cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Работа психолога с родителями подростков – Работа психолога с родителями подростков

Содержание

Методиеская разработка по работе с родителями подростков.

Тренинг для родителей «Взаимоотношение с подростком»

Цель: Помочь преодолеть трудности во взаимоотношениях родителей и детей-подростков.

Задачи:

1. познакомить родителей с особенностями подросткового периода;

2. Выработать новую тактику поведения по отношению к под­росткам;

Ход занятия

УПРАЖНЕНИЕ 1

Приветствие участников тренинга.

(Звучит спокойная музыка, стулья расставлены по кругу)

Принятие правил, по которым будет работать группа, которые нельзя нарушать в процессе всего занятия.

( Правила записываются на доске) — могут дополнить сами участники тренинга.

  1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

  2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

  3. Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

  4. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что…”, “Некоторые из нас думают…” заменяем на “Я считаю, что…”, “Я думаю…”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

  5. Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.

  6. «Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

 Упражнения “Знакомство” (“Верёвка”), “Продолжение знакомства”.

Инструкция к упражнению “Верёвка”: Участники и ведущие садятся в круг. Начинает один из ведущих. “Давайте познакомимся. Меня зовут…, семейное положение, профессия, несколько слов о своем ребенке, что ожидают от занятия” (представляется и берется двумя руками за верёвку). “

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Сейчас поиграем в ассоциации. Я подойду к каждому из вас и начну фразу, а вы постараетесь ее закончить. Отвечать надо быстро, первое, что пришло в голову:

— Это было давно, но я…

— Мой идеал ребёнка…

— Мне в моей жизни встречались…

— Была ситуация, когда я…

— Моя любовь к детям…

— Как здорово, что в моей жизни есть…

— Ребенок дал для меня…

Мне стыдно за то….

Вчера я сказала ребенку…

Всё таки прекрасно, что…

Какие чувства вызвало это упражнение? Участники делятся впечатлениями

Вступительное слова.

Уважаемые папы и мамы! Ваши дети вступили в один из самых интересных, бурных и сложных этапов своей жизни — отрочество. Сегодня мы поразмышляем о некоторых психологических особенностях подросткового возраста и подготовим себя к новым задачам в воспи­тании наших детей. Основная из них — перевод подростков в систему норм и требований для взрослых.

Развитие подростка — это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индиви­дуальности. В психологии этот период времени называют периодом «брожения психики», он почти всегда бывает болезненным. Это время обострения проблем, когда часто возникает взаимонепонимание де­тей и взрослых. Чтобы его избежать, мы должны хорошо представлять, что происходит с нашими детьми и как найти с ними общий язык.

УПРАЖНЕНИЕ 4.

Упражнение “Ромашка” (на тему “Кто есть подросток”).

 Инструкция к упражнению “Ромашка”: “Сейчас мы с вами составим “портрет современного подростка”. Но сделаем это несколько необычным способом. У меня в руках мячик. Этот мячик я буду беспорядочно бросать каждому из вас. Вам необходимо, как только мячик окажется в ваших руках, максимально быстро, почти не задумываясь, сказать первую пришедшую на ум ассоциацию на тему “Кто есть подросток?”. Назвав слово, вы возвращаете мячик мне. Секрет задания в том, чтобы работать как можно быстрее, не задумываясь. Говорите то, что первое приходит вам в голову”.

 Один из ведущих фиксирует все высказывания участников на доске (бумаге). После выполнения упражнения обсуждается созданный общими усилиями портрет подростка.

   

Упражнение 5

Мозговой штурм на тему: “С какими проблемами сталкивается подросток?”.

  Инструкция “Сейчас мы разобьёмся на 3 команды. Каждая команда получает задание — сформулировать несколько проблем, с которыми по их мнению сталкиваются подростки. Каждая команда назначает человека, который будет записывать абсолютно все идеи, рождающиеся в команде. Важным условием упражнения является принятие абсолютно всех предложений, даже самых “нелепых”…

 Упражнение 6

“Светофор”(по теме “Особенности подросткового возраста”).

Участники садятся за столы, расставленные полукругом. Всем раздаются красные и зелёные карточки. Ведущий зачитывает некоторые утверждения по теме “Особенности подросткового возраста”. Если участники считают, что утверждение справедливо — поднимают зелёные карточки. Если утверждение ошибочно — красные.

Высказывания:

 1.   Ваш ребёнок запустил учёбу и где-то допоздна гуляет. Заставить его учиться, можно только, заперев его дома.

2.   Крик — самый лучший и быстрый способ добиться своего.

3.   Подросток раним, хотя и пытается скрыть это за маской безразличия, высокомерия и т.п.

4.   Многочасовые гулянки, болтовня с друзьями — пустое времяпрепровождение.

5.   Подросток должен быть эмоционально уравновешен и стабилен.

6.   Подросток не склонен к самоанализу.

7.   Подростки эгоистичны и совсем не думают о других.

8.   Чрезмерное общение со сверстниками вредит подростку.

9.   Самовоспитание и саморегуляция доступны подростку.

10.        Подростка больше интересует окружающий его мир, нежели он сам.

11.        Подростковый возраст в большинстве случаев сопровождается скандалами, ссорами.

12.        В стремлении подростков к красоте возможны нелепости и перегибы (злоупотребление косметикой у девочек и т.п.).

13.        Если подросток стремится к уединению — значит у него депрессия.

14.        Если подросток игнорирует родителей, им следует ответить ему тем же.

15.        Подростковый возраст — время, когда начинается половое созревание.

16.        Подросток ещё не готов серьёзно думать о своём будущем.

17.        Подросток уникален и непредсказуем.

18.        Подростковый кризис непременно сопровождается протестом “против отцов”.

Спорные ответы обсуждаются.

Упражнение 7

Релаксация.

Сейчас сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь, слушайте меня и постарайтесь окунуться в ситуацию.

Представьте, что вам 5-6 лет и вы с мамой за руку идете на остановку автобуса. Вас переполняют эмоции, что вот- вот вы окажетесь в зоопарке, куда собирались съездить уже давно, и вот сегодня мама повезла вас туда. Вот подъехал автобус и вы с мамой сели на самые удобные места у окна. Вы смотрите в окно и видите там знакомые пейзажи, проезжаете мимо хорошо вам знакомых деревень. Вдруг вы видите на остановке знакомое лицо, всмотритесь в него внимательнее, кто это? Наконец то автобус останавливается, вы приехали в зоопарк! Вы соскакиваете с места и выбегаете на улицу, забыв про то, что нужно взять маму за руку. Опомнившись через несколько минут, вы начинаете лихорадочно оглядываться, но мамы рядом нет, вас охватывает паника, подступает леденящий ужас…

Откройте глаза и постарайтесь описать свои эмоции и ощущения.

УПРАЖНЕНИЕ 8.

Знакомство с письмами детей родителям, обсуждение. (заранее подготавливаются).

УПРАЖНЕНИЕ 9.

Письмо ребенку.

УПРАЖНЕНИЕ 10.

Стоя в кругу, держимся за руки.

— Какое впечатление от работы?

— Какие чувства возникают сейчас?

-Пожелания.

— Всем спасибо, до свидания!

V. Практические рекомендации

В конце занятия родители получают памятку «Проблемы под­росткового возраста».

Памятка для родителей

1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

4. Будьте открыты для общения с ребенком. Даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать об этом.

5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

7. В период полового созревания мальчикам важно получать под­держку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.

8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою лю­бовь.

9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

11. В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу ли­шиться его. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятель­ность, сколько право на нее.

12. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого.

13. Не перегружайте ребенка опекой и контролем.

