Проведение пенсионной реформы относится преимущественно к деятельности – Презентация-тренажёр для подготовки к ОГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году, вариант 37.
Проведение реформы системы образования относится преимущественно к деятельности (1)
ВАРИАНТ 9
Часть 1
А1. Проведение реформы системы образования относится преимущественно к деятельности
1) научно-познавательной | 3) художественно-эстетической |
2) социально-преобразовательной | 4) материально-производственной |
А2. Каков отличительный признак глобальных проблем?
1) затрагивают все человечество | 3) приводят к отрицательным последствиям |
2) не имеют путей решения | 4) относятся к сфере экономики |
A3. Верны ли следующие суждения о свободе человека?-
A. Одно из проявлений свободы человека — возможность поступать по своему усмотрению.
B. Свобода — это абсолютное отсутствие ограничений деятельности человека.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А4. Что является отличительным признаком морали?
отражает представления о добре и зле
эмоционально воздействует на человека
объясняет природные и общественные явления
обращается к сверхъестественным силам
А5. Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир?
1) начальное образование | 3) полное (среднее) образование |
2) основное общее образование | 4) среднее профессиональное образование |
А6. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство использует художественные образы.
Б. Существует много видов и жанров искусства.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А7. Что произойдет с ценами на товары, если предложение их при прочих равных условиях возрастет?
1) цены снизятся | 3) цены возрастут |
2) цены останутся неизменными | 4) произойдет инфляционный скачок цен |
А8. Экономическая сфера общества помимо производства, обмена, потребления материальных благ включает
1) создание духовных ценностей | 3) распределение материальных благ |
2) обмен культурными достижениями | 4) сохранение традиций и обычаев |
А9. Согласно закону одной фирме запрещено приобретать активы другой фирмы, если в результате ослабнет конкуренция. Этот закон непосредственно направлен против
1) крупных предприятий | 3) акционерных предприятий |
2) предприятий-монополистов | 4) частных предприятий |
А10. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Инфляция выражается в повышении общего уровня цен.
Б. Повышение цены на товар во всех случаях вызвано инфляцией.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
A11. В нашей стране более 80% женщин в возрасте от 30 до 50 лет работают. Этот показатель отражает:
1) половозрастную структуру | 3) профессиональную структуру |
2) структуру занятости населения | 4) преемственность поколений |
А12. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является
1) патриархальной | 3) неполной |
2) многодетной | 4) малой (нуклеарной) |
А13. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение.
Б. Социальный статус отражает положение человека
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А14. Что понимается под формой правления государства?
1) организация высших органов власти | 3) распределение власти по территории страны |
2) политический режим | 4) политическая система |
А15. Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что
сложилась многопартийная система
парламент формируется на основе всеобщих выборов
отдельные территории имеют свои законодательные органы
народ является единственным источником власти
А16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.
Б. Демократическому режиму присуща многопартийность.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А17. К политическим правам (свободам) человека относится (ятся)
1) право собственности | 3) избирательные права |
2) свобода вероисповедания |
А18. Что относится к полномочиям Совета Федерации?
решение территориальных споров между субъектами Российской Федерации
управление федеральной собственностью
разработка и исполнение бюджета страны
определение основных направлений внутренней политики
А19. Молодые люди угнали чужую машину. Их действия являются
1) административным проступком | 3) дисциплинарным проступком |
2) уголовным преступлением | 4) гражданским проступком |
А20. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?
А. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.
Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
Часть 2
В1. В приведенном списке указаны черты сходства потребностей и способностей человека и отличия потребностей от способностей человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
открывают человеку новые возможности
влияют на деятельность человека
выражаются в ощущении нехватки чего-либо
меняются с возрастом
Черты сходства | Черты отличия |
В2. Найдите в приведенном ниже списке ситуации, регулируемые нормами трудового права, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
прием на работу
выдача ипотечного кредита
установление опеки и попечительства
образование акционерного общества
предоставление отпуска
Ответ: ______________
В3. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) принятие конституции государства | 1) экономическая |
Б) продажа товаров в магазине | 2) политическая |
В) принятие присяги главой государства | |
Г) предвыборная агитация избирателей |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «искусство».
1) творчество, 2) живопись, 3) архитектура, 4) наука, 5) театр.
Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.
Ответ: ________________
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.
Рыночная экономика
Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с ее классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему…»
Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый ее участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.
Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).
По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?
С3. В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления.)
С4. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.
С5. Из курса истории вы знаете, что в России после революции 1917 г. была проведена национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость. Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30-е годы XX века.
С6. В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции
Ключи Вариант 9
Часть 1
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | 2 | А11 | 2 |
А2 | 1 | А12 | 3 |
A3 | 1 | А13 | 3 |
А4 | 1 | А14 | 1 |
А5 | 2 | А15 | 3 |
А6 | 3 | А16 | 3 |
А7 | 1 | А17 | 3 |
А8 | 3 | А18 | 1 |
А9 | 2 | А19 | 2 |
А10 | 1 | А20 | 1 |
Часть 2
№ задания | Ответ |
Bl | 2413 |
В2 | 15 |
В3 | 2122 |
В4 | 4 |
Часть 3
С1. Выделите основные смысловые части’ текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) роль частной собственности в формировании рыночных отношений; 2) рынок как система использования ограниченных ресурсов; 3) рыночная экономика: «за» и «против». Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков | |
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным | 2 |
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте? Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В правильном ответе должны быть указаны следующие признаки рыночной системы: 1) конкуренция; 2) баланс спроса и предложения; 3) свобода ценообразования. | |
Указаны три признака | 2 |
Указаны два признака | 1 |
Указан один признак, ИЛИ ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3. В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажи те три проявления.) Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны быть указаны следующие проявления ограниченности земли как экономического ресурса: 1) пределы земной суши; 2) пределы территорий отдельных государств; 3) неизбежность использования конкретного участка земли единовременно только в одном качестве. Указанные проявления могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. | |
Указаны три проявления | 2 |
Указаны два проявления | 1 |
Указано одно проявление, ИЛИ ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С4. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы: 1) перечислены четыре вида ресурсов: полезные ископаемые, капитал, знания и информация, земля; 2) указан неупомянутый вид ресурсов — труд; 3) на конкретном примере показана ограниченность этого вида ресурсов: человек может трудиться ограниченное время, занятость в одной области исключает его работу в других областях. Ограниченность труда как ресурса может быть показана на другом примере | |
Правильно перечислены все виды ресурсов, указан неупомянутый вид, корректно приведен пример. | 3 |
Правильно перечислены все виды ресурсов, указан неупомянутый в тексте вид ИЛИ перечислены два-три вида ресурсов, указан неупомянутый вид, приведен пример | 2 |
Правильно перечислены все виды ресурсов, ИЛИ перечень неполный, но указан неупомянутый вид | 1 |
Перечислены один-два вида ресурсов, ИЛИ ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С5. Из курса истории вы знаете, что в России после революции 1917 г. была проведена национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость. Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30-е годы XX века.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) приведено положение текста: «Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему»; 2) указана одна из черт командной экономической системы: — централизованное планирование; — установление государственных цен; — государственная торговля; — централизованное распределение ресурсов. Может быть указана другая черта командной экономики. | |
Приведен фрагмент текста, указана черта | 2 |
Приведен фрагмент текста, ИЛИ указана черта | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С6. В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие с той или иной точкой зрения; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия с тем, что рыночная система несовершенна, может быть указано, что — в современных условиях все более прочные позиции занимают крупные транснациональные корпорации, это свидетельствует о неэффективности сегодня рынка свободной конкуренции; — рынок ведет к резкому социальному расслоению в обществе; в случае несогласия с тем, что рыночная система несовершенна, может быть указано, что — многие из стран с командно-административной системой перешли на рыночную экономическую модель; — рыночная экономика постоянно толкает производителя на совершенствование качества продукции, на внедрение технических новинок. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения). | |
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента | 2 |
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента | 1 |
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
gigabaza.ru
тест 26 мая
При выполнении заданий 1–20 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
1Проведение пенсионной реформы относится преимущественно к деятельности
1) научно-познавательной
2) социально-преобразовательной
3) художественно-эстетической
4) материально-производственной
2.Малые социальные группы: производственные, семейные, учебные, спортивные, объединены по признаку
1) психологической совместимости
2) сплочённости
3) этнической принадлежности
4) совместной деятельности
3.Генерал разрабатывает план военной операции. Объектом этой деятельности является(-ются)
1) войска
2) военная операция
3) генерал
4) план военной операции
4.Верны ли следующие суждения о человеческой деятельности?
А. Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.
Б. Деятельность человека отличается от поведения животных приспособительным характером.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5.Во второй половине многократно возросли возможности радио и телевидения, появились компакт-диски. Эти технические достижения открывали дорогу распространению в первую очередь
1) новых идейных течений
2) передового опыта в различных областях
3) продукции массовой культуры
4) классического искусства
6.Верны ли следующие суждения о формировании самооценки личности?
А. На формирование самооценки личности влияет оценка этой личности другими людьми.
Б. На формирование самооценки личности влияет её отношение к собственным успехам и неудачам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7.Фирма построила на участке земли, находящемся в собственности, мясокомбинат. Его продукция пользуется широким спросом у населения области. К основному капиталу как к производственному ресурсу фирмы относится(-ятся)
1) сырьё для изготовления мясных продуктов
2) работники фирмы
3) продукция, произведённая на заводе
4) здание и оборудование завода
8.Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходами и расходами государства. Какой термин не относится к ней?
1) дефицит
2) государственный долг
3) профицит
4) экспорт
9.Несколько фирм-производителей бытовой техники для привлечения покупателей одновременно объявили о снижении цен и различных подарочных акциях. Какое экономическое явление проявилось в действиях фирм?
1) конкуренция
2) спрос
3) дефицит
4) инфляция
10.Верны ли следующие суждения о социальной поддержке?
А. Пенсия — одна из форм социальной поддержки, оказываемой государством.
Б. Одним из видов социальной поддержки является сокращение пособий по безработице.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11.Выбор способа действий личности в обществе в первую очередь зависит от
1) происхождения
2) профессиональной подготовки
3) уровня образования
4) ценностных ориентиров
12.В начале XX века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности. Эти данные характеризуют
1) социально-классовую структуру общества
2) государственное устройство
3) социально-этническую структуру
4) социально-территориальную структуру
13.Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Ссора между приятелями служит проявлением межличностного конфликта.
Б. Противоречия интересов рабочих и предпринимателей могут вызвать социальный конфликт.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14.Политика — это сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях
1) ликвидации неравенства между членами общества
2) увеличения расходов на оборону
3) достижения безопасности общества
4) повышения благосостояния всех членов общества
15.В государстве Н. глава избирается собранием выборщиков и выполняет представительские функции. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Глава правительства — премьер-министр. О какой форме государства идёт речь?
1) парламентская республика
2) абсолютная монархия
3) президентская республика
4) парламентарная монархия
16.Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Правовое государство ограничивает власть самого государства законом.
Б. В правовом государстве законодательная, исполнительная и судебная власти разделены.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17.К политическим правам гражданина относится
1) право собственности
2) право на личную неприкосновенность
3) право избирать органы власти
4) право свободно выбирать место жительства
18\Согласно Конституции РФ
1) предпринимательская деятельность обязательна
2) владение и распоряжение землёй на началах частной собственности запрещены
3) высшее профессиональное образование обязательно
4) принудительный труд запрещён
19.Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?
1) уголовное преступление
2) дисциплинарный проступок
3) административное правонарушение
4) гражданский проступок
20.Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.
Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
21.В приведённом ниже списке указаны черты сходства деятельности человека и поведения животного и их отличия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт отличия.
1) побудителями активности выступают потребности
2) способность к целеполаганию
3) обуславливается только инстинктами
4) используются предметы природы
Черты сходства
Черты различия
22.Установите соответствие между различными значениями понятия «экономика» и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА»
А) экономический анализ спроса на товар
1) наука
Б) экономическая конкуренция производителей бытовой техники
2) хозяйственная деятельность (хозяйство)
В) экономика государства
Г) основы экономической теории
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.
В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Юношам и девушкам в возрасте до 20 лет, участвующим в опросе, был задан вопрос: «По Вашему мнению, какие факторы делают семью прочной и благополучной?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде гистограммы.
23.Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Как у юношей, так и у девушек, процент тех, кто материальную независимость ставит выше других факторов, является самым высоким.
2) Взаимная любовь у представителей обоих полов занимает второе место, как показатель обеспечения надёжности семьи.
3) Процент тех, кто считает расчёт важнейшей составляющей для образования молодой семьи, у юношей в два раза выше, чем у девушек.
4) Доля тех, кто собирается строить брак на основе местных обычаев и традиций, превышает долю тех, кто считает основой брака любовь.
5) Мнения юношей и девушек, касающиеся соблюдения местных традиций, очень сильно расходятся.
24.Результаты опроса, отражённые на гистограмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
1) Большинство юношей считают, что в брак нужно вступать только по любви.
2) Проблема соблюдения местных обычаев и традиций очень сильно волнует представителей обоих полов.
3) Более 50% юношей и более 40% девушек считают важнейшей составляющей прочного брака материальное благополучие.
4) Почти каждая пятая девушка и каждый пятый юноша считают, что брак должен строиться на взаимной выгоде и расчёте.
5) Успешность семьи, как считают респонденты обеих групп, зависит оттого, насколько юноши и девушки верны обычаям своих предков.
25.Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Обществоведы утверждают, что это самая устойчивая экономика. (Б) Традиционный, или натуральный, тип экономики характерен для первобытного общества. (В) В иных случаях традиционный тип возрождается при ограниченных ресурсах.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
А
Б
В
Прочитайте текст и выполните задания 26—31Многие двоечники утешают себя мыслью о том, что Альберт Эйнштейн — великий физик, автор знаменитой теории относительности, нобелевский лауреат (кстати, Нобелевскую премию он получил вовсе не за эту теорию, а за изучение фотоэффекта) — в детстве тоже был двоечником. А правда ли это? Лучше всяких слов говорят факты. Итак, перед вами аттестат зрелости Альберта Эйнштейна, полученный им в кантональной школе Арау (Швейцария) в сентябре 1896 г. в возрасте 17 лет (оценки выставлялись по шестибалльной системе). Эйнштейн блистал в точных науках, да и по остальным предметам имел приличные оценки. Высший балл получен им по истории, алгебре, тригонометрии, геометрии и физике. По другим предметам оценки немного скромнее. Самая низкая оценка — «3» — была получена им по французскому языку. Тем не менее, во время своего визита в Иерусалим в 1923 году он свободно прочёл лекцию на французском языке. Не аттестован Эйнштейн был только по английскому, и это обстоятельство весьма осложнило его жизнь, когда он в 1933 г. переехал в Соединённые Штаты. Дело в том, что в школе (Луитпольдовская гимназия в Мюнхене) Альберт Эйнштейн действительно не был одним из первых учеников (хотя с математикой, латынью и физикой у него никогда не было проблем). Причиной тому было свободомыслие будущего нобелевского лауреата. Он не терпел авторитарного отношения учителей к ученикам, атмосферы в гимназии, близкой к военной. «Учителя младших классов ведут себя как фельдфебели, а старших классов — как лейтенанты», — вспоминал Эйнштейн позднее. «Я презираю тех, кто с удовольствием шагает строем на урок музыки — головной мозг дан им по ошибке. Вполне хватило бы и спинного!» — писал он. Ученик не скрывал своего неприятия к преподавателям, и оно было взаимным. Однажды один из учителей признался ему: «Как будет здорово, когда ты наконец оставишь гимназию». На возражение Эйнштейна, что он ничего дурного не сделал, тот объяснил: «Твоё присутствие и равнодушное отношение ко всему, чему мы учим в классе, подрывает репутацию всей школы». Помимо этого, в шестом классе гимназии у Альберта начались серьёзные проблемы с некоторыми из учителей из-за того, что он «постоянно требовал доказательств религии и выбирал свободомыслие». Такой скептицизм был большой редкостью в те дни и не поощрялся, тем более в учебном заведении подобного типа. Таким образом, «плохим» учеником Эйнштейн был только в смысле поведения в условиях военизированной школьной системы, сводившейся к механической зубрёжке («Я был готов стерпеть любое наказание, лишь бы не учить на память бессвязный вздор»). Но это лишь ещё одно доказательство незаурядности личности будущего нобелевского лауреата. А между тем он много занимался самостоятельно, увлекался чтением. Из детских впечатлений Эйнштейн позже вспоминал как наиболее сильные: «Начала» Евклида и «Критику чистого разума» И. Канта. Кроме этого, по инициативе матери он с шести лет начал заниматься игрой на скрипке. Увлечение музыкой сохранялось у Эйнштейна на протяжении всей жизни. Уже находясь в США в Принстоне, в 1934 году Эйнштейн дал благотворительный концерт в пользу эмигрировавших из нацистской Германии учёных и деятелей культуры, где исполнял на скрипке произведения Моцарта. Немалую роль в создании мифа об Эйнштейне-двоечнике сыграла также ошибка одного из ранних биографов гения, который спутал швейцарскую систему оценки знаний с немецкой.
Таким образом, дорогие двоечники, не стоит оправдывать свою лень и отсутствие прилежания байками о том, что учёба плохо давалась автору самой непонятной теории в мире — это чистейшей воды вымысел. Хочешь добиться успеха — учись и учись учиться. Чтобы приблизиться к Эйнштейну, попробуйте для начала выйти на одни «пятёрки» по математике или что-нибудь понять в сочинениях Канта.
(«Почемучка». По данным Интернета)
26Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27Какие факты приводит автор в доказательство того, что Альберт Эйнштейн учился хорошо? Укажите любые два таких факта.
28Почему, по мнению автора, А. Эйнштейн не стал первым учеником в своём учебном заведении? Используя текст, укажите две причины.
29Какие доказательства незаурядности личности А. Эйнштейна приводит автор? Приведите два примера деятельности учёного и объясните, какие качества каждый из них развивает.
30Автор пишет о том, что в 1934 г. А. Эйнштейн дал благотворительный концерт в пользу эмигрировавших из нацистской Германии учёных и деятелей культуры. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этого поступка.
31Автор полагает, что если «хочешь добиться успеха — учись и учись учиться». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.
freedocs.xyz
Проведение пенсионной реформы относится преимущественно к деятельности
1) научно-познавательной
2) социально-преобразовательной
3) художественно-эстетической
4) материально-производственной
3. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?
1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.
2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.
3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.
4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.
Что является отличительным признаком морали?
1) отражает представления о добре и зле
2) эмоционально воздействует на человека
3) объясняет природные и общественные явления
4) обращается к сверхъестественным силам
5. Правительство выступило с предложением ввести налоговые льготы для предприятий малого бизнеса. Этот факт можно рассматривать как пример связи
1) права и политики
2) экономики и предпринимательства
3) политики и науки
4) экономики и политики
Страна П. специализируется на сельскохозяйственном производстве. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?
1) традиционному
2) индустриальному
3) информационному
4) постиндустриальному
Верны ли следующие суждения о морали?
А. Нормы морали отражают представления людей о добре и зле.
Б. Только сам человек выступает судьей своих поступков с точки зрения их соответствия нормам морали.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о морали?
А. Моральные нормы возникли с появлением государства.
Б. Одним из признаков морали является добровольность выполнения ее требований.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Илья занимается в изостудии и драматическом кружке Центра детского творчества. К какому виду образования можно отнести эти занятия?
1) непрерывное образование
2) дополнительное образование
3) среднее (полное) образование
4) профессиональное образование
10. Виталий учится в 8-м классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?
1) среднее профессиональное образование
2) основное общее образование
3) среднее общее образование
4) начальное общее образование
Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о взаимоотношениях общества и природы?
А. Общество и природа органически взаимосвязаны, так как природа — естественное условие существования людей.
Б. Технократический тип мышления рассматривает природу лишь как источник сырья для материального производства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
1) прибыль
2) труд
3) налоги
4) зарплата
Укажите название экономической системы, в которой механизм рынка дополняется активной ролью государства в организации хозяйственной жизни общества.
1) рыночная
2) административно-командная
3) плановая
4) смешанная
Обязательные платежи физических и юридических лиц государству — это
1) пошлины
2) субсидии
3) страховые взносы
4) налоги
В командной экономике, в отличие от рыночной,
1) существует конкуренция производителей
2) труд является товаром
3) ресурсы распределяются централизованно
4) установлен налог на прибыль
Перед началом пляжного сезона резко возрастает количество торговцев средствами для похудения. Это является результатом
1) государственного регулирования
2) ценового сговора производителей
3) покупательского спроса
4) конкурентной борьбы
18. В стране Z на рынке присутствует большое количество самостоятельных производителей однородного товара и множество обособленных потребителей данного товара. Какая дополнительная информация позволит определить этот рынок как рынок «чистой конкуренции»?
1) Общий спрос всех потребителей удовлетворяется при поддержке государства.
2) В стране высокий уровень социальных гарантий.
3) Государство законодательно гарантирует свободный вход на рынок новых производителей.
4) В стране отсутствует антимонопольное законодательство.
Верны ли следующие суждения?
А. Экономика — это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путём создания необходимых благ, условий и средств существования.
Б. Экономика — наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждений предприятиях различных типов и форм?
А. Работники предприятия любой формы собственности правомочны самостоятельно решать вопросы распределения прибыли и выделения средств на развитие его основных фондов.
Б. Коммандитисты в товариществе на вере осуществляют управление и выступают в хозяйственных отношениях от имени товарищества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что является характерным признаком нации?
1) общность исторической памяти
2) наличие политической системы
3) конкурентоспособность
4) наличие аппарата управления
Выбор способа действий личности в обществе в первую очередь зависит от
1) происхождения
2) профессиональной подготовки
3) уровня образования
4) ценностных ориентиров
Когда Дмитрию Дмитриевичу Г. исполнилось 65 лет, он был уволен в связи с сокращением численности штатов. К какой группе населения его можно отнести?
1) безработных
2) трудоспособных
3) маргиналов
4) нетрудоспособных
На этапе взросления ребёнка главной силой, формирующей его мировоззрение, становится(- ятся)
1) школьное воспитание
2) социальное окружение
3) положительные примеры искусства и литературы
4) самовоспитание
Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.
Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения?
А. Отклоняющееся поведение может проявляться в особой одарённости и необыкновенных способностях человека.
Б. Отклоняющееся поведение всегда противоправно.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что является признаком любого государства?
1) соблюдение конституционных прав человека и гражданина
2) наличие публичной власти
3) реализация принципа разделения властей
4) расширенные полномочия государственного аппарата
Необходимым условием существования гражданского общества является
1) многообразие социальных групп, общественных объединений, связей между ними
2) наличие двухпалатного парламента
3) наличие контроля государства над жизнью общества
4) отсутствие возможности свободного въезда в страну и выезда из неё
В стране Z единственная политическая партия осуществляет полное управление обществом, контролирует не только политическую сферу, но и экономическую, любая оппозиция подавляется. О каком режиме идёт речь?
1) о демократическом
2) об авторитарном
3) о режиме ограниченной монархии
4) о тоталитарном
30. В государстве М. представительные органы власти формируются следующим образом: 50%
составляют кандидаты, включённые в избирательные списки своих партий и движений, 50 %
— из получивших большинство голосов в одномандатных округах. Для какой избирательной системы характерен этот принцип?
1) смешанной
2) прямой
3) пропорциональной
4) мажоритарной
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Государство определяет нравственные ценности общества.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Тест по обществознанию (9 класс)
Задания 1. Общество как форма жизнедеятельности людей
1.. Общество в широком смысле слова означает…
1) естественную среду обитания человека 2) группу людей, объединённых общими интересами
3) стадию исторического развития народа
4) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем
2.. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
1) искусство, наука 2) производство, распределение
3) выборы, референдум 4) группа, этнос
3. Под обществом в широком смысле понимают…
1) всё население Земли в прошлом, настоящем и будущем
2) единство живой и неживой природы
3) весь мир в многообразии его форм и проявлений
4) определённый этап исторического развития
4. Существуют различные значения понятия «общество». Под обществом в широком смысле понимают
1) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем
2) группу людей, объединившихся для общения и взаимопомощи
3) объединение людей одной профессии
4) весь материальный мир
5. К политическим проблемам развития общества можно отнести…
1) угрозу международного терроризма
2) снижение интереса молодёжи к чтению книг
3) рост инфляции
4) распространение наркотиков среди молодёжи
6.. В какой фразе слово «общество» употреблено в широком смысле?
1) Индийское общество многие века было разделено на касты.
2) Общество объединяет прошлое, настоящее и будущее человечества.
3) Общество собаководов провело выставку собак бойцовых пород.
4) Общество любителей древностей издаёт ежемесячный журнал.
7. Учёные-обществоведы определяют общество как…
1) весь мир в многообразии его форм и проявлений
2) неотъемлемую часть природы
3) единство живой и неживой природы
4) обособившуюся от природы часть мира
8.. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?
1) разрушение ураганом домов в посёлке 2) осушение болот под строительство автодороги
3) загрязнение воздуха выхлопными газами 4) изучение экологии школьниками
9. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
1) искусство, наука 2) федерация, республика
3) семья, этнос 4) издержки, прибыль
10. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы?
1) собственность, доход 2) искусство, образование
3) общечеловеческие ценности, социальные нормы
4) разделение властей, форма государства
11. Что отличает человека от животного?
1) наличие физиологических потребностей 2) забота о потомстве
3) способность к сознательной деятельности 4) приспособление к природной среде
12. Проведение реформы системы образования относится преимущественно к деятельности…
1) научно-познавательной 2) социально-преобразовательной
3) художественно-эстетической 4) материально-производственной
13. Что относится к глобальным проблемам человечества?
1) кризис перепроизводства 2) глобализация мирового хозяйства
3) загрязнение окружающей среды 4) переход в постиндустриальную фазу развития
14. Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?
1) производителей и потребителей 2) партий и государства
3) родителей и детей 4) писателей и читателей
15. Что свойственно и человеку, и животному?
1) инстинкты и рефлексы 2) сознательная активность
3) целенаправленная деятельность 4) словесная речь
16. Глобальная экологическая проблема выражается в…
1) организации заповедников и заказников 2) распространении наркомании и алкоголизма
3) истощении природных ресурсов
4) угрозе новой мировой войны
17. Что относится к экономической сфере жизни общества?
1) производство материальных благ 2) организация государственной власти
3) создание произведений искусства 4) разработка и принятие законов
18. Человека от животного отличает
1) наличие инстинктов 2) приспособление к природным условиям
3) наличие сознания 4) поведенческая активность
19. Что относится к экологическим проблемам?
1) проблема международного терроризма
2) распространение алкоголизма среди подростков
3) перенаселенность стран Азии и Африки
4) загрязнение воздуха промышленными отходами
20. Отличительной тенденцией развития современного общества является…
1) механизация 2) индустриализация 3) модернизация 4) глобализация
21. В узком смысле слова под обществом следует понимать…
1) территорию, имеющую определенные границы 2) социальную организацию страны
3) объединение любителей старинных книг 4) политическую организацию государства
22. В узком смысле слова под обществом надо понимать…
1) конкретный этап в развитии народа 2) территорию, имеющую четкие границы
3) социальную организацию страны 4) часть материального мира
23. В широком смысле слова под обществом следует понимать…
1) группу любителей почтовых марок 2) всех жителей данного города
3) учеников средней школы № 4 4) совокупность форм объединения людей
24. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?
1) исчезновение многих биологических видов
2) научно-технический прогресс 3) увеличение продолжительности жизни человека
4) распространение алкоголизма и наркомании
25. Человек влияет на природу…
1) положительно 2) не влияет на природу 3) и положительно, и отрицательно
4) отрицательно
26.
27. Что отличает человека от животного?
1) наличие физиологических потребностей
2) забота о потомстве
3) способность к сознательной деятельности
4) приспособление к природной среде
28. Проведение реформы системы образования относится преимущественно к деятельности…
1) научно-познавательной 2) социально-преобразовательной
3) художественно-эстетической 4) материально-производственной
29. В узком смысле слова под обществом следует понимать…
1) территорию, имеющую определенные границы 2) социальную организацию страны
3) объединение любителей старинных книг 4) политическую организацию государства
30. Что относится к глобальным проблемам человечества?
1) кризис перепроизводства 2) глобализация мирового хозяйства
3) загрязнение окружающей среды 4) переход в постиндустриальную фазу развития
31. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества…
1) экономическую 2) социальную 3) политическую 4) духовную
32. Правительство страны Z приняло решение о поддержке конкурса хоровых коллективов «Поющий мир». Данный пример свидетельствует о взаимодействии сфер общества
1) политической и экономической 2) экономической и социальной
3) политической и духовной 4) духовной и социальной
33. Партия Z активно участвует в благоустройстве города к празднику. Данный пример свидетельствует о взаимодействии сфер общества
1) экономической и социальной 2) политической и социальной
3) социальной и духовной 4) экономической и духовной
34. Какие отношения относятся преимущественно к экономической сфере жизни общества?
1) учителей и учащихся 2) политических партий и избирателей
3) производителей услуг и потребителей
4) священнослужителей и последователей религиозных конфессий
Задания 1. Общество как форма жизнедеятельности людей. Вариант 2
35. Организация благотворительной акции в поддержку одиноких пенсионеров относится, прежде всего, к
1) экономической сфере жизни общества 2) политической сфере жизни общества
3) социальной сфере жизни общества 4) духовной сфере жизни общества
36. К какой сфере общественной жизни относится руководство и управление обществом?
1) экономической 2) политической 3) социальной 4) духовной
37. Каким примером может быть проиллюстрировано влияние природных факторов на развитие общества?
1) строительство дамбы, защищающей Санкт-Петербург от наводнений
2) начало промышленного переворота
3) создание музея-заповедника известного поэта
4) формирование демократических режимов в европейских странах
38.. Личность формируется в результате процесса
1) социализации 2) гуманизации 3) гуманитаризации 4) эмансипации
39. Под обществом в широком смысле слова понимают
1) определённый этап общественного развития
2) способ осуществления власти3) объединение людей по общим интересам
4) все формы взаимодействия людей
40. В отличие от природы, общество
1) обусловлено деятельностью человека 2) находится в постоянном развитии
3) состоит из взаимосвязанных элементов4) является частью материального мира
41. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании экономической сферы общества? 1) религия, мораль 2) производство, обмен
3) выборы, власть 4) нация, стратификация
42. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества
1) экономическую2) социальную3) политическую4) духовную
43. Страна А оказала гуманитарную помощь стране Z, пострадавшей во время наводнения. Взаимодействие каких сфер общества иллюстрирует данный пример?
1) политической и экономической 2) экономической и социальной
3) экономической и духовной 4) политической и социальной
44. Проведение благотворительной акции помощи детям-сиротам относится к сфере жизни общества 1) экономической 2) политической 3) социальной 4) духовной
45. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества? 1) племена, народности 2) сословие, класс 3) республика, федерация
4) издержки, прибыль
46. К какой сфере жизни общества непосредственно относится деятельность научных учреждений, организаций культуры и образования?
1) социальной 2) правовой 3) политической 4) духовной
47. Какая сфера общественной жизни регулирует отношения власти, организацию управления обществом?
1) духовная 2) политическая 3) экономическая 4) социальная
48. Глобальные проблемы современности
1) связаны только с развитыми странами2) могут решаться автономно друг от друга
3) затрагивают всё человечество
4) возникли одновременно с появлением человека и общества
49. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
1) мораль, искусство2) свобода слова, неприкосновенность жилища
3) деньги, собственность4) семья, этнос
50. Понятия «авторитарный режим», «республика», «федерация» относятся к характеристике сферы общества
1) экономической 2) политической 3) социальной 4) духовной
51. К какой сфере жизни общества относится деятельность предприятий по производству потребительских товаров и услуг?
1) экономической2) политической3) социальной4) духовной
52. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества? 1) сословие, класс 2) парламент, федерация 3) племена, народности 4) издержки, прибыль
53. К какой сфере общественной жизни непосредственно относится производство и потребление зерновых культур?
1) социальной 2) духовной 3) политической 4) экономической
Ключ № п/п № задания
Ответ
1 1 4
2 32 4
3 63 1
4 94
1
5 125
1
6 156
2
7 187
4
8 218
1
9 249
2
10 280
4
11 311
3
12 342
2
13 373
3
14 404
2
15 435
1
16 466
3
17 497
1
18 528
3
19 559
4
20 590
4
21 621
3
22 652
1
23 683
4
24 714
1
25 745
3
26 776
4
27 807
3
28 838
2
29 869
3
30 900
3
31
943
1
32
1237
3
33
1268
2
34
1299
3
35
1330
3
36
1361
2
37
1392
1
38
1423
1
39
1454
4
40
1485
1
41
1516
2
42
1547
1
43
1583
4
44
1614
3
45
1645
3
46
1676
4
47
1707
2
48
1739
3
49
1770
1
50
1801
2
51 1832
1
52 1863
2
53 1894 4
infourok.ru