходит вперевалочку, не торопясь, крякает. Звучит тема утки, дети в движениях передают особенности музыкального образа.

Музыкальный руководитель: А этого персонажа вы покажете жестами.

Мелодия звучит осторожно, тихо, вкрадчиво. Характер у кошки  хитрый, острожный, она настоящая охотница. И передает все эти интонации (ответы детей) – кларнет. Танцевальное творчество детей.

Физкультминутка.

А сейчас пора размять наши уставшие мышцы так, как это делает кошка.

Уселась кошка на окошко,

стала лапой ушки мыть,

и мы движения за кошкой сумеем тоже повторить.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Наклоны головы вправо — влево

Круговые движения ладошкой поочередно возле правого и левого уха.

Мартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышка хочет погулять.

Ведь обезьянки – меломанки

и музыка должна звучать.

А мы все – весело скакать!

1-2-3. Весело скачи!

1-2-3. Весело скачи!

Имитация движения спуска по канату.

Легкий подскок.

Змея ползет лесной тропою,

Как лента по земле скользит.

И мы движение такое рукою можем повторить.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Извивающиеся движения туловищем (стоя на месте),

Волнообразные движения руками

Музыкальный руководитель: Молодцы! У вас получается очень похоже.

Но вот появился волк, мы слышим угрожающее звучание валторн. Волк осторожен и хитер. Он рычит – мы слышим, как «рявкают » валторны, он крадется – мы слышим их тихое, осторожное звучание.

Танцевальное творчество детей.

Но вот появились охотники. Мы слышим, как они стреляют из своих ружей. Звучат «выстрелы» барабанов и литавр. Дети имитируют «выстрелы» движениями.

Но, как мы знаем, Петя с помощью маленькой, но очень отважной птички, справился с волком, и все закончилось торжественным шествием всех героев и охотников в зоосад. Все очень веселы и горды своей победой. Давайте и мы станем участниками этого шествия.

Финальное шествие. Дети изображают героев сказки.

На экране появляются все герои сказки «Петя и волк».

Музыкальный руководитель: Ребята! Мы сегодня еще раз убедились, что музыка способна творить самые настоящие чудеса. Она может рисовать картины и создавать образы. И, действительно…

Что с музыкой сравнится по звучанью? 

Шум леса? Пенье соловья? 

Грозы раскаты? Ручейка журчанье? 

Сравнения найти не в силах я. 

Но всякий раз, когда в душе смятенье, — 

Любовь иль грусть, веселье иль печаль. 

В любом природой данном настроении, 

Вдруг начинает музыка звучать.

В душе звучит, на струнах подсознанья, 

Гремит в литавры и в цимбалы бьет, — 

Передавая радость иль страданье – 

Сама душа, казалось бы, поет! 

Оценивание знаний и умений учащихся

Результаты оценки представлены в таблице 1

Таблица 1

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в начале и в конце изучения темы

Критерии оценки музыкальных знаний

В начале, Х ср. в баллах

В конце, Х ср. в баллах

Динамика в баллах

Умение определить музыкальный инструмент, изображающего своего героя

0,7

2,3

1,6

Умение определить поступки героев через тембры инструментов

1,0

2,9

1,9

Умение анализировать музыкальные образы героев сказки

0,9

2,7

1,8

Понимание, что такое «интонация».

1,0

3,0

2,0

Анализируя таблицу 1, можно сказать, что знания учащихся стали значительно лучше после цикла уроков по творчеству С.С. Прокофьева.

Динамика музыкальных знаний учащихся изображена графически на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика музыкальных знаний учащихся

Подведение итогов урока

На первых уроках учащиеся познакомились с музыкальными характеристиками персонажей сказки «Петя и волк» – темами, исполняемыми различными инструментами симфонического оркестра. На заключительном уроке тема: «Развитие музыки». Ребята продолжили знакомство с музыкальной сказкой С. С. Прокофьева. Здесь ставилась более сложная  задача – проследить, как столкновение различных интонаций помогает композитору ярче раскрыть содержание произведения. Детям предлагали проследить за развитием музыки в симфонической сказке С. С. Прокофьева, опираясь на понимание того, что такое «интонация». Дети внимательно вслушивались в основные эпизоды Петиной музыки (темы), от начала прокофьевской сказки, где настроение спокойное, весёлое, бодрое, не предвещающее никаких серьёзных событий до заключительного, общего шествия-марша выросшего из Петиной мелодии (темы).

Учащиеся научились определять, понимать характеристики и поступки героев сказки С.С. Прокофьева, через их музыкальные темы, через тембры инструментов, которые выбрал композитор для характеристики сказочных героев. Называть музыкальные инструменты исполняющие их.

Список литературы

  1. Ансерли Э. Беседы о музыке. – СПб. Питер, 2004. – 25 с.
  2. Безбородова Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов муз. фак. педвузов. — М.: Академия, 2002. — 416 с.
  3. Васина — Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: Академия, 2001. – 180 с.
  4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студентов средних ученых заведений. – М.: Академия», 2007.- 240 с.
  5. Куна М. Великие композиторы. — М.: Академия, 2005. – 125 с.
  6. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов. — М.: Академия», 2006. — 368 с.
  7. Творческие портреты композиторов. Справочник.- М., 2002. – 300 с.
  8. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Музыка. — М., 2000. – 320 с.

Приложение

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в начале изучения темы

№ п/п

Критерии оценки

Общий балла

Уровень

1

2

3

4

1

0

1

1

1

3

Н

2

1

0

0

0

1

Н

3

1

1

1

0

3

Н

4

2

2

2

2

8

В

5

0

1

0

1

2

Н

6

0

1

2

1

4

С

7

1

1

2

1

5

С

8

0

1

0

2

3

Н

9

1

1

1

1

4

С

10

1

1

0

1

3

Н

11

0

1

1

1

3

Н

12

1

0

0

0

1

Н

13

1

1

1

0

3

Н

14

2

2

2

2

8

В

15

0

1

0

1

2

Н

16

0

1

2

1

4

С

17

1

1

2

1

5

С

18

0

1

0

2

3

Н

19

1

1

1

1

4

С

20

1

1

0

1

3

Н

Х ср.

0,7

1,0

0,9

1,0

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в конце изучения темы

№ п/п

Критерии оценки

Общий балл

Уровень

1

2

3

4

1

0

1

2

1

4

С

2

2

1

1

1

5

С

3

1

2

2

1

6

С

4

2

3

2

2

9

В

5

0

1

0

1

2

Н

6

1

2

2

2

7

С

7

2

1

2

1

6

С

8

1

2

1

3

7

С

9

2

2

2

3

9

В

10

1

1

0

1

3

Н

11

2

2

1

2

7

С

12

1

0

0

1

2

Н

13

1

1

1

0

3

Н

14

3

2

3

2

10

В

15

0

1

1

1

3

Н

16

0

1

2

1

4

С

17

2

2

2

2

8

В

18

0

1

0

2

3

Н

19

1

2

1

1

5

С

20

1

1

2

1

5

С

Х ср.

2,3

2,9

2,7

3,0

Примечание

Критерии оценки

1. Умение определить музыкальный инструмент, изображающего своего героя.

2. Умение определить поступки героев через тембры инструментов.

3. Умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

4. Понимание, что такое «интонация».

Список учащихся 2А класса СОШ;34 г. Наб. Челны

  1. Аверин Руслан
  2. Бакланова Гузель
  3. Бородин Салават
  4. Батрутдинова Карина
  5. Волков Рома
  6. Валиуллина Фарида
  7. Ветрова Алина
  8. Голубева Катя
  9. Дроздова Саша
  10. Дорохова Света
  1. Еремин Амир
  2. Ежова Ксения
  3. Жукова Элина
  4. Залялиева Залина
  5. Кальметьев Эдуард
  6. Самсонова Алия
  7. Титова Настя
  8. Федулов Эмиль
  9. Хохлова Эмилия
  10. Яруллина Жасмин

nsportal.ru

Урок «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка « Петя и волк»

МБОУ «СОШ № 10»

г. УСОЛЬЕ – СИБИРСКОЕ

учитель музыки 1 кв. кат.

Базарова Елена Михайловна.


Урок музыки

2 класс по теме: « С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка « Петя и волк».

По программе Г. П.Критской, Е.Д.Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Цель: 

Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Задачи урока:

Развивающая — Развитие компонентов музыкального слуха

(звуковысотный , тембровый), творческие

способности, умение анализировать

музыкальные образы героев сказки. Развитие

фантазии у детей. Приобщение к шедевру

мировой музыкальной культуры.

Воспитательная – воспитание чувства партнерства, умение

работать коллективно, Воспитание культуры

слушания симфонической музыки.

Обучающая — овладение практическими умениями и навыками в

учебно-творческой деятельности:

пении, слушании игре на элементарных

музыкальных инструментах, импровизациях.


