cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Рецензия на литературное произведение – Рецензии на произведения художественной литературы

Содержание

План рецензии на литературное произведение. — Другое — Русский язык и литература


Рецензия
План:
1. Дата выхода произведения в свет (когда оно было написано или опубликовано).
2. История создания, замысел произведения.
3. Жанровое своеобразие произведения.
4. Сюжет и композиция произведения (о чем это произведение, назовите его основные события, отметьте завязку, кульминацию, развязку, роль эпилога и эпиграфа (если есть)).
5. Тематика (о чем говорится в произведении), какие темы затронуты в произведении.
6. Проблематика (какие проблемы, вопросы) затрагиваются в произведении, важны ли они, почему именно их рассматривает автор.
7. Характеристика основных художественных образов (имена, яркие особенности внешности, социальное положение, жизненная философия, взгляды на мир, отношения с другими героями, переживания, эмоции, какая проблема/проблемы связана с этим героем).
8. Идея и пафос произведения (что хотел сказать автор, его взгляд автора на затронутые проблемы, к чему он призывает).
9. Место произведения в творчестве писателя (важно ли это произведение для понимания творчества писателя, отражает ли оно основные темы и проблемы в его творчестве, можно ли по этому произведению судить о стиле писателя, о его мировоззрении).
10. Место произведения в истории литературы (является ли это произведение значимым для русской литературы и мировой литературы, почему).
11. Ваше впечатление от произведения (понравилось / не понравилось, почему).
Полный текст материала План рецензии на литературное произведение. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Оставить комментарий

pedsovet.su

Сочинение-рецензия на книгу

Оцените сочинение:

«Капитанская дочка» — одно из самых известных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Автором были проделаны колоссальные труды, которые длились целые годы, ведь в историческом романе достаточно достоверно указаны все даты и факты из существующего в реальности восстания Емельяна Пугачева. Пушкин старался найти живых очевидцев произошедшего. Он хотел донести до читателя все именно так, как это происходило на самом деле.

Как по мне, Савельич, который представлен читателю персонажем, исполняющим роль слуги, является наиболее преданным человеком, которого по-человечески жалко. Ему столько всего пришлось пережить, его судьба была нелегка. Но, несмотря на это, он смог не только мужественно пройти все испытания и страдания, но и сохранить свой свободный нрав. Прямолинейность же главного героя Петра Гринева и его безрассудство не только помогают выжить, но и измениться в лучшую сторону. Любовь способна творить чудеса.

Автор умело демонстрирует изменчивость человека и его души. На первых страницах романа читатель создает свои образы героев, которые с каждой прочитанной страницей постепенно начинают изменяться. У кого-то он становится положительным, у других наоборот – негативным. А трогательные и по-настоящему жизненные моменты и красочные описания мест делают роман просто до невозможности интересным и захватывающим.

Исторические факты прекрасно дополнены различными высказываниями и репликами, создавая из сухой информации интересную историю. Преданность и благородство, любовь и измены – в романе есть все, что нужно для того, чтобы растопить даже самое холодное сердце читателя.

«Капитанская дочка» Пушкина удостоена множества наград, и неспроста. Это действительно интересный и захватывающий роман, который хочется перечитывать снова и снова, и снова.

Заказать сочинение 
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

Добавить комментарий

www.sdam-na5.ru

что это такое и пример написания

Писать рецензии приходится не только критикам для оценки различных художественных произведений (книг, кинофильмов, театральных постановок), но и компетентным профессионалам, чтобы высказать аргументированное и объективное мнение о научных работах.

Что такое рецензия

Рецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе, магистерской диссертации, курсовой или дипломного проекта и т. д.

Термин recensio имеет латинские корни и означает «рассмотрение, отзыв о чем-либо», поэтому основная задача рецензента – оценка произведения, его достоинств и недостатков. Главное при написании – объективность, справедливость и беспристрастность.

Формально рецензия может представлять собой:

  • развернутую аннотацию, в которой раскрывается основное содержание материала, особенности его композиции;
  • критическую или публицистическую статью с параллельным рассмотрением затронутых в первоисточнике актуальных общественных проблем;
  • эссе – рассуждения рецензента, сделанные на основе прочтения материала;
  • обзор – анализ нескольких произведений, объединенных тематикой, сюжетом, хронологией или по другому признаку.

Как писать

Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.

Структура

Приблизительный план написания рецензии:

  1. Данные об авторе, названии и т. д.
  2. Краткий пересказ содержания (одно-два предложения).
  3. Отзыв-впечатление о прочитанном.
  4. Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения. Выделение достоинств и недостатков.
  5. Аргументированная оценка всего произведения.

Если рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:

  1. Библиографическое описание – название, автор, его место учебы или работы.
  2. Основная часть:
    • оценка актуальности темы и полноты ее раскрытия;
    • анализ текста с точки зрения логичности структуры, достаточности количества цитат, подтверждающих глубокую теоретическую проработку вопроса;
    • соответствие использованных методов заявленной цели исследования;
    • степень выполнения поставленных задач и достижения цели.
  3. Достоинства и недочеты.
  4. Научная и практическая ценность работы.
  5. Соответствие оформления нормам ГОСТ или методических рекомендаций, грамотность.
  6. Рекомендации:
    • по итоговой оценке – для курсовых, контрольных или дипломов, рефератов и т. д.;
    • о возможности публикации – для статей, тезисов, докладов и т. д.;
    • о присвоении научной степени – для кандидатских и докторских диссертаций.
  7. Данные о рецензенте: Ф. И. О., должность, научное звание, место работы.

Особенности содержания

Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.

При написании следует:

  • Избегать экспрессивно окрашенной лексики, сленга и пр. Рецензия должна быть понятной широкому кругу читателей и не содержать оскорблений автора первоисточника.
  • Стараться не перегружать текст второстепенными деталями.
  • Обеспечить доказательную базу. Рецензент обязан обосновать собственное мнение и отношение к предмету.

Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.

Оформление

При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.

Пример рецензии на эссе

Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.

Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.

РЕЦЕНЗИЯ

на эссе Васильевой Н. Н.

на тему «_____________»

Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.

Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.

Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.

Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.

Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.

Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.

Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.

Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.

Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.

edunews.ru

Методические рекомендации для обучающихся по написанию рецензии к произведению

Методические рекомендации для обучающихся

по написанию рецензии к произведению

Мушенко Р.А.

зам. директора по УМР ОГАПОУ

«Ютановский агромеханический техникум

имени Евграфа Петровича Ковалевского»

Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.

Рецензию характеризует небольшой объём и краткость.

Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение.

В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.

Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы:

  • небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;

  • сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;

  • развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.

Под школьной экзаменационной рецензией понимается рецензия — развернутая аннотация.

Примерный план рецензии на литературное произведение.

  1. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания.

  2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).

  3. Критический разбор или комплексный анализ текста:

— смысл названия

— анализ его формы и содержания

— особенности композиции

— мастерство автора в изображении героев

— индивидуальный стиль писателя

  1. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:

— основная мысль рецензии

— актуальность тематики произведения

В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.

Принципы рецензирования.

Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в теории литературы, подробного анализа произведения.

Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме «нравится — не нравится» без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом.

Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.

Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при равном положении сторон.

Авторское «я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.

Критика не изучает литературу, а судит её — с тем, чтобы сформировать читательское, общественное отношение к тем или иным писателям, активно воздействовать на ход литературного процесса.

Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии:

Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгадываешь. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора.

Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить текст? Как они расположены?

Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент разбирает «как сделан» текст.

Рецензию на художественное произведение стоит писать так, как будто никто с рецензируемым произведением не знаком.

Как правило, рецензия состоит из трех частей:

  1. Общая часть

  2. Постраничный разбор оригинала (замечания)

  3. Заключение

В общей части рецензии отмечается место рецензионной работы среди других уже опубликованных на подобную тему (оригинальность: что нового, отличие от предыдущих, дублирование работ других авторов), актуальность темы и целесообразность издания рецензируемой работы, научная и практическая значимость произведения, терминология, структура текста и стиль произведения.

Во второй части рецензии приводится подробный список недостатков: неточные и неправильные определения, формулировки, смысловые и стилистические погрешности, перечисляются места оригинала, подлежащие, по мнению рецензента, сокращению, дополнению, переработке.

На выявленные недостатки должны быть даны аргументированные предложения по их устранению.

Типовой план написания рецензии:

Предмет анализа

(В работе автора…В рецензируемой работе… В предмете анализа…)

Актуальность темы

(Работа посвящена актуальной теме.Актуальность темы обусловленаАктуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна))

Формулировка основного тезиса

(Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых)результатов, является., В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о.)

В заключение делаются выводы, в которых указывается, достигнута ли цель, аргументируются неправильные положения и вносятся предложения, как улучшить работу, указывается возможность работы в учебно-воспитательном процессе.

Ориентировочный общий объем рецензии составляет не менее 1 страницы 14 размера шрифта с полуторным интервалом.

Рецензия подписывается рецензентом с указанием должности и места работы

infourok.ru

Как писать рецензию на книгу: разбираем на примерах

Самую короткую рецензию на свое произведение получил французский писатель Виктор Гюго: на его запрос в издательство с текстом из одного знака вопроса пришел не менее лаконичный ответ – один восклицательный знак.

Когда в книге нравится все, лишние слова не требуются. Когда же в ней есть спорные моменты, прописные истины или новое и пугающее, нужно нечто большее, чем «палочка с точкой». Речь о рецензии, дамы и господа!

Далее теория, без которой не обойтись.

Определение

Рецензия книги – критический анализ и оценка произведения, написанного в научном, художественном, публицистическом стиле для формирования мнения о нем у целевой аудитории.

Вы можете сделать разбор книги, чтобы:

  • самим лучше усвоить прочитанное;
  • опубликовать рецензию в блоге и привлечь дополнительный трафик;
  • показать экспертность → обратить на себя внимание издательств → начать рецензировать на коммерческой основе.

Когда пишем рецензию, мы формируем окончательное мнение о книге и создаем первичное представление у других людей. А правильно ли мы это делаем?

Не спешите читать дальше! Подумайте. И добавьте что-то свое в список ниже:

Критерии правильной рецензии

  1. Полная информация об авторе книги, названии, теме, годе издания, ключевых моментах повествования.
  2. Разбор книги с ориентиром на конкретную целевую аудиторию.
  3. Аналитический подход: исследуется и обосновывается все хорошее и плохое, что есть в произведении.
  4. Достаточный объем информации для формирования мнения о книге.
  5. Средний объем рецензии – от 1 000 до 3 000 знаков. Если больше – это уже критическая статья, если меньше – читательский отзыв.
  6. Анализ недавно вышедшей книги: рецензент делает его с чистого листа, а не под воздействием мнения других людей.
  7. Упоминание предыдущих работ и регалий автора, без подобострастия или предвзятости.
  8. Недопущение переходов на личность, оскорблений, призывов к различным видам розни.
  9. Отсутствие любых ошибок в рецензии.

Разновидности

Рецензии можно классифицировать:

  • по объекту – музыка, фильмы, театральные постановки, в нашем случае – нехудожественные книги;
  • по субъекту, т. е. автору рецензии – эксперт, обычный читатель или лицо, которому автор заплатил за положительный отклик;
  • по количественному признаку, т. е. числу и объему рецензируемых произведений.

Рецензии на книги можно условно разбить на:

  • развернутые профессиональные разборы;
  • короткие рецензии-статьи, которые пишут читатели;
  • эссе с доминирующим личным мнением о книге и отношением к автору;
  • авторецензии, когда автор высказывается о своем произведении;
  • книжные обзоры.

Я привел только один из примеров классификации – наиболее емкий, на мой взгляд.

С необходимой теорией покончено. Теперь…

Готовимся к рецензированию

Сейчас будет воистину «капитанский» совет:

Вроде бы все очевидно, но нет же! Умудряются после беглого осмотра содержания, чтения сокращенной версии (summary) писать «рецензии», где кроме бинарного «хорошо-плохо» ничего нет.

Нужно прочесть книгу несколько раз – сначала с позиции обычного читателя, а потом с целью сделать критический разбор.

В процессе можно вооружиться ручкой с блокнотом, бумажными закладками или стикерами.

Ну что, вы уже готовы приступить к рецензированию? Погодите немного и проверьте себя:

  1. Не читайте других отзывов о книге, чтобы не писать чужими словами.
  2. Да, ваше мнение может разительно отличаться от мнения большинства. Пишите, не бойтесь «холиваров» – грамотная рецензия будет только в плюс.
  3. Помните правило: чем более негативное мнение у вас сложилось о книге, тем больше нужно приводить аргументов в его пользу. Рецензия в этом случае выйдет объемнее.
  4. Используйте в равных пропорциях логику и эмоции.
  5. Не испытывайте мысленного (а порой и животного физического) страха перед автором – если вы купили книгу, а не скачали с торрент-трекера, то имеете право аргументированно высказаться.

Рветесь в бой? Опять вас остановлю, уж простите!

Составьте план рецензии

Никто не мешает сделать свой план, но можно воспользоваться типовым:

  1. Библиографическое описание – название книги, автор, год выхода (если это переиздание – указать, какое по счету), издательство.
  2. Небольшой пересказ содержания в одно-три предложения.
  3. Непосредственно отзыв (личные впечатления).
  4. Аналитическая часть – разбор названия, содержимого, структуры, практических примеров и т. п.
  5. Выделение всех преимуществ и недостатков книги.
  6. Итоговая оценка и личные выводы рецензента об актуальности и «профпригодности» книги, рекомендации читателям.

Отлично! Теперь начинаем…

Процесс рецензирования

Есть поговорка: «не суди о книге по обложке». Я с ней не согласен, потому что физические данные книги напрямую влияют на удобство чтения и первое впечатление. И в связи с этим условно разделяю процесс рецензирования на две части, первая из которых…

Рецензия формы

Она хороша тем, что:

  • не требует чтения книги;
  • довольно быстро составляется;
  • объективнее, чем рецензия содержания.

Она плоха тем, что:

  • должно пройти время, чтобы дать оценку по некоторым критериям;
  • все равно не лишена субъективизма, ведь есть еще одна поговорка про «на вкус и цвет…».

Когда делают обзор на гаджеты, всегда вставляют изображения в тексты. Я отобрал и сфотографировал несколько «подопытных» книг из домашней библиотеки, чтобы показать, какие составляющие формы можно рецензировать.

Формат книги

«Pocket book» – карманная книга – отличное решение для путешественников на дальние и не очень дистанции. Дома лучше читать в стандартном формате:

Формат книги сильно сказывается на восприятии. Выбирайте только тот, который удобен не по цене, а по эргономике.

Ориентация книги

Да, в нашем толерантном мире она и у книг разная – книжная или альбомная:

Ширина в 213 миллиметров делает эту книгу нетранспортируемой в большинстве сумок. «Для домашнего чтения only», друзья! А еще сильно выдается из книжной полки в стоячем виде. Возможно, нужно хранить в лежачем.

Габариты и вес книги

Посмотрите на эти «книжки-малышки»:

При габаритах 236x163x36 мм работа Портера весит 916 г. У Паундстоуна книга с габаритами 240x161x31 мм тянет «всего» на 648 г. «Конкурентное преимущество» (715 страниц) в мягкой обложке лежит в руке и чувствуется заметно тяжелее, чем «Это дорого или дешево?» в твердой обложке (432 страницы). Обе будет затруднительно читать в общественном транспорте.

Дизайн обложки

Сейчас будет созерцание прекрасного:

Ну что тут сказать: издательство «МИФ» капитально работает над внешним видом своих книг!

Цвет обложки

Какую книжку на полке вы заметили первой?

Цвет обложки – тоже маркетинговый ход для привлечения внимания покупателей в книжном магазине. Или гостей, хищно изучающих вашу домашнюю библиотеку. К слову, я первой заметил «кислотные» обложки книг Дмитрия Кота «Продающие тексты» и Тимура Асланова «Копирайтинг. Простые рецепты продающих текстов». Издательство «Питер» хорошо поработало!

Суперобложка

О, мое самое любимое! Сейчас будет кейс по эффекту хорошей упаковки.

Как-то я купил книгу Михаила Ахманова «Литературный талант. Как написать бестселлер». Кто не знает: Михаил – маститый писатель-фантаст, автор «Большой энциклопедии диабетика». Через некоторое время увидел на «Озоне» его же произведение «Как писать книги» и тоже купил. Смотрим на иллюстрацию:

Ничего удивительного в том, что у одного и того же автора вышли две книги по писательству, не увидел. Например, у Юргена Вольфа есть «Школа литературного мастерства» и «Литературный мастер-класс»…

А потом я снял суперобложку:

У книги со снятой суперобложкой ISBN 978-5-699-82148-8. У другой – 978-5-699-70076-9. Объем одинаковый – 384 страницы. Круто, да? К вопросу о маркетинге упаковки и маркетинговой политике издательства для вашей будущей рецензии.

