Программа дети инвалиды 2019 школа психолог – Программа психологического сопровождения ребенка-инвалида
Права ребенка инвалида в школе, при обучении поступлении — 2019
Ребенок инвалид при достижении определенного возраста имеет возможность ходить в школу. Школа не должна отказывать в приеме ребенка с ограниченными возможностями, но при этом, она не должна создавать особенные условия для него, то есть обучается ребенок так же, как и все дети.В школе дети-инвалиды имеют некоторые льготы, что проявляется больше в материальных компенсациях и минимальных физических нагрузках. В плане психологической помощи, школа должна предоставлять сеансы психолога, который поможет адаптироваться в коллективе, и проведет беседу с другими детьми класса.
Стоит заметить, что часто дети в школе могут плохо контактировать, в силу того, что ребенок-инвалид не такой, как все. Однако, если в классе хорошая атмосфера и классный руководитель обращает внимание на поведение своих учеников, процесс обучения может проходить довольно результативно.
Ребенок-инвалид имеет право на бесплатное питание в школе, льготные условия сдачи экзаменов, при этом ребенок сам выбирает формат проведения этого экзамена. И также ребенок-инвалид может не посещать уроки физического воспитания, если имеются ограничения на физическую нагрузку.
Содержание статьи
Обучение ребенка-инвалида на дому и его преимущества
Родители вправе выбирать, как именно их ребенок будет получать среднее образование. В случае если ребенок не может посещать школу, выбор становится между двумя вариантами, обучение на дому или в специальном интернате. При обучении на дому, родители должны либо сами проводить занятия с ребенком, либо нанимать учителя, который сможет работать с ребенком в особенных условиях.
При обучении ребенка на дому, родители имеют право на компенсацию затрат в обучении ребенка. Так как по закону каждому ребенку положено бесплатное среднее образование, то государство обязано компенсировать все материальные траты на обучение ребенка, даже если оно происходит в домашних условиях.
Преимуществом такого вида обучения является возможность оградить ребенка от жестоких детей, которые могут причинять моральные травмы ребенку, и возможность получения образования под присмотром родителей.
Бесплатное посещение школы искусств для одаренных детей
Инвалиды могут бесплатно обучаться в школе искусствТак как многие дети, которые имеют ограниченные возможности, чаще проявляют свои таланты в художественных направлениях, государство дает им возможность бесплатно обучаться в школе искусств.
Такое обучение может проходить как в школе при учебном заведении, так и в тех школах, которые имеют статус самостоятельной художественной школы. Для того чтобы покрыть все расходы на школу искусств, родители просто должны предоставить справку о состоянии здоровья ребенка. Но стоит отметить, что и в таких школах не создаются специальные условия для детей-инвалидов.
Обучение проходит на одних условиях с другими детьми, как в плане требовательности, так и в плане всех удобств.
Аттестация в школе. Какие условия для детей-инвалидов
В школах контрольные работы проводятся на общих основаниях, ребенок с ограниченными возможностями пишет ее без каких-либо особых условий. Если же обучение проводится на дому, то ребенок должен связаться с учителем с помощью видеозвонка, и учитель должен видеть все рабочее место ученика.
В школе ребенок сдает контрольные на общих условияхПри этом не разрешается списывать и использовать дополнительные материалы. Если ученик выполняет задания медленно, то контрольная может сдаваться в несколько этапов, при этом учитель не имеет право торопить ребенка.
При поступлении ребенка в ВУЗ, ему дается на подготовку к экзамену 90 минут, форма экзамена не может быть разной, устной или письменной.
А после зачисления ребенка на обучение, программа составляется индивидуально для каждого ребенка с ограниченными возможностями, которая согласовывается с психологом и врачами.
Как поступить в ВУЗ. Имеет ли право ребенок-инвалид на льготные условия
- Дети-инвалиды имеют право на зачисление в высшее учебное заведение вне конкурса, то есть на бюджет. При этом он также сдает экзамен, и если количество баллов соответствует минимальным условиям, то ребенок успешно проходит аттестацию. При сдаче экзамена, ребенок-инвалид имеет одно преимущество перед другими детьми – 90 минут на подготовку.
- На обучение в ВУЗах имеют право дети-инвалиды 1 и 2 группы, которые не имеют противопоказаний к обучению. В некоторых случаях, ребенок имеет право на сопровождение его родителями, если самостоятельное передвижение доставляет неудобства.
- Для того чтобы получить компенсацию за обучение ребенка на дому, родители должны обратиться в органы социальной защиты со специальной справкой о том, что ребенок проходит домашнюю программу обучения. Получить материальную помощь родители могут после достижения ребенком возраста шести с половиной лет, именно с этого возраста начинается обучение ребенка в школе.
Самое главное для родителей ребенка-инвалида, показать, что он такой же, как и все дети, имеет право на образование и дополнительные увлечения в школах искусств. А государство будет способствовать образованию и саморазвитию такого ребенка во всех смыслах.
О выборе школы для ребенка-инвалида на видео:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Напишите свой вопрос в форму ниже Внимание, только СЕГОДНЯ!posobaby.com
План работы педагога — психолога с детьми ОВЗ и детьми инвалидами
план работы педагога — психолога с детьми ОВЗ и детьми инвалидами
Просмотр содержимого документа
«План работы педагога — психолога с детьми ОВЗ и детьми инвалидами»
Утверждаю:
директор МБОУ « СОШ № 10»
АИМРСК
________________В.В. Греховодов
___ сентября 2017г
План
социально-психологического сопровождения детей, с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год
Цель сопровождения: Обеспечение успешной социализации, социальной адаптации, самореализации, социального благополучия, укрепления здоровья, защиты прав ученика благодаря поддержке и помощи ему в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
-помочь ребёнку в установлении нормальных отношений в обществе на основе обретения личностного смысла развития, творческого потенциала ребёнка к коммуникативности;
-помочь родителям в налаживании межличностных отношений с ребёнком в привлечении их к обнаружению личностных проблем ребёнка и проблем внутрисемейного воспитания и поиску путей их преодоления;
-помочь педагогам в психолого-педагогической диагностики с целью дальнейшего выстраивания эффективного взаимодействия педагога и ребёнка на пути его личностного развития и социальной адаптации.
Предполагаемый результат:
В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.
№ | Содержание работы по направлениям сопровождения | Сроки | Ответственный | |||
Социальная реабилитация (обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения) | ||||||
1 | Составление списков детей, обучающихся на дому и детей-инвалидов, обучающихся в школе | Сентябрь | Классный руководитель, социальный педагог | |||
3 | Консультирование детей и родителей по проблемам | При необходимости в течение года | Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог | |||
Психолого-педагогическая реабилитация (своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.) | ||||||
1 | Взаимодействие с семьей с целью ознакомления с социальным статусом и социально-бытовыми условиями, в которых проживает учащийся | в течение года | Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог | |||
2 | Индивидуальное консультирование педагогов-предметников (цель: индивидуально-личностный подход при работе с детьми с ОВЗ) | В течении года | Педагог — психолог | |||
2 | Консультативная помощь в плане взаимодействия по организации процесса обучения и воспитания, его коррекционной направленности, социальной адаптации ребенка: а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида; -«10 советов родителям детей с ОВЗ»; б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. | При необходимости в течение года | Классный руководитель, педагог-психолог | |||
1 | Диагностическое обследование учащегося. -эмоционального состояния, самооценки детей-инвалидов, детей с ОВЗ диагностика познавательной сферы; диагностика эмоционально-личностной сферы; | В течении года | Педагог-психолог | |||
2 | Составление программы коррекционно-психологической помощи данному ученику. Проведение коррекционных занятий работы с детьми, обучающихся на дому и детьми-инвалидами, обучающихся в школе | При необходимости | Педагог-психолог | |||
3 | Подведение итогов работы с детьми, обучающихся на дому и детьми-инвалидами, обучающихся в школе за 2017-2018 учебный год | Май | Заместители директора по УВР, учителя-предметники педагог-психолог, социальный педагог |
Педагог – психолог М.В. Рожкова
multiurok.ru
Официальный сайт школы №499 — Условия обучения детей с ОВЗ
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Основной целью деятельности Образовательного учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего образования, адаптированным для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
с умственной отсталостью
с расстройствами аутистического спектра
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
со сложными дефектами
100% обучающихся ГБОУ школы № 499 являются детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Мероприятия, связанные с организацией образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Условия обучения
- В ГБОУ школе № 499 Красногвардейского района созданы специальные условия для доступа в ОУ инвалидов и лиц с ОВЗ (установлен пандус, кнопка вызова, тактильные пиктограммы, тактильная вывеска с режимом работы школы). На первом этаже школы имеются приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты спорта, школьная столовая, туалеты для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Произведены работы по расширению дверных проемов, установлены поручни.
- Образовательное учреждение вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования. Учителя школы прошли курсы повышения квалификации в СПбЦОКОиИТ по программе: «Разработка и использование дистанционных образовательных технологий в обучении», а так же в ИМЦ Красногвардейского района по программе: «Проектирование материалов для дистанционных образовательных технологий (оболочка Moodle)». На сайте школы создан раздел Дистанционное обучение
- В обучении используются специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы. В школе имеется библиотека, оснащенная ноутбуком, цветным МФУ и моноблоком для доступа учеников к электронным образовательным ресурсам. 100% учащихся обеспечены учебниками. Перечень учебников, используемых при обучении детей в ГБОУ №499: Скачать
- В ГБОУ школе № 499 используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования. В Образовательном учреждении активно применяются интерактивные технологии обучения. Все учебные кабинеты подключены к школьной локальной сети. Во всех учебных кабинетах начальной школы установлено современное мультимедийное оборудование: проектор, интерактивная доска (или экран), ноутбук для учителя. В кабинете психолога установлен интерактивный учебно-развивающий комплекс для детей с особыми образовательными потребностями Eduplay. Кабинет психолога также оборудован для занятий по системе Монтессори.
Во всех кабинетах старших классов (5-9 классы) установлено демонстрационное оборудование: интерактивная доска (или экран) проектор, ноутбук учителя. В школе есть мобильный компьютерный класс.
- В ГБОУ школе № 499 в рамках профориентационной работы функционирует кабинет ручного труда, две швейные и одна картонажная мастерская.
- В ГБОУ школе № 499 осуществляется проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, функционирует Логопедическая служба, Психологическая служба, Медицинская служба в рамках оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.
- Обеспечен доступ в здание ГБОУ школы № 499 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: установлен пандус, кнопка вызова, контрастная маркировка ступеней и дверей входной группы.
- В ГБОУ школе № 499 оказывается психологическая консультационная помощь обучающимся с ОВЗ, их родителям. В штате ГБОУ школы № 499 два педагога-психолога, которые проводят психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников ОУ в соответствии с графиком работы.
- В школе отремонтирован актовый зал максимальной наполняемостью 50 человек, оснащенный проектором и экраном.
Наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся
Для организации психолого-медико-педагогического сопровождения в Образовательном учреждении создана Служба здоровья, которая в 2013 году стала победителем городского конкурса «Школа здоровья Санкт-Петербурга 2013» в номинации Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. В состав службы здоровья входят: 2 педагога- психолога, 5 логопедов, социальный педагог, педагог-организатор а также другие педагогические работники.
Учащиеся школы принимают активное участие в спортивных мероприятиях проводимых Специальным Олимпийским комитетом Санкт-Петербурга на всех уровнях. На Летних Специальных Олимпийских играх 2011 года в Афинах наши ученицы получили 7 золотых, 4 серебряные и 2 бронзовые медали. Спустя 4 года на Всемирных летних Специальных Олимпийских играх 2015г. в Лос-Анджелесе, Лебедева Светлана (выпускница школы) завоевала 5 золотых медалей в соревнованиях по художественной гимнастике в составе сборной команды Специальной Олимпиады Санкт-Петербурга
В ГБОУ школе № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга для формирования и поддержания здорового образа жизни используются четыре спортивного зала:
- Большой спортивный зал
- Малый (гимнастический) спортивный зал
- Тренажерный зал
В теплое время года занятия осуществляются на оборудованной спортивной площадке
В ГБОУ школе № 499 есть медицинский и процедурный кабинет. Более подробная информация на странице школьного сайта: Медицинская служба
В ГБОУ школе № 499 есть специализированные кабинеты по охране и укреплению здоровья (Кабинет психологической разгрузки, кабинет лечебной физкультуры)
Имеется отдельное помещение для столовой. В ГБОУ школе № 499 предоставляется бесплатное питание (завтраки и обеды).
Более подробная информация на странице школьного сайта: Школьная столовая
Кадровое обеспечение
Для оказания необходимой технической помощи обучающимся ГБОУ школы № 499 в штате выделена ставка ассистента (помощника).
Информация о составе педагогических работников ГБОУ школы № 499 с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы доступна в разделе сайта: «Сведения об образовательной организации» на стр. сайта «Педагогический состав»:
shkola499.ru
Дети-инвалиды за школьной партой | Милосердие.ru
Школьное образование всегда давалось ребенку с ограниченными возможностями непросто. Есть ли сейчас изменения в лучшую сторону? Об этом — заведующая кризисной службой ГАООРДИ Галина ПАВЛОВА
ГАООРДИ – Санкт-Петербургская городская ассоциация общественных объединений родителей детей – на пороге своего 20-летия. За эти годы в нее вошло более 80 общественных организаций города. Одно из направлений работы ассоциации – образовательные проекты. На наши вопросы отвечает Галина Васильевна Павлова – заведующая кризисной службой ГАООРДИ.
— Школьное образование всегда давалось ребенку-инвалиду с большим трудом — не по его вине, конечно. Есть ли сейчас изменения в лучшую сторону, и какие?
— Да, трудности были всегда. С одной стороны, по букве закона, каждый ребенок имеет право на получение образования, независимо от физического или умственного развитии. С другой — долгие годы существовало клеймо «необучаемый». От таких детей с задержкой умственного развития просто отмахивались, педагогической работы с ними практически не велось. Сейчас закон об образовании определяет восемь видов специальных коррекционных образовательных учреждений. Для детей, которым раньше ставили диагноз «необучаемый», существуют программы коррекционного развития в специализированных образовательных учреждениях 7-го и 8-го видов. Клеймо «необучаемый» по счастью снято, и теперь каждый ребенок-инвалид может получить образовательную, трудовую и социальную подготовку к взрослой жизни. Очень важно и то, что в образовательных учреждениях 1-6 видов для детей с сохраненным интеллектом процесс обучения должен проходить в соответствии с программой общего образования.
— Какой вариант обучения могут выбрать родители для своего ребенка в зависимости от личных обстоятельств? И какие формы вообще существуют?
— По закону, ребенка с сохраненным интеллектом, но ограниченными физическими возможностями обязана зачислить общеобразовательная школа по месту жительства. Но что ждет его там? Школы не имеют ни специального оборудования, ни дополнительного персонала для создания такому ребенку условий для нормального обучения. Получается, что родители всегда должны быть рядом, помогать на переменах, в столовой, в туалете. И так из класса в класс, из года в год. Есть и трудности в обучении. Особенности психомоторного развития ребенка требуют индивидуального подхода и специальных методик. Рассчитывать на особое внимание учителя в переполненном классе не приходится. Ребенок начинает отставать… Раньше у родителей не было другого выбора, кроме как перевести его на домашнее обучение. Да, тогда не надо решать проблему транспорта и передвижения, но ребенок не видит других детей, общение с миром происходит в замкнутом круге семьи и вечно спешащей учительницы. К тому же нет достаточного контроля качества такого обучения. Учительница становится для семьи «своим» человеком. И, если уровень преподавания низкий, родители вряд ли станут жаловаться — лишь бы ребенок учился.
Сегодня, как я уже говорила, образованию детей с отклонениями в развитии стали уделять больше внимания. Есть несколько форм обучения, у родителей появился выбор. Существует индивидуальная школьная форма обучения. Общеобразовательные школы могут организовать небольшие группы в дополнение к домашнему обучению. Занятия проходят после уроков, во второй половине дня. Конечно, родители должны иметь возможность привести и увести ребенка. Пользы от такого обучения больше. Ребенок общается со сверстниками, у него появляется мотивация успеха.
Есть и возможность дистанционного обучения. Эта форма очень хорошо себя зарекомендовала, но широкого распространения пока не получила, так как требует больших затрат.
Начинается эксперимент с инклюзивным обучением, когда классы для детей-инвалидов создаются в общеобразовательных школах специально оборудованных для этого. В Петербурге разработана концепция такого инклюзивного образования. Но документ еще сырой, о результатах говорить пока рано.
— Получается, что выбор есть, перспективы есть, но дети в основном так и обучаются дома?
— Да, к сожалению, очень немногие обучаются вне дома — не более 10-15%. Далеко не все дети, которые могли бы учиться в общеобразовательных школах, имеют возможность до нее добраться. Во многих семьях существуют бытовые проблемы и финансовые трудности. Конечно, хочется поскорее вытащить детей из четырех стен, преодолеть их изоляцию.
— Расскажите подробнее о проекте инклюзивного образования.
В школу инклюзивного обучения приходят учиться, как обычные дети, так и дети с ограниченными возможностями. Специальные классы рассчитаны на 5-6 человек. Количество предметов и объем преподавания — тот же, что и в обычной школе. Из-за особенностей психомоторного развития ребенка меняется методика подачи материала. Например, урок длится 30 – 35 минут. Ребенок-инвалид может рассчитывать на индивидуальный подход. Он обучается в специальном классе, но в зависимости от его особенностей, может посещать и общие – вместе со своими ровесниками, не имеющими проблем со здоровьем. Главное, что в такой школе ребенок не изолирован от сверстников, он тянется за ними, продвигается в своем развитии. Дети общаются на культурных, развлекательных мероприятиях, на переменах. В детях-инвалидах очень развита отзывчивость, благодарность, они обладают внутренней чистотой. Общение со сверстниками в школах инклюзивного обучения полезно и здоровым детям. Это прививка терпимости, сострадания, нравственности…
— Очевидно, что школы инклюзивного типа требуют специального оборудования, нуждаются в дополнительном персонале?
— Все так. В школах должны быть оборудованы пандусы, перила в коридорах, дополнительные приспособления в туалетах и столовых. Дети должны свободно, без труда везде передвигаться: при входе, на лестнице, в классах. Персонал обязан помогать, сопровождать ребенка. Там потребуются социальные работники, социальные педагоги – учителя, прошедшие переподготовку для занятий с детьми, нуждающимися в психологическом сопровождении. Новое дело требует новых людей.
— Каким образовательным проектом ГАООРДИ гордится особо?
— Восемь лет назад, совместно с отделом образования Василеостровского района мы начали экспериментальную программу дополнительного дистанционного обучения с использованием интернета. Обеспечили двести детей персональными компьютерами, видеокамерами для общения с преподавателями. В результате удалось дать им полноценное среднее образование и подготовить к поступлению в высшие учебные заведения. Экспериментальная программа имела успех, комитет по образованию Санкт-Петербурга одобрил дистанционное образование как альтернативную возможность обучения детей – инвалидов. Многие из тех, кто участвовал в этой программе, учатся сейчас в Петербургской инженерно-экономической академии (ИНЖЕКОН). Кстати, эта академия наш партнер, она поддержала идею инклюзивного образования на следующей ступени — в высшей школе. Всего в ИНЖЕКОНе учится около пятидесяти студентов с ограниченными возможностями здоровья.
— Чего вы ждете от государственных органов?
— Для решения вопросов, жизненно важных для детей с ограниченными возможностями мы работаем с различными комитетами города, с районными администрациями, учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты. Но подчас государственные органы медлительны, сила инерции велика. А в работе с детьми-инвалидами каждый упущенный год — невозвратная потеря. Вот, например, то же инклюзивное образование. Мало декларировать его принципы. Надо разрабатывать программы, школьные курсы, оборудовать помещения. Для этого нужно многое: время, опыт, практика, желание. И, конечно, общество должно менять отношение к инвалидам. Почему бы не начать включение детей-инвалидов в жизнь их сверстников с детских садов, самом подходящем для этого месте? Обычно сад находится недалеко от дома, иногда в том же дворе, значит ребенка ждет знакомая обстановка и окружение. Важно и то, что у маленьких детей еще нет ни психологических барьеров, ни внушенных предубеждений. Именно в детском саду может создаваться атмосфера понимания, дружбы и поддержки, которая поможет и в школе.
— Как о вас узнают, как к вам приходят? Кто оказывает основную финансовую помощь ГАООРДИ?
— 12 июня ГАООРДИ исполняется 20 лет, и о нас знают все, кто занимается с детьми с ограниченными возможностями. Районные отделы образования и здравоохранения, центры реабилитации, директора школ, главврачи поликлиник, детские дома. Многие обращаются к М. А. Урманчеевой, президенту ГАООРДИ, которую хорошо знают не только в Петербурге. Она является членом координационного совета по вопросам социальной защиты инвалидов при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, членом координационного совета по делам инвалидов при губернаторе Санкт-Петербурга, членом комиссии по правам человека в Санкт-Петербурге. Родителям рассказывают о нас, и в сложных ситуациях мы берем детей и семьи под свой патронаж, решаем вопросы, помогаем. На сегодня ГАООРДИ патронирует 1500 семей. Основное финансирование получаем в виде субсидий за счет бюджетного финансирования, грантов и спонсорских средств.
www.miloserdie.ru
виды и правила организации обучения в них
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого подхода.
Для каждого нарушения существует своя схема коррекции и развития.
Поэтому школы для таких детей делятся на виды в соответствии с нарушениями в здоровье и его степенью.
Что представляют собой данные учебные заведения
Для детей с проблемами здоровья требуются специальные образовательные программы.
К сожалению, в последние годы эта проблема становится актуальнее, так как число детей-инвалидов и детей с ОВЗ только растет. Закон «Об образовании» предусматривает равные возможности в получении образования для всех несовершеннолетних, независимо от состояния здоровья и нарушений их психофизического состояния. Обеспечить им эту возможность призваны специальные коррекционные учебные заведения.
Особенность таких учреждений состоит в том, что для обучаемых в них создается особая развивающая среда, которая способствует получению образования, соответствующему специальной программе. Кроме того, здесь применяются специфические методики воспитания и развития, созданы все условия для лечения и исправления нарушений развития. Большое значение придается социализации таких деток, их самореализации в профессиональной или социальной деятельности.
Направлять ребенка на обучение в такой школе специальная комиссия может только после психолого-медико-педагогического заключения и с согласия его родителей. Каждая школа самостоятельно разрабатывает учебный план, в рамках которого будет реализовывать программу подготовки учащихся, учитывая особенности их психофизического развития.
Кроме образовательной деятельности в таких школах ученикам обеспечивают полное медицинское и психологическое сопровождение. В штат школы обязательно входят педиатры, врачи-специалисты, психологи. Они помогают педагогам строить учебно-воспитательный процесс с учетом нарушений в развитии. Дети при необходимости получают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, для них организуются занятия лечебной физкультурой, массаж и другие коррекционные и терапевтические мероприятия.
Школы для детей с ограниченными возможностями могут быть как государственными, так и частными. По решению комиссии ребенок может быть переведен в обычную общеобразовательную школу, если в ней созданы все условия для работы с такими малышами. В последние годы большое распространение получила форма инклюзивного образования, когда дети с нарушениями в развитии учатся совместно со здоровыми.
Виды учреждений
Для детей с особенностями развития существуют несколько типов образовательных учреждений.
В зависимости от видов и степени нарушений психофизического здоровья учащегося такие заведения делятся на 8 видов.
Для неслышащих учеников
Здесь педагоги и воспитатели, совместно с врачами-специалистами и психологами занимаются воспитанием, обучением, социализацией и профессиональной подготовкой детей с полным отсутствием слуха.
Главное внимание уделяется формированию навыков логического мышления, развитию вербальной речи, расширению речевой практики.
Много работы проводится для развития и максимально возможного сохранения остаточного слуха. Дети занимаются в школе в течение 12 лет в классах, численностью не более 12 человек.
Слабослышащие и позднооглохшие
Главная задача специалистов, работающих в таких школах, – это преодоление и коррекция последствий, связанных с нарушениями или потерей слуха.
Педагоги должны стимулировать развитие речи, сформировать навыки чтения с губ. В таких школах дети занимаются на двух отделениях.
В первом – имеющие небольшие проблемы, связанные с нарушением слуха, такие как дисграфия и дислексия, фонетико-фонематические отклонения в речи.
На другом отделении занимаются с учащимися, имеющими большими проблемы в развитии речи из-за серьезных нарушений слуха.
В зависимости от степени развития отклонений дети учатся в такой школе от 10 до 12 лет. При успешной коррекции со временем по решению комиссии ребенок может быть переведен в общеобразовательные учреждения.
Незрячие
Здесь учатся дети с полным отсутствием или минимальным остаточным зрением.
Максимальное сохранение остаточного зрения – это то, что ставят своей главной целью сотрудники школы. Обучение построено на тактильно-кинестетическом и слуховом восприятии.
С учениками постоянно контактируют врач-офтальмолог, педиатр и психоневролог. Очень много внимания уделяется тому, чтобы незрячие обучающиеся имели возможность общаться и сотрудничать со зрячими взрослыми и детьми. Это способствует их лучшему развитию и помогает избежать некоторые отклонения.
Обучающие программы здесь соответствуют обычным образовательным школам, но с учетом специфики и особым подходам к физвоспитанию, производственному обучению, черчению и рисованию.
Слабовидящие
В отличие от школ III типа главная задача, которую решают специалисты этого учреждения, – компенсация нарушения зрения и его по возможности его восстановления. Для этого создается специальный щадящий режим.
Успех обучения и коррекции нарушений зависят от созданных условий. В работе используются специальные технические средства, в том числе аудиозаписи, рельефный наглядный материал, особые технические и оптические средства.
Важно соблюдение требований к освещению, индивидуальному режиму, дозирование зрительных нагрузок.
С нарушениями речи
Это специальные центры, которые могут быть созданы при поликлиниках, в которых логопеды помогают детям и взрослым устранить нарушения речи.
К этому же типу относятся и специализированные детские сады и школы.
С тяжелой патологией речи
Если у ребенка тяжелое нарушение развития речи, которое не дает ему возможность учиться в обычном общеобразовательном заведении, то специальная комиссия дает ему направление на обучение в таком учреждении.
Здесь занимаются лечением и исправлением нарушений в устной и письменной речи. В конце каждого учебного года комиссия оценивает состояние ребенка, если наблюдается улучшение состояния, он может быть направлен на обучение в обычное общеобразовательное учреждение.
С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
В этих школах проводится не только образовательная, но и терапевтическая деятельность.
Главная задача, помимо обучения, это максимальное восстановление двигательных функций организма, преодоление нарушений, профессиональная подготовка и социальная реабилитация таких ребят.
Задержка психического развития
Здесь проводится учебно-воспитательная работа с детьми, отстающими в интеллектуальном и психическом развитии.
Кроме того, проводятся лечебно-воспитательные мероприятия, способствующие устранению причин неуспеваемости в школе.
По итогам каждого года принимается решение о дальнейшем обучении ребенка, его возможности вернуться в общеобразовательную школу или направление в специализированное учебное заведение другого типа.
Умственно отсталые
Главная задача специалистов этой школы – подготовка учащихся к обучению в специальной коррекционной школе.
Кроме воспитательной работы проводятся и терапевтические мероприятия. Много внимания уделяется не только освоению школьной программы, но и получению трудовой специальности, подготовке к профессиональной деятельности, самостоятельной жизни и интеграции в общество.
Помимо основных школ 8 типов, есть и специализированные школы-интернаты для слепо-глухо-немых детей, центры для учащихся с аутизмом и синдромом Дауна.
Организация учебного процесса
В зависимости от типа школы все они разрабатывают свои индивидуальные планы и программы, позволяющие реализовать возможность детей получить доступное образование и медицинскую поддержку.
Однако все они базируются на основных принципах:
- Обеспечение психологической безопасности ребенка.
- Помощь в адаптации к условиям окружающего мира.
- Стремление к сотрудничеству.
- Заинтересованность в учебном или творческом процессе.
На этом строится работа коррекционных школ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, большую роль здесь играет индивидуальный подход к каждому ребенку, создание психологического комфорта. В своей работе специалисты таких учебных заведений применяют специальные методы для активации познавательной деятельности, развития устной, письменной речи, формирования учебных навыков.
Большое внимание уделяется восстановлению и укреплению психического здоровья: проводятся занятия и упражнения по снятию напряжения, развития эмоций.
Распространение таких заведений
Сегодня в нашей стране успешно функционируют несколько форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Это применение так называемого инклюзивного метода обучения, дистанционные школы, позволяющие детям, находящимся на надомном обучении, интегрироваться в общество. Кроме того, существуют и традиционные учебные заведения для обучающихся с ОВЗ. В крупных городах, помимо государственных, работают частные школы.
В Москве функционируют не менее 10 крупных государственных школ и центров для работы с особыми детьми, созданы корректирующие классы в некоторых общеобразовательных школах, активно применяется и внедряется система инклюзивного образования. Около 10 частных учебных заведений и детских садов также предлагают свои образовательные и коррекционные услуги учащимся с нарушением здоровья.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области подобных заведений, как частных так и государственных, насчитывается около 90. В них принимаются дети с различной степенью нарушений дошкольного и школьного возраста.
Созданы подобные образовательные учреждения во всех регионах страны: в Краснодаре, Казани, в Сибири и т.д.
Пример работы одного из таких учебных заведений представлен в следующем видеосюжете:
posobie-help.ru
По какой программе должен учиться ребенок с ограниченными возможностями?
Подобная горячая линия была организована впервые. 10 дней специалисты департамента образования и науки Тюменской области отвечали на вопросы родителей и близких родственников детей с ограниченными возможностями здоровья.Две трети обращений были от жителей деревень и сел. Около половины затруднений, с которыми обратились граждане, устранены в ходе горячей линии.
Были случаи, когда родители «особых детей» выражали недовольство недоброжелательным отношением к ребятам со стороны сверстников, равнодушием взрослых. Это, конечно, недопустимо. Поэтому департамент рекомендовал усилить меры по соблюдению гарантированных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образовательных услуг в муниципальных образованиях. Соответствующие предписания уже направлены.
Горячая линия показала, что семьи, имеющие больных детей, слабо проинформированы о своих правах, обязанностях и льготах, об образовательных услугах, которые могут и должны получать дети в соответствии с диагнозом, возрастом, уровнем развития. Поэтому такие акции станут регулярными: будут проводиться в начале и конце учебного года. Так что следите за анонсами в «Комсомолке».
А сегодня мы публикуем ответы главного специалиста отдела общего образования департамента Нины Глухих на наиболее часто задаваемые вопросы.
В какую школу пойдет ребенок после коррекционной программы?
— Ребенок не смог усвоить общеобразовательную программу первого класса в полном объеме. Школа предлагает пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и учиться по специальной (коррекционной) программе. Как нам поступить в данной ситуации? Надо ли соглашаться на смену программы обучения?- Рекомендуем пойти на консультацию в данную комиссию, чтобы специалисты — врач, дефектолог, логопед, психолог — смогли найти причину трудностей ребенка в усвоении материала, соотнести программу, по которой он учится, с его возможностями и дать рекомендации к дальнейшему обучению. Окончательное решение вопроса о переводе ребенка на другую образовательную программу, в частности обучение по коррекционной программе, зависит от родителей. Только с их согласия школа может перевести обучение ребенка с одной программы на другую.
— Правда ли, что после четвертого класса ребенок, обучавшийся по коррекционной программе седьмого вида, может быть переведен на общеобразовательную? Кто это будет решать?— В каждой школе есть психолого-медико-педагогический консилиум, который в течение обучения сопровождает ребенка. После окончания начальной школы, в случае успешной компенсации проблем в усвоении знаний, члены консилиума проводят беседу с родителями. После собеседования обращаются к администрации школы с рекомендацией об изменении программы обучения, перевода ребенка с коррекционной на общеобразовательную программу. Это возможно только с согласия родителей.В случае отсутствия консилиума в школе можно обратиться непосредственно в психолого-медико-педагогическую комиссию, которая рекомендовала ребенку коррекционную программу седьмого вида, с целью изменения назначения.
— Существует мнение, что перевод ребенка на коррекционную программу, например, седьмого вида, ничего не дает. Он продолжает слабо учиться, невнимателен, плохо запоминает и т. д. — Хорошо, что родители внимательны к обучению своего ребенка и вовремя обращают внимание на какие-то проблемы. В данном случае необходимо выяснить, все ли условия для обучения по коррекционной программе созданы в школе: проводит ли психолог занятия с ребенком, занимается ли учитель индивидуально, используя коррекционные методики и приемы.Но самое важное — необходимо параллельно с учебой проводить лечение у врача-психиатра или у невропатолога, которое ребенок должен получать два раза в год. Только соблюдая все рекомендации, данные психолого-медико-педагогической комиссией, можно добиться компенсации отклонений в развитии, которые были причиной плохой успеваемости ребенка. Задержка психического развития бывает четырех типов, причины ее возникновения разные, а значит, и протекание процесса выравнивания тоже разное.
Где обучать детей с проблемами зрения, слуха и другими заболеваниями?
— По каким медицинским показаниям ребенку может быть рекомендовано обучение на дому? Это происходит по решению администрации школы или родителей? — Обучение для ребенка-инвалида или больного ребенка на дому может быть организовано образовательным учреждением по заключению лечебного учреждения (КЭК), рекомендации ПМПК, согласно утвержденному перечню заболеваний. При этом решение принимается администрацией школы только с согласия родителей.
— Ребенок — инвалид детства, у него детский церебральный паралич, он с трудом передвигается. Сейчас ему два года. Врачи говорят, что интеллект пострадал несильно, возможно, у ребенка только задержка психического развития. Можно ли нам куда-то обратиться по поводу детского сада, в дальнейшем — учебы?- Нужно обращаться в муниципальный орган управления образованием. Независимо от того, где вы проживаете — в городе или сельской местности, вопрос о предоставлении образовательных услуг в удобной для вас форме будет решен положительно.
— Ребенок имеет проблемы в развитии речи. Он окончил начальные классы в коррекционной школе пятого вида для таких деток. Какое образовательное учреждение он будет посещать в дальнейшем, если отклонения не скорректированы? Остались заикание, дислексия, дисграфия и др.- Продолжать обучение ребенок будет в общеобразовательном учреждении общего типа по своей программе — пятого вида, получая дополнительно коррекционные услуги в логопедическом кабинете, логопункте школы или по месту жительства.
— Дошкольник, инвалид по слуху, живет в сельской местности. Может ли семья рассчитывать на место в садике, школе?— В школу вашего ребенка возьмут. Но условия для обучения детей, имеющих проблемы со слухом, тем более не прошедших реабилитацию в дошкольном специальном учреждении, в общеобразовательной школе создать сложно. Целесообразнее вашему ребенку обучаться в коррекционном образовательном учреждении первого-второго вида. Коррекционная школа-интернат первого-второго вида для глухих и слабослышащих детей есть в Ишиме. В данном образовательном учреждении имеется дошкольная группа. Чтобы получить направление в указанное образовательное учреждение необходимо иметь заключение сурдолога из Тюменского центра слуха и речи. С ним нужно обратиться в областную психолого-медико-педагогическую комиссию. На основании рекомендации областной ПМПК в департаменте образования и науки Тюменской области выдадут путевку в специальную (коррекционную) школу первого-второго вида. Этот же порядок действий определен и для детей, имеющих проблемы со зрением. С направлением врача из областного офтальмологического центра необходимо обратиться в областную ПМПК за рекомендацией для получения путевки либо в начальную школу-сад, либо в коррекционное образовательное учреждение третьего-четвертого вида. Оно находится в Ялуторовске.
Куда обращаться?
Эти адреса и телефоны вам понадобятся по вопросам обучения детей с ограниченными возможностями:- областная психолого-медико-педагогическая комиссия: Тюмень, ул. Логунова, 17, каб. 101, тел. 34-97-33;- департамент образования и науки Тюменской области: Тюмень, ул. Володарского, 49, тел. 24-07-12.
Благодарим за помощь в организации материала пресс-центр департамента образования и науки Тюменской области.
www.kp.ru
Обучение детей-инвалидов
Индивидуальная программа реабилитации для детей с ограниченными возможностями предусматривает получение среднего образования. Исходя из интеллектуальных возможностей ребенка, в программе может быть предусмотрено обучение в высшей школе. Больные дети имеют право на обучение. Это закреплено Конституцией РФ (ст. 43). Обучение детей-инвалидов производится в общеобразовательных школах, специальных коррекционных учебных заведениях, на дому: дистанционным методом или путем семейного воспитания. Инвалидам детства также предоставляется право обучаться в музыкальных и художественных школах на бесплатной основе.
Для получения специального образования инвалидам предоставляются льготы при поступлении в профессиональные училища, техникумы, высшие учебные заведения. Единственным, но значительным ограничением для обучения детей-инвалидов является состояние здоровья. Согласно заключению медицинской психиатрической и педагогической экспертизы инвалиды детства определяются в специализированные учебные заведения для обучения детей со следующими нарушениями:
- Зрения;
- Слуха;
- Речи;
- Двигательной активности.
При имеющихся нарушениях интеллектуального развития предусмотрено обучение детей-инвалидов в специальной школе-интернате по особой методике специально подготовленными преподавателями.
Так или иначе, ни один инвалид детства не может остаться без образования, независимо от характера заболевания.
Обучение детей-инвалидов в школе
Средние общеобразовательные учебные заведения не имеют права отказывать в приеме детям инвалидам, тем не менее школы не обязаны создавать специальные условия для учеников с ограниченными возможностями. Педагоги не разрабатывают специальных учебных программ, не привлекают к процессу обучения детей-инвалидов в школе специалистов: дефектологов, логопедов, массажистов и пр. Частные школы имеют право принимать инвалидов, но не обязаны это делать.
Дети-инвалиды, не страдающие задержкой умственного развития, как правило, не имеют проблем с усвоением школьного материала. На первый план для таких учеников выступает проблема общения со сверстниками. Детская психология значительно отличается от взрослой, ученики могут «организовать» инвалиду невыносимые условия не только в плане обучения, но и в жизнедеятельности. Тем временем руководство среднего общеобразовательного учебного заведения не имеет возможности создания благоприятных условий для детей с ограниченными физическими возможностями. В штате средней школы не предусмотрена работа психолога, прямой обязанностью которого является создание необходимого микроклимата в коллективе.
Подобные условия созданы в коррекционных школах, в которые ребенок направляется только с согласия родителей.
Обучение на дому детей-инвалидов
В тех случаях, когда родители не желают, чтобы их ребенок учился в коррекционной или общеобразовательной школе, предусмотрена возможность получения среднего образования на дому.
Для обучения на дому детей-инвалидов существует две формы преподавания:
- Семейная;
- Надомная.
Семейное обучение не предполагает участия в образовательном процессе учителей из общей школы. Образованием ребенка занимаются его родители: самостоятельно либо с привлечением преподавателей. В этом случае семье выплачивается денежная компенсация, включающая затраты на обучение и воспитание. Если же решением комиссии ребенок нуждается в учебе в коррекционной школе, размер компенсации увеличивается согласно существующим нормативам. Между родителями и школой заключается договор, который предусматривает проведение промежуточной аттестации знаний. В случае отрицательных результатов договор расторгается, а компенсация подлежит возврату.
Надомная форма обучения детей-инвалидов предусматривает выплаты на двухразовые горячие обеды, труд прикрепленных учителей школы оплачивает государство. Преподаватели также проводят занятия с ребенком на дому и проводят аттестацию, в ходе которой предусмотрены итоговые экзамены по определенным предметам.
Ребенок, обучаясь дома, получает полное образование, уровень которого не отличается от общего.
Дистанционное обучение детей-инвалидов
Для обучения инвалидов с детства существует несколько моделей дистанционного обучения:
- В центре дистанционного обучения. Занятия проводят штатные педагоги;
- Методическое сопровождение преподавания по месту жительства;
- Разработка программы обучения детей-инвалидов несколькими образовательными учреждениями.
Учебно-методический комплекс дистанционных технологий составляется с учетом плана школы и программ предметов по отдельным дисциплинам. Вся информация находится в открытом доступе как для учеников и родителей, так и для преподавателей. С этой целью разработаны комплекты электронных ресурсов.
Дистанционное обучение детей-инвалидов предусматривает постоянную связь преподавателя с учеником, независимо от расстояния между ними. Использование нескольких средств общения способствует успеваемости. Ребенок-инвалид имеет возможность в любое время задать вопрос учителю и получить на него исчерпывающий ответ.
Важное достижение дистанционного обучения – возможность соединения нескольких детей-инвалидов для проведения уроков в режиме он-лайн. Ребенок с ограниченными возможностями не чувствует себя одиноким и приучается к работе в команде. Аттестации знаний, согласно индивидуальным программам обучения детей-инвалидов, проводятся с использованием электронного контроля знаний, что практически исключает субъективность оценок. Одновременно дети-инвалиды получают навыки работы с персональным компьютером, осваивают новые информационные технологии.
Аттестация знаний при обучении детей-инвалидов
Контрольная работа проводится согласно графику, утвержденному руководителем учебного центра. Режим очного взаимодействия обеспечивается с помощью специальных компьютерных программ. Ученик устанавливает камеру таким образом, чтобы преподаватель мог видеть рабочее место. Подобный режим полностью исключает использование подсказок как в устной, так и в письменной форме.
Обучающиеся с низким темпом работы выполняют контрольную работу в несколько этапов. Учителя не имеют права нагнетать обстановку, преувеличивая значимость прохождения аттестации.
Вступительные экзамены в среднетехнические и высшие учебные заведения для инвалидов проводятся на особых условиях. Абитуриентам предоставляется дополнительное время на подготовку в течение полутора часов независимо от формы сдачи экзамена: письменной или устной. Обучение детей-инвалидов в высших и среднетехнических учебных заведениях также проводится по индивидуальным программам с учетом рекомендаций врачей, психологов и социальных работников.
Инвалидность определяется не состоянием здоровья, а степенью ограничения к трудовой деятельности. Современные технологии позволяют детям инвалидам получить необходимое образование и стать полноценными членами общества.
www.neboleem.net