Рассказ о билибине и васнецове – Сообщение о художнике Билибине | Kratkoe.com
Сообщение о художнике Билибине | Kratkoe.com
Краткое сообщение о Билибине Иване Яковлевиче расскажет о великом русском художнике и иллюстраторе. Доклад о художнике Билибине Вы можете дополнить интересными фактами.
Иван Билибин сообщение
Билибин Иван Яковлевич родился в селе Тарховка, Санкт-Петербургской губернии, 4 августа 1876 года в семье военного врача. Когда ему исполнилось 12 лет, мальчика отдали в гимназию, которую он с блеском закончил. После следовало обучение в Петербургском университете. Однако увлечение живописью с малых лет дало о себе знать. На втором курсе университета Иван Билибин отправляется в Мюнхен, чтобы взять уроки живописи у профессора Ашбе. Начиная с 1898 года обучается у Репина и определяется с выбором живописной манеры после посещения выставки художника Васнецова. Его стиль сочетал национальные мотивы, динамичный рисунок, подробно вписанные детали, яркую цветовую гамму. В 1899 году он стал участником «Мира Искусств» Дягилева.
Иван Билибин создал много произведений на тему русских сказок. Первые иллюстрации вышли в 1901 году, после которых автор стал знаменитым. Ему принадлежит иллюстрирование таких сказок, как «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1905), «Вольга» (1905), «Золотой Петушок» (1909), «Сказка о золотом петушке» (1910). Корме того, автор занимался оформлением журналов «Золотое Руно», «Мир Искусства», «Московского Книгоиздательства» и издания «Шиповника».
Кроме книжной иллюстрации Билибин создавал декорации и костюмы для театральных постановок, занимался преподавательской деятельностью.
6. После революции 1917 года Билибин уехал из Петрограда в Крым, где жил на даче, а три года спустя эмигрировал в Египет. Он жил в Каире, затем переехал в Александрию. Художник оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного храма, а также для вилл богатых купцов. После путешествия по Сирии и Палестине в октябре 1924 года Билибин поселился в Александрии.
В августе 1925 года переехал в Париж и сразу вернулся к оформительству. Билибин создал декорации для балета Игоря Стравинского «Жар-птица», нарисовал картины для сказок братьев Гримм и «Тысячи и одной ночи».
Произведение Ивана Яковлевича Билибина в «стиле рус» было необычайно популярно в Европе.
В 1936 году автор принимает решение возвратится на родину, примирившись с советской властью. Его окружили почетом и приняли на должность профессора в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Вскоре он получил степень доктора искусствоведения. Жизнь художника Ивана Билибина оборвалась 7 февраля 1942 года в ходе блокады Ленинграда. Он не пережив холода и голода, умер на посту.
Иван Билибин интересные факты
- Будущий художник хотел стать юристом и в 1900 году успешно окончил полный курс юридического факультета Петербургского университета.
- Работал в сфере рекламы. В Петербурге, на месте завода минеральной воды «Полюстрово», находилось «Акционерное общество пиво-медоваренного завода «Новая Бавария». Для него Билибин создавал картинки и рекламные плакаты.
- Первый опыт в сценографии осуществился в оформлении оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова для национального пражского театра. Дальше следовали эскизы декораций и костюмов для опер «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Садко», «Борис Годунов».
- Когда жил в Каире, то занимался оформлением домовой русской церкви в помещении клиники, которую устроили русские врачи. Также создал проект по сооружению иконостаса для храма.
- С 1925 года является членом-основателем парижского общества «Икона».
- Выполнял эскизы иконостаса и фресок на Ольшанском кладбище (Чехия) для русского храма.
Надеемся, что Иван Билибин доклад помог узнать много полезной информации о русском иллюстраторе. А краткий рассказ о Иване Билибине 3 клас Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.
kratkoe.com
Как творчество Билибина и Васнецова связано с русским фольклором?
Два выдающихся русских художника Ивана Билибина и Виктора Васнецова объединят любовь к русским народным сказкам, иллюстрации Билибина и Васнецова украшают многие сборник сказок,
Иван Билибин рисует картины, которые он представлял, когда ему маленькому читали русские народные сказки. В 1899 году художник начинает работать над Серией сказок, затем были написаны картины по мотивам сказок о царе Салтане и о Золотом петушке , также Билибин проиллюстрировал былину «Вольга»
Иван Билибин создал
Чуть ранее стал работать Виктор Васнецов, его знаменитые картины «Богатыри» и
Оба художника создали картины по мотивам сказки «Царевна-лягушка», если сравнить картину Билибина и Васнецова, то мы найдем отличающие детали. Васнецов рисует общий образ царевны, давая право читателю самому представить развитие сюжета, Билибин рисует точную сцену, передавая характер произведения, у него яркий и красочный образ сказочной героини.