Мягкая или твердая обложка

Обе книжки в мягкой обложке хранились только дома при комнатной температуре. На оранжевую я даже дышать боялся. Как видите, клеенчатый слой начал отходить от бумажного:

Теперь о твердой обложке. Она придает книге устойчивость на полке и защищает страницы от механических повреждений. Но кто бы спас от повреждения и термического воздействия саму обложку! Небольшой разрыв корешка, перепады влажности, и она расслаивается на пятьдесят оттенков серого:

Размер шрифта

Мне повезло – стопроцентное зрение, могу читать хоть со спичечного коробка. Однако есть люди, которым нужны большие буквы в тексте. Сравните:

Вы мне можете возразить – мол, габариты у книг разные. Я вам отвечу: когда держишь их в руках, понимаешь, какие здоровые буквы в «Пути решения», как они раздувают объем и количество затраченной на печать бумаги и конечную стоимость книги.

Будем объективны – у Александра Ивина «буковки-малышки», но и книжка-маломерка. Удобно возить в транспорте, но при не самом ярком освещении читать трудно.

Иллюстрации

Помните, как мы в детстве листали страницы в надежде увидеть картинки?.. А там один сплошной текст! В нехудожественных книгах тоже хочется обнаружить визуальную составляющую. А когда она цветная – вообще восторг:

Качество бумаги

Раньше книжки печатались на серой газетной бумаге – она невзрачная и хрупкая на ощупь. Белоснежная мелованная бумага на ее фоне выигрывает:

Обе книжки – стопроцентные шедевры. Но читать «Психологию ответственности», в том числе из-за шрифта, намного сложнее. А еще без труда можно помять или порвать страницы.

На мелованной бумаге хорошо видны отпечатки пальцев, как яблоки на снегу – розовые на белом. Или черные.

Персонализация книги

Ноу-хау издательства «МИФ» и его конкурентное преимущество:

Признаюсь – не люблю писать в книгах, даже карандашом. Но если дам почитать любую из «мифовских» книжек, быстренько заполню поля «Эта книга принадлежит» и «Контакты владельца».

Закладка

Она же ляссе. Очень сильно облегчает жизнь читателю и избавляет от необходимости засовывать календарики, фантики и кусочки фольги между страниц:

Видите, как много можно сказать о книге, не читая ее! Естественно, здесь нужно изучать бумажный вариант, а не электронный.

Рецензия содержания

Чтобы выдать достойный критический разбор, рецензент должен владеть материалом минимум на том же уровне, что и автор, а лучше – на более высоком.

После изучения нескольких вариантов рецензирования выделил общие моменты:

  1. В работе можно выбрать одну из следующих стратегий: взгляд со стороны, анализ без выставления положительных или отрицательных оценок, критический разбор или открытую полемику с автором.
  2. В обязательном порядке указывать автора и название произведения, библиографические данные. Отметить, новинка ли это или переиздание.
  3. Не допускать банального пересказа книги. Можно разобрать название, содержание, способ построения книги, авторский стиль и мастерство, но сделать это грамотно и интригующе.
  4. Высказывать свое впечатление от книги, при этом обосновать все негативные и позитивные моменты.
  5. Отмечать актуальность произведения и степень его попадания в целевую аудиторию.
  6. Указывать на стилистические, фактические, грамматические ошибки, допущенные автором. Перепроверять их наличие.

От ошибок, похоже, не застрахована ни одна книга. Даже в замечательной (кроме шуток) книге Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай» прокрались досадные опечатки:

К вопросу о том, что нет безупречных сервисов, редакторов и редактуры. И рецензентов, разумеется.

  1. Следить за собственной стилистикой: не использовать жаргонизмы, просторечные высказывания и канцеляризмы.
  2. Делать предложения лаконичнее и проще в зависимости от объема рецензии. Не допускать двусмысленных оценок.
  3. Стараться разделять свой опыт изучения других книг по теме и реальную полезность рецензируемой.
  4. Закончить рецензию обращением к будущим читателям.

По последнему пункту можно сказать подробнее.

Этика рецензирования

  1. Проверяйте все даты, факты, цифры, названия и имена.
  2. Выдерживайте деловой и доброжелательный тон послания.
  3. Не навязывайте свое видение автору.
  4. Не позволяйте влиять своему отношению к автору на мнение о книге.
  5. До публикации рецензии предупредите создателя произведения, чтобы он подготовил аргументированный ответ.

Помните – вы не инквизитор. Безапелляционные высказывания, выраженное нежелание диалога с автором рецензией не являются.

Итак, вы сделали критический анализ произведения. Не спешите публиковать, сначала проверьте себя на…

Ошибки рецензирования

  1. Отсутствие достаточных знаний по теме произведения.
  2. Пересказ книги вместо подробного анализа.
  3. Полная замена логики эмоциями.
  4. Приоритет личного мнения над объективной оценкой, общие оценочные суждения.
  5. Малое количество аргументов или их низкое качество.
  6. Фамильярное отношение к автору.
  7. Чрезмерная самоуверенность или неуверенность в себе рецензента.

Примеры рецензий

Текстовые рецензии

Вот примеры наиболее интересных, по моему мнению, рецензий:

Видеорецензии

Не путайте с отзывом!

Односложные отзывы типа «хорошая книга», «полное г%?но» мы даже не рассматриваем. Посмотрите на иллюстрации:

Пусть «Лабиринт» и считает это читательскими рецензиями, по сути это отзывы! Чтобы превратить их в рецензии, нужно в своем отклике ответить на вопросы:

  1. Что за книга рассматривает, кто ее автор, когда ее написали и опубликовали?
  2. В каком жанре она написана?
  3. В чем основная идея произведения?
  4. Какова структура повествования?
  5. Какое впечатление оказала книга на читателя?

Безусловно, среди откликов на книги на сайтах «Лабиринта», «Читай-города», «Озона» есть полноценные рецензии, из которых понятно, покупать книгу или нет.

Заключение

Вы поняли, что рецензирование книги – процесс столкновения двух противоречий, когда нужно соединить собственное мнение и беспристрастный профессиональный взгляд.

Когда пишешь рецензию, важно не утонуть в эмоциях. Сугубо восторженный отклик всегда будет смотреться как предвзятый и даже проплаченный. Полный негатива – как личная неприязнь рецензента к автору и нежелание видеть дальше своего носа.

Абсолютно в каждой книге можно найти жемчужину мысли. Рецензирование помогает делать это быстрее.

kak-pisat-retsenziyu-na-knigu-zhanra-non-fikshn-razbor-po-kostochkam

texterra.ru

Как писать рецензию на литературное произведение? | Обучение

Тем не менее литература любого жанра и авторства может быть оценена профессионально, в соответствии с планом и структурой самой рецензии. На мой взгляд, тогда рецензия только выиграет в своем качестве, ибо лишена налета эмоциональности добровольного рецензента. Не скрою, профессионалов специально обучают в университетах в рамках курсов современной литературы (откуда и я почерпнул знания, с которыми спешу поделиться с читателем).

Итак, в профессиональной рецензии на литературное произведение есть несколько обязательных элементов, которые «обыгрываются» целым набором приемов выражения художественного слова.

Рецензию на книгу начинают с библиографической справки, с краткого описания произведения — где взяли (место доступа к тексту), справки об авторе, теме, сюжете, жанре.

Затем переходят к характеристикам понятий герой — антигерой — основная мысль произведения. В этой части описывают особенности главного персонажа, выделенного автором на первом плане; их может быть несколько. Далее разбирают язык текста (цитаты, тенденции), специфичность заглавия (почему так названо, как «играет»).

Актуальность произведения является особым пунктом рецензии, который предполагает развернутое повествование о месте изученного текста в современном литературном процессе. Здесь же уместно акцентировать внимание на качестве текста («роман-однодневка» или «вещь») или привлечь внимание читателя к той или иной характерной особенности и, конечно же, высказать отношение рецензента к прочитанному.

Не стоит забывать, что «писатель в ответе за то, что он пишет, а не за то — как его воспринимают», поэтому любое мнение является частным, субъективным. Прелесть самовыражения как автора, так и рецензента в том, что оба текста являются ничем иным, как самовыражением личности; иногда рецензия столь замечательная, что невольно затмевает само рецензируемое произведение.

С учетом того, что в глобальной Сети (кроме форумов) существуют отдельные сайты маститых авторов и сайты-рецензии, на которых нередко проводят даже конкурсы-соревнования, приведенные выше рекомендации могут помочь добровольным рецензентам выглядеть достойно и профессионально, не сбиваясь на «низкий стиль» упреков или оценочных суждений с налетом сомнительной мотивации. Помните, что «выразил» А. Островский в «Бесприданнице» устами Паратова: «Один любит арбуз, а другой свиной хрящик»; и это не меняется с веками, поскольку связано не столько с гастрономическими предпочтениями или принципами личности, сколько с индивидуальными ее особенностями, кои «извне» поколебать весьма непросто.

Подобным планом (и структурой) — с соответствующими поправками — мы не лишены возможности пользоваться при написании рецензий на театральные постановки и художественные фильмы, разумеется, учитывая особенности этих художественных жанров.

shkolazhizni.ru

План рецензии на книгу

Когда выходит новый фильм или книга, общество с нетерпением ждет отзыва критиков о произведении. Подобного рода статья называется рецензией. Почему-то многие считают: чтобы сочинить такую вещь, много ума не нужно. Это отнюдь не так. Каждая работа имеет определенные критерии, разновидности, а также план написания рецензии.

Слово «рецензия» было введено в обиход литературного языка в конце XVIII века и означало «осмотр». Сегодня рецензия – это жанр литературной критики, публикации и библиографии. По сути, это критическое сочинение, где можно найти краткий анализ и оценку определенного произведения. Неизменным признаком рецензии является наличие в публикации информации о том, какую роль занимает работа в современном мире.

Человек, который пишет рецензии, называется рецензентом, и его основная задача – дать достоверную и беспристрастную характеристику тому или иному произведению, чего, собственно, сложно достичь, если отсутствует план рецензии.

Типология рецензий

Рецензия пишется для разных видов творчества, именно поэтому специалисты предлагают три варианта их классификации. Во-первых, критические статьи различаются по объекту, то есть исходному произведению. Это могут быть музыкальные, литературные, театральные или товарные рецензии. Не стоит забывать и о фильмах.

Во-вторых, различаются по субъекту, то есть по тому, кто автор обзорной статьи. Это могут быть:

  • Экспертные оценки. Рецензии, написанные мастерами своего дела.
  • Потребительский отзыв. Работа, написанная потребителем продукта.
  • Рецензия на заказ. Подобного рода обзоры отличаются тем, что их «покупают» сами авторы произведений. Часто такие рецензии носят субъективный характер, хотя попадаются и редкие исключения.

В-третьих, рецензии отличаются по объему и числу анализируемых произведений. И все они составляются согласно тому, какой план рецензии выбрал автор для своей работы.

От теории к практике

Поднаторев немного в теории, можно переходить к вопросу с практической стороны. В рецензии главное – оценить все хорошее и плохое, что есть в произведении, а это требует высокого профессионального уровня. Чтобы было немного понятнее, стоит посмотреть стандартный план рецензии на книгу:

  1. Библиографические характеристики. Здесь необходимо указать название книги, ее автора и дату выпуска, а также двумя–тремя предложениями передать содержание.
  2. Непосредственно отзыв. То есть нужно описать собственные впечатления о прочитанном.
  3. Критика. Комплексный анализ текста. Нужно дать характеристику названию. Проанализировать содержание, соответствие жанру. Написать, как автор отображает героев, и не забыть упомянуть о стилистических особенностях исполнителя.
  4. Собственно, оценка. Необходимо обоснованно оценить актуальность произведения и сделать выводы.

Совет

Когда перед глазами есть план рецензии, работать намного проще, но не стоит пренебрегать и несколькими полезными советами.

В рецензии необходимо обратить внимание на то, соответствуют ли диалоги действующих лиц заявленному жанру. Также можно написать, насколько сюжет был занимательным. Не нужно упускать из виду тональность, то есть «равномерность» текста. Непременно стоит отметить грамматику и художественные изыски автора, это будет хорошим стимулом для его дальнейшей работы. Вполне допустимо описать собственные эмоции, которые были навеяны произведением. Такой прием сделает работу «сильнее», чем готовый план рецензии. Произведение стоит наполнить подробным изложением своих мыслей, а вот о коротких возгласах восхищения нужно забыть – для рецензии книги они не подходят.

Практический пример

Используя план рецензии и советы, можно попробовать написать отзыв на литературное произведение. Возьмем, к примеру, работу Акутагавы Рюноске «В чаще».

«Произведение Акутагавы Рюноске «В чаще» увидело мир в 1922 году в Японии. В нем автор рассказывает о совершенном преступлении и четырех версиях того, как это произошло.

На первый взгляд кажется, что в истории нет ничего занимательного. Переворачиваешь первую страницу, читаешь показания первого свидетеля, потом второго, третьего. Ничего особенного. Не скучно, конечно, однако не шедевр. Но когда подходит очередь для показаний истинного преступника, внутри сознания происходит странный взрыв. Все четыре версии вдруг собираются в одной точке, и приходит понимание того, почему герои поступили именно так.

Только после прочтения работы Акутагавы понятно, что она носит отнюдь не детективный характер. Ведь автору не нужно искать преступника, он показывает субъективность человеческого поведения. Но тем не менее текст не лишен пищи для размышления. Чьи показания можно считать достоверными? Человеческие качества и положение в обществе играют не последнюю роль в даче показаний. Текст написан простым и понятным художественным стилем. Не теряет своей равномерности при «каждой даче показаний».

Это произведение было написано на основе сказаний XIII века. В 1992 году новелла получила признание, а история была положена в основу фильма «Расёмон». С актуальностью работы сложно спорить. В любое время произведение «В чаще» будет рассказывать своим читателям о том, что у каждого человека есть собственный взгляд на проблему».

О фильме

Но одними книгами не заканчивается мир современных развлечений. Ежедневно во всем мире выходит по одной киноленте разного метража, к которым нужно написать рецензию.

План рецензии на фильм немного отличается от «книжного варианта»:

  1. Цепляющий заголовок. Так как киноиндустрия более востребована, чем литература, то без неординарного заглавия рецензию не заметят.
  2. Факты. Для начала стоит упомянуть основные факты о фильме. Если для книги нужно было указывать автора и дату выхода, то для фильма необходимо написать о режиссере, жанре, актерах (только имена основных героев) и, конечно же, названии и дате выхода.
  3. Краткий пересказ сюжета.
  4. Дополнительный сюжет. Собственно, здесь стоит написать о моментах в фильме, которые «зацепили». Высказать собственные эмоции и ощущения.
  5. Технический вопрос. В рецензии необходимо указать о том, как был снят фильм, какие были декорации, спецэффекты, костюмы и во сколько обошлось это удовольствие.
  6. Выводы. Для кого предназначен этот фильм и к чему побуждает.
  7. Призыв. Выводы можно дополнить призывом к действию. То есть можно сказать, что фильм будет интересен и полезен для всех (или определенного контингента).

Литературу критикуют одинаково

Как видим, рецензия фильма отличается от рецензии книги, но лишь в том плане, что это разные произведения искусства. В одном задействовано слово, а в другом – видеозапись. Если говорить о литературных произведениях, то план рецензии на рассказ и книгу будет практически неотличим.

В нем также необходимо будет указать название рассказа, автора и дату выхода. Написать несколько предложений о том, о чём повествуется в произведении. Немного информации о своих впечатлениях от прочитанного. Проанализировать текст и сделать выводы.

Единственное, в чем можно найти отличительную черту, так это в том, что в рецензии рассказа будет актуально обсудить соответствие названия произведению. Причем подкрепить выводы цитатами из текста. Этот прием используется потому, что в таких произведениях его намного меньше, чем в полноценных романах. Значит, выдержки из текста найти значительно легче.

Кроме того, давно сложилось мнение о том, что названия романов подходят книгам априори, даже подтверждать это не стоит, а вот с рассказами всегда возникают споры.

Послесловие

Что такое рецензия? Как писать план книги и хороший обзор–отзыв? В школе, институте или профессиональной деятельности рано или поздно можно столкнуться с подобным заданием. И лучше быть готовым заранее, чем торопливо искать осколки разбросанной по Сети информации.

Каждому рецензенту нужно помнить: не стоит скупиться на эмоции, похвалу или критику. Автор должен видеть объективную оценку своего произведения, чтобы знать, над чем предстоит работать. А потребитель должен понимать, какие эмоции его ожидают и чем будет интересна та или иная работа.

Рецензия – не просто критика книги, это профессиональный обзор произведения, от которого напрямую зависит, будет интересна работа потребителю или «утонет», так и не дождавшись славы.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *