cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Разработка урока радищев путешествие из петербурга в москву – План-конспект урока литературы (9 класс) по теме: Путешествие по России (по произведению А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву») | скачать бесплатно

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе на тему «История одного путешествия» (по произведению А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Тема «История одного путешествия»

(по произведению А.Н.Радищева

«Путешествие из Петербурга в Москву»)

Цель: знакомство с творчеством Радищева, обучение анализу прозаического произведения, развитие творческих способностей учащихся.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Роман А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» — одно из самых значительных явлений русской литературы ХVIII века. Он написан в популярном тогда жанре «путешествия». Путешествие – жанр, в основе к-го лежит сообщение путешественником достоверных сведений о каких-либо землях, странах, народах, в форме заметок. Записок, дневников, очерков, мемуаров. Путешественник может рассказывать о вымышленных, воображаемых странах. Жанр открыл Л.Стерн, основатель сентиментализма. Радищев в своей оценке человека вообще следовал за писателями-сентименталистами и писал, что человека отличает от зверя способность к состраданию. Сочувствие, сострадание – главные эмоции повествователя в романе.

«Я взглянул окрест меня –душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Но есть и отличие Радищева от писателей-сентименталистов. Своеобразие «Путешествия…» состоит в том, что Радищев, взяв форму «путешествия», наполнил ее обличительным содержанием. Чувствительный герой сентиментальной литературы, хотя и способен на сострадание, стремится уйти от зла этого мира в себя, а повествователь из «Путешествия» озабочен общественными вопросами и стремится служить общественному благу.

  1. Беседа.

Вместе с Радищевым отправимся из Петербурга в Москву.

1). Недолгая остановка в «Любани».

— Какую мы увидели первую станцию?

Инсценировка диалога путешественника с крестьянином-пахарем (о судьбе народа устами самого народа)

— Что мы узнали о положении крестьян?

— Что возмущает рассказчика?

В гл. «Любани» Радищев рисует огромное чудище, к0ое тучно, нагло, пакостливо, лающе, огромно, многоголовно. Это чудище – крепостное право. Радищева возмущает бедность и тяжелейший труд крестьян, то, что они, как крепостные, лишены свободной воли, юридически бесправны. «Крестьянин в законе мертв,» — пишет Радищев. И вывод, к-ый делает Радищев: крепостное право не может существовать и должно быть ликвидировано.

2) Станция «Едрово».

— Посмотрите, какими увидели крестьянских девушек художники И.Аргунов «Портрет крестьянки в русском костюме», неизвестный художник «Портрет крестьянской девочки».

Иван Аргунов – крепостной графов Шереметьевых – принадлежит к художникам, чье творчество предвосхитило расцвет русского портрета в последней четверти XVIII века. «Портрет…» — одно из последних произведений Аргунова. Лучшие портреты Аргунова те, где моделями были не блестящие вельможи, а простые люди. На портрете изображена, по-видимому, кормилица в доме Шереметьевых, русская крестьянка, одетая в праздничный наряд – кокошник и сарафан с галунами. Круглое, открытое, с нежным румянцем лицо молодой женшины привлекает простодушием и целомудренным выражением. Простота и безыскусность присущи ей. Скромность, благородство, достоинство подчеркивает художник. И вспоминаются строки Некрасова:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива.

Ко всякой работе ловка.

— А какой увидел молодую крестьянку Анюту путешественник? Что пленяет в ее облике?

Она не знает притворства, когда любит, то любит от всего сердца и искренне. Она здорова морально и физически.

— С какой целью противопоставляет автор крестьянок светским щеголихам?

3) Следующая остановка – «Медное».

-Какую страшную в своей обыденности историю поведал Радищев?

Молодой промотавшийся барин продает крестьян с публичного торга.

— Кого продает барин?

Старика 75 лет, к-ый с отцом барина был в Крымском походе и вынес раненого господина. Он был дядькою своего молодого барина и спас того ребенком, бросившись за ним в реку, не задумываясь об опасности. В юности выкупил барина из тюрьмы, куда тот был посажен за долги.

Жену его 80 лет. Была кормилицей его матери, была его нянькой, управляла домом. Во время своей службы ничего не украла, никогда не лгала.

Женщину 40 лет, кормилицу. В жилах барина течет ее кровь. Она вторая мать, он ей больше обязан. Она расстается с молодым барином, как с сыном.

Девушку 18 лет, обесчещенную им. Она держит младенца, сына барина, его кровь.

Ее мужа 25 лет, своего верного слугу, своего любимца.

— На чем построена эта глава?

На антитезе. Противопоставление благородства и низости, доброты и жестокости, гуманности и бесчеловечности… Крестьяне в большинстве своем по-человечески лучше помещиков. Богатство и знатность ограждают человека от труда и обязанностей. Такие люди чаще грубы и жестоки.

— Какие чувства и мысли вызывает у вас картина Неврева «Торг»?

4) Новая остановка – «Пешки».

— Какие бытовые детали использует Радищев, изображая «рабство тощее»?

Выразительное чтение отрывка из главы «Четыре стены..». Радищев показал жуткий быт крестьянина. И это жизнь тех, кто, по словам Радищева, есть «источник государственного избытка, силы, могущества». Единственное, что помещик не может отнять у крестьянина, это воздух.

— Почему от конкретных картин, описывающих горестную жизнь мужиков, автор переходит к открытой угрозе: «Страшись, помещик жестокосердный»?

В этих словах – предостережение власть имущим. Расплата – за зло, за «порчу», производимую крепостным правом. Радищев видит, что ужасы крепостничества грозят яростным возмущением крестьян, и Радищев оправдывает это возмущение: «Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности. Но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать».

5) –Какую роль играет в общей структуре «Путешествия» ода «Вольность»?

«Вольность» подводит читателя к мысли о справедливости революционного выступления народа, доведенного до отчаяния злоупотреблением властей. Писатель ставил перед собой цель – разбудить дремлющие силы, бросить вызов «жестокосердным». Революция, по мнению Радищева, спасет Россию. Ее он «зрит сквозь целое столетье».

3. Итог урока. Рефлексия. Составление синквейна.

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Путешествие из Петербурга в Москву

уничтожающий осуждающий

осуждал написал осветил

общественную систему, несущую народу горе

в романе

4. Д/З. Почему Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»? (письм.ответ).

infourok.ru

Урок литературы по теме «Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева в специфике жанра». 8-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Предварительные замечания учителя.

Творчество А.Н.Радищева, к сожалению, не известно современным школьникам.

Только две программы литературного образования для общеобразовательных учреждений, допущенные Министерством образования и науки РФ (авторы Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская и М.Б. Ладыгин), включают в изучение в 8 классе «Путешествие из Петербурга в Москву». Однако творчество А.Н. Радищева, особенно названное произведение, чрезвычайно важно для понимания общей картины развития литературного процесса в России и решения проблем воспитания и нравственного самосовершенствования.

В главе «София» Путешественник, разозлённый наглостью почтового комиссара, хотел было ударить его, но вовремя остановился. Обдумывая затем своё поведение, он пришёл к выводу, что «рассудок есть раб нетерпеливости», то есть ум может затмеваться страстью, страсти следует обуздывать.

В главе «Чудово» приятель Путешественника Ч:, побывав в экстремальной ситуации (кораблекрушение), понял, что все степени, чины, титулы (в том числе дворянство) — это только одежды, которые спадают, и «человек тогда становится просто человеком».

В главе «Бронницы» Путешественник посетил церковь на месте исчезнувшего Холмограда и стал рассуждать о Боге. Человеку не нужно знать всё заранее, иначе он или испугается, или потеряет интерес к жизни; рассудок человека слаб и ему не справиться с этим знанием, поэтому лучше довериться Богу, который является каждому человеку как «тайный глас». Значит один из способов самосовершенствования - прислушиваться к внутреннему голосу.

Таким образом, показав различные жизненные ситуации, связанные с проблемой воспитания и самосовершенствования, Радищев предлагает оригинальную воспитательную систему, утверждает, что воспитание возможно, так как оно развивает индивидуальный природный дар в человеке. Иначе говоря, первый постулат воспитательной системы Радищева звучит примерно так: человек должен рождаться и расти без принуждения, естественно.

Обращение к «Путешествию:» Радищева помогает ученикам не только открыть еще одну грань творчества писателя, но и увидеть галерею положительных образов русской реалестической литературы. Предлагаемый материал не привязан жестко к курсу 8 класса. Учитель по своему усмотрению может подготовить и провести такой урок и как урок внеклассного чтения, и как урок факультативного курса, посвящённого изучению анализу произведения в специфике жанра. Важно лишь, чтобы учащиеся понимали связь материала с историей и логикой развития отечественной литературы, а сам материал помогал раскрыть творчество А.Н. Радищева.

Хочу отметить, что учитель сам определит глубину и объем рассмотрения темы, необходимость включения дополнительных материалов и источников, характер предварительного и заключительного заданий для самостоятельной работы учеников, учитывая ряд общезначимых факторов: особенности реализуемой программы, уровень литературного развития учеников, собственные интересы и взможности и т. д.

Предварительное задание к уроку-семинару

1 .»Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева — жанр литературного путешествия.

Усиление ощущения сложности и мозаичности картины мира в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева через включение в книгу различных жанров:

а) Фольклора.

б) Древнерусской литературы.

в) Новой русской литературы.

Для подготовки к уроку учащиеся получают вопросы к семинару и опорный конспект, прорабатывая который, они ответят на свой вопрос, проанализируют данное произведение в специфике используемого автором жанра. Ученики могут работать в малых или в больших группах, разделив задание на подзадания и подготовив слайдовую презентацию ответа.

Опорный конспект-схема «Жанровое своеобразие «Путешествия:»

Комментарий учителя

В основе любого литературного «путешествия» лежит очерк. Книга Радищева не исключение: она построена как цепь очерков, повествующих о поездке и дорожных впечатлениях. Жанр «путешествия» позволял объединить самый разнородный материал, разные типы очерков. Необходимо отметить, что «погружение» в «Путешествие:» Радищева, в контекст очерковой литературы конца XVIII века, посвященной «эпохе жизни России и рассуждающей о праве народном и соблюдении законов», расширит представление учеников о характере литературного процесса, поможет увидеть, как создается большая литературная форма с естественной, вполне обоснованной связью разнообразных художественных, политических и философских очерков, внешне объединенных сюжетом путешествия и личностью главного героя, а внутренне — идеей автора о необходимости борьбы с крепостничеством и абсолютизмом.

  1. Кроме опорного конспекта можно предложить ученикам для домашней подготовки и вопросы по «Путешествию из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева:
  2. Как вы понимаете смысл эпиграфа? Что, на ваш взгляд, Радищев называет «чудищем облым»?
  3. Какова роль вставных эпизодов (подслушанных разговоров, снов, случайных прохожих, найденных писем и др.) в «Путешествии:»?
  4. Докажите, что «Путешествие:» написано в стиле художественной публицистики.
  5. В чем суть системы воспитания гражданина по Радищеву («Крестьцы»), прокомментируйте правила «единожития и общежития».

Примерный ход урока

Эпиграф урока: «Книга человеческого достоинства» — В.Ю. Троицкий

1. Вступительное слово учителя. (Слайдовая презентация)

Слайд №1.

Свою главную книгу писатель создал в жанре литературного путешествия. Выбор жанра не был случайным для автора, который полагал, что путевые записки дают возможность показать современную ему действительность во всей её полноте и сложности. «Много можно узнать,- писал он,- если бы сыскался или житель столицы, или житель в губернии, или путешествователь, довольно имеющий твердости духа, любящий отечество и правду, а сверх того находяся в независимости своей в особенности, не имел нужды бояться мщения сильных, сделал бы картину преступающих в злоупотреблении властей».

Слайд №2.

А). А.Н. Радищев, как этого требовал жанровый канон, открывал книгу посвящением другу - товарищу детства и юности Алексею Михайловичу Ку

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Уроки 11–12 ПОДВИГ А. Н. РАДИЩЕВА. «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ» | Поурочные планы по русской литературе 9 класс

Уроки 11–12 ПОДВИГ А. Н. РАДИЩЕВА. «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ»