Решение профессиональной задачи учителем математики – Профессиональная задача учителя математики
Решение профессиональной задачи — создание предметной среды учебной дисциплины математика.
Профессиональная задача.
Создание предметной среды учебной дисциплины математика.
Использование различных элементов предметной среды учебной дисциплины математика для достижения прочного освоения учащимися учебного материала.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения. Мотивировать учащихся в условиях наличия трудности в выполнении заданий – значит затронуть их важнейшие интересы и дать им шанс реализоваться в процессе деятельности. Необходима такая организация учебной деятельности, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера, а именно это и ведет к раскрытию внутреннего потенциала личности ученика. При наличии активного использования ИКТ и учебника в обучении математике и невозможности достичь прочного освоения учащимися учебного материала вижу проблему в первую очередь в избыточности учебного материала, вызывающей перегрузку учащихся, что влечет за собой снижение мотивации изучения предмета
Рассмотрим действия, позволяющие повысить мотивацию учащихся:
Учет возрастных особенностей,
Выбор действия в соответствии с возможностями учащихся,
Использование коллективных и групповых форм работы,
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий,
Использование развивающих заданий на уроках,
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества,
Создание ситуации успеха,
Применение поощрения и наказания,
Формирование адекватной самооценки у учащихся.
Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, я использую различные приемы активизации.
Арифметические минутки,
Задачи – шутки,
Задачи на сообразительность,
Задачи в стихотворной форме,
Задачи с занимательным сюжетом,
Математические ребусы,
Головоломки,
Кроссворды.
Урок начинаю с арифметической минутки, предлагая для решения примеры устного счета, тем самым включая в работу весь класс. С интересом ребята выполняют задания, когда им предлагается исправить преднамеренно сделанные ошибки. Творческие домашние задания своей нестандартностью также возбуждают интерес к предмету. Включение в урок данных элементов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, позволяют простые рутинные вычисления превратить в необыкновенные приключения. Даже самые пассивные из детей включаются в работу с огромным желанием.
2.
№п.п. | Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи | Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос |
1 | Какие варианты организации учебного сотрудничества и межличностных коммуникаций на уроках математики существуют? | Изучение нормативных документов, изучение научно-педагогической, методической литературы, поиск информации в интернет-источниках |
2 | Что представляет собой предметная среда кабинета математики? Каковы возможности ее использования для реализации поставленных задач? | Изучение нормативных документов, изучение научно-педагогической, методической литературы, поиск информации в интернет-источниках |
3 | С какими трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий по изучаемой теме? | Взаимодействие со школьным психологом, классным руководителем, учителями-предметниками: обсуждение с коллегами мнений по поводу проблем учащихся, наблюдение за учащимися |
4 | Определить взаимосвязь предметной и метапредметной составляющих урока | Отбор предметного содержания и видов учебной деятельности, определить формы работы, которые позволят наиболее продуктивно решить поставленную мной задачу |
5 | Как эффективно спланировать учебную деятельность? | Составление сценария, технологической карты урока |
6 | Организации рефлексии урока с оценкой формирования предметных знаний и коммуникативных умений | Организации рефлексии урока с оценкой формирования предметных знаний и коммуникативных умений |
7 | Как оценить эффективность урока по решению поставленных задач? | Самоанализ проведенного урока |
3.
№ | Содержание собираемой информации (о чем?) | Источник этой информации | Метод работы с этой информации |
Виды технологий организации работы учащихся, на основе технологии создания индивидуального образовательного маршрута (не более трех на класс). | ФГОС ООО, примерная ООП и т.д. | Анализ, синтез, систематизация посредством составления таблицы «Умеют – не умеют», «должны научиться – могут научиться» и т.п. | |
Варианты организации учебного сотрудничества и межличностных коммуникаций на уроках для повышения мотивации учащихся. | Сайт «Математические этюды» http://www.etudes.ru Сайт «Все о математике» http://www.math.ru Журнал «Математика в школе» и т.д. | Изучение материалов (сайтов, литературы), отбор методов и приемов для организации учебного сотрудничества и межличностного взаимодействия на уроках. | |
Методы и приемы формирования познавательного интереса к предмету математика. | Сайт «Математические этюды» http://www.etudes.ru Сайт «Все о математике» http://www.math.ru Журнал «Математика в школе» и т.д. | Изучение материалов (сайтов, литературы), отбор методов и приемов для организации учебного сотрудничества и межличностного взаимодействия на уроках. |
Технологическая карта урока математики в 11 классе – «Нахождение производных функций».
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Терентьева Ольга Анатольевна
Класс: 11 МБОУ «Многопрофильный лицей»
Дата: 17.12.2016
Предмет: алгебра и начала математического анализа
УМК: С.М.Никольский, М.К.Потапов «Алгебра и начала анализа», 2014г.
Тема урока: «Нахождение производных функций»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: обобщение знаний и отработка умений вычисления производных по правилам дифференцирования
Задачи урока:
Обучающая:
— проверить степень усвоения учащимися теоретического материала и навык нахождения производной;
— продолжить формирование умений применять правила нахождения производных суммы, произведения и частного в ходе выполнения упражнений; воспроизводить и корректировать необходимые для этого знания и умения.
Развивающая:
— развивать познавательный интерес учащихся;
— развивать навыки самостоятельного учебного труда.
Воспитательная:
— формировать умения осуществлять самоконтроль и взаимопомощь;
— формировать культуру и дисциплину труда;
— духовно-нравственное воспитание на примере жизни выдающихся математиков.
Методы обучения: словесные (метод самостоятельной работы с дидактическим материалом), наглядные (частично – поисковый), репродуктивный, управления познавательной деятельностью под руководством учителя, демонстрация презентации.
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: тетрадь, ноутбук, таблица производных, карточки с заданиями для фронтальной и самостоятельной работы.
Основные термины и понятия: производная, правила вычисления производной.
Планируемый результат урока:
1. Учащиеся знают правила нахождения производных.
2. Учащиеся отработали навыки применения теоретических знаний расчета производной функции на учебных примерах.
3. Учащиеся почуствовали ответственность за качество и результат выполняемой работы на уроке.
План урока:
1. Организационный момент урока – 1 мин
2. Разгадывание кроссворда, постановка темы урока – 5 мин
3. Постановка целей урока – 2 мин
4. Повторение правил дифференцирования – 5 мин
5. Решение практических заданий – 10 мин
6. Историческая справка. – 5 мин
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой – 10 мин
8. Подведение итогов урока. Рефлексия – 2мин
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителяДеятельность учеников
Планируемый результат
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать с таких слов ««Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает»
Ф. Сефа
Слушают учителя.
Создание благоприятного психологического климата.
II. Разгадывание кроссворда, постановка темы урока.
Знак обозначения действия сложения.
Сумма длин всех сторон многоугольника.
Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей.
Тригонометрическая функция.
Часть прямой, заключенная между двумя точками.
Равенство, содержащее переменную.
Сотая часть числа.
Единица измерения угла.
Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла.
Часть окружности, заключенная между двумя точками.
Одно из основных неопределяемых понятий стереометрии.
Обучающиеся разгадывают кроссворд, получают слово
«Производная». Задавая наводящие вопросы, вывести
учащихся на формулировку темы урока
«Нахождение производных функций»
Формулировка темы урока.
III. Постановка целей урока.
Ребята, какую цель на сегодняшний урок вы ставите для себя, чего хотите достичь, чему научиться?
Ребята предлагают варианты. Затем вместе
формулируют цели:
— повторить правила вычисления производной суммы,
произведения, дроби;
— применить правила вычисления производных
для практических примеров.
Формулировка целей урока.
IV. Повторение правил дифференцирования.
На прошлых уроках мы с вами изучали правила вычисления производных. Давайте их повторим. На доске я записала правила вычисления производных и некоторые табличные значения производных, но в перемену кто-то побаловался и стер некоторые элементы.
ВСПОМНИ
Функция | Производная |
2х | |
С, с-const | |
, х | |
sinx | |
x | |
(x)+ | |
Cu(x) | |
u(x)v(x) |
Предлагаю попробовать их восстановить. (Заполнить пробелы, дописать на доске).
Ребята выполняют задания.
Повторение теоретического материала по темам «Таблица производной. Правила нахождения производных».
V. Решение практических заданий
Ребята, выполнив следующие задания, мы с вами ответим, кто же из ученых ввел обозначения производной, которыми мы пользуемся в наше время.
Вычислите производную в заданной точке.
у = 2х3, х0 = 0 А
у =+4, х0-=4 Г
у =, х0=-1 Р
у = х3*(2х+х2), х0=1 Н
у = 2sinх-13, х0= А
у = 2ctgx, х0 = Ж
у= , х0= 1 Л
Каждому заданию присвоена своя буква, выполняя его и найдя в 1 строке таблицы число, полученное в ответе, записываем во вторую строку соответствующую букву.
ОТВЕТ | 0 | -4 | 2 | 13 | -2 | ||
БУКВА |
Обучающиеся выполняют задание на доске и в
тетрадях под руководством учителя,
повторяя правила нахождения производных и
таблицу производных.
Закрепить умение находить производные функций, используя правила нахождения производных суммы, произведения и частного, производной степенной функции, тригонометрических функций.
VI. Историческая справка
Ребята, послушаем сообщение о истории возникновения термина «Производная»
Обучающийся читает сообщение
Получение знаний о развитии математического анализа и вкладе ученых в это.
VII. Самостоятельная работа ( парная работа).
Ученикам предложено на карточках найти производные функций
ВАРИАНТ 1
Найти производную функции
у = х2
у = 5,2
у =
у = 2х9-4х7+8х-10
у= 2сosx+sinx
y= tgx+4x
ВАРИАНТ 2
Найти производную функции
у = х3
у = 3,7
у =
у = 3х8-2х6+2х-8
у = 2sinx+ cosx
y = ctgx — 3x
После выполнения работы ученики обменивается тетрадями с соседом по парте. Решения с правильными ответами проектируются на экран.
ОТВЕТЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ2 |
1. у’= 2х | 1. у’= 3х2 |
2. у’= 0 | 2.у’= 0 |
3.у’= , | 3.у’= |
4.у’= 18х8-28х6+8 | 4.у’= 24х7-12х5+2 |
5.у’= -2sinx+ cosx | 5.у’= 2cosx- sinx |
6.у’= + 4 | 6.у’= — 3 |
Критерий выставления оценок записан на доске:
все правильно – «5»
1-2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
В остальных случаях – «2»
Обучающиеся записывают на листочках ответы.
По окончанию меняются тетрадями, выполняют
взаимопроверку.
Проверка умений и навыков нахождения производной по правилами с использованием таблицы производных.
VIII. Рефлексия.
Лист рефлексии Подчеркните, пожалуйста, те состояния, которые ты испытывал в процессе сегодняшнего занятия: | |
интерес беспокойство эмоциональный подъем | скука удовольствие раздражение |
Спасибо за урок.
Методы рефлексии, применяемые на уроке, наблюдение за развитием учащихся во внеклассной работе, на последующих уроках.
Использованные на уроке методы и приемы совместной деятельности ученика и учителя, которые включали в себя игровые моменты, самостоятельную работу как средство формирования познавательного интереса к предмету, сотрудничество, положительный эмоциональный настрой, дает в результате не только овладение каждым учащимся суммой математических знаний и умений, но и формирует универсальные учебные действия и обогащает личностный опыт, учитель умело управляет познавательной деятельностью учащихся.
Данные приемы и методы работы эффективна еще и тем, что применяются практически на всех уроках и во всех классах. Условия ее организации известны учащимся, ее легко организовать. Основное условие – обоснованность выбора данного приема в конкретном контексте урока.
Использовать в других ситуациях можно:
Фронтальный опрос
Прием использования элементов предметной среды: запись материалов на интерактивной доске или планшетах учащихся, объединенных с ней, с их последующим обсуждением. Причем это может быть использовано не только в рамках одного урока, но и на протяжении всей темы. Этот прием может быть использован также и для прослеживания роста учащегося: «Что знаем в начале темы?» — «Что знаем в конце темы?»
Совершение намеренных ошибок в какой-либо информации с их последующим поиском и обязательным обсуждением.
Звукозапись домашнего задания на уроках по другим предметам.
Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи | Этические нормы и/или права, которые могут быть нарушены | Действия учителя по предотвращению нарушения этических норм и/или прав |
Общение с детьми | Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их | Слушать детей, не перебивать. В случае ошибок учащихся использовать обороты «Давай будем рассуждать», «Давай вспомним определения» и т.д. |
Создание мотивации к обучению | Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися | Показывать «красоту» математических решений, возможность выбора одного решения из нескольких |
Проектирование ситуаций по развитию личности учащегося | Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка | Сопереживать деятельности групп, команд |
При такой методике построения урока происходит обмен знаниями учителя и учеников. Учитель вместе с учениками осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания, которое подлежит усвоению.
Требования:
1) Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе.
2) Стимулирование учащихся к высказываниям.
3) Оценка деятельности не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
4) Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
5) Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
6) Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учителя.
7) Информация о домашнем задании.
8) Специальное повторение. Бывает недельное повторение (в течение 20 минут каждый понедельник повторяется то, что было пройдено за неделю). Повторения раз в месяц.
9) Контроль усвоения знаний учащимися. Тесты.
Новые подходы к обучению должны обеспечить самостоятельную познавательную активность учащихся в освоении нового материала – на уроке, а не дома. Если после объяснения нового материала не предусмотрены различные виды проявления активности учеников для его осмысления, такое построение учебного процесса надо считать малоэффективным. Активная позиция школьника на учебном занятии приводит к тому, что центр познавательных усилий ученика переносится на время школьного обучения. Объем домашнего задания сокращается, работа дома носит вариативный характер, включает задания на выбор. Домашнее задание приобретает творческий характер.
Поскольку любое занятие – это система, которая создается учителем для достижения конкретной цели, то из этого набора этапов можно создать самые разнообразные комбинации.
videouroki.net
Учебно-методический материал по математике на тему: Решение профессиональной задачи
Решение профессиональной задачи
Построение взаимодействия с участниками образовательных отношений
Вы учитель — ответственный за подготовку к проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов. Отразите свое профессиональное мнение в решении
РЕШЕНИЕ
При проведении предметной недели в школе следует учитывать, что эта неделя должна стать многоцелевым единством мероприятий, объединенных общими задачами.
Такими задачами становятся:
1) Воспитание познавательного интереса, через повышение мотивации учащихся.
2) Переориентация восприятия учебной дисциплины. То есть суметь показать учащимся известный учебный предмет с не известной стороны, не как набор правил и догм, а как живой постоянно развивающийся процесс. Раскрыть его связи с другими науками, с процессами происходящими в жизни, в быту.
3) Не формальное использование знаний, навыков, умений, которыми обладают дети.
4) Формирование целостного взгляда на мир и человека.
5) Расширение кругозора.
6) Общение преподавателей и учащихся во внеурочной деятельности.
Для решения данных задач необходима рационально отстроенная система конкурсов, игр, олимпиад, тематических клубов и т.п.
Положение о проведении предметной недели математики разрабатывается на методическом объединении математиков и утверждается на совещании школьной администрации директором и завучами школы в присутствии руководителей других методических объединений школы и научного руководителя школы (если таковой имеется). В Положении должны быть указаны мероприятия, определены сроки и места проведения, назначены ответственные за организацию и проведение мероприятия.
После утверждения положения издается приказ директора школы о проведении предметной недели. Отдельные пункты Положения доводятся до членов педагогического коллектива на еженедельном совещании, после чего начинается общая подготовка школы к проведению Недели.
В рамках математической Недели могут быть проведены:
Книжная выставка по истории математики. Ответственным является библиотекарь.
1. Школьный этап математической олимпиады, тестирование во всех классах. Проводят члены математического МО школы и завуч по УВР.
2. Стендовые задания (математические ребусы, логические задачи, практические задания) для разного возраста. Учащиеся решают выбранные задания самостоятельно и готовые работы сдают в Штаб проведения недели. Выявляются самые активные участники (по количеству правильно решенных заданий для своего возраста) Оформляют стенды учителя – математики и педагоги — организаторы.
3. Выпуск классных стенгазет по математике. Ответственные классные руководители.
4. Проведение игры на математическую тему по параллелям. Форма игры может быть разной (брейн – ринг, Поле Чудес, «Что? Где? Когда?», КВН, тендер, интеллектуальное казино и т. д. ) Ответственными за подготовку и проведение является завуч по ВР и педагог – организатор. Членами жюри назначаются учителя – математики.
5. Математический квест (игра- путешествие по станциям), где классы выполняют задания и получают призы (баллы, буквы для сложения слова, части пазла и т. д.) Ответственным за организацию назначается завуч по ВР. За станции – учителя — предметники, За классы – классные руководители.
6. Интегрированные уроки (отдельные учителя – предметники в рамках повышения квалификации, участия в конкурсе «Учитель года»)
7. Математический концерт. Подготовкой номеров для концерта становятся руководители кружков, учитель музыки, классные руководители, члены органов школьного самоуправления и т. д.
8. Итоговое мероприятие, на котором отмечаются наиболее активные участники (парад, аукцион или ярмарка (с начала недели выпускается предметная учебная валюта), присвоение званий «Самый…» и т. д.)
9. Итоги Недели обсуждаются на совещании пед. коллектива. Администрация школы отмечает (благодарность, премия) наиболее активных педагогов.
nsportal.ru
Методическая разработка на тему: Решение профессиональной задачи для педагога
Задача 8.
Вы учитель— ответственный за подготовку к проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов.
Руководителю школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики необходимо составить план мероприятий для предметной недели. Целью предметной недели является не только усилить мотивацию к изучению отдельно взятого предмета, но и показать связь между предметами данного цикла.
Для поиска решения данной задачи необходимо ответить на следующие вопросы:
№ | Вопрос, на который необходимо найти ответы для поиска решения задачи | Конкретные действия по поиску решения на данный вопрос | ||
1 | Какие формы мероприятий проводятся на предметных неделях? | Просмотр литературы, поисковых систем по различным типам нестандартных уроков, классных часов, предметных игр, форм внеурочной деятельности | ||
2 | Какие предметы цикла требуют большей мотивации? | Беседа с учителями предметниками, обучающимся, о различных трудностях при восприятии данного предмета. А также требования к предмету и форме изложения материала | ||
3 | Какие из ранее изученных форм мероприятий для предметной недели помогут повысить интерес к предмету? | В соответствии с методикой преподавания предмета выбрать более приемлемые | ||
4 | Какие предметы учителя цикла готовы объединить в одном мероприятии? | Изучить степень готовности учителей к бинарным мероприятиям в частной беседе, либо на заседании ШМО | ||
5 | В каких классах необходимо усилить межпредметную связь? | Определить параллели с неустойчивой мотивацией к выбранным для объединения предметам | ||
6 | Какие темы можно использовать из выбранных предметов для мероприятия в данной параллели? | Просмотр рабочих программ по выбранным для объединения предметам совместно с учителями данного цикла | ||
7 | Как распределить подготовку мероприятий среди учителей? | На заседании ШМО утверждается план предметной недели и распределяются обязанности по подготовке мероприятий | ||
№ | Содержание собираемой информации (о чем?) | Источник информации | Метод работы с этой информацией | |
1 | Формы мероприятий для проведения предметных недель (нестандартные уроки, классные часы, предметные игры, конкурсы и т.д.) | Методическая литература, интернет-ресурсы, обмен опытом с коллегами | Чтение, конспектирование идей, группировка разных форм | |
2 | Повышение мотивации к предметам данного цикла. Трудности преподавания предмета, и восприятия материала по предмету в разных параллелях | Личная беседа с учителями-предметниками, учениками разных параллелей, анкетирование. Просмотр литературы по методике преподавания данных предметов. Требования к полученным знаниям и умениям. | Обработка анкет, выявление западающих моментов, требующих повышения интереса к предметам | |
3 | Опыт комбинирования предметов в различных мероприятиях | Интернет источники, собственный опыт учителей | Выявление положительных и отрицательных аспектов комбинированных мероприятий | |
4 | Выбор параллели для совместного мероприятия (рассмотрение тем для заданий по совмещаемым предметам) | Рабочие программы по предметам данного цикла | Выбор возможных тем для заданий мероприятия |
В результате решения задачи было предложено провести физико-математическую игру в 7 классе.
Мероприятие: «Крестики-нолики»
Предмет: математика, физика
Класс: 7
Цель: повышение интереса к изучению математики и физики, развитие творческой активности, познавательных способностей, закрепление знаний и умений по пройденным темам.
Правила игры:
В игре участвуют 2 команды: «крестики» и «нолики» (кто есть кто, определяется жеребьёвкой), каждая команда заранее выбирает капитана;
на доске (или на слайде) — игровое поле, в клетках которого записаны названия 9 конкурсов;
команда «крестиков» имеет право выбрать первый конкурс;
ведущий объясняет суть конкурса, выигрывает его та команда, которая быстрее справилась с заданием. Эта команда получает право поставить свой знак («крестик» или «нолик») в соответствующую клетку игрового поля и выбрать следующий конкурс.
В игре побеждает та команда, которой удалось поставить в ряд три своих знака или, если это не удалось ни одной команде, то побеждает команда, чьих знаков на поле больше на момент окончания игры.
Игровое поле
устами младенца | секретное послание | Гильберт |
два предмета | Мистер Х | кто быстрее |
геометрическая задача | блиц | найди ошибку |
Расшифровка конкурсов:
Мистер Х
Расставить по порядку номера фотографий ученых про которых идет речь.
Блез Паскаль
Ему всю жизнь не везло. В детстве необъяснимый недуг едва не оборвал его жизнь. Судьба пощадила его, но ненадолго. В юности внезапный паралич сделал его калекой — ноги отказывались служить, он едва мог передвигаться. Преодолевая физические страдания, он трудился с упорством, с упоением, свойственными лишь гениальному мыслителю.
В 16 лет Блез Паскаль стал не менее известным математиком, чем такие его современники, как Ферма и Декарт. В 18 лет он изобрел счетную машину- предшественницу арифмометра и прабабушку ЭВМ. Пришло время, когда он вторгся в ту область познания, в которой потерпел неудачу великий Галилей. Он начал с несоответствия между величинами массы налитой в сосуд воды с силой, с которой эта масса давит на дно. Желая получить наглядное доказательство «гидростатического парадокса», Паскаль выполняет опыт, получивший название «бочки Паскаля». В результате бесчисленных опытов он приходит к открытию закона, получившего его имя. «Давление, приложенное к поверхности жидкости, передается каждой ее частице без изменения своей первоначальной величины». Впоследствии, уже опираясь на открытый им закон, Паскаль получает следствие: «Если полный сосуд, закрытый со всех сторон, имеет два отверстия, одно из которых в 100 раз больше другого, то, помещая в каждое отверстие поршень, соответствующий этому отверстию, человек, нажимающий на малый поршень, будет создавать усилие, равное усилию 100 человек, нажимающих на поршень, по площади в 100 раз большей.»
Исаак Ньютон — талантливый английский физик, известный математик, знаменитый астроном и гений в механике, один из легендарных создателей базовой, классической физики, почётный член, а затем и президент Лондонского королевского общества…..
- Именно Ньютон разложил радугу на семь цветов. Причём изначально он упустил из вида оранжевый и синий, но затем сравнял количество оттенков с количеством основных тонов в музыкальной гамме.
- Великий учёный не боялся экспериментировать на самом себе. Доказывая, что человек видит окружающий мир в результате давления на сетчатку глаза света, Ньютон тонким зондом надавил себе на дно глазного яблока, чуть не лишившись при этом глаза. К счастью, глаз остался невредимым, а разноцветные круги, который увидел при этом физик, доказали выдвинутую им гипотезу.
Школьные учебники, где рассказывается о научных трудах великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), пишут о его удивительной судьбе: сын простого крестьянина стал академиком только потому, что изо всех сил тянулся к знаниям!..Ломоносов, Михаил Васильевич – русский химик и физик, энциклопедист, первый отечественный ученый-естествоиспытатель, труды которого стали известны всему миру. Приборостроитель, астроном, геолог, металлург, писатель и поэт, историк, художник. Профессор химии, действительный член Академии наук и художеств.
Устами младенца
Я загадала некоторое математическое понятие. Даю вам подсказки. Побеждает команда, угадавшая его с наименьшим количеством подсказок.
Подсказки
меньше 1
бывает в счёте футбольного матча
не является натуральным числом
никогда не стоит первым в записи целых чисел
особое правило при делении (ноль)
Два предмета
- Решите пропорцию: (ответ: 2,55 или )
- Найдите значение выражения: (ответ: 22)
- Выразите из формулы переменную v (ответ: )
Геометрическая задача
На стороне AD треугольника ACD отмечена точка В так, что AB=BC=BD, а на стороне АС – точка Е так, что прямые ВЕ и CD параллельны. В каком отношении ВЕ делит сторону АС? (Ответ 1:1)
Гильберт
Знаменитого немецкого математика Давида Гильберта спросили об одном его бывшем ученике.
-Ах, этот-то?- вспомнил Гильберт.- Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало…(?)
Чего было мало у этого ученика? Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны будете выполнить действия, ответы записать в строчку и, не обращая внимания на запятые, расшифровать ответ, воспользовавшись «ключом».
1. (-15+13,5)∙ 2+4,55=
2. -(3,24-2,14)-(-5,6+1,8)=
3. (5,5-2,25)∙ 4-9,96=
4. (70-100)(-30)+86=
КЛЮЧ: 1-в; 2-б; 3-а; 4-е; 5-о; 6-я; 7-р; 8-н; 9-н;0-к.
(ответ: 1,55 2,7 3,04 986-воображения)
Кто быстрее.
Практическая работа: собрать электрическую сеть. Выигрывает тот у кого первого загорается лампочка.
Найди ошибку
Найти ошибку физических законов в показанном фрагменте мультфильма.
Блиц
Каждая команда должна быстро ответить на 3 вопроса. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов за отведённое время. Если равное количество, то задаётся дополнительный вопрос и побеждает команда давшая ответ раньше.
Вопросы 1 команде:
- К однозначному числу приписали такое же число. Во сколько раз увеличилось число? (в 11)
- Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина зовут Алексей Владимирович. Как зовут гражданина? (Владимир Николаевич).
- Существует ли простое число, являющееся чётным? (да,2)
Вопросы 2 команде:
- Во сколько раз длина километра больше длины миллиметра? (в миллион)
- Деревянный окрашенный куб с ребром 3см распилили на кубические сантиметры. Сколько среди них кубиков, окрашенных с трёх сторон? (8, они расположены по углам куба:4 сверху и 4 снизу)
- Стоимость книги 25 руб и ещё половина стоимости. Сколько стоит книга? (50руб)
Дополнительные вопросы:
- Одна треть от трёх вторых некоторого числа равна 50. Какое это число? (100)
- Во сколько раз лестница на 7 этаж длиннее лестницы на 2 этаж? (в 3 раза)
Секретное послание
Необходимо быстро и правильно расшифровать высказывание, используя «ключ»
2.1 1.1 2.5 1.3 2.1 1.1 2.5 1.4 1.5 1.1-
3.2 1.1 2.3 1.4 3.2 1.1
1.2 2.4 1.3 3.3
2.2 1.1 3.1 1.5
ключ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | а | в | е | и | к |
2 | м | н | р | с | т |
3 | у | ц | х |
(математика-царица всех наук)
Подведение итогов.
Предложенное решение о проведении мероприятия именно в 7 классе выбрано не случайно, так как с предметом «физика» дети сталкиваются впервые именно в этой параллели. На данном учебном этапе они имеют уже определенный багаж математических знаний, который им необходимо будет в дальнейшем использовать в предмете «физика». Также, из опыта учителей физики было выяснено, что не раз, именно недостаточные математические навыки подводили обучающихся при решении физических задач. Поэтому, в заданиях математического цикла использованы физические формулы, а в теоретическом материале подчеркнута прямая связь этих наук. Кроме того, именно использование физических формул и законов в настоящее время включено в модуль «Реальная математика» ОГЭ.
Предложенное решение можно также использовать для объединения таких предметов данного цикла как информатика и математика, физика и информатика.
В рамках предметной недели таких мероприятий может быть не одно. Из моего опыта, на данной предметной неделе, кроме этого мероприятия, было еще и другое по объединенным предметам физика и информатика.
№ | Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи | Этические нормы и/или права, нарушение которых предотвращает предложенное действие |
1 | Беседа с учителями-предметниками и детьми по выявлению трудностей в преподавании предмета и его усвоении, а также анкетирование | Не должны быть включены вопросы личного характера как по методике преподавания предмета данного учителя, так и на усвоение предмета конкретным учеником. |
2 | Подготовка совместного мероприятия | Доли использования каждого объединенного предмета в мероприятии должны быть равными. Не должно быть выделено превосходство одного предмета над другим. |
Я считаю, что мероприятия данного вида объединяют в одно целое учебный процесс. Позволяют не делить предметы на важные и неважные. А также, способствует и обмену опытом между учителями, выдвижению единых требований, хотя бы к предметам данного цикла, что способствует улучшению качества преподавания предметов.
nsportal.ru
Решение профессиональной задачи в рамках апробации модели уровневой оценки компетенции учителей математики.
Условие профессиональной задачи.
В вашем классе обучается явно одаренный по вашему предмету ребенок. Он победил на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по вашему предмету. Вы предложили ему участие в районном этапе олимпиады, однако, ребенок отказывается, никак не мотивируя свое решение. Кого и каким образом вы можете привлечь, чтобы помочь осознать ученику личностную значимость участия в олимпиаде? Отразите свое профессиональное мнение в решении (форму представления решения выберите на свое усмотрение)
1. Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст (условие, при котором задача может быть решена) определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно ½ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0).
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…»
Однако многие школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. В подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения и после окончания школы в реальной жизни готов играть только роль исполнителя.
Но современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Основная задача учителя — повышение удельного веса внутренней мотивации учения, формирование познавательной активности, организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в реализации творческого потенциала.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Поэтому, конкретная задача, которую я поставлю,- сформировать положительную мотивацию к участию в олимпиадах.
В своей профессиональной деятельности учителя математики я сталкивалась с ситуацией, когда дети не понимали важности и личной значимости участия в олимпиаде. А между тем, предметные конкурсы и олимпиады развивают интерес к изучаемым предметам, активизируют инициативность и самостоятельность ребят во время самоподготовки и в работе с дополнительной литературой. Они развивают активность во внеклассной деятельности, побуждают школьников формировать свой уникальный, особенный внутренний мир.
Конкурсы и олимпиады – это еще и импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке, оперативно находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.
В то же время, нужно учитывать, что олимпиада, особенно для младших школьников, – это экстремальная ситуация: непривычные условия работы, необходимость принятия самостоятельных решений, необычное содержание заданий, ограниченное время на их выполнение. И организаторам, и преподавателям особенно важно учитывать психологические особенности каждой возрастной категории участников.
2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений.
№ | Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи | Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос |
1. | Какие психофизиологические особенности одаренных детей существуют? | Изучение научно-педагогической, методической литературы, поиск информации в интернет-источниках. |
2. | Какие формы взаимодействия с участниками образовательных отношений существуют? | |
3. | Какие формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся существуют? | |
4. | Какие проблемы по формированию мотивации к участию в олимпиаде у данного ученика существуют? | Взаимодействие с родителями, школьным психологом, учителями — предметниками, классным руководителем, близкими друзьями ученика: обсуждение с ними мнений об участии ребенка в районом этапе ВОШ. |
5. | Кто из известных ученику людей (ученики прошлых лет, учителя, успешные люди города) были призерами и победителями олимпиад? Каким образом привлечь их для решения данной проблемы? | Поиск через знакомых, социальные сети успешных людей, участников ВОШ. Организация интернет-форума, личных встреч или СМС переписки таких людей с учеником. |
6. | Как эффективно спланировать работу по мотивации ученика к участию в районном этапе олимпиады по математике? | Изучение методической литературы, интернет-ресурсов, участие в вебинарах, анализ бесед с родителями и коллегами. Составление плана работы по мотивации ученика к участию в районном этапе олимпиады по математике. Разработка траектории индивидуального развития ребенка. |
7. | Как оценить эффективность работы по решению поставленной задачи? | Самоанализ реализованного плана. |
3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
№ | Содержание собираемой информации (о чем?) | Источник этой информации | Метод работы с этой информацией |
1. | Психофизиологические особенности одаренных детей. | Научно-педагогическая, психологическая, методическая литература, предметные вебинары. Сайты «ФИПИ», издательства «Просвещение», «Вентана-Граф», «Инфоурок», «1 сентября», «Педсовет», «Социальная сеть работников образования» и др. | Изучение материалов (сайтов, литературы), анализ, синтез, систематизация полученных знаний. |
2. | Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся. | Изучение материалов (сайтов, литературы), отбор методов и приемов для повышения мотивации ученика. | |
3. | Формы взаимодействия участников образовательного процесса. | Изучение материалов (сайтов, литературы), отбор форм взаимодействия с участниками образовательного процесса. | |
4. | История развития Всероссийской олимпиады школьников, известные люди — победители и призеры этой олимпиады. | Интернет — ресурсы, социальные сети, знакомые. | Изучение материалов. Поиск и отбор нужных людей. |
4. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.
Форма представления – план работы по мотивации ученика к участию в районом этапе олимпиады по математике.
№ | Мероприятие | Краткая характеристика |
1. | Встреча с родителями ученика. | Необходимо узнать позицию родителей по данному вопросу. Привлечь их на свою сторону, рассказать им о преимуществах олимпиадников при поступлении в вузы (дополнительные баллы, поступление по результатам заключительного этапа олимпиады), о существующей материальной поддержке победителей олимпиад – региональных и федеральных грантах. |
2. | Консультация со школьным психологом. | Системное знание детской психологии, позволяет понять, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах в каждом конкретном случае. |
3. | Малый педагогический совет. | Совместно с классным руководителем, администрацией школы, учителями- предметниками обсудить возможность участия данного ребенка в олимпиаде. |
4. | Личные беседы с учеником. | Постараюсь заинтересовать ребенка, рассказав ему, что при подготовке к олимпиадам рассматриваются темы, которые учащийся будет изучать в вузе (если школьник учится в 10-11 классе), о возможности эфира на местном радио или телевидении, если он станет призером или победителем олимпиады, о возможности встречи с представителями власти, с Министром образования региона, Губернатором, то есть получит общественное признание. |
5. | Дискуссионная площадка в сети Интернет или в группах мобильных приложений. | Найду возможность через сеть Интернет связаться с известными в городе победителями и призерами олимпиад, которые уже работают, чтобы они рассказали о том, как участие в олимпиадах помогло им в жизни. С помощью чата, форума, мобильных приложений для передачи текстовых сообщений, организую обсуждение данного вопроса. |
6. | Совместная проектная деятельность учеников и учителя. | Творческая группа из нескольких учащихся, включая данного ученика, под моим руководством готовит проект «История олимпиадного движения в России. Выдающиеся ученые, математики призеры и победители ВОШ». |
7. | Встреча с известными ученику участниками олимпиад. | Среди учителей — предметников, старшеклассников, выпускников школы, знакомых ребенку, найду тех, кто был участником ВОШ, и попрошу их встретиться с ребенком и рассказать о своем опыте участия в олимпиаде. |
8 | Организация общения с другими одаренными детьми через сеть Интернет. | Расскажу ребенку о таких сайтах как, http://globaltalents.ru,http://www.globalkid.ru, https://sochisirius.ru, http://kladtalant.ru/index.php. Помогу зарегистрироваться на них, для того чтобы он мог общаться с близкими ему по духу людьми, развивать свои таланты, получать признание, поддержку профессионалов. |
5. Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.
Наблюдение в процессе внеклассной работы, в ходе уроков за изменением интереса ребенка к данному вопросу.
6. Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).
Задача организации работы по усилению мотивации ученика к участию в районном этапе олимпиады по математике, на мой взгляд, может быть решена только при взаимодействии всех участников образовательных отношений.
Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности образовательного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения всех участников образовательного процесса к партнерским отношениям.
Важная роль здесь отводится родителям. Одни считают, что участие в олимпиаде интересно, полезно, престижно. Другие не понимают, зачем отнимать у ребенка детство. Некоторые же хотят во что бы то ни стало сделать из ребенка победителя всевозможных олимпиад и конкурсов и его жизнь превращают в сплошную подготовку к испытаниям, где нет места улице и праздному времяпровождению.
Любой ребенок, участвуя в олимпиадах, конкурсах приобретает новый опыт, получает возможность реализации своих способностей, имеет шанс на общественное признание своего таланта. Системное знание детской психологии позволяет понять, зачем ребенку нужно участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах в каждом конкретном случае, и без помощи школьного психолога здесь не обойтись.
Кроме того, предложенный мною план работы способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащегося, станет для него стимулом к углублению своих знаний по предмету, позволит познакомиться с новыми интересными людьми.
7. В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.
Предложенный мной план работы может быть использован для мотивации ученика к участию в районном этапе олимпиады по другим предметам, в научно-практических конференциях, конкурсах различных уровней и направлений, и в целом для повышения мотивации к обучению как у одаренных, так и слабоуспевающих детей.
8. Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи | Этические нормы и/или права, которые могут быть нарушены | Действия учителя по предотвращению нарушения этических норм и/или прав |
Общение с детьми. | Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. Не навязывать свое решение, понимая, что участие в олимпиаде — дело добровольное. | Слушать детей, не перебивать их. Дать возможность самим принять решение. |
Общение с родителями. | Уважительное отношение к родителям, их мнению. Соблюдение принципа невмешательства в личную жизнь семьи. | Быть тактичным и деликатным, не переносить отношение с родителем на отношения с ребенком, и наоборот. |
Создание мотивации к обучению. | Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися. | Показывать «красоту» математических решений, возможность выбора одного решения из нескольких. |
Проектирование ситуаций по развитию личности учащегося. | Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка. | Сопереживать деятельности групп, команд. |
9. Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.
Я думаю, что предложенное мною решение задачи поможет ученику:
1. В ближайшее время принять положительное решение об участии в районном этапе олимпиады.
2. В течение года повысить интерес к углубленному изучению математики.
3. Избежать в дальнейшем проблемы выбора участия – неучастия в олимпиадах.
Мне, как педагогу, это позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, вовлечь больше детей в олимпиадное движение, реализовывать групповые проекты и учебные исследования.
videouroki.net
Статья по алгебре по теме: Цели работы учителя математики в современной школе
ЦЕЛИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ГБОУ
СОШ №47 г. Владикавказ
СТАРОДУБЦЕВОЙ ТАМАРЫ НИКОЛАЕВНЫ
Учитель высшей категории, педагогический стаж 30 лет.
Перед современной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать реальность и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых качеств личности школьника.
Целью деятельности учителей является формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания.
Целью индивидуальной педагогической деятельности учителя математики является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к исследовательской работе, подготовка к поступлению и учебе в вузах и других учебных заведениях.
В своей профессиональной деятельности я ставлю цель – создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам окружающего мира.. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми учащимися базового уровня подготовки. В педагогической деятельности ставлю несколько задач:
— дать учащимся качественные знания по математике;
— раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;
— привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;
— совершенствование форм организации учебной деятельности;
— использование новых педагогических технологий, эффективных методик обучения;
— развивать и укреплять интерес к математике.
Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.
В ходе работы над методической темой провожу открытые уроки, уроки-зачеты, практикую домашние самостоятельные творческие задания, применяю компьютерные программы.
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
• как средство наглядности учебного процесса (презентации, моделирование),
• для индивидуализации ученого процесса,
• для организации коллективной и групповой работы
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).
Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.
В своей деятельности руководствуюсь демократическим стилем общения. При проведении уроков и внеклассных занятий обязательно учитываю возрастные особенности своих учеников и их способности. Психологическая атмосфера в классе доброжелательная, основанная на взаимном уважении, доверии и открытости. Всячески способствую развитию интереса учеников к математике: применяя активные формы деятельности (групповая работа, дидактические игры, работа в системе уровневой дифференциации), используя опорные схемы, таблицы, алгоритмы, которые дают возможность детям получать глубокие и прочные знания. Применяю различные методы в индивидуальной работе со школьниками: метод личного примера, внушения, стимулирования, требования, поручения. Так в 5- 6 классах стараюсь чаще проводить диктанты с взаимопроверкой по вариантам. Домашнее задание по теоретической части темы задаю в виде кроссвордов, мини-сочинений, что способствует развитию творческой активности. Работая 5-6 классах, стараюсь научить самостоятельно работать с учебником, выработать умение выделять главное из прочитанного и составлять смысловой конспект по заданной теме. Многие учащиеся, не активные ранее на уроках, начинают выступать со своими работами перед одноклассниками, появляется интерес к предмету. На моих уроках присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развитие самостоятельности, любознательности и активности.
Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большое число повторений для закрепления материала, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. При работе с учащимися, испытывающими трудность в обучении, стремлюсь формировать положительное отношение к учению. Для этого использую занимательный материал, касающийся сущности изучаемого, поощряю успехи ребенка, демонстрирую личное расположение, внимание, готовность к оказанию помощи. Для профилактики неуспеваемости целенаправленно расставляю акценты в обучении на различных этапах урока, а именно:
-в процессе контроля за подготовленностью учащихся;
-при изложении нового материала;
— в ходе самостоятельной работы.
Для развития познавательно интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: игры, викторины, выпуск математической газеты, провожу математические недели, привлекаю ребят к участию в математических олимпиадах , боях. Учащиеся 5- 8 классов принимали участие в школьной олимпиаде. Некоторые принимали участие первый раз, но делали это с удовольствием. Участие в игре показало, что они тоже могут решать задачи сложности.
Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, проблемных семинарах, районных школьных МО, посещаю уроки своих коллег, изучаю различные педагогические технологии, покупаю методическую литературу, выписываю журнал «Математика в школе» и газету «Математика 1 сентября». Обобщенный в этих источниках опыт применяю в своей работе. Изучаю материал в сети творческих учителей
Постоянно повышаю квалификацию.
nsportal.ru
Новые подходы и технологии в подготовке учителя математики к решению профессиональных задач
ВОЛОГЖАНИН В.В.
Новые подходы и технологии в подготовке учителя математики к решению профессиональных задач
Ключевые слова: подготовка, готовность, профессиональная подготовка, учитель математики, технологии, инновации.
Аннотация. В докладе рассмотрена проблема готовности будущих учителей математики к профессиональной деятельности. Проанализировано содержание понятий «готовность», «профессиональная подготовка» и выявлены взаимосвязи между ними. Описаны понятие «психологическая готовность» и ее компоненты. Представлена разработка проблемы реализации инновационных технологий математического образования будущих учителей, что должна основываться на глубоком осмыслении актуальных аспектов философии образования.
Abstract. NEW APPROACHES AND TECHNOLOGIES FOR PREPARING MATHEMATIC TEACHER TO PROFESSIONAL PROBLEM SOLUTIONS. The problem of preparedness of future maths teachers to professional activity is considered in the report. The notions «preparedness», «professional training» are analyzed and interaction between these notions are exposed. The notion «psychological preparedness» is described and its components are brought. The development of the problem of realization of innovative technologies of mathematical education of future teachers is presented, which should be based on a deep understanding of the actual aspects of the philosophy of education
Key words: training, preparedness, professional training, teacher of the mathematics, technology, innovation
Введение
Ужесточение требований к профессиональной компетентности специалистов обусловливает повышение качества их подготовки, просмотр содержания обучения, внедрения эффективных педагогических технологий, форм и методов обучения. Реформирование математического образования является частью процессов обновления образовательных систем, происходящих в последние годы в европейских странах и связаны с признанием значимости знаний как двигателя общественного благосостояния и прогресса. Эти изменения касаются создания новых образовательных стандартов, обновления и пересмотра учебных программ, содержания учебно-дидактических материалов, учебников, форм и методов обучения.
Сегодня в высших учебных заведениях происходят определенные положительные изменения, связанные с инновационной деятельностью в направлениях совершенствования организации учебного процесса, разработки и внедрения активных методов и современных информационных технологий обучения. С ростом требований к уровню квалификации специалистов возникает необходимость качественно улучшить систему их подготовки.
Педагогические работники должны стать основной движущей силой возрождения и создания качественно новой системы образования. В связи с этим главное внимание должно быть сосредоточено на подготовке нового поколения педагогических работников, повышении общей культуры, профессиональной квалификации и социального статуса педагога до уровня, соответствующего его роли в обществе. Основная функция системы высшего образования — воспроизведение и передача новым поколениям опыта прошлой и современной культуры, подготовка их к последующей деятельности, формирование у молодежи на гуманистических началах мировоззренческих принципов».
Формирование профессионально-методической компетентности будущих учителей математики предусматривает ознакомление с направлениями и тенденциями развития математического образования. Системность и основательность подготовки обеспечивается внедрением новейших достижений педагогической науки и современного образования. Процессы модернизации ориентируют на разработку производительных подходов к организации процесса обучения математике с использованием технологий обучения: развивающей, интерактивной, проектировочной, информационной, игровой. Математическое образование — важная составляющая общеобразовательной подготовки. Место математики в системе школьного образования определяется ее ролью в интеллектуальном и социальном развитии личности. Внедрение технологий обучения на уроках математики составляет одно из перспективных направлений развития математического образования. Научные исследования и достижения педагогической науки, социально-культурное развитие общеобразовательной школы, наработки ученых по методике преподавания математики на всех ступенях образования (от дошкольного до высшей школы) информационно обеспечивают разработку новейших технологий обучения для отдельного учебного предмета. Технологический аспект преподавания математики заключается не в прямом, линейном переносе теоретико-методических основ современного понимания «технологии обучения», а в творческом поиске путей продуктивного обучения математике.
Основными задачами подготовки профессионально зрелого учителя выступают: овладение новейшими технологиями обучения математике детей разного возраста, вооружение основами творческого подхода к использованию технологий обучения; осознании современных образовательно-дидактических тенденций развития математического образования [6].
Научная разработка проблемы реализации инновационных технологий математического образования будущих учителей должна основываться на глубоком осмыслении актуальных аспектов философии образования. Профессиональная подготовка педагогов требует всесторонней, культурной и математической образованности личности будущего учителя, формирования профессионально значимых знаний и умений, способности к новаторству, творчеству и самореализации.
Качество высшего математического образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав и т.д., и обеспечивают развитие компетенции учащихся. Преподаватель методических дисциплин, подбирая диагностические задачи, предполагающие изучение уровня сформированности компетентности будущего учителя по методике преподавания образовательной области «Математика», должен учитывать, что обновление содержания методико-математической подготовки на основе компетентностного подхода направлено на четкое структурирование требований к знаниям студентов (например знает, осознает, определяет, понимает, применяет, обладает и др.) [8].
В практике учебно-воспитательной деятельности современного гуманитарного вуза в последнее время распространяются такие современные технологии формирования специалистов в области педагогического образования: дифференцированное обучение, проблемное, игровое, информационное, кредитно-модульное, личностно-ориентированное обучение. Реализация данных образовательных технологий в подготовке будущих специалистов является одним из путей внедрения личностно-ориентированного подхода и совершенствования процесса обучения в современном гуманитарном вузе.
В содержании образования инновационными факторами является формирование концепций обучения и воспитания, создание авторских учебных планов и программ, учебников и учебных пособий, учебно-воспитательных систем. В формах, методах и технологиях процесса образования — возникновение дистанционной формы обучения; приоритетность диалоговых, диагностических, активных и интерактивных методов обучения; внедрение модульно-рейтинговой, проектной, личностно-ориентированной системы и [7]. В отборе и структурировании содержания профессиональной подготовки студентов педагогических факультетов мы хотим учитывать дидактические (научности, систематичности и последовательности, природосоответствия и культуросоответствия, гуманизации, активности, самостоятельности и творчества, единства обучения, воспитания и развития, наглядности, преемственности) и специфические принципы математического образования.
Также мы можем говорить о готовности к инновационным методам обучения, как результату профессиональной подготовки, ориентированному на формирование полисубъектной профессионально-личностной позиции будущих учителей математики, которая обусловливает достаточный уровень их психолого-педагогической, методической и технологической готовности к использованию инновационных технологий математического образования. На каждом этапе обучения происходит моделирование задач, содержания, форм, приемов и методов учебной деятельности, инновационного характера, что создает предпосылки для их эффективного включения в непосредственную профессиональную деятельность.
Выводы. Современный учитель математики должен быть психологически подготовленным к конкурентной борьбе. Специалист должен иметь твердые жизненные убеждения, потребность сориентировать свои действия в соответствии с господствующими в среде духовными и нравственными ценностями, желание воплотить в жизнь свои убеждения и стремления, а также четко осознавать свою миссию.
Поэтому важным аспектом успеха учителя математики в профессиональной деятельности является его психологическая готовность к учительской деятельности, к использованию и пополнению своей базы методических знаний и умений для успешной ориентации — в любой ситуации в течение всего периода активной педагогической деятельности.
Нужно создать инновационную модель учителя, которая в условиях высшего педагогического образования поможет подготовить компетентного педагога-профессионала, способного творчески применять полученные знания, умения и навыки в области математических инноваций, использовать в своей практической деятельности современное содержание, педагогические приемы, методы , инновационные технологии для формирования предметных компетенций учащихся в процессе преподавания математики, стимулировать профессиональные интересы и развивать навыки рефлексивно-ценностного отношения к педагогическому взаимодействию с детьми.
Список литературы
Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б.Г.Ананьев,
Бубнова М. Ю. Готовность будущих учителей математики к профессиональной деятельности / Н. Ю. Бубнова // Дидактика математики: проблемы и исследования : международный сборник научных работ. – Вып. 33. – Донецк : Изд-во ДонНУ, 2010. – С. 17-20.
Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии / В.В. Гузеев. – М. : Знание, 1995.
Деркач А.А. Акмеологичекие основы развития профессионала /А.А.Деркач. – М.: Изд-во Моск.
Кондрашова Л.В. Нравственно-психологическая готовность студента к учительской деятельности / Л.В.Кондрашова. – К.: Вища школа, 1987. – 52 с.
Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования / М.М. Левина. – Минск, 1998. – 344 с.
Педагогические технологии / Под общей ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д., 2002. – 320 c.
Смирнов С. Д. Педагогика и психология учреждения высшего образования: От деятельности к личности: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведенный / Сек. Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 400 с., с. 169.
infourok.ru
Требования и задачи современного учителя математики
Выступление
Каким должен быть учитель математики в современной школе?
учитель математики МАОУ лицея №17
г.Ставрополя Абанеева Л.Т.
Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги.
Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов- представительницы слабого пола. Сегодня ситуация практически не изменилась. Женщин- подавляющее большинство, 1 миллион 99 тысяч.
Примерно шестая часть из педагогов – 213 тысяч — пенсионного возраста. Многие думают, что учителем математики быть совсем не трудно: все лишь нужно провести урок, проверить тетради и выставить отметки и все. Но все намного серьезнее и более ответственно. Пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и практически непрестижной – очень сложная работа. Но кто-то все-таки работает в школах. Требования к образованию меняются, меняются и учителя. Кто они – современные учителя математики?
Вспомним, что еще в Древнем Риме и Греции были великие философы, которые одновременно являлись и учителями. Например: Платон – учитель Аристотеля, Аристотель – учитель Александра Македон-ского, Цицерон – учитель Аврелия Августина, Антисфен – учитель Диогена. Что же их объединяло? По-моему, доброта, душевность, любовь к своему делу и к детям, знание особенностей детской психологии, умение учить и творить, непрерывное самообразование и самопознание. Благодаря этим качествам они сумели раскрыть в своих учениках талант. Из нашей истории можно вспомнить Жуковского – учителя и наставника А.С. Пушкина. Именно он оценил божественный дар поэта в мальчике. «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным», – писал Л.Н. Толстой. Эти учителя своим подвижническим трудом подтверждают его мнение. Они были настоящими людьми с большим добрым, честным, светлым сердцем, которое призывало их сеять доброе, разумное, вечное. Без этого не может быть учителя вообще. Поэтому эти качества должны сохраниться в учителе будущего. Они бессмертны. Современный учитель должен оставаться верным другом для учеников. Он должен быть внимателен и справедлив ко всем, чтобы каждый из них мог получить совет и поддержку преподавателя, почувствовать его тепло, заботу и любовь в своем сердце. Для ученика важно, чтобы его воспринимали как личность со всеми его достоинствами и недостатками, так как особое влияние на ребенка оказывают окружающие, среди которых учитель занимает далеко не последнее место. Настоящий учитель – это ученик своих учеников.
Что значит быть современным учителем математики ?
Какие требования предъявляет общество к человеку, работающему учителем и какие требования предъявляет к учителю математики информационный век?
Объектом профессиональной активности учителя является другой человек – ученик, поэтому несомненно, что педагог должен обладать определённой сумой высоких личностных качеств. Но если мы попробуем их перечислить, то придём к перечню достоинств любого современного культурного человека: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие, эрудиция. Значит ли это, что каждый культурный человек сможет быть педагогом? Наверное, нет. Для успешного выполнения профессиональной работы учителя человек должен обладать определёнными личностными качествами, основой которых является интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Ведь в первую очередь, учитель – это воспитатель.
В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю математики необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.
У современного учителя математики кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя математики ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя математики должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика. Требования профессионального стандарта педагога, на уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности при решении поставленной задачи.
По требованиям профессионального стандарта педагога главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.
Я считаю, что учитель математики XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть идеальным психологом.
Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета.
Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и иметь чувство юмора, не быть слишком строгим. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.
Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч.
Использовать на уроке: современные технологии — медиапрезентации, элементы игровых технологий. Для того чтобы детям не было скучно на уроке.
Труд педагога – работа на отдаленное будущее. Учитель должен уметь ставить высокие цели, которые вдохновляют и мотивируют учеников.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».
5.Педагогика нежности – требование сурового времени. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога.
Быть современным учителем математики трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.В современных условиях главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Учитель математики и информатики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта. Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем математики особые задачи. Поэтому следует сосредоточиться на том, как триединая задача педагога (обучение, воспитание и развитие) преломляется и находит решение в его математической деятельности.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель математики должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон, но без этих навыков учитель математики не может эффективно учить и воспитывать.
Сотрудничать с другими преподавателями математики и информатики, с преподавателями физики, экономики, языка и др., уметь выполнять задания этих предметов, где существенным является математическое содержание, выполнять совместные межпредметные проекты, рецензировать размещенные в информационной среде работы учащихся по другим предметам с математической точки зрения.
Это означает, что самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Так трактует современного учителя математики профессиональный стандарт.
Главным качеством учителя математики, на мой взгляд, является способность любить детей. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Наши дети по- иному видят окружающий мир, рисуют его яркими радужными красками. А мысли наших учеников? Наверное, многие замечали, что порой высказывания учеников значительно отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной.
Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.
Ведь учитель: — это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других.
Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.
Отличительными чертами современного учителя вообще и учителя математики являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.
Главным образовательным результатом освоения математики учащимся является формирование:
способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность,
способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.
Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Учитель должен хорошо разбираться в психологии детей любого возраста. Современный преподаватель обязан уметь находить подход к каждому ученику. Школу посещают дети разных социальных слоев и из разных семей. Если один ребенок скромный и стеснительный, то другой – гиперактивный, непослушный или грубый. Учитель-профессионал должен помочь раскрыться застенчивому ребенку и направить энергию гиперактивного в нужное русло для решения математических задач. Современный учитель математики должен быть мобильным, умеющим подстроиться под любую жизненную ситуацию. Каждый день наша жизнь наполняется все большей скоростью и информацией, поэтому немаловажной задачей учителя является умение быстро ориентироваться в жизни, ведь учитель является примером для своих учеников, не только как человек, дающий им учебные и научные знания, но и как человек, дающий знания о жизни, жизненных позициях, трудностях и нюансах.
Хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого: « если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать,- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам . Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Учитель математики должен быть в курсе новшеств, идти в ногу со временем, знать какие учебники, рабочие программы, поурочные разработки наиболее актуальны именно сейчас. Также он должен уметь их разработать сам, адаптировать под своих учеников, уметь устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в курсе школьной дисциплины.
Очень часто личностью учителя, его умением установить с учащимися контакт, желанием работать вместе определяется уровень познавательного интереса к предмету. В этом учителю математики помогут различные игровые методики, включающие как короткие дидактические игры, так и игры на весь урок, а также игровые разминки. Современный педагог должен идеально знать не только математику, но и современные информационно-коммуникационные технологии. Не плохо, если у преподавателя есть свой сайт. Прежде всего, учитель – человек. Никакие современный информационные технологии его не заменят. Он должен быть не только наставником своим ученикам, но и другом, которому они могут доверять. Именно на основе доверия создается доброжелательная обстановка в классе во время урока, без которой качественное усвоение знаний практически невозможно. Зачастую любовь к предмету зависит от педагога, особенно, если это математика.
Учитель должен знать методику преподавания своего предмета, а также чувствовать своих учеников, найти ключик к каждому из них. Формировать представление учащихся о том, что математика пригодится всем, вне зависимости от избранной специальности, а кто-то будет заниматься ею профессионально. Содействовать подготовке учащихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях. Если учитель творческий и неординарный, ему будет легче заинтересовать своих учеников, пробудить в них желание изучать математику. Ученик не должен чувствовать себя хуже других, даже если у него не все получается. Учитель обязан создать такую ситуацию, чтобы ученик на уроке чувствовал успех. Учитель должен быть счастливым, он должен радоваться даже незначительным успехам своих учеников. Педагог – профессионал, знаток своего дела, знаток психологии тех, кого он обучает.
Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!».
Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Свое размышление хочется закончить словами из стихотворения Г.П.Петелиной:
« В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил – живет в учениках».
Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!
infourok.ru