Школа молодого учителя начальных классов – Рабочая программа по теме: Школа молодого учителя
Школа молодого учителя. ГУО «Средняя школа №1 г. Осиповичи им. Б. М. Дмитриева»
Заседание № 1
Тема: «Пути успешной адаптации молодого педагога в школе»
Время проведения: август 2018
Форма проведения: круглый стол
Цель заседания: оказание помощи молодому педагогу при организации учебно-воспитательного процесса. Обеспечение грамотного ведения школьной документации молодыми специалистами.
Задачи заседания:
- изучение положений нормативных правовых документов системы общего среднего образования, инструктивно-методического письма,
- изучение основных требований к календарно-тематическому планированию, к ведению школьной документации, журналов, к составлению планов идеологической и воспитательной работы,
- закрепление учителей-наставников за молодыми специалистами,
- установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми педагогами и наставниками,
- составление графика взаимопосещений уроков, внеклассных мероприятий молодых специалистов и наставников.
Вопросы для обсуждения:
- Изучение положений нормативных правовых документов системы общего среднего образования, инструктивно-методического письма. Знакомство молодых педагогов с локальными актами школы.
- Календарно-тематическое планирование уроков, классный журнал, план идеологической и воспитательной работы: правила составления и оформления.
- Закрепление учителей-наставников за молодыми специалистами.
- Рекомендации молодым учителям для успешной адаптации в школе, выработка памятки для молодого учителя при организации учебно–воспитательного процесса.
Заседание № 2
Тема: «Методические основы современного урока»
Время проведения: декабрь 2018
Форма: семинар-практикум.
Цель заседания:
помочь молодым учителям актуализировать знания об основных особенностях современного урока; о требованиях, предъявляемых к современному уроку; о типах и структуре; систематизировать знания об основных типах, формах, видах современного урока; создать условия для совершенствования профессиональной деятельности и личностного роста педагогов.
Задачи заседания:
- изучение основных типов и структур современного урока;
- систематизировать знания об основных типах, формах, видах современного урока;
- разработка конспектов и проведение уроков по теме заседания молодыми педагогами и наставниками.
Вопросы для обсуждения:
- «Тип, форма и структурные элементы современного урока». «Как подготовить современный урок»
- Реализация компетентностного подхода к организации образовательного процесса на базовом и повышенном уровне.
Заседание № 3
Тема: «Пути и средства развития познавательной активности учащихся»
Время проведения: март 2019
Форма проведения: семинар-тренинг.
Цель заседания:
изучение причин пробелов в знаниях учащихся, помочь учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку.
Задачи заседания:
-
изучить каковы, основные причины неуспеваемости;
-
рассмотреть способы предупреждения отставание учеников, чтобы бороться потом с проблемами в их знаниях.
Вопросы для обсуждения:
- Развитие познавательных интересов учащихся на уроках и во внеурочное время.
- Консультация психолога «Использование игровых и интерактивных методик на уроках»
Заседание 4.
Тема: «Творческий поиск молодого специалиста».
Время проведения: май 2018
Форма проведения: круглый стол
Цель заседания:
определить критерии оценки профессиональной компетентности учителя.
Задачи заседания:
- проанализировать работу наставников и молодых учителей в течение учебного года,
- провести анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе,
- провести диагностику работы молодого педагога с целью предварительного планирования работы на следующий год.
Вопросы для обсуждения:
- Обмен мнениями по темам «Качества, необходимые учителям», «Профессиональная компетентность учителя».
- Отчет учителей — наставников о работе с молодыми специалистами.
- Творческие отчеты молодых учителей. Итоги недели пед. мастерства молодых педагогов.
Организация работы «Школы молодого учителя»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ «ШКОЛЫ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ»
Известно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации — «вживания» в профессию. Для успешной адаптации молодых специалистов в школе разработан план работы «Школы молодого учителя»
Цель — создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.
Основные идеи:
используя возможности организации методической работы в школе создать условия для развития профессиональных качеств молодых педагогов
формирование у молодого специалиста готовности к самообразованию и самосовершенствованию.
Задачи:
помочь адаптироваться учителю в коллективе
определить уровень профессиональной подготовки
выявить затруднения в педагогической практике и принять меры
формировать творческую индивидуальность молодого учителя
создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями
развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.
С целью организации поддержки и методической помощи учителям – стажерам школа проводит постоянную работу с молодыми специалистами.
Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года.
Планирование составляется по следующим направлениям:
— организационные вопросы;
— планирование и организация работы по предмету;
— планирование и организация методической работы;
— работа со школьной документацией;
— работа по саморазвитию;
— контроль за деятельностью молодых специалистов.
Организация работы школы молодого учителя
Сентябрь
Знакомство с молодыми специалистами. Ознакомление их с традициями и особенностями деятельности вашего коллектива. Вопросы планирования (учебный план, программа, тематическое планирование, поурочное планирование).
Октябрь
Коррекция календарных и поурочных планов молодых специалистов.
Задачи урока (образовательная, развивающая, воспитательная).
Методические требования к уроку. Соответствие методов обучения формам организации уроков. Соблюдение на уроке санитарно-гигиенических требований к обучению школьников.
Поздравление молодых учителей с первым профессиональным праздником.
Ноябрь
Анализ посещенных уроков молодых учителей.
Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы, методы.
Опрос и оценивание знаний на уроке.
Декабрь
Работа со школьной документацией. Активизация учащихся в процессе изучения нового материала.
Оптимизация и управление успехом на уроке.
Январь
Подведение итогов работы молодых учителей в 1-м полугодии. Выявление профессиональных затруднений и совместное (по типу круглого стола) определение путей их устранения.
Проблемы дисциплины на уроках. Практикум по решению педагогических ситуаций.
Февраль
Организация работы с талантливыми детьми и слабоуспевающими учениками.
Личностно-ориентированный подход к учащимся, имеющим низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Март
Выдача домашних заданий — наиболее сложный вид педагогической деятельности.
Формы и методы планирования и организации внеклассной работы по предмету.
Подготовка к празднику — соревнованию молодых учителей.
Апрель
Праздник-соревнование.
I этап «Самый классный классный»
II этап «Счастливый среди детей»
Май
Вопросы профессионализма учителя.
Золотые крупицы педагогического опыта.
Подведение итогов работы «Школы молодого учителя». Определение тем для занятий «Школы» на будущий год.
План работы с молодыми специалистами
Тема
Сроки
Ответственные
1
Собеседование с целью закрепления наставников. Помощь в планировании, оформлении документации, организация работы молодого специалиста.
Правила оформления классного журнала, журнала ОДО, дневников учащихся.
Сентябрь, в течение года
Зам. директора
Руководитель ШМО
2
Занятие «Поурочный план. Примерное содержание разделов поурочного плана»
Сентябрь
Зам. директора
3
Определение тем самообразования. Заседание «Современный урок. Типы уроков»
Занятие «Советы молодому учителю при подготовке к уроку (алгоритм действий)»
Октябрь
Октябрь
Зам. директора
Зам. директора
4
Посещение уроков молодых специалистов. Беседа «Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя. Затруднения учителей в подготовке современного урока»
В течение года
Зам. директора
Учителя-предметники
5
Посещение молодыми специалистами уроков и мероприятий творчески работающих учителей
Занятие «Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем»
Декабрь, февраль, апрель
Декабрь
Зам. директора
Зам. директора
6
Заседание «Как провести самоанализ урока?»
Предоставление самоанализов уроков, посещенных учителями-предметниками
Сентябрь
В течение года
Зам. директора
7
Подведение итогов 1 полугодия.
Декабрь
Зам. директора
8
Заседание «Нестандартные уроки в начальных и средних классах школы»
Февраль
Руководитель ШМО
9
Заседание «Индивидуальный подход на уроках, работа в группах»
Март
Зам. директора
Руководитель ШМО
10
Выставка методических и дидактических материалов, разработанных молодыми специалистами. Реализация темы по самообразованию
Май
Зам. директора
Руководитель ШМО
11
Смотр кабинетов, стендов, подведение итогов.
Май
Зам. директора
Руководитель ШМО
№ п/п
Мероприятия
Цель мероприятия
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1
Организация наставничества:
выбор и назначение наставников;
встреча и знакомство с наставниками;
совместное составление плана работы с наставниками.
Беседа заместителей директора при приеме на работу молодых специалистов, знакомство с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом, традициями, определение рабочего места.
Целевая установка по оформлению школьной документации (журналов и личных дел учащихся).
Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
Сентябрь
Созданы условия для успешной адаптации к новому содержанию деятельности.
2
Занятия-практикумы с молодыми специалистами по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по своему предмету.
Научить молодых специалистов составлять рабочие программы и календарно-тематические планирования по своим предметам.
Сентябрь, январь
Созданы условия для саморазвития и самореализации молодых специалистов.
3
Посещение уроков молодых специалистов.
Выявить профессиональные затруднения молодых специалистов, оказать необходимую методическую помощь.
В течение года
Молодые специалисты уверенно проходят адаптационный период.
4
Взаимопосещение уроков, посещение уроков педагогов-наставников.
Проведение открытых уроков.
Провести обмен опытом успешной педагогической деятельности.
В течение года
Систематически про-водится разносторонняя целенаправленная методическая работа с молодыми специалистами.
5
Заседание №1. Семинар-практикум «Методические основы современного урока».
Изучить вопросы организации урока, методические и дидактические аспекты современного урока.
Ноябрь
Молодые специалисты повышают уровень профессиональной подготовки.
6
Анкетирование молодых специалистов на выявление степени комфортности педагога в коллективе.
Выявить проблемы психологической адаптации молодых специалистов в системе образования; оказать психологическую поддержку.
Декабрь
Обеспечено постепенное вовлечение молодых специалистов во все сферы профессиональной деятельности.
7
Микроисследование «Профессиональная готовность молодого специалиста к применению современных технологий» и обсуждение его результатов.
Заседание №2. Круглый стол «Современные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе».Оказать помощь молодым специалистам по внедрению современных подходов и передовых педагогических технологий, в том числе информационных, в образовательный процесс.
Январь
8
Методическое консультирование по работе над темой самообразования.
Оказать помощь молодым специалистам в выборе темы и составлении плана самообразования.
Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.
Февраль
9
Заседания школьных методических лабораторий.
Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
В течение года по плану методических лабораторий
10
Консультативные беседы по организации внеклассной работы по предмету.
Оказать помощь молодым специалистам по вопросам организации внеклассной работы по предмету. Привлечь молодых специалистов к проведению предметных недель и олимпиад, к участию в школьных и районных конкурсах для обучающихся и педагогов по своему предмету.
В течение года по плану методических лабораторий
11
Заседание №3. Семинар-тренинг «Пути и средства развития познавательной активности учащихся».
Повысить уровень методической подготовленности молодых специалистов.
Март
12
Конкурс молодых учителей «Звездный час учителя» по разным номинациям.
Содействовать становлению профессионального мастерства молодых специалистов и творческого подхода к организации образовательного процесса.
Апрель
У молодых специалистов сформированы профессионально значимые качества.
13
Творческий отчет молодых специалистов.
Подвести итоги работы молодых специалистов в течение учебного года.
Май
Распространение положительного, успешного опыта работы.
Молодые специалисты убеждаются в правильном выборе своей профессии.
Организация наставничества
Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно — воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы школьного наставничества.
Современной школе нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.
Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
План работы учителя – стажера и учителя – наставника
2. Изучение содержания учебных программ и объяснительных записок к ним, нормативных документов по организации учебного процесса
3. О требованиях к оформлению классного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий.
4. Консультация «Подготовка учителя к уроку»
5. Советы: «Как быстрее адаптироваться в школе», «Постарайтесь не допустить следующих ошибок…»
Администрация школы, педагог – наставник
Педагог – наставник
Заместитель директора по учебно- воспитательной работе
Педагог – наставник
Педагог – наставник
октябрь
1. Знакомство молодого специалиста с традициями школы.
2. Консультация «Анализ урока учителем после его проведения. Виды анализа». Цель: научить молодых специалистов проводить самоанализ урока.
3. Час психолога
Педагог – наставник
Педагог – наставник
Педагог — психолог
ноябрь
1.Посещение уроков наставника и анализ их структуры
2.Консультация «Структура урока изучения нового материала»
3. Практическое занятие « Конструирование и защита конспекта урока изучения нового материала»
Педагог – наставник
Декабрь
январь
1. Посещение уроков закрепления и развития знаний, умений, навыков педагогов-наставников.
2. Консультация «Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков».
3. Практическое занятие «Конструирование и защита конспекта урока закрепления и развития знаний, умений, навыков».
4. Обзор периодической педагогической печати
Педагог – наставник
Библиотекарь
Февраль — март
Посещение уроков изучения нового материала и уроков март закрепления и развития знаний, умений, навыков у молодого специалиста.
Консультация «Структура урока обобщения и систематизации знаний
Практическое занятие «Конструирование и защита конспекта урока обобщения и систематизации знаний
Педагог – наставник
Руководитель МО
Педагог – наставник
апрель
1.Посещение у молодого специалиста уроков обобщения и систематизации знаний с последующим педагогическим анализом.
2. Анализ педагогических ситуаций.
3. Час психолога
Педагог – наставник
май
Итоговое занятие
Подготовка характеристики на молодого специалиста
Педагог – наставник
Руководитель МО
Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов. Существует много видов анкет для учителя, применяемых в зависимости от цели.
Цели анкетирования:
выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;
проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы;
выявить степень участия молодых педагогов в реализации единой методической темы школы «Дифференцированное обучение учащихся как залог повышения качества образовательного процесса».
АНКЕТА
для молодых педагогов
1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
Да
Нет
Частично
2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?________________________________________
3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
в календарно-тематическом планировании
проведении уроков
проведении внеклассных мероприятий
общении с коллегами, администрацией
общении с учащимися, их родителями
другое (допишите) _________________________________________
4. Представляет ли для вас трудность:
формулировать цели урока
выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
мотивировать деятельность учащихся
формулировать вопросы проблемного характера
создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении
подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
активизировать учащихся в обучении
организовывать сотрудничество между учащимися
организовывать само и взаимоконтроль учащихся
организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся
развивать творческие способности учащихся
другое (допишите)____________________________________________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
cамообразованию
практико-ориентированному семинару
курсам повышения квалификации
мастер-классам
творческим лабораториям
индивидуальной помощи со стороны наставника
предметным кафедрам
школе молодого специалиста
другое (допишите)____________________________________________
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
типы уроков, методика их подготовки и проведения
методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
учет и оценка знаний учащихся
психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
урегулирование конфликтных ситуаций
формы работы с родителями
формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися
другое (допишите)
В результате анкетирования выяснилось, что:
наиболее удачными, по мнению молодых учителей, были следующие направления методической работы:
знакомство с теорией дифференцированного обучения;
обмен имеющимся опытом по данной теме;
методические недели;
педагогам-наставникам необходимо:
продолжить работу над учебно-методической темой по дифференциации обучения;
ознакомить молодых педагогов с новыми педагогическими технологиями;
разработать программу внедрения регионального компонента в образовательный процесс;
использовать как оптимальную форму методической работы методические недели;
включить в план работы информирование молодых учителей о новых и параллельных программах и учебниках.
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого- педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями — мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.
Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как проведение аукциона педагогических идей, которые за недостатком практического опыта представляют только теоретический материал. В процессе такого общения учителя отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных учителей- наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу.
Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация школы и наставники подготовят им различные «памятки»:
обязанности классного руководителя;
организация работы с неуспевающими учащимися;
анализ и самоанализ урока;
как правильно организовать работу с родителями;
методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий.
Администрация школы или учитель-наставник могут создать портфолио молодого специалиста, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого учителя в процессе наставнической деятельности. Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, портфолио может быть использован и как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда. Создание такого документа позволяет избежать формализма в деятельности наставника, целенаправленно и системно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, адекватно оценивать результаты профессионального роста и позитивных изменений в его профессиональной деятельности. Портфолио может вести и сам молодой учитель, отмечая в нем повышение своей профессиональной компетентности и достижения в личностном росте.
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность
Индивидуальный план работы молодого учителя
Учебная работа
Ознакомиться с правилами внутреннего распорядка;
август
Ознакомиться с учебно — методической базой кабинета
август
Составление перспективного плана развития кабинета
Изучение
методической письмо, по преподаванию истории в 2008-2009 учебном году
август
Ознакомиться с требованиями к ведению, по составлению календарно — тематического планирования
август
Составление календарно — тематического планирования по предмету
Подготовить тексты к тематических а
infourok.ru
ПРОГРАММА «Школа молодого учителя» — PDF
Программа «Школа молодого учителя»
УТВЕРЖДАЮ Директор школы Агафонов А.А. Программа «Школа молодого учителя» 1. Пояснительная записка. С первого дня работы начинающий педагог имеет те же обязанности,несёт ту же ответственность, что и учителя
ПодробнееКлассификация молодых специалистов
ВВЕДЕНИЕ Становление педагога достаточно сложный процесс и в социальном, и в психологическом, и в профессиональном плане. В этот период наиболее четко отражаются результаты воздействия на личность целого
ПодробнееПояснительная записка
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ «ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА» ОБУЧАЮЩИХСЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 25 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ПодробнееПРОГРАММА «Наставничество»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
ПодробнееПлан методической работы
МБОУ СОШ 1 г.красногорск Московской области План методической работы на 2013-2014 учебный год 2013 год Методическая тема школы : «Оптимизация образовательного процесса через формирование ключевых компетенций
ПодробнееМ О У П(иор<)^исо-йу С-Ш
Муниципальное общеобразовательное учреждение Покровская средняя школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области М О У П(иор
ПодробнееПлан методической работы на учебный год
Утверждаю Директор МБОУ СОШ 22 И.И.Данилова План методической работы на 2017-2018 учебный год «Новой школе новый учитель: всё начинается с нас!» Методическая работа — основной вид образовательной деятельности,
ПодробнееПОЛОЖЕНИЕ о школе молодого учителя (ШМУ)
ПОЛОЖЕНИЕ о школе молодого учителя (ШМУ) I. Общие положения. Школа молодого учителя организуется при наличии в образовательном учреждении молодых специалистов. Срок стажировки 3 года. Школа молодого учителя
Подробнеена учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа детский сад 1 компенсирующего вида» 141300, г. Сергиев Посад, ул. Валовая, д.44,52 Тел. 8(496) 54-2-34-43 Тема методического объединения
ПодробнееОбъекты контроля. Вид контроля. Август
Вопросы, подлежащие контролю Организация работы рабочей группы Диагностика готовности учителей к апробации ФГОС Сформированность банка нормативноправовых документов федерального, муниципального, УТВЕРЖДАЮ
ПодробнееПлан методической работы на учебный год
План методической работы на 2017-2018 учебный год Методическая работа — основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями,
ПодробнееПлан работы с молодыми специалистами
План работы с молодыми специалистами Первый год работы молодых специалистов Содержание деятельности сроки Ответственные 1. Собеседование с молодыми специалистами Август зам.дир. по НМР Разработка и утверждение
ПодробнееПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ 4
Администрация города Дубны Московской области Управление народного образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4 имени Героя Советского Союза В.И.
Подробнеена учебный год
План работы МО учителей на 2013 2014 учебный год Основная тема работы МО: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного
Подробнееdocplayer.ru
Папка по самообразованию молодого специалиста учителя начальных классов
Папка
по самообразованию молодого специалиста
учителя начальных классов
МОУ «Крымская школа»
Ибрагимовой И.А.
Сведения о молодом специалисте
Ибрагимова Ирина Александровна
Образование:
Высшее
Какое учебное заведение окончил:
«Крымский инженерно-педагогический университет»
Год окончания учебного заведения:
2011
Специальность по диплому:
Олигофренопедагог, специальный психолог, учитель для детей с особенностями умственного развития.
Педагогический стаж:
—
Место работы:
МОУ «Крымская школа»
Должность:
учитель
Предмет:
Начальные классы
Учебная нагрузка:
23 часов
Классы:
3
Классное руководство:
3
Квалификационная категория:
—
Сведения об учителе – наставнике
Билецкая Надежда Константиновна
Образование:
высшее
Какое учебное заведение окончил:
Херсонский государственный педагогический институт
Год окончания учебного заведения:
1995
Специальность по диплому:
учитель начальных классов
Педагогический стаж:
26 лет 8 мес.
Место работы:
МОУ «Крымская школа»
Должность:
учитель
Предмет:
Начальные классы, музыка
Учебная нагрузка:
27 часов
Классы
4
Квалификационная категория:
высшая
План работы
учителя – наставника Билецкой Н.К.
на 2016 – 2017 учебный год
План работы
молодого специалиста Ибрагимовой И.А.
на 2016 – 2017 учебный год
Семь золотых правил для учителя.
1. Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).
2. Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев).
3. Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс).
4. «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс).
5. Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).
6. Никакая большая победа не возможна без маленькой победой над самим собой (Л. Леонов).
7. Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор).
Заповеди молодому учителю.
1. Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.
2. Будь приветливым – и будешь смелым.
3. Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
4. Умей требовать и прощать.
5. Верь в уникальные способности каждого ученика.
6. Будь компетентен и будь уверенным.
7. Верь, что каждого ученика можно научить, только для этого необходимо время.
8. Претворяй процесс обучения в радость.
9. Будь для ученика не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.
Памятка начинающему учителю.
1. Тщательно готовься к урокам. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило наличие поурочного плана является для тебя допуском на урок.
2. Идя на урок, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.
3. Приходи в класс до звонка, чтобы приготовить все необходимое для проведения урока.
4. Огляди класс, особенно недисциплинированных учеников. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала урока, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.
5. Энергично начинай урок. Не спрашивай: «Кто не подготовил домашнее задание?» — это приучает школьников к мысли, что домашнее задание можно не выполнять. Веди урок так, чтоб каждый ученик был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.
6. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.
7. Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые отвлекаются на уроке, занимаются посторонними делами.
8. Комментируя оценки знаний старайтесь быть деловым, заинтересованным. Укажите ученику, над чем ему необходимо поработать, чтобы получить лучшую оценку.
9. В конце урока дай общую оценку классу и отдельным ученикам. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных учеников, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.
10. В случае недисциплинированности учащихся старайся обходиться без помощи других. Помни: наведение дисциплины с помощью чужого авторитета не даст пользы, а только навредит. За поддержкой лучше обратиться к классу.
Советы опытных коллег молодому учителю.
1. Перед уроком проверьте все ли на месте, нет ли лишних предметов у доски, на столе, чисто ли в классе.
2. Рационально используйте каждую минуту урока.
3. Объясните ученикам цель, задачи, урока.
4. Объясняя новый материал, старайтесь выделить проблемы, предлагайте ученикам решать их самостоятельно.
5. Не спешите исправлять ошибку ученика, лучше если её исправят учащиеся.
6. Старайтесь организовать самостоятельную работу на уроке – предлагайте учащимся больше писать, решать примеры, творить.
7. На уроке каждый ученик должен быть на виду, к каждому ищите индивидуальный подход.
8. Используйте все возможности для реализации принципов развивающего обучения.
9. Обращайте внимание на воспитательные аспекты урока: трудолюбие, бережливость, способности, дружелюбие.
10.Домашнее задание давайте дифференцированно, с подробным объяснением, до звонка. Не задерживайте учеников после звонка.
11.Помните: каждый урок особенный, не должен быть похож на предыдущие.
12.Посещайте уроки старших учителей. Применяйте у себя их позитивный опыт.
13.Помните, что наивысший педагогический успех – это улыбка на лице ученика.
Советы для молодого учителя
1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: Кто не выполнил домашнее задание? — это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания — дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.
4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание не-устойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
5. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
6. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
7. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
8. Удерживайтесь от излишних замечаний.
9. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других.
Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.
Памятка молодому учителю при подготовке к уроку
1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
3. Изучите методические пособия к проведению урока.
4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.
5. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть — урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.
6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.
7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.
8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока — это будет вашим творчеством.
9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.
11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.
12. Постарайтесь «примерить» свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки — это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.
13.Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок — законченное целое, но он — звено всего учебного и воспитательного процесса.
Дидактические требования к современному уроку — четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся.
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6.
infourok.ru
Материал по теме: программа «школа молодого учителя»
Программа
«Школы молодого учителя»
Разработчик:
Фефилова Н.А.
зам.директора по НМР
Пояснительная записка
Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель – стажист, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях перехода школы на ФГОСы 2-го поколения эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают.
С точки зрения науки, главные элементы, составляющие личность учителя, профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь. Необходимо создать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
«Школа молодого учителя» является составной частью системы повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.
«Школа молодого учителя» – важнейший цикл образовательного менеджмента, система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого учителя.
Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим основными формами обучения в школе стали интерактивные формы: интерактивные лекции, мастер-классы, ролевые игры, психологические тренинги, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческие отчеты, открытые уроки, защита методических разработок.
Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесет максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы ее будут связаны с проблемами начинающих педагогов. Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка, осуществляемая с помощью специальных методик, обязательны на каждом этапе деятельности школы. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.
Цель программы: создание начинающим педагогам условий для оптимизации процесса вхождения в профессию.
Задачи программы:
— диагностика педагогических затруднений начинающих учителей и содействие в их разрешении;
— оказание психолого-педагогической поддержки, методической помощи начинающим учителям;
— повышение их общей и профессиональной культуры;
— использование опыта лучших учителей района в организации работы с начинающими учителями.
Принципы реализации программы:
— практическая направленность;
— системность и систематичность;
— оперативность;
— оптимальное сочетание различных форм и методов работы.
Формы реализации программы:
— мастер-классы;
— семинары-практикумы;
— психологические тренинги;
— моделирование уроков и педагогических ситуаций;
— интерактивные лекции;
— ролевые игры;
— круглые столы;
— индивидуальные консультации;
— самообразование.
Методы диагностики педагогических затруднений:
— оценка коммуникативных и организаторских способностей молодых педагогов;
— определение уровня развития педагогической деятельности по Е.А.Федоровой;
— оценка работы учителя;
— личностная шкала проявления тревожности Дж.Тейлора;
— посещение уроков с их последующим обсуждением;
— изучение учебной деятельности учащихся и мотивации учения.
Направления мониторинга и коррекции результатов реализации программы
- Анализ диагностического материала (анкет, тестов), проведение индивидуальных консультаций (по необходимости).
- Развернутый анализ уроков при посещении по выбранным методикам.
- Оказание методической помощи путем проведения групповых практических занятий или индивидуальных бесед.
- Отслеживание эффективности организации учебной деятельности учащихся через диагностику уровня сформированности их навыков самостоятельной работы (в динамике) (школьный куратор).
- Отслеживание динамики обученности учеников по полугодиям и годовым результатам (школьный куратор).
Направления реализации:
- Планирование работы учителя, организация рабочего времени;
- Культура общения учителя с классом, учащимися, родителями;
- Углубление психолого-педагогических знаний, методологии бучения;
- Изучение нормативных, инструктивно-методических материалов;
- Основные требования к календарно-тематическому планированию, к ведению школьной документации, журналов;
- Современные подходы к воспитательному процессу, к формированию развитой личности на основе национального воспитания и особенностей, традиций школы.
Предлагаемые результаты реализации программы:
— сокращение адаптационного периода педагогов;
— сокращение пути профессионального роста от готовности к педагогической деятельности до приобретения основ педагогического мастерства;
— формирование у начинающего учителя индивидуального стиля в творческой деятельности;
— сформированность у начинающего учителя потребности в непрерывном образовании.
Этапы реализации программы
Программа рассчитана на 3 года.
Основные направления повышения профессионального мастерства:
— освоение методов научно-исследовательской и проектной деятельности;
— повышение психолого-педагогического уровня педагогов;
— освоение культуры педагогического общения, развитее способности работать в коллективе;
— формирование профессионально значимых умений и навыков, развитие технологической культуры педагога.
План работы на год
Цель: профессиональная адаптация молодых специалистов.
Задачи:
— определение методических и психологических затруднений начинающих учителей;
— включение каждого молодого специалиста в творческий поиск путем участия в работе «Школы молодого учителя»;
— оказание помощи в преодолении профессиональных затруднений;
— формирование опыта самостоятельного выполнения педагогической деятельности.
№ | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Закрепление наставников в образовательных учреждениях за молодыми специалистами | сентябрь |
Диагностика профессиональной компетентности и адаптационных способностей молодых специалистов, диагностика педагогических проблем молодых специалистов, выработка действенных мер Знакомство с требованиями к квалификационным категориям педагогических работников | ||
Работа со документацией. Нормативно-правовая база | октябрь | |
Вариативность программ и учебно-методическое обеспечение учебного процесса | ||
Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических и информационных технологий | ||
Моделирование воспитательной системы класса | ||
Психолого-педагогическая компетентность учителя | ||
2 | Повышение качества преподавания | декабрь |
Роль нетрадиционных уроков и приемов в обучении и развитии учащихся | ||
Как подготовить и провести открытый урок | ||
Система работы с учебным кабинетом | ||
Анализ ситуаций педагогического взаимодействия. Проблема профессиональной деформации молодых педагогов. | ||
3 | Посещение уроков | в течение года |
4 | Анализ, самоанализ урока, кружковых, факультативных, индивидуальных занятий и внеклассных мероприятий | апрель |
Мониторинг учительской деятельности | ||
Ораторское искусство учителя | ||
Анализ процесса адаптации молодых специалистов | май | |
5 | Посещение молодых специалистов районных практических семинаров, мастер- классов опытных учителей | В течение года |
6 | Участие молодых специалистов в гимназических, районных мероприятиях | |
Активизация деятельности молодых специалистов через участие в конкурсах, фестивалях, акциях, олимпиадах разного уровня |
nsportal.ru
Модель организации работы с молодыми учителями в школе
Модель организации работы с молодыми специалистами в МБОУ «Гимназия №25» города Курска
Сапожник починяет вам ботинки,
А плотник – табуретку и крыльцо,
Но только у волшебника в починке
Светлеет ваше сердце и лицо.
Какая тонкая работа –
счастливым сделать хоть кого-то,
Цветок удачи принести,
От одиночества спасти,
А самому потом тихонечко уйти …
Такова судьба классного руководителя, учителя-предметника. Не один год жить с учениками одной семьей: радоваться общим успехам, переживать неудачи, разрешать конфликты, влюбляться и мечтать, творить и созидать. А потом отпустить их в большую жизнь и чувствовать себя счастливым, видя результат своего труда. Если задуматься, то эти же слова можно отнести и к молодым специалистам.
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтобы стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний. Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.
Первое место работы… Возможно, чувствуется неуверенность, дискомфорт. Всё новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители. Сегодня школе нужны молодые, инициативные, творческие учителя, готовые работать по-новому. Подобная мысль проходит красной нитью через всю трудовую жизнь каждого учителя. Но понимает ли это молодой педагог, вчерашний студент? Как сложно включится ему в ритм современной школы!
Педагоги, которые не получили в первый период своей работы помощи и внимания могут оказаться брошенными и испытывают шок при столкновении с реальностью. Чтобы этого не произошло, молодым учителям надо целенаправленно помогать. Работа с молодыми специалистами традиционно является для нашего ОУ одной из самых важных составляющих методической работы.
Первым шагом в адаптации является организация в гимназии предметного наставничества. Работу учителей-наставников рассматриваем как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие учителя. Они составляют индивидуальный план работы с молодым специалистом.
Каждый молодой учитель с первых дней своей педагогической деятельности все вместе со своим наставником готовит «Портфолио молодого учителя». Эта папка – «настольная книга», в которой собраны самые необходимые советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении учителя.
Портфолио постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это становится «центром самообразования» учителя. Это даёт возможность увидеть динамику профессионального роста молодого учителя, свидетельствует о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечает его потребности в практической самореализации. Кроме того, всё это можно использовать и как форму полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации.
Организация наставничества носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога ( проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического). Поэтому можно выстроить деятельность с молодыми специалистами в 3 этапа:
1-й этап – адаптационный. | Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. |
2-й этап – основной, проектировочный. | Наставник разрабатывает и организует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования. |
3-й этап – контрольно-оценочный. | Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. |
Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и ОУ.
Вместе с тем современные молодые педагоги, приходя в школу, испытывают ряд затруднений, которые не всегда могут быть преодолены даже хорошо налаженной системой наставничества. И образовательные запросы молодых специалистов не могут быть, как нам кажется, удовлетворены только усилиями опытных учителей-наставников.
В 2016-2017 учебном году в гимназии работает 7 молодых специалистов:
1. Шилова Анжелика Степановна, учитель английского языка
Наставник – учитель высшей категории Цыбина Наталья Александровна
2. Тимченко Наталья Геннадьевна, учитель английского языка
Наставник – учитель высшей категории Тихонова Наталья Николаевна
3. Дубасова Ольга Владимировна, учитель начальных классов
Наставник — учитель высшей категории Алифанова Ирина Михайловна
4. Хохлова Анастасия Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
Наставник – учитель 1 категории Спицына Ирина Альбертовна
5. Лужецкая Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы
Наставник – учитель высшей категории Булгакова Надежда Ивановна
6. Ярощук Алексей Александрович, учитель физической культуры
Наставник – учитель высшей категории Панфилова Г.М.
7. Маркова Ольга Борисовна, учитель физики.
Наставник — учитель высшей категории Новикова Е.И.
Поэтому, вторым шагом, была организация в 1995 году Школы молодого учителя. Это своего рода методическое объединение молодых учителей. Целью его работы стало профессиональное сопровождение педагогов, создание широкого поля образовательных возможностей для преодоления профессиональных затруднений, возникающих у учителей в ежедневной практике. В отличие от наставничества ШМУ позволяет:
• расширить круг форм повышения квалификации за счет таких мероприятий, как круглые столы, семинары, читательские конференции, тренинги, имитационные игры и др.;
• привлечь опытных учителей ОУ не только к индивидуальному, но и к групповому наставничеству, что, в свою очередь, позволяет молодым учителям ознакомиться с опытом большего количества педагогов-мастеров;
• организовать профессиональное взаимодействие внутри объединения с целью обмена опытом (в том числе через взаимопосещение уроков), совместной разработки инновационных проектов, соруководства учебно-исследовательской деятельностью школьников;
• активно использовать образовательную среду города (библиотеки, культурно-досуговые центры, научно-исследовательские центры) для организации работы с молодыми учителями, а также привлекать ведущих специалистов в области образования для консультирования педагогов.
В рамках работы Школы творчества молодых педагогов 1 раз в месяц проводятся по наиболее актуальным темам современного образования различные занятия, семинары, психологические практикумы, мастер-классы. Молодые учителя посещают уроки коллег, учителей гимназии, тем самым формируя личную профессиональную компетентность.
Активное включение в работу школы специалистов психолого-педагогического службы гимназии обеспечивает психологическую поддержку учителей, дает возможность оперативно решать возникающие проблемы. Психологи, осуществляющие сопровождение учителей в гимназии, отмечают, что объединение молодых педагогов в профессиональную группу способствует созданию комфортных условий для выявления профессиональных затруднений, профессиональной рефлексии в среде ровесников, повышает мотивацию к преодолению профессиональных затруднений, снижает риск профессиональной замкнутости молодых учителей, ощущающих острую нехватку теоретических и практических навыков работы.
Используя в своей практике такой опыт работы, можно говорить о таких результатах:
1) организация знакомства молодых учителей с работой всех подразделений и служб гимназии позволила сформировать у педагогов целостную картину деятельности школы, определить возможности интеграции в те или иные общешкольные проекты;
2) открытый диалог с представителями администрации, методической, воспитательной, психологической служб дал возможность озвучить те задачи, которые ставит школа перед молодыми учителями, надежды, которые на них возлагает, а также те проблемы, которые выявляются в процессе профессиональной деятельности этих учителей;
3) организованное посещение и профессиональный многоплановый анализ открытых уроков ведущих учителей позволили учителям-мастерам продемонстрировать сочетание инновационных и традиционных подходов к организации современного урока и его анализу, а молодым учителям — овладеть навыками анализа урока в единстве его формы и содержания, а также под углом основных требований ФГОС;
4) организация разнопланового (индивидуального и группового) консультирования молодых педагогов (на основе их профессиональных запросов) руководителем службы научного сопровождения, психологами, логопедами, социальным педагогом дала возможность оперативно снять возникающие в практической деятельности затруднения или составить программу преодоления этих затруднений совместными усилиями молодого учителя и опытного специалиста ОУ;
5) значительную роль для развития навыков профессиональной рефлексии сыграло введение Единого методического дня молодого учителя. Традиционно в марте ежегодно проводим методический день «Будем знакомы, молодой коллега! Твори! Дерзай!»;
6) организация командного взаимодействия молодых специалистов в процессе решения возникающих в практической деятельности проблем, взаимопомощь и обмен опытом мотивировали их на создание первых совместных проектов, участие в профессиональных педагогических конкурсах (очных и дистанционных), а также участие в школьном конкурсе «Педагогический дебют».
Важную роль в работе ШМУ (планировании, составлении индивидуальных планов, планов работы наставников, участии в работе методических объединений, творческих микро-групп) играет диагностика молодых учителей. Через 4 месяца работы молодого учителя администрация гимназии проводит анкетирование.
Результаты анкеты свидетельствуют о том, каких успехов, достижений достиг учитель, какие проблемы возникли в процессе работы, какую методическую помощь ему необходимо дать. На основании этих результатов составляется план самообразования, изучения основных направлений его деятельности.
Кроме этого, занятия ШМУ проводятся в третью среду каждого месяца. Например, в прошлом учебном году в рамках работы ШМУ были проведены:
Семинар-практикум «Введение и оформление школьной документации»: календарно-тематическое планирования, составление плана-конспекта урока, требования к ведению ученических тетрадей, дневников, заполнение личных дел учащихся, ведение журнала успеваемости, составление и написание характеристик учеников.
Обучающий тренинг «Требования к современному уроку».
Научно-практическая конференция «Использование элементов инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе».
Коллективное творческое дело.
Педагогическая выставка состоит из планов-конспектов уроков, внеклассных мероприятий, материалов самообразования, раздаточный материал: карточки с разными заданиями, иллюстраций, рисунков, табличек-опор. Кроме того, из дидактического материала (таблицы, карты, картины, гербарии, муляжи, коллекции), образцов лучших ученических работ (стихотворения, рассказы, сочинения, сказки, ребусы, оригинальные варианты решения задач). Также представлена аудиотека, видеотека.
Видео презентация уроков, воспитательных мероприятий, родительских собраний, отдельных их фрагментов.
Коллективное обсуждение материалов.
Психологом проведено коррекционно-развивающее занятие. Программа занятия «Учитель в начале пути».
Практически все наши молодые специалисты являются классными руководителями, поэтому заместителем директора по воспитательной работе были проведены следующие занятия: «Проектировочная деятельность классного руководителя и планирование воспитательной работы», «Как подготовить и провести классный час».
Мы понимаем, что может возникнуть закономерный вопрос об организации подобного рода Школы молодых учителей в образовательном учреждении, которое гораздо меньше, чем наше образовательное учреждение. Очевидно, что проблема эта может быть решена через сетевое взаимодействие нескольких школ, молодые специалисты которых испытывают сходные профессиональные затруднения. Такое взаимодействие позволит, на наш взгляд, не только получить описанные выше эффекты, но и даст возможность опытным учителям обмениваться опытом друг с другом по проблеме развития наставничества.
В прошедшем учебном году на базе гимназии было проведено одно из занятий с молодыми учителями области (видео).
Были и такие периоды в образовательной деятельности гимназии как отсутствие молодых специалистов (2010-2014). В этом случае методическая служба в гимназии продолжает свою работу в качестве сервисной службы, что, с нашей точки зрения, более корректно отражает ее назначение: работать на запрос и поддержку учителя, быть клиентоориентированной.
Как показывают наблюдения, собеседования, а также наш опыт наставничества и организации повышения квалификации молодых учителей, сегодня эти специалисты, так же как и опытные педагоги, испытывающие проблемы профессионального выгорания, нуждаются в комплексной профессиональной поддержке и непрерывном повышении квалификации. При этом стоит отметить, что оперативное преодоление профессиональных затруднений молодых специалистов не должно отменять работу в «зоне ближайшего развития», то есть программы поддержки и профессионального развития учителей должны опираться и на их профессиональные запросы, интересы, и на те новые задачи, которые ставит государство перед современной школой.
Хотелось бы закончить свое выступление словами А.С. Макаренко:
«Со мной работали десятки молодых педагогов
Я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте,
никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…»
С опытом работы перед вами выступил зам. директора по УВР Жиленкова Н.Н., которая в свое время прошла 5-и летний курс Школы молодого учителя в МБОУ «Гимназия №25» г. Курска.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
multiurok.ru
Учитель — это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Сегодня, как и во все века, учитель — это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.
Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? «Легко ли быть молодым учителем в современной школе?» — именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу. За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.
Школа — это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни — все иначе!
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами — вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.
Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.
Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, руководителя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут и помочь новичку в календарно-тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них — мастер своего дела.
Наставники молодых учителей
|
shkolakar.ucoz.ru