Планируемые результаты:

Личностные: Приобщение к шедевру

мировой музыкальной культуры;

овладение навыками сотрудничества с учителем и

сверстниками;

развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющего

себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

понимать и проявлять сочувствие к переживаниям

персонажей музыкальных произведений.

Предметные: Умение воплощать музыкальные образы при создании

театрализованных и музыкально-пластических

композиции, исполнение вокально-хорового произведения,

в импровизациях;

Формирование устойчивого интереса к народной музыке и

и игре на русских народных ложках;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение

к музыкальным произведениям; научатся сравнивать

музыкальные и поэтические образы героев; научатся слушать

музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и

изобразительные интонации, передавать настроение музыки,

подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы

добра и зла; узнавать пройденные музыкальные произведения.

Узнают понятия: симфоническая сказка, симфонический

оркестр, тембр.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: Планировать учебные действия в качестве слушателя и

исполнителя, оценивать музыкальные образы персонажей

симфонической сказки « Петя и волк»; выполнять

музыкально-творческие задания по заданным правилам;

использовать прием свободного дирижирования; делиться

на группы.

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации;

проявлять интерес к музыке; сравнивать музыкальные образы.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную

цель.

Коммуникативные: Рассуждать о содержании прослушанного

музыкального произведения, о композиторе, задавать

вопросы уточняющего характера по содержанию и

музыкально – выразительным средствам; участвовать в

создании композиций, работать в паре, группе.

Тип урока: изложение нового материала

(Урок изучения нового материала.)

Актуальность: На дворе 21 век, а симфоническая сказка « Петя и волк» С.С. Прокофьева является лучшим примером в знакомстве с тембрами музыкальных инструментов. Считаю ее интересной и актуальной для слушания детей, как для знакомства с музыкальными инструментами. В интернете появляются прекрасные видео и современные обработки на эту симфоническую сказку, которую каждый раз слушаешь с большим вниманием и интересом.

Методы:

Иллюстративно — словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока).

Метод контрастного сопоставления.

Метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций). Метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.

    Принципы построения урока музыки.

    Принцип минимакса: давать знания по максимуму, а требовать по минимуму.

    Принцип « все познается в сравнении» — сопоставление и противопоставление.

    Мотивирующее отношение к обучению.

    Ведущее значение двух видов деятельности: игровой и импровизационный.

    Творческий принцип — максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность урока.

    Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

    Виды деятельности на занятии:

    Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.

    Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации, игра на музыкальных инструментах ( ложки).

    Работа с наглядными пособиями (презентация).

      Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, синтезатор, экран, фортепиано, ноты, фонограмма (к песне « Русский сувенир»),русские народные инструменты(ложки) у всех детей по 2 штуки, фонохрестоматия 2 класс, карточки с материалом для урока, маски героев: птичка, утка, Петя, кошка, дедушка.

      Условия реализации: 2 класс, 3 четверть, 8 урок.

      Продолжительность урока: 45 мин.

      Содержание конкурсного материала:

      1. Видео слушание к уроку ( Тема Пети( симфонический оркестр),тема птички, дедушки, утки, волка, охотников,( показ всех инструментов),тема торжественного шествия( оркестр Нидерландов).

      2. Ноты(всех героев) для показа тем на фортепиано.

      3. Текст и фонограмма песни « Ложки деревенские».

      4.Текст учебно-методической разработки.

      5. Презентация к уроку.

      6. Шапочки, героев сказки « Петя и волк».

      Ход урока.

      Вход в класс под современную обработку симфонической сказки « Петя и волк». Приветствие с распеванием в разных тональностях.

      Учитель — Здравствуйте, ребята. Дети — здравствуйте, учитель. (Дети стоят полукругом к учителю и музыкальному инструменту, проходит распевание по тональностям).

      Учитель — Сегодня у нас необычный урок. Я не буду сейчас называть тему урока т. к хочу, чтобы, вы мне сами ее назвали в конце нашего урока. И начнем его вот с этой фотографии. Посмотрите, ребята на экран и скажите, какой вид оркестра перед нами, под буквой А?

      СЛАЙД № 2. А) Фото – духового оркестра.

      Дети — Оркестр духовых инструментов.

      У — Правильно. А по каким инструментам вы это определили?

      Д — изображены – трубы, тубы, большой барабан и. т. д.

      У — покажите, ребята эти инструменты (показ инструментов с помощью указки)

      У – определите, какой вид оркестра сейчас перед вами, под буквой Б ?

      Слайд № 2. Б) — Фото- оркестра народных инструментов.

      Д-Оркестр русских народных инструментов.

      У — Правильно. По каким инструментам вы это определили?

      Д — по балалайкам, баянам, ложкам.

      У- покажите, ребята эти инструменты (показ инструментов с помощью указки).

      У — У нас совсем недавно были уроки посвященные русскому народному творчеству, давайте присядем и вспомним песню, которая называется «Русский сувенир». Давайте, представим, что мы исполнители оркестра русских народных инструментов! У каждого из вас в руках по 2 деревянных ложки. А ложки, как мы знаем это инструмент народный. И на Руси были очень популярными.(Проводится вокально-хоровая работа с использованием русских народных ложек. Исполнение песни подразумевает работу как стоя детей, так и сидя, как работа индивидуально каждого ребенка с ложками , так и в парах).

      Песня «Ложки деревенские».

      1. Наши ложки знает целый мир

      Наши ложки нынче русский сувенир

      Наши ложки нынче русский сувенир

      Украшенье множества квартир

      ПРИПЕВ:

      Хохломские, Псковские,

      Тульские, Ростовские,

      Вятские, Смоленские

      Ложки деревенские!

      Яркие, цветастые,

      Круглые, лопастые,

      Добрые, узорные —

      Ложечки отборные

      2. Хлебом — солью встретим мы друзей,

      Ложки расписные — по числу гостей,

      Ложки расписные — по числу гостей,

      Ты отведай вкусных, русских щей!

      ПРИПЕВ:

      3. А концерты наших ложкарей

      Вызывают радость, гордость у людей,

      Вызывают радость, гордость у людей,

      Золотые трели ложкарей!

      ПРОИГРЫШ.

      ложечки отборные!

      ПРОИГРЫШ.

      4. Мы «Спасибо!» ложке говорим,

      Эту песню снова, снова повторим,

      Эту песню снова, снова повторим,

      Славу ложке русской воздадим!

      ПРИПЕВ:

      У – Молодцы, здорово спели и сыграли на ложках.

      А как называется этот вид оркестра,под буквой Б ?

      Слайд №2 . В) Фото — симфонического оркестра.

      Д- Симфонический оркестр.

      У — Правильно. По каким инструментам вы определили, симфонический оркестр? Покажите, ребята эти инструменты.

      Д- (Дети перечисляют названия инструментов и показывают их на экране, с помощью указки). Валторны, контрабасы, скрипки, орган, фортепиано, виолончели, тромбоны, арфа, кларнет, гобой, большой барабан и другие музыкальные инструменты.

      У – Молодцы! Сегодня на уроке будут работать творческие группы, которым были даны домашние задания по теме нашего урока сегодня. И я приглашаю 1-ю творческую группу, чтобы они рассказали нам, о некоторых особенностях симфонического оркестра. (Выходят пять учеников. Сообщение о симфоническом оркестре).

      1ученик: Основу симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые,  деревянные и медные духовые, ударные.

      2 ученик: В состав симфонического оркестра входят также арфа, фортепиано, орган, челеста, клавесин.

      3 ученик: Симфонический оркестр может включать в себя до 110 музыкантов.

      4 ученик: Оркестры малого состава могут состоять из пятидесяти исполнителей.

      5 ученик: Управляет симфоническим оркестром дирижер.

      У — Внимание на экран. Посмотрите, вот так выглядят семейства симфонического оркестра.

      СЛАЙД № 3 (Семейства инструментов)

      Спасибо, ребята присаживаемся на свои места.

      А с творчеством этого композитора мы уже знакомы.

      Слайд № 4.(Фото Прокофьева)

      У — Кто этот человек?

      Д- Композитор, дирижер – Сергей Сергеевич Прокофьев.

      У — Правильно. Какие его произведения нам уже известны. (Дети опираются на слушательский свой опыт и перечисляют ранее прослушанные произведения в первом и втором классе « Болтунья», « Утро», « Вечер» из альбома для детей « Детская музыка». С каким балетом С. С. Прокофьева вы уже знакомы?

      Д- С балетом « Золушка».

      У – Совершенно верно. Рисунки, которые вы нарисовали, к балету «Золушка» у нас оформлены в галерею. Посмотрите ребята. Каждый из вас уже узнал свои рисунок?

      Стадия вызова.

      Существует огромное количество разных музыкальных инструментов. Но, как, же мы отличаем их, по каким признакам?

      Д — по внешнему виду и по звуку.

      Слайд № 5. (Тембр)

      У – Совершенно верно. Мы отличаем музыкальные инструменты по внешнему виду, но самое главное по тембру. Тембр – это окраска звука. А также тембр – это одно из средств музыкальной выразительности. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр. Свой тембр или свое определенное звучание имеет и каждый музыкальный инструмент. Благодаря тембру мы можем различать и голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.

      Давайте послушаем домашнее задание второй творческой группы, по теме

      « Тембр»

      1 ученик:

      Слово «Тембр» переводится с французского языка как «отличительный знак».

      2 ученик:

      Тембр в музыке – это важная характеристика для певческого голоса. На тембр человека влияет также осанка, насколько человек полон сил и скорость речи.

      3 ученик:

      Хорошая осанка является залогом хорошего дыхания. А правильное дыхание – залог красивого голоса.

      4. ученик:

      Среди мужских голосов выделяют три основных тембра голоса – бас, баритон и тенор.

      5 ученик:

      Среди женских голосов выделяются голоса – контральто, меццо-сопрано и сопрано.

      У – Спасибо, ребята присаживаемся на свои места. С вокальными голосами разобрались. А, вот как могут звучать голоса у музыкальных инструментов мы сейчас и послушаем.

      Например: послушайте, вот так звучит орган (учитель проводит показ звучания инструментов на синтезаторе). Звучит короткий фрагмент звучание мелодии органа. Какая окраска у звука этого инструмента?

      Д (отвечают)

      У — А вот так звучит флейта (исполняю на синтезаторе мелодию звучания флейты). Какая окраска звука у этого музыкального инструмента?

      Д (отвечают)

      У – Определите на слух, какой сейчас прозвучит музыкальный инструмент? (На синтезаторе – звучат аккордеон, пианино, барабан). А как вы определили, что именно эти инструменты сейчас прозвучали? Почему?

      Д (ответы детей с краткими объяснениями)

      У – Давайте, познакомимся поближе с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра. А поможет нам в этом симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк». Внимание на экран.

      Слайд №6 .(Герои симфонической сказки « Петя и волк»).

      У — И, я приглашаю третью творческую группу, со своим домашним заданием. ( Ребята, кратко раскрывают содержание этой сказки: рассказывают и изображают, помогая себе мимикой, жестами, интонацией, импровизацией. Изображая птичку, утку, кошку, мальчика — Петю, старенького — дедушку. Учитель помогает в сценке детям фразами ).

      Стадия содержания. (Учитель и дети могут рассказать содержание сказки в сокращенном варианте).

      Учитель: Петя жил со своим дедушкой в деревянном доме. Вокруг дома рос красивый сад. 
      Как-то раз собрался Петя погулять. Он вышел из сада, оставив калитку открытой. Глядь, а следом за ним – утка. Она тоже решила пойти погулять, а заодно искупаться в пруду. 
      Тут и маленькая птичка прилетела, села на бережку и над уткой стала смеяться: 
      Птичка:

      -Утка, утка, ты всегда или плаваешь или ходишь. Ну что ты за птица коли не умеешь летать? 
      Утка:

      -А ты, что за птица, коли не умеешь плавать? –отвечала утка. 
      Учитель:

      -Так они спорили, и каждая стояла на своем. 
      В это время неподалеку гуляла кошка. Тихо, незаметно ступала она в высокой траве. 
      Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? 
      (предположения детей) 
      Кошка:

      -Какое прелестное чириканье! Какой несравненный щебет!

      У – сказала кошка, услышав пение маленькой птички.

      Кошка:

      — Вот кто сгодится мне на завтрак, решила она и стала подкрадываться все ближе и ближе. 
      Петя:

      -Осторожно! закричал Петя, поняв, что птичке грозит опасность. 

      Учитель:

      -Как вы думаете, кошка съест птичку? Почему? Что случится дальше? 
      Птичка в тот же миг вспорхнула на ветку дерева, а утка уплыла на середину пруда и стала недовольно крякать, поглядывая на кошку. А та смотрела на птичку и думала:

      Кошка:

      «Стоит ли мне лезть на дерево за этой птицей? Пока буду карабкаться, она уже улетит». 
      Учитель:

      В это время из дома вышел дедушка. 
      Как вы думаете, какой дедушка по характеру? Для чего он вышел из дома? 
      Дедушка:

      -Петя!

      Учитель:

      – закричал он.

      Дедушка:

      — Я же просил тебя не выходить из сада. Говорят, тут бродит волк. Как бы не заглянул к нам. А ты вон и калитку не прикрыл. Давай-ка, возвращайся домой! 
      Учитель:

      -Дедушка подошел к Пете и, держа его за руку, повел к дому. Он крепко-накрепко закрыл калитку. И как раз вовремя: всего через несколько мгновений большой серый волк вышел из леса. 
      Что случится дальше? 

      Д (ответы детей)

      Учитель:

      Испуганная кошка забралась на старое кряжистое дерево. 
      Бедная утка по неосторожности ушла далеко от пруда. Волк решил поймать утку. Он проглотил ее одним махом и принялся кружить вокруг огромного дерева, где пряталась кошка. С одной стороны меж ветвей он видел кошку, которая дрожала всем телом от страха, а с другой – неподвижно сидевшую на ветке птичку. 
      Петя внимательно наблюдал за происходящим, стоя рядом с домом. Он вовсе не боялся волка. Высокий забор огораживал сад, а дерево стояло прямо за забором. Одна из могучих ветвей перевешивалась через забор. 
      У Пети возник смелый план. 
      Как вы думаете, что придумал Петя? 
      Петя ухватился за ветку, забрался на дерево и прошептал птичке: 
      Петя:

      — Слушай меня! Ты должна летать над волком, кружась в воздухе, как ты умеешь это делать. Только будь осторожна, чтобы он не поймал тебя. Поняла? 
      Птичка:

      -Да.
      Учитель:

      Петя спрыгнул с дерева и побежал в дом за большой веревкой, потом сделал на конце веревки петлю. 
      В это время птичка порхала прямо над волком. Как же она злила его! Как ему не терпелось съесть бедную птичку! 
      Как вы считаете, удастся Пете схватить волка? 
      Петя забрался на дерево, раскрутил веревку с петлей и ловко набросил ее на волка. И петля – вот чудо! – затянулась прямо на загривке у серого. Петя потянул за веревку посильнее и конец ее привязал к ветке. Так волк угодил в ловушку. 
      В это время три охотника показались из леса: они шли по следам волка. Дни и ночи напролет они преследовали его. 
      Что же случится с волком? 
      Петя:

      — Не стреляйте! – Закричал Петя.

      –Я уже поймал волка! Помогите мне отвести его в зоопарк! 
      Учитель:

      — И вот Петя гордо идет по дороге, ведущей в зоопарк соседнего большого города. За маленьким мальчиком следуют три охотника, а за ним – дедушка и кошка. Над их головами радостно щебечет птичка: 
      Птичка:

      — Вы видели, вы это видели! Мы с Петей поймали волка! 
      Учитель:

      Дедушка бормочет себе под нос: 
      Дедушка:

      — Это все, конечно, хорошо, но что бы случилось, если бы он не поймал волка? 
      Учитель:

      А, если прислушаться, то можно было услышать тихий голосок: 
      Утка:

      — Выньте, выньте меня отсюда! 
      Учитель:

      — Это утка кричала из живота волка. Он так торопился, что проглотил ее живьем. 
      В зоопарке удалось спасти утку: волку пошире раскрыли пасть – и кряква выпрыгнула из нее прямо на зеленую траву. Так друзья собрались все вместе: дедушка и Петя, кошка, утка и птичка. 

      — Ребята, мы с вами прослушали сказку и теперь знаем, что же случилось на самом деле.

      У — Уникальность этой  сказки С.С. Прокофьева в том, что темы героев исполняют разные инструменты симфонического оркестра. Каждый из инструментов имеет свой неповторимый голос — «тембр».

      Представьте, что каждый из вас стал композитором. Ваша задача: каждому герою вы должны подобрать свой музыкальный инструмент, который, по вашему мнению, точно сможет передать характер героя. 

      Например, как вы думайте тему Пети, какой инструмент может озвучить? Почему именно он? (Учитель наигрывает короткие фрагменты тем героев на фортепиано). (Смотреть учебник фонохрестоматии 2 класс)

      У — А тему кошки, утки, дедушки, птички, охотников?

      Д- дети дают свои ответы, с объяснением.

      У — Слушать музыку мы будем сейчас необычно. ( Учитель проводит слушание музыки с элементами физминутки т.е дети представляют себя дирижерами ( показывают повторяя движения дирижера) и слушают одновременно звучание симфонического оркестра).

      У – Ребята, давайте все встанем и представим себя в роли дирижеров. Дирижируя музыкой, мы будем представлять себя в роли дирижеров ( Тема Пети, струнные инструменты)

      Видео (симфонический оркестр)- 19 сек.

      У — какие инструменты симфонического оркестра исполняли тему Пети?

      Д- струнные.

      Слайд №7 .(Мальчик — Петя, струнные — смычковые инструменты)

      У- Правильно, а по характеру, каким показывает нам музыка Петю?

      Д- Веселым мальчиком, который, как и все дети любит побегать, попрыгать и поразговаривать со своими знакомыми.

      У- Что мы можем сказать о мелодии?

      Д- мелодия беззаботная, легко взлетающая вверх.

      У- Какие жанры музыки мы слышим в теме Пети?

      Д-Жанр — песня, жанр-марш, жанр-танец.

      У- правильно, молодцы!

      Послушайте, еще один музыкальный фрагмент, какие инструменты еще озвучивают наших героев. В видеофрагменте вы увидите и услышите, какие еще симфонические инструменты будут представлять героев этой сказки так, как решил Сергей Сергеевич Прокофьев. И вспомните пожалуйста свои ответы, в которых вы говорили о инструментах, которые могли бы звучать в этой сказке. Сравните музыкальные инструменты в своих ответах и музыкальные инструменты в музыке С.С. Прокофьева.

      Сядем все как слушатели.

      Видео- слушание № 2 (показ с объяснением основных тем птичка-флейта, утка-кларнет, дедушка- фагот, кошка- кларнет) – 1мин.38 сек.

      У- Что вы услышали в музыке?

      Д — Ответы детей с объяснениями.

      У — Какой инструмент исполняет тему птички?

      Д — Птичку озвучивал музыкальный инструмент флейта. Ответы детей с объяснениями.

      Слайд № 8. (Схема инструментов: струнных, ударных, медных и духовых деревянных), а также всех героев симфонической сказки.

      Д-Птичка, маленькая и легкая, охарактеризована высокими «чирикающими» звуками флейты.

      У — Правильно. А какой инструмент озвучивает кошку? И почему такой звук?

      Д-Кошку, хитрую и осмотрительную, крадущуюся на мягких лапках, изображают отрывистые звуки кларнета.

      У – какой инструмент исполняет тему утки? Почему музыкальная тема неторопливая и озвучена гобоем?

      Д — т.к у утки неторопливая поступь («вперевалочку»). И ее кряканье  — напоминает гнусавый звук музыкального инструмента гобои.

      У — дедушка нам показан каким по характеру? И почему дедушка озвучен низким по звучанию инструментом?

      Д — Сердитого и ворчливого дедушку — озвучивают низкие звуки фагота. Потому что у фагота тоже низкий звук, который подходит по своему звучанию старенькому дедушке.

      У — Охотники, озвучены какими инструментами? А выстрелы охотников? Почему, именно эти инструменты вы услышали?

      Д – Осторожные шаги, (не вспугнуть бы волка!), воинственных охотников передает «смешанная» краска четырех деревянных духовых инструментов: флейты, кларнета, гобоя, фагота. А их выстрелы — ударные инструменты: литавры и большой барабан.

      У – Каким инструментом, какими звуками нам озвучен страшный волк?

      Д — Страшного Волка изображают резкие звуки в звучании трех валторн.

      У —  Если прислушаться к «Заключительному шествию» в конце сказки, то становится понятным то, что Петя — герой, он со своими друзьями поймал злого Волка. Как вы считаете, ребята, как должна звучать тема Пети и его друзей? Один инструмент или много инструментов должно звучать в заключение симфонической сказки?

      Д- ответы детей.

      У — музыка звучит торжественно, в темпе неторопливого шествия-марша. Теперь тему Пети будут играть не только струнные инструменты, а весь симфонический оркестр, поэтому она звучит так уверенно и важно. В исполнении симфонического оркестра прозвучит тема Пети, торжественного шествия и утки.

      Садимся все как слушатели и послушаем музыку.

      Видео- слушание – заключение (торжественное шествие). Звучит весь симфонический оркестр. ( 2 мин)

      У– Ребята , вам понравилась симфоническая сказка ?

      Д-Ответы детей.

      У- Так, как вы считаете, какая тема урока была сегодня?

      Д- С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка « Петя и волк»

      У- Правильно.

      Слайд № 9. ( Тема урока: С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка

      «Петя и волк» ).

      У — Д/З – Сочините свое окончание сказки .

      Наш урок подошел к концу.

      Рефлексия.

      У- Перечислите названия инструментов из симфонической сказки «Петя и Волк», с которыми вы познакомились сегодня на уроке. Как называется средство музыкальной выразительности, по которому мы узнаем, какой музыкальный инструмент звучит.

      Д – ответы детей.

      Оценки за урок.

      Слайд № 10 .Урок понравился и урок не понравился.

      У — Если вам понравился урок, было интересно и всё понятно, то покажите знак здорово (кулак сжат и большой палец показывает вверх). Если нет (знак показывается пальцем вниз).

      До свидания! Наш урок закончен!

      Выход из класса — под современную обработку симфонической сказки

      « Петя и волк».

      Список используемой литературы:

      1.Яндекс.Урок музыки для 3 класса «Тембры музыкальных инструментов на примере сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк». http://pedsovet.su/load/120-1-0-1206

       
       

      2. Методическое пособие Музыка 1-4 классы Критская, Сергеева, Шмагина. Просвещение.2011 г.

      3.Яндекс. С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка « Петя и волк».

      http://music- fantasy.ru/materials/sergey-prokofev-simfonicheskaya-skazka-petya-i-volk

      4. Ютуб – Лучшая классическая музыка для детей. «Петя и Волк» (1958) [Прокофьев]. https://www.youtube.com/watch ?v=EQTUyKLSvJQ

      5.Ютуб- мультфильм « Петя и волк».

      https://www.youtube.com/watch ?v=dHYHh_AZAY4

      6.Ютуб — видео.Peter en de Wolf – Prokofjev.https://www.youtube.com/watch ?v=4RePOlD0EcY

      7.Учебник фонохрестоматии 2 класс.

      8.Cборник — музыкальное сопровождение и оформление праздников в детских садах, 2003год .Издательство « Учитель».

      9.Ютуб.С. Прокофьев. «Петя и волк» (соч.67)-1 (А.Лубченко.) https://www.youtube.com/watch ?v=fFzoHVRrCbI

      10.Яндекс. Тембр в музыке – это что за категория? Для чего она существует? http://fb.ru/article/162905/tembr-v-muzyike-eto-chto-za-kategoriya-dlya-chego-ona-suschestvuet

      11.Яндекс.Симфонический оркестр: https://ru.wikipedia.org/wiki /%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80

      12. Яндекс. Народные.Ложки деревенские. Текст. http://www.rusmidi.com/song/1551 /?t=2

      13.Яндекс. Ложки деревенские .Минус. http://mp3- pesnja.com/song /%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%81

      14.Яндекс.Текст песни «Ложки деревенские». «Праздник деревенской ложке» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/08/02/prazdnik-derevyannoy-lozhki

      15.Музыка. 3 класс: рабочая программа по учебнику Е.Д.Критской, Г.С.Сергеевой, Т.С. Шмагиной / авт.-сост. Э.Н.Золотухина, Ж.В.Жукова.- Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е.,2015. – 27с.

      Презентация к уроку — Базарова.Е.М
      PPTX / 2.89 Мб

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Симфоническая сказка «Петя и Волк»

      Симфоническая сказка «Петя и волк»

      Сергей Сергеевич Прокофьев

       

      Симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк» популярна как среди взрослых, так и совсем юных слушателей. Она была презентована Московской филармонией и даже инсценировалась для маленьких зрителей и их родителей. Сочинение несёт обучающий мотив и учит детишек распознавать каждый музыкальный инструмент, знакомит со всеми его характерными особенностями. Его описание периодически чередуется с озвучиванием небольших отрывков, что придаёт полноту и захватывает слушателя. Каждый персонаж представляет определенный инструмент. С. Прокофьев мастерски подметил все тембровые особенности музыкальных инструментов и соотнес их с главными героями. Так, гнусавость гобоя он подчеркнул, отдав ему роль утки, легкость и воздушность флейты рисует маленькая птичка, а ворчливость дедушки хорошо показал фагот – самый низкий из деревянных духовых.

      Всё действие разворачивается вокруг озорного мальчика Пети, который ярко проводит свой день. Он встречает на своем пути множество персонажей, каждый из которых представляет определенный инструмент. Но не все герои сказки добрые и веселые, на пути ему встречается злой волк, которого очень хорошо показали валторны. Но благодаря помощи маленькой отважной птички и вовремя подоспевших охотников, мальчику удается ловко спастись от хищника.

      Музыкальная сказка очень полезна для музыкального воспитания детей любого возраста, не зря она включена в программу всех музыкальных школ. Здесь можно услышать тембры всех использованных инструментов, познакомиться с приемами звукоизобразительности и, наконец, насладиться замечательной музыкой талантливого композитора С. Прокофьева. Только для вас, это уникальное произведение может исполнить наш оркестр, сделав любой праздник поистине незабываемым.

      soundtimes.ru

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *