Программа подготовки к егэ по русскому языку 2019 – РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» НА 2018-2019 УЧ.Г.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс): Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по русскому языку
МАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР: Директор МАОУ ПСОШ № 1
/Балтатарова Б.Б./ /Ринчино Б.А./
«__»_____________2018 г. «__»____________2018 г.
Программа
подготовки к ЕГЭ по русскому языку
для учащихся 11 класса.
2018/2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
Программа построена на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический материал и практический, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит для подготовки обучающихся к ЕГЭ.
Программа курса предназначена для учащихся 11-х классов и рассчитана на 34 часа.
В 2018-2019 учебном году в 11 классе обучается 31 ученик. Класс разделен на подгруппы: 21 и 10 человек. По умственным способностям класс средний: 1 отличница и 14 хорошистов.
В классе есть группа учащихся с высокой степенью развития познавательного интереса. Уровень знаний этих учащихся возрастает из года в год, растет их активность в познавательной деятельности. Хорошие результаты показывают на предметных олимпиадах, как на школьном уровне, так и на муниципальном. На уроках достаточно активны, охотно занимаются творческой деятельностью.
В классе есть и проблемные в обучении ребята, которые учатся без интереса, не имеют мотивации к обучению.
Исходя из этого, консультации будут проходить по группам: сильные и слабые учащиеся.
Место курса в образовательном процессе.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку призвана актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста, и итоговое сочинение.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии, пунктуации и стилистики.
Цели и задачи курса:
— обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5 -9
классов согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
- скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;
- подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;
- развивать познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;
— выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на
жизненный опыт или литературный материал;
- целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
- формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;
— учить любой диалог вести этически корректно.
Ученики должны
иметь представление
— о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
— сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
— содержание заданий ЕГЭ;
уметь
— применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и яв-
лений, при создании собственного текста;
- понимать и интерпретировать текст;
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
-аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
— проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
— проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
— использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,
— создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
- формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
- формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором
прочитанного текста.
Содержание программы курса.
Введение — 1 час.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к итоговому сочинению – 3 часа.
Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.
Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования.
Сочинение по одному из направлений.
Подготовка к заданиям 1-26.
Текст. Понимание текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания 1-3, 22,23)
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы.. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания 5,6, 20, 24, 26)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 7,8)
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 7, 26)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания 9 — 15)
Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 16 – 21)
Подготовка к сочинению уровня С (зад.27)
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ –
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Учебно – тематический план.
№ п/п. | Название темы. | Количество часов. | Уроков развития речи. | Контрольные работы. |
1 Введение. 1
Подготовка к итоговому сочинению | 3 | |||
2. | Подготовка к заданиям 1-26 | 20 | 3 | |
3. | Подготовка к сочинению (Задание 27) | 6 | 6 | |
4. | Комплексная подготовка к ЕГЭ. | 4 | 4 |
Итого: 34 9 4
Календарно — тематическое планирование.
№ п/п. | Название темы. | Требования к уровню знаний. | Вид контроля. | Дата проведения по плану | фактически |
Введение – 1 час. | |||||
1. | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | Знать: ДВ ЕГЭ. Уметь: заполнять бланки. | |||
Подготовка к итоговому сочинению – 3 часа. | |||||
2. | Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений. | ||||
3. | Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования. | сочинение | |||
4. | Сочинение по одному из направлений. | сочинение | |||
Подготовка к заданиям 1-26 – 18 часов | |||||
5. | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | Знать: орфоэпия, орфоэпические нормы. Уметь: ставить ударение в словах. | Выполнение задания 4 | ||
6. | Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Синонимы, антонимы. | Знать: лексика, лексические нормы, паронимы. Уметь: работать со словом. | Выполнение заданий 5,6,24,26 | ||
7. | Лексические выразительные средства. | Знать: понятия по теме «Лексика», виды тропов. Уметь: находить лексические выразительные средства в текстах. | Выполнение задания 26 | ||
8. | Фразеология. | Знать: фразеологизм. Уметь: находить фразеологизмы. | Выполнение задания 26 | ||
9. | Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | Знать: морфологические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм. | Выполнение задания 7 | ||
10. | Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. | Знать: предложение простое, осложнённое, сложное. Уметь: находить обособленные члены предложения и вводные конструкции | Выполнение заданий 16-18 | ||
11-13 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | Знать: синтаксические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм. | Выполнение задания 8 | ||
14 | Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. | Знать: стилистические фигуры. Уметь: находить фигуры в тексте. | Выполнение задания 26 | ||
15-18 | Орфография. Орфографические нормы. | Знать: орфографические нормы. Уметь: применять орфографические правила на практике. | Выполнение заданий 9-15 | ||
19-20 | Пунктуация. Пунктуационные нормы. | Знать: пунктуация, пунктуационные нормы. Уметь: применять пунктуационные правила на практике. | Выполнение заданий 16-21 | ||
21 | РР. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | Знать: способы и средства связи предложений в тексте. Уметь: определять способы и средства связи предложений в тексте. | Выполнение заданий 2,25 | ||
22 | РР. Текст. Стили и типы речи. | Знать: текст, стили и типы речи. Уметь: определять типы и стили речи. | Выполнение задания 23 | ||
Подготовка к сочинению – 7часов | |||||
23 | РР. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. | Знать: тема, проблема, идея текста. Уметь: определять тему, проблему, идею текста, формулировать проблемы текста. | Работа с текстом. | ||
24 | РР. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | Знать: комментарий, виды комментариев. Уметь: давать разные виды комментариев к проблеме. | Работа с комментариями. | ||
25 | РР. Выявление и формулировка авторской позиции. | Знать: авторская позиция. Уметь: выявлять и формулировать авторскую позицию. | Работа с текстом. | ||
26 | РР. Способы аргументации собственного мнения. | Знать: аргументация собственного мнения, способы аргументации. Уметь: аргументировать собственное мнение. | Работа с текстом. | ||
27 | РР. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | Знать: композицию сочинения -рассуждения по данному тексту. Уметь: правильно оформлять композиционные части сочинения. | Работа с текстом. | ||
28-29 | РР. Практикум по написанию сочинения. | Уметь: писать сочинение по данному тексту. | Сочинение. | ||
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 5 часов. | |||||
30 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ. | Тренинг. | ||
31 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ. | Тренинг. | ||
32-34 | Диагностическая работа в формате ЕГЭ. | Диагностическая работа. |
Учебно-методическое обеспечение.
- Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2015.
- Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2017. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).
- Единый государственный экзамен 2013 Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2018.
- ЕГЭ-2019. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2019.
- Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2019.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- ФИПИ. Открытый банк заданий.
- http://www.ctege.info
- http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)и другие.
nsportal.ru
Рабочая программа по русскому языку (факультатив). 10 класс. 2018-2019 учебный год
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО зам.дир. по УВР директор МБОУ
протокол №____ ________/Закриева А.С./ «СОШ №1 с.Чечен-Аул»
от «__» __________2018г. «__» ____________2018г. ________/Зубхаджиева И.Б./
председатель школьного МО «__» ______________ 2018г.
___________/Косумова З.З../
Рабочая программа
по русскому языку
(факультатив)
10 класс
2018-2019 учебный год
Учитель русского языка и литературы:
Косумова Займан Зайнадиевна
МБОУ «СОШ №1 с. Чечен-Аул»
2018г.
Рабочая программа
по русскому языку
(факультативу)
Пояснительная записка.
Рабочая программа факультатива по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего среднего (полного) образования, примерной программы по русскому языку для общего среднего (полного) образования (Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07-06-2005 № 03-1263), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Факультативный курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 10 класса при подготовке к ЕГЭ.
Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ.
На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с полными тестами с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.
Задачи:
— повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка; систематизировать и обобщить полученные знания;
— заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия языком;
— совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
— лекция;
— беседа;
— объяснение учителя;
— создание проблемной ситуации;
— анализ текстов различных стилей и типов;
— анализ готовых образцов сочинений;
— работа с тестами ЕГЭ;
— различные виды грамматического разбора;
— работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
— создание таблиц, схем, алгоритмов;— обсуждение, диалог;
— написание и редактирование сочинений-рассуждений;
— самостоятельная работа с учебной, справочной литературой;
— самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
факультативных занятий
по русскому языку
(подготовка к ЕГЭ)
10 класс (34 ч)
№ п/п | Тема занятия | Кол час | Дата проведения | задание | ||
план | факт | |||||
I | Введение | 2 | ||||
1. | Нормативные и методические документы по подготовке и проведению ЕГЭ по русскому языку. | 1 | 07.09 | Знакомство с норм документами | ||
2. | Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. | 1 | 14.09 | Знакомство с норм. документами, КИМами | ||
II | Языковые нормы | 1 | ||||
3 | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. | 1 | 21.09 | Чтение теорет. материала | ||
III | Орфоэпические нормы | 1 | ||||
4. | Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. | 1 | 28.08 | §13-14, упр 53 | ||
IV | Лексические нормы | 3 | ||||
5. | Лексическое и грамматическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. | 1 | 05.10 | §8, упр 31 | ||
6. | Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. | 1 | 12.10 | §4-10, выписать примеры | ||
7. | Фразеологизмы. | 1 | 19.10 | §11, упр 45 | ||
V | Грамматические нормы | 3 | ||||
8. | Грамматические нормы. | 1 | 26.10 | Чтение теорет. материала, §17 | ||
9. | Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические. | 1 | 09.11 | Выписать примеры | ||
10. | Грамматические ошибки и их предупреждение. | 1 | 16.11 | Работа с КИМами | ||
Словообразовательные нормы | 2 | |||||
11. | Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. | 1 | 23.11 | §15-16, упр 70 | ||
12. | Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. | 1 | 30.11 | §15-16, упр 85 | ||
VII | Морфологические нормы | 9 | ||||
13. | Морфологические нормы. | 1 | 07.12 | Чтен. теорет. материала | ||
14. | Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. | 1 | 14.12 | §33,37. Выписать примеры | ||
15. | Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний | 1 | 21.12 | §18-31, обзор тем | ||
16. | Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. | 1 | 28.12 | §32-55, обзор тем | ||
17. | Служебные части речи. | 1 | 11.01 | §56-63, обзор тем | ||
18. | Междометия. Звукоподражательные слова. | 1 | 18.01 | §64,конспект | ||
19. | Морфология. Средства связи предложений в тексте. | 1 | 25.01 | Повторить материал | ||
20. | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | 1 | 01.02 | Работа с теорет материалом | ||
21. | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | 1 | 08.02 | Работа с теорет материалом | ||
VIII | Синтаксические нормы. | 14 | ||||
22. | Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. | 1 | 15.02 | §66-67. Выписать примеры | ||
23. | Предложение. Порядок слов в предложении. | 1 | 22.02 | Синтакс. разбор предложений | ||
24. | Простые и сложные предложения. | 1 | 01.03 | Составить 6 предложений | ||
25. | Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма. | 1 | 15.03 | Выписать предложения | ||
26. | Нормы согласования | 1 | 22.03 | Привести примеры | ||
27. | Нормы управления. | 1 | 05.04 | Привести примеры | ||
28. | Нормы примыкания. | 1 | 12.04 | Привести примеры | ||
29. | Синтаксическая синонимия. | 1 | 19.04 | Повторить материал | ||
30. | Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную. | 1 | 26.04 | Выписать примеры | ||
31. | Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | 03.05 | Составить предложения, охарактеризовать | ||
32. | Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. | 1 | 10.05 | Выписать из текста 5ССП | ||
33. | Знаки препинания в СПП,БСП. | 1 | 17.05 | Выписать из текста 5 СПП,5 БСП | ||
34. | Знаки препинания в СПП, БСП. | 1 | 24.05 | Подготовка к ЕГЭ | ||
35. | Итоговый урок | 1 | 31.05 |
multiurok.ru
Рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме: Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по элективным курсам в 11 классе составлена в соответствии с :
— Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
–Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г., № 1089
-Примерными программами основного общего образования. Русский язык. – Письмо департамента государственной политики в образовании Министерства Образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по ученым предметам федерального базисного плана»
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
— Программой по русскому языку для 10-11 класса, допущенной Министерством образования и науки РФ (авторы — Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева, Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И. Чиндилова О.В. и являющейся составной частью Образовательной программы «Школа – 2100» под научной редакцией академика РАО А.А.Лентьева.
— Основной образовательной программой основного общего и среднего общего образования ЧОУ СШ № 23 «Менеджер»
-Учебным планом ЧОУ СШ № 23 «Менеджер» на 2016 – 2018 учебный год,
- — Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в ЧОУ СШ № 23 «Менеджер».
.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Цели изучения курса «Русский язык» на базовом уровне на ступени среднего (полного) общего образования:
* воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
* развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
* освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
* обогащение словарного запаса и расширения круга используемых грамматических средств;
* формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информативный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Цель элективного курса в 11 классе – расширить представление о стилистических возможностях языка , об особенностях употребления в речи простых и сложных предложений.
Исходя из целей, ставятся следующие задачи курса:
— углубить знания о синтаксических синонимах, их смысловых и стилистических возможностях;
— формировать умения различать уместное и неуместное употребление синтаксических синонимов в устной и письменной речи;
— совершенствовать умение по анализу и оцениванию своей и чужой речи с точки зрения использования смысловых и стилистических возможностей синонимичных синтаксических конструкций;
— использовать в речи знания о нормах употребления синтаксических синонимов для совершенствования своей устной и письменной речи;
-совершенствовать пунктуационные умения.
Элективный курс дополняет базовую программу и опирается на те знания, умения и навыки учащихся, которые были получены ими в процессе изучения курса русского языка.
Данный курс является логическим продолжением элективного курса «Стилистика текста. Морфология и стилистика» (10 класс). Особое внимание на занятиях данного элективного курса уделяется анализу текста с использованием синтаксических синонимов, определению семантического единства и грамматического различия, уместности синтаксических вариантов, правильному употреблению синтаксических норм. Практические занятия направлены на всестороннюю работу с текстами: анализ художественных произведений, критических материалов, конспектирование, реферирование. Главное в анализе текстов – смысловая и стилистическая роль синтаксических синонимов.
Значительное внимание уделяется речевой деятельности обучающихся на уроках и речевых практикумах. Это предполагает совершенствование умений всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма. Дальнейшее усвоение приемов просмотрового, ознакомительного, изучающего, усваивающего чтения. Анализ и оценка собственной и чужой речи (устной и письменной) с точки зрения использования смысловых и стилистических возможностей слов разных частей речи. Комплексный анализ текстов.
В ходе изучения тем по синтаксической стилистике ведется работа по совершенствованию пунктуационных навыков.
В работе с данным содержанием возможно использовать следующие виды деятельности:
— изучение теоретических сведений;
— работа с лекционным материалом;
— конспектирование материала;
-анализ предложений по темам;
— анализ текста.
Место элективного курса в учебном плане.
Согласно учебному плану школы курс рассчитан на 34 часа . Из них 2 часа отводится на итоговую контрольную работу. График проведения контрольной работы (приложение№1) и контрольно- измерительные материалы (приложение №2) прилагаются .
Содержание программы элективного курса «Стилистика текста. Синтаксическая стилистика» (34 ч)
I.Введение (2 ч)
Стилистика как раздел науки о языке.
Синтаксическая стилистика: понятие, предмет и задачи.
II. Стилистика простого предложения (18 ч)
1.Стилистика простого двусоставного предложения (11ч)
Сказуемое. Типы сказуемого.
Синонимия форм сказуемого.
Особенности употребления сказуемых осложненной формы, выраженных глагольно-именными сочетаниями, форм простого глагольного сказуемого.
Согласование сказуемого с подлежащим. Выраженным количественным сочетанием, собирательным существительным.
Прямой и обратный порядок слов в простом предложении. Инверсия как стилистическая фигура экспрессивности речи.
Стилистические возможности однородных членов предложения. Изобразительно-динамическая функция. Юмористическая функция.
2. Стилистические возможности односоставных и неполных предложений (7 ч)
Односоставные предложения. Классификация односоставных предложений.
Неполные предложения.
Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Синонимия полных и неполных предложений.
III.Стилистика сложного предложения (10 ч)
1.Синонимия простых и сложных предложений (6 ч)
Синонимия простых предложений, осложненных обособленным причастным оборотом, и сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.
Синонимия простых предложений, осложненных обособленным деепричастным оборотом, и сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными.
Семантическое единство и грамматические различия, особенности функционирования в текстах описательного характера
2. Синонимия сложных предложений (4 ч).
Синонимия сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Синонимия союзных и бессоюзных сложных предложений.
Семантическое единство и грамматические различия.
Особенности функционирования в текстах разного характера.
IV. Обобщение (4 ч)
Речевая деятельность
Жанровая и стилевая специфика текстов. Сочетание основных видов изложения. Функциональные стили речи и типы текстов.
Комплексный анализ текста: совершенствование умений определять тему, тип речи и стиль текста; видеть стилистические особенности используемых авторами синтаксических конструкций, объяснять уместность их использования, объяснять выбор знаков препинания.
Итоговая проверочная работа (2 ч)
Календарно- тематическое планирование.
№ | Название раздела и темы занятия | Дата по плану | Дата фактически | Количество часов | Уроки | Контрольные работы | Требования к уровню подготовки. | Деятельность ученика |
Введение | 2 | 2 | ||||||
1 | Синтаксическая стилистика: понятие, предмет и задачи. | 13/.01 | 1 | 1 | Знать понятие, предмет и задачи синтаксической стилистики. Уметь владеть приемами изучающего чтения, составлять конспект учебной лекции. | Работать с текстами, составлять конспект. Обобщать материал, создавать устное высказывание. | ||
2 | Выявление уровня готовности к изучению курса. | 13.01 | 1 | 1 | Знать приемы изучающего чтения. Уметь владеть приемами изучающего чтения, находить синтаксические средства выражения мыслей и чувств автора, подбирать возможные синтаксические синонимы к данным конструкциям. | Анализировать текст, выделять в нем ключевые слова, ставить вопросы к тексту, прогнозировать содержание. Формулировать выводы. | ||
Стилистика простого предложения. | 18 | 18 | ||||||
Стилистика простого двусоставного предложения. | 11 | 11 | ||||||
3 | Сказуемое. Типы сказуемых. | 20.01 | 1 | 1 | Знать характеристику сказуемого как главного члена предложения, типы сказуемых, способы выражения. Уметь находить сказуемое, определять типы и способ выражения. | Наблюдать над языковым материалом. Преобразовывать текстовую информацию из одной формы в таблицу. Приводить примеры. Выполнять практические и творческие задания. Формулировать выводы. | ||
4 | Синонимия форм сказуемого. | 20.01 | 1 | 1 | Знать синонимичные формы сказуемых, выраженные глагольно-именными сочетаниями, и простое глагольное сказуемое. Уметь находить синонимичные формы сказуемых, определять их роль в тексте. | Наблюдать над языковым материалом, определять характерные признаки языковых явлений. Обобщать материал. Выполнять практические задания. Формулировать выводы. | ||
5 | Особенности употребления синонимичных форм сказуемых. | 27.01 | 1 | 1 | Знать об уместности употребления синонимичных форм сказуемых в текстах соответствующего стиля и типа речи. Уметь употреблять синонимичные формы сказуемых в текстах соответствующего стиля и типы речи. | Анализировать тексты,выполнять творческие задания. Составлять собственные тексты, оценивать и редактировать их в соответствии с языковой задачей. | ||
6 | Согласование сказуемого с подлежащим. | 27.01 | 1 | 1 | Знать особенности согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественным сочетанием и собирательным существительным. Уметь соблюдать нормы согласования сказуемого с подлежащим. | Анализировать языковой материал. Преобразовывать информацию в виде таблицы в текст. Приводить примеры. Выполнять практические и творческие задания. Решать компетентностные задачи. Формулировать выводы. | ||
7 | Прямой и обратный порядок слов в простом предложении. | 03.02 | 1 | 1 | Знать понятия «прямой» и «обратный» порядок слов в словосочетании в простом предложении, стилистические особенности обратного порядка слов. Уметь определять порядок слов в предложении, определять стилистическую и экспрессивную роль обратного порядка слов. | Наблюдать над языковым материалом, анализировать, формулировать выводы. Сопоставлять свои выводы с материалом учебника. Выполнять практические задания. | ||
8 | Прямой и обратный порядок слов в простом предложении | 10.02 | 1 | 1 | Знать понятие «инверсия» как стилистической фигуры. Уметь находить инверсию и определять стилистическую роль в предложении. | Наблюдать над языковым материалом, анализировать, формулировать выводы. Приводить примеры. Выполнять практические задания. | ||
9 | Стилистические возможности однородных членов предложения. | 10.02 | 1 | 1 | Знать признаки однородных членов предложения, их стилистические функции, понятия логической и художественной однородности. Уметь определять стилистические функции однородных членов предложения. | Наблюдать над языковым материалом, анализировать, формулировать выводы. Сопоставлять свои выводы с материалом учебника. Преобразовывать текстовую информацию в таблицу. Приводить примеры. Выполнять практические задания. | ||
10 | Стилистические возможности однородных членов предложения. | 17.02 | 1 | 1 | ||||
11 | Речевой практикум № 1 Комплексный анализ текста | 17.02 | 1 | 1 | Знать алгоритм комплексного анализа текста. Уметь выполнять комплексный анализ текста: определять тему, тип речи и стиль текста, видеть стилистические особенности изученных синтаксических явлений, объяснять уместность их использования в тексте, видеть особенности авторского синтаксиса, объяснять выбор знаков препинания. | Выполнять задания по комплексному анализу текста. Оценивать свои результаты. | ||
12 | Речевой практикум № 1 Комплексный анализ текста | 24.02 | 1 | 1 | ||||
Стилистические возможности односоставных и неполных предложений | 7 | 7 | ||||||
13 | Односоставные предложения. Классификация односоставных предложений. | 24.02 | 1 | 1 | Знать характеристику односоставных предложений. классификацию, особенности каждого типа. Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, определять типы односоставных предложений. | Систематизировать и обобщать материал, преобразуя текстовую информацию в таблицу и схему. Приводить примеры. Вы |
nsportal.ru
№ | Мероприятия | Сроки/формы организации | Примечание (категория) |
Информационная работа | |||
1 | Знакомство с возможными формами прохождения ГИА по русскому языку (ОГЭ, ГВЭ) | Сентябрь/ на уроке | Все обучающиеся 9А, 9Г кл |
2 | Знакомство с демоверсией ГИА по русскому языку | Октябрь/на уроке | Все обучающиеся 9А, 9Г кл |
3 | Обучение заполнению бланков ответов | Ноябрь/на уроке | Все обучающиеся 9А, 9Г кл |
4 | Знакомство обучающихся с кодификатором и спецификацией КИМ для проведения ГИА | Ноябрь/на уроке | Все обучающиеся 9А, 9Г кл |
5 | Оформление стенда в кабинете №401 с размещением материалов по вопросам ГИА по русскому языку : бланки ответов, демонстрационный вариант, опорные задания, инструкцией для учащихся, другое | Обновление в течении Сентябрь — Май | Все обучающиеся 9А, 9Г кл |
6 | Оформление сводных ведомостей по результатам проведенных срезов | Сентябрь — Май | Все обучающиеся 9А, 9Г кл |
7 | Информирование о результатах репетиционных экзаменов на уровне школы | Декабрь, апрель (по плану работы) | Все обучающиеся 9А, 9Г кл |
8 | Знакомство обучающихся с приказом «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2019 году», | Февраль/ через стенд, на уроке | Все обучающиеся 9А, 9Г кл |
9 | Информирование по вопросу изменений в Порядок проведения ГИА | Сентябрь – Май/на уроке, через стенд | Все обучающиеся 9А, 9Г кл |
10 | Информирование родителей о результатах подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку | В течение года на родительских собраниях | Родители всех обучающихся |
Мероприятия по обеспечению качественной подготовки обучающихся к ОГЭ | |||
1. | Диагностическая работа по выявлению пробелов в знаниях обучающихся, планирование коррекционной работы, распределение обучающихся по группам | Сентябрь/на уроке | Все обучающиеся 9А, 9Г кл |
2. | Организация работы коррекционных групп | Октябрь/составление графика консультаций, дополнительных занятий | По группам |
3 | Репетиционный экзамен по русскому языку (на уровне школы, города с соблюдением процедуры проведения ОГЭ) | Декабрь апрель | Все обучающиеся 9А, 9Г кл |
4 | Многократное проведение пробы сил по русскому языку, ведение мониторинга результатов обученности (тематические срезы на уровне учителя) | Январь-май | Все обучающиеся 9А, 9Г кл |
5 | Отработка технологии проведения экзамена по русскому языку в форме ОГЭ (на уровне учителя) | Декабрь-Май | Все обучающиеся 9А, 9Г кл |
6 | Анализ результатов | В течение года | Все обучающиеся 9А, 9Г кл |
7. | Повышение эффективности уроков русского языка через внедрение новых технологий | В течение года | Все обучающиеся 9А, 9Г кл |
8 | Организация самостоятельной работы обучающихся | В течение года | Все обучающиеся 9А, 9Г кл |
9. | Курсы по выбору | В течение года | Все обучающиеся 9А, 9Г классов |
Коррекционная работа по ликвидации пробелов | |||
1. | Составление ИОМ (индивидуальных образовательных маршрутов) для различных категорий обучающихся | Октябрь | -со слабоуспевающими м обучающимися — с высоким уровнем обучаемости — имеющих пробелы по причине пропуска уроков |
2. | Проведение дополнительных занятий, консультаций | С 27.10.18 по 25.05.19 (график консультаций) Осенние каникулы (график дополнительных занятий) Зимние каникулы (график дополнительных занятий) Весенние каникулы (график дополнительных занятий) | По категориям обучающихся |
3. | Дифференцированный подход к обучающимся при организации уроков русского языка | В течение года | По категориям обучающихся |
Работа по развитию учащихся, имеющих высокий уровень обученности по предмету | |||
1. | Отработка опорных заданий повышенного уровня | В течение года | с высоким уровнем обучаемости |
2. | Участие в олимпиадах | В течение года | с высоким уровнем обучаемости |
Работа с родителями | |||
1. | Индивидуальное консультирование родителей по вопросам оказания содействия обучающимся при подготовке к ГИА по русскому языку | В течение года | По категориям обучающихся |
2. | Профилактические беседы с родителями обучающихся, имеющих пропуски уроков | В течение года | Родители данной категории обучающихся 9А, 9Г |
Взаимодействие с учителями, психологом | |||
1. | Взаимодействие с классным руководителем по вопросу текущей успеваемости, посещаемости учебных занятий, реализации ИОМ | В течение года | По категориям обучающихся |
2. | Взаимодействие с психологом школы по вопросу особенностей обучения | В течение года | По категориям обучающихся |
nsportal.ru
План подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пилюгинская средняя общеобразовательная школа»»
План подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе составлен на основе Методических рекомендаций ФИПИ, с учётом ошибок мониторинговых контрольных работ. Подготовлен на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по русскому языку, Методических рекомендаций СКИРО ПК и ПРО на 2017-2018 учебный год, Демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ по русскому языку 2017 года, кодификатора элементов содержания и Спецификации КИМ.
Подготовка к ЕГЭ позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, научиться выполнять разноуровневые задания базовой и повышенной сложности, способствует выработке и закреплению навыков работы. Повторение реализуется в виде обзора теоретических вопросов по изученным темам, выполнения тестов с получением ответа и написания сочинения-рассуждения. Углубление реализуется на базе обучения методам и приёмам решения коммуникативных задач, требующих применения логической и речевой культуры, развивающих теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Особое внимание занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний по изучаемым темам; приобретение практических навыков выполнения заданий, повышение подготовки школьников к ЕГЭ.
— сформировать наличие у участников экзамена коммуникативных умений, необходимых человеку в современном обществе;
— развивать коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;
— особое внимание уделять умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы;
— развивать умение анализировать информацию, представленную в текстах разных стилей.
— овладение коммуникативными знаниями и умениями, необходимыми для итоговой аттестации в форме ЕГЭ, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
— умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи, при этом особое внимание уделять умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;
— формирование навыков самообразования, критического мышления, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения находить, формулировать и решать проблемы.
Выполнение проверочных работ, проводимых в течение года (составленных учителем, тренировочных и диагностических работ СтатГрад, онлайн тестирования, пробного тестирования муниципального уровня) оценивается баллами от 0 до 57: Проходной балл для получения аттестата – 24, для поступления в вуз от 36 баллов, чтобы получить 4 и 5 нужно соответственно набрать 59 и 72 баллов
По результатам работ ученик заполняет индивидуальный лист контроля – индивидуальный маршрут подготовки к ЕГЭ. Учитель соответственно ведет мониторинг подготовки к ЕГЭ — фронтально (мониторинг всего класса) и индивидуально (мониторинг каждого ученика).
— эффективная организация работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку;
— психологическая подготовка обучающихся в экзаменам;
— закрепление навыков решения тестовых заданий;
— своевременное обеспечение обучающихся и родителей информацией ЕГЭ
Календарно- тематическое планирование занятий.
№п/п
Кол-во часов
Тема
Цель
Домашнее задание
Дата проведения
план
факт
1
1
Введение. Знакомство со структурой и спецификой ЕГЭ по русскому языку. Анализ ошибок, допущенных при выполнении мониторинговых контрольных работ.
Подобрать примеры на орфограммы корня, работа с открытым банком заданий на сайте ФИПИ
2
1
Знакомство с тематическими блоками итогового сочинения 2018 года. Изменения в КИМ ЕГЭ
Выучить тематические блоки, подобрать по 2 произведения на каждый блок
3
1
Работа над ошибками входной контрольной работы. Работа с индивидуальными маршрутами. Критерии оценивания сочинения
Выучить лекцию, клише написания сочинения
4
1
Композиция итогового сочинения
Написать сочинение по одному из блоку
5
1
Литературные аргументы по блокам
Выучить литературные аргументы на каждый блок
6
1
Написание сочинений. Знакомство с бланками
Написать сочинение на бланке
7
1
Написание индивидуальных работ и их детальный анализ
Написать 5 сочинений по блокам
8
1
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Подготовить сообщение «Единицы синтаксиса» работа с открытым банком заданий на сайте ФИПИ тесты задание 1
9
1
Средства связи предложений в тексте..Лексическое значение слова
Тесты задание 2 банк заданий на сайте ФИПИ Объяснить значение записанных слов, составить с ними сложные предложения, тесты задание 3 сайт ФИПИ
10
1
Орфоэпические нормы
Тесты задание 4 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
11
1
Лексические нормы (употребление слова в
соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
Тесты задание 5 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
12
1
Морфологические нормы (образование форм слова)
Выполнить морфемный анализ слов, тесты задание 6 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
13
1
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Выполнить морфемный анализ слов, тесты задание 7 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
14
1
Правописание корней
Правописание приставок
Тесты задание 8 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы Работа по карточке, тесты задание 9 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
15
1
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
Работа по карточке, тесты задание 10 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
16
1
Морфологические нормы.
Работа по карточке, тесты задание 11 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
17
1
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Работа по карточке, тесты задание 12сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
18
1
Правописание НЕ и НИ
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
Работа по карточке, тесты задание 13 сайт ФИПИ, выучить литературные аргумент
19
1
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
Работа с индивидуальными маршрутами
Работа по карточке, тесты задание 15 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
20
1
Знаки препинания в простом осложнённом предложении(с однородными членами)
Пунктуация в сложносочинённом
предложении и простом предложении с однородными членами
Работа по карточке, тесты задание 16 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
21
1
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
Работа по карточке, тесты задание 17 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
22
1
Знаки препинания в предложениях со словами
и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Работа по карточке, тесты задание 18 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
23
1
Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении.
Работа по карточке, тесты задание 19 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
24
1
Знаки препинания в сложном
предложении с разными видами связи
Работа по карточке, тесты задание 20 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
25
1
Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Работа по карточке, тесты задание 21 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
Работа по карточке, тесты задание 22 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
26
1
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические
обороты. Группы слов по происхождению и употреблению
Работа по карточке, тесты задание 23 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
27
1
Средства связи предложений в тексте
Речь. Языковые средства
выразительности
Работа по карточке, тесты задание 23 сайт ФИПИ, выучить литературные аргументы
28
1
Вступление. Проблема
Работа с тестами, работа с открытым банком заданий на сайте ФИПИ, написать вступления и выделить проблему
29
1
Комментарий
Работа с тестами, работа с открытым банком заданий на сайте ФИПИ, написать комментарий к проблеме
30
1
Мнение автора. Аргументация своего мнения
Работа с тестами, работа с открытым банком заданий на сайте ФИПИ, написать сочинение
31
1
Аргументация
Работа с тестами, работа с открытым банком заданий на сайте ФИПИ
32
1
Заключение в сочинении.
Подобрать по 5 примеров на каждое средство из художественной литературы, работа с открытым банком заданий на сайте ФИПИ
33
1
Практикум по написанию сочинения
Подобрать примеры, работа с открытым банком заданий на сайте ФИПИ, написать сочинения
34
1
Итоговое тестирование
Подобрать примеры, работа с открытым банком заданий на сайте ФИПИ, написать сочинения
infourok.ru
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Серебрянская средняя общеобразовательная школа — детский сад»
Раздольненского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МБОУ
учителей гуманитарного —— С.А.Кокоркина «Серебрянская школа —
цикла 28.08.2018 г. детский сад»
Руководитель ШМО ——— А.П.Остриянская
В.А.Гончаренко Приказ № 344 от 28. 08.2018г.
Протокол №1 от 28.08. 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
11 класс
на 2018 – 2019 учебный год
(Базовый уровень)
Составила:
Гончаренко Вера Александровна
с. Серебрянка
2018 год
Пояснительная записка
Программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ и рассчитана на34 часа.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программой по русскому языку: А.И. Власенков «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
Цель программы:
Систематизировать и обобщить знания по курсу основной (полной) школы;
Повысить качество знаний, обеспечить целенаправленную и качественную подготовку учащихся к экзамену в форме ЕГЭ.
Научить учащихся правильно использовать лексическое богатство русского языка и стилистически возможности, создавать свою собственную творческую работу.
Задачи программы:
Ликвидировать у учащихся имеющиеся пробелы, формировать умения и навыки устной и письменной речи учащихся, обогащать словарный запас и грамматический строй речи.
Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
По окончании курса учащиеся должны знать:
— теоретическое содержание основных разделов курса русского языка.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
выполнять тестовые задания типа А минимум на 60-70%;
выполнять тестовые задания типа Б минимум на 50 %;
анализировать содержание текста, выделять его проблематику;
определять тип и стиль речи предложенного текста;
создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения
(формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять авторскую позицию и аргуметированно выражать свою).
Содержание программы:
Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии оценки.
Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Морфемика и словообразование. Морфемы.Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования.
Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.
Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.
Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.
Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.
Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.
Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.
Учебно — методическое обеспечение
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2014.
Различные виды лингвистических словарей.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Серебрянская средняя общеобразовательная школа – детский сад»
Раздольненского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО учителей Зам. директора по УВР Директор МБОУ
гуманитарного цикла —— С.А.Кокоркина «Серебрянская школа —
Руководитель ШМО 28.08.2018г. детский сад»
—— В.А.Гончаренко ——- А.П.Остриянская
Протокол №1 от 28 .08.2018г. Приказ №301 от 28 .08 2018г.
Календарно – тематическое планирование
факультативного курса
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
11 класс
на 2018 – 2019 учебный год
Составила:
Гончаренко Вера Александровна
с.Серебрянка
2018г.
Планирование факультатива составлено на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программой по русскому языку: А.И. Власенков «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
Календарно-тематическое планирование
2Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (морфология, синтаксис)
1
3
Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку ( фонетика и орфография)
1
4
Орфография: глагол и его формы; гласные в суффиксах, правописание –не и –ни, -н и –нн.
1
5
Словообразование, слитное или раздельное написание слов, языковые нормы языка
1
6
Языковые и грамматические нормы языка
1
7
Синтаксис и пунктуация простого предложения
1
8
Синтаксис и пунктуация сложного предложения
1
9
Синонимика простых предложений с обособленными определениями и с придаточными определительными
1
10
Пунктуация при вводных и вставных конструкциях
1
11
Языковые нормы языка. Использование нормированной лексики
1
12
Лексические нормы языка. Паронимы
1
13
Типы грамматических ошибок
1
14
Разбор заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами и культурой речи
1
15
Разбор зданий ЕГЭ, связанных с анализом текста. Часть “С” (типы речи, стили речи
1
16
Часть «С» (типы и стили речи)
1
17
Работа с основной мыслью текста
1
18
Определение основной мысли текста в публицистических и научных текстах (разбор заданий “С” из ЕГЭ
1
19
Определение основной мысли текста в художественном и разговорном стилях речи (разбор заданий “С” из ЕГЭ)
1
20
Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли
1
21
Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста
1
22
Комплексный анализ текста
1
23
Анализ изобразительно-выразительных средств
1
24
Разбор заданий из части «В»
25
Анализ написанной рецензии на научный стиль речи, разговорный
1
26
Анализ написанной рецензии на публицистический стиль речи
1
27
Написание собственных рецензий учащихся (часть “С»)
1
28
Анализ написанной рецензии на художественный стиль речи.
1
29
Оценочные слова и речевые клише в помощь к написанию сочинения.
1
30
Написание рецензии на художественный стиль речи (часть “С”).
31
Тропы
32-34
Выполнение варианта работы по русскому языку в форме ЕГЭ.
3
Лист корректировки рабочей программы
урока
Дата
Содержание
Примечания
infourok.ru
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку». 11 класс. 68 ч.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Принята на заседании педагогического совета 30.08.2018 протокол №1 | Утверждена приказом директора школы от 31.08.2018г. № |
«ГИМНАЗИЯ № 4»
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку».
11 класс. 68 ч.
на 2018 – 2019 учебный год
Авторы УМК: В.В. Бабайцева. Программа для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка. 5-9 классы.//Русский язык. 5-9 кл.: рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2015.
Учебники:
1.Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений филол. профиля — М.:, 2008.
2. Греков В. Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.:
Просвещение, 2012.
3. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ- 2018. 25 тренировочных вариантов по демоверсии 2018 года: учебно-методическое пособие/ под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2017.
4. Русский язык. Нормы речи. Практикум. Тренировочная тетрадь. 10-11 – й классы/ Н.А. Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А. Гурдаева; под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2016.
5. Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-11 – й классы/ Н.А. Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А. Гурдаева; под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2016.
6. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич; под ред. Н.А. Сениной – Ростов н/Д: Легион, 2016.
Автор-составитель: Минеева Е. А.,
учитель русского языка и литературы
г. Кстово 2018 г.
Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку». 11 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитана на 68 часов.
Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.
Цели и задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа и с открытым ответом
формировать умение создавать собственный текст о тексте (задание 26).
Планируемые результаты освоения курса.
Ученики должны
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
сведения о языке, соответствующие государственным программам и обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
содержание заданий ЕГЭ;
основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
виды текста;
определение понятий «вступление» и «заключение»;
что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
уметь
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
применять приёмы сжатия текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
указывать средства связи между частями текста;
определить тему и основную мысль текста;
определить тип и стиль речи;
использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
анализировать форму исходного текста;
находить характерные для исходного текста языковые средства;
создавать связное высказывание;
излагать последовательно собственные мысли;
использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Содержание программы учебного курса
Введение (1ч.)
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к заданиям 1-25 (46 ч.)
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания 5,22, 24)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
(Задания 6)
Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 2, 7, 19, 23, 24)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания 3,8-12,14)
Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 13-18)
Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания 1, 20-22)
Подготовка к сочинению уровня С. (16 ч.)
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ (5 ч.)
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Тематическое планирование
Раздел программы | Тема | ||
68 часов | Дата | ||
1. Введение | 1. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | 1 | |
2. Подготовка к заданиям уровней А и В. | 1. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | 2 | |
2. Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. | 2 | ||
3. Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления | 2 | ||
4. Лексические выразительные средства. Тропы. | 3 | ||
5. Фразеология. | 3 | ||
6. Морфемика и словообразование. Значимые части слова. | 1 | ||
7. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. | 5 | ||
8. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | 3 | ||
9. Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. | 3 | ||
10. Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. | 5 | ||
11. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | 2 | ||
12. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. | 2 | ||
13. Орфография. Орфографические нормы. | 3 | ||
14. Пунктуация. Пунктуационные нормы. | 2 | ||
15. Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. | 2 | ||
16. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | 2 | ||
17. Текст. Стили и типы речи. | 2 | ||
3. Подготовка к сочинению уровня С. | 1.Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. | 4 | |
2. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | 2 | ||
3. Выявление и формулировка авторской позиции. | 2 | ||
4. Способы аргументации собственного мнения. | 2 | ||
5. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | 2 | ||
6. Практикум по написанию сочинения. | 4 | ||
4. Комплексная подготовка к ЕГЭ. | 1. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | 5 |
Перечень учебно-методических средств обучения
Русский язык. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля / В.В. Бабайцева. – 8-е изд. – М.: Дрофа, 2008.
Греков В.Ф., Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2012
Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих» в вузы. — М.: Дрофа, 2000
. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ- 2018. 25 тренировочных вариантов по демоверсии 2018 года: учебно-методическое пособие/ под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2017.
4. Русский язык. Нормы речи. Практикум. Тренировочная тетрадь. 10-11 – й классы/ Н.А. Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А. Гурдаева; под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2016.
Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-11 – й классы/ Н.А. Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А. Гурдаева; под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2016
Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич; под ред. Н.А. Сениной – Ростов н/Д: Легион, 2016.
Интернет-ресурсы
Материалы сайтов:
http://www.ege.edu.ru
http://rustest.ru
wwwfipi.ru
http://www.prosa.ru
http://www.pritchi.nm.ru
https://rus-ege.sdamgia.ru
https://saharina.ru
Средства обучения
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор
Компьютер
12
multiurok.ru