cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Шесть шляп мышления рефлексия – Рефлексия по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Содержание

Рефлексия по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

В заключение нашего семинара проведем рефлексию по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Слайд 1.Но сначала я хотела бы рассказать небольшую притчу.

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как  белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Но шляп у нас будет четыре: оранжевая, розовая, синяя, желтая.  Представитель от каждой группы подойдет  к столику и выберет  шляпу, того цвета, которая ему понравилась.

Слайд 2 Розовая – шляпа эмоций. Выступающие в розовой шляпе будут  анализировать семинар с позиции чувств.  Вы не думаете, вы чувствуете, вас переполняют эмоции: страх, радость, угроза, восхищение, желание действовать?

Слайд 3 Желтая – шляпа оптимизма. Выступающие  в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание семинара только  с позиции оптимиста.Что  понравилось больше всего? Какое мероприятие? Почему это стоит знать и применять на практике?

Слайд 4 Оранжевая – шляпа творчества. Выступающие в  оранжевой шляпе  невероятно творческие люди. Они попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления. Какие новые идеи у вас появились? Как можно еще применять полученные знания?

Слайд 5 Синяя – щляпа мудрости. Выступающие в синей шляпе размышляют о пользе, которую приносят новые знания, вы мудрецы! Мы просим вас поделиться  тем, что вы сегодня увидели и услышали нового на семинаре.Как следует применять полученные знания для эффективного достижения целей?

На выполнение работы даётся 5 минут.

Выступление участников семинара.

А теперь послушайте окончание притчи.

Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны.

Слайд 6 Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги!!!

Закончить мне хотелось бы словами одного мудрого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Детство важный период жизни,  и от того, как прошло детство, что вошло в разум ребенка и его сердце, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

Документы для скачивания:

Презентация Формат: .ppt

a2b2.ru

Коучинг -занятие на тему «Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно»

Составители:

Дубовец Т.М. –с/у 1 уровня, Шевченко Н.В.- с/у 2 уровня

Предмет

Коучинг

Тема:

Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно

Цель:

Познакомить учителей с методом Эдварда Де Боно «Шесть шляп мышления », показать возможность его применения в школьной практике с целью её преобразования.

Ожидаемые результаты:

Изучать теоретический материал по теме;

Смогут применить на практике метод «Шесть шляп мышления»

Определят достоинства и недостатки метода.

Ссылки и ресурсы:

«Обучение как поиск и поиск для обучения» С. Мирсеитова 2011 г,Караганда: изд. Каз Ач., «Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать» А.К Мынбаева, З.М. Садвакасова 2014 г. Алматы. Видео-ресурс физминутка (https://www.youtube.com/watch?v=WpWPxj-S6kQ), тексты для практических работ, американский мультфильм «Учителя-тоже люди», салфетки, шляпы, презентация (ррt), дерево на формате А3,человечки

Ключевые идеи, значимые для занятия:

Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно

Этапы

Время- 60 минут

Действия коуча и участников коучинга

Ресурсы

Орг. Момент. Психологический тренинг «Возьми салфеток»

3

Участникам тренинга передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Салфетки

Деление на группы

1

С помощью шляп (3группы)

Шляпы 3 трех цветов

Теоретический материал

7

Используя презентацию «Метод «Шесть шляп мышления», коуч знакомит с теоретическим материалом по теме коучинга. Данная презентация позволит учителям определить, что представляет собой данный метод, и как его можно применить в школьной практике

Презентация

Игра «Все дело в шляпе»

5

Коуч проводит игру «Все дело в шляпе».

Участники под музыку передают друг другу шляпу, после остановки музыки участнику необходимо высказать свои мысли на выбранный вопрос коуча:

1 вопрос: «Позитивная, оптимистическая точка зрения свойственна для какой шляпы?»

2 вопрос: «Отвечая на вопрос: «Что я чувствую по поводу данной проблемы?», вы выберите какой цвет шляпы?

3 вопрос: «Исследования, предложения, новые идеи, характерны для какого цвета шляпы?»

4 вопрос: «Одевая ту или иную цветную шляпу, Вы обращаетесь к определенному типу……» (мышления)

5 вопрос: «Предостерегает и заставляет думать критически – это …….шляпа»

6 вопрос: «Контроль над процессом мышления, осмысленность и рефлексия» подойдет для ……шляпы?

Шляпа, музыка

Практическая работа в группах

10

Каждой группе дается текст сказки «Курочка Ряба».

Задание: составить свой вариант сказки в соответствии со цветом шляпы.

Шляпы,

текст сказки

Релаксация

2

Физминутка «Неунывающий, танцующий ёжик»

Музыкальный клип

Практическая работа в группах

10

Работа по произведению В. Драгунского «Тайное становится явным»

Участники разбиваются на шесть групп для работы с текстом параграфа. Каждая группа имеет шляпу своего цвета и соответственно по своему направлению должна провести анализ текста.

«Белая шляпа» (факты): Что вы узнали о жизни мальчика? Что произошло?-сообщите факты

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Что положительного взяли вы для себя, читая произведение Драгунского?

«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): Какие трагические события произошли в рассказе?

«Красная шляпа» (эмоции): Что испытал мальчик из рассказа? Какие у вас возникли чувства?

«Зелёная шляпа» (творческая): Что бы вы сделали на месте мальчика? Дайте совет Дениске.

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): Чему научило вас это произведение?

Шляпы, текст произведения и вопросы для групп

Просмотр видеофрагмента

10

Просмотр и обсуждения американского мультфильма «Учителя -тоже люди»

Ответьте на вопрос: «Как вы можете описать ситуацию в которой находится учитель с точки зрения мыслящих шляп?»

Видеоресурс,шляпы

Метод «Углов»

7

Определение положительных и отрицательных сторон использования метода «Шесть шляп» .

Задание: Обсудите в группе и выскажите своё мнение о преимуществах и недостатках данного метода.

Привести 3 довода За, 3 – Против.

Черные и желтые шляпы, бумага, маркеры

Рефлексия

«Дерево успеха»

4

Участникам коучинга предлагается на дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тема коучинга.

Дерево на формате А3,человечки

Дополнительный материал для участников коучинга

1

Участники получают доп.материал по теме: «Шесть шляп мышления»

Приложение

Прием «6 шляп» как способ развития критического мышления

Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Назначение метода

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть метода

Шесть шляп мышления — простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа — это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа — это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Достоинства метода

Наглядность, простота освоения и применения.

Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.

Позволяет отстранить свое эго от мышления.

Недостатки метода

Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.

Большая психологическая нагрузка.

Ожидаемый результат

Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.

Дополнительная информация:

Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.

Использование приёмы «6 шляп» на уроке литературного чтения во 2 классе по произведению В. Драгунского «Тайное становится явным»

Виктор Драгунский «Тайное становится явным»

Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:

— …Тайное всегда становится явным.

И когда она вошла в комнату, я спросил:

— Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

— А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, — сказала мама. — Понял?.. Ложись-ка спать!

Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.

Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.

— Ешь! — сказала мама. — Безо всяких разговоров!

Я сказал:

— Видеть не могу манную кашу!

Но мама закричала:

— Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.

Я сказал:

— Я ею давлюсь!..

Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:

— Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?

Ну еще бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:

— Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!

Тогда мама улыбнулась:

— Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни — ты должен съесть все до дна!

И мама ушла на кухню.

А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал — ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.

А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.

В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:

— Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! — И она меня поцеловала.

В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:

— Здравствуйте! — и подошел к окну, и поглядел вниз. — А еще интеллигентный человек.

— Что вам нужно? — строго спросила мама.

— Как не стыдно! — Милиционер даже стал по стойке «смирно». — Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!

— Не клевещите. Ничего я не выливаю!

— Ах не выливаете?! — язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: — Пострадавший!

И к нам вошел какой-то дяденька.

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.

На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться:

— Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… фф… фото, когда я весь в каше?!

Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.

— Извините, пожалуйста, — сказала она тихо, — разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!

И они все трое вышли в коридор.

А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:

— Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!

Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

— Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:

— Да

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУПП

Участники коучинга разбиваются на шесть групп для работы с текстом параграфа. Каждая группа имеет шляпу своего цвета и соответственно по своему направлению должна провести анализ текста.

«Белая шляпа» (факты): Что вы узнали о жизни мальчика? Что произошло?-сообщите факты

(выдержки из текста)

Тайное всегда становится явным“

Видеть не могу манную кашу!”

Ты должен съесть все до конца!”

А я остался с кашей наедине”

Вы выливаете разную гадость за окно!”

Ты это запомнил на всю жизнь?”

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Что положительного взяли вы для себя, читая произведение Драгунского?

Надо съесть нелюбимую манную кашу до дна, потому что, выполнив это условие, можно пойти в Кремль, ведь я не знаю ничего красивее Кремля!

«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): Какие трагические события произошли в рассказе?

Ужасно трудно есть густую невкусную кашу. Даже после того, как я добавил сахар, кипятку, хрен. Лучше выплеснуть кашу в окно, на улицу. Но она попала в прохожего, пришёл милиционер. Я сразу понял, что в Кремль не пойду.

«Красная шляпа» (эмоции): Что испытал мальчик из рассказа? Какие у вас возникли чувства?

Приход милиционера с пострадавшим, у которого была каша на шляпе, вызвал чувство вины и наказания.

«Зелёная шляпа» (творческая): Что бы вы сделали на месте мальчика? Дайте совет Дениске.

Если бы ты съел эту кашу сразу, маме не пришлось бы краснеть перед чужими людьми и ты пошёл бы в Кремль.

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): Чему научило вас это произведение?

«Действительно, тайное становится явным. Мальчик очень хотел ещё раз увидеть красивую Грановитую и Оружейную палаты, Царь – пушку. Но для этого надо было съесть нелюбимую манную кашу. Выбросив её в окно, мальчик попал ею в прохожего. Поэтому пострадавший, вместе с милиционером, сказал много неприятного маме. Мальчик понял, что не пойдёт в Кремль. Он запомнит это на всю жизнь.

Вывод: Применение приёма «Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, критическое мышление, умение соотносить свои интересы с интересами других.

Сказка «Курочка Ряба»

Жили себе дед да баба,

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко.

Яичко не простое — золотое.

Дед бил, бил –

Не разбил.

Баба била-била –

Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет,

Курочка кудахчет:

«Не плачь, дед, не плачь, баба!

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое – простое.

Сказка «Курочка Ряба»

Жили себе дед да баба,

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко.

Яичко не простое — золотое.

Дед бил, бил –

Не разбил.

Баба била-била –

Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет,

Курочка кудахчет:

«Не плачь, дед, не плачь, баба!

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое – простое.

Сказка «Курочка Ряба»

Жили себе дед да баба,

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко.

Яичко не простое — золотое.

Дед бил, бил –

Не разбил.

Баба била-била –

Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет,

Курочка кудахчет:

«Не плачь, дед, не плачь, баба!

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое – простое.

«Белая шляпа» (факты): Что вы узнали о жизни мальчика? Что произошло? — сообщите факты

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Что положительного взяли вы для себя, читая произведение Драгунского?

«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): Какие трагические события произошли в рассказе?

«Красная шляпа» (эмоции): Что испытал мальчик из рассказа? Какие у вас возникли чувства?

«Зелёная шляпа» (творческая): Что бы вы сделали на месте мальчика? Дайте совет Дениске.

1 вопрос: «Позитивная, оптимистическая точка зрения свойственна для какой шляпы?»

2 вопрос: «Отвечая на вопрос: «Что я чувствую по поводу данной проблемы?», вы выберите какой цвет шляпы?

3 вопрос: «Исследования, предложения, новые идеи, характерны для какого цвета шляпы?»

4 вопрос: «Одевая ту или иную цветную шляпу, Вы обращаетесь к определенному типу……»

5 вопрос: «Предостерегает и заставляет думать критически – это …….шляпа»

6 вопрос: «Контроль над процессом мышления, осмысленность и рефлексия» подойдет для ……шляпы?

Задание: Обсудите в группе и выскажите своё мнение о преимуществах и недостатках данного метода. Привести 3 довода За, 3 – Против.

Недостатки

infourok.ru

Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Текущие события

Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/Нижний Новгород НГПУ январь 2014 года


Учебный Курс «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде ХХI века», Ижевск, ноябрь 2013 г.


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Новокузнецк октябрь-декабрь 2013


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Ростовская область октябрь 2013


Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/НИРО/Курс для тьюторов/23 сентября — 20 октября 2013 года


Дистанционный курс ТЕО (Омская обл, осень 2013) преподаватель — Маркер Надежда Юрьевна


Семинар Созвездия Веб 2.0/Екатеринбург сентябрь 2013 преподаватель — Ирина Нургалеева


Обучение тьюторов, группа TEO РК, май-июнь 2013 преподаватель — Ольга Урсова


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород март-май 2013


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород февраль-апрель 2013


Курс «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации ФГОС» Екатеринбург — Арамиль март 2013


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего», ВГПУ, 1 курс магистратуры, исторический факультет — 6 февраля — 20 мая 2013г. — преподаватель — Ирина Суслова


Курс «Информационные технологии в практике работы учителя» 04.01.13 — 02.02.2013 — преподаватель — Анна Кологерманская


Курс для руководителей ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения (Омский МР, декабрь 2012) — преподаватель —Любовь Мальцева


Курсы Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века, Балаковская площадка, декабрь 2012 — преподаватель — Светлана Морозова


Тренинг Информационно-коммуникационные технологии в управлении воспитательным процессом,Тюкалинск,декабрь 2012 — преподаватель — Наталья Ильяш


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего»,октябрь 2012, ЯНАО г.Ноябрьск — преподаватель — Елена Ремизова


В рамках он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут» проводится сетевое мероприятие Проектный инкубатор-2012





Архив событий


  • Окружающий мир – мир сложных систем (информатика, 11 класс, автор Круподерова К.Р.)
  • Информационная цивилизация (информатика, 11 класс, автор Кошелев В. Г.)
  • Математика для будущих банкиров (алгебра, 9 класс, автор Склемина Г. А.)
  • Волшебная сила музыки (музыка, биология и др., 5-8 классы, автор Красноперова Т. В.)
  • Полуостров сокровищ (окружающий мир, краеведение, 4 класс, автор Тимохина Е.Г.)
  • Удивительное рядом (окружающий мир, краеведение, русский язык, 2-4 классы, автор Тимохина Е.Г.)

Нам уже…

wiki.iteach.ru

Шесть шляп мышления метод Эдварда де Боно

Организованность – путь к личному и карьерному успеху. С отсутствием умения справиться с потоком дел, обязанностей и желаний поможет современная популярная методика под названием шесть шляп мышления. Она была разработана психологом Эдвардом де Боно, научившим всю планету структурировать свою жизнь.

Шесть шляп критического мышления

Технология 6 шляп предназначена как для персонального, так и коллективного применения. Автор ассоциирует типы мышления с головными уборами разных цветов, чтобы избежать путаницы. Он предлагает сначала определить суть проблемы или идеи, а затем рассмотреть ее со всех возможных сторон без упущения каких-либо деталей. Освоение системы научит считать любую трудность лишь ступенькой к перспективному будущему.

Метод шести шляп мышления

Шесть шляп мышления Эдвард де Боно исключают негативную оценку жизненных событий, акцентируя внимание на позитивных моментах любой ситуации. Система правильного восприятия проблем состоит из следующих уровней:

  1. Синяя шляпа. Наедине с собой или с командой на первом этапе нужно осмыслить саму необходимость размышлений. Мысленная синяя шляпа надевается, чтобы понять глубину кризиса и его причины, определить его желаемое разрешение.
  2. Белая. На втором уровне метод шести шляп советует собрать важную информацию, отделив ее от предрассудков и лжи.
  3. Красная. Высказывание эмоций от произошедшего, снижение уровня переживаний посредством разговора с близкими или коллегами.
  4. Черная. Прояснение возможных негативных последствий желаемого результата и их критическая оценка.
  5. Желтая. Она противоположность черной – предвкушение исполнения мечты. Важно проговорить, что хорошего случиться в жизни, когда цель будет реализована.
  6. Зеленая. Финальная стадия мышления, позволяющая расслабиться после «мозгового штурма», реализовать творческий потенциал.

Рефлексия — 6 шляп мышления

Крупные транснациональные корпорации давно ввели разработку де Боно в систему корпоративных тренингов. Рефлексия 6 шляп выглядит как групповое занятие для коллектива, разбитого на команды в 6-10 человек. Тренер должен заранее объяснить правила рефлексии: каждый должен быть предупрежден о возможности пропустить одну из шляп, если ему нечего сказать на связанную с ней тему. Совершенно необязательно надевать реальные шляпы – можно просто обговорить временные рамки для обсуждения каждой группы вопросов.

Шесть думающих шляп — пример

Шесть думающих шляп – пример работы под управлением опытного модератора. Допустим, коллектив хочет обсудить создание рекламного ролика, над которым безуспешно работает целый отдел. Разбор мышления для данной ситуации выглядят следующим образом:

  1. Выработка цели будущего видеоролика – увеличение продаж, продвижение нового продукта или редизайн старого.
  2. Сбор данных – графика продаж, результатов статистического исследования и опроса фокус-группы.
  3. Обмен эмоциональными впечатлениями от просмотренных вариантов будущего ролика.
  4. Мнение эксперта на тему минусов созданного материала.
  5. Обсуждение гонорара и его выгодного вложения.
  6. Последние штрихи к ролику в виде новых идей.

Шесть шляп – не самый простой для понимания метод организации мышления. Со временем к нему можно привыкнуть ради эффективного использования рабочего времени, хотя и у него есть серьезные минусы. Он трудно реализуется в личностной работе над собой без предварительной беседы с психологом, поскольку изначально все же создавался для тренингов в коллективе.

 

womanadvice.ru

Рефлексия по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп» (интеллектуальная одаренность детей дошкольного возраста)

В заключение нашего заседания  можно я подведу итог –

рефлексия по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп».

 Для этого предлагаю послушать притчу:

«В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет.

Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным.

Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Подойдите, пожалуйста, по одному человеку из каждой подгруппы и выберите шляпу.

1. Участников с белой шляпой попрошу поделиться, какой информацией о психологических особенностях интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста вы обладаете. Коротко, только факты.

2. Группу красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у вас, когда вы слышите понятие психологические особенности интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста?

3. От группы черных шляп жду критический взгляд на проблему психологических особенностей интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста как фактор становления гармонически развитой личности в условиях реализации нового общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения?

4. Желтый цвет — это цвет радости и оптимизма, ждем от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества организации интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста?

5. Зеленая шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи для дальнейшей организации интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста

6. Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового на МО.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп» (интеллектуальная одаренность детей дошкольного возраста)»

В заключение нашего заседания можно я подведу итог –

рефлексия по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп».

Для этого предлагаю послушать притчу:

«В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет.

Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным.

Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше».

Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Подойдите, пожалуйста, по одному человеку из каждой подгруппы и выберите шляпу.

1. Участников с белой шляпой попрошу поделиться, какой информацией о психологических особенностях интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста вы обладаете. Коротко, только факты.

2. Группу красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у вас, когда вы слышите понятие психологические особенности интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста?

3. От группы черных шляп жду критический взгляд на проблему психологических особенностей интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста как фактор становления гармонически развитой личности в условиях реализации нового общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения?

4. Желтый цвет — это цвет радости и оптимизма, ждем от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества организации интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста?

5. Зеленая шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи для дальнейшей организации интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста

6. Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового на МО.

Қостанай қаласы әкімдігінің «Қостанай қаласы әкімдігінің білім болімінің№ 3 бөбекжай – бақшасы» МКҚҚ

ГККП «ясли – сад№ 3 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»

Рефлексия по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп».

на методическое объединение психологов детских садов

психолог Бабий О.В.

21.04.2017 г.

Г. Костанай

multiurok.ru

Статья «Прием «6 шляп» как способ развития критического мышления»

Прием «6 шляп» как способ развития критического мышления

Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Назначение метода

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть метода

Шесть шляп мышления — простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа — это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа — это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Достоинства метода

Наглядность, простота освоения и применения.

Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.

Позволяет отстранить свое эго от мышления.

Недостатки метода

Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.

Большая психологическая нагрузка.

Ожидаемый результат

Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.

Дополнительная информация:

Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.

Использование приёмы «6 шляп» на уроке литературного чтения во 2 классе по произведению В.Драгунского «Тайное становится явным»

Виктора Драгунского: «Тайное становится явным»:

Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:

— …Тайное всегда становится явным.

И когда она вошла в комнату, я спросил:

— Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

— А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, — сказала мама. — Понял?.. Ложись-ка спать!

Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.

Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.

— Ешь! — сказала мама. — Безо всяких разговоров!

Я сказал:

— Видеть не могу манную кашу!

Но мама закричала:

— Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.

Я сказал:

— Я ею давлюсь!..

Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:

— Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?

Ну еще бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:

— Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!

Тогда мама улыбнулась:

— Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни — ты должен съесть все до дна!

И мама ушла на кухню.

А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал — ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.

А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.

В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:

— Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! — И она меня поцеловала.

В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:

— Здравствуйте! — и подошел к окну, и поглядел вниз. — А еще интеллигентный человек.

— Что вам нужно? — строго спросила мама.

— Как не стыдно! — Милиционер даже стал по стойке «смирно». — Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!

— Не клевещите. Ничего я не выливаю!

— Ах не выливаете?! — язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: — Пострадавший!

И к нам вошел какой-то дяденька.

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.

На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться:

— Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… фф… фото, когда я весь в каше?!

Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.

— Извините, пожалуйста, — сказала она тихо, — разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!

И они все трое вышли в коридор.

А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:

— Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!

Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

— Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:

— Да.

Зачитываются слова:

Мы, бывает, чуть не плачем.

Чтобы чувства не задеть,

Нужно шляпы нам надеть.

С шляпы спросу никакого.

Но проблемы суть глаголя,

Каждый выскажет свое,

Не обидев никого.

А венцом такой беседы

Станет виденье проблемы,

Всех этапов обсужденье

И задачи всей решенье.

Класс разбивается на шесть групп для работы с текстом параграфа. Каждая группа имеет шляпу своего цвета и соответственно по своему направлению должна провести анализ текста.

«Белая шляпа» (факты): Что вы узнали о жизни мальчика? Что произошло?-сообщите факты

(выдержки из текста)

Тайное всегда становится явным“

Видеть не могу манную кашу!”

Ты должен съесть все до конца!”

А я остался с кашей наедине”

Вы выливаете разную гадость за окно!”

Ты это запомнил на всю жизнь?”

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Что положительного взяли вы для себя, читая произведение Драгунского?

Надо съесть нелюбимую манную кашу до дна, потому что, выполнив это условие, можно пойти в Кремль, ведь я не знаю ничего красивее Кремля!

«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): Какие трагические события произошли в рассказе?

Ужасно трудно есть густую невкусную кашу. Даже после того, как я добавил сахар, кипятку, хрен. Лучше выплеснуть кашу в окно, на улицу. Но она попала в прохожего, пришёл милиционер. Я сразу понял, что в Кремль не пойду.

«Красная шляпа» (эмоции): Что испытал мальчик из рассказа? Какие у вас возникли чувства?

Приход милиционера с пострадавшим, у которого была каша на шляпе, вызвал чувство вины и наказания.

«Зелёная шляпа» (творческая): Что бы вы сделали на месте мальчика? Дайте совет Дениске.

Если бы ты съел эту кашу сразу, маме не пришлось бы краснеть перед чужими людьми и ты пошёл бы в Кремль.

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): Чему научило вас это произведение?

«Действительно, тайное становится явным. Мальчик очень хотел ещё раз увидеть красивую Грановитую и Оружейную палаты, Царь – пушку. Но для этого надо было съесть нелюбимую манную кашу. Выбросив её в окно, мальчик попал ею в прохожего. Поэтому пострадавший, вместе с милиционером, сказал много неприятного маме. Мальчик понял, что не пойдёт в Кремль. Он запомнит это на всю жизнь.

Применение приёма « Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, критическое мышление, умение соотносить свои интересы с интересами других.

infourok.ru

МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» ЭДВАРДА ДЕ БОНО ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Сегодня вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки работы с информацией необходимы. Как их сформировать? При этом необходимо помнить, что у человека нет прямого доступа к истине. Люди рассматривают происходящее с какого-то ракурса, с какой-то культурной, социальной или теоретической (если речь идет о науке) позиции. Наличие своих и чужих описаний событий, логики возникновения и развития вопроса или проблемы, наличие базовых убеждений и культурных предписаний часто не дает возможности понимания той информации, которую человек получает как от других людей, так и из книг или из средств массовой информации. Как правило, выявляется наличие определенных стереотипов, конструктов, которые не позволяют увидеть событие или осмыслить воспринимаемую информацию текст объективно, в «чистом виде», а приводит к созданию определенных, разной степени достоверности интерпретаций. Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» — простой и практичный способ получить навыки практического мышления для более объективного восприятия информации, какой бы сферы это не касалось (научное познание, обучение, межличностное взаимодействие).

Еще одна проблема мышления человека заключается в одновременности протекания мыслительных процессов и эмоциональных состояний: мы пытаемся сделать слишком многое сразу. Эмоции, информация, логика, воображение, интуиция и творчество — все это говорит в нас одновременно. Метод работы по развитию нашего мышления «Шесть шляп» Эдварда де Боно позволяет мыслящему человеку концентрироваться на одном деле в определенное время. Она позволяет отделить эмоции от логики, творчество от информации и т.д. Каждая шляпа задает определенный образ мышления.

Метод «Шесть шляп мышления» это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса. Используя метод Эдварда де Боно, мы можем поменять автоматическое, реагирующее мышление на намеренное и сосредоточенное. Наме¬ренное мышление позволяет работать с поступающей информацией и ситуацией намного лучше. Но не так просто послать себе сигнал о том, что мы желаем выйти из рутины и перейти от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному. Таким четким и ясным сигналом для себя и других может стать идиома шляпы мышления.

Эдвард де Боно в своей книге «Шесть шляп мышления» очень образно объясняет различия между двумя типами мышления — реагирующим и намеренным. «Когда вы ведете машину, вам приходится выбирать дорогу, придерживаться заданного направления и сле¬дить за движением другого транспорта. Вы совершаете очень много быстрых действий, продиктованных предыдущим или последующим мгновением. Вы сле¬дите за сигналами и реагируете на них. Это реагирую-щее (реактивное) мышление. Так вот, обыденное мыш¬ление очень напоминает управление автомобилем: вы читаете дорожные знаки и принимаете решения. Но вы не составляете карты. Иной тип мышления вы используете для составле¬ния карты: вы изучаете предмет и составляете план. Это требует объективного и нейтрального отношения. Чтобы составить план, нужно смотреть шире. Это дей¬ствие в значительной мере отличается от простого ре¬агирования на дорожные знаки по мере их появления.» [1, стр.12]

Для того чтобы научить подростков (8-11 классы) работать с поступающей информацией как со стороны других людей, так и из печатных текстов (научные статьи, средства массовой информации) был разработан тренинг по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Занятие 1. Краткое знакомство с автором метода.

Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» (The Six Thinking Hats) это простой и удобный инструмент, чтобы научиться лучше:

  • работать с информацией
  • находить выгоды и возможности
  • использовать интуицию
  • критически анализировать проблемы
  • генерировать творческие идеи
  • организовывать свое мышление

Рассмотрение первой пары: Белая шляпа и Красная шляпа мышления.

Белая шляпа — объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения. Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь нам важно выяснить как то, что мы знаем по данному вопросу, так и то, что мы НЕ знаем. Мы должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:

  • какая информация имеется;
  • какая информация необходима;
  • как и где получить недостающую информацию.

Ключевые моменты:

  • отметить конфликтующие/противоречащие точки зрения;
  • оценить уместность и точность информации;
  • отделить факты от предположений;
  • определить действия, необходимые для устранения пробелов;
  • узнать о настроениях и эмоциях.

Красная шляпа — мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями). Мышление в красной шляпе является почти полной противоположностью мышлению в белой шляпе — нейтрального, объективного, почти полностью лишенного эмоциональных оттенков. Но оно играет важную роль, если исключить эмоции и чувства как компоненты из процесса мышления, то они спрячутся на заднем плане и будут незаметно влиять на мышление, искажать видение и в итоге направлять фокус внимания в одну сторону, не давая широты восприятия всей картины в целом.

Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:

  • что я сейчас чувствую;
  • что мне подсказывает моя интуиция;
  • что говорит мне мой «внутренний голос».

Кроме того, хорошее решение должно завершаться эмоциями. Эмоции являются очень надежным индикатором удовлетворенности ходом рассмотрения вопроса, решением и возможными последствиями. Если наша голова говорит нам, что решение, которое мы приняли правильное, а в душе тоска, то можем ли мы говорить, что это и есть именно то, что нам нужно, что наши потребности (на всех уровнях) удовлетворены.

Ключевые моменты использования красной шляпы:

  • ограничиться 30 секундами;
  • разрешено выражать чувства, подсказки интуиции и «внутреннего голоса»;
  • не нужно оправдываться и объяснять причины своих чувств;
  • использовать как часть мыслительного процесса, способствующего принятию решения;
  • применять после принятия решения.

Мышление в белой и красной шляпах являют собой противоположные полюсы при оценке поступающей к нам информации, будь то в письменной или устной форме. С экранов мониторов, из печатных текстов и из высказываний других людей к нам поступает информация двух типов — проверенные факты и непроверенные (убеждения других людей). Но и проверенные факты могут иметь разную степень вероятности. Существует спектр вероятности, как отмечает Эдвард де Боно, который может быть выражен следующим образом:

  • всегда правда;
  • обычно правда;
  • в общем правда;
  • в общем и целом;
  • скорее да, чем нет;
  • где-то в половине случаев;
  • часто;
  • иногда правда;
  • изредка правда;
  • известны случаи;
  • никогда не правда;
  • не может быть правдой (спорно). [1, стр.51]

Мы укрупним и несколько преобразуем этот перечень и расположим это на одной прямой.

Абсолютные факты это утверждения, которые на данный момент развития человеческого знания близки к 100% правдивости или правдоподобности. Стоит отметить, что, по словам Эдварда де Боно, «правда» относится к словесной игровой системе, известной как философия, факты же имеют отношение к поддающемуся проверке опыту. Однако степень возможности проверить факты тоже бывает разная. Возьмем утверждение «Земля вращается вокруг солнца» — в наше время общепринятый факт. А каких-то несколько веков назад Джордано Бруно был сожжен на костре за это немыслимое, «еретическое» высказывание. Абсолютным фактом было то, что Солнце вращается вокруг Земли, и именно Земля является центром мироздания, что подтверждалось визуальным ежедневным наблюдением, без каких-либо исключений.

Относительные факты это утверждения, которые на определенном уровне нашего восприятия представляются нам именно таким (небо — голубое), или с переходом к более детальному и научному рассмотрению требуют уточнения и корректировки (в году 365 дней).

Оценки и суждения — утверждения одного человека или группы людей своей точки зрения, высказывание мнения об одной из сторон явления или процесса, перенос частного признака на всю ситуацию в целом (Жизнь простого народа постоянно ухудшается; Петров абсолютно не знает математики; Ты никогда не моешь за собой посуду).

Эмоции в данном контексте это утверждения, которые отражают эмоции говорящего (или пишущего), например, «Иванов с**лочь».

Задание. На линейке «абсолютный факт — относительный факт — оценка, суждение — эмоция» расположите следующие высказывания:

Полет Гагарина длился 108 минут.
В 8 классе ученики умнее, чем в 7 классе.
Береза выше ели.
НЛО не существует.
2х2=4
Бумага белая.
Торт не вкусный.
Ты молодец.
Жуковский — отец Русской авиации.
Вы неудачники.
Биржа Forex самая популярная биржа валют.
Я люблю жизнь!
Человек произошел от обезьяны.
Все в мире относительно.

Вопросы для рефлексии в конце занятия:

  1. Что нового я узнал о работе с информацией?
  2. Всегда ли информация, заложенная в высказывании собеседника или в печатном тексте и не подкрепленная экспрессивной мимикой и жестами, является фактом? Как можно проверить истинность высказывания?
  3. Всегда ли утверждение, высказанное экспрессивно, можно отнести к эмоциям?
  4. Под какой шляпой после рассмотрения различных вариантов решения проблемы мы делаем окончательный выбор? Как можно проверить правильность принятия решения для самого человека?
Занятие 2. Рассмотрение пары — Черная шляпа и Желтая шляпа.

Черная шляпа — мышление в Черной шляпе должно быть логичным и правдивым, это не атака, не критические нападки, это критическое исследование. Мышление в Черной шляпе должно быть основано на логике соответствия и несоответствия. Это не «я тебе докажу, что ты не прав», это критический АНАЛИЗ проблемы. Под Черной шляпой мы выясняем последствия, факторы, влияние процесса или выполнения нашего решения на ценности, проводим проверку на соответствие и несоответствие, на недостатки.

Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:

  • каковы возможные проблемы;
  • каковы вероятные сложности;
  • на что нужно обратить внимание;
  • в чем опасность.

Ключевые моменты. Мышление в Черной шляпе:

  • помогает в принятии правильного решения;
  • указывает на сложности;
  • исследует слабые моменты;
  • может совпадать с белой шляпой;
  • исключительно эффективный инструмент оценки при использовании после Желтой шляпы.

Желтая шляпа — требует сознательного усилия. К сожалению для отрицательного отношения существует больше естественных причин, чем для положительного. Мышление в Черной шляпе может защитить нас от ошибок, рисков и опасностей. Позитивное мышление должно быть смесью любопытства, удовольствия и желания осуществлять задуманное.

Вопросы «под Желтой шляпой»:

  • каковы преимущества;
  • каковы положительные стороны;
  • в чем ценность;
  • привлекательна ли концепция данного предложения;
  • можно ли это воплотить в жизнь.

Эти противоположные, и в то же время взаимодополняющие Мышление в Черной шляпе и Мышление в Желтой шляпе могут быть использованы и для оценки проблемной ситуации и при оценке поведения другого человека. Не бывает так, чтобы в человеке были либо одни отрицательные, либо одни положительные черты. Это скорее уже наше эмоциональное к нему отношение. Не бывает, что в ситуации или в событии одни только отрицательные моменты. Хотя часто приходится делать сознательные усилия для того, чтобы найти положительные моменты в ситуациях, которые нам кажутся безысходными, безвыходными, тупиковым, критическими. Поиск положительных моментов в этом случае сводится к вопросу «Чему меня это научило или научит?» и т.п.

Задания.

Событие — человек выиграл миллион долларов. Назовите возможные негативные последствия этого события.

Событие — человека уволили с работы. Назовите возможные позитивные последствия этого события.

Вспомните из своей жизни примеры позитивных событий с последующими негативными последствиями, и негативных событий с последующими позитивными последствиями.

Разделите лист бумаги на две части, выпишите свои отрицательные качества и свои положительные качества. Каких качеств получилось больше? Какие качества вы видите в других людях, больше положительных или отрицательных? С чем это связано?

Вопросы для рефлексии в конце занятия:

  1. Какое мышление, критическое или позитивное, более развито у «западного» человека и наиболее часто используется?
  2. Существуют ли абсолютно позитивные или негативные события, идеи, черты характера и.т.д.?
  3. Что может произойти, если использовать только позитивное или только критическое мышление при решении проблемы или оценке ситуации?
Занятие 3. Рассмотрение пары — Зеленая шляпа и Синяя шляпа.

Зеленая шляпа мышления имеет непосредственное отношение к новым идеям и взглядам на вещи. Надевая Зеленую шляпу, человек выходит за рамки старых идей, чтобы найти что-то получше. Зеленая шляпа связана с изменениями. Мышление в Зеленой шляпе представляет собой намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное на поиск творческих идей и альтернатив.

Вопросы «под Зеленой шляпой»:

  • какие творческие идеи имеются;
  • каковы возможные альтернативы;
  • как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.

Творческий подход необходим, когда все остальные методы оказались безрезультатными. Творческое мышление может потребовать провокационных высказываний с заведомо иррациональными идеями. Оно включает в себя «мыслительный эксперимент», при подключении же Желтой и Черной шляпы мы можем провести оценку предложенных альтернатив и неординарных решений (каковы хорошие стороны?; в чем трудности и опасности?)

Синяя шляпа — особая шляпа. Это рефлексивное мышление, мышление о мышлении. Под Синей шляпой мы управляем процессом восприятия и переработки поступающей информацией. Фокусирование — одна из ключевых ролей Синей шляпы. Постановка вопроса — самый простой способ фокусирования мышления. Здесь нужны определенные навыки и умения: умение задавать правильные вопросы, умение точно определить и сформулировать проблему, умение поставить задачу для мышления. Под Синей шляпой мы составляем программу: регламент в широком смысле слова; какие шляпы будем использовать и в каком порядке (простые и сложные последовательности). Под Синей шляпой мы делаем обобщения и выводы (наблюдение и обзор; комментарии; подведение итогов, выводы).

Вопросы «под Синей шляпой»:

  • с чего начать;
  • что на повестке дня;
  • каковы цели;
  • какие шляпы использовать;
  • как подвести итог;
  • что делать дальше.

Ключевые моменты. Под Синей шляпой мышление:

  • фокусирует и перенаправляет внимание;
  • фиксирует требования к мыслительному процессу;
  • запрашивает резюме;
  • принимает или запрашивает решения.

Дискуссия и обсуждение статей в группе может занимать более продолжительное время, чем первые два, или может быть разбито на несколько занятий, пока каждый участник тренинга не отработает навыки мышления под разными шляпами мышления.

Вопросы для рефлексии в конце занятия:

  1. Под какой шляпой мы определяем и формулируем проблему?
  2. Каким будет процесс рассмотрения ситуации или проблемы, если не будет рамок и регламента?
  3. В каких ситуациях рассмотрение вопроса может заканчиваться мышлением в Зеленой шляпе?
  4. Мышление в какой шляпе оказалось для вас наиболее трудным и непривычным? В какой шляпе вам было наиболее приятно работать со статьей? Что, по вашему мнению, у вас получилось и что не получилось при работе над статьей?

Итак, подведем итоги. Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переключать его. С помощью этого метода можно научиться лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым. Метод Шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним.

Литература:
  1. Боно Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. — Мн.: «Попурри», 2006. — 208 с.
  2. Материалы тренинга «Эффективное мышление». Ведущий — Галкин Дмитрий Владимирович — бизнес-тренер (Центр кадровых технологий 21 век, Высшая школа экономики — Москва), тренер полной квалификации по методам де Боно (Cavendish Training, Oxford), кандидат философских наук, доцент Томского Государственного Университета, руководитель Центра Де Боно, г. Томск, креативный директор Центра практического мышления, г. Москва

trizway.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *