Программа по логоритмике для дошкольников по доп образованию – Рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему: Программа дополнительного образования по логоритмике
Рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему: программа дополнительного образования по логоритмике «Лучик»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 города Белогорск»
Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ
к утверждению Заведующий МАДОУ «ДС№7»
на педагогическом совете ___________ Н.В. Ефременко
Протокол № __ «____» ________ 2016 г.
«____»______ 2016 г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЛОГОРИТМИКЕ «ЛУЧИК»
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год
Руководители кружка:
музыкальный
руководитель: Кононова Т.А.
учитель-логопед: Олефиренко А.С.
г. Белогорск, 2016
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка заканчивается к 4 – 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
Нарушения произносительной стороны речи требуют специальной логопедической помощи. Эффективной формой фронтальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, являются логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, музыки и движения. Именно музыка служит организующим началом и используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и координации речи и движения. На занятиях отрабатываются: ритмическая структура слова и чёткое произношении доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают эстетические чувства.
Цель логоритмических занятий: предупреждение и коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста посредством сочетания слова, музыки и движения.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать речевое дыхание;
- развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
- развивать тонкие движения пальцев рук;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
- формировать грамматический строй и связную речь.
Образовательные задачи:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать переключаемость и координацию движений;
- развивать ритмическую выразительность;
- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
Оздоровительные задачи:
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- формировать правильную осанку, походку;
- развивать координацию движений и моторных функций.
Принципы организации логоритмических занятий:
- принцип системности;
- принцип учета структуры речевого нарушения и уровня речевого развития;
- принцип учета особенностей высшей нервной деятельности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип наглядности;
- принцип всестороннего воздействия;
- принцип комплексности и поэтапности.
Методы и приемы обучения на занятиях по логоритмике.
Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка.
- Наглядно-зрительные;
- приёмы, обеспечивающие тактильно-мышечную наглядность с применением различного инвентаря;
- словесные приёмы;
- практические.
Структура занятий: Длительность занятия зависит от возраста детей – 20-30 минут.
I водная часть: 3-5 минут.
Включает в себя:
— различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений;
— упражнения на ориентировку в пространстве;
— упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса.
II основная часть: от 10 до 15 минут.
Включает в себя:
— развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;
— упражнения на развитие внимания, памяти;
— упражнения на развитие чувства ритма, темпа;
— упражнения на развитие координации речи с движением;
— упражнения на развитие координации пения с движением;
— слушание музыки для снятия напряжения;
— игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
III заключительная часть: от 2 до 7 минут.
Включает в себя:
— упражнения на восстановления дыхания;
— спокойные виды ходьбы;
— упражнения на релаксацию.
— количество занятий в неделю – 1;
— количество занятий в месяц – 4;
— количество занятий в год – 36;
Условия реализации программы
Требования к среде:
- Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
- Обязательно фортепиано, музыкального центра, телевизора, набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений.
- Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам.
- Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки.
- Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.
- Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики.
- Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки.
Требования к педагогам:
- Занятия по логоритмике могут проводить педагоги со специальным логопедическим или музыкальным образованием.
- Логоритмические занятия проводит учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем во второй половине дня.
Ожидаемые результаты:
На более высоком уровне развитие и усвоение:
- зрительного восприятия, внимания и памяти;
- слухового внимания и памяти;
- статической координации движений;
- произвольной регуляции мышечного тонуса;
- ориентировки в схеме собственного тела;
- ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
- восприятия пространственных признаков предметов;
- динамической координации движений рук;
- артикуляционной моторики;
- мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
- слогоритмической структуры слов;
- поставленных звуков;
- функций фонематического слуха;
- понимания предметного, глагольного словаря
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ПО ЛОГОРИТМИКЕ
«ЛУЧИК»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ
НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Руководители кружка:
Муз.руководитель: Кононова Т.А.
учитель-логопед: Олефиренко А.С.
Количество занятий в неделю – 1
Количество занятий в месяц — 4
Количество занятий за учебный год – 36
№ п/п | Название занятия | Количество занятий | Месяц |
1. | Цыплёнок и его семья | 1 | сентябрь |
2. | История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали | 1 | |
3. | Белая козочка | 1 | |
4. | У кошки день рождения | 1 | |
5. | Лесные звёзды | 1 | октябрь |
6. | Зайка-огородник | 1 | |
7. | Любимое кушанье | 1 | |
8. | Дорога на мельницу | 1 | |
9. | Верные друзья | 1 | ноябрь |
10. | Сказка про зайцев | 1 | |
11. | Круглый год | 1 | |
12. | Времена года | 1 | |
13. | Про Мурочку-Мурысоньку | 1 | декабрь |
14. | Мурка в город собирается | 1 | |
15. | Как Мурка Деда Мороза будила | 1 | |
16. | Дед Мороз | 1 | |
17. | Снегурочка на новогодней ёлке в лесу | 1 | январь |
18. | Волчья песня | 1 | |
19. | Петушок | 1 | |
20. | Лисичка со скалочкой | 1 | |
21. | Петух да Собака | 1 | февраль |
22. | Бременские музыканты | 1 | |
23. | Возьми меня с собой | 1 | |
24. | А что у вас? | 1 | |
25. | Вот так мастера! | 1 | март |
26. | Как стать большим? | 1 | |
27. | Даша и Маша | 1 | |
28. | Горшочек каши | 1 | |
29. | Как Мышонок стал трудолюбивым | 1 | апрель |
30. | Сказка про Бурого Мишку и Мышку — вертушку | 1 | |
31. | Чьи это ушки? | 1 | |
32. | История о том, как мышата помогли зайчонку свой дом найти | 1 | |
33. | Красный фонарик | 1 | май |
34. | Колесо | 1 | |
35. | Бычок — смоляной бочок | 1 | |
36. | Коза — обманщица | 1 |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ПО ЛОГОРИТМИКЕ
«ЛУЧИК»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Руководители кружка:
музыкальный
руководитель: Кононова Т.А.
учитель-логопед: Олефиренко А.С.
Количество занятий в неделю – 1
Количество занятий в месяц — 4
Количество занятий за учебный год – 36
№ п/п | Название занятия | Количество занятий | Месяц |
1. | Солнышко и дождик | 1 | сентябрь |
2. | Тучка | 1 | |
3. | Тучки по небу гуляют | 1 | |
4. | Грибной дождик | 1 | |
5. | Под грибком | 1 | октябрь |
6. | Осенние листья | 1 | |
7. | Осень в лесу | 1 | |
8. | Весёлый огород | 1 | |
9. | Репка | 1 | ноябрь |
10. | Осенние подарки | 1 | |
11. | До свидания, птицы! | 1 | |
12. | Холодно! | 1 | |
13. | Зима в лесу | 1 | декабрь |
14. | Дед Мороз спешит на ёлку | 1 | |
15. | Украшаем ёлочку | 1 | |
16. | Наступает Новый Год | 1 | |
17. | Новогодний праздник в леу | 1 | январь |
18. | Рукавичка | 1 | |
19. | Снеговик | 1 | |
20. | Кошка и котята | 1 | |
21. | Котята и щенок | 1 | февраль |
22. | У бабушки в гостях | 1 | |
23. | Как снеговики солнце искали | 1 | |
24. | Армейская карусель | 1 | |
25. | Как цыплята солнце будили | 1 | март |
26. | Новая столовая | 1 | |
27. | В гости к нам пришли матрёшки | 1 | |
28. | Весеннее солнышко | 1 | |
29. | Весенняя капель | 1 | апрель |
30. | Прилетайте, птицы! | 1 | |
31. | Весенний ручеёк | 1 | |
32. | Кораблик | 1 | |
33. | Утренние лучи | 1 | май |
34. | Петушок и его семья | 1 | |
35. | Колечко | 1 | |
36. | Бобровый пруд | 1 |
Методическая обеспечение:
- М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 -5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 144 с.
- Аудиопрограммы Екатерины и Сергея Железнова из серии «Музыкальные обучалочки»: «Наш оркестр», «Весёлая логритмика».
- М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Н.М. Савицкая Логоритмика для малышей 4-5 лет. – СПб.: КАРО – 2009
- Т.А. Замятина, Л.В. Стрепетова Музыкальная ритмика 2013
Критерии для диагностики по логоритмике
для детей дошкольного возраста
Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»
Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.
Попугай, попугай,
Все за мною повторяй.
Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.
- Для детей 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).
- 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).
- 6 лет – из 9 слов (комната, кухня, улица, машина, лето, солнце, квадрат, треугольник, лиса).
- 7 лет – из 11 слов (бегемот, волк, заяц, весна, сосулька, велосипед, рисунок, поляна ромашка, Буратино, книга).
Оценка результата:
— Высокий уровень: воспроизведение после трехкратного повторения 3 слов для детей 4 лет, 5 слов – для 5-летних, 6 слов после первого (второго) предъявления – для 6-летних и 9 слов – для 7-летних.
— Средний уровень: снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по сравнению с возрастным нормативом и многократные ошибки с самокоррекцией.
— Низкий уровень: снижение объема запоминания на 50% по сравнению с возрастным нормативом или неподдающийся коррекции отказ от повторения слов после 1-2 попыток.
Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»
Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.
Обезьянкой быть хочу,
Что покажешь, повторю.
— Детям 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).
— 5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).
— 6 лет – серия из 9 (те же движения, а также круговое вращение головы, обхватить руками плечи).
— 7 лет – серия из 11 движений (те же движения, а также встать на одну ногу, выставить вторую ногу вперед на пятку).
Оценка результата:
— Высокий уровень: уверенное воспроизведение последовательности движений после 1-3 показов (дети 4 лет – не менее 3 движений, 5 лет – не менее 5, 6 лет – не менее 7, 7 лет – не менее 9).
— Средний уровень: снижение объема запоминания движений на 2 элемента, единичные ошибки с возможностью самостоятельной коррекции.
— Низкий уровень: невозможность усвоения и воспроизведения серии движений при любых условиях (неоднократном показе и подсказках).
Тест на праксис позы пальцев – игра «Послушные пальчики»
Детям предлагают посмотреть, запомнить и выполнить серию из движений мелкой моторики, показать, какие у них послушные пальчики. Движения выполняют сначала одной рукой, затем другой.
— Детям 4 лет предлагается серия из 3 движений: «иголка» (показать указательный палец) – кулак – «кольцо» (соединить указательный и большой пальцы).
— 5 лет – из 4 (те же движения, а также «коза»: выставить вперед мизинец и указательный палец, средний и безымянный поддерживать большим).
— 6 лет – из 5 (те же движения, а также «бык»: выставить вперед указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони).
— 7 лет – из 6 (те же движения, а также «звезда»: широко развести в стороны прямые пальцы).
Оценка результата:
— Высокий уровень: безошибочное выполнение соответствующей возрасту серии движений каждой рукой.
— Средний уровень: 1-2 ошибки с самокоррекцией при переносе программы на другую руку.
— Низкий уровень: многочисленные ошибки, несмотря на активную помощь педагога.
М.Ю. Картушина, Зеленый огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд.
Сводная таблица результатов обследования детей
Группа № Дата обследования:____________________
№ п/п | Ф.И. Ребенка | Мимическая моторика | Речевая моторика | Общая моторика | Мелкая моторика | Действия с предметами | Развитие чувства ритма | Координа- ция слова с движением | Ориен-тировка в простран- стве | Утомля-емость | Уро-вень | ||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||
14 |
nsportal.ru
Дополнительная развивающая программа «Логоритмика» — PDF
Транскрипт
1 ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка 1208 имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова дошкольное отделение структурное подразделение 7 Индекс: , г. Москва, ул. Шумилова, д.14, корп.2 Телефон — факс Дополнительная развивающая программа «Логоритмика» Автор: Музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования Кузнецова Ольга Игоревна Москва.
2 Пояснительная записка В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня речевого развития у детей, несформированности чувства ритма, нескоординированности движений. В связи с этим предлагается курс логопедической ритмики. Логопедическая ритмика — это методика обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. В педагогическом аспекте логоритмика — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально — речевые способности, расширяет певческий диапазон. Далькроз, Александрова Н. Г., Збруева Н. П., Румер М.А., Ветлугина Н.А. и многие другие авторы говорили о большой значимости музыкальной ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции нарушенных функций, речевых нарушений. Благодаря занятиям музыкальной ритмики дети развиваются как психически, так и физически, эмоционально, эстетически. Занятия логоритмикой с детьми, имеющими речевые, двигательные и интеллектуальные нарушения способствуют решению коррекционных задач. Однако использовать современные методики развития чувства ритма необходимо с обычными детьми. Актуальность нашей работы обусловлена использованием новейших методов, средств и форм преодоления нарушений речи и необходимостью комплексного воздействия на нарушение, поэтому в основу своей работы мы взяли логоритмику, как комплексную систему упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика,
3 направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач: улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания. В основу своей программы мы взяли методическое пособие М. Ю. Картушиной, которое содержит в себе занятия, составленные с опорой на лексические темы. Где многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально- насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе. Логоритмические занятия по методики М. Ю. Картушиной направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, наручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно- эстетические и этические чувства. Целессобразно, обучать не только детей, но и родителей дошкольников простейшим игровым, музыкальным занятиям, способствующим развитию связной речи ребенка, поэтому в программу мы включили методику Е. Железновой «Веселая логоритмика», «Музыка с мамой». Авторский методический материал, актуальный как для специалистов-дошкольников, так и для родителей. Характерной особенностью методики «Музыка с мамой» является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия с малышами-дошкольниками в весёлую обучающую игру. Новизна данной программы состоит в том, что учебный план совмещает в себе занятия по музыке, ритмическому движению и развитию речи это
4 является эффективным методом логопедической работы по развитию речи у дошкольника. Курс логоритмических занятий введён для коррекции и профилактики речевых нарушений в сочетании со словом, музыкой и специально подобранного речевого материала. Именно это сочетание музыки,речи и движения помогает закрепить проводимую учителями логопедами работу, но ни в коей мере не исключает логопедические занятия. Логоритмика это система двигательных упражнений, заданий, ритмических игр и логопедических распевок на основе музыки и движения, музыки и слова или триединства всех трёх видов деятельности, направленные на решение коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Таким образом, занятия логоритмикой оказывают неспецифическое воздействие на речевые и неречевые нарушения с помощью ритмизированной системы упражнений, построенной на связи движений с музыкой и речью. С учетом выше сказанного была разработана программа кружка Логоритмика, которая позитивно влияет на состояние звукопроизношения и фонематического восприятия у детей, развивает чувство ритма. Это особенно важно для детей с дизартрией.
5 Цели Программы Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней среды. Задачи Программы Коррекционные: развитие речевого дыхания; тренировка артикуляционного аппарата; совершенствование грамматического строя и связной речи, фонематического восприятия; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти. Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений; развитие переключаемости, координации движений. Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться и проявлять свои художественнотворческие способности; воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила. Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки; развитие ловкости, силы, выносливости.
6 Содержание и формы работы 1. Художественное слово; 2. Пальчиковая гимнастика; 3. Артикуляционная гимнастика; 4. Речевые игры; 5. Подвижные игры 6. Общие физические упражнения; 7. Музыкальная ритмика; 8. Пение; 9. Релаксация; 10. Массаж биологически активных зон; 11. Ритмическое музицирование; 12. Игры-диалоги.
7 Приложение Учебно-тематический план на первый год цикла Цикличность: 1 раз в неделю Месяц Недели Темы занятий Октябрь Ноябрь «Дудочка» Программные задачи: Формировать знания об этических нормах и правилах поведения в игре. Развивать слуховое внимание, память, образное мышление, движение и речь. Развивать внимание, память и воображение. Работать над снятием мышечных зажимов и преодолением двигательного автоматизма. «Солнышко и дождик» Программные задачи: Развивать воображение и творческую инициативу у детей в театрализованной игре. Развивать пантомимические навыки и мелкую моторику рук. Учить сочетать движение и речь. «Прогулка в осеннем лесу» Программные задачи: Развивать психофизические способности детей, фантазию и воображение в игре. Формировать коммуникативные качества детей и прививать элементарные этические нормы поведения. «Как растёт капуста» Программные задачи: Формировать эстетическое восприятие природы и воспитывать бережное отношение к ней. Развивать воображение и пантомимические навыки. Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой. Учить произносить фразы с определенной интонацией. Поощрять творческую инициативу, умение импровизировать. «Осенние листья» Программные задачи: Учить детей сильному и слабому выдоху. Развивать речь через звукоподражание и чистоговорки Развивать творческую фантазию, умение импровизировать, свободно общаться в заданной ситуации. «Кошка с котятами» Программные задачи: Психофизическое освоение игрового пространства. Учить наполнять это пространство образами, превращаясь в любой предмет, вещество, явление, абстракцию. Учить детей свободно действовать в вымысле. Развивать фантазию и творческую инициативу. «Магазин игрушек» Программные задачи: Развивать слуховое внимание и зрительную память. Совершенствовать общую и мелкую моторику. Вырабатывать четкость и скоординированность движений во взаимосвязи с речью. Создавать атмосферу добра и взаимного сотрудничества. «Иван Ивановия Самовар» Программные задачи: Познакомить детей с профессиями. Учить выполнять некоторые профессиональные действия. Развивать память, внимание, умение действовать согласованно с помощью упражнений на память физических действий. «Одеваемся на прогулку» Программные задачи: Развивать речь, слуховое внимание и быстроту
8 10 11 реакции. Формировать умение подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм. Воспитывать коммуникативные качества. Учить водить верховых кукол по ширме. «Ехали мы ехали» Программные задачи: Познакомить детей с разными видами транспорта. Закрепить беспредметные действия: ехать и идти. Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре, развивать инициативу. «Транспорт»» Программные задачи: Продолжать знакомство детей с разными видами транспорта. Учить переключаться с одного действия на другое, взаимодействовать с партнёрами. Декабрь Январь «Грустная ёлочка» Программные задачи: Побуждать детей к активному участию в 12 театрализованной игре. Развивать умение ориентироваться на площадке и использовать все окружающее пространство в процессе игры. «Плюшевый медвежонок» Программные задачи: Учить эмоционально воспринимать сказку, 13 внимательно относиться к образному слову, запоминать, эмоционально и образно воспроизводить фразы и слова. Воспитывать доброжелательные отношения в игре. «Зимняя царица» Программные задачи: Развивать речь детей: звуковую, ритмическую и интонационную. Учить ориентироваться в игре, находить свое место, 14 соответственно роли. Напомнить деревьях, показать важность ели, создающей настроение праздника. Воспитывать дружелюбие и любовь к природе. Зимняя ягодка Программные задачи: Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре. Поощрять творческую инициативу и умение 15 импровизировать. Развивать внимание, воображение, звукопроизношение и память физических действий. Учить детей анализировать проигранную ситуацию. «Зимняя прогулка» Программные задачи: Учить детей концентрировать внимание на определенных группах мышц. Формировать умение расслаблять мышцы 16. по контрасту с напряжением. Продолжать работать над упражнениями на память физических действий. «Цыплёнок» Программные задачи: Продолжать работать над упражнениями на 17 память физических действий. Учить правильному звукопроизношению методом работы с чистоговоркой. Воспитывать партнерские отношения, развивать коммуникативные качества. «В гостях у Лесовика» Программные задачи: Учить детей имитировать движения животных 18 под музыку, свободно общаться в вымышленной ситуации. Закреплять представление о зимовке зверей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развивать умение ориентироваться на площадке. 19 «Снегурушка и Лиса»
9 Февраль Март Программные задачи: Учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре. Развивать память, внимание и речь. Учить подбирать соответствующую интонацию и действия для характеристики сказочного героя. Воспитывать партнерские отношения между детьми. «Цыплята и котята» Программные задачи: Создавать общий положительный настрой в группе. Познакомить детей с образами домашних птиц: петуха, курицы, цыпленка. Развивать внимание, речь и воображение. Воспитывать коммуникативные качества. «Зоопарк» Программные задачи: Закрепить знания детей о животных жарких стран и северных широт. Учить превращаться в животное, изображая его повадки, подражая его звукам. Учить напрягать и расслаблять мышцы. Воспитывать сочувствие и дружелюбные отношения в детской группе. «Армейская карусель» Программные задачи: Воспитывать любовь и уважение к государству, прививать понятие о необходимости службы в армии для каждого мужчины. Развивать речь, внимание, координацию движений. «Прощание с зимой» Программные задачи: Развивать у детей навык коллективного творчества, веры в предлагаемые обстоятельства. Развивать речевой и дыхательный аппарат. «Масленица» Программные задачи: Побуждать детей к участию в театрализованной игре, поощрять творческую инициативу. Развивать воображение, имитационные навыки, умение пользоваться мимикой и жестами. Учить детей сочетать движения и речь. «Кто на крыльях весну несет?» Программные задачи: Показать детям разных птиц, напомнить детям о том, что перелетные птицы возвращаются весной. Развивать речь, внимание, память физических действий. Воспитывать любовь к природе, доброе отношение друг к другу, сотрудничество. «Домок-теремок» Программные задачи: Учить детей напряжению и расслаблению мышц. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать культуру общения друг с другом и со взрослыми. Апрель «Пряничный домик» Программные задачи: Развивать речь, воображение и внимание. Учить напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. «Весёлые игры» Программные задачи: Учить детей общению в образе. Развивать внимание к партнеру и действию. Учить анализировать поступки героев, придумывать способы их исправления. Анализировать предлагаемые сценки, выделять настроение персонажей, их поступки и действия, давать им оценку. «Зайкина шубка» Программные задачи: Познакомить с новой сказкой. Закрепить весенние изменения в природе.вызывать у детей радостный эмоциональный настрой, развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции. Учить детей интонационно выразительно проговаривать
10 Май фразы. «Мы отправляемся в полёт» Программные задачи: Закрепить знания о космосе. Развивать воображение, творческое внимание. Работать над звукопроизношением, умением сочетать движение и речь. Учить брать на себя роли и передавать театральными средствами действия, слова и настроение героев. «Мишка, просыпайся!» Программные задачи: Развивать внимание, речь и воображение. Учить согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с сюжетом сказки. Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику. Стимулировать инициативу детей и их интерес к театрализованной игре. Познакомить детей с новой сказкой, выбранной для постановки. «Федорино горе» Программные задачи:. Учить анализировать поступки героев, придумывать способы их исправления. Анализировать предлагаемые сценки, выделять настроение персонажей, их поступки и действия, давать им оценку. Воспитывать лучшие качества, любовь и уважение к окружающим. «Цветочки в горшочках» Программные задачи: Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой, развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции. Учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы. Учить управлять настольной перчаточной куклой, сочетать движение и речь. Снимать зажим и излишнюю двигательную активность. «Это всем знакомое насекомое» Программное содержание: Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой, развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции. Учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы. Учить управлять настольной перчаточной куклой, сочетать движение и речь. Снимать зажим и излишнюю двигательную активность. «Морское путешествие» Программные задачи: Продолжать учить детей ощущать игровое пространство, действовать в коллективе, взаимодействуя друг с другом. Развивать речь, внимание и координацию движений. Знакомить детей с обитателями морской среды, обиходом моряков. «На лесной полянке» Программные задачи: Учить детей характерным движениям. Закрепить навык коллективной игры, где каждый знает своё место, умеет брать на себя роль. Развивать речь: четкость, правильность, интонационную выразительность. Воспитывать ответственность. «По малину в сад пойдём» Программные задачи: Развивать творческие способности детей. Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой. Учить сочетать движения и речь, воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре. Воспитывать живой интерес к театрализации, инициативу и самостоятельность детей
11 Методическое обеспечение 1. Основная Общеобразовательная Программа дошкольного образования. 2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 3. А. И. Буренина «Ритмическая мозайка» программа по ритмической пластике для детей 4. М.Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья» — программа оздоровления дошкольников 5. М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» 6. Е. и С.Железновы. Комплексная-развивающая программа «Музыка с мамой»
12 Список литературы 1. Алябьева. Е.А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения» М. 2005г. 2. Алябьева Е.А. «От слова к диалогу» М.2013г. 3. Буренина А.И. «Ритмическая мозайка»» СП-б 2000г. 4. Бейкина С.И и др. «Музыка и движение» М. 1981г. Басина Н.Э и др. «Дом, который построили «Мы»» М. 2000г. 5. Боромыкова О.С. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» СП-б. 1999г. 6. Белобрыкина О.А «Речь и общение» Ярославль 1998г. 7. Белякова Л.И, Гончарова Н.Н, Шишкова Т.Г «Методика развития речевого дыхания» М. 2004г. 8. Громова О.Н, Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2002г. 9. Зайцева Л.И. «Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников» СП-б. 2013г. 10. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий» с детьми дошкольного возраста М г. 11. Кацер О.В. «Игровая методика обучения детей пению» СП-б. 2005г. 12. Касицина М.А, Бородина И.Г. «Коррекционная ритмика» М. 2007г. 13. Кукловская В. «Музыкально-ритмические движения в детском саду» Киев -1981г. 14. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» М.2003г,, «Логоритмика для малышей». М. 2005г, «Забавы для малышей» М.2006г. 15. Кряжева. Н.Л «Развитие эмоционального мира детей» Яр. 1997г. 16. Кубасова. О.В «Выразительное чтение» М. 1997г. 17. Овчинникова Т. М «Вокально-коррекционный коллаж» СП-б. 2012г. 18. Пилипенко. Л «Весёлые минутки» Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. М 2010г. 19. Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей 3-7 лет» М. 2008г.
13 20. Тихонова Е.С, Селиванова М.Е. «Музыкально-грамматические рифмовки в логопедической практике» М.2016г. 21. Узорова. О.В и Нефедова. Е.А «Физкультурные минутки» М. 2004г. 22. Чистякова. М.И «Психогимнастика» М. 1995г.
docplayer.ru
Реализуемый уровень образования | Дополнительное образование детей |
Форма обучения | очная |
Нормативный срок обучения | 2 года (младшая, средняя группы) |
Наименование образовательной программы | Программа дополнительного образования «Игровая логоритмика» |
Описание образовательной программы | Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение с взрослыми и сверстниками — всё это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи, вызванными физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями. И именно логоритмика является одним из самых доступных, интересных методов преодоления и профилактики этих нарушений в условиях дошкольных образовательных организаций. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь детей и многое другое. Сюда же относится и воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также представлений об эстетической красоте родной речи. Цель программы: профилактика нарушений развития речи детей дошкольного возраста, содействие всестороннему и эстетическому развитию детей. |
Информация об учебном плане | Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 5 лет Срок реализации – 2 года Продолжительность занятий — для детей младших групп — не более 15 минут — для детей средних групп — не более 20 минут. Количество занятий в месяц – 4 Количество занятий в год — 40 |
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) | Занятия логоритмикой представляют собой комплекс различных видов деятельности, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста методами ритмического и музыкально-эстетического воспитания. Ключевым моментом программы является музыка (музыкальная ритмика), с помощью которой смоделированы основные виды деятельности на занятиях: дыхательная гимнастика и музыка, гимнастика для артикуляционно-речевого аппарата и музыка, общая и мелкая моторика и музыка. |
Информация о календарном учебном графике | Режим проведения занятий: один раз в неделю Количество возрастных групп: (младшие и средние). Начало учебного года: 01.09. Окончание учебного года: 30.06. Продолжительность учебного года: 40 недель Сроки проведения мониторинга: 3-4 неделя сентября (первичный) 3-4 неделя мая (вторичный) |
Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой |
-М, 2014.
|
Численность учащихся по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (дополнительная образовательная программа) | Организованная групповая образовательная деятельность. Численность группы:10-12 человек |
Язык, на котором осуществляется образование (обучение) | Русский |
dsad172.ru
Пояснит. записка ЛОГОРИТМИКА.docx — Программа дополнительного образования по логоритмике …
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает
выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются:
упражнения на развитие диафрагмальнобрюшного дыхания,
1.
выработка продолжительного речевого выдоха,
2.
тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
3.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные
качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти
упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний.
На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только
развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную,
слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на
смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются
звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое,
ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и
слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без
музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игрыдиалоги
и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки,
потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и
облегчает выполнение логоритмических задач.
такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную
отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует
автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с
речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной
культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев
напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук,
мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на
музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка
звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами,
выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает
мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также
остальные психические процессы,
сопровождающие исполнение музыкального
произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с
детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и
пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических
трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки,
«шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная
мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными.
Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную
моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их
творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности
znanio.ru