Педагог психолог: Гисс Алёна Сергеевна.

infourok.ru

Работа психолога с подростками

Подростковый возраст – время быстрых перемен, физиологических, психологических, социальных. Подростковый возраст имеет смысл разделить на три стадии – раннюю, среднюю и позднюю. Изменения в каждый из этих периодов происходят с разной интенсивностью и в разное время для каждого подростка.

В раннем подростковом возрасте (от 10 до 14 лет) центральными вопросами являются вопросы независимости и осознания себя, интерес к собственному телу, растущий интерес к сверстникам, их ценностям и моделям поведения, падает интерес к миру взрослых. Противопоставляются ценностям семьи собственные ценности. Подросток в этом возрасте погружен в себя, возрастает количество конфликтов по поводу школы, работы по дому, выбору друзей. У подростка появляется стремление быть в группе, появляются «герои», подросток центрируется на настоящем, становится эгоцентриком. Подросток становится более замкнутым или застенчивым, иногда от застенчивости и неуверенности в себе появляется некоторая развязность в поведении. Иногда появляется ощущение собственной неуязвимости, стремление проверить себя, что приводит к поведению, тяготеющему с риском. Большинство подростков страдает от того, что их никто не понимает.

Средний подростковый возраст (15-17 лет) характеризуется незрелостью суждений, импульсивностью при сильном желании принять собственное решение, настоять на своем. Велико влияние референтной группы, усиливается озабоченность своей физической привлекательностью для противоположного пола. В этот период подросток в большей степени осознает взаимосвязь между поступками в настоящем и их последствиями.

Поздний подростковый возраст связан со все большим осознанием себя, самоопределением в будущей профессии, подросток вновь способен прислушиваться к мнению родителей, строятся долгосрочные и краткосрочные планы на будущее. Подросток во многом независим и способен функционировать самостоятельно.

Подростку проблемы, стоящие перед ним, кажутся чрезвычайно важными, иной раз устрашающими. Круг проблем включает разрыв с родителями, открытие отрицательного отношения к ним, осознания себя, индивидуализацию, отношения с другими, любовь и многое другое. Подростковому возрасту присущи сильные колебания эмоционального состояния, нежелание принимать на себя серьезные обязательства, ощущение, что общество их не понимает и не принимает. К психологу попадают подростки, чье эмоциональное развитие и жизненный опыт нетипичны и отношение к обществу нереалистичны. Еще одну группу нуждающихся в помощи и поддержке психолога составляют подростки, кто был травмирован в раннем возрасте и чьи потребности и желания могут быть непоследовательны, а внешне выражаться в состоянии психоза. Поддержка нужна и тем подросткам, которые обладают достаточно цельной личностью, но при этом их страшит столкновение с жизнью и обществом. Они хотели бы, чтобы общество (родители, школа и т.д.) были бы другими.

Нормальной и почти универсальной техникой адаптации подростков к социуму служит обращение за поддержкой сверстников. Состояние подростков характеризуется внутренней потребностью нарциссической поддержки и признания, потребностью ослабить зависимость и подсознательную эротическую связь с одним из родителей с тем, чтобы подготовить себя к независимости и зрелой любви. Не ощущая себя сложившейся личностью, подросток предпочитает безопасность группы ужасу остаться наедине с самим собой. Поскольку в школе и институте и школе подростки оказываются вместе вдали от родителей, объединенные статусом меньшинства, между ними формируются связи повышенной интенсивности. Можно говорить, что подросток, не имеющий друзей или подросток, предпочитающий компанию взрослых, возможно, имеет эмоциональные проблемы.

Подростки склонны к умствованию и монологам или же замыкаются и уходят в молчание. Подростки часто доходят до крайности при выражении какого- либо чувства, или, наоборот, в попытке избежать внутренней борьбы и беспокойства, вызванных привязанностью к родителям, подросток выплескивает свои чувства в яростной ненависти.

Особый стиль взаимодействия подростков, а также их явное сстремление к компании своих сверстников, делает установление с ними контакта и терапевтических отношений более трудной задачей, чем установление контактов с детьми. Психолог должен верить в доброту и порядочность подростка и уметь позитивно реагировать на его поведение. Такт – необходимая составляющая в работе с подростком, так как из-за нарциссической уязвимости подростка к нему требуется осторожный подход. Оставаясь тактичным, нельзя забывать о твердости и необходимости решать болезненные вопросы. Подросток бросает вызов традициям и поэтому психолог должен уметь определять границы своих возможностей и компетенции, принимать на себя ответственность. Необходимо создать у подростка ощущение независимости и автономии и признать, что иногда подросток не может отвечать за свои поступки из-за подавленности чувством вины, гнева или другими экстремальными эмоциями. Основная цель психологической работы с подростком – помочь выработать и закрепить стратегии нормального поведения и самостоятельно познать чувство собственной значимости и компетентности, без страха думать о трудностях предстоящей жизни. Поскольку подросток эгоистичен в своих желаниях и поступках, что и положено на этом уровне, работу следует планировать так, чтобы он получал от нее удовольствие.

Различие статуса психолога и подростка требует от психолога особого усилия по установлению и поддержанию отношений сотрудничества. Подростка с самого начала следует познакомить с понятиями «установление границ» и «конфиденциальность». С самого начала следует сказать подростку, что все, происходящее на занятиях строго конфиденциально, помимо тех случаев, когда психолог считает его потенциально опасным для него самого и окружающих. При возникновении подобной ситуации психолог сначала ставит в известность подростка и обсуждает с ним планы оптимального развития событий.

Не существует единого мнения о том, следует ли психологу, работающему с подростком, встречаться с его родителями. Тем не менее, за редкими исключениями, родителей следует привлекать на стадии формулировки проблемы и ставить в известность о планах работы с подростком. Подросток может решить, что конфиденциальность нарушена, особенно если трудные взаимоотношения с родителями и стали причиной проблем подростка, и, по его мнению, все, кто общается с ними, не может понять его самого. Поэтому встреча с родителями может состояться до встречи с подростком.

Бывает целесообразно сказать сразу подростку о необходимости совместной встречи с родителями, подчеркнув при этом вопросы конфиденциальности, что до прежде чем сказать что-либо его родителям, вы посоветуетесь с ним. При этом возникает задача поддержания родительского авторитета, иерархии семьи и сохранения доверительных отношений с самим подростком. Подростку надо помочь научиться выражать свои чувства и мысли к родителям, иногда психолог выражает эти чувства за него.

studfiles.net

2.2 Рекомендации родителям «трудных» подростков. Психологическая работа с родителями трудных подростков

Похожие главы из других работ:

Анализ понятия страха, основных подходов и методов его диагностики

2.3 Рекомендации родителям и педагогам

В связи с важностью детско-родительских взаимоотношений рекомендации даются сначала для родителей, а потом для педагогов: 1. Родителям детей со страхами рекомендуется изменить свое отношение к ребенку: исключить некоторые формы наказания…

Гиперактивные дети

6. Рекомендации родителям

Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка и тем самым помочь им в процессе его воспитания? Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей…

Изучение особенностей общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста

2.3 Рекомендации родителям по лечебному уходу за детьми с церебральным параличом

Схематично рассмотрим, основные методы лечебного ухода и тренировки двигательных, психических и речевых навыков, доступным в домашних условиях. Как одеть ребенка. Одежда для детей с церебральными параличами должна быть простой, свободной…

Кризис трех лет: сущность, причины, стратегия взрослого

2.3 Рекомендации родителям согласно результатам исследования

В начале представим общие для всех групп рекомендации по преодолению отдельных поведенческих проявлений кризиса 3х лет у детей. Для успешного преодоления трудностей…

Направленность личности трудных подростков

1.2 Направленность личности социально-благополучных и трудных подростков

В психологической литературе имеются экспериментальные данные изучения направленности личности по следующим аспектам: диагностика направленности, возрастные особенности направленности личности младших школьников, подростков…

Общение с родителями как фактор социализации младших школьников в детском коллективе

2.2 Методические рекомендации родителям по организации общения с детьми младшего школьного возраста

Семья — это самая влиятельная структура, под воздействием которой формируется человек. Вырастая, мы часто не замечаем, как сильно зависим от мнения родителей, привыкаем смотреть на мир через призму семейных ценностей и традиций…

Особенности психического развития в младший школьный возрастной период

2.5 Рекомендации испытуемому и его родителям

Семье ребенка рекомендуется проявлять больше интереса к занятиям Димы, создавать положительный эмоциональный фон. Ребенок должен осознавать свои успехи и достижения, следует отмечать его старания…

Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом

V. Рекомендации родителям в оказании помощи детям с аутизмом

Средства помощи аутичному ребенку должны быть направлены на постоянное поддержание психофизического тонуса, психологическую помощь в развитии аффективной сферы, коммуникативных навыков…

Особенности тревожности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье

2.3 Практические рекомендации родителям для снижения уровня тревожности у детей, воспитывающихся в неполных семьях

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях: 1. Повышение самооценки. 2…

Психологические особенности развития речи у ребёнка до трёх лет в семье

2.4 Рекомендации родителям

Заниматься с ребёнком — дело серьёзное. Недаром все родители говорят: «Вот он (она) с вами хорошо занимается, а дома ничего делать не хочет, со мной заниматься отказывается». Всё правильно. Одно дело — заниматься с посторонним человеком…

Психотерапевтическая работа с аутичным ребенком и его семьей

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка с аутизмом

Для более эффективной помощи больным аутизмом необходимо раннее установление диагноза, желательно на первом году жизни, когда можно отчетливо отметить отсутствие зрительного контакта, непереносимость каких-либо перемен в своем окружении…

Самооценка в младшем школьном возрасте: сравнительный анализ мальчиков и девочек

2.3 Рекомендации педагогам и родителям для коррекции самооценки личности у младших школьников

Как известно, формирование самооценки личности сопровождается повышенным интересом детей к самому себе, своему внутреннему миру и своей внешности. Он жадно ловит любую информацию о себе…

Симптомы кризиса 7 лет и методы сглаживания отрицательных проявлений кризиса в воспитании первоклассников

2.1 ТРАДИЦИОННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ КАК СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ СЕМИ ЛЕТ

Причина негативных реакций ребенка — несоответствие родительских отношений и требований с желаниями и возможностям ребенка. Измените, свое отношение к ребенку — он уже не маленький — внимательнее относитесь к его мнениям и суждениям…

Трудные дети: кто они, причины появления

1.2. Типизация «трудных» детей и подростков.

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком…

Эмоциональное взаимодействие матери и ребенка

2.3 Рекомендации родителям

Каждые человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном отношении…

psy.bobrodobro.ru

Программа работы психолога с подростками, имеющими низкую и неадекватную самооценку, с их родителями

Самооценка подростка — сложное комплексное образование. Одними психотехническими упражнениями не справиться. Полярно должна вестись работа с родителями. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

В программе, разработанной С. Ц. Пашиновой, педагогом-психологом одной из школ Читинской области, смешаны разные формы работы с подростками и их родителями: лекции, дискуссии, психотехнические игры и т.д.

Общая идея программы: неадекватная самооценка препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, свидетельствует о неблагополучном развитии личности подростка. Необходимо выявить конфликтную зону в системе взаимоотношений подростков и родителей.

Цель: направить программу на повышение общего уровня самооценки у подростков, содействовать оптимизации межличностных взаимоотношений РЕБЕНОК—РОДИТЕЛЬ в семье.

Форма проведения

Программа рассчитана всего на 8 занятий, половина из которых проводится с детьми, 3 занятия — с родителями и заключительное — совместное.

На занятиях подростки учатся формировать свои мысли, аргументировать свое мнение, спорить, не оскорбляя друг друга. После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали себя в той или иной ситуации, мотивируют свои поступки.

Слияние с общиной и коллективное действие избавляют от застенчивости и ощущения личной вины. Появляется гармония внутреннего мира с внешним миром, полным опасности, в котором нужно ставить реальные цели и достигать их. Это дает участникам возможность осознавать свои успехи, изменения, намечать план применения этих достижений в дальнейшем, а также дает возможность ведущему контролировать эффективность тренингового процесса.

Форма промежуточного и окончательного контроля:

  • устные отчеты участников (рефлексия) в конце занятия и во время чаепития;

  • в групповой дискуссии участники группы имеют возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме.

План работы психолога с подростками, имеющими низкую и адекватную самооценку, с их родителями

Занятия

Дети

Родители

  1. Лекция «Самосознание личности»
  2. Беседа.
  3. Игра «Кто Я».
  1. Родительское собрание «Наши дети».
  2. Обсуждение проблемы воспитания детей и общения с ними.
  1. Упражнение «Настроение»
  2. Упражнение «Расслабление» (на быстрый отдых и расслабление).
  3. Упражнение «Ситуация».
  1. Игра «Воспоминание»
  2. Упражнение «2 минуты отдыха» (на быстрый отдых и расслабление).
  3. Упражнение «Ритм».
  1. Упражнение «Поставь себя на место другого»
  2. Упражнение «Слепой и поводырь».
  1. «Контакт глаз»
  2. Упражнение «Модальность».
  3. Беседа «Поставь себя на место другого».

Домашнее задание: игра: «Анонимный список претензий».

Упражнение «Давление» (совместное обсуждение).
Чаепитие. Цель: сплочение группы.
Высказывание в свободной форме своего отношения к предыдущим событиям. Дать возможность получить обратную связь.

Упражнение «Эмоциональное состояние».
Методика «Самооценка».

1. Лекция «Самосознание личности»

Занятие № 1.

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о »Я» соотносился главным образом с познанием человека самого себя как существа мыслящего — в этом значении и нужно понимать слова Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе («образ Я») и с тем, каким он хотел бы быть.

Проблема самосознания сложна. Каждый человек имеет множество образов своего «Я», которые существуют разных уровнях развития, в разных ракурсах, каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего «Я», каким это «Я» станет, если все задуманное сбудется, как это «Я» выглядит в глазах других людей и т.д. Будучи субъектом познания, человек, вместе с тем, выступает и как объект по отношению к самому себе.

Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я» (Кон И.С. Открытие «Я». М., 1987).

Образ «Я» — это не просто представление о самом себе, социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить 3 компонента.

  1. Познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание.
  2. Эмоционально-оценочный — ценностное отношение к себе.
  3. Поведенческий — особенности регуляции поведения.

Возможно существование и фантастического «Я» . В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей.

Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности.

Например, хотеть быть сильным и не заниматься спортом. Желаемое не совпадает с действительностью. Степень правильности «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самого себя, своих качеств и места среди других людей.

С помощью самооценки проходит регуляция поведения личности. Деятельность и общение дают важные ориентиры для поведения. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам и поступкам.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем его самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я». Такая самооценка показывает, какую по степени трудности цель ставит перед собой человек. Психолог Джеймс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

Самооценка = Успех / Притязания.

Формула свидетельствует о том, что стремление к повышению самооценки может реализоваться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, и в случае успеха уровень притязаний повышается, человек готов решать более сложные задачи, при неуспехе — наоборот.

Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха; выбирают соответствующие средства и способы, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.

У людей, мотивированных на избежание неудач, главная цель не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Такие люди неуверенны, боятся критики, и если есть сомнения успеха в работе, то это вызывает отрицательные эмоции. Человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, избегает ее.

Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.

Чтобы достичь успеха, человек должен предъявлять требования к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере добивается успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки,

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур легкими задачами и целями так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

2. Беседа.

3. Упражнение на самоидентификацию. Кто Я?, Какой Я?

Материал: тетрадные листы бумаги, ручки.

Инструкция: написать 10 ответов на вопрос «Кто Я?» и 10 ответов на вопрос, «Какой Я?».

При этом можно учитывать любые свои характеристики, черты, интересы, эмоции — все, что покажется вам подходящим для того, чтобы описать себя фразой, начинающейся с «я».

После выполнения задания ребята складывают листочки на стол. Ведущий берет наугад листок и читает написанное. Все пытаются угадать, о ком идет речь. При этом ведущий может сказать, что не будет зачитывать очень личные характеристики. Если все же кто-то не хочет, чтобы его записи прочитали, то листок остается у хозяина.

Занятие № 2.

1. Упражнение «Настроение» (взято из системы Н. Роджерса) «Как снять осадок после неприятного разговора».

Инструкция: возьмите чистый лист бумаги и цветные карандаши, расслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите: грустное настроение, как вы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны. После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием эмоционально разорвите листок, выбросите в урну. Всего 5 минут, а ваше эмоциональное неприятное состояние уже исчезло. Оно перешло в рисунок и было уничтожено вами.

2. Упражнение «Расслабление» — на быстрый отдых и расслабление.

Инструкция: сядьте удобнее на стульях, расслабьте мышцы положите удобно руки, закройте глаза. Старайтесь ни о чем не думать, отдохните на стульях… Вам удобно… Глаза закрыты… Вы полностью ли уменьшить их, чтобы избежать неудач.

3. Упражнение «Ситуация».

Цель: развивать личностную свободу и раскованность для улучшения взаимоотношений и взаимопомощи.

Инструкция: вы должны придумать причины возникновения ситуации, а также развить ситуацию дальше.

Варианты:
  1. «Саша не успела выучить домашнее задание».
  2. «Максим прогулял урок».
  3. «Толя взял магнитофон своего друга без разрешения».
  4. «Рома пришел домой в 12 часов ночи».

Причины, выявленные ребятами, помогут лучше понять некоторые поступки. Показать причины, почему родители сердятся, когда подросток поздно приходит с прогулки и т.д. Обсуждение помогает показать участникам, что необходимо предвидеть последствия своих поступков и свое поведение соотносить с реакцией окружающих людей.

Занятие № 3.

1. Упражнение: «Поставь себя на место другого».

Цель: улучшать взаимоотношения между подростками и родителями.

Инструкция: вспомните свой недавний конфликт с ребенком (родителем). А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на месте того, с кем спорили. Представили? Внутренне про себя спросите у «него»: какие впечатления он получил от общения с вами. Продумайте, что бы мог сказать про вас ваш бывший собеседник. Затем проиграйте в своем воображении беседу таким образом, чтобы оставить у вашего партнера приятные воспоминания о себе. Что изменилось? Вы поняли, что, прежде всего, изменилась ваша внутренняя позиция? Вы начинаете беседу, внутренне готовясь к равноправному контакту. Эта психологическая подготовка связана со сменой вашей позиции, вашим внутренним стремлением к полноценному диалогу.

2. Упражнение на доверие «Слепой и поводырь».

Инструкция: «разделитесь, пожалуйста, на пары. Кто в паре будет первым, а кто вторым? Первые номера — слепые, вторые — поводыри Слепые, закройте глаза и ходите по комнате. Чувствуйте, каково быть слепым в одиночку. Слепые остановитесь». К каждому слепому подходит свой поводырь, берет его за руку и знакомит с миром, с комнатой, с другими слепыми.

Теперь поводыри оставляют «своих» слепых и подходят к другим. Затем слепые открывают глаза, делятся впечатлениями и меняются поводырями, возвращаются к первым и тоже делятся впечатлениями и меняются ролями.

Это упражнение можно проводить в полной тишине, можно разрешить разговаривать только слепому, только поводырю или обоим.

Домашнее задание: игра «Анонимный список претензий».

Инструкция: в условленный вечер каждый из членов семьи бросает в почтовый ящик конверт, в котором он высказывает свои претензии к другим членам семьи. В назначенный день конверт вскрывается, и претензии зачитываются вслух. Если мать или отец оказались в центре обсуждения, и относительно них были высказаны определенные претензии, пусть они обдумают свое поведение и постараются изменить свою позицию в семье.

Занятие № 4.

1. Обсуждение домашнего задания: «Анонимный список претензий». Совместное обсуждение.

2. Упражнение «давление».

Цель: почувствовать, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства.

Инструкция:

  • Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровень груди, слегка соприкоснитесь ладонями.

  • Договоритесь о том, кто будет ведущим, его задача — слегка надавить на ладони партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре. Выскажите друг другу впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда вы давили или когда ваш партнер давил на ваши ладони.

  • Возможно, вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае. Тогда попробуйте не давить друг на друга, а реализовать совместное движение обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла.

Вывод. Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства?

3. Чаепитие.

Занятие № 5.

1. Изобразительная игра «Эмоциональное состояние».

Цель: используя минимум выразительных средств изобразить эмоциональное состояние, создать возможность для самовыражения подростков.

Инструкция: по очереди каждый из вас должен изобразить эмоциональное переживание. Группа должна попытаться отгадать название этого переживания.

2. Повторная диагностика по методике Дембо-Рубинштейна «Самооценка».

Занятия с родителями

Занятие I.

1. Родительское собрание «Наши дети».

1 часть. Лекция.

Во всех детях мы замечаем нужду в безопасности и развитии — это начало начал.

Но в чем ваш ребенок нуждается? Мы привыкли говорить, что все одинаково важно. Конечно. Но в паре безопасность — развитие для нас, конечно же, важнее развитие. Нам важно запустить тяжелый маховик развития, чтобы оно никогда не останавливалось, ни в 13—15, ни в 25, ни в 75. Но тут и начинается самое интересное — развитие не идет до тех пор, пока не удовлетворена потребность ребенка в безопасности.

Отец бьет сына, чтобы лучше учился, — результат нетрудно предсказать: сын может получить лучшие отметки, но развитие его останавливается. Взяв в руки ремень, чтобы «вложить ума» отец выбивает ум из ребенка. И не только потому, что взрослый наносит физические травмы сыну, а еще и потому, что нарушается чувство безопасности личности. Там, где нет безопасности, учение на ум не идет.

У ребят лидеров способности развиваются полнее, чем у тех, кто чувствует себя в коллективе неуверенно. Мы часто говорим, что для хорошего учения нужно чувство успеха. А почему? Да потому, что успех и дает чувство полной безопасности. Когда потребность в безопасности удовлетворена, полностью включается потребность в развитии, и ребенок умнеет на глазах. Чем сильнее действует одна потребность, тем сильнее проявляется другая. Чем более озабочен своей безопасностью ребенок, тем меньше потребность в развитии, и само развитие приобретает в этом случае уродливый характер. Ребенок научается хитрить, ловчить, обманывать. Он изобретает потрясающие способы отлынивать от работы. Вряд ли вы хотите, чтобы развитие вашего ребенка приняло такое направление.

Конечно, для развития нужны опасности. Не надо их бояться. Но пусть это будут опасности, которые всегда встречаются на пути предприимчивого смелого человека.

В книге «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинский писал: «В годы отрочества человек больше, нежели в другой период своей жизни, чувствует потребность в помощи, совете… Иногда подросток одинок, хотя вокруг него люди.

Одиночество среди людей опасно. Оно заключается в том, что никто — ни учитель, ни родители — не знают, чем живет подросток.

Ребенок становится подростком. Не спешите отогнать тревогу. Она пришла законно. Она говорит вам, что человек растет, что он становится самостоятельнее, ищет какую-то свою, не совсем протоптанную дорогу в жизни. Уберечь его мы не можем. А вот помочь найти, выбрать — не только можем, но и должны».

А для этого надо по-новому взглянуть на семью: здоровая ли в ней атмосфера?

Едва ли полезет на строительные леса мальчик, которого отец научил забираться с рюкзаком на высокую гору. Скорее всего, не возьмет сигарету подросток, который привык дышать чистым воздухом лыжных походов. И уж конечно, не обидит человека ребенок, когда ему в семье ежедневно подают пример такой «эмоциональной культуры», которая, по словам В.Л. Сухомлинского, является «азбукой нравственного благородства».

Ребенок взрослеет. Вас это тревожит? Не спешите отогнать тревогу, она пришла законно.

2 часть. Обсуждение проблемы воспитания детей и общения с ними.

3 часть. Ознакомление родителей с результатами диагностики по самооценке.

Занятие II.

1. Игра «Воспоминание».

Целью занятия являются оживление и обновление воспоминаний родителей о том, какими они были в детстве и какие впечатления переживали.

Инструкция: вспомните свое детство, какие внутренние мотивы заставляли вас совершить тот или иной поступок. Расскажите нам. В ходе игры организуется совместное обсуждение воспоминаний детства, предпринимается попытка понять мотивы поступков своих детей, посочувствовать им, проявить доверие.

2. Упражнение «две минуты отдыха» (на быстрый отдых и расслабление).

Инструкция: сядьте удобно, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула, закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там… делайте то, что вам приятно делать… Или ничего не делайте, как хотите… Побудьте там, где вам хорошо, три минуты…

Через 2—З минуты группа выходит из упражнения сама.

3. Упражнение «Ритм» (взято из системы И. Роджерса). Целью упражнения является создание гармонии внутреннего мира родителей, ослабление психологической напряженности развитие внутренних психических сил.

Инструкция: это упражнение выполняется в паре и помогает участникам формировать открытость к собеседнику.

Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один — ведущий, второй — «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает осуществлять произвольные движения руками, а играющий роль «зеркала» пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний ритм другого человека и как можно полнее отразить его. При этом полезно думать, что ваш ребенок — индивидуальность, обладающая уникальным психологическим ритмом. Чтобы правильно понять его, необходимо почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.

Занятия III.

1. Упражнение «Контакт глаз».

Целью упражнения является введение понятия «невербальное общение»

Инструкция: всем необходимо встать в круг и попытаться встретиться с кем-то взглядом. Когда двоим это удается, они меняются местами.

Рефлексия. Было ли это общением? Только ли при помощи слов мы общаемся?

2. Упражнение «Модальность».

Инструкция: почувствуйте себя подростком. Какие слова ваш ребенок чаще всего слышит дома? Примерно следующие: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться старших!». Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь…», «Ты имеешь право…», «Тебе интересно…».

А теперь перейдите в позицию родителя. Что вы чаще всего говорите о себе, обращаясь к подростку. А говорите следующее: «Я могу тебя наказать…», «У меня есть полно право…», «Я знаю, что делать…», «Я старше и умнее…» Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ребенку.

Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них одни запреты, а взрослые «могут все», у них полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость, обостряя взаимодействие детей с взрослыми, и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Нельзя забывать, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не «вытянуть» возложенной на него тяжелой ноши долга. Давайте потренируемся.

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты должен хорошо учиться!»

«Я уверен, что ты можешь хорошо учиться»

«Ты должен думать о будущем!»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию ты планируешь выбрать?»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека».

«Ты должен слушаться учителей и родителей!»

«Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».

3. Беседа «Поставь себя на место другого».

http://открытыйурок.рф/

www.ya-roditel.ru

Работа психолога с подростками

Подростковый возраст – время быстрых перемен, физиологических, психологических, социальных. Подростковый возраст имеет смысл разделить на три стадии – раннюю, среднюю и позднюю. Изменения в каждый из этих периодов происходят с разной интенсивностью и в разное время для каждого подростка.

В раннем подростковом возрасте (от 10 до 14 лет) центральными вопросами являются вопросы независимости и осознания себя, интерес к собственному телу, растущий интерес к сверстникам, их ценностям и моделям поведения, падает интерес к миру взрослых. Противопоставляются ценностям семьи собственные ценности. Подросток в этом возрасте погружен в себя, возрастает количество конфликтов по поводу школы, работы по дому, выбору друзей. У подростка появляется стремление быть в группе, появляются «герои», подросток центрируется на настоящем, становится эгоцентриком. Подросток становится более замкнутым или застенчивым, иногда от застенчивости и неуверенности в себе появляется некоторая развязность в поведении. Иногда появляется ощущение собственной неуязвимости, стремление проверить себя, что приводит к поведению, тяготеющему с риском. Большинство подростков страдает от того, что их никто не понимает.

Средний подростковый возраст (15-17 лет) характеризуется незрелостью суждений, импульсивностью при сильном желании принять собственное решение, настоять на своем. Велико влияние референтной группы, усиливается озабоченность своей физической привлекательностью для противоположного пола. В этот период подросток в большей степени осознает взаимосвязь между поступками в настоящем и их последствиями.

Поздний подростковый возраст связан со все большим осознанием себя, самоопределением в будущей профессии, подросток вновь способен прислушиваться к мнению родителей, строятся долгосрочные и краткосрочные планы на будущее. Подросток во многом независим и способен функционировать самостоятельно.

Подростку проблемы, стоящие перед ним, кажутся чрезвычайно важными, иной раз устрашающими. Круг проблем включает разрыв с родителями, открытие отрицательного отношения к ним, осознания себя, индивидуализацию, отношения с другими, любовь и многое другое. Подростковому возрасту присущи сильные колебания эмоционального состояния, нежелание принимать на себя серьезные обязательства, ощущение, что общество их не понимает и не принимает. К психологу попадают подростки, чье эмоциональное развитие и жизненный опыт нетипичны и отношение к обществу нереалистичны. Еще одну группу нуждающихся в помощи и поддержке психолога составляют подростки, кто был травмирован в раннем возрасте и чьи потребности и желания могут быть непоследовательны, а внешне выражаться в состоянии психоза. Поддержка нужна и тем подросткам, которые обладают достаточно цельной личностью, но при этом их страшит столкновение с жизнью и обществом. Они хотели бы, чтобы общество (родители, школа и т.д.) были бы другими.

Нормальной и почти универсальной техникой адаптации подростков к социуму служит обращение за поддержкой сверстников. Состояние подростков характеризуется внутренней потребностью нарциссической поддержки и признания, потребностью ослабить зависимость и подсознательную эротическую связь с одним из родителей с тем, чтобы подготовить себя к независимости и зрелой любви. Не ощущая себя сложившейся личностью, подросток предпочитает безопасность группы ужасу остаться наедине с самим собой. Поскольку в школе и институте и школе подростки оказываются вместе вдали от родителей, объединенные статусом меньшинства, между ними формируются связи повышенной интенсивности. Можно говорить, что подросток, не имеющий друзей или подросток, предпочитающий компанию взрослых, возможно, имеет эмоциональные проблемы.

Подростки склонны к умствованию и монологам или же замыкаются и уходят в молчание. Подростки часто доходят до крайности при выражении какого- либо чувства, или, наоборот, в попытке избежать внутренней борьбы и беспокойства, вызванных привязанностью к родителям, подросток выплескивает свои чувства в яростной ненависти.

Особый стиль взаимодействия подростков, а также их явное сстремление к компании своих сверстников, делает установление с ними контакта и терапевтических отношений более трудной задачей, чем установление контактов с детьми. Психолог должен верить в доброту и порядочность подростка и уметь позитивно реагировать на его поведение. Такт – необходимая составляющая в работе с подростком, так как из-за нарциссической уязвимости подростка к нему требуется осторожный подход. Оставаясь тактичным, нельзя забывать о твердости и необходимости решать болезненные вопросы. Подросток бросает вызов традициям и поэтому психолог должен уметь определять границы своих возможностей и компетенции, принимать на себя ответственность. Необходимо создать у подростка ощущение независимости и автономии и признать, что иногда подросток не может отвечать за свои поступки из-за подавленности чувством вины, гнева или другими экстремальными эмоциями. Основная цель психологической работы с подростком – помочь выработать и закрепить стратегии нормального поведения и самостоятельно познать чувство собственной значимости и компетентности, без страха думать о трудностях предстоящей жизни. Поскольку подросток эгоистичен в своих желаниях и поступках, что и положено на этом уровне, работу следует планировать так, чтобы он получал от нее удовольствие.

Различие статуса психолога и подростка требует от психолога особого усилия по установлению и поддержанию отношений сотрудничества. Подростка с самого начала следует познакомить с понятиями «установление границ» и «конфиденциальность». С самого начала следует сказать подростку, что все, происходящее на занятиях строго конфиденциально, помимо тех случаев, когда психолог считает его потенциально опасным для него самого и окружающих. При возникновении подобной ситуации психолог сначала ставит в известность подростка и обсуждает с ним планы оптимального развития событий.

Не существует единого мнения о том, следует ли психологу, работающему с подростком, встречаться с его родителями. Тем не менее, за редкими исключениями, родителей следует привлекать на стадии формулировки проблемы и ставить в известность о планах работы с подростком. Подросток может решить, что конфиденциальность нарушена, особенно если трудные взаимоотношения с родителями и стали причиной проблем подростка, и, по его мнению, все, кто общается с ними, не может понять его самого. Поэтому встреча с родителями может состояться до встречи с подростком.

Бывает целесообразно сказать сразу подростку о необходимости совместной встречи с родителями, подчеркнув при этом вопросы конфиденциальности, что до прежде чем сказать что-либо его родителям, вы посоветуетесь с ним. При этом возникает задача поддержания родительского авторитета, иерархии семьи и сохранения доверительных отношений с самим подростком. Подростку надо помочь научиться выражать свои чувства и мысли к родителям, иногда психолог выражает эти чувства за него.

studfiles.net

Программа работы психолога с подростками, имеющими низкую и неадекватную самооценку, с их родителями

Разделы: Школьная психологическая служба


Общая идея программы: неадекватная самооценка препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, свидетельствует о неблагополучном развитии личности подростка. Необходимо выявить конфликтную зону в системе взаимоотношений подростков и родителей.

Цель: направить программу на повышение общего уровня самооценки у подростков, содействовать оптимизации межличностных взаимоотношений РЕБЕНОК—РОДИТЕЛЬ в семье.

Форма проведения.

Всего: 8 занятий:
4 занятия — с детьми;
3 занятия — с родителями;
1 занятие — совместное.

Почему смешиваем разные формы: лекции, дискуссии, психотехнические игры и т.д.? Их диктует сама проблема. Самооценка — сложное комплексное образование. Одними психотехническими упражнениями не справиться. Полярно должна вестись работа с родителями. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Форма промежуточного и окончательного контроля:

  • устные отчеты участников (рефлексия) в конце занятия и во время чаепития;
  • в групповой дискуссии участники группы имеют возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Здесь они учатся формировать свои мысли, аргументировать свое мнение, спорить, не оскорбляя друг друга. После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали себя в той или иной ситуации, мотивируют свои поступки. Слияние с общиной и коллективное действие избавляют от застенчивости и ощущения личной вины. Появляется гармония внутреннего мира с внешним миром, полным опасности, в котором нужно ставить реальные цели и достигать их. Это дает участникам возможность осознавать свои успехи, изменения, намечать план применения этих достижений в дальнейшем, а также дает возможность ведущему контролировать эффективность тренингового процесса.

Методика “Самооценка” Дембо-Рубинштейна (на последнем занятии).

План работы психолога с подростками, имеющими низкую и адекватную самооценку, с их родителями

Занятия

Дети

Родители

1. Лекция “Самосознание личности”
2. Беседа.
3. Игра “Кто Я”.
1. Родительское собрание “Наши дети”.
2. Обсуждение проблемы воспитания детей и общения с ними.
1. Упражнение “Настроение”
2. Упражнение “Расслабление” (на быстрый отдых и расслабление).
3. Упражнение “Ситуация”.
1. Игра “Воспоминание”
2. Упражнение “2 минуты отдыха” (на быстрый отдых и расслабление).
3. Упражнение “Ритм”.
1. Упражнение “Поставь себя на место другого”
2. Упражнение “Слепой и поводырь”.
1. “Контакт глаз”
2. Упражнение “Модальность”.
3. Беседа “Поставь себя на место другого”.

Домашнее задание: игра: “Анонимный список претензий”.

Упражнение “Давление” (совместное обсуждение).
Чаепитие. Цель: сплочение группы.
Высказывание в свободной форме своего отношения к предыдущим событиям. Дать возможность получить обратную связь.
Упражнение “Эмоциональное
состояние”.
Методика “Самооценка”.

1. Лекция “Самосознание личности”

Занятие № 1.

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о ”Я” соотносился главным образом с познанием человека самого себя как существа мыслящего — в этом значении и нужно понимать слова Декарта “Я мыслю, следовательно, существую”. Но потом стало очевидно, что человеческое “Я” гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав “Я” входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (“образ Я”) и с тем, каким он хотел бы быть.

Проблема самосознания сложна. Каждый человек имеет множество образов своего “Я”, которые существуют разных уровнях развития, в разных ракурсах, каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего “Я”, каким это “Я” станет, если все задуманное сбудется, как это “Я” выглядит в глазах других людей и т.д. Будучи субъектом познания, человек, вместе с тем, выступает и как объект по отношению к самому себе.

Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: “Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный “образ Я” (Кон И.С. Открытие “Я”. М., 1987).

Образ “Я” — это не просто представление о самом себе, социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе “Я” можно выделить 3 компонента.

1. Познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание.
2. Эмоционально-оценочный — ценностное отношение к себе.
3. Поведенческий — особенности регуляции поведения.

Возможно существование и фантастического “Я” . В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей.

Все “Я” уживаются в человеке одновременно. И если одно из “Я” будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности.

Например, хотеть быть сильным и не заниматься спортом. Желаемое не совпадает с действительностью. Степень правильности “Я” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самого себя, своих качеств и места среди других людей.

С помощью самооценки проходит регуляция поведения личности. Деятельность и общение дают важные ориентиры для поведения. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам и поступкам.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем его самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа “Я”. Такая самооценка показывает, какую по степени трудности цель ставит перед собой человек. Психолог Джеймс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

Самооценка = Успех / Притязания.

Формула свидетельствует о том, что стремление к повышению самооценки может реализоваться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, и в случае успеха уровень притязаний повышается, человек готов решать более сложные задачи, при неуспехе — наоборот.

Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха; выбирают соответствующие средства и способы, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.

У людей, мотивированных на избежание неудач, главная цель не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Такие люди неуверенны, боятся критики, и если есть сомнения успеха в работе, то это вызывает отрицательные эмоции. Человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, избегает ее.

Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.
Чтобы достичь успеха, человек должен предъявлять требования к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере добивается успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки,

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур легкими задачами и целями так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

2. Беседа.

3. Упражнение на самоидентификацию. Кто Я?, Какой Я?

Материал: тетрадные листы бумаги, ручки.

Инструкция: написать 10 ответов на вопрос “Кто Я?“ и 10 ответов на вопрос, “Какой Я?”.

При этом можно учитывать любые свои характеристики, черты, интересы, эмоции — все, что покажется вам подходящим для того, чтобы описать себя фразой, начинающейся с “я”.

После выполнения задания ребята складывают листочки на стол. Ведущий берет наугад листок и читает написанное. Все пытаются угадать, о ком идет речь. При этом ведущий может сказать, что не будет зачитывать очень личные характеристики. Если все же кто-то не хочет, чтобы его записи прочитали, то листок остается у хозяина.

Занятие № 2.

1. Упражнение “Настроение“ (взято из системы Н. Роджерса) “Как снять осадок после неприятного разговора”.

Инструкция: возьмите чистый лист бумаги и цветные карандаши, расслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите: грустное настроение, как вы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны. После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием эмоционально разорвите листок, выбросите в урну. Всего 5 минут, а ваше эмоциональное неприятное состояние уже исчезло. Оно перешло в рисунок и было уничтожено вами.

2. Упражнение “Расслабление“ — на быстрый отдых и расслабление.

Инструкция: сядьте удобнее на стульях, расслабьте мышцы положите удобно руки, закройте глаза. Старайтесь ни о чем не думать, отдохните на стульях… Вам удобно… Глаза закрыты… Вы полностью ли уменьшить их, чтобы избежать неудач.

3. Упражнение “Ситуация”.

Цель: развивать личностную свободу и раскованность для улучшения взаимоотношений и взаимопомощи.

Инструкция: вы должны придумать причины возникновения ситуации, а также развить ситуацию дальше.

Варианты:
1. “Саша не успела выучить домашнее задание”.
2. “Максим прогулял урок”.
3. “Толя взял магнитофон своего друга без разрешения”.
4. “Рома пришел домой в 12 часов ночи”.
Причины, выявленные ребятами, помогут лучше понять некоторые поступки. Показать причины, почему родители сердятся, когда подросток поздно приходит с прогулки и т.д. Обсуждение помогает показать участникам, что необходимо предвидеть последствия своих поступков и свое поведение соотносить с реакцией окружающих людей.

Занятие № 3.

1. Упражнение: “Поставь себя на место другого”.

Цель: улучшать взаимоотношения между подростками и родителями.

Инструкция: вспомните свой недавний конфликт с ребенком (родителем). А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на месте того, с кем спорили. Представили? Внутренне про себя спросите у “него”: какие впечатления он получил от общения с вами. Продумайте, что бы мог сказать про вас ваш бывший собеседник. Затем проиграйте в своем воображении беседу таким образом, чтобы оставить у вашего партнера приятные воспоминания о себе. Что изменилось? Вы поняли, что, прежде всего, изменилась ваша внутренняя позиция? Вы начинаете беседу, внутренне готовясь к равноправному контакту. Эта психологическая подготовка связана со сменой вашей позиции, вашим внутренним стремлением к полноценному диалогу.

2. Упражнение на доверие “Слепой и поводырь”.

Инструкция: “разделитесь, пожалуйста, на пары. Кто в паре будет первым, а кто вторым? Первые номера — слепые, вторые — поводыри Слепые, закройте глаза и ходите по комнате. Чувствуйте, каково быть слепым в одиночку. Слепые остановитесь”. К каждому слепому подходит свой поводырь, берет его за руку и знакомит с миром, с комнатой, с другими слепыми.

Теперь поводыри оставляют “своих” слепых и подходят к другим. Затем слепые открывают глаза, делятся впечатлениями и меняются поводырями, возвращаются к первым и тоже делятся впечатлениями и меняются ролями.

Это упражнение можно проводить в полной тишине, можно разрешить разговаривать только слепому, только поводырю или обоим.

Домашнее задание: игра “Анонимный список претензий“.

Инструкция: в условленный вечер каждый из членов семьи бросает в почтовый ящик конверт, в котором он высказывает свои претензии к другим членам семьи. В назначенный день конверт вскрывается, и претензии зачитываются вслух. Если мать или отец оказались в центре обсуждения, и относительно них были высказаны определенные претензии, пусть они обдумают свое поведение и постараются изменить свою позицию в семье.

Занятие № 4.

1. Обсуждение домашнего задания: “Анонимный список претензий”. Совместное обсуждение.

2. Упражнение “давление”.

Цель: почувствовать, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства.

Инструкция:

— Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровень груди, слегка соприкоснитесь ладонями.
— Договоритесь о том, кто будет ведущим, его задача — слегка надавить на ладони партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре. Выскажите друг другу впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда вы давили или когда ваш партнер давил на ваши ладони.
— Возможно, вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае. Тогда попробуйте не давить друг на друга, а реализовать совместное движение обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла.

Вывод. Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства?

3. Чаепитие.

Занятие № 5.

1. Изобразительная игра “Эмоциональное состояние”.

Цель: используя минимум выразительных средств изобразить эмоциональное состояние, создать возможность для самовыражения подростков.

Инструкция: по очереди каждый из вас должен изобразить эмоциональное переживание. Группа должна попытаться отгадать название этого переживания.

2. Повторная диагностика по методике Дембо-Рубинштейна “Самооценка”.

Занятия с родителями

Занятие I.

1. Родительское собрание “Наши дети”.

1 часть. Лекция.

Во всех детях мы замечаем нужду в безопасности и развитии — это начало начал.
Но в чем ваш ребенок нуждается? Мы привыкли говорить, что все одинаково важно. Конечно. Но в паре безопасность — развитие для нас, конечно же, важнее развитие. Нам важно запустить тяжелый маховик развития, чтобы оно никогда не останавливалось, ни в 13—15, ни в 25, ни в 75. Но тут и начинается самое интересное — развитие не идет до тех пор, пока не удовлетворена потребность ребенка в безопасности.

Отец бьет сына, чтобы лучше учился, — результат нетрудно предсказать: сын может получить лучшие отметки, но развитие его останавливается. Взяв в руки ремень, чтобы “вложить ума” отец выбивает ум из ребенка. И не только потому, что взрослый наносит физические травмы сыну, а еще и потому, что нарушается чувство безопасности личности. Там, где нет безопасности, учение на ум не идет.

У ребят лидеров способности развиваются полнее, чем у тех, кто чувствует себя в коллективе неуверенно. Мы часто говорим, что для хорошего учения нужно чувство успеха. А почему? Да потому, что успех и дает чувство полной безопасности. Когда потребность в безопасности удовлетворена, полностью включается потребность в развитии, и ребенок умнеет на глазах. Чем сильнее действует одна потребность, тем сильнее проявляется другая. Чем более озабочен своей безопасностью ребенок, тем меньше потребность в развитии, и само развитие приобретает в этом случае уродливый характер. Ребенок научается хитрить, ловчить, обманывать. Он изобретает потрясающие способы отлынивать от работы. Вряд ли вы хотите, чтобы развитие вашего ребенка приняло такое направление.

Конечно, для развития нужны опасности. Не надо их бояться. Но пусть это будут опасности, которые всегда встречаются на пути предприимчивого смелого человека.

В книге “Рождение гражданина” В.А. Сухомлинский писал: “В годы отрочества человек больше, нежели в другой период своей жизни, чувствует потребность в помощи, совете… Иногда подросток одинок, хотя вокруг него люди.

Одиночество среди людей опасно. Оно заключается в том, что никто — ни учитель, ни родители — не знают, чем живет подросток.

Ребенок становится подростком. Не спешите отогнать тревогу. Она пришла законно. Она говорит вам, что человек растет, что он становится самостоятельнее, ищет какую-то свою, не совсем протоптанную дорогу в жизни. Уберечь его мы не можем. А вот помочь найти, выбрать — не только можем, но и должны”.

А для этого надо по-новому взглянуть на семью: здоровая ли в ней атмосфера?

Едва ли полезет на строительные леса мальчик, которого отец научил забираться с рюкзаком на высокую гору. Скорее всего, не возьмет сигарету подросток, который привык дышать чистым воздухом лыжных походов. И уж конечно, не обидит человека ребенок, когда ему в семье ежедневно подают пример такой “эмоциональной культуры”, которая, по словам В.Л. Сухомлинского, является “азбукой нравственного благородства”.

Ребенок взрослеет. Вас это тревожит? Не спешите отогнать тревогу, она пришла законно.

2 часть. Обсуждение проблемы воспитания детей и общения с ними.

3 часть. Ознакомление родителей с результатами диагностики по самооценке.

Занятие II.

1. Игра “Воспоминание”.

Целью занятия являются оживление и обновление воспоминаний родителей о том, какими они были в детстве и какие впечатления переживали.

Инструкция: вспомните свое детство, какие внутренние мотивы заставляли вас совершить тот или иной поступок. Расскажите нам. В ходе игры организуется совместное обсуждение воспоминаний детства, предпринимается попытка понять мотивы поступков своих детей, посочувствовать им, проявить доверие.

2. Упражнение “две минуты отдыха” (на быстрый отдых и расслабление).

Инструкция: сядьте удобно, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула, закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Работа психолога с трудными подростками: психолог для трудного подростка

Модель работы психолога предполагает многообразие методов работы, гибкость, выделение основных приоритетов исходя из возрастных особенностей клиентов.

Принципы работы психологов с трудными подростками:

  • Диагностический;
  • Консультативный;
  • Профилактический;
  • Коррекционно-развивающий с элементами терапевтических техник.

 

 

Специфика работы детских психологов:

1. Ребенок не может обнаружить и заявить о своих проблемах, обычно это делает кто-то из взрослых.

2. Необходима заинтересованность ребенка в избавлении от психологических проблем.

3. Ребенок зачастую не обладает достаточной рефлексией, что безусловно усложняет работу психолога.

Если обращение произошло на почве отношений родителя и ребенка, то здесь существует несколько путей работы:

  • работа непосредственно с ребенком;
  • работа с семьей как с единым организмом;
  • повышение социально-психологической компетенции родителей.

Установление терапевтических отношений с большинством подростков является более трудным, чем с детьми младшего возраста и взрослого человека в том числе, в особенности, если подросток пришел к психологу не по собственной инициативе, а по направлению взрослого.

Недоверие подростка к психологу обусловлено отсутствием у него необходимости психологических работ. В отличие от взрослых, его самого устраивают те защитные модели поведения, которые выработаны у него в течение этапа взросления. Нередко для проведения изменений приходится сталкиваться с глубокими, затрагивающими «больную» тему чувствами, из-за чего подросток отказывается от дальнейшей работы с психологом. Потому важным фактором работы, занимающим продолжительное время, является установление согласия подростка на сотрудничество с психологом.

Взрослый может открыто изложить причину своего обращения к специалисту, не согласовываясь с подростком. В некоторых случаях стоит не гнаться за правдой в полном объеме, так как психологу необходимо знать отстраненную позицию ребенка от родителей. В случае упорного отказа со стороны ребенка, имеет смысл попробовать договориться с ним о нескольких встречах для ознакомления, а после принятия решения о продолжении работы.

Методы работы психолога с трудновоспитуемыми детьми включают в себя:

  • Психоаналитическая психотерапия;
  • Принцип диалогического общения;
  • Равноправные отношения, с целью совместного изучения четкой ситуации и ее разрешения.

Все вышеперечисленные аспекты входят в индивидуальное консультирование с подростками, начиная в возрасте от 10-11 лет. Большинство проблем подросткового периода устраняется путем повышения самооценки ребенка и исследование изменений, происходящих в его духовном мире и в отношениях с окружающими.

Самый сложный этап взросления человека – это безусловно подростковый возраст. Данный период начинается с 9-10 лет, и заканчивается к отрочеству. В этот промежуток времени перестраивается психика ребенка, изменяется характер, развивается самосознание и личность подростка.

Признаки, учитываемые при определении трудновоспитуемости ребенка:

1. Наличие исходной моральной и физической полноценности.

2. Отклонения в нравственном развитии и поведении.

3. Постоянное устойчивое сопротивление воспитанию и обучению.

4. Отрицательное влияние со стороны неуправляемых факторов внешней среды, под воздействие которых подросток может легко попасть.

Трудновоспитуемые – это дети, здоровые в психическом и физическом отношении, но при этом с трудом поддающиеся воспитанию вследствие наличия отклонений в нравственном развитии и поведении. Психологическое благополучие ребенка зависит от того, насколько вовремя выявлены проблемы и эффективность помощи.

У психолога имеется своя сфера компетенции, в которую входят те свойства и явления, которые в некоторой степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей, их отклонения в психическом и социальном развитии.

Выявление сильных и слабых сторон личности трудновоспитуемых предполагают, индивидуальные психологические исследования, требования которых заключаются в психолого-педагогической коррекции, а так же в составлении здорового психологического потенциала личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестраиваться, учитывая ориентации, интересы и мотивации ребенка.

Трудности в общении подростков со взрослыми и сверстниками зачастую влияют на успеваемость, поведение, и душевное равновесие. Как правило, такие нарушения остаются незамеченными или же их причина видится совсем в другом. Именно поэтому подросткам необходимы советы психолога.

Диагностическая работа психолога с подростками предполагает:

  • Исследование познавательной сферы школьников;
  • Диагностику способности к обучению;
  • Выявление тревожности у подростков;
  • Исследование самооценки и особенностей личности подростка;
  • Оценка воли и мотивации подростков;
  • Исследования интересов, способностей и склонностей подростка в профессиональном плане.

Психологическое консультирование, в ходе которого используется индивидуальный подход к клиенту/подростку. Цель – разрешение проблем подростка за счет преодоления психологических затруднений.

Подросток хочет обрести свое место в мире, познать себя. Ограничение деятельности подростка в этот период может привести к уходу из дома и депрессии. Взрослым необходимо установить уважительные, партнерские отношения с ребенком, уважать его свободу.

Для проведения коррекционно-развивающей, профилактической работы определяется общее направление коррекции. В настоящее время используется огромное количество способов воздействия: библиотерапия, арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, ролевые игры, коммуникативные игры, телесно-ориентированные техники и тд.

Коррекция поведения трудновоспитуемого предполагает выявление неблагополучия в системе отношений со взрослыми и сверстниками, а также устранении проблем социальной ситуации, укрепление самооценки и уверенности в себе, ориентации на изменения в личностном плане, а так же обучение контролировать свои деструктивные эмоции/чувства и использовать их как ресурс для решение трудных жизненных ситуаций.

Работа психолога с трудными подростками так же должна быть ориентирована и на взрослых. У родителей, у значимых взрослых для подростка так же должно быть желание на изменения себя и своего отношения к трудной семейной ситуации, которая сложилась между взрослым и подростком.

www.ulyanaivanova.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *