Разработка урока по химии валентность – План-конспект урока по химии (8 класс) на тему: Урок по теме: Валентность 8 класс | скачать бесплатно
Разработка современного урока по химии на тему: «Валентность химических элементов»
Разработка современного урока
по химии на тему:
» Валентность химических элементов»
Составитель: учитель химии Эллаева Р.А.
МБОУ «СОШ № 35» г. Грозного.
Тема урока: Валентность химических элементов.
Цель урока: сформировать понятие валентность и умение определять валентность по химическим формулам и составлять химические формулы по валентности.
Задачи
Образовательные
Познакомить учащихся с понятием валентность.
Сформировать и закрепить умение определять валентность по химическим формулам.
Сформировать и закрепить умение составлять формулы, зная валентность химических элементов.
Воспитательные
Показать единство материального мира
Развивающие
Приобретение навыков самостоятельной работы.
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: атом, валентность
Оборудование: информационная карта
Ход урока
Мотивация
− Добрый день, ребята! Вы уже несколько уроков изучаете язык химии (символы, знаки, формулы), который используется для обозначения окружающих нас веществ. Состав каждого вещества строго индивидуален, также как и индивидуальны объекты макромира. Сколько рук у человека? Сколько лап у собаки? Как выглядит дерево? Оказывается у молекул веществ тоже есть своя форма, а у атомов – свои «конечности», с помощью которых они взаимодействуют с другими атомами. В микромире тоже есть свои порядки. Сегодня вы продолжите учиться работать с формулами химических веществ, но это будет новая информация, с помощью которой вы узнаете, какие законы микромира влияют на внешний вид молекул.
− Как вы открываете новые знания? (Мы выясняем, какие знания у нас отсутствуют, и самостоятельно открываем эти знания.)
− С чего надо начать работу, чтобы успешно открыть новые знания? (Надо повторить то, что будет необходимо для открытия.)
Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Какую информацию содержит формула химического соединения?
Как по формуле определить принадлежность вещества к бинарному соединению?
Что нужно знать, чтобы составить формулы веществ?
Работа в парах…
№1.Распределите по группам формулы представленных веществ
Н2О, Н2SО4, О2, Na2SО4, Н2, СО2, КОН
Простые вещества
Бинарные соединения
№2. Рассчитать молекулярную массу вещества
Мr(Al2(SO4)3) = Ar(Al)*2 + Ar(S)*3 + Ar(O)*12 = 54 + 96 + 192 = 342
Содержание урока.
1. Объяснение учителя. Постановка проблемы.
– До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.
Задание в парах: сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , h3O, Nh4, Ch5.
Беседа с учащимися:
– Что общего в составе молекул?
Предполагаемый ответ: Наличие атомов водорода.
– Чем они отличаются друг от друга?
Предполагаемый ответ:
HCl – один атом хлора удерживает один атом водорода,
h3O – один атом кислорода удерживает два атома водорода,
Nh4 – один атом азота удерживает три атома водорода,
Ch5 – один атом углерода удерживает четыре атома водорода.
Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?
(Выслушиваем варианты ответов учащихся).
Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью.
И какая тема нашего урока сегодня? Правильно » Валентность химических элементов».
Слово “валентность” происходит от лат. valentia – сила. А какие задачи предстают перед нами тогда?! Давайте составим кластер: Задачи урока
Запись в тетради:
Валентность – это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.
Валентность обозначается римскими цифрами.
Валентность
Постоянная Переменная
элементыI-IIIAIV-VIIIAгрупп ПСХЭ
высшая низшая
номер группы VIII- номер группы
Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода – II.
Записи на доске и в тетрадях:
I I I II I III I IV
HCl h3O h4N h5C
3.Зная валентность можно составлять формулы веществ, по формулам можно определить валентность
Правила определения валентности элементов в соединениях:
1. Записать химическую формулу вещества и указать валентность известного элемента.
Например, оксид углерода (IV) имеет формулу – СО2, валентность кислорода постоянна и равна двум, записываем над символом кислорода II
II
СО2
2. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента.
Для этого умножаем валентность известного элемента на индекс при этом элементе:
2 × II = 4 – это и есть НОК
3. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.
Индекс при атоме углерода равен 1, значит:
4 : 1 = IV – это и есть валентность атома углерода
IV II
СО2
Разберем еще один пример: II
Fe2O3
1. Валентность кислорода постоянна и равна II.
2. НОК: 3 × II = 6
3. 6 : 2 = III – это и есть валентность атома железа
III II
Fe2O3
Определим валентность химических элементов в следующих соединениях:
H2ONH3CH4 СаО N2O3 Li2S ZnCl2 Mg3P2
Сможем мы теперь с вами составить алгоритм составления формулы и нахождения валентности? Составляем…
Алгоритм составления формулы
Последовательность действий
Составление формулы оксида фосфора (V)
1. Написать символы элементов
Р О
2. Определить валентности элементов
V II
P O
3. Найти наименьшее общее кратное численных значений валентностей
5•2 = 10
4. Найти соотношения между атомами элементов путем деления найденного наименьшего кратного на соответствующие валентности элементов, получим индексы в формуле для каждого элемента.
10 : 5 = 2, 10 : 2 = 5;
P : О = 2 : 5
5. Записать индексы при символах элементов
Р2О5
6. Формула соединения (оксида)
Р2О5
Разберем еще один пример: соединение серы с водородом, при чем валентность серы указана, так как сера имеет переменную валентность.
II
Н..S..
1.Записываем валентность атома водорода:
I II
Н..S..
2. Находим НОК-2
3. Находим индексы элементов:
2 : II = 1, т.е. индекс при атоме серы равен 1
2 : I = 2, т.е. индекс при атоме водорода равен 2
4. Записываем формулу с учетом индексов:
I II
Н2S
Важно!
В названии веществ, имеющих переменную валентность, в скобках пишут валентность данного элемента в этом соединении:
СuO – оксид меди (II)Cu2O – оксид меди (I)
IV.Закрепление
№1. Составить формулы веществ по валентности
Работа в парах.
II III II I I IV I
К..S.. Мg..N… Са..F…. Fe..Сl. Мg Si…. С..Сl..
№2.
1 вариант
Составьте по валентностям химические формулы
CH PO MnO LiO
2 вариант
Составьте по валентностям химические формулы.
NO ClO ZnO Si O
V. Оценочно-рефлексивный этап.
В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.
Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: Nh4, Au2O3, Sih5, CuO.
Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, Саh3.
Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.
Проверка выборочная. Консультант из числа учащихся по готовому шаблону проверяет 4 тетради учащихся.
Работа над ошибками. Ответы на обратной стороне доски.
VI. Домашнее задание: §16-17. Упр.2,3,4…., 5(стр.58)…….6,7(стр.60). Таб.№3..наизусть!!!(стр. 56)
VII. Подведение итогов урока.
Беседа с учащимися:
Какую проблему мы поставили в начале урока?
К какому выводу мы пришли?
Дать определение “валентности”.
Чему равна валентность атома водорода? Кислорода?
Как определить валентность атома в соединении?
Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.
– Благодарю за урок. До свидания.
Информационная карта урока
Валентность – это свойство атома химического элемента присоединять или замещать определенное число атомов другого химического элемента.
Валентность
Постоянная Переменная
элементы I-IIIAIV-VIIIA групп ПСХЭ
высшая низшая
номер группы VIII- номер группы
Правила определения валентности элементов в соединениях:
1. Записать химическую формулу вещества и указать валентность известного элемента.
Например, оксид углерода (IV) имеет формулу – СО2, валентность кислорода постоянна и равна двум, записываем над символом кислорода II
II
СО2
2. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента.
Для этого умножаем валентность известного элемента на индекс при этом элементе:
2 × II = 4 – это и есть НОК
3. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.
Индекс при атоме углерода равен 1, значит:
4 : 1 = IV – это и есть валентность атома углерода
IV II
СО2
Алгоритм составления формулы
Последовательность действий
Составление формулы оксида фосфора (V)
1. Написать символы элементов
Р О
2. Определить валентности элементов
V II
P O
3. Найти наименьшее общее кратное численных значений валентностей
5•2 = 10
4. Найти соотношения между атомами элементов путем деления найденного наименьшего кратного на соответствующие валентности элементов, получим индексы в формуле для каждого элемента.
10 : 5 = 2, 10 : 2 = 5;
P : О = 2 : 5
5. Записать индексы при символах элементов
Р2О5
6. Формула соединения (оксида)
Р2О5
infourok.ru
Урок химии «Валентность химических элементов» (8 класс)
Тема урока. ВАЛЕНТНОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: сформировать понятие валентность и умение определять валентность по химическим формулам.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием валентность; сформировать и закрепить умение определять валентность по химическим формулам.
Воспитательные: показать единство материального мира.
Развивающие: приобретение навыков самостоятельной работы.
Основные понятия темы: валентность, индекс, постоянная и переменная валентность, бинарное соединение.
Методы и приемы: фронтальная беседа, индивидуальная, самостоятельная работа.
Оборудование: учебник «Химия 8 класс» Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.; периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; шаростержневые модели молекул HCl, H2O, NH3, CH4; графические формулы молекул HCl, H2O, NH3, CH4; карточки с индивидуальными заданиями.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Фронтальная беседа.
— Какие по составу вещества вам известны? (Простые и сложные).
— Чем различаются простые и сложные вещества? (Количеством входящих в них элементов).
-Что такое химическая формула? (Химическая формула – это запись, выражающая качественный и количественный состав данного вещества).
— Что называют индексом? (Индекс обозначает число атомов элемента, входящих в состав данного вещества).
-Какую информацию можно получить о веществе по его химической формуле? (Качественный состав – это какие элементы входят в состав данного вещества, а количественный – в каком соотношении).
— Что необходимо для того, чтобы вывести химическую формулу вещества? (Необходимо знать массовые доли химических элементов).
Индивидуальное задание. (Выполняется на доске учащимся).
Выведите простейшую формулу соединения, в котором массовая доля натрия равна 32,4%, серы – 22,5%, кислорода – 45,1%.
Решение.
Из условия задачи следует, что в 100 единицах массы вещества 32,4 единицы натрия, 22,5 единицы серы и 45,1 единицы кислорода. Находим число атомов каждого элемента в 100 единицах вещества:
32,4 : 23 = 1,4 атома натрия
22,5 : 32 = 0,7 атома серы
45,1 : 16 = 2,8 атома кислорода
Следовательно, можно определить соотношение чисел атомов в формуле вещества:
x: y: z = 1,4: 0,7 : 2,8 = 2: 1: 4
Эти числа принимаются в качестве индексов в формуле вещества – Na2SO4. (Учащийся читает формулу, называет качественный и количественный состав вещества).
Числовые индексы в химических формулах указывают на то, что атомы соединяются друг с другом не произвольно, а в определенных соотношениях.
А как же узнают состав каждого вещества? С помощью сложных экспериментов. Однако на практике для составления химических формул веществ часто опираются на закономерности элементов, с которыми вы сегодня познакомитесь на уроке. Запишите тему урока в тетрадях.
Актуализация знаний.
Демонстрация шаростержневых молекул и графических формул HCl, H2O, NH3, CH4 (приложение 1).
Обсуждение качественного и количественного состава этих веществ.
В молекуле HCl атом хлора удерживает один атом водорода, в молекуле H2O атом кислорода удерживает два атома водорода, в молекуле NH3 атом азота удерживает три атома водорода, в молекуле CH4 атом углерода удерживает четыре атома водорода.
Проблемный вопрос. Почему атомы разных элементов удерживают неодинаковое число атомов водорода?
Изучение нового материала.
Свойство атомов удерживать при себе определенное число атомов называется валентностью. Зная валентность можно составить формулу любого вещества. Итак, запишем, что же такое валентность:
Валентность – это способность атомов удерживать при себе определенное число атомов других элементов.
Валентность атома водорода принята за единицу.
HCl – атом хлора удерживает один атом водорода, значит, хлор одновалентен.
H2O – атом кислорода удерживает два атома водорода, значит, кислород двухвалентен.
NH3 – атом азота удерживает три атома водорода, следовательно, азот трехвалентен.
CH4 – атом углерода удерживает четыре атома водорода, следовательно, углерод четырехвалентен.
Валентность обозначается римской цифрой, которая ставится над знаком химического элемента в формуле вещества.
Атомы одних химических элементов имеют постоянную валентность, а других переменную.
Водород и фтор всегда одновалентны, а кислород – двухвалентен. Другие элементы с постоянной валентностью находятся в I – III группах периодической системы, причем значение валентности каждого элемента совпадает с номером группы. Например, элемент I группы натрий одновалентен, элемент II группы кальций двухвалентен, а элемент III группы алюминий трехвалентен. Исключениями являются элементы I группы медь (значение валентности – 1 и 2) и золото (1 и 3).
Большинство элементов имеют переменную валентность (т.е. в разных соединениях один и тот же элемент может проявлять разную валентность).
VI IV II
SO3 SO2 H2S
В учебнике на странице 56 в таблице 3 приведены значения валентности некоторых химических элементов в соединениях. Назовите элементы с переменной валентностью.
Зная формулы веществ, состоящих из двух элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента.
Запишем правила определения валентности по формулам бинарных соединений (т.е соединений, состоящих из двух атомов).
Правила определения валентности элементов в соединениях (алгоритм определения валентности по формуле бинарного соединения (§ 16 с.57- 58)):
1. Записать химическую формулу вещества и указать валентность известного элемента.
Например, углекислый газ имеет формулу – СО2, валентность кислорода постоянна и равна двум, записываем над символом кислорода II.
II
СО2
2. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента.
Для этого умножаем валентность известного элемента на индекс при этом элементе:
2 × II = 4 – это и есть НОК
II
С О2
3. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности. Индекс при атоме углерода равен 1, значит:
4 : 1 = IV – это и есть валентность атома углерода.
IV II
СО2
Разберем еще один пример:
II
Fe2O3
1. Валентность кислорода постоянна и равна II.
2. НОК: 3 × II = 6
3. 6 : 2 = III – это и есть валентность атома железа.
III II
Fe2O3
Закрепление изученного материала.
Выполняются задания по карточкам (Приложение 2).
Определите валентность элементов в соединениях с кислородом:
Определите валентность элементов в соединениях с водородом:
Определите валентность элементов в следующих соединениях:
Выполните тестовые задания из учебника (с. 58).
Домашнее задание. Выучить материал § 16, выполнить № 3-5 с. 58. Индивидуальное задание*: изобразить графические формулы молекул PH3, SO3.
Приложение 1 H
H C H
H
Приложение 1
H N H
H
Приложение 1
H O H
Приложение 1
H Cl
Приложение 2
Валентность химических элементов. Определение валентности по формуле соединений.
Изучите алгоритм определения валентности по формуле бинарного соединения (§ 16 с.57- 58)
Запомните!
Валентность водорода равна I во всех соединениях.
Валентность кислорода во всех соединениях равна II.
Определите валентность элементов в соединениях с кислородом:
Определите валентность элементов в соединениях с водородом:
Определите валентность элементов в следующих соединениях:
Выполните тестовые задания из учебника (с. 58).
infourok.ru
Разработка урока по химии по теме «Валентность»
Тема. Валентность
Цели: способствовать формированию у учащихся понятия валентности; показать простые способы определения возможных валентностей атомов элементов по периодической системе; научить определять валентность атомов элементов по формулам бинарных соединений , используя алгоритм; развивать познавательный интерес к предмету , навыки логического и образного мышления; развивать кругозор учащихся через использование межпредметных связей (химия, математика, литература, физика), способствовать развитию речи , эмоций и творческих способностей; развивать умение выделять главное , существенное , уметь сравнивать и обобщать материал; формировать основные мировоззренческие идеи: причинно — следственные связи явлений , познаваемость мира; формировать основные группы компетентностей учащихся на различных этапах урока; воспитывать чувство товарищества , коллективизма , доброжелательности и требовательности к себе.
Оборудование и материалы: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; шаро-стержневые модели молекул.
Тип урока: комбинированный. (урок формирования ключевых компетентностей)
Ход урока
I. Организационный этап
Организационный момент
После основных организационных моментов в классе сообщаю тему, цели и условия проведения этого урока.
Цель. Должны знать: 1) что такое валентность элементов, 2) какие бывают валентности, 3) числовые значения валентностей некоторых элементов.
Должны уметь: 1) определять валентность элементов по положению в периодической системе, 2) определять валентность элементов по формулам бинарных соединений, используя алгоритм.
«Работая от души, вы делаете всё и для близких, и для себя. А если успеха не будет, работайте еще!»
Д.И. Менделеев
Я вам желаю чтобы к концу урока каждый узнал много нового и интересного, чтобы вас не покидало хорошее настроение, и вы были уверенными в себе.
У всех учащихся на столе есть рейтинг-лист, с содержанием которого они знакомятся в течение 1 минуты.
1. Подписали рейтинг-лист.
2. 8 заданий — 10 баллов.
3. Устные ответы — жетоны 0,5 и 1 балл.
Здоровьесберегающая компетентность.
Чтобы не было сколиоза, сидите прямо за столом.
Держите ноги на подставке только под прямым углом.
Также зрение берегите – ровно голову держите.
II . Актуализация опорных знаний — формирование информационной компетентности ( 1 балл за каждый правильный ответ )
Расположите термины в логической последовательности
( На доске строится схема из понятий «вещество», «молекулы», «атомы». )
Беседа с учениками (0,5 баллов)
♦ Из каких частиц состоит вещество?
♦ Что такое молекулы?
♦ Из каких частиц состоят молекулы?
♦ Что такое атом?
♦ У меня в руке табличка «химический элемент». К какому из понятий на доске я могу отнести химический элемент?
♦ Что такое индекс?
♦ Что такое группа элементов в периодической системе?
Р | Задание 1 (1 балл) Химический диктант Записать символы химических элементов: Водород, Хлор, Кислород, Азот, Карбон, Алюминий, Фосфор, Медь, Кальций. (взаимопроверка) |
Проблемный вопрос
(формирование компетентности саморазвития и самообразования)
Как вы думаете, каким же образом атомы соединяются в молекулы и за счет каких сил они в них удерживаются? (Мнения учащихся). (Вешаю вопрос на доску.)
III . Мотивация учебной деятельности — формирование информационной компетентности
Оказывается, еще двести лет назад ученые установили, что атомы соединяются в молекулы с помощью особых связей, которые называют химическими. Тогда атомы представляли в виде шариков, в которых есть «крючки», с помощью которых они удерживаются в молекуле.
В жизни нам часто встречаются химические формулы веществ: когда мы покупаем в аптеке лекарства с аннотацией к ним, продукты, работаем с реактивами на уроках химии. (демонстрирую) И как порой хочется знать, почему в одной формуле содержатся два атома кислорода (СO2), в другой — три (А12O3), а в третьей — одиннадцать (С12Н22О11) (Написано на доске). Так что же нужно знать для того, чтобы уметь самому составлять формулы веществ и при этом не перепутать формулу воды и кислоты.
IV . Изложение нового материала
Весь класс объединяется в четыре группы, каждая из групп получает свое задание.
Р | Задание 2 (1 балл) Работа в группах (формирование коммуникативной, социальной компетентности и компетентности саморазвития и самообразования) У вас на листах написаны брутто-формулы, которые показывают только качественный и количественный состав вещества. Вам нужно составить шаро-стержневые модели молекул, которые показывали бы расположение атомов в пространстве. После окончания работы представитель от каждой группы должен защитить свой проект и нарисовать на доске структурную формулу вещества, отражающую порядок связывания атомов друг с другом. Все остальные члены группы изображают структурную формулу в рейтинг-листе. |
Примечание. Атомы (шарики) могут соединяться друг с другом только с помощью одного стержня, одинаковые атомы между собой не соединяются.
Задача: группа 1 — НСl; группа 2 — Н2O; группа 3 – NH3; группа 4 — СН4.
(Защита ответов)
Что такое структурная формула? Структурная формула отражает порядок соединения атомов в молекуле вещества.
Беседа с учениками (1 балл за каждый правильный ответ)
(Формирование коммуникативной и социальной компетентности)
♦ Дети, а что общего в составе этих молекул?
♦ А чем они отличаются друг от друга?
♦ По формулам, написанным на доске, определите, какое количество химических связей образует атом водорода в каждой формуле.
♦ Какое количество связей образуют атомы Хлора, Кислорода, Азота и Углерода?
Тогда возникает вопрос (формирование компетентности саморазвития и самообразования): почему различные атомы содержат разное количество атомов водорода? Получается, атомы элементов Хлора, Кислорода, Азота, Углерода имеют свойство присоединять не любое, а только определенное число атомов водорода? Как вы считаете? (Ответы учащихся)
Что же такое валентность? Определение мы с вами составим совместно.
Р | Задание 3 (1 балл) Валентность — это (количество) химических связей, которое данный атом (может образовать) с другими атомами. От латинского слова “valentia” – сила. Валентность можно сравнить с числом протянутых рук к другим атомам. Валентность обозначается римскими цифрами над символами элементов. |
Задание (устно) (0,5 балла). Вернувшись к нашим первоначальным формулам , попробуйте определить валентность Cl, O, N, С, исходя из структурных формул
НСl , Н2O, NH3, СН4.
Прием «Мини-практикум» (на доске)
Определите валентность всех элементов по структурным формулам
S H H H O O
O O H C C O H S
H H H O O
Определение валентности по Периодической системе (формирование информационной компетентности)
(читаем в рейтинг-листах)
Иногда валентность элементов можно определять с помощью периодической системы элементов. В периодической системе элементы распределены по группам.
(Один ученик заранее подготовит и у доски рассказывает классу.)
Номер группы, в которой находится элемент, показывает максимальное число химических связей, которую может образовать его атом, то есть максимальная (высшая) валентность совпадает с номером группы.
Для атомов элементов I, II, III групп главных подгрупп валентность всегда постоянная, и равна номеру группы.
Некоторые элементы могут проявлять различные валентности, но не выше максимальной.
Все возможные валентности, которые может проявлять элемент, можно вычислить, отнимая от высшей валентности числа, кратные двум, например:
♦ Хлор находится в VII группе, следовательно, его высшая валентность равна VII; отнимая несколько раз двойку от семи, получаем возможные валентности хлора — VII, V, III, I
Таким образом, можно определить валентности для большинства элементов периодической системы. Однако, бывают и исключения: О, Cr, Fe.
Р | Задание 4 (2 балла) (формирование компетентности саморазвития и самообразования) Определите по Периодической системе возможные валентности Калия, Магния, Углерода, Серы. |
Запомните!
(Один ученик заранее подготовит и у доски рассказывает классу.)
• Валентность элементов указывается над символом элемента римскими цифрами.
• За единицу валентности принята валентность атома гидрогена (валентность гидрогена всегда равна I).
• Валентность оксигена равна II.
• Если валентность элемента, который стоит на первом месте, переменная, то обычно она указана в названии.
• Наибольшее значение валентности химических элементов — VIII .
• Значение валентности неметаллического элемента в соединении с водородом или металлическим элементом равно разности между числом VIII и номером соответствующей группы.
Задача (1 балл) (формирование компетентности саморазвития и самообразования)
Определите валентность фосфора в соединениях с водородом и металлическими элементами. (пункт 6)
Определение валентности по формулам бинарных соединений (формирование информационной компетентности)
• Что такое бинарные соединения?
Для того чтобы научиться определять валентность элементов в бинарных соединениях, нужно помнить, что суммарная валентность всех атомов одного элемента должна равняться суммарной валентности всех атомов другого элемента. Итак, определить валентность одного элемента в бинарных соединениях можно, зная валентность другого химического элемента.
Таблица 1
Алгоритм определения валентности по формулам бинарных соединений
(формирование информационной компетентности)
Пример. Определите валентность алюминия в соединении, формула которой А12О3 .
(Один ученик заранее подготовит и у доски рассказывает классу.)
Последовательность действий | Выполнение действий |
1. Запишите химическую формулу вещества | Al2O3 |
2. Известную валентность химического элемента отметьте в формуле римской цифрой над соответствующим символом | II Al2O3 |
3. Найдите суммарную валентность атомов кислорода, умножив его валентность на индекс (II 3 = 6) , и поделите ее на количество атомов алюминия (6 / 2 = 3) . Полученное частное будет искомой валентностью Алюминия. Запишите его значение над соответствующим символом в формуле соединения | III II Al2O3 |
4. Проверьте правильность определения валентности алюминия: произведение валентности алюминия в формуле на его индекс равен произведению валентности кислорода в формуле на его индекс | Al2O3 |
Физкультминутка (формирование здоровьесберегающей компетентности)
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Р | Задание 5 (1 балл) (формирование компетентности саморазвития и самообразования) Азот имеет переменную валентность. Определите валентность азота в соединениях, формулы которых NO2 и N2O5 (используя алгоритм решения) Задание 6 (2 балла) (формирование компетентности саморазвития и самообразования) Из приведенного перечня выпишите химические формулы соединений, у которых атомы металлических элементов двухвалентные: Задание 7 (1 балл) (по рядам) Хлор проявляет переменную валентность. Определите валентность хлора в соединениях, формулы которых С12O7 , С12O5 и С12O. Задание 8 (1 балл) Самостоятельно: SO3, СO2, МgН2. (Взаимопроверка) |
А сейчас мы немного поиграем, набрав в каждой игре дополнительное количество баллов (формирование коммуникативной, социальной, информационной, здоровьесберегающей компетентности и компетентности саморазвития и самообразования )
Игра «Кто вперед?» (3 балла)
Составьте закономерный ряд (от меньшего к большему) из таких формул :
Мn2O7, Р2O3, РbO2, Li2O, SO3, ВаО, Сl2O5 .
Игра «Третий лишний» (2 балла)
Найдите вещество, лишнее в каждой строчке:
1 ряд) Na2O, ZnO, К2O
2 ряд) Fe2O3, SiO2, Al2O3
3 ряд) SnO2, МnO2 , НgO.
V. Подведение итогов урока
Сегодня на уроке для более эффективной работы мы использовали различные формы учебной деятельности: самостоятельную и коллективную, устную и письменную, индивидуальную и групповую, чтобы раскрыть содержание понятия «валентность». Давайте еще раз вспомним, о чем шла речь на уроке .
Беседа с учениками
(Формирование коммуникативной и социальной компетентности)
♦ Какую проблему мы поставили в начале урока?
♦ К какому выводу мы пришли?
♦ Дать определение понятия «валентность».
♦ Какая бывает валентность?
♦ Чему равна валентность атома Водорода? Кислорода?
♦ Как определить валентность атомов элементов по периодической системе?
♦ Как определить валентность атомов в бинарных соединениях?
Оценочный этап: обсуждаются все заработанные баллы каждого ученика. По желанию ученик может перечислить баллы в оценку по 12-балльной системе.
VI. Домашнее задание (формирование информационной компетентности и компетентности саморазвития и самообразования)
1. Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Аu2O3, SiН4, СuО. (1 балл)
2. Из приведенного ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов трехвалентные: МnО, Fe2O3, СrO3, РН3, К2O, А12O3. (2 балла)
3. Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3, NO2, N2O5 и проставьте валентность над каждым элементом. (3 балла)
4. Творческое задание: подготовить сообщение на тему «Эволюционный путь понятия «валентность»». (5 баллов)
multiurok.ru
Методическая разработка урока по химии по теме «Валентность. Определение валентности по формулам» в 8-м классе
Методическая разработка урока по химии по теме «Валентность. Определение валентности по формулам» в 8-м классе
Цели урока.
Дидактические:
опираясь на знания учащихся, повторить понятия “химическая формула”;
способствовать формированию у учащихся понятия “валентность” и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ;
акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии, математики.
Развивающие:
продолжить формирование умений формулировать определения;
разъяснять смысл изученных понятий и объяснять последовательность действий при определении валентности по формуле вещества;
способствовать обогащению словарного запаса, развитию эмоций, творческих способностей;
развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.
Воспитательные:
воспитывать чувство товарищества, умение работать коллективно;
повысить уровень эстетического воспитания учащихся;
ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны уметь формулировать определение “валентность”, знать валентность атомов водорода и кислорода в соединениях, определять по ней валентность атомов других элементов в бинарных соединениях,
Уметь разъяснять смысл понятия “валентность” и последовательность действий при определении валентности атомов элементов по формулам веществ.
Понятия, впервые вводимые на уроке: валентность, постоянная и переменная валентность.
Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная работа.
Средства обучения: алгоритм определения валентности.
Демонстрационное оборудование: шаростержневые модели молекул хлороводорода, воды, аммиака, метана.
Оборудование для учащихся: на каждом столе “Алгоритм определения валентности”.
Опережающее задание: индивидуальное задание – подготовить сообщение на тему “Эволюция понятия “валентность”.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Фронтальная беседа с учащимися по пройденной теме “Химическая формула”.
Задание: Что здесь написано? (Демонстрация учителем формул, отпечатанных на отдельных листах).
2. Индивидуальная работа по карточкам трёх учащихся по теме “Относительная молекулярная масса”. (Выполняют решение на доске). Проверка учителем.
Карточка № 1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: NaCl, K2O.
Справочные данные:
Аr (Na) = 23
Аr (Cl) = 35,5
Аr (K) = 39
Аr (O) = 16
Карточка № 2. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CuO, SO2.
Справочные данные:
Аr (Cu) = 64
Аr (O) = 16
Аr (S) =3 2
Карточка № 3. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CH4, NO.
Справочные данные:
Аr (С) = 12
Аr (H) = 1
Аr (N) = 14
Аr (O) = 16
3. Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.
Задача информационно-вычислительного характера (условие записано в раздаточном материале).
Эффективность зубных паст в профилактике кариеса можно сравнить по содержанию в них активного фтора, способного взаимодействовать с зубной эмалью. Зубная паста “Crest” (производство США) содержит, как указано на упаковке, SnF2, а зубная паста “FM extra DENT” (производство Болгария) содержит NaF. Вычислите, какая из этих двух паст более сильнодействующее средство для профилактики кариеса.
Проверка: один учащийся устно читает решение.
II. Операционно-исполнительный этап.
1. Объяснение учителя. Постановка проблемы.
Понятие о валентности.
– До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.
Задание: сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4.
Беседа с учащимися:
– Что общего в составе молекул?
Предполагаемый ответ: Наличие атомов водорода.
– Чем они отличаются друг от друга?
Предполагаемый ответ:
HCl – один атом хлора удерживает один атом водорода,
H2O – один атом кислорода удерживает два атома водорода,
NH3 – один атом азота удерживает три атома водорода,
CH4 – один атом углерода удерживает четыре атома водорода.
Демонстрация шаростержневых моделей.
Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?
(Выслушиваем варианты ответов учащихся).
Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью. Слово “валентность” происходит от лат. valentia – сила.
Запись в тетради:
Валентность – это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.
Валентность обозначается римскими цифрами.
Записи на доске и в тетрадях:
OI III
H3N
I IV
H4C
Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода – II.
2. Эволюция понятия “валентность” (сообщение учащегося).
– В начале XIX века Дж. Дальтоном был сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другого элемента (как, например, в рассмотренных нами соединениях атомов с водородом).
В середине XIX века, когда были определены точные относительные веса атомов (И.Я. Берцелиус и др.), стало ясно, что наибольшее число атомов, с которыми может соединяться данный атом, не превышает определённой величины, зависящей от его природы. Эта способность связывать или замещать определённое число других атомов и была названа Э.Франклендом в 1853 г. “валентность”.
Поскольку в то время для водорода не были известны соединения, где он был бы связан более чем с одним атомом любого другого элемента, атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1.
В конце 50-х гг. XIX вeка А.С. Купер и А.Кекуле постулировали принцип постоянной четырёхвалентности углерода в органических соединениях. Представления о валентности составили важную часть теории химического строения А.М. Бутлерова в 1861 г.
Периодический закон Д.И. Менделеева в 1869 г. вскрыл зависимость валентности элемента от его положения в периодической системе.
Вклад в эволюцию понятия “валентность” в разные годы внесли В.Коссель, А.Вернер, Г.Льюис.
Начиная с 30-х гг. XX века представления о природе и характере валентности постоянно расширялись и углублялись. Существенный прогресс был достигнут в 1927 г., когда В.Гейтлер и Ф.Лондон выполнили первый количественный квантово-химический расчёт молекулы водорода H2.
3. Определение валентности атомов элементов в соединениях.
Правило определения валентности: число единиц валентностей всех атомов одного элемента равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента.
Алгоритм определения валентности.
S, Cu2O2. Обозначьте известную валентность элемента
I
H2S,
II
Cu2O
3. Найдите число единиц валентности атомов известного элемента, умножив валентность элемента на количество его атомов
2
I
H2S
2
II
Cu2O
4. Поделите число единиц валентности атомов на количество атомов другого элемента. Полученный ответ и является искомой валентностью
2
I II
H2S
2
I II
Cu2O
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента
I II
H2S
(2=2)
I II
Cu2O
(2=2)
4. Упражнение: определить валентность элементов в веществах (тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске). Задание в раздаточном материале.
SiH4, CrO3, H2S, CO2, CO, SO3, SO2, Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O5, Cl2O7, РН3, K2O, Al2O3, P2O5, NO2, N2O5, Cr2O3, SiO2, B2O3, SiH4, Mn2O7, MnO, CuO, N2O3.
III. Оценочно-рефлексивный этап.
Первичная проверка усвоения знаний.
В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.
Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.
Проверка выборочная. Консультант из числа учащихся по готовому шаблону проверяет 4 тетради учащихся.
Работа над ошибками. Ответы на обратной стороне доски.
IV. Подведение итогов урока.
Беседа с учащимися:
Какую проблему мы поставили в начале урока?
К какому выводу мы пришли?
Дать определение “валентности”.
Чему равна валентность атома водорода? Кислорода?
Как определить валентность атома в соединении?
Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.
Домашнее задание: § 4, стр. 23–25, упр. на стр. 25.
– Благодарю за урок. До свидания.
infourok.ru
Конспект и презентация к уроку «Валентность».
Открытый урок по химии
учителя Т.Б. Онищенко
Класс: 8 «Б»
Автор УМК: О.С. Габриелян
Тема: Валентность
Тип урока: комбинированный, освоение новых знаний.
Цель урока:
1.Сформировать понятие валентность
2.Способствовать формированию умения составлять формулы по валентности и определять валентность атомов элементов по формулам веществ;
3.Акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии, математики.
Задачи урока:
образовательные:
— обеспечить формирование представления о валентности;
— обеспечить знания обучающихся о валентности элементов;
— обеспечить умение обучающихся определять валентность элементов по периодической системе;
— обеспечить умение обучающихся определять валентность элементов по формулам и составлять формулы по валентности.
воспитательные:
создать условия для:
— воспитания сознательного и серьезного отношения обучающихся к учебной дисциплине;
— воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей;
— воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;
— воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
— воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;
— воспитания таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда;
— воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;
— воспитания умения управлять собой, своим поведением.
развивающие:
создать условия для:
— развития мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;
— развития у обучающихся рефлексивной деятельности;
— развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятие «валентность», умеет пользоваться периодической системой для нахождения валентности элементов; умеет: определять валентность элементов по формуле и составлять формулы по валентности.
Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.
Основные понятия: валентность, структурные формулы веществ, шаростержневые модели молекул.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, наборы для составления шаростержневых моделей молекул.
Этап | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Здравствуйте, садитесь. Итак, начинаем урок. Мир, в котором мы живем, удивителен, прекрасен, разнообразен. Познавая его, мы познаем себя. | Приветствует учащихся | Приветствуют учителя и гостей |
Актуализация опорных знаний | Слайд 1 — H2O, CH4, СuCL2 – молекулярные формулы веществ. Давайте вспомним, из чего состоит и что показывает молекулярная формула вещества. Молекулярная формула вещества состоит из химических символов элементов и индексов и показывает качественный и количественный состав молекулы До сих пор мы пользовались готовыми химическими формулами веществ. Что необходимо знать, чтобы самим составить формулу вещества? CLxOyX -? Y — ? (слайд 2) Нужно знать индексы для химических элементов. Учитель дает определение валентности: Валентность – это способность атомов присоединять к себе определенное число других атомов (слайд 3) Как вы думаете с чем это связано? Это связано со строением атомов. | Вызывает учащихся, следит за правильностью ответов. Вызов Помогает назвать тему урока. Помогает поставить цели. | Работа в группах и ответы. Выдвигают свои версии. Называют тему и цели урока. |
Изучение нового материала. | Познакомимся с правилом составления формул по валентности Объясняет обозначение валентности. Перед вами на столах Алгоритм определения валентности по формуле (слайд 4) Определение валентность – это число связей которые образует атом с другими атомами при образовании вещества. CL2O7 (слайд 5) Перед вами на столах таблица с элементами, имеющими постоянную и переменную валентность. Задания группам 1. Используя данные таблицы с элементами, имеющими постоянную и переменную валентность, составить молекулярные формулы веществ из предложенного списка. Перед вами листы самопроверки. Определите, верно ли составлены формулы. Найдите и исправьте допущенные ошибки. Подсчитайте заработанные баллы. Демонстрация слайда IV I СН4 — метан C – H – H – H – H — верно ? (слайд 7) Почему? Структурные формулы веществ (слайд 9) Физминутка Сколько связей образует атом азота и атом кислорода? Давайте изобразим это графической формулой… 2. Задание Используя составленные вами молекулярные формулы составьте структурные формулы веществ. Используя листы самопроверки. Определите, верно ли составлены формулы. Найдите и исправьте допущенные ошибки. Подсчитайте заработанные баллы. | Показывает алгоритм составления формул по валентности Объясняет последовательность действий. Проверяет правильность составления формулы Показывает элементы, имеющими постоянную и переменную валентность. Дает задания группам Объясняет последовательность действий проведения самопроверки Помогает сделать вывод Ставит проблемный вопрос Объясняет смысл структурной формулы вещества (слайд 9) Организует проведение физминутки Организует и направляет работу в группах | Читают со слайда и Изучают алгоритм составления формул по валентности На доске по алгоритму составляют формулы молекул бинарных соединений Оценивают правильность выполненного задания Изучают таблицы Составляют молекулярные формулы веществ из предложенного списка. Записывают формулы в таблицу. Проверяют и оценивают результат выполненной работы. Делают вывод: Зная валентность элемента мы можем составлять формулы Предлагают варианты ответов Изучают структурные формулы веществ Проводят физминутки Составляют структурные формулы веществ Исправляют допущенные ошибки. Оценивают работу группы. |
Первичное закрепление материала | 3. Перед вами наборы для составления шаростержневых моделей молекул. Используя знание валентности, структурные формулы, соберите шаростержневые модели молекул Давайте вместе сделаем вывод урока: Знание валентности позволяет узнать_________ молекулы и её_______(структуру). Знание валентностипомогает построить ________модели молекул. (слайд 10) | Организует и направляет работу в группах Устно инструктирует учащихся Следит за выполнение задания | Составляют шаростержневые модели молекул Учащиеся разных групп представляют модели молекул Делают вывод: Знание валентности позволяет составить молекулярные и структурные формулы веществ. Шаростержневые модели молекул помогли лучше понять понятие «Валентность» |
ДЗ | П18 Домашнее задание (слайд 11) Определить валентность химических элементов: SiH4, CrO3, H2S, CO2, CO, SO3, SO2, Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O5, Cl2O7, РН3, P2O5, NO2, N2O5, SiO2, B2O3, MnO, CuO . Составьте формулу химического соединения: Хлор и натрий Кислород и водород Железо и кислород Алюминий и бром Калий и сера Фосфор и кислород Кремний и водород Фосфор и хлор | Объясняет выполнение Дз | Слушают, делают запись в дневник. |
Рефлексия. | Давайте вместе оценим нашу совместную работу (проводится пофамильно по вопросам): — Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников — Какую (и почему) ставлю себе оценку? — Были ли ошибки в ответе (если да, то какие)? — Итоговая скорректированная учителем оценка | Анализирует результат урока. | Оценивают свою работу и работу членов группы. |
Раздаточный материал
Алгоритм составления формул по валентности (слайд 4)
Таблица валентности некоторых химических элементов (слайд 6)
Бланк для выполнения задания
Химические элементы | Молекулярная формула вещества | Структурная формула вещества | Баллы |
Водород и хлор (I) | |||
Магний и хлор (I) | |||
Азот (III) и водород | |||
Углерод (IV) и хлор (I) | |||
Медь (II) и кислород | |||
Углерод (IV)и кислород | |||
Алюминий и кислород | |||
Всего: |
4
videouroki.net
Разработка урока по химии «Химические формулы. Валентность» (7 класс)
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН
7.3С. Относительная атомная масса. Простейшие формулы.Школа: СОШ №13
Дата:
Ф.И.О. учителя: Стогний Л.Г
Класс: 7
Участвовали:
Отсутствовали:
Тема урока:
Валентность. Химические формулы.
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке
7.1.2.11 -уметь правильно составлять формулы биэлементных химических соединений, используя названия элементов, валентность и их атомные соотношения в соединениях
Цель урока
Все учащиеся знают понятия валентность и химические формулы.
Большинство учащихся могут различать химические элементы с постоянной и переменной валентностью; определять значение валентности химического элемента по формулам бинарных соединений.
Некоторые учащиеся могут составлять химические формулы по валентности.
Критерии оценки
Знает понятие химическая формула и валентность, химические элементы с постоянной и переменной валентностью, умеют определять значение валентности в формулах бинарных соединений и составлять формулы бинарных соединений по валентности.
Языковые цели
Учащиеся будут использовать в речи ключевые термины и понятия по составлению химических формул соединений.
Привитие ценностей
Коммуникативные навыки и ответственность за проделанную работу. Развитие эстетических ценностей при выполнении творческих заданий и оформлении записей в тетради.
Межпредметные связи
Связь с естествознанием
Предшествующие знания
Относительная атомная масса.
Ход урока:
Запланированные этапы урока
Виды упражнений, запланированных на уроке
Ресурсы
Начало урока
10 мин
Слайд 1.
Приветствие Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится. Для этого мне понадобиться ваша помощь. Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? На внутренней стороне обложки тетради у вас приклеена табличка с шестью лицами – определите своё эмоциональное состояние. Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клеточку влево. Для этого нужно задуматься над вопросами: может ли человек полюбить не очень интересный ему учебный предмет? Что для этого нужно сделать? Девиз урока: «Спрашивайте и отвечайте – это девиз познания и учения».
Слайд 2.
Сегодня урок пройдет в виде теоретического похода, из которого вам необходимо принести как можно больше трофеев (оценок). Страну Неорганию населяет более 100 тысяч жителей – неорганических соединений. На вашем пути встретятся и реки, и густые леса, и горы. Поэтому путешествие будет тяжелым, необходимо использовать всю вашу сноровку, умственные способности, знания, полученные на предыдущих уроках. Но я думаю, что все вы не растеряетесь и благополучно вернетесь из похода не с пустыми рюкзаками. Прежде чем отправиться в путь, мы должны сделать разминку, ведь путь очень долгий.
Актуализация учебных знаний
Химическая разминка – проверка домашнего задания.
Разноуровневые задания по пройденным темам
Слайд 3.
1.Игра «Крестики и нолики» Выигрышный путь составляют атомы:
Слайд 4.2. Игра «Кто здесь лишний?» Найдите лишнее вещество, т.е. такое, которое не образует с остальными однородную группу:
N2 SO2 Ba O2 P2O5 N2O5
Слайд 5.
2. Игра «Кто здесь лишний?» Найдите лишнее вещество, т.е. такое, которое не образует с остальными однородную группу: O2 Н2 СО К Li Ca
ФО «Сигналы рукой»большой палец руки направлен вниз: я все еще не понимаю; | |
помахать рукой: я не уверен. |
Ну а теперь нам необходимо проверить вашу готовность к путешествию и собрать вещи. Кто быстрее соберет рюкзак?
Слайд 6.
Выбери названия тел: алюминий, пластмасса, стакан, стекло, тетрадь, книга, ручка, дерево, линейка.
Слайд 7.
Выбери чистые вещества: воздух, серебро, морская вода, сахар, золото, кислород, нефть, медь, туман.
ФО «Сигналы рукой»
я все понимаю и могу объяснить;я все еще не понимаю;
я не уверен.
Презентация
(Ва – атом среди молекул)
(CО – сложное вещество, среди простых)
Стакан, тетрадь, книга, ручка, линейка
Серебро, сахар. Золото, кислород, медь
Светофор
Середина урока
28 мин
Слайд 8. Итак, в путь. На нашем пути – речка. Чтобы перебраться через нее, необходимо построить мост из дощечек, которые образуются из соотношения химического символа элемента, его произношения и названия. Главное – не промочить ноги.
Слайд 9.
Установи соответствие между химическим символом элемента, его произношением и названием элемента
ФО «Словесная оценка» Устная обратная связь учителя и обучающегося.Слайд 10. Через речку мы перебрались, а дальше густой лес. Чтобы пройти дальше мы должны изучить новое понятие «ХИМИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА».
Химическая формула – это условная запись состава вещества с помощью символов химических элементов и индексов.
Индекс – это число атомов данного химического элемента в молекуле, которое пишется в формуле после знака химического элемента внизу.
Молекулы простых веществ состоящие из двух атомов: H2, N2, O2, F2, CI2, Br2, I2.
Химическая формула показывает качественный и количественный состав вещества.
Чтобы указать число свободных атомов химического элемента или число молекул вещества, используют коэффициент, который записывается перед символом химического элемента или перед химической формулой.
Слайд 11.
“аш-два”
Один атом серы и три атома кислорода
SO3
“эс-о-три”
Два атома калия, один атом серы и четыре атома кислорода
K2SO4
“калий-два-эс-о-четыре”
Три молекулы аммиака
3NH3
“три-эн-аш-три”
Слайд 12. Чтобы найти тропинку в этом густом лесу необходимо произнести волшебные слова – прочитать формулы веществ.
Слайд 13.
Как произносятся формулы следующих веществ? CuO, ZnO, P2O5, NO2 , SO3 ,Al2O3, Н2О,SO2.
Слайд 14. Молодцы, тропинку мы нашли. Осталось только пройти через лес, а для этого необходимо изучить еще одно понятие – «ВАЛЕНТНОСТЬ».
Валентность – это свойство атомов химического элемента присоединять определенное число атомов другого химического элемента.
Слайд 15.
За единицу валентности принята валентность атома водорода. Если к одному атому данного элемента присоединяется один атом водорода, то элемент одновалентен, если два – двухвалентный и т.д.
I II III IV
HCI H2S NH3 CH4
Численное значение валентности обозначается римскими цифрами, которые ставятся над знаками химических элементов.
Правило определения валентности: число единиц валентностей всех атомов одного элемента равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента
Физминутка
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Слайд 16. Осталось нам преодолеть гору. Перед началом подъема вспомните, что до сих пор мы пользовались готовыми химическими формулами.
Какие закономерности учитываются при составлении химических формул, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой? Как называется эта закономерность?
Дайте определение валентности.
(Валентность – это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.)
Как обозначается валентность?
Какие виды валентности вы знаете?
Чему равна валентность водорода? кислорода?
Какое правило вы должны знать при определении валентности атомов элементов в соединениях?
(Правило определения валентности: число единиц валентностей всех атомов одного элемента равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента).
Слайд 17. Перед трудным подъёмом в гору, давайте сделаем ещё одну разминку.
Упражнение: определить валентность элементов в веществах (тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске). SiH4, CrO3, H2S, CO2, SO3, Fe2O3.
ФО «Сигналы рукой»
большой палец руки направлен вниз: я все еще не понимаю; | |
помахать рукой: я не уверен. |
Слайд 18. Как вы думаете, зачем нам необходимо знать валентность элементов? (чтобы составлять химические формулы соединений).
Слайд 19-22. Чтобы преодолеть нашу гору без травм, вы должны пройти инструктаж, как составлять химические формулы по валентности элемента. Для этого удобно воспользоваться следующей таблицей.
Алгоритм составления химической формулы по валентности элемента.
III II
В О
3. Определи Н.О.К (наименьшее общее кратное — это число, которое делится на исходные числа без остатка) чисел, выражающих валентность этих элементов.
Запиши Н.О.К. над формулой.
6
III II
В О
4. Раздели Н.О.К. на валентность каждого элемента.
Запиши полученный индекс.
6
III II
В О
6: III= 2
6:II=3
6
III II
В2 О3
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента
6
III II
В2 О3
(6=6)
Слайд 23.
Запомните еще два правила для составления химических формул соединений неметаллов между собой.
1) Низшую валентность проявляет тот элемент, который находится в таблице Д.И.Менделеева правее и выше, а высшую валентность – элемент, расположенный левее и ниже.
Например, в соединении с кислородом сера проявляет высшую валентность VI, а кислород – низшую II. Таким образом, формула оксида серы будет SO3.
В соединении кремния с углеродом первый проявляет высшую валентность IV, а второй – низшую IV.
Значит, формула – SiC. Это карбид кремния, основа огнеупорных и абразивных материалов.
2) В формулах соединений атом неметалла, проявляющий низшую валентность, всегда стоит на втором месте, а название такого соединения оканчивается на «ид».
Например, СаО – оксид кальция, NaCl – хлорид натрия, PbS – сульфид свинца.
Слайд 24. А теперь начинаем наше восхождение. Если у вас возникнут трудности, то у вас есть подсказка (алгоритм).
Слайд 25.
Задание 1. Проверьте, правильно ли написаны формулы следующих соединений: Na2S, KBr, AI2O3, Mg3N2, MgO.
Слайд 26.
Задание 2. Напишите формулы соединений металлов с неметаллами:
а). кальция с кислородом,
б). алюминия с хлором,
в). натрия с фосфором.
Закрепление: Дифференцированные разноуровневые задания
Слайд 27. Молодцы. Мы благополучно добрались до места назначения. А теперь привал. Нам необходимо подкрепиться, каждый вправе выбрать блюдо на свой вкус.
В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь.
Репродуктивный уровень (“3”). Составьте химические формулы по валентности элементов: NH (III), AIO (III), CH (IV), CuO (II).
Прикладной уровень (“4”). Составьте формулы оксидов: Mn (VII), Fe (III) , Cr (VI), Cu (I), К (I).
Творческий уровень (“5”). Исправьте ошибки, допущенные в некоторых формулах: AIO3, BO3, NaO, КО.
ФО «Словесная оценка» Устная обратная связь учителя и обучающегося.
(валентность)
(валентность обозначается римскими цифрами)
(постоянная и переменная)
( I, II)
Алгоритм
Демонстрация таблицы Д.И.Менделеева
Алгоритм
Слайд 28.Работа над ошибками. Ответы
Репродуктивный уровень (“3”).
NH3, AI2O3, CH4, CuO.
Прикладной уровень (“4”).
Mn2O7, Fe2O3 , CrO3, Cu2O, K2O.
Творческий уровень (“5”).
AI2O3, B2O3, Na2O, К2О.
Конец урока
2 мин
Обратная связь
Все путешественники собрали хорошие знания в свои рюкзаки и заслуживают отличных оценок и наград. Оцените своё эмоциональное состояние в конце урока.
Рефлексия
Прием «Смайлики»
Оцените свою работу на уроке по достижению цели соответствующим смайликом.
Домашнее задание
Слайд 29. Во время путешествия к вашим рюкзакам прицепились паразиты. Необходимо будет от них избавиться, выполнив домашнее задание.
§17 до стр.95 упр 6, 7 стр 98
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?Здоровье и соблюдение техники безопасности.
1. Дифференциация по заданиям для изучения новой темы.
2. Дифференциация по подаче информации (работа с таблицами, работа с текстом)
2. Разноуровневые задания на всех учащихся на этапе закрепления.
1. Формативное оценивание
2. Самооценивание
3. Взаимооценивание
1.Психологический настрой на урок.
2. Физминутка.
Химический диктант: записать формулу химического элемента, его относительную атомную массу:
Натрий, барий, углерод, азот, хлор, бор, кальций, калий, литий, фтор
— Что означают записи (по карточкам): 2СО2; 3Н2О; Н2; 4Н; 5Fe ?
— Какую информацию несёт химическая формула:
а) состав: качественный и количественный;
б) вещество: простое или сложное
в) соотношение атомов и т.д.?
Беседа с учащимися по вопросам
1) Что такое валентность?
2) Почему валентность иногда называют атомностью элемента?
3) Чему равны валентности водорода и кислорода?
4) Какие два значения валентности могут проявлять неметаллы?
5) Как определить низшую и высшую валентности неметаллов?
6) Как найти наименьшее общее кратное между численными значениями валентностей?
7) Могут ли атомы в соединении иметь свободные валентности?
8) Какой из двух неметаллов в химической формуле их соединения занимает 1-е место, а какой – 2-е? Поясните на примере оксида NO2, используя таблицу Д.И.Менделеева.
Творческая работа в группах
Задание. Используя наборы для составления моделей молекул различных веществ, составьте формулы и модели молекул для следующих соединений:
1-я группа – меди и кислорода,
2-я группа – цинка и хлора,
3-я группа – калия и йода,
4-я группа – магния и серы.
infourok.ru
Технологическая карта урока по химии 8 класс «Валентность химических элементов»
Класс 8, дата 09.10.2017, предмет: химия
Тема урока: Валентность химических элементов.
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока: представления о валентности как свойстве атомов одного элемента присоединять или замещать определённое число атомов другого элемента. Научить определять валентность элементов по формулам соединений, состоящих из двух элементов.
Планируемые результаты обучения:
Предметные. Знать определение понятия «валентность». Уметь определять валентность элементов по формулам бинарных соединений. Знать валентность некоторых химических элементов.
Метапредметные. Формировать умение работать по алгоритму для решения учебных и познавательных задач.
Оборудование: презентация, карточки для самостоятельной работы.
Основные понятия: валентность, бинарные соединения, оксиды.
Основные виды деятельности учащихся: определять валентность элементов в бинарных соединениях.
Ход урокаДеятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Мотивация к учебной деятельности
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на работу
Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке
2. Проверка домашнего задания
Проводит фронтальный опрос. (Слайд 2)
— Какие по составу вещества вам известны?
— Чем различаются простые и сложные вещества?
-Что такое химическая формула?
— Что называют индексом?
— Что такое коэффициент?
-Какую информацию можно получить о веществе по его химической формуле?
— Что необходимо для того, чтобы вывести химическую формулу вещества?
Индивидуальная работа. (Слайд 3)
Решение задачи. Определите массовые доли элементов в оксиде меди (II).
Дано: Решение:
CuO 1. Найдём относительную
молекулярную массу CuO
Найти: Mr(CuO) = 64+16 = 80
w(Cu) – ? 2. Найдём массовую долю
w(O) – ? меди:
w(Cu) = 64/80 = 0,8 или 80%
3. Найдём массовую долю
кислорода:
w(O) = 16/80 = 0,2 или 20%
или
w(O) = 100% — 80% = 20%
Ответ: w(Cu) = 80%, w(O) = 20%. Обменяться тетрадями для взаимопроверки результатов задания.
(Слайд 3)
Отвечают на вопросы.
Простые и сложные.
Количеством входящих в них элементов.
Химическая формула – это запись, выражающая качественный и количественный состав данного вещества.
Индекс обозначает число атомов элемента, входящих в состав данного вещества.
Коэффициент – обозначает количество атомов или молекул.
Качественный состав – это какие элементы входят в состав данного вещества, а количественный – в каком соотношении. Необходимо знать массовые доли химических элементов.
Решают самостоятельно задачу.
Проверяют задания методом взаимоконтроля и контроля по эталону.
3. Актуализация знаний
Демонстрация шаростержневых молекул и графических формул HCl, H2O, NH3, CH4 (Слайд 4).
Что можете сказать о качественном и количественном составе этих веществ.
Проблемный вопрос. Почему атомы разных элементов удерживают неодинаковое число атомов водорода?
Рассматривают графические молекулы веществ.
В молекуле HCl атом хлора удерживает один атом водорода, в молекуле H2O атом кислорода удерживает два атома водорода, в молекуле NH3 атом азота удерживает три атома водорода, в молекуле CH4 атом углерода удерживает четыре атома водорода.
Затрудняются ответить на вопрос.
4. Изучение нового материала
Знакомит с Эдуардом Франклендом и понятием валентность. (Слайд 5)
В начале XIX века Дж. Дальтоном был сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другого элемента (как, например, в рассмотренных нами соединениях атомов с водородом).
В середине XIX века, когда были определены точные относительные веса атомов (И.Я. Берцелиус и др.), стало ясно, что наибольшее число атомов, с которыми может соединяться данный атом, не превышает определённой величины, зависящей от его природы. Эта способность связывать или замещать определённое число других атомов и была названа Э.Франклендом в 1853 г. “валентность”.
Поскольку в то время для водорода не были известны соединения, где он был бы связан более чем с одним атомом любого другого элемента, атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1.
Валентность – это способность атомов удерживать при себе определенное число атомов других элементов. (Слайд 6)
Атомы одних химических элементов имеют постоянную валентность, а других переменную (т.е. в разных соединениях один и тот же элемент может проявлять разную валентность). (Слайд 7)
Знакомит с правилами определения валентности элементов в соединениях. (Слайд 8)
Слушают учителя.
Записывают определение.
Работа с учебником с.56
Записывают алгоритм.
5. Этап первичного закрепления
Определите валентность в следующих химических соединениях: CuO; PH3; Al2O3; SO3; NH3; Al2S3. (Слайд 9)
Работают у доски. Определяют валентность.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организует индивидуальную работу детей по карточкам (Слайд 10)
1. Определите валентность элементов в соединениях с кислородом:
2. Определите валентность элементов в соединениях с водородом:
3. Определите валентность элементов в следующих соединениях:
Выполняют задания.Приложение 1.
Выполняют самопроверку по эталону.
Приложение 2.
7. Рефлексия деятельности
Наводящими вопросами направляет учащихся к формулированию выводов и просит оценить свою активность на полях тетради. (Слайд 11)
Я знаю …
Я запомнил …
Я смог …
Формулируют выводы, фиксируют их в тетрадь, оценивают свою активность
8. Домашнее задание
§16, выполнить № 3-5 с. 58. Индивидуальное задание: изобразить графические формулы молекул PH3, SO3. (Слайд 12)
Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы
Презентация к уроку на сайте учителя.
Приложение 1.
Валентность химических элементов.
Определение валентности по формуле соединений.
Изучите алгоритм определения валентности по формуле бинарного соединения (§ 16 с.57- 58)
Запомните!
Валентность водорода равна I во всех соединениях.
Валентность кислорода во всех соединениях равна II.
Определите валентность элементов в соединениях с кислородом:
SO2
SO3
P2O3
P2O5
P4O6
P4O10
N2O5
PbO
PbO2
Определите валентность элементов в соединениях с водородом:
NH3
H2Se
HI
H2S
LiH
PH3
CH4
Определите валентность элементов в следующих соединениях:
Al4C3
Al2S3
BaBr2
FeCl2
SiF4
Ca3N2
CaCl2
CaS
KI
Приложение 2.
Эталон для проверки.
Валентность химических элементов.
Определение валентности по формуле соединений.
Изучите алгоритм определения валентности по формуле бинарного соединения (§ 16 с.57- 58)
Запомните!
Валентность водорода равна I во всех соединениях.
Валентность кислорода во всех соединениях равна II.
Определите валентность элементов в соединениях с кислородом:
S(VI)O3(II)
P2(III)O3(II)
P2(V)O5(II)
P4(III)O6(II)
P4(V)O10(II)
N2(V)O5(II)
Pb(II)O(II)
Pb(IV)O2(II)
Определите валентность элементов в соединениях с водородом:
N(III)H3(I)
H2(I)Se(II)
H(I)I(I)
H2(I)S(II)
Li(I)H(I)
P(III)H3(I)
C(IV)H4(I)
Определите валентность элементов в следующих соединениях:
Al4(III)C3(IV)
Al2(III)S3(II)
Ba(II)Br2(I)
Fe(II)Cl2(I)
Si(IV)F4(I)
Ca3(II)N2(III)
Ca(II)Cl2(I)
Ca(II)S(II)
K(I)I(I)
Список литературы:
1. Сайт http://linda6035.ucoz.ru/
2. Гара Н.Н., Химия уроки в 8 классе.
3. Гара Н.Н., Габрусева Н.И., Химия «Задачник с «Помощником» 8-9.
4. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., учебник «Химия 8 класс»
infourok.ru