cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сделайте вывод о географии различных отраслей машиностроения – Сделайте вывод о размещении машиностроения.

Сделайте вывод о размещении машиностроения., география

Nastyam9780

23 мая 2016 г., 10:15:35 (3 года назад)

Машиностроение – это сложный комплекс, система из более чем 70 отраслей, производящих оборудование для всех сфер деятельности человека.Именно машиностроение определяет научно-технический прогресс. Не случайно по количеству занятых и по стоимости продукции оно занимает первое место в промышленности мира.Для производства современной продукции машиностроения необходимы различные металлы, пластмассы, ткани и другие материалы. Некоторые сложные изделия насчитывают сотни тысяч деталей. Поэтому в машиностроении хорошо развита специализация: подетальная – изготовление отдельных частей изделий, а также предметная – изготовление готовой продукции (автомобиль, станок и др.).Специализация в свою очередь требует развития тесных производственных связей, или кооперирования. Оно осуществляется между многими заводами и предприятиями отрасли. Для удобства кооперирования учитывают прежде всего территориальную близость предприятий и развитость транспортной сети.Стоимость готовой продукции машиностроения в несколько раз превышает стоимость сырья. Это объясняется тем, что в этой отрасли значительны затраты рабочего времени, высока трудоемкость. Кроме того, производственные технологии здесь быстро меняются на более современные. Поэтому в машиностроении следует учитывать наличие квалифицированных кадров и возможность быстро внедрять в практику научные разработки.К местам сосредоточения квалифицированных кадров тяготеют такие отрасли машиностроения, как транспортное, станкостроение и др. Стремительное развитие в последнее время точного и сложного машиностроения привело к возникновению так называемых технополисов, где достижения науки быстро внедряются в производство.С другой стороны, как ни странно, некоторые отрасли наиболее сложной электронной промышленности используют рассеянные мелкие предприятия, даже надомный труд. Так, крупные фирмы с успехом осуществляют ручную сборку ЭВМ, используя дешевую рабочую силу в странах Юго-Восточной Азии.Совсем иной фактор учитывается при размещении предприятий, производящих оборудование для шахт и металлургии. Такие производства требуют большого количества сырья, поэтому их называют металлоемкими и размещают вблизи металлургических предприятий.В настоящее время машиностроение развивается высокими темпами и все более становится отраслью повсеместного размещения.В последние десятилети

geografia.neznaka.ru

География машиностроения

Машиностроение создаёт машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг.

Объекты машиностроительного комплекса чаще всего размещаются в крупных индустриальных центрах России. Для успешной деятельности машиностроение нуждается в обеспечении своих объектов топливно-энергетическими ресурсами, металлами, водными ресурсами, рабочей силой и транспортными сетями. Развитая инфраструктура крупных городов и наличие других сопутствующих производств позволяют предприятиям машиностроения получать для своего развития все нужные для производства ресурсы.

География машиностроения

Машиностроение и металлообработка – одна из старейших отраслей промышленности России. Ещё в царской России она развивалась преимущественно в Центральном, Петербургском и Уральском районах. Во время индустриализации машиностроительные производства переместились в восточные районы, а именно Сибирь и Дальний Восток.

Научно-технический прогресс существенно изменил отраслевую структуру, повысил роль среднего и точного машиностроения.

Из-за многообразия факторов размещения и повсеместности потребления продукции машиностроение развито во всех районах России. Однако уровень развития не одинаков. И географические различия в уровне и особенностях развития машиностроения довольно значительны.

Во-первых, велики различия в уровне развития машиностроения между западной (европейской) и восточной (азиатской) частями страны.

Исторически машиностроение в России развивалось преимущественно в европейской части страны. В годы Великой Отечественной войны огромное число машиностроительных предприятий перебазировали в восточные районы. В дальнейшем здесь построили много новых производств, преимущественно оборонного характера. Но несмотря на это 85 % продукции машиностроения по-прежнему производится в европейской части Российской Федерации.

Во-вторых, районы России сильно различаются по уровню развития машиностроения:

·        неодинакова их доля в производстве машиностроительной продукции;

·        в промышленности районов машиностроение играет разную роль;

·        различаются районы и по специализации машиностроения.

В-третьих, российское машиностроение сосредоточено главным образом в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и др.

Машиностроение имеет довольно широкую географию и характеризуется богатым спектром выпускаемой продукции.

Основу современного машиностроения России составляет производство транспортных средств: автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение и авиастроение. Основные центры перечисленных производств были сформированы в совецкий период экономического развития России. Автомобильная промышленность выпускает легковые и грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы.

Приведём примеры наиболее значительных центров производства машиностроительной продукции. Производство легковых автомобилей сосредоточено в Поволжье (Тольятти, Нижний Новгород), в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург, Калининград), на Кавказе (Аргун, Черкесск), на Дальнем Востоке (Владивосток).

Центры производства легковых автомобилей

В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, а также в Миасе выпускаются грузовые автомобили.

