Сценография как искусство и производство – Презентация по ИЗО на тему: «Сценография
Сценография как искусство и производство
Тема: Сценография как искусство и производство.
Цели урока:
— дать обучающимся возможность выявить характерные особенности театрального здания и устройства сцены; как и с кем работает художник — постановщик, какие театральные службы и цеха существуют
— воспитывать любовь к театральному искусству.
Задачи:
— личностные: проявлять уважительное отношение к театральному
— метапредметные: искусству
познавательные УУД: с помощью учителя открывать и структурировать знания. регулятивные УУД: с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль,
оценивание, коррекцию знаний.
коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками и учителем.
— предметные: выявлять характерные особенности театрального здания и устройства сцены; как и с кем работает художник- постановщик, какие театральные службы и цеха существуют.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок — исследование.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
План урока:
I. Оргмомент Мотивация к учебной деятельности.
II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.
III. Чтение рассказа.
4.Практическая часть.
5.Контроль и коррекция.
6.Рефлексия.
7.Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2.Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.
На доске тема урока: «Сценография как искусство и производство»
— Ребята, что из названия данной темы вам известно и понятно?
— На прошлом уроке мы узнали, что сценография – это искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники.
-Как вы думаете, почему сценографию можно назвать еще и производством?
-Она как большое промышленное предприятие насыщена техникой, электроникой, оптикой.
-Правильно, а с художником-постановщиком сотрудничают целые театральные службы и цеха. Давайте вместе перечислим, какие:
-Столярно-сварочные, пошивочно- костюмерные, бутафорские, световые, гримерные и др.
-Работа всех цехов имеет один итог – спектакль, который ставится на сцене театра. Именно об устройстве и оборудовании сценической коробки у нас и пойдет сегодня речь.
3.Чтение рассказа (объяснительно-иллюстративный метод познания)
Сегодня я прочитаю вам рассказ Юрия Алянского «Театральное здание. Дом для волшебных представлений». Ваша задача внимательно слушать и подмечать, какие приспособления и секреты таит в себе театральная сцена.
Современное театральное здание насыщено техникой, электроникой, оптикой, как большое промышленное предприятие. Особенно сцена — главная часть театрального здания, площадка для игры актеров.
www.prodlenka.org
Урок изобразительного искусства на тему» Сценография
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Урок изобразительного искусства на тему» Сценография — особый вид художественного творчества» (8 класс)Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Сценография — особый вид художественного творчества Автор: Алтынник Антонина Николаевна Учитель изобразительного искусства МОУ «Вейделевская СОШ» Урок изобразительного искусства в 8 классе
2 слайдВ отличие от работы художника живописца или графика, работа театрального художника отличается, тем, что он имеет дело не с плоскостью холста или бумаги, а с пространством сцены, в котором создает мир спектакля. Это особый вид художественного творчества.
3 слайд Описание слайда:Сценогра́фия (театрально-декорационное искусство) — вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. Под сценографией понимают создание зрительного образа посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники.
4 слайд Описание слайда:Творчество сценографа многогранно, оно требует знания дизайна, архитектуры, живописи, технологии, а главное — композиции. Театральный художник должен решить множество творческих и профессиональных задач: создать костюмы и грим, определить, где и какой будет свет, воплотить на сцене место действия спектакля. Сценический образ — особая форма отражения действительности средствами театрального искусства (живописная роспись, реальные вещи, условными композициями, кубами). Место действия в пьесе — лес
5 слайдВ отличие от художника-живописца, который сам диктует законы, по которым он создаёт своё произведение, сценограф должен играть по правилам, предлагаемым театром, прежде всего режиссёром. Это не значит, что сценограф менее свободен в своём творчестве, нежели живописец. Каждое искусство имеет свои творческие рамки.
6 слайд Описание слайда:В современном театре по характеру и способу оформления сцены можно выделить следующие виды декораций: Живописные декорации Проектные декорации Натуралистически-бытовые декорации Игровые или условные (метафорические) декорации Архитектурно-конструктивные декорации
7 слайд Описание слайда:В живописной декорации основным элементом является рисованное изображение. Чаще всего оно располагается позади играющих актёров и называется задником. Даже объёмные объекты здесь чаще всего плоскостные и рисованные.
8 слайд Описание слайда:Основным элементом проекционной декорации являются оптические или электронно-цифровые проекции на экран или другие плоскости сценического оформления. Появление этих декораций стало следствием вторжения искусства кинематографа и компьютера в сценическое пространство. Целые проекционные стены, динамический свет и лазеры создают множество интересных эффектов, усиливающих впечатление от происходящего, на сценах концертных залов и на стадионах.
Натуралистически-бытовые декорации появились гораздо раньше — в конце XIX -начале XX в.. Они возникли как противопоставление и отрицание бутафорски-фальшивого изображения мира на сцене, как следствие развития идей театрального реализма. На подмостках появились самые натуральные вещи — стулья, комоды, швейные машинки, взятые прямо из жизни. Они своей безусловностью подчёркивали правду происходящего на сцене.
10 слайд Описание слайда:Противоположностью натуралистической стенографии стало создание зрительного образа спектакля благодаря игровой условности существования предмета на сцене. Любая вещь на сцене или её деталь приобретает тот смысл, который ей придаёт актер. Например, один и тот же предмет может благодаря отношению к нему актёра восприниматься зрителем то как стол, то как трон или пень. Такие декорации можно назвать игровыми, или условными (метафорическими). Борт грузовика
11 слайд Описание слайда:В 20-е гг. XX в. появились архитектурно-конструктивные декорации, в которых зрительный образ рождался благодаря созданию и расположению на сцене различных конструкций: от простейших кубов, станков и лестниц до сложных архитектурных построений (чуть ли не зданий).
Деление декораций на упомянутые виды достаточно условно. В чистом виде в современных спектаклях они встречаются редко. Чаще всего мы видим их смешение, когда они дополняют друг друга, обогащая язык сценографического искусства.
13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда:Эскиз декорации к балету «Шехерезада»
18 слайдСоздать эскиз оформления театральной сцены, с точки зрения сценического воплощения в спектакле. Распределить, что и где располагается, используя различные виды декораций.
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-057444
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
это что такое? Виды сценографии
В основе театрального искусства, да будет известно каждому, лежат две составляющие: профессиональная игра актеров и грамотно оформленная сценография. Это весьма емкий термин, который включает в себя множество понятий и является неотъемлемой частью любой театральной постановки.
Справка из токового словаря
Поход в театр – это экскурсия в другой мир, другое измерение. Почему мы рассуждаем именно так? Виной всему служит сценография – особый вид творчества, который занимается оформлением спектакля, созданием в его рамках отдельного времени и пространства. К сценографии относится все, что находится в окружении актеров и сами актеры. Это фоновые декорации, бутафория и различные предметы, с которыми происходит взаимодействие, костюмы, маски и грим. Для точного воссоздания обстановки и времени, в котором происходит главное действие, используются и живые атрибуты (цветы, животные), и настоящие предметы быта (неподдельная мебель, картины), и творения рук художников, то бишь маски, наряды, живописные имитации улиц и помещений.
У истоков истории
Сценография как искусство стала зарождаться в древнейшем обществе, которое еще было лишено сцены как особой конструкции, а актеров – как профессии. Наши предки имели небольшое фольклорное наследие, творцы того времени также сочиняли притчи, рассказы и былины. По данному материалу нередко делались эдакие костюмированные постановки. Таким путем был определен «генетический код», на котором основывается современная сценография. Это три функции-основы, без которых театральная постановка немыслима: персонажная, игровая и определяющая место действия.
Предсценография и ее персонажи
Термин «предсценография» используется, если речь идет о временах, следующих до наступления эпохи античности, в рамках которой театр был определен как полноценный вид искусства. Пещерные люди, древние язычники уже имели немалый опыт в сценической деятельности, только вот постановки принципиально отличались от современных. Тогдашняя сценография спектакля в центре всех событий помещала некого персонажа, который являлся главным действующим «лицом». Вначале это были наскальные рисунки, круговые изображения (что символизировало Солнце как Божество), различные чучела и тотемы. Спектакль же был не светским мероприятием, а ритуалом, в котором воспевались силы природы, происходили поклонения божествам и почившим предкам.
Удивительно, но один из древних языческих спектаклей является актуальным даже в нынешнем времени! Если кто еще не догадался, речь идет о традиции ставить новогоднюю елку в доме, наряжать ее и водить вокруг нее хороводы. Справедливости ради заметим, что предки наши наряжали вечно зеленое дерево несколько иначе. На ветвях висели тотемы и талисманы, а также части животных, которые были принесены в жертву. К счастью, самые мрачные моменты этой традиции остались в прошлом, а до нас дошли лишь самые прекрасные. Вот так вот, если хотите себе четко представить, как выглядела древняя сценография спектакля, просто выйдете на центральную площадь своего города и полюбуйтесь на костюмированные хороводы, пляски, колядки и прочие новогодние ритуалы.
Развитие игровой функции
Можно с полной уверенностью сказать, что в эпоху античности зарождается уже полноценная сценография, или театрально-декорационное искусство. Театр постепенно становится светским мероприятием, в основе сценария лежат уже не только ритуалы и поклонения богам, но и надуманные жизненные ситуации, а на сцене выступают исключительно специально обученные актеры. Соответственно, появляется новая, игровая сценография – особый вид театрального искусства. Создаются первые декорации, которые приближают спектакли к реальности, актерам шьют костюмы и маски (до грима еще далеко), создается необходимое освещение и минимальные спецэффекты. В таком виде театр прошел не только через античность, но и через Средние века.
Ренессанс – эпоха возрождения декораций
XV-XVI века – не только эпоха гуманизма, идущая после мрачного Средневековья, но и период, за который основательно сформировалась сценография. Это время, в которое творили величайшие художники, скульпторы и архитекторы, преимущественно итальянские. Они то и стали авторами многих элементов бутафории, без которых невообразим нынешний театр. Было принято решение создавать для каждого спектакля фон, такой же, какой имеют картины да Винчи и Микеланджело. Впервые с заданием справился Донато Браманте – великий зодчий, который построил театральную перспективу. На первом плане выступали актеры в костюмах, а на втором – фоны, соответствующие описанному месту действия. Позднее Себастьяно Серлио, архитектор-теоретик распределил декорации на три типа: для комедии, трагедии и для пасторали. После этих практических и теоретических трудов сценография, как искусство и производство, воплощается в театре «Олимпико», который был построен руками Андреа Палладио в Винченцо.
В ногу со временем
У современного человека театр моментально ассоциируется со словом «искусство», а вот жители эпохи Ренессанса только привыкали к данному новшеству. Именно с тех времен спектакли начали следовать стилистике, которую диктовали художники и скульпторы, а также они унаследовали основные направления в философии и идеологии. Так как эпоху Возрождения мы рассмотрели, переходим к итальянскому барокко и его особенностям. Следуя новой идеологии, театральная сценография перестает быть двухмерной (на первом плане актеры, на втором – декорации). Теперь артисты окружены бутафорией со всех сторон, а само действие может происходить не только в рамках комедии, трагедии или пасторали, а в самых невероятных «мирах» (под водой, землей, на небе, в облаках и т. д.).
От эпохи Классицизма до Нового времени
К началу XVII века сценография как искусство и производство занимало важный сегмент в сфере жизни всех европейских стран. Существовали целые фабрики, которые занимались изготовлением театральных декораций, поэтому они давно уже стали динамичными и пластичными. Сцена могла состоять из нескольких подмостков или уровней. На канатах размещали ветви деревьев, луну или солнце, облака, и даже самих актеров, если того требовал сценарий. Немаловажной находкой XVIII столетия стал занавес, систему работы которого также кропотливо проектировали конструкторы. Все эти достижения собирались в единое целое, усовершенствовались и росли вместе с техническим прогрессом.
В связи с тем, что сценография – особый вид художественного искусства, а не только производство декораций и различных театральных ухищрений, она видоизменялась и стилистически подстраивалась под каждую эпоху. Аналогично музыке или скульптуре, она воплощала в себе стиль рококо и классицизм, впитала в себя основные характеристики романтизма, а позднее – реализма. Вплоть до первой половины XX столетия театр и его декорации дублировали основные стилистические тенденции текущих эпох, пока люди не решили обратиться к старине. Конечно же, наши современники не возвращались к первозданным декорациям, наоборот, техническое оснащение любого, даже самого простого театра, становилось все более совершенным. А вот постановки, места действий, герои – все это часто было описанием былых эпох. Сегодня можно посмотреть спектакль о жизни античного народа или о достижениях общества периода Возрождения. Встречаются постановки в авангардной стилистике, абстрактной и сюрреалистичной, или же нам демонстрируют максимальный реализм.
Что особенного в современном театре?
В нынешние годы мало будет сказать, что сценография – особый вид искусства, ведь эта отрасль вышла в театре на первый план. В некотором роде она даже затмила важность актерской игры (да простят великие Маэстро) и получила новое название – сценический дизайн. В крупных постановках на сборку декораций, оформление сцены и создание необходимой атмосферы тратится уйма средств и сил. В процессе могут принимать участие ведущие дизайнеры и строители, и все эти усилия лишь ради одного спектакля. Аналогично работают стилисты и над образами актеров – тщательно подбираются костюмы и грим.
Виды сценографии
Пронаблюдать за тем, насколько далеко шагнул вперед современный театр, можно по количеству работников, которые трудятся над созданием декораций для каждого отдельного спектакля. Если ранее для создания нужной атмосферы приглашали, так сказать, универсального профессионала, который за короткое время воплощал в реальность костюмы, бутафорию и фон постановки, то сейчас эту задачу поделили на множество отраслей. Так появились различные виды сценографического искусства, и о том, какие они и кто над ними работает, мы сейчас разберемся.
- Пространственные рамки спектакля. Иными словами, это основа любой постановки, которая требует наличия одного или более фонов, декораций, а также подмостков, и вспомогательных устройств (лестницы, канаты, страховочные матрасы и т. д.). Несложно догадаться, что такая работа достается архитекторам и планировщикам.
- Внешний облик всего, из чего состоит спектакль. Тут вся ответственность лежит на художнике-постановщике и гримерах. Шьются костюмы, вдыхается жизнь в бутафорию, оформляется сцена и создается необходимая пространственно-временная атмосфера.
- Третий вид сценографии – это режиссура. Она отвечает за мизансценический рисунок, корректирует расстановку актеров и декораций в различных сценках спектакля и координирует все движения.
Современный человек может сказать, что количество трудящихся в театре, а также само качество и реалистичность всех декораций однозначно уступают киношным. Но справедливости ради отметим, что труд этот также колоссален. И вряд ли наши предки, которые довольствовались режиссером, архитектором, постановщиком и костюмером в одном лице, подозревали, что с веками их старания перерастут в нечто прекрасное.
Театр – дело рук профессионалов
Обучиться искусству создания спектаклей можно в театральных вузах, но данная специальность не предназначена для абитуриентов, только что окончивших школу. На факультет сценографии попадают люди, которые уже имеют практический опыт в индустрии театра или кино, или же они являются представителями художественных профессий. Критерии отбора таковы, что человек, не имеющий определенной творческой базы за спиной, просто не сможет сдать вступительные экзамены и, что самое главное, он не вольется в курс, ведь предполагается, что азы всем учащимся уже знакомы. Можно сказать, что в рамках обучения сценография – это узкая специализация, которая расширяет возможности любого представителя сферы искусства, или же, наоборот, направляет в нужное русло тех, кто находится в поиске своего «я».
Предметы курса
На факультете сценографии нет ничего лишнего, но список дисциплин все равно достаточно обширен. Педагоги утверждают что это необходимость, благодаря которой выпускники будут обладать полным спектром знаний и смогут нестандартно и уникально справляться с дальнейшей работой в данной сфере. Среди предметов перечислим следующие:
- История театра.
- История стилей.
- История танца.
- Основы света.
- Основы звука.
- Основы монтажа.
- Режиссура и актерское мастерство.
- Современное искусство.
- Театральный дизайн.
- Технология костюма и грима.
Стоит также отметить, что на факультете максимально учтены интересы учащихся. Многие студенты уже имеют работу в сфере театра или кино, или же параллельно получают другие специальности. Поэтому занятия проходят в вечернем режиме, или же переносятся на выходные дни.
Соприкосновение с архитектурой
Со стороны кажется, что профессия архитектора относится к точным наукам и лишь отдаленно затрагивает область искусства. Но на факультет сценографии нередко попадают выпускники строительных вузов, и вот почему. Дело в том, что в театре практически невозможно обойтись без архитектора. Лишь он может грамотно спроектировать сцену, учитывая массу и размеры подмостков, актеров, декораций и мебели. Что немаловажно – сделает он это все в точном соответствии с художественной задумкой. Архитекторы в театре также нередко выполняют роли дизайнеров, оформляют сцену и уделяют особое внимание каждой мелкой детали.
На заметку поступающим
Чтобы стать студентом факультета сценографии не нужно готовиться к тестам или развернутым письменным ответам. Так как специальность исключительно творческая, вступительные экзамены, или, как тут любят говорить, собеседование, будет носить непринужденный характер. Важно предоставить членам комиссии портфолио, свидетельствующее о вашем опыте работы в одной из творческих сфер.
Следует также готовиться к импровизированным расспросам. Преподавателям будет интересно знать, что служит для вас источником вдохновения, почему вы решили поступить на их факультет, каким вы видите свое будущее в области сценографии и готовы ли вы столкнуться с вопросами, которые являются самыми важными в театре.
Третье обязательное условие поступления – творческое задание. Необходимо создать эскиз сценографии какого-нибудь произведения, стихотворения или былины. Технику исполнения данного задания выбирайте абсолютно любую, это совершенно не важно. Оценивать будут ваш творческий подход, умение подать материал. Также роль сыграет индивидуальность вашей работы, поэтому лучше попотеть над ее эксклюзивностью и стать автором гениальной идеи. К работе прилагаются источники вдохновения, а также небольшой рассказ о том, почему вы решили изобразить именно эту постановку и что именно вас вдохновляло.
Перспективы выпускников
Получив заветный диплом, вы сможете стать представителем одной из нижеперечисленных профессий:
- Художник-постановщик.
- Художник по костюмам.
- Дизайнер мероприятий.
- Сценограф показов мод и концертов.
- Сценограф выставок и прочих музейных мероприятий.
- Работа в области современного искусства – художник, оформитель и т. д.
Как видите, имея данное образование, получить должность можно не только в театре. Все зависит от ваших творческих навыков, фантазии и вкусов.
Несомненно, театр – это искусство с размахом и шиком. Он приходится по вкусу не каждому, а западает в сердца лишь истинных ценителей прекрасного. Он пропитан духом прошлого и именно поэтому создает невероятную атмосферу праздника и торжества.
fb.ru
Урок по теме: «Сценография и театрально-декорационное искусство как особый вид художественного творчества»
Урок 3
Тема: Сценография и театрально-декорационное искусство как особый вид художественного творчества.
Задание. Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж.
Цели: выяснить, какова роль изображения и доля использования живописно-графических выразительных средств, при создании художественного образа спектакля; познакомить с художественной деятельностью сценографа; формировать представление о выразительных средствах сценографии; познакомить учащихся с видами сценического оформления; формировать умение определять тип сценического декорационного оформления; способствовать обучению школьников умению обосновывать свои ответы, иллюстрируя их примерами; совершенствовать навыки художественно-изобразительной деятельности; способствовать формированию коммуникативной культуры; способствовать формированию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; определить роль художника театра в создании спектакля для усиления его эмоционально-образного строя; обсудить и проанализировать фотографии театральных макетов и эскизов; установить обязательную связь содержания театральной декорации с жанровыми особенностями спектакля; развивать навыки пространственной композиции; развивать информационную культуру, творческую фантазию, воспитание эмоционально – чувственного отношения к произведениям музыкального и изобразительного искусства; развивать навыки создания эскиза декораций.
Зрительный ряд: Иллюстрации по теме.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Слайд № 1. Многие из вас были в театре и вам, наверное, знакомо ощущение, когда в зале гаснет свет, поднимается занавес, и всех находящихся в зале охватывает ощущение волшебства и тайны. Ты ещё не видишь героев спектакля, но на сцене уже начинается какая-то другая, необыкновенная жизнь, открывается новый мир.
— Благодаря чему мы с первых мгновений погружаемся в этот прекрасный мир театрального чуда?
Конечно, причины этого явления кроются в том, что художники, работающие в театре, постепенно переходят от работы над сценическим оформлением к работе над спектаклем в целом, одним из результатов чего является сценическое оформление.
Вводная беседа.
Художники театра проявляют себя не только в обычных функциях художника – определение формы, цвета, масштабов, освещения находящихся на сцене предметов, — а в действии, как этих предметов, так и актеров, с этими предметами связанных. Естественно, что при таких условиях совершенно невозможно рассмотреть работу художника над декорациями и костюмами отдельно от других функций. Художники театра должны быть разнообразны.
Изучение нового материала.
Слайд № 2. Сценография – это вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера, все, с чем он имеет дело: декорации, костюмы, бутафория, грим, свет.
Слайд № 3. Над созданием целостного образа спектакля участвуют разнообразные театральные службы:
Слайд № 4. столярно-сварочный цех,
Слайд № 5-6. пошивочно-костюмерный цех,
Слайд № 7. бутафорский цех,
Слайд № 8. световой цех,
Слайд № 9. гримёрный цех,
Слайд № 10. монтировочный цех.
Слайд № 11. Пространство любого театра, где идет представление, можно условно разделить на 2 части: зрительный зал и сцена. Зрительный зал любого театра должен включать достаточное количество зрительских места. Основные комфортные места находятся в партере и следующим за ним слегка приподнятым амфитеатром.
Партер — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.
Амфитеа́тр – постройка, представляющая собой ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений.
Выше зрительских мест в партере и амфитеатра возвышаются ложи бельэтажа, а дальше располагаются 4 яруса с балконами и ложами, как это видно на изображении зрительного зала.
Ложа — в традиционном театральном интерьере группа мест, отделённая от соседних боковыми перегородками или барьерами.
Слайд № 12.
– Как же устроена сцена?
Сцена – площадка, на которой происходит театральное представление.
Театральная сцена – основная часть театрального здания, замкнутая коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием.
Слайд № 13. Сцена отделяется от зрительного зала занавесом. Он позволяет скрыть от зрителя приготовления к спектаклю, открытие занавеса отмечает четко начало спектакля, равно как четкая концовка действия достигается путем его закрытия.
Театральный занавес — полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.
Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий занавес).
Оркестровая яма — специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой. Расположенная ниже уровня партера, оркестровая яма бывает отгорожена от него небольшим барьером.
Авансцена – передняя часть сцены несколько выдвинутая в зрительный зал.
Софиты — это металлическая арматура для подвеса осветительных приборов над сценой, поднимаемая и опускаемая с помощью электропривода.
Задник — живописное полотно на ткани, которое подвешивается в растянутом виде. Задник является фоном оформления спектакля и располагается сзади других декораций.
— Что же такое декорация?
Слайд № 14.
Декорация – это устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия.
Существует два вида декораций: изобразительно-живописные и архитектурно-конструктивные.
Слайд № 15. Основой изобразительно-живописных декораций является живописный эскиз – двухмерное произведение живописи. Разбивка эскиза на планы, перенесение его отдельных частей на ряд плоскостей, расположенных на различной глубине сцены, производятся в качестве неизбежного средства для того, чтобы живые трехмерные актёры могли поместиться в сценическом пространстве.
Живописная декорация в наши дни сохранилась только в балетных спектаклях, где нужна обширная пустая сцена, свободная для танцев.
Слайд № 16. Характер сценической архитектуры – тех построек, которые по решению художника и режиссера возникают на сцене для данной постановки, определяют характер будущих мизансцен – движений актеров. Подобно хорошей архитектуре и монументальной скульптуре, рассчитанной на обозрение со всех сторон, архитектурно-конструктивное оформление сцены могло бы с одинаковым эффектом рассматриваться со всех мест зрительного зала.
Хочу обратить ваше внимание на то, что красочная изобразительность спектакля, яркость театрального представления – всё это привлекало лучших живописцев к работе над созданием декораций.
— Как вы думаете, кто из выдающихся художников связал своё творчество с театром?
Слайд № 17.
А. Головин. Кащеево царство. Эскиз декорации к опере И. Стравинского «Жар-птица».
— Что вы видите на этой декорации? Какие чувства она у вас вызывает?
— С помощью каких изобразительных средств художник этого добивается? (Пейзаж, в котором появляется Жар-птица – безмолвное, причудливое Кащеево царство – нарисован как будто неземными, «потусторонними» красками).
— Какая музыка может звучать на этом фоне? (Музыка усиливает впечатление фантастической красочности. В оркестре как будто слышны голоса волшебника и беснующихся ведьм и гномов)
Слайд № 18.
Н. Рерих. Декорация к балету И. Стравинского «Весна священная».
(Изображение на декорации отражает настоящее действие «весеннего произрастания».)
Прослушайте вступление к балету.
— Поделитесь своими впечатлениями. (Начальная тема – наигрыш – исполняется фаготом, по своим очертаниям напоминающим стебелёк, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому, как стебель растения постоянно обрастает листвой, мелодическая линия постоянно обрастает подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.)
Слайд № 19.
А. Бенуа. Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Петрушка».
(Мы видим, что действие балета происходит во время Масленицы, праздника, который всегда широко отмечался на Руси. Народные гуляния, ярмарки, пляски, балаганный дед, потешающий толпу – всё нашло отражение в декорации.)
Прослушивание отрывка из балета.
— Не появилось ли у вас ощущение того, что музыкальные инструменты звучат беспорядочно, как бы перебивая друг друга? Почему? (Передаётся настроение ярмарки, народного гуляния – крики, суета, пляски).
Слайд № 20.
Н. Гончарова. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»
Слайд № 21.
И. Я. Билибин. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»
(Обратите внимание на то, что одно и то же место действия изображается разными художниками, но характер сюжета сохраняется.)
Слайд № 22.
Д. Стеллецкий. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Начало весны. Полночь. На Красную горку спускается Весна-красна. Некогда она стала женою сурового старого Мороза, и с тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Из лесу выходит Дед-Мороз. На заре он должен покинуть землю, но его беспокоит судьба Снегурочки: Ярило задумал погубить ее, заронив в ее сердце огонь любви.
Художник изображает какое-то таинство: вот-вот что-то должно произойти. Декорация показывает, что действие происходит в лесу. Земля и ветви деревьев ещё покрыты снегом, речка подёрнута льдом, но воздух уже напоён весенним дыханием весны.
Прослушивание Пролога из оперы.
— Попробуйте выделить три основные темы композиции. (Опера начинается небольшим оркестровым вступлением, рисующим ранний приход весны. Далее звучит тема Деда Мороза. Её характер тяжёлый, суровый, сдержанный, как бы «сковывающий». Постепенно природа начинает оживать: воздух наполняется разноголосым щебетанием прилетающих из-за моря птиц, из дупла появляется лениво потягивающийся леший и возвещает конец зимы).
Слайд № 23-26. Рассмотрим оформление декораций известными художниками к другим музыкальным спектаклям.
Слайд № 27.
— Итак, что делает художник-декоратор, прежде чем начать работу?
Изучение произведения, сценария
Подбор материала по теме
Слайд № 28. Выполнение эскизов декорации
Слайд № 29. Изготовление макета декорации
Слайд № 30. Выполнение чертежа декорации
Слайд № 31. Изготовление основы декорации по чертежу
Слайд № 32. Оформление, украшение декорации
Слайд № 33. Монтаж декорации на сцене
Слайд № 34-49. Рассмотрим оформление декораций к разным спектаклям.
Актуализация знаний.
Вам сегодня на уроке придется попробовать себя в роль художника-декоратора и попробовать выполнить эскиз декораций к любому спектаклю по вашему выбору.
Но прежде чем вы начнете работу, давайте посмотрим последовательность работы над декорацией.
Слайд № 50-86.
Практическая работа.
Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж.
Итог урока.
Домашнее задание.
doc4web.ru
Сценография. 9 класс
Сценография. 9 класс. План и презентация к уроку ИЗО в 9 классе. Автор: Потапова Оксана Александровна, учитель изобразительного искусства МОУ СОШ №19, г. Рыбинск
Сценография. 9 класс.
Сценография — это неразрывный сплав художественного творчества и театрального производства. Сочинённое художником в эскизах, чертежах и макетах надо воплотить в реальные конструкции, станки, декорации и бутафорию. В этом сценографу приходят на помощь театральные художники-технологи и целые цеха: столярные, художественно-декорационные, костюмерно-пошивочные и т. д. Именно на художника-технолога ложится задача инженерного решения всего замысла сценографа. Например, задуман в одной из сцен фонтан, дождь или пожар. Как, какими техническими средствами воплотить это на сцене — задача художника-технолога (он же руководит деятельностью всех цехов). Создание спектакля в современном театре — настоящее производство, осуществляющееся в определённые сроки (по графику) и часто требующее большого финансирования.
Световое и звуковое оборудование, движущаяся и меняющаяся сцена (с пневматическим устройством), проекционная и лазерная аппаратура на основе компьютерных технологий требуют хорошо подготовленных специалистов. Сегодня театру нужны художники по свету и звукорежиссёры, музоформители и дизайнеры разных специальностей.
В театре, помимо художника-постановщика
В театре, помимо художника-постановщика (сценографа) и художника-технолога, работают художник по свету, художник по костюмам, целые производственные цеха, создающие оформление спектакля. Это художественно-декорационный цех, который расписывает декорации, столярно-сварочный цех, который изготовляет из металла, пластика, дерева эти самые декорации (станки, ширмы, мебель), бутафорский и реквизиторский цеха, пошивочно-костюмерный цех, которые шьют и хранят костюмы, мягкие декорации. Есть даже такие специальные производства, как пастижорное, где изготавливают парики, или шорное, где делают театральную обувь.
Глядя на грандиозность всевозможных представлений, шоу, понимаешь, какое большое место занимают техника и современные технологии в создании визуального облика этих зрелищ.
Театральное освещение бывает внутри сценической коробки и в зале, которое крепится сбоку, на ложах (выносной софит), и сзади. Внизу на авансцене расположена рампа — освещение актёров снизу. Самый важный, т. е. художественный, свет находится внутри сцены. Он высвечивает лица и определённую часть сцены: так в театре обеспечивается кадрирование. По аналогии с кино этот свет высвечивает крупный и средний планы.
Кроме того, свет обеспечивает монтаж, т. е. соединение отдельных сцен или фрагментов в восприятии зрителя. Общий свет из зала — это заливка. Он работает на общем плане и невыразителен.
В школьных условиях можно высвечивать друг друга фонариками.
Информация о файле:
Формат: ppt. Слайдов: 28. Размер архива: 8.03 МВ
izo-tehnologiya.ru
Как возникла музыка? Происхождение слова «музыка» известно всем: от греческого «искусство муз» Происхождение слова «музыка» известно всем: от греческого «искусство муз». А вот вопрос о том, как возник этот вид искусства, еще… | Тематическое планирование №п/п Тема урока Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение… | ||
Искусство специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах. Эстетика Искусство в узком смысле изобразительное искусство ( живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства | Программа творческого вступительного испытания на специальность «Актерское искусство» Ерское искусство абитуриент должен обладать выразительными внешними данными, дикцией, вокальными способностями, эмоциональностью,… | ||
Страничка музыкального руководителя «Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но как одно из величайших средств трогать души и возбуждать чувства» | Предварительные итоги социально – экономического развития Духовщинского района Смоленской области в 2011году. Раздел Экономическое развитие Основными направлениями деятельности района является производство электроэнергии – филиал «Смоленская грэс» ОАО «Э. Он россия» п…. | ||
Протокол заседания педагогического совета от 30. 08. 2010г. №15 дополнительная образовательная программа «мастерица» Оригами это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путём сгибания листа бумаги…. | Рабочая учебная программа по предмету Искусство (изо) разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой | ||
Преподаватель В. А. Малышев Темы к зачету по курсу Понятие «управление». Место науки управления в системе наук. Управление как наука и как искусство. Место управления в сфере общественных,… | Приносящие доход деньги или средства производства, такие как здания, машины и оборудование Ачение как фактор экономического роста и развития страны. Капиталистическое производство – длительный и многоступенчатый процесс…. |
lib3.podelise.ru
Сценография — Юнциклопедия
Сценография — искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники (см. Техника сцены). Все эти изобразительные средства являются компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определенное эмоциональное звучание. Развитие сценографии тесно связано с развитием изобразительного искусства, архитектуры, драматургии, кино.
Декорации к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова. Художник К. А. Коровин.
Декорации к опере «Князь Игорь» А. П. Бородина. Художник К. А. Коровин.
Декорации к трагедии «Гамлет» У. Шекспира. Художник М. В. Добужинский.
Эскиз театрального костюма, выполненный художником Л. С. Бакстом.
Грим помогает актеру в создании внешнего облика персонажа спектакля.
Грим делает лицо танцора в индийской классической танцевальной драме каткакали похожим на маску. Умение накладывать такой грим — сложное искусство.
Декорация — оформление сцены, воссоздающее обстановку действия спектакля, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла. В современном театре декорации готовят с помощью разнообразных художественных и технических средств — живописи, графики, скульптуры, света, проекционной и лазерной техники, кино и т. п. История развития сценографии выделяет несколько типов декораций, связанных с конкретными требованиями театра, драматургии, эстетики определенной исторической эпохи, уровнем ее науки и техники.
Живописная декорация широко использовалась в XVIII в. Расписывались красивые и сложные задники, на которых нередко изображались целые архитектурные ансамбли или элементы интерьера, т. е. создавался живописный фон спектакля.
В конце XVIII — начале XIX в. с развитием реалистического театра намечается отход от чисто декоративно-зрелищной традиции оформления. Вместо традиционного фона, изображавшего место действия, на сцене стали детально воссоздавать определенную обстановку, требовавшуюся по ходу действия. Появляется павильон — закрытое с трех сторон помещение, состоящее из стенок-рам; его применение увеличило возможности использования в спектакле разнообразных мизансцен.
Один из распространенных типов декораций, разработанный в XVII—XIX вв., — кулисная передвижная декорация, состоящая из кулис, расположенных на определенном расстоянии одна за другой от портала в глубь сцены. (Портал — архитектурное обрамление сцены, отделяющее ее от зрительного зала.) Кулисы выполнялись из различных материалов (тканевых или древесных) и различной конфигурации — элементы ландшафта, архитектуры и т. п.
Объемная декорация строится на применении объемных деталей в системе плоских стенок. Пандусы, практикабли, лестницы и другие объемные элементы позволяют разнообразить планировку сценического пространства, менять в соответствии с конкретными требованиями глубину и ширину сценической коробки. Важную роль в построении объемной декорации играет сценическая машинерия — вращающийся круг, система штанкетов, фурки с механическим приводом — приспособления для передвижения на сцене частей декорационного оформления.
Симультанная декорация основана на открытом одновременном показе всех мест действия спектакля. Этот тип декорации активно применялся в средневековом театре и театре Возрождения. В наше время симультанная декорация нередко использовалась в театре в 40—60-е гг.
Пространственная декорация близка к симультанной по способу организации различных мест действия в единую установку, но она не ограничивается коробкой сцены, а включает в свою изобразительную систему зрительный зал, архитектуру театрального здания. Места действия в декорации этого типа могут быть рассредоточены в различных точках всего театрального комплекса.
В современном театральном искусстве используются самые разнообразные типы декораций и приемы оформления спектакля.
Один из важнейших компонентов оформления спектакля — сценический свет. Свет на сцене — это тот «волшебник», который, завершая труды художников и постановочной части, преображает декорацию: раскрашенный холст превращает в бархат и парчу, фанеру и картон — в сталь или гранит, жесть — в хрусталь, стекляшки — в алмаз, фольгу — в золото и серебро. Искусно установленный на сцене свет создает впечатление жары или холода, «солнечного утра» или «зимнего вечера», «осенней мглы» или «ясного бездонного неба». Сценический свет предназначен также для создания сценических эффектов. Но самое важное назначение света на сцене — способствовать созданию определенной атмосферы, необходимой по ходу действия. Он может быть нейтральным или, наоборот, эмоционально окрашенным — праздничным, тревожным, унылым, карнавально-динамичным.
Свет на сцене устанавливается на специальных световых репетициях, когда уже полностью готово и смонтировано оформление спектакля. Занимается этим осветительный цех во главе с художником по свету, совместно с художником спектакля и режиссером. Всю световую аппаратуру можно разделить на приборы направленного и рассеянного света. Цветное освещение достигается с помощью цветных — стеклянных или пластмассовых фильтров. Световая аппаратура расположена как внутри сценической коробки, так и вне ее, в зрительном зале (так называемая выносная). На сцене аппаратура крепится на порталах и на галереях. Кроме того, переносные приборы устанавливаются в кулисах на штативах. Над сценой, во всю ее ширину, подвешены софиты, в которые вмонтирован целый набор разнообразных осветительных приборов. Софиты скрыты от зрителей падугами, поднимаются и опускаются они при помощи колосниковой системы.
Свет в спектакле бывает очень сложным, со многими переменами по ходу действия. Управляется это сложное хозяйство регулятором, к которому сходятся провода от всех осветительных приборов. Очень облегчает работу осветителя-регуляторщика автоматический регулятор. В таком регуляторе имеется несколько программ, которые набираются заранее. Программы сменяются во время спектакля простым нажатием кнопки.
Создание световой партитуры спектакля — дело очень сложное и трудоемкое. Каждый новый спектакль ставит перед художником и осветителями свои задачи, и поиски точного, выразительного света требуют фантазии, эксперимента, творческого подхода.
Театральный костюм помогает актеру найти внешний облик персонажа, раскрыть его внутренний мир, определить историческую, социальную и национальную характеристику среды, в которой происходит действие. Необходимое дополнение к костюму — грим и прическа.
Художник-сценограф воплощает в костюмах огромный мир образов — остросоциальных, сатирических, трагических, гротесковых и др. Об этом свидетельствуют, в частности, прекрасные работы отечественных художников во всех видах театрального искусства — балете, оперном театре, драматическом театре.
Выдающиеся русские художники В. Д. Поленов, В. В. Васнецов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель в постановке опер русских композиторов передавали своеобразие отечественной истории, картин природы, поэзию сказочных образов.
Замечательное мастерство художников «Мира искусства» (художественного объединения конца XIX — начала XX в.) — А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха, И. Я. Билибина, М. В. Добужинского сыграло важную роль в постановке оперно-балетных спектаклей, оказало большое влияние на западноевропейское театральное искусство.
В отечественном театре в 20—30-е гг. художники-сценографы стремятся к созданию синтетических спектаклей, используют зрелищные мотивы арлекинады, трагедии, пантомимы, цирка, агитационного театра. Сценография была призвана давать «ритмически и пластически необходимую базу для проявления актерского искусства», передавать «ритмы созидания нового государства».
Над спектаклями, поставленными В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым, Е. Б. Вахтанговым, работают такие мастера оформительского искусства, как И. И. Нивинский, В. А. и Г. А. Стенберги, представители конструктивизма в изобразительном искусстве — В. Е. Татлин, А. И. Родченко и другие.
В творчестве известных театральных художников — И. М. Рабиновича, В. В. Дмитриева, Б. И. Волкова, П. В. Вильямса, В. Ф. Рындина, С. Б. Вирсаладзе и других сочетаются традиции русского театрально-декорационного искусства с новаторскими открытиями современной сценографии.
yunc.org