cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Ресурсный круг правила работы – . » «

Содержание

«Образ праздника». Урок по программе «Урал. Человек. Истоки», 4-й класс

Разделы: Начальная школа


В нашей школе с 2006 года введена программа «Урал. Человек. Истоки». Особенность этой программы позволяет начать работу с любого класса. Я начала работать в 3 классе. (Сейчас мы уже вместе с ребятами заканчиваем 4-й класс, т. е работаем 2 года).

В нашей школе эта программа очень хорошо осваивается, т. к у нас имеется прекрасный Историко-краеведческий музей, на базе которого и осуществляется данная программа.

19 марта 2008 года в нашей школе прошел педагогический форум, инновационной деятельности, на котором были представлены результаты внедрения проекта «Урал. Человек. Истоки».

В 4-м классе было проведено занятие «Образ праздника».

Особое место на этом занятии было уделено нашим сельским праздникам, участниками которых становятся наши ученики и их семьи.

Активные формы обучения — важные средства в реализации проекта «Урал. Человек. Истоки»

Программа «У.Ч.И.» занимает особое место в моей жизни. 2 года назад я впервые узнала об этой программе. Мне захотелось попробовать, поучаствовать в эксперименте, который я предложила сама себе. В тот момент в моей профессиональной работе было «затишье»и окунувшись в этот проект с головой я ощутила новый творческий подъем, благо в нашей школе есть Историко-краеведческий музей, в котором огромное кол-во материала, которым можно воспользоваться при подготовке и проведении занятий по программе «У.Ч.И.», так я включилась в эту программу.

Думаю, никто не будет оспаривать, что преподавание любой дисциплины определяется личностью учителя, его стремлением, намерениями, которые скрыты в его душе, его мастерством. Но курс «У.Ч.И.» особенный. На мой взгляд, у того, кто берется его преподавать, должно быть согласие с душой, ведь в «У.Ч.И.» должна быть непросто передача суммы знаний, ими надо проникнуться, почувствовать и принять их уходя от назидательности и видя в своих учениках прежде всего собеседников.

Только в этом случаи можно повести детей за собой, разбудив их чувства, обратить к раздумьям. Именно в этом заключается главное назначение тех активных форм обучения (АФО), которые мы используем в процессе преподавания «У.Ч.И.».

К активным формам обучения (АФО) относятся:

1. Присоединение;

2. Ресурсный круг — это мероприятие проводиться как в начале занятия с целью актуализации имеющихся у учащихся опыта и знаний так и в его заключительной части, чтобы воспринятая и осмысленная информация была прочувствована учениками и у них появилась мотивация к ее применению.

В ходе проведения ресурсного круга ученики выходят на целостное восприятие аналоговой информации нравственного характера, что позволяет формировать единый контекст в группе.

Работа в ресурсном круге требует от учителя умения вести беседу, во время направить ее в нужное русло, подводить итог того, что было сказано.

Очень важно научиться присоединиться к учащимся на вербальном и невербальном уровне. С этой целью используются разные методы и приемы, позволяющие увидеть, услышать и почувствовать воспринимаемую информацию.

Необходимо следить за интонацией, темпом речи, тембром голоса, мимикой, жестами, теми компонентами общения, которым настоящего времени в учебном процессе не уделялось достаточного внимания. В ресурсном круге необходимо предоставить возможность высказаться каждому ученику! Детям всегда есть что сказать, они охотно делятся своими мыслями и переживаниями, но для этого должна быть создана доверительная атмосфера в классе.

3. Рефлексия — важный этап каждого занятия .

В ходе рефлексии учащиеся оценивают характер общения, понравилась или нет сегодняшняя работа и что нового они узнали и запомнили, как они оценивают себя лично в сегодняшней работе. Анализируя коммуникативный и управленческий аспекты занятия, в первую очередь следует обратить внимание на позитивные проявления в поведении учащихся: способность внимательно слушать друг друга, спокойно в дружелюбной форме доказывать свою точку зрения, вовремя справиться с заданием, проявить необходимое терпение.

Надо дать учащимся возможность увидеть и ощутить эффект синергизма, позволяющий в ходе совместной работы получить результат выше нежели сумма усилий отдельных учащихся группы.

Особого внимания требует анализ содержательной стороны занятия (рефлексия содержания). Необходимо убедиться в понимании учащимися значимости обсуждаемой проблемы, выявить уровень осмысления социокультурных категорий, которые в ней представлены.

Использование социокультурный технологии позволяет в образовательном процессе выйти на 3 составляющие оценки знаний, умений и навыков учеников — самооценку, взаимооценку, экспертную оценку.

Самооценка — это присутствие в каждой активной форме индивидуального этапа выполнения задания.

Взаимооценка подразумевает работа в паре и четверке — дает возможность школьникам оценить имеющиеся друг у друга знания и способы деятельности.

Экспертная оценка выполняется учителем дополняет и уточняет 2 предыдущие. В результате оценивая становится более объективным. Появляется возможность избежать недоверия и конфликтов.

Я хочу более подробно осветить методику применения одной из составляющих АФО — Присоединения!

Хочется отметить, что это мое личное понимание и внедрение этой АФО.

Итак, вернемся к началу, что предлагает присоединение, какова его функция? Что за роль отводится ему в процессе занятий?

Присоединение — это подготовка! слушателя к восприятию. Именно с его помощью мы создаем условия для дальнейшего открытого общения на уроке. Ученики присоединяются к тем идеалам и нормам социокультурной практики, которые веками накапливались в жизни нашего народа, наших односельчан.

Что же можно сделать при помощи присоединения? Заложить систему идеалов и ценностей и обеспечить их освоение. Каждый раз при подготовки занятия раздумывая над приемами присоединения я стараюсь не забывать слова К.Д. Ушинского: «Сначала необходимо знакомить детей с положительным содержанием жизни с тем, что лежит в основе ее гармонии и единства, что дорого каждому человеку, ведь в природе человека заложена неизбывная потребность в умилении перед неземной красотой, земного устроения, перед идеалами, к которым должно стремиться».

Я понимаю, что когда дети подрастут, жизнь предстанет перед ними во всей сложности и противоречивости. Но, думается, что потребность в ее гармонии усвоенная ребенком в начале жизненного пути, будет помогать ему достойно выходить из нравственных тупиков.

Хочется обратить ваше внимание, что этап присоединения дает » добрые плоды», когда ребенок чувствует и принимает его, и идет за смыслом текста, который я предлагаю для нашего разговора. Так получается тогда, когда я сама раскрываю перед детьми самые откровенные уголки своей души. Например, в 4 классе в разделе «Родные образы», есть тема: «Семейный альбом». Это занятие я начала используя АФО (присоединение). У каждого человека есть родные люди, родственники, которые помогут тебе в трудных жизненных ситуациях, а кто они, где родились, чем занимались, как они выглядели, об этом вам расскажет семейный альбом. «Ребята, в нашей семье есть интересный семейный альбом, который называется «Мой род в истории». В него мы вклеиваем семейные фотографии и записываем все важные для нашей семьи события». Хотите полистать наш семейный альбом (показ альбома).

Ребят очень заинтересовала эта тема : многие отметили, что у них тоже есть семейные альбомы.

Рассматривая мою книгу «Мой род в истории» одна моя ученица Токмакова Н. очень этим заинтересовалась и решила , что ей тоже нужно подробнее узнать о своем прадедушке, фотография которого стоит у них дома в рамочке.

Результатом ее поисковой работы стало «Сочинение -воспоминание моей бабушки о своем отце Климовских Илье Ивановиче».Это творческая работа получила высокую оценку на городском этапе краеведческого конкурса «Народный подвиг Урала», посвященный 65-летию со дня формирования УДТК, где Настя получила Диплом 1 степени и стала одной из пяти победителей, участвовавших в областном туре конкурса(за что получила «Благодарственное письмо» и памятные сувениры).

Из практики преподавания заметила, что момент присоединения должен быть таким, который позволяет включить в процесс осознания той или иной социокультурной категории всех учеников, прочувствовать, приобрести новый жизненный опыт, дать толчок к дальнейшему развитию личности.

В момент присоединения важно слушать и слышать друг друга, чтобы затем в процессе общения выработать собственную позицию.

Присоединение — это как настройка инструмента и даже м.б. важнее, потому что фальшивая нотка , данная на занятии в момент присоединения учителем, нарушает душевное и доверительное общение взрослых и детей вокруг той категории, которая предлагается для обсуждения. И ВСЁ! Душа ребенка закрылась, контакт нарушен. Нарушилась и преемственность в АФО на основе целостной системы. Вроде бы и занятие прошло, а вот разговор души с душой не состоялся .Ведь душа -это самый тонкий инструмент, который не принимает фальши. Он просто замолкает .Не звучит!

Хочется поделиться своими наблюдениями.

Восприятие момента присоединения во многом зависит от состояния ребенка на данном занятии, свойств личности и от сердечного начала в маленьком человеке. С его помощью осуществляется выход на понимание той или иной социокультурной категории. Более того, присоединение помогает не только усвоить содержание занятия, но и способствует развитию духовности, коммуникативных навыков, помогает сформировать мотивацию и опыт социокультурного обновления человека.

Момент присоединения очень для меня важен ещё и потому , что он помогает выработать тот социокультурный иммунитет(по выражению А.В.Камкина), который потом в жизненном процессе, а главное, в жизненных ситуациях , позволит ребенку защищаться от негативных воздействий.

Для этого нужно одно — бережное отношение к душе любого человека.

Я отдала предпочтение лишь одному моменту из Активных Форм Обучения в преподавании «Урал. Человек. Истоки».Но это совсем не значит, что именно его я считаю наиболее важным, значимым на занятии . Хороший результат будет лишь при единстве всех активных форм обучения.

Но все таки Присоединение считаю сердцевиной.

Еще раз повторю и скажу, что на этом выстраивается вся дальнейшая работа. Образно говоря, присоединение -ключик, который помогает приоткрыть дверцу нашей души.

Учитель же — тот человек, который должен правильно подобрать нужный ключик, чтобы ощутить гармонию на занятиях «Урал. Человек. Истоки».

Ход урока

Учитель читает эпиграф и просит объяснить его смысл (<Приложение 1>).

1. Присоединение (вступительное эмоциональное слово учителя):

а) — Ребята, сегодня в нашу школу приехали гости из г.Новоуральска (посмотрите, поздоровайтесь и больше не обращайте на них внимание).

А кто такие гости?

Это долгожданные люди, пришедшие к нам по приглашению.

А когда мы приглашаем гостей?

На праздники, свадьбы, торжественные события.

Приглашенных гостей развлекают, показывают семейные реликвии, рассказывают интересные истории из жизни и прочее. При этом звучит приятная музыка (мы зашли в класс именно под звучание такой музыки).

Скажите, а у нас сегодня простой, будничный или необычный день? А как по-другому можно назвать сегодняшний день, используя одно слово?

Праздник (дети отвечают).

б) Обращаем внимание детей на доску, где висит календарь (<Приложение 1>).

Почему художник, который подготовил этот календарь обозначил одни числа красным, а другие черным цветом? Объясните.

Получаем ответ от детей: одни числа черным цветом обозначены — это будничные дни, а красным — праздничные.

Дети, посмотрите на сегодняшнюю дату. Это будничный день — 19.03.2008г. А вы говорите праздник. Почему?

Дети:

Не все праздничные дни обозначены в календаре, например, не указаны дни рождения, знаменательные даты и сегодняшний день, хотя для нас это праздник.

А как вы мне докажите, что сегодня праздник? - учитель.

На стенах висят шарики, звучит приятная музыка, празднично украшен класс, — отвечают дети.

Вы все назвали верно, а сейчас мы проведем аукцион «Приметы праздника». Кто назовет последним примету праздничного дня, тот будет поощрен памятным сувениром.

Сегодня мы с вами доказали, что этот день является праздником, хотя он не выделен красным цветом в календаре. Так может быть кто-то из вас знает историю происхождения общепринятых государственных праздников? (выслушиваются все выступления детей).

2. Введение понятия праздника.

Учитель обобщает выступления ребят и сообщает следующую информацию: до 18в. в России отмечались только церковные праздники. В эпоху Петра 1 появились светские праздники: Новый год, памятные дни в честь побед русского народа, коронация членов императорской семьи. Праздники воспитывали патриотизм, укрепляли боевой дух армии. Официальным торжествам придавалось особое значение: они считались главными празднествами империи и возводились в ранг закона для всех российских городов.

Так может теперь вы сформулируете конкретную тему нашего занятия? (образ праздника). А кто из вас попытается дать определение празднику? А сейчас мы проверим правильность своих рассуждений и прочитаем определение слова праздник в словаре Ожегова (зачитывается определение и сравнивается с предположениями детей). Еще раз внимательно смотрим на календарь в течение одной минуты (учитель снимает с доски календарь).

3. Ресурсный круг.

Все дети встают в круг.

— Сейчас каждый из вас будет называть по одному известному празднику, по очереди и прикасаясь рукой к следующему ученику, передавая ему право для выступления. Будьте внимательны и не повторяйтесь (выслушиваются все высказывания учеников). Вы назвали очень много праздников, может быть мы попробуем придумать свою классификацию им. Не бойтесь высказывать различные варианты, ведь это все весьма условно (дети называют следующие группы праздников: государственные, школьные, духовные, семейные, сельские, профессиональные и международные).

Все дети садятся за свои парты.

Распределите названные праздники в 6 групп: семейные, школьные сельские, государственные, духовные, международные.

Выслушиваются высказывания детей.

4. Работа в четверках.

— Вам выдается бумага, ножницы, клей, карандаши и фотографии с различных праздников. В течение 10 минут вы должны будете оформить одну группу праздников из шести, в виде праздничной газеты, выполняя работу в четверках пошагово.

Инструкция работы в четверках.

Шаг 1. Напишите заголовок группы праздников

Шаг 2. Расположите фотографии и рисунки и приклейте их.

Шаг 3. Подпишите фотографии.

Шаг 4. Напишите признаки праздника на маленьких листочках.

Шаг 5. Распределите, кто какую работу выполняет и приступайте!

— Не забывайте, у вас всего 10 минут! Желаю удачи!

В это время учитель приглашает двух желающих поработать у доски (работа в парах). На карточках для подготовлены названия праздников и заголовки групп праздников. Распределите их под соответствующим заголовком (после окончания задания дети оценивают работу друг друга и ставят взаимооценки, при необходимости учитель поправляет и контролирует данный процесс).

Каждая группа детей делегирует право выступления одному ученику и он защищает оформленную группой газету, поясняя ее.

5. Этап обощения.

Вот мы с вами оформили газеты о праздниках. Праздник закончится, газету сложим и уберем. А как же запомнить его на всю жизнь, запечатлеть образ конкретного, сегодняшнего праздника?

Можно сфотографировать, сделать аудио-видео, цифровую запись, оформить альбом, — предполагают дети.

А вы помните наши школьные праздники, начиная с 1 праздника, — спрашивает учитель.

Да помним, потому что у нас есть школьный альбом, — отвечают дети.

Действительно, ребята, в нашем классе есть прекрасная традиция: мы ведем с вами летопись и оформляем ее в альбом нашего класса, начиная с первого дня обучения, используя фотографии и зарисовки, записи и прочее. (показ альбома).

Давайте проведем итог нашего сегодняшнего урока и составим социокультурный ряд слов, который характеризует наши праздники. (Дети записывают их на листочках и закрепляют на доске).

Молодцы ребята, вы прекрасно поработали в парах, четверках и отдельно каждый из вас. Мне очень понравился сегодняшний наш урок.

6. Рефлексия.

Мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии, какие новые приметы праздников вы узнали, какие слова в социокультурном ряду ранее вам были незнакомы и почувствовали ли вы сегодня на уроке образ праздника, был ли он в вашей душе? (Выслушиваются все ответы детей).

М

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Цель : развивать речь детей, используя методику «Ресурсный круг»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ Старший воспитатель Осидак Наталья Павловна Санкт-Петербург 2016 год ОПРЕДЕЛЕНИЯ Интерактивный означает, находящийся в режиме взаимодействия, беседы,

Подробнее

Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей Подготовила старший воспитатель Гриднева Е.П. МУНИЦИПАЛЬНО Е БЮДЖЕТНО Е ДОШКОЛЬНО Е ОБРАЗОВАТЕЛЬНО Е УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 38 143405, Московская область, город Красногорск,

Подробнее

Планируемый результат

Технологическая карта урока английского языка по ФГОС. 2016 год Учебный предмет: английский язык Класс: 4 класс УМК: «Английский с удовольствием» авт. М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н.Н. Трубанева

Подробнее

Цель урока Задачи. Планируемый результат

муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 15 города Смоленска ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет ХИМИЯ Класс 8А Автор УМК О.С. Габриелян Тема урока Расчеты по

Подробнее

Воспитатель: Кирюшина О.Н.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г.белоярский Консультация для родителей: «Программа «Истоки. Воспитание на

Подробнее

Предмет математика класс 2 г

Предмет математика класс 2 г Тема урока Место урока по теме (в разделе/главе) Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» «Умножение и деление» 18 из 20 Тип урока Форма урока, форма учебной деятельности,

Подробнее

Технологическая карта открытого урока.

Технологическая карта открытого урока. Место проведения: МБОУ СОШ 22 г.о. Самара Уровень: школьный (присутствовали: методисты НМЦентра «РС Л.В.Занков», учителя школы) Дата: 22.04.2013 года Предмет: Окружающий

Подробнее

Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока. Ф. И. О. педагога Королькова Елена Александровна 2. Место работы МБОУ «Стёпанцевская сош». 3.. Должность Учитель начальных классов. 4. Предмет Литературное чтение ( обучение

Подробнее

«Игры и игрушки для детей 2-3 лет»

«Игры и игрушки для детей 2-3 лет» Ранний возраст ребенка это очень ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Родителям необходимо знать, что в каждый

Подробнее

КАТАЛОГ СХЕМ КОНТРОЛЯ.

КАТАЛОГ СХЕМ КОНТРОЛЯ. 1.Охрана жизни и здоровья детей 1.1 Создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей 1.2 Состояние участка 1.3 Организация деятельности детей в течение дня 1.4 Организация

Подробнее

по предмету математика 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 27 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Балаково Саратовской области АВТОРСКИЙ ПРОДУКТ МЕТОДИЧЕСКАЯ

Подробнее

ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ

ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ Оперативный контроль предполагает сбор информации «количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает, проводится или не проводится тот или иной вид

Подробнее

Аналитическая справка

Аналитическая справка по результатам мониторинга воспитанников младшей подгруппы МБДОУ детский сад «Петушок» Белгородской области Ивнянского района с.хомутцы освоения программы «От рождениядо школы» под

Подробнее

МБОУ «Лицей» Г. Рубцовск

МБОУ «Лицей» Г. Рубцовск В течение учебного периода 2013-2017 гг. продолжилось внедрение в образовательный процесс стандартов второго поколения (фото 1 класса и 4 класса, кл. руководитель Л.Ю. Полухина).

Подробнее

Конспект открытого урока

Конспект открытого урока Технологическая карта урока Учитель: Степанова Наталья Евгеньевна Учебный предмет: английский язык Класс: 5Б дата проведения урока: 17.12.2014 Автор и название УМК: Кауфман К.И,

Подробнее

Технологическая карта урока

Класс 2 УМК «В.В. Алеев. Музыка» Предмет: «Музыка» Тема: «Картинки с выставки» Тип урока: изучение новых знаний Место и роль урока в изучаемой теме: » Музыкальная прогулка» Технологическая карта урока

Подробнее

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТАКТИЛЬНАЯ СТРАНА»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г.лянтор ТВОРЧЕСКИЙ

Подробнее

«Художественно эстетическое развитие

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей 8 «Светофор» Интеграция различных видов музыкальной деятельности, как условие развития

Подробнее

МБУ детский сад 54 «Алёнка» г.о.тольятти

МБУ детский сад 54 «Алёнка» г.о.тольятти Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «В гостях у козы Лизы» Выполнил: Хакимуллаева Н.Н.,

Подробнее

Проект «Откроем Музыке сердца»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад 9» Проект «Откроем Музыке сердца» Работу выполнила музыкальный руководитель Зворыгина Т.М. г. Губаха, 2016 г. Название проекта:

Подробнее

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФГОС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФГОС ФИО педагога: Маркина И.И. Предмет/ класс: литература, 5 а Дата: 2014г. Общая информация о занятии Тема: «А.Блок. Лирика поэта о природе» Цель: организовать учебную

Подробнее

docplayer.ru

Матсер -класс по теме «Активные формы работы» в курсе «Истоки»

Мастер-класс «Активные формы работы на занятиях курса «Истоки»

Предмет «Истоки» вводит в образовательное пространство систему важнейших духовно-нравственных категорий и ценностей. Предмет направлен на формирование чувства благодарной любви, прочной укорененности и привязанности к Отечеству, к родной земле, ее святыням, культуре, прошлому, настоящему и будущему. («Краткий словарь Истоковедения ». — М., TBS, 2000, с. 3)

Необходимо отметить и то, что период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для формирования нравственных понятий. В этом возрасте происходит интенсивное накопление поведенческого опыта.

В основе социокультурного системного подхода лежит идея активного воспитания. На практике реализация идеи активного воспитания осуществляется посредством активных форм обучения – социокультурных тренингов.

Под тренингом в социокультурном системном подходе понимается интенсивное или высокоинтенсивное обучение, осуществляемое по определенным технологиям с целью развития социокультурной основы индивидуума, группы, общества. (И. А. Кузьмин «Краткий словарь Истоковедения». — М., 2000, с. 19)

Активные формы обучения позволяют учащимся освоить основные понятия, категории и ценности жизненного опыта.

Активные формы обучения – это ядро урока «Истоки».

В ходе тренингов учащиеся осваивают и правила общения, а также учатся управлять собственной деятельностью и деятельностью группы.

Методикой активных форм предусмотрено активное участие всей группы учащихся. Взаимодействие учителя и учащихся строится на основе технологии эффективных коммуникаций, что позволяет проводить учебно-воспитательный процесс на едином аналоговом уровне, обеспечивает присоединение преподавателей к особенностям восприятия, мышления и чувствования учащихся, развивает взаимное доверие и взаимопонимание. Активные формы обучения помогают избежать назидательности, авторитаризма, обычной трансляции знаний.

Активные формы обучения имеют четкую структуру. Так в тренинге выделяются следующие этапы: подготовительный, основной (индивидуальный, в паре, в группе), обсуждение результатов, рефлексия.

Работа начинается с подготовительного этапа. На данном этапе более активен преподаватель. Во-первых, задача преподавателя ввести учащихся в тему, присоединить к вопросу, который будет предложен для обсуждения.

Предлагаемое задание должно быть не только понятным учащимся, но и интересным. Активная форма обучения тогда достигнет своих целей, когда выполнение задания станет важным для самого ученика, когда он увидит и поймет смысл и значимость его выполнения. Следовательно, мотивация учащихся на предстоящую деятельность – это еще одна задача учителя на подготовительном этапе.

Для реализации этих задач учителю рекомендуется использовать иллюстративный ряд, музыкальное оформление, работу с учебным пособием и рабочей тетрадью, словесный инструментарий, присоединяющий учащихся с различным восприятием и развивающий целостное восприятие.

На подготовительном этапе учителю необходимо создать благоприятную психологическую атмосферу, настраивающую на доверительное, открытое общение.

Следующий этап — основной. На данном этапе более активны учащиеся. Задача учителя наблюдать за ходом работы. При необходимости учитель включается в работу группы, помогая лидеру наладить общение, а группе прийти к единому мнению, помогая правильно структурировать время и деятельность.

В методической разработке подробно описан алгоритм работы в паре, четверке, ресурсном круге.

На этапе обсуждения результатов учитель организует представление групповых решений и диалог между группами. На данном этапе важно научить детей формулировать и задавать уточняющие вопросы, аргументировано на них отвечать, вести конструктивный диалог. Все это поможет учащимся лучше понять друг друга.

Роль учителя на данном этапе заключается в организации диалога между учащимися и подведении детей к необходимым выводам. Однако выводы делают учащиеся.

Учителю важно доказательно, четко и доступно объяснить экспертную оценку. Для этого ему необходимо заранее ознакомиться с тренингом и экспертной оценкой.

Сообщая экспертную оценку, учитель может присоединиться к мнению учащихся по тем пунктам, где их решение совпало с экспертной оценкой, и более подробно объяснить те моменты, где учащиеся не пришли к общему мнению или испытывали неуверенность и затруднения.

Рефлексия – это еще один важный этап тренинга. Именно на этом этапе происходит осмысление значимости общения и действий во время активной формы, происходит переструктурирование уже имеющегося опыта.

Также на этапе рефлексии подводятся итоги общения, анализируются результаты работы. При этом упор делается на положительном опыте. А то, что еще не совсем получается в работе, формируется в виде этапов для дальнейшего развития.

Все учащиеся имеют возможность посредством обратной связи получить объективную оценку социокультурного развития. Такая системная работа способствует как развитию каждого учащегося, так и группы в целом.

.

Ресурсный круг, наряду с работой в группе, является одной из основных активных форм обучения в четвертом классе.

Ресурсный круг проводится на различных этапах урока: в начале урока, с целью присоединения к теме и актуализации знаний и опыта учащихся; в середине урока, с целью освоения новых понятий; а также в заключительной части урока, с целью осмысления и прочувствования того, о чем шла речь на уроке.

Вашему вниманию хочу представить фрагмент урока 4 класса.

Если в первом классе в центре внимания находились ценности Слова, Образа и Книги, во втором классе знакомство с ближайшей средой и основными видами деятельности человека, а в третьем классе -ознакомление с истоками ценностей внутреннего мира человека, то в четвертом классе происходит знакомство с истоками отечественных традиций как важнейшими механизмами сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Таким образом, задача курса «Истоки» в четвертом классе дать-представление об истоках важнейших отечественных традиций.

Наряду с этим курс «Истоки» в 4-ом классе призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «Истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. Из этого следует вторая учебно-воспитательная задача курса.

Мастер-класс

(Участники садятся в круг)

Давайте поприветсвуем друг друга и выразим рукопожатием надежду на благотворное сотрудничество.

Продолжаем знакомство с традициями дела и познакомимся с понятием служение.

Я попрошу Вас догадаться о чём мы будем говорить сегодня.

Булат Окуджава «Святое воинство».

О каких традициях воинства вы услышали в песне.

Назовите образы, которые вы представляете услышав слово ВОИНСТВО

Какие звуки вы слышите звуки, какие чувства, ощущения.

(участники рассаживаются за парты)

Родная земля нуждается в защите, издавна для мужчин важнейшим было воинское служение. Оно заключалось в том, чтобы надежно защищать Отечество, не давать его в обиду, изгонять врага, если он вторгся в родные просторы. Для этого требовалось владеть оружием, знать основы воинского дела, быть верным своей Родине.

В воинском служении всех времен много общего, есть устойчивые боевые традиции.

Работая в группах, вы познакомитесь с некоторыми традициями русского воинства, прочитаете статью и составьте ответ по плану:

  1. Название традиции.

  2. Фраза, характеризующая традицию.

  1. Любовь к оружию, искусное применение его в бою – славная традиция Российских воинов, которая корнями уходит в глубокую старину. Выражением этой традиции стал торжественный ритуал вручения оружия молодым воинам. Он символизирует передачу дела защиты Родины одного поколения другому. Получая личное оружие, молодой воин, уже изучивший его и хорошо владеющий им, клянется быть в постоянной готовности с честью выполнить свой долг перед Родиной и применять оружие только для защиты, а не для нападения.

  2. Воинское служение требует строгой дисциплины, порядка. Воин несет государственную службу, поэтому он действует не по собственной воле, а по приказу. Приказ же командира не обсуждается, а исполняется беспрекословно и в точности. Дисциплина – это внутренний приказ привести себя в порядок. Дисциплина – это выполнение приказа без обдумывания. Дисциплина – это железное воспитание и беспрекословное подчинение. Дисциплина исходит изнутри. Необходимо развивать в себе чувство долга. Недисциплинированные люди без чувства долга обманывают ожидания своих соратников и своего Вождя. Трусы недисциплинированны и у них отсутствует чувство долга.

  1. Есть такая профессия – защитник Родины. Воинский труд необходим нашему обществу, от него зависит самое главное – свобода и независимость Родины, сохранение мира. Справедливо говорится, что Родине служить нельзя в полсилы. Ратный труд требует максимальной мобилизации всех моральных и физических сил, полной самоотдачи. Без отваги солдатской на победу в бою рассчитывать не приходится даже в наш технический век. Отважный солдат всегда имеет веру, хранит верность, служит верой и правдой.

  1. Знаком воинской чести было и остается боевое знамя. Его бережно хранят. Около него день и ночь стоит часовой на посту №1. Ветераны передают его новым поколениям воинов. Со знаменем ходят в атаку, в боевой поход. Знамя всегда вместе с бойцами в бою. Перед ним преклоняют голову и встают на колено во время принесения присяги. Оно торжественно проносится во время парада. Знамя склоняют, когда прощаются с погибшими боевыми товарищами.

  1. Есть еще одна традиция, которую свято чтят в России и считают своим долгом передавать священную память о павших. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле. Люди возводили мемориальные памятники погибшим воинам, старались сделать так, чтобы каждое захоронение было известно, следят за общими захоронениями. Гражданский долг каждого человека – сохранить в душе чувство благодарности по отношению к людям, отдававшим свой долг. Важно не только возводить памятники, но и следить за его состоянием. Сохранение исторической памяти о защитниках Родины является одной из основных задач современного общества.

  1. Воинское служение многогранно. Каждый несет его на своем месте и выполняет то, к чему призван Отечеством. Рядовой воин точно и в срок выполняет приказ командира. Он безупречно владеет своим воинским мастерством. Он силен и отважен, готов помочь товарищу. Если нужно, то готов проявить самостоятельность и инициативу. Но на какой бы должности не находился воин, какой бы воинский чин он не носил, общим для всех было одно: за их спиной было Отечество, отчий край и родной очаг. А бывает, что в руках воинства оказываются и судьбы всего мира, поэтому каждый воин должен быть преданным и верным своей Родине.

ИТОГ Кто смог прийти к согласию, работая в четверке.

РАБОТА в ПАРЕ

Это далеко не все традиции. Прочитайте и отметьте традиции русского воинства, объясните одну из них. Сначала самостоятельно, в паре. ( тетрадь, с. 19)

Залог воинского успеха — смелость и осторожность

В воинском деле нет мелочей

Уважай неприятеля

Умей предвидеть развитие событий

Мгновение дает победу

Формула победы: глазомер, быстрота, натиск

Воин несет свою службу не для награды, а во имя Отечества

Ресурсный круг.

Нет такой семьи, которая не знала бы, что такое традиции воинства.

Какие традиции русского воинства соблюдают в вашей семье?

ИТОГ

Синквейн

Существительное

Прилагательное-2

Глагол -3

Фраза (идея)

Существительное

ВОИНСТВО

Смелый, мужественный

Служить, защищать, побеждать

Отважный солдат всегда имеет веру!

Родина!

РЕФЛЕКСИЯ

Я понял, что…

Я буду…

Мне захотелось узнать…

infourok.ru

План-конспект занятия (старшая группа) по теме: Ресурсный круг с участием родителей и детей по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Радость послушания».

Конспект

организованной образовательной деятельности

по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе

по теме: «Радость послушания».

ООД проводится совместно с родителями

Составитель: Николашина О.А.

Форма проведения: ресурсный круг.

Цель: Присоединение родителей к отечественным традициям. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении социокультурной категории «Послушание». Формирование единой системы духовно-нравственных ценностей в семье и в детском саду.

Задачи:

  1. Проанализировать имеющийся опыт воспитания послушания у детей.
  2. Способствовать развитию мотивации у родителей к взаимодействию в группе.
  3. Познакомить родителей с технологией духовно-нравственного воспитания по книге «Радость послушания» через активную форму —  ресурсный круг.

План проведения ресурсного круга:

  1. Присоединительный этап. Работа в круге. Присоединительное слово воспитателя по теме: «Послушание.
  2.  Основной этап. Работа в круге. Беседа с родителями о послушании.

— Беседа с родителями по теме «Опыт воспитания послушания у детей в семье».

— Размышления вместе с родителями о пословицах.

— Обсуждение с детьми прочитанных сказок, в которых отчётливо прослеживается тема послушания.

-Знакомство родителей с технологией духовно-нравственного воспитания по книге «Радость послушания».

— Работа в микрогруппах (выполнение задания родителями вместе с детьми).

3. Заключительный этап. Рефлексия.

Развивающая предметно-пространственная среда: музыкальный центр, записи с музыкальными заставками и песнями о послушании, презентация «Радость послушания», свеча, книга № 2 для развития детей 5-6 лет «Радость послушания», задания для родителей, напечатанные на листках бумаги и оформленные на ватманах, простые карандаши, маркеры, ножницы, клей, чистые листы бумаги.

Предварительная работа:

С дошкольниками: Чтение русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Снегурушка и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Иван Царевич и серый волк», Царевна – лягушка», «Сказка о послушном мышонке», «Волк и семеро козлят», «Аленький цветочек» и др.

— Заучивание пословиц и поговорок о послушании.

— Закрепление правил поведения в детском саду, дома, на улице.

— Зарисовка сюжетов из любимых сказок о послушании.

С родителями: Предложить родителям ознакомиться и поразмышлять на тему: «Радость послушания».

Звучит музыкальная заставка.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашей встрече. Проходите пожалуйста.

Присоединительный этап. Работа в круге.

Прошу всех пройти встать в центр и сделать круг.

Вы знаете, недавно я прочитала одно интересное стихотворение. С ним я и хочу с вами поделиться. А называется оно «Разговор с дедушкой». Написал это стихотворение известный детский поэт Владимир Орлов.

«Разговор с дедушкой»

— Ты, дедушка, прожил

На свете сто лет!

Скажи нам, пожалуйста,

В чем тут секрет?

-Тут нету секрета,-

Ответил нам дед.

-Я слушался взрослых

До старости лет!

Воспитатель:

— Дети, как вы думаете, о каком секрете поведал дедушка? (Ответы детей)

— Уважаемые родители, дорогие дети, как вы думаете, о чём мы будем сегодня размышлять с вами? (Ответы родителей и детей)

Уважаемые родители, как вы понимаете слово «послушание»? Давайте поразмышляем над этим понятием. Я передаю вам свечу, вы каждый высказываете своё мнение. (Воспитатель передаёт свечу справа родителю. Родитель отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу. Таким образом высказываются все родители).

Воспитатель (когда свеча возвращается к педагогу): Я совершенно с вами согласна. Послушание — это доверие опыту старших, уважение, а ещё это душевный покой. В толковом словаре Ушакова значение понятия послушания определяется как повиновение, покорность родителям.

Профессор Николай Евграфович Пестов писал: «Послушание – это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует в ребёнке развитие всех душевных достоинств». Поэтому послушание основано на взаимной любви, доверии, привязанности детей к родителям и родителей к детям.

Воспитатель: Прошу всех пройти и занять свои места. (Родители садятся вместе с детьми на стулья, объединённые одним кругом).

Воспитатель: Послушание – это первая ступень дисциплинированности. В послушании выражается уважение и доверие ребёнка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт.

Основной этап.

Ресурсный круг. Воспитатель: В каждой семье имеется опыт воспитания послушания у детей, а что помогает вам воспитывать послушание у своего ребенка? Поделитесь пожалуйста с нами.

Педагог передаёт свечу сидящему слева родителю. Родители передают свечу друг другу, отвечают на вопрос и делятся опытом послушания в семье.

Воспитатель: Спасибо за ваши ответы. Это замечательно, что вы поделились своим опытом воспитания послушания у детей. Хочется обратить ваше внимание на то, что ребёнок не должен безоговорочно выполнять распоряжения взрослых, потому что послушание не цель, а такой способ, педагогическое средство, при помощи которого осуществляется воспитание растущего человека. Важно, чтобы ребёнок, выполняя просьбы взрослых, понимал, почему это необходимо. Такое восприятие создаёт у ребёнка внутреннее согласие с требованием взрослого и, следовательно, помогает мобилизовать волю к самоограничению, к отказу от желаемого. Дети растут в таких семьях уверенные, зная, что у них есть те, кто их поддерживает и ценит. Родителям же в свою очередь спокойно и радостно за своих детей.

Воспитатель: Воспитание послушания нашло своё отражение в народных пословицах и поговорках. Обратимся к пословицам.

Предлагаю вам разделиться на две микрогруппы и поразмышлять вместе с детьми о смысле пословиц:  

  1. «Кого уважают, того и слушают».
  2. «Покорному дитяте всё кстати».

 (Воспитатель предоставляет родителям и детям некоторое время для осмысления пословиц. Затем родители высказываются о смысле пословиц).

Воспитатель: Спасибо большое за ваши высказывания о смысле пословиц. Данные пословицы представлены в книге по духовно-нравственному воспитанию «Радость послушания». Во время организации образовательной деятельности мы обсуждаем с детьми пословицы и поговорки, размышляем над их смысловым значением.

Пословицы и поговорки о воспитании послушания у детей передают нам вековую мудрость народа.

Обращаю ваше внимание, уважаемые родители, что, занимаясь воспитанием своего ребёнка, играя с ним, регулярно употребляйте в своей речи пословицы. Ведь вы тем самым незаметно прививаете своему ребёнку необходимое мировоззрение в отношении понятия послушания.

Воспитатель: Незаменимым источником для нас в воспитании послушания у детей являются сказки.

Ребята, о послушании мы с вами говорили, читая наши любимые сказки. Давайте вспомним названия этих сказок.

А вспомнить их нам поможет волшебный сундучок.

Волшебный сундучок предлагает вам интересные загадки о героях сказок о послушании. Давайте попробуем отгадать эти загадки:

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!..

(Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Ах ты Петя-простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Сказка «Петушок золотой гребешок»)

В дверь стучится серый волк,

Он в козлятах знает толк…

Волк – притворщик и бандит!

Кто злодея победит?

Сказка учит малышей,

Как спастись от злых людей.

Маму слушайся дружок

И не страшен будет волк. 

(Сказка «Волк и семеро козлят»)

— Птицы страшные летали, 
Братца милого украли. 
Ничего с ним не случится — 
Выручит его сестрица.

(Сказка «Гуси-лебеди»)

На экране появляются иллюстрации к сказкам.

Воспитатель:

— Ребята, в чём девочка ослушалась родителей? (Ответы детей).

— Почему сначала не помогли девочке и печка в поле, и яблонька, и молочная река – кисельные берега? (Ответы детей).

— Сколько же пришлось ей испытать трудностей, чтобы найти и спасти братца? (Ответы детей).

— Что помогло девочке спасти братца? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, девочка ослушалась родителей, поэтому ей пришлось испытать много трудностей, чтобы найти и спасти брата. Всё изменилось, когда она стала послушной. Девочке помогли и молочная река с кисельными берегами и яблонька, и печка, что позволило ей вместе с братцем возвратиться домой. А преодолеть все трудности девочке помогли послушание, терпение, настойчивость, любовь к брату.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, рассказала ли девочка родителям о том, что она ослушалась наказа родителей?

(Показ детям страницы с иллюстрацией из книги «Радость послушания», где девочка припала на колени к родителям и поведала о том, что произошло в их отсутствие). 

Воспитатель: Уважаемые родители, я рекомендую вам организовывать дома семейные чтения сказок.

Физкультминутка.

Наши алые цветки (плавно поднимают)

Распускают лепестки (руки вверх)

Ветерок чуть дышит (качают руками)

Лепестки колышет (вправо, влево)

Наши алые цветки (приседают, прячутся)

Закрывают лепестки

Головой качают (качают головой)

Тихо засыпают (вправо, влево).

Воспитатель: Ребята, вы отобразили послушание в своих рисунках. Расскажите пожалуйста о них. (Рассматривание рисунков).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю всем подумать и ответить на вопросы.

Для детей:

Как это быть послушными? Что значит для вас быть послушным? (Дети по кругу передают цветок и высказывают своё мнение).

Для родителей:

Что для вас значит «послушный сын»?, «послушная дочь»? Какими принципами и правилами должен руководствоваться ребенок, чтобы его можно было назвать послушным? (Родители передают по кругу свечу и высказывают своё мнение).

Воспитатель: Уважаемые родители, скажите каждый своему ребёнку пожелание.

Воспитатель: Почему родители стремятся к тому, чтобы дети их слушались?

Воспитатель: Спасибо всем большое за ответы.

Воспитатель: Ребята, а всегда ли вы слушаетесь своих мам, пап, бабушек, дедушек?

Как часто им приходиться уговаривать вас не шуметь, не озорничать?

Порой вы капризничаете. Это очень огорчает их. Родителей надо радовать примерным поведением, часто говорить им спасибо и ничем не расстраивать.

Почему нам так важно прислушиваться к советам старших? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, важно прислушиваться к советам старших, потому что жизненный опыт большой, богатый, доверяем опыту старших, они умеют отличать добро и зло, учат не делать ошибок на жизненном пути.

Воспитатель: Ребята, мы проявляем послушание не только тогда, когда прислушиваемся к советам старших, но и также тогда, когда выполняем установленные правила. Например, «Переходи дорогу только на зеленый сигнал светофора»; «Мой руки перед едой».

— А какие правила вы еще знаете?

Воспитатель: В течении многих веков люди стремились выполнять важнейшие жизненные правила, следовать добрым обычаям.

(Деление участников ресурсного круга на две микрогруппы)

Воспитатель: Дети, а по каким правилам мы живём в группе?

Задание для первой микрогруппы.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с родителями попробуем составить грамоту послушания для нашей группы и по этим правилам мы постараемся жить. (Обсуждения в микрогруппе, затем утверждаются в общем круге и записываются на ватмане в грамоту «Радость послушания»).

Примерные правила жизни в группе:

— Приходя в детский сад, здороваться со взрослыми и детьми.

— Дружно играть.

— После игры вместе убирать за собой игрушки.

— Собираясь на прогулку, помогать друг другу одеваться.

— Слушаться старших.

— В спальне соблюдать тишину.

— Беречь книги, игрушки, пособия и вещи.

Задание для второй микрогруппы.

Из предложенных правил:

— Любовь и уважение к ребёнку

— Доверие опыту старших

— Интерес к внутреннему миру ребёнку

— Принуждение

— Выдержка

— Уверенность

— Твёрдая воля

— Помощь в трудную минуту

Вам необходимо выбрать те, на чём по вашему мнению основано воспитание послушания у детей. Посовещайтесь, выслушайте друг друга, и придите к единому решению. Свои ответы разместите (приклейте) на оформленном ватмане. Кто-то один от группы выскажется и познакомит нас с вашим решением.

Воспитатель (Первая микрогруппа знакомит со своим решением): Молодцы, отличная памятка для нас получилась, мы повесим её на видное место и будем её часто повторять и пробовать жить по правилам.

Воспитатель (Вторая микрогруппа озвучивает результат своей работы): И так, вы считаете, что любовь и уважение к ребёнку, доверие опыту старших, интерес к внутреннему миру ребёнка, выдержка, уверенность, твёрдая воля, помощь в трудную минуту – это те правила, которые по вашему мнению, могут воспитать послушание у детей. Я разделяю ваше мнение по выбору правил.

Итак, теперь мы с вами единомышленники в воспитании послушания у детей. Вы дома, а мы в группе будем выполнять данные правила.

Воспитатель: Дорогие ребята, я уверена, что вы послушные дети, вы радуете старших, заботитесь о младших, добросовестно выполняете любое порученное дело.

Заключительный этап.

Рефлексия.  

Воспитатель: Спасибо вам за столь интересную беседу. За ваши ответы, размышления. Приглашаю всех встать в наш общий круг.

Пожалуйста, поделитесь мнениями о нашей встрече: «Узнали ли вы что-то новое на нашей встрече?», «Что вы возьмёте в свою семью в будущем с сегодняшнего мероприятия?» Передаём свечу и делимся впечатлениями.

Воспитатель: Я рада, что мы сегодня получили неоценимый опыт общения друг с другом, поделились своими мыслями и чувствами, обменивались мнениями. Благодарю всех вас за участие!

Я надеюсь, что наша встреча помогла вам осознать всю важность темы послушания, её значимость для каждой семьи. Не забывайте уважаемые родители, что вы являетесь примером послушания для своих детей и поэтому демонстрируйте им своё послушание своим родным и близким. Стремитесь всегда выполнять важнейшие жизненные правила: жить со всеми в мире и согласии, уважать старших, проявлять заботу о слабых.

Воспитатель: А вы, ребята, должны слушаться своих родителей и воспитателей. Вы знаете, какой радостью наполняются сердца родителей, когда вы откликаетесь на любую их просьбу, прислушиваетесь к доброму совету папы и мамы, дедушки и бабушки, воспитателя. И наоборот, сильно огорчаются родители, когда их дети поступают по своей воле, не обращают внимания на родительские или воспитательские предостережения. Ведь родители и мы — воспитатели любим вас и хотим предостеречь вас от всяких неприятностей, мы желаем вам только добра и счастья.

Звучит музыкальная заставка. Дети дарят родителям цветы, изготовленные своими руками и произносят слова: «Мы всегда вас будем слушаться, потому что мы вас очень любим». (Обнимают и целуют родителей).

Звучат песни о послушании.

Чаепитие.

nsportal.ru

Техника:: Круг ресурсов — trEnings.ru: всё о НЛП

Наложение якорей можно вполне успешно использовать для создания большого и мощного запаса ресурсов «на каждый день». То есть не ставить себе 38 якорей на различные полезные состояния, а создать один якорь с доступом к 38 полезным состояниям. Вот предлагаемая техника как раз и позволяет создать мощный ресурсный якорь используя наложение якорей.

0. Список ресурсов

Составьте список ваших наиболее важных и значимых ресурсов.
Ресурсом может быть:

Пример списка: спокойствие; умение договариваться; гармония; усидчивость; умение учиться; убеждение, что можно справиться с любой проблемой; любовь; счастье…

1. Визуализация «Круга ресурсов»

Представьте перед собой на полу круг диаметром 60-100 см.

2. Добавление ресурсов

Встаньте перед кругом. Подумайте о вашем ресурсе, прочувствуйте его, придумайте ему образ. Положите образ в круг. Повторите этот процесс со всеми ресурсами из вашего списка.

3. Вживание и редактирование

Сделайте шаг вперед и встаньте в «Круг ресурсов». Прочувствуйте его, позвольте изменить ему ваше состояние. Впустите его в себя. Выйдите из него. Подумайте, есть ли ещё ресурсы, которые вы хотели бы в него добавить. Если есть – вернитесь на предыдущий шаг. Повторяйте добавление ресурсов до тех пор, пока не решите, что на данный момент вам больше добавлять ресурсов не надо.

Естественно, если через какое-то время вы решите, что стоит добавить ещё пару ресурсов – решительность или умение быстро мотивироваться, — вы можете совершенно спокойно их в этот круг добавить. Просто представьте его и положите образы ресурсов в круг.

4. Расширение Круга Совершенства

 

На этом этапе мы обучаем бессознательное включать якорь по мере надобности. В принципе, мы создаём убеждение о том, что у нас все эти ресурсы есть в любой месте и в любое время.

Иногда возникают сложности при расширении Круга Совершенства: уменьшается «концентрация» ресурса, он рвётся, становится малозаметен и т.д. Тогда можно выбрать другую метафору: «мешок ресурсов» или «шар ресурсов».  В этом случае, «мешок» и «шар» не растягивают в пространстве, а носят с собой. И проверяют, что из него можно достать нужный ресурс в любой точке комнаты, города, …, через неделю, …, через 5 лет, …, в различных ситуациях.
а. Расширение в пространстве.
Расширьте ваш «Круг ресурсов» до размера комнаты. Проверьте, что в любой части комнаты вы можете получить доступ ко всем этим состояниям. Сделайте как минимум три проверки – например, в углу, по середине комнаты, у окна.

При проверке, если есть возможность желательно переместиться в нужную точку физически: пройтись по комнате, выйти в коридор и т.д. Понятно, что исследование доступа в различных точках города и мира скорее всего придётся делать мысленно. Собственно, именно так мы и создаём убеждения: проверил – правда, проверил второй раз – тоже правда, проверил третий раз – убедился. Для большинства людей хватает трёх проверок для создания убеждения, так что в каждом пункте исследуется как минимум три точки: три города, три времени, три ситуации.

Если вы смогли его расширить до размеров комнаты, значит можете расширить его и до размеров города. То есть, в любой части города вы сможете получить доступ к этим состояниям…
Если вы смогли расширить «Круг ресурсов» до размеров города, то можете расширить его и до размеров страны…
Если вы смогли расширить его до размеров страны, значит можете расширить и до размеров мира. То есть в любой части мира вы можете получить доступ к этим состояниям…
б. Расширение во времени.
Аналогично предыдущему.
завтра;
через неделю;
через месяц;
через год;
через 5 лет;
через 20 лет;
через 50 лет.
в. Расширение по ситуациям.
То, что вы смогли расширить «Круг ресурсов» во времени и пространстве, это означает что вы можете получить доступ к этим состояниям практически в любой ситуации. Проверьте: представьте не менее пяти различных ситуаций в разных местах через различное время.

5. Анализ

Что Вам дал этот процесс?
Как изменит полученный навык Вашу жизнь?
Как Вы будете использовать его?

6. Тренировка

Доступ к ресурсам лучше ещё потренировать некоторое время: идёте по улице – вспомните о «Круге ресурсов», приехали на работу – проверили, что он с вами, прилетели в другой город – ходите прямо в нём.
Так же «Круг ресурсов» можно использовать для подготовки к сложным ситуациям – переговорам, собеседованиям, экзаменам, — просто представляете заранее, что когда вы в этой ситуации, круг с вами. По мере необходимости можно добавить ресурсов.
И так же «Круг ресурсов» удобно включать в неожиданных сложных ситуациях – к которым вы не готовились, а они произошли. Просто вспомните о нём и получите доступ к нужным ресурсам.

Аудиозапись

Где проходим

Успешное Мышление 1

trenings.ru

Ресурсный круг «Семья».

Тренинг: применение Истоковских технологий в работе социальных педагогов

Ресурсный круг «Семья».

Цель: способствовать сплоченности активизация внутренних сил для работы .

Задачи

создание в группе доброжелательной, доверительной атмосферы в группе,

вызвать интерес у детей и настроить их на работу в группе,

предоставить участникам возможность лучше узнать друг друга,

формирование умения видеть, слушать, чувствовать и давать обратную связь

способствовать безоценочному принятию родителями детей, детьми родителей

эмоциональная разрядка

развитие коммуникативных навыков.

способствовать формированию целостности семьи,

актуализация жизненных ценностей семьи.

Ожидаемый результат: 

развитие рефлексивных особенностей,

снятие напряжения,

развитие эмпатии,

выявление семейных ценностей,

Форма проведения: тренинг.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

Время 2 мин

Здравствуйте! Очень приятно Вас видеть здесь таких заботливых, таких внимательных и таких любящих!Многие педагоги согласятся со мной, что работа с родителями является самой сложной в нашей педагогической деятельности. В то же время мы понимаем, как важно вовлечь родителей в образовательный процесс, чтобы прежде всего они были заинтересованы в воспитании своих детей. Родители чаще стали забывать о своей роли в воспитании детей, ссылаясь на загруженность, занятость. Наша задача — помочь родителям найти верные ориентиры в воспитании детей. Конечно, одними убеждениями этого сделать невозможно. Только в процессе живого общения, основанного на доверии, можно достичь положительного результата. Это очень важно, так как в современном мире так мало уделяется этому внимания. Такое образование, воспитание детей является большим плюсом для ребенка, его духовного мира и развития нравственных качеств, поведения, отношения к семье, обществу.

2. Входная рефлексия:

Время: 5 мин.

Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.

3. Приветствие – разминка. Сначала вы все будете молча ходить по комнате, а по моему сигналу-хлопку нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. Я буду говорить вам, каким способом следует «поздороваться», при этом каждый раз вам надо будет находить нового партнера. Итак: глазами… руками… плечами… ушами… коленями… пятками…»(все делаем под музыку веселую)

Цель: повышение групповой сплоченности активизация внутренних сил педагогического коллектива для плодотворной работы

4. Принятие правил группы

Время: 5 мин.

Прежде чем мы перейдем к упражнению необходимо принять правила

«Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, необходимо правила которые будут соблюдаться всеми:

www.prodlenka.org

реальный опыт применения для разных задач

6 октября 2017

12786 просмотров

Анна Штаер
Выпускающий редактор журнала «Жить интересно!», координатор проекта «Стодневка — экспедиция к новому Я». В здравом уме и твердой памяти променяла Москву на пермскую глубинку. Любит честные истории и умных собеседников. Не любит лентяев и курильщиков. Считает, что единственная возможность быть ответственным — это принять на себя ответственность за свою собственную жизнь.
  • interesno.co
  • facebook.com/anna.shtaer
  • Неделю назад участница проекта «Стодневка – экспедиция к новому Я» Анастасия Паукште опубликовала в группе ссылку на написанную ею программку для создания Круга Ресурсов.

    С помощью http://resourcesof.life можно нарисовать Круг по интерпретации автора проекта «Эволюция» Марины Комиссаровой – http://psychoalchemy.ru/krug-resursov. А можно создать свой круг с любыми, важными именно для вас жизненными категориями.

    Это простой инструмент для быстрого замера текущего состояния. Получившуюся картинку можно сохранить на будущее. Применяя инструмент регулярно, например, раз в месяц, можно следить за тем, как меняется ситуация в разных сферах жизни.

    Чтобы показать, как еще можно использовать круг ресурсов, мы подобрали статьи героев «Жить интересно!», в которых они делятся опытом применения этого инструмента.

    Подведение итогов

    Елена Коваленко тоже использует круг ресурсов (другое название — колесо баланса) для диагностики своего текущего состояния. Она рисует круг каждый месяц:

    «Методика несложная — выбрать восемь основных сфер или направлений своей жизни, оценить по десятибальной шкале свое состояние по каждому из направлений, изобразить это все на рисунке.

    Направления — пробовала разные, пока они не закрепились и не стали соответствовать направлениям, по которым планирую год. Теперь довольно легко найти себя на каждой из «осей колеса», потому что есть представление, чего по каждому из направлений хочется. Причем именно в этом году.

    Не всегда стоит стремиться к максимуму по каждому из направлений. В этом я согласна автором книги «Разожги огонь! Искренние советы для тех, кто ищет свой путь» Даниэлой Лапорт: «Чтоб внести гармонию в жизнь, нужно позволить каждому ее компоненту выступать на передний план, когда это наиболее необходимо и уместно». Если по какому-то из направлений ничего не происходит, но так и было задумано, значит, все в порядке…»

    Мое колесо баланса

    Евгения Шагина наглядно объясняет, как ставить цели с помощью круга ресурсов. Даже школьнику понятно:

    «Рядом с каждым направлением мы записали, как сын себя представляет в этом направлении — по десятибалльной шкале. Тут же он оценил, на сколько баллов по каждому направлению он ощущает себя сейчас. Соединили пункты между собой и получилось очень не ровное колесо, сын сам увидел, что надо выровнять его, что на таком колесе нельзя ехать.

    Я спросила сына: «Какое из направлений ты хочешь рассмотреть подробнее в первую очередь?» Он ответил: «Вокал».

    «Исходя из того, что десять баллов — это (и я перечислила то, что он мне сказал), а сейчас ты ощущаешь себя на шесть, что тебе нужно сделать, чтобы приблизиться к десятке?» Сын назвал три пункта. Я уточнила по срокам, один из пунктов он выполнил тут же, написав своему педагогу письмо.

    Таким же образом мы расписали все восемь «спиц» колеса. Сын лежал на полу и дрыгал ногами, а я записывала его придумки. Интересно, что в свои одиннадцать лет одной из спиц он сделал личную жизнь, смысл которой — «достичь взаимопонимания с девочкой». Также мне было несколько забавно услышать такие пункты, как «хорошо слушать на уроках» и «на репетициях быть понятливее». Я уточнила: этого достаточно, чтобы ты достиг своих целей на десять баллов? Сын уверенно ответил: «Да!»

    Как планировать движение к целям. Реальный пример

    Борис Бронштейн пошел еще дальше: нарисовал отдельное колесо для каждого жизненного сектора и ввел критерии оценки прогресса. В результате у него получились симпатичные «подшипники баланса», которые помогают поставить цель максимально точно и конкретно:

    Как внедрять в жизнь крупные изменения

    Участница «Стодневки» Анна Ященко считает, что ровное и гармоничное колесо – залог успешной и счастливой жизни:

    «Если человек страдает от какой-то сферы, это значит, что не прокачан ресурс.

    Прокачав ресурс, человек меняет внутреннее состояние, он становится уверенней, спокойней, привлекательней, в нем появляется энергия. Прокачанный ресурс дает возможность постоянно обеспечивать поток энергии с обеих сторон. От себя к ресурсу, от ресурса к себе.

    Именно это позволяет или решать проблему, или относиться к ней иначе, или отказываться от решения и уходить.

    Ресурс — это то, что обогащает и делает сильней. И помогает другие ресурсы прокачивать. Чем лучше прокачан какой-то ресурс, тем проще от него подключить и прокачать другие».

    Марафон «Осознанное планирование». Поговорим про баланс

    В марафоне «Осознанное планирование» Даша Игнатович показала, как использовать этот инструмент для самоанализа:

    «… Посмотрите на каждую сферу жизни — чего вы на самом деле хотите от каждой из них.

    Там, где низкая оценка, подумайте, почему, и задайте себе вопрос: я точно хочу быть руководителем/ атлетом/ путешественником и т.д.? Вы стремитесь достичь ваших подлинных целей, или гонитесь за стереотипами? Повторяете ли вы то, что делает ваше окружение и семья или идете своей дорогой?

    Если вы где-то поставили очень высокие оценки, спросите себя: хочу ли я большего? Не потому ли оценка высокая, что вам спокойно, удобно и комфортно? Чего вы хотите на самом деле?»

    Миф о балансе

    А вот у Вероники Кузенковой альтернативное мнение. Она считает идею «идеального баланса» утопичной и даже вредной:

    «Вам знакомо чувство тревоги, рожденное колесом баланса? Мне — да. После очередной диагностики, я бросалась ставить цели и писать планы по тем вопросам, где у меня явные проблемы. Правда, планы обычно не выполнялись, цели не очень достигались (в течение нескольких лет).

    Я очень переживала, что у меня в отличие от других, счастливых людей очень несбалансированная жизнь. И поэтому я старалась еще сильнее, загоняла себя еще больше, чтобы везде все успеть и сделать, наконец, это колесо круглым. Потому что тогда мне станет хорошо…»

    А как вы используете круг ресурсов? Поделитесь опытом в комментариях.

    Саморазвитие #Инструменты #Планирование #Приложения 

    interesno.co

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *