cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Рисунки детские хохлома – Ой!

Хохломская роспись детские рисунки

Одним из самый старых промыслов является художественно-промысловая Хохломская роспись. Ее наносили на деревянные изделия, такие, как тарелки, ложки, игрушки. Иногда пользовались трафаретами, а иногда это была полностью ручная работа. Такой вид живописи настолько прост, что и ребята смогут в детский рисунках раскрыть узоры хохломской росписи.

Сахарница.

Птица.

Рисуем хохломские узоры на утице.

Разделочная доска в виде яблока.

Хохломская роспись на тарелке.

Простые узоры.

На горшочке.

Детский рисунок.

Для детского сада.

Элементы хохломского орнамента.

Рисуем поэтапно.

Образцы.

Панно.

Для школы.

pickimage.ru

Хохлома. Хохломская роспись для детей.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.

Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят — втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком — золотистой. Расписывают посуду «под хохлому» масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый — цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.

Роспись бывает «верховая» — на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» — сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота 🙂

Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там — берите в руки кисть и краски и вперёд!

Травка — узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.

Травный орнамент.

Узор листочки — стебельки и листики.

Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.

Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.

В росписи «под фон» чаще используется элемент «кудрИна». Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

7gy.ru

Презентация для дошкольников «Золотая Хохлома»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Подготовила Уланова И.П.

2 слайд Описание слайда:

Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII под Нижним Новгородом.   Это одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не, найдется человека, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись?

3 слайд Описание слайда:

Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги.

4 слайд Описание слайда:

На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда и расписные ложки. Они развозилась по всей России и за рубеж. И заслужила всемирную славу. Село Хохлома, и посуду назвали «Хохломой» Много лет уже умельцы делают деревянные ковши, поставки (поставцы), братины, ложки…

5 слайд Описание слайда:

А в наше время мастера научились делать современные наборы посуды – для соков, мороженного, варенья, салатов и прочего. А еще декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель. Все предметы очень яркие, нарядные, красочные. Для этого мастерам приходится потрудиться.

6 слайд Описание слайда:

Сначала посуду вырезают из дерева или вытачивают на станке.

7 слайд Описание слайда:

Затем покрывают слоем жидкой глины, просушивают, пропитывают льняным маслом и опять подсушивают. После этого покрывают специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами.

8 слайд Описание слайда:

Под конец покрывают особым маслом (олифой) и высушивают в шкафах – печах. После нагревания в печи металлический порошок и масло придают изделию золотой блеск. Поэтому хохлому и называют – «Золотая хохлома»

9 слайд
Описание слайда:

Рисунок Хохлома привлекает своей красочностью и яркостью. Мастера подбирают для узора такие цвета красок, которые хорошо сочетаются с золотым фоном — красный, черный, зелёный, коричневый, жёлтый. Это особенности хохломской росписи, но есть и свои правила.

10 слайд Описание слайда:

Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников.

11 слайд
Описание слайда:

Но самым любимым мотивом хохломской росписи у художников являются веточки и кустики. Ласково их называют «травкой». А иногда в узоре травинки и листочки превращаются в завитки и называются «кудриной».

12 слайд Описание слайда:

Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.

13 слайд Описание слайда:

На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками.

14 слайд Описание слайда:

Нередко в узоре встречаются птицы и рыбы .

15 слайд Описание слайда:

Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома!

16 слайд Описание слайда:

Золотую Хохлому создают поистине золотые руки! В наши дни на многих выставках можно посетить мастер – классы народных умельцев и посмотреть, как создаётся хохломской узор на деревянных изделиях.

17 слайд Описание слайда:

Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами.

18 слайд Описание слайда:

Хохломской узор стал настолько популярным, что используют его не только на деревянных изделиях.

19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда:

Роспись хохломская словно колдовская В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА! П. Синявский

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-429941

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Конспект НОД с презентацией поэтапной росписи «Золотая Хохлома».

План – конспект НОД по теме: Хохломская роспись. Золотая Хохлома.

Образовательная область: Художественное творчество (изобразительная деятельность), социально – коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание), познавательное развитие (приобщение к социокультурным ценностям), речевое развитие (обогащение словарного запаса).

Цель занятия:

 Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

 Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Задачи:

·         Развивать познавательную  активность  детей, творческую фантазию, художественный  вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

·         Формировать практические умения и навыки рисования. Учить детей составлять узор по мотивам Хохломской  росписи.

·         Воспитывать интерес к искусству  Хохломской росписи, уважение к творческому наследию.

·         Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами. 

 

 Оборудование:

                        модель для раскрашивания «Блюдце»

                        гуашь

                        кисти

                        баночка для воды

                        печатка-тычок (ватные палочки 2 шт.)

                        лист бумаги

                        салфетка

                        простой карандаш

                        стирательная резинка

                       
            Демонстрационный материал:
            изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции

                        плакат «Хохломская роспись»

                        презентации «Хохломская роспись»

 

                        Организационный момент. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией хохломской      росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10 мин.

                        Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15 мин.

                        Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

 

Ход НОД:

 

 

Воспитатель:

 

Хохломская роспись,

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

 

Рощи, перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

 

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

 

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

(П. Синявский)

 

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

 

(Далее рассказ ведется с демонстрацией изделий Хохломы)

 

— Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

 

— Стулья, доски и полати,

И кроватки и кровати,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

 

— Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

 

Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли “золотые” руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.

В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины «вапы». Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап — лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

 

По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

 

Вопрос: Какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы – веточки, листки, травка.

 

Воспитатель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.

Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: “верховое” письмо и “фоновое”.

Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

            Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

 

Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри — завитки.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

            «Кудрина» — это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек — это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

 

«Мир волшебной хохломы»

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея —

В мир волшебной Хохломы.

(Б. Дубровский)

 

И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним «травный» узор. Искусство Хохломы — это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

 

Вопрос: Согласны ли вы с этим?

Ответ: Да!

 

Воспитатель: А если согласны, то за работу.

 

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои блюдца на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребенка, отметить то, что лучше всего удалось.

 

 

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *