cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Программа внеурочной деятельности зеленая лаборатория – Рабочая программа по биологии (5 класс) на тему: Программа внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория» | скачать бесплатно

Содержание

Программа внеурочной деятельности для 5

Программа внеурочной деятельности

(кружок)

«РОСТ: развитие, общение самооценка, творчество»

5-6 класс

направление

«Зеленая Лаборатория»

Переход российского образования на новые федеральные государственные стандарты предполагает изменение концептуального подхода в учебном и воспитательном процессе. Учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. Практическая деятельность в процессе освоения учебного предмета биологии является одним из важных компонентов. На изучение биологии в 5 и 6 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования.

Пояснительная записка.

Программа «РОСТ» ориентирована на обучающихся пятого и шестого класса, изучающих биологию в рамках ФГОС.

Основные принципы программы:

  1. Принцип научности.

Объективно верную картину развития мира дают знания, подтверждённые практикой; наука в жизни человека играет значимую роль.

  1. Принцип доступности.

Содержание, объём изучаемого материала, а также методы преподавания соответствуют возрастным, интеллектуальным особенностям обучающихся.

  1. Принцип систематичности и доступности.

Предлагаемый материал выстроен в логической последовательности.

  1. Принцип воспитывающего обучения.

Воспитание происходит через содержание предлагаемого учебного материала.

Программа внеурочной деятельности по биологии «РОСТ» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что в школьной программе 5 и 6 класса по биологии предложенный ниже материал не изучается. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.

Программа «РОСТ» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.

На реализацию программы отводится 70 часов (1 час в неделю).

Цель программы: формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе.

Задачи:

  • формирование системы научных знаний о живой природе;

  • способствовать формированию у обучающихся основных биологических понятий;

  • развитие общеучебных умений и навыков;

  • формирование навыков использования биологических методов для проведения экспериментов с целью изучения живых организмов;

  • развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;

  • воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе.

Содержание курса предусматривает как необходимый элемент получения и развития новых биологических знаний использование системно – деятельностного подхода.

Структура программы.

Программа «РОСТ» способствует более успешному усвоению знаний по биологии. Происходит развитие общеучебных умений и навыков; навыков работы с лабораторным оборудованием; умений применять полученные знания на практике. Программа осуществляет расширение кругозора обучающихся.

Формы работы: лабораторные и практические работы, экскурсии, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа.

Ожидаемые результаты.

Личностные

  • сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;

  • развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)

Метапредметные

  • овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;

  • умение работать с различными источниками информации;

Предметные

  1. Познавательная сфера:

  • выделение отличительных признаков живых организмов;

  • определение роли биологии в практической деятельности человека;

  • умение сравнивать биологические объекты и процессы

  • овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;

  1. Ценностно – ориентационная сфера:

  • знание правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

  1. Трудовая сфера:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • знание правил работы с лабораторным оборудованием;

  1. Эстетическая сфера:

Календарно – тематическое планирование курса «РОСТ»

для 5 и 6 класса направление «Зеленая лаборатория»

№ п/п

Тема

Проект

Тип проекта

Форма

Материал

Планируемый результат

5 класс «Многообразие растений»

1.

«Биология – наука о живой природе»

«Значение биологии в повседневной жизни человека»

теоретический

Проект

Учебник стр. 10, пособие

Защита проекта

2.

«Почувствуй себя фенологом»

«Живая и неживая природа. Осенние явления»

Экскурсия «Осенние явления»

Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы.

3.

«Методы изучения живой природы»

«Фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений осенью»

Лабораторная работа «Эксперимент, наблюдение,

измерение. Что выбрать?»

Изучение объекта можно провести, используя разные методы.

4

«Химический состав растительной клетки»

Лабораторная работа «Химический состав растений»

Уметь определять вещества, входящие в состав растений.

5.

«Экологические факторы»

«Определить отрицательные и положительные антропогенные факторы на местной территории»

исследовательский

Проект

Пособие

Проект

6.

«Невидимое станет видимым»

«Составить рассказ о современных достижениях ученых в области изучения клетки»

теоретический

Лабораторная работа «Устройство увеличительных приборов»

Учебник стр. 33

Пособие

Отработать основные этапы работы с микроскопом.

7.

«Почувствуй себя цитологом»

«Наука цитология»

«Изучение клетки растения»

исследовательский

Лабораторная работа «Изучение строения растительной клетки»

Учебник стр. 39, раб тетрадь стр.

Модель клетки. Распознавание основных органоидов клетки.

8.

«Наука цитология»

Творческая мастерская «Моделирование животной и растительной клеток»

Модель клетки. Распознавание основных органоидов клетки

9.

«Почувствуй себя орнитологом»

«Вторая жизнь ненужных вещей»

«Акция: поможем птицам зимой»

творческий

пособие

Городской конкурс

10.

«Почувствуй себя бактериологом»

«Строение и жизнедеятельность бактерий»

«Как можно увидеть получить и увидеть бактерии. Опыт»

«Самые маленькие организмы на Земле — бактерии»

исследовательский

Лабораторная работа

«Мир бактерий»

Учебник стр. 55

пособие

Отработать основные этапы работы с микроскопом

11

«Роль бактерий в природе и в жизни человека»

«Продукты питания, созданные с помощью бактерий. Поход в магазин

исследовательский

Проект

Учебник стр. 63

Пособие

Проект

12.

«Общая характеристика грибов»

«Роль грибов в жизни человека»

теоретический

Проект

Учебник стр. 69

Пособие

Проект

13.

«Почувствуй себя микологом»

«Шляпочные грибы»

«Многообразие грибов нашего края»

теоретический

Проект

Учебник стр. 77

Пособие

Проект

14.

«Съедобные и несъедобные грибы в нашей местности»

«Съедобные и несъедобные грибы в нашей местности»

теоретический

Проект

Интернет

Проект

15.

«Первая медицинская помощь при отравлении грибами»

«Первая медицинская помощь при отравлении грибами

теоретический

Проект

Интернет

Проект

16.

«Плесневелые грибы»

«Мы выращиваем плесень»

исследовательский

Проект

Учебник стр. 78

Пособие

Проект

17.

«Грибы паразиты»

«Профилактика растений в школьном парке»

исследовательский

Проект

Учебник стр. 85

Пособие

Проект

18

«Многообразие растений»

«Характеристика растительности нашего региона»

исследовательский

Проект

Учебник стр. 92

пособие

Проект

19.

«Охраняемые растения нашего края»

теоретический

Проект

20.

«Азбука растений нашего края»

«Растения нашего парка»

исследовательский

Проект

Проект

21.

«Мое любимое растение»,

долговременный проект

Проект

Проект

22.

«Альгология и химия морских водорослей»

«Боиоресурсы ДВ»

«Почему море назвали Красным?»

теоретический

Проект

Проект

23.

«Почувствуй себя бриологом»

«Лишайники»

«Барометры окружающей среды»

«Пища Робинзона»

теоретический

Проект

Учебник стр. 106

пособие

Проект

24

«Мхи»

«Медицинское значение мха»

теоретический

Проект

Учебник стр. 112

Пособие

Проект

25

«Папоротникообразные»

«Каменноугольный период: миф или реальность»

теоретический

Проект

Творческая мастерская «Парк юрского периода»

Учебник стр. 117

Пособие

Проект

26

«Голосеменные растения»

«Медицинское значение хвойных растений»

«Древние голосеменные растения, дожившие до наших дней»

теоретический

Проект

Учебник стр. 125, 126

пособие

Проект

27

«Древние голосеменные растения, дожившие до наших дней»

«Древние голосеменные растения, дожившие до наших дней»

теоретический

Проект

Проект

28

«Покрытосеменные растения»

«Причины господства покрытосеменных растений»

теоретический

Учебник стр. 131, 132

Пособие

Проект

29.

«Занимательные факты из жизни растений»

«Занимательные факты из жизни растений»

Теоретический

Проект

Проект

30.

«Условия выращивания комнатных растений»

«Условия выращивания комнатных растений»

Исследовательский

Проект

Проект

31.

«Фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений весной»

«Весенние явления»

исследовательский

Лабораторная работа «Весенние явления»

Учебник стр 134, пособие

Проект

32.

«Растения в легендах и приданиях»

Проект

Проект

33.

«Почувствуй себя палеонтологом»

«Происхождение растений»

«Доказательства жизни древних организмов»

«Почему не растут в тундре пальмы»

теоретический

Проект

Творческая мастерская «Лента времени»

Учебник стр 140

Пособие

Проект

34.

«Цветы часы»

«Цветы часы»

теоретический

Проект

Проект

35.

«Летнее задание»

«Мое любимое домашнее растение. Уход»

исследовательский

Проект

Пособие

Проект

6 класс «Основы науки Ботаника»

1.

«Семя – это будущее растение»

творческий

Творческая мастерская «Изготовление макета этапов развития семени фасоли»

Учебник

Знать этапы развития семени.

2.

«Классификация растения по семенам»

исследовательская

Лабораторная работа «Определение двудольных и однодольных растений по семенам»

Учебник

Знать характеристику семян

3.

«Типы корневых систем»

исследовательская

Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы»

Учебник

Знать типы корневых систем

4.

«Ох уж эти корневые волоски»

«Маленькое чудо»

теоретический

Проект

Проект

5.

«Осенний урожай»

«Загадочные корни»

исследовательский

Проект

Проект

6.

«Куда прячется растение?»

исследовательский

Лабораторная работа «Изучаем почки»

Учебник стр 28

Знать строение почек

7

«Лесные Робинзоны»

исследовательский

Лабораторная работа «Определяем растения в зимнем лесу»

Учебник стр. 31

8.

«Морфология листовой пластины»

практическая

Практическая работа «Определяем морфологию листовой пластины»

Учебниу стр 34

Знать строение листа

9.

«Основы цитологии»

исследовательская

Лабораторная работа «Клеточное строение листа»

Учебник стр. 38

Знать клеточное строение листа

10.

«Строение стебля»

исследовательская

Лабораторная работа «Внутреннее строение стебля»

Учебник стр. 50

Знать клеточное строение стебля

11.

«Почему клубень картофеля и луковица лука это побег?»

исследовательская

Лабораторная работа «Строение луковицы лука и клубня картофеля»

Учебник стр. 54

Знать морфологию побегов

12.

«Самые красивые на свете»

исследовательская

Лабораторная работа «Строение цветка и соцветий»

Учебник стр. 62

Знать морфологию цветка и соцветий

13.

«Собираем урожай»

практическая

Практическая работа

«Определяем плоды и их распространение»

Учебник стр. 68

Знать классификацию плодов

14.

«Почувствуй себя физиологом»

«Физиология растений»

Лабораторная работа «Испарение воды листьями»

Уметь доказывать опытным путём, что испарение воды листьями растения – один из признаков живого организма.

15.

«Физиология растений»

исследовательский

Лабораторная работа «Фотосинтез»

Пособие

Знать теорию по теме «Фотосинтез»

16.

«Физиология растений»

исследовательский

Лабораторная работа «Дыхание»

Пособие

Учебник стр. 96

Знать теорию по томе «Дыхание»

17.

«Физиология растений», «Почему идет листопад?»

исследовательский

Лабораторная работа «Транспирация»

Пособие

Знать теорию по теме «Транспирация»

18.

«Физиология растений»

исследовательский

Лабораторная работа «Передвижение веществ у растения»

Учебник стр. 103

Знать теорию по передвижению веществ у растений

19.

«Условия проращивания семян в домашних условиях. Фасоль»

исследовательский

Практическая работа «Определение условий прорастания семян» условия абиотические

Пособие

Знать теорию по выращиванию растений из семян

20.

«Различные условия выращивания растений»

«Влияние антибиотиков на выращивание лука из семян»

«Влияние музыки на выращивание растений»

исследовательский

Проект

Проект

21.

«Условия выращивания фиалок в комнатных условиях»

исследовательский

Проект

Проект

22.

«Влияние удобрения «Агриколы» на выращивание растений»

исследовательский

Проект

Проект

23.

«Влияние музыки на выращивание растений»

исследовательский

Проект

Проект

24.

«Чем занимается наука систематика?»

Творческая мастерская «Создание конструктора Царств живой природы»

Модель «Царства живых организмов»

25.

«Зачем растению паспорт?»

практический

Творческая мастерская «Паспортизация комнатных растений»

Изготовление инструкций по уходу за комнатными растениями.

26

«Исследования ботаников»

практическая

Практическая работа «Определение однодольных и двудольных растений»

Гербарий, учебник

Знать теорию по систематике

27.

«О чём говорят названия растений?»

теоретический

Творческая мастерская «Почему мы их так называем»

(о происхождении названий некоторых растений)

Проект.

28.

«Исследования ботаников»

практическая

Практическая работа «Определение растений по семействам»

Гербарий, учебник

Знать теорию по систематике

28.

«Зелёная аптека»

«Аптека на подоконнике»

Проект

Творческая мастерская «Создание подборки лекарственных растений»

Проект.

29.

«Необычные растения»

«Вампиры и доноры»

«Соя мифы и легенды»

Творческая мастерская «Создание фотоподборки необычных, декоративных, растительноядных и т.п. растений »

Электронная презентация.

Проект

30.

«Красный – цвет тревоги»

«Дальневосточные архидеи»

Творческая мастерская «Виртуальное путешествие по Красной книге»

Создание плаката в защиту охраняемых растений и животных.

Проект

31.

«Почувствуй себя вирусологом»

«Пришельцы из космоса или земные обитатели?»

Творческая мастерская «Как выглядят вирусы»

Создание фотоколлекции вирусов с использованием Интернет – ресурсов.

32.

«Юные следопыты»

«Как лучше сохранить комнатный букет?»

Творческая мастерская Создание биологической игры «Угадай растение»

Создание биологической игры.

Проект

33.

«Почувствуй себя экологом»

«Деятельность человека и природа»

Творческая мастерская «Вторая жизнь»

Изготовление поделок из мусора.

34.

«Ландшафтный дизайн»

Творческая мастерская «Как оформить клумбу»

Оформление клумбы с декоративными растениями. Знакомство с правилами ухода за растениями.

35.

«Экотуризм»

Защита проектов. Итоговое занятие

«Зеленая лаборатория»

Мини конференция

Творческая мастерская «Прекрасное — рядом»

Создание электронной презентации «Красота родного края»

Тематическое планирование

внеурочной деятельности для 5-6 класса по биологии

«РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество», направление «Зеленая лаборатория»

infourok.ru

Программа по биологии «Зеленая лаборатория»(внеурочная деятельность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Войковская школа Первомайского района Республики Крым»

УТВЕРЖДЕНО

И.о. директора

МБОУ Войковская школа

________ С.Н. Яцкина

«__» августа 2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочная деятельность

кружок «Зелёная лаборатория»

(общеинтеллектуальное направление)

Класс: 5

Учитель: Судак Татьяна Александровна

Учебный год: 2018-2019

Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, 1 час в неделю.

СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Заместитель директора на заседании МО

по учебно-воспитательной работе естественно-математического цикла

_____ С.А. Галактионова _____ Т.А. Кучерявина

«__» августа 2018г. «__» августа 2018г.

с. Войково, 2018г.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Зелёная лаборатория» для 5 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 и Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373».

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Веселые старты» составлена на основе авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой, Л.В.Воронина, адаптированной под внеурочную деятельность.

Согласно учебному плану МБОУ Войковская школа на внеурочную деятельность общеинтеллектуального направления в 5 классе отводится 1 час (34 часа в год).

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся 5 класса.

Личностные

  • сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;

  • развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)

Метапредметные

  • овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;

  • умение работать с различными источниками информации;

Предметные

  1. Познавательная сфера:

  • выделение отличительных признаков живых организмов;

  • определение роли биологии в практической деятельности человека;

  • умение сравнивать биологические объекты и процессы

  • овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;

  1. Ценностно – ориентационная сфера:

  • знание правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

  1. Трудовая сфера:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • знание правил работы с лабораторным оборудованием;

  1. Эстетическая сфера:

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Переход российского образования на новые федеральные государственные стандарты предполагает изменение концептуального подхода в учебном и воспитательном процессе. Учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. Практическая деятельность в процессе освоения учебного предмета биологии является одним из важных компонентов. На изучение биологии в 5 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков.

Основные принципы программы:

  1. Принцип научности.

Объективно верную картину развития мира дают знания, подтверждённые практикой; наука в жизни человека играет значимую роль.

  1. Принцип доступности.

Содержание, объём изучаемого материала, а также методы преподавания соответствуют возрастным, интеллектуальным особенностям обучающихся.

  1. Принцип систематичности и доступности.

Предлагаемый материал выстроен в логической последовательности.

  1. Принцип воспитывающего обучения.

Воспитание происходит через содержание предлагаемого учебного материала.

Программа внеурочной деятельности по биологии соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что в школьной программе 5 класса по биологии предложенный ниже материал не изучается. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.

Программа предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно-деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.

Содержание курса предусматривает как необходимый элемент получения и развития новых биологических знаний использование системно-деятельностного подхода.

Программа «РОСТ» способствует более успешному усвоению знаний по биологии. Происходит развитие общеучебных умений и навыков; навыков работы с лабораторным оборудованием; умений применять полученные знания на практике. Программа осуществляет расширение кругозора обучающихся.

Формы работы: лабораторные и практические работы, экскурсии, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа.

Тема

Проект

Тип проекта

Форма

Материал

Планируемый результат

1.

«Биология – наука о живой природе»

«Значение биологии в повседневной жизни человека»

теоретический

Проект

Учебник пособие

Защита проекта

2.

«Почувствуй себя фенологом»

«Живая и неживая природа. Осенние явления»

Экскурсия «Осенние явления»

Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы.

3.

«Методы изучения живой природы»

«Фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений осенью»

Лабораторная работа «Эксперимент, наблюдение,

измерение. Что выбрать?»

Изучение объекта можно провести, используя разные методы.

4

«Химический состав растительной клетки»

Лабораторная работа «Химический состав растений»

Уметь определять вещества, входящие в состав растений.

5.

«Экологические факторы»

«Определить отрицательные и положительные антропогенные факторы на местной территории»

исследовательский

Проект

Пособие

Проект

6.

«Невидимое станет видимым»

«Составить рассказ о современных достижениях ученых в области изучения клетки»

теоретический

Лабораторная работа «Устройство увеличительных приборов»

Учебник Пособие

Отработать основные этапы работы с микроскопом

7.

«Почувствуй себя цитологом»

«Наука цитология»

«Изучение клетки растения»

исследовательский

Лабораторная работа «Изучение строения растительной клетки»

Учебник

Модель клетки. Распознавание основных органоидов клетки.

8.

«Наука цитология»

Творческая мастерская «Моделирование животной и растительной клеток»

Модель клетки. Распознавание основных органоидов клетки

9.

«Почувствуй себя орнитологом»

«Вторая жизнь ненужных вещей»

«Акция: поможем птицам зимой»

творческий

пособие

10.

«Почувствуй себя бактериологом»

«Строение и жизнедеятельность бактерий»

«Как можно увидеть получить и увидеть бактерии. Опыт»

«Самые маленькие организмы на Земле — бактерии»

исследовательский

Лабораторная работа

«Мир бактерий»

Учебник

Отработать основные этапы работы с микроскопом

11

«Роль бактерий в природе и в жизни человека»

«Продукты питания, созданные с помощью бактерий. Поход в магазин

исследовательский

Проект

Учебник

Проект

12.

«Общая характеристика грибов»

«Роль грибов в жизни человека»

теоретический

Проект

Учебник

Проект

13.

«Почувствуй себя микологом»

«Шляпочные грибы»

«Многообразие грибов нашего края»

теоретический

Проект

Учебник

Проект

14.

«Съедобные и несъедобные грибы в нашей местности»

«Съедобные и несъедобные грибы в нашей местности»

теоретический

Проект

Интернет

Проект

15.

«Первая медицинская помощь при отравлении грибами»

«Первая медицинская помощь при отравлении грибами

теоретический

Проект

Интернет

Проект

16.

«Плесневелые грибы»

«Мы выращиваем плесень»

исследовательский

Проект

Учебник

Проект

17.

«Грибы паразиты»

«Профилактика растений в школьных кабинетах»

исследовательский

Проект

Учебник

Проект

18

«Многообразие растений»

«Характеристика растительности нашего региона»

исследовательский

Проект

Учебник

Проект

19.

«Охраняемые растения нашего края»

теоретический

Проект

20.

«Азбука растений нашего края»

«Растения нашего села»

исследовательский

Проект

Проект

21.

«Мое любимое растение»

долговременный проект

Проект

Проект

22.

«Альгология и химия морских водорослей»

«Боиоресурсы ДВ»

«Почему море назвали Красным?»

теоретический

Проект

Проект

23.

«Почувствуй себя биологом»

«Лишайники»

«Барометры окружающей среды»

«Пища Робинзона»

теоретический

Проект

Учебник

Проект

24

«Мхи»

«Медицинское значение мха»

теоретический

Проект

Учебник

Проект

25

«Папоротникообразные»

«Каменноугольный период: миф или реальность»

теоретический

Проект

Творческая мастерская «Парк юрского периода»

Учебник

Проект

26

«Голосеменные растения»

«Медицинское значение хвойных растений»

«Древние голосеменные растения, дожившие до наших дней»

теоретический

Проект

Учебник

Проект

27

«Древние голосеменные растения, дожившие до наших дней»

«Древние голосеменные растения, дожившие до наших дней»

теоретический

Проект

Проект

28

«Покрытосеменные растения»

«Причины господства покрытосеменных растений»

теоретический

Учебник

Пособие

Проект

29.

«Занимательные факты из жизни растений»

«Занимательные факты из жизни растений»

теоретический

Проект

Проект

30.

«Условия выращивания комнатных растений»

«Условия выращивания комнатных растений»

исследовательский

Проект

Проект

31.

«Фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений весной»

«Весенние явления»

исследовательский

Лабораторная работа «Весенние явления»

Учебник

Проект

32.

«Растения в легендах и приданиях»

Легенды, мифы

33.

«Почувствуй себя палеонтологом»

«Происхождение растений»

«Доказательства жизни древних организмов»

«Почему не растут в тундре пальмы»

теоретический

Проект

Творческая мастерская «Лента времени»

Учебник

Проект

34.

«Цветы часы»

«Летнее задание»

«Цветы часы»

«Мое любимое домашнее растение. Уход»

теоретический

исследовательский

Проект

Проект

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Многообразие растений»

34

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Дата

по плану

Дата по факту

Примеча-ние

1.

Биология – наука о живой природе

2.

Почувствуй себя фенологом. Живая и неживая природа. Осенние явления

3.

Методы изучения живой природы

4

Химический состав растительной клетки

5.

Экологические факторы

6.

Невидимое станет видимым

7.

Почувствуй себя цитологом. Наука цитология

8.

Наука цитология

9.

Почувствуй себя орнитологом. Вторая жизнь ненужных вещей

10.

Почувствуй себя бактериологом. Строение и жизнедеятельность бактерий

11

Роль бактерий в природе и в жизни человека

12.

Общая характеристика грибов

13.

Почувствуй себя микологом. Шляпочные грибы

14.

Съедобные и несъедобные грибы в нашей местности

15.

Первая медицинская помощь при отравлении грибами

16.

Плесневелые грибы

17.

Грибы паразиты

18

Многообразие растений

19.

Охраняемые растения нашего края

20.

Азбука растений нашего края

21.

Мое любимое растение

22.

Альгология и химия морских водорослей

23.

Почувствуй себя биологом. Лишайники

24

Мхи

25

Папоротникообразные

26

Голосеменные растения

27

Древние голосеменные растения, дожившие до наших дней

28

Покрытосеменные растения

29.

Занимательные факты из жизни растений

30.

Условия выращивания комнатных растений

31.

Фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений весной

32.

Растения в легендах и приданиях

33.

Почувствуй себя палеонтологом. Происхождение растений

34.

Цветы часы. Летнее задание

infourok.ru

Программа внеурочной деятельности « Зеленая лаборатория » разработана с целью расширения курса «Биология» в 5 классе.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новомалыклинская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза М.С. Чернова

Рассмотрена

на заседании

педагогического совета школы

Протокол № 1 от 25.08.2016г.

Согласована.

Заместитель директора по УВР:

__________________ Калимуллина Э.Ф.

26.08.2016 г.

Утверждено.

Директор школы:

_______________ А.Р. Хамидуллина

Приказ № ____ от 30.08.2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Зеленая лаборатория

Направление развития личности школьника, в рамках которого будет реализовываться программа внеурочной деятельности

Общеинтеллектуальное

Возраст школьников: указание параллели, класса

5 класс

Количество часов – годовых и недельных

35 учебных недель: 35 часов в год, в неделю 1 час

Срок реализации программы

1 год

Сведения об учителях- разработчиках рабочей программы (одного или нескольких)

Несмеянкина Т.Н., учитель биологии

Наименование населенного пункта

С. Новая Малыкла

Год разработки программы

2016 год

Содержание

Разделы

Страницы

1. Пояснительная записка

3-4

2. Тематическое планирование

5

3. Содержание занятий с указанием форм организации и видов деятельности

6-7

4. Предполагаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

8-9

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

10

6. Приложение

  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  « Зеленая лаборатория » разработана с целью расширения курса «Биология» в 5 классе.

Данная рабочая программа обладает широкими возможностями для формирования у пятиклассников определенных навыков — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данная рабочая программа играет  значительную роль в развитии и личности.

Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит важную задачу перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения ,обладающих биологическим мышлением.

Следовательно, цель данной рабочей программы – формировать личность, обладающей эколого-биологическим сознанием, на основании которого развивается эколого-биологическим мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

От того, каким будет общество завтра, зависит какое образование, мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная рабочая программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

Актуальность

Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.

Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять.

Для этого необходим новый этап образования – биологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры.

Цель программы – формирование основ эколого-биологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.

Задачи:

  1. Сформировать биологические понятия.

  2. Развивать умения ухода за растениями.

  3. Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных ситуациях.

  4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.

  5. Прививать любовь к природе, родному краю, Родине.

  6. Сформировать умение критически мыслить.

Принципы реализации программы:

  1. Научность;

  2. Доступность;

  3. Целесообразность;

  4. Наглядность.

Формы организации занятий:

Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.

Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование,

Формы проведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: практические работы, проекты, выставки.

  1. Тематическое планирование

35

16

19

  1. Содержание занятий с указанием форм организации и видов деятельности

1.Вводное занятие — 2 ч.

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Форма организации: работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

2. Определители флоры и фауны — 4 ч.

Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.

Вид деятельности: познавательная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Форма организации: работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.

3. Гербарий растительности — 6 ч.

Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Форма организации: знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

4. Редкие и исчезающие виды флоры Ульяновской области — 14 ч.

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Ульяновской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры региона.

Вид деятельности: познавательная

Форма организации: знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата «Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны края».

5. Особо охраняемые территории родного края. — 6 ч.

Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Краснодарского края.

Вид деятельности: познавательная 

Форма организации: работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой. Написание реферата «Флора и фауна Красного леса».

6.Экологические факторы и среды жизни организмов. — 8 ч.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

Вид деятельности: познавательная, туристско-краеведческая деятельность

Форма организации: работа с определителями растений «Выделение экологических групп растений по отношению к освещению». Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений «Выделение экологических групп растений по отношению к влажности». Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями — индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: «Наблюдение за растениями — индикаторами».

Исследовательская работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

Экскурсии. В парковую зону. Наблюдение за растениями — индикаторами. Жизненные формы растений.

  1. Планируемые результаты обучения

Предполагаемые результаты и способы их проверки:

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

— знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

— сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам

Метапредметными результатами освоения программы являются:

— овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

— умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

— умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Учебные результаты:

Ученик научится:

— понимать и объяснять взаимосвязь растений с другими организмами;

— классифицировать растительные сообщества по типам;

— выявлять закономерности развития и смены растительных сообществ;

— делать выводы о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Ученик получит возможность научиться:

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

Печатные пособия для учащихся:

  1. Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Просвещение. Москва. 1971.

  2. Я иду на урок биологии: Зоология:Беспозвоночные:Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999. – 366с.

  3. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» — 192с.;

  4. Хрестоматия по биологии: Бактери.Грибы.Растения/ Авт.-сост. О.Н.Дронова. – Саратов: Лицей, 2002. – 144с.

  5. Аспиз М.Е. Разные секреты. – М.:Дет.лит., 1988.-64с.

Печатные пособия для учителя:

  1. В.В.Балабанова. Биология. Экология. Здоровый образ жизни. Волгоград, 2006г.

  2. В. П.Зверев. Экологические игры. Москва, «Просвещение», 2001г.

  3. И.Д.Зверев. Практические занятия по экологии. Москва, «Просвещение», 1996г.

  4. А.С.Литвинович, С.В.Дегбер Пойми живой язык природы. Воронеж, 2006г.

  5. И.П.Шипунова. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы. Новосибирск, 1995

  6. Т.Б.Шипунова, С.А.Пивоварова. Занятия по экологии. Москва, «Просвещение», 2005г

  7. Г.Б. Шенкевич Программа кружка «Юный эколог — исследователь» Фестиваль педагогических идей. 2013г.

Технические средства обучения:

    1. Ноутбук

    2. Проектор

3. Экран

4. Колонки

Оборудование класса.

Микроскопы

Лупы

Наборы для опытов.

Муляжи растений, овощей фруктов

  1. Приложение

    1. Календарно-тематическое планирование

Корректировка

программы

По плану

По факту

Вводное занятие. (2 ч.)

1

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

2

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

Определители флоры и фауны (4 ч.)

3

Понятие об определителе флоры и фауны.

4

Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.

5

Работа с определителем.

6

Работа с определителями видового разнообразия флоры парка, луга.

Гербарий растительности. (6 ч.)

7

Понятие о гербарии.

8

Классификация гербариев.

9

Методика и правила сбора растений.

10

Знакомство с гербариями.

11

Изготовление папки для гербария.

12

Изготовление гербариев.

Редкие и исчезающие виды флоры Ульяновской области. (8 ч.)

13

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

14

Красная книга. Виды растений Ульяновской области, занесенных в Красную книгу.

15

Реликты и эндемики флоры Ульяновской области.

16

Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам.

17

Изучение Красной книги Ульяновской области

18

Написание реферата «Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Ульяновской области

19

Охрана растений родного края.

20

Это должен знать каждый!

Особо охраняемые территории родного края. (6 ч.)

21

Охраняемые территории, причины их организации и значение.

22

Классификация заповедников.

23

Работа с зоогеографическими картами заповедников.

24

Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой.

25

Работа с Красной книгой (флора и фауна).

26

Флора и фауна Новомалыклинского района

Экологические факторы и среды жизни организмов. (8 ч.)

27

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы.

28

Биологические ритмы.

29

Растения-индикаторы.

30

Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

31

Работа с определителями растений «Выделение экологических групп растений по отношению к освещению».

32

Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

33

Наблюдение за растениями — индикаторами. Жизненные формы растений.

34

Правила поведения в лесу.

35

Итоговое занятие

infourok.ru

Программа ВНД «Зеленая лаборатория»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  « Зеленая лаборатория » разработана с целью расширения курса «Биология» в 5-6 классах.

Программа «Зеленая лаборатория» — является модифицированным вариантом авторской программы Ю.В. Александровой Л.Д. Ласкиной и Н.В. Николаевой.

Курс ВНД обладает широкими возможностями по формированию у обучающихся определенных навыков — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет  значительную роль в развитии и личности.

Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит важную задачу перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих биологическим мышлением.

Следовательно, цель нашей работы, как педагогов – формировать личность, обладающей эколого-биологическим сознанием, на основании которого развивается эколого-биологическим мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

От того, каким будет общество завтра, зависит какое образование, мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

Актуальность

Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.

Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять. Для этого необходим новый этап образования – биологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры.

Цель программы – формирование основ эколого-биологической грамотности через исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. Сформировать биологические понятия.

  2. Развивать умения ухода за растениями.

  3. Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных ситуациях.

  4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.

  5. Прививать любовь к природе Республики Хакасия, к Родине в целом.

  6. Сформировать умение критически мыслить.

Принципы реализации программы:

  1. Научность;

  2. Доступность;

  3. Целесообразность;

  4. Наглядность.

Планируемые результаты обучения

Обучающиеся смогут:

  • раскрывать содержание биологических терминов;

  • обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;

  • прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;

  • смоделировать экологическую ситуацию;

  • приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;

  • аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;

  • взаимодействовать в группах;

  • находить необходимую информацию на различных носителях;

  • демонстрировать результаты своей работы;

  • соблюдать правила поведения в природе.

Формы организации занятий:

  • агитбригада «Зеленые»;

  • экологические акции;

  • встречи с добровольческими отрядами по охране природы;

  • диспуты;

  • игры, проекты;

  • круглый стол;

  • коллективно-творческие дела;

  • выпуск журнала;

  • трудовые десанты;

  • экскурсии.

Формы контроля: анализ, анкетирование, выставка, собеседование.

2.Учебно-тематический план программы.

Тема

Всего часов

В том числе

Характеристика деятельности обучающихся

аудиторные

внеаудиторные

1.Вводное занятие

2

1

1

Определение термина биология, клетка, микроскоп, микропрепараты, царство. Оценить роль биологии в жизни общества, работа с микроскопами.

2.Определитель флоры и фауны

4

2

2

Познакомится с понятиями флора и фауна, дать определение понятиям, Составить проектную работу о представителях флоры и фауны.

3.Гербарий растительности

6

2

4

Дать определение гербарий, научится делать гербарии, сделать проектную работу – Лекарственные растения.

4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Республики Хакасия

8

3

5

Познакомится с Красной книгой, проектная работа-составление своей Красной книги «Сорская СОШ №3 с УИОП».

5.Особо охраняемые территории Республики Хакасия.

6

3

3

Понятия заповедники, проектные работы о заповедниках, рисунки исчезающих видов растений и животных.

6.Экологические факторы и среды жизни организмов.

8

4

4

Понятия экология, сделать рисунки по теме: «Зеленая планета». Проектная работа «Составление правил –как вести себя в лесу».

ИТОГО:

34

15

19

3. Содержание программы.

1.Вводное занятие — 2 ч.

Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практическая часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

2. Определители флоры и фауны — 4 ч.

Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.

Практическая часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.

3. Гербарий растительности — 6 ч.

Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практическая часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

4. Редкие и исчезающие виды флоры Республики Хакасия. — 14 ч.

Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Республики Хакасия, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры края.

Практическая часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата «Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны республики».

5. Особо охраняемые территории Республики Хакасия. — 6 ч.

Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Республики Хакасия.

Практическая часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой. Написание реферата «Флора и фауна Красного леса».

6.Экологические факторы и среды жизни организмов. — 8 ч.

Теоретическая часть: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

Практическая часть. Работа с определителями растений «Выделение экологических групп растений по отношению к освещению». Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений «Выделение экологических групп растений по отношению к влажности». Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями — индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: «Наблюдение за растениями — индикаторами».

Исследовательская работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

Экскурсии. В парковую зону. Наблюдение за растениями — индикаторами. Жизненные формы растений.

4. Предполагаемые результаты и способы их проверки:

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

  • проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;

  • овладение установками, нормами и правилами правильного питания;

  • готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;

  • рефлектировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

  • находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, специалистов;

  • пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять ее;

  • различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

  • выполнять проект;

  • называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании ее действий;

  • позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

— осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

— строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

— проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

5.Формы проведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: практические работы, проекты, выставки.

6.Методическое рекомендации.

Для достижения ожидаемых результатов мною используются следующие формы приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса при проведении занятий в 5 – 6 классах:

1. Формы занятий — беседа, конкурсы, выставки, ролевая игра, ситуационная игра, образно-ролевые игры, проектная деятельность, дискуссия, обсуждение.

7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

п\п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения.

Количество

1.Библиотечный фонд.

1

Нормативные документы.

1

2

Инструкции

3

2.Печатные пособия.

  1. Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Просвещение. Москва. 1971.

  2. Я иду на урок биологии: Зоология:Беспозвоночные:Книга для учителя. – М.:

multiurok.ru

Программа внеурочной деятельности Зеленая лаборатория


Программа внеурочной деятельности по предмету биология
«Зеленая лаборатория»
Рассчитан на 12 занятий, 1 час в неделю
Пояснительная записка
Интерес и способности человека развиваются в процессе деятельности, поэтому в начале изучения биологии, как предмета, необходимо заинтересовать школьника, что биология – это наука, она необходима человеку, т.к. он сам не разделимая часть природы. Знакомя с начальным курсом биологии, очень важно заложить этот интерес, и привить его.
Человек живет в мире науки. Он постоянно учится, осуществляя свою связь с природой не только генетически, но и пользуясь полученными знаниями. Используя эти знания, анализируя их, он может видеть плоды своей деятельности. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у школьников.
Курс внеурочной деятельности по биологии «Зеленая лаборатория» знакомит учащихся с разнообразием цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них. Он направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о растительном мире. Кроме того подготавливает учащихся к изучению ботаники в 6 классе.
Содержание программы имеет общеинтеллектуальное направление, т.к. ориентировано на формирование творческого мышления обучающихся, расширение их кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков, а также способствует самореализации в учебной деятельности. В ходе реализации программы «Зеленая лаборатория» обучающиеся могут проявить не только вербально-лингвистический интеллект, но и развить чувства толерантности, эмпатии, умение рефлексии.
Цель программы: развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов.
Задачи:
Образовательные:
повысить мотивацию у детей к изучению наук о природе.
расширить и конкретизировать знания о растениях (разнообразии и основных жизненных процессах)
обучить умениям и навыкам, связанным с овладением приемами исследования окружающей среды;
расширить представление о взаимосвязи состояния окружающей среды и жизни человека;
сформировать умение оценивать свои поступки и их последствия для окружающей среды;
формировать основы научного мировоззрения, творческого воображения.
Воспитательные:
воспитать бережное отношение к природе;
способствовать осознанию значимости и последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
способствовать формированию нравственных качеств: доброты, отзы

profhelp.net

Программа внеурочной деятельности « Зеленая лаборатория » для учащихся 7 класса.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  « Зеленая лаборатория » разработана с целью расширения курса «Биология» в 7 классе.

Программа «Зеленая лаборатория» — является модифицированным вариантом авторской программы Ю.В. Александровой Л.Д. Ласкиной и Н.В. Николаевой.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у семиклассников определенных навыков — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет  значительную роль в развитии личности.

Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит важную задачу перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих биологическим мышлением.

Следовательно, цель нашей работы, как педагогов – формировать личность, обладающей эколого-биологическим сознанием, на основании которого развивается эколого-биологическим мышление и мировоззрение, реализуется в виде, совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

От того, каким будет общество завтра, зависит какое образование, мы дадим детям сегодня, но у обучающихся, отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

Актуальность

Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.

Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять.

Для этого необходим новый этап образования – биологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры.

Цель программы – формирование основ эколого-биологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.

www.prodlenka.org

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория»

Пояснительная записка

Пояснительная записка Курс внеурочной деятельности по биологии в пятом классе «Зеленая лаборатория» знакомит учащихся с особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами,

Подробнее

УМК по биологии. 5-6 класс ФГОС

УМК по биологии 5-6 класс ФГОС 1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с. 2. Биология. Бактерии, грибы, растения:

Подробнее

Автор-составитель Н.И. Романова

УДК 373.167.1:57* (073) ББК 74.262.8 П78 Автор-составитель Н.И. Романова Программа курса «Биология». 5 9 классы. Линия П78 «Ракурс»/ авт.-сост. Н.И. Романова. М.: ООО «Русское слово учебник», 2012. 48

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Нормативные документы, в соответствии с которыми разработана рабочая программа Закон РФ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный компонент государственного

Подробнее

п/п Раздел Количество часов

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Биология» для 5-9 классов (ФГОС) Рабочая программа по учебному предмету «Биология» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного

Подробнее

1. Пояснительная записка 3

1 Содержание программы: 1. Пояснительная записка 3 1.1. Возможные результаты 4 1.2. Критерии оценки достижения возможных результатов 7 2. Учебный план 9 3. Календарно-тематический план 10 4. Образовательные

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ. (По авторской программе Сонин Н.И. биологии 6-11 класс) 6 КЛАСС Пояснительная записка Предлагаемая рабочая программа предназначена для изучения биологии на уровне основного

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сведения о программе Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» (Рабочие программы. Биология. 5 9 классы:

Подробнее

Введение Планируемые результаты

Введение Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.

Подробнее

Содержание программы

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена для учащихся 6 класса на основе следующих нормативно-правовых документов: — Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 5 класса построена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта второго поколения, Примерной программы основного общего образования по биологии (Примерные программы

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта основного

Подробнее

9. Электронные издания:

Аннотация к рабочей программе по биологии 5-9 класс 1. Курс «Биология» 5 класс. 2. Первый год обучения по данному предмету 3. Данная рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента

Подробнее

2. Пояснительная записка

. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе требований федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, для общеобразовательных учреждений

Подробнее

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Приложение к ООП ООО (п.2.2) Рабочая программа по биологии 6 класс Учитель: Терентьева Надежда Николаевна д. Шапша, 2016 2017 учебный год Данная рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса средней

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 6 класса разработана в соответствии с: Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта; Программой основного

Подробнее

docplayer.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *