cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Просодические компоненты речи – Консультационный центр «Logos»: Просодические компоненты речи.

Просодическая сторона речи — что же это такое?


ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ –

ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?

Просодия как составляющая фонетической стороны речи

Существует несколько определений термину «просодия» (от греческого «prosodia»), но все они довольно похожи друг на друга.

Просодия (по Т.Ф. Ефремовой) – 1. Система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в том или ином языке. 2. Учение о соотношении слогов в стихе; совокупность правил стихосложения. Совокупность элементов языка, на которых строится стихосложение.

Просодия (по С.И. Ожегову) – 1. То же, что стиховедение. 2. Часть стиховедения – учение о метрически значимых элементах речи. 3. Система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи.

По мнению Н.И. Жинкина, просодия является наивысшим уровнем развития языка.

В логопедии просодия является одной из составляющей фонетической стороны речи, и представляет собой набор голосовых характеристик, совокупность ритмико-интонационных свойств (далее компонентов) речи.

Единого мнения по количеству этих компонентов у авторов нет. Основные приводимые исследователями понятия просодии представлены на Рисунке 1.

Рисунок 1

Основные понятия просодической стороны речи

Эти просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Иными словами, это основа звучащей речи, источник образования звуков и голоса.

Дикция – правильное, чистое, четкое и ясное произношение звуков речи, зависящее от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Интонация – это (от лат. intonare – громко произносить) ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

В это понятие включаются сразу несколько акустических элементов речи, которые можно выделить и как самостоятельные компоненты просодии, например: темп, паузы, тембр речи, тон речи, мелодика.

Интонация является основной составляющей просодии. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя.

Ударение – акцент, выделение каким-либо акустическим средством (высотой звука, силой звука, длительностью звучания, отсутствием редукции) одного из компонентов речи: слога в составе фонетического слова – словесное ударение, слова в составе синтагмысинтагменное ударение, синтагмы в составе фразы – фразовое ударение, какого-либо слова для подчеркивания его особого значения – логическое ударение.

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка (повышение и понижение тона голоса), которая придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и другие) и позволяет избежать монотонности.

Темп речи – скорость произнесения определенных отрезков речи, взаимосвязанная с содержанием высказывания и зависящая от стиля произношения.

Ритм речи – последовательное чередование через определенные отрезки времени элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение.

Пауза (паузация) – (лат. pausa от греч. pausis прекращение) – это «незвуковое» интонационное средство, временная остановка звучания, перерывы в произнесении речевых элементов. Паузы разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи.

Голос – способность человека издавать звуки (при разговоре, пении, крике, смехе, плаче), имеющая определенные качества, такие как: сила, высота тембр, тон, полетность, модуляция.

Сила голоса – его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Гибкое изменение силы (громкости) голоса – это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

Высота голоса – это физиологическое свойство речевого голоса к тональным изменениям (изменению диапазона), управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, дрожащим, невыразительным, иногда фальцетообразным.

Тембр голоса – колорит голоса, его дополнительная артикуляционно-акустическая окраска. Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр – это индивидуальная особенность, которая зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, его строения и функций. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.

Тон голоса – эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и так далее.

Полетность голоса – длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков, способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости голоса.

Модуляция голоса – способность изменять голоса по силе, тону, высоте, тембру и длительности звучания.

Таким образом, просодия – это «многокомпонентное явление, представляющее собой совокупность определенных акустических элементов».

Материал подготовлен воспитателем группы «Сказка» (ГБДОУ №9)

Зориной В.А.

infourok.ru

Материалы лекции «Начальные этапы речевого развития» Вопрос: Развитие просодической стороны речи

Просодика (просодия) — представляет совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, полетность голоса, дикция. Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку и т.д.

Интонация

В понятие интонации включается темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов), паузы (перерывы в произнесении речевых элементов), тембр речи (окраска человеческого голоса), тон речи (степень высоты звука), мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение).

Мелодика

Она фиксирует повышение и понижение тона. Такая звуковая организация речи должна быть органически связана с содержанием, смыслом высказывания. Мельчайшее злоупотребление мелодикой мешает восприятию информации. Различают три вида мелодики: повествовательная — резкое понижение голоса на последнем ударном слоге; вопросительная — повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; восклицательная — свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

Темп речи

Это важнейший компонент интонации. Темп — скорость произнесения речевых элементов. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего.

Патологически быстрая речь (тахилалия) требует усиленного внимания, что вызывает утомление. Патологически замедленная речь (брадилалия), наоборот, ослабляет внимание, что тоже приводит к утомлению.

Темп речи зависит от возраста говорящего. Темп речи определяется содержанием текста.

Тембр

Индивидуальный компонент интонации — тембр, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.

Пауза

Особое место в интонации занимают паузы — это «незвуковое» интонационное средство. Паузы необходимы, так как они разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи. Интонационно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого, помогают выяснить их смысл. Если не делать логической паузы, получится сплошной текст, в котором трудно разобрать, какие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонационно. Различают смысловую паузу (логическую), целиком определяемую синтаксисом, и ритмическую паузу, от синтаксиса не зависящую и определяемую ритмическим импульсом. Первая наличествует во всякой речи, вторая — только в стихотворной. Длительность пауз и характер их распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации»

Сила голоса

Сила голоса зависит от того, как направлены звуки голоса в резонаторы, в каком состоянии они находятся. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Сила голоса — это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колебания голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа).

Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса — величина объективная, то громкость — понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость — это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса — это средств достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

Высота голоса

Это физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Характеризуется организационным дыханием и активной работой резонаторов, усиливающих звук. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, тремолирующим, дрожащим, невыразительным, немодулированным, иногда фальцетообразным.

Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

Ритм

Это закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Ритм в широком смысле присущ непосредственно целому ряду природных явлений и человеческому организму (ритмичное дыхание, работа сердца, кровообращение и т.д.).

В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный ритм, который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса — паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами. Таким образом, единицей речевого ритма становится слово или группа слов, ограниченные от последующих при помощи паузы.

Логическое ударение

Это выделение наиболее важного слова в ряду остальных для предания предложению точного смысла. Логическим признается смысловое ударение, максимально сильно акцентируемое, четко выделенное интонационно (силой и значительным интервалом высоты тона по сравнению с обычным словесным ударением). Специфика логического ударения — в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова. Следовательно, средствами выражения логического ударения являются: усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога.

Речевое дыхание

Это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменить силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах).

В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания.

Полетность голоса

Это способность голоса быть слышимым на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего.

Дикция

Основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Просодические элементы речи: мелодика, сила произнесения слов и слогов, соотношение отрезков речи и пауз, общая тембровая окраска не зависят от качества звуков речи. Кратчайшая просодическая единица языка — слог или мора (лат. mora — «промежуток времени, пауза»).

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма — отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она выступает как ритмический элемент устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией.

Просодические проявления можно отметить уже у детей в младенческий период.

Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к 2-3 месяцам жизни становится все более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими. До двух месяцев голосовые выражения дифференцируются благодаря разным интонациям голоса (крика, плача), но более подробной дифференциации плач уже не получает, так как после двух месяцев дифференцируются звуки. В сочетании с выразительными мимическими движениями интонированный крик и модулированные звуки являются средством выражения состояния ребенка. Р.В. Тонкова-Ямпольская указывает, что во время крика ребенка активизируются специфические зоны коры. Ребенок слышит свой крик, импульсы достигают слухоречевых и речедвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию.

В 2-4 месяца у ребенка появляются короткие звуки — гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого. Прежде всего, дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Звуки гуления становятся средством общения с взрослым в силу их интонационной выразительности, что становится возможным начиная с конца третьего месяца жизни, когда звуки гуления делаются достаточно отчетливыми по интонации.

Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после шестого месяца в течение седьмого месяца, затем процесс накопления звуков замедляется и новых звуков появляется мало. Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключается в том, что с ее наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным. От 7-8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. Общение осуществляется с помощь эмоциональной интонации. Примерно к 11 месяцам появляются активные лепетные цепи слогов. При этом какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Beроятнее всего, это начальная стадия формирования ударения.

Просодические проявления, выражающиеся в виде эмоционально-выразительных вокализаций, являются предпосылкой языкового развития ребенка. Ход преобразования врожденных голосовых реакций в знаки эмоциональной выразительности отражен в таблице (по работам Е.Н. Винарской (2005 г.)).

studfiles.net

Развитие просодических компонентов речи у детей с ТНР.

Развитие просодических компонентов речи у детей с ТНР.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие, необходимое условие формирования личности. Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей (Е. С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлов и др.). Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.

Просодия (от греческого, prosodia – ударение, припев) понимается как членение речи и соединение расчленённых частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения.

В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.

Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной. Значение просодической стороны речи подчеркивали многие исследователи. В. М. Бехтерев выделял следующие цели просодического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приучить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и раскрепостить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

В. И. Гиляровский писал, что просодические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга.

Е. В. Чаянова, Е. В. Конрова считали, что система просодических заданий способствует развитию внимания: его концентрации, правильному распределению, повышению объема, устойчивости; памяти: зрительной, слуховой, моторной, логической, комплексной. Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.

В ряду различных методик, представляющих систему работы по коррекции речи, нет ни одной методики направленной на формирование просодической стороны речи. В существующих методиках по коррекции дизартрии, исследования имеют фрагментарный характер, который не уделяет средствам должного внимания.

В программе обучения дошкольников Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, логопедическая работа направлена на коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, расширение словарного запаса и т.д. Но в ней не выделено раздела посвященного формированию просодической стороны речи.

В настоящей время поднимается проблема формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Основной составляющей просодии является интонация. Она позволяет точно и выразительно передавать мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к собеседнику. Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи.

Тембр – это особая окраска голоса человека, присущая только ему и позволяющая узнавать его по телефону или тогда, когда мы не можем видеть его, но можем слышать. Тембр – это величина постоянная, как отпечатки пальцев человека.

Громкость (сила) голоса – сила подаваемого звука определяется интенсивностью напряжения голосовых складок и величиной давления воздуха в подсвязочном пространстве. Гибкое изменение громкости голоса – это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия.

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Темп речи – это скорость протекания речи во времени или число звуковых единиц, произносимых в единицу времени.

Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Как считают исследователи, темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико – грамматическое структурирование, артикуляторно – дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи это происходит в момент так называемых «дыхательных пауз».

Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.

Выделенные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:

  • речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;

  • речевой выдох ослаблен;

  • речь монотонна, маловыразительна;

  • темп речи замедленный или ускоренный;

  • ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;

  • голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют; 

  • голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;

  • тембр чаще низкий;

Для того, чтобы выявить степень сформированности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией, можно воспользоваться методиками Е.Ф Архиповой, которые подобраны с учетом онтогенетического принципа, структуры дефекта и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Воздействовать на формирование просодических компонентов речи предлагаю при помощи комплекса упражнений логопедической ритмики. Который, направлен на обучение и воспитание детей дошкольного возраста с дизартрией, посредством движения, слова и музыки, а так же на преодоление выделенных особенностей просодики у детей дошкольного возраста.

Логоритмические упражнения должны проводиться на разных этапах занятий: перед началом занятий, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре, а также включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. Эта работа не должна заканчиваться даже тогда, когда ребенок уходит домой. Там эту работу продолжают родители, следуя рекомендациям логопеда.

Традиционную утреннюю гимнастику целесообразно заменить занятием продолжительностью 10-15 мин, включающим в себя элементы логопедической ритмики, что послужит в свою очередь базой для проведения логоритмических занятий.

Содержание занятия должно быть напрямую связано с изучаемой лексической темой, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

Формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.) и проводится на логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков и логоритмических занятиях.

Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе мы использовали приемы, предложенные Бабиной Г.В., Бабушкиной Р.Л., Власовой Т.М., Емельяновой Л.Ф., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В., Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи, мы адаптировали приемы и методы коррекционной работы, разработанные разными авторами, для детей дошкольного возраста.

Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий. Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

2 этап

3 этап

Подготовительный

Основной

Заключительный

1. Работа над речевым дыханием.
2. Работа над голосом.
3. Формирование ритмической организации речи.
4. Формирование темповой организации речи.

1. Формирование общих представлений об интонации.
2. Знакомство с повествовательной интонацией.
3. Знакомство с вопросительной интонацией.
4. Знакомство с восклицательной интонацией.
5.Дифференциация интонационной структуры предложения.

1. Работа над интонацией повествовательного предложения.
2. Работа над интонацией вопросительного предложения.
3. Работа над интонацией восклицательного предложения.
4. Дифференциация интонационной структуры предложения.

При планировании и проведении коррекционных занятий я учитываю особенности детей старшего дошкольного возраста. Организуя логопедическую работу с ними:

  • осуществляю индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и психических особенностей

  • обеспечиваю положительную мотивацию выполнения заданий, необходимую для повышения эффективности коррекционного воздействия

  • чередую различные виды деятельности

— включаю в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных процессов и т.д.

Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду.

Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, другие специалисты занимаются закреплением навыков правильной речи в звуковом и просодическом её понимании. Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приёмы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.

В арсенале воспитателя и музыкального руководителя имеется многообразный материал для развития ритмико-интонационных возможностей детей. В своей работе я использую двигательные упражнения, стихи, потешки, игры пальчиковой гимнастики.

В старшей группе предусмотрены специальные занятия и достаточно часто проводятся упражнения решающие самые разные задачи воспитания просодической стороны речи.

К примеру, при ознакомлении детей с художественной литературой; в процессе пересказа сказок, рассказов, воспроизведение стихотворений; при обучении детей описыванию игрушек, картин, я учу детей правильно применять интонационные средства голоса, темп речи, интонационные средства выразительности, обращаю внимание дошкольников на необходимость чётко и ясно произносить звуки, слова и фразы. Также на занятиях в старшей группе продолжается работа по совершенствованию голосового аппарата детей. Проговаривание чистоговорок помогает не только закреплять звуки, но отрабатывать дикцию, скорость и громкость речи. При заучивании стихотворений осваиваются интонационные тонкости языка (читают стихотворения по ролям). Как уже было сказано ранее, работа по совершенствованию интонационных средств выразительности проводится как на занятиях, так и в процессе ознакомления с художественной литературой, при пересказах.

Музыкальный руководитель принимает самое активное участие в коррекционно-развивающей работе: он помогает совершенствовать общую и мелкую моторику, правильное диафрагмально-речевое дыхание, выразительность мимики, пластики движений, просодической стороны речи, что особенно важно для детей имеющих речевые нарушения.

Логопедическая работа предполагает комплексное воздействие направленное на формирование ритмико-интонационной стороны речи дошкольников. И для формирования просодической стороны речи детей на логопедических занятиях основное внимание, считаю целесообразным, уделить логопедической и фонетической ритмике.

Основные моменты, на которые следует обратить особое внимание при проведении занятий:

  1. Обучение навыкам произвольной регуляции мышечного тонуса и правильному дыханию.

  2. Развитие чувства ритма у детей.

  3. Совершенствование уровня общих движений.

  4. Формирование динамической организации.

  5. Развитие творческих способностей детей.

В своей работе я использую различные упражнения и игры, например:

Упражнения для формирования речевого дыхания

«Жук жужжит»

И.п. – руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят: «ж-ж-ж», опуская руки вниз.

«Воздушный шарик»

Предлагаем детям надуть шарик. Дети перед грудью руками держат воображаемый шарик. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «ф-ф-ф». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

  • На дворе трава, на траве дрова.

  • Грустно ( «Ох, сколько здесь работы!»);

  • Радостно ( «Ура, здесь можно интересно поиграть!»);

  • Равнодушно ( «Ну и что?»).

*

Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.

1 упражнение.

Произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).

2 упражнение.

Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у». изобрази эти звуки голосом.

Упражнения на развитие силы голоса.

1 упражнение «Гудок паровоза».

Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.

2 упражнение «Аукание».

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау — ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.

Игра на развитие полетности голоса «Эхо».

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» другие тихо отзываются: «А-а-а!»

Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.

Произнесите следующие предложения в нужном темпе:

  • Как медленно вертится колесо!

  • Помогите, человек тонет!

  • Как долго тянется зима!

  • Скорей бежим домой!

Игры на совершенствование чувства ритма

  • Игра «Барабанщик»

  • Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:

  • Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!

  • Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!

  • Памм! Памм! Памм!

Игры и упражнения на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса.

Игра «День и ночь»

По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.

Игра «Узнай по голосу»

Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются, и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!»

Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.

Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз

1 упражнение

Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?

  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.

  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.

  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.

  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.

2 упражнение

Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню?

3 упражнение

Расскажи стихотворение, соблюдая паузы: Мама! Мама! Посмотри!

Я пускаю пузыри.

Желтый, красный, голубой –

В каждом я и ты со мной!

4 упражнение «Меня зовут»

Учить детей делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Оля. Маму зовут (мини-пауза) Мария Ивановна.

ВЫВОД: Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом воспитания. Чем богаче и выразительнее речь ребёнка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Формирование ритмико-интонационных возможностей является сложной педагогической проблемой, так как влияет на коммуникативную функцию, но преодолеть это недоразвитие удается в условиях соблюдения системы логопедической работы и взаимодействия специалистов, что благоприятно влияет на речевое общение.

Речь тесным образом связана с личностью ребенка, так как важнейшей функцией речи является коммуникативная. Ограничение общения, которое наблюдается при нарушении состояния просодических компонентов речи, меняет условия формирования личности, ее сознание, самосознание. С возрастом появляется неуверенность в своих силах, развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти особенности развития личности детей с ОНР приводят к нарушению социальной адаптации.

Таким образом, проблемы коррекции просодической стороны речи детей с ОНР актуальны как для теории, так и для практики современной логопедии.

infourok.ru

Овладение просодическими компонентами речи в онтогенезе

Термином «онтогенез речи» принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления .       Развитие речи в раннем возрасте делится на два периода: подготовительный период (до 1,5 лет) — до оформления самостоятельной речи и период оформления самостоятельной речи (1,5-2 года).

Активное овладение интонационной системой языка рассматривается в работах Р.В. Тонковой-Ямпольской. Анализируя звуковую активность детей с рождения до 5 лет, она утверждает, что становление интонации начинается с крика и к началу 2-го года жизни ребенок усваивает интонационную систему языка в целом, а на более поздних этапах развития идет процесс ее совершенствования и дифференцирования. Автор считает возможным говорить о том, что со второго месяца жизни в невербальной  стадии в вокализациях ребенка дифференцируются интонации, сопоставимые с интонациями у взрослых, формирующиеся в следующей последовательности: со второго по седьмой месяц жизни появляется интонация, сопоставимая с повествовательной у взрослых; с девятого месяца жизни — «настойчивая» интонация, сопоставимая с повелительной у взрослых, с двух лет — интонация вопроса, сходная с вопросительной у взрослых.

Интересны результаты исследования интонации Н.И. Лепской . Она утверждает, что интонация появляется в возрасте 1 года 4 месяцев — 1 года 6 месяцев и в течение полугода остается основой детской коммуникации.  К школьному возрасту при своевременном развитии речи дети правильно произносят в слове ударные и безударные слоги, но выделить их по заданию взрослого пока не умеют. Интуитивная способность произносить ударные и безударные слоги является базой для развития умения ставить логическое ударение в предложении, что, в свою очередь, предполагает правильное интонирование. Овладение интонацией происходит одновременно с овладением речью, поэтому восприятие интонации обычно опережает восприятие смысла. В настоящее время периодизация основных этапов развития речи осуществлена достато

www.sites.google.com

1.2. Развитие просодической стороны речи в онтогенезе

Речь, как языковое явление, рассматривается в современном языкознании в качестве коммуникации, как средство общения между людьми. Человек, живя в обществе, с помощью речи передает и получает необходимую для него информацию. Для точного выражения смысла высказывания необходимо владеть умением использовать просодические компоненты речи 16.

Речь человека, богатая различными интонационными характеристиками, считается выразительной. Значение просодической стороны речи подчеркивали многие исследователи (Гвоздев А.Н., Архипова Е.Ф., Корзун Н.В., Борисова-Лосик Н.И и др).

Просодика представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку 2.

Рассмотрим более подробно характеристики просодических свойств речи.

Интонация представляет собой сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр, логическое ударение, которые на уровне предложения служат не только для выражения различных синтаксических значений и категорий, но также и для передачи экспрессивной и эмоциональной окраски 3.

Понятие мелодика речи включает в себя совокупность тональных средств, характерных для данного языка, т. е. является модуляцией высоты тона при произнесении фразы 17. Такая звуковая организация речи должна быть органически связана с содержанием, смыслом высказывания. Мельчайшее злоупотребление мелодикой мешает восприятию информации. Различают три вида мелодики: повествовательная – резкое понижение голоса на последнем ударном слоге; вопросительная – повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; восклицательная – свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

Одним из важнейших компонентов просодической стороны речи является ее темп. Темп речи – это скорость протекания речи во времени. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего. Ускорение или замедление темпа речи обуславливает степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости. Темп речи зависит от возраста говорящего и определяется содержанием текста 2,3.

Специфическим просодическим компонентом речи является ее тембр, индивидуальная окраска, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно 2,3.

Сила голоса определяется как умение давать голос тихо, средне и громко. Сила голоса зависит от амплитуды колебаний голосовых складок, что обусловлено силой выдоха, и от величины резонирующих полостей (легкие, гортань, глотка, ротовая и носовая полости) 17. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Сила голоса – это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах.

Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса – величина объективная, то громкость – понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость – это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса – это средств достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения 12.

Высота голоса – это физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Характеризуется организационным дыханием и активной работой резонаторов, усиливающих звук. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, тремолирующим, дрожащим, невыразительным, немодулированным, иногда фальцетообразным. Изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности называется модуляцией голоса 2.

Важным компонентом просодической стороны речи является ее ритм, т.е. равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости в произведении речи 3. Ритм в широком смысле присущ непосредственно целому ряду природных явлений и человеческому организму (ритмичное дыхание, работа сердца, кровообращение и т.д.). В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный ритм, который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса – паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами. Таким образом, единицей речевого ритма становится слово или группа слов, ограниченные от последующих при помощи паузы 2.

Особое место в интонации занимают паузы – это «незвуковое» интонационное средство. Паузы необходимы, так как они разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи. Интонационно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого, помогают выяснить их смысл. Если не делать логической паузы, получится сплошной текст, в котором трудно разобрать, какие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонационно. Различают смысловую паузу (логическую), целиком определяемую синтаксисом, и ритмическую паузу, от синтаксиса не зависящую и определяемую ритмическим импульсом. Первая присутствует во всякой речи, вторая – только в стихотворной. Длительность пауз и характер их распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации 2.

Еще одним интонационным средством является логическое ударение. Это выделение наиболее важного слова в ряду остальных для предания предложению точного смысла. Логическим признается смысловое ударение, максимально сильно акцентируемое, четко выделенное интонационно: силой и значительным интервалом высоты тона по сравнению с обычным словесным ударением. Специфика логического ударения состоит в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова. Следовательно, средствами выражения логического ударения являются: усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога.

Основой звучащей речи, источник образования звуков, голоса является речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменить силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его на паузах. В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания.

Полетность голоса – это способность голоса быть слышимым на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего.

Основой четкости и разборчивости речи является дикция. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма – отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она выступает как ритмический элемент устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией 2.

Ребенок, усваивая русский язык, должен овладеть просодическими средствами, научиться по ним, как и по звукам, распознавать разные по значению высказывания других, а также овладеть умением применять их с теми же целями, т.е. использовать их как фонологические средства языка 7.

По данным Винарской Е.Н., голосовые реакции детей раннего возраста в довербальный период развития имеют богатую эмоциональную семантику. Крики, гуление, лепет, формирующиеся на их основе псведослова и псевдосинтагмы, еще не обладают языковым значением, но носят функцию коммуникации 6.

Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к 2-3 месяцам жизни становится все более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими. До двух месяцев голосовые выражения дифференцируются благодаря разным интонациям голоса, крика, плача, но более подробной дифференциации плач уже не получает, так как после двух месяцев дифференцируются звуки. В сочетании с выразительными мимическими движениями интонированный крик и модулированные звуки являются средством выражения состояния ребенка. Во время крика ребенка активизируются специфические зоны коры. Ребенок слышит свой крик, импульсы достигают слухоречевых и речедвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию.

В 2-4 месяца у ребенка появляются короткие звуки — гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого. Прежде всего, дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Звуки гуления становятся средством общения с взрослым в силу их интонационной выразительности, что становится возможным начиная с конца третьего месяца жизни, когда звуки гуления делаются достаточно отчетливыми по интонации.

Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после шестого месяца в течение седьмого месяца, затем процесс накопления звуков замедляется и новых звуков появляется мало. Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключается в том, что с ее наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным. От 7-8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. Общение осуществляется с помощь эмоциональной интонации. Примерно к 11 месяцам появляются активные лепетные цепи слогов. При этом какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Beроятнее всего, это начальная стадия формирования ударения 2.

Данные онтогенеза свидетельствуют о том, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем начинается формирование словесной речи. Процесс овладения интонационной системой языка начинается у ребенка уже на стадии гуления. Гвоздев А.Н. отмечает, что ребенок пользуется интонацией понижения для выражения спокойного констатирования уже в период однословного предложения. Примерно в то же время появляются разновидности восклицательной интонации, а на втором году жизни – вопросительные. Также рано усваивается и логическое ударение: с момента, когда предложения ребенка начинают включать несколько слов 7.

Реакции младенца на тон голоса проявляются довольно рано: в 4 месяца ребенок прислушивается к голосу взрослого, реагирует улыбкой, смехом, гулением, может насторожиться и заплакать, то есть адекватно реагирует на тон взрослого.

Восприятие интонации отмечается у детей раньше, чем воспроизведение, еще до года. Это связано с тем, что интонационное поле речеслухового анализатора (восприятие интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе (воспроизведение интонации) заканчивается только в период формирования устной речи 5.

Таким образом, на основании изученных литературных источников можно сделать следующие выводы:

  • просодическая сторона речи состоит из таких компонентов как интонация, сила и высота голоса, темп, ритм, тембр, логическое ударение, которые определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку;

  • просодические компоненты речи воспринимаются и воспроизводятся ребенком значительно раньше, чем начинает формироваться словесная речь, и на ранних этапах развития выступают главными средствами коммуникации;

  • процесс становления просодических элементов заканчивается в период формирования устной речи.

Вывод по главе I:

Устранение патологической назализации голоса при ринолалии, несмотря на многообразие применяемых приемов, представляют известную трудность. Определяется она в первую очередь тяжестью дефекта и характером хирургического вмешательства, которое не всегда достигает хорошего анатомического и функционального эффекта.

Восстановление тембра осложняется тем, что при врожденных расщелинах твердого и мягкого нёба страдает механизм голосообразования, так как иннервация мягкого нёба влияет на функцию голосовых складок. Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования, выявляющие особенности дыхания, фонации и артикуляции у данного контингента, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать более обоснованные и целенаправленные методы логопедической работы. Особенно важными являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать скорейшей социальной реабилитации лиц с врожденными аномалиями нёба.

studfiles.net

Развитие просодических компонентов речи детей, в системе дифференцированной коррекционно-развивающей деятельности.

Развитие просодических компонентов речи детей, в системе дифференцированной коррекционно-развивающей деятельности.

Автор: Коршикова Оксана Анатольевна — воспитатель МБУ детский сад №93 «Мишутка» комбинированного вида г.о. Тольятти

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие, необходимое условие формирования личности. Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей (Е. С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлов и др.). Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.

 

Скачать конспект

Совокупность ритмико-интонационых свойств, обеспечивают интонационную выразительность речи, играющих немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передаёт не только информацию, но и своё эмоциональное состояние. (Е. С. Кубрякова, Г.Н. Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова и др.).

Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает порой больше, чем слова.

Просодия (от греческого, prosodia – ударение, припев) понимается как членение речи и соединение расчленённых частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения.

Значение просодической стороны речи подчеркивали многие исследователи. В. М. Бехтерев выделял следующие цели просодического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приучить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и раскрепостить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

В. И. Гиляровский писал, что просодические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга.

Е. В. Чаянова, Е. В. Конрова считали, что система просодических заданий способствует развитию внимания: его концентрации, правильному распределению, повышению объема, устойчивости; памяти: зрительной, слуховой, моторной, логической, комплексной.

Основной составляющей просодии является интонация. Она позволяет точно и выразительно передавать мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к собеседнику. Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи.

Тембр – это особая окраска голоса человека, присущая только ему и позволяющая узнавать его по телефону или тогда, когда мы не можем видеть его, но можем слышать. Тембр – это величина постоянная, как отпечатки пальцев человека.

Громкость (сила) голоса – сила подаваемого звука определяется интенсивностью напряжения голосовых складок и величиной давления воздуха в подсвязочном пространстве. Гибкое изменение громкости голоса – это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия.

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Темп речи – это скорость протекания речи во времени или число звуковых единиц, произносимых в единицу времени.

Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Как считают исследователи, темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико – грамматическое структурирование, артикуляторно – дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи это происходит в момент так называемых «дыхательных пауз».

Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.

При планировании и проведении коррекционных занятий я учитываю особенности детей старшего дошкольного возраста. Организуя логопедическую работу с ними:

  • осуществляю индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и психических особенностей
  • обеспечиваю положительную мотивацию выполнения заданий, необходимую для повышения эффективности коррекционного воздействия
  • чередую различные виды деятельности

— включаю в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных процессов и т.д.

Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду.

Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, другие специалисты занимаются закреплением навыков правильной речи в звуковом и просодическом её понимании. Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приёмы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.

В арсенале воспитателя и музыкального руководителя имеется многообразный материал для развития ритмико-интонационных возможностей детей. В своей работе я использую двигательные упражнения, стихи, потешки, игры пальчиковой гимнастики.

В старшей группе предусмотрены специальные занятия и достаточно часто проводятся упражнения решающие самые разные задачи воспитания просодической стороны речи.

К примеру, при ознакомлении детей с художественной литературой; в процессе пересказа сказок, рассказов, воспроизведение стихотворений; при обучении детей описыванию игрушек, картин, я учу детей правильно применять интонационные средства голоса, темп речи, интонационные средства выразительности, обращаю внимание дошкольников на необходимость чётко и ясно произносить звуки, слова и фразы. Также на занятиях в старшей группе продолжается работа по совершенствованию голосового аппарата детей. Проговаривание чистоговорок помогает не только закреплять звуки, но отрабатывать дикцию, скорость и громкость речи. При заучивании стихотворений осваиваются интонационные тонкости языка (читают стихотворения по ролям). Как уже было сказано ранее, работа по совершенствованию интонационных средств выразительности проводится как на занятиях, так и в процессе ознакомления с художественной литературой, при пересказах.

Музыкальный руководитель принимает самое активное участие в коррекционно-развивающей работе: он помогает совершенствовать общую и мелкую моторику, правильное диафрагмально-речевое дыхание, выразительность мимики, пластики движений, просодической стороны речи, что особенно важно для детей имеющих речевые нарушения.

Логопедическая работа предполагает комплексное воздействие направленное на формирование ритмико-интонационной стороны речи дошкольников. И для формирования просодической стороны речи детей на логопедических занятиях основное внимание, считаю целесообразным, уделить логопедической и фонетической ритмике.

Основные моменты, на которые следует обратить особое внимание при проведении занятий:

  1. Обучение навыкам произвольной регуляции мышечного тонуса и правильному дыханию.
  2. Развитие чувства ритма у детей.
  3. Совершенствование уровня общих движений.
  4. Формирование динамической организации.
  5. Развитие творческих способностей детей.

В своей работе я использую различные упражнения и игры, например:

Упражнения для формирования речевого дыхания

«Жук жужжит»

И.п. – руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят: «ж-ж-ж», опуская руки вниз.

«Воздушный шарик»

Предлагаем детям надуть шарик. Дети перед грудью руками держат воображаемый шарик. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «ф-ф-ф». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

  • На дворе трава, на траве дрова.
  • Грустно ( «Ох, сколько здесь работы!»);
  • Радостно ( «Ура, здесь можно интересно поиграть!»);
  • Равнодушно ( «Ну и что?»).

*

Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.

1 упражнение.

Произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).

2 упражнение.

Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у». изобрази эти звуки голосом.

Упражнения на развитие силы голоса.

1 упражнение «Гудок паровоза».

Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.

2 упражнение «Аукание».

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау — ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.

Игра на развитие полетности голоса «Эхо».

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» другие тихо отзываются: «А-а-а!»

Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.

Произнесите следующие предложения в нужном темпе:

  • Как медленно вертится колесо!
  • Помогите, человек тонет!
  • Как долго тянется зима!
  • Скорей бежим домой!

Игры на совершенствование чувства ритма

  • Игра «Барабанщик»
  • Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:
  • Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!
  • Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!
  • Памм! Памм! Памм!

Игры и упражнения на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса.

Игра «День и ночь»

По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.

Игра «Узнай по голосу»

Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются, и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!»

Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.

Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз

1 упражнение

Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?

  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.
  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.
  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.
  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.

2 упражнение

Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню?

3 упражнение

Расскажи стихотворение, соблюдая паузы: Мама! Мама! Посмотри!

Я пускаю пузыри.

Желтый, красный, голубой –

В каждом я и ты со мной!

4 упражнение «Меня зовут»

Учить детей делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Оля. Маму зовут (мини-пауза) Мария Ивановна.

ВЫВОД: Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом воспитания. Чем богаче и выразительнее речь ребёнка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Формирование ритмико-интонационных возможностей является сложной педагогической проблемой, так как влияет на коммуникативную функцию, но преодолеть это недоразвитие удается в условиях соблюдения системы логопедической работы и взаимодействия специалистов, что благоприятно влияет на речевое общение.

Речь тесным образом связана с личностью ребенка, так как важнейшей функцией речи является коммуникативная. Ограничение общения, которое наблюдается при нарушении состояния просодических компонентов речи, меняет условия формирования личности, ее сознание, самосознание. С возрастом появляется неуверенность в своих силах, развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти особенности развития личности детей с ОНР приводят к нарушению социальной адаптации.

Таким образом, проблемы коррекции просодической стороны речи детей с ОНР актуальны как для теории, так и для практики современной логопедии.

Список литературы:

Александрова Л.Ю., Спирина Н.П. Гармонизация просодических возможностей детей как педагогическая проблема. — В. Новгород, 2006.

Брызгунова Е.А. Об основах теории интонации// Проблемы фонетики. -М., 1993, т.1.

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М., 2002.

Гвоздев А. Н. «Вопросы изучения детской речи». — М., 1961.

Глухов В. П. «Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР». — М., 1985.

Копачевская Л.А., Лаврова Е.Ф. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями// Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. — Воронеж, 2003.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. — СПб., 1997.

Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. — М., 1999.

Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М., 1999.

Рузина М. С. «Пальчиковый игротренинг». — СПб., 1997.

Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками, развиваем речь». СПб., 2000

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Современный взгляд на структуру просодической стороны речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

Консур А. В., Шорохова М. В. Современный взгляд на структуру просодической стороны речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — № 4 (апрель). — 0,3 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182006.htm.

ART 182006 УДК 159.946.3

Консур Анна Викторовна,

магистрант Института детства ФГБОУ ВО «Новосибирский государ ственный педагогический университет», г. Новосибирск [email protected]

Шорохова Мария Васильевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры логопедии и детской речи ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск [email protected]

Современный взгляд на структуру просодической стороны речи

Аннотация. В статье говорится о современных представлениях о просодии в ракурсе рассмотрения с разных научных позиций. Обозначены и раскрыты основные компоненты просодической стороны речи. Определено значение просодии в коммуникативном акте.

Ключевые слова: просодическая сторона речи, просодия, темп речи, ритм речи, интонация, пауза, речевое дыхание.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

На современном этапе развития дошкольного образования наиболее ярко выделяется проблема речевого развития дошкольников. К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция резкого снижения уровня развития речи у детей дошкольного возраста. Одной из важных составляющих данной проблемы является просодическая сторона речи, которая характеризует эмоциональное выражение произносимой речи, отражает смысловую сторону сообщения и отношение к ней говорящего.

Изучение просодии и ее компонентов являлось предметом исследования в разных отраслях науки. В логопедии при изучении произносительной стороны речи просодию и ее компоненты рассматривали Е. Э. Атремова, Е. Ф. Архипова, И. И. Ермакова, Е. В. Лаврова, Л. В. Лопатина, О. С. Орлова, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова, в лингвистике — В. И. Бельтюков, Л. В. Бондарко, Е. А. Брызгунова, Т. Н. Иванова-Лукьянова, Н. В. Черемисина и другие. В рамках специальной психологии М. В. Плешако-вой при изучении психологических особенностей восприятия голоса другого человека были выявлены специфические закономерности узнавания эмоциональных контекстов по их интонационному контуру [1].

В дошкольном возрасте происходит формирование просодической стороны речи, и ее нарушение накладывает отпечаток на коммуникативные способности речи, так как просодические характеристики помогают говорящему донести информацию до слушателя и показать свое эмоциональное состояние. Плавность речи напрямую взаимосвязана с интонационной стороной речи и просодией.

Современные лингвисты под понятием «просодия» понимают весь спектр рит-мико-интонационных свойств, которые предназначаются для реализации коммуникативной функции речи, так как именно с их помощью говорящий передает многообразие информации и свое эмоциональное состояние.

Просодия является общим понятием всех сверхсегментных свойств речи, к которым относятся разновидности тона, темпа, ритма, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкая

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ниегп

issn 2304-120X Консур А В., Шорохова М. В. Современный взгляд на структуру просодической стороны речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — № 4 (апрель). — 0,3 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182006.htm.

научно-методический электронный журнал

дикция, интонация, тембровая окраска. Все эти компоненты определяют выразительность и эмоциональную нагрузку в процессе общения.

Основной составляющей просодии является интонация. В логопедии интонация -средство передачи коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков в речи. Л. В. Ковригина подчеркивает, что данный компонент просодии является средством окраски любого звучащего слова или сочетания слов в предложении [2].

Интонация рассматривается в лингвистической науке как одна из неотъемлемых фонетических средств окраски речевой деятельности и состоит из просодических компонентов, которые разделяют и организуют речевой поток согласно смыслу передаваемой информации.

По мнению О. И. Мананковой, интонация входит в состав просодии и включает в себя такие компоненты, как тон голоса, тембр, сила звучания голоса, мелодика, паузы, словесное логическое ударение и темп речи. Автор акцентирует внимание на том, что «акустические характеристики интонации зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса» [3].

В языковедении под понятием «интонация» понимается изменение силы, высоты голоса, относительной длительности отдельных звуков, а также тембра голоса, которое начинается от предложения и кончается слогом или отдельным звуком.

Лингвисты наиболее подробно классифицируют интонацию, в которой выделяют два вида интонации:

— интонацию законченности, под которой понимается значительное понижение голоса на ударном слоге слова, но при этом мелодический уровень начала синтагмы достаточно высок. К завершению синтагмы наблюдается понижение голоса и увеличение звучания гласного;

— вопросительную интонацию, проявляющуюся в повышении голоса на ударном гласном последнего слова синтагмы.

А. Ю. Чистобаева при рассмотрении ведущих компонентов интонации указывает на их основные функции: коммуникативную, смыслоразличительную, кульминатив-ную, синтезирующую, делимитативную, эмоциональную, экспрессивную [4].

Значение интонации в выразительной речи очень велико. По мнению Н. И. Жин-кина, она оживляет речь. В своих исследованиях лингвисты также подчеркивают, что с помощью интонации говорящий человек не только образует высказывание, но передает его смысл и эмоционально-экспрессивное содержание, через которое происходит эстетическое воздействие на слушателя.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что интонация не только увеличивает объем передаваемого сообщения, но и помогает увидеть смысловую сторону речи. Основной составляющей интонации является мелодика, которая гарантирует повышение и понижение тона голоса. Различение звуков по высоте характеризуется разнообразной скоростью колебаний голосовых складок. Исходя из этого, частота колебаний будет зависеть от скорости воздушного потока, степени упругости голосовых складок, ширины голосовой щели, массы вибрирующей части складок. Е. Ф. Архипова отмечает, что мелодика, в отличие от всех других компонентов интонации, определяет коммуникативный тип предложения: повествовательное, вопросительное, восклицательное и незавершенное повествование.

Исследователями выделяется три вида мелодики речи:

— повествовательная мелодика, при которой понижается голос на последнем ударном слоге;

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Консур А. В., Шорохова М. В. Современный взгляд на структуру просодической стороны речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — № 4 (апрель). — 0,3 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182006.htm.

вопросительная мелодика, при которой голос повышается на слове, которое отражает смысл поставленного вопроса;

— восклицательная мелодика, при которой речь сопровождается эмоциональным побуждением.

Особое место в жизни человека занимает темп и ритм, так как все живое, что нас окружает, работает в определенном темпе и ритме. К. С. Станиславский отмечает, что такие явления, как темп и ритм, тесно взаимосвязаны между собой, и вводит общее определение «темпо-ритм».

О. А. Токарева в своем учебном пособии приводит цитату Е. С. Казбановой, Е. Ю. Рау, считающих, что темпо-ритмическая организация речи — «это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме» [5].

В логопедии темп речи, по мнению Е. Ф. Архиповой, показывает скорость произнесения речевых элементов. Автор подчеркивает, что темп речи — величина непостоянная и может варьироваться. Так, у одного и того же человека темп речи может быть как устойчивым, так и переменчивым.

Известные логопеды Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова раскрывают определение темпа речи как скорость произнесения речи за определенное время или как количество звуковых единиц, произносимых в единицу времени.

И. А. Поворова рассматривает темп речи как «скорость произнесения некоторых слов в синтагме или одной синтагмы касательно к другой». Другими словами, темп речи выражается в скорости протекания речевого потока за определённый промежуток времени. Ускорение либо замедление темпа порождается степенью слуховой отчетливости и артикуляционной напряженности и отчетливо воспринимается слушателем. Темп речи напрямую взаимосвязан с ритмом речи и во многом показывает его разнообразие [6].

Темп во многом отражает уникальность такого параметра речи, как ритм. Речевой ритм причисляется к наиболее сложным видам ритмической активности организма. С лингвистической точки зрения он является временной структурой, образуемой акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова рассматривают ритм речи как звуковую организацию речи, при которой происходит смена ударных и безударных слогов.

Е. Ф. Архипова при определении ритма речи подчеркивает, что начало ритмической организации речи находится в естественном первичном ритме, который показывает деятельность человеческого организма, в частности речевое дыхание.

Ритм речи в определении И. А. Поворовой рассматривается как свойство протекания речевых движений, которые основываются на делении их паузами, акцентами. В основу ритма речи закладывается внутренняя организация образов, которые рассматриваются человеком и являются основополагающей его действий. Ритмическая организация речи взаимосвязана со смысловой стороной речи и помогает слушателю сосредоточить свое внимание на наиболее значимой информации [7].

В психолингвистической литературе Н. И. Жинкиным «ритм» речи описывается как чередование ударных и безударных гласных. По мнению автора, ритм входит в состав двигательно-моторных стереотипов речи. Организм каждого человека подчинен большому количеству ритмических циклов (дыхания, ритмы сокращения сердца, работы мозга, синтеза белка и др.), которые работают гармонично между собой.

Неотъемлемым компонентом интонации является паузирование. В процессе общения нет четкого деления на слова. Сигналом остановки является смысловая завершенность фразы или предложения. Соблюдая логические (смысловые) паузы, человек, передающий информацию, произносит отрезок речи, заключенный между паузами, слитно.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Консур А. В., Шорохова М. В. Современный взгляд на структуру просодической стороны речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — № 4 (апрель). — 0,3 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182006.htm.

В речевом потоке паузы являются необходимым средством, которое помогает лучше воспринимать окружающую речь. В речи любого типа, как обыденной, так и художественной, паузы нужны для разграничения тематически законченных отрезков, например синтаксических периодов, предложений.

По мнению лингвистов, умение правильно пользоваться паузами обеспечивает не только хорошую технику чтения и говорения, но и является условием понимания текста.

К понятию «пауза» относят такую характеристику, как необычное, не имеющее звучания интонационное средство. Другими словами, данный компонент интонационной стороны речи, по мнению И. А. Поворовой, является остановкой и перерывом в звучании [8].

На передачу смысловой информации в интонационной организации речи, а также и на характер темпа речи оказывает влияние ударение, которое играет первостепенную роль в усилении силы звука. Выделяют четыре вида ударений: 1) словесное, при котором говорящий делает акцент на одном из слогов в слове благодаря более громкому и удлиненному произнесению; 2) синтагматическое ударение, показывающее в составе синтагмы и предложения информацию, которая наиболее важна для слушателя; 3) фразовое ударение, служащее для повышения или понижения всего предложения и показывающее законченную мысль высказывания; 4) логическое ударение, указывающее на наиболее важные слова в ряду других слов, для того чтобы передать наиболее точный смысл, заложенный в предложении.

О. А. Токарева при рассмотрении ударения выделяет следующие отличительные свойства:

— сила звука, с которой выделяется ударный слог;

— длительность ударного гласного, который длиннее первого предударного в полтора раза;

— особое тембровое качество ударного гласного, который произносится ясно, с более четким артикулированием;

— высота тона, выделяющая ударный слог [9].

Последним компонентом интонации является тембр. Тембр привносит дополнительную артикуляторно-акустическую окраску голоса, ее колорит.

Е. Ф. Архипова при описании тембра речи отмечает, что данный компонент интонации имеет индивидуальные особенности для каждого человека, который может варьироваться от эмоционального состояния человека и от времени суток. Между тем каким бы разнообразным ни был тембр речи, его восприятие всегда субъективно.

Речевое дыхание основывается на многообразном течении речи, чередовании речевых звеньев, которые в зависимости от содержания могут быть длительными или короткими. Следовательно, моменты вдоха, объем забираемого воздуха, интенсивность его расходования не следуют в однообразной ритмической последовательности друг за другом.

Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата достигать максимальной звучности, при этом более экономично расходуя воздух.

Таким образом, анализ вышеизложенных положений позволяет сделать вывод о том, что просодия является одним из важнейших компонентов речевой деятельности. Для достижения наиболее высокого результата логопедической работы необходимо развивать все компоненты просодической стороны речи.

Ссылки на источники

1. Плешакова М. В. Психологические особенности восприятия и понимания эмоциональной экспрессии голоса подростками с легкой умственной отсталостью: дис. … канд. психол. наук / Уральский государственный педагогический университет. — Екатеринбург, 2012.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Консур А. В., Шорохова М. В. Современный взгляд на структуру просодической стороны речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — № 4 (апрель). — 0,3 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182006.htm.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. 9.

Ковригина Л. В. Введение в логопедическую специальность с основами логопедии: курс лекций: учеб. пособие / Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: НГПУ, 2006.

Мананкова О. И. Технология формирования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с речевыми патологиями: учеб. пособие / Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: НГПУ, 2012. Чистобаев А. Ю. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений голоса при различных речевых патологиях: учеб. пособие / Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: НГПУ, 2009. — С. 133-144.

Токарева О. А. Дизартрии / под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1969.

Поворова И. А. Особенности формирования просодии в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) // Вестник ОГПУ. — 2006. — № 1. — С. 90-105. Там же. Там же.

Токарева О. А. Указ. соч.

Anna Konsur,

Graduate Student, Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk

[email protected]

Maria Shorokhova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Children Speech Therapy Chair, Novosibirsk State

Pedagogical University, Novosibirsk

[email protected]

A modern look at the structure of the prosodic side of speech

Abstract. The article deals with modern ideas about prosody in the perspective of different scientific positions. The main components of the prosodic side of speech are identified and revealed. The meaning of prosody in the communicative act is determined.

Key words: prosodic side of speech, prosody, speech tempo, speech rhythm, intonation, pause, speech

breathing.

References

1. Pleshakova, M. V. (2012). Psihologicheskie osobennosti vosprijatija iponimanija jemocional’nojjekspres-siigolosa podrostkami s legkoj umstvennoj otstalostju: dis. … kand. psihol. nauk, Ural’skij gosudarstven-nyj pedagogicheskij universitet, Ekaterinburg (in Russian).

2. Kovrigina, L. V. (2006). Vvedenie v logopedicheskuju special’nost’s osnovami logopedii: kurs lekcij: ucheb. posobie, Novosib. gos. ped. un-t, NGPU, Novosibirsk (in Russian).

3. Manankova, O. I. (2012). Tehnologija formirovanija intonacionnoj storony rechi u detej doshkol’nogo voz-rasta s rechevymipatologijami: ucheb. posobie, Novosib. gos. ped. un-t, NGPU, Novosibirsk (in Russian).

4. Chistobaev, A. Ju. (2009). Korrekcionno-logopedicheskaja rabota po preodoleniju narushenij golosa pri razlichnyh rechevyh patologijah: ucheb. posobie, Novosib. gos. ped. un-t, NGPU, Novosibirsk, pp. 133— 144 (in Russian).

5. Tokareva, O. A. (1969). Dizartrii, Moscow (in Russian).

6. Povorova, I. A. (2006). «Osobennosti formirovanija prosodii v ontogeneze i dizontogeneze (na primere zaikanija)», Vestnik OGPU, № 1, pp. 90-105 (in Russian).

7. Ibid.

8. Ibid.

9. Tokareva, O. A. (1969). Op. cit.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 13.02.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 01.03.18

Принята к публикации Accepted for publication 01.03.18 Опубликована Published 30.04.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Консур А. В., Шорохова М. В., 2018

9772304120180

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *