Разработка урока радищев путешествие из петербурга в москву – План-конспект урока литературы (9 класс) по теме: Путешествие по России (по произведению А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву») | скачать бесплатно
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе на тему «История одного путешествия» (по произведению А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»)
Тема «История одного путешествия»
(по произведению А.Н.Радищева
«Путешествие из Петербурга в Москву»)
Цель: знакомство с творчеством Радищева, обучение анализу прозаического произведения, развитие творческих способностей учащихся.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Роман А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» — одно из самых значительных явлений русской литературы ХVIII века. Он написан в популярном тогда жанре «путешествия». Путешествие – жанр, в основе к-го лежит сообщение путешественником достоверных сведений о каких-либо землях, странах, народах, в форме заметок. Записок, дневников, очерков, мемуаров. Путешественник может рассказывать о вымышленных, воображаемых странах. Жанр открыл Л.Стерн, основатель сентиментализма. Радищев в своей оценке человека вообще следовал за писателями-сентименталистами и писал, что человека отличает от зверя способность к состраданию. Сочувствие, сострадание – главные эмоции повествователя в романе.
Беседа.
Вместе с Радищевым отправимся из Петербурга в Москву.
1). Недолгая остановка в «Любани».
— Какую мы увидели первую станцию?
Инсценировка диалога путешественника с крестьянином-пахарем (о судьбе народа устами самого народа)
— Что мы узнали о положении крестьян?
— Что возмущает рассказчика?
В гл. «Любани» Радищев рисует огромное чудище, к0ое тучно, нагло, пакостливо, лающе, огромно, многоголовно. Это чудище – крепостное право. Радищева возмущает бедность и тяжелейший труд крестьян, то, что они, как крепостные, лишены свободной воли, юридически бесправны. «Крестьянин в законе мертв,» — пишет Радищев. И вывод, к-ый делает Радищев: крепостное право не может существовать и должно быть ликвидировано.
2) Станция «Едрово».
— Посмотрите, какими увидели крестьянских девушек художники И.Аргунов «Портрет крестьянки в русском костюме», неизвестный художник «Портрет крестьянской девочки».
Иван Аргунов – крепостной графов Шереметьевых – принадлежит к художникам, чье творчество предвосхитило расцвет русского портрета в последней четверти XVIII века. «Портрет…» — одно из последних произведений Аргунова. Лучшие портреты Аргунова те, где моделями были не блестящие вельможи, а простые люди. На портрете изображена, по-видимому, кормилица в доме Шереметьевых, русская крестьянка, одетая в праздничный наряд – кокошник и сарафан с галунами. Круглое, открытое, с нежным румянцем лицо молодой женшины привлекает простодушием и целомудренным выражением. Простота и безыскусность присущи ей. Скромность, благородство, достоинство подчеркивает художник. И вспоминаются строки Некрасова:
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива.
Ко всякой работе ловка.
— А какой увидел молодую крестьянку Анюту путешественник? Что пленяет в ее облике?
Она не знает притворства, когда любит, то любит от всего сердца и искренне. Она здорова морально и физически.
— С какой целью противопоставляет автор крестьянок светским щеголихам?
3) Следующая остановка – «Медное».
-Какую страшную в своей обыденности историю поведал Радищев?
Молодой промотавшийся барин продает крестьян с публичного торга.
— Кого продает барин?
Старика 75 лет, к-ый с отцом барина был в Крымском походе и вынес раненого господина. Он был дядькою своего молодого барина и спас того ребенком, бросившись за ним в реку, не задумываясь об опасности. В юности выкупил барина из тюрьмы, куда тот был посажен за долги.
Жену его 80 лет. Была кормилицей его матери, была его нянькой, управляла домом. Во время своей службы ничего не украла, никогда не лгала.
Женщину 40 лет, кормилицу. В жилах барина течет ее кровь. Она вторая мать, он ей больше обязан. Она расстается с молодым барином, как с сыном.
Девушку 18 лет, обесчещенную им. Она держит младенца, сына барина, его кровь.
Ее мужа 25 лет, своего верного слугу, своего любимца.
— На чем построена эта глава?
На антитезе. Противопоставление благородства и низости, доброты и жестокости, гуманности и бесчеловечности… Крестьяне в большинстве своем по-человечески лучше помещиков. Богатство и знатность ограждают человека от труда и обязанностей. Такие люди чаще грубы и жестоки.
— Какие чувства и мысли вызывает у вас картина Неврева «Торг»?
4) Новая остановка – «Пешки».
— Какие бытовые детали использует Радищев, изображая «рабство тощее»?
Выразительное чтение отрывка из главы «Четыре стены..». Радищев показал жуткий быт крестьянина. И это жизнь тех, кто, по словам Радищева, есть «источник государственного избытка, силы, могущества». Единственное, что помещик не может отнять у крестьянина, это воздух.
— Почему от конкретных картин, описывающих горестную жизнь мужиков, автор переходит к открытой угрозе: «Страшись, помещик жестокосердный»?
В этих словах – предостережение власть имущим. Расплата – за зло, за «порчу», производимую крепостным правом. Радищев видит, что ужасы крепостничества грозят яростным возмущением крестьян, и Радищев оправдывает это возмущение: «Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности. Но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать».
5) –Какую роль играет в общей структуре «Путешествия» ода «Вольность»?
«Вольность» подводит читателя к мысли о справедливости революционного выступления народа, доведенного до отчаяния злоупотреблением властей. Писатель ставил перед собой цель – разбудить дремлющие силы, бросить вызов «жестокосердным». Революция, по мнению Радищева, спасет Россию. Ее он «зрит сквозь целое столетье».
3. Итог урока. Рефлексия. Составление синквейна.
В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Путешествие из Петербурга в Москву
уничтожающий осуждающий
осуждал написал осветил
общественную систему, несущую народу горе
в романе
4. Д/З. Почему Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»? (письм.ответ).
infourok.ru
Урок литературы по теме «Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева в специфике жанра». 8-й класс
Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (4,4 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Предварительные замечания учителя.
Творчество А.Н.Радищева, к сожалению, не известно современным школьникам.
Только две программы литературного образования для общеобразовательных учреждений, допущенные Министерством образования и науки РФ (авторы Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская и М.Б. Ладыгин), включают в изучение в 8 классе «Путешествие из Петербурга в Москву». Однако творчество А.Н. Радищева, особенно названное произведение, чрезвычайно важно для понимания общей картины развития литературного процесса в России и решения проблем воспитания и нравственного самосовершенствования.
В главе «София» Путешественник, разозлённый наглостью почтового комиссара, хотел было ударить его, но вовремя остановился. Обдумывая затем своё поведение, он пришёл к выводу, что «рассудок есть раб нетерпеливости», то есть ум может затмеваться страстью, страсти следует обуздывать.
В главе «Чудово» приятель Путешественника Ч:, побывав в экстремальной ситуации (кораблекрушение), понял, что все степени, чины, титулы (в том числе дворянство) — это только одежды, которые спадают, и «человек тогда становится просто человеком».
В главе «Бронницы» Путешественник посетил церковь на месте исчезнувшего Холмограда и стал рассуждать о Боге. Человеку не нужно знать всё заранее, иначе он или испугается, или потеряет интерес к жизни; рассудок человека слаб и ему не справиться с этим знанием, поэтому лучше довериться Богу, который является каждому человеку как «тайный глас». Значит один из способов самосовершенствования - прислушиваться к внутреннему голосу.Таким образом, показав различные жизненные ситуации, связанные с проблемой воспитания и самосовершенствования, Радищев предлагает оригинальную воспитательную систему, утверждает, что воспитание возможно, так как оно развивает индивидуальный природный дар в человеке. Иначе говоря, первый постулат воспитательной системы Радищева звучит примерно так: человек должен рождаться и расти без принуждения, естественно.
Обращение к «Путешествию:» Радищева помогает ученикам не только открыть еще одну грань творчества писателя, но и увидеть галерею положительных образов русской реалестической литературы. Предлагаемый материал не привязан жестко к курсу 8 класса. Учитель по своему усмотрению может подготовить и провести такой урок и как урок внеклассного чтения, и как урок факультативного курса, посвящённого изучению анализу произведения в специфике жанра. Важно лишь, чтобы учащиеся понимали связь материала с историей и логикой развития отечественной литературы, а сам материал помогал раскрыть творчество А.Н. Радищева.
Хочу отметить, что учитель сам определит глубину и объем рассмотрения темы, необходимость включения дополнительных материалов и источников, характер предварительного и заключительного заданий для самостоятельной работы учеников, учитывая ряд общезначимых факторов: особенности реализуемой программы, уровень литературного развития учеников, собственные интересы и взможности и т. д.
Предварительное задание к уроку-семинару
1 .»Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева — жанр литературного путешествия.
Усиление ощущения сложности и мозаичности картины мира в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева через включение в книгу различных жанров:
а) Фольклора.
б) Древнерусской литературы.
в) Новой русской литературы.
Для подготовки к уроку учащиеся получают вопросы к семинару и опорный конспект, прорабатывая который, они ответят на свой вопрос, проанализируют данное произведение в специфике используемого автором жанра. Ученики могут работать в малых или в больших группах, разделив задание на подзадания и подготовив слайдовую презентацию ответа.
Опорный конспект-схема «Жанровое своеобразие «Путешествия:»
Комментарий учителя
В основе любого литературного «путешествия» лежит очерк. Книга Радищева не исключение: она построена как цепь очерков, повествующих о поездке и дорожных впечатлениях. Жанр «путешествия» позволял объединить самый разнородный материал, разные типы очерков. Необходимо отметить, что «погружение» в «Путешествие:» Радищева, в контекст очерковой литературы конца XVIII века, посвященной «эпохе жизни России и рассуждающей о праве народном и соблюдении законов», расширит представление учеников о характере литературного процесса, поможет увидеть, как создается большая литературная форма с естественной, вполне обоснованной связью разнообразных художественных, политических и философских очерков, внешне объединенных сюжетом путешествия и личностью главного героя, а внутренне — идеей автора о необходимости борьбы с крепостничеством и абсолютизмом.
- Кроме опорного конспекта можно предложить ученикам для домашней подготовки и вопросы по «Путешествию из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева:
- Как вы понимаете смысл эпиграфа? Что, на ваш взгляд, Радищев называет «чудищем облым»?
- Какова роль вставных эпизодов (подслушанных разговоров, снов, случайных прохожих, найденных писем и др.) в «Путешествии:»?
- Докажите, что «Путешествие:» написано в стиле художественной публицистики.
- В чем суть системы воспитания гражданина по Радищеву («Крестьцы»), прокомментируйте правила «единожития и общежития».
Примерный ход урока
Эпиграф урока: «Книга человеческого достоинства» — В.Ю. Троицкий
1. Вступительное слово учителя. (Слайдовая презентация)
Слайд №1.
Свою главную книгу писатель создал в жанре литературного путешествия. Выбор жанра не был случайным для автора, который полагал, что путевые записки дают возможность показать современную ему действительность во всей её полноте и сложности. «Много можно узнать,- писал он,- если бы сыскался или житель столицы, или житель в губернии, или путешествователь, довольно имеющий твердости духа, любящий отечество и правду, а сверх того находяся в независимости своей в особенности, не имел нужды бояться мщения сильных, сделал бы картину преступающих в злоупотреблении властей».
Слайд №2.
А). А.Н. Радищев, как этого требовал жанровый канон, открывал книгу посвящением другу - товарищу детства и юности Алексею Михайловичу Ку
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Уроки 11–12 ПОДВИГ А. Н. РАДИЩЕВА. «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ» | Поурочные планы по русской литературе 9 класс
Уроки 11–12 ПОДВИГ А. Н. РАДИЩЕВА. «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ»
28.03.2013 36671 3600Уроки 11–12 подвиг а. н. радищева. «ПУТЕШЕСТВИЕ из петербурга в Москву»
Цели: познакомить с биографией А. Н. Радищева; обсудить главы из книги «Путешествие из Петербурга в Москву».
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя.
Сегодняшний урок мы посвящаем личности необыкновенного человека, действовавшего, по словам Пушкина, «с удивительным самоотвержением и с какою-то рыцарскою совестливостью». Мы будем говорить об А. Н. Радищеве, о его стойкости, преданности и верности своим убеждениям, во имя которых он готов был пожертвовать всем: карьерой, положением в обществе, семейным благополучием и даже самой жизнью. Трагическая судьба первого русского революционера и его книги не может не взволновать, не вызвать уважения к несгибаемой воле и мужеству этого человека. Велик подвиг этого скромного чиновника коммерц-коллегии, напечатавшего в своей типографии казалось бы обыкновенные «путевые заметки».
Радищев принадлежит к тому же поколению, что и Державин, и Фонвизин, но его героическая подвижническая жизнь, его убеждения и взгляды уже предвосхищают самоотверженное мужество декабристов, «пошедших сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия» (А. Герцен).
2. Сообщение учащегося «Жизненный подвиг Радищева» (индивидуальное задание).
3. Путешествие по страницам «Путешествия…».
Дальнейший рассказ о писателе будет связан с теми периодами его жизни, когда увидела свет книга «Путешествие из Петербурга в Москву» и последовавшими вслед за этим трагическими событиями.
Сообщение можно построить, опираясь на такие примерно вопросы:
1) Почему, зная, что издание его книги не останется безнаказанным, Радищев предпринял все, чтобы ускорить ее выход в свет?
Объяснить побуждения Радищева увидеть книгу в печати помогут нам слова героя главы «Крестьцы», провожающего своих сыновей на службу, слова, которые, несомненно, выражают и мысли автора:
«Но если бы закон или государь, или бы какая-либо на Земле власть подвигала тебя на неправду и нарушения добродетели, пребудь в оной неколебим. Не боися ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти. Пребудь незыблем в душе твоей, яко камень среди бунтующих, но немощных валов. Ярость мучителей твоих раздробится о твердь твою; и, если предадут тебя смерти, осмеяны будут, а ты поживешь на памяти благородных душ до скончания веков». (Цитата записана на доске).
2) Почему Екатерина II так испугалась книги Радищева? Как она охарактеризовала автора и содержание «Путешествия…»? («Он бунтовщик хуже Пугачева…»; «…Тут рассеивание угрозы французской…», «Книга клонится к возмущению крестьян против помещиков, войска, против начальства, царя и грозит плахою…».)
В указе о замене смертной казни Радищеву ссылкой говорится: «…Александр Радищев оказался в преступлении противу присяги его и должности подданного изданием книги под названием «Путешествие из Петербурга в Москву», наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства, и, наконец, оскорбительными и неистовыми изражениями противу сама и власти царской…»
3) О чем же рассказал Радищев своим современникам, к чему призывал, что предвидел?
– Сатирическое обличение самодержавия (краткий пересказ учащимся главы «Спасская Полесть»).
– Выявление античеловеческой сущности крепостного права: «Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме…».
Пересказ учениками гл. «Любани» (труд крепостного) и «Пешки» (быт крестьянина).
Необходимо отметить революционный пафос повествования, который создается не только правдивым изображением картин крепостнической действительности конца XVIII в., но и непосредственными высказываниями путешественника (рассказчика), героев, а также включением в текст отдельных строф оды «Вольность» (гл. «Тверь»).
4. Выступление ученика (индивидуальное задание). суд над Радищевым, осуждение на смертную казнь; замена ее десятилетней ссылкой в Сибирь; дорога в изгнание; стихи «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?». Судьба Радищева после смерти Екатерины II.
– Какую оценку событиям своей жизни дал Радищев предсмертными словами: «Потомство за меня отомстит…»?
Вспомните слова Ломоносова: «…пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют» и подумайте, есть ли разница в их смысле у Радищева и Ломоносова и в чем она.
II. Обобщение по уроку.
Слово учителя.
В русской литературе XVIII в. нет произведения, которое столь глубоко изобличало бы все стороны самодержавно-крепостнической действительности, где «две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы», а одна треть состоит из «зверей алчных, пиявиц ненасытных».
Поразительный по смелости политический памфлет – глава «Спасская Полесть», где в аллегорическом сне Истина открывает глаза властителю, привыкшему к подобострастию и лести придворных, и он видит, кто «первейший в обществе… убийца, первейший разбойник, первейший предатель, первейший нарушитель общия тишины, враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого».
Коллективным многоликим героем книги Радищева выступает народ. Образы крестьян и крестьянок – от крепостного пахаря до крепостного интеллигента, их горестные судьбы писатель рисует с неизменной искренней теплотой и сочувствием. Он стремится не просто изображать человеческие характеры, но показывает их обусловленность внешними обстоятельствами. Образы крестьян у Радищева – качественно новое явление в русской литературе.
Выбор А. Н. Радищевым жанровой формы «путешествия», подсказанный опытом западноевропейского сентиментализма, был обусловлен возможностью посредством рассказа от первого лица пронизать повествование повышенной эмоциональностью: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».
Но, в отличие от Карамзина, чье творчество также связано с этим направлением в литературе (мы будем изучать его на последующих уроках), эта эмоциональность связана у Радищева не с авторской иронией или погружением в мир интимных чувств и переживаний, а с гневной и страстной реакцией на «страдания человечества». Под страданиями этими он подразумевает прежде всего участь обездоленного трудового большинства. Стремление «соучастником быть во благоденствии себе подобных» определяет высокий патетический стиль, к которому прибегает автор «Путешествия…». Образцом служили ему ораторская проза Ломоносова (недаром перед расставанием с читателем Радищев ставит «Слово о Ломоносове»), сочинения передовых революционных мыслителей, ораторов и публицистов Европы и Америки.
Революционная «чувствительность» Радищева сближает его с сентименталистами. Но в «Путешествии» в рассказах о дорожных впечатлениях, наблюдениях и встречах, в стремлении героя беспощадно и трезво обнажать социальные противоречия русского общества, как и в фонвизинском «Недоросле», пробиваются также черты просветительского реализма.
Крупнейший политический мыслитель России своего времени, первый русский дворянский революционер, предшественник декабристов и Герцена, А. Н. Радищев был также замечательным теоретиком стиха и поэтом-новатором. Его ода «Вольность» была первым классическим памятником русской революционной поэзии. В высоко оцененной Пушкиным элегии «Осьмнадцатое столетие», созданной незадолго до смерти, Радищев воздвиг замечательный поэтический памятник своему бурному столетию – веку необратимых революционных изменений в социальной, политической и умственной жизни человечества:
Нет, ты не будешь забвенно, столетье
безумно и мудро,
Будешь проклято во век, ввек удивлением всех…
Мудрости смертных столпы разрушив,
ты их паки создало;
Царства погибли тобой, как раздробленный корабль.
Царства ты зиждешь; они расцветут
и низринутся паки.
Домашнее задание:
1) Ответить устно на вопрос: «Что сближает Фонвизина и Радищева и что их разделяет»?
2) Анализ стихотворения «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?».
3) Прочитать повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Урок литературы в 9 классе» А.Н.Радищев » Путешествие из Петербурга в Москву»
а. н. радищев «ПУТЕШЕСТВИЕ из петербурга в Москву»
Цели: познакомить с биографией А. Н. Радищева; обсудить главы из книги «Путешествие из Петербурга в Москву».
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя.
Сегодняшний урок мы посвящаем личности необыкновенного человека, действовавшего, по словам Пушкина, «с удивительным самоотвержением и с какою-то рыцарскою совестливостью». Мы будем говорить об А. Н. Радищеве, о его стойкости, преданности и верности своим убеждениям, во имя которых он готов был пожертвовать всем: карьерой, положением в обществе, семейным благополучием и даже самой жизнью. Трагическая судьба первого русского революционера и его книги не может не взволновать, не вызвать уважения к несгибаемой воле и мужеству этого человека. Велик подвиг этого скромного чиновника коммерц-коллегии, напечатавшего в своей типографии казалось бы обыкновенные «путевые заметки».
Радищев принадлежит к тому же поколению, что и Державин, и Фонвизин, но его героическая подвижническая жизнь, его убеждения и взгляды уже предвосхищают самоотверженное мужество декабристов, «пошедших сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия» (А. Герцен).
2. Сообщение учащегося «Жизненный подвиг Радищева» (индивидуальное задание).
3. Путешествие по страницам «Путешествия…».
Дальнейший рассказ о писателе будет связан с теми периодами его жизни, когда увидела свет книга «Путешествие из Петербурга в Москву» и последовавшими вслед за этим трагическими событиями.
Сообщение можно построить, опираясь на такие примерно вопросы:
1) Почему, зная, что издание его книги не останется безнаказанным, Радищев предпринял все, чтобы ускорить ее выход в свет?
Объяснить побуждения Радищева увидеть книгу в печати помогут нам слова героя главы «Крестьцы», провожающего своих сыновей на службу, слова, которые, несомненно, выражают и мысли автора:
«Но если бы закон или государь, или бы какая-либо на Земле власть подвигала тебя на неправду и нарушения добродетели, пребудь в оной неколебим. Не боися ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти. Пребудь незыблем в душе твоей, яко камень среди бунтующих, но немощных валов. Ярость мучителей твоих раздробится о твердь твою; и, если предадут тебя смерти, осмеяны будут, а ты поживешь на памяти благородных душ до скончания веков». (Цитата записана на доске).
2) Почему Екатерина II так испугалась книги Радищева? Как она охарактеризовала автора и содержание «Путешествия…»? («Он бунтовщик хуже Пугачева…»; «…Тут рассеивание угрозы французской…», «Книга клонится к возмущению крестьян против помещиков, войска, против начальства, царя и грозит плахою…».)
В указе о замене смертной казни Радищеву ссылкой говорится: «…Александр Радищев оказался в преступлении противу присяги его и должности подданного изданием книги под названием «Путешествие из Петербурга в Москву», наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства, и, наконец, оскорбительными и неистовыми изражениями противу сама и власти царской…»
3) О чем же рассказал Радищев своим современникам, к чему призывал, что предвидел?
– Сатирическое обличение самодержавия (краткий пересказ учащимся главы «Спасская Полесть»).
– Выявление античеловеческой сущности крепостного права: «Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме…».
Пересказ учениками гл. «Любани» (труд крепостного) и «Пешки» (быт крестьянина).
Необходимо отметить революционный пафос повествования, который создается не только правдивым изображением картин крепостнической действительности конца XVIII в., но и непосредственными высказываниями путешественника (рассказчика), героев, а также включением в текст отдельных строф оды «Вольность» (гл. «Тверь»).
4. Выступление ученика (индивидуальное задание). суд над Радищевым, осуждение на смертную казнь; замена ее десятилетней ссылкой в Сибирь; дорога в изгнание; стихи «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?». Судьба Радищева после смерти Екатерины II.
– Какую оценку событиям своей жизни дал Радищев предсмертными словами: «Потомство за меня отомстит…»?
Вспомните слова Ломоносова: «…пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют» и подумайте, есть ли разница в их смысле у Радищева и Ломоносова и в чем она.
II. Обобщение по уроку.
Слово учителя.
В русской литературе XVIII в. нет произведения, которое столь глубоко изобличало бы все стороны самодержавно-крепостнической действительности, где «две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы», а одна треть состоит из «зверей алчных, пиявиц ненасытных».
Поразительный по смелости политический памфлет – глава «Спасская Полесть», где в аллегорическом сне Истина открывает глаза властителю, привыкшему к подобострастию и лести придворных, и он видит, кто «первейший в обществе… убийца, первейший разбойник, первейший предатель, первейший нарушитель общия тишины, враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого».
Коллективным многоликим героем книги Радищева выступает народ. Образы крестьян и крестьянок – от крепостного пахаря до крепостного интеллигента, их горестные судьбы писатель рисует с неизменной искренней теплотой и сочувствием. Он стремится не просто изображать человеческие характеры, но показывает их обусловленность внешними обстоятельствами. Образы крестьян у Радищева – качественно новое явление в русской литературе.
Выбор А. Н. Радищевым жанровой формы «путешествия», подсказанный опытом западноевропейского сентиментализма, был обусловлен возможностью посредством рассказа от первого лица пронизать повествование повышенной эмоциональностью: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».
Но, в отличие от Карамзина, чье творчество также связано с этим направлением в литературе (мы будем изучать его на последующих уроках), эта эмоциональность связана у Радищева не с авторской иронией или погружением в мир интимных чувств и переживаний, а с гневной и страстной реакцией на «страдания человечества». Под страданиями этими он подразумевает прежде всего участь обездоленного трудового большинства. Стремление «соучастником быть во благоденствии себе подобных» определяет высокий патетический стиль, к которому прибегает автор «Путешествия…». Образцом служили ему ораторская проза Ломоносова (недаром перед расставанием с читателем Радищев ставит «Слово о Ломоносове»), сочинения передовых революционных мыслителей, ораторов и публицистов Европы и Америки.
