cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Штрихи в музыке это – Штрих (музыка) — это… Что такое Штрих (музыка)?

Штрих (музыка) — это… Что такое Штрих (музыка)?


Штрих (музыка)

Штрих (музыка)

Штрих (нем. strich — черта, линия) — способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот образующих звук. Определяют характер, тембр и др. характеристики звучания.

Штрихи могут в себя включать приёмы неотъемлемых составляющих[1]:

  • Темп — скорость течения музыки;
  • Интервал — соотношения высот двух звуков;
  • Артикуляция — характер звучания раздельности или сочлинённости группы нот;
  • Агогика — отклонение от ритма;
  • Орнаментика — характер исполнения самой ноты или их малых групп.

Исполнение основных штрихов присущи большинству инструментов, но принцип исполнения у них разный. Исполнение специализированных штрихов присущи с группами инструментов, инструментами, исполняющие их.

Штрихи в зависимости от исполняющего инструмента:

  • Струнные смычковые. Штрихи «связаны с типом движения смычка — исполнение звуков поочерёдно движением смычка вверх и вниз (деташе), исполнение ряда звуков непрерывным движением смычка (легато), ведение смычка у подставки (суль понтичелло) и др.»[2];
  • Струнные щипковые;
  • Духовые. Штрихи — «исполнительский прием, связанный с началом (атакой), ведением, соединением и окончанием извлекаемого на инструментке звука — с совокупностью этих фаз.»[3];
  • Фортепиано.

В зависимости от вида атаки звука, выполняемой на духовых инструментах, Ш. объединяются в группы[3]:

  • Штрихи, исполняемые твердой атакой звука: деташе(Понтичелло) (фр. détacher — отделять), маркато (итал. marcato — подчеркивая), мартеле (фр. marteler — отбивать), стаккато (итал. staccato — отрывисто).
  • Штрихи, оформляющиеся при звукоизвлечении мягкой атакой: нон легато (итал. non legato — не связно), портато (итал. portare — нести). Штрих легато (итал. legato — связно) требует необходимой атакировки только на первом звуке, остальные звуки, следующие за первым и объединенные лигой, извлекаются на едином дыхании с соблюдением хорошей плавности и ровности.
  • Штрихи, в основе которых лежат сложные действия артикуляционного аппарата:

В литературе для духовых инструментов встречаются различные комбинации основных штрихов и специфических приемов извлечения звука[3]:

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Штрик-Штрикфельдт
  • Штрих (письмо)

Смотреть что такое «Штрих (музыка)» в других словарях:

  • Переменный штрих — (англ. alternate picking)  техника игры на гитаре, в которой строго применяются переменные нижние и верхние штриховые удары, наиболее распространенный метод игры медиатором. Если эта техника производится на одной ноте с высокой… …   Википедия

  • Экономный штрих — (англ. economy picking)  техника игры на гитаре, являющаяся гибридом свипового штриха и переменного штриха. Экономный штрих предполагает использование переменного штриха кроме случаев, когда идёт переход на другие струны. В этом случае… …   Википедия

  • Синкопа (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Синкопа. Синкопа (греч. συγκοπή, буквально  обрубание; лингв. сокращение, стяжение <слова>[1]) в музыке  смещение акцента с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение… …   Википедия

  • Штрихи (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Штрих. Штрих (нем. Strich  черта, линия)  способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук. Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики… …   Википедия

  • Рифф (музыка) — Запрос «Рифф» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Рифф (англ. Riff)  совокупность нот, разделённых на фигуры, которые составляют музыкальную композицию либо её часть. Также  приём мелодической техники рока, джаза,… …   Википедия

  • ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… …   Православная энциклопедия

  • Рикошет (музыка) — Рикошет или Ricochet (фр. ricochet)  разновидность штриха при игре на скрипке, основанного на естественных «подпрыгиваниях» смычка во время его движения по струне. Выглядит это так  смычок «бросается» на струну с последующим… …   Википедия

  • Теория музыки (структура) — …   Википедия

  • Штрихи смычковых струнных инструментов — Штрих смычковых струнных инструментов способ извлечения звука, связанный с типом движения смычка по струнам. При этом могут варьироваться давление, скорость и направление удара смычка. К тому же требуется тонкая координация между пальцами,… …   Википедия

  • Стаккато — в нотах Стаккато (итал. staccato  «оторванный, отделённый»)  музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Стаккато  один из основных способов извлечения звука (артикуляции),… …   Википедия

dic.academic.ru

Штрихи

Штрихи можно разделить на две группы – неакцентированные и акцентированные.

Неакцентированные штрихи

1. Легато (legato). Обозначается лигой под или над нотами. Переход от одного звука к другому происходит связанно, без перерыва (без атаки). Основное выразительное качество legato – певучесть звуковой линии, плавность переходов в интервалах.

2. Портато (portato). Обозначается черточками с лигой под или над нотами. Этот штрих исполняется динамически ровно, длительность звука предельно выдерживается до конца в основном в тихих нюансах. Атака – исключительно мягкая, нежная, незаметная, кончик языка едва касается альвеол (тю). Можно пользоваться наиболее мягкой артикуляцией ю, а также более четкой – кю.

Portato – штрих кантиленного, лирического характера.

3. Тенуто (tenuto). Обозначается черточками под или над нотами. Некоторые специалисты называют его détaché, отождествляя с нотой без обозначения и считая, что это одно и то же. С этим нельзя согласиться. В словаре А.Должанского (4-е издание Л., «Музыка», 1964.) говориться: «.. «Tenuto» – выдержанно, точно по длительности и ровно по силе, иначе обозначается черточкой над или под нотой». Для того, чтобы звук до конца выдерживался во времени (продолжительности) и силе (динамике), а лучше даже несколько передерживался (причем этот момент скорее психологический), выдох после атаки следует постоянно немного усиливать, крещендировать, поддерживая, таким образом, полное звучание.

По сравнению с предыдущим штрихом, tenuto чаще исполняется в нюансах большей громкости. Атака более твердая и четкая. Язык плотнее прижимается к верхним зубам или к внутренней части верхней губы, используя артикуляцию тю.

Этот штрих также напевного, протяжного характера, но более активного, волевого звучания.

4. Деташе (détaché). Специального обозначения не имеет. Это слово французское (détacher – отделять). В отличие от предыдущих штрихов, détaché характеризуется незначительным ослаблением силы звука к моменту его окончания, а также, на наш взгляд, минимально укороченным звучанием, особенно в медленных темпах и в более продолжительных нотах, когда между звуками угадываются паузы.

Détaché, наряду с legato, – наиболее распространенный в практике нотного письма штрих, который легко исполняем, но зато маловыразителен. Опытный музыкант, хорошо разбирающийся в стилях, добавляет к «голым» нотам, когда это требуется, нужные и необходимые штрихи. Особенно это уместно в музыке стиля барокко (в восьмых и четвертях) и частично классики.

Известно, что такие композиторы, как И.С.Бах, Г.Телеман, Г.Ф.Гендель, А.Вивальди и другие в своих сочинениях не выставляли штрихи и динамику. Каждый исполнитель сам, на свое усмотрение, делал редакцию исполняемого произведения, не нарушая стиля. При исполнении штриха détaché артикуляция и атака могут быть различными в зависимости от динамики и темпа.

5. Залигованное стаккато. Staccato – слово итальянского происхождения, означающее – отрывисто. Залигованное стаккато его разновидность. Оно обозначается точками с лигой под или над нотами. Соотношение звучания ноты к паузе примерно 3/5 к 2/5, опять же в зависимости от темпа и длительности нот. Этот штрих обычно применяется в спокойных, умеренных и медленных движениях (темпах), а также в тихих нюансах.

Атака языка – мягкая, выдох равномерный и спокойный, прерываемый для соблюдения и обозначения пауз между нотами.

Артикуляция может быть самой разнообразной: и кончиком языка ближе к альвеолам (тю и тё), и средней спинкой языка, посредством прижатия кончика языка к нижним зубам (как было сказано выше – наиболее мягкая атака), и задней частью языка (кю и кё).

6. «Тенутное стаккато». Обозначается точками с черточками под или над нотами. По продолжительности звучания этот штрих примерно схож с предыдущим (3/5 к 2/5), но в отличие от него вписывается в группировках меньшего количества нот для удобства письма и для более эстетического зрительного восприятия. Гораздо удобнее, например, большую группу нот залиговать с точками, нежели выписывать точки с черточками на каждой ноте. Тенутное стаккато лучше применять в группировках из двух-четырех нот, а также в конце фразы для убедительности ее окончания. Оно используется в произведениях всех стилей, от И.С.Баха до современных авторов, и чаще всего в медленных частях. Например, в первых частях си минорной, Ми-бемоль мажорной, Ля мажорной и ми минорной сонат И.С.Баха. Примеров можно привести бесчисленное множество. Артикуляция тю и тё, при которой атака языком должна производиться соприкосновением с верхними зубами или с помощью языка с внутренней частью верхней губы, дающего более четкое звукоизвлечение. В отличие от залигованного стаккато, атака языком при «тенутном» стаккато убедительнее и тверже. Штрих исполняется упруго, с некоторым нажимом и в нюансах средней громкости.

7. Стаккато (staccato). Обозначается точками под или над нотами.

Staccato – штрих легкий и изящный, исполняемый коротко и отрывисто быстрым отдергиванием языка, в результате чего звуки отделяются паузами. Время пауз должно быть значительно больше времени звучания, причем это соотношение меняется в зависимости от темпа и длительности нот. В медленном темпе пауза продолжительнее, в быстром – паузы на слух не прослушиваются, и поэтому стаккато приближается к détaché. В более продолжительных нотах доля паузы больше (1/4 к 3/4). На характер staccato оказывает влияние также и динамика. В нюансах большой громкости staccato звучит акцентированнее и поэтому становится ближе к штриху marcato или martelé.

Staccato исполняется двумя способами – одинарным (простым) ударом языка (простое, одинарное staccato) и двойным (сложным) ударом языка (двойное staccato). При первом способе атака производится соприкосновением, касанием кончика языка к внутренней части губы, или к верхним зубам, или немного выше их – в зависимости от характера и динамики музыки; при этом произносятся слоги тю и тё. При всех способах участвуют диафрагма и мышцы брюшного пресса, благодаря чему staccato получается более упругим, четким, «звучащим» и полетным. При втором способе – двойном, сложном ударе языка работает и кончик и задняя его часть (спинка), чередуя артикуляцию тю-кю, равные по силе.

В отличие от простого staccato, при двойном кончик языка должен находиться за верхними зубами и отталкиваться от них. В очень быстрых темпах кончик языка немного приподнимается, касаясь альвеол. Возникает ощущение вертикального движения языка. Триоли и квинтоли можно исполнять двойным и тройным (т-к-т т-к-т-к-т) ударом языка. При игре двойным ударом языка в быстрых темпах staccato не должно быть отрывистым, слишком коротким, особенно в произведениях классиков – Моцарта, Стамица, Девьена, Плейеля и других.

Стаккатиссимо (staccatissimo) – слово производное и специального обозначения не имеет и поэтому как самостоятельный штрих не существует. Упоминая здесь этот термин, обращаем внимание на то, что выполняется этот вид staccato предельно коротко. Такой характер штриха staccato встречается только в современной музыке.

Акцентированные штрихи

1. Маркато (marcato) – итальянское слово, которое можно перевести как «подчеркнуто», «четко». Обозначается акцентами – галочками под и над нотами. Начало звука акцентированное с последующим его затуханием. Этот штрих по характеру схож со сфорцандо. Выполняется он активной и твердой атакой кончиком языка по внутренней части верхней губы или в верхние зубы (тю или тё). Перед звукоизвлечением язык плотно прижимается к одной из упомянутых точек, а затем резко и быстро отталкивается назад. Под воздействие такой отрывистой атаки происходит отдача в мышцах живота в виде толчка. Таким образом, посыл воздуха в инструмент происходит под стремительным и большим скоростным напором, а начало звука получается сильным и упругим, после атаки следует ослабление выдоха.

При исполнении штриха macato большое значение имеет тренированный артикуляционный аппарат – губы, язык и мышцы, связанные с дыханием, особенно диафрагма, которая всегда должна при выдохе сохранять вдыхательное состояние, а также губы, не расслабляющиеся до окончания звучания штриха.

Если губы после атаки расслабить, как часто бывает, то выходящая струя воздуха потеряет скорость и концентрацию. А, как известно, распыленная струя ведет к расплывчатому и низкому по интонации звуку.

Артикуляция штриха marcato очень сложная и требует постоянной и долгой тренировки.

Используется он в умеренном движении и в сильных нюансах.

2. Мартелé (martelé). Это французское слово можно перевести как «отчеканивание». Обозначается акцентами – клиньями под или над нотами. Звукоизвлечение очень отрывистое, резкое и сильное.

Техника работы исполнительского аппарата та же, что и при marcato. Различие лишь в том, что после активной атаки звук не затухает, а выдерживается по силе до его окончания. Исполняется martelé в основном в подвижном и быстром темпах напористого характера, при этом используется артикуляциятю и тё с атакой в передние верхние зубы.

3. Маркированное стаккато. Обозначается акцентами с точками под или над нотами. Объединяет в себе два вида штриха – marcato и staccato, благодаря чему staccato получается акцентированным.. Исполняется этот штрих легким акцентом и менее коротко, staccato, поэтому длительность звука несколько больше, чем при staccato, а время паузы – меньше.

Артикуляция примерно та же, что и в штрихах marcato и martelé, но работа губ, языка и мышц дыхания менее активная. Поэтому маркированное стаккато отличается легкостью и непринужденностью звучания.

4. Маркированное тенуто. Обозначается акцентами с черточками под или над нотами. Надо сказать, что этот штрих, так же как предыдущий и последующий, можно объединить в одну группу – смешанных акцентированных. Но в отличие от других акцентированных штрихов, при этом штрихе после активной и резкой атаки следует незначительное ослабление звука с последующим его продолжением до конца на одном динамическом уровне, одинаковой силы и без пауз между звуками – как говориться, на одном дыхании.

Артикуляция та же, что и в предыдущих штрихах, – активная, сильная. Можно использовать удар языка по внутренней части верхней губы, а также в верхние зубы (тю, тё).

После атаки выдох немного ослабевает, а затем усиливается и продолжается на crescendo до следующей акцентированной атаки. Звучание этого штриха напоминает удары колокола. Исполняется увесисто, тяжело, записывается, как правило, нотами большой длительности.

5. Маркированное легато. Обозначается акцентами с лигой под или над нотами. Этот штрих артикулируется акцентами с помощью губ (произносится как буква ф), диафрагмы и мышц брюшного пресса с воздействием на эти мышцы резкими выдохами-толчками. Перерывов и пауз между звуками не должно быть, лига не должна нарушаться.

Весь артикуляционный процесс происходит без языка и на одном дыхании.

Если требуется более заметный акцент на каждую ноту, то можно при атаке подсоединить и язык, но так, чтобы не нарушить связь между нотами, то есть legato. Поэтому атака языка должна быть мягкой и пластичной, с легким прикосновением к верхним зубам и частично к альвеолам, а также с использованием артикуляции кю.

Обычно этот штрих употребляется в умеренно-медленном движении музыки. В качестве примера можно привести 15-й такт медленной части Венгерской фантазии Допплера, где используется этот штрих.

Все перечисленные штрихи известны. Но знать теоретически – это еще не значит уметь их выполнять практически. Часто приходится слышать игру флейтистов, лишенную штрихового разнообразия, со слабо развитой артикуляцией. В основном флейтисты (как правило, молодые и начинающие) играют только раздельно и связно, неправильно считая, что раздельно – это staccato, а связно – legato и что этого достаточно.

Штрихом staccato, как правило, серьезно не занимаются, а тем более в совершенно необходимых медленном и умеренном темпах, в которых только и можно достичь развитости и тренированности языка, короткой и четкой атаки и настоящего качественного staccato.

В медленном темпе легче контролировать артикуляцию, качество штриха, используя максимальные паузы между нотами (звуками). Как мы знаем, в быстром темпе нивелируется, сглаживается различие между длительностью ноты и длительностью паузы. Как уже говорилось выше, в быстрых, а тем более в очень быстрых темпах staccato переходит в détaché, а в медленных темпах раздельное исполнение звуков приводит к штриху tenuto. В результате получается так, что исполнитель, не овладев техникой работы языка при исполнении коротких звуков, а значит, и staccato, и других штрихов, требующих соответствующей атаки. На первых же уроках, когда ученик переходит к игре на флейте (после постановки дыхания и игры на голове флейты), он должен осваивать примеры атаки и штрихи legato и staccato. Именно эти штрихи являются основной, исполнительской базой всех других.

Артикуляцией и штрихами надо заниматься самостоятельно и ежедневно, так же как и другими видами техники.

Хорошо тренировать известные нам артикуляции, способы атаки и штрихи в гаммах, как в прямом движении снизу вверх и сверху вниз, так и по ступеням, по несколько квартолей и триолей на каждую ступень гаммы. Эти упражнения надо разучивать в нескольких темпах (примерно в четырех) – медленном, умеренном, подвижном и, когда ученик достигнет определенного технического мастерства, в быстром.

Особое внимание следует уделять развитию артикуляции, атаки и штриха и непосредственно staccato – в трудном для исполнения на флейте нижнем регистре, в звукоряде от соль до до 1-ой октавы.

Существует много различных упражнений, и исполнитель сам может выбрать любое.

В заключение немного остановимся на использовании штрихов в зависимости от стиля, традиций, эпохи. Значительность, активность и достаточное разнообразие штрихов можно наблюдать в произведениях композиторов XVII – середины XVIII века (стиль барокко). Одна из характерных особенностей этого стиля – укороченная длительность восьмых и четвертных звуков в быстрых частях сонат и концертов, близкая к не слишком короткому или маркированному staccato. И наоборот, нехорошо, не в стиле, играть построения из шестнадцатых штрихов staccato – здесь уместен штрих détaché.

Струнники и пианисты, как в прошлом, так и в настоящем играют именно таким образом, и никаких вопросов в этом смысле у них не возникает. К сожалению, большинство наших флейтистов продолжают неправильно исполнять восьмые штрихом détaché, а то и tenuto. Помимо записей выдающихся флейтистов ученикам следует больше слушать исполнение и других замечательных музыкантов – струнников, пианистов.

В классических произведениях (вторая половина XVIII – начало XIX века) штриховая палитра несколько ограничена в активности по сравнению с сочинениями эпохи барокко. Классицизму присущи изящество, легкость, полетность быстрых частей. Поэтому здесь превалирует штрих staccato и legato в различных сочетаниях, комбинациях. Но довольно часто нужно пользоваться и такими штрихами, как маркированное staccato, «тенутное» staccato, маркированное tenuto и другими.

Шестнадцатые в «классике» так же, как и в «барокко», не должны звучать коротко и отрывисто, что ведет к тяжелому, даже грубому исполнению. Стаккато должно быть мягким, деташированным и исполняться расслабленным языком, двойным способом, на легатном выдохе, сохраняя плавность и гибкость линии.

Романтической музыке (начало и конец XIX века) свойственна эмоциональность, экспрессия чувств, яркая образность и контрастность, бурная стремительность пассажей. Чтобы многограннее раскрыть характер образов (лирических, драматических, героических и прочих), надо великолепно владеть разнообразием штрихов, наравне с агогикой и динамикой. Хорошей иллюстрацией этому могут быть сочинения Ф.Шуберта, Б.Ромберга и выдающихся флейтистов XIX века – Т.Бёма, Ж.Демерссемана. Ф.Допплера, Ж.-Л.Тюлу, И.Андерсена и других, много сделавших для развития исполнительского искусства игры на флейте и обогативших ее репертуар.

Ю.Н.Должиков – Нотная папка флейтиста №1.
Тетрадь №1. Методика Упражнения Этюды. Начальные классы музыкальной школы,
– Москва, издательство «ДЕКА-ВС», 2004

fromanov.com

Штрихи (музыка) — это… Что такое Штрихи (музыка)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Штрих.

Штрих (нем. Strich — черта, линия) — способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук. Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики звучания.

Штрихи в зависимости от исполняющего инструмента:

  • Струнные смычковые. Штрихи связаны с типом движения смычка — исполнение звуков поочерёдно движением смычка вверх и вниз (деташе), исполнение ряда звуков непрерывным движением смычка (легато), ведение смычка у подставки (суль понтичелло) и др.[1]
  • Струнные щипковые
  • Духовые. Штрихи — «исполнительский прием, связанный с началом (атакой), ведением, соединением и окончанием извлекаемого на инструментке звука — с совокупностью этих фаз»[2].
  • Фортепиано

Штрихи[3][4]:

В зависимости от вида атаки звука, выполняемой на духовых инструментах, штрихи объединяются в группы[2]:

  • Штрихи, исполняемые твёрдой атакой звука: деташе(Понтичелло) (фр. détacher — отделять), маркато (итал. marcato — подчеркивая), мартеле (фр. marteler — отбивать), стаккато (итал. staccato — отрывисто), акцент (выделение звуков).
  • Штрихи, оформляющиеся при звукоизвлечении мягкой атакой: нон легато (итал. non legato — не связно), портато (итал. portare — нести), тенуто (итал. tenere, «выдержанно») Штрих легато (итал. legato — связно) требует необходимой атакировки только на первом звуке, остальные звуки, следующие за первым и объединенные лигой, извлекаются на едином дыхании с соблюдением хорошей плавности и ровности.
  • Штрихи, в основе которых лежат сложные действия артикуляционного аппарата:

В литературе для духовых инструментов встречаются различные комбинации основных штрихов и специфических приемов извлечения звука[2]:

Примечания

  Современная музыкальная нотация
Нотный стан
Нотные знаки

Ноты (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) • Случайные знаки альтерации (диезы, дубль-диезы, бемоли, дубль-бемоли, бекары) • Добавочные линейки • Длительность (ноты, ноты с точками, паузы) • Аббревиатура

Штрихи
Лиги
Музыка • Теория музыки • Музыкальная нотация

dic.academic.ru

Штрих как музыкальный термин: нажимаем на клавишу — не понимаем, что играем? | Культура

Немного о значении не музыкальном: слово штрих — это немецкое слово, которое означает черта, линия, штрих. А как понимать его на языке музыки?

Многие скажут: «Штрих — это способ звукоизвлечения». Да, краткий музыкальный словарь-справочник тоже так говорит: «Штрих — знак, указывающий приём звукоизвлечения».

Но это не правильно. Почему? Потому что способ звукоизвлечения (другими словами, туше) — это удар, толчок, нажим и скольжение. Это то, как нажимать на клавишу. И именно на клавишу, потому что если взять скрипку, то у скрипачей вообще всё легко: штрих — это способ движения смычка по струне. Легко и понятно.

У духовых инструментов (труба, флейта, валторна и т. д.) штрих — это исполнительский прием, связанный с началом, ведением, соединением и окончанием извлекаемого на инструменте звука.

Также существуют ещё струнно-щипковые инструменты, которые отличаются от струнно-смычковых тем, что у них нет смычка, и играть нужно с помощью медиатра или пальца (например, балалайка, лютня, домра), а у струнно-смычковых есть смычок, но его используют не всегда (например, альт, скрипка, контрабас). У струнно-щипковых несколько способов штриха (метод игры медиатором, без медиатора и т. д). У них тоже зависит штрих от того, как играешь на инструменте (каким способом).

Вот ещё один из интересных ответов: штрихи на баяне и аккордеоне — это комплекс характерных движений меха и пальцев играющего. С помощью штрихов достигается тот или иной характер звучания. Я играю на аккордеоне, и такое определение у нас.

Но всё же! Должно же быть у всех музыкантов, инструментов единственное, общее понятие слова штрих? Конечно.

Штрих — это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приемами в зависимости от интонационно-смыслового содержания музыкального произведения.

Сейчас поясню. Именно формы звуков, не способы, не приёмы, а формы.

Форма — это принцип построения музыкального материала.

Именно интонационно-смысловое содержание, потому что если произведение грустное, то вы никак не можете сыграть его отрывисто, задорно, тогда у вас оно просто не получится таким, каким его написал автор.

Можно говорить проще: штрих — это формы звуков. Вот и вся «разгадка»!

А какие бывают штрихи?

У скрипачей есть такие как деташе (отделять), мартеле (отбивать), флажолет (кстати, по-старо-французски слово означает «флейта», и на самом деле есть такой инструмент; приём извлечения звука-обертона, то есть часто прижимать струну).

У духовиков существуют штрихи глиссандо (плавное скольжение от одного звука к другому), вибрато (периодическое изменение высоты, громкости).

Но самые знаменитые, которые есть, кроме струнных, духовых, клавишных, ещё и у ударных, это, конечно, легато (связанно), стаккато (отрывисто) и нонлегато (не связанно).

Вот и конец моего рассказа о слове «штрих». Теперь, я думаю, вы точно знаете, что такое штрих и какой он бывает.

shkolazhizni.ru

Штрихи (музыка) — Википедия. Что такое Штрихи (музыка)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Штрих (нем. Strich — черта, линия) — способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук. Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики звучания.

Штрихи в зависимости от исполняющего инструмента:

  • Струнные смычковые. Штрихи связаны с типом движения смычка — исполнение звуков поочерёдно движением смычка вверх и вниз (деташе), исполнение ряда звуков непрерывным движением смычка (легато), ведение смычка у подставки (суль понтичелло) и др.[1]
  • Струнные щипковые
  • Духовые. Штрихи — «исполнительский прием, связанный с началом (атакой), ведением, соединением и окончанием извлекаемого на инструменте звука — с совокупностью этих фаз»[2].
  • Фортепиано

Основные штрихи

Самые основные штрихи и самые часто используемые – это:

  • легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки.
  • нонлегато (итал. nonlegato «раздельно») используется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки.
  • стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato.

Штрихи[3][4]:

В зависимости от вида атаки звука, выполняемой на духовых инструментах, штрихи объединяются в группы[2]:

  • Штрихи, исполняемые твёрдой атакой звука: деташе(Понтичелло) (фр. détacher — отделять), маркато (итал. marcato — подчеркивая), мартеле (фр. marteler — отбивать), стаккато (итал. staccato — отрывисто), акцент (выделение звуков).
  • Штрихи, оформляющиеся при звукоизвлечении мягкой атакой: нон легато (итал. non legato — не связно), портато (итал. portare — нести), тенуто (итал. tenere, «выдержанно») Штрих легато (итал. legato — связно) требует необходимой атакировки только на первом звуке, остальные звуки, следующие за первым и объединенные лигой, извлекаются на едином дыхании с соблюдением хорошей плавности и ровности.
  • Штрихи, в основе которых лежат сложные действия артикуляционного аппарата:

В литературе для духовых инструментов встречаются различные комбинации основных штрихов и специфических приемов извлечения звука[2]:

Примечания

wiki.sc

Музыкальный словарь — значение слова Штрих

Многие термины являются общими в музыке и изобразительном искусстве. Относится к таким и слово штрих. Говорят об уверенных штрихах в рисунке, о штриховке… Конечно, штрихи в музыке — совсем не то, что карандашный штрих. Так называются способы извлечения музыкального звука — голосом или на инструменте. Главные штрихи — это стаккато, то есть отрывисто и легато — связно. На некоторых инструментах распространен штрих портаменто — ровно и протяжно, но звуки не связаны между собой. Исполнители на струнных инструментах знают много специальных штрихов, таких как деташе (исполнение каждой ноты отдельным движением смычка), col legno (коль леньо — древком смычка по струне), мартеле (деташе с остановками) и другие. Есть свои, специальные штрихи, и у духовых, и у ударных инструментов.

Смотреть значение Штрих в других словарях

Штрих — м. немецк. черта, черточка. Отделывать штрихами или штриховать рисунок. -ся, страдат. ованье ср. -ховка ж. действ. по глаг. Тень сплошная, слитная (кистью), тень точечная,……..
Толковый словарь Даля

Штрих — штриха, м. (нем. Strich). 1. Тонкая черта, линия. на бумаге. ами на планах изображается рельеф местности. Портрет был почти совсем готов, оставалось докончить лицо несколькими……..
Толковый словарь Ушакова

Штрих М. — 1. Короткая черта, линия (в рисунке, чертеже и т.п.). 2. перен. Отдельная подробность, характерный момент чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Штрих-код — код в виде полос разной толщины, наносимых на упаковку
товара, непосредственно на
изделие или вносимый в сопроводительную документацию, предназначенный для……..
Экономический словарь

Штрих — Заимствование из немецкого, где Strich – «линия, штрих» от глагола streichen – «чертить».
Этимологический словарь Крылова

Штрих — -а; м. [нем. Strich]
1. Короткая черта, линия (как элемент рисунка, чертежа и т.п.). Сделать несколько штрихов. Покрыть штрихами. Тонкие штрихи рисунка.
2. (обычно с опр.). Отдельная……..
Толковый словарь Кузнецова

Штрих — метод посева микроорганизмов на поверхность твердой питательной среды, напр. для определения спектра действия антибиотиков.
Словарь микробиологии

Штрих-код — , закодированная информация, имеющая вид набора тонких и толстых черных штрихов и рассчитанная на распознавание компьютером. Лазерный луч сканирует код, и светочувствительный……..
Научно-технический энциклопедический словарь

Штрих — (нем. Strich — черта, линия, штрих; Stricharten — штрихи, виды штрихов; Bogenstrich — движение смычка по струне) — выразительный элемент инстр. техники, способ исполнения (и зависящий от……..
Музыкальная энциклопедия

Шеффера Штрих — — логическая операция, обычно обозначаемая |, к-рая задается следующей истинностной таблицей: Таким образом, высказывание означает, что Аи Внесовместны, т. е. не являются……..
Математическая энциклопедия

ШТРИХ — ШТРИХ, -а, м. 1. Тонкая короткая черта. Штриш на рисунке. 2. перен.Харгжгериыя момент, частность. Любопытный ш. в рассказе. Ш. к портрету кого-н. (маленькая, но существенная……..
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть еще слова :


Перевести Штрих на язык :

slovariki.org

ШТРИХИ — это… Что такое ШТРИХИ?

  • штрихи — способы извлечения звука на музыкальных инструментах (легато, стаккато, на смычковых инструментах также спиккато и др.). Придают звучанию различный характер и окраску. Обусловлены стилистикой, содержанием произведения, исполнительским замыслом и… …   Энциклопедический словарь

  • штрихи — (Stroke)     Элементы, из которых состоят знаки шрифта [элемент шрифта]. Подразделяются на основные [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] и соединительные [горизонтальная или наклонная линия, соединяющая основные штрихи]… …   Шрифтовая терминология

  • ШТРИХИ — у диатомовых водорослей, элемент структуры панциря; представляют собой тесно расположенные в один ряд мельчайшие поры, пронизывающие стенки панциря. В зависимости от густоты расположения пор в ряду различают гладкие, пунктирные и линеолированные… …   Геологическая энциклопедия

  • штрихи — сущ., кол во синонимов: 1 • родители (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • штрихи — [ГОСТ 28451 90] Тематики материалы лакокрасочные Обобщающие термины изменения в пленках EN ropiness DE Streifigkeit FR cordage …   Справочник технического переводчика

  • Штрихи — 13. Штрихи По ГОСТ 9.072 77 Источник: ГОСТ 24404 80: Изделия из древесины и древесных материалов. Покрытия лакокрасочные. Кла …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Штрихи — (от нем. Strich линия, черта)         (муз.), способы извлечения звука на музыкальных инструментах (струнных смычковых, духовых и фортепьяно). На струнных смычковых инструментах Ш. связаны с типом движения смычка исполнение звуков поочерёдно… …   Большая советская энциклопедия

  • Штрихи к портрету В.И.Ленина (фильм) — Штрихи к портрету В.И.Ленина Постер фильма Жанр Историко революционный Режиссёр Леонид Пчелкин В главных ролях М.Ульянов, О.Табаков, И.Кваша, О.Ефремов, А.Папанов и др …   Википедия

  • Штрихи к портрету В. И. Ленина — Штрихи к портрету В.И.Ленина …   Википедия

  • ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ — «ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ», СССР, ЭКРАН (ОСТАНКИНО), 1967 1970, ч/б. Историко биографический телесериал. Цикл фильмов о В.И.Ленине: «Поименное голосование» (1967), «Полтора часа в кабинете Ленина» (1968), «Воздух Совнаркома» (1969), «Коммуна ВХУТЕМАС»… …   Энциклопедия кино

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.