Пушкин сжатое изложение – Сжатое изложение «Прощание с Пушкиным»
Сжатое изложение «Прощание с Пушкиным»
Урок развития речи в 8 классе
Тема: Подготовка к сжатому изложению «Прощание с Пушкиным»
Цели: отрабатывать навыки написания сжатого изложения; развивать мышление, внимание, память, устную и письменную речь учащихся.
Ход урока
I. Целеполагание. Актуализация знаний учащихся.
— Сегодня мы продолжим работу по написанию сжатого изложения. Что значит написать сжатое изложение? (слайд 2)
— Вспомните, что такое микротема текста? Как определить их количество в тексте? (слайд 2)
— В какой последовательности мы будем работать с текстом, чтобы написать сжатое изложение? Нам поможет краткий алгоритм действий (слайд 3)
II. Работа с текстом.
ПРОЩАНИЕ С ПУШКИНЫМ
Набережная Мойки… Дом Пушкина… Едва весть о смертельном ранении поэта распространилась по Петербургу, сюда двинулись люди разных сословий. Кто не знал адреса, тот шел за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла встревоженная, молчаливая, ожидающая толпа.
Знакомые и незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрестанно. Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень Жуковский. Но люди на набережной не расходились, а с затаенной надеждой ждали добрых вестей. Но Пушкин таял на глазах. Его одолевали боли, пульс был едва уловим.
Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон: «Больной находится в весьма опасном положении».
Было около трех часов дня, когда стало ясно, что жизнь поэта надо считать минутами. Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к дивану вплотную.
Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он внятным голосом произнес: «Кончена жизнь». Только мгновение в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда.
Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался недвижим. Потом близко склонился над его лицом, всматриваясь в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну.
Когда Жуковский показался вновь перед толпой, по его лицу все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла.
— Александр Сергеевич Пушкин скончался, — снимая шапку, сдавленным голосом проговорил Жуковский.
И люди в скорбном молчании обнажили головы.
Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь… А у серого дома на Мойке народу все прибывало и прибывало. (272 слова.)
(По А. Новикову.)
— Следуя алгоритму, разобьем текст на части (составим план)
План.
У дома Пушкина.
Последние минуты жизни поэта.
Страшная весть.
— Особое внимание обратим на способы сжатия текста – именно это мы должны уметь делать, чтобы изложение было действительно сжатым (слайд 4)
III. Сжатие текста
— Как мы знаем, существуют конкретные приёмы сжатия текста. Примените первый из них к следующему фрагменту текста. (слайд 5)
— Какие предложения можно исключить из данного фрагмента? (слайд 6)
— Примените прием 4 для сжатия текста. (слайд 7)
— Примените нужный прием к данному фрагменту текста. (слайд 8, 9)
— Какой прием сжатия текста можно применить к данному фрагменту текста? (слайд 9 — приемы 1,2; слайд 10 – прием 2, 4)
— Что можно сократить во второй части текста? Выделите маркером то, что можно исключить из этого фрагмента (карточки с текстом)
Было около трех часов дня, когда стало ясно, что жизнь поэта надо считать минутами. Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели.
Друзья приблизились к дивану вплотную.Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он внятным голосом произнес: «Кончена жизнь». Только мгновение в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда.
Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался недвижим. Потом близко склонился над его лицом, всматриваясь в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну.
— Какие приемы сжатия можно применить к первому предложению? (приемы 6, 1)
— Итак, что мы должны помнить, работая над сжатым сочинением? (слайд 11)
IV. Повторное чтение текста и сжатый пересказ.
V. Написание сжатого изложения.
Краткое сжатое изложение прощание с пушкиным для 8 класса
Краткое сжатое изложение прощание с пушкиным для 8 класса
Ответы:
Набережная мойки. Дом Пушкина Едва весть о смертельном ранении поэта распространилась по Петербургу, сюда двинулись люди разных сословий. Кто не знал адреса, тот щёл за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла встревоженная, молчаливая, ожидающая толпа. Знакомые и незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрестанно. Тогда-то и вывесил свой бюллетень Жуковский, но люди на набережной не расходились, с затаённой надеждой ждали добрых вестей. Но Пушкин таял на глазах. Его одолевали боли, пульс был едва уловим. Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон. «Больной находится в весьма опасном положении» Было около 3 часов дня, когда стало ясно, что жизнь поэта надо считать минутами. Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к дивану вплотную. Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он внятным голосом произнёс: «Жизнь кончена».Только мгновение в его глазах сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда. Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался недвижим. Потом близко склонился над его лицом, всматриваясь в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, будто он постиг почти никем не разгаданную тайну. Когда Жуковский показался перед толпой вновь, все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла. -«Александр Сергеевич Пушкин скончался», -снимая шапку, сдавленным голосим проговорил Жуковский. И люди в скорбном молчании обнажили головы. Пошёл густой, мягкий снег, сумерки переходили в ночь, а у серого дома на Мойке народу всё прибывало и прибывало.
cwetochki.ru
Тексты для изложений. А.С. Пушкин
«Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?» – задавался я вопросом. Вот памятники ему, которые сотворены так, чтобы поэт мог наблюдать за нами с лёгким укором и некоторой отстраненностью. Вот расставленные по фойе театров, библиотекам, школам и музеям бюсты. Вот бесчисленные портреты – штампы и просто силуэты с вытянутым лицом и кудрями, в которых сразу же угадывается Александр Сергеевич. Вот центральные улицы и площади городов, названные в честь поэта. И даже город его имени. А ещё – станции метро, заповедные места, музеи, парки, дома культуры, наверняка есть теплоход. А сколько мемориальных табличек на домах, где он бывал, сколько туристических маршрутов по пушкинским местам! А уж про «мероприятия» разные и говорить нечего. Вот и день рождения Александра Сергеевича объявлен официальным государственным праздником. А сколько разных драматических спектаклей, опер и балетов? Не счесть. Всё уже, кажется, сыграно, всё спето, но нет, вновь и вновь обращаются к Пушкину, открывают что-то новое, доселе неведомое. А книги, исследования, монографии! Над всем этим работают «пушкиноведы», «исследователи жизни и творчества», и всякий раз они что-то находят.
Но памятники, бюсты, книги – это, как говорится, «по-крупному». Есть ведь ещё мелочь разная – брелоки, значки, календари, блокноты, шкатулки с изображением поэта… Я в одном из городов видел троллейбус с изображением Александра Сергеевича на фоне номера телефона какой-то туристической фирмы. Пушкин окружает нас повсюду. Но не только внешне. В каждом из нас тоже так или иначе присутствует Александр Сергеевич. В одном – так, в другом – эдак, в ком-то меньше, в ком-то больше. И хотя грозят пушкинисты: дескать, нельзя с ним «совершать прогулки» да ещё «на дружеской ноге», но кто же слушает пушкинистов, когда сам поэт ясно дал понять, что будет ещё до-олго любезен народу, и не только русскому? Вот он и любезен. А уж тут с поэтом у каждого личные взаимоотношения. У академика – одни, у шофера – другие. И кто из них больше любит Пушкина, неизвестно: Пушкин – то писал для всех.
А вот иностранцы понимают Пушкина не до конца. Они могут любоваться им, даже восторгаться, но…. Читая Пушкина, мы знаем, что за восторгом от встречи с безупречным стихом – известная лишь нам, русским, печаль и грусть, а если радость, то странная, понятная только нам…
Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, так близко подступивший к русской душе. Он и до сих пор путешествует неотрывно с нею. Так вцепился, так схватился, что, скорее всего, уже никогда эту душу от себя не отпустит. И, пока будет Россия, в каждой живущей здесь душе пушкинская строка отзовётся добрым и бесконечным эхом.
literarus.ru
Уроки 25–26 Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ | Поурочные планы по русскому языку 9 класс
Уроки 25–26 Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ
24.07.2013 41882 0Цели: совершенствовать умения учащихся воспринимать текст на слух, пересказывать его по плану, высказывать свои мысли и чувства, возникшие под впечатлением текста, формулировать собственные умозаключения.
Ход урокаI. Организационный момент.
II. Словарно-семантическая работа.
Грёза – мечта (первоначально: призрачное видение). Грезиться – мерещиться, представляться в воображении.
Скорбь – крайняя печаль, горесть, страдание.
Упование (устар.) – то же, что надежда.
III. Подготовка учащихся к восприятию текста.
Краткое слово учителя о значении творчества А. С. Пушкина, об обаянии его личности и любви к нему современников, о том, что данный текст составлен на основе повести А. Новикова «Последний год». А. Новиков известен нам по таким произведениям о жизни поэта, как «Пушкин на юге», «Пушкин в Михайловском». Учитель напоминает, что восприятие речи на слух требует особого внимания, сосредоточенности, умения как бы увидеть внутренним взором картины, нарисованные словами.
IV. Чтение учителем текста.
Прощание с Пушкиным
Едва весть о смертельном ранении Пушкина распространилась по Петербургу, люди разных сословий двинулись на Мойку. Кто не знал адреса поэта, шел за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая.
Знакомые, малознакомые и даже вовсе незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрерывно.
Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень догадливый Жуковский. Но люди на набережной не расходились, с затаенной надеждой ждали добрых вестей.
Неожиданный робкий луч надежды блеснул ранним утром 29 января, когда еще совсем темно было за окнами пушкинского кабинета. Но раньше, чем заглянул в окна хмурый петербургский день, безнадежно угас робкий луч напрасных упований. Пушкин тает на глазах. Пульс опять едва уловим. Его снова одолевают боли.
Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон: «Больной находится в весьма опасном положении».
Было около трех часов дня, когда и врачам и друзьям Пушкина стало ясно, что жизнь его надо считать минутами.
– Хорошо, ах, как хорошо… – в забытьи слабо произнес Пушкин. – Пойдем же выше, выше!
Он открыл уже почти безжизненные глаза, тень улыбки скользнула по его губам.
– Мне пригрезилось, что я карабкаюсь по этим книжным полкам все выше и выше, так, что голова кружится, – с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от страданий.
Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Доктор Даль тихо сказал: «Отходит». Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к дивану вплотную.
Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:
– Кончена жизнь.
Только мгновение в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда.
– И вот уж нас от него отделяет неизмеримая пропасть, – проговорил доктор Даль и, отвернувшись, зарыдал.
Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался неподвижным. Потом близко склонился над его лицом, всматривался в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну.
Когда Жуковский вновь показался перед толпой, по его лицу все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла.
– Александр Сергеевич скончался, – снимая шапку, сдавленным голосом проговорил Жуковский.
И люди в скорбном молчании обнажили головы.
Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь… А у серого дома на Мойке народу все прибывало и прибывало. (393 слова.)
V. Беседа по вопросам.
Вопросы:
1. На чем сосредоточено внимание в тексте, рассказывающем о последних часах жизни поэта? (Состояние Пушкина, его последние слова, поведение близких людей, скорбь жителей Петербурга.)
2. Что передает автор, рассказывая о Пушкине в его последние часы? (Физические страдания поэта, его мужество, предсмертные видения, последние слова, лицо поэта в последние минуты и после смерти.)
3. Какие детали, слова и словосочетания особенно важно передать, рассказывая о поэте в его последние часы? (Предсмертные грезы поэта связаны с книгами – самыми его любимыми и верными друзьями. Тяжелое состояние поэта передается в словах: «…в забытьи слабо произнес Пушкин…»; «…с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от страданий…»; «Пушкин тает на глазах. Пульс едва уловим. Его снова одолевают боли». «Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:
– Кончена жизнь.
…В глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда». «На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну».)
4. Как описывается тревога и скорбь русских людей, их прощание с любимым поэтом? («…Люди разных сословий двинулись на Мойку…», «…росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая»; «…робкий луч надежды блеснул ранним утром…»; «…люди в скорбном молчании обнажили головы…»
Обращаем внимание на краткие описания зимнего дня: «…хмурый петербургский день…»; «…Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь…»).
VI. Составление плана текста.
Учащиеся работают самостоятельно.
Возможный вариант плана.
Прощание с Пушкиным
1. Тревожное ожидание.
2. Робкий луч надежды.
3. Предсмертные грезы поэта.
4. Последние минуты и последние слова.
5. Прощание Жуковского с Пушкиным.
6. Скорбная весть.
VII. Повторное чтение текста учителем.
VIII. Дополнительное задание.
– Поведайте о собственных мыслях и чувствах от прочитанного текста.
Учитель дает варианты перехода от изложения к сочинению: «С волнением читаешь этот скорбный рассказ о кончине великого и дорогого нам человека…» или «И кажется, что и ты стоишь в этой толпе…»
IX. Работа учащихся над изложением с элементами сочинения.
Домашнее задание.
Подготовить устное сообщение на тему: «Что дало мне знакомство с творчеством А. С. Пушкина» или подготовить отрывки из воспоминаний о Пушкине, чтобы прочитать их в классе.
tak-to-ent.net
Краткое сжатое изложение прощание с пушкиным для 8 класса
Набережная мойки. Дом Пушкина Едва весть о смертельном ранении поэта распространилась по Петербургу, сюда двинулись люди разных сословий. Кто не знал адреса, тот щёл за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла встревоженная, молчаливая, ожидающая толпа. Знакомые и незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрестанно. Тогда-то и вывесил свой бюллетень Жуковский, но люди на набережной не расходились, с затаённой надеждой ждали добрых вестей. Но Пушкин таял на глазах. Его одолевали боли, пульс был едва уловим. Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон. «Больной находится в весьма опасном положении» Было около 3 часов дня, когда стало ясно, что жизнь поэта надо считать минутами. Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к дивану вплотную. Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он внятным голосом произнёс: «Жизнь кончена».Только мгновение в его глазах сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда. Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался недвижим. Потом близко склонился над его лицом, всматриваясь в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, будто он постиг почти никем не разгаданную тайну. Когда Жуковский показался перед толпой вновь, все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла. -«Александр Сергеевич Пушкин скончался», -снимая шапку, сдавленным голосим проговорил Жуковский. И люди в скорбном молчании обнажили головы. Пошёл густой, мягкий снег, сумерки переходили в ночь, а у серого дома на Мойке народу всё прибывало и прибывало.
Оцени ответ
nebotan.com
Изложение с элементами сочинения
Предмет: русский язык 25.01.14
Класс: 9
Тема: Развитие речи. Изложение с элементами сочинения.
Цели: совершенствовать умения учащихся воспринимать текст на слух, пересказывать его по плану, высказывать свои мысли и чувства, возникшие под впечатлением текста, формулировать собственные умозаключения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарно-семантическая работа.
Грёза – мечта (первоначально: призрачное видение). Грезиться – мерещиться, представляться в воображении.
Скорбь – крайняя печаль, горесть, страдание.
Упование (устар.) – то же, что надежда.
III. Подготовка учащихся к восприятию текста.
Краткое слово учителя о значении творчества А. С. Пушкина, об обаянии его личности и любви к нему современников, о том, что данный текст составлен на основе повести А. Новикова «Последний год». А. Новиков известен нам по таким произведениям о жизни поэта, как «Пушкин на юге», «Пушкин в Михайловском». Учитель напоминает, что восприятие речи на слух требует особого внимания, сосредоточенности, умения как бы увидеть внутренним взором картины, нарисованные словами.
IV. Чтение учителем текста.
ПРОЩАНИЕ С ПУШКИНЫМ
Едва весть о смертельном ранении Пушкина распространилась по Петербургу, люди разных сословий двинулись на Мойку. Кто не знал адреса поэта, шел за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая.
Знакомые, малознакомые и даже вовсе незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрерывно.
Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень догадливый Жуковский. Но люди на набережной не расходились, с затаенной надеждой ждали добрых вестей.
Неожиданный робкий луч надежды блеснул ранним утром 29 января, когда еще совсем темно было за окнами пушкинского кабинета. Но раньше, чем заглянул в окна хмурый петербургский день, безнадежно угас робкий луч напрасных упований. Пушкин тает на глазах. Пульс опять едва уловим. Его снова одолевают боли.
Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон: «Больной находится в весьма опасном положении».
Было около трех часов дня, когда и врачам и друзьям Пушкина стало ясно, что жизнь его надо считать минутами.
– Хорошо, ах, как хорошо… – в забытьи слабо произнес Пушкин. – Пойдем же выше, выше!
Он открыл уже почти безжизненные глаза, тень улыбки скользнула по его губам.
– Мне пригрезилось, что я карабкаюсь по этим книжным полкам все выше и выше, так, что голова кружится, – с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от страданий.
Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Доктор Даль тихо сказал: «Отходит». Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к дивану вплотную.
Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:
– Кончена жизнь.
Только мгновение в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда.
– И вот уж нас от него отделяет неизмеримая пропасть, – проговорил доктор Даль и, отвернувшись, зарыдал.
Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался неподвижным. Потом близко склонился над его лицом, всматривался в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну.
Когда Жуковский вновь показался перед толпой, по его лицу все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла.
– Александр Сергеевич скончался, – снимая шапку, сдавленным голосом проговорил Жуковский.
И люди в скорбном молчании обнажили головы.
Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь… А у серого дома на Мойке народу все прибывало и прибывало. (393 слова.)
V. Беседа по вопросам.
Вопросы:
1. На чем сосредоточено внимание в тексте, рассказывающем о последних часах жизни поэта? (Состояние Пушкина, его последние слова, поведение близких людей, скорбь жителей Петербурга.)
2. Что передает автор, рассказывая о Пушкине в его последние часы? (Физические страдания поэта, его мужество, предсмертные видения, последние слова, лицо поэта в последние минуты и после смерти.)
3. Какие детали, слова и словосочетания особенно важно передать, рассказывая о поэте в его последние часы? (Предсмертные грезы поэта связаны с книгами – самыми его любимыми и верными друзьями. Тяжелое состояние поэта передается в словах: «…в забытьи слабо произнес Пушкин…»; «…с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от страданий…»; «Пушкин тает на глазах. Пульс едва уловим. Его снова одолевают боли». «Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:
– Кончена жизнь.
…В глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда». «На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну».)
4. Как описывается тревога и скорбь русских людей, их прощание с любимым поэтом? («…Люди разных сословий двинулись на Мойку…», «…росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая»; «…робкий луч надежды блеснул ранним утром…»; «…люди в скорбном молчании обнажили головы…»
Обращаем внимание на краткие описания зимнего дня: «…хмурый петербургский день…»; «…Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь…»).
VI. Составление плана текста.
Учащиеся работают самостоятельно.
Возможный вариант плана.
ПРОЩАНИЕ С ПУШКИНЫМ
1. Тревожное ожидание.
2. Робкий луч надежды.
3. Предсмертные грезы поэта.
4. Последние минуты и последние слова.
5. Прощание Жуковского с Пушкиным.
6. Скорбная весть.
VII. Повторное чтение текста учителем.
VIII. Дополнительное задание.
– Поведайте о собственных мыслях и чувствах от прочитанного текста.
Учитель дает варианты перехода от изложения к сочинению: «С волнением читаешь этот скорбный рассказ о кончине великого и дорогого нам человека…» или «И кажется, что и ты стоишь в этой толпе…»
IX. Работа учащихся над изложением с элементами сочинения.
Домашнее задание.
Подготовить устное сообщение на тему: «Что дало мне знакомство с творчеством А. С. Пушкина» или подготовить отрывки из воспоминаний о Пушкине, чтобы прочитать их в классе.
ПРОЩАНИЕ С ПУШКИНЫМ
Едва весть о смертельном ранении Пушкина распространилась по Петербургу, люди разных сословий двинулись на Мойку. Кто не знал адреса поэта, шел за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая.
Знакомые, малознакомые и даже вовсе незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрерывно.
Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень догадливый Жуковский. Но люди на набережной не расходились, с затаенной надеждой ждали добрых вестей.
Неожиданный робкий луч надежды блеснул ранним утром 29 января, когда еще совсем темно было за окнами пушкинского кабинета. Но раньше, чем заглянул в окна хмурый петербургский день, безнадежно угас робкий луч напрасных упований. Пушкин тает на глазах. Пульс опять едва уловим. Его снова одолевают боли.
Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон: «Больной находится в весьма опасном положении».
Было около трех часов дня, когда и врачам и друзьям Пушкина стало ясно, что жизнь его надо считать минутами.
– Хорошо, ах, как хорошо… – в забытьи слабо произнес Пушкин. – Пойдем же выше, выше!
Он открыл уже почти безжизненные глаза, тень улыбки скользнула по его губам.
– Мне пригрезилось, что я карабкаюсь по этим книжным полкам все выше и выше, так, что голова кружится, – с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от страданий.
Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Доктор Даль тихо сказал: «Отходит». Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к дивану вплотную.
Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:
– Кончена жизнь.
Только мгновение в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда.
– И вот уж нас от него отделяет неизмеримая пропасть, – проговорил доктор Даль и, отвернувшись, зарыдал.
Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался неподвижным. Потом близко склонился над его лицом, всматривался в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну.
Когда Жуковский вновь показался перед толпой, по его лицу все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла.
– Александр Сергеевич скончался, – снимая шапку, сдавленным голосом проговорил Жуковский.
И люди в скорбном молчании обнажили головы.
Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь… А у серого дома на Мойке народу все прибывало и прибывало. (393 слова.)
infourok.ru
Краткое сжатое изложение прощание с пушкиным для 8 класса
Набережная мойки. Дом Пушкина Едва весть о смертельном ранении поэта распространилась по Петербургу, сюда двинулись люди разных сословий. Кто не знал адреса, тот щёл за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла встревоженная, молчаливая, ожидающая толпа. Знакомые и незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрестанно. Тогда-то и вывесил свой бюллетень Жуковский, но люди на набережной не расходились, с затаённой надеждой ждали добрых вестей. Но Пушкин таял на глазах. Его одолевали боли, пульс был едва уловим. Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон. «Больной находится в весьма опасном положении» Было около 3 часов дня, когда стало ясно, что жизнь поэта надо считать минутами. Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к дивану вплотную. Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он внятным голосом произнёс: «Жизнь кончена».Только мгновение в его глазах сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда. Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался недвижим. Потом близко склонился над его лицом, всматриваясь в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, будто он постиг почти никем не разгаданную тайну. Когда Жуковский показался перед толпой вновь, все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла. -«Александр Сергеевич Пушкин скончался», -снимая шапку, сдавленным голосим проговорил Жуковский. И люди в скорбном молчании обнажили головы. Пошёл густой, мягкий снег, сумерки переходили в ночь, а у серого дома на Мойке народу всё прибывало и прибывало.
shpora.org