Революционная «чувствительность» Радищева сближает его с сентименталистами. Но в «Путешествии» в рассказах о дорожных впечатлениях, наблюдениях и встречах, в стремлении героя беспощадно и трезво обнажать социальные противоречия русского общества, как и в фонвизинском «Недоросле», пробиваются также черты просветительского реализма.
Крупнейший политический мыслитель России своего времени, первый русский дворянский революционер, предшественник декабристов и Герцена, А. Н. Радищев был также замечательным теоретиком стиха и поэтом-новатором. Его ода «Вольность» была первым классическим памятником русской революционной поэзии. В высоко оцененной Пушкиным элегии «Осьмнадцатое столетие», созданной незадолго до смерти, Радищев воздвиг замечательный поэтический памятник своему бурному столетию – веку необратимых революционных изменений в социальной, политической и умственной жизни человечества:
Нет, ты не будешь забвенно, столетье
безумно и мудро,
Будешь проклято во век, ввек удивлением всех…
Мудрости смертных столпы разрушив,
ты их паки создало;
Царства погибли тобой, как раздробленный корабль.
Царства ты зиждешь; они расцветут
и низринутся паки.
Домашнее задание:
1) Ответить устно на вопрос: «Что сближает Фонвизина и Радищева и что их разделяет»?
2) Анализ стихотворения «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?».
3) Прочитать повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
infourok.ru
|
Сегодняшний урок мы посвящаем личности необыкновенного человека, действовавшего, по словам Пушкина, «с удивительным самоотвержением и с какою-то рыцарскою совестливостью». Мы будем говорить об А. Н. Радищеве, о его стойкости, преданности и верности своим убеждениям, во имя которых он готов был пожертвовать всем: карьерой, положением в обществе, семейным благополучием и даже самой жизнью. Трагическая судьба первого русского революционера и его книги не может не взволновать, не вызвать уважения к несгибаемой воле и мужеству этого человека. Велик подвиг этого скромного чиновника коммерц-коллегии, напечатавшего в своей типографии казалось бы обыкновенные «путевые заметки». Радищев принадлежит к тому же поколению, что и Державин, и Фонвизин, но его героическая подвижническая жизнь, его убеждения и взгляды уже предвосхищают самоотверженное мужество декабристов, «пошедших сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия» (А. Герцен).
Откройте учебники на стр. 127-129. Прочитайте об Александре Николаевиче Радищеве. 6. Почему жизнь Радищева можно назвать подвигом?
Дальнейший рассказ о писателе будет связан с теми периодами его жизни, когда увидела свет книга «Путешествие из Петербурга в Москву» и последовавшими вслед за этим трагическими событиями. Сообщение можно построить, опираясь на такие примерно вопросы: 1) Почему, зная, что издание его книги не останется безнаказанным, Радищев предпринял все, чтобы ускорить ее выход в свет? Объяснить побуждения Радищева увидеть книгу в печати помогут нам слова героя главы «Крестцы», провожающего своих сыновей на службу, слова, которые, несомненно, выражают и мысли автора: «Но если бы закон или государь, или бы какая-либо на Земле власть подвигала тебя на неправду и нарушения добродетели, пребудь в оной неколебим. Не боися ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти. Пребудь незыблем в душе твоей, яко камень среди бунтующих, но немощных валов. Ярость мучителей твоих раздробится о твердь твою; и, если предадут тебя смерти, осмеяны будут, а ты поживешь на памяти благородных душ до скончания веков». (Цитата записана на доске). 2) Почему Екатерина II так испугалась книги Радищева? Как она охарактеризовала автора и содержание «Путешествия…»? («Он бунтовщик хуже Пугачева…»; «…Тут рассеивание угрозы французской…», «Книга клонится к возмущению крестьян против помещиков, войска, против начальства, царя и грозит плахою…».) В указе о замене смертной казни Радищеву ссылкой говорится: «…Александр Радищев оказался в преступлении противу присяги его и должности подданного изданием книги под названием «Путешествие из Петербурга в Москву», наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства, и, наконец, оскорбительными и неистовыми изражениями противу сама и власти царской…» 3) О чем же рассказал Радищев своим современникам, к чему призывал, что предвидел? – Сатирическое обличение самодержавия (краткий пересказ учащимся главы «Спасская Полесть»). – Выявление античеловеческой сущности крепостного права: «Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме…». Пересказ учениками гл. «Любани» (труд крепостного) и «Пешки» (быт крестьянина). Необходимо отметить революционный пафос повествования, который создается не только правдивым изображением картин крепостнической действительности конца XVIII в., но и непосредственными высказываниями путешественника (рассказчика), героев, а также включением в текст отдельных строф оды «Вольность» (гл. «Тверь»).
– Какую оценку событиям своей жизни дал Радищев предсмертными словами: «Потомство за меня отомстит…»? Вспомните слова Ломоносова: «…пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют» и подумайте, есть ли разница в их смысле у Радищева и Ломоносова и в чем она. | Заслушивают сообщения учителя, подготовленных учащихся с индивидуальными заданиями. Работают с учебником, отвечая на поставленные вопросы и делая записи в тетради. Обсуждают предложенные вопросы, опираясь на текст прочитанного произведения, пересказывая отдельные фрагменты из глав «Путешествия». Выслушивают сообщение подготовленного ученика, выразительно читают стихотворение Радищева, обсуждают смысл поэтических строк |
|
В русской литературе XVIII в. нет произведения, которое столь глубоко изобличало бы все стороны самодержавно-крепостнической действительности, где «две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы», а одна треть состоит из «зверей алчных, пиявиц ненасытных». Поразительный по смелости политический памфлет – глава «Спасская Полесть», где в аллегорическом сне Истина открывает глаза властителю, привыкшему к подобострастию и лести придворных, и он видит, кто «первейший в обществе… убийца, первейший разбойник, первейший предатель, первейший нарушитель общия тишины, враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого». Коллективным многоликим героем книги Радищева выступает народ. Образы крестьян и крестьянок – от крепостного пахаря до крепостного интеллигента, их горестные судьбы писатель рисует с неизменной искренней теплотой и сочувствием. Он стремится не просто изображать человеческие характеры, но показывает их обусловленность внешними обстоятельствами. Образы крестьян у Радищева – качественно новое явление в русской литературе. Выбор А. Н. Радищевым жанровой формы «путешествия», подсказанный опытом западноевропейского сентиментализма, был обусловлен возможностью посредством рассказа от первого лица пронизать повествование повышенной эмоциональностью: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Но, в отличие от Карамзина, чье творчество также связано с этим направлением в литературе, эта эмоциональность связана у Радищева не с авторской иронией или погружением в мир интимных чувств и переживаний, а с гневной и страстной реакцией на «страдания человечества». Под страданиями этими он подразумевает прежде всего участь обездоленного трудового большинства. Стремление «соучастником быть во благоденствии себе подобных» определяет высокий патетический стиль, к которому прибегает автор «Путешествия…». Образцом служили ему ораторская проза Ломоносова (недаром перед расставанием с читателем Радищев ставит «Слово о Ломоносове»), сочинения передовых революционных мыслителей, ораторов и публицистов Европы и Америки. Революционная «чувствительность» Радищева сближает его с сентименталистами. Но в «Путешествии» в рассказах о дорожных впечатлениях, наблюдениях и встречах, в стремлении героя беспощадно и трезво обнажать социальные противоречия русского общества, как и в фонвизинском «Недоросле», пробиваются также черты просветительского реализма. Крупнейший политический мыслитель России своего времени, первый русский дворянский революционер, предшественник декабристов и Герцена, А. Н. Радищев был также замечательным теоретиком стиха и поэтом-новатором. Его ода «Вольность» была первым классическим памятником русской революционной поэзии. В высоко оцененной Пушкиным элегии «Осьмнадцатое столетие», созданной незадолго до смерти, Радищев воздвиг замечательный поэтический памятник своему бурному столетию – веку необратимых революционных изменений в социальной, политической и умственной жизни человечества: Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро, Будешь проклято во век, ввек удивлением всех… Мудрости смертных столпы разрушив, ты их паки создало; Царства погибли тобой, как раздробленный корабль. Царства ты зиждешь; они расцветут и низринутся паки. | Проводят рефлексию содержания урока, используя ключевые слова, обобщая изученный материал. Выслушивают обобщение учителя, делают записи в тетради. | Домашнее задание: | 1) Ответить устно на вопрос: «Что сближает Фонвизина и Радищева и что их разделяет»? 2) Анализ стихотворения «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?». Начало 1791 (?) Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? Я тот же, что и был и буду весь мой век. Не скот, не дерево, не раб, но человек! Дорогу проложить, где не бывало следу, Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах, Чувствительным сердцам и истине я в страх В острог Илимский еду. | Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению |
multiurok.ru
«Путешествие из Петербурга в Москву»
Автор: Ворожбит Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы Архиповской средней школы.с. Архиповка Мендыкаринского района Костанайской области.
8 класс
Тема: «Путешествие из Петербурга в Москву»
Тип урока: урок-путешествие.
Эпиграф урока: «Книга человеческого достоинства» — В.Ю. Троицкий
1) образовательные:
— познакомить учащихся с биографией и творчеством А.Н.Радищева;
— выявить специфику жанра путешествие;
— проанализировать главы «Путешествия из Петербурга в Москву»;
2) развивающие:
— развитие аналитических способностей;
— развитие умения работать с текстом;
3) воспитательные:
-воспитывать сострадание к человеку, любовь к труду, любовь к родине
Методы и формы: беседа, работа в группах, сравнительно-сопоставительный анализ глав, исследовательский, письменная работа.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации, тексты глав.
Оформление: портрет А.Н.Радищева, над доской помещена географическая cхема, указывающая маршрут путешествия, обозначены остановки (Любани, Едрово, Пешки), фотографии с современными видами Москвы и Петербурга.
На доске: «Следуя обыкновенному ходу вещей, Радищев должен был достигнуть одной из первых степеней государственных. Но судьба готовила ему другое». А.С. Пушкин
Словарь: крамольник, борзый, каземат, лачуга, мякина, щи, пагубный.
Ход урока
I. Знакомство с биографией А.Н.Радищева.
Учитель.-Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем нашу серию уроков-путешествий…А путешествовать сегодня мы будем из Петербурга в Москву, пройдем по (по маршруту) тем местам , по которым …лет назад путешествовал Александр Николаевич Радищев и свои впечатления он описал в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву»
Постарайтесь сформулировать цель нашего урока (Ответы учащихся.Познакомимся с биографией и творчеством А.Н.Радищева, а так же выявим специфику жанра путешествие, проанализируем главы «Путешествия из Петербурга в Москву»)
(в процессе урока вспомним пройденный материал, за каждый правильный ответ учащемуся дается жетон , в конце урока подведем итоги)
Учитель. Имя писателя для вас новое, поэтому с этим человеком познакомимся поближе.(Портрет писателя. Показ подготовленным учащимся презентации «Биография писателя»)
II.Работа над композицией произведения, его жанр. (Беседа)
Учитель .Обратимся ещё раз к названию радищевского произведения: «Путешествие из Петербурга в Москву»
Определите жанр этого произведения? (путешествие)
Учитель .Какие специфические черты имеет данный жанр? (Ответы учащихся).
Жанровая специфика путешествия:
— в основу путешествия положено описание разнообразных достоверных сведений о каких-либо странах, народах;
-описывается увиденное:зарисовки нравов и обычаев, типичные бытовые сцены;
— излагаются факты и события;
— повествование осуществляется в форме заметок, записок, дневников, очерков, мемуаров, писем;
— передаются настроения и переживания путешественника;
— лирические размышления автора об истории, культуре страны.
Какие литературные жанры вы уже знаете? (ответы учащихся)
— Работа учащихся с таблицей ( Определить жанр данного литературного путешествия- (очерк.)
Учитель. — В основе любого литературного «путешествия» лежит очерк. Книга Радищева не исключение: она построена как цепь очерков, повествующих о поездке и дорожных впечатлениях.Свою главную книгу писатель создал в жанре литературного путешествия не случайно, автор полагал, что путевые записки дают возможность показать современную ему действительность во всей её полноте и сложности.
Записать в тетрадь определение, что называется очерком.
(Учитель.Каких еще вы знаете писателей и их произведения, написанные в жанре путешествия? Ответ учащихся-Карамзин «Бедная Лиза»)
Учитель. – Композиция произведения«Путешествие из Петербурга в Москву»? (ответы учащихся)
Учитель. Композиция произведения: «Путешествие из Петербурга в Москву» представляет собой собрание из 26 глав и посвящения Алексею Кутузову, «любезнейшему другу» путешественника ( зачитываем отрывок из «Посвящения», с.86)
Мы с вами познакомимся с 3 главами произведения(Любани, Едрово, Пешки).
Учитель. Для дальнейшей работы над произведением класс делится на группы (деление учащихся на 3 группы (по количеству глав) при помощи трех цветов стикеров)
III. Работа по группам.
Задания для каждой группы:
прочитать главу;
кратко пересказать;
выявить, какую проблему ставит автор в данной главе.
«Любани» — проблема крепостного права;
«Пешки» — положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не может.
«Едрово»- неравный брак
(По завершении данной работы в тетраде появляется запись «Три главные проблемы самодержавной России»).
III..Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву»
Учитель. – Первая глава называется «Выезд», последняя, 26, «Слово о Ломоносове». 24 главы из 26 носят названия почтовых станций (записаны на доске, зачитываем их).
Учитель. – Ребята, отметьте в атласах те населённые пункты, в которых останавливался путешественник, точки соедините чёрной пастой. (Ребята отмечают, что дорога из Петербурга в Москву идёт не по прямой линии, а делает большой крюк и влево, и вправо)
Учитель. – Главы «Путешествия…» предваряет эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». (Учитель рассказывает историю эпиграфа.Откуда же взят эпиграф и в чем его смысл?)Это неточная цитата из поэмы Василия Тредиаковского «Телемахиада». Герой этой поэмы Телемак (сын Одиссея) приходит в подземный мир, и там видит отвратительного царя-чудовище: «обло» — толстое, «озорно» — большое, «стозевно» — у него сто пастей, «лаяй» — лает.
Учитель. -Следовательно, уже самим эпиграфом Радищев обозначает главную тему «Путешествия»Какую?(Ответы учащихся —тему чудовищных злодеяний в царской России.)
Учитель. Наше путешествие начинается в Петербурге.
-Расскажите все, что вы знаете об этом городе(как он был построен, в произведении какого писателя говорится о нем? Ответы учащихся.)
( Даётся историческая справка о городе, значение современного Петербурга).(Презентация)
Учитель – Итак, мы выезжаем из Петербурга. Сделать остановки на всех станциях мы не сможем. Остановимся только на трех. Первая станция Любань (или Любани). Здесь путешественник знакомит нас с трудом крепостного. ( Попутно вспоминаем, кто такой крепостной, как называют того, кто владеет крепостными крестьянами).
Вступление 1 группы.
— Встреча путешественника скрестьянином, пашущем ниву.- Что удивило путешественника?- А что вызвало слёзы его?
Кластер.
В главе «Любани» — проблема крепостного права;
Учитель .Покидаем Любани и, пропуская несколько станций, прибываем в Едрово.
Вступление 2 группы.
-Как автор описывает крестьянских девушек? А как знатных барышень?
—
«Едрово»-проблема неравного брака.
Учитель. – Последняя станция, на которой мы остановимся, — «Пешки».В предыдущих главах мы увидели, как работают крепостные, какие «права» у них есть, как их унижают. А в главе «Пешки»?
Вступление 3 группы .
В главе «Пешки»? описан быт крестьян. Путешественник попадает в крестьянскую избу. И рассказывают, что же он здесь зрит
«Пешки» — положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не может.
Учитель —И вот мы прибыли в Москву. (фото старой и презентация современной Москвы.)
Учитель – Путешествие наше подошло к концу, и теперь хочется спросить: «Какие чувства это путешествие вызвало у вас?» (ответы нескольких ребят)
Учитель.- Давайте попробуем определить литературное направление, к которому относится «Путешествие…»
(Ответы учащихся-сентиментализм)
Какие направления вы знаете. (Ответы учащихся)
Мы познакомились лишь с 3 главами , где автор поднимает такие проблемы как
«Любани» — проблема крепостного права;трудолюбивый крестьянин, не верящий в закон.
«Пешки» — положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не может.
«Едрово»- неравные браки.
Учитель. Послушайте какие проблемы автор выявил на других станциях.
«София» — хамство, обман, чинопочитание.
«Любани» — проблема крепостного права; трудолюбивый крестьянин, не верящий в закон.
«Чудово» — проблема власти; бездушие чиновников.
«СпасскаяПолесть» — казнокрадство, использование служебного положения.
«Сон» — кто виноват? Царь знает, но не хочет видеть, ибо сам в крови.
«Зайцово» — крестьяне убили помещика, и убийство это выглядит как оправданное.
«Хотилов» — крестьян нужно освободить.
«Медное» — крестьян продают подобно вещам.
«Тверь» — ода «Вольность». Самодержавие нужно свергнуть вооружённой борьбой народа.
«Городня» — рекрутские наборы, хотя иные крестьяне способнее помещиков.
«Пешки» — положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не может.
«Валдай» — проблема православной церкви.
Работа с цитатами и записями на доске
-Что говорят нам эти строчки об авторе произведения?
«Следуя обыкновенному ходу вещей, Радищев должен был достигнуть одной из первых степеней государственных. Но судьба готовила ему другое». А.С. Пушкин
(Ответы учащихся)
Как вы понимаете эпиграф урока: «Книга человеческого достоинства» — В.Ю. Троицкий
(Ответы учащихся.«Путешествие из Петербурга в Москву» писатель с небывалой смелостью выступил против самодержавно-крепостнического строя.)
Учитель.Послушайте, как оценила произведенЕкатерина II. Прочитав книгу, Екатерина II сказала: «Злодей хуже Пугачева».
Последовал арест, заключение в Петропавловскую крепость, угроза смертной казни. После вынесения смертного приговора Екатерина II заменила смертный приговор ссылкой в Сибирь в Илимский острог «на десятилетнее безысходное пребывание», т.к.
Учитель. Почему Екатерина II считала Радищева бунтовщиком хуже Пугачева, а запрет на публикацию книги был снят только революцией 1905 года?
( Ответы учащихся. Он показал истинное положение вещей в России, судьбу русского народа. Боялась бунта. Боялась потерять в Европе имя просвещенной императрицы…)
IV. Заключительное слово учителя.
Создание «Путешествия из Петербурга в Москву» было основным делом и воистину героическим подвигом всей жизни Радищева. Он «взирает» на действительность взволнованным взором патриота, пламенного гражданина, страстно желающего счастья своей родине. С каждой новой главой «Путешествия из Петербурга в Москву» перед его читателями развёртываются разнообразные, но одинаково типичные картины безобразий, неправды и произвола, безнаказанно совершающихся в самодержавно-крепостнической стране. Увидеть и показать другим истинное положение вещей в России – такова цель книги.
II. Релаксация.
— О чём заставило задуматься сегодняшнее путешествие (мини-сочинение, которое можно при нехватке времени закончить дома)
kopilkaurokov.ru
Урок литературы А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Ниткалеева Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Буранчинская ООШ»
Технологическая карта урока
Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С..-М.: Просвещение, 2013.- 369 с.Уровень обучения
Базовый
Тема урока
А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор). Российская действительность, особенности повествования.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы
1
Место урока в системе уроков по теме
Раздел III «Из русской литературы XIX века». Урок 8
Цель урока:
Создание условий для знакомства с выдающейся личностью А.Н. Радищева и его произведением «Путешествие из Петербурга в Москву».
Тип урока: комбинированный
Задачи урока: показать «Путешествие…» как произведение, выражающее гневный протест против крепостного права;
развивать критическое мышление и коммуникативные компетентности учащихся путем работы с разными видами текстов, выступления перед аудиторией, диалога в паре, участия в дискуссии, обоснования своей точки зрения; формировать гражданские компетенции учащихся: осуждение деспотизма, сострадание к угнетенным, любовь к Отечеству и веру в его великое будущее.
Планируемые результаты
Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение.
Метапредметные: развитие умения записывать лекцию учителя, строить логическое рассуждение и делать выводы, работать в группе
Личностные: развитие интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; воспитание уважительного отношения к другому человеку
Образовательные ресурсы: учебник, текст произведения, компьютер, медиапроектор, экран, электронная презентация по теме урока, тест (приложение№1)
Организационная структура урока
Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся.Обучающиеся настраиваются на предстоящую работу.
Изучение нового учебного материала
Постановка проблемного вопроса
Формулирование темы урока
Целеполагание
Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние. А.Н.Радищев (Слайд 1) Обращает внимание учащихся на эпиграф урока (автор эпиграфа вначале скрыт):
Какой человек, по-вашему, мог быть автором данных слов?
Назовите некоторые черты его характера, идеалы, уровень его образования.
Показывает портрет А.Н.Радищева (Слайд 1)
Тема нашего урока: «Путешествие из Петербурга в Москву». Российская действительность, особенности повествования. (Слайд №3-6).
Постарайтесь сформулировать цель нашего урока. Для этого используется прием «накидывания вопросов» по презентации
1.Знакомство с личностью писателя.
О личности и судьбе А.Н. Радищева написан не один роман. Его необычайная верность своим убеждениям, «рыцарская совестливость» (А.С.Пушкин) волновала многие умы. Познакомимся с биографией писателя и попробуем определить его убеждения.
Вывод : A.Н.Радищев был противником любых форм насилия над человеком, считал любую человеческую личность неприкосновенной, наделенной правом на жизнь и свободу. Писатель был убежден, что каждый человек имеет право отстаивать свою свободу, в том числе и с оружием в руках.
Kакие из взглядов писателя вам кажутся справедливыми? Какие радикальными? Почему?
Каким должно быть сильное и процветающее государство?
Как это зависит от его граждан?
2. Знакомство с «Путешествием из Петербурга в Москву»
И долго буду тем любезен я народу, Что звуки новые для песен я обрел, Что вслед Радищеву восславил я свободу И милосердие воспел. А.С.Пушкин (Из черновика стихотворения «Памятник») (Слайд 7)
а) Работа с эпиграфом ко второй части урока
Что особенно ценил в творчестве Радищева А.С.Пушкин?
Какие идеи, по-вашему, будут заложены в «Путешествиях…»?
Как вы понимаете союз слов «свобода и милосердие»?
б) Жанр и композиция произведения.
Как, по-вашему, могли путешествовать в 18 веке?
Сопоставим названия глав книги с картой, на которой изображен тракт от Санкт-Петербурга до Москвы во второй половине 18 века.(Слайд 8)
Какой вывод мы можем сделать о жанре и композиции произведения?
в) Аналитическая работа с текстом художественного произведения
Вывод: Каждая из глав книги повествует о порочности социальных отношений того времени: хамство, обман, чинопочитание, неверие в силу закона, казнокрадство, бездушие чиновников Hо, несмотря на тяжелейшее положение крестьян, их моральный облик, внутренняя чистота раскрывают красоту и поэтичность народной души
Отвечают на поставленные вопросы.
Смотрят презентацию, знакомятся с темой урока, формулируют вопросы, группируют их, определяют цель урока.
Cообщение oбучащегося «Жизненный и творческий путь A.Н. Радищева» Заполняют таблицу
Детство, семья
Учеба в Петербургском Пажеском корпусе
Лейпцигский университет
Государственная служба
Литературная деятельность.
«Путешествие из Петербурга в Москву»
Следствие и приговор Екатерины II
Илимский острог
Возвращение из ссылки
Гибель писателя
Отвечают на поставленные вопросы.
Записывают в тетрадь
Отвечают на вопросы и дискутируют
Работа в группах. Каждая группа работает с определенной главой («Любани», «Пешки», «Медное». «Спасская полесть»), обсуждает вопросы и формулирует oтветы.
Какие картины современной ему русской жизни изображает писатель в данной главе? Каковы мысли путешественника о судьбе русского народа, о социальных нормах и законах?
Закрепление учебного материала
1. Актуальность произведения. Начиная путешествие, Радищев писал: « Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уезвленна стала». Оглянитесь вокруг, что из увиденного возмущает вашу душу, что волнует, что хотелось бы изменить?
Тест (Приложение 1) с самопроверкой
Обучающиеся выполняют тест, проверяют его выполнение (Слайд9)
Pефлексия
Составьте синквейн по теме нашего (о личности Радищева, или о его произведении)
Составляют синквейн
Домашнее задание
1) Дать письменный ответ на вопрос: «Почему А.С. Пушкин назвал Радищева «врагом рабства?» 2) Прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
3) Индивидуальные задания. Подготовить краткие сообщения об интересных фактах жизни Н. М. Карамзина и его произведениях, истории создания повести «Бедная Лиза» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (Слайд 10)
Записывают домашнее задание
Итоги урока
Оценивает работу учащихся на уроке, комментирует оценки
infourok.ru