Центры производства грузовых автомобилей

Автобусные заводы действуют в Павлово (Нижегородская область), Ликино -Дулёво (Московская область), в городе Курган. Производство троллейбусов налажено в городе Энгельс (Саратовская область) и Вологда. Имеется также ряд предприятий по производству двигателей (Ярославль, Москва, Барнаул, Екатеринбург, Каспийск) и других автомобильных узлов и агрегатов. Начиная с 2000-х годов в российское автомобилестроение активно проникает иностранный капитал, создаются совместные производства по сборке автомобилей зарубежных фирм. Было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных производителей, среди которых Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, Автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck и некоторые другие. Открытие новых заводов продолжается.

Производство локомотивов, вагонов сосредоточено в Центральной России (Тихвин, Коломна, Брянск, Тверь, Торжок), на Северном Кавказе (Новочеркасск), Урале (Нижний Тагил), в Сибири (Абакан, Новоалтайск).

Центры производства локомотивов и вагонов

В Мытищах (под Москвой) выпускают вагоны для метрополитена.

Судостроение и судоремонт приурочены к крупным морским и речным портам. Производятся как гражданские, так и военные суда. Основные морские порты – Санкт-Петербург, Астрахань, Мурманск, Владивосток и речные порты – Нижний Новгород, Волгоград, Тобольск.

Авиастроение специализируется на выпуске гражданских и военных самолётов и сосредоточено в крупных промышленных центрах (Москва, Самара, Воронеж, Улан-Удэ, Смоленск, Арсеньев и другие).

Центры авиастроение

Немаловажную роль в машиностроении играет производство машин и оборудования для сельского хозяйства. Тракторные заводы размещаются в основных сельскохозяйственных районах или вблизи металлургических баз, а именно в Поволжье (Волгоград, Чебоксары), в Центральной России (Владимир, Липецк (убрать), Санкт-Петербург), на Урале (Челябинск) и в Сибири (Барнаул).

Крупный и единственный завод по производству зерноуборочных комбайнов находится в Ростове-на-Дону.

К машиностроению относится и военно-промышленный комплекс (ВПК), деятельность которого и размещения предприятий до недавнего времени считались государственной тайной. Основные районы сосредоточения предприятий военно-промышленного комплекса — Уральский (20 %), Центральный (17 %), Волго-Вятский (13 %), Северный и Северо-Западный районы России (10 %). В Москве треть предприятий и почти половина научных учреждений связана с военным производством. После распада СССР ВПК подвергся значительной перестройке в связи с конверсией, т. е. переводом предприятий оборонных отраслей на выпуск гражданской продукции.

Тяжёлое машиностроение, а именно производство горного и подъёмно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбостроение, атомное и полиграфическое оборудование, тяготеет к металлургическим базам, поэтому в основном концентрируется на Урале (Екатеринбург, Орск), в Сибири (Красноярск, Иркутск), в Центральной России (Белгород). Историческим центром энергетического машиностроения является Санкт-Петербург.

Предприятия тяжёлого машиностроения

Станкостроение исторически сложилось в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), а сейчас развито повсеместно, часто определяя специализацию экономического района, узла, центра.

Отрасли точного машиностроения – приборостроение, электроника, электротехника, а также новейшие производства (робототехника, ракетно-космическая промышленность и прочие) концентрируются в районах с развитым научным потенциалом, обеспеченным кадрами высокой квалификации — в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск).

Среди таких экологических проблем, как истощение сырьевых ресурсов и климатические изменения, наиболее угрожающих размеров достигла проблема загрязнения воды, почвы и воздуха отходами промышленного производства. Более двадцати тысяч предприятий промышленности России с хорошо развитыми технологическими процессами играют заметную роль в загрязнении окружающей среды. В некоторых промышленных районах с наиболее опасными производствами вредные выбросы иногда превышают все санитарные нормы.

Машиностроительный комплекс ежегодно выбрасывает в атмосферу 32 % промышленных загрязнений от своих стационарных источников. А очистным оборудованием машиностроение оснащено всего лишь на 30–50 %.

Из всех отраслей машиностроения наиболее сильно загрязняет окружающую среду – тяжёлое и энергетическое.

Загрязнение окружающего пространства ведётся по трём направлениям:

1.     Атмосфера. От выбросов предприятий в воздухе можно обнаружить такие вредные вещества, как диоксид серы и оксид углерода, оксид азота, фенол, свинец, а также копоть и пыль. Одно из самых опасных веществ — это шестивалентный хром — наиболее часто встречается в выбросах именно машиностроительных предприятий.

2.     Водные источники. Со сточными водами в водоёмы попадают опасные для окружающей среды вещества — сульфаты, хлориды, нефтепродукты, цианиды, соли никеля, хрома, фосфора, кадмия и многие другие. В районе рек, на берегу которых расположены большие машиностроительные предприятия, можно обнаружить ионы тяжёлых металлов.

3.     Почва. Твёрдые отходы загрязняют почву в виде опилок, стружки, золы, шлаков, пыли и осадков. После модернизации оборудования остаются многочисленные горы металлолома.

На государственном уровне ведутся работы по улучшению экологической ситуации вокруг промышленных производств в нескольких направлениях:

·        повышение эффективности очистительных объектов для промышленных выбросов и сточных вод;

·        переработка или ликвидация твёрдых отходов;

·        внедрение экологически чистых и безотходных технологий;

·        усиление контроля и мониторинга окружающей среды.

videouroki.net

География отраслей машиностроения

Отраслевая структура машиностроения России

Машиностроительный комплекс – это сложная система взаимосвязанных отраслей и предприятий. В его составе выделяют около $20$ крупных межотраслевых комплексов и более $100$ отраслей и подотраслей. Подход к делению может быть различным. Ведь каждая из этих составляющих включает в себя целый комплекс отраслей. Кроме того машиностроение тесно связано с другими производствами системой межотраслевых связей. Большинство эконом-географов выделяют в составе рассматриваемого комплекса следующие отрасли: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; производство оборудования для нефтяной, нефтеперерабатывающей и химической промышленности; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин и оборудования; машиностроение для легкой и пищевой промышленности, радиотехника и радиоэлектроника, аэрокосмический комплекс.

Каждая из этих отраслей имеет свою специфику и, соответственно, свои принципы размещения предприятий. Материалоемкие отрасли ориентируются на сырьевую базу – металлургию. Для трудоемких отраслей требуется наличие большого количества высококвалифицированных кадров рабочей силы. Автомобилестроение зависит от транспортно-географического положения, и возможности кооперирования с другими предприятиями.

Поэтому мы рассмотрим географию основных отраслей российского машиностроения более подробно

Территориальная структура основных отраслей машиностроения

Машиностроительный комплекс является одним из наиболее распространенных в территориальном отношении производств. Он занимал важное значение еще в $ХІХ$ веке. Именно наличие и уровень развития машиностроения предопределяло не только уровень развития экономики страны, но и степень экономической и политической независимости России на мировой арене.

Но если в одних районах он имеет доминирующее значение, то в других он служит для удовлетворения внутренних потребностей населения и местной промышленности, дополняет промышленный комплекс регионов.

Исторически сложился дисбаланс в размещении хозяйственных объектов между восточными и западными районами России. Это имеет отношение и к машиностроению. Около $80$% машиностроительных предприятий находится в западной (европейской) части страны. Их удельный вес в объеме машиностроительной продукции выше. Но в восточных экономических районах складываются условия, способствующие развитию новых, современных наукоемких автоматизированных производств. Зачастую выгоднее построить новое предприятие, чем перепрофилировать старое производство, налаживая под него новую инфраструктуру.

Тяжелое машиностроение

Эта группа отраслей производит примерно $60$% продукции машиностроительного комплекса. Она отличается высокой металлоемкостью, энергоемкостью и малой трудоемкостью. В тяжелое машиностроение входят: производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых и кузнечнопрессовых станков и устройств, морских и речных судов большого водоизмещения, железнодорожных локомотивов и вагонов. Как правило, все предприятия этой отрасли – имеют полный цикл, тоесть они самостоятельно осуществляют изготовление и сборку деталей, узлов и выпуск готовой продукции.

Предприятия тяжелого машиностроения тяготеют к металлургическим базам. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, которые выпускают изделия крупных габаритов (или эти изделия сложно транспортировать), располагаются в районах их потребления.

Производство металлургического оборудования находится поблизости центров металлургии России: Екатеринбург, Орск, Электросталь, Сызрань, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

Заводы, выпускающие горно-шахтное оборудование, расположены в главных угольных районах страны: Прокопьевск, Кемерово, Черемхово, Красноярск, Екатеринбург, Копейск.

Производство оборудования для предприятий нефтяной и газовой промышленности развивается в нефте- и газоносных районах Урало-Поволжья, Северного Кавказа, Западной Сибири.

Благоприятные условия для развития энергетического машиностроения сложились в крупных центрах машиностроения, где сосредоточены кадры высококвалифицированной рабочей силы: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Волгодонск, Колпино. Металлоемкие производства тяжелых станков и кузнечнопрессового оборудования размещены как поблизости металлургических предприятий, так и вне металлургических баз. Крупные производители этой отрасли находятся в Коломне, Иваново, Воронеже, Ульяновске, Новосибирске.

Размещение предприятий железнодорожного локомотивостроения связано с историей формирования железнодорожной сети России и представлено в таких центрах, как Санкт-Петербург, Коломна, Брянск, Людиново, Муром, Новочеркасск.

Судостроение характеризуется повышенной металлоемкостью. Поэтому предприятия располагаются ближе к металлургическим базам. Но учитывается также и географический аспект – необходим выход к морю или к судоходной реке. Основные предприятия российского морского судостроения и судоремонта находятся на балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград), и в крупных портовых городах Севера и Дальнего Востока (Архангельск, Мурманск, Северодвинск, Астрахань, Владивостоке, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский).

Сельскохозяйственное машиностроение

Эта отрасль отвечает за выпуск сельскохозяйственной техники и оборудования для нужд АПК. Поэтому предприятия располагаются ближе к местам потребления готовой продукции и развиты во всех экономических районах.

Зерноуборочные комбайны производятся в Ростове-на-Дону, Таганроге, Красноярске. В Центральном районе выпускают льноуборочные, картофелеуборочные, силосоуборочные машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, находящиеся в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске, Рубцовске.

Общее машиностроение

Предприятия общего машиностроения производят все необходимое технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности.

Заводы этой отрасли дают примерно $25$% общего товарного объема машиностроительной продукции. Предприятия этой группы ориентируются на потребителя и широко распространены по территории России.

Среднее машиностроение

К отрасли среднего машиностроения относятся заводы, выпускающие автомобили, самолеты, металлорежущие станки, тракторы, оборудование и приборы для легкой, пищевой, полиграфической и медицинской промышленности. Они обеспечивают примерно $15$% продукции машиностроения. Предприятия ориентированы на трудовые ресурсы, возможности кооперирования, поэтому они размещены в крупных машиностроительных центрах России.

К отраслям среднего машиностроения принадлежат предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК). Основные районы развития ВПК – Урал и Центральная Россия. Ныне, в связи с конверсионными процессами и переориентацией военной доктрины России, предприятия среднего машиностроения, их научный потенциал шире используются для удовлетворения мирных нужд и интересов экономики и населения.

Автомобилестроение

Автомобилестроительные предприятия имеют четкую специализацию на выпуске определенного типа автомобилей. Изначально автомобильные заводы размещались в районах развитого машиностроения. Это такие центры, как Москва, Нижний Новгород, Ярославль. Позже на базе этих предприятий автомобилестроение стало развиваться на Урале и в Поволжье.

Возникли заводы-филиалы крупнейших предприятий. Например московский «ЗИЛ» имеет филиалы в Смоленске, Рославле и Ярцево (Смоленская область), Мценске, Петровске и Сердобске (Пензенская область), в Пензе, Рязани, Екатеринбурге.

Грузовые автомобили (много- и среднетоннажные) производятся в Москве, Брянске, Нижнем Новгороде, Ульяновске и Набережных Челнах.

Производство легковых автомобилей размещено в Нижнем Новгороде, Москве, Ижевске Тольятти. Автобусы выпускаются в Ликино, Голицыне, Павлове, Кургане, Краснодаре. В Энгельсе работает завод по производству троллейбусов. В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.

Аэрокосмическое производство

Россия – космическая держава с развитым аэрокосмическим производством. Именно СССР был первым государством, выведшим на околоземную орбиту искусственный спутник Земли, первый пилотируемый космический корабль.

Россия имеет собственные космодромы в Плесецке и Капустином Яру. Но запуск космических кораблей чаще осуществляется с космодрома Байконур (Казахстан).

Авиастроение представлено заводами гражданской и военной авиации конструкторских бюро Туполева, Яковлева, Ильюшина, Сухого. Основные центры авиастроения (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Самара, Омск, Ульяновск) размещены с учетом близости научных центров, энергетических баз, квалифицированных кадров и с учетом национальной безопасности.

Станкостроение

Эта отрасль сформировалась в старых, традиционных машиностроительных центрах. Размещение станкостроительных заводов ориентируется на трудовые ресурсы, на наличие научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров. Ведущие районы станкостроения России: Уральский, Центральный, Поволжский. В последнее время налаживается производство станков с программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов.

Приборостроение наиболее развито в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Смоленске.

Важнейшие задачи современного машиностроения России:

  • ликвидация дисбаланса в производстве между Западом и Востоком;
  • развитие экономики (и машиностроения в особенности) в восточных районах;
  • развитие трудоемких отраслей в европейской части страны и материало- и энергоемких производств в Сибири и на Дальнем Востоке;
  • переориентация производственных мощностей военно-промышленного комплекса на мирные интересы страны и населения;
  • повышение конкурентоспособности российского машиностроения на мировом рынке;
  • увеличение в российском экспорте доли машиностроительной продукции.

spravochnick.ru

Сделайте вывод о размещении машиностроения., биология

Nastyam9780

23 мая 2016 г., 10:15:35 (3 года назад)

Машиностроение – это сложный комплекс, система из более чем 70 отраслей, производящих оборудование для всех сфер деятельности человека.Именно машиностроение определяет научно-технический прогресс. Не случайно по количеству занятых и по стоимости продукции оно занимает первое место в промышленности мира.Для производства современной продукции машиностроения необходимы различные металлы, пластмассы, ткани и другие материалы. Некоторые сложные изделия насчитывают сотни тысяч деталей. Поэтому в машиностроении хорошо развита специализация: подетальная – изготовление отдельных частей изделий, а также предметная – изготовление готовой продукции (автомобиль, станок и др.).Специализация в свою очередь требует развития тесных производственных связей, или кооперирования. Оно осуществляется между многими заводами и предприятиями отрасли. Для удобства кооперирования учитывают прежде всего территориальную близость предприятий и развитость транспортной сети.Стоимость готовой продукции машиностроения в несколько раз превышает стоимость сырья. Это объясняется тем, что в этой отрасли значительны затраты рабочего времени, высока трудоемкость. Кроме того, производственные технологии здесь быстро меняются на более современные. Поэтому в машиностроении следует учитывать наличие квалифицированных кадров и возможность быстро внедрять в практику научные разработки.К местам сосредоточения квалифицированных кадров тяготеют такие отрасли машиностроения, как транспортное, станкостроение и др. Стремительное развитие в последнее время точного и сложного машиностроения привело к возникновению так называемых технополисов, где достижения науки быстро внедряются в производство.С другой стороны, как ни странно, некоторые отрасли наиболее сложной электронной промышленности используют рассеянные мелкие предприятия, даже надомный труд. Так, крупные фирмы с успехом осуществляют ручную сборку ЭВМ, используя дешевую рабочую силу в странах Юго-Восточной Азии.Совсем иной фактор учитывается при размещении предприятий, производящих оборудование для шахт и металлургии. Такие производства требуют большого количества сырья, поэтому их называют металлоемкими и размещают вблизи металлургических предприятий.В настоящее время машиностроение развивается высокими темпами и все более становится отраслью повсеместного размещения.В последние десятилетия США и Я

biologia.neznaka.ru

Методическая разработка (география, 10 класс) по теме: Машиностроение мира

Тема урока: Машиностроения мира

Класс: 10

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения.

Задачи

Образовательные:

Определить значение и состав машиностроительного комплекса мира.

Сформировать представления о распространении отдельных отраслей машиностроения.

Развивающие:

Совершенствование навыков совместного критического анализа.

Совершенствование умений анализировать текст совместно с другими людьми.

Совершенствование навыков ведения исследовательской работы в группе.

Совершенствование умений доступно передавать информацию другому человеку.

Воспитывающие:

Продолжить работу над формированием географической картины мира.

Совершенствование умений работать в группе.

Развивать умение у учащихся анализировать и оценивать результаты своей собственной деятельности, умение работать с различными источниками знаний.

Умение анализировать и сопоставлять карты разного содержания; работать с таблицами, схемами.

Используемые технологии: информационный, проблемно-диалогический, личностно-ориентированный.

Оборудование: 

карты атласа  «Политическая карта мира», «Машиностроительный комплекс мира»

компьютерная и мультимедийная техника

учебник В.П. Максаковский  Экономическая и социальная география мира М.: изд-во  «Просвещение»- 2007-2010г.

Ход урока

I. Организационный момент  

Сегодня на уроке мы  продолжим изучение географии промышленности.  Для этого давайте представим мир, в котором мы живем. В наши дни  есть такая отрасль, которая по числу занятых, и по числу стоимости продукции занимает первое место среди отраслей мировой промышленности; наиболее динамичная отрасль промышленности, которая отражает уровень развития стран. О какой отрасли идет речь? (Машиностроение)

И как называется, тема сегодняшнего урока?  (Машиностроения мира) Слайд 1

Тема нашего урока «Машиностроение мира», запишем её в тетрадях.

Запись темы в тетрадь.

II. Целеполагание

Слайд 2. На уроке мы должны: выяснить, какое  значение играет машиностроение в мире; из каких основных отраслей она состоит; какие факторы влияют  на их размещение;  определить лидеров основных отраслей и рассмотреть территориальную структуру машиностроения.

         

III. Актуализация знаний

Слайд 3. Машиностроение возникло как отрасль всего лишь  200 лет назад во время промышленной революции в Англии. Но в наши дни машиностроение – главная отрасль мировой экономики.  Она отражает уровень научно-технического прогресса, экономический уровень страны, обороноспособность страны, определяет развитие других отраслей.  

 Современное машиностроение имеет очень сложную структуру и состоит из большого количества отраслей и производств. Вспомним структуру машиностроения, которую вы изучали в 9 классе на примере России.

Слайд 4. С точки зрения выпускаемой продукции, особенностей размещения производства и технологического процесса чаще всего выделяют следующие отрасли : общее машиностроение (специализирующиеся на выпуске производственного оборудования), среднее и тяжелое машиностроение и ряд других отраслей

Слайд  

 

IV. Изучение нового материала

Машиностроение представляет собой одну из самых сложных и дифференцированных отраслей промышленности.

Существуют различные  классификации отраслей машиностроения.

— На какие группы, на ваш взгляд, могут подразделяться отрасли машиностроения  по времени возникновения. (на старые, новые и новейшие). Слайд 5.

— Предлагаю открыть атласы на странице 19 и   разделить отрасли машиностроения на старые, новые и новейшие.

Отрасли машиностроения

                                                         

Старые отрасли                          Новые отрасли                                         Новейшие

Железнодорожное                          Авиастроение                                   Ракетостроение

Станкостроение                              Энергетическое                                  Электроника

Судостроение                                 Автомобилестроение                       Электротехника

Тракторостроение

Слайд 6. — А теперь определите, какие факторы влияют на их размещение.

 

Факторы размещения

Сырьевой                                               Трудовой                                  Научный

                                                          Потребительский                          Трудовой

— Какой вывод можно сделать из данной схемы: (запись в тетрадь)

Вывод:

Растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности, а роль сырьевого уменьшается. А как вы думаете, почему?(Металл частично заменяется пластмассами и другими материалами.)

Сегодня на нашем рынке есть изделия со всего света, и прежде чем дойти до потребителя, они прошли долгий и сложный путь.

— А теперь разделимся на группы по 2 человека и  выполним небольшую практическую работу: Слайд 7.

работая по картам атласа, определить лидеров в различных отраслях машиностроения.  Каждая группа  работает с одной отраслью, но по ходу отчета групп будем заполнять все  отрасли. Ответы оформить в виде таблицы.

Отрасли машиностроения

Страны – лидеры в производстве

Факторы размещения

Особые примечания

Станкостроение

ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия

Потребительский, сырьевой

Лидерами в станкостроении являются развитые страны

Бытовая электроника

Южная Корея, Тайвань, Китай

Трудовой

Бытовая техника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в НИС.(новых индустриальных странах)

Судостроение

Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия, Мексика

Сырьевой, потребительский

Ведущие позиции занимают страны, нуждающиеся в больших количествах сырья, которое в основном поставляется морским видом транспорта. Также имеет значение и стоимость труда рабочих в развивающихся странах.

Авиастроение

США, ФРГ, Франция, Россия

Трудовой, потребительский, сырьевой (алюминий)

Авиастроение представлено в основном только в развитых странах.

Железнодорожное машиностроение

Китай, Индия, Россия, Бразилия, Аргентина, Мексика

Сырьевой

Вытеснение железнодорожного машиностроения из развитых в развивающиеся страны

Автомобилестроение

Легковые: Япония, США, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания. Грузовые: США, Япония, Канада, Россия

Сырьевой, потребительский

Представлено в развитых странах, но сборка автомобилей известных марок сосредоточена в развивающихся странах (Южная Корея, Китай, Бразилия, Мексика), что связано с созданием свободных экономических зон в развивающихся странах   и стоимости труда рабочих.

Далее выступает каждая группа, а остальные заполняют их в тетрадях.

 — Какой вывод можно сделать из этой таблицы?

Вывод: Отрасли машиностроения размещены неравномерно.

V. Здоровьесберегающая пауза. Слайд 8.

 По уровню развития машиностроения, мир можно разделить на несколько групп.

На какие группы вы бы разделили их? (атлас стр.19)

Зафиксируем это в виде таблицы:  Слайд 9.

Страны с высоким уровнем машиностроения

Страны со средним уровнем машиностроения

Страны с низким уровнем машиностроения

Страны. Где машиностроение отсутствуют или представлено мелкими предприятиями

 США, ФРГ, Япония, Франция

ЮАР, Китай, Испания, Португалия, Финляндия, Бразилия, Индия и.т.д.

Чили, Перу, Турция и т.д.

Непал, Бангладеш, Мали, Судан и т.д.

А теперь попробуем составить региональную классификацию стран по уровню машиностроения.

Слайд 10. По уровню машиностроения страны  можно разделить на несколько регионов: Северная Америка, Европа, Азия, Латинская Америка и СНГ.

Теперь выполним следующее задание: Каждая группа дает характеристику одного региона , пользуясь планом на с.159, опираясь на записи в тетради, текст учебника и карты «Машиностроение мира».

Северная Америка  — производятся все виды машиностроения, от самой высокой до средней и низкой степени сложности.

Европа – Развиты практически все отрасли машиностроения, особенно автомобилестроение и массовое машиностроение.

Восточная и Юго-Восточная Азия. Здесь лидирует Япония, сочетающая продукцию машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Также широко представлены судостроение, автомобилестроение.

СНГ – представлены практически все отрасли, но международная специализация – металлоемкое машиностроение.

Латинская Америка – представлены, в основном, судостроение и автомобилестроение. Лидерами являются – Бразилия и Аргентина.

VI. Закрепление знаний

Выполним небольшую тестовую работу на закрепление изученного. Слайд 11.

По числу занятых (более 80 млн. чел.) и по стоимости выпускаемой продукции занимает                         

первое место в мире среди всех отраслей мировой промышленности.

Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны

Наиболее важными отраслями машиностроения являются станкостроение, морское судостроение,   автомобилестроение и производство электронного оборудования.

При сохраняющемся лидерстве развитых стран происходит рост производства машин и оборудования в развивающихся странах.

В развитых странах производят   сложные, наукоемкие  виды машиностроения. В развивающихся странах —   сборочные «отверточные» производства.

VII. Рефлексия

 — Над какой темой мы работали?

 — Какие новые знания открыли?

 — Какие задания наиболее интересные?

 — Где могут пригодиться новые знания?

VIII. Домашнее задание: Слайд 12.

Параграф учебника страница

Творческие задания разного уровня:

Подготовить сообщение по одной из компаний отрасли машиностроения.

Составить кроссворд по теме.

Слайд 13.

nsportal.ru

География машиностроения

Машиностроение – это область обрабатывающей промышленности по производству всевозможных машин и оборудования, изготавливающая средства производства. Оно обеспечивает техникой и оборудованием все направления экономики, а также производит много бытовых предметов, необходимых человечеству в повседневной жизни.

Машиностроение занимает главное место в промышленном производстве и влияет на развитие всех отраслей хозяйственной деятельности. Оно характеризует научно-технический уровень страны и её обороноспособность. На долю машиностроительного комплекса приходится примерно 35 % мирового промышленного производства. В развитых странах эта доля ещё выше – до 40 %; в развивающихся она приближается к 25 %.

В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения в наименьшей степени влияют природные факторы (это наличие полезных ископаемых, обеспеченность водными ресурсами и прочее). Одним из наиболее важных факторов размещения машиностроения является металлоёмкость.  Производство некоторых видов машин (металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования) требует большого количества металла. Поэтому предприятия, выпускающие их, ориентированы на металлургические базы. Отметим, что трудоёмкость и металлоёмкость в машиностроении находятся между собой в определённой зависимости. Их сочетание влияет на размещение предприятий различных машиностроительных отраслей.

Размещение предприятий различных машиностроительных отраслей

Особое значение для развития и размещения машиностроения приобретает фактор специализации и кооперирования. Все машины состоят из множества деталей. Например, в локомотиве, работающем от электрической сети, их около двухсот пятидесяти тысяч. Согласитесь, что изготовить их все на одном предприятии невозможно. Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях, которые для выпуска готового изделия устанавливают кооперационные связи. В машиностроении, как правило, создаются не обособленные предприятия, а их взаимосвязанные комплексы. Они состоят из групп заводов, большая часть из которых — заводы-филиалы, поставляющие детали и оборудование для сборочного завода. Сборочные производства размещают в районах с экономико-географическим положением, благоприятным для организации кооперирования. Стоит отметить, что экономико-географическое положение непосредственно не участвует в производительных процессах. Однако оно может стимулировать или сдерживать хозяйственное развитие определённой территории. Так, например, наличие удобного выхода к морю может определить формирование здесь портово-промышленного комплекса с развитым судостроением. Специализация и кооперирование в машиностроении тесно взаимосвязаны.

Современное машиностроение в своём развитии опирается, прежде всего, на передовую науку. Особое значение здесь приобретает фактор наукоёмкости. Именно поэтому в основном все предприятия машиностроения таких сложных отраслей, как электроника, робототехническая, авиакосмическая и атомной промышленности, концентрируются в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой. Ориентация на научный потенциал – ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Таким образом, машиностроение относится к отраслям «свободного размещения», поскольку заводы не привязаны жёстко ни к сырью, ни к топливу, ни к водным ресурсам. Машиностроительные заводы обычно размещаются в тех городах, где есть квалифицированные кадры рабочих и инженеров и где налажены достаточно удобные связи с другими городами и предприятиями – поставщиками деталей, а также с потребителями продукции.

К числу наиболее важных отраслей машиностроения относятся:

Станкостроение. Именно эта отрасль определяет уровень развития всего машиностроения, ведь невозможно сделать хорошие детали на плохих станках.

Автомобилестроение. Продукция этой отрасли, пожалуй, самая заметная. Именно по уровню автомобилестроения очень часто судят не только о развитии машиностроения страны, но и об экономическом уровне самого государства.

Морское судостроение. Морские суда осуществляют большую часть международных торговых перевозок.

Электротехника и прежде всего электроника, поскольку это одна из наиболее наукоёмких отраслей машиностроения. Подчеркнём ещё раз особую роль станкостроения. Неслучайно то, что в число мировых лидеров в этой области входят только промышленно развитые страны, способные обеспечить высокий уровень качества продукции. Более 60 % всех станков выпускают 5 стран мира: Япония, Германия, США, Россия и Италия.

Крупнейшие производители станков

Огромным объёмом производства и очень высоким покупательским спросом отличается автомобилестроение. Его продукция всегда заметна. Поэтому, пожалуй, ни в какой другой отрасли машиностроения, кроме, может быть, производства электроники, нет такой напряжённой конкурентной борьбы за место на мировом рынке. Примерами крупных компаний по выпуску автомобилей служат: «Форд» в Соединённых Штатах Америки; «Тойота» в Японии; «Фольксваген» в Германии; «Фиат» в Италии; «Рено» во Франции.

Крупные компании по выпуску автомобилей

Производство, разработка и изготовление сложной промышленной электроники (микросхем, электронных средств производства и другого) остаётся привилегией наиболее развитых стран мира. Наличие специалистов высочайшей квалификации, мощный научно-технический потенциал определяют прогресс в этой отрасли.

Сборка простых массовых изделий (радиоприёмников, телевизоров, часов и другого), с которых начиналось становление электронной промышленности, менее сложна.  Здесь преобладают весьма трудоёмкие сборочные операции. Они нуждаются в большом числе рабочих невысокой квалификации. Поэтому сборка бытовой электроники может осуществляться в странах с меньшим научным и техническим потенциалом.

Машиностроение – это самая распространённая по миру отрасль промышленности. Практически в каждой стране имеется некоторый набор отраслей и предприятий машиностроения. Правда, число стран, способных обеспечить выпуск полного спектра машинного оборудования («от велосипеда до космического корабля»), невелико. К этим странам можно отнести страны «Большой семёрки», а также Россию, Китай.

Страны, способные обеспечить выпуск полного спектра машинного оборудования

Другие же страны имеют более или менее узкую специализацию в выпуске машин и оборудования. Например, Бразилия специализируется на транспортном машиностроении, в том числе на судостроении, авиастроении и автомобилестроении. Малайзия – на выпуске комплектующих к компьютерам и бытовой электронике. В большинстве развивающихся стран машиностроение представлено предприятиями металлообработки (производство деталей и ремонтные мастерские).

В мире сложилось четыре основных региона сосредоточения машиностроительного производства.

В машиностроительном производстве лидируют следующие страны: Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания, США, Канада, Россия. На долю США приходится почти 30 % мировой продукции машиностроения, в Японии – 15 %, Германии – 10 %.

Лидеры в машиностроительном производстве

Предприятия России выпускают около 6 % мировой продукции. Российская Федерация, несмотря на затяжной кризис в этой отрасли, сохраняет ведущие позиции в производстве некоторых видов аэрокосмической техники и вооружений. Из новых индустриальных стран в мировом машиностроении особо заметна роль Республики Кореи. Эта страна специализируется на морском судостроении, автомобилестроении и производстве бытовой электроники.

В развивающихся странах увеличение продукции происходит за счёт сборки машин из деталей, произведённых в развитых странах. Такие производства являются дочерними предприятиями крупных транснациональных корпораций. Привлекательность этих стран для иностранных компаний связана с дешёвой рабочей силой.

Странами-лидерами по выпуску легковых автомобилей являются Япония, США, Германия, Франция, Республика Корея. По выпуску станков лидируют Япония, Германия, США, Италия, Китай. По выпуску телевизоров – Китай, Республика Корея, Япония, США, Россия. По выпуску морских судов – Республика Корея, Япония, Китай, Италия, Бразилия.

videouroki.net

Сделайте вывод о размещении машиностроения., физика

Nastyam9780

23 мая 2016 г., 10:15:35 (3 года назад)

Машиностроение – это сложный комплекс, система из более чем 70 отраслей, производящих оборудование для всех сфер деятельности человека.Именно машиностроение определяет научно-технический прогресс. Не случайно по количеству занятых и по стоимости продукции оно занимает первое место в промышленности мира.Для производства современной продукции машиностроения необходимы различные металлы, пластмассы, ткани и другие материалы. Некоторые сложные изделия насчитывают сотни тысяч деталей. Поэтому в машиностроении хорошо развита специализация: подетальная – изготовление отдельных частей изделий, а также предметная – изготовление готовой продукции (автомобиль, станок и др.).Специализация в свою очередь требует развития тесных производственных связей, или кооперирования. Оно осуществляется между многими заводами и предприятиями отрасли. Для удобства кооперирования учитывают прежде всего территориальную близость предприятий и развитость транспортной сети.Стоимость готовой продукции машиностроения в несколько раз превышает стоимость сырья. Это объясняется тем, что в этой отрасли значительны затраты рабочего времени, высока трудоемкость. Кроме того, производственные технологии здесь быстро меняются на более современные. Поэтому в машиностроении следует учитывать наличие квалифицированных кадров и возможность быстро внедрять в практику научные разработки.К местам сосредоточения квалифицированных кадров тяготеют такие отрасли машиностроения, как транспортное, станкостроение и др. Стремительное развитие в последнее время точного и сложного машиностроения привело к возникновению так называемых технополисов, где достижения науки быстро внедряются в производство.С другой стороны, как ни странно, некоторые отрасли наиболее сложной электронной промышленности используют рассеянные мелкие предприятия, даже надомный труд. Так, крупные фирмы с успехом осуществляют ручную сборку ЭВМ, используя дешевую рабочую силу в странах Юго-Восточной Азии.Совсем иной фактор учитывается при размещении предприятий, производящих оборудование для шахт и металлургии. Такие производства требуют большого количества сырья, поэтому их называют металлоемкими и размещают вблизи металлургических предприятий.В настоящее время машиностроение развивается высокими темпами и все более становится отраслью повсеместного размещения.В последние десятилетия США и Япония сохранили свое лидерство в автомобилестроении, производя вместе почти 22 млн автомобилей в год. Германия и Франция выпускают на рынок 8,5 млн. Н

fizika.neznaka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *