cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Рефлексия это в педагогике определение – Педагогическая рефлексия — это… Определение, характеристика, развитие, методы и применение в педагогике

Содержание

Педагогическая рефлексия — это… Определение, характеристика, развитие, методы и применение в педагогике

Так как развитие и обучение — внутренние процессы, то управлять ими внешними способами, например, принуждением, не получится. Чтобы направить их в определенную сторону и помочь ребенку понять материал, преподаватель должен сначала представить себе эти внутренние процессы и, по возможности, внести в них коррективы. Рефлексия педагогической деятельности — это интроспективное начало познания и себя, и других.

Эта способность крайне необходима школьному учителю. По сути, это одно из тех качеств личности, которые необходимы студенту, выбравшему педагогический вуз.

Общая характеристика

С развитием философии человек все больше и больше познавал свой внутренний мир. Появилась теория познания, а в ее рамках — понятие рефлексии. Что это такое? Рефлексия дает возможность осознать свою мыслительную активность и ее направление.

Чтобы яснее понять значение слова, нужно взглянуть на корни понятия. Слово «рефлексия» переводится как «возврат». Авторы по-разному определяют рефлексию, но мы остановимся на одном, более четком и конкретном определении. Педагогическая рефлексия — это определенный способ мышления, направленный на осознание компонентов педагогического процесса.

С помощью этого метода самопознания учитель осмысливает не только детские проблемы, но и свои мысли, и свои средства мышления. Выбор средства осмысления жизни — это высочайший уровень владения рефлексией.

Рефлексирование в философии, психологии и педагогике

В философию слово «рефлексия» ввел в XVII веке Джон Локк. Он понимал под рефлексированием мысленный процесс, помогающий находить и накапливать новые идеи. Рене Декарт описывал ее как способность индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей. В психологии рефлексия рассматривается как вживание в себя прежнего и анализирование внутренних ценностей с учетом нового опыта.

Педагогика ввела понятие рефлексии, чтобы научить молодого преподавателя направлять внутренний взор на «прошлого» себя, на все свои ошибки во взаимодействии с детьми.

Рефлексия педагогической деятельности

В отличие от гносеологической философской, рефлексия педагога направлена на 3 важнейшие аспекта:

  • Анализ собственной работы.
  • Оценка деятельности учащихся.
  • Оценка вовлеченности учеников в познавательный процесс.

Самоанализ учителя включает в себя такие сферы:

  • эмоционально-чувственную;
  • сферу ценностных ориентаций;
  • сферу определения уровня потребностей учащихся;
  • гностическую — исследование приемов познания;
  • деятельностную сферу осознаний.

Трудность педагогической деятельности в том, что мышление педагога постоянно должно находиться в двух измерениях. Преподаватель в первую очередь — организатор учебного процесса, но одновременно он должен смотреть на себя и со стороны детей. Ему нужно понимать, как его материал воспринимается.

Рефлексия педагогического опыта развивает молодого специалиста. Именно на основе переосмысления своей практики учитель может планировать свои новые интересные проекты и мотивировать себя на полную самоотдачу процессу обучения.

Только благодаря рефлексивной мыслительной активности преподаватель способен воспринять личность ученика и построить с ним конструктивный диалог.

Рефлексивная дуга

Без осознания своих ошибок и достоинств ни одна творческая профессия не может существовать. Профессия преподавателя также относится к творческим, и развивать свое мастерство выбравший этот путь человек может только благодаря рефлексивной дуге. Что такое рефлексивная дуга? Это системное анализирование и личности ученика, и своей личности в контексте произошедшей ситуации.

Рефлексия педагогической практики нужна постоянно. Каждый новый опыт дает стимул к дальнейшему развитию, даже если это негативный опыт. Именно этому нужно обучать учеников в первую очередь — не бояться негативных результатов, исправлять ошибки, делать выводы и идти вперед.

Функции

Что подразумевает под собой термин «рефлексия»? Мы уже знаем, что это способность педагога в свое мышлении проецировать мышление ребенка и вести урок в соответствии с интеллектуальными и эмоциональными потребностями учащихся.

Но каковы функции педагогической рефлексии?

  1. Исследовательская. Прежде всего, преподаватель должен уметь учится сам.
  2. Организаторская. Преподаватель способен организовать учебный процесс только в том случае, если он владеет умением рефлексировать.
  3. Диагностическая. Рефлексия помогает учителю понять уровень развития своих учеников, понять, насколько эффективна его личная деятельность.
  4. Коммуникативная. Преподаватель, если он хочет, чтобы ученики его слушали и ценили, должен понимать, как найти подход к тому или иному ребенку. Главное, помнить, что каждый ученик — это личность со своими особенностями.
  5. Проектировочная. Постановка новых задач для себя.
  6. Коррекционная. Через внутреннюю рефлексию преподаватель корректирует свою деятельность в соответствии с уровнем развития учеников.

На практике, уже в процессе применения рефлексии как метода, преподаватель научится более эффективно взаимодействовать с детским коллективом. Педагогическая рефлексия — это и путь, и результат. Со временем способности к самоорганизации и рефлексии только возрастут.

Механизм включения рефлексии

Основная задача педагога — научить детей. Разбираться с родителями ребенка и переубеждать их в чем-то — не его обязанности, поэтому рефлексия включается исключительно на уроках.

Этапы в самоанализе можно выделить следующие:

  1. Исследование.
  2. Выделение затруднений.
  3. Установление причин такого положения дел.
  4. Критика старых шаблонов — самый сложный этап. Необходимо вернуться мысленно в прошлый опыт, выделить в нем положительное и отрицательное, понять, что же служило причиной прошлого поведения.
  5. Создание новых шаблонов поведения. На основе старого опыта нужно найти новые способы решения проблемных ситуаций.

Конечно, новые шаблоны не выработаются за неделю. Нужно будет преодолеть массу препятствий и найти подходящую для этого коллектива стратегию поведения, ведь в зависимости от уровня развития детей и их любознательности поведение педагога может быть различным.

Компоненты

Структура педагогической деятельности также заслуживает внимания. Рефлексия педагогической деятельности как сложная система мыслительных операций имеет свою структуру.

Деятельность педагога как субъекта, организующего учебу, включает в себя:

  • Волевой компонент — умение принимать решения и доводить начатое до конца.
  • Когнитивный — умение находить нужную информацию и эффективно самообучаться.
  • Эмоциональный — формирование отношения к своей деятельности и ее результату.
  • Мотивационный — осознание ключевой идеи. Для чего педагог проводит всю свою работу.

С помощью постоянного анализа ситуаций преподаватель осознает настоящую ценность своей работы. Когда трудности пласт за пластом наслаиваются на педагога, сложно не впасть в разочарование. Не всегда воля и знания помогают справиться с падением мотивации.

Развитие

Педагогическая рефлексия — это поддержка и развитие собственной личности. Преподаватель должен знать свои психологические особенности и адекватно оценивать свои возможности, иначе эмоциональное напряжение приведет к упадку сил и профессиональному выгоранию. Мастерство учителя заключается в постоянном самостоятельном развитии и поддержке, руководстве детей в их стремлении к познаниям и творчеству, а это сделать невозможно, если не понимаешь себя.

Одним из популярных подходов к аналитической деятельности выдвинула Г. Г. Ермакова. Она выделяет 3 критерия, на которых строится личное рефлексирование:

  1. Достаточность знаний. Знания о рефлексии могут быть глубокими или не очень, дифференцированными или нет.
  2. Отношение к самоанализу. Ценит ли сам человек свои усилия, направленные на анализ? Любит ли он преобразовывать себя и свои устремления?
  3. Поведение. В этом критерии оценивается целостность системы знаний, действий и устремлений педагога.

Педагогическая рефлексия педагогов, как видим, нужна не только для успешного взаимодействия с коллективом детей, но и для профессионального развития, и сохранения собственной трудоспособности.

Технологии

У каждого преподавателя вырабатываются свои технологии рефлексии. Они все эффективны и по-своему интересны для детей. Рефлексия в педагогическом процессе предусматривает принятие к сведению опыта учеников, который они получили после взаимодействия с учителем.

Рассмотрим несколько популярных технологий:

  1. Ключевое слово — учащиеся выбирают одно слово, которое станет своего рода резюме опыта от урока.
  2. Рефлексивный круг — когда подведены итоги информационной части, участники взаимодействия садятся в круг и свободно рассказывают об открытиях, которые они для себя сделали, о новых знаниях и своих выводах.
  3. Рефлексивная мишень.
  4. Мини-сочинение, которое пишется в конце урока.

Эти техники может проводить даже совсем молодой преподаватель. Ему как раз будет полезно узнать, как дети относятся к его урокам. Такие занятия улучшат его самоанализ и дадут больше пищи для размышлений о развитии своего профессионализма.

Приемы рефлексии содержания

Для детей более младшего возраста подходит такой прием как «Поезд». Смысл прост: на вагонах нарисованного поезда написаны основные идеи изученного за урок материала. Ребенку предлагают выбрать из записанных идей ту, которую он лучше понял.

Можно сделать более сложную модель рефлексивного анализа. На доске рисуют рыбу. В голове рыбы располагается основная идея изученного материала, в хвосте — выводы, которые можно сделать, а на плавниках — факты, которые ребенок смог уяснить и запомнить.

Анализ своего подхода к детям

Итак, есть приемы в педагогической деятельности, касающиеся рефлексии содержания и касающиеся эмоционального восприятия учителя. Второе не менее важно.

Педагог должен быть внимательным и прозорливым собеседником. Педагогическая рефлексия учителя должна идти на каждом уроке. Иногда нужно понять ребенка, стать ему товарищем, в других ситуациях — быть строгим с ребенком, который имеет малый жизненный опыт и плохо осознает последствия своей деятельности. Свое поведение учитель воспитывает и контролирует постоянно, так как несет ответственность за развитие нового поколения.

У каждого свой опыт педагогической рефлексии. Методы подбираются наиболее интересные и для самого учителя, и для учеников. Ведь однообразие их утомляет.

Вот несколько методов:

  • «Острова». Нужно нарисовать карту, где расположены острова, определяющие эмоциональный фон. Каждый ребенок должен по окончании урока повесить свой флажок на том острове-эмоции, который он выбрал как более соответствующий своему состоянию.
  • «Комплимент». По окончании взаимодействия в коллективе каждый ученик должен сказать какой-либо комплимент учителю, чтобы последний почувствовал хоть какую-то обратную связь.

Без обратной связи работать сложно. Учитель должен получить внутреннее психическое удовлетворение от своей работы. На каждом уроке учителю нужно побуждать детей делать собственные выводы и акцентировать их внимание на пробелах в знаниях.

Осознание прошлого опыта

Подвергать сомнению все, что знаешь — путь настоящего мыслителя.

Сомнение доставляет мне не меньшее удовольствие, чем знание.

Данте Алигьери

Педагогическая рефлексия — это также способность признавать свои ошибки. Поскольку человек, уверенный в том, что он всего достиг и все знает, останавливается в развитии и не может уже обучать других. Если студент хочет стать мастером своего дела, ему придется уделять много времени рассмотрению своих ошибок и поиску новых способов взаимодействия с учениками.

fb.ru

Рефлексия в педагогике: понятие, компоненты и функции

Определение 1

С философской точки зрения рефлексия представляет собой размышление индивида о самом себе, самонаблюдение, анализ продуктов собственной активности и их переосмысление, изучение своих эмоций и мыслей, обращение сознания внутрь себя и размышление о личном внутреннем состоянии. Рефлексию можно определить как формирование нового знания в сознании человека.

Что же такое рефлексия в педагогике? С точки же зрения психологии рефлексия рассматривается в качестве процесса самопознания личностью своих внутренних психических состояний. Социальная психология определяет рефлексию не просто в виде понимания себя самого субъектом, но и как осознание его оценивания и восприятия другими людьми. Такое осознание является следствием наличия способности индивидуума ставить себя на чужое место и понимать позицию другого человека.

Рефлексия представляет собой личностное свойство, являющееся значимым аспектом развития личности и формирования ее цельной психической культуры. Понятие рефлексии начало активно применяться в рамках педагогики только в последние несколько десятков лет. Этот факт обретает дополнительную необычность, если учитывать то, что педагогика по своей сути является понятием, которое носит рефлексивный характер. Это наблюдается в стремлении педагога посмотреть на процесс обучения глазами учащихся, оценить происходящее с их точки зрения и пытаться учитывать ее и внутренний мир воспитанников в дальнейшем.

Взаимодействуя с ребенком, педагог оценивает свои действия в рамках организации процесса в качестве одного из участников данного взаимодействия. В ходе педагогической рефлексии педагог смотрит на происходящее со стороны коллег-педагогов и воспитанников, рассматривает собственную деятельность с точки зрения определенной педагогической ситуации и технологий, а также идентифицирует себя с содержанием педагогического взаимодействия.

Главная цель процесса педагогического воздействия представляет собой достижение развития. Данный процесс является, в основном, внутренним и справедливо оценивать его может лишь непосредственно субъект такого воздействия. Оценивание продукта взаимодействия, действенности способа развития и саморазвития осуществляется субъектом путем погружения в себя, и самоанализа, другими словами с помощью рефлексии.

Определение 2

Рефлексия в педагогике определяется в качестве непосредственного процесса, а также как результат фиксирования субъектами степени своего развития, саморазвития и того, что стало их причиной. Ход педагогической рефлексии подразумевает под собой самооценку и взаимоотражение членов данного педагогического процесса и взаимодействия, осознание педагогом особенных аспектов внутреннего мира и состояния развития ученика и, соответственно, наоборот.

Рефлексивные компоненты

Педагогический процесс в практическом смысле предполагает обмен деятельностью, происходящий между педагогом и воспитанниками, по этой причине существуют так называемые рефлексивные компоненты.

Определение 3

Рефлексивные компоненты — это основные компоненты, которые включает в себя педагогическая рефлексия:

  • рефлексию деятельности учащихся педагогом;
  • рефлексию педагогом собственной педагогической работы;
  • рефлексию педагогического взаимодействия педагогом;
  • рефлексию учащимся собственной деятельности;
  • рефлексию деятельности педагога

zaochnik.com

Педагогическая рефлексия

Определение 1

Рефлексия – это междисциплинарное понятие, имеющее многовековую историю, подразумевает обращение внимания субъекта на самого себя, свое сознание и продукты собственной деятельности, их определенное переосмысление.

Понятие педагогической рефлексии

Значение рефлексии в профессиональной деятельности, а именно в педагогической, имеет большое значение, это обусловлено следующими причинами:

  1. Рефлексия необходима для овладения педагогической профессией, так как она позволяет понять будущему педагогу, в правильном ли направлении он движется, есть ли у него педагогические задатки.
  2. На основании рефлексии осуществляется контроль и управление педагогическим процессом, а также процессом самообразования и профессионального самосовершенствования.
  3. Рефлексия имеет большое значение при изменении условий в профессионально-образовательной деятельности.
  4. Рефлексия является одним из важнейших механизмов развития педагогической деятельности.

Определение 2

Педагогическая рефлексия – это сложный психологический феномен, представляющий собой умение педагога становится в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной деятельности и себе как к субъекту педагогического процесса.

Замечание 1

Рефлексирующий педагог – это педагог, который думает, анализирует и исследует свой опыт.

То есть педагог, осуществляющий рефлексию собственной деятельности, это, по сути, «вечный ученик своей профессии», который проявляет неутомимое желание и потребность самосовершенствоваться и саморазвиваться.

Педагогическая рефлексия предполагает взаимоценку и взаимоотображения участников педагогического процесса, отображение педагогом своего внутреннего профессионального мира а также развития учащихся в рамках реализуемой им деятельности.

Цель педагогической рефлексии зависит от того, на каком этапе деятельности она реализуется:

  1. Этап определения цели педагогической деятельности.

    Цель педагогической рефлексии – осуществит самооценку поставленной цели, в соответствии с требованиями к ней.

  2. Этап выбора способа педагогической деятельности.

    Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки выбранных путей деятельности и их возможностей.

  3. Этап определения результатов педагогической деятельности

    Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки собственной деятельности и прогнозирование ее конечного результата.

Виды (типы) педагогической рефлексии

Выделяют следующие виды педагогической рефлексии и области ее научного исследования:

  1. Кооперативная рефлексия – предполагает «высвобождение» субъекта из процесса педагогической деятельности, своеобразный «выход» во внешнюю позицию, осуществление оценки уже выполненной работы, а также предполагаемой. Акцент ставится не на результат рефлексирования, а на его отдельные процессуальные части.
  2. Коммуникативная рефлексия – является важнейшей составляющей общения и межличностного восприятия, представлена в виде специфического качества познания человека человеком.
  3. Личностная рефлексия – направлена на исследования субъектом собственных поступков, переосмысление собственного «Я», своих профессиональных знаний и умений.
  4. Интеллектуальная рефлексия – процесс оценки знаний об объекте педагогической деятельность и способов действия с ним.

Замечание 2

Последний, четвертый вид рефлексии является преобладающим, особенно в научных педагогических публикациях, отражающих специфику развития инновационных технологий и методов обучения.

Помимо указанных четырех видов рефлексии, в последнее время выделили три ее типа:

  • экзистенциальная рефлексия – занимается исследованием глубинных смыслов личности, основанных на переживаниях, личных страхах, чувстве вины, обиды и т.д.;
  • культурная рефлексия – осуществляется анализ культурных основ и компетенций личности человека;
  • саногенная рефлексия – занимается изучением и анализом эмоциональных состояний человека, в рамках его профессиональной деятельности.

Кроме того, принято выделять рефлексию педагогического общения:

  1. Социально-перцептивная рефлексия – направлена на перепроверку и переосмысление педагогом собственных мнений и представлений, которые у него были сформированы в процессе общения с учащимися, коллегами и родителями учащихся в рамках педагогического процесса и за его пределами.
  2. Коммуникативная рефлексия – состоит в осознании субъектом педагогического процесса того как его воспринимают и оценивают другие участники процесса, то есть как они видят его «Я».
  3. Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Функции педагогической рефлексии

В педагогическом процессе рефлексия выполняет следующие функции:

  • Проектировочная – предусматривает процесс моделирования и проектирования совместной деятельности всех участников педагогического процесса.
  • Организаторская – предполагает использование и организацию наиболее эффективных и плодотворных методов и способов взаимодействия между участниками педагогического процесса, в рамках их совместной деятельности.
  • Коммуникативная – является важным условием организации продуктивного общения между участниками педагогического процесса. Общение участников педагогического общения предполагает процесс взаимодействия не только в рамках учебного процесса и на учебные темы, но и за его пределами на личные темы, с целью установления контакта между педагогом и учащимися, педагогом и коллегами, педагогом и родителями учеников. Важно – соблюдение правил педагогического общения.
  • Смыслотворческая — предполагает формирование осмысленности деятельности и взаимодействия.
  • Мотивационная — направлена на определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат.
  • Коррекционная – предусматривает побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.

spravochnick.ru

Рефлексия в педагогике

Понятие рефлексии

Определение 1

В философии рефлексия — это размышление индивида о себе самом, самонаблюдение, анализ собственных действий, эмоций и мыслей, обращение сознания внутрь себя и размышление о личном внутреннем состоянии. Рефлексия является порождением нового знания в человеческом сознании.

Определение 2

В психологии рефлексия рассматривается как процесс самопознания внутренних психических состояний субъектом. В психологии социальной рефлексия представляет собой не просто знание, понимание субъектом себя самого, но и осознание оценки и восприятия его другими людьми. Это способность отражать мысленно позицию другого человека с его позиции.

Рефлексия является личностным свойством, представляющим собой важный фактор развития личности и построение цельной психической культуры человеческой личности. Понятие рефлексии в педагогику начало активно входить только последние десятилетия. Это не смотря на то, что педагогическая деятельность, по сути, имеет рефлексивный характер. Он проявляется в том, что, в процессе организации деятельности учащихся, педагог стремится увидеть себя и свои действия глазами воспитанников, учитывать в работе их взгляды и внутренний мир. Организуя взаимодействие с ребенком, педагог ставит себе оценку как участнику этого взаимодействия и диалога. Педагог в процессе педагогической рефлексии идентифицирует себя с содержанием педагогического взаимодействия, с определенной педагогической ситуацией, с воспитанником, с коллегами-педагогами, с разными моделями деятельности и педагогическими технологиями.

Доминантой процесса педагогического воздействия является развитие. Это процесс преимущественно внутренний и судить о нем может в первую очередь субъект развития и деятельности. Оценка результатов, эффективности развития и саморазвития реализуется субъектом посредством самонаблюдения, и самоанализа, то есть через рефлексию.

Определение 3

Соответственно, рефлексия в педагогическом процессе представляет собой непосредственный процесс, а также результат фиксирования субъектами уровня своего развития и саморазвития, причин этого.

Педагогическая рефлексия предполагает взаимооценку и взаимоотображение участников педагогического процесса и взаимодействия, понятие педагогом внутреннего мира и состояния развития ученика и, соответственно, наоборот.

Компоненты рефлексии

Педагогический процесс на практике предполагает обмен деятельностью между педагогом и воспитанниками, поэтому рефлексия в педагогическом процессе включает следующие основные компоненты:

  • рефлексию деятельности учащихся педагогом;
  • рефлексию педагогом собственной педагогической работы;
  • рефлексию педагогического взаимодействия педагогом;
  • рефлексию учащимся собственной деятельности;
  • рефлексию деятельности педагога учащимся;
  • рефлексию учащимся взаимодействия с педагогом.

Педагогический процесс реализуется педагогом для развития учащихся, поэтому все составляющие элементы рефлексии в педагогическом процессе обусловлены непосредственной рефлексией воспитанника собственной деятельности в этом процессе. Это делает целесообразным рефлексию взаимодействия и рефлексию работы педагога.

Функции рефлексии

Рефлексия в процессе педагогического взаимодействия является первостепенным условием для оптимизации развития и саморазвития всех участников данного процесса. Рефлексия выполняет следующие функции:

  • диагностическую функцию, которая заключается в констатации уровня развития участников педагогического процесса, а также их взаимодействия и уровень его эффективности;
  • проектировочную, которая предполагает проектирование и моделирование деятельности, тесное взаимодействие участников педагогического процесса;
  • организаторскую функцию, способствующую организации наиболее эффективной деятельности, продуктивного взаимодействия педагога и учеников;
  • коммуникативную функцию, которая является одним из важнейших условий общения педагога и воспитанников;
  • смыслотворческую функцию, позволяющую сформировать в сознании участников процесса смысловой основы их собственной деятельности и взаимодействия;
  • мотивационную функцию, которая задает направленность, характер и результативность деятельности, а также взаимодействия педагога и воспитанников;
  • коррекционную функцию, побуждающую участников процесса корректировать свою деятельность и взаимодействие.

Выделение и реализация данных функций способствуют повышению уровня развивающего потенциала рефлексии в процессе педагогического взаимодействия, помогают определить процедуру самой рефлексивной деятельности.

spravochnick.ru

Рефлексия в педагогике

Рефлексия в педагогике

Прежде всего я хочу различить некоторые понятия: педагогическая рефлексия, рефлексивная деятельность педагога, рефлексия в педагогике. Последнее и составит предмет нашего разговора, и потому я хочу предварительно оговорить его отличие от первых двух — не давая строгих определений названным понятиям, я лишь очерчу сферу их применимости. Когда мы говорим о педагогической рефлексии, мы ставим акцент на качественной определенности именно  педагогического в его отличии от чего бы то ни было другого. В этом же ряду можно говорить о социологической рефлексии, философской, психологической. Когда мы говорим о рефлексивной деятельности педагога — мы имеем ввиду прежде всего некоторую позиционность, выделенную в целостном и сложном процессе, именно процессе педагогического взаимодействия. Ясно, что рефлексивная деятельность педагога будет отличаться от рефлексивной деятельности ученика (ученической позиции) или администратора (организационно-управляющей) позиции. Когда мы говорим о рефлексии в педагогике, нас будет интересовать — позволю себе выразиться высоким философским стилем — явленность закона всеобщей человеческой деятельности в сфере деятельности  специфической. Предметом нашего пристального внимания окажется соотношение всеобщего (рефлексия) и особенного (педагогическая сфера), а это соотношение всегда представляет собой некоторую сумму полновесных  единичных  «вещей»  или образов действия, относительно каждого из которых на вечный внутренний вопрос «рефлексия ли это? и педагогика ли это ?»мы можем со всей уверенностью знать, что » это — оно самое и есть».

Итак, когда мы говорим о рефлексии в педагогике, нас интересует: а) рефлексия как всеобщая человеческая деятельность, б) особенный характер предмета этой деятельности как выражение специфического педагогического среза человеческого бытия: именно так я предлагаю взглянуть на наш мир педагогического — как на срез культуры, в одном ряду с политическим, экономическим, художественным и др. в) ряд  образов  этой предметной  деятельности: только исходя из наличия такого ряда — и из его опознанности в качестве такового — можно потом говорить о том, что интересует каждого практического педагога: о типах педагогической рефлексии, приемах  рефлексивной деятельности педагога, технологиях — или, сужая задачу — правилах построения рефлексивного поля в педагогическом процессе. Итак, по-моему, уже понятно: рефлексия в педагогике — это источник теоретического педагогического знания. Предлагая эту формулировку, мы приглашаем читателя  посмотреть на вопрос с позиций классической европейской философии: именно в таком качестве — в качестве источника теоретического знания рассматривали рефлексию Декарт, Локк, Кант. Именно в этом качестве  говорит о рефлексии Фихте, немецкий философ и ректор Берлинского Университета начала ХIХ века, автор фундаментального труда «Наукоучение «, в котором он анализирует сами понятия науки, знания вообще и теоретического знания в особенности.  Вопрос о мере присутствия рефлексии в педагогической деятельности — это одна из сторон  вопроса о месте теоретического знания в ней. Заметим: теоретического знания, а не суммы сведений из  теоретико- педагогических работ исследователей. В современном профессиональном педагогическом сообществе существует где-то скрытая, где-то открытая  дискуссия по проблеме  меры, форм и способов включения теоретического знания в педагогическую практику. Отмечают разные стороны проблемы — низкую востребованность педагогической теории в практике, недостаточную развитость самой педагогической теории, ее абстрактность, инерционность педагогической практики,преимущественная склонность педагогов — практиков к восприятию нормативно — методического знания, их нежелание или неспособность воспринимать концептуальные формы. Указанный разрыв теоретического и практического слоя педагогической деятельности болезненно сказывается в тех звеньях образовательной системы, где  включаются и начинают набирать силу инновационные процессы,  поскольку они более всего требуют целостности и полноты осознания сущности, смысла происходящего и полноты владения механизмами управления процессами  преобразования — преобразования не только институтов, и даже не только  сознания, но и самих форм знания. На мой взгляд, проблема разрешима только на пути анализа того, что представляет собою рефлексия в педагогике.

Понятие рефлексии развивалось внутри традиции европейской философии. Обратимся к философскому словарю и посмотрим, как оно здесь толкуется (Философский энциклопедический словарь 1993 года издания). Рефлексия производится от позднелатинского reflexio — обращение назад, и определяется как «1). принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, 2). предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания и 3). деятельность самосознания, раскрывающая строение и специфику внутреннего мира человека». В философском словаре различают три вида рефлексии — элементарная (рефлексия поступков), научная (рефлексия методов получения научного знания) и философская (осмысление предельных отношений мышления и бытия и в целом человеческой культуры). Философский словарь указывает, что понятие рефлексии — одно из центральных в традиции классической европейской философии, от самого ее начала до конца — от Сократа до Канта и Гегеля. Указывает словарь также на наличие противоположных оценок значимости рефлексии в современной (неклассической) философии — абсолютизация рефлексии в феноменологии в качестве единственного инструмента анализа сознания и критика рефлексии в  экзистенциализме  в качестве неадекватной формы самопознания.

Очень понятное и красивое определение. Но … как часто бывает с определениями — мало инструментальное. Ощущение полного и завершенного знания, с которым непонятно, что делать. Когда понятие инструментально? Когда в нем есть зазубрина , за которую  могла бы  зацепиться мысль и начать это определение раскручивать, отыскивать его начала. Как же зазубрину найти, и притом такую, которая зацепила бы мысль? Существует метод, позволяющий инструментализировать любое самое развитое теоретическое понятие. Этот метод —  восстановление его генезиса. Метод непростой. Предлагаю самый простой и первый — не метод даже, а рабочий прием отыскания такой зазубрины. Этот прием — пойти по следам эволюции семантики слова, которым выражено понятие.

Итак, рефлексия. Заглянем во все возможные лингвистические словари и посмотрим, что это такое. Прежде всего заглянем в словарь живого великорусского языка В.И. Даля: чем было это в последней трети прошлого века, насколько укоренено в языке. В  далевском словаре слово рефлексия помещено в качестве однокоренного к слову рефлекс. Слово рефлекс, имеющее латинский корень, Даль трактует как термин из сферы живописи: отраженный свет. Имеется, по видимости, ввиду изображение бликов света на живописных полотнах. Слово  рефлекция (рефлексия) Даль толкует как отражение, больше о лучах света. Примеров словоупотребления нет. Взяв  толковый словарь русского языка С.И. Ожегова (издание 1993 года), мы обнаружим толкование слова рефлексия как книжного термина , означающего следующее: размышление о своем внутреннем состоянии,самоанализ. В качестве примера словоупотребления приведено: склонность к рефлексии. Следующий словарь. Словарь иностранных слов 1964 года издания. Здесь рефлексия производится от латинского слова reflexio — отражение и толкуется так: размышление; анализ собственных мыслей и переживаний;  размышление, полное сомнение и колебаний. Совершенно непонятна эволюция смысла! В чем связь  отражения с колебаниями и сомнениями? Посмотрим теперь, каково семантическое поле латинского корня, на который ссылаются наши словари. Для этого заглянем  в латинско- русский словарь И.Х. Дворецкого, не забывая при этом, что мы обратились к словарю живого латинского языка, где значения  слов  представлены  такими, каковы они были с III века до н.э. по YII век н.э.. Первое открытие: слово написано через дефис — ну, конечно, ведь  ре  — это приставка! Как ре-волюция, ре-конструкция. Итак, re — flecto, -flex, — flexum, -flexere семантическое поле невелико, приведем его:1) загибать, запрокидывать назад поворачивать, обращать назад, возвратиться, 2) обращать, вспоминать, думать.3) склонять, смягчать, в словосочетании устойчивого фразеологизма — улучшить, 4) отступать, уходить. Следующее слово того же корня — отглагольное существительное reflexio переводится как 1) загибание, закидывание, переворачивание и 2) как грамматический термин перестановка, конверсия. И никакого  отражения! Любопытно… Значит reflexio в  значении отражение — это уже плод более позднего развития латинского языка, когда он стал языком науки. В словаре Дворецкого больше никаких близких слов нет Посмотрим теперь на исходный латинский корень flex, отделив приставку re. Здесь  уже слов гораздо больше, представлены все части речи, что указывает на полную освоенность корня в языке, и здесь же мы находим первичный корень  flecto,-flexi,- flexere с уже довольно широким полем семантических значений, которое можно очертить примерно так: сгибать — поворачивать — направлять — изменять направление- задавать направление — отклонять от пути — обходить, объезжать- облегчать (в сочетании со словом труд). Слово применяется как грамматический термин в значении образовывать,производить,- и тут мы, конечно, вспомним и привычный грамматический термин флексии. Общее впечатление от семантического поля, складывающегося  между исходным корнем и производным для латинского языка словом, послужившим источником русского слова  рефлексия — направленное и управляемое  изменение. Запомним это исходное впечатление. Как бы ни было далеко слово живого языка от научного термина, в который оно вырастает, семантическая связь между ними окончательно не разрывается никогда,и  лингвистический анализ термина может быть полезен более всего в том, чтобы проверить свою исходную интуицию по поводу реальности, в познании которой научное понятие будет нам инструментом и проводником. Итак, подведем итог нашего лингвистического исследования. Что мы выяснили? Первое — слово рефлексия вполне освоено в современном  живом русском языке, и живет в нем уже почти сто лет, при этом оно потеряло первоначальное значение  отражения в смысле  природного светового отражения и приобрело значение внутреннего самоанализа и сомнения в достоверности своего внутреннего мира. Второе — соответствующее слово  живого латинского языка содержит смыслы возвращения и улучшения, семантика исходного корня flecto приближается к идее  направленного изменения; изменения, имеющего свою меру. Третье — семантика слова reflexio претерпела эволюцию в процессе функционирования латинского языка  в качестве языка европейской науки и нам, если мы хотим всерьез разобраться с тем, что же такое рефлексия как научное понятие и как реальность, в процессе познания которой это научное понятие сформировано, придется поднимать очень и очень серьезный культурно- исторический пласт.

Вот и зазубрина, начиная с которой можно начинать спрашивать — ведь если нет никаких понятных самому себе вопросов — никак не возможно проникнуть внутрь культурно- исторических пластов и тем более что-то найти внутри них. Вопросы, которые возникают на сопоставлении понятийного и лингвистического слоя значений слова рефлексия: при чем здесь отражение? Что и как отражается? Что изменяется? Где источник меры изменений?  Бесконечны ли сомнения? В чем критерий достоверности? Вопросы можно множить. Главное, что они появились.

Философский словарь отправляет нас ко всей целокупности философской традиции — от самого Сократа. Однако, если мы откроем тексты Платона, где героем диалогов неизменно выступает Сократ, мы там нигде не обнаружим слова рефлексия.  В русских переводах философских текстов упорно и неизменно встречать термин рефлексия мы будем начиная со знаменитой » четверки » философов Нового Времени — Декарта, Локка, Спинозы, Лейбница. И чем больше мы будем читать эти тексты, тем более будем понимать, что понятие рефлексии здесь — центральное.

Начнем с Декарта,провозвестника Нового Времени. Я предлагаю вниманию его работу «Метафизические размышления». Исходный пункт Декарта в изложении, близком к авторскому тексту: …Все то, что я считаю знанием, как мне приходилось не раз убеждаться, содержит в себе  весьма много ложных суждений, от которых приходится отказываться. при этом принципы , на которых построено мое знание, столь ненадежны, что вовсе нельзя утверждать, будто новые суждения, которые я принял вместо тех, в ложности которых мне случилось убедиться, намного истиннее  отвергнутых мною. Не придется ли после и с ними расстаться как с ложными? И вот, если я хочу установить в науках что-нибудь прочное и постоянное. я должен хоть раз в жизни предпринять серьезную попытку отделаться от всех мнений, принятых мной когда бы то ни было на веру, и начать все сначала с самого основания (размышление первое). Вот этим мыслительным ходом закладывается мыслительная культура Нового Времени — культура сомнения в просторечии или культура рефлексии оснований в языке науки. Вот оно «кардинальное сомнение » Рене Декарта, выраженное его собственным языком: «… я предположу, что не всеблагой Бог, являющийся верховным источником истины, но какой-нибудь злой гений, настолько же обманчивый и хитрый, насколько могущественный, употребил все свое искусство, чтобы меня обмануть. Я стану думать, что небо, земля, воздух, цвета, формы, звуки и все остальные внешние вещи — лишь иллюзии и грезы, которыми он воспользовался, чтобы расставить сети моему  легковерию. Я буду считать себя не имеющим ни рук,ни ног, ни глаз, ни тела, ни крови, не имеющим никаких чувств, но ошибочно уверенным в обладании всем этим. Я буду упорно возвращаться к этой мысли … и если посредством этого я и не буду в силах достигнуть познания какой-нибудь истины, то все-таки в моей власти будет задержать свое суждение… Я стану тщательно остерегаться, чтобы не поверить какой-нибудь лжи, и так хорошо подготовлю свой ум к хитростям этого великого обманщика, что он при всем своем могуществе и хитрости не сможет мне ничего внушить». Итак, в первом размышлении Декарт устанавливает «путь назад» для мысли — путь, на котором она не смеет остановиться до тех пор, пока не обнаружит что-либо действительно достоверное.

Что же на этом пути оказывается истинным? Может, только то, что в мире нет ничего достоверного? (размышление второе). Во втором размышлении Декарт обнаруживает и обосновывает свой знаменитый принцип «мыслю — следовательно,существую «. Восстановим ход его рассуждений близко к тексту. Для меня, способного во всем сомневаться и разыскивать истину о том, каков я в достоверности, безусловно достоверным оказывается то , что я, сомневающийся и разыскивающий достоверность себя самого — существую. Существование мое достоверно дано мне — не в чувстве возбуждения или гнева, не в представлении своего тела или своего характера, не в ощущении внешних чувств — холода, света, формы- но в простой достоверности некоего удвоенного бытия — бытия в котором я, существующий, сознаю,  что я существую, но достоверность моего существования для меня укоренена именно в том, что я свое существование — мыслю. Это понятие, выраженное в известном афоризме я мыслю, следовательно я существую или на латыни, cogito ergo sum, по сути, закладывает основание понятию рефлексии, как оно развивается в философии Нового Времени. Мышление, которое производит знание — рефлексивно. «Я — вещь мыслящая», — говорит Декарт Что такое мыслящая вещь? Это вещь, которая сомневается, понимает, утверждает, отрицает, желает, не желает,  представляет и чувствует … Вещи, которые я ощущаю,представляю … может быть, не существуют, но я уверен, что виды мышления, называемые мною чувствами и представлениями, поскольку они виды мышления, несомненно встречаются и пребывают во мне (размышление третье). Или иначе, почувствованное,представленное, недостоверно вовсе, но чувство, представление абсолютно достоверно постольку. поскольку оно рефлексивно, удвоено на само чувство, представление  и сознание этого чувства, представления.

Несколько позже Джон Локк само единство человеческой личности (он дает формулировку: «личность в человеке») обосновывает через деятельность рефлексии. Рефлексия — особенная деятельность человеческого ума, его свободная активность, которая способна порождать идеи  сил  и причинно связывать все многообразие ощущений и переживаний (идей), представленных в сознании. Только в той мере, в которой свободно и непрерывно действует рефлексия, внутренний мир человека обладает единством и непрерывностью во времени, и только в меру этого единства  и непрерывности опыта во времени человек имеет в себе личность. Локк, «Опыт о человеческом разумении «, книга 2, глава 27: «… личность есть разумное мыслящее существо , которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как то же самое (тождественное себе самому) мыслящее существо в разное время и в различных местах , благодаря тому сознанию которое неотделимо от мышления … и существенно для мышления, ибо невозможно, чтобы кто-то воспринимал, не воспринимая, что он воспринимает». Здесь, как и у Декарта, мы снова встречаем это характерное для  определения рефлексии «удвоение «: для рефлексивного сознания необходимо фиксировать, наряду с содержанием восприятия — то есть с тем, что воспринимается, —  также и форму, то есть  то как именно  это воспринимается: представляется ли, ощущается ли, мыслится ли». Продолжим далее цитирование из Локка: » ….поскольку сознание сопутствует мышлению и именно оно определяет в каждом его Я и этим отличает его от всех других мыслящих существ то именно в сознании (рефлексивном по своему характеру) и состоит тождество личности  ., т.е. тождество разумного существа. Ровно настолько, насколько это сознание может быть направлено назад, к какому — нибудь  прошлому действию или мысли, настолько простирается  тождество этой личности, эта личность есть теперь то же самое Я, что и тогда, и действие было совершено индивидуальностью, тождественной с теперешним Я, размышляющим об этом действии». Личность в человеке — это то, что человек сам создает в себе благодаря свободной и активной деятельности рефлексии, обеспечивающей непрерывность сознания. Открытие Локка состоит в том,  что он с полной отчетливостью показал: сознание не есть что-то  изначально существующее  в качестве целой завершенной «вещи». Непрерывность сознания  создается, творится и это деятельное начало в сознании Локк связывает с деятельностью рефлексии. Пережитое может «протечь сквозь  пальцы», не стать опытом, если не включится деятельность рефлексии. Достоверно только то, что освоено в свободной активности  рефлексии, осознано и познано как действительно моим Я прожитое, испытанное. Мышление — рефлексивно, именно потому оно достоверно . И только мышление рефлексивно. Можно сказать, что это — определение мышления, его атрибут (неотъемлемое качество). Чувство, представление, ощущение — не рефлексивны: они нуждаются в рефлексии, они могут быть отрефлексированы, и только так получают свою достоверность. Поучительно также привести практически целиком локковское рассуждение о рефлексии (там же, глава 6): «получая извне…разнообразные идеи душа. обращая свой взор вовнутрь, на себя  и   наблюдая свои действия в отношении этих приобретенных ею идей, получает отсюда  другие идеи которые так же способны быть объектами ее созерцания, как и идеи, воспринимаемые от внешних вещей». Эта деятельность по наблюдению своих собственных действий и есть собственно рефлексия, идеи же. которые  оказываются объектами наблюдения — Локк определяет как «восприятие, или мышление и желание, или хотение». Замечательно следующее суждение :»Сила мышления называется разумом, а сила желания — волею «. Здесь хочу заметить следующее. Согласно христианской богословской традиции разум и свободная воля — это явленность в человеке образа и подобия Божия. По Локку, именно деятельность рефлексии обнаруживает для самого человека существование в нем разума и воли (однако не свободной, по Локку).

Это безусловно указывает на то, что проблематика рефлексии имеет духовное содержание, то есть содержание, связанное с вопросом о природе духовного мира и мере человеческой причастности к нему. Никогда не следует забывать о  крепких связях преемственности двух традиций — традиции христианского богословия и традиции европейской философии. Но и об их принципиальном различии, различии прежде всего по предмету. Богословская традиция говорит о присутствии и действии Божием в человеческой душе. Традиция философская  разыскивает начала и меру человеческой самодеятельности и свободы. Проблематика рефлексии оказывается здесь пограничной.


Страница 1 — 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все
© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

www.portal-slovo.ru

Определение что такое рефлексия: в психологии и педагогике

Что такое рефлексия?

Доброе утро, дорогие мои читатели! Сегодня решила заняться просветительской деятельностью, а именно просветить себя в первую очередь, а заодно кого-то из Вас. Не сочтите за дерзость, я не набиваюсь в учителя. Просто, как и большинство людей нашего общества, страдаю тем, что часто не знаю значения новых слов. Не так давно меня спросили о том, как использовать рефлексию в своей деятельности? Думаю, что это понятие известно лишь узкому числу специалистов, так или иначе занимающихся работой с людьми. Итак, что же такое рефлексия? Давайте разберемся. Для начала дадим определение что такое рефлексия.

Толковый словарь Ожегова говорит, что рефлЕксия (ударение на вторую Е) — это самоанализ. Проще говоря размышление о самом себе, о том, что ты сделал и какую это имело пользу, или наоборот, что не сделал и каковы причины этого.

Исследовать это явление начал Сократ. В России же о нем (о явлении) заговорили лишь в начале 20 столетия в связи с приходом «Серебряного века», где центром вселенной считали личность, собственное Я. Оказывается, рефлексия является предметом изучения многих наук, таких как психология, философия, социология, педагогика и других. Различают различные роли и виды рефлексии. Но обо всем по порядку.

  1. Рефлексия в психологии.

Именно психологи назвали самокопание рефлексией. Под этим словом они понимают навык, который позволяет контролировать не только внимание, но и собственные мысли. Говоря простым языком, это умение человека видеть себя со стороны, глазами других людей, и не просто видеть, а давать оценку своим действия, как положительную, так и отрицательную. Психологи считают, что глубина самоанализа напрямую зависит от уровня образования и воспитания.

  1. Рефлексия в философии.

Философы определяют рефлексию как набор теоретических знаний у человека, с помощью которых он может сформировать в себе взгляды на религию, культуру, общество, науку и искусство. Говоря простым языком, философия считает, что с помощью самоанализа человек развивается духовно.

Например, пришла я на выставку, задала вопрос экскурсоводу, а он высокомерно дал мне понять, что это «элементарные вещи, которые должен знать каждый». Всю дорогу домой я ставила себя на место экскурсовода и видела себя ЕГО глазами (вот вам рефлексия). В результате чего, для себя решила изучить этот вопрос досконально. Таким образом, рефлексия в философии — это метод познания эстетических сторон жизни.

  1. Рефлексия в социологии.

Социальная рефлексия — это наиболее близкий каждому из нас метод самоанализа. Мы живем в социуме, следовательно, социум влияет на нас, а мы ищем наиболее приемлемые способы существования в этом социуме. То есть мы ежеминутно анализируем свои отношения с окружающим нас миром, с окружающими людьми и ищем наиболее приемлемые пути взаимодействия с окружающей действительностью.

К примеру, совершенно посторонний человек сделал доброе дело по отношению к вам, вы стараетесь отплатить ему тем же или принимаете это как должное? Выбор за вами. И выбор этот зависит от вашего характера и воспитания. Это и есть социальная рефлексия.

  1. Педагогика и рефлексия.

Ну вот мы и добрались до той рефлексии, которая заставила меня переработать тонны информации и совершить «философскую рефлексию». В педагогику этот термин пришел гораздо позже, буквально лет 10 назад, когда назрела реформа в образовании.

Различают рефлексию педагога и рефлексию ученика. В первом случае педагог должен видеть себя со стороны глазами детей, родителей коллег. «Все ли удалось на уроке? Достиг ли я поставленных целей? Состоялся ли я как учитель?» — вот лишь малая часть вопросов, которые должен задавать себе каждый учитель на любом этапе своей педагогической деятельности.

В свою очередь ученик должен уметь оценить свою работу, поставить сам себе объективную оценку, оценить степень и глубину полученных знаний. На деле это сводится к развитию у ученика способности не занижать свою самооценку и результаты своего труда, а объективно их оценивать («Да, я молодец, но вот здесь стоит еще доработать», «Я упорно трудился и поэтому достоин получить высший бал», «Именно потому, что я не подготовился к уроку, мне поставили неудовлетворительную оценку» и т.д.).

Итак, мы выяснили, что рефлексия — это не что иное, как способность человека к самоанализу, в результате которого он видит себя глазами окружающих, а как следствие принимает правильное решение о дальнейшем поведении в обществе.

Выше я упоминала еще и о видах рефлексии. Коротко скажу и о них.

  1. Виды рефлексии

а) физическая (сделал ли работу в срок, выполнил ли все упражнения тщательно, получил ли физическое удовлетворение от проделанной работы)

б) сенсорная (внутренний комфорт или дискомфорт)

в) интеллектуальная (трудности, которые возникают при изучении нового)

г) духовная (осознание своей роли в огромном мире)

Итак, рефлексия в структуре сознания каждого человека необходима, ведь она помогает нам познавать новое, воспитывать себя как личность, адекватно оценивать свои поступки, создавать гармоничный мир внутри себя.

Ну и в заключении давайте вместе «порефлексируем». Что дало мне написание этой статьи? Во — первых, я узнала множество интересных фактов, связанных с историей появления и видов рефлексии. Во — вторых, я поняла, что не все действия и поступки анализируются, следовательно, некоторые из них не несут с собой пользы для меня как личности и для человека.

Таким образом, запустился механизм «пересмотрения» личностных ценностей, жизненных ориентиров. Теперь ответьте и Вы на вопрос: «Что дало Вам прочтение или изучение этой информации? Напишите в комментариях, была ли она полезна именно для Вас. И до встречи в следующей статье.

Понравилась статья? Поделитесь с другими!

lightsolo.ru

Рефлексия в педагогике

Захарченко М.В.

Прежде всего я хочу различить некоторые понятия: педагогическая рефлексия, рефлексивная деятельность педагога, рефлексия в педагогике. Последнее и составит предмет нашего разговора, и потому я хочу предварительно оговорить его отличие от первых двух — не давая строгих определений названным понятиям, я лишь очерчу сферу их применимости. Когда мы говорим о педагогической рефлексии, мы ставим акцент на качественной определенности именно педагогического в его отличии от чего бы то ни было другого. В этом же ряду можно говорить о социологической рефлексии, философской, психологической. Когда мы говорим о рефлексивной деятельности педагога — мы имеем ввиду прежде всего некоторую позиционность, выделенную в целостном и сложном процессе, именно процессе педагогического взаимодействия. Ясно, что рефлексивная деятельность педагога будет отличаться от рефлексивной деятельности ученика (ученической позиции) или администратора (организационно-управляющей) позиции. Когда мы говорим о рефлексии в педагогике, нас будет интересовать — позволю себе выразиться высоким философским стилем — явленность закона всеобщей человеческой деятельности в сфере деятельности специфической. Предметом нашего пристального внимания окажется соотношение всеобщего (рефлексия) и особенного (педагогическая сфера), а это соотношение всегда представляет собой некоторую сумму полновесных единичных «вещей» или образов действия, относительно каждого из которых на вечный внутренний вопрос «рефлексия ли это? и педагогика ли это ?»мы можем со всей уверенностью знать, что » это — оно самое и есть».

Итак, когда мы говорим о рефлексии в педагогике, нас интересует: а) рефлексия как всеобщая человеческая деятельность, б) особенный характер предмета этой деятельности как выражение специфического педагогического среза человеческого бытия: именно так я предлагаю взглянуть на наш мир педагогического — как на срез культуры, в одном ряду с политическим, экономическим, художественным и др. в) ряд образов этой предметной деятельности: только исходя из наличия такого ряда — и из его опознанности в качестве такового — можно потом говорить о том, что интересует каждого практического педагога: о типах педагогической рефлексии, приемах рефлексивной деятельности педагога, технологиях — или, сужая задачу — правилах построения рефлексивного поля в педагогическом процессе. Итак, по-моему, уже понятно: рефлексия в педагогике — это источник теоретического педагогического знания. Предлагая эту формулировку, мы приглашаем читателя посмотреть на вопрос с позиций классической европейской философии: именно в таком качестве — в качестве источника теоретического знания рассматривали рефлексию Декарт, Локк, Кант. Именно в этом качестве говорит о рефлексии Фихте, немецкий философ и ректор Берлинского Университета начала ХIХ века, автор фундаментального труда «Наукоучение «, в котором он анализирует сами понятия науки, знания вообще и теоретического знания в особенности. Вопрос о мере присутствия рефлексии в педагогической деятельности — это одна из сторон вопроса о месте теоретического знания в ней. Заметим: теоретического знания, а не суммы сведений из теоретико- педагогических работ исследователей. В современном профессиональном педагогическом сообществе существует где-то скрытая, где-то открытая дискуссия по проблеме меры, форм и способов включения теоретического знания в педагогическую практику. Отмечают разные стороны проблемы — низкую востребованность педагогической теории в практике, недостаточную развитость самой педагогической теории, ее абстрактность, инерционность педагогической практики,преимущественная склонность педагогов — практиков к восприятию нормативно — методического знания, их нежелание или неспособность воспринимать концептуальные формы. Указанный разрыв теоретического и практического слоя педагогической деятельности болезненно сказывается в тех звеньях образовательной системы, где включаются и начинают набирать силу инновационные процессы, поскольку они более всего требуют целостности и полноты осознания сущности, смысла происходящего и полноты владения механизмами управления процессами преобразования — преобразования не только институтов, и даже не только сознания, но и самих форм знания. На мой взгляд, проблема разрешима только на пути анализа того, что представляет собою рефлексия в педагогике.

Понятие рефлексии развивалось внутри традиции европейской философии. Обратимся к философскому словарю и посмотрим, как оно здесь толкуется (Философский энциклопедический словарь 1993 года издания). Рефлексия производится от позднелатинского reflexio — обращение назад, и определяется как «1). принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, 2). предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания и 3). деятельность самосознания, раскрывающая строение и специфику внутреннего мира человека». В философском словаре различают три вида рефлексии — элементарная (рефлексия поступков), научная (рефлексия методов получения научного знания) и философская (осмысление предельных отношений мышления и бытия и в целом человеческой культуры). Философский словарь указывает, что понятие рефлексии — одно из центральных в традиции классической европейской философии, от самого ее начала до конца — от Сократа до Канта и Гегеля. Указывает словарь также на наличие противоположных оценок значимости рефлексии в современной (неклассической) философии — абсолютизация рефлексии в феноменологии в качестве единственного инструмента анализа сознания и критика рефлексии в экзистенциализме в качестве неадекватной формы самопознания.

Очень понятное и красивое определение. Но … как часто бывает с определениями — мало инструментальное. Ощущение полного и завершенного знания, с которым непонятно, что делать. Когда понятие инструментально? Когда в нем есть зазубрина , за которую могла бы зацепиться мысль и начать это определение раскручивать, отыскивать его начала. Как же зазубрину найти, и притом такую, которая зацепила бы мысль? Существует метод, позволяющий инструментализировать любое самое развитое теоретическое понятие. Этот метод — восстановление его генезиса. Метод непростой. Предлагаю самый простой и первый — не метод даже, а рабочий прием отыскания такой зазубрины. Этот прием — пойти по следам эволюции семантики слова, которым выражено понятие.

Итак, рефлексия. Заглянем во все возможные лингвистические словари и посмотрим, что это такое. Прежде всего заглянем в словарь живого великорусского языка В.И. Даля: чем было это в последней трети прошлого века, насколько укоренено в языке. В далевском словаре слово рефлексия помещено в качестве однокоренного к слову рефлекс. Слово рефлекс, имеющее латинский корень, Даль трактует как термин из сферы живописи: отраженный свет. Имеется, по видимости, ввиду изображение бликов света на живописных полотнах. Слово рефлекция (рефлексия) Даль толкует как отражение, больше о лучах света. Примеров словоупотребления нет. Взяв толковый словарь русского языка С.И. Ожегова (издание 1993 года), мы обнаружим толкование слова рефлексия как книжного термина , означающего следующее: размышление о своем внутреннем состоянии,самоанализ. В качестве примера словоупотребления приведено: склонность к рефлексии. Следующий словарь. Словарь иностранных слов 1964 года издания. Здесь рефлексия производится от латинского слова reflexio — отражение и толкуется так: размышление; анализ собственных мыслей и переживаний; размышление, полное сомнение и колебаний. Совершенно непонятна эволюция смысла! В чем связь отражения с колебаниями и сомнениями? Посмотрим теперь, каково семантическое поле латинского корня, на который ссылаются наши словари. Для этого заглянем в латинско- русский словарь И.Х. Дворецкого, не забывая при этом, что мы обратились к словарю живого латинского языка, где значения слов представлены такими, каковы они были с III века до н.э. по YII век н.э.. Первое открытие: слово написано через дефис — ну, конечно, ведь ре — это приставка! Как ре-волюция, ре-конструкция. Итак, re — flecto, -flex, — flexum, -flexere семантическое поле невелико, приведем его:1) загибать, запрокидывать назад поворачивать, обращать назад, возвратиться, 2) обращать, вспоминать, думать.3) склонять, смягчать, в словосочетании устойчивого фразеологизма — улучшить, 4) отступать, уходить. Следующее слово того же корня — отглагольное существительное reflexio переводится как 1) загибание, закидывание, переворачивание и 2) как грамматический термин перестановка, конверсия. И никакого отражения! Любопытно… Значит reflexio в значении отражение — это уже плод более позднего развития латинского языка, когда он стал языком науки. В словаре Дворецкого больше никаких близких слов нет Посмотрим теперь на исходный латинский корень flex, отделив приставку re. Здесь уже слов гораздо больше, представлены все части речи, что указывает на полную освоенность корня в языке, и здесь же мы находим первичный корень flecto,-flexi,- flexere с уже довольно широким полем семантических значений, которое можно очертить примерно так: сгибать — поворачивать — направлять — изменять направление- задавать направление — отклонять от пути — обходить, объезжать- облегчать (в сочетании со словом труд). Слово применяется как грамматический термин в значении образовывать,производить,- и тут мы, конечно, вспомним и привычный грамматический термин флексии. Общее впечатление от семантического поля, складывающегося между исходным корнем и производным для латинского языка словом, послужившим источником русского слова рефлексия — направленное и управляемое изменение. Запомним это исходное впечатление. Как бы ни было далеко слово живого языка от научного термина, в который оно вырастает, семантическая связь между ними окончательно не разрывается никогда,и лингвистический анализ термина может быть полезен более всего в том, чтобы проверить свою исходную интуицию по поводу реальности, в познании которой научное понятие будет нам инструментом и проводником. Итак, подведем итог нашего лингвистического исследования. Что мы выяснили? Первое — слово рефлексия вполне освоено в современном живом русском языке, и живет в нем уже почти сто лет, при этом оно потеряло первоначальное значение отражения в смысле природного светового отражения и приобрело значение внутреннего самоанализа и сомнения в достоверности своего внутреннего мира. Второе — соответствующее слово живого латинского языка содержит смыслы возвращения и улучшения, семантика исходного корня flecto приближается к идее направленного изменения; изменения, имеющего свою меру. Третье — семантика слова reflexio претерпела эволюцию в процессе функционирования латинского языка в качестве языка европейской науки и нам, если мы хотим всерьез разобраться с тем, что же такое рефлексия как научное понятие и как реальность, в процессе познания которой это научное понятие сформировано, придется поднимать очень и очень серьезный культурно- исторический пласт.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *