Сенсорное развитие детей с овз программа – Рабочая программа по коррекционной педагогике на тему: Программа работы по развитию сенсорного восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ «Волшебный луч» в условиях сенсорной комнаты | скачать бесплатно
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для детей с ОВЗ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
2. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Учебного плана образовательного учреждения.
4. Устава КОУ ВО «ВШ №31»
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Формы и методы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения:
1.Педагогические технологии ориентированы:
— на формирование положительной мотивации к учебному труду.
— интенсификацию коммуникативной среды
— развитие личности, способной к учебной деятельности
2.Классно-урочная технология обучения
— обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков
3.Интерактивные технологии (ИКТ) или групповые технологии обучения (работа в парах, группах, фронтальная работа в кругу)
— формирование личности коммуникабельной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала
4.Игровая технология (дидактическая игра)
— освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.
5.Личностно-ориентированная технология обучения
— развитие личности ученика, выявление его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. При реализации данного подхода процесс обучения согласовывается с учетом мыслительных и поведенческих особенностей учащихся.
Основные подходы личностно-ориентированного образования
— разноуровневый — ориентация на разный уровень сложности программного материала
Сроки реализации программы — на ступень ( 11-4 классы).
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)
Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Рабочая программа предназначена для 4 класса и рассчитана на 102 часов по 3 часа в неделю.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Учебно- тематическое планирование «Сенсорное развитие»
№п/п | Содержание программного материала | |
1. | Фиксация взгляда на лице человека, выше и ниже уровня глаз | |
2. | Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). | |
3. | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз | |
4. | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка | |
5. | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа, слева от ребенка. | |
6. | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали). | |
7. | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по кругу, вперед/назад). | |
8. | Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. | |
9. | Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. | |
10. | Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.). | |
11. | Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.). | |
12. | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха | |
13. | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча | |
14. | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии | |
15. | Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука | |
16. | Локализация неподвижного удаленного источника звука. | |
17 | Соотнесение звука с его источником. | |
18 | Нахождение одинаковых по звучанию объектов. | |
19 | Нахождение одинаковых по звучанию объектов. | |
20 | Реакция на прикосновения человека. | |
21 | Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл) | |
22 | Реакция на соприкосновение различными по температуре (холодный, теплый) | |
23 | Реакция на соприкосновение различными по фактуре (гладкий, шероховатый) | |
24 | Реакция на соприкосновение различными по вязкости (жидкий, густой, сыпучий) | |
25 | Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. | |
26 | Реакция на вибрацию, исходящую от объектов | |
27 | Реакция на давление на поверхность тела. | |
28 | Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. | |
29 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). | |
30 | Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. | |
31 | Совершенствование точности мелких движений рук. | |
32 | Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). | |
33 | Дорисовывание симметричной половины изображения. | |
34 | Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей | |
35 | Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий) | |
36 | Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по фактуре (гладкий, шероховатый) | |
37 | Различение материалов по вязкости (жидкий, густой). | |
38 | Различение материалов по влажности (мокрый, сухой) | |
39 | Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко). | |
40 | Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий). | |
41 | Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). | |
42 | Игры с мелкой мозаикой. | |
43 | Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам. | |
44 | Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам. | |
45 | Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. | |
46 | Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. | |
47 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое-влажное-мокрое и т.д.), их словесное обозначение. | |
48 | Тренировка зрительной памяти. | |
49 | Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. | |
50 | Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (горький, сладкий, кислый, соленый) | |
51 | Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (горький, сладкий, кислый, соленый) | |
52 | Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий-слаще, кислый – кислее и т.д.), словесное обозначение. | |
53 | Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). | |
54 | Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). | |
55 | Дифференцированное восприятие ароматов. | |
56 | Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе) | |
57 | Упражнения в измерении веса предметов на весах. | |
58 | Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный — полезный). | |
59 | Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный — полезный). | |
60 | Определение противоположных действий, совершаемых с предметами | |
61 | Определение противоположных действий, совершаемых с предметами | |
62 | Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале | |
63 | Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале | |
64 | Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). | |
65 | Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий: — открывание и закрывание коробок, флаконов и завинчивающими крышками. | |
66 | Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий: — открывание и закрывание коробок, флаконов и завинчивающими крышками. | |
67 | Действия с предметами разной формы. Форма геометрических тел: куб, цилиндр, параллелепипед, призма, шар, конус. | |
68 | Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-х предметов | |
69 | Группировка предметов по форме. | |
70 | Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб, параллелепипед, призма, конус, цилиндр. | |
71 | Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-х предметов | |
72 | Развитие слухомоторной координации. | |
73 | Определение на слух звучание различных музыкальных инструментов. | |
74 | Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. | |
75 | Дидактическая игра «Угадай по голосу». | |
76 | Плоскостные формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | |
77 | Выбор по образцу и группировка плоскостных форм. | |
78 | Самостоятельно выбрать объемные и плоскостные формы: кубик, шарик, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | |
79 | Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию «Разложи, какие куда подходят». | |
80 | Величина. Большой, маленький, побольше, поменьше, самый маленький, самый большой. | |
81 | Толстый – тонкий. Толще – тоньше. Самый толстый, самый тонкий. | |
82 | Длинный – короткий. Длиннее, короче, самый длинный, самый короткий. | |
83 | Широкий – узкий. Шире, уже, самый широкий, самый узкий. | |
84 | Высокий – низкий. Выше, ниже, самый высокий, самый низкий. | |
85 | Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. | |
86 | Практические упражнения на различение цвета, формы, величины предметов. | |
87 | «Подбери по цвету» (подбор однородных предметов: кубики к кубикам, карандаши к карандашам) | |
88 | Подбор разнородных предметов (кукле платье, носочки, шапочку одного цвета; чашку, блюдце, тарелку. | |
89 | Разложи в ряд»: чередование предметов по цвету, форме, величине через 2 элемента кр.-с.-с.; кр.-с.-с. | |
90 | Квадрат –круг-круг-квадрат; большой –маленький-маленький-большой. | |
91 | «Что лишнее»: исключение «лишней» картинки, предмета, из нескольких | |
92 | Ориентировка в помещение и на улице по словесной инструкции | |
93 | Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. | |
94 | Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений. | |
95 | Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате). | |
96 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) | |
97 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) | |
98 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) | |
99 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). | |
100 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). | |
101 | Закрепление пройденного. | |
102 | Закрепление пройденного. |
multiurok.ru
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для детей с ОВЗ.
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.
2. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Учебного плана образовательного учреждения.
4. Устава КОУ ВО «ВШ №31»
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Сроки реализации 2018-2019г
Рабочая программа предназначена для 2 класса и рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.
Примерное содержание коррекционных занятий
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)
Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Учебно-тематическое планирование
№ П,п | Содержание программного материала |
1 | Приветствие. Упражнения на расслабления и снятие мышечного напряжения. |
2,3,4 | Изучение геометрических фигур. |
5 | Обводка по контуру геометрических фигур. |
6 | Конструирование форм предметов (крупные пазлы). |
7 | Сортировка геометрических фигур |
8 | Упражнение: «Собери бусы». Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения. |
9.10 | Лепка разных форм из пластилина, теста, песка. |
11 | Развитие мелкой моторики (завязывание, развязывание, шнуровка). |
12 | Упражнение: «Собери бусы определенного цвета». |
13 | Дидактическая игра «Повтори узор». |
14,15 | Обводка по трафарету. Закрашивание. |
16,17 | Упражнение: «Найди пару». |
18 | Сортировка пуговиц 2-3 размеров и цветовой палитры. |
19,20 | Упражнение: «Лото». |
21,22 | Соотнесение геометрических фигур и их изображения. Обводка на бумаге геометрических тел. |
23,24 | Упражнение: «Собери картинку». |
25,26 | Упражнение: «Найди такую же». |
27,28 | Сортировка пуговиц 2-3 размеров и цветовой палитры.. |
29 | Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения. |
30,31 | Игра: «Большие и маленькие» Чередование предметов по величине |
32 | Упражнения на развитие моторики: «Пробки» |
33,34 | Упражнение на развитие моторики: «Прищепки». |
35,36 | Упражнение: «Подбери по цвету». |
37,38 | Игра «Съедобное – несъедобное». |
39,40,41 | Восприятие времени. Времена года. Последовательность |
42 | Дидактическая игра «Какое время года?» |
43,44 | Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения. |
45,46 | Упражнение: «Последовательность событий». |
47,48 | Сортировка предметов по категориям. |
49 | Упражнение: «Что здесь лишнее?» |
50 | Упражнение: « Половинки» |
51,52 | Игра «Что какого цвета?» |
53 | Дидактическая игра «Воздушные шары» |
54,55 | Разрезанные картинки |
56,57 | Игра «Наведи порядок» |
58 | Игра « Собираем урожай» |
59,60 | Упражнение «Найди предмет такой же формы» |
61 | Температурные изменения «Горячий – холодный» |
62 | Зрительная гимнастика. Игра «Найди отличия» |
63,64 | Конструирование фигур и предметов (2-3 детали) |
65 | Дидактическая игра «Что перепутал художник?» |
66,67,68 | Игры с крупной мозаикой |
multiurok.ru
«Развитие психомоторных и сенсорных процессов» Программа для детей с ОВЗ 6-12 лет.
«Развитие психомоторных и сенсорных процессов»
Программа для детей с ОВЗ 6-12 лет.
Срок реализации 1год.
Пояснительная записка
78 часов
(2 часа/неделю)
Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» составлена с учетом требований реализации ФГОС для умственно отсталых детей и психолого-возрастных особенностей учащихся школы-интерната VIII вида. Эти дети нуждаются в постоянной помощи на всех этапах своего развития. Чтобы помощь была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение определенной социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Возможности ребенка с умственной отсталостью крайне ограничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психологов, родителей и наличии научно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика реальна.
Теоретической базой при составлении данной программы стали труды Алёшиной Л.Г., Бадалян Л.О., Бодалёва А.А., Бондаревской Е.В., Божович Л.И., Выготского Л.С., Ипполитовой И.В., Мастюковой Е.М., Мамайчук И.И., Петровского А.В., Прихожан А.М., Рубинштей С.Л., Шипицыной Л.М., акцентированные на возрастных и личностных психолого-педагогических особенностях детей. Методологической базой программы являются такие теории как: гуманистическая концепция личности, культурно-историческая теория Выготского Л.С., а также здоровьесберегающий принцип обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.
Основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения умственно отсталых детей в свою очередь требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности. Проблемы интеллектуального развития выражаются, прежде всего, в нарушении познавательной деятельности. Чем ярче выражено нарушение познавательной деятельности, тем более глубокое интеллектуальное недоразвитие оно означает.
У детей с интеллектуальной недостаточностью снижены ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к обобщению, выделению существенного при оперировании новым материалом, комбинированию элементов по наглядному образцу и представлению, установлению смысловых св
schoolfiles.net
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для детей с ОВЗ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
2. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Учебного плана образовательного учреждения.
4. Устава КОУ ВО «ВШ №31»
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Формы и методы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения:
1.Педагогические технологии ориентированы:
— на формирование положительной мотивации к учебному труду.
— интенсификацию коммуникативной среды
— развитие личности, способной к учебной деятельности
2.Классно-урочная технология обучения
— обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков
3.Интерактивные технологии (ИКТ) или групповые технологии обучения (работа в парах, группах, фронтальная работа в кругу)
— формирование личности коммуникабельной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала
4.Игровая технология (дидактическая игра)
— освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.
5.Личностно-ориентированная технология обучения
— развитие личности ученика, выявление его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. При реализации данного подхода процесс обучения согласовывается с учетом мыслительных и поведенческих особенностей учащихся.
Основные подходы личностно-ориентированного образования
— разноуровневый — ориентация на разный уровень сложности программного материала
Сроки реализации программы — на ступень ( 11-4 классы).
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)
Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Рабочая программа предназначена для 4 класса и рассчитана на 102 часов по 3 часа в неделю.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Учебно- тематическое планирование «Сенсорное развитие»
№п/п | Содержание программного материала | |
1. | Фиксация взгляда на лице человека, выше и ниже уровня глаз | |
2. | Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). | |
3. | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз | |
4. | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка | |
5. | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа, слева от ребенка. | |
6. | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали). | |
7. | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по кругу, вперед/назад). | |
8. | Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. | |
9. | Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. | |
10. | Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.). | |
11. | Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.). | |
12. | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха | |
13. | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча | |
14. | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии | |
15. | Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука | |
16. | Локализация неподвижного удаленного источника звука. | |
17 | Соотнесение звука с его источником. | |
18 | Нахождение одинаковых по звучанию объектов. | |
19 | Нахождение одинаковых по звучанию объектов. | |
20 | Реакция на прикосновения человека. | |
21 | Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл) | |
22 | Реакция на соприкосновение различными по температуре (холодный, теплый) | |
23 | Реакция на соприкосновение различными по фактуре (гладкий, шероховатый) | |
24 | Реакция на соприкосновение различными по вязкости (жидкий, густой, сыпучий) | |
25 | Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. | |
26 | Реакция на вибрацию, исходящую от объектов | |
27 | Реакция на давление на поверхность тела. | |
28 | Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. | |
29 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). | |
30 | Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. | |
31 | Совершенствование точности мелких движений рук. | |
32 | Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). | |
33 | Дорисовывание симметричной половины изображения. | |
34 | Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей | |
35 | Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий) | |
36 | Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по фактуре (гладкий, шероховатый) | |
37 | Различение материалов по вязкости (жидкий, густой). | |
38 | Различение материалов по влажности (мокрый, сухой) | |
39 | Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко). | |
40 | Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий). | |
41 | Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). | |
42 | Игры с мелкой мозаикой. | |
43 | Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам. | |
44 | Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам. | |
45 | Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. | |
46 | Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. | |
47 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое-влажное-мокрое и т.д.), их словесное обозначение. | |
48 | Тренировка зрительной памяти. | |
49 | Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. | |
50 | Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (горький, сладкий, кислый, соленый) | |
51 | Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (горький, сладкий, кислый, соленый) | |
52 | Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий-слаще, кислый – кислее и т.д.), словесное обозначение. | |
53 | Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). | |
54 | Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). | |
55 | Дифференцированное восприятие ароматов. | |
56 | Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе) | |
57 | Упражнения в измерении веса предметов на весах. | |
58 | Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный — полезный). | |
59 | Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный — полезный). | |
60 | Определение противоположных действий, совершаемых с предметами | |
61 | Определение противоположных действий, совершаемых с предметами | |
62 | Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале | |
63 | Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале | |
64 | Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). | |
65 | Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий: — открывание и закрывание коробок, флаконов и завинчивающими крышками. | |
66 | Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий: — открывание и закрывание коробок, флаконов и завинчивающими крышками. | |
67 | Действия с предметами разной формы. Форма геометрических тел: куб, цилиндр, параллелепипед, призма, шар, конус. | |
68 | Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-х предметов | |
69 | Группировка предметов по форме. | |
70 | Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб, параллелепипед, призма, конус, цилиндр. | |
71 | Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-х предметов | |
72 | Развитие слухомоторной координации. | |
73 | Определение на слух звучание различных музыкальных инструментов. | |
74 | Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. | |
75 | Дидактическая игра «Угадай по голосу». | |
76 | Плоскостные формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | |
77 | Выбор по образцу и группировка плоскостных форм. | |
78 | Самостоятельно выбрать объемные и плоскостные формы: кубик, шарик, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | |
79 | Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию «Разложи, какие куда подходят». | |
80 | Величина. Большой, маленький, побольше, поменьше, самый маленький, самый большой. | |
81 | Толстый – тонкий. Толще – тоньше. Самый толстый, самый тонкий. | |
82 | Длинный – короткий. Длиннее, короче, самый длинный, самый короткий. | |
83 | Широкий – узкий. Шире, уже, самый широкий, самый узкий. | |
84 | Высокий – низкий. Выше, ниже, самый высокий, самый низкий. | |
85 | Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. | |
86 | Практические упражнения на различение цвета, формы, величины предметов. | |
87 | «Подбери по цвету» (подбор однородных предметов: кубики к кубикам, карандаши к карандашам) | |
88 | Подбор разнородных предметов (кукле платье, носочки, шапочку одного цвета; чашку, блюдце, тарелку. | |
89 | Разложи в ряд»: чередование предметов по цвету, форме, величине через 2 элемента кр.-с.-с.; кр.-с.-с. | |
90 | Квадрат –круг-круг-квадрат; большой –маленький-маленький-большой. | |
91 | «Что лишнее»: исключение «лишней» картинки, предмета, из нескольких | |
92 | Ориентировка в помещение и на улице по словесной инструкции | |
93 | Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. | |
94 | Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений. | |
95 | Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате). | |
96 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) | |
97 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) | |
98 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) | |
99 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). | |
100 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). | |
101 | Закрепление пройденного. | |
102 | Закрепление пройденного. |
multiurok.ru
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для детей с ОВЗ.
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.
2. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Учебного плана образовательного учреждения.
4. Устава КОУ ВО «ВШ №31»
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Сроки реализации 2018-2019г
Рабочая программа предназначена для 2 класса и рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.
Примерное содержание коррекционных занятий
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)
Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Учебно-тематическое планирование
№ П,п | Содержание программного материала |
1 | Приветствие. Упражнения на расслабления и снятие мышечного напряжения. |
2,3,4 | Изучение геометрических фигур. |
5 | Обводка по контуру геометрических фигур. |
6 | Конструирование форм предметов (крупные пазлы). |
7 | Сортировка геометрических фигур |
8 | Упражнение: «Собери бусы». Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения. |
9.10 | Лепка разных форм из пластилина, теста, песка. |
11 | Развитие мелкой моторики (завязывание, развязывание, шнуровка). |
12 | Упражнение: «Собери бусы определенного цвета». |
13 | Дидактическая игра «Повтори узор». |
14,15 | Обводка по трафарету. Закрашивание. |
16,17 | Упражнение: «Найди пару». |
18 | Сортировка пуговиц 2-3 размеров и цветовой палитры. |
19,20 | Упражнение: «Лото». |
21,22 | Соотнесение геометрических фигур и их изображения. Обводка на бумаге геометрических тел. |
23,24 | Упражнение: «Собери картинку». |
25,26 | Упражнение: «Найди такую же». |
27,28 | Сортировка пуговиц 2-3 размеров и цветовой палитры.. |
29 | Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения. |
30,31 | Игра: «Большие и маленькие» Чередование предметов по величине |
32 | Упражнения на развитие моторики: «Пробки» |
33,34 | Упражнение на развитие моторики: «Прищепки». |
35,36 | Упражнение: «Подбери по цвету». |
37,38 | Игра «Съедобное – несъедобное». |
39,40,41 | Восприятие времени. Времена года. Последовательность |
42 | Дидактическая игра «Какое время года?» |
43,44 | Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения. |
45,46 | Упражнение: «Последовательность событий». |
47,48 | Сортировка предметов по категориям. |
49 | Упражнение: «Что здесь лишнее?» |
50 | Упражнение: « Половинки» |
51,52 | Игра «Что какого цвета?» |
53 | Дидактическая игра «Воздушные шары» |
54,55 | Разрезанные картинки |
56,57 | Игра «Наведи порядок» |
58 | Игра « Собираем урожай» |
59,60 | Упражнение «Найди предмет такой же формы» |
61 | Температурные изменения «Горячий – холодный» |
62 | Зрительная гимнастика. Игра «Найди отличия» |
63,64 | Конструирование фигур и предметов (2-3 детали) |
65 | Дидактическая игра «Что перепутал художник?» |
66,67,68 | Игры с крупной мозаикой |
multiurok.ru
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы для детей с ОВЗ в условиях сенсорной «Удивительный мир»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы – интернат
____________О.В. Седова
государственное бюджетное общеобразовательное учреждения
Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам г.Балаково»
Коррекционно-развивающая программа
по развитию эмоциональной сферы для детей с ОВЗ в условиях сенсорной
«Удивительный мир»
Педагог — психолог Меренкова Ю.Н.
2016 – 2017 уч.г.
Пояснительная записка
Темная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок (взрослый) сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых; фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие воображения и творческих способностей детей, подростков и взрослых; коррекцию психоэмоционального состояния.
Программа «Удивительный мир» содержит занятия, направленные на расширение познавательной сферы и на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Чаще всего именно здесь проявляются наибольшие трудности в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Влияние занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты на развитие интеллектуальной деятельности определяется следующим. По мере развития восприятия внешние действия с предметами сокращаются, автоматизируются и интериоризуются. Они переходят в умственный план, а эталоны запоминаются. Ориентировка в них становится операцией в структуре целостного действия. Важным моментом для выявления особенностей построения занятий с детьми, подростками, а в ряде случаев и со взрослыми в сенсорной комнате (и в светлой, и темной) является понимание того, что ориентировки в действиях с предметами (реальными и интерактивными), если они направлены на внешние признаки объектов, становятся образами восприятия, установление связей и зависимостей между которыми положительно влияет на развитие мышления. Необходимо знать и учитывать тот факт, что в работе с детьми, подростками или взрослыми в сенсорной комнате возникающие аудиальные, визуальные и тактильные ощущения постепенно приобретают относительную самостоятельность и собственную логику развития. Например, они могут предвосхищать практические действия, обеспечивая их регуляцию.
Для того чтобы правильно организовать работу в темной сенсорной комнате, необходимо учитывать, что восприятие человеком пространства рассматривается как один из видов отражения отношений между объектами. Различение и обобщение отношений между воспринимаемыми объектами среды является, по существу, двусторонним процессом. Одна сторона представляет собой собственно перцептивное, непосредственно чувственное отражение определенных связей между объектами, другая связана с мышлением. Это единство чувственного и логического в отражении пространственных, временных и количественных отношений определяет готовность ребенка к отражению других, более сложных отношений и взаимозависимостей между явлениями внешнего мира, а у взрослых людей способствует гармонизации их отношений с окружающим миром. Именно в специально организованной для психологической работы темной сенсорной комнате такое взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется наиболее гармонично. Эта среда в определенной мере вступает в виртуальное взаимодействие с человеком, и он, откликаясь на это взаимодействие, начинает по-иному воспринимать окружающее пространство. Оно «обволакивает» его, «провоцирует» в хорошем смысле этого слова к взаимодействию на основе чувственного опыта. Такое взаимодействие отвлекает от эмоциональных и бытовых проблем, ненавязчиво вовлекает в интересную и увлекательную деятельность.
Подобно общей природе отражения окружающего мира в мозгу человека, отражение пространства и времени выступает в двух основных формах, которые одновременно являются и ступенями познания: непосредственной (чувственно-образной) и опосредованной (логически-понятийной). Взаимосвязь и единство этих форм отражения составляет важнейшую закономерность развития познавательной деятельности человека, проявляющуюся и в области отражения пространственно-временных отношений между предметами внешнего мира. Логическое (опосредованное) познание пространства и времени связано с накоплением человеком знаний, проверкой их истинности в общественной практике. В условиях темной сенсорной комнаты опосредованное познание пространства происходит в процессе погружения в «ирреальность».
Общие рекомендации по работе с программой «Удивительный знакомый мир». Настоящая программа состоит как из релаксационных занятий, так и из развивающих. Занятия отличаются по сложности и насыщенности, что позволяет использовать их в работе с детьми, имеющими различные отклонения развития.
Работа по данной программе не требует строгого соблюдения алгоритма занятий: по собственному желанию и с учетом специфики работы в темной сенсорной комнате психолог может заменять упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование.
Длительность занятий 15-20 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений).
Цели программы – расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных навыков, коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка.
Задачи:
1. Теоретические:
1.1 осуществить анализ возрастных и специфических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья;
1.2 осуществить анализ социально-психологических особенностей детей, с которыми будут проводиться занятия по программе.
2. Методическая: на основе проведенного теоретического анализа детей подобрать и разработать упражнения для программы.
3. Практические:
3.1 сформировать у ребенка представления об окружающем мире;
3.2 развить зрительные, слуховые и тактильные ощущения;
3.3 развить сенсомоторные навыки;
3.4 осуществить стимуляцию воображения ребенка;
3.5 осуществить коррекцию внимания;
3.6 осуществить коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка.
Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается общей диагностикой ребенка, наблюдением за его поведением в различных ситуациях, отслеживанием его учебной деятельности.
Предполагаемый результат: улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.
Содержание программы
Содержание программы
Пропедевтический этап
Занятие 1
«Удивительный знакомый мир»
Длительность занятия 20 минут, занятие проводится с пятью-семью детьми.
Цель – познакомить детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты, сформировать заинтересованность к работе с оборудованием, установить доверие между психологом и детьми.
Материал: используемое оборудование сенсорной комнаты, музыкальные диски со звуками природы, создающие легкую радостную атмосферу.
«Сегодня мы узнаем, что наш знакомый, привычный мир может быть удивительным и волшебным. В этой таинственной комнате привычные вещи становятся совсем другими. Здесь можно спрятаться в радугу (сухой душ), играть со звездным светом (фиброоптические волокна), наблюдать за жителями подводного царства (пузырьковая колонна), сидеть на облаках (пуфики-кресло), лежать на мягкой земле (напольные маты) и плавать в шариках (сухой бассейн). А еще здесь есть волшебное дерево (настольный фонтан в виде дерева) и волшебный шар со звуками природы. Но самое интересное это то, что вещи в нашей комнате могут меняться».
Примечание. Показывая детям оборудование, психолог подводит их к каждому из них и предлагает его опробовать. Главное, создать атмосферу доверия и ощущения безопасности в сенсорной комнате. Во время занятия звучит музыка, создающая расслабляющую атмосферу.
Основной этап
Занятия, рекомендуемые детям 4-6 лет.
Занятие 2
«Объем и цвет»
Длительность занятия 20 минут, занятие проводится с двумя детьми.
Цели – расширить представления о цветах, простых геометрических формах; развить мелкую моторику, тактильные ощущения.
Материал: пуфики-кресло «Груша», сухой душ из цветных лент, сухой бассейн, кубики, модели кругов, квадратов, плюшевая игрушка, волшебный мешок или корзинка, диски с легкой, радостной музыкой.
I блок – введение в игровую ситуацию
«Здравствуйте, сегодня мы познакомимся с хранителем таинственной комнаты, который будет всегда нам помогать. Вот он, его зовут Меховик (психолог показывает детям плюшевую игрушку). Он будет придумывать для нас много разных интересных игр, но только мы должны к ним подготовиться. Садитесь на наши облака (пуфики), начинаем».
Психолог выполняет с детьми следующие упражнения:
«Здравствуйте, пальчики»
Дети сидят на пуфиках, психолог сидит перед ними. Держа руки перед собой, дотронуться большим пальцем до каждого пальчика по отдельности. Упражнение выполняется 2-3 раза.
«Пальчики убежали»
Исходное положение, как и в первом упражнении. Пальцами правой руки поочередно раздвинуть пальчики на левой руке. То же самое сделать для правой руки.
«Веселые медузы»
Исходное положение тоже. Держа руки перед собой, совершать плавные движения ладонями, стараясь шевелить каждым пальчиком.
«Быстрые ножки».
Исходное положение не меняется. Попеременно натягивать мысок от себя, а затем к себе.
II блок – основная работа.
«Вода из шариков»
«Теперь мы с вами готовы к первой игре. Сейчас вы сможете поплавать в бассейне нашего Меховика, который такой же необычный, как и все в нашей комнате».
Психолог подводит детей к сухому бассейну, показывает им шарики, говорит их название, дает потрогать. Затем дети опускаются в сухой бассейн, где играют с шариками, «плавают» в них. Главное в этом упражнении – ощутить, «почувствовать» форму шара.
После того, как дети «поплавали» в сухом бассейне, психолог показывает им круги, говорит их название, показывает сходство с шариками, дает детям их потрогать, спрашивает, какого они цвета и какие предметы бывают круглыми.
«Кубики, квадратики»
«Меховик придумал для нас новую игру. Мы видели шары и круги, но в мире есть и другие фигуры. Например, куб или кубик».
Психолог показывает детям цветные кубики, предлагая с ними поиграть: что-то из них сложить, построить, назвать их цвета. После этого психолог показывает детям квадраты, говоря их название, указывая на сходство с кубиками, просит назвать их цвета и вспомнить, какие еще предметы бывают квадратными.
«Играю с радугой»
«Перед тем, как закончится наше занятие, Меховик предлагает вам зайти в радугу (сухой душ из цветных лент)». Психолог показывает детям сухой душ.
«Смотрите, какая наша радуга яркая, красочная и веселая. Заходите в нее по одному и потрогайте ее цвета».
Дети по одному (или вместе) заходят в сухой душ, перебирают цветные ленты; психолог просит назвать цвета лент, описать их поверхность (гладкие, шершавые).
«Прощание»
«К сожалению, нам пора. Давайте сядем на облака, скажем Меховику спасибо за гостеприимство и вспомним, что мы сегодня видели».
Если дети затрудняются с ответами, психолог задает им следующие вопросы:
Какие фигуры мы сегодня видели?
Какого цвета они были?
Какие цвета вы сегодня видели?
«Все, молодцы! Скажите Меховику до свидания».
Занятие закончилось.
Занятие 3
«Веселые цвета»
Длительность занятия 20 минут, занятие проводится с двумя детьми.
Цели – развитие цветовосприятия, внимания, воображения, познавательной сферы, коммуникативных навыков.
Материал: цветные модули, напольные маты, пуфики-кресло, плюшевая игрушка, записи легкой музыки.
I блок – введение в игровую ситуацию.
«Здравствуйте, ребята. Сегодня нас ждут разные веселые цвета, которые для нас приготовил Меховик. Иг
infourok.ru
Программа по коррекции и развитию сенсорно-перцептивной сферы у учащихся с ОВЗ
МКС(К)ОУ «Обвинская коррекционная школа-интернат VIII вида»
Программа
по коррекции и развитию
сенсорно-перцептивной сферы
у учащихся с ОВЗ.
Автор: Шилоносова Альбина Кузьмовна, учитель начальных классов
Обвинск
Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребёнка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировоззрения и развития личностных качеств.
Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. У таких детей слабо выражен интерес к окружающему, т.к. нарушено сенсорное восприятие, внимание неустойчивое, дети не могут выделить главное, понять внутренние связи между его частями, с трудом ориентируются в ситуации. Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному усвоению учебного материала.
Целостное восприятие – важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Детям требуется дополнительная помощь в виде коррекционных занятий. Очень важно создать оптимальные условия, способствующие оказанию комплексной дифференцированной помощи, направленной на развитие зрительного, слухового, двигательного восприятия, что в конечном итоге будет способствовать более успешному усвоению учебного материала, адаптации в обществе.
Для формирования сенсорного восприятия у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, надо вовлекать их в специально организованное обучение. Для этого и составлена программа коррекционно-развивающей работы с учащимися по коррекции и развитию сенсорного восприятия. Программа состоит из серии специально-организованных упражнений, внедряемых в уроки. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются знания, полученные на уроках, развиваются тактильно-двигательные ощущения, мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, восприятие формы, величины, цвета, пространства и времени. Реализация данной программы позволяет повысить уровень развития восприятия, что повлияет успешному усвоению учебного материала.
Цель программы: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи.
Задачи:
— формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
— коррегировать недостатки познавательной деятельности детей путём систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
— формировать пространственно-временные представления;
— развивать слуховое восприятие;
— совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;
— развивать мелкую моторику;
— формировать точность и целенаправленность движений и действий.
Предмет коррекции: свойства сенсорно-пецептивной сферы.
Объект программы: нарушения сенсорно-перцептивной сферы.
Объём программы рассчитан на 7,5 часов. Всего 30 занятий при частоте встреч – 6 раз в неделю. Продолжительность занятия – 15 минут.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, использование различного рода упражнений и игр.
Работа по развитию сенсорно-перцептивной сферы ведётся в двух направлениях: формирование знаний о величине, цвете, форме и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает следующие разделы:
— тактильно-двигательное восприятие;
— восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие пространственного и временного восприятия;
Методическое содержание курса
Восприятие формы, величины, цвета. Формирование восприятия плоскостных геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Различение и выделение основных цветов.
Развитие зрительного восприятия. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Развитие тактильно-двигательного восприятия. Определение на ощупь объёмных фигур и предметов, их величины, выделение контура предмета, поверхности, уточнение знаний детей о материалах, их свойствах и качествах, формирование обобщённого представления о самом объекте, работа по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету.
Развитие пространственных представлений. Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Движение в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад и т.д.). Ориентирование в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).
Развитие временных представлений. Порядок месяцев в году. Времена года. Порядок дней недели.
Развитие слухового восприятия. Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Развитие слухомоторной координации.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
— целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
— правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
— анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
— различать и называть основные цвета;
— классифицировать геометрические фигуры;
— составлять предмет из 2-3 частей;
— определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
— зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов;
— классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
-знать порядок месяцев, дней недели; знать времена года;
— соотносить времена года с названиями месяцев;
— ориентироваться на собственном теле и на плоскости бумаги;
— ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.
Учащиеся должны знать:
— геометрические фигуры;
— основные цвета.
Тематический план курса
«Развитие сенсорно-перцептивной сферы»
№
Заня-тия
№
Игры,
упр-я
Предмет
Название раздела
Содержание интегрированных элементов по коррекции и развитию словесно-логического мышления.
Оборудо-вание
Время
(мин)
Примечания
1.
Пн.
1.
2.
3.
Восприятие формы, величины, цвета
«Найди предмет указанной формы»
«Разноцветные кружки»
«Какого цвета не стало?»
Картинки
Цветные кружки
Цветные флажки
5
5
5
Ребёнку предлагается назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.
Детям предлагается на рассмотрение несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Нужно определить какого цвета не стало.
2.
Вт.
1.
2.
3.
«Из каких фигур состоит машина?»
«Какая фигура лишняя?»
«Какого цвета предмет?»
Изображение машины
Наборы геом. фигур
Карточки с изображе-нием контуров предметов и цветные карточки
5
5
5
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т.д.
Ребёнку предлагаются различные наборы из 4 геометрических фигур. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
Ребёнку предлагается под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета.
3.
Ср.
1.
2.
3.
Группировка предметов и их из изображений по форме.
«Составь целое из частей»
«Сплети коврик из цветных полосок»
Геом. фигуры, картинки
Геом. фигуры, образец
Образец, цветные полоски
5
5
5
Классификация геометрических фигур и их изображений по форме.
Составить конструкцию из 2 – 3 геометрических фигур по образцу.
Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
4.
Чт.
1.
infourok.ru