Виктор Васнецов и Иван Билибин совершенно по разному подошли к одной и той же сказочной теме. Но это как раз понятно. Ведь Билибин создавал именно иллюстрацию, точное изображение сюжета сказки, а Васнецов делал художественную картину, в которой отразил собственное видение сказочного сюжета.
Сравним картину Билибина и Васнецова «Иван царевич на сером волке» У Билибина яркий красочный образ сказочной героини Елены Прекрасной, детально изображен серый волк и конь.
У Васнецова на картине тот же сюжет, но атмосфера сказочных событий насыщена яркими , но темными тонами.
Картины художников передают их восприятие русского фольклора, Васнецов остается в душе ребенком, который ищет ответы о том мире. Билибин же нашел ответ. Объяснить их видение мира можно годами жизни, Билибин родился позже, люди с каждым годом все больше открывали загадок.
www.bolshoyvopros.ru
Краткая биография Ивана Билибина для детей (жизнь и творчество)
Иван Яковлевич Билибин – русский художник, который проиллюстрировал множество детских сказок. Его видение отличается от изображений других художников. Открыл он свой неповторимый стиль, благодаря картине Васнецова «Богатыри».
Иван Билибин настолько сильно проникся своим стилем живописи, что он сопровождал его до конца жизни. Иван Яковлевич иллюстрировал сказки так, что дети словно отправляются вместе с героями сказки в опасные и захватывающие приключения. Все известные нам сказки выполнены с особым пониманием народного духа и поэзии. Работы его отличаются особой прорисовкой контуров, которые исполнены с уникальной подробностью деталей и раскрашены самыми жизнерадостными оттенками.
Тот самый всем известный двуглавый орел был исполнен Иваном Яковлевичем, в современном мире он украшает монеты. С 1922 года этот орел является русским символом.
Билибин был выдающимся художником. Он писал иконы, оформлял оперы, работал в сфере рекламы; но во всем сохранял свой неповторимый и индивидуальный стиль.
Умер это великий человек во времена войны, в 1941 году, от голода. Похоронен был Иван Яковлевич в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
Биография Художника Ивана Билибина
Иван Яковлевич Билибин известен как талантливый художник, иллюстратор и создатель блестящих театральных декораций. Его творческий почерк отличается необычайной самобытностью и имеет много последователей.
Иван Яковлевич Билибин родился рядом с Петербургом, в селе Тарховка, 4 августа 1876 года. Его предками были купцы, родом из Калуги, патриоты и меценаты. Но отец, Яков Иванович выбрал профессию врача и служил на военном судне, затем возглавлял госпиталь и инспектировал императорский флот. По достижении 12 лет, Иван поступил в гимназию, с блеском её закончил и стал студентом юридического факультета в Петербурге.
Молодой человек учился старательно, успешно освоив курс, однако тайной его страстью всегда было рисование. Он не прекращал занятий живописью ни находясь в гимназии, ни позже, в университете. Даже ездил на втором курсе в Мюнхен, чтобы взять уроки у профессора Ашбе. С 1898 года учился у Репина и в этом же году окончательно определился с выбором своей живописной манеры, посетив выставку работ художника Васнецова. Впоследствии он только развивал и совершенствовал свой стиль, родившийся из романтического направления с национальными мотивами, основа которого — чёткий контур, динамичный рисунок с подробно выписанными деталями, яркая цветовая гамма.
С 1899 года Иван Билибин становится деятельным участником «Мира Искусства» Дягилева.
Иллюстрации к русским сказкам, которые вышли в свет в 1901 году, сразу же сделали его знаменитым, но ещё больше талант Билибина раскрылся в иллюстрациях к сказкам Пушкина, изданных следом и немедленно приобретённых Третьяковкой и Русским музеем.
Находясь в расцвете своих творческих сил, Билибин продолжал рисовать иллюстрации, создавать театральные костюмы и декорации, которые становились событиями в культурной жизни, занимался преподаванием.
После революции 1917 года уехал в Крым и далее в Египет, где даже расписывал православный храм. Будучи за границей, Билибин оформлял спектакли, иллюстрировал сказки, русские и французские, выполнял частные заказы. Его узнаваемые произведения в «стиле рус» были необыкновенно популярны.
В 1936 году художник решил вернуться на родину. Его окружили почётом, приняли в качестве профессора в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде и скоро дали степень доктора искусствоведения.
Умер Иван Яковлевич Билибин в 1942 году, 7 февраля, не пережив блокады.
Подробно
Родился будущий иллюстратор и художник Иван Билибин недалеко от Петербурга 16 августа 1876 года. Его семья жила в поселке Тарховка. Отец работал военным врачом, возглавлял госпиталь, а мама прекрасно играла на рояле и очень увлекалась музыкой. Билибин получил хорошее образование. Во время обучения юриспруденции он начал рисовать. Еще до окончания университета он прошел двухмесячное обучение в Мюнхене у Антона Ашбе. С 1898 до 1900 года его учителем в школе-мастерской был Илья Репин, который продолжил обучать Билибина в Высшем художественном училище до 1904 года.
В это время Билибин трудится по 10 часов в мастерской, доводя до совершенства свои работы. У художника была своя техника. Приступая к работе, он создавал эскиз рисунка, делал четкие контуры, а затем заполнял пространство в них красками. Для такой работы подходила кисть с косым кончиком.
Первые иллюстрации к сказкам он создал в 1899 году во время поездки в деревню Егны. Его 3 года подряд отправляли изучать архитектуру деревянных строений в различные губернии, что помогло ему при написании картин. Во время этих поездок иллюстратор сделал множество зарисовок русского пейзажа. Ему очень нравилась деревянная резьба на деревенских избах, она навевала мысли о сказках.
Художника прославили его иллюстрации к былинам, а также многим народным и авторским сказкам. Период с 1899 по 1911 гг. был очень удачным для художника, поскольку с его картинами издавались сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке», а также былина «Вольга», которую иллюстрировал Билибин. Эти иллюстрации и сейчас украшают многие школьные учебники по литературе.
Мало кто знает, что Иван Билибин занимался постановками в театрах. Опера «Золотой Петушок» была поставлена в Москве в 1909 году, ее оформлением (сценой, костюмами) занимался художник.
Иван Билибин преподавал около 10 лет в школе Общества поощрения художеств. В этот период он приобрел участок на побережье Крыма, его домик и мастерская рядом с ним построена на самом берегу. Все лето, пока в школе не было занятий, он проводил в нем.
Его эскиз двуглавого орла сначала служил символом Российской республики, а со временем стал прототипом эмблемы Банка России.
С 1920 г. художник проживает в Каире, где создает эскизы для украшения фресками домов местных богачей. Спустя 5 лет он переезжает в Париж, где создает декорации для опер, в частности «Жар-птица», создает картины по сказкам братьев Гримм. Затем участвует в оформлении спектаклей в Праге, Брно.
В Советский Союз прославленный иллюстратор вернулся лишь в 1936 г., где продолжал создавать иллюстрации и эскизы театральных декораций. Умер он в 1942 г. в Ленинграде во время его блокады. Он был трижды женат.
3 класс
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Другие биографии:
- Роджер Бэкон
Средневековый английский философ Роджер Бэкон настаивал на важности так называемой науки об опыте. В этом отношении его часто считают предшественником современной науки.
- Фонвизин Денис Иванович
Фонвизин Денис Иванович был рожден в апреле 1745 года в Москве. Родители были обеспеченными дворянами, которые смогли обеспечить ему хорошее образование.
- Житков
Борис Степанович Житков был великим писателем, который посвящал все свои произведения детям. Борис Житков был не только писателем, но и педагогом. Он появился на свет в 882 году 30 августа, в городе Новгород.
- Римский-Корсаков Николай Андреевич
Николай Андреевич Римский-Корсаков является известным на весь мир русским композитором, а также дирижером. Дата рождения – восемнадцатое марта 1844 г, дата кончины – двадцать первое июня 1908 г.
- Блок Александр Александрович
16 ноября 1880 года появился на свет писатель в городе Санкт-Петербург. Родился в культурной семье профессора и писательницы. В 1889 году отдали в гимназию, закончил ее в 1898 году
chitatelskij-dnevnik.ru
Иван Билибин: Жизнь и творчество художника
Иван Яковлевич Билибин — русский художник, график, театральный художник, член «Мира искусства», автор иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.
СОДЕРЖАНИЕ
Биография художника
Творчество Ивана Билибина
Интересные факты из жизни Ивана Билибина
Картины Ивана Билибина
Библиография
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Иван Билибин родился 16 августа (4 августа по старому стилю) 1876 года, в Тарховке, близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода. Учился в студии Антона Ажбе в Мюнхене (1898), а также в школе-мастерской княгини Марии Клавдиевны Тенишевой у Ильи Ефимовича Репина (1898-1900). Жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства».
В 1899 году Билибин приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.
С 1907 г. Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. Среди его учеников в школе были Г.И. Нарбут, К.С Елисеев, Л.Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Н.В.Кузьмин, Рене О’Коннель, К.Д.Воронец-Попова.
В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени. После Октябрьской революции Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живёт до сентября. До декабря 1919 г. он находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск.
21 февраля 1920г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. С 1920 г. он живёт в Каире. В Египте Билибин работает над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов.
В феврале 1923 г. Билибин женится на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой. Летом 1924 г. путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 г. поселяется в Александрии. В августе 1925 г. Билибин переезжает в Париж.
В 1936 году художник возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.
Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии художеств. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
ТВОРЧЕСТВО ИВАНА БИЛИБИНА
Билибин начал рисовать очень рано, и впоследствии так уточнил это: «Насколько я себя помню, я рисовал всегда».
Как на художника, на Билибина произвела «неизгладимое впечатление» выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898). Национально-романтическое направление в тогдашней живописи захватило его как сторонника и продолжателя «контурной линии», которой столь увлекался за 100 лет до этого Федор Толстой и которая стала фактурной основой рисунка в современном Билибину художественном стиле «модерн».
Иллюстрации к шести русским сказкам (начиная с первой и самой приметной «Сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке»), вышедшие из печати в 1901-1903 гг., сразу сделали имя Билибина известным. Но полноценной общественной значимости и творческой высоты достиг он в дальнейших работах: два иллюстративных цикла «по Пушкину» «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» были приобретены Русским музеем Александра III и Третьяковской галереей соответственно.
- Иван-Царевич и Жар-Птица
- Иван-Царевич и Василиса Прекрасная
- Иван Царевич и Царевна-лягушка
После Февральской революции Билибин нарисовал рисунок двуглавого орла, который использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 г. этот орёл располагается на монетах Банка России.
Книжная, журнальная и газетная иллюстрация составляли лишь часть профессональной жизни Билибина.
С 1904 г. он заявил о себе и как о высокоодаренном театральном художнике, знатоке старинных костюмов разных народов, но прежде всего русского. Начав сотрудничество со вновь организованным в Санкт-Петербурге Старинным театром (идея режиссера и теоретика театра Н.Н.Евреинова), Билибин участвовал в антерпризе С.Дягилева, создав эскизы русских костюмов к опере М.Мусоргского «Борис Годунов» (1908), испанских костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник» и к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика» (1911), и пр. Исскуство декоратора Билибин ярко продемонстрировал в знаменитой постановке оперы Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок» (постановка в московском театре С. Зимина в 1909г.).
Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма.
Есть его след и в Праге – он выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.
БИЛИБИНСКИЙ СТИЛЬ
Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ИВАНА БИЛИБИНА
Иван Яковлевич Билибин собирался стать юристом, прилежно учился на юридическом факультете Петербургского университета и успешно окончил полный курс в 1900 году.
Немногие знают, что Билибин работал даже в сфере рекламы. Там, где сейчас находится завод минеральной воды «Полюстрово» в Петербурге, раньше находилось «Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода «Новая Бавария». Именно этому заводу создавал рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич Билибин.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Голынец Г. В. И. Я. Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. С. 5.
- Семёнов О. С. Иван Билибин. М., Детская литература, 1986.
- Голынец Г. В. Иван Билибин. Л., Аврора, 1988.
- Иван Яковлевич Билибин, 1876—1942 (Альбом) / Авт.-сост. Т. Ф. Верижникова. СПб., 2002.
- И. Я. Билибин в Египте (1920—1925): Письма, документы и материалы / Сост., предисл. и примеч. В. В. Беляков. М.: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына / Русский путь, 2009.
- Судейкина В. А. Дневник 1917—1919 / Подг. текста, вступительная статья, комментарий И. А. Меньшовой. М.: Русский путь, 2006.
- Волшебный замок Российской империи: альбом. — Н. Новгород: Литера, 2013. — 256 с., илл.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, to-name.ru, web-gallery-1.com, russian7.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Иван Билибин: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Иван Билибин: жизнь и творчество художника
3.8 (76.83%) 120 голос(ов)allpainters.ru
биография и творчество художника :: SYL.ru
Иван Билибин широко известен, прежде всего, как иллюстратор русских народных сказок. Он разработал свой собственный художественный стиль на основе популярного в то время модерна и русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот стиль, называемый не иначе как «билибинский», популярен и в наше время. Он является своеобразной визитной карточкой российской иллюстрации. Очень многие современные художники стремятся подражать его графической манере.
Биография Ивана Яковлевича Билибина: ранние годы
Родился художник 4 августа по старому стилю или 16 августа по новому в 1876 году в с. Тарховка недалеко от Петербурга. Род Билибиных имеет очень древние корни. Их фамилия упоминается еще в документах 17 века. А портреты прадедов Билибина, знаменитых купцов, занимают почетное место в Эрмитаже. Его отец был военно-морским врачом и тайным советником, а мать композитором.
Билибин еще в детстве проявил склонность к рисованию. Параллельно с учебой в гимназии он занимался в школе Императорского общества поощрения художеств. Однако вопреки тяге юного Ивана к творчеству, отец хотел видеть своего сына юристом. Послушный Иван, следуя воле отца, поступает на юридический факультет, но не бросает и занятий живописью. После окончания университета художник поехал в Германию обучаться в мастерской у живописца А. Ашбе. Сюда приезжали студенты со всех уголков мира. После непродолжительного обучения он возвращается в Петербург и посещает занятия в мастерской Ильи Репина в качестве вольного слушателя. А через несколько лет поступает в художественное училище при Академии искусств. Вскоре он становится почетным членом творческой организации «Мир искусства».
Первые иллюстрации
Интерес к народному стилю у молодого художника проявился под влиянием картины Виктора Васнецова «Богатыри», которую он увидел на одной из выставок. Атмосфера русской старины настолько его очаровала, что он отправляется в путешествие по сельским глубинкам. Гуляет там по дремучим лесам, рисует старые деревянные избушки, орнаменты и всячески проникается духом старины. После этого он начинает создавать рисунки в своем уникальном стиле. Первые книжные иллюстрации Иван Билибин рисует к сказкам из сборника Александра Афанасьева.
«Царевна-Лягушка», «Иван-царевич», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — самые из них. Эти книги моментально стали популярными благодаря не только необычной стилизации, но и особому видению народных сказочных образов Бабы-Яги, Змея Горыныча, богатырей, Ивана Царевича. Билибин не только рисовал персонажей, но и заключал каждую иллюстрацию в декоративное обрамление с орнаментом, который соответствовал характеру сказочных героев. Он также оформлял обложки книг, а названия писал шрифтом, стилизованным под старинную славянскую письменность.
Поездка на север
Однако решающую роль в биографии Ивана Билибина и формировании его как иллюстратора сыграли поездки в Архангельскую и Вологодскую губернии, а оттуда в Карелию, куда его отправило в так называемую командировку общество «Мир искусства». Там живописец открыл для себя быт русского севера, его архитектуру, искусство. Время в тех местах как будто замерло. Художник увидел людей в национальных костюмах с вышивкой, познакомился с лубочным стилем росписи кухонной утвари, предметов домашнего обихода, жил в избе с резными ставнями, рисовал старые деревянные церкви. Все это впоследствии и будет отражено в картинах Ивана Билибина. Эти поездки были очень продуктивными. Художник привез с собой множество рисунков, набросков, фотографий, а затем написал несколько статей на основе своих заметок. Этот материал помог ему в работе над театральными декорациями, а также над следующим циклом иллюстраций, на этот раз к сказкам Пушкина.
Оформление произведений великого поэта
Билибин начал работу с известной и многими любимой «Сказки о царе Салтане». Он с высокой точностью проработал не только окружение персонажей, но и костюмы героев, а также старинную архитектуру.
В этих сказках он позволил себе некоторые эксперименты со стилем. Так, например, на картине Ивана Яковлевича Билибина, изображающей бурное море, волна очень сильно похожа на работы японца Кацусика Хокусая. А в «Сказке о золотом петушке» четко прослеживается лубочный стиль. Все иллюстрации к этому произведению были куплены Третьяковской галереей.
Книжки с картинками Билибина очень полюбились публике. Их отличали красота и гармоничность как рисунка, так и оформления, приятные глазу цветовые сочетания, колоритные персонажи, детализированные красочные наряды. Изюминкой также был стилизованный шрифт.
За всем этим скрывался огромный труд художника. Он начинал работу с наброска, потом переводил его на кальку, далее отрисовывал на бумаге, а уже затем обводил контуры рисунка тушью. На финальном этапе работы он делал цветовую заливку акварелью. Причем использовал он исключительно локальные цвета без градиента. Поражает то, с какой аккуратностью он воспроизводил многочисленные орнаменты, выписывал мелкие детали.
Революция и двуглавый орел
Во время расцвета популярности Билибина в стране назревала революция. Художник начинает рисовать карикатуры на революционную тематику. От Временного правительства ему поступает заказ на оформление герба. Билибин нарисовал сказочного двуглавого орла, которому суждено было войти в историю, потому что с 1992 года он изображается на всех российских банкнотах. Кроме того, Гознаку принадлежат авторские права на некоторые эскизы и наработки художника.
Работа в рекламе
Иллюстратору удалось поработать и в сфере коммерческой иллюстрации. Он создавал рекламные плакаты и брошюры для пивоваренного завода «Новая Бавария». Также оформлял обложки популярных журналов и альманахов: «Золотое Руно», «Шиповник», «Московское Издательство». Рисовал Билибин также театральные афиши, эскизы для почтовых марок. Его с удовольствием печатали, и продукция с его картинками была нарасхват.
Преподавательская деятельность и личная жизнь
Иван Билибин успешно совмещал работу над иллюстрациями и занятия с учениками. Он преподавал графику в Рисовальной школе поощрения художеств, в которой когда-то сам учился. Его учениками были художники Константин Елисеев, Николай Кузьмин, Георгий Нарбут, а также две его будущие супруги.
Примерно в тот период Билибин женится, и его первой женой стала Мария Чемберс, художник-оформитель. Она тоже окончила упомянутую школу. У них родилось двое сыновей. Однако брак не был счастливым и через несколько лет они разошлись. После чего Мария с сыновьями уехала жить в Англию.
Иван женился второй раз на одной из своих учениц Рене О’Коннель. После обучения она стала работать художником на фарфоровом заводе. Детей в этом браке не было. Через пять лет они развелись.
Его третьей и последней супругой стала Александра Щекатихина-Потоцкая. Она тоже была его бывшей ученицей и художником по фарфору, как и предыдущая жена. Александра будет сопровождать Билибина во всех его переездах и останется с ним до самого конца.
Иван Яковлевич активно участвовал в возрождении художественных традиций и декоративно-прикладного искусства Руси. Ему принадлежат такие строки: «Старую художественную Русь открыли совсем недавно, точно Америку. Хоть занесена она толстым слоем пыли и вся заплесневела, но все же она прекрасна». Его деятельность способствовала интересу не только к древнерусскому творчеству, но и к быту, обычаям, культурному наследию.
Переезд в Крым
Будучи уже известным и признанным художником-иллюстратором, Иван Яковлевич приобрел участок земли на Южном берегу Крыма в бухте Батилиман. Согласно историческим данным, вместе с живописцем большой участок покупали еще несколько представителей интеллигенции, среди которых были писатели Александр Куприн, Владимир Короленко, художник Владимир Дервиз и профессор Владимир Вернадский. Они разделили землю между собой с помощью жеребьевки. Билибину выпал участок на берегу моря с маленькой рыбацкой хижиной, которую он превратил в мастерскую. Там он поселился на несколько лет.
Жизнь в Египте
В начале 20-х годов Билибин отправляется жить в Египет. Одной из причин такой резкой смены места жительства могли стать разногласия с советским правительством после Октябрьской революции.
Он поселился с женой Александрой в Каире. Там он живет и работает над фресками для храмов в византийском стиле, а также изучает местное искусство, архитектуру. В то время он много путешествует по Кипру и Сирии. Забросив на время книжную графику, он создает преимущественно портреты и пейзажи в реалистичной манере. Потом решает перебраться с семьей в Александрию. Там состоялась первая персональная выставка картин Ивана Яковлевича Билибина.
Работа в Париже
Спустя пять лет из Египта живописец отправляется в Париж, где проявляет себя как талантливый театральный декоратор и дизайнер по костюмам, используя полученные на родине знания и опыт. Он создает декорации для опер и спектаклей, таких как балет композитора Стравинского «Жар-птица», опера «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане». Возвращается также Иван Билибин к иллюстрациям и работает над французскими сказками. В Париже живописец создал благотворительный фонд в поддержку художников-эмигрантов.
Незадолго до возвращения на родину он работает над большой настенной росписью «Микула Селянинович» в советском посольстве в Париже.
Возвращение домой
Несмотря на успешную работу во Франции, художник решает вернуться в родной город, теперь уже Ленинград. Это был очень рискованный поступок, так как на родине его вполне могли ожидать жестокие репрессии со стороны советских властей, которым они подвергли многих, вернувшихся из эмиграции художников, писателей, актеров и других представителей интеллигенции. Но Билибину посчастливилось, и эта участь обошла его стороной. Видимо, его заслуги в области культуры оказали решающее значение.
Он начинает сотрудничество теперь уже с советскими издательствами и театрами. Оформляет спектакли «Полководец Суворов», «О царе Салтане». Последними произведениями Ивана Яковлевича Билибина стали иллюстрации к «Песне про царя Ивана Васильевича и купца Ивана Калашникова» и роману «Петр Первый», в которых он пытался придерживаться своего стиля, несмотря на строгие ограничивающие рамки советской системы.
Смерть
В том, что возвращаться все-таки плохая примета, можно убедиться на примере печальной кончины великого художника. Через пять лет после его возвращения началась война, город был осажден. Неизвестно, не смог он выехать из блокадного Ленинграда или добровольно от этого отказался. Но даже в такое тяжелое время он продолжал творческую деятельность. Глубоко переживая за терзаемую войной родину, он написал оду в стихах, которую опубликовали уже после его смерти.
Скончался художник Иван Билибин в блокадном Ленинграде зимой в 1942 году от голода. Похоронен он в общей могиле вместе с профессорами Художественной академии.
Творчество Ивана Яковлевича произвело неимоверный сдвиг в российском искусстве в целом и в иллюстрации в частности. Его картины — это истории в миниатюре, по которым вполне можно изучать древнерусский быт, культуру и обычаи. При этом популярность билибинского стиля шагнула далеко за пределы его родины. Книги с работами художника продолжают печататься и в наше время. Его художественное наследие насчитывает сотни иллюстраций не только к русским сказкам, но и к зарубежным, а также множество уникальных декораций и костюмов к спектаклям и театральным постановкам, многочисленные эскизы фресок и настенных панно. Иван Билибин возродил исконные творческие традиции народов Руси, адаптировал их и сделал доступными для современников.
www.syl.ru
Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Презентация Васнецов и Билибин
Слайд 1
Васнецов Виктор Михайлович — выдающийся русский живописец. Родился в 1848 г. в Вятке, образование получил в местной духовной семинарии, в 1868 — 73 годах учился в Академии Художеств, по окончании которой ездил за границу.Слайд 2
С Васнецовым в русскую живопись вошел мир русской сказки, мир света и правды, непременного торжества добра над злом, мир, где воедино сплелись дерзкая фантазия и трезвая реальность, высокая поэзия, героический пафос, добрый юмор. Сюжеты многих его картин взяты из устного народного творчества. Его перу принадлежат полотна «Богатыри»
Слайд 3
Картина «Алёнушка» 1881 На опушке леса на сером горючем камне сидит Аленушка
Слайд 4
Картина «Ковёр-самолёт». 1880 Словно гигантская птица, парит в небе ковер самолет, и настоящий на нем русский витязь
Слайд 5
Иван Царевич на Сером Волке» (1889 )
Слайд 6
Исследуя творчество Васнецова можно с уверенностью говорить, сказки эти прекрасны, несут радость и печаль, мудрость и величие русского народа. Художник вкладывал в каждую работу душевную теплоту и смысл. Еще не одно поколение будет восхищаться его поистине удивительными работами. И конечно каждый ребенок слушая или читая сказки будет представлять себе могучих богатырей Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича, волшебный ковер-самолет и красавца царевича, нежную и хрупкую снегурочку , печальную Аленушку.
Слайд 7
Билибин, Иван Яковлевич, — живописец. Родился в Петербурге в 1876 г.; окончил курс в Петербургском университете по юридическому факультету.
Слайд 8
Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной.
Слайд 9
А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И.Билибин увидел картину В.Васнецова «Богатыри». Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству
Слайд 10
Летом этого же года Билибин уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева. И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг (Гознак) начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками. В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная»
Слайд 11
В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны.
Слайд 12
Спасибо за внимание. Автор шаблона Носова Ольга Михайловна Учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 Ставропольского края
nsportal.ru
Биография Ивана Билибина — биография Билибина И.Я.
Дата рождения: 4 августа 1876 годаДата смерти:7 февраля 1942 года
Место рождения: Петербург
Билибин Иван Яковлевич – именитый русский художник. Так же Иван Билибин известен как иллюстратор и оформитель театральных постановок.
Иван появился на свет в августе 1876 года в поселке неподалеку от Петербурга. Отец мальчика был военным врачом. В 12 летнем возрасте Иван поступил в гимназию, а после ее завершения с отличием, стал студентом университета, выбрав юридический факультет.
Юридическая наука не мешала молодому человеку рисовать, его поддерживало Общество поощрения художеств. Затем была небольшая стажировка в Мюнхене, у А. Ашбе. Обучение рисованием неразрывно связано с именем Репина, сначала это были мастер-классы, а затем обучение в училище Академии Художеств.
После объединения художников в «Мир искусства», Иван стал его активным посетителем.
Обычно Иван жил в Петербурге, но после визита в деревню Егны, он настолько впечатлен, что создает картины к книге по мотивам русских народных сказок.
После следуют этнографические экспедиции в Вологодскую, Архангельскую губернии. Туда художник отправился под эгидой музея деревянной архитектуры.
Все полученные впечатления трансформировались в великолепные иллюстрации к сказам, былинам, сказкам. Так же художник оформлял театральные постановки. Стиль, в котором творил художник, стали называть его именем – «билибинский».
Именно он рисовал для спектаклей по сказкам Пушкина, для опер Глинки и Римского-Корсакова.
Революция нарушила планы художника – он уехал в Крым, а затем еще дальше – в Египет.
В Каире он занимался любимым делом — рисовал для оформления спектаклей , а так же участвовал в росписи одного из православных храмов.
После переезда в Париж он не менее плодотворно работал – создал оформление около 10 спектаклей. Конечно, его умение не остались незамеченным. Как правило, спектакли и оперы с русскими мотивами оформлял именно он. Хотя иногда иллюстрировал и сказки французские.
Перед началом Великой Отечественной войны художник вернулся в Россию, где его заслуги были по достоинству оценены. Он стал профессором в ленинградском ИЖСА, а вскоре и доктором наук искусствоведения.
Конечно, художник продолжил рисовать для постановок русских сказок, а так же нарисовал иллюстрации к «Петру I».
К сожалению, Иван остался в Ленинграде во время блокады и умер от недоедания в первую же зиму.
Достижения Ивана Билибина:
• Проиллюстрировал 17 книг, в основном на древнерусскую тематику
• Сделал эскизы декораций и костюмов к 18 популярным спектаклям
• Нарисовал ряд эскизов для православной церкви Александрии
Даты из биографии Ивана Билибина:
• 1876 г. появился на свет
• 1888 г. отправился в гимназию
• 1896 г. окончил гимназию с отличием
• 1898 г. стажировался в Мюнхене
• 1898 г. судьбоносный визит в деревню Егны и создание первых иллюстраций
• 1900 г. получил диплом юриста
• 1905 г. занялся карикатурой
• 1917 г. развод со второй женой
• 1936 г. возвращение на родину
• 1942 г. скончался в Ленинграде
Интересные факты Ивана Билибина:
• Был трижды женат
• Как правило, все рисунки художника окружены богатым орнаментом
• Случайно оказался в Египте, куда отправился из Новороссийска. Из-за карантина судно не смогло высадить пассажиров на Кипре или Константинополе
the-biografii.ru